Самые необычные танки в истории. Бесславные ублюдки: самые уродливые танки, созданные за всю историю вооружений

Многие страны на сегодняшний момент гордятся своими достижениями в создании боевых машин. Однако учитывая то, что некоторые раньше называли танком, не все страны сразу пришли к текущему уровню своего мастерства.

10. Бронированный квадроцикл (Великобритания)

Помимо первого, что приходит на ум когда вас спросят, как бы выглядела британская боевая машина, этот квадроцикл из 1899 года ещё и является одним из первых танков в мире. Да, броня защищает только торс водителя/стрелка, но благодаря двигателю мощностью в полторы лошадиных силы, вероятность того, что их ноги отстреляет, не так уж велика. Кстати, сложно представить, что это может преодолевать хоть какие-то холмы, так что хорошо, что их не начали выпускать массово.

9. 1К17 Сжатие (Россия)


Не позволяйте скучному названию обмануть вас: 1К17 Сжатие был полноценным, лазерным танком. Естественно машина не стреляла лазерами, способными разрушить планету, как Звезда Смерти, но лазеры всё равно были важны. При помощи этих лазеров навсегда выводились из строя системы наведения вражеских ракет, машин и воздушных суден. Другими словами, в случае начала войны, этот комплекс бы не позволил вражеским устройствам наносить точные удары. Однако на случай если вражеские силы приблизятся достаточно близко, комплекс обладал и противовоздушным орудием на крыше. Никогда нельзя забывать о безопасности.

8. Бронеавтомобиль Тортуга (Венесуэла)


Тортуга была разработана в 1934 году и, как и бронированный квадроцикл, была вооружена только пулемётом. Её предназначением было запугивание соседней Колумбии, чтобы те не напали на Венесуэлу, правда, как они собирались это сделать - не совсем понятно. Во-первых «Тортуга» переводится как черепаха - животное, которое не ассоциируется с насилием. Во-вторых, Тортуга выглядит как бронированный кусок какахи, что достаточно странно, ведь они должны были быть похожими на шлем британских полицейских, что говорит не в пользу того, кто изначально придумал шлемы для полицейских.

7. Машина наблюдателя «Kugelpanzer» (Германия)


Танк-шар был захвачен советскими войсками в Маньчжурии (Manchuria) в 1945 году. Других экземпляров этого танка не было обнаружено и известно о нём чрезвычайно мало. Танк приводился в движение двухтактным двигателем, а вооружением было лишь то, что было в руках водителя на тот момент. Как видите, места в нём хватит только на одного человека, так что если вы собираетесь воевать в чём-то подобном - захватите с собой плеер, чтоб не было слишком скучно.

6. Танк Боба Сэмпла (Bob Semple Tank) (Новая Зеландия)


Во время Второй Мировой войны Новая Зеландия увидела, что у всех есть какие-то танки и решила создать парочку для себя. Однако, без промышленных мощностей, необходимых для этой цели, они решили, что им хватит трактора, обитого гофрированным металлом. Название танк получил по имени министра строительства Боба Сэмпла. Каждый танк был вооружён семью пулемётами. Однако недостаток места внутри означал, что один из членов команды должен был стрелять лежа на матрасе, накрывающем двигатель. Танки, конечно же, подняли на смех за их внешний вид, однако они не участвовали в боевых действиях и подняли мораль населения страны.

5. Царь-Танк (Россия)


Царь-танк был ответом России на вопрос о том, как прорвать немецкий фронт во время Первой Мировой войны. К сожалению, как вы видите, ответ был нелепым. Царь-танк был по сути увеличенной версией трёхколесного велосипеда, на котором вместо ребёнка катается пушка. Однако, хотя первые два колеса были достаточно стабильны и позволяли пересекать даже самый сложный ландшафт (и даже свалить пару деревьев), маленькое колёсико сзади не было пригодным для манёвров. Во время первого испытания оно застряло в луже грязи, а из-за того, что на тот момент не было приспособлений, которые бы смогли вытащить танк из грязи, он был оставлен там до 1923 года, когда его разобрали на металлолом.

4. Плавающий танк Кристи


Плавающий танк Кристи был построен изобретателем Джоном Уолтером Кристи (J Walter Christie) в 1921 году и был предназначен для использования армией в ходе высадок на пляжи и дальнейшей поддержки пехоты. Танк был вооружён 75 миллиметровым орудием, однако вес орудия вкупе с весом 6-милиметровой брони достигал более семи тонн. Военных танк не устроил, однако через несколько лет Кристи предложил намного более лёгкую версию танка, на сей раз морской пехоте США. Они также не были впечатлены бронемашиной, в основном из-за того, что верх её был открыт, а солдаты, пожалуй, бы одобрили, если бы над их головами была защитная крыша.

3. A7V (Германия)


Танк A7V был разработан и построен в конце Первой Мировой войны, в качестве ответа танкам, применяемым на поле боя британскими силами. Однако, в отличие от танков Великобритании, A7V был построен создателем тракторов, и это чувствовалось любым, кто хоть раз прокатился в A7V. Танк фактически был огромным стальным коробом, напяленным на базу трактора. Единственным хорошим в нём было его вооружение - танк был вооружён 7 или 8 пулемётами, а внутри помещались тысячи пуль. Большинство этих танков так и не увидели поле боя, либо из-за того, что экипажи постоянно теряли сознание от жары внутри танка, или из-за того, что танки застревали в грязи.

2. А-40 (СССР)


Советские военные не были довольны тем, что танки это исключительно наземные средства уничтожения, поэтому они решили научить танки летать. Перед вами А-40, «Крылья танка» - фактически танк, скрещенный с планером. Однако для того, чтобы уменьшить вес танка (что позволило бы ему летать) из него пришлось выгрузить всю амуницию, что явилось большой проблемой, учитывая, что его предназначением было стрелять в фашистов. К счастью, А-40 никогда не увидел боевых действий - был проведен один тестовый полёт, и, несмотря на успешную посадку, о танке-самолёте решили забыть как можно скорее.

1. Шерман-Краб (США)


Минный танк-тральщик Шерман-Краб (Sherman Flail Crab) это доказательство, что даже сумасшедшие могут придумать что-то хорошее. Помимо того, что это был полноценный танк Шерман, его главной задачей была очистка минных полей. Как он это делал? Он бил по минам цепями. На передней части танка его создатели разместили несколько цилиндров, к которым были прикреплены цепи, и всё это устройство приводилось в движение мотором, который раскручивал цилиндры. По достижению минного поля двигатель запускали, и цепи начинали крутиться, безопасно взрывая мины. Непонятно одно - зачем танку было нужно орудие? Он и так настолько страшен, что любые враги бы сдались заранее.

Непостижимы пути конструкторов. В погоне за своими идеалами, конструкторы создавали такие танки, которые просто поражали своими масштабами, идеями или предназначением. Давайте ненадолго окунемся в историю и почитаем и посмотрим на самые удивительные танки мира!

На самом деле, выбрать среди серии несколько диковатых, но, тем не менее, довольно симпатичных тяжелых боевых машин, довольно сложно. Предоставим читателю самому сделать этот выбор и представим ему обзор самых необычных танков по версии портала Samogo.Net. На самом деле, красота боевой машины - дело десяток, а главное - это эффективность выполнения боевых задач.

T10 «Sherman M4A2»


В военной среде танк Т10 называют «катком войны». И это выражение не является фигуральным. Чтобы в этом убедиться достаточно на него взглянуть. Для некоторых, он олицетворение автострадного танка, другие считают его гением разминирования. Но для специалистов Т10 – это символ тяжелого, неумолимого, но быстрого танкового прорыва.

Тральщик "Прогрев-Т"
В настоящее время существует множество разнообразных способов. Но этот наиболее удивительный и необычный, как и танк, его применяющий.

Броневая каретка Шумана


Согласно историческим сведениям, во второй половине 19-го века такие «танки» применяли в качестве передвижных бронированных артиллерийских и наблюдательных точек.

Забетонированный Т-34
Англичанин назвал бы этот модель этого танка «конкретной», ведь слово бетон на английском языке звучит «concrete». И точно также он конкретен в бою – однозначен и неопровержим, подобно железобетонной плите.


Основной танк, состоявший на вооружении СССР - Т-34. На фотографии вы можете видеть забетонированный вариант. По сути получилась тяжелоукрепленная боевая точка. Выглядит настолько грозно, что немецкие танкисты, наверно, были в шоке.

Пулеметная точка Ижорского завода
Такая передвижная бронированная точка применялась во время Финской войны. Полное отсутствие механизмов, которые могут выйти из строя в самый неподходящий момент. Абсолютно простой и надежный, а, следовательно - идеальный танк.

Царь-танк


Когда царю Николаю II продемонстрировали его модель, он тотчас распорядился профинансировать уникальный проект. Россия только что вступила в Первую мировую войну.
Нетрудно представить, какое впечатление произвело бы на фронте появление бронированного самодвижущегося объекта высотою с пятиэтажный дом. Название для боевой машины придумалось сразу: царь-танк. А зря. Ведь всем предыдущим гигантам с такими названиями катастрофически не везло. Царь-колокол никогда не звонил, Царь-пушка выстрелила всего один раз. Словно повторяя судьбу знаменитых "однофамильцев", царь-танк так и не появился на поле боя. Он остался ржаветь в подмосковном лесу на секретном полигоне под Дмитровом.

Итальянское орудие
Итальянская самоходная установка времен первой мировой. Калибр, предположительно, 305 мм. Баллистика напоминает орудие береговой обороны образца 1917 года. Предположительно применялась при обстреле австрийских укреплений в Альпах. Если баллистика определена правильно, то вес снаряда - 442 кг. Начальная скорость - 540 м/с. Дальность стрельбы - 17600 м.


Использовалось в период Первой мировой войны. Ответ итальянских конструкторов российскому танку, разработанному Лебеденко. Понимание того факта, что танк больших размеров является отличной мишенью, пришло намного позже. В то непростое время главным боевым качеством боевой машины служили: огромный размер и устрашающий внешний вид.

Прыгающий танк


Этот восьмиколесный американский прыгающий бронеавтомобиль обладает уникальной возможностью преодолевать препятствия высотой до 125 сантиметров. Кроме того, развив максимальную для себя скорость (64 километра в час) он способен перескакивать противотанковые рвы, ширина которых не более 14 метров.

Танк-бегемот «LVTH6» -дитя Индии
отличались весьма большим экипажем, который составлял 7 человек: командир, наводчик и заряжающий - в башне; Механик-водитель и командир экипажа - в отделении управления; 2 подающих снаряды располагались в боевом отделении позади башни.


Индийский танк «LVTH6» первоначально планировался как средство высадки десанта, но при этом вооруженное 105 миллиметровой гаубицей.
Главным ее предназначением должна было стать огневая поддержка десанта, высаживающегося со слабовооруженных транспортеров. Но, в итоге, танк-бегемот превратился в средство перемещения гаубицы М49 и боекомплекта к ней.

Т28\Т95


Кто сильнее – броня или снаряд? Вопрос отнюдь не риторический. Видимо поэтому американские инженеры решили сделать боевую машину по принципу "пожирнее до погуще". Так получился штурмовой танк Т95, позднее переименованный в Т28.
В общем-то, определенный смысл в его создании был. Лобовую броню корпуса толщиной 305(!) мм могла пробить разве что немецкая противотанковая 128-мм пушка. Да и то, практически в упор. С другой стороны, установленная на Т28 танковая пушка Т5Е1 калибром 105-мм гарантированно поражала любой немецкий (а также советский, британский, французский) танк того периода с любой дистанции. Однако… за все эти прелести Т28 расплатился огромной массой (86 тонн), отвратительными ходовыми качествами и низкой надежностью ходовой части.
Как использовать такой танк в реальных боевых условиях представлялось крайне сложно. На фронт его приходилось бы доставлять на не менее громоздких транспортерах, а на мягких грунтах Т28 полностью терял подвижность даже с двойными стандартными гусеницами. Не удивительно, что армия США так и не приняла Т28 на вооружение.

Chrysler TV-8
Без лишних слов - это один из самых необычных заказов, которые делала компания Крайслер для заказчика ТАСОМ в 1955 году, в мае. Танк должен был заменить уже устаревающий М48. Самая интересная особенность новой машины заключалась в том, что абсолютно все агрегаты и узлы танка, даже МТО, находились в большой, качающейся башне. В той же башне находились и четыре танкиста, которые обслуживали этого монстра. Шасси было облегчено.
Танк вооружался двумя 7,62мм пулеметами, а также 90мм орудием под названием Т208, которое находилось в чрезвычайно жесткой, безоткатной установке.


Тяжелый атомный танк – наверное, это было бы феерическое зрелище. Американцы в середине прошлого века вообще любили всунуть атомный реактор куда угодно, хоть в танк, хоть в самолёт. А задача состояла в том, чтобы обеспечить танку максимальную автономность и высокую мощность. Помимо этого, разработчики озаботили себя вопросом снарядостойкости, что привело их к созданию самой оригинальной башни в истории танкостроения. Из интересных особенностей можно выделить телевизионные камеры на башне, которые предполагалось использовать во время атаки атомными бомбами (чтобы экипаж не ослеп от вспышек), и размещение в башне(!) силовой установки.
Машина под названием TV-8 проектировалась фирмой Chrysler, но до логического завершения проект довести не удалось. Уже на начальном этапе стало ясно, что основная проблема будет за созданием малогабаритного атомного реактора. Второй проблемой стала безопасность экипажа. Представленный в 1955 году макет произвел сильное, но недолгое впечатление на военных. Оценив масштаб технических проблем атомного танка армия так и не решилась на постройку даже прототипа.

Бронированный квадроцикл 1899.

Секретный немецкий бронированный мотоцикл Type R


Трактор Vickers-Carden-Loyd. Конверсия на службе армии. Проект 1934 г.

Венесуэльский танк Tortuga, 1934.


"Черепаха" в буквальном переводе

Гусеничная машина Беста, модель 75
Эта уникальная военная машина была построена в 1917 году неким американским гражданином по фамилии Бест. Американское армейское командование весьма позитивно отозвалось о танке весом всего 15т в процессе испытаний и данная машина была принята на вооружение американской армии в тот же год. В месяц собиралось 50 таких бронемашин для нужд армии.


Глядя на надпись спереди, можно было бы подумать, что это бронированный рельсоукладчик.

Объект 279
особая форма позволяла противостоять опрокидыванию при ядерном взрыве. Однако, ходовая часть была сложна в эксплуатации и ремонте, хоть и обладала высокой проходимостью. Проект зарубил Хрущёв, бывший фанатом ракетного вооружения, остался лишь один готовый экземпляр в Кубинке.


Коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова в 1957 году разработал опытный образец тяжёлого танка - Объект 279, единственный в своём роде и без всякого сомнения уникальнейший. Проблемы защищённости и проходимости в нем были решены весьма нестандартно: корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными листами, дополнявшими его обводы до вытянутого эллипсоида. Особое внимание заслуживает ходовая часть танка - четыре гусеничных движителя, размещённых под днищем корпуса. Подобная конструкция ходовой части обеспечивала танку фактическое отсутствие клиренса, вследствие чего посадка на днище была невозможна, что повышало проходимость в глубоком снегу и заболоченной местности. Экипаж состоял из четырёх человек, трое из которых- командир, наводчик и заряжающий, - располагались в башне.

Сверхтяжелый танк Маус ("Мышь")
(Porsche 205 или Panzerkampfwagen VIII Maus)


Любимое детище Гитлера, самый крупный по массе танк из всех, которые когда-либо были воплощены в металле (188 тонн -боевая масса), "Маус" был спроектирован и построен Фердинандом Порше.
Историю танка можно начать с совещания, которое Гитлер проводил 8.07.1942 года. На совещании присутствовали профессор Ф.Порше и А.Шпеер, им то и поручил фюрер начать работу над "танком прорыва" с предельно возможной бронезащитой и который был бы вооружен орудием калибра 150 мм. или 128мм.
В создании танка принимали участие сразу несколько компаний: башню и корпус производила фирма "Крупп", за двигательную установку отвечала "Даймлер-Бенц", а "Сименс" изготавливала элементы трансмиссии. Сама сборка танка велась на заводе компании "Алкетт".
Танк был исполнен на высоком, для своего времени, технологическом уровне. Так, в нем была применена многокатковая ходовая часть и гусеницы шириной 1,1 метра. Данная конструкция ходовой обеспечивала машине удельное давление на грунт, которое не сильно превышало показатели серийных тяжелых танков. Одной из основных особенностей танка было двухпушечное вооружение, мощная 30-сантиметровая круговая броня и электромеханическая независимая трансмиссия для правой и левой гусениц.

Ratte (Крыса)


"Мышь" нервно курит в сторонке. Сумрачный тевтонский гений создал немало мрачных и поражающих воображение машин. Но эта стоит в сторонке. Немецкий инженер Гроте, который занимался проектированием субмарин в Третьем рейхе, представил свой проект огромного танка, весом более 1000 тонн. Одна ширина гусениц составляла 3,5 метра, а общая длинна танка 35 метров! Танк должен был двигаться с помощью восьми дизельных двигателей, мощностью 2000 лошадиных сил каждый. Другой вариант - два судовых двигателя по 8500 лошадиных сил.
Вооружался монстр двумя корабельными орудиями калибра 280мм, одной пушкой калибра 128мм и восемью пулеметами. Танк обслуживал 21 человек.
На данный момент сохранился лишь чертежный эскиз и современные реконструкции гигантского монструозного танка.

ТР-26Ц или танк-цистерна
Необычный танк, созданный в ленинграде в 1936 году. За цистерной были установлены два огнетушителя, а спереди можно увидеть насос, предназначенный для перекачки топлива.

Противоминный танк


Самая главная задача этой машины - уцелеть всеми правдами и неправдами на минном поле. Для выживания у этого танка нет каких-то необычный особенностей, у него просто ОЧЕНЬ много металла. Укрепленные гусеницы, толстое дно, толстые борта, цельные диски... Такому защищенному танку даже не стали устанавливать башню, ибо незачем.

Американский ковбой


Многие считают, что танки несут в себе частичку национального характера. И если посмотреть на это детище американских конструкторов, то так и есть - даже в очертаниях машины можно увидеть ковбойскую шляпу. А два револьвера, стреляющих ракетами, будут привносить хаос в сплоченные ряды врага.
Впрочем, танк так и не дошел до стадии серийного производства.


В некоторых случаях танковым конструкторам изменяло чувство меры. Вот скажите, зачем бояться того, что враг может тебя уничтожить? Зачем уделять много внимания ходовой части, если не придется убегать? А чтобы этого прискорбного факта не случилось, танк должен иметь как минимум одну, большую пушку. Или две больших пушки. Так, на всякий случай.

Kugelpanzer
Танк, созданный компанией Крупп.
Сотрудники бронетанкового музея "Кубинка" говорят, что этот шаро-танк создавался для единственной цели - корректировки огня АРТ-САУ.

Летающий танк Антонова
это не фотошоп, а настоящий полет конструкторской мысли


проект, объединивший в себе легкий танк Т-60 и планер. В качестве шасси использовалось шасси танка с разблокированными гусеницами.

Самоходная артиллерийская установка M15A.


Был выпущен всего один прототип этого «артиллерийского монстра».

Вооружение, броневая защита и мобильность являются основными характеристиками любых современных танков. Способность уничтожить цель с максимального расстояния, быстро сменить позицию, а при необходимости выдержать вражеский удар считаются обязательными качествами для данного вида бронетехники. Тем не менее фантазия оружейных конструкторов не имеет границ. В результате их экспериментирования получаются необычные танки. С достаточно оригинальной конструкцией они не приспособлены к военным реалиям. Удивительные танки-монстры так и не были запущены в серийное производство. Каким чудаковатые концепты не имели дальнейшего развития? Какие бывают танки? С целью добиться консенсуса между подвижностью, защищенностью и вооружением, оружейниками многих стран были созданы свои уникальные образцы бронетехники. Обзор самых странных танков мира представлен в данной статье.

Тяжелый танк Н. Барыкова

Т-35 представляет собой разработку советских инженеров. Руководил процессом конструктор Н. Барыков. Проектировался в течение 1931-1932 гг. Как утверждают специалисты, с многобашенной компоновкой Т-35 - это первая советская бронемашина, которая относится к тяжелому классу. Конструктивно данная модель состояла из пяти башен, благодаря чему стало возможным производить стрельбу сразу из всех орудий. Пятибашенный танк оснастили тремя пушками (одной 76,2-миллиметровой и двумя калибра 45 мм) и шестью 7,62-миллиметровыми пулеметами. Управление вооружением осуществлялось одинадцатью солдатами. Однако, как утверждают специалисты, самые настоящие танки-монстры в годы Первой мировой имелись в распоряжении германской армии. Одним немецким А7V управляло 18 человек. Несмотря на свою уникальность, в советском танкостроительстве дальнейшее развитие Т-35 не последовало. Военные парады стали единственной сферой его применения. Как оказалось, этот необычный танк с многобашенной компоновкой абсолютно не подходил для реального боя. Причина заключалась в наличии следующих недостатков:

  • Командир не мог одновременно координировать стрельбу из всех орудий.
  • Из-за больших габаритов данный танк представлял легкую цель для врага.
  • Ввиду слишком большой массы для Т-35 предусматривалась только тонкая противопульная броня.
  • Танк развивал очень низкую скорость: в час мог преодолеть не более 10 км.

Т-35 - достаточно красивый и очень грозный образец, но совершенно бесперспективный. По этой причине советским руководством было принято решение не развивать идею многобашенной боевой бронетехники.

Stridsvagn 103

Данная модель - это полная противоположность танку Н. Барыкова. Спроектирована шведскими оружейными конструкторами. На вооружении состоял с 1966 года. В Strv.103 является единственным образцом основного боевого танка, не имеющего башни. Бронетехника оборудована 105-миллиметровой пушкой, местом для установки которой стал лобовой лист корпуса. Для наведения орудия по горизонтали, этот необычный танк поворачивали вокруг оси. Для наводки по вертикали имелась специальная электрогидравлическая система подвесок, с помощью которой осуществлялось поднятие или опускание кормы.

За счет столь необычной компоновки очень приземистый, с высотой не более 2150 мм, благодаря чему Strv.103 можно было надежно замаскировать и использовать для засад. Единственное слабое место танка - это его ходовая часть. При ее повреждении бронетехника становилась совершенно беспомощной: без наличия гусениц наводка орудия была невозможна. Несмотря на этот недостаток, Strv.103 использовался в качестве основного боевого танка вооруженными силами королевства до 1990-х. Сменен немецкими «Леопардами-2».

«Амфибия»

Данный образец бронетехники спроектировал американский изобретатель John Christie. Танк «Амфибия», как утверждают специалисты, в ходе тестирования переплыл Гудзон. Перевозить военные орудия или какой-либо другой груз по воде - считалось основным его предназначением. Специально для этой цели поверх гусениц с обеих сторон «Амфибию» оборудовали поплавками из бальзы. Сверху они прикрывались кожухами, для изготовления которых использовали тонкие листы стали. Танк оснастили 75-миллиметровым орудием. Стремясь исключить крен танка во время плавания, пушку установили на подвижную раму. С такой конструкцией орудие при необходимости можно было переместить вперед, распределив таким образом равномерно массу танка. Во время боя пушку сдвигали обратно назад. Общественности этот необычный танк продемонстрировали в июне 1921 г. Несмотря на оригинальность конструкции, Департамент США «Амфибия» не заинтересовала. Всего американской оружейной промышленностью был выпущен один-единственный экземпляр.

Chrysler TV-8

Данный образец разработали сотрудники компании Chrysler в 1955 г. Особенность танка заключается в следующем:

  • TV-8 оснастили огромной неподвижной башней. Местом ее установки стали облегченные шасси.
  • Башню оборудовали компактным атомным реактором, с помощью которого осуществлялось питание бронетехники.
  • Башня танка со специальными телевизионными камерами. Это конструкторское решение было предпринято с целью предотвратить ослепление членов экипажа от взрыва атомных бомб.

TV-8 создавался для боев с использованием ядерного оружия. Планировалось установить на танк два 7,62-миллиметровые пулеметы и одну пушку Т208 калибра 90 мм. На армейское командование Соединенных Штатов проект произвел сильное впечатление. Однако идея создать небольшой атомный реактор оказалась трудновыполнимой. Кроме того, существовал риск, что в него может попасть вода. Это повлекло бы к плачевным последствиям, как для солдат в танке, так и для ближайших единиц бронетехники. Атомный танк был создан в единственном экземпляре. От дальнейшего проектирования пришлось отказаться.

Танк Tortuga 1934

Данная модель бронетехники была создана оружейными конструкторами Венесуэлы. Разработчики преследовали цель - устрашить своим творением соседнюю Колумбию. Однако, как утверждают эксперты, результат оказался сомнительным. Даже не содержит угрозы, а в переводе на испанский значит «черепаха». Tortuga с броней пирамидной формы, установленной на 6-колесном грузовике Ford. Башня оборудована одним 7-миллиметровым пулеметом Mark 4B. Всего изготовили 7 экземпляров этих боевых машин.

Русский «Царь-танк»

Автором данной модели стал советский инженер Николай Лебеденко. Его творение представляет собой колесную боевую машину. При создании ходовой части использовали 9-метровые передние колеса и задний валик диаметра 150 см. В центральной части танка отведено место для неподвижной пулеметной рубки, которая находится в подвешенном положении в 8 м от уровня земли. Ширина «Царь-танка» составляет 12 м. К 1915 году автором был готов новый проект, согласно которому танк планировали оснастить тремя пулеметами: два по бокам и один возле рубки. Идея была одобрена Николаем II и вскоре инженер приступил к реализации. Испытывали новый танк в лесу. Однако тестирование не прошло гладко: задний валик очень увяз и извлечь агрегат не получилось даже с помощью мощнейших трофейных двигателей «Майбах», которые использовались в подбитом немецком дирижабле. Бросив безуспешные попытки достать танк, его оставили ржаветь. В революционное время о данной модели никто не вспоминал, а в 1923 г. порезали на металл.

Об «Объекте 279» Ж. Котина

В период холодной войны между инженерами Советского Союза и Соединенных Штатов происходило соперничество по созданию тяжелого танка, способного эффективно выполнять боевые задачи в эпицентре ядерного взрыва. Однако у конструкторов обеих государств далее создания прототипов дело не продвинулось. В городе Ленинграде проектировочными работами руководил легендарный конструктор бронированной техники Жозеф Котин. В 1959 году под его началом был создан советский тяжелый танк «Объект 279»;. Его необычный вид заключается в следующем:

  • Танк с корпусом криволинейной формы, вытянутым в виде эллипсоида. Такое конструкторское решение было предпринято с целью предотвратить переворачивание танка, образующейся при ядерном взрыве ударной волной.
  • Ходовая часть состояла из четырех гусеничных лент, что до этого времени в танкостроительстве не практиковали. Данная конструкция ходовой позволяла использовать бронетехнику на самых труднопроходимых участках. Танк легко ездил в заболоченных и заснеженных местах. Такие армейские средства для посадки танков, как «ежи» и «пни», для «Объекта 279» не представляли опасность. Благодаря конструкции шасси при их преодолении посадка танка исключалась.

Несмотря на наличие неоспоримых достоинств, выпуск данной модели налажен так и не был. Танк оказался малоповоротливым. Кроме того, для его серийного производства требовались значительные финансовые вложения. Сложности могли возникнуть при обслуживании и ремонте «Объекта 279». Данный танк был изготовлен в единственном экземпляре. Сегодня его можно увидеть в Центральном музее танкового вооружения в Кубинке.

АМХ-13

Является самым скорострельным легким танком, разработанным французскими конструкторами в 1946-1949 гг. Для бронетехники характерна необычная конструкция. В танке применили качающуюся башню, для установки оружия в которой используются втулки-цапфы. Сама башня содержит две части: поворотную нижнюю и качающуюся верхнюю, которую и оснастили орудием. В отличие от традиционных конструкций танковых башен, качающаяся имеет преимущество - за счет ее неподвижности относительно орудия бронетехнику можно оснастить максимально простым заряжающим механизмом.

Снаряды в АМХ-13 подаются по «барабанной» схеме. За казенной частью орудия отведено место для двух барабанных магазинов, каждый из которых содержит по 6 боеприпасов. Вращение магазинов и освобождение очередного боеприпаса осуществляется за счет силы отката. При этом происходит скатывание снаряда на специальный лоток, который совпадает с осью ствольного орудийного канала. Стрельба осуществляется после того, как боеприпас очутится в стволе при закрытом затворе. Как утверждают специалисты, в течение одной минуты АМХ-13 может произвести до 12 выстрелов. Данный показатель скорострельности является достаточно высоким. Кроме того, благодаря использованию барабанной схемы в танковом экипаже не нужен заряжающий. Идея французским оружейников оказалась успешной. Производство данных танков было поставлено на поток. Количество выпущенных АМХ-13 составило 8 тыс. единиц. Сегодня данная модель используется армиями более десяти стран.

Skeleton Tank

Является опытным легким танком Соединенных Штатов, разработанным в годы Первой мировой. Как утверждают специалисты, в то время бронетехника этого класса из-за небольшой длины гусениц была не приспособлена для пересечения широких рвов. Увеличение длины влекло к утяжелению самого танка. Решением проблемы стало изобретение оригинальной конструкции, которая заключалась в следующем: для изготовления поддерживающего большие гусеницы каркаса решили использовать обычные трубы, а между гусеницами отвели место для боевого отделения. Скелетный танк США построили в 1918 г. Местом испытаний стал Абердинский полигон. В послевоенное время проектирование данного образца было прекращено. В годы холодной войны были предприняты попытки возобновить разработку танков и других образцов бронетехники со скелетной компоновкой.

Несмотря на то что образцы в рамках программы «Боевые системы будущего» успешно проходили полигонные испытания, на вооружение американской армии они так и не поступили. Также не было налажено их серийное производство. Дело ограничивалось только концептуализацией и проектированием. Одной из таких моделей стала роботизированная, дистанционно управляемая боевая машина RIPSAW (программа ARAS). Данная модель создавалась под стандартный боевой модуль «Кроуз». Также не исключалось использование пулеметного вооружения калибров 7,62 и 12,7 мм. Данный проект был начат в 2006 году и считается одним из самых перспективных. Работы ведутся американскими офицерами и учеными в Научно-исследовательском инженерном центре вооружения.

Fahrpanzer

Как утверждают специалисты, достаточно эффективными оказались легкие подвижные броневые колесные конструкции. В качестве вооружения используется малокалиберная артиллерия. Подобные модели названы броневыми каретками. Проектировались различные модификации. Также не ограничивался калибр артиллерии. Оружейные образцы называли еще «самоходными бронелафетами». Широко использовались в годы Первой мировой. Каретки преимущественно применялись для укреплений полевых позиций. Также их пытались эксплуатировать в качестве наступательного орудия. Одним из таких образцов стало изобретение германского инженера Максимильяна Шумана. Толщина броневого купола составила 2,5 см. Местом его установки стали станины лафета. Танк майора Шумана с корпусом прямоугольной формы и незначительным откатом орудия использовал прямую наводку. Боевой экипаж состоял из двух человек. Весило творение немецкого конструктора до 2200 кг. Широко использовалось в Первую мировую. Германия и Австро-Венгрия стали странами-производителями этого необычного танка. До 1947 года состояло на вооружении швейцарской армии.

А-40

Данная модель является гибридом танка и планера. В качестве базы использовался советский Т-60. Проектирование велось под руководством конструктора СССР Антонова. Создавался для доставки бронетехники к партизанам по воздуху. После приземления А-40 на землю, планер отсоединяли и А-40 становился стандартным Т-60. Ввиду того что боевая машина весила немало (почти 8 т), чтобы планер мог поднять ее в воздух, с Т-60 советским инженерам пришлось убрать все боеприпасы. Как утверждают специалисты, за счет этого конструкция становилась полностью бесполезной. А-40 совершил один-единственный полет в сентябре 1942 года. Собран этот танк был в одном экземпляре.

Tracklayer Best 75

Является гусеничной бронемашиной 1916 года выпуска. Как утверждают специалисты, Tracklayer Best 75 - это трактор, изготавливаемый сотрудниками компании Best. Технику оборудовали бронированным корпусом и башней, на которой имеется два пулемета и пушка.

Внешне творение имеет много общего с перевернутой лодкой. По причине слишком малого обзора, слабой брони и низкой управляемости этот необычный танк мог ездить только прямо. Военной комиссией в серийное производство машина "Беста" yt была допущена.

"Безбашенный швед" против "летающей тарелки".

Подвижность, защищенность, вооруженность - основные характеристики любого современного танка. Он должен быстро менять позицию, эффективно поражать цели на максимальной дистанции и держать удар противника. Все искушенные в разработке собственных танков державы десятилетиями пытались достичь "консенсуса" между этими тремя показателями. А поскольку конструкторская мысль в разных странах шла своим уникальным путем, бронетехника порой временами получалась диковинной. РИА Новости публикует подборку самых странных и необычных танков мира.

Самый многобашенный

Тяжелый танк Т-35, разработанный в 1931-1932 году советскими инженерами под руководством Николая Барыкова, стал первой советской массовой бронемашиной тяжелого класса. Конструктивные особенности этого 50-тонного монстра стали финальным воплощением модной в то время многобашенной компоновки. У Т-35 было аж пять башен, позволявших танку вести огонь во все стороны одновременно из трех пушек (одна из них калибра 76,2 миллиметра, две - 45 миллиметров) и шести 7,62-миллиметровых пулеметов ДТ. Управлять танком и его вооружением должна была целая "футбольная команда" - одиннадцать человек! Больше было только в экипажах немецких машин A7V времен Первой мировой войны - по 18 солдат и офицеров на одну единицу.

К сожалению, уникальный советский прорыв в боевых условиях показал себя скромно. До 1941 года Т-35 принимали участие лишь в учениях и на парадах, воплощая собой всю мощь бронетанковых сил Красной армии. Однако все эти машины (около 50 единиц) были потеряны на первом этапе Великой Отечественной войны - с начала немецкого вторжения до Битвы за Москву. Многобашенная компоновка, эффективная на словах, совершенно не подходила для реальных боевых действий. Во-первых, командир физически не успевал координировать огонь всех орудий. Во-вторых, танк получился слишком громоздким и был легкой целью для противника. В-третьих, огромная масса позволила "накрыть" машину лишь тонкой противопульной броней. В-четвертых, Т-35 передвигался в бою с "черепашьей" скоростью" - 8-10 километров в час. И в-пятых, танк оказался очень "капризным" технически. Подавляющее большинство Т-35 армия потеряла из-за поломок. Именно после неудачного опыта эксплуатации этой грозной, красивой, но непрактичной машины советское руководство окончательно отказалось от многобашенных танков.

Пятибашенный танк Т-35, СССР

Самый приземистый

Прямой противоположностью советскому Т-35 стал шведский Stridsvagn 103 (или Strv.103). Эта машина - единственный представитель класса основных боевых танков (ОБТ), вообще не имеющий башни. 105-миллиметровая пушка L74 жестко закреплена в лобовом листе корпуса. В горизонтальной плоскости ее наведение осуществляется поворотом танка вокруг оси вращения, в вертикальной - опусканием или подниманием носа или кормы машины с помощью электрогидравлической системы подвески. Столь необычная компоновка позволила сделать танк максимально приземистым. Его высота - 214 сантиметров. Таким образом, Strv.103 ниже обычной пассажирской "Газели".

Приземистый силуэт танка отлично подходил для организации засад - хорошо замаскированную машину было затруднительно обнаружить даже вблизи. Однако танк Strv.103 становился полностью беспомощным в случае повреждения ходовой части. Навести орудие без участия гусениц было невозможно. Тем не менее "безбашенный швед" оставался основным боевым танком вооруженных сил королевства с 1966-го вплоть до 1990-х годов, когда его в этой роли сменил немецкий "Леопард-2".


Самый проходимый


В годы холодной войны и СССР, и США пытались создать тяжелый танк, способный воевать даже в эпицентре ядерного взрыва. Но у обоих государств дело не зашло дальше постройки прототипа. Советский "Объект 279", разработанный в Ленинграде под руководством легендарного конструктора бронетехники Жозефа Котина к 1959 году, даже сегодня поражает воображение своим необычным видом. Во-первых, корпус танка имел криволинейную форму, "вытянутую" до эллипсоида, и внешне походил то ли на катер, то ли на "летающую тарелку". Такое конструктивное решение предотвращало переворачивание танка ударной волной ядерного взрыва. Во-вторых, в движение машину приводила ходовая часть с четырьмя гусеничными лентами, что раньше в танкостроении не практиковалось. Это решение позволяло "Объекту 279" преодолевать труднопроходимые для обычных танков участки. Он с легкостью передвигался по снегу и заболоченной местности. Шасси исключало возможность посадки танка днищем при преодолении заграждений - "ежей", "пней", надолбов и так далее.

Впрочем, в серийное производство "Объект 279" не пошел. К его недостаткам относятся низкая поворотливость, сложность обслуживания и ремонта, невозможность снижения общей высоты танка и большая трудоемкость производства. Единственный экземпляр танка представлен на экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Объект 279


Самый "головастый"

Похожая судьба постигла и крайне любопытный американский проект танка, устойчивого к поражающим факторам оружия массового поражения. Двадцатипятитонный Chrysler TV-8 никогда не производился массово и существовал в виде полноразмерного макета, оборудованного лишь частью штатных систем. Про этот танк можно однозначно сказать, что его создатели "перемудрили". Во-первых, машину приводил в движение паровой двигатель, тепло для которого поставлял небольшой атомный реактор. Во-вторых, в отличие от большинства танков, где команда располагается в корпусе, а вращающаяся башня находится выше, у TV-8 весь экипаж, а также орудие с пулеметами и двигатель расположены в массивной каплевидной башне. В третьих, экипаж TV-8 должен был ориентироваться на поле боя с помощью установленных снаружи корпуса видеокамер. В-четвертых, это чудо инженерной мысли еще и умело плавать.

Американские военные, впрочем, инновационного напора оружейников корпорации Chrysler не оценили. Танк признали слишком сложным в производстве, а его боевые возможности сочли недостаточными для того, чтобы отказываться от машин традиционной компоновки. И 23 апреля 1956 года проект TV-8 был закрыт.

Chrysler TV-8

Самый скорострельный

Французский легкий танк АМХ-13, разработанный в 1946-1949 годах, отличался весьма необычной конструкцией с использованием так называемой качающейся башни. Традиционно эта часть боевой машины представляет собой цельную поворотную конструкцию, в которой орудие для наведения в вертикальной плоскости размещается в подвижной установке на втулках-цапфах. Башня AMX-13 же состоит из двух частей - поворотной нижней и качающейся относительно нее верхней, в которой и размещается орудие. Основным преимуществом качающейся башни перед традиционной является неподвижность ее верхней части относительно пушки, что позволяет использовать в ней максимально простой механизм заряжания.

В АМХ-13 для подачи снарядов используется "барабанная" схема. Сразу за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по шесть снарядов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной снаряд, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем боеприпас досылается в ствол, затвор закрывается и происходит выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Необычный танк оказался успешным. Всего было построено около восьми тысяч АМХ-13. Он до сих пор стоит на вооружении более десятка государств.

"Безбашенный швед" против "летающей тарелки".

Подвижность, защищенность, вооруженность - основные характеристики любого современного танка. Он должен быстро менять позицию, эффективно поражать цели на максимальной дистанции и держать удар противника. Все искушенные в разработке собственных танков державы десятилетиями пытались достичь "консенсуса" между этими тремя показателями. А поскольку конструкторская мысль в разных странах шла своим уникальным путем, бронетехника порой временами получалась диковинной. РИА Новости публикует подборку самых странных и необычных танков мира.

Самый многобашенный

Тяжелый танк Т-35, разработанный в 1931-1932 году советскими инженерами под руководством Николая Барыкова, стал первой советской массовой бронемашиной тяжелого класса. Конструктивные особенности этого 50-тонного монстра стали финальным воплощением модной в то время многобашенной компоновки. У Т-35 было аж пять башен, позволявших танку вести огонь во все стороны одновременно из трех пушек (одна из них калибра 76,2 миллиметра, две - 45 миллиметров) и шести 7,62-миллиметровых пулеметов ДТ. Управлять танком и его вооружением должна была целая "футбольная команда" - одиннадцать человек! Больше было только в экипажах немецких машин A7V времен Первой мировой войны - по 18 солдат и офицеров на одну единицу.

К сожалению, уникальный советский прорыв в боевых условиях показал себя скромно. До 1941 года Т-35 принимали участие лишь в учениях и на парадах, воплощая собой всю мощь бронетанковых сил Красной армии. Однако все эти машины (около 50 единиц) были потеряны на первом этапе Великой Отечественной войны - с начала немецкого вторжения до Битвы за Москву. Многобашенная компоновка, эффективная на словах, совершенно не подходила для реальных боевых действий. Во-первых, командир физически не успевал координировать огонь всех орудий. Во-вторых, танк получился слишком громоздким и был легкой целью для противника. В-третьих, огромная масса позволила "накрыть" машину лишь тонкой противопульной броней. В-четвертых, Т-35 передвигался в бою с "черепашьей" скоростью" - 8-10 километров в час. И в-пятых, танк оказался очень "капризным" технически. Подавляющее большинство Т-35 армия потеряла из-за поломок. Именно после неудачного опыта эксплуатации этой грозной, красивой, но непрактичной машины советское руководство окончательно отказалось от многобашенных танков.

Пятибашенный танк Т-35, СССР

Самый приземистый

Прямой противоположностью советскому Т-35 стал шведский Stridsvagn 103 (или Strv.103). Эта машина - единственный представитель класса основных боевых танков (ОБТ), вообще не имеющий башни. 105-миллиметровая пушка L74 жестко закреплена в лобовом листе корпуса. В горизонтальной плоскости ее наведение осуществляется поворотом танка вокруг оси вращения, в вертикальной - опусканием или подниманием носа или кормы машины с помощью электрогидравлической системы подвески. Столь необычная компоновка позволила сделать танк максимально приземистым. Его высота - 214 сантиметров. Таким образом, Strv.103 ниже обычной пассажирской "Газели".

Приземистый силуэт танка отлично подходил для организации засад - хорошо замаскированную машину было затруднительно обнаружить даже вблизи. Однако танк Strv.103 становился полностью беспомощным в случае повреждения ходовой части. Навести орудие без участия гусениц было невозможно. Тем не менее "безбашенный швед" оставался основным боевым танком вооруженных сил королевства с 1966-го вплоть до 1990-х годов, когда его в этой роли сменил немецкий "Леопард-2".

Stridsvagn 103

Самый проходимый

В годы холодной войны и СССР, и США пытались создать тяжелый танк, способный воевать даже в эпицентре ядерного взрыва. Но у обоих государств дело не зашло дальше постройки прототипа. Советский "Объект 279", разработанный в Ленинграде под руководством легендарного конструктора бронетехники Жозефа Котина к 1959 году, даже сегодня поражает воображение своим необычным видом. Во-первых, корпус танка имел криволинейную форму, "вытянутую" до эллипсоида, и внешне походил то ли на катер, то ли на "летающую тарелку". Такое конструктивное решение предотвращало переворачивание танка ударной волной ядерного взрыва. Во-вторых, в движение машину приводила ходовая часть с четырьмя гусеничными лентами, что раньше в танкостроении не практиковалось. Это решение позволяло "Объекту 279" преодолевать труднопроходимые для обычных танков участки. Он с легкостью передвигался по снегу и заболоченной местности. Шасси исключало возможность посадки танка днищем при преодолении заграждений - "ежей", "пней", надолбов и так далее.

Впрочем, в серийное производство "Объект 279" не пошел. К его недостаткам относятся низкая поворотливость, сложность обслуживания и ремонта, невозможность снижения общей высоты танка и большая трудоемкость производства. Единственный экземпляр танка представлен на экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Объект 279

Самый "головастый"

Похожая судьба постигла и крайне любопытный американский проект танка, устойчивого к поражающим факторам оружия массового поражения. Двадцатипятитонный Chrysler TV-8 никогда не производился массово и существовал в виде полноразмерного макета, оборудованного лишь частью штатных систем. Про этот танк можно однозначно сказать, что его создатели "перемудрили". Во-первых, машину приводил в движение паровой двигатель, тепло для которого поставлял небольшой атомный реактор. Во-вторых, в отличие от большинства танков, где команда располагается в корпусе, а вращающаяся башня находится выше, у TV-8 весь экипаж, а также орудие с пулеметами и двигатель расположены в массивной каплевидной башне. В третьих, экипаж TV-8 должен был ориентироваться на поле боя с помощью установленных снаружи корпуса видеокамер. В-четвертых, это чудо инженерной мысли еще и умело плавать.

Американские военные, впрочем, инновационного напора оружейников корпорации Chrysler не оценили. Танк признали слишком сложным в производстве, а его боевые возможности сочли недостаточными для того, чтобы отказываться от машин традиционной компоновки. И 23 апреля 1956 года проект TV-8 был закрыт.

Chrysler TV-8

Самый скорострельный

Французский легкий танк АМХ-13, разработанный в 1946-1949 годах, отличался весьма необычной конструкцией с использованием так называемой качающейся башни. Традиционно эта часть боевой машины представляет собой цельную поворотную конструкцию, в которой орудие для наведения в вертикальной плоскости размещается в подвижной установке на втулках-цапфах. Башня AMX-13 же состоит из двух частей - поворотной нижней и качающейся относительно нее верхней, в которой и размещается орудие. Основным преимуществом качающейся башни перед традиционной является неподвижность ее верхней части относительно пушки, что позволяет использовать в ней максимально простой механизм заряжания.

В АМХ-13 для подачи снарядов используется "барабанная" схема. Сразу за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по шесть снарядов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной снаряд, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем боеприпас досылается в ствол, затвор закрывается и происходит выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Необычный танк оказался успешным. Всего было построено около восьми тысяч АМХ-13. Он до сих пор стоит на вооружении более десятка государств.