Война в сербии 1991. Война в Югославии: особенности, история и последствия

Послужило разрушение югославской государственности (к середине 1992 г. федеральные органы власти утратили контроль за ситуацией), вызванное конфликтом между федеративными республиками и различными этническими группами, а также попытками политических «верхов» пересмотреть существующие границы между республиками.

Война в Хорватии (1991-1995 гг.). В феврале 1991 г. Сабор Хорватии принял решение о «раздружении» с СФРЮ, а Сербское национальное вече Сербской Краины (автономный сербский район в составе Хорватии) - резолюцию о «раздружении» с Хорватией и сохранении в составе СФРЮ. Взаимное нагнетание страстей, гонения на сербскую православную церковь вызвали первую волну беженцев – 40 тыс. сербов были вынуждены покинуть свои дома. В июле в Хорватии была объявлена всеобщая мобилизация и к концу года численность хорватских вооруженных формирований достигла 110 тыс. человек. В Западной Славонии начались этнические чистки. Сербы были полностью изгнаны из 10 городов и 183 сел, из 87 сел – частично.

Со стороны сербов началось формирование системы территориальной обороны и вооруженных сил Краины, значительную часть которых составляли добровольцы из Сербии. Части Югославской народной армии (ЮНА) вошли на территорию Хорватии и к августу 1991 г. выбили с территории всех сербских районов добровольческие хорватские подразделения. Но после подписания перемирия в Женеве ЮНА прекратила помощь краинским сербам, и новое наступление хорватов вынудило их к отступлению . С весны 1991 по весну 1995 гг. Краина была частично взята под защиту «голубых касок», но требование Совета Безопасности ООН о выводе хорватских войск из зон, контролируемых миротворцами, выполнено не было. Хорваты по-прежнему предпринимали активные военные действия с применением танков , артиллерии, ракетных установок. В результате войны в 1991-1994 гг. погибло 30 тыс. человек, до 500 тыс. человек стали беженцами, прямые убытки составили более 30 млрд. долларов. В мае-августе 1995 г. хорватская армия провела хорошо подготовленную операцию по возвращению Краины в состав Хорватии. В ходе военных действий погибло несколько десятков тысяч человек. 250 тыс. сербов вынуждено было покинуть республику. Всего за 1991-1995 гг. из Хорватии выехало более 350 тыс. сербов.

Война в Боснии и Герцеговине (1991-1995 гг.). 14 октября 1991 г. в отсутствии депутатов-сербов Скупщина Боснии и Герцеговины провозгласила независимость республики. 9 января 1992 г. Скупщина сербского народа провозгласила Республику Сербскую Боснии и Герцеговины в составе СФРЮ. В апреле 1992 г. состоялся «мусульманский путч» - захват зданий милиции и важнейших объектов. Мусульманским вооруженным формированиям противостояла Сербская добровольческая гвардия и отряды добровольцев. Югославская армия отвела свои подразделения, а затем была блокирована мусульманами в казармах. За 44 дня войны погибло 1320 человек, число беженцев составило 350 тыс. человек.

США и ряд других государств обвинили Сербию в разжигании конфликта в Боснии и Герцеговине. После ультиматума ОБСЕ югославские войска были выведены с территории республики. Но обстановка в республике не стабилизировалась. Вспыхнула война между хорватами и мусульманами с участием хорватской армии . Руководство Боснии и Герцеговины разделилось на самостоятельные этнические группировки.

18 марта 1994 г. при посредничестве США была создана мусульмано-хорватская федерация и хорошо вооруженная совместная армия , которая начала наступательные операции при поддержке воздушных сил НАТО , наносящих бомбовые удары по сербским позициям (с санкции Генерального секретаря ООН). Противоречия сербских лидеров с югославским руководством, а также блокада «голубыми касками» тяжелого вооружения сербов поставили их в тяжелое положение. В августе-сентябре 1995 г. удары НАТО с воздуха, разрушившие сербские военные объекты, центры связи и системы ПВО , подготовили новое наступление мусульмано-хорватской армии . 12 октября сербы были вынуждены подписать соглашение о прекращении огня.

СБ ООН резолюцией №1031 от 15 декабря 1995 г. поручил НАТО сформировать миротворческие силы для прекращения конфликта в Боснии и Герцеговине, что стало первой в истории наземной операцией , проводимой при ведущей роли НАТО за пределами ее традиционной зоны ответственности. Роль ООН свелась к одобрению этой операции . Состав миротворческих многонациональных сил включал в себя 57300 человек, 475 танков , 1654 бронемашин, 1367 орудий, систем залпового гоня и минометов, 200 боевых вертолетов , 139 боевых самолетов, 35 кораблей (с 52 самолетами палубной авиации) и другое вооружение. Считается, что к началу 2000 г. цели миротворческой операции были в основном достигнуты – наступило прекращение огня. Но полного согласия конфликтующих сторон так и не удалось достичь. Неразрешенной осталась проблема беженцев.

Война в Боснии и Герцеговине унесла более 200 тыс. жизней, из них – более 180 тыс. – мирные жители. Только Германия затратила на содержание 320 тыс. беженцев (в основном мусульман) с 1991 по 1998 гг. около 16 млрд. марок.

Война в Косово и Метохии (1998-1999 гг.). Со второй половины 90-х годов ХХ века в Косово начала действовать Освободительная армия Косово (АОК). В 1991-1998 гг. между албанскими боевиками и сербской полицией произошло 543 столкновения, 75% которых пришлось на пять месяцев последнего года. Для пресечения волны насилия Белград ввел в Косово и Метохию полицейские части численностью 15 тыс. человек и примерно столько же военнослужащих вооруженных сил , 140 танков и 150 бронемашин. В июле-августе 1998 г. сербская армия сумела уничтожить основные опорные пункты АОК, контролировавшей до 40% территории края. Это предопределило вмешательство государств-членов НАТО , потребовавших прекратить действия сербских сил под угрозой бомбардировок Белграда. Сербские войска были выведены из края, и боевики АОК вновь заняли значительную часть Косово и Метохии. Началось насильственное вытеснение сербов из края.

В марте 1999 г. в нарушение Устава ООН НАТО начала «гуманитарную интервенцию» против Югославии. В операции «Союзническая сила» было использовано на первом этапе 460 боевых самолетов, к концу операции цифра возросла более чем в 2,5 раза. Численность сухопутной группировки НАТО была доведена до 10 тыс. человек с тяжелой бронетехникой и оперативно-тактическими ракетами на вооружении. Военно-морская группировка НАТО в течение месяца с начала операции была увеличена до 50 кораблей, снабженных крылатыми ракетами морского базирования и 100 самолетами палубной авиации, а затем увеличена еще в несколько раз (по палубной авиации – в 4 раза). Всего в операции НАТО участвовало 927 самолетов и 55 кораблей (4 авианосца). Войска НАТО обслуживались мощной группировкой космических средств.

Югославские сухопутные войска насчитывали к началу агрессии НАТО 90 тыс. человек и около 16 тыс. человек полиции и сил безопасности . Югославская армия имела до 200 боевых самолетов, около 150 ЗРК с ограниченными боевыми возможностями.

Для нанесения ударов по 900 объектам югославской экономики НАТО применила 1200-1500 высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования . В ходе первого этапа операции этими средствами были разрушены нефтяная промышленность Югославии, 50% индустрии боеприпасов , 40% танковой и автомобильной промышленности, 40% нефтехранилищ, 100% стратегических мостов через Дунай. Выполнялось от 600 до 800 боевых вылетов в сутки. Всего за операцию было совершено 38 тыс. боевых вылетов, применено около 1000

Страница 1 из 2

Одновременно с реализацией натовской стратегии администрация Клинтона внесла основной вклад в создание новой модели урегулирования конфликтов. Теоретическим и практическим полем творчества идеологов-демократов стала бывшая Югославия, кризисы в которой достигли апогея как раз после прихода к власти администрации Клинтона. Отечественные и американские специалисты по международным отношениям отмечали, что если в вопросе расширения НАТО не последнюю роль сыграли лидеры и элиты восточноевропейских стран (а в США – восточноевропейские национальные общины), то в вопросе югославского кризиса важным был западноевропейский фактор.

Во-первых, это неготовность (и нежелание) Европейского Союза взять на себя решение проблем безопасности, в чем не последнюю роль сыграло отсутствие собственных эффективных вооруженных сил. Во-вторых, отсутствие четкой позиции у западноевропейских стран по отношению к США и их роли в формирующемся порядке. В-третьих, сохранение опасений в отношении Российской Федерации и перспективы ее возврата к имперской политике. В-четвертых, преследование собственных политических целей отдельными европейскими державами, заинтересованными в усилении собственного влияния в регионе и в распаде югославской федерации (Германия). В-пятых, существование сложной внутриполитической ситуации в СФРЮ с начала 1990-х годов .

Как отмечают С. П. Глинкина и И. И. Орлик , Балканы всегда были ареной борьбы сверхдержав за влияние в регионе в целях реализации своих геополитических интересов. Балканские страны в свою очередь использовали соперничество великих держав для решения собственных задач. Однако в 90-е годы ситуация изменилась. Хотя геополитическое соперничество по-прежнему присутствовало в регионе, тем не менее, слабость позиций России и ее стремление уйти от лобового геополитического столкновения создавали условия для взаимодействия великих держав по урегулированию югославского кризиса. Это взаимодействие наиболее отчетливо проявлялось в работе Контактной группы по Югославии. Оно показало свою эффективность. Позиции участников иногда принципиальным образом расходились, что наглядно продемонстрировал кризис вокруг Косово, и все же стороны не переступали некую черту, за которой начиналась открытая конфронтация. Российской Федерации удалось избежать втягивания в изнурительную борьбу за геополитическое влияние в регионе. Такая политика, считают С. П. Глинкина и И. И. Орлик, означала бы истощение ее материальных и политических ресурсов, вела бы к конфронтации с НАТО и в результате означала бы изоляцию России в Европе.

Соединенные Штаты заняли активную позицию в кризисе на Балканах, оказывая поддержку вновь образующимся на территории СФРЮ новым независимым государствам, противодействуя объединению боснийских сербов с Сербией, создавая на территории Боснии и Герцеговины Мусульманско-хорватскую федерацию (МХФ) в 1994 г. и оказывая ей военную помощь. Затем США вмешались в гражданскую войну на стороне МХФ против Сербии, осуществили сначала отдельные, а затем и массированные авиаудары по сербам в сентябре 1995 г. Выработка Дейтонских соглашений проходила целиком под контролем США .

Благодаря усилиям непосредственного руководителя операции на Балканах генерала Кларка американские военачальники получили почти неограниченные полномочия в использовании военной силы против сербов. После подписания Дейтонских соглашений, У. Кларк заявил, что НАТО выиграли войну фактически без войны, которую сербы проиграли хорватам и мусульманам.

Вернувшись в США, он получил четвертую звезду и через полтора года вернулся в Европу в качестве Главнокомандующего объединенных вооруженных сил в Европе и на Балканах. При нем и при его самом активном руководстве развернулись события в Белграде и Косово.

Анализируя итоги урегулирования боснийского кризиса, ведущий специалист-конфликтолог В.А. Кременюк признавал, что боснийская война требовала принятия срочных мер, и международное сообщество должно было определенным образом вмешаться в конфликт. Однако вместо глубокого анализа истоков этого конфликта и возможных путей его решения в дело пошли антисербские эмоции (во многом спровоцированные и правительством США в лице государственного секретаря М.Олбрайт, и американскими средствами массовой информации), угрозы в адрес сербов, а затем и бомбардировки их позиций, стало ясно, что речь идет отнюдь не о мире в Боснии, а о чем-то другом. Скорее всего, о создании под эгидой НАТО системы «сдерживания» Сербии, единственной страны, способной и по величине, и по историческому опыту сохранить более или менее нейтральную зону на Балканах. Именно этого не хотели ни США, ни другие страны НАТО, и именно этого они добились .

Т. В. Оберемко считает, что Соединенными Штатами двигало не только (и не столько) стремление остановить этнические чистки и ««произвол сербов», сколько перспектива сделать Боснию важным стратегическим плацдармом для контроля над всем балканским регионом и поддержания выгодного США баланса сил в Средиземноморье. В своих планах, считает Т. В. Оберемко и многие другие российские исследователи, США хотели бы иметь на Балканах систему марионеточных, легко манипулируемых, слабых государств, конфликтующих друг с другом и заинтересованных во внешней опоре и поддержке, в том числе в размещении натовских войск .

Разрешение боснийского конфликта послужило созданию прецедента по военному урегулированию внутреннего конфликта при доминирующей роли США и НАТО. На примере Боснии администрация Клинтона стремилась продемонстрировать способность США выполнять роль лидера и основного исполнителя в решении проблем безопасности после окончания холодной войны. Действия на Балканах позволили Соединенным Штатам подтвердить роль лидера в Европе, обосновать необходимость продолжения американского присутствия в Европе, убедить. европейцев в целесообразности и необходимости сохранения НАТО как дееспособной организации для отражения вызовов постбиполярного мира. НАТО стала активно вытеснять ООН из сферы миротворчества, что сопровождалось общей критикой этой международной организации, наносившей ей серьезный ущерб.

Хотя после подписания Дейтонских соглашении в США говорили об успешном разрешении боснийского конфликта, ситуация в бывшей Югославии оставалась далекой от стабильности. Назревал новый кризис, теперь уже на территории самой Сербии, в связи с сепаратистскими устремлениями албанцев в Косове.

Геополитические интересы США откровенно проявились как во время боснийского кризиса, так и во время событий в Косово, когда США для достижения своих целей открыто использовали двойной стандарт в оценке действий разных сторон: обвинения высказывались только в отношении сербов, а негативные действия хорватов, боснийских мусульман и косоваров замалчивались. Откровенно поддерживалась тенденция к сепаратизму со стороны Косово, что не могло не дестабилизировать обстановку в СРЮ.

К решению проблем в Косово активно подключилось в 1997 г. мировое сообщество в лице ОН, ОБСЕ, Контактной группы НАТО, руководство отдельных стран. США, как всегда, заняли самую жесткую позицию – они предложили применить к Белгороду суровые меры, вплоть до введения экономических санкций и военной интервенции.

И в этом конфликте США избрали силовой путь и лидерство в планировании и проведении военной операции. Они также предприняли попытку превратить НАТО в самостоятельного игрока в решении проблем безопасности и заменить им ООН. США выступали инициатором и этом вопросе, хотя большинство мирового сообщества и европейских стран, да и значительная часть американского внешнеполитического истеблишмента не были готовы отказаться от ООН, считая необходимым реформировать ее и сохранить.

В Косово Совет безопасности ООН был отодвинут на второй план по мере того, как НАТО брала в свои руки урегулирование конфликта. Любая миротворческая операция должка была планироваться и осуществляться под руководством альянса, как и любое решение по использованию силы.

12 октября 1998 года Североатлантический альянс пошел на принятие самостоятельного решения о начале военной акции против Белграда в случае невыполнения С. Милошевичем резолюции № 1199 СБ ООН. В результате НАТО, оттеснив ООН, ОБСЕ и Контактную группу, взяла на себя роль главного арбитра, в решении косовского вопроса и судьбы политической власти в Сербии.

Б ходе переговоров в Рамбуйе (февраль 1999 г.) и Париже (март 1999 г.) США также использовали силовую модель, что выразилось в фактическом давлении на Сербию. Переговоры велись в форме ультиматума, подкрепляемого угрозой военной операции. Белграду были поставлены незавидные условия: либо под угрозой авиаударов НАТО согласиться на оккупацию страны (поскольку военные предложения предусматривали не только ввод войск НАТО в Косово, до и их свободное передвижение по всей территории Югославии) и с потерей Косово, либо принять на себя авиаудары. По оценке Г. Киссинджера, такая форма переговоров показала свою неэффективность и лишь усугубила ситуацию. Она стала демонстрацией того, что НАТО начала трансформироваться из оборонительной организации в институт коллективной безопасности с глобальными задачами и принудительной, моделью достижения целей и распространения западных ценностей

24 марта 1999 года НАТО начала военную операцию на территории Союзной Республики Югославии. Впервые за 50 лет своего существования альянс применил военную силу за пределами своей территориальной ответственности без получения мандата ООН. Впоследствии новая модель деятельности НАТО получила закрепление в новой стратегии Североатлантического альянса, закрепившей изменение существа и границ его миссии.

Фактически сорвав продолжение переговоров, США и НАТО, нарушив суверенитет независимой Югославии, поправ нормы международного права, обрушили на страну бомбовые удары. Во время агрессии Североатлантического альянса, которая длилась 78 дней, самолеты и крылатые ракеты стремились поразить военные объекты, вывести из строя югославскую армию. Атакам подвергалась вся территория Югославии. Авиация НАТО нанесла воздушные удары по 995 объектам. В налетах принимали участие 1200 самолетов, в том числе 850 боевых, совершивших в общей сложности более 25 тыс. авиавылетов. По территории Югославии было выпущено более 1 тыс. крылатых ракет, сброшено около 3 тыс. бомб. Бомбовые удары кроме военных объектов были нацелены на национальные парки и заповедники, а также средневековые монастыри и святыни: частично или полностью были разрушены 10 православных и католических церквей и монастырей. В ряде городов были поражены центры для беженцев, больницы, водопроводы, мосты, школы, частные дома, телефонные и другие коммуникации и т.д. Уже через несколько дней после начала акции, площадь нанесения бомбовых ударов была расширена на всю Югославию. Пострадали более 150 школьных зданий, ТЭЦ, больницы, телевизионные ретрансляторы, табачная фабрика, крупнейший автомобильный завод «Застава», разрушены и повреждены более 30 мостов, 10 раз ракеты попадали на железную дорогу. В результате агрессии за первые 2 месяца погибли 2 тыс. гражданских лиц, около 7 тыс. получили ранения, 30 % из них - дети. Материальный ущерб Югославии составил более 100 млрд. долларов. Бомбовые удары вызвали лавину беженцев из Косова. С началом агрессии в НАТО, т.е. после 24 марта, по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев страну покинули 790 тыс. этнических албанцев, 100 тыс. сербов, а также цыгане, адыгейцы, мусульмане стали беженцами . 20 июня 1999 г. последние части югославской армии были выведены из Косово.

Оценивая действия США на Балканах, большинство российских специалистов по международным отношениям обращали внимание не только на конфликт как таковой (историю, причины, этапы, результаты), но и на то, какие глобальные цели преследовали США и какое значение результаты урегулирования балканского кризиса имели для складывавшегося мирового порядка.

Американские критики политики администрации Клинтона на Балканах обращали внимание на то, что бывшая Югославия не представляла угрозы Соединенным Штатам и большинству европейских государств, поэтому столь жестокий ответ был неадекватным в отношения даже такого режима как режим Милошевича.

По мнению С. Хантингтона, действия Соединенных Штатов наглядно демонстрируют расхождение между декларируемой стратегией «благожелательного лидера», носителя демократических ценностей» свободы и стабильности и их истинными намерениями. Такую же точку зрения высказывает, например, политолог из Института Кейто Б. Кокри. Она считает, что жесткая наступательная политика США с использованием военной силы в бывшей Югославии преследовала две основные цели: 1) продемонстрировать действенность и незаменимость НАТО и 2) на практике отработать технику проведения операций по урегулированию этнических конфликтов, когда НАТО вступает на территорию суверенного государства, т. е. фактически вмешивается в его внутренние дела и нарушает его суверенитет .

Весьма критически высказались и другие американские политологи, усмотревшие в политике администрации Клинтона стремление окончательно разрушить существовавший режим безопасности, составлявший основу продолжавшего существовать модифицированного мирового порядка. Р. Гартофф из Брукипгского института отметил, что решение НАТО отвергнуть традиционное понимание существующих законов и действовать в обход ООН заключает в себе риск подорвать устои международного правопорядка, привести к утрате всякого разумного международного контроля над поведением государств и групп государств на международной арене, создав опасный прецедент .

Г. Киссинджер, выступавший за расширение НАТО и изменение ее миссии в новых международных условиях, особое внимание в критике администрации Клинтона обратил на двойной стандарт в определении объектов «гуманитарной интервенции» НАТО (игнорирование нарушений прав человека в одних странах и преувеличенное внимание к другим), что вносит противоречие в определение основных правовых критериев, на основе которых могут осуществляться военные операции на территории суверенных государств .

Оценивая действия США по урегулированию конфликта на Балканах В. А. Кремешок писал, что продемонстрированный подход выводился из концепции «единственной сверхдержавы», определявшей объем и содержание функций этой державы в современном мире и ответных обязанностей этого мира перед ней. На США и их союзников возлагается ответственность за поддержание общей международной стабильности, в связи с чем возник глубокий кризис в отношении Вашингтона к ООН. Если раньше, в условиях многополярного мира после окончания Второй мировой войны, когда существовали пять приблизительно равных великих держав (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай), или даже в условиях двуполярного мира, когда из числа великих держав выделились две сверхдержавы (СССР и США), ООН могла выступать в качестве дополнительного механизма к двусторонним механизмам согласования их интересов, то в условиях однополярного мира ситуация меняется: нет нужды согласовывать с кем бы то ни было свои интересы, а, следовательно, не нужен и механизм Совета Безопасности ООН .

В рамках этой концепции, справедливо отметил политолог, стали меняться, и довольно радикально, отношение к использованию силы в международных отношениях и готовность ее использовать. Исчез вынужденный, контроль над собственными планами и амбициями, существовавший в годы холодной войны в связи с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены применения силы до неприемлемого уровня. Окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания международной безопасности с помощью авиационно-ракетных ударов, десантов спецназа и поставок вооружений. В противовес временам холодной войны, оказалось, что применение силы не просто оправданно, но и целесообразно, а также полезно против «плохих людей (стран, организаций, группировок и т.д.).

Критику Б. А. Кременюка вызывает и «миротворчество по-американски»: предлагаемая США политика миротворчества оставляет от него только то, что нужно державе-миротворцу, – предлог для военного вмешательства и для последующей военной оккупации. Происходит распространение военного присутствия США и НАТО в регионы, ранее не относившиеся к зоне их ответственности.

Особую обеспокоенность у российских и американских критиков силовой и асимметричной модели урегулирования конфликтов вызывает «моральная нечистоплотность» миротворчества в его современном виде (плохо завуалированное осуществление политики силы в интересах одного государства и его союзников), не содействующая поискам мира, а откладывающая на время следующий тур противоборства.

Косовский кризис заострил противоречия между США и остальным миром, в том числе, их европейскими союзниками. Авторитетный отечественный специалист по международным отношениям А. В. Торкунов в этой связи отмечал, что «косовский кризис с его еще не до конца и не в полной мере предсказуемыми и прогнозируемыми последствиями оказал весьма существенное воздействие на всю современную систему международных отношений, на общую обстановку в мире и на взаимоотношения между многими ключевыми для современного миропорядка державами. Новый «фактор Косово» и проявившиеся в нем проблемы и тенденции приобретают сегодня особое значение еще и потому, что сама современная система международных отношений по-прежнему находится в процессе становления» . Политолог верно подметил основные факторы, характеризовавшие не только политику Соединенных Штатов, но и международные отношения в целом.

Специалист ИСКРАН С. М. Самуйлов замечает, что «фактическое отторжение Косово от Югославии, которое произошло после окончания войны, ввод в край миротворческих сил НАТО и массовый исход сербского населения из него, решило проблему "этнических чисток" албанцев и стало новым проявлением геосамоуверенности США. Но… США и НАТО, решив одну проблему, создают новую, а именно закладывают почву для новой войны на Балканах в будущем. Американцам еще предстоит извлечь урок из нынешней собственной геосамоуверенности» .

Отвечая на вопрос «Что изменил балканский кризис ?» В. А. Кременюк пишет, что «среди перемен в международных отношениях разного уровня и масштаба, случившихся после нападения блока НАТО на Югославию, доминируют такие, которые свидетельствуют: в мире наступает период неизмеримо более суровый, опасный и угрожающий… Вследствие агрессии НАТО мир отброшен к временам, когда в международных отношениях господствовали не законы, не право, а сила… Сегодня силовому потенциалу США и НАТО не противостоит никакой другой аналогичный потенциал» .

Таким образом, косовский кризис ознаменовал переход международной системы к глубоким переменам во взаимоотношениях между США, как единственной оставшейся после эпохи холодной войны сверхдержавой, лидером НАТО, и остальным миром, причем – как дружественным Вашингтону, так и недружественным или нейтральным. Напав на Югославию и проведя против нее воздушную войну, США сделали заявку:

  • во-первых, на уникальное положение в международных отношениях, когда применение ими силы против других стран регламентируется только их собственными интересами и расчетами и ничем больше – ни правом, ни сдерживающим воздействием другой сверхдержавы, ни, наконец, просто моральными соображениями;
  • во-вторых, с помощью этой агрессии был уничтожен и другой принцип международных отношений, помимо отказа от применения силы, – обязательство использовать только политические и дипломатические средства урегулирования конфликтов, выросшее из понимания опасности применения современных разрушительных вооружений;
  • в-третьих, был нарушен принцип национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Политическое противостояние таких супердержав, как США и СССР, длившееся с середины 40-х и до начала 90-х годов прошлого века, и никогда не перераставшее в настоящий военный конфликт, привело к возникновению такого термина, как холодная война. Югославия - это бывшая социалистическая которая начала распадаться практически одновременно с Главной причиной, послужившей толчком к началу военного конфликта, стало желание Запада установить свое влияние на тех территориях, которые ранее принадлежали СССР.

Война в Югославии складывалась из целой серии вооруженных конфликтов, длившихся на протяжении 10 лет - с 1991 по 2001 год, и в итоге приведших государство к распаду, в результате которого образовалось несколько независимых друг от друга государств. Здесь боевые действия имели межнациональный характер, где участвовали Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Албания и Македония. Война в Югославии началась из-за этнических и религиозных соображений. Эти события, произошедшие в Европе, стали самими кровопролитными со времен 1939-1945 гг.

Словения

Война в Югославии началась с вооруженного конфликта 25 июня - 4 июля 1991 г. Ход событий берет свое начало с провозглашенной в одностороннем порядке независимости Словении, вследствие чего между нею и Югославией вспыхнули боевые действия. Руководство республики взяло под контроль все границы, а также воздушное пространство над страной. Местные военные части стали готовиться к захвату казарм ЮНА.

Югославская народная армия встретила ожесточенное сопротивление местных отрядов. В спешном порядке возводились баррикады и блокировались пути, которыми следовали отряды ЮНА. В республике была объявлена мобилизация, а ее руководители обратились за помощью к некоторым европейским странам.

Война окончилась вследствие подписания Брионского соглашения, которое обязывало ЮНА прекратить вооруженный конфликт, а Словения должна была на три месяца приостановить подписание декларации о провозглашении своей независимости. Потери со стороны Югославской армии составили 45 человек убитых и 146 раненых, а со Словенской, соответственно, 19 и 182.

Вскоре управление СФРЮ было вынуждено признать свое поражение и смириться с независимой Словенией. В завершение ЮНА вывела войска с территории новообразовавшегося государства.

Хорватия

После того как Словения обрела независимость от Югославии, сербская часть населения, проживающая на этой территории, попыталась создать отдельную страну. Они мотивировали свое желание отсоединиться тем, что здесь якобы постоянно нарушались права человека. Для этого сепаратисты начали создавать так называемые отряды самообороны. Хорватия расценила это как попытку ее присоединения к Сербии и обвинила своих оппонентов в экспансии, вследствие чего в августе 1991 г. начались масштабные боевые действия.

Свыше 40% территории страны было охвачено войной. Хорваты преследовали цель освободиться от сербов и выгнать ЮНА. Добровольцы, желающие обрести долгожданную свободу, объединялись в отряды гвардейцев и всеми силами добивались для себя и своих семей провозглашения независимости.

Боснийская война

1991-1992 года стали началом пути освобождения от кризиса Боснии и Герцеговины, в который ее втянула Югославия. Война на этот раз затронула не только одну республику, но и соседние с ней земли. В результате данный конфликт привлек к себе внимание НАТО, ЕС и ООН.

На этот раз военные действия происходили между боснийскими мусульманами и их единоверцами, ратующими за автономию, а также хорватами и вооруженными группами сербов. В начале восстания в конфликте была замешана и ЮНА. Чуть позже подключились силы НАТО, наемники и добровольцы от разных сторон.

В феврале 1992 года было выдвинуто предложение о разделе данной республики на 7 частей, по две из которых должны были достаться хорватам и мусульманам, а три - сербам. Это соглашение не было одобрено главой боснийских сил Хорватские и сербские националисты заявили, что это был единственный шанс прекратить конфликт, после чего Гражданская война в Югославии продолжилась, привлекая к себе внимание почти всех международных организаций.

Боснийцев объединились с мусульманами, благодаря чему была создана Боснии и Герцеговины. В мае 1992 г. АРБиХ превратилась в официальные вооруженные силы будущего независимого государства. Постепенно военные действия прекратились вследствие подписания Дейтонского соглашения, которое предопределило конституционную структуру современной независимой Боснии и Герцеговины.

Операция «Обдуманная сила»

Такое кодовое название получила воздушная бомбардировка позиций сербов в боевом конфликте в Боснии и Герцеговине, которую проводила НАТО. Поводом для начала этой операции послужил взрыв в 1995 г. на территории рынка Маркале. Определить виновных в терроризме не удалось, но НАТО ответственность за случившееся возложила на сербов, которые категорически отказались выводить свое вооружение из Сараево.

Таким образом, история войны в Югославии продолжилась операцией «Обдуманная сила» ночью 30 августа 1995 года. Ее целью было снижение возможности сербского штурма безопасных зон, которые установила НАТО. Авиация Великобритании, США, Германии, Франции, Испании, Турции и Нидерландов начали наносить удары по позициям сербов.

В течение двух недель было произведено больше трех тысяч вылетов самолетов НАТО. Результатом бомбардировки стало разрушение радарных установок, складов с боеприпасами и оружием, мостов, телекоммуникационных связей и других жизненно необходимых объектов инфраструктуры. И, конечно же, главная цель была достигнута: сербы покинули город Сараево вместе с тяжелой техникой.

Косово

Война в Югославии продолжилась вооруженным конфликтом, который вспыхнул между СРЮ и албанскими сепаратистами в 1998 г. Жители Косово стремились обрести независимость. Через год в ситуацию вмешалось НАТО, вследствие чего началось проведение операции под названием «Союзная сила».

Данный конфликт систематически сопровождался нарушениями прав человека, что привело к многочисленным жертвам и массовому потоку переселенцев - спустя несколько месяцев после начала войны насчитывалось около 1 тыс. убитых и раненых, а также более 2 тыс. беженцев. Итогом войны стала резолюция ООН 1999 г., согласно которой было гарантировано предотвращение возобновления огня и возвращение Косово под власть Югославии. Совет Безопасности обеспечил общественный порядок, надзор за разминированием, демилитаризацию ОАК (Освободительной армии Косово) и вооруженных групп албанцев.

Операция «Союзная сила»

Вторая волна вторжения Североатлантического альянса в СРЮ происходила с 24 марта до 10 июня 1999 г. Операция происходила во время этнических чисток в Косове. Позже подтвердил ответственность служб безопасности СРЮ за совершенные преступления против албанского населения. В частности, во время проведения первой операции «Обдуманная сила».

Власти Югославии засвидетельствовали 1,7 тыс. погибших граждан, 400 из которых были детьми. Около 10 тыс. человек были тяжело ранены, а 821 - пропали без вести. Подписание Военно-технического соглашения между ЮНА и Североатлантическим альянсом положило конец бомбардировке. Силы НАТО и международная администрация взяла под контроль этот регион. Чуть позже эти полномочия были переданы этническим албанцам.

Южная Сербия

Конфликт между незаконной вооруженной группой, которая носила название «Армия освобождения Медведжи, Прешева и Буяноваца», и СР Югославия. Вершина активности в Сербии совпала с обострением ситуации в Македонии.

Войны в бывшей Югославии почти прекратились после достижения неких договоренностей между НАТО и Белградом в 2001 г., по которым гарантировалось возвращение югославских войск в зону наземной безопасности. Кроме того, были подписаны соглашения по вопросам формирования полицейских сил, а также об амнистии боевиков, которые решили добровольно сдаться.

Противостояние в Прешевской долине забрало жизни 68 человек, 14 из которых были полицейскими. Албанские террористы совершили 313 нападений, жертвами которых стали 14 человек (9 из них удалось спасти, а судьба четверых остается неизвестной и по сей день).

Македония

Причина конфликта в этой республике не отличается от предыдущих столкновений в Югославии. Противостояние происходило между албанскими сепаратистами и македонцами на протяжении практически всего 2001 г.

Ситуация начала накаляться в январе, когда правительство республики засвидетельствовало частые случаи агрессии по отношению к военным и полиции. Поскольку македонская служба безопасности не предприняла никаких действий, население пригрозило самостоятельной закупкой оружия. После этого, с января по ноябрь 2001 г. происходили постоянные столкновения албанских группировок с македонцами. Самые кровавые события происходили на территории города Тетово.

В результате конфликта жертв со стороны Македонии насчитывалось 70 человек, а албанских сепаратистов - около 800. Сражение завершилось подписанием Охридского соглашения между Македонией и албанскими силами, что привело республику к победе в борьбе за независимость и переходу к налаживанию мирной жизни. Война в Югославии, хроника событий которой официально заканчивается в ноябре 2001 г., на самом деле продолжается и по сегодняшний день. Сейчас она имеет характер всевозможных забастовок и вооруженных столкновений в бывших республиках СРЮ.

Итоги войны

В послевоенный период был создан Международный трибунал по бывшей Югославии. Этот документ восстановил справедливость по отношению к жертвам конфликтов всех республик (кроме Словении). Конкретные лица, а не группировки, принимавшие непосредственное участие в преступлениях против человечности, были найдены и наказаны.

В течение 1991-2001 гг. по всей территории бывшей Югославии было сброшено около 300 тыс. бомб и выпущено около 1 тыс. ракет. В борьбе отдельных республик за свою независимость большую роль сыграла НАТО, которая вовремя вмешалось в самоуправство югославских властей. Война в Югославии, годы и события которой унесли жизни тысяч мирных жителей, должны послужить уроком для общества, так как даже в нашей современной жизни нужно не только ценить, но и всеми силами поддерживать столь хрупкий мир во всем мире.

Бомбардировки Югославии силами НАТО начались 24 марта и закончились 10 июня 1999 года. Под ударом оказались как военные объекты, так и гражданская инфраструктура. По информации властей Союзной Республики Югославии, за время бомбардировок общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1 700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были серьёзно ранены. Эта операция унесла жизни людей и после своего окончания, поскольку НАТО использовало в боеприпасах радиоактивный обеднённый уран. Бомбардировки были прекращены после подписания Военно-технического соглашения в Куманове между представителями югославской армии и стран НАТО.

Представляем хронологию 11-недельного противостояния в нашей классической фотоподборке.

В середине 90-х начались столкновения сербской армии и полиции с Армией освобождения Косово. 28 февраля 1998 года Армия освобождения Косова объявила о начале вооруженной борьбы за независимость края. В марте 1999 года в конфликт вмешалась НАТО, начавшая бомбардировки СРЮ.


24 марта 1999 года — начало военных действий на территории Югославии. Вечером этого дня были нанесены первые ракетные удары.


Решение о начале операции принял бывший в то время Генеральным секретарем НАТО Хавьер Солана. Ударам подвергся ряд городов, в том числе Белград, Приштина, Ужице, Нови-Сад, Крагуевац, Панчево и Подгорица. В числе попавших под обстрел объектов были крупные промышленные объекты, военный аэродром, а также радарные установки на черногорском побережье Адриатического моря. «Союзная сила» стала одной из первых реальных военных операций НАТО.


Спустя четыре дня президент США Билл Клинтон, после совещания с руководителями Великобритании, Германии, Франции и Италии, подтверждает разрешение усилить военные удары по Югославии.


В США и в России начали проходить акции протеста. Несколько десятков американцев вышли перед Белым домом в Вашингтоне на митинг против операции НАТО. В Москве более сотни горожан прошлись маршем по улицам и устроили митинг возле посольства США на Новинском бульваре, распевая песни о «славянских братьях» в Сербии, требуя прекратить агрессию и начать поставки в Югославию систем С-300.


В ходе операции, которая длилась 11 недель, силы НАТО нанесли по Югославии более 2 тыс. авиаударов и израсходовали 420 тыс. боеприпасов. Часть бомб, которые использовали войска, была начинена обедненным ураном. Жертвами бомбардировок стали около 2 тыс. мирных граждан и 1 тыс. военных, более 5 тыс. человек были ранены, 1 тыс. пропала без вести.


3 апреля 1999 в Белграде было разрушено здание Министерства внутренних дел Сербии и Югославии.


12 апреля парламент Союзной Республики Югославии проголосовал за присоединение республики к союзу России и Белоруссии. Российский парламент на экстренном заседании полностью поддержал сербских коллег. Но президент России Борис Ельцин процесс заблокировал.


14 мая 1999 года произведена одна из наиболее трагичных бомбардировок. Удар был нанесен по албанской деревне Кориша. Число погибших по разным данным составило от 48 до 87, пострадавших — от 60 до 160 человек.


3 июня был сделан шаг к миру: президент Югославии согласился с планом мирного урегулирования конфликта.


В этот же день была принята резолюция Совета Безопасности ООН. Из Косово были выведены военные силы Югославии, на территории края создано международное гражданское присутствие по безопасности. Бомбардировки прекратились. По официальным данным НАТО, в ходе кампании альянс потерял двух военнослужащих.


Общий ущерб, нанесённый Югославии, оценивается в 1 млрд долларов. Сербские источники оценивают ущерб в 29,6 млрд долларов, наибольшую долю которого, 23,25 млрд, составил потерянный валовой внутренний продукт. Публиковалась также оценка — около 30 млрд. Были уничтожены или серьезно повреждены около 200 промышленных предприятий, нефтехранилищ, энергетических сооружений, объекты инфраструктуры, в том числе 82 железнодорожных и автомобильных моста. Также уничтожено около 90 памятников истории и архитектуры, более 300 зданий школ, вузов, библиотек, более 20 больниц. Около 40 тысяч жилых домов полностью разрушено или повреждено. В результате бомбардировок около 500 000 человек в Югославии остались без работы.


По окончании операции была завершена Косовская война. Контроль над регионом перешёл к силам НАТО и международной администрации, которая затем передала большинство полномочий структурам этнических албанцев.


Это была вторая крупномасштабная военная операция НАТО. Операция оправдывалась как гуманитарная интервенция, но она была проведена без мандата ООН, в связи с чем часто характеризуется критиками как незаконная военная агрессия.

Современные международные отношения все чаще характеризуются тем, что решение политических и экономических вопросов происходит путем ведения локальных войн.

Военно-политические предпосылки развязывания конфликта в Югославии носят во многом сложный характер, более того, аспекты протекания рассматриваемого конфликта, имеют прикладной характер для политического руководства любого государства вследствие того, что без глубокого и четкого понимания причин развязывания локального военного конфликта, нельзя своевременно и адекватно реагировать на динамичные изменения внешнеполитической ситуации в мире, принимать обоснованные военно-политические решения следуя четко сформированной концепции национальной безопасности государства.

Представители разных этнических и религиозных групп не смогли сосуществовать мирно, и в начале 90-х годов Югославия распалась на отдельные государства. Из состава федерации Югославия (СФРЮ) вышли 4 республики из 6: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Сербия и Черногория образовали новое, меньшее по площади, государство, сохранившее прежнее название "Югославия" (СРЮ).

25июня 1991г. Словения объявила о своей независимости. 27 июня армия прежней югославской федерации, имеющая современное вооружение, начала бомбить расположенные вдоль границ населенные пункты и аэропорт. Но уже 7 июля было заключено соглашение о прекращении боевых действий. Вскоре, после этого Словения, признанная международным сообществом, в условиях мира и демократии начала строительство национального государства.

Вооруженный конфликт в Хорватии продолжался несколько месяцев. 19 декабря 1991г. в районах, населенных сербами, была провозглашена республика Сербская Краина. Конфликт был погашен после введения войск ООН в начале 1992г.

В Сербии конфликт принял значительно больший размах. Еще в 1990г. на территории автономного края Косово большинство граждан которого этнические албанцы, вспыхнули беспорядки на межнациональной почве. Косово или Косово и Метохия, находится на месте средневековых областей Метохия, Призрен и Косово поле, которые вошли в состав Сербии еще в конце XIIв. Вокруг Косово формировалось средневековое Сербское государство. Там располагалась резиденция сербских епископов и столица страны. В 1389г. на Косовом поле сербы потерпели поражение от турок и надолго попали к ним в вассальную зависимость. Сербы все долгие века турецкого ига хранить и развивать свои духовные традиции и Косово всегда было для них символом возрождения. До конца XIIв. Сербы составляли большинство в Косово. Но политическая и демографическая ситуация сложилась так, что в XXв. Преобладающей нацией в крае стали албанцы-мусульмане. Сепаратистские движения поддерживаемые Албанией, всегда были сильны в Косово. Югославские власти пытались проводить политику ассимиляции, используя и силовые методы, но это ни к чему ни привело. И по конституции 1974г. автономный статус Косово был довольно высок. Крупнейшей этнической группой в крае были албанцы (77% населения), сербы составили 13%, боснийские мусульмане 4%, цыгане 2% черногорцы 2% 6 .

Пришедший к власти Слободан Милошевич начал проводить политику по снижению автономного статуса. Это привело только к сопротивлению албанцев, беспорядка и военному положению. К 1989г С.Милошевичу удалось назначить своих ставленников на руководящие посты в Косово. В 1992г. албанские политики заявили об отделении Косово от Сербии. Сербия признала это заявление не конституционным, распустило правительство края и ввела на его территории свое правление. Однако фактически в Косово сохранялось двоевластие. В 1990-х гг. численность албанского населения продолжала быстро увеличиваться. Численность сербов уменьшалась.

Очень напряженным было положение также в Боснии и Герцеговине. Босния и Герцеговина насчитывала 4,5 млн. боснийцев, среди которых был 31: православных сербов, 18% хорватов-католиков и 44% мусульман. На референдуме 1-2 марта 1992г. большинство населения высказалось за независимость. Президент Боснии А. Изетбегович, мусульманский лидер выступил за создание в Боснии исламского государства, которое затем должно было разрастись на всю территорию бывшей Югославии.

2 марта 1992г. в ряде боснийских городов вспыхнули беспорядки. Сербы, не согласившись с такими перспективами, отказались принять результаты референдума и выступили на путь вооруженной конфронтации. Первые вооруженные столкновения произошли в Сараево 6 апреля, когда новое боснийское государство было признано Европейским сообществом и США. В это день по манифестантам, собравшимся перед парламентом, чтобы выступить в поддержку мусульманского режима, сербские снайперы открыли огонь. На следующий день в Пале, пригороде Сараево, боснийские сербы провозгласили «Сербскую республику Боснии-Герцеговины». Ее президентом был избран, Радован Караджич. Сербия поддержала новую республику. Хорваты на следующий день провозгласили хорватское содружество Герцег-Босна. Началось формирование республиканских воинских подразделений. С этого момента можно вести отсчет настоящей войны в Боснии.

В мае сербы захватили более двух третей территории страны, блокировав Сараево и другие районы. Контролируемые мусульманами.17 мая силы по поддержанию мира ушли из Сараево. Их примеру последовали и другие организации. 30мая ООН объявила Сербию агрессором и ввела экономические санкции. Западные лидеры в том числе президент США ДЖ. Буш, заявили о готовности применить силу, если гуманитарная помощь не будет доходить до жителей Сараево. В июле удалось установить воздушный мост для обеспечения мирных жителей продовольствием и медикаментам.

С 6 июля 1992г. стали поступать сообщения об этнических чистках, которые проводились сербами по отношению к мусульманскому населению. Их деревни, дома в смешанных населенных пунктах, их мечети и церкви предаются огню. До международного сообщества доходили сведения, что люди согнанные сербами в лагеря, терпят лишения и побои, зачастую над ними грубо издеваются. Приходят сообщения и о казнях.

В мае 1993г. самолеты ВВС США начали облеты территории Боснии и Герцеговины, установив плотную воздушную запретную зону. Это делалось для ослабления сербских войск на территории Боснии и оказания давления на сербское руководство при проведении переговоров о ликвидации кризиса. Кроме того, в районах конфликта были выведены миротворческие силы ООН.

Президент Сербии С. Милошевич тем не менее заявил о продолжении боевых действий против Боснии. На этом этапе возможности международных организаций ограничивалась размещением миротворческих войск и объявления Сараево и пяти других захваченных сербами городов зоной безопасности.

Прямая интервенция НАТО началась в конце 1993г. после того как сербов обвинили в нападении на зоны безопасности. Соратники Р. Караджича разгромили 5-й корпус боснийской армии в анклаве Бихач, и тогда 30 самолетов НАТО атаковали аэропорт в Сербской Краине. Сербы опровергли выводы о том, что снаряд прилетел с сербской стороны, но НАТО выдвинуло им ультиматум: в течении десяти дней отвести тяжелую артиллерию на 20км от центра города, в противном случае они подвергнутся удару с воздуха. 28 апреля 4 сербских самолеты действительно были сбиты силами НАТО. В дальнейшем сербские позиции неоднократно обстреливались самолетами стран НАТО. После очередной бомбардировки Сараево 28 августа 1995г. против сербской армии начинается операция «Решительные действия», суть которой состояла в нанесении массированных бомбово-ракетных ударов.

Вместе с тем активизируются политические и экономические методы воздействия на сербское руководство. Тщательный контроль за эмбарго на ввоз вооружения в Боснию. Принятии торговых санкций против Сербии, действия, направленные на восстановление диалога, на время приостановили дальнейшее развитие конфликта. Однако после того, как летом 1995г. хорватско-мусульманские силы захватили половину боснийской территории в Дейтоне (Огайо) подписываются мирные договоры под эгидой США. 14 декабря 1995г. в Париже сербский президент С. Милошевич, хорватский - Ф. Туджман и боснийский - А. Изетбегович, подписали соглашения по которым предполагалось создание единого государства состоящего из двух частей: хорвато-мусульманской Федерации и Сербской республики Босния. На территорию Боснии были выведены международные силы НАТО, в функции которых входило обеспечение мирного процесса.

Занимаясь проблемами Боснии, пытаясь урегулировать и косовскую проблему, но к компромиссу не пришли. Все внимание было направлено в другую сторону. Но не прошло и двух лет, как о Косово заговорили во всем мире. В 1997г. в Албании началась гражданская война. Это тут же сказалось на ситуации в крае.

Люди и оружие почти беспрепятственно перемещались через границу Албании и Косово. Албанцы любой ценой стремились выйти из состава Югославии. Прошли многочисленные демонстрации. Сербские внутренние войска подавляли их силой, неоднократно открывая огонь. Многие демонстранты погибли. В ответ албанцы начали террор против сербских властей в Косово. Ответственность за это взяла на себя так называемая Освободительная армия Косово (ОАК).

К лету 1998г. Косово захлестнула волна насилия. Сербские силы безопасности начали партизанскую войну с ОАК. Как и в предыдущем конфликт в Боснии и Герцеговине, сербские войска занимались «этническими чистками», применяя военную силу против гражданского населения. Кровопролитные столкновения между ОАК и правительственными войсками продолжались до осени. К тому времени, когда вооруженные формирования ОАК были оттеснены к албанской границе, число беженцев из Косово превысило 200 тыс. человек. В этой войне США, стремящееся увеличить свое влияние на Балканах, активно выступали против сербов. Уже долго происходило отчуждение Югославии от Европейского сообщества. В начале сентября С. Милошевич за возможность предоставления краю самоуправления. Но уже было поздно. Вскоре было раскрыто убийство 45 албанцев в селе Рачак. Это преступление приписали сербам, кризис усилился. В стране продолжались межэтнические столкновения. Над Белградом нависла угроза ударов с воздуха силами НАТО.

Ведущие политики крупнейших стран Запада и России попытались разрешить конфликт мирным путем. Во французском городе Рамбуйе 7-23 февраля 1999г. прошли переговоры. Страны Западной Европы, не желающие роли усиления США на Балканах, стремились достичь компромисса. Россия, фактически оттесненная от принятия решений, стояла на жестких позициях. В ходе переговоров США сначала несколько смягчили свою антисербскую позицию, но это длилось не долго. Переговоры, возобновившиеся 15 марта, завершились уже через три дня. Руководство НАТО обвинило Югославию в срыве переговоров и настаивало на том, чтобы вывести в Югославию войска. Российское руководство выражало протест, однако все уже было предрешено. 21 марта НАТО объявило Милошевичу ультиматум, и 24 марта по территории Югославии были нанесены первые ракетно-бомбовые удары. Все это проводилось без санкции Совета Безопасности ООН, и раздались голоса о кризисе этой организации. Совет собрался 26 марта. Россия предложила обсудить агрессию НАТО, но поддержки не получила. Тем не менее российские дипломаты все время пытались остановить эту войну. Уже 30 марта Белград посетила российская делегация во главе с премьер-министром Е.М. Примаковым, 13 апреля в Осло состоялась встреча министра иностранных дел России И.С. Иванова и государственного секретаря США М. Олбрайт, а 14 апреля для ведения переговоров спецпредставителем был назначен В.С. Черномырдин. После поездки Черномырдина в Белград переговорный процесс был продолжен, а число его участников расширилось. Пока дипломаты пытались договориться бомбардировки не прекращались. Гибли мирные жители, как сербы, так и косовары, беженцев из Косово становилось все больше. В результате бомбежек стала реальной опасность экологической катастрофы. НАТО продолжало наносить удары по Югославии и в мае, при этом активизировалась и деятельность ОАК. Некоторые страны - члены НАТО (Греция, Нидерланды, Чехия, ФРГ) предложили временно прекратить бомбардировки, но поддержки не получили.

Только в начале июня в Белграде состоялись переговоры президента Финляндии М. Ахисари, С. Милошевича и В.С. Черномырдина. Нсмотря на сдержанное отношение США, они прошли успешно. 10 июня генеральный секрктарь НАТО Х. Солана отдал приказ главнокомандующему вооруженными силами НАТО прекратить бомбардировки. В Косово были введены миротворческие силы.

По разным данным, в Югославии погибли от 5 до 10 тыс. человек, включая албанцев. Число беженцев из Косово достигло почти 1500 тыс. человек. Ущерб от бомбардировок составил от 100 до 130млд. Долларов

В начале 2003г. Югославия прекратила свое существование: Сербия и Черногория стали самостоятельными государствами.

преступление международный правонарушение конфликт югославия