Европейская интеграция. Краткая история интеграции европейских сообществ

Европе́йская интегра́ция - это процесс взаимодействия между социальными и политическими институтами государств Европы, стимулирующий создание новой политической системы Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.

История становления Европейского Союза. основой для европейской интеграции стали разрушительные последствия Второй мировой войны пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире, стремление стран Западной Европы восстановить экономические позиции. К окончанию 2МВ сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950 . В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Это открыло путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений

– создание таможенного союза с введением политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка , предусматривавшего осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза , введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002)

Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). Столкновение двух подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966 , вылившись в так называемый «Кризис пустого стула».(президент Шарль де Голль отозвал французских представителей из органов ЕЭС) партнеры по Сообществу пошли на так называемый «Люксембургский компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето при принятии важнейших решений шестью членами ЕЭС


В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

1987 Единый европейский акта (ЕЕА) ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции. углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики

1992 Подписание Договора о Европейском Союзе в в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам новое официальное название – ЕС. В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены

1997 Амстердамский договор () подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности, включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии

2000 . Ниццский договор сосредоточился на трех основных проблемах: внутренних реформах ЕС, принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, формировании общей внешней и оборонной политики Союза

Институты ЕС. Одни институты состоят из лиц, действующих в качестве официальных представителей государств-членов; другие – из лиц, предлагаемых национальными правительствами, но действующих от имени всего Сообщества

Европейский Совет образован в 1974 В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год. Обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете

Совет ЕС (Совет министров) – (Council)– высший законодательный орган ЕС. . Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.

Европейская комиссия (European Commission) – исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы.. Комиссии принадлежит право законодательной инициативы: она разрабатывает законодательные предложения и направляет их в Совет, контролирует дальнейший процесс законотворчества; следит за применением законодательных актов, принятых Советом. Они назначаются на пять лет национальными правительствами. . Комиссия состоит из 26 генеральных директоратов (Directorate-General), ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС, включая отношения с третьими странами. Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе

Европейский парламент Европейский парламент (European Parliament)– консультативно-законодательный орган ЕС,состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах. . Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС. Парламент контролирует деятельность Совета. Римский договор 1957 отводил Парламенту исключительно консультативную роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Процедура принятия бюджета, предусматривающая два чтения в Парламенте, позволяет ему вносить поправки в разработанный Советом проект. насчитывает 732 депутата. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать числу голосов каждой страны в органах ЕС. Ежемесячные пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге. Деятельность Парламента осуществляется под руководством Бюро, состоящего из председателя и 14 вице-председателей, избираемых на два с половиной года.

Суд Европейских сообществ (Court of Justice of the European Communities). Обеспечивает единообразное применение и толкование права ЕС на всей его территории. Суду ЕС подведомственны все вопросы, связанные с исполнением норм права Состоит из 15 судей Место пребывания – Люксембург.

Счетная палата (Палата аудиторов) (The Court of Auditors). Создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений Проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам (по просьбе институтов или по собственной инициативе); помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС. . Палата состоит из представителей государств-членов Место пребывания – Люксембург.

Комитет регионов Комитет регионов Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов Состоит из 222 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

Единая Европа, государство без границ - идеальная мечта многих философов, общественных деятелей, политиков и просто обычных граждан. Но воплотиться она смогла не так давно, в середине 20-го века.

Немного истории

Идея образования не возникла на пустом месте. Она стала своеобразным плодом общественно-политической ситуации, сложившейся в Европе по окончанию Второй мировой войны. Необходимо было сохранить и упрочить хрупкое равновесие между мировыми державами, создать реальное противостояние новым возможным зарождениям фашизма, поднять разрушенную экономику, вернуть и укрепить международный престиж ведущих западноевропейских стран на мировой арене. Это было особенно важно в свете образования другого крупного политического лагеря - социалистического - странами Восточной Европы во главе с СССР, а также в связи с настойчивым проникновением на европейский рынок США. Затем и Китай тоже заявил о себе достаточно громко.

Для успешного противостояния и развития собственной экономики любой отдельно взятой державе капиталистического лагеря был необходим общий рынок, состоящий из 250 миллионов и более человек. Естественно, что ни одно, даже самое развитое западноевропейское государство не могло отвечать таким требованиям. Положение усугублялось жесткой конкуренцией и соперничеством внутри этого лагеря - между той же Францией, ФРГ, Бельгией и т.д.

Понимая обоснованность и необходимость объединения, главы государств решали основной вопрос: на каких принципах должна строиться европейская интеграция? Брать ли за образец Америку и создавать свои или же ограничиться некоторыми соглашениями в области политического, экономического и правового сотрудничества, не затрагивая Спорные моменты на эту тему возникают и по сей день, их отражают основные этапы европейской интеграции.

ЕС: период взлета

Итак, постепенно, шаг за шагом, западноевропейские державы стали проводить политику сближения и объединения - сначала на экономической основе, создав «Объединение угля и стали», а также «Евратом», упростив и организовав единую таможенную зону для свободного перемещения внутри нее как людей, так и продукции, капитала и т.д. А затем было образовано и общее законодательное пространство в лице Европейского Совета и Европейского Парламента.

Идея единства приобретает широкую популярность, все яснее понимается ее выгода. За несколько десятилетий состав Евросоюза увеличился в разы. Таким образом, европейская интеграция отражает повышение приоритета общих задач над частными государственными интересами в области социальной экономики, а также те действительно глобальные изменения в мировой политике, экономике, которые происходили во второй половине 20-го века.

Парадокс геополитики этого периода состоит в том, что, будучи серьезным конкурентом США на и борясь с Америкой за сферы влияния и стабильность на мировой арене, страны Евросоюза были прочными союзниками с нею в военно-политическом блоке НАТО, в холодной войне против СССР, в стремлении перетянуть на свою сторону государства восточноевропейского социалистического лагеря.

Развал Советского Союза, разрушение европейского социалистического организма, естественно, было как нельзя на руку всему Западу. Страны бывшего Варшавского договора получили реальную свободу и возможность самоопределения, равно как и большинство республик, входивших в «Лихие девяностые» явились таковыми не только для едва получивших статус «государство» России, Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д., но и для Румынии, Польши, Балканского региона и пр., т.е. всей огромной территории, оказавшейся в состоянии социально-политического и экономического кризиса.

Понимая, что в одиночку не выжить, что европейская интеграция - сейчас единственно верный шаг, страны Восточной Европы стали искать поддержку в Евросоюзе. Да и для Прибалтики, а позднее Украины, Молдовы вступление в ЕС, безвизовый режим стали важным ориентиром внешней и внутренней политики.

Задачка с двумя неизвестными

Если до этого момента единое европейское сообщество представляло собой примерно одинаково развитый экономический организм, то страны бывшего соцлагеря в этом плане сильно отставали от западных соседей. Потому дальнейшие этапы европейской интеграции были обусловлены нелегким выбором: принять эти страны в состав ЕС, понимая, что западные державы в их лице берут на себя достаточно объемный балласт, или же отказать во вступлении. Но тогда сохранялась потенциальная угроза: рано или поздно Россия вновь займет утраченные позиции сверхдержавы. И Восточная Европа опять окажется в геополитической орбите влияния Москвы. Естественно, такое положение дел Запад не привлекало. Потому Брюссель и Вашингтон широко распахивают ворота Евросоюза и НАТО, гостеприимно принимая в их состав не только бывшие соцстраны, но и три прибалтийских государства.

Увеличение количества не значит повышение качества. Расширив географические рамки организации и сферу влияния, ЕС, в то же время, получил немалое количество слабых «братьев меньших», а на западноевропейскую экономику легла нешуточная нагрузка. Да и о конкуренции с США забывать тоже не стоило, Америка повсюду преследовала свои интересы, хоть и «дружила» с Евросоюзом.

Некоторые размышления

Как любое крупное территориальное образование, не раз переживала европейская интеграция этапы взлетов и падений. Ведущими экономистами большие надежды возлагались на единую евровалюту, которая должна была стать выше и значительнее доллара, постепенно вытеснить его главенство на мировом рынке и поднять экономику всех членов Союза. В начале 2000-ых создается евро, претендующий на роль мирового резервного дензнака. Сама по себе идея была изначально правильной. И в Маастрихтском договоре ясно прописывались критерии, по которым следовало отбирать кандидатов в еврозону. Главное внимание уделялось дефициту бюджета - он не должен был превышать 3-х процентов от ВВП страны. Конечно, далеко не все желающие вписывались в эти рамки. Однако в еврозону приняты были - сыграли свою роль «подковерные» действия США. Это решение стало своего рода миной замедленного действия, а члены Евросоюза - заложниками ситуации.

На первый взгляд, евро вполне справлялся с возложенной на него миссией, да и на сегодняшний день его курс выше, чем доллара. Но популярна и повсеместно в ходу все же традиционная «зеленая» валюта. А новые витки экономического кризиса, сотрясая Европу, представляют серьезную угрозу существованию ЕС. Греция, Португалия, Испания, Ирландия тянут общеевропейский экономический корабль на дно. Да и у самих «отцов-основателей» ЕС далеко не все гладко, кризис - он кризис и есть. Понятно, что европейская интеграция не предусматривала такие этапы в своем существовании. Финансировать кризисные страны за счет собственных налогоплательщиков - слишком дорогое удовольствие даже для основных доноров еврозоны. Но очередной парадокс: возможности избавиться от стран-балласта отсутствуют. Законодательные акты для принятия в Евросоюз, еврозону разработаны, а вот правила выхода из них - нет! И сами выйти из своего детища, создать новый союз передовые западные государства не могут - иначе они восстановят против себя своих бывших соседей и соратников. Да и путинская Россия прочно стоит на ногах, целенаправленно укрепляется на постсоветском пространстве и не упустит возможности вернуть былую сферу влияния в Восточной Европе.

Выводы

Итак, чтобы не допустить собственного фиаско, столпы Евросоюза, в частности, Германия и Франция, фактически вынуждены содержать своих союзников. Кто от этого выиграет? Ответ прост. Евро практически утратил доверие и не может конкурировать с американским долларом. Именно США, хотя в нынешнем кризисном состоянии им и самим не сладко, больше всего довольны шатким положением ЕС.

В настоящее время Евросоюз стоит на распутье: нельзя отпустить слабые страны под влияние Москвы, но и содержать их крайне невыгодно. Однако, по всей видимости, придется: человеческие и политические амбиции всегда обходились дорого...

Серьёзный шаг в экономическом сближении стран Европейского Союза был сделан в 1991 г. с под-писанием Маастрихтского договора — договора об экономическом и валютном союзе (ЕВС). Первоначально его подписали семь стран с наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия.

В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жёсткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфля-ции в этих странах не должен был превышать 2,6 %, дефицит госу-дарственного бюджета — 3 %, а общего государственного долга — 60 % валового внутреннего продукта (ВВП). Большинство госу-дарств — членов ЕС продвигалось к выполнению критериев кон-вергенции с огромным трудом.

Нелёгкий процесс адаптации к маастрихтским критериям кон-вергенции во всех странах Европы, и в особенности в странах, во-шедших в ЕВС, сопровождался ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться.

С 1 января 1991 г. в соответствии с конвенцией, подписанной в июне 1990 г. в замке Шенген (Люксембург) между ФРГ, Велико-британией, Францией, Италией, Данией, странами Бенилюкса, фак-тически были ликвидированы границы, которые остались лишь на географических картах ; внутри шенгенского пространства нет ни пограничников, ни таможен. С 1992 г. Шенгенское соглашение распространилось на остальных членов ЕС. В Европе зародился единый и однородный хозяйственный комплекс, в рамках которо-го капиталы из одной страны могли перетекать в другую.

В Комиссию европейских сообществ входят избираемый председатель и 16 членов, назначаемых правительствами стран ЕЭС. Европарламент имеет кон-сультативные функции, которые с 1980-х гг. расширяются, он избирается пря-мым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на пять лет по нормам представительства пропорционально численности населения государст-ва. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбурге (Фран-ция), чрезвычайные заседания — в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; его секретариат располагается в Люксембурге.

Второй этап реализации валютно-экономического союза начал-ся в 1995 г. Он был отмечен учреждением Европейского валютно-го института, в задачу которого входила координация валютной по-литики государств Союза и создание Европейского центрального банка, контролирующего новую валюту — евро.

В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, в соответствии с которым с 1999 г. вводилась в обращение новая валюта, начался третий этап инте-грации.

Значительная доля управления экономикой была передана Европейскому центральному банку; он должен был контролиро-вать эмиссию, устанавливать базисные процентные ставки и нала-гать санкции на те страны, которые тратят слишком много или не выплачивают долги по кредитам. Национальные правительства по-прежнему могли решать, на что тратить деньги, но ограниче-ния, устанавливаемые банком, фактически определяли лимит той суммы, которую предстояло расходовать каждой стране, и уже ни одна страна не могла решать экономические трудности путём де-вальвации валюты или эмиссии.

Страны ЕС обязались следовать совместному курсу в сфере внеш-ней политики и безопасности, в вопросах внутренней экономической политики, правоохранительной деятельности, в борьбе с преступно-стью, в том числе с наркобизнесом, и др. Устанавливалось единое ев-ропейское гражданство. Вновь созданный Европейский валютный ин-ститут позволял осуществлять единую денежно-кредитную политику. Материал с сайта

В 1992 г. Европейское сообщество объединяло 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1992 г. на его базе был образован Европейский Союз. В 1995 г. в ЕС всту-пили Австрия, Финляндия, Швеция. 1 мая 2004 г. в ЕС состояло уже 25 стран. В состав ЕС вошли Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Венгрия, Кипр. В 2007 г. после вступления в ЕС Болгарии и Румынии общее число его членов достигло двадцати семи.

Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.

Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.

На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.

Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.

Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.

Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.

Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.

Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.

Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.

В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.

Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.

Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.

Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.

Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.

Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.

В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.

С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.

Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.

3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.

4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.

Контрольные вопросы

1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?

2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?

3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?

4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?

5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?

6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?

Орловский государственный университет, Россия

Европейская интеграция: причины и предпосылки.

Европейская интеграция является одним из самых любопытных и значимых феноменов ХХ столетия, значение которого в XXI веке все возрастает, ведь европейцам удалось создать качественно новый тип международного сотрудничества. Итоги и перспективы европейской интеграции настолько значительны, что вызывают в последние годы неустанное внимание исследователей, можно даже говорить о «евробуме» в общественных науках. Причем интерес вызван еще и осознанием того факта, что интеграция оказалась важным механизмом адаптации к современным процессам глобализации. В начале XXI века трудно найти государство, не состоящее в каком-либо региональном интеграционном объединении.

Для понимания специфики европейского интеграционного строительства необходимо разобраться в предпосылках и причинах данного явления. В качестве предпосылок европейской интеграции можно выделить следующие:

Во-первых, Европа, несомненно, является колыбелью современной цивилизации. Европейцы открыли мир в XV - XVI вв., колонизировали в XVII - XIX , а в ХХ- XXI вв. сумели распространить на весь мир систему своих политических, экономических и социокультурных идеалов, превратив их в эталон успешного государственного и общественного развития. Мир по сути своей европоцентричен, во всех его регионах оперируют европейскими понятиями демократии, свободы личности, рыночной экономики и т.д. Молодежь всех регионов мира является носительницей европейской (по сути своей) массовой культуры. Все это привело к четкому осознанию европейцами своего особого положения в мире, разделения его по жесткому принципу «Мы-Другие». Отношения с остальным, неевропейским, менее развитым миром объединяли его «властителей» - испанцев, голландцев, англичан, французов и немцев.

Во-вторых, давнее сотрудничество государств и народов, располагающихся на довольно небольшой территории. Первым объединительным элементом стала Римская империи, причем стремление к имперскости европейцы сохранили и после ее падения. Первой европейской империей стало государство Карла Великого, удивительным образом совпадавшее с границами ЕЭС 1957 г. Дело Карла в 962 г. продолжил Оттон I , создавший Священную Римскую империю, просуществовавшую (пусть зачастую в формальном виде) до 1806 г.; а затем и Наполеон Бонапарт, вновь объединивший Европу к 1810 г. Вторым важным элементом стало военное сотрудничество. Угроза со стороны арабов, турок и татаро-монголов длительное время заставляла европейцев выступать единым целым. Третьим элементом, значение которого трудно переоценить, стала общая религия – христианство. Не случайно эпоха Реформации и Контрреформации считается единственным историческим периодом, когда стремление к европейскому единству было поколеблено. Однако после преодоления религиозных распрей и перехода католиков и протестантов к мирному сосуществованию европейцы вновь ощутили себя единым целым.

В-третьих, значительное политическое, экономическое и социокультурное единообразие. Двумя особенно важными его факторами считаются европейский индивидуализм, основывающийся на уважении своей и чужой свободы; и система интенсивного хозяйства, заложившая основы европейского экономического процветания и возможного экономического объединения.

В-четвертых, философская традиция, в рамках которой давно существовала так называемая «европейская идея», которой отдали дань почти все крупные мыслители: Эразм Роттердамский, Данте, Вольтер, Руссо, Кант и Маркс – вот далее не полный перечень сторонников европейского объединения.

Таким образом, мы видим, что у европейцев имелись серьезные основы для объединения. А Первая и Вторая мировые войны привели к появлению важных причин для него. Первая мировая война была воспринята европейским обществом как свидетельство порочности национального пути развития. Именно тогда впервые была обоснована настоятельная необходимость объединения для предотвращения братоубийственных войн и будущего процветания континента. В 1923 г. австрийский граф с чехословацким гражданством Р. Куденхове-Калерги опубликовал свою книгу «Пан-Европа», а в 1922 году он основал Панъевропейский союз, ставший первой организацией, стремящейся к объединению Европы. В число его членов входили Альберт Эйнштейн , Томас Манн , Зигмунд Фрейд , будущий канцлер ФРГ Конрад Аденауэр и министр иностранных дел Франции Аристид Бриан . В 1929 г. и 1930 гг. последний официально, в том числе с трибуны Лиги Наций предлагал создать федерацию европейских государств. Однако в те годы реализовать данную идею не удалось.

А вот Вторая мировая война уже расставила все точки над «и» и создала объективные причины европейской интеграции:

1. После войны европейцев охватил панический ужас перед национальным эгоизмом, который за последние полстолетия привел к двум мировым войнам и миллионам смертей. Показательным было коллективное франко-германское чувство вины, не случайно именно эти две страны становятся активными сторонниками идеи европейской интеграции.

2. Послевоенная экономическая разруха требовала коллективных усилий для скорейшего восстановления хозяйства.

3. Потеря международного статуса и превращение Европы из субъекта в объект международных отношений, в сферу влияния двух сверхдержав создавали желание и возможность разобраться в себе, а также восстановить свой авторитет коллективными усилиями.

4. Распад колониальных империй вернул европейские государства в русло региональной европейской политики, вынудил заняться внутренними делами.

5. Раздел Европы на Западную и Восточную позволил «сбросить балласт» и создать западноевропейское ядро интеграции. Ведь нельзя не признать, что европейская идентичность государств и народов Восточной Европы дело весьма спорное.

6. Страх перед СССР. Европейцы, шутя, даже называли Сталина «отцом» европейской интеграции.

Таким образом, после 1945 г. у европейцев существовали серьезные причины желать объединения как возможности выхода из сложного положения, в котором оказался весь регион. К этому толкала и логика сотрудничества с американцами, хотя бы в рамках плана Маршалла; наконец пацифистский, призывающий к новому началу послевоенный настрой в европейском обществе настоятельно требовал принятия новых оригинальных решений. Именно поэтому во второй половине 40-х гг. Западную Европу охватывает интеграционная волна, проявившаяся и в создании Таможенного союза Бенилюкс в 1948 г.; и в создании Совета Европы в 1949 г.; и в инициативе Монне и Шумана в 1950 г., положившей начало созданию ЕОУС, первого шага на пути к осуществившейся интеграции Европы.

Литература:

1. Абрамова М.Г. Европейская интеграция: учебник для вузов. М., 2011.

2. Борко Ю.А. От европейской идеи к единой Европе. М., 2003.

3. Браницкий А.Г. Erit una Europa ? : история объединения Европы: противоречия, проекты, перспективы: монография. Н. Новгород, 2006.

4. Стеценко Е.П. Формирование и развитие интеграционных процессов в Европейском союзе. СПб., 2003.

5. Хейфец В.Л. Международная интеграция. СПб., 2003.

6. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003.

7.Яковюк И.В. Европейская интеграция: проблемы теории и практики. М., 2012.