Альтруизм: определение, кто такие альтруисты, примеры из жизни. Что такое альтруизм и кто такой альтурист

Альтруизм как качество личности – склонность к бескорыстной заботе о благополучии других и готовность жертвовать для других своими личными интересами.

Однажды ученики спросили своего Учителя: «Скажи, Учитель, почему одни люди ломаются в трудных ситуациях, а другие проявляют стойкость? Почему для одних мир рушится, другие же находят в себе силы продолжать жить; первые уходят в депрессию, а для вторых она не страшна?» - «Это потому, - ответил Учитель, - что мир каждого человека подобен звёздной системе. Только у первых в этой системе имеется лишь одно-единственное небесное тело - они сами. Вся их вселенная вращается исключительно вокруг их самих, а потому любая катастрофа приводит и к гибели всего такого мира. Вторые же обитают в окружении других небесных тел, они привыкли думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. В трудные минуты жизни их мысли не сосредотачиваются лишь на собственных проблемах. Потребность заботиться и помогать другим у них берёт верх над тяжкими раздумьями. Участвуя в жизни окружающих и поддерживая их в трудную минуту, такие люди, сами того не сознавая, спасают от гибели самих себя».

Феномен альтруизма исключительно загадочен. Личность в материальном мире по умолчанию является эгоистом, вопрос только в какой мере – благостной, страсти или невежестве. Человек, как пропитанное ложным эго тело, чувства, ум и разум, должен в первую голову заботиться о собственном выживании. Человек как душа (природа души – сознание) ни эгоистичен, ни альтруистичен. И вдруг – готовность бескорыстно жертвовать собственными интересами ради интересов другого человека или ради общего блага.

Альтруизм – необъяснимый для большинства людей порыв великодушия и самоотверженности.

Альтруизм противоречит самой природе живого существа с его базовыми инстинктами самосохранения и выживания.

Термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип альтруизма гласил: «Живи для других». В желании отдавать – суть альтруизма. Но не все так просто, альтруизмом можно считать заботу о посторонних людях, если ни на сознательном, ни на подсознательном уровнях полностью отсутствуют мысли о собственных интересах и корысти. Жертвуя чем-то ради своих близких, человек, хоть и в малой доле, может рассчитывать на признательность, взаимность и ответную любезность. Даже мать относительно своего ребенка испытывает эгоистические чувства, рассчитывая, к примеру, на ответную любовь, заботу и внимание к себе в старости.

Человек с проявленным как качество личности альтруизмом желает просто отдать – без пиара, без позитивных ожиданий каких-то преференций для себя в будущем. У альтруизма нет завтра. Его природе соответствует солидарность с другими людьми, преобладание их интересов над собственными и бескорыстное им служение. Будучи противоположным эгоизму, он черпает свои силы в бескорыстии, любви к людям, милосердии, доброте и готовности придти на помощь. Доброта – визитная карточка альтруизма.

Обладая набором таких достоинств, альтруист, как правило, скромен, мягок и спокоен. Вспомним стихотворение «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака. Речь идет об альтруисте — парне, который спас на пожаре девочку и скрылся, не дожидаясь благодарности. Начало стихотворения: «Ищут пожарные, Ищет милиция…Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти, Парня какого-то Лет двадцати». Альтруист с нескрываемым интересом способен надолго увлечься деланием чужих дел, забывая о своих, для него проблематично кушать одному, когда он доставляет кому-то радость, то сам сияет от счастья больше всех. Он искренне радуется чужому счастью и успехам. Весь его вид излучает сигнал: «Я желаю всем счастья».

Альтруизм – это не все отдать людям, а самому остаться без штанов и чувствовать себя в чем-то ущемленным и ущербным. Это глупый, абсурдный альтруизм, которым, наверняка, воспользуются нечистоплотные на руку люди. К примеру, пожертвования и меценатство только тогда приносят моральное удовлетворение, когда их обладатель твердо уверен в правильности своего выбора для оказания помощи. Избыточно забывая о себе, альтруист поступает не мудро и недальновидно. Мудрый альтруизм идет не от чувств, эмоций или сентиментальности, а от разума. Он предполагает осмотрительность, разумность и здравомыслие.

Обычному человеку, пропитанному эгоизмом, трудно понять вкус счастья, который испытывает обладатель альтруизма. Вместе с тем, каждый хоть раз в жизни испытывал как «поет душа» после того, как человек совершил какой-либо бескорыстный поступок для людей. Это когда ты тащишь домой раненого щенка, зная, что это умножит твои заботы, это когда ты помогаешь незнакомой старушке поднести сумки к ее дому, это когда ты везешь незнакомца в больницу, даже не думая о каком-либо вознаграждении. Творя добро, альтруист не живет предвкушением тех чувств, которые он испытает позже, это была бы корысть. Он безусловен, как любовь матери к младенцу. Людям свойственно время от времени загораться загадочно-волшебным светом альтруизма.

Альтруизм не имеет ничего общего с безрассудством, нерассудительностью и необдуманностью, наоборот, он дружен с осознанностью. Разум – это пространство между возбудителем и реакцией на него. За это недолгое время (порой мгновение) человек делает выбор – броситься спасать ребенка из под колес от автомобиля или не рисковать своей жизнью, вступиться за женщину перед хулиганами или трусливо «поджать хвост» и смыться куда подальше. С позиций здравого смысла альтруизм вреден, ведь человек жертвует своим, не получая ничего взамен. Ложное эго обычного человека каждый раз готово устроить грандиозный скандал, когда покушаются на его безопасность и собственность, но у альтруиста оно находится на заднем плане и не имеет права голоса. Альтруизм – это свобода от тирании ложного эго .

Еще Адам Смит в «Теории моральных чувств» писал: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье».

Высшая форма альтруизма – дать человеку духовные знания о том, как достичь счастья. С багажом духовных знаний ему никакие жизненные напасти и трудности не страшны. Став зрелой личностью, человек сам может стать способен совершать альтруистические поступки, а это уже высший пилотаж для наставника.

Петр Ковалев 2013 год

Жизнь ради других, совершение добрых и бескорыстных поступков называется альтруизмом.

Альтруизм – что это такое?

Что это такое? Рассмотрено его отличие от мнимого альтруизма и связь с эгоизмом.

Человек живет среди других людей. Он с ними взаимодействует, как и они с ним. Одной из форм взаимодействия является целенаправленная деятельность. Если человек действует исключительно из своих интересов, тогда его называют эгоистом. Если человек помогает окружающим, делает все ради них, отказываясь от своих потребностей и желаний, тогда его называют альтруистом. Философ О. Конт противопоставлял данные понятия. Однако все больше есть подтверждений того, что эгоизм и альтруизм являются схожими чертами. Рассмотрим в статье, что такое альтруизм.

Обществом поощряется больше альтруизм, нежели эгоизм. Что это такое? Это поведение человека, которое направлено на заботу о других людях. При этом в некоторой степени или полностью ущемляются интересы и желания самого человека, который помогает окружающим.

В психологии выделяют два типа альтруистов:

  1. «Взаимные» — люди, которые жертвуют собой только ради тех, кто совершает в их адрес аналогичные поступки.
  2. «Универсальные» — люди, которые помогают всем подряд, исходя из благих намерений.

Альтруизм происходит от латинского понятия «alter», который имеет перевод: «другие», «другой». Альтруизм бывает следующих видов:

  • Родительский – жертвенность взрослых в отношении собственных детей. Они бескорыстно их растят, воспитывают, отдают все блага и даже готовы пожертвовать своей жизнью.
  • Нравственный – достижение внутреннего комфорта за счет помощи окружающим. Например, волонтерская деятельность, сочувствие.
  • Социумный – это жертвенность в адрес близких людей, родственников, друзей, любимых и т. д. Данный вид альтруизма помогает людям устанавливать прочные и продолжительные контакты, иногда даже манипулировать друг другом: «Я помог тебе, теперь ты должен мне».
  • Сочувственный – сопереживание, проявление эмпатии к переживаниям других людей. Человек чувствует те эмоции, которые он переживал бы сам в подобной ситуации. Желание помочь имеет целенаправленный и конкретный результат.
  • Демонстративный – жертвенность как результат воспитания. «Так следует поступать!» — основной лозунг тех, кто жертвует собой демонстративно.

Самое интересное заключается в том, что человек продолжает оставаться полноценным и удовлетворенным, даже когда поступается собственными интересами ради блага других. Нередко данное качество сравнивают с героизмом – когда человек жертвует собой (и даже жизнью) во благо других людей, при этом довольствуется лишь словами благодарности.

Природу альтруизма пытаются объяснить три взаимодополняющие теории:

  1. Эволюционная – поступки ради сохранения рода. Считается, что это заложено генетически, когда человек жертвует собой ради сохранения генотипа, всего человечества.
  2. Социальных норм – когда человек исходит из правил общества, которые гласят о помощи друг другу. Альтруизм проявляется в помощи тем, кто социально равен или ниже человека: детям, малоимущим, нуждающимся, больным и т. д.
  3. Социального обмена – когда идет просчет затраченных усилий и времени с достигнутыми результатами. Нередко данный подход базируется на эгоизме, когда человек жертвует собой ради получения некоторой выгоды.

Причина альтруизма

Теория не может полностью рассмотреть альтруизм с логической точки зрения. Все же данное проявление человека исходит из духовных качеств, которые просматриваются в некоторых людях. Можно выделить некоторые причины альтруизма:

  • Увидят ли другие люди? Человек больше готов действовать альтруистически, если на него смотрят другие люди. Особенно если действия происходят в окружении близких людей, тогда человек готов поступиться своими интересами, чтобы показать себя с хорошей стороны (даже если бы в другой ситуации, когда на него никто бы не смотрел, он не жертвовал собой).
  • В какой ситуации будет наказание? Если человек находится в ситуации, когда его бездействие будет наказано, тогда он тоже будет действовать, исходя из чувства самосохранения.
  • Как поступают родители? Не забываем о том, что степень альтруизма передается на уровне подражания родителям. Если родители собой жертвуют, тогда ребенок копирует их поступки.
  • Интересен ли мне человек? Индивид часто проявляет симпатию к тем, кто на него похож или чем-то заинтересовал. Если между людьми есть положительные чувства, тогда они готовы пожертвовать собой.
  • Сильный должен помогать слабым. Это можно назвать общественной пропагандой. Мужчины должны помогать женщинам, когда речь идет о проявлении физической силы. Женщины должны помогать старым людям.

Многое зависит от воспитания и мировоззрения человека, который проявляет альтруистические поступки. Если человек живет в социуме, где поощряется жертвенность, тогда он будет готов демонстрировать альтруистические поступки, даже когда этого сам не хочет делать. Очень важными здесь становятся порицание и наказание. Каждый желает быть принятым в обществе. Если для этого необходимо жертвовать собой, тогда человек поступит соответственно.

Альтруизм

Альтруизм – это бескорыстное поведение индивида, который преследует достижение другим человеком своей выгоды. Самым ярким примером является помощь, когда человек совершает поступки, которые принесут выгоду только тому, кому он помогает. В противовес данному понятию ставят эгоизм – модель поведения, где человек достигает исключительно своих целей, ставя их превыше чужих. Однако некоторые психологи рассматривают эгоизм и альтруизм как взаимодополняющие явления: человек жертвует собой с целью получения некоего блага – благодарности, ответной помощи, положительного отношения и т. д.

Если все-таки рассматривать альтруизм в значении «другие», тогда это поведение при проявлении таких качеств, как:

  • Самоотречение.
  • Забота.
  • Милосердие.

Альтруизм в чистом его проявлении связан с тем, что человек абсолютно не ждет от тех, кому он помог, каких-либо ответных поступков. Даже слова «спасибо» он не ждет в ответ на свои жертвенные поступки. Таким образом альтруист чувствует себя лучше, сильнее.

Альтруистическому поведению присущи такие особенности:

  1. Безвозмездность – человек не ждет благодарности и не преследует никакой выгоды.
  2. Жертвенность – человек затрачивает свои ресурсы, даже если их потом невозможно будет восполнить.
  3. Ответственность – человек готов отвечать за совершенные поступки и достигнутые результаты.
  4. Приоритетность – интересы других ставятся превыше желаний собственных.
  5. Свобода выбора – человек действует только по собственному желанию.
  6. Удовлетворение – человек ощущает себя полноценным и счастливым после совершенных действий. Это и есть его награда.

Человек способен реализовать свой внутренний потенциал, когда помогает другим. Нередко вырастают люди, которые ради себя делают мало, а ради других способны на многое – это тоже форма альтруизма.

Другой формой альтруизма является филантропия – жертвенность в отношении людей, которые не знакомы, не являются друзьями или родственниками.

Негативная сторона альтруизма

Говорят: «Помоги другому человеку, тогда он обязательно к тебе еще раз обратится, когда у него снова появится проблема». Выгодой альтруиста в данном случае может стать установление контактов с людьми, которые готовы принимать его помощь. Негативной стороной данного явления может стать то, что альтруиста будут окружать только те люди, которые будут пользоваться им.

Если вы проявляете альтруистические поступки, замечая, что люди эгоистически пользуются вашей помощью, тогда следует решить данную проблему. Обратитесь за помощью к психологу на сайте сайт, ведь своими альтруистическими поступками в данном случае вы вредите даже тем, кому помогаете. Вы взращиваете в людях потребительский подход к вашим действиям.

Не пытайтесь всем понравиться, угодить. Не подстраивайтесь ни под кого. Вы поэтому и притягиваете к себе «не-своих» людей, потому что сами не являетесь собой.

Поймите, кто вы есть, чего хотите, какой жизнь хотите жить независимо от взглядов других людей. Не живите ради удовлетворения других. Поймите себя, станьте собой, делайте то, что хотите вы, а не другие люди.

Поймите себя и станьте собой – тогда вы определитесь с собственными желаниями и притянете хороших людей! Вы будете выглядеть, вести себя и бывать в тех местах, где вам будет интересно. Там вы и найдете себе и друзей, и любимых.

Не нравьтесь всем. Это поведение похоже на поведение ветреной женщины, которая от нелюбви к себе желает нравиться всем без исключения, поскольку если кому-то она будет не нравиться, то от этого будет чувствовать себя несчастной. Вы должны проживать свою жизнь, а не тратить время на удовлетворение желаний окружающих. Если ваша жертвенность не приносит чувства полноценности, значит, следует прекратить свои действия. Если вы нравитесь сами себе и живете в угоду своих желаний, то окружающие люди вас либо уважают, либо не общаются с вами; но если вы живете ради удовлетворения чужих капризов, то вас воспринимают как раба, не заслуживающего на воплощение своих желаний и высказывание своего мнения.

Результатом жертвенности человека может стать негативное отношение людей к нему. Использование того, кто готов помочь, не является проявлением дружбы или доброжелательного отношения.

Итог

В обществе приветствуется альтруизм. Однако решение того, быть альтруистом или нет, должен принимать каждый человек индивидуально. Негативно развиваются события, если индивид на самом деле не совершает бескорыстных действий либо не получает удовлетворения просто от того, что он помог. Итогом подобных поступков может стать разрушение отношений с теми, кому предоставлялась помощь.

Когда мать растит детей, чтобы они ей помогали, когда вырастут, это не является проявлением родительского альтруизма. Здесь происходит нарушение одной из заповедей альтруизма: бескорыстное поведение. Мать растит детей ради своей выгоды, которую она будет требовать от них, когда те наконец-то повзрослеют. Результатом подобной ситуации часто становится ненависть детей по отношению к своей матери, которая не причиняет им добра, а действует, чтобы потом потребовать от них помощи.

Итогом альтруизма, когда человек не получает удовлетворения от своей помощи, является разочарование или обида. Многие люди помогают другим, ожидая, что те им ответят тем же. Какое же наступает разочарование, когда люди просто говорят «спасибо» и отказывают в помощи тем, кто им когда-то помог.

Данные примеры показывают не альтруистическое поведение. Прогноз таких поступков печальный, поскольку между людьми в подобных ситуациях разрушаются доброжелательные отношения.

Прогноз истинного альтруизма очевиден: человек развивается, когда исходит из личного желания помочь другим. Главной целью является развитие, которое делает альтруиста сильнее, опытнее, мудрее, что намного ценнее.

Здравствуйте, дорогие друзья и гости моего блога! Сегодня я затрону тему - альтруизма, расскажу о значении этого слова и приведу примеры. Альтруист — это человек который действует бескорыстно, не ожидая ничего в замен. Мне кажется, что сейчас это очень актуально, и нашему обществу необходимо разбудить в себе эти прекрасные качества. Надеюсь моя статья поможет вам в этом.

Слово альтруист по значению полностью противоположно слову эгоист. То есть это человек, который заботится о других, совершает дела и поступки, приносящие пользу обществу, даже в ущерб самому себе. Это понятие ввел французский социолог Огюст Конт. По его мнению главный принцип альтруизма - жить для других. Конечно слово ущерб мне не очень нравится, так как бескорыстие, это все же действовать не из ущербности, а из изобилия скорей всего. Не обязательно это изобилие проявляется в каких то материальных достояниях человека, скорее это изобилие души и сердца. В статье о я уже затрагивал немного эту тему.

Существует схожее понятие филонтропия (от греч. человеколюбие). Филонтропы - это люди, которые занимаются благотворительностью. Самая простая форма филонтропии - подать милостыню нуждающимся.

Характерные качества альтруистической личности - доброта, отзывчивость, эмпатия, активность, сострадание. У людей, склонных к альтруизму хорошо работает сердечная чакра. Внешне их можно узнать по глазам, которые излучают теплую лучистость. Как правило, альтруистические личности — оптимисты. Вместо того чтобы тратить время на депрессии и жалобы на этот мир, они просто делают его лучше.

Примеры альтруистической деятельности

Свойства альтруистических поступков у разных полов могут отличаться. Как правило, у женщин они имеют более продолжительный характер. Например, они часто ставят крест на карьере во благо своей семьи. А мужчинам, наоборот, свойственны сиюминутные героические порывы: вытащить человека из пожара, броситься грудью на амбразуру. Как во время Великой Отечественной войны это сделал Александр Матросов и многие другие неизвестные герои.

Желание помогать другим по природе своей заложено во всех живых существах. Это свойственно даже животным. Например, дельфины помогают раненым собратьям держаться на плаву, они могут плавать долгими часами под больным, подталкивая того к поверхности, чтобы он мог дышать. Кошки, собаки, лисы, моржи выхаживают осиротевших детенышей как своих собственных.

Также к альтруизму можно отнести волонтерскую деятельность, донорство, наставничество (только при условии, что учитель не берет за это фиксированную плату).

Известные люди альтруисты

Некоторые альтруистические поступки настолько сильны по своей глубине, что надолго входят в историю. Так, во время Второй мировой войны немецкий промышленник Оскар Шиндлер прославился на весь мир тем, что спас от смерти около 1000 евреев, работавших на его заводе. Шиндлер не был праведным человеком, но спасая своих рабочих, он шел на многие жертвы: тратил уймы денег на откуп чиновникам, рисковал попасть в тюрьму. В честь него написали книгу и сняли фильм «Список Шиндрера». Конечно он не мог знать, что это прославит его, поэтому этот поступок можно считать действительно альтруистическим.

К настоящим альтруистам можно отнести русского врача Федора Петровича Гааза. Он посвятил свою жизнь служению человечеству, за что его стали называть «святой доктор». Федор Петрович помогал бедным людям лекарствами, смягчал участь узникам и ссыльным. Его любимые слова, которые можно сделать девизом для альтруистов, звучат так: «Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное».

К известным альтруистам можно отнести любых духовных учителей и наставников (Христос, Будда, Прабхупада и т.д.), которые помогают людям стать лучше. Они отдают свое время, силы, а порой и жизнь, не требуя ничего взамен.

Лучшей наградой для них может стать то, что ученики приняли знания и стали на путь духовного развития.

Скрытые мотивы

Как я уже говорил, в наших душах природой заложено стремление заботиться об окружающем мире и о людях, ведь все мы взаимосвязаны. Но порой разум берет верх над сердечными порывами. В таких случаях в человеке просыпается эгоизм и забота только о собственном благе.

Приведу пример. Молодая девушка ухаживает за больным престарелым человеком, только лишь потому, что после этого он отпишет на нее свой дом. Можно ли это назвать альтруистическим поступком? Конечно нет, потому что изначальная цель, которую преследует эта девушка, не помощь человеку, а непосредственная выгода после этого.

Но иногда на добрые дела людей толкают такие мотивы, которые могут быть не ясны даже самому альтруисту. Рассмотрим более детально эти скрытые мотивы.

Самореклама

Все чаще благие поступки (бескорыстные на первый взгляд), совершаются с целью повысить свою репутацию. Мировые звезды поголовно занялись благотворительностью и прочей филонтропской деятельностью. Этот мотив называют — «эффект потлача», в честь индейской церемонии демонстративного обмена дарами. Когда между племенами возникали острые распри, то начиналась борьба за авторитет, но это была необычная битва. Каждый вождь племени устраивал пир, на который звал своих недругов. Щедро угощал их и преподносил дорогие дары. Тем самым они показывали свою власть и богатство.

Личная симпатия

Наиболее распространенным мотивом альтруистических поступков является симпатия. Людям приятнее помогать тем, кто им нравится, своим друзьям и любимым. В чем то этот мотив пересекается с саморекламой, потому что одна из его целей - вызвать уважение дорогих нам людей. Но все же есть и существенная разница, потому что здесь присутствует любовь к ближним.

Внутренняя опустошенность

Некоторые люди посвящают всю свою жизнь альтруистическим поступкам и служению обществу, при этом не испытывая внутреннего удовлетворения и гармонии. Причина этому - внутренняя опустошенность, поэтому человек бросает все силы на спасению чужих душ, чтобы не слышать крик о помощи своей собственной.

Истинное бескорыстие

У истинного альтруизма есть два важных принципа - это бескорыстие и душевное удовлетворение от содеянного благого поступка.

Рассмотрим такую ситуацию. Рядом с вами проходит мужчина на костылях и роняет очки. Что вы сделаете? Я уверен, что вы поднимите их и отдадите ему, при этом у вас не возникнет мысли, что он должен сделать что-то хорошее для вас в ответ. Но представьте, что он молча возьмет свои очки и не сказав ни слова благодарности развернется и уйдет. Что Вы почувствуете? Что Вас не оценили и все люди неблагодарные? Если это так, то истинным альтруизмом не пахнет. Но если не взирая ни на что, от этого поступка на душе у вас потеплеет, то это и есть искренний альтруизм, а не проявление банальной вежливости.

Настоящий альтруист не ищет материальной выгоды (славы,почета,уважения), его цель гораздо выше. Оказывая бескорыстную помощь другим, наша душа становится чище и светлее, а соответственно и весь мир становится чуточку лучше, потому что все в нем взаимосвязано.

И в самом высоком проявление, настоящий альтруизм это служение Богу, и служение другим живым существам, через призму понимания, что они частички Господа, не ожидая при этом ничего взамен.

Для того, чтобы корыстные, эгоистичные люди не “сели на голову” альтруисту, необходимо развивать в себе осознанность. Тогда вы сможете различать тех кто действительно нуждается в помощи, от тех, кто просто пытается вас использовать.

Видео

В завершении хочу рассказать вам историю из древних Ведических писаний, которая иллюстрирует проявление настоящего альтруизма и бескорыстия. Смотрите видео.

Для вас писал Руслан Цвиркун. Желаю вам духовно расти и развиваться. Помогайте в этом своим друзьям и делитесь с ними полезной информацией. Если у вас возникли какие-то уточняющие вопросы, не стесняйтесь спрашивать, я с удовольствием на них отвечу.

Альтруизм – это стремление помочь другим людям не задумываясь о собственной выгоде, иногда в ущерб своим собственным интересам. Этим термином можно назвать желание заботиться об окружающих не ожидая ответной благодарности.

Альтруистом можно назвать человека, который в первую очередь думает о других и всегда готов прийти на помощь.

Альтруизм может быть мнимым и истинным. За мнимым альтруизмом стоит стремление к благодарности или к повышению собственного статуса, когда человек помогает другому, чтобы прослыть добрым и отзывчивым, возвысится в глазах окружающих.

Истинный альтруист готов помочь не только родными и близким, но и незнакомым людям. И главное такой человек не ищет благодарностей взамен или восхвалений. Он не ставит себе целью поставить другого человека в зависимость от себя своей помощью. Альтруист не манипулирует окружающими, оказывая им услуги, проявляя видимость заботы.

Теории альтруизма

Природа альтруизма и мотивы поведения альтруистов активно исследуются как социологами, так и психологами.

В социологии

В социологии выделяют три основных теории природы альтруизма:

  • теория социального обмена,
  • теория социальных норм,
  • эволюционная теория.

Это взаимодополняющие теории и ни одна из них не дает полного ответа на вопрос, почему люди готовы бескорыстно помогать окружающим.

Теория социального обмена базируется на понятии глубинного (латентного) эгоизма . Ее сторонники считают, что подсознательно человек всегда просчитывает свою выгоду, совершая бескорыстный поступок.

Теория социальных норм рассматривает альтруизм как социальную ответственность. То есть подобное поведение часть естественного поведения в рамках социальных норм, принятых в обществе.

Эволюционная теория определяет альтруизм как часть развития, как попытку сохранить генофонд. В рамках этой теории альтруизм можно рассматривать как движущую силу эволюции.

Конечно, сложно определить понятие альтруизм базируясь только на социальных исследованиях для полного понимания его природы необходимо помнить о так называемых «духовных» качествах личности.

В психологии

С точки зрения психологии в основе альтруистического поведения может лежать нежелание (невозможность) видеть страдания других людей. Это может быть подсознательным ощущением.

По другой теории альтруизм может быть следствием чувства вины, помогая нуждающимся человек будто «замаливает грехи».

Виды альтруизма

В психологии выделяют следующие виды альтруизма:

  • моральный,
  • родительский,
  • социумный,
  • демонстративный,
  • сочувственный,
  • рациональный.

Моральный

Основу морального альтруизма составляет нравственные установки, совесть, духовные потребности человека . Поступки и действия согласуются с личными убеждениями, представлениями о справедливости. Реализуя духовные потребности через помощь окружающим, человек испытывает удовлетворение, обретает гармонию с собой и миром. Он не испытывает угрызений совести, так как остается честным по отношению к самому себе. Примером может служить нормативный альтруизм, как вид морального. В его основе лежит стремление к справедливости, желанию отстоять правду.

Родительский

Под родительским альтруизмом понимается жертвенное отношение к ребенку, когда взрослые, не задумываясь о выгоде, и не рассматривая свои действия как вклад в будущее готовы отдать все самое лучшее. Важно, что такие родители действуют с учетом личных интересов ребенка, а не реализуют свои несбывшиеся мечты или амбиции . Родительский альтруизм бескорыстен, мать никогда не скажет ребенку, что потратила лучшие годы на его воспитание, а взамен не получила благодарности.

Социумный

Социумный альтруизм – это безвозмездная помощь родным, друзьям, хорошим знакомым, коллегам, то есть тем людям, которых можно назвать ближним окружением. Отчасти этот вид альтруизма является социальным механизмом, благодаря, которому устанавливаются более комфортные отношения в группе. Но помощь, оказанная с целью последующих манипуляций, не является альтруизмом как таковым.


Демонстративный

Основой такого понятия как демонстративный альтруизм являются социальные нормы. Человек делает «доброе» дело, а на подсознательном уровне ориентируется на «правила приличия». Например, уступить место старики или маленькому ребенку в общественном транспорте.

Сочувственный

В основе сочувственного альтруизма лежит эмпатия . Человек ставит себя на место другого и «прочувствовав» его проблему помогает решить ее. Это всегда действия, направленные на определённый результат. Чаще всего он проявляется по отношению к близким людям и этот вид можно назвать формой социумного альтруизма.

Рациональный

Под рациональным альтруизмом понимается совершение благородных поступков не в ущерб себе, когда человек обдумывает, последствия своих действия. В этом случае соблюдается баланс между потребностями самого индивида и потребностями окружающих.

В основе рационального альтруизма лежит отстаивание собственных границ и доля здорового эгоизма, когда человек не позволяет своему окружению «сесть на шею», манипулировать или использовать себя. Часто добрые и отзывчивые люди не в состоянии сказать нет и вместо того, чтобы решать свои проблемы помогают другим.

Разумный альтруизм залог здоровых отношений между людьми, в которых нет места эксплуатации.

Отличительные черты альтруиста

По мнению психологов, альтруистичными можно назвать поступки, которые характеризуются следующими чертами:

  • Безвозмездность. Совершая тот или иной поступок, человек не ищет личной выгоды или благодарности;
  • Ответственность. Альтруист полностью понимает последствия своих действий и готов нести за них ответственность;
  • Приоритетность. Собственные интересы отходят на второй план, потребности окружающих выходят на первое место;
  • Свобода выбора. Альтруист готов помогать другим по собственному желанию, это его личный выбор;
  • Жертвенность. Человек готов тратить личное время, моральные и физические силы или материальные ресурсы ради поддержки другого ;
  • Удовлетворение. Отказываясь от части личных потребностей ради помощи окружающим, альтруист чувствует удовлетворение, не считает себя обделенным.



Часто благодаря альтруистическим поступкам легче раскрыть свой личный потенциал. Помогая нуждающимся, человек может сделать больше, чем для самого себя, почувствовать себя увереннее, поверить в свои силы.

По результатам исследований психологи определили, что совершая альтруистические поступки человек, чувствует себя счастливее.

Какие же личностные качества характерны для альтруистов?
Психологи выделяют следующие особенности характера альтруистов:

  • доброта,
  • щедрость,
  • милосердие,
  • бескорыстие,
  • уважение и любовь к другим людям,
  • жертвенность,
  • благородство.

Общее этих черт личности – их направленность «от себя». Люди, которым они присуще с большей охотой отдают, чем берут.

Альтруизм и эгоизм

С первого взгляда альтруизм и эгоизм кажутся полярными проявлениями личностных качеств. Общепринято считать альтруизм добродетелью, а эгоизм – недостойным поведением. Самопожертвование и бескорыстная помощь окружающим вызывает восхищение, а стремление добиться личной выгоды, пренебрежительное отношение к интересам других людей – осуждение и порицание.

Но если рассматривать не крайние проявления эгоизма, а так называемый разумный эгоизм, то можно увидеть, что в его основе так же как и в альтруизме лежат принципы морали и нравственности . Заботу о себе и желание достичь цели, при этом, не причиняя вреда окружающим, не предавая, нельзя назвать недостойным.

Также и рациональный альтруизм, о котором говорилось выше, является проявлением не только доброты, но и здорового эгоизма.

К крайним проявлениям и эгоизма и альтруизма в обществе негативное отношение. Эгоистов считают бездушными и расчетливыми, зацикленными на самих себе, но и альтруистов забывших о собственных нуждах и отказавшихся от собственной жизни ради окружающих, считают безумными и относятся к ним с недоверием.

В каждом человеке сочетается и эгоистичные черты и альтруизм. Важно развивать последнее, при этом, полностью не отказываясь от собственных интересов и потребностей.


Как развить в себе это качество

Стать добрее и отзывчивее, можно помогая, не задумываясь о благодарности, не стремясь повысить свой общественный статус, прослыть «хорошим» человеком.

Идеально для развития альтруистических черт в себе подойдет волонтерская деятельность. Ухаживая за тяжелобольными в хосписах или брошенными стариками, или навещая постояльцев детских домов, или помогая в приютах для животных, можно проявить свои наилучшие качества доброту, милосердие, щедрость. Можно участвовать в работе правозащитных организациях, помогая людям оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, столкнувшихся с несправедливостью.

Гармония с миром и собой поможет проявить альтруистические качества. При этом бескорыстная забота о нуждающихся может помочь обрести душевный покой.

Плюсы и минусы

Важно не забывать о себе со всем, позволяя другим использовать себя. Способность поступится собственными интересами ради помощи попавшему в беду или трудную ситуацию, несомненно, заслуживает уважения.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт . Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат.

    Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт, Дэвид Миллер и Дэвид Келли , которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

    «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»

    Как отмечает д-р психол. наук, проф. Н. В. Гришина, «альтруизм - это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности» .

    Основные виды, формы и практики альтруизма

    Моральный и нормативный альтруизм

    Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта . Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть , исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.

    Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.

    Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

    Альтруизм из симпатии и сочувствия

    Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность - филантропией .

    Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

    Рациональный альтруизм

    Рациональный альтруизм - это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

    Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:

    Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение

    С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение ».

    Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины более вероятны уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.

    Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон , просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.

    Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев , ссылаясь на исследования социальных психологов , описанные в книге Ли Росса (англ.) русск. и Нисбет, Ричард : «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз».

    Левые политические учения, ставящие своей целью общество, построенном на взаимопомощи вместо конкуренции, могут апеллировать к альтруизму как поведенческой установке. Альтруизм, наблюдаемый у животных и примитивных человеческих обществ, приводится в качестве аргументов в пользу левой политики в книгах Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» и Питера Сингера «Дарвиновская левая» (A Darwinian Left ).

    Другие разновидности

    В общем понятии альтруизма выделяют отдельные подпонятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:

    Примечания

    1. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова , В. П. Зинченко . - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, АСТ , . - 496 с. - (Психология - лучшее). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-046534-7 , ISBN 978-5-93878-524-3 .
    2. Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
    3. Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия ) . University of Kent, Canterbury 2006.
    4. David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. - ISBN 978-0-7146-5594-9 , S. 106-127.
    5. David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
    6. Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. -