Можно ли православному праздновать Новый год? Как отмечать новый год православным.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ. КАК ВСТРЕТИТЬ НОВЫЙ ГОД?

Близится празднование Нового года, и для многих православных встаёт вопрос - как провести этот светский праздник?

Во всём мире Рождество отмечается до Нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют Новый год. Почему у нас не делают так же?

Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый (грегорианский) и старый (юлианский). Русская Православная Церковь придерживается старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православные Церкви и на монашеской Святой горе Афон. И не случайно. Юлианский календарь сохраняет преимущества как астрономические, так и церковные над григорианским календарем. Именно юлианский календарь удовлетворяет требованиям Вселенских Соборов праздновать христианскую Пасху после Пасхи еврейской. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо: в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это - показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю, а календарь - это отражение Небесного в земном, Вечного в преходящем.

Сейчас Новый год приходится на время Рождественского поста. Но было время, когда Новый год у нас праздновался после Рождества. Поста уже не было. Всё было в норме. До 1918 года летоисчисление в нашей стране было по юлианскому календарю, которого сейчас и продолжает придерживаться Русская Православная Церковь. Новый год был праздником светским и приходился на святки - дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.

Конечно, когда мы праздновали по старому стилю, все у нас стояло на своих местах. Однако после революции 1917 года была проведена календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что, из-за смешения стилей, празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Для многих православных христиан встреча Нового года - это определенное искушение или компромисс. Особенно это касается тех семей, не все члены которых верующие или в которых наряду со взрослыми есть и дети.

В современной России празднование Нового года возведено в культ, для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года. Людьми движет желание повеселиться. Сделать торжество плоти. Отмечать Новый год пьянкой и гулянкой - обычай советский, а никак не русский православный. Церковь же больше думает о духовном, чем о плотском.

Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному (хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном - это тоже допустимо).

Новый год - это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Для православных людей, которые привыкли за десятилетия советской власти отмечать этот праздник с 31- го декабря на 1 -е января, мы советуем встретить его в кругу семьи за торжественно сервированным, но все же постным столом . Возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8:8). «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим 14:6).

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Новый год — это семейный праздник, и надо сохранить мир, согласие. Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно сделать два стола — постный и обычный. Пусть приготовление двух столов будет одним из ваших «постных» поступков, знаком смирения перед родными. Никого не следует осуждать. Дело в том, что пост — это глубоко личное состояние человека. У каждого есть своя мера поста. Если вы хотите поститься строго — пожалуйста. Но относитесь с уважением к тем, кто не постится - по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Вы вполне можете поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год - праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. Начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник - Рождество Господа нашего, Иисуса Христа . Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас - величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.

Текущая неделя - не самая строгая часть Рождественского поста (более строгий пост начинается со 2-го января - за пять дней до праздника) , но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское». Поэтому церковь призывает православных, которые будут "встречать" новый год с 31-го декабря на 1-е января, сделать это по-христиански, ведь празднование празднованию рознь. И не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Ведь это всего лишь условная дата новолетия, принятого в светском обществе (например, раньше такой датой было и 1 марта, и 1 сентября). Тем более православные не должны праздновать Новый год согласно языческим традициям, нарекая его годом какого-либо животного, ориентируясь на восточный календарь.

Православный семейный журнал «Лучик света»

При-бли-зи-лось празд-но-ва-ние граж-дан-ско-го Но-во-го го-да, и в Церк-ви вновь ожи-ва-ют спо-ры: сто-ит ли от-ме-чать этот празд-ник и ес-ли от-ме-чать, то как это сле-ду-ет де-лать?

Ко-неч-но, пра-во-слав-но-му хри-сти-а-ни-ну чуж-до пья-ное ве-се-лье под теле-ви-зи-он-ные за-вы-ва-ния и про-слав-ле-ния но-во-го «га-да»: мы-ши, кры-сы, сви-ньи и пр. скот-ских кра-сот буд-дист-ско-го ка-лен-да-ря.

С дру-гой сто-ро-ны в на-ших се-мьях мно-го нево-цер-ко-в-лен-ных да и про-сто неве-ру-ю-щих лю-дей. Для них всё это буй-ство - празд-ник. При-чем, по-жа-луй, един-ствен-ный дей-стви-тель-но об-ще-на-род-ный празд-ник, ко-гда все рос-си-яне чув-ству-ют еди-не-ние по ней-траль-но-му по-во-ду.

Для боль-шин-ства неве-ру-ю-щих рос-си-ян все ка-лен-дар-ные во-сточ-ные «га-ды» - лишь ми-лая эк-зо-ти-ка, а празд-ник - по-вод к ве-се-ло-му об-ще-нию. При-чем да-ле-ко не все-гда ал-ко-голь-но-му: лю-ди вы-ез-жа-ют на при-ро-ду, устра-и-ва-ют экс-кур-сии, на-ве-ща-ют род-ствен-ни-ков и т. п. Да-же сло-жи-лась тра-ди-ция, иду-щая еще от до-ре-во-лю-ци-он-но-го празд-но-ва-ния Рож-де-ства Хри-сто-ва, от-ме-чать этот празд-ник в се-мей-ном кру-гу.

Пло-хо ли это? Нет. Греш-но ли нам так празд-но-вать Но-вый год: се-мей-ным за-сто-льем, лыж-ны-ми про-гул-ка-ми в зим-нем ле-су и пр.? Ду-маю, то-же нет.

Но ведь пост идёт?

Во-пер-вых, стро-гий пост, ис-клю-ча-ю-щий по мо-на-стыр-ско-му уста-ву ры-бу, елей и ви-но (от-ме-тим, что для ми-рян ду-хов-ни-ки все-гда де-ла-ли по-слаб-ле-ние пи-ще-вой стро-го-сти Уста-ва, на-пи-сан-но-го для па-ле-стин-ских ино-ков) на-чи-на-ет-ся со 2-го ян-ва-ря.

Во-вто-рых, здесь сра-зу на-до от-ме-тить, что для хри-сти-а-ни-на в дан-ном слу-чае важ-но да-же не то, что мы празд-ну-ем (по-вод ведь ней-траль-ный - ка-лен-дар-ное на-ча-ло го-да), а как мы это де-ла-ем. И не так важ-но, есть пост или нет. Мож-но ведь и на Пас-ху на-пить-ся по «со-вер-шен-но цер-ков-но-му» по-во-ду, на «за-кон-ных ос-но-ва-ни-ях» уни-что-жая ки-ло-грам-мы кол-ба-сы и са-ла-тов и всю неде-лю вме-сто ли-ко-ва-ния в хра-ме му-чить-ся от по-хме-лья и пе-ре-еда-ния. Сле-до-ва-тель-но, празд-но-ва-ние пра-во-слав-но-го хри-сти-а-ни-на все-гда бу-дет со-про-вож-дать-ся неким воз-дер-жа-ни-ем, неза-ви-си-мо от ме-ню и ка-че-ства пи-щи.

По-это-му для хри-сти-а-ни-на не во-прос, что есть и пить в Но-вый Год. Мо-ре-про-дук-ты, фрук-ты и ово-щи най-ти не труд-но. Да-же не про-бле-ма, смот-реть теле-ви-зор или нет - во мно-гих се-мьях смот-рят толь-ко об-ра-ще-ние Пре-зи-ден-та, и пер-вые несколь-ко ми-нут раз-вле-ка-тель-ных про-грамм. За-тем про-дол-жа-ет-ся жи-вое об-ще-ние, а «ящик» лишь жуж-жит фо-ном для бе-се-ды или вы-клю-ча-ет-ся во-все.

Ины-ми сло-ва-ми - мож-но от-празд-но-вать вме-сте с нево-цер-ко-в-лен-ны-ми род-ствен-ни-ка-ми Но-вый Год и не на-ру-шить Уста-ва Церк-ви.

Толь-ко на-до до-ба-вить очень важ-ную часть празд-но-ва-ния - мо-лит-ву . Ведь для хри-сти-а-ни-на празд-ник это по-вод для су-гу-бой мо-лит-вы. Освя-тить мо-лит-вой на-сту-па-ю-щий год, к ко-то-ро-му все мы, как граж-дане стра-ны, жи-ву-щей по но-во-му сти-лю, име-ем от-но-ше-ние, наш хри-сти-ан-ский долг и пе-ред со-бой, и пе-ред сво-и-ми неве-ру-ю-щи-ми со-оте-че-ствен-ни-ка-ми. По-это-му есте-ствен-но сло-жи-лась тра-ди-ция со-вер-шать Но-во-год-ний мо-ле-бен ли-бо по-сле ве-чер-ней служ-бы 31 де-каб-ря, ли-бо по-сле ли-тур-гии 1 ян-ва-ря.

Есть да-же хра-мы, где за по-след-ние го-ды сло-жи-лась тра-ди-ция слу-жить ли-тур-гию пря-мо в ночь с 31 на 1-е ян-ва-ря, за ко-то-рой же-ла-ю-щие мо-гут на-чать Но-вый Год при-ча-ще-ни-ем Свя-тых Хри-сто-вых Та-ин. По мо-им на-блю-де-ни-ям, в эту ночь бы-ва-ет до 20 при-част-ни-ков. Мно-гие при-хо-дят це-лы-ми се-мья-ми, с детьми раз-но-го воз-рас-та, а за-тем в тра-пез-ной хра-ма вку-ша-ют пост-ную тра-пе-зу с шам-пан-ским и доб-рой бе-се-дой на-чи-на-ют но-во-год-ние тор-же-ства, ко-то-рые по-том пе-ре-хо-дят из хра-ма в до-ма при-хо-жан.

Пре-об-ра-жа-ю-щая си-ла Церк-ви

Итак, для нас важ-но как мы встре-тим празд-ник: и пра-во-слав-ный, и 1-е ян-ва-ря, и дру-гие, сло-жив-ши-е-ся в нехри-сти-ан-ском об-ще-стве па-мят-ные да-ты. Не сто-ит бо-ять-ся де-лать их мис-си-о-нер-ским ору-жи-ем Хри-сто-вой Церк-ви, ина-че они ста-нут ору-ди-ем нехри-сти-ан-ских сил.

Вспом-ним, как Цер-ковь по-сте-пен-но вы-тес-ня-ла язы-че-ские обы-чаи и празд-но-ва-ния хри-сти-ан-ски-ми и так во-цер-ков-ля-ла нео-фи-тов, во мно-же-стве при-шед-ших по-сле Ми-лан-ско-го Эдик-та (IV в.). Ведь и сам празд-ник Рож-де-ства Хри-сто-ва за-ме-нил со-бой язы-че-ский день «непо-бе-ди-мо-го солн-ца», и мас-ле-ни-ца со свят-ка-ми, вой-дя в цер-ков-ный ка-лен-дарь, пе-ре-ста-ла быть про-слав-ле-ни-ем язы-че-ских бо-жеств. Для Церк-ви каж-дый день - это пол-но-цен-ный празд-ник при-шед-ше-го в мир Хри-ста Спа-си-те-ля, по-это-му лю-бой день на-пол-ня-ет-ся при необ-хо-ди-мо-сти тем или иным мис-си-о-нер-ским со-дер-жа-ни-ем для удоб-ства обу-че-ния чле-нов Церк-ви ос-но-вам ве-ры и бла-го-че-стия.

По-это-му сто-ит не раз-ра-жать-ся гнев-ны-ми об-ли-че-ни-я-ми в адрес но-во-мод-ных празд-ни-ков, от-да-ля-ясь от на-ших со-оте-че-ствен-ни-ков и за-кры-вая от них бо-гат-ство и кра-со-ту Пра-во-сла-вия, а мо-лить-ся в эти дни, пом-ня, что мы са-ми неда-ле-ко от них ушли и в во-про-сах нрав-ствен-но-сти, и в люб-ви к Бо-гу.

На-ше сви-де-тель-ство о Пра-во-сла-вии долж-но вы-ра-жать-ся в стрем-ле-нии к осмыс-лен-ной мо-лит-ве в хра-ме, хо-ро-шем зна-ком-стве со свя-то-оте-че-ским на-сле-ди-ем, зна-нии цер-ков-ных ка-но-нов и уста-нов-ле-ний и при-ме-не-нии их в по-слу-ша-нии свя-щен-но-на-ча-лию.

По мо-е-му мне-нию, на-до Ев-ха-ри-сти-че-ски пре-об-ра-жать суть но-вых празд-ни-ков, ра-зум-но празд-нуя «Но-вые Го-да», «Вось-мые Мар-та» и «Дни Свя-то-го Ва-лен-ти-на». И то-гда да-же не при-дет-ся ис-кус-ствен-но пе-ре-но-сить суть этих празд-ни-ков (на-ча-ло го-да, ува-же-ние к жен-щи-нам, ра-дость влюб-лен-ных и пр.) на дру-гие дни. Нуж-но дать воз-мож-ность ма-ло-во-цер-ко-в-лен-ным лю-дям прид-ти в эти дни в храм, услы-шать доб-ро-же-ла-тель-ную про-по-ведь, по-чув-ство-вать дух Люб-ви Хри-сто-вой и ра-до-сти. И ес-ли лю-ди по-чув-ству-ют на-шу лю-бовь, про-ник-нут-ся до-ве-ри-ем к сво-им пас-ты-рям, то и празд-ни-ки бу-дут ими празд-но-вать-ся по-дру-го-му.

Язы-че-ская и нехри-сти-ан-ская ше-лу-ха с этих празд-ни-ков спа-дет, и мы бу-дет по-здрав-лять друг дру-га не с но-вым «га-дом», а все мы встре-тим но-вый граж-дан-ский год в еди-не-нии ве-ры и мо-лит-вы.

игу-мен Си-лу-ан (Ту-ма-нов)

Перейдут ли православные на григорианский календарь?

В головах наших современников порой возникает полная путаница. На Западе не только католики, но протестанты и часть православных отмечают Рождество Христово 25 декабря. После этого торжественно встречают Новый год, 6 января празднуют Богоявление, а мы 7 января — православное Рождество. Что произошло? Почему возникла такая разница в праздновании Рождества между западными и восточными христианами? С этим вопросом мы обратились к настоятелю храма святых бессребреников Космы и Дамиана, кандидату богословия, священнику Александру Борисову.

Русская Православная Церковь не отмечает так называемый «старый» новый год 14 января. В этот день празднуется Обрезание Господне, поскольку, согласно церковному преданию, на восьмой день после Рождества Младенец Иисус был обрезан. Обрезание в ветхозаветной Церкви - символ посвящения младенца Богу. В этот же день отмечается память святителя Василия Великого, одного из выдающихся святых 4 века, создателя монашеских уставов, борца против арианской ереси.

- А когда Церковь празднует Новый год?

14 сентября. Именно в этот день начинается церковный Новый год, иначе - Новолетие. Этот обычай начинать новый год в сентябре связан опять-таки с ветхозаветной традицией. Год заканчивался вместе с уборкой урожая. До ХVI века Церковь пользовалась юлианским календарем. Римляне заимствовали его у египтян, но в 46 году до нашей эры Юлий Цезарь усовершенствовал его. Именно поэтому он называется юлианским. В 1582 году по инициативе римского папы Григория ХIII был введен более совершенный календарь, который получил название григорианского. Реформа была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального года на одни сутки за каждые 128 лет. Если следовать юлианскому календарю, то Пасха должна была со временем переместиться на лето, а потом на осень. Григорианский стиль свел отставание на одни сутки за 3300 лет. Но при реформе возник разрыв между Восточной Церковью, которая осталась верна юлианскому календарю, и Западной, которая перешла на григорианский. В ХVIII веке разрыв между двумя стилями составлял 11 суток, в ХIX - 12, а в ХХ уже 13 суток! В 1917 году большевики также перешли на григорианский календарь. В 1923 году попытку перейти на этот же календарь предпринял патриарх Тихон. Но за год до него это попытались сделать «обновленцы» («пятая колонна» внутри Русской Церкви, искусственно созданная большевиками). Поэтому реформа оказалась скомпрометированной и патриарх был вынужден отказаться от нее. На григорианский календарь перешли католические и протестантские церкви, а также часть православных. В том числе Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Финляндская, Македонская, Американская, Польская, Чешская и Болгарская. Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская в силу исторических особенностей сохранили юлианский календарь.

- Когда на Руси стали отмечать гражданский Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января?

Только при Петре I. Но Церковь сохранила старые обычаи. Из-за разницы между календарями происходит разнобой гражданских и церковных праздников. До революции Новый год отмечали по юлианскому календарю - то есть 14 января по новому стилю. Конечно, хотелось бы, чтобы все россияне отмечали Рождество накануне Нового года. Ведь оканчивается Рождественский пост и можно спокойно сесть за новогодний стол со всеми яствами. Сейчас время святок. Оно продлится вплоть до 18 января, когда верующие начнут готовиться к празднику Богоявления. В народе его еще называют Крещением. Накануне праздника - крещенский сочельник, когда Церковь призывает своих прихожан к строгому посту. До революции на Крещение обычно освящали воду в реках и прудах, а наиболее ревностные прихожане совершали омовение в прорубях после освящения воды.

- Как вы считаете, перейдет ли Русская Церковь на григорианский календарь?

Когда подобная попытка была предпринята в 1923 году патриархом Тихоном, большинство верующих противостояло этому нововведению, и патриарх был вынужден отказаться от перехода на новый стиль. Григорианский календарь также несовершенен, как и юлианский. Быть может, вскоре будет предпринята очередная реформа календаря, и вот тогда стоит подумать об этом. Подобные реформы в Церкви требуют особого подхода и этим должен заниматься Поместный Собор. Если на очередном Поместном Соборе будет поставлена проблема календаря, можно надеяться, что Собор примет мудрое решение, которое будет воспринято всем церковным народом. Единство церковного народа важнее календарных отличий.

Для чего украшают ёлку?

Римляне-язычники при наступлении зимы срубали зелёные лавровые деревья, приносили их к себе в дом и таким образом верили, что весна остаётся в их домах. То же самое совершали древние германцы с елью. Эта традиция была широко распространена в Германии в 15-16 вв. Ель украшали разного рода сладостями. Переселившиеся в Америку в 17 веке немцы распространили эту традицию и здесь. После женитьбы в 19 веке Королевы Англии Виктории и немецкого принца Альберта, эта традиция стала распространяться и в Англии. Как видно из вышесказанного, ни 25–ое декабря, ни Дед Мороз, ни имеют ничего общего с рождением Исы ибн Марйам (мир ему!). Эти традиции являются традициями дохристианских языческих народов и цивилизаций. Это также подтверждается христианскими учёными. Так, например, в книге Энциклопедия католика 1911-го года, Оруген пишет: «Источником этих празднеств являются дни рождения таких тиранов, как Фирон и Немруд, которые силой заставляли народ поклоняться себе и называли себя «богами».

Новый Год не является мусульманским праздником!

Во времена правления коммунистов в нашей стране, многим мусульманским народам навязывались разные праздники, такие, как 7 ноября, 31 декабря, 1 Мая и т.д. – все они являются чуждыми для мусульман, их не праздновали наши предки. Если мусульманин хочет узнать о рождении пророка Исы (мир ему!), ему достаточно прочитать книги по истории пророков, в которых рассказываются коранические истории. История пророка Исы (в русской традиции его принято называть по-гречески Иисус) (мир ему!) приводится в Коране в суре Марйам, 22-26 аяты.

Аллах и Его Посланник Мухаммад (мир ему и благословение!) запретили нам походить, уподобляться в обычаях и традициях представителям других конфессий.

Религия учит человека уповать на своего Создателя. В Исламе, мусульманин должен во всех своих нуждах уповать на Всевышнего Аллаха. Поэтому нужно научить и детей тоже просить все у Всевышнего Аллаха и надеяться только на Его милость. Чтобы они не уповали на Деда Мороза или «доброго Санту», а уповали только на Всемогущего Аллаха.

Передаётся со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах!), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "Поистине, если вы станете следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!"- Мы спросили: " О Посланник Аллаха, (ты имеешь ввиду) иудеев и христиан??" - и он сказал: "А кого же ещё??"

(Сахих ал-Бухари, 3456).

А тем мусульманам, которые празднуют Новый Год, хотелось бы напомнить, что отмечать этот праздник и радоваться в этот день - не исламская традиция. Давайте проанализируем детали празднования Нового года мусульманами – это срубленное дерево в доме, накрытый стол, над которым возвышаются бутылки со спиртными напитками, и народ вокруг стола, желающий друг другу всех благ с бокалами в руках... Особо кощунственно выглядит картина празднования Нового Года, когда с бокалом шампанского в руках произносятся такие фразы: «Дай, Аллах, нам счастья в этом году!» - и все хором говорят: «Амин!», поднимая при этом бокалы. Это реальность дагестанских застолий наших дней - так совершается большой грех и при этом упоминается имя Всевышнего!

Запомнился случай, который случился тоже в Дагестане 31 декабря в 12:00 ночи, когда большинство людей, забыв Всевышнего, поднимают бокалы шампанского и смотрят на небо, которое пронзается фейверками и выстрелами – в это же время в одном из сельских медресе учащиеся собрались в 24:00 и поминали Всевышнего. Когда все забыли о Боге, они собрались и просили Всевышнего ниспослать милости и простить наши грехи. Во многом благодаря чистому поклонению любимцев Аллаха и таких учащихся, которые стремятся к исламским знаниям и их мольбам, Аллах уберегает нас всех от многих бед.

Вместо того, чтобы праздновать Новый год и уничтожать ели и сосны, уходить в «новогодний запой», мусульманам стоило бы проявить благодарность Создателю, задуматься о смысле жизни, стать лучше и приносить пользу обществу, помочь бедным и сиротам!

Новый год в России сложно назвать праздником - это десять дней запоя и простоя почти всего промышленного производства.

300 тысяч россиян могут скончаться в январе от причин, связанных с алкоголем. Ежегодно месяц, следующий за новогодними праздниками, становится пиковым по смертности, связанной с алкоголем, а 5, 6 и 7 января - днями максимального количества фиксируемых алкогольных психозов. Большинство погибших обычно составляют мужчины в возрасте от 30 до 54 лет, утверждают психиатры.

Заявления правительства об обуздании российского алкоголизма «в большей степени остаются словами, чем реальными мерами», заявил на пресс-конференции профессор московского НИИ психиатрии МЗ РФ Александр Немцов. По его словам, «сотни тысяч российских социальных сирот - это дети пьющих родителей». Немцов считает, что за январские выходные и в течение января от причин, связанных с алкоголем, могут погибнуть до 300 тысяч россиян.

Исследования данных об алкогольной смертности в 2000–2007 годы показывают, что смертность от алкоголя и косвенных причин, связанных с ним, различается по месяцам. Так, следующий после января пик алкогольного неблагополучия приходится на март, затем на май.

Лето бывает более спокойным, затем с октября начинается рост смертности от алкогольных отравлений (до 3 тысяч случаев в месяц), к которым добавятся случаи смертей от травм, осложнений сердечно-сосудистой патологии, панкреатитов, циррозов печени, насильственных смертей, связанных с распитием алкоголя.

Несомненно, алкоголь - фактор высочайшего риска не только насильственных смертей россиян, но и гибели людей от болезней, особенно при хроническом его употреблении. Фактически это будут непрямые алкогольные потери, или «скрытая алкогольная смертность».

Само возникновение таких проблем исключается в Исламе и решение всех этих проблем, возникших из-за забвения норм религии, тоже заложено в Исламе. Это - строгий заперт на употребление алкогольных и других психотропных веществ. Единственным правильным и спасительным шагом для тех, кто попал в зависимость от алкоголя или наркотиков, может быть шаг в сторону Ислама.

Кто такой Дед Мороз?

Что касается образа «деда-мороза», то историки русского фольклора говорят, что это – символ зловещий и устрашающий. Когда ребёнку надо было объяснить, как правильно вести себя зимой при наступлении холодов, родители рассказывали страшные истории про злого «деда-мороза», который кусает и щиплет детей, а непослушных вообще отправляет на тот свет. Одним словом, для русского народа в старину это образ смерти от холода! А «снегурочка» - девочка-подросток, жертва собственной глупости, которая не послушалась родителей и погибла в лесу, когда «дед-мороз» сковал её тело холодом.

Почему же эти образы смерти от холода и жертвы холода стали столь популярными в России в 20 веке? Первая причина – антигероев древнего фольклора романтизировали поэты и композиторы, они придали злому «деду-морозу» черты мудрого и доброго старца, явно под влиянием пришедшего с Запада культа «новогоднего Санта Клауса». Из этой смеси и возник нынешний облик «героев Нового года». Он стал частью буржуазной культуры рубежа 19-начала 20 веков. Вот почему с ним так безжалостно боролись коммунисты. Они видели в них следы как буржуазной символики, так и непреодолённого язычества.

Однако, они сами не смогли создать и укрепить в народе новогодний культ по-коммунистически и вынуждены были вернуть все атрибуты «новогодних праздников», правда с попыткой их осовечивания. Так, к примеру, вместо старых игрушек стали вешать на ёлку красные звёзды, трактора и машины. Вот в таком виде и дошёл до наших дней этот странный симбиоз, немыслимая смесь из язычества древних римлян, славян и германцев, плюс православно-народный культ Николы-угодника, плюс ещё… безудержная тяга к неумеренной выпивке. И чего сейчас в этом «празднике» больше – трудно сказать.

Известно, что являющийся неизвестной личностью, «дед-мороз» в различных странах известен под разными именами, такими, как Saint Nicolas, Nikolas of Mariya, Santa Klaus, Pere Noel и т.д. На территории современной Турции, в провинции Мугла, где находится город Патара, есть церковь Santa Klaus. Патара была одним из городов античной Гизии.

Пусть каждый разумный мусульманин, проанализировав все эти исторические сведения, решает сам для себя, для своей совести: каким обычаям, каким принципам следовать ему в эти декабрьско-январские дни?

Джаннат Сергей Маркус

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать в ?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет ».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала или, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством . В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

« Новый Год – это пародия на . Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”. Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»

Ни много ни мало – все те, для кого праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник установлен церковью в день древнего торжества . Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова .

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному . Читайте также.