Чем отличается понятия индивид и индивидуальность? Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" и "субъект".

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Ее устойчивые компоненты составляют понятия "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность" . Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой - часть социально-практического бытия, - наводит на мысль, что по своей структуре понятия "человек", "личность", "индивидуальность" включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных соотношениях. Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются. В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид - это не просто единичное эмпирическое существо, "вкрапленное" в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые.


В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Личность тем более значительна, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей.

Социально-деятельностная сущность человека, прежде всего, лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей - величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Теории личности.

В гуманитарных науках сформировались три основные концепции личности. Наиболее распространенной в социологии является статусно-ролевая концепция личности. Сторонниками этой теории были видные социологи Мэртон, Парсонс, Митт и др. С точки зрения данной теории, личность возникает и формируется только тогда, когда человек включен в социальную группу, входит в различные социальные институты, в которых приобретает статус, связанные с ним роли, усваивает нормы, ценности, установки и т. д. При этом социальная роль рассматривается как способ поведения человека в соответствии со своим статусом. Таким образом, можно рассматривать личность как функцию от множества социальных ролей, а ролевое поведение - как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Индивид - носитель различных социальных статусов, и человек может сам определять, какой статус для него является доминирующим, главным. Статусы могут быть предписанными и естественными. Естественные не зависят от выбора человека и даже общества (статус пола, возраста). Предписанный статус навязывается человеку обществом, приобретается человеком в обществе и его собственными усилиями. Системой существующих статусов различных социальных институтов человеку предлагается выбор, который он осуществляет на основе объективных и субъективных условий. Все статусы предписывают определенные роли - совокупность действий, которые должен выполнять человек, чтобы им соответствовать. Человек имеет целый набор статусов и ролей и это может, в некоторых случаях, приводить к ролевым конфликтам - к ситуациям, когда выполнение одних ролевых функций делает невозможным выполнение других. Социальная роль связана с ролевым поведением и ролевым ожиданием. Осуществление ролевых ожиданий во многом определяет возможность ролевых действий. Через ролевые ожидания общество воздействует на личность и в этом смысле автономия (свобода) личности всегда имеет определенный предел.

Рис. 10. Социальный статус и его основные виды

Концепция З. Фрейда. Свои рассуждения о личности известный австрийский мыслитель и психиатр строит, исходя из признания доминирования животного начала в человеке как биологическом существе. Как животное человек стремится к удовлетворению потребностей, которые приносят ему чувство удовлетворения. Общество же накладывает на человека систему запретов, направленных на сохранение общества как целостности, на установление определенного социального порядка. В связи с этим в структуре человеческой личности он выделяет три компонента: «оно», или «ид» - бессознательные, импульсивные влечения биологического порядка, эрос как источник активности (либидо - половое влечение); «я» или «эго» - самосознание человека; «сверх - я» или «супер–эго» - нормы, навязанные обществом и принятые человеком.

Самосознание человека как опосредующее звено между «оно» и «сверх я» ищет компромисс между глубинными влечениями и общественно приемлемыми формами их реализации.

Рис. 11. Структура личности по Фрейду

Поведенческая концепция личности возникла и развивалась в рамках психологии бихевиоризма. С этой точки зрения поведение личности складывается из трех типов поведения: безусловно-рефлекторное поведение, которое определяется системой безусловных рефлексов и мало осознается личностью; условно-рефлекторное поведение, которое определяется системой условных рефлексов, сформированных в процессе жизни индивида и заключающих в себе его жизненный опыт (поэтому такое поведение может быть достаточно разнообразным в зависимости от условий жизни, и оно также может быть мало осознаваемым); оперантное поведение, которое представляет собой стихийно выбранные формы поведения, закрепленные в привычках и стереотипах.Оперантное поведение в значительной мере индивидуально и, как привило, имеет определенное рациональное обоснование.

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Проблема личности является центральной в современной психологии, и это не случайно, важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

Личность - основная загадка человеческого мира, его тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

Рисунок 1 - Система личностных понятий

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие человек является самым широким, это основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Основные характеристики человека:

Особое строение организма;

Способность к трудовой деятельности;

Наличие сознания.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим (природным) и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основой и точкой отсчета обозначенного анализа выступает человек как социоприродный феномен.

Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид - приматы; классификационная категоризация - Homo sapiens.

Человек как существо, принадлежащее социуму, человечеству, представляет в себе человечество, и в этом его сущность. Человечество (человеческий род, человеческий мир) - особая, исторически развивающаяся социальная, социально-психологическая и духовная общность, которая отличается от всех иных материальных систем на планете присущим ей способом жизнедеятельности.

Главная социально-психологическая характеристика этого способа жизнедеятельности - механизм «САМО…»: самоорганизация, самопознание, самосознание, саморегуляция, саморазвитие, самодвижение и т.д.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

Целостность психофизической организации организма;

Устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Активность.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Процесс такого внутреннего «слаживания» хорошо известен, он отмечался Ч. Дарвином…

Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезисе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения.

Наиболее общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Иначе, можно сказать, что индивид - это «конкретный человек» от рождения до смерти.

Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств.

Личность - это социальная сущность человека. Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека…

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность - одна из сторон личности, поэтому определить понятие «индивидуальность» сложнее, т.к. помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека.

Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания.

Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида) (рис. 2).


Рисунок 2 - Человек - Индивид - Индивидуальность - Личность

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек » – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид » указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность » подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации.Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «индивидуальность ».

Диалектическая взаимосвязь этих понятий раскрывается через категории общее единичное особенное . Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия:

1) общечеловеческих признаков (как природных, так и социальных),

2) особенных (в качестве представителя определенного конкретно-исторического этапа развития общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями),

3) единичных (уникальных, присущих только данной личности особенностей телесной организации, психического склада (характер, воля), социальных качеств. Эти особенности обусловлены наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется – семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.–, а также неповторимым индивидуальным опытом).

3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, биохимических и др. процессах, происходящих в организме. Биологический уровень в структуре человеческой личности подчеркивает ее связь с природным миром. Подпсихическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д.Социальный фактор проявляется в том, что человеческие качества формируются и проявляются только в обществе, как результат социальных отношений. На социальном уровне человек включен в историю человечества, в человеческую культуру.

Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Человек выделяется из природного мира как существо, обладающее разумом. Человеческое мышление представляет собой сложно организованный биопсихосоциальный феномен. На биологическом уровне сознание является функцией специального органа – головного мозга. Т.е. психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может.

Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии. В то же время существуют концепции, абсолютизирующие роль биологического, психического либо социального начала в человеке.

Биологизаторские концепции (социалдарвинизм ) трактуют человека как преимущественно природно-биологическое существо. Социальные качества здесь рассматриваются как простое усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания («в поведении человека нет ничего такого, что не встречалось уже у животных»). Подобной точки зрения придерживался русский мыслительПетр Алексеевич Кропоткин . Например, он считал, что в животном мире существует «закон взаимопомощи», который в процессе эволюции трансформируется в такие этические принципы, как чувство долга, справедливости, сострадания, уважения. Широкое распространение назападе получиласоциобиология (наиболее яркий представитель – американский ученый Эд. Уилсон), которая пытается объяснить социальную деятельность человека эволюционно-биологическими и генетическими характеристиками. С точки зрения социобиологии, большинство форм человеческого поведения сложились в результате природной эволюции и свойственны не только человеку, но и животным (защита места обитания, альтруизм и агрессивность, следование определенным нормам сексуального поведения, семейственность и т.д.). Представители социобиологии пытаются с натуралистических позиций решать такие сложные социальные вопросы, как свобода и ответственность личности, равноправие мужчин и женщин, преодоление экологического кризиса и ставят задачу сохранения человека как вида с присущим ему генофондом. В то же время в рамках социобиологии сложился ряд антигуманистических концепций, отстаивающих идею деления рас на «высшие» и «низшие», право бороться с проблемой перенаселения путем «естественного отбора».

Как разновидность биологизаторского подхода можно рассматривать психоанализ З Фрейда (фрейдизм), абсолютизирующий психическое начало . З.Фрейд считал, что мотивы любых человеческих действий, стимулы творческой деятельности находятся в сфере бессознательного. Роль социальных факторов он сводил лишь к системе культурных запретов, которые ограничивают проявление бессознательного.

Социологизаторские концепци и абсолютизируют роль социального начала в человеке, утверждают приоритет общественного над индивидуальным. Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности (Дж. Мид). Согласно структурализму, человек является первичным элементом различных сфер и подсистем общества. Сущность общества проявляется как совокупность связей и отношений между этими подсистемами, а человек «растворяется» в обществе. В ролевой теории сущность человека сводится к совокупности выполняемых им социальных ролей. Социальные нормы и ценности – это своеобразный «сценарий», направляющий действия индивидов. Этот подход фиксирует внимание на поведении человека и не позволяет раскрыть его внутренний мир.

Такие трактовки человека не учитывают диалектического единства природного, психического и социального в человеке.

Индивид - Человек как индивид - это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики - возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (асимметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Личность - основная форма развития. Личностные свойства человека - жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность - человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность - это его глубинное измерение.

Исходя из определений, можно представить все следующим образом: Индивид - это нечто, почти неизменимое, нечто наше природное, то над чем мы почти не властны.

Личность уже формируется нами, без нашего осознанного вмешательства и все же. Как она формируется? По моим представлениям весь наш жизненный опыт и составляет её. Ситуации, в которых мы некогда были, и которые мы поняли и осознали наши действия и действия других лиц, на основе собственных выводов, к которым мы приходим на основе другого опыта, мы формируем некоторое мнение о мире, о людях, и о себе. Именно на основе этих выводов мы, как из кирпичиков, строим нашу личность, неосознанно, но над этим мы властны.

Индивидуальность же полностью подвластна нашему сознанию. Мы сами строим себя как индивидуальных людей. Чаще всего слово индивидуальность проскальзывает в разговорах вроде: «Я индивидуальность и поэтому буду делать все по своему. Захочу, буду пить и курить, захочу татуировку сделаю.» И не важно что в компании у этого человека все пьют курят и львиная доля в тату. Нет. Он индивидуальность и хочет это подчеркнуть. Суть то самой индивидуальности человека в том чем он отличается от других людей. Тут не нужно создавать себе различия или искать их. Человек с богатым внутренним миром сам по себе индивидуален. Такого человека можно сравнить с интересным романом. А вот первого, что говорил о сигаретах и выпивке, с маленьким рассказиком, наполненным клише и очевидными поворотами сюжета. Причем произведение настолько плохо и неинтересно что ты жалеешь о том что вообще потратил время на его чтение. В том время как интересный роман всегда оставит хорошие впечатления и тебе захочется его перечитывать раз за разом.

Давайте для удобства немного пофантазируем. Представьте себе небольшой участок земли, примерно как у вашей бабушки на даче. Это природная основа индивида. И вот вы решили построить там дом. Первым делом нужен фундамент. Так вот тот самый фундамент это наш темперамент и психологические задатки. Фундамент делали не вы. Вы не знали как, но вам помогли родители. И вот вы понемногу начинаете понимать как строить дом дальше, Вот вы уже вместе с родителями и друзьями строите дом, кирпичик за кирпичиком. Это не быстрый процесс. И он полностью зависит от вас. Ведь дом ваш и вы сами решаете когда завершить его постройку. Возможно ваш дом уже давно построен, а возможно до сих пор строится, но не так упорно как раньше. Но вот уже не мало построено и пора бы начать обстановку в доме. Тут есть несколько путей. Либо вы вообще не занимаетесь обстановкой дома, либо смотрите как у родителей и друзей и делаете что-то похожее на это(этим и занимаются почти все, по той же причине почему и фундамент не делали: знаний нет), либо полностью сами занимаетесь обстановкой. Читаете нужные книги, смотрите телепередачи, и не просто берете что-то оттуда, нет, сначала спрашиваете себя: «А нужно ли Мне это?». В любом из трех случаев формируется ваша индивидуальность.

Но есть и разница. Если сравнить эти три дома то вот что мы увидим. Первый дом похож на бетонную коробку во дворе трава по пояс и бездомные животные доедают хозяина.

Второй дом хоть и выглядит приличней, но не сказать что лучше. Сам дом разукрашен в разные цвета словно на него просто краски с разных сторон накидали. Во дворе разные цветы и деревья растут рядом и там же авто ремонтируется, а рядом шашлык и собаки подгорает. Смотрится это смешно и отвратительно одновременно.

И третий дом. Здесь стоит заметить что может быть несколько вариантов. К примеру сначала он ничем не отличался от второго, но потом опомнился и переделал все сам. Дом может быть невзрачным но уютным. Стандартным таким домиком. Может быть красиво расписанным снаружи и с хорошей клумбой. Но вот внутри голые стены и одиночество. Так же это может быть красивый современный умный дом. Или просто невзрачный дом снаружи но очень богатый внутри. Каждый его делает по своему. Разница лишь в том кто сколько времени и сил в это вложил.

Приведем пример наших «домов». Два друга. С самого детства они дружат. Учатся в одной школе. Влад и Дима. (для сохранения анонимности имена изменены). Оба закончили 9 классов и пошли учиться на программистов. Что такого странного спросите вы? А почти ничего. Если бы не одно но. Дима никогда не говорил о том куда пойдет учится после 9. Зато Влад всегда об этом говорил. Как то раз я стоял с ними и разговаривал. Тогда-то и завел разговор о том куда они собираются после 9 класса. Дима пожал плечами. А вот Влад сразу сказал, что идет на программиста. Посмею заметить что после этого Дима всегда отвечал на вопрос о будущем образовании так же как и тогда ответил Влад. Так к чему это я? Влад активная индивидуальность. Он сам решил куда ему стоит идти. (Я искренне надеюсь, что сам, спросить у него времени не было, да и сейчас не является возможным). А вот Дима пассивная. Ему было все равно куда. Но как только появилась возможность пойти учиться с другом он не раздумывая принял её. Если возвращаться к нашим домам то Дима как раз владелец второго дома. А Влад третьего.

Владельцы первого обычно не часто встречаются. Такие по большей части постоянно и безвылазно сидят дома и сходят с ума от того что не общаются с внешним миром даже через интернет. Как сами понимаете с такими встречаться не доводилось.

Тема 12. Человек:

индивид, личность, индивидуальность

Индивидом рождаются,

личностью становятся,

индивидуальность отстаивают.

Человек в психологии.

Так кто же такой ЧЕЛОВЕК?

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Так что, человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие ``человек"" используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

Особое строение организма;

Способность к трудовой деятельности;

Наличие сознания.

В практике психологии человека изучают в нескольких аспектах (см. Схема 1).

Схема 1. Изучение человека в психологии

1. Человек как индивид отражает биологическую сущность. Все мы, как и все живое – часть природы. В данном аспекте рассматривают то, что дано человеку от природы, что делает его принадлежным к человеческому роду, изучается человеческий организм, его строение и как это влияет на психику.

2. В то же время, человек – это всегда активное существо . Даже когда мы спим, отдельная часть нашего сознания не дремлет, продолжает переваривать воспринятую за день информацию. Да и человек всегда занимается какой-либо деятельностью, общается с другими людьми, размышляет, проявляет психическую активность (познавательную активность),

3. Третий аспект изучения человека связан с тем, что ребенок появляется на свет не изолированно, а сразу попадает в общество , которое тут же начинает предъявлять к нему свои требования. Начиная с того, что ребенку дают имя, и с детства учат: так можно поступать, а так нельзя, с рождения ребенок воспринимает социальные роли (сына, дочери, воспитанника детского сада, школьника и др.) и т. д. Это все относится к человеку как к личности – социальному существу.

4. И все выше перечисленное складывается в неповторимую индивидуальность каждого человека . Любой человек уникален. Каждый из вас уникален.

Но как соотносятся эти понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность?

Индивид и личность.

û Как вы думаете, что такое личность?

û Всякого ли человека можно назвать личностью?

Что означает слово «личность»? Какой смысл мы в него вкладываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латинское слово «persona» (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово «личина» у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом.

В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. В связи с этим возникает вопрос об особенностях подхода к личности в психологии.

Важной задачей психологической науки ставится обнаружение психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность.

Вы, конечно же, никогда не завали себе вопроса, чем индивид отличается от личности, поскольку эта тема вряд ли волновала вас хоть сколько-нибудь. Однако чем старше вы становитесь, тем серьезнее ваше отношение к миру… а может быть, вы просто услышали краем уха спор о том, кого же можно назвать личностью, а кого – нет? Как бы там ни было, вопрос поднят – значит, нужно выяснить ответ.

Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет малыша позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использования орудий труда и т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду.

Можно с уверенностью сказать, что вы – индивид. Как и ваши родители, и учителя, и тот высокий парень из соседнего дома, и красивая девушка с верхнего этажа… Однако младенец в коляске тоже является индивидом, так что гордиться вам особо нечем: это привилегия человека от рождения – быть не особью, подобно животным, а индивидом, и для того, чтобы попасть в эту категорию, нужно просто иметь руки, ноги, голову и все, что есть у человека (додумайте сам).

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид.

Индивид (от лат. неделимое) – это единичный представитель человеческого рода (вида homo sapiens), конкретный носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом (скелетно-мышечное строение, обеспечивающее возможность прямохождения, овладения речью, нервная система с определенным строением головного мозга и пр.). И вместе с тем в понятии «индивид» указывается и на то, что это единичное существо, отличное от других (индивидные признаки различны у людей – строение тела, цвет волос, особенности нервной системы и пр.).

Основные характеристики индивида:

Возрастно-половые:

Возраст и фаза жизни;

Половой диморфизм (мужской, женский пол);

Индивидуально-типические:

Конституционные свойства (особенности анатомии человека, строения тела);

Нейродинамические свойства (тип нервной системы, свойства мозга и пр.);

Цвет глаз, волос и пр.;

Биологические потребности (в еде, безопасности и т. д.);

Задатки;

Активность.

Высшая интеграция индивидных индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Как мы выяснили, индивидность связана прежде всего с природными образованиями, с организмом человека, его строением. Это то, что закладывается у человека во внутриутробном развитии. В целом природные, телесные свойства составляют предпосылку и условия развития его внутренних, психических качеств, присущих человеку. Например, определенное строение гортани и связок отвечает за то, что человек может говорить, а кто-то и прекрасно петь.

От индивида к личности.

û Ответьте, является ли новорожненный человек личностью? Можно ли говорить о личности жи­вотного?

Быть индивидом хотя и приятно (все-таки не особь, правильно? – уже хорошо), но не особенно почетно: надо же как-нибудь выделиться из общей массы вам подобных, но как это сделать? И что получится в результате? А вот это как раз ключевой вопрос! Индивид, то есть человек, который не желает делать все так, как другие, думает, чувствует и действует по-своему, не боится иметь собственную точку зрения, постепенно превращается… в личность ! То есть личность является индивидом, а вот индивид может не быть личностью – печальная, между прочем, картина.

Однажды Плакса, Озорник, Тихоня и Очкарик задумались – а что, собственно, выделяет их из толпы им подобных? В конце концов, таких школьников, как они, очень много, кое-кто из них даже внешне похож на эту четверку. Но ведь они же особенные, разве нет? «Наверное, я знаю, в чем дело – твердо заявил Очкарик. – Ты, Плакса, очень ранимая девочка, ты умеешь сопереживать другим, это хорошо. Ты, Озорник, мастер на всевозможные выдумки, и это прекрасно. Тихоня у нас очень добросовестная девочка, с любой работой справляется только так. Ну, а я… - Очкарик замялся, - я очень умный… и только попробуйте с этим не согласиться!!!»

û Подумайте, а чем вы выделяетесь из толпы себе подобных?

Являясь на свет как индивид, человек приобретает особе социальное качество, он становится личностью. Философское определение личности было дано К. Марксом. Он определял сущность человека как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных качеств и свойств.

û Если дать описание личности человека в Древние времена, в средние времена в Западной Европе, в современные года в Северной Америки, Африке и России, эти характеристики будут одинаковыми? В чем будет их специфика?

Личностные особенности не даны человеку от рождения. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Личность рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Это социальная сущность человека.

Часто понятие личности разбивают на две категории: 1 ) личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личностью можно назвать конкретного человека, который является носителем сознания, способен к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строит определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Основные характеристики личности:

Направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения, а также воля).

Опыт (знания, навыки, умения и привычки).

Индивидуальные особенности отдельных психических процессов: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

- Темперамент.

Способности.

Характер.

Мотивация и ценности.

Социальные потребности (в принятии человека и пр.).

Социальный статус и роли.

Сознательные цели.

Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Многие ученые (и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен отдать себя другим людям, оставить в них свой след.

û В этом контексте можно ли говорить о ЛИЧНОСТИ преступника?

Чем индивид хуже личности?

Да ничем не хуже. Просто он один из множества. Его не могут идентифицировать. Вот вспомните сказу о Царевне-лягушке. В начале сказки три брата – это три индивида, один от другого практически ничем не отличается: все трое следуют наказу отца и выпускают по стреле из луков, все трое приводят в дом молодых жен, пытаются угодить отцу и так далее. Зато в конце сказки мы уже ни с кем не перепутаем Ивана-царевича, он предстал перед нами во весь рост. А что же с его братьями? Они так и остались нераскрытыми для нас: кто из них женился на купеческой дочери, а кто на дворянской – не понятно. Да и не интересно, если честно.

Вообще индивид не вызывает в читателе желания узнать о нем побольше, тогда как личность приковывает внимание. Точно так же дело обстоит и в жизни – если вы ничем не выделяетесь среди окружающих, если вас ничего не интересует и вы не имеете собственного мнения и своего, оригинального взгляда на мир, то кому вы нужны? Кто захочет терять на вас свое время? Подумайте об этом!

Говоря о человеке, как о личности, мы выделяем целостность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Личность и индивидуальность.

Наряду с понятием «личность» нередко употребляется понятие «индивидуальность». Чем эти два понятия отличаются одно от другого? Что же такое индивидуальность человека?

û Не заглядывая в дальнейший текст, можете ответить, как вы понимаете индивидуальность человека?

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей . Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность - это своеобразие человека как индивида и личности. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессах, психических состояниях, жизненного опыта.

Мы часто используем понятие «индивидуальность», когда говорим о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Важными являются и врожденные особенности человека, и его собственная активность в формировании своей неповторимости. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают ()

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную сущность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Само-делка

Хотите, что бы вас называли «сильная личность», «яркая индивидуальность»? Так в чем же дело?

Само-делка, или работа над собой, само-конструктор, решайте сами, как вам хочется называть процесс выковывания из себя личности и индивидуальности. Это не просто, но человек может справиться с любой трудностью, если захочет, конечно. Но главное для вас – понять, что такое личность и индивидуальность, разобрав эти сложные конструкции на отдельные блоки.

Как мы выяснили, личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся, и этот процесс за­нимает многие годы

Развитие личности - это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивид стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе , вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь «человек - общество» и фор­мирует прежде всего личность. И уже на первом году жизни у ре­бенка легко заметить потребность в общении со взрослыми. Одна­ко известно немало случаев, когда дети были полностью лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались по­истине трагичными.

В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вы­молвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антонови­ча с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов одиночное заключение сильно отра­зилось на его умственных способностях: он не умел говорить и про­изводил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Также не становились личностями дети, похищенные и вы­кормленные животными.

В нормальных условиях человек очень рано вступает в отноше­ния с окружающими людьми, с коллективом , с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день более разносторонними.

Формирование личности определяет также деятельность и ее осо­бенности. Именно в деятельности складывается необходимое един­ство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложив­шимися у человека с окружающим миром.

Важны и цели, которые ставит перед собой человек. Точнее говоря, развитие лично­сти направляет цель жизни . Это очень знакомые слова, но вдумай­тесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни - это просто же­лание, ну, скажем, стать профессионалом в какой-либо отрасли или всего-навсего осуществить какую-то попытку. По тому, каковы у человека главные жизненные цели, можно судить о его личности. Не было еще случая, чтобы стремление к мелкой, личной цели выковало крупную личность.

Итак, личность, развиваясь под влиянием социального окруже­ния, обладая уникальными индивидуальными особенностями, со­ставляет единство высшего порядка. На определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями че­ловеческой культуры - идеалами и духовными ценностями. И тогда впитывание и внутренняя переработка этих ценностей приводит к формированию духовного ядра личности, ее нравственному самосо­знанию. Процесс, формирующий этот «центр» личности, никогда не завершается.

Задание. Разбираемся в терминах.

Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс­ните свой ответ.

Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая мотор-; нал координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, тем­перамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразитель­ная мимика, литературная одаренность, направленность, бли­зорукость, сила нервной системы.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

û Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Если да, то в чем она проявляется?

Новые понятия: индивид, личность, индивидуальность.

Проверочные вопросы.

1. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Как соотносятся понятия «человек» и «индивид»? Докажите, что человек как индивид подобен всем другим людям и одновременно отличается от них.

3. Как связаны исторические условия, в которых проживает человек, и формирование из него личности?

4. Выделите те факторы, которые необходимы для превращения индивида в личность.

5. Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни? Являетесь ли вы такой личностью?

6. Как соотносятся понятия личности и индивидуальности?

7. Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Обоснуйте свой ответ.

8. Нарисуйте и опишите свое представление о связи понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

9. Выберите верный ответ

9.1 Признаком, отличающим человека от животного, является:

а) проявление активности, б) целеполагание, в) приспособление к среде обитания, г) взаимодействие с окружающим миром.

9.2. Какой признак характеризует человека как личность?

а) активная жизненная позиция, б) физическое и психическое здоровье, в) принадлежность в виду homo sapiens, г) особенности внешности.

10. Являются ли дети-маугли личностями? Обоснуйте свой ответ.

11. Выскажите свое мнение по поводу высказывания: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Проверочные задания.

Литература и источники

1. Рогов человека. – М.: Владос, 2001.

2. и др. Психология. – М.: Академия, 1999.

3. Яровицкий В. Мой первый учебник по психологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011.

4. Грецов психология для девочек. – СПб.: Питер, 2007.

5. Дьяченко словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

6. Немов: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1.

7. http:///obh/00066.htm

8. http:///obh/00150.htm

9. http:///difpsi/fxiepe. htm

10. http://cito-web. yspu. org/link1/metod/met121/node3.html

11. http://www. *****/for-students/cards/general-psychology/.html

12. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

13. http://www. *****/?Article=142

14. http:///psiforum/4--/

Диагностика личностных особенностей

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. Русалова online

По данной ссылке предлагается пройти серьезный психологический тест В. Русалова на выявление формально-динамических свойств индивидуальности. Опросник содержит 150 вопросов. Online форма позволяет быстро пройти методику и тут же (без регистрации и SMS) узнать результаты.

Если вы решите пройти данный опросник, и не поймете некоторых терминов в выводах, напишите преподавателю, и он объяснит, что означают полученные по тесту результаты.

Это интересно знать

Упражнения на самопознание личности

Упражнение 1. «Атрибуты личности»

Каждому участнику предлагается обзавестись личной символикой! Он должен придумать, изобрести для себя три символических атрибута: псевдоним, именной отличительный знак и девиз. Именной отличительный знак следует нарисовать на листке бумаги. Он должен быть простым и символичным. От девиза требуется крат­кость и образность. Приводится пример: псевдоним - «Дядя Вася», отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубоко».

По окончании работы все показывают друг другу свои рисун­ки, обсуждают их и пытаются дать каждому из собравшихся ха­рактеристику. Кроме того, участники должны оценить, насколько удачно каждый выбрал символические атрибуты. Исходя из пя­тибалльной системы, каждому проставляется оценка по совокуп­ности выбранных им псевдонима, именного знака и девиза. Для этого все пускают свои листочки по кругу и все по очереди проставляют на них оценки. Далее подсчитывается суммарный балл и устанавливается, кто лучше всех смог выразить себя в такой «символической форме».

Упражнение 2. «Коллективное создание образа личности»

Каждому интересно "знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие вызывает у них ассоциации, что воспринимает­ся как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагается всем принять участие в совместном творческом процессе создания ху­дожественного образа вашего одноклассника. Желающий стать объ­ектом творчества выходит в середину круга, который образуют остальные. Каждый участник, подумав, говорит, какой образ рожда­ется у него при взгляде на одноклассника. Далее ведущий предла­гает сказать, какую картину можно было бы дорисовать к создан­ному образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составили фон картины. Какие времена все это напоминает (например, образ «добровольца» может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими су­ществами. А может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.). В заключение все обмени­ваются впечатлениями о том, как проходила игра.

Упражнение 3. «Средства персонализации»

Как уже говорилось, настоящая личность способна производить глубокие изменения в окружающих. Но это дается ей не сразу. Первая ступень - умение завоевать внимание окружающих.

Всем участникам предлагается выполнить одну простейшую задачу. Любыми средствами, исключая физические воздействия и катастрофы «местнрго значения», они должны постараться при­влечь к себе внимание окружающих. Все должны действовать одновременно.

Потом школьники определяют, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек вни­мание большего числа участников игры.

Упражнение 4. «Качества, которые мы ценим»

Вступая ею взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Да­вайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Каждый участник берет листок бумаги, намечает в
группе человека, который во многом ему импонирует. Далее он записывает пять качеств, которые ему особенно нравятся в этом человеке. Затем каждый читает составленную им: «характери­стику», и все вместе пробуют определить, к кому она относится. Ведущий, подводя итоги, объявляет, кого из присутствующих уз­нали быстрее всех, и, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.