Образование как социальный институт с примерами. Образование как социальный институт: структура, основные черты, функции

Образование - это профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы:

3) учебный процесс.

Образование выполняет в обществе важнейшие функции:

1) гуманистическую - выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности;

2) профессионально-экономическую - подготовка квалифицированных специалистов;

3) социально-политическую - приобретение определенного социального статуса;

4) культурную - усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей;

5) адаптационную - подготовка личности к жизни и труду в обществе.

Диктант на объяснение понятий и знание их содержательных характеристик.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Это зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений. Процесс и результат такого их закрепления обозначается термином «институционализация» . Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.

Институционализация – процесс и результат закреплениясоциальных связей и отношений в социальный институт. Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.

Этапами процесса институционализации являются

    возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

    формирование общих целей;

    появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

    появление процедур, связанных с нормами и правилами;

    институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;

    установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института;

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Основные функции соц.институтов, описанные представителями «институциональной школы»:

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья , но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство .

2. Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др .

3. Производство и распределение . Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти .

4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.

Все эти функции подчинены одной главной цели - поддерживать общественный организм в состоянии стабильного порядка и высокой жизнеспособности.

Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения разного типа).

Политические , связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти (государство, политические партии, прокуратура).

Воспитательные и культурные , которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения (образование, наука, семья).

Нормативно-ориентирующие институты . Их цель - создание нравственной основы поведения человека. С их помощью определяются ценности, при­нятые в обществе. В соответствии с ними соверша­ются поступки.

Нормативно-санкционирующие институты. Нормы, предписываемые этими институтами, обязательны для всех членов общества. Эти нормы закрепляются посредством принятия законов, кодексов, правил на государственном уровне. За их несоблюдение нарушителю грозит наказание в соответствии с его проступком.

Церемониальные институты. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

По характеру организации институты разделяются на формальные и неформальные.

Формальные институты - это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п.

Неформальные институты - это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.

К неосновным относят те, которые включены в основные:Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства и др. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др. Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Каждый социальный институт включает:

    социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

    совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

    система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

    идеологические обоснования деятельности социального института;

    социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция.

(Например) Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п.

Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Признаками института образования являются: 1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 4. кодекс устный и письменный - правили учащихся 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование , равенство при обучении.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы :

1) сеть образовательных учреждений;

2) социальные общности (педагоги и учащиеся);

3) учебный процесс.

Признаки семьи как социального института;

1. Установки и образцы поведения – привязанность, уважение, ответственность.

2. Культурные символы – брачный ритуал, обручальные кольца.

3. Утилитарные культурные черты – дом, квартира (комната), мебель.

4. Устные и письменные кодексы поведения – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ.

5. Идеология – любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности брачных отношений, желание создать, укрепить и сохранить семью.

семья - это основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Под браком понимается союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, к своим родителям и к своим детям.

Моногамия - исторически последняя и наиболее распространенная в настоящее время форма брака, суть которого заключается в устойчивом брачном союзе одного мужчины и одной женщины.

Полига́мия - форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола. Имеет две формы - многожёнство и многомужество .

Полиа́ндрия - редкая форма полигамии , при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Противопоставляется термину моноандрия.

полигини́я - одна из исторических форм полигамного брака , при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция - половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция - воспроизводство населения, которое осуществляет семья

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция - социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция - удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами - жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция - экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека - кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

функцию социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Кризисная семья – это семья, переживающая внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документы, средств к существованию и т.д.)

Асоциальная семья - семья, в которой имеется наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе) К педагогически несостоятельным семьям , как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений, семейных ценностных ориентаций.

Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни.

    Социальный институт семьи” подразумевает

Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции.

Репродуктивная функция призвана опеспечивать воспроизводство новых членов общества.

Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие.

Рекреационная функция. Семья становится "оазисом" спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение.

Экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, рпоблему распределения домашнего труда. . Ведение членами семьи общего хозяй-ства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.

Семья как малая социальная группа. Как малая социальная группа семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучаются отношения между индивидами, составляющими семью, или внутренние связи семьи. Благодаря этому можно установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, а также мотивы и причины разводов. Рассматривая проблемы межличностного взаимодействия, необходимо не забывать, что они тесно связаны с существующими в обществе нормами, ценностями и образцами поведения. Исследователей интересуют цели, структура, состав, характер группового взаимодействия, структура власти, семейные нормы, ценности, удовлетворенность пребыванием в семье и т.д.

Каждый из этих подходов имеет свою специфику, если исследование семьи как социального института ориентировано в основном на исследование внешних связей семьи, то исследование семьи как социальной группы - на внутренние связи. Итак, в качестве основных социологических подходов к исследованию семьи выступают социальный институт и малая группа.

Из вышеприведенного видно, что понятие социальный институт следует отличать от понятия социальная группа. Если понятие "социальный институт семьи" подразумевает комплекс норм, социальных ролей, реализующихся в бесчисленном множестве существующих семей определенного типа, то понятие "семья как малая группа" - отдельную семью как малую социальную группу, в которой существует целый спектр различных отношений.

    Выделите общее и особенное в понятиях « социальный инстут» и « социальная организация».

Социальные организации - это семьи и поселения, заводы и министерства, банки и страховые кампании, государственные органы, партии, профсоюзы, церковь, академия наук, творческие союзы и т. д.

Социальные институты - менее формальные и более свободные способы социальной связи, характерные для демократических обществ. Социальные организации - более формальные и несвободные способы социальной связи, присущие авторитарным обществам.

Социальный институт и организация как формы социальной связи имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому каждая из этих форм имеет свое место и время для применения. Социальные институты - более свободные (неформальные) формы связи, дающие людям и социальным общностям большую гибкость для удовлетворения общественных потребностей. Социальные организации - менее свободные и более формализованные формы социальной связи, они ставят удовлетворение общественных потребностей в жестко установленные рамки разумных или минимальных потребностей.

Укажите три системы органов (учреждений) , действующих в рамках социальных институтов по Г.Спенсеру

В рамках социальных институтов, по Спенсеру, действуют три системы органов (учреждений) - производительная, распределительная и регулятивная, которые выполняют дифференцирующие и интегрирующие социальные функции применительно к развитию общества. Сами социальные институты рассматриваются социологом в шести основных их разновидностях. Это домашние, обрядовые, политические, церковные, промышленные, профессиональные институты, каждый из которых находится в состоянии изменения и развития .

    Перечислите социальные институты, выделенные Г.Спенсером.

Г. Спенсер различал такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации).

    Какой подход использовал Г.Спенсер при изучении социальных институтов?

Учение о социальных институтах разработано английским социологом в рамках системного описания общества. Все институты составляют единое, причем взаимосвязанное, целое. Каждый из них удовлетворяет определенную общественную потребность и не подменяет другие институты. Так же, как и общество, институты существуют для блага людей, а не наоборот.

Явные функции социального института (приведите примеры)- Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными. Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения. Явные функции социальных институтов :

1) функция социализации;

2) регулятивная;

3) интегративная; 4) коммуникативная. К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества

Латентные функции социального института(приведите примеры) –– скрытый, внешне не проявляющийся. . Латентные функции школы : возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

а) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;

б) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных

функций, появление и продолжение дисфункций;

в) эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом

времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же

сферы общества, между родственными институтами.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют следующие стадии (или фазы), которые качественно отличаются друг от друга:

1.зарождение организации, период эффективности, период формализации, ознаменованный обюрокрачиванием, период дезорганизации

2.зарождение организации, становление и укрепление, стадия расцвета, стадия загнивания и гибели

3.зарождение организации, расцвет организации, кризис организации, дезорганизация и гибель

4.стадия осмысления организации, рождение организации, расцвет организации, переформатирование организации, кризис организации, упадок организации

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический - институт власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом

Раскройте функции социальных институтов. Приведите примеры:

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений . Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы - семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.

    Регулятивная функция . Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.

    Интегративная функция . Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

    Транслирующая функция . Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

    Коммуникативные функции . Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику - формальные связи. У института средств массовой информации - это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим - в меньшей.

интегративные институты, «увековечивающие партикуляристские (частные. - Н.С.) ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры», Т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе.

2) Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений

3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей»

    Формальные институты - это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты - могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты - это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества»

    Неформальные институты - это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение друзей, коллег по работе, родных и близких.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития” ..
Функции института образования расщепляются на открытую (задачи освоения знаний, навыков, социализации) и латентную (воспроизводство социального неравенства). Латентная функция образовательной системы сближает проблематику этого социологического направления с исследованиями в области социальной стратификации.
Базисная функция современного образования - дисциплинарное обучение. Школа не может принять на себя ответственность за весь процесс социализации подрастающего поколения. Эту ответственность разделяют все социальные институты общества. Школа помогает освоить дисциплинарные системы знаний как педагогически редуцированное культурное наследие. С помощью дисциплинарных знаний люди осваивают культурные и институциональные практики. Вместе с тем, функция обучения органично связана с задачами воспитания, с особенностями социализации, с развитием личности учащегося. Образование ориентировано на профессиональную подготовку подрастающего поколения. Профессиональное подготовка складывается из: допрофессиональной (проф.ориентация, отбор) и средне профессиональной. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное при обретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Функции образования.
1. функция социальной мобильности - она обладает возможностями отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий; для современного человека не все виды образования достигаемы, политика протекционизма осуществляется либо на государственном уровне, либо через сословные учебные заведения;
2. функция социального контроля. Школа воспитывает законопослушных граждан. Уровень функциональной грамотности нужен не только на производстве, но и в быту, пользовании транспортом. При этом школа осуществляет и прямой социальный контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения;
3. функция культурной трансляции, когда образование выступает в роли генератора и хранителя культурного достояния общества.
4. функция социальной селекции - образование служит механизмом закрепления личности за определенной группой, стратой, строем. Дюркгейм говорит, что образование воспроизводит не только типы культуры, но и субкультуры.
5. идеологическая функция - ее описал Бурдье. Любая власть стремится укрепить свое положение через идеологию, которая транслируется на общество через систему образования.
6. эгалитарная функция выравнивает стартовые возможности различных групп населения. Было бы неправильно рассматривать образование как инструмент для удовлетворения экономических, социальных, культурных потребностей общества и личности. Образование - самоценность, самоцель, оно необходимо человеку для самореализации.
7. легитимации (отобранные ценности, образцы поведения, деятельности могут приобретать в массовом сознании признание в виде базового консенсуса с ценностными предпосылками порядка только через институты социализации, к которым в свою очередь и относится институт образования. Таким образом, образование реализует функцию воспроизводства и развития образца с необходимостью обращается к функции легитимации социального порядка.)

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами .

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование , равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническоеобразование , среднее специальное образование , высшее образование , послевузовскоеобразование , систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.

Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий.

Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии . Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития .
несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать.

Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования `производит` самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребностьобщественного развития , основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства.

В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в `трудовой ресурс`. Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в `подготовке к жизни `, а под `жизнью` на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего `работник`. А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет".

В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе , где утратилась уже и ценность труда.
Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции.

Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности.

Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением `перевернутой пирамиды`. Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование .

Образование как социальный институт можно рассматривать в качестве организованной системы связей и социальных норм. Оно объединяет важные общественные процедуры и нормы, необходимые для удовлетворения основных потребностей общества.

Любой функциональный институт возникает и работает, осуществляя некую потребность общества.

Определенные признаки

Рассмотрим основные черты, характеризующие образование как социальный институт:

  • установки и примеры поведения: стремление к знаниям, посещаемость занятий;
  • культурные символические признаки: песни, эмблема, девиз;
  • утилитарные черты: библиотеки, стадионы, классы;
  • письменный и устный кодекс - правила поведения учащихся;
  • идеологические особенности: прогрессивное образование, академическая свобода, равенство в процессе обучения.

Основными элементами являются:

  • учебно-воспитательные учреждения в виде организаций;
  • социальные общности: ученики и педагоги;
  • учебный процесс.

Развитие образования как социального института предполагает совершенствование всех элементов этой структуры. Только при своевременном внесении изменений можно вести речь о его полноценном развитии и функционировании.

Основные виды

Сфера образования как социальный институт построена по несколько иным принципам. Она имеет несколько рядов звеньев:

  • систему дошкольного воспитания;
  • школьное обучение;
  • профессионально-техническое звено;
  • специальное среднее образование;
  • высшие учебные заведения;
  • послевузовское образование;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров.

Рассмотрим функции образования каждого звена. Дошкольное воспитание предполагает формирование в подрастающем поколении трудолюбия, основ воспитанности, нравственных качества. Именно дошкольное воспитание имеет особое значение для развития гражданственности.

Структура образования как социального института предполагает заложение в дошкольном возрасте основы личностных человеческих качеств. Детские сады перестали быть банальными «местами присмотра» за детьми, они способствуют умственному, нравственному, физическому развитию школьников.

В тот период, когда в отечественном образовании апробировалось обучение с шестилетнего возраста, детские сады занимались адаптацией малышей к сложному школьному ритму, способствовали формированию у детей навыков самообслуживания.

Образование как социальный институт предполагает поддержку дошкольного воспитания со стороны государства, готовность родителей принимать активное участие в рациональной организации внеурочной деятельности.

В конце прошлого века только половина детей попадала в детские сады, что негативно отражалось на развитии коммуникативных качеств у будущих первоклассников.

В настоящее время система образования как социальный институт направлена на полноценную подготовку всех малышей к жизни в обществе.

Введение в дошкольные российские образовательные учреждения стандартов второго поколения способствовало совершенствованию содержания воспитательной и образовательной программы.

В детских садах педагоги стали акцентировать внимание на гражданственность, всестороннюю воспитанность дошкольников.

Обучающие функции образования были переданы школам.

В настоящее время акцент педагоги делают на изучение основных общественных ценностей, на ориентиры детей и родителей, их реакцию на применение инновационных воспитательных методик.

Школьная ступень

Это образование как социальный институт направлено не только на знакомство учащихся с теоретическими основами различных учебных дисциплин, но и на помощь в выборе профессии. К моменту завершения школьного образования подросток должен остановиться на одном из вариантов своего жизненного пути, роде занятий, профессии.

Образование как социальный институт - база для выполнения заказа общества. Для этого в рамках общеобразовательных школ внесены существенные изменения.

Профоориентационная деятельность

Девятиклассникам предоставляется право на выбор нескольких элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки. Это позволяет им познакомиться со специфическими особенностями научных областей, их прикладным значением, а также познакомиться с миром профессий, проанализировать их востребованность на рынке труда.

Профессионально-техническая ступень

Как социальный институт сложно осознать без этой ступени. Именно среднее специальное обучение имеет непосредственную связь с общественными потребностями, считается оперативной и быстрой формой внедрения в жизнь молодых людей.

Осуществляется оно на базе крупных производственных организаций либо в рамках государственной системы образования. Несмотря на попытки перевести на сочетание специального и полного обучения всю российскую систему, даже в наше время профессионально-техническая подготовка считается важнейшим вариантом получения будущей профессии.

Связана ли наука и образование как социальные институты? Для выявления связи социологи должны знать мотивы школьников, эффективность процесса обучения, роль определенных научных областей в решении социальных и экономических проблем общества.

В настоящее время вопрос о профессионализме специалистов стоит особенно остро, именно поэтому масштабное реформирование затронуло не только детские сады, школы, но и профессионально-технические учебные заведения.

Функции образования

Оно тесно связано с различными сферами общественной жизни. Реализация такой взаимосвязи осуществляется через личность, вовлеченную в политические, экономические, социальные, духовные связи. Образование - это единственная специализированная подсистема общества, основная функция которой полностью совпадает с его запросами.

Существуют разные отрасли и сферы хозяйства, производящие духовную и материальную продукцию, услуги, а система образования «выпускает» человека, влияя на его эстетическое, нравственное, физическое, интеллектуальное развитие.

Именно это свидетельствует о наличии ведущей социальной функции образовании - его гуманизации.

Она является объективной потребностью развития общества, направлена на человека.

В качестве метода мышления и принципа деятельности глобальный технократизм и принцип деятельности индустриального общества перешел в социальные отношения, поменял средства и цели местами.

Специфика идеологии

Человек в нашем обществе, который провозглашается в качестве высшей цели, в реальности превратился в типичный «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, в которой основная функция школы заключалась в «подготовке к последующей жизни», под которой и подразумевалась непосредственная трудовая деятельность.

На задний план была отодвинута индивидуальность каждого отдельного человека, ценность представлял только работник. Так как его всегда можно было заменить, то и появился антигуманный тезис о том, что «нет незаменимых людей».

По этой идеологии получалось, что жизнь подростка и ребенка не считалась полноценной жизнью, а рассматривалась в качестве некой подготовки к будущей трудовой деятельности.

Именно подобное отношение привело к негативному отношению общества к инвалидам, пожилым людям. Они считались «отработанным материалом», не заслуживали должного внимания и уважения.

Гуманистическая функция образования

В настоящее время существенных изменений в отношении людей к пожилым гражданам практически не поменялось. Но гуманистическая функция образования стала наполняться обновленным содержанием.

Человек стал рассматриваться в качестве полноценного участника воспитательного и образовательного процесса. Именно поэтому в федеральных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на саморазвитие и самовоспитание.

Особое значение закладыванию основ физического, нравственного, интеллектуального потенциала личности уделяется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что к девятилетнему возрасту интеллект человека формируется почти на 90 процентов.

Современный институт образования

Формирование образовательных общностей, которые связаны вовлечением в образовательные процессы и ценностным отношением к воспитанию, а также их воспроизводством, направлено на социализацию каждого ребенка.

Образование планомерно превращается в основной канал социальных перемещений, что позитивно отражается на детских садах и школах.

Социальная селекция

В отечественном образовании осуществляется разведение индивидов по потокам. Это ярко выражено на старшей ступени обучения. Ребята могут выбирать себе базовую (стандартную) либо профильную школу по тем научным дисциплинам, которые потребуются им в последующей социализации.

Для помощи подросткам предлагаются специальные тесты, проводятся беседы с детскими психологами. В предлагаемых тестовых заданиях содержится некий культурный контекст, понимание которого характеризуется потребностями общества.

Заключение

Несмотря на то что образование выступает в качестве социального института, в последние годы все больше видна связь между социальным положением родителей и образовательной карьерой ребенка. Школа предлагает индивидам неодинаковое образование, неравное формирование навыков и способностей, что подтверждается сертификатами определенных образцов. Это приводит к тому, что уже на школьной скамье наблюдается социальное расслоение подрастающего поколения.

Именно образование формирует в настоящее время профессионально-квалификационный состав населения. С количественной стороны образовательная система отвечает за подготовку высококвалифицированных кадров.

Если в профессию попадают люди, которые не обладают определенной подготовкой, это негативно отражается на профессиональной структуре, приводит к снижению производительности труда.

Происходит разрушение внутри групп появляется неясность отношений, усиливается роль статусов для социального продвижения индивидов.

Для того чтобы избежать подобных "перегибов", в отечественном образовании проводится серьезное реформирование. Оно направлено на перевод с традиционной системы, предполагающей усвоение школьниками только теоретической информации, к варианту воспитания и обучения, направленного на максимальное вовлечение личности в самостоятельную деятельность.

Новые стандарты, внедренные в систему российского дошкольного и школьного образования, отвечают запросам общества. Разработаны специальные требования к личности выпускника детского сада, основной и средней ступени, профессионального училища, учебного заведения высшего звена. Это способствует оптимальной социализации молодого поколения, помогает им выбирать направление профессиональной деятельности.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Основные виды образования

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

Функции образования

1 Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

Социология образования - отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру . В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреж дения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокуль-турной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

систему дошкольного воспитания,

общеобразовательную школу,

профессионально-техническое образование,

среднее специальное образование,

высшее образование,

послевузовское образование,

систему повышения квалификации и переподготовки кадров,

образование по интересам.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. Параллельно с системой бесплатного образования существует образование за плату во всех звеньях, начиная от детских садов и до университетов. Меняется система отношений между институтом образования и церковью.

Все эти изменения в целом позитивны. Несмотря на характерные для всего нового издержки они расширяют возможности самореализации личности, раздвигают границы свободы выбора.

Образование как социальный институт.

Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности.

В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются:

Превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);

Решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации);

Предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

Трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.);

Формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;

Социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);

Социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

Модель социальной структуры образования можно представить как

состоящую из трех основных компонентов:

Учащихся;

Преподавателей;

Организаторов и руководителей образования.

В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным

    Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994

    Методическое указание по социологии. СПбГАСУ,2002

    Волков Ю.Г. Социология. М. 2000

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития” .

В современной социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Термин “формальное образование” подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина “неформальное образование”, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в современном обществе институтом образования.

1. Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из них. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.

2. Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения является важнейшим компонентом процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это достигается в значительной мере в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы, истории, мировой художественной культуры, философии и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школьного, но и вузовского образования, оказывают вместе с тем позитивное влияние на преподавание естественно-научных и технических дисциплин.

3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища и колледжи, другие продолжают учебу в средней школе, а затем часть из них продолжает учебу в вузах, другие поступают в колледжи и училища. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т.п.

С точки зрения социологии чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование и получают профессию) является размещение людей по различным социальным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого механизма осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование. Другая важная сторона этого процесса заключается в том, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, включение человека в профессиональную деятельность, особенно в крупной организации, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, переход в более престижный социальный слой. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества “синдром достижения”, когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, всячески развивают и стимулируют его интерес к учебе, ибо его будущая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Заметим, что уровень образования, наряду с доходом и престижностью профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.

4. Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, проводимых в стенах вузов. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вносит существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью, характерных для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений . В то же время интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию образовательного процесса, так как новые научные идеи и открытия быстро включаются в учебные программы, способствуя повышению качества подготовки специалистов.

Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает заметное воздействие на процесс социальных изменений в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой. Примечательной чертой школьного образования в нашей стране в последние годы становятся инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность образования.

Проводимые сейчас в нашей стране социально-экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики, приватизация различных сфер народного хозяйства закономерно привели к углублению социальной дифференциации в доходах между богатыми и бедными. По некоторым данным, разрыв в доходах между ними вырос более чем в 30 раз и является одной из главных причин социальной напряженности в стране . Изменения в системе социальной стратификации и на рынке труда не могли не оказать воздействия на систему образования: во-первых, появляется потребность в подготовке специалистов новых, престижных профессий: менеджеры, экономисты, юристы, финансисты и др. Во-вторых, обучение этим и другим престижным профессиям, как в государственных вузах, так и не государственных, становится платным. Отсутствие общегосударственных программ поддержки талантливой молодежи, которая давала бы равные шансы на получение престижной профессии выходцам из различных социальных слоев, в перспективе может привести к тому, что обладатели престижных, нужных обществу профессий могут оказаться функционально неграмотными, т.к. единственной гарантией успешной их карьеры служит только материальный достаток родителей, а не личные таланты и способности.

Свойственная современному обществу конкуренция на рынке образовательных услуг, естественная борьба за достижение в обществе более высокого статуса, открытый характер социальной мобильности в условиях современной российской действительности могут привести к противоречивым, а подчас и негативным результатам. Нарастание тенденции демократизации общественно-политической жизни страны приходят в противоречие с возникшими консервативными тенденциями в области образования, поскольку оно во все увеличивающихся масштабах воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшая школа начинает приобретать черты элитарности. Поэтому проводимая в стране демократизация системы образования не должна ограничиваться формальными моментами - предоставления больших прав и самостоятельности учебным заведениям, но и призвана обеспечить реальные права личности каждого гражданина на получение высшего образования и престижной профессии путем создания специальных программ поддержки молодежи из самых различных слоев, в противном случае неизбежно дальнейшее ослабление интеллектуального потенциала нации, что может ухудшить и без того тяжелое экономическое и политическое положение страны.

1. Комаров М.С., Яковлев М.А. Социальный институт //Социология. Словарь-справочник. М., 1990. Т.1.

2. Колесниченко Л.Ф. и др. Эффективность образования. М., 1991.

3. Смелзер М. Социология. М., 1994. Гл.14.

4. Svift D. The Sociology of Education. L., 1969.

5. Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс. М., 1992.

6. Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. 1992. № 5.

7. Banks D. The Sociology of Education. L., 1978.

8. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.

9. Наумова Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации //Социологический журнал. 1994. № 1.

10. Мошкин С.В., Руденко Б.Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения //Социологические исследования. 1994. № 11.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.