Основные параметры федерального бюджета за. Экспорт рейтингов

Госдума сегодня утвердила в третьем окончательном чтении федеральный бюджет на следующий год и плановый период до 2020 года. Акцент сделан на обеспечение экономического роста и выполнение социальных обязательств. Работая над главным финансовым документом страны, депутаты увеличили расходы на здравоохранение, образование, сельское хозяйство.

В Думе завершили большую работу. Эмоциональные дискуссии и борьба за поправки – позади. Во время третьего чтения бюджета внести изменения уже нельзя. Юристы проверяют, нет ли в документе ошибок. Приоритеты этого бюджета - поддержка экономики, оборона и социальная сфера.

В будущем году доходы вырастут до 15 триллионов рублей. Как и в 2017 году, тратить собираются больше, чем зарабатывать - 16 триллионов. Впрочем, дефицит будет небольшой - чуть более 1%. Расходы в Думе решили не увеличивать, но перераспределили средства так, что дополнительные деньги пойдут на агропромышленный комплекс, здравоохранение, образование и выплату денежного довольствия военным.

«Перераспределение во втором чтении почти триллиона рублей по 2018 году сделало этот бюджет сбалансированным. Это бюджет, который является доказательством того, что спад экономики преодолен. Несмотря на все внешние угрозы, несмотря на все проблемы, начинается реальный рост экономики. Начинают реально расти зарплаты людей», – заявил глава Комитета по бюджету Андрей Макаров.

ВВП или экономика страны вырастет на 2%, а инфляция не превысит 4%. Ожидается, что среднегодовой курс доллара будет 64 рубля 70 копеек. Бюджет в Минфине называют консервативным. В документ заложена невысокая цена на нефть - 40 долларов за баррель. Если цена вырастет, доходы пойдут в Резервный фонд.

«КПРФ поддерживает бюджетное правило, когда при превышении цены на нефть в 40 долларов доходы пойдут в Резервный фонд?» – спросили журналисты у лидера КПРФ Геннадия Зюганова.

«Что касается барреля нефти, 40 – цена расчетная, а сегодня, вчера была около 60, а эти деньги опять везут и туда прячут. В чужих банках. Но можно было вложить в свою экономику. Если вы не будете обновлять производство, развивать обрабатывающую промышленность, вы будете проседать», – считает Геннадий Зюганов.

Важно, что продолжит снижаться зависимость от экспорта сырья. У экономистов есть такой показатель, «не нефтегазовый дефицит» - разница между расходами и не сырьевыми доходами. К 2020 году правительство ожидает его радикального снижения почти в два раза.

Вместе с «единороссами» бюджет поддержали либеральные демократы.

«Мы исходим из того, что в результате принятых во втором чтении поправок от всех фракций, в том числе, с участием ЛДПР, структура бюджета улучшилась. Мы добавили 20 миллиардов на зарплату бюджетникам по всей стране мы направляем во все регионы», – пояснил лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский.

В «Справедливой России» совсем по-другому видят бюджетные приоритеты.

«Как вы считаете, что надо изменить в проекте бюджета?» – спросил у лидера партии журналист.

«Менять уже поздно. Это не бюджет развития, а бюджет стагнации. Мы не видим попытки хотя бы работающим пенсионерам сделать какую-то индексацию, более того, мы не видим индексации материнского капитала, мы не видим стремление поднять хотя бы до прожиточного минимума стипендии для нашей молодежи», – отметил лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

Министр финансов Антон Силуанов пообещал вернуться к предложениям депутатов в будущем году.

«Можно конечно говорить о том, что какие-то задачи мы не учли. Какие-то мероприятия не учли в бюджете. Но нельзя не понимать, что этот бюджет действительно выполняет, во-первых, в сложных условиях все социальные обязательства. Мы поддерживаем отрасли экономики, мы поддерживаем субъектов Российской Федерации, поддерживаем нашу оборону и безопасность – это ключевые позиции», – заявил глава Минфина.

Вслед за Думой главный финансовый документ страны должен рассмотреть Совет Федерации, затем его отправят на подпись президенту.

18 сентября 2017 года правительство РФ одобрило проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. 29 сентября он был внесен в Государственную думу. 25 октября законопроект о бюджете был одобрен комитетом Госдумы по бюджету и налогам. 27 октября нижняя палата парламента приняла законопроект о бюджете в первом чтении, 17 ноября - во втором чтении.

В проекте, одобренном правительством, прогнозируемые доходы в 2018 году должны были составить 15 трлн. 182 млрд. руб., расходы - 16 трлн. 515 млрд. руб. К третьему чтению в Госдуме доходы были увеличены до 15 трлн. 258 млрд. руб., расходы - до 16 трлн. 529 млрд. руб. Прогнозируемый дефицит бюджета - 1,27 трлн. руб. (1,37% ВВП).

По сравнению с исходным текстом закона о бюджете на 2017-2019 годы параметры доходов и расходов на 2018 год выросли на 1 трлн. и 500 млрд. руб. соответственно.

В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018-го.

В 2019 году доходы бюджета ожидаются в сумме 15,54 трлн. руб., расходы - 16,38 трлн. руб., дефицит - 819,1 млрд. руб. В 2020 году объем доходов прогнозируется на уровне 16,29 трлн. руб., расходов - 17,16 трлн. руб., дефицит бюджета предусмотрен на уровне 869,9 млрд. руб. Планируется, что в 2018-2020 годах для финансирования дефицита бюджета не будет использоваться Резервный фонд, а в 2019-2020 годах будет минимально использоваться Фонд национального благосостояния.

Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годы продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу - это 36,4%, на оборону - 29%, на национальную экономику - 14,7%.

Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2018 году будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2019-го - до 100%).

На выполнение "майских указов" президента РФ планируется в 2018-2020 годах потратить 2,2 трлн. руб.

Расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн. руб., что на 100 млрд. руб. меньше, чем в 2017-м.

При рассмотрении во втором чтении в бюджет были внесены поправки: дополнительные средства было решено выделить компаниям "Российские железные дороги" (25,9 млрд. руб.), "Русгидро" (1 млрд. руб.), "Объединенная авиастроительная корпорация" (3,52 млрд. руб.).

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд. ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд. для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу. Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд. руб. в 2018 году, 870 млрд. руб. - в 2019-м и 1,34 трлн. руб. - в 2020-м.

Минфин планирует получить в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 379,8 млрд. руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд. руб., в 2020-м - 456 млрд. руб. От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд. руб.: в 2018-м - 13 млрд. руб., в 2019-м - 12,2 млрд. руб., в 2020 году - 11,4 млрд. руб.

В сопроводительных документах к проекту бюджета Минфин предполагал, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться. В базовом сценарии ведомство ожидает уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд. в 2018 году, до $162,8 млрд. в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $134,5 млрд. в 2020 году. Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.

Расходы государственного бюджета в 2018 году

В российском правительстве стартовала серия обсуждений распределения расходов бюджета 2018-2020. По словам главы кабмина Дмитрия Медведева, незапланированных финансовых расходов в проекте документа пока не предвидится.

Власти уже определили некоторые из главных направлений нового бюджетного плана, среди которых традиционно развитие оборонной, космической и атомной промышленности.

«Деньги, которые мы выделяем на оборонку, на атомную промышленность, на космическую промышленность, дают неплохую отдачу. Тем не менее в каждой из госпрограмм есть возможности для определённой оптимизации», - цитирует ТАСС Дмитрия Медведева.

Кроме того, расходы федерального бюджета на социальную политику в 2018 году составят 4,86 трлн. рублей, в 2019 году - 4,95 трлн. рублей, а в 2020 году - 5,13 трлн. рублей.

В обсуждении финансово-экономической политики на ближайшую трёхлетку активное участие принимают и представители деловых кругов, для которых ключевым вопросом является налогообложение.

Увеличение налоговых ставок может привести к падению потребительского спроса и снижению деловой активности бизнеса, уверены представители Торгово-промышленной палаты (ТПП) России.

«Мы предлагаем установить пониженную ставку по налогу на имущество при вводе в эксплуатацию нового промышленного оборудования, сумма которого превышает 100 млн. рублей, на период до двух лет со времени ввода оборудования в строй», - рассказал RT президент ТПП Сергей Катырин о предложениях палаты, которые он озвучил в Госдуме на парламентских слушаниях о бюджетной и налоговой политике.

Представители среднего и малого бизнеса согласны с необходимостью пересмотра существующего налогового вопроса. По мнению вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, у российской экономики есть резервы для переформатирования налоговой системы, увеличения налоговых поступлений и более рационального распределения налоговой нагрузки.

«Допустим, такая мера, как освобождение малооплачиваемых работников от уплаты налога на доходы физических лиц, дала бы моментальный импульс для развития потребительского рынка и, соответственно, роста производства. Тогда негативная социальная форма, которая сейчас развивается в связи с падением уровня дохода населения, во многих случаях была бы сглажена, что дало бы положительный политический и экономический результат одновременно», - пояснил RT Владислав Корочкин. По его мнению, необходимо менять всю структуру начисления и размещения НДС, уменьшать возмещение по экспорту сырьевых продуктов и иначе распределять НДС между производителями и торговыми сетями, которые сейчас, по его мнению, очень сильно искажены.

Дефицит российского бюджета в следующем году (планируется на уровне 1,6% ВВП) станет самым низким за последнее время. В 2019 и 2020 годах этот показатель сократится до 0,9% и 0,8% ВВП. Стоит отметить, что Минфин на ближайшие три года существенных преобразований в бюджетный план не закладывает.

По оценке премьер-министра Дмитрия Медведева, бюджет в предстоящие три года будет «достаточно сложным».

Поэтому Минфин рассчитывал его параметры, исходя из невысокой цены на нефть российской марки Urals: $40 за баррель в 2018 году и $42,40 за баррель в 2020 году.

Если общая ситуация кардинально не поменяется, то с 2020 года мы сможем наращивать обязательства, причём постоянные, на это будут ресурсы. В 2020 году сможем нарастить обязательства на сумму более 500 млрд. рублей. Вполне справимся с этим при условии цены на нефть в $40 за баррель и отказа от траты резервов.

При этом министр заверил, что при необходимости принятия дополнительных решений до 2020 года деньги на их реализацию найдут. Однако, по мнению экспертов, для этого у России пока нет дополнительных резервов. Нет их и для послаблений в бюджетной политике на ближайшие несколько лет.

Главное новшество бюджетной политики 2018-2020 годов - это бюджетное правило, которое сыграет главную роль в финансово-экономической повестке государства. По оценке экономистов, оно будет препятствовать влиянию ценовых колебаний на бюджет, валютный курс и инфляцию, что в дальнейшем будет способствовать диверсификации экономики России (переходу к несырьевой экономике).

«При выполнении бюджетного правила каждый доллар цены на нефть, заложенный в бюджет, даст нам определённые дополнительные возможности к формированию расходов - при базовой цене на нефть $40 за баррель всё, что сверх, по идее, должно пойти в Резервный фонд. Если бюджетное правило будет действовать, тогда экономика будет накапливать новые резервы, который сейчас практически исчерпаны», - прокомментировала RT особенность бюджетного правила специалист Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Доходы государственного бюджета в 2018 году

Традиционно, конец октября-начало ноября каждого года Госдума посвящает обсуждению государственного бюджета страны на следующий год. По предварительным данным, проект российской казны на 2018 год – в очередной раз дефицитный, расходы снова превысят бюджетные доходы. Вместе с тем, власти убеждают: государственный бюджет уверенно движется в сторону баланса, и уже через 2-3 года, планируется не только «залатать» все дыры, но и выйти в «плюс».

Какими способами предполагается достичь положительной экономической динамики в главном документе страны? На каких статьях расходов будут экономить, а какие – увеличивать? Рассмотрим ключевые приходные и расходные части в проекте госбюджета РФ на 2018 год.

Традиционно, продажа газа и нефти – это наибольшая часть доходов российской казны ежегодно. В проекте документа на 2018 год их долю планируется снизить с 50% до 36%, однако, данный результат, скорее, не планомерная работа финансовых ведомств, а удешевление самого сырья, и, как следствие – падение доходов.

В то же время, доля налоговых сборов в казну – уверенно растет: фискальные службы активизировали не только саму собираемость, но работу по предотвращению скрытия доходов. В 2018 году на результаты деятельности налоговиков по наполнению государственной казны также возлагают большие надежды.

Новый источник прихода денег в бюджет страны в 2018 году – повышение акцизов. Уже анонсировали рост акцизного налога на алкогольные и табачные изделия на 5-10%. Планируется также и поэтапное повышение акцизной ставки на топливо – в следующем году она повысится аж на 1 рубль за литр, что может привести к тому, что рост цен на бензин будет больше уровня инфляции. По подсчетам финансового ведомства, ожидаемые сборы с потребителей алкогольной и табачной продукции, а также отечественных автомобилистов, должны принести в казну дополнительный доход примерно в 100 млрд. рублей.

Несмотря на то, что в 2017 году, государственная казна демонстрирует тенденции к сокращению дефицита, в 2018 году также остро встанет вопрос о том, чем закрывать бюджетные дыры.

Меньше 3 триллионов рублей осталось на счетах Резервного фонда, которые, по сути, исчерпаются до конца 2017 года. Согласно анонсам из финансовых ведомств, в следующем году планируется задействовать средства из Фонда национального благосостояния – сейчас на его счетах около 4 триллионов рублей. Однако, проблема их использования заключается в том, что около 50% этих средств задействованы в долгосрочные инфраструктурные проекты, и изъять эти инвестиции не так-то просто. Поэтому, в конечном итоге, доступной для покрытия бюджетного дефицита остается лишь половина денег Фонда.

Известно, что продолжится программа внешнего кредитования – Центробанк будет выпускать государственные облигации на внутренний, и на внешний рынок. Это вновь приведет к росту государственного долга. Однако, чиновники Министерства финансов успокаивают: его размер не превысит 20% от российского ВВП, а значит, останется в условно безопасной зоне.

Ожидаемые доходы госбюджета:

«Черному золоту» предрекают рост на мировых рынках, что не может не отразиться и состоянии национальной экономики. С этим согласны и в Министерстве финансов РФ. А вот экономические эксперты Счетной палаты уверены в том, что нефть будет еще выше, чем прогнозируют в Минфине. Напомним, в проекте финансового ведомства цена на «черное золото» в трехлетней перспективе заложена на уровне 45 долларов за баррель.

Вероятнее всего, в 2018 году нефти не удастся удержать свои, благоприятные для рубля, позиции, что, соответственно, скажется и на положении национальной валюты. В главном финансовом ведомстве страны считают, что в 2018 году курс рубля к доллару будет на уровне 65 к 1, вместо привычных 58 рублей за 1 американский доллар в 2017 году.

В дальнейшем российский рубль, по прогнозам чиновников, продолжит постепенно падать относительно инфляционной скорости – к 2020 году за покупку 1 американского доллара будут просить аж 68 рублей.

Распределение государственного бюджета в 2018 году

Бюджет уже много лет верстается сразу на три года. Это называется среднесрочным планированием. Но все равно каждый год показатели перекраиваются. Цена на нефть непредсказуема. К примеру, в этом году доходов оказалось на триллион рублей больше, чем рассчитывали. Приятный бонус.

А бывало и наоборот. Как в 2014-м, когда цены рухнули. После того урока Минфин стал перестраховываться. В бюджет теперь закладывают заведомо низкую цену на нефть. Чтобы даже при мизере удавалось сводить баланс.

На будущий год заложили $43,8 за баррель. При нынешних вполне комфортных $55, достигнутых во многом благодаря участию России в соглашении ОПЕК о заморозке добычи нефти.

Низкая цена на нефть стимулирует поиск других источников дохода. И это мало-помалу получается: Россия постепенно слезает с пресловутой нефтяной иглы.

Если в 2014 году более 50% доходов в федеральный бюджет поступало от нефтегазового сектора, то теперь этот показатель сократился до 37 - 38%, - пояснил замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов.

В 2018 году должен дойти до 36%. За государство можно порадоваться. А вот за простых граждан - не совсем. Потому что наши кошельки и есть альтернатива нефтяной экономике...

В первую очередь увеличится план у налоговиков. В Минфине надеются, что те станут собирать больше налогов. И с населения, и с бизнеса. Речь не об увеличении ставок. А о том, чтобы каждый платил что положено по закону. Жертвами этой борьбы станут те, кто уклоняется от уплаты налогов, использует теневые схемы. В пояснительной записке говорится, что это не только наполнит бюджет, но и позволит «устранить неравные конкурентные условия».

Во-вторых, бюджет наполнят за счет акцизов: на сигареты (+10%), крепкий алкоголь (+4%), топливо (+2,5%). Для бизнеса введут утилизационные сборы, инвестиционный сбор в морских портах, в несколько раз повысят плату за использование лесов. Это даст почти 150 млрд. рублей. А заплатят автомобилисты, курильщики, потребители алкоголя и клиенты мебельных магазинов.

В-третьих, планируется больше денег забирать у госкомпаний. С 2018 года они будут отдавать в бюджет половину прибыли. Сейчас ценз вдвое ниже - 25%. Это даст еще несколько сотен миллиардов.

Главные статьи расходов в бюджете на будущий год не поменялись. Больше всего мы продолжаем тратить на оборону. На втором месте идет социальная политика, а потом - развитие экономики (см. графику). Для сравнения: за последние пять лет эти статьи расходов выросли в среднем на четверть. Настораживает, что более чем вдвое увеличились траты на содержание госаппарата и обслуживание госдолга (они на четвертом и пятом местах). О росте армии чиновников говорилось не раз.

При этом есть сферы, где финансирование за последние пять лет урезали: ЖКХ, медицина, образование, спорт. Другими словами, мы стали больше производить танков и тратить на зарплаты чиновников, а заботиться об обучении и здоровье граждан стали меньше. Да еще и траты на капремонт на нас с вами переложили.

Снизятся и социальные расходы - на 350 млрд. рублей. Но это не означает, что на ком-то сэкономят, поясняют в Минфине. Бюджет компенсирует Пенсионному фонду нехватку денег, то есть разницу между собираемыми страховыми взносами и той суммой, которую нужно выплатить пожилым. Эта дыра в следующем году станет меньше. В Минфине это связывают с несколькими факторами. Во-первых, налоговики стали собирать больше страховых взносов. Во-вторых, вырос пенсионный возраст для чиновников. И в-третьих, часть граждан стали откладывать выход на пенсию (в этом случае действуют повышающие коэффициенты).

Общее ощущение от бюджета такое. Затягивать пояса и выжимать соки из налогоплательщиков, в том числе и предпринимателей, государство научилось. А вот создавать стимулы для развития - пока еще нет. Рост экономики в следующем году планируется в районе 2%. Для сравнения, рост в мире - около 3%. Пора догонять.

При составлении бюджета всегда сталкивается несколько концепций. Чаще всего социальная и оборонная. Пресловутое «пушки против масла». Не стал исключением и нынешний год.

На днях глава Центра стратегических разработок Алексей Кудринраскритиковал слишком высокие, по его мнению, траты на оборону. Военные расходы с 2011 по 2016 год увеличились с 3,2 до 4,4%. В то же время расходы бюджета на образование снизились с 3,7 до 3,5% ВВП, на здравоохранение и спорт - с 3,5 до 3,3%. По его оценке, из-за высоких оборонных расходов в целом экономика страны недополучает 0,3 процентных пункта.

Однако не все экономисты считают арифметику Кудрина убедительной.

Я считаю, что нет прямой связи между размером военных расходов и ростом экономики, - сказал «КП» академик РАН экономист Александр Некипелов. - А бывает, что расходы на оборону, наоборот, подталкивают экономический рост. Кроме того, власть сейчас и сама намерена сокращать военные расходы, поскольку определенный этап модернизации Вооруженных сил завершен.

В конце октября этого года депутаты Госдумы начнут обсуждать бюджет России на 2018 год. Он снова дефицитный. Значит, мы потратим больше, чем заработаем. С каждым годом дыра в казне уменьшается. А через три года власти планируют и вовсе сбалансировать главный финансовый документ страны. Вот только какой ценой? Какие статьи бюджета просят все больше денег, а по каким траты только сокращаются?

Больше всего наши доходы зависят от продажи нефти и газа. Их доля в структуре казны уменьшается (с 50 до 36%). Но вряд ли это можно записать в заслугу финансовым властям. Объяснение простое - стоить сырье стало меньше, вот доходы от него и упали. А налоги внутри страны никто понижать не стал. Поэтому их доля в последние годы выросла. В дополнение ко всему налоговики увеличили собираемость. После того как они внедрили кучу информационных систем, скрыть доходы стало сложнее. В Минфине именно на ведомство Михаила Мишустина (ФНС) делают основной упор. Основные кормильцы теперь они, а не экспортеры нефти.

Еще одно неоднозначное решение - повышение различных акцизов. Во-первых, вырастут сборы с сигарет и алкоголя (на 5 - 10%). Во-вторых, повысится акциз на топливо (на 1 рубль за литр). То есть бензин будет дорожать примерно вдвое быстрее инфляции. По расчетам, сборы с курильщиков, потребителей спиртного и автомобилистов должны принести в бюджет дополнительно около 100 млрд. рублей.

Главные статьи расходов остались прежними - социальные выплаты, оборона и безопасность плюс поддержка экономики. Как сказал один из экономистов, наш бюджет уходит на пенсии и пушки. Это не совсем так. Из федеральной казны Пенсионному фонду компенсируют только дефицит (то есть разницу между страховыми взносами и тем, что нужно выплатить пожилым). Но и других социальных выплат более чем достаточно. Это и маткапитал, и субсидии по «коммуналке», и другие компенсации.

Траты на оборону и безопасность за последние годы резко выросли. Как объясняют эксперты, это связано с модернизацией и перевооружением. В условиях такой геополитической борьбы нам нужно иметь боеспособную армию. При этом траты не всегда будут такими большими.

Выросла и поддержка экономики. Власти активно субсидируют аграриев, выделяют деньги на поддержку малого и среднего бизнеса.

Но есть расходы, которые сильно сократились. Больше всего упали траты на здравоохранение (здесь модернизация активно проходила в предыдущие годы) и ЖКХ (бюджетные деньги чиновники частично заменили на наши с вами, введя программу капремонта).

При этом дефицит в казне все равно остался, хотя и меньше, чем в этом году (к концу декабря он, по последним расчетам, составит около двух триллионов рублей). Дыру будут закрывать из госкубышки.

Резервный фонд закончится уже в этом году (сейчас там осталось меньше триллиона рублей). Поэтому в следующем чиновники распечатают Фонд национального благосостояния (там пока около 4 трлн.). Есть маленький нюанс - потратить все эти деньги не получится. Примерно половина вложена в инфраструктурные проекты, из которых средства не так просто вытащить. Это долгосрочные инвестиции. Тем не менее больше половины средств доступны, и ими можно покрыть дефицит.

Кроме того, государство будет активно занимать деньги, выпуская гособлигации как внутри страны, так и за рубежом. В итоге госдолг вырастет. Но, как уверяют в Минфине, останется в безопасной зоне (меньше 20% от валового внутреннего продукта). Для сравнения: в тех же Штатах и во многих странах Европы внешний долг составляет около 100% от ВВП. А в Японии и вовсе превышает 200%.

Поскольку в Минфине считают, что такая хорошая цена на нефть, как сейчас, долго не продержится, то и рубль вряд ли останется крепким. В среднем в 2018 году доллар, по расчетам финансового ведомства, будет стоить около 65 рублей (сейчас - 58 рублей).

После этого наша валюта будет ослабляться со скоростью инфляции, считают чиновники. Например, в 2020 году, по прогнозу ведомства Антона Силуанова, «американец» будет стоить 68 рублей.

Газета Ведомости сообщила, что В.В.Путин «попросил» своих подчиненных подсчитать дополнительные расходы на медицину, образование и инфраструктуру. Интересно, что траты на эти отрасли планируется увеличить только после его победы на . Сложно понять, почему бюджет на 2018 - 2019 годы лишает граждан права нормально учиться и лечиться сейчас, и что может измениться потом.

Что происходит сейчас

В проекте бюджета, который был утвержден Государственной Думой 24 ноября, содержатся 318 документов общей сложностью более 10 тыс. страниц. Только пояснительная записка к нему содержит 470 страниц. Но разобраться в нем не сложно, если знать ключевые цифры. Итак, общая сумма расходов составляет 16 трлн 529 млрд руб. Из них на социалку уйдет 36,4%, на оборону — 29%, на национальную экономику — 14,7%.

Гораздо интереснее посмотреть на цифры с другой стороны. Поскольку социальные расходы включают в себя и финансирование Пенсионного фонда, то реальные цифры таковы:

  • Образование – 663 млрд. руб.
  • Медицина – 460 млрд. руб.
  • Расходы на СМИ – 80 млрд. руб.
  • Физкультура и спорт – 59,2 млрд. руб.
  • Армия – 2,77 трлн. руб.
  • Полиция – 2,11 трлн. руб.

В принципе, дальше можно ничего не говорить. Уже понятно, что россиян ждет праздничное шоу по телевизору и отнюдь не бесплатная медицина и образование. Показательно, что на молодежную политику закон о бюджете на 2018 год предлагает выделить целых 2,3 млрд рублей. То есть практически ничего.

Все ли так плохо с деньгами

Как сказал наш премьер министр, денег нет. Вот только насколько это правда, если на санацию «Бинбанка» и «ФК Открытие», по данным зампреда Банка России Василия Поздышева, будет выделено 800 миллиардов. На минуточку, это почти два годовых бюджета Минздрава. Причем средства, выделенные на санацию, вряд ли вернутся в бюджет.

Если «денег нет», то откуда они взялись? Ответ кроется в бюджетном правиле. Хитрость состоит в том, что в бюджет идут средства от продажи углеводородов по цене до $40 за баррель. Все что превышает эту сумму, считается сверхдоходами и направляются во внебюджетные фонды.

Причем с ними тоже не все понятно. Министр Финансов Антон Силуанов признал, что в декабре 2017 года средства Резервного фонда оказались исчерпаны. Значительно уменьшился и объем Фонда Национального Благосостояния. На 01.01.2018 в ФНБ осталось всего 3,7 трлн рублей.

Несколько удивительная сумма, если учесть стоимость нефти в 2017 году. По данным того же Минфина, средняя цена барреля за первые 11 месяцев составила 52,17 доллара за баррель. Куда делись деньги?

Валютные интервенции

С 15 января 2018 года до середины февраля Министерство финансов закупит иностранной валюты на 275 миллиардов рублей. Для проведения аналогичной операции в декабре 2017-го было потрачено 203,9 миллиардов. Таким способом создаются запасы и золотовалютные резервы России. По данным ЦБ, на 5 января 2018 года они составили 432,6 млрд долларов.

Если очень грубо округлить, то государство имеет «заначку» в $3000 на каждого гражданина, примерно 170 000 рублей. При этом в год на медицинское обслуживание приходится по 3500 рублей. И сейчас Владимир Владимирович намекает на возможность раскупоривания «кубышки». При условии, что граждане проголосуют правильно.

Проблем состоит в том, что Россия начинает отставать от других государств. Вымывание денег из экономики привело к тому, что инфляция снизилась до 2,5%. Но одновременно с этим просел уровень ВВП, он составил всего 1,7% в годовом выражении. За это же время США и ЕС выросли примерно на 3%, а Китай – на 6,9%. Но не это самое печальное.

Минэкономразвития прогнозирует, что в 2018-2020 годах ситуация не изменится, и рост ВВП будет находиться на уровне 2,1-2,2%. Поскольку проект бюджета 2018 года и государственная политика не предусматривают кардинальной смены курса, отставание от других держав будет только нарастать.

Бюджет России на 2017 год был одобрен российским правительством 1 января 2017-го года. Это было сделано на основе ранее (9 декабря 2016-го) принятого закона, которым утверждался бюджет РФ на 2017-2019 годы.

Структура расходов бюджета 2019: таблица

Бюджетный дефицит

Рассматривая бюджет России на 2017 год в цифрах сразу следует сказать о бюджетном дефиците – его размер составляет 2 триллиона 753 миллиарда рублей. Он вытекает из преобладания расходов (16 триллионов 488 миллиардов рублей) над доходами (13 триллионов 488 миллиардов рублей, а если пересчитать бюджет России на 2017 год в долларах, то он составляет 280 миллиардов).
Дефицит бюджета России является достаточно значительным. Однако ранее правительство заявляло, что значительный бюджетный дефицит – явление кратковременное. Согласно подсчетам, в 2019-м году он должен уменьшить до чуть более 2-х триллионов, тогда как уже в 2019-м – до 1,15 триллионов.

Основные траты

Армия

Военный бюджет России на 2017 год – достаточно объемный– он составляет 1 миллиард рублей. Несмотря на это, данная цифра на целых 6% меньше, чем в 2016-м году. Это обусловлено в том числе тем, что стране пришлось несколько сократить свой годовой бюджет из-за ослабления экономики.
Однако больше всего денег пущено на социальную политику. Если посмотреть социальный бюджет России на 2017 год в рублях, можно увидеть цифру в более, чем 5 триллионов.

Экономика



Следом идут траты, направленные на поддержку национальной экономики. На соответствующие цели федеральный бюджет выделяет 2 триллиона. На обслуживание государственного долга в РФ в 2017-м выделено 728 миллиардов.

Образование:

На образование и здравоохранение, как всегда, выделяются сравнительно небольшие суммы: всего 595 и 378 миллиардов соответственно. На охрану и улучшение экологии, в свою очередь, выделено 70 миллиардов. А на спорт и культуру – примерно по 100 миллиардов.
На пропаганду в средствах массовой информации, в свою очередь, бюджетом предусмотрено 77 миллиардов – больше, чем на охрану окружающей среды, с учетом того, что 2017-й год в РФ считается Годом экологии.

Основные источники пополнения

Так же как и во последние предыдущие годы, значительная часть казны в 2019-м пополнена за счет импорта нефти и газа – чуть более 5 триллионов рублей. Следом за ними следует НДС – этот налог позволил пополнить казну на 4,9 миллиарда рублей, тогда как налог на прибыль принес всего 600 миллиардов. Сборы с акцизов, в свою очередь, позволили пополнить бюджет еще почти на 900 миллиардов.
Этого недостаточно для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование государства. Чтобы компенсировать бюджетный дефицит были использованы 1,15 триллиона из резервного фонда, 1,05 триллиона занято внутри страны, а также были использованы деньги из ФНБ (более 660 миллиардов).

Традиционно, конец октября-начало ноября каждого года Госдума посвящает обсуждению государственного страны на следующий год. По предварительным данным, проект российской казны на 2018 год – в очередной раз дефицитный, расходы снова превысят бюджетные доходы. Вместе с тем, власти убеждают: государственный бюджет уверенно движется в сторону баланса, и уже через 2-3 года, планируется не только «залатать» все дыры, но и выйти в «плюс».

Какими способами предполагается достичь положительной экономической динамики в главном документе страны? На каких статьях расходов будут экономить, а какие – увеличивать? Рассмотрим ключевые приходные и расходные части в проекте госбюджета РФ на 2018 год.

За счет чего будет наполняться?

Традиционно, продажа газа и нефти – это наибольшая часть доходов российской казны ежегодно. В проекте документа на 2018 год их долю планируется снизить с 50% до 36%, однако, данный результат, скорее, не планомерная работа финансовых ведомств, а удешевление самого сырья, и, как следствие – падение доходов.

В то же время, доля налоговых сборов в казну – уверенно растет: фискальные службы активизировали не только саму собираемость, но работу по предотвращению скрытия доходов. В 2018 году на результаты деятельности налоговиков по наполнению государственной казны также возлагают большие надежды.

Новый источник прихода денег в бюджет страны в 2018 году – повышение . Уже анонсировали рост акцизного налога на алкогольные и табачные изделия на 5-10%. Планируется также и поэтапное повышение акцизной ставки на топливо – в следующем году она повысится аж на 1 рубль за литр, что может привести к тому, что рост цен на бензин будет больше уровня . По подсчетам финансового ведомства, ожидаемые сборы с потребителей алкогольной и табачной продукции, а также отечественных автомобилистов, должны принести в казну дополнительный доход примерно в 100 млрд. рублей.

На что будут больше всего тратить

Сфера социальных выплат, оборонная отрасль, безопасность, дополнительные вливания в поддержку экономического сектора, по-прежнему, составляют наибольшую долю бюджетных расходов. 2018 год – не исключение.

Социальные выплаты – это ежегодная компенсация дефицита Пенсионного фонда, выплаты , программы субсидирования коммунальных платежей и прочие компенсации льготным категориям граждан.

Модернизация оборонного комплекса страны и перевооружение привели к огромному росту расходов на сферу обороны и безопасности. При этом, чиновники уверяют, что траты на этот сектор постепенно планируется снижать в следующие годы.

Выросли расходы и на поддержку развития экономики: в 2018 году и дальше планируется продлевать программы субсидирования сельскохозяйственной отрасли, программы поддержки малого предпринимательства.

А вот в сфере медицины и ЖКХ государственная казна на 2018 год демонстрирует существенное сокращение. Чиновники объясняют это тем, что в сегменте здравоохранения активная модернизация прошла несколько лет назад. В то же время в ситуации с ЖКХ уменьшить расход удастся за счет повышения коммунальных платежей и внедрения программы капитального ремонта систем.

Основные статьи расходов госбюджета в 2018 году

Сферы Планируется выделить в 2018 году Как изменилась сумма за 5 лет (в %)
Оборона и безопасность 4,88 трлн. руб. +17%
Социальная политика 4,71 трлн. руб. +24%
Поддержка экономики 2,4 трлн. руб. +30%
Госаппарат 1,31 трлн. руб. +54%
Поддержка регионов 835 млрд. руб. +25%
Расходы на государственный долг 824 млрд. руб. +129%
Образование 663 млрд. руб. -1%
Здравоохранение 460 млрд. руб. -8%
ЖКХ 126 млрд. руб. -29%
Культура 94 млрд. руб. -1%
Экология 89 млрд. руб. +271%
СМИ 83 млрд. руб. +8%
Спорт 102 млрд. руб. -13%
Итого 16,53 трлн. руб. +24%

Как будут покрывать дефицит бюджета

Несмотря на то, что в 2017 году, государственная казна демонстрирует тенденции к сокращению дефицита, в 2018 году также остро встанет вопрос о том, чем закрывать бюджетные дыры.

Меньше 3 триллионов рублей осталось на счетах Резервного фонда, которые, по сути, исчерпаются до конца 2017 года. Согласно анонсам из финансовых ведомств, в следующем году планируется задействовать средства из Фонда национального благосостояния – сейчас на его счетах около 4 триллионов рублей. Однако, проблема их использования заключается в том, что около 50% этих средств задействованы в долгосрочные инфраструктурные проекты, и изъять эти не так-то просто. Поэтому, в конечном итоге, доступной для покрытия бюджетного дефицита остается лишь половина денег Фонда.

Известно, что продолжится программа внешнего кредитования – Центробанк будет выпускать государственные облигации на внутренний, и на внешний рынок. Это вновь приведет к росту государственного долга. Однако, чиновники Министерства финансов успокаивают: его размер не превысит 20% от российского , а значит, останется в условно безопасной зоне.

Ожидаемые доходы госбюджета

Сфера 2017 год 2018 год
Доходы от нефти и газа
5,79 трлн. руб. 5,48 трлн. руб.
Поступления от 4,9 трлн. руб. 5,62 трлн. руб.
Акцизы 980 млрд. руб. 1,05 трлн. руб.
Налог на прибыль 725 млрд. руб. 806 млрд. руб.
Таможенные пошлины
555 млрд. руб. 572 млрд. руб.
Другие доходы 1,57 трлн. руб. 1,72 трлн. руб.
Итого 14,72 трлн. руб. 15,26 трлн. руб.

Что будет с нефтью и рублем?

«Черному золоту» предрекают рост на мировых рынках, что не может не отразиться и состоянии национальной экономики. С этим согласны и в Министерстве финансов РФ. А вот экономические эксперты Счетной палаты уверены в том, что нефть будет еще выше, чем прогнозируют в Минфине. Напомним, в проекте финансового ведомства цена на «черное золото» в трехлетней перспективе заложена на уровне 45 за баррель.

Вероятнее всего, в 2018 году нефти не удастся удержать свои, благоприятные для рубля, позиции, что, соответственно, скажется и на положении национальной валюты. В главном финансовом ведомстве страны считают, что в 2018 году курс рубля к доллару будет на уровне 65 к 1, вместо привычных 58 рублей за 1 американский доллар в 2017 году.

В дальнейшем российский рубль, по прогнозам чиновников, продолжит постепенно падать относительно инфляционной скорости – к 2020 году за покупку 1 американского доллара будут просить аж 68 рублей.