Биография лещенко ирины. Лев лещенко - биография, фото, личная жизнь артиста

Лев Лещенко – золотой баритон советской эпохи, певец, биография и личная жизнь которого всегда становились темой для обсуждения.

Биография

Биография и личная жизнь Льва Лещенко поражает стремительными взлётами и неожиданными поворотами – от рабочего сцены Большого Театра до всенародно любимого артиста, полного кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством».

https://youtu.be/nHvkhKxUbt0

Детство и семья

Лев Лещенко родился в 1942-м году, в Москве. Певческий дар унаследовал от деда Андрея Васильевича, украинца по национальности. Дед всю жизнь имел отношение к музыке: пел в хоре, играл на струнных инструментах.

А вот отец Валерьян Андреевич 1904-го года рождения связал свою жизнь со службой в войсках НКВД, дослужился до высоких чинов в структуре КГБ, был многократно награждён и , не дожив всего года до столетнего юбилея.

Лев Лещенко рано потерял родную мать, и, когда ему исполнилось шесть лет, её заменила мачеха.

Самое раннее детство Льва прошло среди армейских казарм, он считался кем-то вроде «сына полка» и его воспитанием занимался бравый старшина. А отцу тогда было не до сына.

Лев Лещенко в молодости и сейчас

Пионерские годы Лещенко прошли в мучительных поисках своего истинного предназначения: пробовал себя на драматическом поприще, мечтал о театре, пел в хоре. Именно хормейстер Дома пионеров посоветовал ему сосредоточиться на пении. Тогдашний репертуар Лещенко состоял в основном из популярных песен Утёсова.

Первая попытка прорваться в театральные вузы оказалась неудачной. Пришлось освоить другие профессии: рабочий сцены, слесарь-сборщик. Был призван в армию и по протекции отца попал в ГСВГ.


Лев Лещенко в армии

В армии попал в ансамбль песни и пляски 2-й гвардейской танковой армии в Германии. В этом коллективе набрался нужного опыта, и после демобилизации сумел поступить в ГИТИС.

Талантливого студента заметили, и уже на втором курсе пригласили в труппу знаменитого Театра Оперетты. Певческая карьера началась.

Начало карьеры

После четырёх лет работы в оперетте, Лещенко переходит на работу в Гостелерадио и резко меняет репертуар: в его исполнении начинают звучать арии из классических опер.

В начале семидесятых Лещенко сотрудничает с оркестрами Силантьева и Рождественского, исполняет произведения Френкеля и Родиона Щедрина. Первый большой успех приходит в 70-м: Лещенко становится лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады за исполнение песен Оскара Фельцмана.

В 72-м году приходит международное признание: Лещенко с блеском выступает на конкурсах «Золотой Орфей» в Болгарии и «Сопот» в Польше.


Лев Лещенко начало карьеры

Популярность певца в 70-е становится невероятной. Поклонницы всерьёз интересуются биографией и личной жизнью Льва Лещенко, и коллекционируют его фото.

Лещенко становится главным исполнителем песен на патриотические темы, объезжает с концертами весь Советский Союз и страны соцлагеря, получает премии Ленинского комсомола.

Безусловно, главная песня Лещенко тех лет – это «День Победы» композитора Тухманова. Впервые она была исполнена в 75-м году, и с тех пор слова «праздник со слезами на глазах» стали крылатыми.


Лев Лещенко — «День Победы» 1975 год

Наиболее важные песни Лещенко из репертуара 70-х годов:

  • «За того парня»
  • «Любовь, комсомол и весна»
  • «Спасибо вам за тишину»
  • «Я вас люблю, столица»
  • «Соловьиная роща»
  • «Не плачь, девчонка»
  • «Родительский дом»
  • «Притяженье земли» и другие.

Музыка и фильмы

80-е годы стали временем больших изменений в биографии и личной жизни Льва Лещенко – это и жизнь с новой молодой женой, и новые высоты в песенно-музыкальном творчестве.

Дуэт Лещенко и Анциферовой «До свиданья, Москва!» стал прощальной песней московской Олимпиады, и песня быстро приобрела мировую известность, а фото Лещенко попало на страницы международных изданий.

В эти годы Лещенко пробует себя в новом амплуа: создаёт ВИА «Спектр».


Дуэт Лещенко и Анциферовой на Олимпиаде 80

В 1990-м году произошёл ещё один знаковый виток в биографии и личной жизни певца Льва Лещенко – он возглавил театр «Музыкальное агентство», впоследствии получивший статус государственного. Театр занимается концертной деятельностью и организацией гастролей, а также производством телефильмов таких, как «Военно-полевой романс», «10 лет МЧС России», «По волне моей памяти» и других.

За время творческой деятельности Лещенко выпустил 28 дисков различного формата. Они неизменно пользуются спросом, пользователи сети скачивают их в itunes.

В общей сложности Лев Лещенко принял участие в 15-ти клипах, в том числе совместно с популярными молодыми исполнителями: группой «Дискотека Авария», Ладой Дэнс, Анжеликой Агурбаш и другими.


Лев Лещенко и Анжелика Агурбаш

За время творческой деятельности Лев Лещенко снялся в десяти фильмах, иногда в роли камео, то есть, исполняя самого себя. Наиболее известные из этих картин:

  • «Путь в Сатурн»
  • «Старые песни о главном»
  • «Обречённая стать звездой».

Лев Лещенко Заслуженный и Народный артист РСФСР, лауреат множества песенных премий, полный кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством».


Лев Лещенко в фильме «Обречённая стать звездой»

Личная жизнь

Так уж сложилась биография и личная жизнь Льва Лещенко, что детей у него нет. С первой женой, певицей Альбиной Абдаловой, Лещенко познакомился ещё в ГИТИСе. Они поженились в 66-м году и прожили в браке десять лет.

Долгие годы 1 жена Льва Лещенко прожила в затворничестве, не давая никаких интервью и не раскрывая подробностей биографии и личной жизни, и лишь в последние годы нарушила обет молчания.

С новой молодой женой Лев Лещенко познакомился на гастролях в Сочи, когда они вместе ехали в одном лифте. Поразительно, но тогда Ирина не имела понятия, кто перед ней, и приняла Льва за некого респектабельного гангстера.


Лев и Ирина Лещенко

О бурном романе мужа стало известно Альбине, и она предложила расстаться. Ради будущей молодой жены Лев Лещенко решился на резкий перелом в биографии и личной жизни, и оформил развод с первой супругой.

С 1978-го года Лев и Ирина Лещенко считаются одной из самых крепких и гармоничных семей в российском шоу-бизнесе. Несомненно, жена Льва Лещенко, молодая тогда женщина 54-го года рождения, мечтала о детях, но её биографию и личную жизнь предопределил диагноз врачей – «бесплодие». Однако на их будущие отношения это никак не повлияло.

Ирина Лещенко – из числа жён-подвижниц. Ради семьи и мужа она отказалась от собственной карьеры. Сам Лещенко говорит, что она умело руководит всем домашним укладом, а он дома превращается в «подкаблучника». Для него любимая жена – это «человек, к которому нет претензий».


Лев Лещенко и его супруга Ирина

Ирина Лещенко в одном из интервью сказала, что секрет долгой семейной жизни заключается в том, что она никогда не унижала мужа ревностью. Да, у него и сейчас целая армия поклонниц, да, на сцене всегда вместе с ним выступают молодые, красивые бэк-вокалистки. Но это часть его работы, ревновать к этому – глупо.

Пожалуй, самым интересным фактом в жизни Льва Лещенко является его многолетняя дружба с Владимиром Винокуром.

Они познакомились 48 лет назад, когда молодой Винокур, только что вернувшийся из армии, приехал поступать в ГИТИС. Лещенко его разыграл, представившись членом приёмной комиссии и заставив перед ним петь, плясать и читать басни. В дальнейшем взаимные дружеские розыгрыши стали неотъемлемой частью их жизни.


Лев Лещенко с другом Владимиром Винокуром

За эти годы между друзьями ни разу не случалось конфликтов и ссор. Винокур по общему признанию – лучший пародист Лещенко, но тот никогда не обижался, а начинал пародировать в ответ, и получалось это не менее смешно.

Когда в 92-м году Винокур чудом выжил в автомобильной аварии в Германии, первыми, кто пришёл к нему на помощь, были Кобзон и Лещенко.


Артисты Лев Лещенко, Владимир Винокур, Кобзон

Ещё несколько не столь широко известных фактов из жизни певца:

  • Первая роль Лещенко на сцене театра Оперетты состояла из одной фразы: «Пустите погреться»
  • Первым конферансье Лещенко на концерте был Геннадий Хазанов.
  • На площади звёзд у концертного зала «Россия» есть звезда Льва Лещенко.
  • Лещенко сам пишет тексты к некоторым своим песням.
  • Был почётным гостем рок-фестиваля KUBANA.
  • В 2001-м году выпустил книгу «Апология памяти».
  • Лещенко – активный спортивный болельщик.
  • Лев Лещенко написал текст корпоративного гимна компании «Лукойл».
  • Лещенко преподавал в Гнесинском училище, и среди его учеников Катя Лель, Варвара, Хлебникова и другие известные исполнители.
  • Лещенко за свою карьеру дал более десяти тысяч концертов.

Лев Лещенко на сцене

Лев Лещенко сейчас

В 2016-м году Лев Лещенко совершенно неожиданно для себя стал участником международного скандала. Демократы использовали его образ в предвыборной гонке в США. В рекламном ролике Лещенко был представлен русским миллиардером Арасом Агаларовым, спонсирующим предвыборный штаб Дональда Трампа. Лещенко воспринял эту новость, скорее, с иронией, и от идеи судиться с американскими пиарщиками отказался.

В 2017-м году Лев Лещенко отпраздновал 75-ти летний юбилей. В Государственном Кремлёвском Дворце в честь этой даты состоялся большой концерт «Я и мои друзья». Кроме самого юбиляра, в концерте приняли участие Винокур, Сосо Павлиашвили и многие другие звёзды отечественной эстрады.


Стас Михайлов поздравляет Льва Лещенко с юбилеем

Юбиляр услышал множество тёплых поздравлений, в том числе, и от высшего руководства страны. Льва Лещенко называли символом эпохи, неотъемлемой частью истории страны, а его песни — культурным кодом поколения.

В прошлом году с огромным успехом прошла премьера фильма «Последний богатырь», в записи саундтрека к которому принял участие Лев Лещенко.

В 2018-м году Лев Лещенко стал доверенным лицом кандидата на выборах Президента РФ.

Лев Лещенко принял участие в последних скорбных событиях – прощаниях с Дмитрием Хворостовским и Владимиром Шаинским. О Хворостовском он сказал с горечью, что тот опять собрал аншлаг.


Лев Лещенко на прощании с Владимиром Шаинским

Секрет неувядающей популярности Льва Лещенко достоин отдельного изучения. Прекрасная фактура, неповторимый тембр голоса, актёрское обаяние сыграли свою роль, но ведь были и другие певцы с не менее хорошими данными, но где они сейчас? Их имена канули в Лету, они забыты.

Между тем, те, кто знаком с эпохой 70-х – 80-х не понаслышке, знают, что отношение к творчеству Льва Лещенко было неоднозначным. В его адрес выпускалось немало критических стрел.

Льва Лещенко упрекали за излишне пафосную манеру исполнения, за пристрастие к исполнению верноподданнических песен в духе «любовь, комсомол и весна». В среде интеллигенции его называли певцом официоза и, в каком-то смысле, антиподом Владимира Высоцкого.


Лев Лещенко

«Большое видится на расстоянии», и сейчас, по прошествии лет, становится ясно, что многие из этих упрёков были несправедливы. Мало кто знает, что в 79-м году Лещенко снял фильм «Репетиция перед спектаклем», который просто запретила цензура. Лапин, глава Гостелерадио, назвал эту работу идеологической диверсией. В фильме Лещенко представал в образе парня в джинсах, а музыку в силе диско-рок написал тогда ещё никому неизвестный Вячеслав Добрынин.

В те времена перед многими популярными артистами и исполнителями вставала дилемма: или вести себя правильно и делать то, чего от тебя ждёт начальство, или попасть в чёрный список и исчезнуть из радиоэфира и с телеэкранов, потерять возможность выступать со сцены. Далеко не все становились диссидентами, поэтому и шли на определенные компромиссы.


Лев Лещенко и Вячеслав Добрынин

Если бы Лещенко повёл себя как-то иначе, его могла бы ждать судьба Валерия Ободзинского, которому, невзирая на весь его огромный талант, просто «перекрыли кислород», и он исчез из поля зрения слушателей на десятилетия.

В конце концов, зритель и слушатель – всегда правы. А слушатель у Льва Лещенко есть и сейчас. Его диски покупаются, на его концертах не бывает пустых залов. А, значит, он нашёл свой путь к сердцам людей. Для певца же нет большей награды, чем востребованность у аудитории.


Лев Лещенко

Не секрет, что с возрастом вокальные способности неизбежно снижаются, но у Лещенко и сейчас голос «о-го-го», и он легко даст фору многим молодым исполнителям. Он прекрасно выглядит, сохранят отличную физическую форму, хорошо двигается на сцене. Иногда кажется, что годы над ним просто не властны.

Хочется надеяться, что лучшая песня Льва Валерьяновича ещё не спета. Будут ещё новые концерты, и новые незабываемые хиты. Лещенко сам приучил нас к тому, что практически каждая песня в его исполнении становилась хитом.

https://youtu.be/G6WZjuzl7Es

В 2018 году Лев и Ирина Лещенко отмечают рубиновую свадьбу. Это интервью с ними было записано несколько лет назад. Многое менялось в их жизни: машины, квартиры, дома... Неизменным остались отношения супругов. Впрочем, нет… Как хорошее вино, с годами и они стали лучше.

Так закончилась ночная жизнь

Ирина, вы ведь по профессии дипломат. Навыки пригодились, когда возник роман с будущим мужем?

Ирина: Я изучала экономику зарубежных стран в МГУ, а в то время было модно отправлять студентов в соцстраны по обмену: я своей специализацией выбрала Венгрию. Жила в общежитии, а после четвертого курса поехала в Сочи отдыхать — там мы с Левой и познакомились. Потом встретились уже в Москве, завязалась дружба, стали переписываться. И при любой возможности я возвращалась: на каникулы, летом. Когда вернулась совсем, решили пожениться.

Галантный мужчина, известный артист, Лещенко, наверное, сразу покорил вас своим вниманием, обаянием?

Ирина: Да, каждый день в девять вечера звонил мне в Будапешт, не давая возможности куда-то пойти. Так что моя ночная жизнь на этом закончилась, а по молодости хотелось еще гулять и танцевать.

Как же произошла кульминация?

Ирина: Все уже шло к логическому завершению, отношения развивались, так что в конце концов он сделал мне предложение. Пришлось принять.

Публикация от Сквозь призму времени... (@simuran48) Июн 1, 2017 at 2:05 PDT

Он просил руки у ваших родителей?

Ирина: У меня попросил. А я постфактум сказала родителям. Они на него посмотрели, сказали, что вроде прилично выглядит — сойдет… У них было превратное отношение к артистам: вроде это такие люди… в общем, не очень…

Трудно вам было добиться расположения Льва Валерьяновича?

Ирина: Да. К тому же оказалось, что он женат.

Лев: Я находился в стадии развода. Первый брак получился не совсем удачным: я артист, жена — артистка. Значит, много поездок в разные стороны, ревность и соперничество — и творческое, и человеческое, отсутствие взаимопонимания.

Долго жили вместе?

Лев: Нет, общались, в общем, лет восемь, а в браке… Уже и не помню. В 1968 году я женился на Альбине Абдаловой , своей первой супруге, будучи студентом четвертого курса. В 1974 году у нас начались трения, и потом — трения, трения, трения… А спустя два года встретил Иру. Я был на гастролях, она отдыхала в Сочи… Словом, познакомились, понравились друг другу. И в 1978 году поженились.

Расписаться во Дворце было нельзя

Свадьба была шумная? У артистов, как правило, очень много знакомых?

Ирина: Нет, присутствовали только близкие родственники. У меня даже фаты не было, все очень скромно.

Лев: Во-первых, раньше было такое положение — во втором браке нельзя было расписываться во Дворце бракосочетания, поэтому мы сделали это в местном ЗАГСе, напротив нашего дома, но нам даже понравилось. Во-вторых, мы с Ирой — люди не пафосные, шума не любим.

Родители хорошо приняли новых членов семьи?

Ирина: Мы были самостоятельными — я пять лет, как от родительского дома откололась, а Лева давно уже не жил с родителями, так что их мнения для нас особого значения не имели.

Лев: Я, конечно, Иру заранее представил родителям, она познакомила меня со своими. Это случилось за месяц - полтора до ЗАГСа. Но только на свадьбе все встретились.

Могла ли Ирина предполагать, учась в Будапеште, что «отхватит» такого жениха!

Лев: Да, ей повезло: еще год она промучилась в аспирантуре, а потом я стал возить ее по гастролям. Поскольку мы были молодые и нам трудно было оторваться друг от друга, естественно, я предлагал ей поехать то в Ленинград, то в Новосибирск, то в Кемерово. Она со мной моталась, учиться было некогда, и потом, честно говоря, я предложил ей бросить аспирантуру, тем более что проблемы зарубежной экономики ее не интересовали. Тема достаточно скучная для женщины, мне кажется. «Зачем тебе это?!», — сказал я тогда.

То есть это вы за нее все решили?

Лев: Появилась стабильность, притерлись друг к другу. Я понял, что можно уже ездить одному, она тоже стала мне доверять, так что занималась хозяйством. Чем и сейчас занимается — уже в загородном доме. На ней собака, имущество, ремонт квартиры… Словом, не сидит без дела.

Ирина: Я все время что-то ремонтирую — устала уже.

Лев: Она достаточно увлеченный человек в плане…

Ремонтов?

Лев: Ремонтов, дизайна… Привязанностей ко всяким пошивочным делам: она очень хорошо шьет, и в свое время все для себя моделировала — все новинки, которые появлялись в модных журналах, тут же воплощала в жизнь.

Напрашивается вывод, что Лев Валерьянович дома ничем не занимается?

Лев: Ну почему? Бывает, выгуливаю собаку. Когда заканчивали оформление дома, сверлил дырки, вешал картины, люстры.

Но вообще это бывает крайне редко?

Лев: Мне очень нравится… Вы будете смеяться, но… чистить снег. С собакой, конечно, ходишь, гуляешь. А вот каким физическим трудом заняться на улице? Уборка снега в этом смысле — прекрасный вариант.

Ирина: А я летом очень люблю косить траву.

Лев: Вот сегодня Ира бегала на лыжах, у меня не получилось, потому что я встал — сразу миллион дел, звонков, а она с Тамарой Винокур пробежала 10 километров.

Владимир Винокур с супругой Тамарой и Лев Лещенко с супругой Ириной. «Кинотавр», 2013 г. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Ссоримся только на полчаса

Вы можете рассердиться друг на друга?

Лев: Да мы постоянно сердимся.

Ирина: Но дойти до состояния ярости не удается.

Кто прекращает первым?

Ирина: Обычно тот, у кого сохраняется чувство юмора — достаточно улыбнуться или перевести разговор в другое русло, и понимаешь, насколько эта ссора бесперспективна.

То есть спасает семью юмор?

Лев: Да у нас не бывает ссор, которые длились бы день, два. Мы не можем не разговаривать, как некоторые. Все проходит буквально через 20 - 30 минут.

Ирина: Ты засекал время?

Лев: В принципе все наши ссоры, так сказать, в творческой плоскости. Сейчас, например, ей нравится такой цвет стены, а мне — другой.

Ирина: Да мне нравится тот же самый, просто ты его иначе называешь, поэтому я никак не могу понять, о чем речь.

А в ваше настоящее творчество сценическое Ирина пытается проникнуть с критикой?

Лев: Ира очень категоричная, поэтому я с некоторых пор не даю ей ничего слушать.
Она воспитана на хорошей западной и классической музыке. Современная эстрада особого удовольствия ей не доставляет. И так-то у нее достаточно критический ум, а уж если специально нужно покритиковать, развернется так, что мало не покажется. Поэтому стараюсь как-то настроить перед тем, как показать новую песню. Она слушает и сразу говорит: это пустышка, скучная музыка или вообще бездарно, графомания… Очень редко ей что-то нравится.

В чем секрет семейной дипломатии, Ирина?

Ирина: Дипломатия складывается изначально. Все рождается от большой любви. Плюс люди должны подходить друг другу, чтобы не ошиблись в выборе.

Как же распознать подходят люди друг другу или нет?

Ирина: Распознать невозможно — время покажет. Если не подходят — разойдутся, а если подходят — будут мучиться до конца.

Лев: Эмпирическим путем.

Ну, сейчас-то вы уже притерлись друг к другу… Или еще бывают вспышки ревности?

Ирина: Я вот все хочу вспышку ревности испытать, но у меня, наверное, окислительно-восстановительные процессы происходят на таком уровне, что разбить или порушить что-то в гневе я не в состоянии. Созидательных сил на агрессию очень мало. Раньше муж мне такой возможности не предоставил. А сейчас как-то глупо, по-моему. В таком состоянии, возрасте.

Разве ревность возрастное чувство?

Лев: Любви все возрасты покорны.

Ирина: Вы знаете, что такое любовь? Это некритическое восприятие человека. Когда любишь, не понимаешь, почему… У меня же критический склад ума — так что если уж мне кто-то понравился, это все!

Но с критическим складом ума невозможно не замечать недостатков.

Лев: Если человек любит, он прощает все, не видит недостатков. Ему говорят: да посмотри, он же страшный — нет, самый красивый. Да он же дурак — нет, умный. Да он же вообще бездарный — нет, самый одаренный.

Вы никогда не пытались друг друга переделывать, подстроить под себя и свои привычки, перевоспитать?

Ирина: Все время пытаемся, только этим и занимаемся, но это совершенно бесперспективное занятие. Самое большое заблуждение человечества — оценивать другого по себе.

Никаких заначек от жены!

Всегда откровенны друг с другом?

Ирина: Да. И, по всей видимости, эта откровенность много значит.

Лев: Во всяком случае, я никогда не прячу от нее денег — никаких заначек.

Ирина: А я прячу… Я просто откровенность немножко иначе понимаю.

Лев: Да я шучу!

Ирина: А я нет. Муж для меня как подружка.

Лев: Ну это не совсем так. Конечно, она мне все говорит… Или не совсем все? Кое-что, наверное, оставляешь про запас? У каждого бывает разное настроение. Если мне нужно что-то сказать, я зайду с другой стороны, подготовлю ее, а уж потом выпалю. Все можно оправдать, объяснить. Важно не подводить человека в главном. Не обижать, не предавать.

Ирина и Лев Лещенко. Фото: www.globallookpress.com

Вы любите гостей?

Ирина: Я гостеприимная, но больше люблю неожиданных гостей, тогда с меня ответственность снимается — все легко, просто, все довольны, веселы, все получается. А когда званые ужины на 20 человек, нужно думать, как это будет выглядеть, и я нервничаю.

Лев: Ира прекрасно готовит, вообще, думаю, в нашем кругу — первая кулинарка, первая портниха и первый дизайнер.

Ирина: Значит, ты ко мне очень хорошо относишься.

Это только сейчас выяснилось?

Лев: Нет, почему? Она — настоящая жена, хозяйка дома. Я вот где-то неосторожно высказался об артистках, и папа мне сделал замечание: как ты можешь говорить, что никогда не женился бы на артистке. Я говорю: ну, пап, это действительно так — не может артистка быть хорошей женой! А мне, творческому человеку, нужна хозяйка. Нужен тыл. Нужно, чтобы за мной ухаживали, нормально кормили. Чтобы в доме была приятная атмосфера, светло, чисто, уютно. Чтобы не было нервотрепки, чтобы все интеллигентно. И чтобы человек, который рядом, понимал тебя.

Вот вы говорите: Ирина настоящая жена. А вы-то настоящий муж?

Лев: Да, в общем, я один из тех немногих мужей, которых можно считать практически идеальными. Не пью, не гуляка, деньги несу в дом, люблю уют, спокойный, достаточно щедрый и добрый… Ну, а что — сам о себе хорошо не скажешь, кто скажет?

Ирина: Одно из достоинств моего мужа — что он редко бывает дома. Это один из факторов, который позволяет нормально жить. Был бы муж-чиновник, приходил бы в 7 часов вечера…

Лев: Садился на диван с газетой, включал телевизор…

Ирина: Эта монотонность меня убила бы. А тут есть какая-то непредсказуемость.

Никогда не знаешь, когда придет?

Лев: И придет ли вообще. Нет, такого не бывает, конечно, — я всегда предупреждаю, во сколько приеду.

Ирина: А обычно еще и опаздывает, так что дает в запас время, чтобы подготовиться.

Какой самый неожиданный подарок вы сделали друг другу?

Лев: Их было много. Ну, говорить, что я подарил жене хорошую машину — так это не неожиданный подарок.

Ирина: Но долгожданный. Мы не придаем этому большого значения. Например, увидел он что-то в ювелирном: давай, куплю. Я отвечаю: ты уж тогда подготовься, что ли, к годовщине… А у нас все — не по датам.

Лев: Увидел за границей красивую вещь, привез — подарил. Вот Ира к Новому году собирает для всех подарки, перевязывает ленточкой. Я в этом году получил халат, еще что-то. А она — ничего. Говорю: ты же видела, как я был занят, ну потом что-нибудь подарю. И подарил поездку в Париж — она поехала, отдохнула.

Ирина: Ну, если тебе приятно думать, что это ты сделал, — хорошо. Я-то думала, что сама себе подарила. Главное — хорошие отношения друг к другу. В глобальном смысле. А когда там что-то будет подарено — совершенно не важно.

Лев и Ирина Лещенко на праздновании 75-летия артиста, 2017 г. Фото: www.globallookpress.com

Лев Валерьянович, в школе и в институте вы были таким же галантным?

Лев: Я жил тогда с родителями в хорошем районе — на Войковской. Дом был благополучный — в нем обитали сотрудники органов безопасности, известные спортсмены, так что и воспитание мальчиков, и сами семьи были соответствующими. Не было никаких эксцессов. Более того, я переехал в новый дом, и в этом же году мы пошли в школу вместе с девочками — нас объединили в шестом классе. Сразу появились какие-то привязанности. Девочка, которая мне нравилась, была в седьмом. И мы с приятелем писали ей записки — она ему тоже нравилась, но он делал вид, что ему все равно. Так вот, мы сворачивали из бумажек пульки и отправляли, а девочка собирала и возвращала нам. В седьмом классе мы танцевали на школьных вечерах, даже выпивали вино, в восьмом, наверное, уже гуляли, ходили с девочками в кино. А в девятом начались такие отношения… Нет, не сексуальные, конечно, скорее — платонические. Стать мальчику девятого - десятого класса мужчиной в наше время было аномалией. Мы, конечно, думали об этом, но занимались спортом — это отвлекало.

Ирина: А у нас в МГУ был сумасшедший смешной физкультурник, который говорил: спорт в условиях юга заменяет женщину. И организовывал лагеря, чтобы ребята там потели…

Лев: Вот и мы заменяли женщину спортом. Я еще ходил в кружки — на вокал, художественное слово. Первая любовь появилась в десятом классе. После школы я еще ухаживал за этой девочкой, потом ушел в армию, и, как всегда бывает, она вышла замуж… Не дождалась. Было немножко грустно, но не могу сказать, что убивался — в армии у меня появилась знакомая девушка, а в институте я уже встретил будущую первую жену… Ирина — вторая. Все! Больше никаких влюбленностей! Были знакомые — в период, когда ходил холостой. Я же не этот… Про женщин говорят: синий чулок, а мужчины — кто? Так вот, я им не был…

Откуда происходит род Льва Лещенко? Как проходило воспитание будущего артиста? Песни какого исполнителя Лещенко любил петь в юности? Почему Льва Валерьяновича не хотели принимать в ГИТИС, и как ему все же удалось поступить на курс? Какие песни, исполненные артистом, стали всесоюзными хитами и принесли ему известность? Правда ли, что ученицей Лещенко была Катя Лель? Что артист считает главной наградой за свое творчество? Какими видами спорта увлекается Лев Валерьянович, и в чем секрет его популярности?

Детство и юность

Лев Лещенко появился на свет в Москве 1 февраля 1942 года. Его дед был родом из села Низы Харьковской губернии, которая в то время была частью Российской империи. В 1900 году он переехал в Курскую губернию, где устроился бухгалтером на завод. Дед Лещенко был музыкальным человеком: пел в церковном хоре, играл на многих инструментах.

Отец Льва Валерьяновича переехал в Москву в 1931 году. Пройдя Финскую войну, а затем Великую Отечественную, он дослужился до звания подполковника и был награжден многими орденами. Родная мать артиста умерла через год после родов, поэтому его воспитывала мачеха Марина Михайловна. В детстве Лещенко много времени проводил с отцом: ходил на стрельбище, обедал в солдатской столовой, учился маршировать. Когда отец был занят работой, за ним присматривал старшина Андрей Фисенко.

В школе Лев Валерьянович пристрастился к искусству. Он посещал хор в доме пионеров, духовой оркестр, кружок художественного слова. Услышав, как юноша поет, учителя посоветовали ему бросить все кружки и заняться только пением.

Любимым исполнителем Лещенко был Утесов, песни которого он неоднократно пел на школьных вечерах.

После окончания школы Лев Валерьянович попытался поступить в театральный, но безуспешно. Около года он был рабочим в Большом театре, а затем слесарем-сборщиком на заводе. Когда будущего артиста призвали в армию, он надеялся, что станет моряком. Однако благодаря "стараниям" отца, Льва отправили служить в танковые войска в Германию. Свою службу он закончил в ансамбле песни и пляски, где пел в квартете и сольно.

В 1964 году Лев Лещенко снова пришел поступать в ГИТИС. Его фельетоны были признаны бездарными, но комиссия сжалилась и приняла его на курс. Учеба так преобразила юношу, что вскоре уже никто не сомневался в его способностях. На втором курсе Лещенко впервые ступил на сцену Театра оперетты, сыграв роль грешника в постановке "Орфей в аду". Так началась стремительная карьера артиста.

В 1966 году Лев Лещенко стал полноправным членом Московского театра оперетты. Однако он хотел большего: настоящих гастролей, выступл

ений на большой сцене, признания публики. Мечта артиста осуществилась в 1970 году, когда он стал солистом Гостелерадио СССР. Началась интенсивная творческая деятельность: выступления у микрофона радио, записи советских и народных песен, сотрудничество с Большим симфоническим оркестром.

Лев Лещенко стремительно набирал популярность и вскоре стал заметной фигурой на советской эстраде. Первую известность ему принесла песня "За того парня", с которой в 1972 году он получил премию на Сопотском фестивале. А по-настоящему знаменитым Лещенко стал в 1975 году, впервые исполнив песню Тухманова и Харитонова "День Победы". Эта композиция стала визитной карточкой артиста и прочно вошла в золотой фонд советской эстрады.

В 1977 году Льву Лещенко было присвоено звание заслуженного артиста, а через несколько лет – Народного артиста РСФСР. Он был на пике славы, когда в 1980 году в день завершения Олимпиады вместе с Татьяной Анциферовой исполнил песню "До свидания, Москва". Под звуки его голоса в небо улетал Олимпийский Мишка.

Лещенко не потерял популярность

аже после распада СССР. В 1990 году он организовал театр "Музыкальное агентство", который стал заниматься организацией концертов, гастролей, творческих вечеров, презентаций. Благодаря усилиям театра был выпущен фильм "Юбилей… Юбилей… Юбилей…", телевизионная картина "Военно-полевой романс", программа "10 лет МЧС России".

Кроме концертов и гастролей, Лев Лещенко преподает в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В свое время его учениками были Варвара, Ольга Арефьева, Катя Лель, Марина Хлебникова. Также Лев Валерьянович часто выступает в дуэте со своим другом Владимиром Винокуром.

За свою карьеру Лещенко выпустил более 10 альбомов. Он является автором книги "Апология памяти", в которой подробно рассказал о своей жизни, семье, друзьях, современниках. В его историю попали многие выдающиеся люди искусства, спорта и политики. В 2002 году артист был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. По словам Льва Валерьяновича, ему очень приятно получать такие награды, но главной наградой для него всегда будет любовь и признание

Лев Лещенко состоял в браке дважды. Со своей первой женой – певицей и актрисой Аллой Александровной Абдаловой – он прожил с 1966 по 1976 год. В 1978 году артист женился на Ирине Павловне Багудиной, с которой живет до сих пор. Детей у Льва Валерьяновича нет, и он об этом сильно жалеет. Артист любит активный отдых – занимается теннисом, плаванием, баскетболом. Является почетным президентом баскетбольного клуба "Триумф" города Люберцы.

Очень редко Лев Лещенко появляется в кино. В основном он играет эпизодические роли или выступает в роли самого себя. Его самой большой работой является музыкальный телефильм "Военно-полевой романс" (1998), который был снят в формате "Старых песен о главном" специально ко Дню Победы.

Лев Лещенко всегда отличался мягкими чертами лица, доброй улыбкой, подтянутой фигурой. Его мягкий, низкий баритон бархатного тембра покорил не одно женское сердце. Благодаря своей внешности и голосу артист советской эпохи остается популярным и сегодня – в реалиях совершенно другого мира. Наверное, это и есть настоящий талант

Певец Лев Лещенко раскрыл некоторые тайны своей личной жизни.

Многие поклонники Льва Лещенко даже не знают, что за плечами музыканта есть неудачный брак и развод. Еще бы, ведь последние 40 лет артист счастливо женат на Ирине Багудиной, которая сопровождает его во время гастролей и светских мероприятий.

Рассказывая о том, как начинались их отношения с новой супругой, певец в своей автобиографии упомянул и о болезненном разводе с Аллой Абдаловой. Первый брак Лещенко, продолжавшийся десять лет, нельзя было назвать счастливым. Супруги регулярно расставались, а однажды Лев Валерьянович встретил Ирину.


Несколько дней, проведенных вместе, доказали артисту, что настало время разводиться. Однако жена уже была в курсе его похождений.

«Я решил не откладывать неприятный разговор в долгий ящик, а прямо из аэропорта, где оставил Ирину, направился в Сокольники к Алле. Наши с ней отношения, даже несмотря на то, что мы после последнего разрыва решили восстановить нашу семью, все равно были надломлены и практически никакого тепла уже не несли. Но даже в этой ситуации нужно определенное мужество. Но вот щелкает замок, и Алла открывает дверь. Абсолютно без эмоций она выставила два моих чемодана на лестничную площадку и сказала: «Забирай свои вещи. Прощай, Лева». И захлопнула дверь. Видимо, доброжелатели уже сообщили ей все подробности моих сочинских гастролей », поделился воспоминаниями артист.

По признаю Лещенко, он понимал, что обидел первую супругу и поступил неправильно. Однако за десять лет брака их чувства друг к другу успели полностью исчезнуть, и поэтому артист без сожалений нырнул в омут новых отношений с головой.


Уже в 1978-м, спустя два года после начала отношений, Лев Валерьянович и его Ирина поженились. Сейчас певец считает, что болезненный разрыв с супругой, был одним из самых правильных решений в его жизни, ведь развод подарил ему искреннюю и нежную любовь.

«Я помню, как Ирина положила свою тонкую руку на мою, взглянув на меня своими теплыми глазами. Это был тот самый момент, который разъяснил мне все: это мой человек, умный, чуткий и, да, очень красивый », рассказал артист.

Несмотря на невероятную любовь, которую судьба подарила Лещенко, им с Ириной так и не суждено было стать родителями. Супруга артиста нашла себя в заботе о нем и сохранении домашнего очага. Сам же Лев Валерьянович после продолжительных гастролей всегда спешил домой, чтобы поскорее увидеться с женой.

В своей автобиографии, отрывки которой были опубликованы «КП», артист признался, что до сих пор благодарит Бога за встречу с Ириной, ведь именно после нескольких первых дней, проведенных рядом с ней, он поверил в любовь.

Лев Лещенко: «Жена сказала: «Извини...» - и вынесла на лестничную площадку два чемодана»

Лев Лещенко: «Жена сказала: «Извини...» — и вынесла на лестничную площадку два чемодана»

Интервью с эстрадным певцом и его первой женой

Лев Лещенко-Фото:Иван Кобяков

— Лев Валерьянович, вы ассоциируетесь с образом победителя: главный исполнитель песни «День Победы», композиции про олимпийского мишку, ставшей символом спортивных достижений

— Я себя лично победителем не счи-таю, а вот себя как представителя своего поколения — пожалуй, да. Если исходить из того, сколько нам — детям военного времени — пришлось в жизни всего одолеть… Родился я в феврале 1942-го в Сокольниках. В тот период немцы стояли в Подмосковье и за Москву шла жесточайшая битва. Родильные дома не работали, и поэтому мама рожала меня прямо в квартире — они жили в двухэтажном домике, еще купеческой постройки. Принимали роды две бабушки-соседки… Папа, вернувшись с финской войны, был направлен служить в НКВД. Во время Великой Оте-чественной войны в звании капитана был заместителем начальника штаба полка особого назначения, они конвоировали на фронт, обеспечивая безопасность, военную технику — танки, пушки. Соответственно, практически все время отец был в разъездах. Но, возвращаясь к месту дислокации своей части в Подмосковье, всегда забегал к нам с гостинцами из служебного пайка.

родители - Валерьян Андреевич и Клавдия Петровна (до войны) - Фото:из личного архива Льва Лещенко

Семейное предание гласит, что к моменту моего рождения ему удалось привезти буханку хлеба и четвертинку спирта. Старушки разбавили спирт водой и прополоскали в этом растворе меня, предварительно протопив ком--нату печкой, что делалось крайне редко, хотя холод дома был жуткий — плюс три-четыре градуса. Помню все счастливые моменты приезда папы с фронта. Это всегда было неожиданно, ночью: меня будили, и я завороженно рассматривал и ощупывал его портупею, пистолет, погоны, саблю — тогда офицеры ее еще носили. И в доме появлялись продукты. А так-то мы все жили на преодолении нищеты и голода. Действительно голодное у нас с моей старшей сестренкой Юлей было детство, есть хотелось всегда, а в магазинах — пусто. Но ничего, выживали. Только вот мама не выжила.

Беда пришла в сентябре 1943-го. Что-то у мамы случилось с горлом — то ли рак, то ли туберкулез. А как лечить, если лекарств нет? Не уберегли, схоронили… К нам переехала из Рязани бабушка, мамина мама. Но у отца с бабкой начались серьезные разногласия: она была старушка набожная и все время норовила меня с сестрой приобщить к церкви, а папа — энкавэдэшник, идейный коммунист, — разумеется, протестовал. Летом, когда мы с бабушкой поехали к ней в Рязань, она по секрету от отца меня там крестила. У папы, когда он об этом узнал, был шок, и они совсем разругались… Вскоре отец перевез нашу семью в Богородское, где базировалась его часть, и мы поселились в папиной комнате в офицерском бараке. Когда мне исполнилось четыре года, для меня специально сшили гимнастерку, пилотку, и я стал сыном полка.

Присматривал за мной папин сослуживец и помощник, старшина Андрей Фесенко — они с отцом из одного украинского села. Он так обо мне заботился, так следил, что за ним закрепилось прозвище Матрос Чижик.

— Отец был человеком жестким?

— Нет, как раз наоборот, добрым, скромным и, я бы сказал, каким-то правильным. Честность, любовь к родине для него были не пустыми словами. Папа был достаточно закрытым, про военные подвиги не рассказывал. Вообще, крайне сдержан в проявлениях эмоций, хотя на праздниках иногда заводился. Забавный тогда был такой, веселил всех, играл: на пианино ли, на гитаре, балалайке или скрипке — неважно, на любом инструменте любую мелодию мог подобрать на слух, при том что был самоучкой. Просто от природы такой музыкальный. В отличие от меня, кстати, не играющего ни на одном музыкальном инструменте.

Когда мне было семь лет, папа женился, и у меня появилась приемная мать. Вскоре родилась еще одна сестра, Валя. Марина Михайловна Сизова оказалась мачехой добросердечной, заботливой, терпеливой. Приехала она в Москву из села Терновка, что по Волгоградской дороге, поступила здесь в медицинский институт, а когда сошлась с папой, учебу бросила, потому что надо было воспитывать троих детей. Умерла она в 1981 году, так что папа пережил свою жену на 23 года, несмотря на то что она была младше его на 20 лет. Валерьян Андреевич у нас был долгожителем, полгода только не дожил до ста лет. Но по записи на могильной плите все равно век получается: с 1904 по 2004-й…

— Как вы называли жену отца?

— Мамой. Единственное, когда я с ней познакомился, она была беременна. А я — пятилетний мальчишка — не знал, что такое беременность, и шугался ее, стеснялся ходить рядом, все думал: «Какая нелепая толстая тетя!» У меня тогда болели уши, она ходила со мной в поликлинику, а я все время старался держаться от нее подальше…

— В послевоенные годы было много беспризорников, шпаны, в моде — уголовная романтика. Вас это коснулось?

Конечно, но особенно вплотную соприкасаться с этим миром я боялся. Все-таки у меня очень развит инстинкт самосохранения. А так, по мелочи, ра-зумеется, и шпанил с ребятами. Воровать не довелось, но хулиганства хватало. Дрались. Но никакой поножовщины. С этим строго — за «перо», не дай Бог, если найдут, били страшно. Хотя отсидевших было много. Каверзы мы всякие устраивали постоянно. К примеру, стукалочки на окна вешали: на веревку пришпиливалась какая-нибудь штуковина, и начиналась дерготня — в окнах стук, люди выглядывают, а никого нет. Также в моде было под рельсы подкладывать пистоны или спички: трамвай едет, ту-ту-ту, и вдруг — раз — взрыв, щелчок. Весело. Зажигалки выпиливали из ключей и набивали порохом. В пристеночку играли монетками на деньги, в чижика. На коньках гоняли по улицам — прикручивали «снегурки» к валенкам, в руках крюк, его цепляешь за кузов машины и несешься прямо по мостовой с риском для жизни. Ну и игры были в ходу — лапта, каза-ки-разбойники, волейбол во дворе…

Закурил я впервые во время летних каникул перед вторым классом. Меня привезли к родственникам в деревню, и там местные пацаны дали мне самокрутку с наикрепчайшей махоркой. Дыхание перехватило так, что глаза буквально вылезли на лоб, еле продышался. Ну а в Москве, где-то с третьего класса, покуривали с ребятами уже конкретно. Выпил крепко первый раз в четвертом классе. Кто-то свистнул из дома бутылку водки, мы вшестером забрались под какой-то вагон и… через некоторое время все были пьяными в хлам. Как добрался до дома и что было дальше, не помню. А с пятого класса мы киряли уже со взрослыми. Честно. Допустим, Первомай. Все живущие во дворе выносят на улицу снедь, водочку, все это расставляется на деревянном столе — и гульба пошла. «А-а, и пацаны тут? Так идите к столу, давайте-ка махните по чуть-чуть, не помешает…» Ну а кто ж от угощения откажется? Вот мы и присоединялись к застолью.

В 1953 году, когда я учился в шестом классе, наша семья переехала на «Войковскую», в громадный 23-под--ъ----езд--ный сталинский дом. Если в Соколь--ни--ках мы жили впятером в одной 14-метровой комнате, с кучей соседей по коммуналке, то тут нам достались две комнаты в «трешке» с ванной и горячей водой. И даже с телефоном. Чудо! В одной из наших комнат расположились мы с Юлей, в другой — Валя с родителями. Я тут же пошел в клуб «Динамо» и стал заниматься баскетболом. Было еще одно новшество: если прежде я ходил в мальчишескую школу, то здесь нас объединили с девочками. Конечно, тут же накрыла первая любовь — ну, может, не любовь еще, но уже какие-то серь-езные чувства к девочке из седьмого класса. Помню, писал ей записки. Мы собирались с ребятами во дворе, играли на гитарах, пели, а я стрелял из рогатки скрученными из бумаги пульками в ее открытые окна на втором этаже. Там было написано что-то типа: «Света, выходи, ты хорошая девочка!» И я в волнении ждал ее появления. Периодически она выходила, я, окрыленный надеждой, протягивал руку за ответной запиской, но… каждый раз она возвращала мне мои пульки неразвернутыми. Я страшно переживал. В восьмом классе мои чувства, правда, уже к другой девочке, выражались более серьезно: я провожал ее до дома, встречал, мы подолгу гуляли, однако до поцелуев дело так и не дошло.

— А откуда у вас возникла тяга к сцене?

— Запел я во втором классе. У меня вдруг проявился голос, и педагог по музыке, Людмила Андрониковна, стала меня возить по разным музыкальным коллективам — показывала. Остановилась на детском хоре сокольнического Дома пионеров, куда я потом ходил три года. Все ахали: «Ой, какой у мальчишки голос!» В десятом классе я начал петь уже всерьез. Накупил всяких пластинок — особенно мне нравились итальянские тенора, — слушал и пел. Хотя у меня был крепкий баритон, который в дальнейшем, уже в институте, превратился в бас-баритон.

Поступать я пошел в ГИТИС, но провалился. Отправился работать бутафором в Большой театр — выносил на сцену столы-стулья. Атмосфера меня потрясла. В то время там еще пел Лемешев, уже пели Вишневская, Милашкина… Невероятно интересно было их слушать, хотя стать оперным певцом я не хотел, я увлекался рок-н-роллом, джазом, и мне надо было просто получить вокальное и актерское образование. Опереточный факультет ГИТИСа, где готовили актеров музыкального театра, был то что нужно: вокал, актерское мастерство, сцендвижение, сценречь. Но на следующий год меня снова не приняли. На этот раз папа сказал: «Иди на нормальную работу и готовься в какой-нибудь нормальный вуз, а то сов-сем забудешь школьную программу». И я пошел работать на завод физприборов. А где учиться, мне уже было до фонаря. Собирался поступать либо вместе с другом в геологоразведочный, либо в МАИ, чтобы поближе к дому… Но все-таки решился на третью попытку в ГИТИС. Наконец выдержал экзамен по специальности. И тут услышал: «У нас нет военной кафедры, а потому вас все равно заберут в армию. Так что идите уж отслужите».

— Служили условно — в ансамбле?

Далеко не сразу я туда попал. Сначала полгода проходил курс молодого бойца, потом нес службу в танковой роте в Германии — по полной программе: стрельбы, учения, пушки, танки. Я — танкист, заряжающий и наводчик. Это был 1961-й год, кризис в политических отношениях — Куба, Карибский бассейн, мир на пороге треть-ей мировой войны. Танки стоят друг против друга по разные стороны Бранденбургских ворот. Объявлена боевая готовность номер один, мы в своей танковой части — она располагалась в 80 км от Восточного Берлина — спим в обнимку с автоматами. Противостояние было мощное. Между прочим, как я потом узнал, почти в это самое время на противоположной стороне Берлина, в западной его части, служил Элвис Пресли. Забавно.

- служил я в танковой части - в 80 км от Восточного Берлина - фото:из личного архива

Армейская жизнь давалась тяжеловато. В шесть часов подъем, в любую погоду — кросс по плацу. В гимнастерочке, а то и с голым торсом. Полчаса отбегаешь — зарядка. Дождь, лужи — неважно, отжимайся… Оправились — маршировка строем. Лещенко, запевай! Вот тут часто случались конфликты. В Германии морозов не бывает, -ми-нус два-три градуса для зимы нормально. Но для голоса и такая температура погибель. Я говорю: «Не могу я петь на -морозе». А старшине, хохлу, хоть бы что: «В чем дело?! Па-а-ачему?!» И дальше непечатно — тра-та-та! Объясняю в который раз: «Я хочу стать профессиональным артистом, и для этого мне нужно сохранить голос». — «Выйти из строя! Бегом марш!» И бежит рядом со мной. Но перебегать меня трудно, все-таки я был парнем достаточно спортивным, баскетболистом…

В конце концов я подошел к жене командира полка. «Ольга Васильевна, — говорю, — объясните, пожалуйста, нашему ротному старшине, чтобы он меня не заставлял петь на морозе». Она пришла в ужас: «Да как он смеет! Да я его!» Короче, с пониманием отнеслась. И больше меня с этим не мучили.

Однажды я был замечен. На смот--ре-вечере, посвященном 23 Февраля, меня попросили спеть «Бухенвальд--ский набат» вместе с ансамблем песни и пляски. Овации были бешеные, меня вызывали на бис, и… я стал солистом этого ансамбля. В общей сложности отслужил три года. Уговаривали остаться на сверхсрочную: «Соглашайся, не будь дураком! 450 марок будешь получать». Но нет, у меня была мечта — ГИТИС… В который наконец-то меня зачислили.

— Что-то вы ничего не рассказываете о делах сердечных. Или вас хватало только на армию, учебу и творчество?

— Нет, для любви тоже время находилось. После концерта в армейском госпитале познакомился, а потом близко сдружился с одной медсестричкой из Луганска по имени Лариса. На выходные она приезжала ко мне в часть. Мы с ней гуляли, очень пылкие были чувства, но нормально встречаться было негде — не в казарме же. Потом она уехала домой поступать в мед-институт. Мы переписывались. Постепенно письма стали приходить все реже, и наконец я вообще перестал их получать. В свой краткосрочный отпуск собрался поехать к ней — хотел познакомиться с родителями, обсудить свадьбу. Но перед самым отъездом случайно разговорился с ее подругой, служившей у нас по контракту, и та расска-зала, что Лариса выходит замуж -за пар-ня, который, оказывается, ей давно нравился. От такого жестокого удара я потом долго не мог оправиться…

А женился я, когда учился на треть-ем курсе. Алла Абдалова была студенткой пятого, считалась в вузе самой талантливой, перспективной. Классическая певица, с красивым глубоким меццо-сопрано, ученица Марии Петровны Максаковой. Ее брали в стажерскую группу Большого театра. Но так получилось, что из-за меня она прикрепилась к эстраде. Когда в начале третьего курса меня пригласили играть в Театре оперетты, я сказал худруку нашего курса, режиссеру Ансимову: «Георгий Павлович, я буду у вас работать, только возьмите еще одну девушку». Не то чтобы условие поставил, но просил очень настойчиво. Аллу взяли, и два года она там проработала.

Алла Абдалова

А потом меня стали зазывать в знаменитый эстрадный оркестр под управлением Утесова, давали ставку аж 250 рублей — огромные деньги по тем временам. В театре у меня был оклад 110 рублей. Но Ансимов, когда я пришел к нему увольняться, возразил: «Нет, не отпущу я тебя. Какой оркестр? Ты театральный артист, у тебя здесь роли, пусть пока эпизодические, но скоро главную получишь». Я промямлил: «Мне же хочется петь…» И все же переходить не стал.

Алла Абдалова

А Алла, которую я потянул с собой к Утесову, наоборот, осталась там, правда, с гораздо более скромным окладом… Буквально через полгода педагог ГИТИСа Анна Кузьминична Матюшина (я называю ее своей творческой мамой), певица, руководившая вокальной студией в Гостелерадио, сказала мне: «Лев, ну что ты делаешь в оперетте? Приходи лучше на радио, там шесть оркестров, будешь с ними петь во всех музыкальных жанрах, гастролировать». И я мотанулся на радио, где десять лет проработал солистом. За это время перепел весь оперный репертуар, романсы, записал 350 песен. И деньги там приличные платили. Одно «но»… Права была мой педагог, когда говорила: «Никогда --не же-нись на артистке. Начнется борьба ам-биций, дрязги, конфликты, скандалы». Так у нас с Аллой и случилось.

— Почему вы решили жениться? Можно же было и так встречаться.

— Сам не знаю, ну вроде надо жениться, я и женился. С того момента, как мы с Аллой разбрелись по разным организациям, жизнь стала разводить нас — мы бесконечно мотались каждый на свои гастроли. При этом я становился все более популярным, а она, при всем своем безусловном таланте, оставалась в тени. Что, конечно же, ее ранило. Пошли конфликты, упреки, бурные ссоры. Ситуация накалялась. Взрыв произошел в 1974 году после моей полуторамесячной поездки в Японию с каким-то ансамб-лем. Примирения и так давались нам с трудом, а тут разногласия достигли своего пика. Я приехал, и началось: «Ты только о себе думаешь, изменял там мне, романы крутил!» Это было уже просто невыносимо, нервы не выдерживали, я почувствовал, что долго так не протяну. И мы с Аллой разъехались. Правда, на следующий год все-таки попробовали опять склеить отношения. Но дважды в одну реку не войдешь. Честно говоря, творческие люди редко уживаются вместе. В основе проблем ревность — и творческая, и человеческая.


Алла Абдалова и Лев Лещенко исполняют песню "Старый клен"

— Так ревность, наверное, не была необоснованной? Вы — красивый, популярный, обес--печенный, в окружении огромного количества женщин, сложно же не поддаться соблазнам.

— Лукавить не стану, я не монах, а нормальный мужчина, причем не слепой, а значит, обращал внимание на привлекательных женщин. Тем более что на самом деле поклонниц были толпы — выслеживали, под дверью сторожили, цветы дарили, в любви объяснялись. Но я никогда это не культивировал. Не был ни ловеласом, ни донжуаном, ни похотливым сластолюбцем. За каждой юбкой не волочился.

— Хотя актерская загульно-тусовочная жизнь так этому способствует…

— Да вы что?! Какие тусовки?! Допустим, на завтра назначена радиопередача «Романсы Шумана» или «Арии мировых классиков». Е-мое! А я знаю их через пень колоду. Вот в десять утра выезжаю из дома на метро и еду на урок к потрясающему педагогу Петру Ивановичу Селиванову — учить с ним композиции к следующему дню. А оттуда — записываться на радио. А вечером — концерт. Где время для гульбы? Тем более что на концертах я поначалу очень мандражировал.

Помню, страшно волновался на самом первом своем выступлении от Гос--телерадио в Питере, в концертном зале «Октябрьский». Был радиофестиваль, и я выступал вместе с Зыкиной и Белобрагиной — пел в кантате Родиона Щедрина «Ленин в сердце народном» арию красноармейца Бельмаса, который стоял в охране, когда вождь умер. Слова были душераздирающие: «Я бывший батрак, в 1917 году бросил работать у кулака и вступил в ряды большевистской партии…» Но это еще ничего. Люсе Зыкиной пришлось исполнять «Народный плач» — произведение на 40 минут; а Люда Белобрагина пела про пуговицу, которую она пришила на пальто Ленину…

На радио тогда было шесть оркестров, и я пел с ними со всеми. Меня разрывали на части, поэтому какие там гулянки, это вообще на десять лет было забыто. Разве что совсем изредка, по праздникам. Кроме того, я же много гастролировал. Представлял страну на международных фестивалях: стал лауреатом и в польском Сопоте, и на «Золотом Орфее» в Болгарии.

— Так как же смогла завоевать сердце такого завидного мужчины ваша нынешняя жена, что выделило Ирину из всех ваших соблазнительниц?

— Наоборот, это я завоевывал Ирино сердце. В 1976 году был на гастролях в Сочи, там мы и встретились. Совершенно случайно. Точнее, мой приятель, который встречался с ее подругой, нас познакомил. И, представьте, я полюбил Иру практически сразу. Вот бывает же так: увидел, и внутри словно сигнал — моя! Будто кто-то сверху шепнул: эта женщина тебе послана, предназначена, она — твоя судьба. Прежде всего Ира привлекла меня визуально — она и сейчас неплохо выглядит, а тогда была редкостной красоткой: эффектная брюнетка, правда, на мой вкус слишком уж худощава, но главное — от нее исходил какой-то покой и ненапускное жизнелюбие. И она была необыкновенно женственна — безупречный стиль, шарм, чуть-чуть лукавства, вкрадчивый голос, веселые искорки в глазах. А еще меня поразило ее равнодушное отношение к моей персоне. Что по тем временам было невероятно. Оказалось, она меня вообще не знала,поскольку училась в университете Будапешта на дипломата. То есть четыре года девушка жила совершенно в другом мире. Ну, покажите мне какого-нибудь популярного певца из Монголии. Кто он для меня? Никто. Так и я был никем для Иры. О том, что Лещенко — известный на весь Союз певец, ей сказала подруга, когда Ирина поинтересовалась, кто я такой и почему все вокруг меня вьются: не мафиози ли? Так вот, Ира увидела во мне не эстрадное диво, а обычного человека. А меня она в дополнение к своим привлекательным внешним данным заинтриговала еще и своей загадочностью: когда я расспрашивал, где она живет, чем занимается, уклонялась от ответа. А, как известно, тайна в женщине для мужчины — стрела губительная. Короче, приглянулась она мне, и я стал ее обхаживать… Но через день Ира со своей подругой улетела по каким-то делам в Москву.

— И что, вы за эти пару дней успели только познакомиться?

— Много успели: познакомиться, пообщаться, поужинать, выпить, поцеловаться… Короче, начался бурный ро-ман. И я рванул за ней в Москву. Причем она даже телефона мне не оставила, не говоря уже об адресе. Хорошо, был номер подруги. Позвонил, спрашиваю: «Вы где?» Tа втихаря отвечает: «Ирочка у меня». Ну, я туда, к ним — на Лесную. Приезжаю. Шикарная трехкомнатная квартира. Подруга говорит: «Можешь остаться, у нас есть комната». Я провел там три дня. Не заходя домой, забрал машину из гаража, и мы на ней с девчонками куролесили. Потом Ира должна была возвращаться в Будапешт, она перешла на пятый курс. Я проводил -ее и поехал домой. Внутренне уже был- готов к разрыву с Аллой, и он не зас-тавил себя ждать. Когда позвонил в дверь, жена приоткрыла ее со словами: «Извини, сейчас…» — и вынесла на лестничную площадку два чемодана. Я сказал: «Спасибо тебе огромное, что обошлась без скандала. Ты поступила мудро. Искренне желаю тебе всего самого хорошего». Взял чемоданы, сел в машину и уехал. Хотя — ну это так, к слову — трехкомнатная квартира, в которой мы жили, была моя… При-ехал я к родителям на Тишинку: «Мам, мы с женой расстались. Поживу у вас, пока не сниму квартиру». Она удивилась: «Зачем? Валюшка с нами живет, и ты живи, ради Бога, вот тебе комната». И я остался. Но бывал там мало, в основном мотался по гастролям.

Ирина и Лев 1978 год:из личного архива

— А с той квартирой как-то разобрались?

— Ну да — оставил жене. И квартиру, и машину потом пригнал. Все оставил. Хотя потом никак не мог получить себе новую, мне отказывали, говорили: «У вас же уже есть трехкомнатная». А мне очень надо было где-то жить с Ирочкой. Когда она приезжала на каникулы, я брал ее с собой на гастроли — в Новосибирск, в Петербург, и мы жили в гостиницах. Вообще-то она планировала остаться в Венгрии. У нее в активе два языка — венгерский и английский, и, конечно, она могла бы неплохо устроиться в какой-нибудь международной организации. Но я целый год ее обрабатывал — хотел, чтобы она вернулась. Звонил ей в общежитие каждый вечер. Выучил на смеси венгерского и английского фразу: «Позовите, пожалуйста, к телефону Ирину Багудину из 13-й комнаты», ждал, пока она возьмет трубку, и… мы разговаривали часами. Первый общий счет за телефонные переговоры был какой-то сумасшедший — пять с половиной тысяч, а это по тем временам стоимость «жигулей». Мама, увидев такие цифры, потеряла дар речи, только руками всплеснула: «Сынок, ты очумел». И правда безумство… Странно, да? Говорю же, у меня ведь не было никаких проблем с женщинами — толпами стояли, выбрать можно было любую. Но мне хотелось именно эту — Иру. Я добивался ее два года, можно сказать, завоевывал. И достиг-таки своей цели, вырвал ее из Венгрии. Сказал: «Давай начнем с тобой жить вместе. Получится — поженимся». Поскольку квартиры не было, год мы жили на съемной. Причем родители у Иры строгих правил, и она каждый вечер приезжала ночевать домой. Поступила здесь в аспирантуру, моталась со мной по гастролям. Наконец я купил квартиру, в июле 1978 го----да мы расписались и уже реально стали жить вместе… Плюс ко всем прочим достоинствам Ира оказалась безупречной хозяйкой, волшебницей по умению создать семейный уют. Внимательная, заботливая, все правильно понимающая, великолепно готовит. До сих пор, кстати, Ира дома все делает сама, своими руками, — готовит, шьет, украшает. У нее по этой части дар Божий.

— Так вы поняли, что такое любовь?

— Вообще-то разное это чувство: к родине, к матери, к ближнему, к женщине… Что касается любви в семье, наверное, это невозможность жить друг без друга. Когда ты постоянно находишься в состоянии повышенного внимания к своему родному человеку, боязни потерять его. Плюс флюидность — чувство какой-то непроходящей взаимной симпатии. И, без--условно, физическая привязанность. С этого все начинается, на этом все отношения и замешиваются. Для меня Ира — это все. Во всех ипостасях. Человек, к которому у меня нет претензий. Представляете, никаких. Вот знаю, у других порой что-то не нравится в жене, раздражает. А мы с Ирой вместе вот уже 36 лет, и нам невероятно комфортно. Хотя, бывает, и покрикиваем друг на друга, особенно когда садимся играть в нарды и она обыгрывает. Тут я могу вскипеть, бросить фишки. Но грани мы не переходим никогда.

— Ни о чем не сожалеете?

— Только о том, что у нас нет детей. В свое время как-то не задумывались над этим, я мотался, Ира не напрягала меня в этом плане, понимала, что я делаю карьеру. А потом возникли некие проблемы, неразрешимые… Но что поделать. Знаете, я не сильно горюю по этому поводу, потому что у меня очаровательное окружение — много родственников, племянников, крестников, так что есть о ком заботиться…



Семья: жена — Ирина Багудина (в браке — Лещенко)

Образование: окончил ГИТИС

Карьера: работал бутафором в Большом театре, слесарем-сборщиком на заводе физприборов. Был артистом Московского театра оперетты, солистом Гостелерадио. Лауреат отечественных и международных конкурсов. Руководитель театра эстрадных представлений «Музыкальное агентство». Исполнитель множества популярных песен, среди которых: «День Победы», «Не плачь, девчонка», «Соловьиная роща», «Прощай!», «Родительский дом», «Притяжение Земли…». Народный артист РСФСР

Лев Лещенко потерял сыновей - близнецов

интервью с Аллой Абдаловой - первой женой Льва Лещенко

Лев ЛЕЩЕНКО справедливо считается самым верным мужем отечественной эстрады. 30 лет он состоит в браке с женой Ириной. Мало кто знает, что первой его супругой была певица Альбина АБДАЛОВА. Талантливой исполнительнице романсов фортуна не улыбнулась. Она одинока, живет на нищенскую пенсию. Корреспондент «Экспресс газеты» отыскала ее. Альбина Александровна рассказала, что помешало выдающемуся певцу стать по-настоящему счастливым.
Мария СВЕТЛОВА


С Альбиной Абдаловой я пыталась договориться о встрече в течение трех лет. Железным голосом она вежливо отказывала. Но на этот раз в ней что-то надломилось. Она охотно поддержала телефонный разговор и неожиданно согласилась встретиться.
…Стараясь идти ровно, она вышла из подъезда. В руках держала фотографию. «Это я в молодости. Была такой, когда мы расстались с Левой», - она протянула мне снимок, как бы оправдываясь за свой нынешний непрезентабельный вид. 19 июня ей исполнилось 67 лет. Виновато улыбаясь, она обдала меня легким перегаром.

Простите, я немного выпила, - извинилась она, стыдливо прикрывая рукой рот. -
У меня теперь почти нет зубов.
Звоня по телефону, я напрашивалась в гости, но Альбина Александровна ни на какие уговоры не поддалась.
-У меня дома бардак, - призналась она. Поэтому пришлось беседовать во дворе, на лавочке.
- С Левой мы жили в соседнем подъезде, в трехкомнатной квартире. Первая наша квартира - двушка в Чертаново. От радиокомитета, где Лева работал, строили кооператив. Своих денег у нас, конечно, не было - помогла моя сестра. Позже переехали сюда, в Сокольники, поспособствовал наш приятель. К тому же Лева уже был лауреатом «Золотого Орфея». Ушел он от меня, как подобает настоящему мужчине - с одним чемоданом. А мне зачем одной три комнаты? Я обменялась на двухкомнатную. Хотела показать вам фотографии, где мы вместе - молодые, красивые. Но они куда-то задевались, не могу отыскать. Я их убрала подальше, чтобы душу не травить.
Ее глаза покраснели, она сняла очки и всхлипнула, как обиженый ребенок.
- Когда Лева уходил, я думала, он возьмет наши снимки на память. Но нет, не взял ни одной фотографии.
Пришлось стрелять для собеседницы сигаретку. Закурив, она немного успокоилась и пустилась в воспоминания.

Любовь до небес

Мы вместе учились в ГИТИСе на отделении оперетты. Он - на два курса младше, хотя я старше Левы на год, просто он поступил после армии. Девчонки были в восторге: какой красавчик появился! У него еще и кудри вились. Почему-то он их стеснялся и выпрямлял. А вот то, что шепелявил - не комплексовал и не занимался с логопедами. Считал, что он и так хорош.
Однажды Лева заглянул в танцкласс. Смотрю - глядит на меня в упор. Я не робкая. После занятий подошла и спросила: «В чем дело?» Он ответил, будто я очень похожа на его племянницу. Я не растерялась: «Давай вези к ней и показывай, посмотрю, не врешь ли». Приехали в Химки, к нему домой. И точно: племяшка вылитая я!
Левина мачеха очень серьезно отнеслась к нашему визиту, решила раз Лева привез домой девушку, значит - невеста.
- Однажды прихожу на занятия, а он стоит у аудитории с букетом ромашек, - продолжает Абдалова. - А у меня день рождения. И из всех цветов я люблю именно ромашки. Он взял меня под руку и повел в палисадник у ГИТИСа. Усадил на лавочку и достал бутылку вина. Потом ребята еще сбегали в магазин... Я до сих пор сладкое вино терпеть не могу. Кстати, в гостях мне всегда приходилось пить за двоих. Лева чуток пригубит, и у него такая дикция становится, что ничего не разобрать, одно шипение.

С тех пор Лева и Алла после занятий провожали друг друга до дома. Сначала он ее до бульвара Карбышева, потом она его - до метро «Войковская». Потом снова он - ее.
Как-то так запровожались, что Алле было уж очень поздно возвращаться. Он предложил девушке переночевать у него.
- Сказал: «Ты ничего плохого не подумай: у меня дома папа, мама и сестра». Домашние, конечно, дрыхли глубоким сном. Потом он меня спрашивал: «Ал, правда, мы тогда в первый раз?» А я придуривалась, нет, что-то не помню.
- Это была ваша первая любовь по-взрослому?
- Нет, у меня до Левы были мужчины, а у Левы - женщины. Мы с ним до регистрации жили лет семь. Встречались тайно - то у моей сестры, то у его родителей. Лева мне как-то сказал: «Мы не спали с тобой разве только на небе!» То есть вез-де!
- ?!
- Это действительно чудо, если тебя мужчина в любой момент... даже неподходящий! Кругом люди, а я чувствую: он хочет. И он должен это получить. И я этого тоже хочу. То есть мы настроены на одну волну... - Альбина Александровна затянулась сигареткой поглубже, вздохнула: - После Левы я ничего себе такого не позволяла. Ведь терять голову можно только с любимым мужчиной.

Несостоявшийся отец

Как-то Лев Валерианович посетовал, что ему не довелось вырастить детей. Вы не родили. Во второй раз он женился на женщине моложе себя. И этот брак тоже бесплодный…
- Если вы намекаете, что у Льва Валериановича что-то не в порядке, то ошибаетесь! С этим у него все хорошо. И я не была бесплодной, несколько абортов от него пришлось сделать.
-Зачем?
- Да, он иногда говорил, что надо бы родить детей. Но на деле получалось все иначе. Забеременев, я долго думала, как быть. Меня преследовали сомнения, будем ли мы вместе и дальше. Я его спросила: «Ты меня любишь? Если да, то рожу». Он мне на это ничего не ответил. Вот я и пошла к акушерке. В другой раз опять залетела, снова спрашиваю его, что делать. А ему не до того. Он из Японии приехал, у него впечатления... Пробормотал что-то, вроде, поступай, как хочешь. По дурости, может быть, спросила врача, кого из меня выскребли. Она говорит: «Пацана». Я мужу и рассказывать не стала, что у нас родился бы сын. Потом уже ходила на аборты, не советуясь. Однажды мне врач после операции сказала: «Алла, у тебя могли бы быть два отличных мальчика. Близнецы». Меня как ошпарило. Я еле добралась домой. Прихожу и вижу: Лева развалился в кресле, треплется по телефону со Славой Добрыниным. А Слава, я вам скажу, еще тот ходок по бабам. Слышу, они договариваются гульнуть с девками. А Лева при этом улыбается как ни в чем не бывало, и еще спрашивает меня: «Чего ты, старуха?» Я ему и ответила: «Делай, что хочешь». Но вообще-то Лева не был гуленой, я никогда его ни с кем не заставала. До Ирины, его нынешней жены, он мне ни с кем не изменял. Он порядочный человек.

Привлекательный мужчина



- Лева нравился многим женщинам, но не только женщинам, - добродушо рассмеялась Абдалова, вспомнив забавную историю.
1972 год был для Льва Лещенко настоящим прорывом. Он победил на «Золотом Орфее» в Болгарии, потом получил приглашение участвовать в конкурсе в польском Сопоте.

Алла с Левой жили бедно.У Льва Валериановича не было подходящей одежды. Кто-то посоветовал обратиться к модельеру Вячеславу Зайцеву. Кутюрье предложил певцу прийти в ателье на примерку.
- Вы обращали внимание, что у Льва Валериановича задница такая… ну не совсем, как положено мужику. В общем, мечта педерастов, - незлобно хихикает Абдалова. - В первый раз он попался гомикам в туалете у театра оперетты. Смотрю, мой мужик вылетает из отхожего места весь белый: «Я сейчас чуть не убил!» Спрашиваю: «Педика, что ли?» И подшучиваю: «Ничего удивительного, у тебя попа-то о-о-о, у меня такой нет». Вот и модельер ее тоже оценил. Лева уговаривал меня пойти вместе, он всегда настаивал, чтобы я присутствовала при его деловых разговорах, он ведь стеснительный. Но я в тот раз не согласилась. И тут смотрю: муж от Зайцева выскакивает, дрожит аж от возмущения. С ходу мне заявляет: «Я к нему больше не пойду!»
Пришлось Лещенко ехать в Сопот в брючном ансамбле жены. Красный шерстяной двубортный костюм со штанами на резинке. По словам Абдаловой, он до сих пор, как память, висит у нее дома в шкафу.
- Эдита Пьеха не удержалась и съязвила, в чем это Левочка выступал? А я ответила: «В вашем неглиже, Эдита Станиславовна!» - хохочет Абдалова.
Даже после двух побед на престижных в советские годы фестивалях Лещенко совсем не рвали на части организаторы концертов. Абдалова, по ее словам, старалась помочь супругу, пользуясь своими связями. И даже коронную песню «День Победы» он, как рассказывает Абдалова, спел с ее помощью.
- Марк Фрадкин и его супруга очень душевно ко мне относились. Я часто бывала у них дома, и старалась брать с собой Леву. Как-то Марк позвонил Давиду Тухманову и порекомендовал ему Леву в качестве исполнителя. Давид принес «День Победы». Леве поначалу песня не понравилась. Я же почувствовала: это то, что нужно. Он морщился, но мне удалось переубедить его.

Отдала без боя

Альбина Александровна умолкла и взяла в руки букет цветов, которые я ей подарила.
- Вот такие мне и Лева дарил. Я всегда ему верила. А он меня обманул. Я сразу почувствовала, что у него появилась женщина на стороне и сказала: «Ты мне нужен весь. Раз у тебя появилась другая - уходи». А потом подала на развод. Сам бы он никогда не решился на разрыв. Вот дура-то была!
Он рассказывал, будто бы его с Ириной, нынешней женой, собирался познакомить приятель, а судьба опередила: они столкнулись случайно в лифте. Я знаю этого приятеля. Это Фима Зуперман. В те годы он был известным карточным шулером. Фима вел ночной образ жизни. Он заваливался к нам домой вечером и просиживал до утра. Я не выдерживала, гнала всех, ведь Леве утром то на запись, то на концерт, и он не высыпался. Фима обозлился и как-то пригрозил: «Не нравится тебе мое общество, так я разведу тебя с Левой». И развел. Он специально все подстроил, свел Леву с Ириной. А та Леве детишек родить-то и не смогла… А я несмотря ни на что, Леву до сих пор люблю и желаю ему только счастья.
Абдалова не видела Льва Лещенко больше 30 лет, с тех пор, как расстались. Даже по телевизору. У нее его нет. Она получает маленькую пенсию. Поэтому подрабатывает - поет в храмах.
Я провела Альбину Александровну до подъезда. На прощанье она сказала:
- Завтра позвоните мне, пожалуйста. А то ведь кроме сестры мне никто не звонит.

СПРАВКА
* Алла(Альбина) АБДАЛОВА родилась 19 июня 1941 года, исполнительница романсов. Пела в оркестре Леонида Утесова. Вместе с Львом Лещенко записала песни «Старый клен», «Песенка молодых соседей», песню к фильму «Юркины рассветы». Работала в Москонцерте, сейчас на пенсии.
*Лев ЛЕЩЕНКО родился 1 февраля 1942 года. С 1970 года солист Гостелерадио, после побед на «Золотом Орфее» и в Сопоте - лауреат премии Ленинского комсомола, с 1983-го - народный артист РСФСР, исполнитель многих десятков шлягеров, ставших классикой отечественной эстрады.
* Ирина ЛЕЩЕНКО (БАГУДИНА) родилась 15 мая 1954 года. Лев Валерианович познакомился с ней в 1976 году в Сочи, где гастролировал, а Ирина отдыхала. Она - дочь дипломатов, окончила Будапештский университет. Они поженились в 1978 году. Детей в браке нет.