Звягинцев сын. Жена и бывшая возлюбленная пришли поддержать Андрея Звягинцева на премьеру «Нелюбви

1 июня в День защиты детей я посмотрел новый фильм режиссёра Андрея Звягинцева «Нелюбовь». В основе сюжета развод семейной пары. Никому не нужного и нелюбимого ребёнка хотят сдать в интернат, чтобы не мешал. Услышав это, 12-летний Алёша сбегает из дома.
«Нелюбовь» – это социальная драма. Однако я бы хотел рассказать не столько о фильме, сколько о проблеме нелюбви к детям в более широком плане. Тридцать лет я занимаюсь изучением этой проблемы, и мне есть что сказать, в том числе и на основе своего личного опыта. Пройдя через процесс развода, который длился семь лет, я понял, что цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.


На первом дневном сеансе зал был полупустой (или «полуполный» – кому как нравится). У кого-то отдельные сцены фильма вызвали смех, кто-то не выдержал и ушёл. Я досмотрел до конца, хотя было трудно. Не могу сказать, что фильм мне понравился, но и не могу сказать, что не понравился.

Фильм с одноимённым названием «Нелюбовь» и тоже мелодрама был снят в Красноярском крае три года назад. В основе сюжета нелюбовь матери к родной дочери, которая появилась на свет после изнасилования.

Признаться, мне не понятно само название фильма «Нелюбовь». Любовник героини говорит, что нельзя жить без любви, и они вроде бы любят друг друга. Любит свою беременную подругу и бывший муж героини.
Я могу понять отсутствие любви, могу понять ненависть, но состояние «нелюбви» мне не понятно. Кажется, «нелюбовь» термин надуманный. Лично я убеждён, что ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ: и даже ненависть есть непонятая любовь.

Фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева был удостоен приза жюри Каннского кинофестиваля. Говорят, Звягинцев был слегка разочарован премией жюри, назвав её «приятным бонусом». По всем опросам, фильм «Нелюбовь» был лидером гонки. Но главный приз жюри «Золотую пальмовую ветвь» получил другой фильм.
Похожая ситуация случилась на Каннском фестивале 1983 года с фильмом Андрея Тарковского «Ностальгия». Тарковскому дали премию «за лучшую режиссуру», и в результате Тарковский оказался без денег, на которые рассчитывал.

Показанная в фильме «Нелюбовь» картина нашей жизни полностью соответствует действительности. Хотя в реальности всё гораздо страшнее. У Звягинцева, например, нет спора о разделе квартиры, о дележе совместно нажитого имущества, спора об алиментах и о том, чей это ребёнок.

"Нелюбовь" – логичное продолжение прошлых фильмов Звягинцева. По словам режиссёра, он всю жизнь снимает один фильм (фактически про самого себя) – «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь»… Все эти фильмы о беспросветной жизни людей в России и о самой стране, оказавшейся в «онтологическом тупике».

Русофобы считают, что это «фильм про Россию, которой наплевать на своих детей, о стране без любви - даже в самой простой, инстинктивной её форме».

Есть фильмы, которым дают престижные премии, но смотреть которые невыносимо. Очевиден «заказ» западных прокатчиков на фильмы о беспросветной путинской России. Мало кто помнит фильмы «Эйфория» и «Овсянки», получившие премию Каннского кинофестиваля. Присуждение премий этим «шедеврам» вызывает сомнения в объективности жюри.

Конечно наша жизнь не без проблем. Но неужели в ней не осталось ничего светлого, доброго, чистого?
Я уверен, что есть в нашей сегодняшней жизни идеалы и есть ценности. Надо только захотеть их увидеть.
Да, жизнь суровая и несправедливая. Да, есть нелюбовь, много нелюбви. Но любви-то больше!

Как известно, что посеешь, то и пожнёшь. Посеешь любовь – вырастет любовь, посеешь нелюбовь – пожнёшь нелюбовь.

Чем же вызвана «Нелюбовь» Звягинцева?

Одним из источников вдохновения для Звягинцева послужил фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Бергман снимал свой безжалостный фильм про себя. Похоже, что и Андрей Звягинцев тоже снял фильм про себя.

Говорят, каждый фильм режиссёра это зеркало для общества и для себя самого.

Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Мать, Галина Александровна, работала в школе учителем литературы и русского языка. Отец Пётр Александрович служил милиционером. Отец покинул семью ради другой женщины, когда Андрею было пять лет. Сын так и не смог наладить отношения с отцом вплоть до его смерти.

Звягинцев был женат на актрисе Ирине Гринёвой. После шести лет брака Андрей развёлся. Остался сын Пётр 2009 года рождения. Сейчас у Звягинцева вторая жена – монтажёр Анна Матвеева.

Создаётся впечатление, что Звягинцев все фильмы снимает о себе, о своей личной драме, о своей нелюбви. Согласно психоанализу, эта «первичная родовая травма» и определяет всё творчество художника.

«Нет, мне кажется, что фрейдистской травмы здесь нет, - объясняет Звягинцев. - Скорее опыт личного наблюдения за самим собой, за окружающими меня, за друзьями или приятелями, за самой жизнью. Но вообще сложно разделить субъективные переживания». «Да, отец ушел, когда мне было пять лет, но особых драматических воспоминаний на этот счёт у меня нет».

Если это не «фрейдистский комплекс», то что это?

«Сам удивляюсь: что ни фильм, то непременно семейная драма», - говорит Звягинцев. - «Семья - это поле битвы. И это действительно уникальная площадка для наблюдения за человеком, за тем, что с ним происходит на самом деле. Дома он обнажается, выходит из укрытия его существо. Тут он снимает маски, являя себя в полном великолепии: в гармоничных или уродливых отношениях с любимыми (или нелюбимыми), с детьми, с родителями, близкими».

В фильмах Звягинцева «нет выхода», нет «позитива» и каких-то конструктивных идей. Кажется, никто не способен предложить оптимистический и в то же время реалистичный сценарий.
2 октября 2007 года я встречался с Андреем Звягинцевым во время премьеры его фильма «Изгнание» в Санкт-Петербурге и передал в качестве сценария свой роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

После фильма Звягинцева «Левиафан», который расценили как, якобы, порочащий страну, министр настаивал на введении вето при распределении финансирования кино.
Андрей Звягинцев поддержал выступление Константина Райкина о цензуре в России. Звягинцев считает, что «отдельный человек заслуживает, чтобы с ним говорили о его жизни на языке правды. Чтобы фильм являлся откликом на его жизнь, его беды, его надежды, его вопросы к жизнеустройству; чтобы фильм говорил с ним о его настоящем и будущем».

«Государству нынешнего образца человек просто не нужен. Поэтому, как растут сквозь асфальт цветы, так и человек выбирается из-под колес Молоха», – считает Андрей Звягинцев.
«Вот что хочу сказать тем «чудакам», которые заранее уверены в том, что я снимаю чернуху, порочащую людей. Сказать им лично следующее: «Фильм снят только для того, чтобы вы пришли домой и крепко обняли своих детей». Всё. Точка».

Сегодня Россия занимает 1-е место в мире по числу разводов и детей, рождённых вне брака. Распадается каждый второй зарегистрированный брак.

Россия занимает 1-е место по числу детей, брошенных родителями.
В 2014 году лишены родительских прав более 36,5 тысяч родителей.
100 тысяч детей являются сиротами; из них 85% сироты при живых родителях.

Ежегодно в России пропадают около 10 тысяч детей. В 2012 году в России 20 тыс. детей сбежали из дома и находятся в розыске.

Пропажа сына в фильме «Нелюбовь» перекликается с фабулой фильма Кирилла Серебрянникова «Юрьев день». С автором сценария этого фильма – кинодраматургом Юрием Арабовым – я встречался и беседовал 20 мая 2017 года в петербургском книжном клубе «Порядок слов». Юрий Николаевич назвал своё выступление «Сюжет мистерии в современной культуре». Рассказал он и о своём отношении к Андрею Звягинцеву.

Недавно к режиссёру фильма «Юрьев день» Кириллу Серебренникову пришли с обыском. Обыски у него дома и в «Гоголь-центре» стали знаковым событием.
«Мне кажется, единственным разумным решением со стороны власти было бы искать возможность примирения сторон, разъяснения позиций одних и других, а не возгонка ненависти и вражды», – считает Андрея Звягинцев. – «Кто-то же должен заниматься вопросами примирения сторон, иначе агрессия и неприятие сожрут нас с потрохами».

Каждый фильм Андрея Звягинцева кинокритики рассматривают как культурный памятник России. О кино и о памятниках в кино 2 декабря 2016 года в питерском книжном клубе "Порядок слов" я беседовал с известным культурологом и кинокритиком Кириллом Эмильевичем Разлоговым.

C 25 по 28 мая в Санкт-Петербурге проходил XII Санкт-Петербургский международный Книжный салон. Люди на улицах читали собственные стихи и стихи великих поэтов, в том числе Уильяма Шекспира. А в это время в Москве 26 мая на Арбатской площади за чтение стихов Шекспира девятилетнего мальчика забрали в отдел полиции. Вышел скандал, который до сих пор обсуждают. И это перед Днём защиты детей!

Мне стыдно, стыдно, стыдно, что такое произошло в моей стране, в столице нашей родины, в России!

Я тридцать лет занимаюсь изучением проблем молодёжи и детства, и могу сказать, что так с детьми поступать нельзя. Даже если полицейские формально в чём-то правы, всё равно это непрофессионально!

Председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин в своём выступлении на Петербургском международном юридическом форуме 18 мая 2017 года заявил, что «обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету».

Это ещё раз доказывает, что у нас не государство для человека, а человек для государства!

Говорят, что женщина, защищавшая ребёнка, будто бы формально не его мать. Но если бы мою любимую внучку (которая формально мне не родная) тоже пытались увезти полицейские, я бы действовал таким же образом – пытался защитить своего ребёнка от полицейских. И пусть это по нашим законам будет квалифицировано как «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» (ст. 19.3. КОАП РФ), или даже как «применение насилия в отношении представителя власти» (статья 318 УК РФ), я бы всё равно бросился защищать свою внучку от наших полицейских.

Я стараюсь воспитывать внучку в любви, постоянно твержу ей, что ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ, и что цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что. Недавно внучка окончила первый класс и мы решили сделать ей обещанный подарок – привезли в «чёрный аквапарк» в СПА-отеле в Финляндии.

Иногда отношения между формально не родными людьми гораздо лучше, чем между родными. Дело не столько в семейных узах, сколько в понимании и сочувствии.
В каждой семье есть своя трагедия и своя нелюбовь. Я всегда благодарю свою мать за то, что она не допустила развода, а значит психологической травмы для меня и моей сестры. Хотя трагедии всё равно не удалось избежать. В суде я отстоял своё право на ребёнка, но дочь у меня фактически «украли».

О какой защите прав ребёнка в таких условиях можно говорить? – это вопрос к омбудсмену Анне Кузнецовой.

Недавно Уполномоченная при Президенте по правам ребёнка Анна Кузнецова заявила о росте количества детских самоубийств в 2016 году - сразу на 57 процентов! Одной из основных причин такого положения назвали лавинообразное распространение в Интернете „групп смерти“.

Россия по уровню самоубийств среди подростков входит в пятёрку стран мира. Средний уровень самоубийств молодых людей в России в 3 раза выше среднего мирового показателя. В Европе мы на первом месте по числу самоубийств среди детей и подростков.

Проблематику суицидов я начал изучать ещё будучи студентом юридического факультета ЛГУ. Мой научный руководитель – доктор юридических наук, профессор Яков Ильич Гилинский, ныне заведующий кафедрой уголовного права Педагогического университета им. Герцена, уже более сорока лет изучает проблему самоубийств в контексте девиантного (отклоняющегося) поведения.

Самоубийство – это форма эскапизма, бегство от невыносимой реальности. Детям не с кем посоветоваться, родители вечно заняты, окружающие равнодушны. В 90% случаев попытка суицида это желание привлечь к себе внимание, заявить о своих проблемах.

В Санкт-Петербурге создан фонд «Твоя территория», который оказывает психологическую помощь подросткам по телефону. За 2,5 года работы фонда в online-службу обратилось 35 тысяч подростков. Каждый день 7 подростков сообщают психологам, что собираются совершить самоубийство. Многие дети задают вопросы о смысле жизни.

Президент России Владимир Путин своим указом объявил, что с 2018 года в стране стартует «Десятилетие детства».
Однако никакие государственные программы не заставят народ полюбить жизнь. Главное, что нужно для этого, стабильная социальная обстановка, нужна вера, что завтра будет лучше, чем вчера, - считает заведующий кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов.

В 2014 году в России родилось 1 млн. 947 тысяч детей. В этом же году против детей совершено 11 тысяч преступлений, причём каждый восьмой ребёнок стал жертвой в своей собственной семье.
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что в 2012 году в отношении детей в России было совершено более 2 тысяч тяжких преступлений. Было зафиксировано более 1200 случаев сексуального насилия в отношении детей, при этом 160 детей погибли, а более 450 получили тяжкие увечья.

Алименты не платят своим детям 1,5 миллиона россиян! У судебных исполнителей более 900 тысяч исполнительных производств по выплате алиментов на детей. 60 тысяч злостных неплательщиков алиментов привлекаются к уголовной ответственности.

Невольно задумаешься: зачем людям нужны дети?

Некоторые женщины рожают исключительно для здоровья, а кормить и воспитывать ребёнка – им это не нужно. Вот и сдают в приют.

Раньше детей заводили ради получения квартиры. Сегодня некоторые женщины рожают ради получения «материнского капитала» или бесплатного земельного участка. Такие женщины думают о себе, о своей судьбе, а не о судьбе ребёнка, которая чаще всего бывает несчастной.

Современные женщины не спешат вступать в брак, так как муж не в состоянии и одну-то женщину прокормить. Сейчас мужчины пытаются на хрупкие плечи женские взвалить всё, в том числе и себя.

Чтобы выжить, люди пытаются обмануть государство. Бывают случаи, когда люди заключают «фиктивный брак» и даже разводятся фиктивно ради получения социальных льгот.
Мужчины и женщины сожительствуют, а при рождении детей не дают фамилию своему ребёнку, чтобы мать была одиночкой и получала социальные выплаты.
Некоторые беременные женщины и молодые мамы разводятся с мужем, чтобы быть матерью-одиночкой. Идут даже на добровольный отказ от родительских прав на своих детей, чтобы дети были признаны сиротами, обеспечены жильём и социальными пособиями.

Дети не хотят жить с родителями, родители не могут ужиться с детьми. Судятся из-за алиментов, из-за наследства, и даже убивают из-за квартиры!

По опыту своей адвокатской деятельности могу сказать, что в большинстве случаев бракоразводные процессы это арена борьбы двух самолюбий, где ребёнок – лишь орудие борьбы. Часто судебные процессы по расторжению брака оказываются спором о дележе совместно нажитого имущества.

Семейный кодекс РФ явно имеет перекос в пользу прав женщины-матери. Потому мужчины и не хотят вступать в брак, поскольку понимают: в случае развода закон будет на стороне женщины.

Один мой знакомый разводился семь лет. Районный суд трижды выносил решение не в пользу отца, и трижды мы добивались отмены этого решения в суде высшей инстанции. В конце концов, дело дошло до того, что мать заявила в суде, что ответчик не отец ребёнка. А когда мы потребовали провести генетическую экспертизу для установления подлинности отцовства, она сразу согласилась «уступить» дочку отцу.

Как-то провели исследование, и оказалось, что одиннадцать процентов отцов наивно полагают, будто воспитывают собственных детей, тогда как ребёнок на самом деле от другого мужчины.

Сколько девочек беременеют, не зная, что поделать со своим неожиданным чадом?! Редко кого удаётся уговорить сохранить ребенка: или выбрасывают в мусоропровод, или топят в туалете, или расчленяют и прячут на свалке.

Когда молодой матери несут кормить ребенка, она это чувствует, и у неё может быть или избыток молока - если ребёнок любимый и долгожданный, или недостаток - если ребенок для неё обуза. И никакие смеси не заменят грудного молока, никакие лекарства не смогут вылечить ребёнка, который болеет прежде всего оттого, что ему не хватает материнской любви.

Одни считают, что дети – смысл жизни. Другие полагают, что дети – это «несчастный случай». «Больше детей – больше болезней, ссор, неудач, разводов».
Некоторые родители видят в ребёнке возможность реализовать то, что им не удалось. За этим скрывается собственная неудавшаяся жизнь.
Послушайте, как говорят с детьми матери в магазинах, на улицах, в больницах. Подумаешь, будто своих детей они ненавидят!

Рыночная экономика превратила детей в товар. На нелегальном рынке торговля людьми один из самых прибыльных видов преступного бизнеса, поскольку людей можно перепродавать не один раз, особенно для сексуальных услуг. Ежегодно в мире принуждается к работе в секс-индустрии до 2 миллионов женщин и детей!

Уже сформировался глобальный рынок сексуального рабства. Детей продают прямо из роддомов тем семьям, которые готовы заплатить большие деньги за чужого ребёнка; при этом родителям говорят, что их ребёнок умер.
Детей используют для производства детской порнографии и для оказания секс-услуг. При этом зарабатывают не только члены преступных группировок, но и сами родители, которые продают своих детей в рабство или для сексуального употребления педофилам.

Я со студенческих лет занимаюсь изучением преступлений против детей. Когда учился на юридическом факультете, то работал в лаборатории проблем студенчества в НИИ комплексных социальных исследований. Потом возглавлял лабораторию проблем детства в Детском фонде имени Ленина; преподавал правоведение в школе, где создал лабораторию социальной и психологической помощи. У меня более сорока научных работ по проблемам детей и молодёжи. В книге «Трудные судьбы подростков – кто виноват?» есть моя глава о неформальных молодёжных объединениях.

Когда я работал в школе, то увидел себя и учителей глазами учеников, и понял, что взрослые - это поглупевшие дети. Дети ещё не научились скрывать своих чувств, не разучились любить и не боятся любить, - это и отличает их от взрослых. Ничто не может определить человека истиннее, чем детское сердце.

Опыт любви к детям привёл меня к поразительному выводу: чем больше любви отдаёшь, тем больше её становится. Главное отличие любви от её миражей в том, что она возвращается тебе с избытком!

Если ребенка не любит собственная мать, то он вырастает агрессивным, психически неуравновешенным человеком, а его поведение становится протестным. Такие дети часто убегают из дома, где для них нет любви и где им холодно. Это настоящая трагедия! Ведь и наркомания, и токсикомания возникают как следствие недостатка любви при естественной потребности в приятных эмоциональных переживаниях.

Обделённые заботой и нежностью дети не принимают мир, в который они пришли против воли своей матери. Они рассуждают примерно так: “Если меня не любит родная мама, то я в чём-то виноват”. Комплекс вины, мучительная неуверенность в себе приводит к искалеченной жизни. Такой ребенок чувствует себя чужим в этом мире и, как правило, становится неудачником, поскольку прежде всего старается доказать всем и вся, что он не хуже других. Часто эта потребность в самоутверждении развивается по наиболее лёгкому и не всегда правильному пути. Никакое даже самое строгое наказание никогда надолго не испортит отношения ребёнка к родителям, если только сын или дочь чувствуют - несмотря ни на что их любят!»
(из моего роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

А на Ваш взгляд, В ЧЁМ ПРИЧИНА НЕЛЮБВИ?

Андрей Петрович Звягинцев. Родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Российский режиссер, сценарист, актер театра и кино. Номинант на премию «Оскар» (2015, 2018).

Отец - Пётр Александрович Звягинцев, служил милиционером.

Мать - Галина Александровна Звягинцев, работала в школе учителем литературы и русского языка. В 2000 году она переехала из Новосибирска в Москву.

Первые два месяца жизни Андрей провёл в селе Новомихайловка, где проходила практику его мать.

Когда Андрею было пять лет отец ушел из семьи. Далее его воспитывала мама, которая больше замуж не выходила. С отцом он так и не смог наладить отношения и почти не общался вплоть до его смерти.

Учился в обычной новосибирской школе № 21.

Окончив девять классов, Звягинцев в 14 лет поступил в Новосибирское театральное училище. После выпуска, как и большинство его сокурсников, пошел работать в местный ТЮЗ. Также занимался в театральной студии Льва Белова при ТЮЗе.

В 1981-1984 годах - актер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», среди его работ: Людвиг - «Никто не поверит», Г.Полонский; Толя Семенов - «Не помню!..», К.Икрамов; Кеша - «Чудеса в ожидании лета», А.Корин; Лопотухин - «Гуманоид в небе мчится...», А.Хмелик.

В 1984-1986 годах служил в армии - в Новосибирском военном ансамбле был конферансье. Их оркестр занимался подготовкой выступлений, которые позже презентовали разным гарнизонам.

После демобилизации отправился в Москву и подал документы в ГИТИС, где был зачислен на курс к Е. Лазареву и В. Левертову, окончил в 1990-м. На защите дипломной работы сыграл Максима Горького в спектакле по мотивам пьесы писателя и драматурга Ивана Сергеевича Тургенева.

Получив диплом государственного института театрального искусства, Андрей Звягинцев бросил театральную сцену. По его словам, вместо искусства театр выпускал «в ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать "продукт", вместо того, чтобы заниматься искусством». В то же время в 1990-е он участвовал в театральных постановках «Игра в классики» и «Месяц в деревне».

С 1994 года снимался в кино. Сыграл роли в картинах «Горячев и другие» (банкир), «Отражение» (Сергей Сергеевич), «Каменская-1» (Валерий Турбин), «Будем знакомы!» (Владимир Львович), «Любовь до гроба» (Олег) и др.

Андрей Звягинцев в сериале "Каменская-1"

Кроме съемок в кино пробовал писать (написал несколько рассказов). Работал дворником, так как это давало возможность жить в служебном жилье рядом с театром имени Маяковского (в бывшем дворянском доме, особняке 1825 года, в комнате площадью 50 квадратных метров). Далее до 2000 года снимал рекламные ролики.

В 2000 году дебютировал как режиссер, сняв для киноальманаха «Чёрная комната» три новеллы - «Бусидо», «OBSCURE» и «Выбор».

Широкая известность пришла к нему в 2003 году после выхода фильма «Возвращение» , получившего две кинопремии «Ника», два «Золотых льва» (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют) и два «Золотых орла». Главные роли в картине исполнили , и (погибший за два месяца до премьеры картины). По сюжету фильма в жизни двух братьев - младшего Ивана (Иван Добронравов) и старшего Андрея (Владимир Гарин) неожиданно возникает отец (Константин Лавроненко), знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого для них человека переворачивает их жизнь.

В 2007 году режиссер представил психологическую драму «Изгнание» по мотивам повести Уильяма Сарояна «Что-то смешное. Серьёзная повесть». Фильм повествует о семейной драме, конфликте между мужем и женой. Главные роли сыграли Константин Лавроненко и шведская актриса Мария Бонневи. Фильм представлял Россию в основном конкурсе 60-го Каннского кинофестиваля, по итогам которого Константин Лавроненко получил приз за лучшую мужскую роль. Кроме того, фильм получил приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале 2007 года, а операторская работа Михаила Кричмана была удостоена номинации на премию European Film Awards.

Событием в отечественном кинематографе стала его кинодрама «Елена» о классовом расслоении в современной Москве, премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале 2011 года. Главные роли исполнили , удостоенная за роль премии «Ника», и кинорежиссёр . Фильм был удостоен специального приза жюри каннской программы «Особый взгляд». Работа режиссёра была отмечена «Никой» и «Золотым орлом».

Триумфом стал для Звягинцева выход на экраны в 2014 году социальной драмы «Левиафан» . Это авторская интерпретация истории библейского Иова, изложенная на материале современной России. В центре истории - живущий на севере Николай, который вместе с отцом построил дом и мастерскую. Но его нормальная жизнь рушится под влиянием судьбы. «Левиафан» удостоился множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар» в той же категории.

В 2017 году вышла мелодрама Звягинцева «Нелюбовь» . Фильм представляет из себя драматичную историю супружеской пары, которая решила развестись. Супруги - Женя () и Борис (Алексей Розин) - уже некоторое время влюблены в других и готовы начать жизнь с чистого листа, даже если им предстоит отказаться от единственного 12-летнего сына Алеши. Услышав однажды очередную ссору своих родителей, Алеша решает сбежать и исчезает, чем здорово осложняет и без того непростую ситуацию. Фильм был удостоен Приза жюри Каннского фестиваля.

В 2018 году Андрей Звягинцев вошел в состав жюри 71-го Каннского кинофестиваля.

Рост Андрея Звягинцева: 177 сантиметров.

Личная жизнь Андрея Звягинцева:

Во время обучения в Новосибирском театральном училище у него были отношения с актрисой театра «Старый дом» Верой Сергеевой. Когда Андрей ушел в армию, то узнал, что Вера беременна. У них родилась двойня - мальчики. Но один умер через неделю после рождения. После того, как Андрей уехал в Москву, они расстались. С сыном поддерживает отношения.

Первая жена - Инна Мишукова. Познакомились во время обучения в ГИТИСе. Инна в итоге так и не стала актрисой, окончила медицинский институт, работает врачом-акушером.

Поженились они через год знакомства в 1988 году, устроили свадьбу у бабушки и дедушки Инны в Подмосковье. Инна Мишукова вспоминала: "Начинали с нуля: есть еда - и мы счастливы. Чтобы получить хоть какое-то временное жилье, Андрей устроился работать дворником недалеко от Театра им. Маяковского. Он дал мне многое: научил читать нужные книги, смотреть избирательно кино. Андрей все время сам что-то писал: повести, рассказы, сценарии... Расстались мы не потому, что я завела роман. Большое желание разойтись было у Андрея".

Позже Инна вышла замуж второй раз и родила четверых детей.

С 2004-го по 2010-й год у него был гражданский брак с актрисой .

Третья жена - Анна Матвеева, фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа.

В 2009 году у пары родился сын Петр.

В сентябре 2018-го Звягинцев и Матвеева развелись. Сын остался с матерью.

В 2018 году на Каннском фестивале Андрей появился под руку с французской актрисой Леа Сейду («Бесславные ублюдки», «Лобстер»). СМИ подозревали между ними роман. Но сами они заявлений на этот счет не делали. Кроме того, они были членами жюри киносмотра.

Фильмография Андрея Звягинцева:

1994 - Горячев и другие - банковский служащий
1995 - Ширли-мырли - эпизод (нет в титрах)
1995 - Игра в классики (фильм-спектакль) - Автор
1996 - Котёнок - эпизод
1996 - Королева Марго - эпизод
1998 - Отражение - Сергей Сергеевич, секретарь
1999 - Каменская-1 - Валерий Турбин
1999 - Будем знакомы! - Владимир Львович
2000 - Новый год в ноябре - эпизод
2000 - Любовь до гроба - Олег, бизнесмен

Режиссерские работы Андрея Звягинцева:

2000 - Чёрная комната (киноальманах)
2003 - Возвращение
2007 - Изгнание

2010 - Елена
2011 - Эксперимент 5ive (короткометражный)
2012 - Михаил Булгаков. Проклятие мастера (документальный)
2014 - Левиафан (Leviathan)
2017 - Нелюбовь (Loveless)

Сценарии Андрея Звягинцева:

1999 - Василий Штукин (короткометражный)
2007 - Изгнание
2008 - Нью-Йорк, я люблю тебя (New York, I Love You)
2010 - Елена
2014 - Левиафан (Leviathan)
2017 - Нелюбовь (Loveless)

Награды и звания Андрея Звягинцева:

2003 - «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (за фильм «Возвращение»);
2003 - Награда «CinemAvvenire» Венецианского кинофестиваля за лучший дебютный фильм (за фильм «Возвращение»);
2003 - Премия Европейской киноакадемии «Феликс» в категории «Европейское открытие года» (за фильм «Возвращение»);
2003 - Премия «Ника» в категории «Лучший игровой фильм» (совместно с Дмитрием Лесневским) (за фильм «Возвращение»);
2007 - Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале (за фильм «Изгнание»);
2011 - Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале (за фильм «Елена»);
2011 - Гран-При Гентского международного кинофестиваля (за фильм «Елена»);
2012 - Премия «Ника» в категории «Лучшая режиссёрская работа» (за фильм «Елена»);
2014 - Приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий (совместно с Олегом Негиным) (за фильм «Левиафан»);
2015 - Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке (за фильм «Левиафан»);
2015 - Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу (за фильм «Левиафан»);
2017 - Приз жюри на Каннском кинофестивале (за фильм «Нелюбовь»);
2017 - Гран-при на Кинофестивале в Мюнхене (за фильм «Нелюбовь»);
2018 - Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу (за фильм «Нелюбовь»);
2018 - Премия «Сезар» за Лучший иностранный фильм (за фильм «Нелюбовь»);
2006 - Национальная премия общественного признания «Россиянин года»;
2011 - Национальная премия общественного признания «Россиянин года»;
2017 - Премия GQ в номинации «Режиссёр года».


» Андрея Звягинцева . Режиссер пришел на мероприятие в сопровождении супруги Анны Матвеевой . Однако жена Звягинцева была не единственной, кто поддержал его в этот день. В числе приглашенных на премьеру была и Инна Гомес , экс-возлюбленная режиссера.

Напомним, что роман Андрея Звягинцева и Инны Гомес закрутился после того, как режиссер ушел от Инны Мишуковой , своей второй жены. Звягинцев и звезда «Последнего героя » встречались тайно, не привлекая лишнего внимания к своей паре. Актриса снялась в дебютной картине Звягинцева «Черная комната », и на этом их роман закончился. До брака с Анной Матвеевой Андрея Звягинцева связывали близкие отношения с актрисой Ириной Гриневой , которая после расставания с режиссером вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина и родила ему дочь.

К слову, премьеру «Нелюбви» также посетили: Павел Чухрай, Юрий Быков , Елена Лядова , Владимир Вдовиченков , Светлана Бондарчук и другие звезды. В сюжете картины заложена история обычной московской семьи, которая переживает развод. Главные герои Женя и Борис уже обустроили свою личную жизнь и им не терпится поскорей покончить с формальностями. В спешке, череде конфликтов и ссор супруги забывают про своего 12-летнего сына Алешу, который впоследствии уходит из дома.

Андрей Звягинцев с Анной Матвеевой

Инна Гомес

Инна Гомес со спутником

Мать Андрея преподавала русский язык и литературу. Поэтому ребенок с самого рождения был погружен в культурную среду и имел гуманитарные задатки, а также увлекался фотографией.

Андрей Звягинцев: биография

Детские годы

В школьные годы Андрей активно участвовал в театральной жизни, посещал кружок Льва Белова, организованный им при ТЮЗе, в котором будущий всемирно известный режиссер постигал театральное мастерство и делал свои первые шаги на этом поприще. После окончания школы Андрей Звягинцев продолжил свое обучение у Белова уже на его курсе при Новосибирском театральном училище. На втором курсе был задействован в главной роли в спектакле «Не помню». После чего был замечен на киностудии и был приглашен в качестве актера в такие фильмы, как «Акселераты» и «Никто не поверит».

Студенческие годы

По окончании театрального училища в 1986 году, Андрей решил продолжить обучение в Москве и поступил там в ГИТИС на курс к Владимиру Левертову (заслуженный деятель искусств РСФСР, выпустивший шесть поколений артистов, поставивший на московских сценах такие спектакли, как «Стеклянный зверинец» Тенесси Уильямса, «Три сестры» Антона Чехова, «Чудесный сплав» Киршона) и Евгения Лазарева (Народный артист РСФСР, лауреат множества российский и зарубежных театральных премий, преподававший в различных театральных университетах России и США). Дипломной работой Андрея Звягинцева стала роль Горского в пьесе Ивана Тургенева «Где тонко, там и рвется».

Андрей Звягинцев: карьера

Первые шаги в профессии

Несмотря на успехи в учебе и задатки хорошего актера, Андрей Звягинцев решил не продолжать актерскую карьеру, потому что был сильно разочарован положением дел в позднесоветском театре. Сам он выражал свое личное мнение об этом так: «Театр перестал заниматься искусством, вместо того, чтобы выпускать шедевры, режиссеры производят продукт и заискивают перед зрителем».

Сначала Звягинцев увлекся литературой и написал несколько рассказов . Но быстро охладел к этому виду искусств, потому что обладал скорее образным мышлением, нежели вербальным. Так, будущий лауреат международных премий пришел к кино.

Его судьба в этом смысле схожа с судьбой не менее великого режиссера Квентина Тарантино. Андрей Звягинцев шесть лет после окончания института, работал дворником, потому что городские власти предоставляли в этом случае просторную квартиру в бывшем дворянском особняке рядом с театром имени Владимира Маяковского. А все свободное время Андрей тратил на просмотр и изучение фильмов, вплоть до разбора кадров, великих режиссеров (Федерико Феллини, Витторио де Сика, Анджей Вайда, Акира Куросава и т.д.) в Музее кино.

Проба пера

Позже Андрей стал участвовать в эпизодических ролях в различных фильмах («Игра в классики», «Месяц в деревне») , также в рекламных роликах. Сам снимал рекламу и писал сценарии для фильмов, ни один из которых не был запущен в производство.

Работы Звягинцева привлекли внимание продюсера с телеканала Рен ТВ Дмитрия Лесневского, он предложил Андрею принять участие в проекте «Черная комната». Это был артхаусный проект для молодых режиссеров, которым предлагалось снимать короткометражки с некоторыми ограничениям: в картине должно быть не больше трех героев, все действие должно происходить в замкнутом пространстве и заканчиваться «взрывом». Карьера Андрея Звягинцева начинается с этого проекта дебютными короткометражками «Бусидо», «Obscure» и «Выбор» с необычным выбором композиций и цвета в кадре.

Большой дебют и дальнейшая карьера

А в 2003 году состоялась премьера его полнометражного фильма под названием «Возвращение». После выхода, которого Андрей и получил свою порцию известности. Его фильм пришелся по душе как кинокритиками из серьезных киноведческих изданий («Искусство кино», «Сеанс»). Так и простым зрителям: в первый прокатный уик-энд фильм собрал двести шестьдесят тысяч долларов при бюджете четыреста тысяч. Всего сборы фильма на данный момент составляют четыре миллиона долларов. Также фильм по достоинству был оценен жюри различных кинопремий всего режиссер за свою дебютную картину получил 28 наград, в том числе:

  • Золотого льва в Венеции;
  • Золотого орла в России за лучший фильм;
  • премию Ника за лучший фильм;
  • приз Европейской киноакадемии.

Следующий фильм Андрея Звягинцева «Изгнание» , затрагивающий тему нежелательного ребенка, вышел на большие экраны в 2007 году, но уже не произвел такого фурора, как дебютная работа, хоть и не уступал ей по всем параметрам. Но все же вышел в ноль в мировом прокате. А Константин Лавроненко, снова снявшийся в главной роли, был удостоен Золотой пальмовой ветви «За лучшую мужскую роль».

В 2011 году выходит новая социальная драма «Елена» с Надеждой Маркиной в главной роли. В этой картине режиссер с присущим ему искусством препарирует человеческие взаимоотношения с неутешительными выводами для последних. Фильм снова получает приз в Каннах («Особый взгляд»), также три премии Золотой орел:

Скандал с "Левиафаном"

Но настоящий фурор произвела следующая картина режиссера под названием «Левиафан» . Фильм вышел в прокат в 2014 году и вызвал пропорционально равную волну со стороны обожателей и ненавистников. По сюжету фильм повествует об автослесаре, жизнь которого стремительно рушится под давлением бюрократии. Фильм является аллюзией на «Книгу Иова», перенесенную в современные российские реалии.

Данная картина вызвала большое недовольство как у министерства культуры Российской Федерации, так и у глав православной церкви, что послужило поводом для информационной травли данного произведения.

Фильму долго не давали права на российский кинопрокат, в то время как за рубежом картина с шумом штурмовала и очаровывала зрителей. Даже получила премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм». А пиратская копия в интернете набрала два миллиона скачиваний за первую неделю. В итоге фильм вышел в России, чем вызвал вторую волну обсуждений, буквально взорвав социальные сети.

Последней картиной Андрея Звягинцева является фильм «Нелюбовь» , вышедший в 2017 году и уже получивший признание у критиков («Приз жюри» в Каннах) и у зрителей, собрав почти два миллиона долларов в российском прокате.

На днях ряд российских СМИ сообщил, что номинант на премию «Оскар» Андрей Звягинцев развелся со своей супругой - Анной Матвеевой.

Фотография: DR Инстаграм Анны Матвеевой

В полку звездных холостяков прибыло - Андрей Звягинцев снова свободен. Режиссер фильмов «Нелюбовь», «Левиафан» и «Елена» расстался со своей второй супругой - монтажером и фотографом Анной Матвеевой. Пара прожила в браке более десяти лет.

Андрей Звягинцев - одна из самых закрытых и скромных фигур российского кинематографа. На данный момент бывшие супруги никак не прокомментировали новость о разводе. Совсем недавно Анна делилась многочисленными кадрами с красных дорожек различных фестивалей, куда сопровождала супруга. Сам Звягинцев поддерживал новое увлечение Матвеевой - фотосъемку и даже предложил ей со съемок картины «Левиафан».

Пара выглядела вполне гармоничной и счастливой. Причины, по которым режиссер мог расстаться с женой пока не уточняются.

Весной этого года Звягинцев, мог получить свой первый «Оскар». Его фильм «Нелюбовь» попал в шортлист номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Американская премия российскому режиссеру не досталась. Зато его работу оценили французские киноакадемики, вручившие Звягинцеву премию «Сезар».

Напомним, брак с Матвевой стал для Звягинцева уже вторым, в 2009 году у пары родился сын Петр. Ранее режиссеер был женат на актрисе Ирине Гриневой, с которой развелся после шести лет отношений.