Адрес вуза мгу им огарева. Факультеты

Высшее образование играет большую роль. При правильном выборе учебного заведения, вы получите не только знания по профессии, но и окунетесь в интереснейший мир студенческой жизни. Поэтому подойти к выбору ВУЗа и факультета нужно крайне серьезно – ведь это определит то, как вы будете жить в ближайшие пять лет.

Школа (гимназия) №29

Школу обычно не выбирают – где живешь, там и учишься. Вот и я пошла учиться в школу №29 в городе Саранск, до которой было ближе всего ходить. Но и отзывы о ней были хорошие. Через несколько лет она приобрела статус гимназии, так что заканчивала я уже гимназию №29. Я училась хорошо и окончила школу с золотой медалью.

Среди предметов мне больше всего нравились математика, физика и литература. В школе я вела активную общественную жизнь – танцевала, пела в хоре, входила в совет старшеклассников, занималась в театральном кружке, играла в вокально-инструментальном ансамбле на синтезаторе, и конечно, участвовала в различных олимпиадах по математике, химии, русскому языку и других.

Учиться всё сложнее

С каждым годом современным детям приходится учиться все сложнее. Многие предметы, которые в мое время изучали, начиная с пятого класса, например, иностранный язык или информатику сейчас можно увидеть в расписании второклассника.

Значительно усложнились выпускные экзамены в девятом и одиннадцатом классах. Я тоже сдавала ЕГЭ, но обязательным этот экзамен был только по математике. По русскому языку мы писали сочинение. Сейчас же по многим предметам экзамены сдают в виде ЕГЭ. При этом вокруг создается такая шумиха – столько нервов, слез и денег!

Я очень рада, что училась в другое время. Конечно, за меня тоже родители переживали, но вместо того, чтобы искать кого-то, кто сделает за меня высокий балл, в течение двух лет оплачивали занятия с репетитором. Да и учитель математики у нас был очень талантливый. В итоге я сама сдала ЕГЭ по математике на 91 балл.

Выбор направления, с чем связать свою жизнь?

То, что я пойду учиться на математический факультет, было ясно давно. После третьего класса в нашей гимназии №29 ввели профильное обучение. То есть нужно было выбирать, в каком классе ты будешь учиться: в математическом, танцевальном, хоровом или в том, где учатся не очень умные и талантливые дети. Скажем так, чтобы никого не обидеть. Вам кажется странным такое деление? Это объясняется тем, что в то время наша гимназия только что получила статус эстетической.

Мама долго заставляла меня отвечать на какие-то вопросы, просила выполнить задания, пытаясь понять, какой у меня склад ума. Наверное, по ее подсчетам получилось, что математический, и я пошла учиться в самый сильный математический класс. А уж там благодаря талантливому математику-классному руководителю я полюбила алгебру и геометрию. До сих пор могу доказать теорему Пифагора, хоть ночью разбуди!

С математической направленностью мы определились, но в нашем городе (Саранск) есть два ВУЗа – МГУ им. Н.П.Огарева и Педагогический институт им. Евсевьева. Мы со школьной подругой с младших классов хотели пойти в педагогический – нас учили такие замечательные люди, что хотелось работать учителями, несмотря на сложность профессии и невысокую заработную плату! Но потом, благодаря неоспоримому решению родителей, я пошла подавать документы в МГУ, а она уехала поступать в Москву. Вот так педагогический институт остался за бортом.

Вопрос о платном обучении даже не стоял. И денег у нас на это не было, и наличие золотой медали и довольно высокого балла по ЕГЭ располагали к поступлению на бюджетную основу. Подсознательно я всегда знала, что буду учиться в университете. Как любой ребенок знает, что после детского сада он пойдет учиться в школу, так я знала, что после школы пойду в университет. Для меня это был последний этап перед взрослой рабочей жизнью.

Передо мной долго стоял вопрос, на какое отделение математического факультета пойти – на прикладную математику или на общую? К счастью, я выбрала прикладную специализацию, потому что посчитала, что знания и умения грамотно обращаться с компьютером мне понадобятся больше, чем глубокие знания математического анализа, дифференциальных уравнений и теории функций комплексного переменного. В дрожь бросает от таких мудреных названий предметов, не говоря уж об их детальном изучении! :)


Поступление - проверка на прочность!

Как и собиралась, я подала документы на факультет прикладной математики. Но при возможности подать заявление еще куда-нибудь, я решила не упускать ее и схалявить. А халява заключалась в следующем. На экономическом факультете профилирующим предметом была математика ЕГЭ. Чтобы поступить без экзаменов, нужно было иметь золотую медаль и балл по ЕГЭ, не ниже проходного. В прошлом году проходной балл был равен 75. У меня была медаль и балл 91. Но попытка не удалась:(Планку подняли до 95, и тогда для поступления необходимо было сдавать другие предметы устно.

Для поступления на математический факультет нужно было сдавать математику устно. И в случае сдачи на пятерку при наличии золотой медали можно было поступить. При сдаче на более низкую оценку пришлось бы писать сочинение и сдавать другие обязательные экзамены, как все немедалисты.

В день экзамена я немного волновалась, но была уверена, что сдам. Наш учитель так нас «натаскал», что я почти не готовилась. Тем более я сдавала и алгебру, и геометрию устно, как предметы по моему выбору в 11 классе. Все прошло гладко – мне выпал легкий билет с нетрудной задачей. Пятерка – и волнения закончились, а лето наконец-то началось!

Я поступила в Мордовский Государственный Университет имени Н.П.Огарева на факультет прикладной математики в родном городе Саранске на бюджетную основу.

Первый год обучения в МГУ имени Н.П.Огарева

Когда я смотрела списки групп (на нашей специализации их было три – две бюджетных и одна платная), я увидала фамилию одноклассника, моего хорошего друга. Я знала, что он собирается поступать туда же, куда и я, но даже представить не могла, что мы будем учиться в одной группе. Родной человек рядом, это всегда хорошо. На первое сентября мы пошли вместе.

Остальные наши одногруппники оказались разными по характеру, привычкам и поведению, но достойными и интересными людьми. Сразу же нам дали куратора с третьего курса. Он, как человек опытный, организовал нас. Рассказал, как тут учиться, что необычного, что хорошего, что – не очень. Я быстро вписалась в обстановку, и мне понравилось на новом месте учебы – много новых людей, новые преподаватели, совершенно не похожие на школьных учителей и сама бытность студенческой жизни. Даже воздух здесь был другим! Декан раздал зачетки – первый официальный документ – и пожал руки. Понеслась!..

Компьютерно-математический гранит науки

После школьных уроков пары казались такими длинными… Но отсутствие домашних заданий радовало. Лекции, практики, занятия в компьютерных лабораториях. Пока ничего не предвещало беды, только рассказы «старожилов» о том, как тот или иной преподаватель принимает экзамены.

Честно сказать, математические дисциплины с их дотошностью, углубленностью и значительной сложностью заставили меня разлюбить математику. В школе были цветочки! А в университете все оказалось гораздо сложнее. Все чаще возникали вопросы: «Зачем это вообще может понадобиться?» Как человек грамотный, я могла дать ответ на этот вопрос, но как обычный человек, практического опыта я в этом не видела.

Зато компьютерные занятия мне очень нравились! Интересные задания по программированию на разных языках, графические редакторы, базы данных… Мы даже Paint во всей красе проходили и досконально изучали Word, Excel и PowerPoint. А на 3-5 курсах мы программировали в системе 1С: Бухгалтерия. Вот то, что реально пригодится. И знание по созданию и поддержанию работы баз данных всегда требуется. Я ни капельки не пожалела, что выбрала именно прикладную специальность.

Математические дисциплины заставляли не спать ночи напролет во время сессии. Но не они одни. Кроме них есть еще несколько гадких предметов – физика (так любимая мною в школе), история, философия, правовые дисциплины. Но я твердо знала, что нужно собрать силы в кулак и двигаться вперед. Просто перетерпеть. Но мыслей о том, чтобы бросить все, никогда не было. Я перфекционистка по жизни. И если что-то делаю, то делаю это хорошо и до конца. К счастью, добиться хороших оценок можно было знаниями и стараниями, а не родительскими деньгами. Никто не верит, но наша группа ни разу не собирала пакетов и других денежных поощрений преподавателям. Просто даже повода не было! (на фотографии изображен один из корпусов НИ МГУ имени Огарёва)


Мои друзья – мое богатство!

За время учебы мой школьный друг стал настоящей поддержкой и опорой. Я всегда знала, что могу на него положиться. Кроме того, я нашла трех верных подруг. Мы до сих пор общаемся, хотя окончили университет еще в 2008 году (поступили в 2003). Одна из них даже стала крестной матерью моей дочки. Пять лет тесного общения не прошли даром. Что-то я взяла от них, чему-то научила – на то и есть друзья!

Работа – не волк

Стипендия у нас хорошая, только маленькая:), как говорил Михаил Евдокимов про пенсию в одном из монологов. Вот и приходится подрабатывать. Первым местом работы у меня был мордовский детский лагерь «Энергетик». А все началось с того, что мне рассказали, что в нашем университете активно работает Содружество Педагогических Отрядов (СПО). На каждом факультете есть педотряд. У нас он называется «Матрица». Это неслучайно. Ведь кроме названия известного фильма, это математический термин, означающий совокупность чисел. СПО проводит занятия с новичками, обучает детской психологии, орлятским песням, развивающим играм и другим интересным и полезным вещам. По окончании курса выдается свидетельство о том, что можно работать с детьми. Это интересная, ответственная и веселая работа! Правда, оплата символическая. За смену (21 день) я получила 3000 рублей. Но оно того стоило!

Только приходилось досрочно сессию сдавать, что иногда было неудобно. Некоторые преподаватели считают, что если пришел учиться, так учись, а не «пляши перед детьми по лесам».

Еще я работала промоутером по вечерам. Другими словами, проводила промоакции. Оплата по тем временам была небольшая. За месяц можно было заработать 1500-2000 рублей. Учебе это не мешало, ведь на время сессии можно было отказаться от работы. Хотя встречая некоторых преподавателей в супермаркетах во время дегустации или просто акции, было неприятно выслушивать, что «лучше учиться и готовиться к олимпиадам, чем пельменями торговать!» Но каждому свое.

Дальнейшие планы и перспективы

МГУ имени Огарева считается самым престижным ВУЗом в Мордовии, а на факультете прикладной математики всегда большой конкурс. Несмотря на «мужское лицо» профессии программиста, здесь учится много девушек, хотя редко кто потом работает по специальности. Но самое главное, что дает обучение на математическом факультете – это способность быстро вникать и обучаться любому делу. Еще бы! После таких предметов, как уравнения математической физики, бухгалтерия или делопроизводство покажется семечками:).

Я окончила университет в 2008 году, через неделю нашла работу. А помог опять же родной университет. Когда подписываешь обходной лист, нужно заполнить анкету в университетской службе занятости. Они передают данные работодателям, а те состыковываются с интересующими людьми и приглашают на работу. Так было и у меня. Меня пригласили на собеседование, а затем взяли на работу.

Работа у меня очень интересная! Я обучаю сельских бухгалтеров работе на компьютере с программными средствами фирмы 1С. Несмотря на сложность, напряженность и командировочный характер, я люблю свою работу. Да и доход она приносит хороший. Для девушки заработок в 18-20 тысяч в месяц в нашем городе считается более чем приличным. Сейчас я в отпуске по уходу за ребенком, но скоро выйду, и снова буду работать.

Близкие люди

Во время учебы на 4 курсе, я познакомилась с будущим мужем, а уже на 5 курсе мы поженились. Через два месяца после знакомства стали жить отдельно от родителей – сняли квартиру. А сейчас живем в собственной новостройке. Спасибо правительству республики – поддерживают молодые семьи, дают субсидии и прочие льготы на покупку жилья.

С парнями из группы мы просто дружили. До сих пор встречаясь, мы не можем наговориться – у каждого своя жизнь. Но тот отрезок времени, что мы провели вместе, навсегда останется в памяти. Это наше, и другого уже не будет.

В течение жизни разные люди встречаются нам на пути. Кто-то проходит мимо, кто-то играет лишь эпизодическую роль, а кто-то остается. В моей жизни остались надолго лишь три университетских подруги. Остальные только знакомые и приятели, не больше.

Главное достоинство факультета прикладной математики

Как я и думала, на факультете прикладной математики я научилась в совершенстве владеть компьютером. Это важно при устройстве на любую работу. А вообще, даже тот, кто учился удовлетворительно, с легкостью освоит новую профессию и сферу деятельности. Потому что главное, что дает математический факультет – это умение понимать, систематизировать и логически мыслить. Я ни на секунду не разочаровалась в своем выборе! Учиться трудновато, этот факультет не для лентяев. Но чем труднее даются знания и навыки, тем дороже они ценятся. Можно окончить факультет физического воспитания или сельскохозяйственной направленности, тоже будет высшее образование. Но если вы хотите получить не только диплом, а научиться мыслить и иметь широкий кругозор, то вам сюда.

Учеба именно в этом учебном заведении и на этом факультете сделала меня такой, какая я есть. Здесь я повстречала друзей, обрела мудрых наставников, научилась многому, что пригодилось в жизни. Однозначно, годы учебы прошли для меня не зря!

Мордовский Государственный Университет имени Н. П. Огарёва - Ogarev Mordovia State University - крупнейший вуз Мордовии с 7 научно-исследовательскими институтами и 16 научно-исследовательскими лабораториями. В вузе обучаются иностранные студенты из 20 стран мира.

Факультеты МГУ имени Н. П. Огарёва

МГУ имени Н. П. Огарёва состоит из 11 факультетов, при этом некоторые из них не имеют аналогов по всей России.
  • Архитектурно-строительный факультет вуза готовит по нескольким специальностям, в том числе по редкому и перспективному профилю «Стоимостной инжиниринг». По специализации «Строительство уникальных зданий и сооружений» студентов учат возведению небоскребов, автомагистралей и даже аэродромов.
  • Учащиеся географического факультета имеют возможность практиковаться в институте экологии. У вуза есть собственный метеорологический пост и музей, специализированные лаборатории, центр летних практик. На геофаке возможно заочное обучение.
  • Светотехнический факультет - единственный по всей России. Он появился в 1971-ом. Сегодня факультет имеет связи с несколькими крупными компаниями по разработке и производству светотехники, учащиеся могут практиковаться в них.
  • На биологическом факультете есть пять кафедр: биотехнологии, ботаники и физиологии растений, зоологии, генетики и биохимии. Специальности, преподаваемые на факультете, востребованы по всему миру, его выпускники имеют возможность работать в разных странах, заниматься научной деятельностью. У факультета есть собственный ботанический сад, биостанция и музей.
  • На факультете иностранных языков можно стать бакалавром лингвистики по английскому, немецкому или французскому языку. Кроме того, здесь ведутся бесплатные факультативы по испанскому, итальянскому и шведскому языку.
  • Факультет электронной техники - один из самых популярных среди абитуриентов. Здесь готовят специалистов по нескольким профилям, в том числе по наноэлектронике.
  • Юридический факультет - один из самых старых в России, с момента его образования в вузе было подготовлено более 10 тысяч специалистов-юристов.
  • Среди выпускников филологического факультета МГУ имени Н. П. Огарёва - политики, ведущие, руководители, писатели и поэты. Подготовка ведется по двум направлениям: «филология» и «журналистика».
  • Экономический факультет вуза имеет связи с европейскими вузами: ведется сотрудничество с голландской Высшей Школой Экономики (Erasmus School of Economics), Стокгольмским Университетом (Stockholm University), Манчестерской Школой Бизнеса (Манчестерской Школой Бизнеса) и другими ведущими учебными заведениями.
  • На базе факультета математики и информационных технологий работает научно-исследовательский институт математики. Здесь обучают по нескольким профилям. Одно из самых востребованных направлений - «Фундаментальная информатика и информационные технологии».
  • Факультет довузовской подготовки - один из самых молодых. Здесь готовят к поступлению в вуз, дают базовые знания по разным специальностям.

Научные достижения МГУ имени Н. П. Огарёва

Вуз славится своими достижениями в энергосбережении и создании новых материалов. Например, студенты вуза создали катер на солнечных батареях с инвертором на карбиде кремния, при строительстве катера были применены суперконденсаторы.
В Мордовском Государственном Университете имени Н. П. Огарёва ведутся исследования по 22 отраслям наук. Вуз имеет 150 постоянно поддерживаемых патентов. За 5 лет (в 2009-2013 годах) университет выиграл более двухсот грантов на научную деятельность.

Почему стоит выбрать МГУ имени Н. П. Огарёва?

  • В Мордовском госуниверситете находится Центр суперкомпьютерных технологий с лабораторией распределенных и параллельных вычислений и лабораторией «Технологии Ansys».
  • Университет является резидентом Технопарка Мордовии. Для студентов открыт инновационно-технологический комплекс, где находятся бизнес-инкубатор малых инновационных предприятий.
  • В МГУ имени Огарева работает дюжина музеев.
  • На базе Института физики и химии МГУ имени Огарева работает первая в России лаборатория для проведения исследований тонкопленочных покрытий, нанесенных по нанотехнологии атомно-слоевого осаждения (ALD).
  • На базе Института механики и энергетики Мордовского Университета открыт совместный российско-французский автомобильный учебный центр, который готовит специалистов по ремонту и обслуживанию автомобилей.
  • В МГУ имени Огарева есть редкая в России специальность «Конструкторско-технологическая информатика. САПР».

Требования для поступления в Мордовский Государственный Университет имени Н. П. Огарёва

Для того, чтобы поступить в МГУ имени Н. П. Огарёва, абитуриенту необходимо сдать несколько ЕГЭ (единые государственные экзамены) в зависимости от выбранной специальности. На большинстве факультетов требуется успешно сданные ЕГЭ по русскому языку, математике, а также по профильному предмету. Что касается иностранных абитуриентов, то на первом этапе им необходимо предоставить копии заграничного паспорта и сертификат об окончании средней школы по факсу или электронной почте. На втором этапе необходимо лично предоставить оригинал и перевод сертификата об окончании средней школой со шкалой успеваемости (либо дипломы вузов), свидетельство об эквивалентности документов и отчет теста на ВИЧ. Иностранные абитуриенты проходят собеседование по трем дисциплинам. Собеседования проводятся на русском языке.

Международные программы обмена и стажировки

МГУ имени Н. П. Огарёва имеет более трех десятков договоров о сотрудничестве с вузами и научно-исследовательскими центрами вузов Европы и США. В стенах вуза открыт Центр финно-угроведения и Венгерский центр.
В МГУ имени Н. П. Огарёва учатся студенты из двух десятков стран мира. Для студентов вуза доступны программы обмена Erasmus Mundus, Work and Travel, программа Фулбрайта. Некоторые факультеты имеют связи с вузами разных стран: например, экономический факультет сотрудничает с несколькими учебными заведениями Стокгольма, Манчестера, Роттердама.

Интересные факты о МГУ имени Н. П. Огарёва

  • Студенты географического факультета МГУ имени Н. П. Огарёва создали мобильное приложение «Путеводитель по Саранску и Мордовии», которым пользуются туристы.
  • Некоторые учащиеся Мордовского Государственного Университета имени Н. П. Огарёва - скороходы. Студент юридического факультета Мордовского госуниверситета Денис Нижегородов стал бронзовым призером игр в Пекине по спортивной ходьбе на 50 км. Студентка математического факультета Ольга Каниськина взяла золото Олимпиады по спортивной ходьбе.
  • На базе университета работает необычное интернет-кафе для пожилых людей. В нем студенты обучают посетителей пользоваться интернетом и компьютером.

Медицинский институт является одним из ведущих структурных подразделений Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. В настоящее время институт представляет собой единый коллектив, обладающий большим кадровым, образовательным, научно-инновационным и медицинским потенциалом.

Медицинский факультет открыт 1 июля 1967 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 42 от 17 января 1967 года. Ежегодный прием составил 175 студентов по специальности «Лечебное дело». С первых дней работы факультета ведут свою историю и старейшие кафедры - нормальной анатомии, нормальной физиологии, гистологии, цитологии и эмбриологии. С 1969 года начато преподавание клинических дисциплин - пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии и др. Базами для преподавания клинических дисциплин и создания клинических кафедр и курсов стали крупнейшие больницы города и республики.


Первым деканом был профессор Г. Н. Сарайкин. В последующие годы факультет возглавляли: доценты А. А. Беляков (1968 - 1971 гг.) и В. М. Зайцев (1974 - 1976 гг.), профессор В. И. Киреев (1976 - 1977 гг.). С 1977 по 1987 гг. факультет возглавлял заведующий кафедрой нормальной анатомии, доктор медицинских наук профессор заслуженный деятель науки РМ Н. М. Иванов; с 1987 г. по 2002 г. деканом факультета была заслуженный врач Российской Федерации и Республики Мордовия, заведующий кафедрой факультетской терапии, профессор Л. К. Федоткина; с 2002 по 2008 г. - профессор кафедры госпитальной хирургии, доктор медицинских наук М. Д. Романов; с 2008 г. по 2013 г. – заведующий кафедрой факультетской терапии, доктор медицинских наук, профессор А. А. Усанова. Решением Ученого совета университета в 2008 г. медицинский факультет переименован в медицинский институт.


С 2013 г. институт возглавляет заведующий кафедрой педиатрии, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Л. А. Балыкова.

Учебная инфраструктура представлена 20 кафедрами, отделом производственной практики студентов, региональным учебно-научно-исследовательским медицинским комплексом. Послевузовское и дополнительное образование представлены отделом ординатуры, отделом интернатуры, аспирантурой, докторантурой, центром повышения квалификации врачей и переподготовки специалистов. Подготовку врачебных кадров осуществляют 2 академика и 2 члена-корреспондента РАМН; 10 академиков общественных и иностранных академий; 38 докторов наук, профессоров и 176 кандидатов наук, доцентов; 13 – заслуженных деятелей науки России и Мордовии; 7 – заслуженных работников высшей школы; 18 – заслуженных врачей России и Мордовии. Членами Правлений Всероссийских научно-технических советов и научных обществ России являются 46 ученых; 42 – председателями научных медицинских обществ и общественных организаций Мордовии.

Медицинский институт располагает достаточными площадями, материально-технической и клинической базой для подготовки высококвалифицированных специалистов. Имеются четыре учебных корпуса, классы Internet, восемь компьютерных и видеоклассов, библиотека медицинской литературы, читальный зал, Центр симуляционного обучения, актовый и спортивный залы, лыжная база, столовая, общежитие. Клинические кафедры и курсы расположены в крупнейших клиниках г. Саранска и Республики Мордовия.

Подготовка врачей ведется по четырем специальностям – «Лечебное дело» и «Педиатрия» , в 2011 г. открыта специальность «Фармация» , в 2012 г. - специальность «Стоматология» . В настоящее время в институте обучаются студенты из различных регионов Российской Федерации, Армении, Узбекистана, Украины, Туркменистана, Азербайджана, Йемена, Германии, Пакистана, Египта, Индии, Шри-Ланка, Сирии, Камеруна, Судана и др. Институт признан World Directory of Medical schools (Geneva), The World of Learning (Fortysecond Edition) (United Kingdom & Ireland), аккредитован Medical Council of Sri Lanka. По качеству и уровню специальной подготовки студентов - медиков подразделение вуза является одним из лучших медицинских факультетов / институтов России. Наши выпускники достойно трудятся во многих регионах России, а также в США, Англии, Германии, Израиле, Гвинее, Йемене, Австралии, Тунисе, странах СНГ и т.д. В 2014-2015 учебном году в медицинском институте начинается подготовка иностранных студентов по специальности 060101.65 "Лечебное дело" на английском языке.


В институте реализуется система непрерывного медицинского образования (ординатура, аспирантура, повышение квалификации и переподготовка врачей). Обучение в ординатуре проводится по 35 специальностям, в аспирантуре – по 21 специальности, повышение квалификации и переподготовка кадров – по образовательным программам дополнительного профессионального образования (24 специальности). Контингент студентов составляет около 2500, клинических ординаторов – 215, аспирантов – 90 человек, слушателей центра повышения квалификации врачей и переподготовки специалистов – свыше 900 специалистов. Ежегодно в системе послевузовского образования проводится обучение свыше 50 иностранных специалистов (по специальностям: кардиология, акушерство и гинекология, дерматовенерология, отоларингология, офтальмология, функциональная диагностика, хирургия, неврология, терапия, травматология и ортопедия, урология и др.).

Научно-инновационная деятельность осуществляется на базе учебно-научных лабораторий, центральной научно-исследовательской лаборатории, виварии, анатомическом музее, музеях органопатологии и истории медицины, совместных научно-практических центров. Сотрудники института и студенты участвуют в разработке и реализации федеральных, отраслевых, региональных, межведомственных и международных программ. Гордостью института являются научные школы, ведущие разработки в области эфферентной и квантовой гемотерапии в хирургии (проф. И. Н. Пиксин); оперативной комбустиологии и реаниматологии (проф. А. Н. Беляев); фармакологии (проф. В. И. Инчина); нейроморфологии (проф. Н. М. Иванов).

Подготовка научных кадров в собственной аспирантуре ведется по 21 специальности, а в докторантуре – по хирургии и фармакологии.

Л ечебно-диагностическая и клиническая работа сотрудников осуществляется на базе лечебно - диагностического консультативного центра, 27 республиканских и городских клинических лечебно-профилактических учреждений. Согласно лицензии Росздравнадзора на осуществление медицинской деятельности по 13 адресам в сфере амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной помощи на клинической базе кафедр.
В 2011 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ медицинский институт аккредитован на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.

Студенческая наука является одним из приоритетных направлений работы института. Формы ее разнообразны: участие в работе научных кружков при теоретических и клинических кафедрах; публикация научных статей; выступление с докладами на международных и российских научных форумах, общеуниверситетских конференциях «Огаревские чтения» и молодых ученых; подготовка и защита дипломных работ. Традиционно студенты-медики активно участвуют во Всероссийских конкурсах научных работ, а в 2004 г. по рейтингу студенческой науки факультет занял 4 место среди всех медицинских вузов страны и 1 место среди медицинских вузов Поволжья. Молодыми учеными-медиками выпускается научный альманах «Медицинские основы жизнедеятельности в норме, патологии и эксперименте», являющийся приложением к журналу «Вестник Мордовского университета».

Медицинский институт является одним из ведущих структурных подразделений Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. В настоящее время институт представляет собой единый коллектив, обладающий большим кадровым, образовательным, научно-инновационным и медицинским потенциалом.

Медицинский факультет открыт 1 июля 1967 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 42 от 17 января 1967 года. Ежегодный прием составил 175 студентов по специальности «Лечебное дело». С первых дней работы факультета ведут свою историю и старейшие кафедры - нормальной анатомии, нормальной физиологии, гистологии, цитологии и эмбриологии. С 1969 года начато преподавание клинических дисциплин - пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии и др. Базами для преподавания клинических дисциплин и создания клинических кафедр и курсов стали крупнейшие больницы города и республики.

Первым деканом был профессор Г. Н. Сарайкин. В последующие годы факультет возглавляли: доценты А. А. Беляков (1968 - 1971 гг.) и В. М. Зайцев (1974 - 1976 гг.), профессор В. И. Киреев (1976 - 1977 гг.). С 1977 по 1987 гг. факультет возглавлял заведующий кафедрой нормальной анатомии, доктор медицинских наук профессор заслуженный деятель науки РМ Н. М. Иванов; с 1987 г. по 2002 г. деканом факультета была заслуженный врач Российской Федерации и Республики Мордовия, заведующий кафедрой факультетской терапии, профессор Л. К. Федоткина; с 2002 по 2008 г. – профессор кафедры госпитальной хирургии, доктор медицинских наук М. Д. Романов; с 2008 г. по 2013 г. – заведующий кафедрой факультетской терапии, доктор медицинских наук, профессор А. А. Усанова. Решением Ученого совета университета в 2008 г. медицинский факультет переименован в медицинский институт. С 2013 г. институт возглавляет заведующий кафедрой педиатрии, доктор медицинских наук, профессор Л. А. Балыкова.

Учебная инфраструктура представлена 20 кафедрами, отделом производственной практики студентов, региональным учебно-научно-исследовательским медицинским комплексом. Послевузовское и дополнительное образование представлены отделом ординатуры, отделом интернатуры, аспирантурой, докторантурой, центром повышения квалификации врачей и переподготовки специалистов. Подготовку врачебных кадров осуществляют 2 академика и 2 члена-корреспондента РАМН; 10 академиков общественных и иностранных академий; 38 докторов наук, профессоров и 176 кандидатов наук, доцентов; 13 – заслуженных деятелей науки России и Мордовии; 7 – заслуженных работников высшей школы; 18 – заслуженных врачей России и Мордовии. Членами Правлений Всероссийских научно-технических советов и научных обществ России являются 46 ученых; 42 – председателями научных медицинских обществ и общественных организаций Мордовии.

Медицинский институт располагает достаточными площадями, материально-технической и клинической базой для подготовки высококвалифицированных специалистов. Имеются четыре учебных корпуса, классы Internet, восемь компьютерных и видеоклассов, библиотека медицинской литературы, читальный зал, Центр симуляционного обучения, актовый и спортивный залы, лыжная база, столовая, общежитие. Клинические кафедры и курсы расположены в крупнейших клиниках г. Саранска и Республики Мордовия.

Подготовка врачей ведется по четырем специальностям – «Лечебное дело» и «Педиатрия», в 2011 г. открыта специальность «Фармация», в 2012 г. - специальность «Стоматология». В настоящее время в институте обучаются студенты из различных регионов Российской Федерации, Армении, Узбекистана, Украины, Туркменистана, Азербайджана, Йемена, Германии, Пакистана, Египта, Индии, Шри-Ланка, Сирии, Камеруна, Судана и др. Институт признан World Directory of Medical schools (Geneva), The World of Learning (Fortysecond Edition) (United Kingdom & Ireland), аккредитован Medical Council of Sri Lanka. По качеству и уровню специальной подготовки студентов - медиков подразделение вуза является одним из лучших медицинских факультетов / институтов России. Наши выпускники достойно трудятся во многих регионах России, а также в США, Англии, Германии, Израиле, Гвинее, Йемене, Австралии, Тунисе, странах СНГ и т.д. В 2014-2015 учебном году в медицинском институте начинается подготовка иностранных студентов по специальности 060101.65 "Лечебное дело" на английском языке.

В институте реализуется система непрерывного медицинского образования (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура, повышение квалификации и переподготовка врачей). Обучение в интернатуре проводится по 22 специальностям, в клинической ординатуре – по 35 специальностям, в аспирантуре – по 21 специальности, повышение квалификации и переподготовка кадров – по образовательным программам дополнительного профессионального образования (24 специальности). Контингент студентов составляет около 2000, интернов – 180, клинических ординаторов – 215, аспирантов – 90 человек, слушателей центра повышения квалификации врачей и переподготовки специалистов – свыше 500 специалистов. Ежегодно в системе послевузовского образования проводится обучение свыше 50 иностранных специалистов (по специальностям: кардиология, акушерство и гинекология, дерматовенерология, отоларингология, офтальмология, функциональная диагностика, хирургия, неврология, терапия, травматология и ортопедия, урология и др.).

Научно-инновационная деятельность осуществляется на базе учебно-научных лабораторий, центральной научно-исследовательской лаборатории, виварии, анатомическом музее, музеях органопатологии и истории медицины, совместных научно-практических центров. Сотрудники института и студенты участвуют в разработке и реализации федеральных, отраслевых, региональных, межведомственных и международных программ. Гордостью института являются научные школы, ведущие разработки в области эфферентной и квантовой гемотерапии в хирургии (проф. И. Н. Пиксин); оперативной комбустиологии и реаниматологии (проф. А. Н. Беляев); фармакологии (проф. В. И. Инчина); нейроморфологии (проф. Н. М. Иванов).

Подготовка научных кадров в собственной аспирантуре ведется по 21 специальности, а в докторантуре – по хирургии и фармакологии. С 1993 года в институте функционируют специализированные Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций:

  • Д 212.117.01 - по специальностям 03.03.04 – Клеточная биология, цитология, гистология (биологические науки, медицинские науки) и 14.03.01 – Анатомия человека (медицинские науки);
  • Д 212.117.08 - по специальностям 14.01.17 – Хирургия (медицинские науки); 14.03.03 – Патологическая физиология (медицинские науки) и 14.03.06 – Фармакология, клиническая фармакология (медицинские науки).

Лечебно-диагностическая и клиническая работа сотрудников осуществляется на базе лечебно - диагностического консультативного центра, 27 республиканских и городских клинических лечебно-профилактических учреждений. Согласно лицензии Росздравнадзора на осуществление медицинской деятельности по 13 адресам в сфере амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной помощи на клинической базе кафедр.

В 2011 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ медицинский институт аккредитован на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.