Особенности психологии общения эгоистичных людей. Алексей Светомиров - Как избавиться от Эгоизма

Психологи характеризуют понятие гордыня, как гипертрофированное чувство своей значимости. Такое качество человеческого характера с точки зрения религии является страшным грехом. Люди с таким пороком встречаются в обществе довольно часто. Им свойственно упрекать в чрезмерном высокомерии всех окружающих и при этом не замечать негатива в себе.

Высокомерие мешает личности адекватно воспринимать жизнь, этот порок сопровождается постоянным тревожным состоянием души и, как следствие, не позволяет человеку просто наслаждаться происходящими событиями. Так как избавиться от гордыни самостоятельно практически невозможно, таким людям для борьбы с ней может потребоваться квалифицированная помощь психолога.

Как зарождается высокомерие

Тщеславие и заносчивость являются производными понятиями чрезмерного высокомерия. Появляются такие черты характера чаще всего в тот период, когда у человека в жизни всё хорошо. Успех, благополучие, знаменитость способствуют разрастанию внутренней гордыни. Причём в этот период жизни этот порок трудно убрать, так как иллюзия собственного величия не позволяет личности правильно оценить обстановку. Следствием такого поведения, как правило, становится дистанцирование от общества и неминуемое разочарование.

Со временем тщеславие приводит к формированию внутреннего эгоизма. Высокомерное отношение ко всему обществу приводит к тому, что с человеком перестают общаться сослуживцы и даже близкие люди. Таким личностям стараются не доверять ответственных дел. По причине того, что от гордеца может последовать неадекватная реакция, люди не ведут с ним доверительных бесед и не делятся своими достижениями. Общение с тщеславным человеком нередко заканчивается непониманием и завистью.

Заявляя на весь мир о своей исключительности, человека совершено не беспокоит вопрос о том, как побороть гордыню. Наоборот, он стремится подняться в своём убеждении на самую высоту и оттуда повелевать миром.

Признаки проявления гордыни

Определить горделивого человека в обществе довольно просто. Надменность и зазнайство постепенно выстраивают в сознании человека определённую иерархическую систему, по которой происходит оценка всего окружающего. Себялюбие проявляется в каждом человеке достаточно индивидуально, но всё-таки такое явление имеет общие характерные признаки:

  • обвинение всех окружающих в своих проблемах и неприятностях;
  • необоснованная раздражительность и неуважительное отношение к людям;
  • непереносимость критики, неадекватная реакция на указываемые недостатки;
  • стопроцентная уверенность в своей правоте;
  • необходимость постоянного соперничества;
  • удовлетворение собой постепенно снижается, также происходит потеря внутренних ценностей;
  • эгоистичный человек постоянно даёт всем советы, пытаясь доказать свою исключительность

Горделивые люди не умеют искренне благодарить, оказанная услуга воспринимается как должное. Они считают такую необходимость унизительной для собственного самолюбия. Для повышения своего достоинства высокомерные люди стараются искать слабые места у других.

Эгоизм: как с ним бороться

При решении вопроса о том, как бороться с эгоизмом или как победить гордыню, в первую очередь необходимо активное участие человека, страдающего таким пороком. Признание в себе негативной черты характера значительно ускоряет процесс выздоровления.

Избавление от гордыни должно начинаться с осознания ответственности за свою жизнь. Как только человек усмирит своё высокомерие, он перестанет винить всех окружающих в своих бедах. Гордыню можно считать психическим заболеванием, потому излечение от такого недуга напрямую зависит от внутреннего стремления и желания.

Чтобы ускорить процесс избавления от эгоистической черты характера, нужно научиться извлекать пользу даже из негативных событий. Ко всему следует иметь философский подход.

Для того чтобы преодолеть психологический барьер, характеризуемый тщеславием и эгоизмом, необходимо научиться воспринимать людей такими, какие они есть. Человек должен осознать своё предназначение в обществе и тщательно проанализировать своё поведение.

Человеку, попавшему в глубокую зависимость от собственного эгоизма, обязательно необходима профессиональная помощь, так как бороться с гордыней в одиночку довольно сложно. Для формирования адекватной самооценки необходимо взглянуть на себя со стороны и постараться убрать обнаруженный негатив. Очень важно при корректировке расстройства сохранить золотую середину и не потерять уважение к себе.

Проявление гордыни в семейных отношениях

Чрезмерное чувство своей значимости нередко встречается в семейных отношениях, причём наблюдается такой порок не только у мужа или жены, но и у детей. По статистике, половина всех разводов происходит по причине того, что супруги не смогли своевременно расставить приоритеты в семье, в результате чего произошёл социальный дисбаланс авторитетов.

Если изначально в семье большую часть мужских обязанностей выполняет женщина, то потеря мужского авторитета будет неизбежной. Для того чтобы семейной паре не пришлось со временем решать вопрос о том, как избавиться от эгоизма в отношениях, необходимо с самого начала совместной жизни иметь чёткое распределение обязанностей. Кроме того, без взаимного уважения справиться с проблемой семейного эгоизма будет практически невозможно.

Довольно часто высокомерие и тщеславие мужчины растёт по причине того, что женщина имеет статус домохозяйки. Занимаясь материальным обеспечением, муж постепенно занимает привилегированное место в семье, в свою очередь жена становится своеобразной жертвой.

Для того чтобы остановить программу разрушения семейных отношений одному из партнёров нужно преодолеть свою гордыню и скорректировать поведение. Женщина должна внимательно изучить свои обязанности и постараться поднять авторитет мужа. В свою очередь мужчина, по мере роста уважения автоматически приступит к своим семейным обязанностям и пересмотрит своё отношение к супруге. В борьбе с эгоизмом очень важно взаимное желание.

Ошибки воспитания детей

Детский эгоизм является не лучшей чертой характера маленькой личности. Основная проблема такого поведения заключается в том, что с эгоизмом ребёнка довольно сложно справиться. Малыш с самых первых дней жизни пытается ставить свои интересы превыше всего. Если такая требовательность не будет своевременно скорректирована воспитанием, то справляться с гордыней и высокомерием в более старшем возрасте будет сложнее. Эгоизм дочери или сына не является врождённым, в психологии такое явление характеризуется как приобретённое, причём нередко причиной детского высокомерия становится чрезмерная опека любящих родителей.

При решении вопроса о том, как бороться с детским эгоизмом, потребуется применение различных тактик. В первую очередь родители должны понять, как вести себя с ребёнком, у которого проявляются негативные черты характера. С раннего детства необходимо приучать малыша к проявлению заботы. Кроме того, все близкие родственники должны соблюдать определённые правила поведения:

  • Собственным примером взрослые должны внушить ребёнку, что все члены семьи являются отдельными личностями, заслуживающими определённого уважения. Такая тактика ведёт к тому, что малыш начинает понимать, что в семье все равны и перестаёт стремиться к привилегированному положению.
  • Отношения в семье должны строиться на принципах взаимного уважения и заботы. Родители должны в общении с малышом быть максимально естественными.
  • Постепенно нужно помогать ребёнку развивать в себе самостоятельность. Внутренняя уверенность малыша поможет ему в дальнейшем справиться с чрезмерной гордостью.
  • Взрослеющая личность должна постоянно чувствовать поддержку и защиту со стороны родителей. Вера в свои силы способна победить любые трудности.
  • Бороться с возможным эгоизмом можно путём формирования в подсознании ребёнка правильных ценностей. Для этого родители должны научить малыша читать правильные книги и смотреть добрые фильмы.
  • В семье должна сохраняться здоровая эмоциональная атмосфера. Не стоит выяснять отношения в присутствии детей. Также нежелательно прилюдно осуждать и критиковать посторонних.

Бороться с гордыней нужно в любом возрасте, так как этот порок способен нанести непоправимый вред психике человека. Победить такой порок легче всего в самом начале развития, поэтому такая проблема требует своевременной диагностики.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день мы называем Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения. В этот день принято просить прощения и у своих ближних, друзей и знакомых, даже врагов, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись друг с другом.

На прощение друг друга нас подвигают слова сегодняшнего Евангельского чтения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). В центре этих слов стоит Бог. Если мы не будем прощать людям их согрешения, мы рискуем услышать от Бога в Оный день страшные слова: «и Я тебя не прощаю! Уйди от Меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов…» (см.: Мф. 13: 50; 22: 13).

Известный нам сегодня чин прощения появился в древних православных монастырях. В житии преподобной Марии Египетской мы видим свидетельство палестинской монашеской традиции V–VI веков. Чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к празднику Пасхи, в последний день перед Великим постом монахи уходили в пустыню для уединенной жизни на 40 дней. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне. Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И, конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения, чтобы примириться со всеми людьми и благодаря этому и с Богом.

Зачем же монахи для поста и молитвы уходили в пустыню? Ведь поститься и молиться можно и у себя дома.

Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Да, ограничения в пище и удовольствиях воспитывают в человеке способность к воздержанной жизни, но это еще не делает из человека настоящего христианина. Пост и молитва практикуются и в других религиях, есть и светские оздоровительные практики по лечению голоданием. В центре отшельнической жизни пустынников лежала другая и очень важная цель. Это – опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех – значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Подвижники древности были глубокими богословами. Для них Великий пост был не только упражнением в посте и молитве, но и в размышлении о делах Божиих в человеческой истории, о ценности распятия Христова и славного Воскресения.

Когда согрешил Адам, он был изгнан из Рая. Из земли, где течет молоко и мед, он был выслан в пустыню с терниями и волчцами, в ту пустыню, в которой Адам должен был со скорбью питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица (см.: Быт. 3: 17–19). Однако это не вразумило детей Адама. И когда Бог послал на землю Христа, люди Его распяли. Сыны Адама распяли Того, Кто мог спасти их от плена греха и смерти. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один. Но есть путь возвращения к Богу – последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

Чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху», писал апостол Павел, наша плоть со страстями и похотями, наш ветхий человек должен быть распят со Христом (см.: Рим. 6: 5–7). Жизнь в пустыне, в тесноте и лишениях – это практика такого распятия страстей и похотей, когда человек перестает угождать своей плоти и освобождает ум для созерцания вещей Божественных.

Если ощущение одиночества, опустошенности или уныния, в семье или в монастыре, – это признаки Богооставленности, то «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23) – это признаки Богообщения, плоды Святого Духа. К этим дарам, а не к посту и молитве как самоцели, стремились аскеты древности, когда радостно прощались друг с другом в Прощеное воскресенье, чтобы с еще большей радостью собраться вместе перед Пасхой.

О чем же просить прощение в Прощеное воскресенье, если мы не собираемся уходить в пустыню, как иноки древности? Если мы не чувствуем, что кого-либо как-то сильно обидели?

Нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы нередко общаемся с другими людьми ровно настолько, насколько другой человек нам лично может быть интересен или полезен. Нам интересна только наша собственная персона и те люди, которые в данный момент нас слушают или нам угождают. В Прощеное воскресенье полезно почувствовать, какова мера нашего собственного эгоизма.

С точки зрения философии, эгоизм – это себялюбие, такое поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. С точки зрения психологии, эгоизм – это проявление интереса человека к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире.

Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Но себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбие – это самодовольство, удовлетворенность самим собой, жизнь ради удовлетворения своих желаний. Любовь к себе – это уважение к своей целостности, уникальности личности, примирение со своими недостатками, знание особенностей Богом данного характера своей души. Любовь к себе неотделима от уважения, любви и понимания другого человека как не менее уникального образа Божия.

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира.

Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник – это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, – кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим.

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом.

Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения.

Одним из самых распространенных в наше время грехов является эгоизм. Зачастую это отношение к окружающим воспринимается как черта характера, которая портит жизнь не только ее обладателю, но и окружающим. В дни Великого поста важно уделить внимание искоренению грехов и страстей. Мы собрали изречения афонских святых и старцев, которые помогут победить эгоизм.

«Для того чтобы душа духовно воскресла, человек должен распяться, чтобы умерли его душевные страсти и прежде всего эгоизм – бесчинное дитя гордыни, которое препятствует Божественной благодати и разбивает человеку лицо». (Преподобный Паисий Святогорец).

«В душе человека, не познавшего совершенной любви, две заповеди Христа нередко становятся в резкое взаимное противоречие. Любящий Бога уходит от мира и погружается в некоторый духовный эгоизм, и как бы равнодушный к совершающемуся в мире, спасает свою душу. Страстно любящий человеческий мир, живет его страданиями. Нося в себе скорбь о мире, он восстает на Бога, считая Его виновником тех страданий, которыми залит весь мир; и восстает иногда до сильной вражды». (Преподобный Силуан Афонский).

«Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой, так же как раскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Петр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия». (Преподобный Паисий Святогорец).

«За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Истинная жизнь человека как личности принуждает человека к умерщвлению его эгоизма. Итак, проблема состоит в том, чтобы найти силы обнаружении способности к преодолению эгоизма и развитии неразрушимого общения личности». (Святитель Григорий Палама).

«Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит, он победил свой эгоизм». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Где налицо холодное слово «мое», там, говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их». (Святитель Григорий Палама).

«Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства». (Старец Дионисий).

«Начало добра есть смиренномудрие, а начало зла – эгоизм». (Старец Ефрем).

«Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело – когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело – истина. Истина открывается в искушениях». (Старец Дионисий).

«Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас». (Старец Дионисий).

«Необходимо быть очень внимательными в своих делах, трудиться над искоренением эгоизма, который, как страшный зверь, гложет нас изнутри. Наше «я», непомерно разрастаясь, заставляет нас раздражаться и гневаться, осуждать, смотреть на других людей, как на своих должников, оскорблять и унижать их. Оно подталкивает нас к осуждению, надмевает помысел, наполняет мыслями о величии наших дел, высоте добродетелей». (Старец Ефрем).

«Стоит мне с кем-то повздорить, как тут же во мне поднимает голову эгоизм, помысел говорит мне: «Виноват другой: это ведь он стал на меня гневаться, ведь это он говорил оскорбительные слова - он и должен смириться. Если бы, в конце концов, он говорил со мной по-другому, помягче, то я бы, конечно, перетерпел, не стал бы ему отвечать на оскорбление. Значит точно: виноват не я, а он». Вот тебе и страсть эгоизма!». (Старец Ефрем).

«Ннадо сказать себе так: «Нет-нет, если бы во мне не было эгоизма, то я бы не поддался на искушение. Значит, виноват я, а не брат. Если бы у меня было смирение, то я бы подумал о том, что этот человек для меня – виновник венцов, что этим человеком, как калёным железом, Иисус выжигает мою страсть, чтобы я стал здоровым. Значит, брат оказывает мне благодеяние, потому что выжигает во мне страсть. Он – мой благодетель!». (Старец Ефрем).

Эгоизм (от лат. ego - «я») - ценностная ориентация, поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.

Эгоизм разными личностями воспринимается совершенно по-разному. То, что считается для одного человека нормой, другим человеком это может восприниматься как чрезмерный эгоизм. Нередко именование эгоист используется просто как негативный ярлык, демонстрирующий отрицательное отношение к человеку без серьезных на то оснований.

Эгоизм может быть явным, скрытым и открытым, а также замаскированным. Бывает также осознанным и импульсивным, дальновидным и недальновидным.

Эгоист чаще всего не выходит за рамки материальности . Он хочет для себя комфорта, материального благополучия, удовлетворения своих желаний и амбиций. Заблуждаются те люди, которые думают что эгоизм это любовь к себе. Это не так, далеко не так. Ведь зачастую то, чего хочет для себя эгоист далеко не полезно для него. То есть он вредит себе и всячески саморазлагается, а значит, он не любит самого себя, а скорее, даже, ненавидит.

Эгоизм это, по сути, антипод духовности . Практически все религии и духовные учения учат отрешению от себя, от своих личных эгоистических интересов. Человек же замкнутый на этих эгоистических интересах - это очень ограниченный человек, он как раковая клетка на теле общества, которая стремиться брать, всегда и везде, ничего не давая.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр.

Философия эгоиста звучит одним словом - «Дай». Эгоист это тот, кто хочет только получать, и при этом ничего не отдавать взамен. Но наша жизнь устроена таким образом, что трудно получить что-то, не отдав что-то взамен. Ответьте на еще один риторический вопрос: «Человеку главное получить, или отдать?». Вот что главное: получить или отдать? Ну конечно получить, да еще на халяву. Получать - это главный принцип эгоиста. Отдавать - это главный принцип альтруиста. Получать только для себя - это очень плохо.

Эгоисты по сути своей природы являются настоящими разрушителями. Если эгоист создает семью, то он же её и разрушает, во всяком случае его семья никогда не будет счастливой. Если же эгоист является каким-либо начальником, то его подчиненным не позавидуешь, справедливости и заботы к себе они не увидят, а любое предприятие понесёт большие убытки, потому что все эгоисты-начальники как правило - бюрократы и карьеристы, которые не брезгуют ничем лишь бы упрочить свое положение, и любыми путями и средствами, взятками, воровством — материально себя обеспечить. Интересы государства и народа им безразличны. И так всегда, везде и во всём — такие люди всё разрушают и несут только один вред.

Ненасытное эго все время кричит: «мало!», ведь оно не умеет довольствоваться малым, ему неведома скромность. Эгоизм приводит к тому, что ум человека постоянно находится в напряжении, высчитывая собственную выгоду и прибегая к различным хитростям и уловкам. Человек, страдающий эгоизмом, не может по-настоящему любить ни других, ни даже себя самого. Для него самое главное заключается в том, чтобы ему было хорошо и комфортно, а все остальное не имеет значения. Но стремление к покою и комфорту - это вовсе не любовь. Под грудой эгоизма спрятана беспомощная и страдающая личность, которая нуждается в тепле, заботе и внимании, но она не знает, каким образом все это можно легитимно получить.

А вывод из всего вышесказанного каждый должен сделать сам. Ведь никто кроме самого человека не сможет достоверно определить насколько он эгоист, надо ли это ему и в каком направлении ему дальше развиваться. Выбрать ли ему путь личного эгоизма, стимулируя своё низшее "я" или путь частицы Высшего Божественного "Я" (индивидуальности), стремясь открыть это "Я" в себе. Ибо как может быть эгоистом человек, осознающий себя и окружающих его людей частью Единого Целого, понимающий, что делаю добро другим, он делает добро и себе?

Как избавиться от эгоизма:

Начнем с того, что человек должен осознать свою проблему и захотеть от нее избавиться. В противном случае на благоприятный исход дела нечего и надеяться. В первую очередь необходимо найти истоки появления эгоизма. Как правило, за эгоистичным поведением скрывается боязнь неизвестности и огромное недоверие к другим людям. Для того, чтобы избавиться от этого страха и недоверия, необходима сила воли. Если эгоизм перерастает в патологическое стремление к власти и манию величия, то в этом случае может помочь только длительное психотерапевтическое лечение. Однако и в этом случае человек должен четко осознавать, что он эгоист, и хотеть измениться.

Воспользуйтесь нашими полезными советами по избавлению от эгоизма :

1. Старайтесь каждый день делать по одному доброму и бескорыстному делу - переведите старушку через дорогу, бесплатно подвезите голосующего, помогите соседке донести до квартиры сумки, подмените сотрудника на работе, посидите с племянником.

2. Овладейте техникой активного слушания. Она предполагает активное участие в разговоре, поэтому:

  • Задавайте наводящие вопросы;
  • Интересуйтесь чувствами рассказчика;
  • Обращайте внимание на язык жестов;
  • Высказывайте свою оценку услышанного.

3. Помогайте людям, которые вас окружают. Например, поучаствуйте в благотворительной акции - накормите местного бомжа, бросьте пару рублей нищему, отнесите старые вещи и игрушки в детский дом. Вариантов масса! В крайнем случае, сходите в социальную службу, она найдет вашей энергии достойное применение.

4. Заведите домашнего питомца. Со временем он станет настоящим членом вашей семьи. К тому же, животные целиком и полностью зависят от людей, их нужно кормить, мыть, выгуливать, водить к ветеринару. В общем, жить только для себя у вас точно не получится.

5. Избавьтесь от эгоизма и жадности - создайте семью и заведите детей! Чтобы построить хорошие отношения вам придется мало брать и много отдавать, а это лучшее решение проблемы.

6. Станьте членом команды. Запишитесь в любительскую музыкальную труппу, пойдите с сотрудниками в поход, станьте членом родительского комитета, примите участие в командных соревнованиях, попробуйте свои силы в совместном проекте. Чувство коллективизма и общее дело заставят вас усмирить собственное «Я».

7. Меньше говорите о себе. При встрече с друзьями или родственниками не спешите вываливать на них свои горести и печали. Сначала поинтересуйтесь, как они себя чувствуют и как обстоят их дела.

8. Чтобы не быть эгоистом - научитесь сначала отдавать, а потом уже получать.

Любовь к самому себе, забота о своем здоровье и благополучии – это нормальные явления. Но нередко самолюбие превращается в эгоизм, и тогда человек ради своей выгоды готов пожертвовать интересами даже своих близких. Наверное, вам неоднократно приходилось сталкиваться с эгоистичными людьми. А возможно, вас самих обвиняли в таком отношении к окружающим? Как избавиться от эгоизма? И стоит ли это делать, ведь человеку свойственно думать в первую очередь о себе?

Эгоизм – благо или зло?

Эгоизм можно назвать одним из проявлений инстинкта самосохранения, он выражается в защите своих прав, интересов, благополучия. Возможно, вы не видите в этом ничего дурного, оправдывая себя или смиряясь с поведением близких. Но давайте попробуем разобраться, какой он – эгоист.

  1. Он заботится только о себе, даже не замечая проблем других.
  2. Он не способен любить, так как не желает жертвовать своим временем, комфортом, свободой, идти на уступки.
  3. Он считает себя умнее, способнее и, главное, достойнее других. А счастье постороннего воспринимает как личное оскорбление.
  4. Он завистлив. И когда не может стать лучше, обливает грязью окружающих, принижая их достоинства.
  5. Жадность, корысть, черствость для него норма.
  6. Он использует людей ради своей выгоды и без сожаления рвет контакты с теми, кто стал бесполезен.

Согласитесь, не слишком симпатичный портрет. Вы хотели бы, чтобы такой «подарок» оказался рядом, был вашим другом, коллегой, возлюбленным?

Если вы слышите в свой адрес обвинения в чрезмерном себялюбии, если в нарисованном нами портрете узнали себя, то надо избавиться от эгоизма. Человек, считающий, что можно построить свое счастье на бедах других, обречен на одиночество.

Чтобы решить эту проблему, надо осознать ее, и это, пожалуй, самое сложное. Многие не признают себя эгоистами или не считают это качество своим недостатком. Но если у вас появилась потребность от него избавиться, то полдела уже сделано.

В мыслях все мы стремимся стать лучше, убеждаем себя в необходимости заботиться о близких, оправдываем свою позицию или мучаемся угрызениями совести. Менять нужно само мировосприятие и поведение.

  1. Оглянитесь вокруг, присмотритесь внимательнее к окружающим. Постарайтесь понять, какие проблемы их заботят, о чем беспокоится родственник, друг, коллега.
  2. «Примерьте» на себя эти проблемы, постарайтесь не просто войти в роль другого человека, а почувствовать его переживания. Развитие эмпатии – способности к сопереживанию, сочувствию – прекрасное средство избавления от эгоизма.
  3. Научитесь слушать. Эгоисты очень любят рассказывать о своих проблемах, заслугах или обидах. Запретите себе это, а постарайтесь разговорить собеседника, расспрашивайте его, проявите интерес, обращайте внимание на мимику, жесты, интонации.
  4. Станьте частью социума, команды. Можно записаться в кружок, спортивную секцию, пойти в поход. А еще лучше посетить социально-психологический тренинг, где вас научат взаимодействию в группе и доверию к другим людям.
  5. Заботьтесь о других. Если пока окружающие люди не вызывают желания о них позаботиться, то заведите котенка или щенка. Пушистый домашний питомец – прекрасное «лекарство» от эгоизма.

Преодолеть эгоизм непросто, ведь он вырабатывался годами. Скорее всего, истоки такого отношения к окружающим нужно искать в раннем детстве. Будьте готовы, что чрезмерное себялюбие, черствость, жадность будут еще долго портить ваши отношения с людьми. Но старайтесь контролировать себя и со временем вы поймете, что окружающие достойны вашей любви и уважения.