Воевал ли георгий вицин. Актер георгий вицин, биография

Георгий Вицин родился в Петрограде 18 апреля 1917 года. Однако, согласно записи в Метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, Вицин был крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе «день рождения» указано 5 апреля (18 апреля по новому стилю) 1917 года. А 1917 год в метрике его мама Мария Матвеевна исправила на 1918-й, чтобы болезненного Георгия отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.

Когда Георгию исполнилось восемь месяцев, родители перевезли его в Москву. Мария Матвеевна одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком - он был отравлен газом и прожил недолго. Когда Мария Матвеевна, сменив множество профессий, поступила на работу билетершей в Колонный зал Дома Союзов, то часто брала с собой на работу сына.

Георгий Вицин с детства был очень застенчивым мальчиком. Чтобы преодолеть свою закомплексованность, Георгий принял твердое решение стать актером. По-настоящему Георгий Вицин увлекся театром в 12 лет, когда стал играть в спектаклях школьной самодеятельности. Вот что он вспоминал об этом: «Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами - устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…»

В школьном театре в качестве терапии от застенчивости, в одном из спектаклей Вицин исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после окончания школы Вицин решил всерьез заняться театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу». Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 - и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище имени Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 годы, где учился у С.Г.Бирман, А.И.Благонравова и В.Н.Татаринова.

В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине - ни одного, и Сталин тут же «подарил» братской республике МХАТ-2 со всей труппой. Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр расформировали, припомнив в газетах, что организовал его когда-то «эмигрант-отщепенец» Михаил Чехов. С Михаилом Чеховым сравнивала Вицина актриса Серафима Бирман, один из самых строгих театральных педагогов.

Вицин с 1936 года служил в Театре Ермоловой и с блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина», узнавая в кассах, играет ли он, и только тогда покупая билеты. Правда, были и недовольные. Однажды за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст».

Сам Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть АКТЕР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.

В своем театральном опыте Вицин находил заготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь». Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би-би-си.

О Вицине с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Кинематографическая карьера Георгия Вицина началась с эпизодической роли опричника в фильме «Иван Грозный», и продолжилась ролью Гоголя в картине Козинцева «Белинский» в 1951 году.

Ассистентка режиссера, приехавшая с «Ленфильма» в Москву, отобрала из массы столичных актеров сразу нескольких, среди которых были известные актеры Владимир Кенигсон, Борис Смирнов и ряд других. Однако именно в Вицине ассистентка разглядела черты гоголевской натуры.

Вицин сыграл эту роль настолько достоверно, что спустя несколько месяцев после съемок в этом фильме его пригласили для работы еще в одной картине, и вновь на роль Гоголя - в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Георгий Вицин снимался в разножанровых фильмах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях. Первой такой ролью стал обаятельный футболист Вася Веснушкин в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок», снятой в 1954 году. На эту роль Вицин попал совершенно случайно. Картина снималась на «Ленфильме», куда Вицин был приглашен для проб на роль Овода в картине режиссера Александра Файнциммера. Пробы оказались неудачными, на роль был утвержден Олег Стриженов, и Вицин собирался возвращаться в Москву, когда в одном из ленфильмовских коридоров его случайно нашел ассистент Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль.

Правда, позже режиссер сильно удивился, узнав, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37. «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40 лет, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!»

Перед съемками «Запасного игрока» Вицин месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы быть в спортивной форме. А на репетиции боксерского поединка всерьез атаковал Павла Кадочникова, профессионально занимавшегося боксом. В результате у Вицина оказалась трещина в ребре, но он не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В 1956 году с участием Вицина был снят фильм «Она вас любит». В картине по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил снять Вицина. Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой поклонницы: «Уважаемый товарищ Вицин! Вы мой идеал, я мечтаю познакомиться с Вами! Слышала, завтра Вы снимаетесь на акваплане? Какой Вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съёмок подойду к Вам. Поверьте, Вы не разочаруетесь. Клава». Догадливый Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но после съемки сказал режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».

Герои Вицина неизменно вызвали симпатию у зрителей в любых картинах, в которых снимался актер - в детективных, исторических и лирических. В картине «Женитьба Бальзаминова», планировавшейся к запуску в производство в 1955 году, единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то не сложилось, и запуск фильма был отложен. Через 10 лет у режиссера появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль опять Вицину. А Георгию Михайловичу тогда исполнилось 48 лет. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п».

Это перевоплощение было возможно потому, что Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, так как в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял - если наутро хочется удавиться, лучше не пить. Но самое главное - он занимался йогой, когда никто толком не знал, что это такое. Вицин проводил обязательное очищение организма, правильно питался, вырабатывая высокую устойчивость к стрессовым нагрузкам, проводил ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры злились, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе.

Савелий Крамаров вспоминал, как в одной из командировок жил вместе с Вициным и тот поражал его своими ежедневными занятиями йогой. «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными, - объяснял Георгий Михайлович. - Ведь процесс съёмок - очень тяжёлая муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться».

К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!».

«При всем этом за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей, - рассказывал Владимир Цукерман. - Однако в реальной жизни он так и не научился пить. И курил первый и последний раз в семилетнем возрасте. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. «Самое страшное, что придумало человечество, - это застолье», - говорил он. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» - «Стой, - прервал второй, - не ври». - «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…».

За 10 лет, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое. Но главная событие состоялась в 1957 году, когда Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто, превратив фильм в кургузую короткометражку с периферийным прокатом. Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метр, стала культовой и судьбоносной. В фильме «Пес Барбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино - Трус, Балбес и Бывалый.

Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера-маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, Трус нашел Балбеса, увидев в цирке Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Четвертого героя - Барбоса - изображал пес Брех, который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая.

«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Зрителю понравилось все - трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж. Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. Тем временем, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!»

Григорий Козинцев, планировавший снять Вицина в роли Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Никто не мог предположить, что из драматического актера получится столь ярко комедийный.

Феноменальный успех фильмов Гайдая оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».

Зрители воспринимали их как единое существо, и даже придумали ему имя - ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио. Клоун от Бога, человек-праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин - артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до, ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.

Во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай планировал завершение приключений своих героев. У режиссера сложились непростые отношения с Моргуновым, который капризничал еще на «Самогонщиках», и многое позволял как на съемочной площадке, так и вне ее. В свою картину «Деловые люди» по рассказам О.Генри Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли. Однако вскоре нашелся подходящий сценарий.

Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского.

Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов - 18, а Вицин - 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить - кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, - находка Вицина.

Актера с трудом уговорили выпить кружку пива на съемках «Кавказской пленницы». Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!» Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, Георгий Михайлович, - вмешался режиссер картины Леонид Гайдай. - А снять еще один дубль все равно придется. Причем с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить целую кружку.

Петр Вайль писал о «ВиНиМоре»: «Герои великой гайдаевской тройки носили говорящие имена, обозначающие те качества, без которых нет и быть не может достойного человека. По шутовским законам комедии это были имена-перевертыши, что никого, разумеется, не сбивало с толку. Понятно, что вечно садящийся в лужу Бывалый - Евгений Моргунов - есть олицетворение честной незащищенности: неизбежный удел личности в социуме. Что Балбес - Юрий Никулин - воплощенный здравый смысл. Что Трус - Георгий Вицин - мужество и стойкость, неподвластные ни обществу, ни государству. С этих троих можно было делать жизнь нагляднее и убедительнее, чем с Павлика Морозова и Павки Корчагина. Их слова и фразы расходились квантами житейской мудрости не хуже цитат из Ильфа и Петрова. Если вдуматься реплика: «Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше», - стала ключевой для народа огромной страны. Именно эта внятная философия увела страну от туманного лозунга к повседневной заботе, вывела из идеологии к жизни. Еще у них всех троих было одно общее имя. Это имя - свобода. Они появились на экране в начале 60-х, когда в стране впервые приоткрылась многое из того, что потом открылось настежь через четверть века. Эксцентрика гайдаевского кино напоминала движения внезапно освободившегося человека, который оказавшись на воле беспорядочно размахивает руками, вертит головой, подпрыгивает на месте, порывается бежать. Рефлекторная свобода той оттепели запечатлелась во многом - молодежной прозе, театре на Таганке, интимной лирике и отчетливее всего - в комедиях Гайдая, где тройка Никулин-Вицин-Моргунов обладала тем, чего прежде не видали: пластикой свободного человека. Достоевский писал о том, что именно смех - вернейшая проба души, и правильно, что наша свобода начиналась со смеха».

«Кавказская пленница» - фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.

Актриса Наталья Варлей вспоминала о Георгии Вицине: «Я могу начать вспоминать, анализировать или придумывать, но у меня не было такого ощущения, что отдельно Георгий Михайлович, отдельно Юрий Владимирович, отдельно Евгений Александрович. Для меня это была группа очень сильных актеров, замечательных людей. Мой страх дебютантки, конечно, мне поначалу не позволял ориентироваться даже в том, что происходит Мне было страшно. Страшно, радостно, интересно, а потом я уже начала наблюдать, анализировать, сколь разные характеры, почему Леонид Иович соединил таких непохожих, казалось бы, людей и создал из них три маски: Трус, Бывалый, Балбес. На самом деле и Юрий Владимирович, и Евгений Александрович, и Георгий Михайлович были интеллигентными, умнейшими людьми. Георгий Михайлович был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актером. Как театрального актера его знают, конечно, меньше. Знают в основном его комедийные роли, но я видела его и в качестве актера Театра имени Ермоловой, еще до того, как начала сниматься в «Кавказской пленнице». Я училась в цирковом училище и бегала на все спектакли Ермоловского театра, потому что там работала тетя моего сокурсника. И я видела Георгия Михайловича в его театральных работах. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Мне кажется, что Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из-за гонорара за роль, особенно, если роль ему нравилась, если ему хотелось эту роль сыграть. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы. Когда сегодня говорят, «как же так, он умер в одиночестве, в нищете», хочется возразить. Во-первых, не в одиночестве, у него была любимая жена, любимая дочка, любимая собака. Да, он был старым человеком, беззубым, который отказывался уже выезжать с концертами, потому что прислушивался к собственному здоровью. Сердце пошаливало, он еще такой мнительный. Ему было вполне достаточно выйти в своем костюмчике Труса, сказать монолог, который принимали на «ура». Но жил он какой-то такой своей, тихой, жизнью. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось - соответствовать своему возрасту, не молодиться, не вставлять зубы, потому что мясо есть уже не нужно, нужно есть кашу. Кормил кошек и собак. Еще был Смоленский гастроном и ему оставляли для бродячих кошек и собак обрезки костей, мяса. Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души. Вот такой человек - с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе, никаких материальных благ в жизни он никогда не добивался. Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии».

Апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении поклонниц и принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения. Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов обиделся, Гайдай тоже, и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды.

Вицин, Никулин и Моргунов еще только раз встретились на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».

В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней», соединив ее с не менее известной гайдаевской двойкой - Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым. Несмотря на то, что за сценарий взялись авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» Яков Костюковский и Морис Слободский результат получился не очень. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся четверка напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла.

В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ. «Утром деньги - вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») - это все Вицин. И как апогей популярности - приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом Одиссеем Цыпой.

Вицин вместе с другими популярными артистами часто гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких концертов, выходя со сцены, он столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», - сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом - в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

Георгий Вицин говорил о cебе: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю - они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…».

Иван Дыховичный писал о Вицине: «Бывают люди, которые живут очень долго и когда они уходят из жизни - уже их никто не помнит, такой бывает страшный момент, а здесь история удивительная, потому что к счастью, к счастью для нас - зрителей и людей, которые его знали, Вицин прожил много лет, но и самое главное, что он сумел оставить образ, настолько любимый просто людьми от и до самых разных вкусов, что тоже уникально».

Сложно представить, но в жизни Георгий Михайлович обладал поистине колдовским обаянием, буквально завораживая женщин. Причем этот дар был у актера с юности.

Георгий Михайлович не был писаным красавцем, тем не менее, недостатка в поклонницах у него не было. Дамы писали письма о том, что хотят родить от него ребенка, признавались в любви. Многие актрисы тоже пытались соблазнить популярного коллегу. Но Вицин никогда не был сторонником мимолетных связей. Тем не менее, в его личной биографии есть факт, нехарактерный для Георгия Михайловича. В юности у Вицина был роман с актрисой Диной Тополевой, которую он увел не у кого-нибудь, а у своего учителя, народного артиста СССР Николая Хмелева. Студия Хмелева позже преобразовалась в Театр имени Ермоловой. И, что странно, отношения между Хмелевым и Вициным после этого ничуть не изменились. Хмелев простил законной жене измену, и актер с почтением всю жизнь относился к своему учителю и режиссеру. Тополева была значительно старше Георгия Михайловича.

В гражданском браке Вицин и Тополева прожили почти 20 лет. А потом 38-летний Георгий встретил Тамару, племянницу знаменитого ученого Мичурина. Но даже когда Вицин был женат на Тамаре, а Тополева осталась одна и сильно болела, Вицин ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства. И Тамара Федоровна поддерживала мужа в этом.

Более того, Дина до самой смерти оставалась членом его семьи. Вспоминает А.Воинова, дочь близкого друга Вицина режиссера Константина Воинова: «Он выстроил совершенно потрясающую систему взаимоотношений. Он хотел ребенка, там (в семье с Диной) ребенка не было. Вот у тети Тамары ребенок родился. Ребенок обожаемый, он свою дочь Наташу просто боготворил. Но он сумел устроить так, что Наташа была вхожа в тети Динин дом. Он приводил ее туда, потому что у него как бы было две семьи. Потому что он тетю Дину содержал всю жизнь. И ее, и ее сестру, с домработницами, с дачей на лето... Вицин не мог бросить Дину, она была старше и нуждалась в опеке».

Со своей новой женой Вицин встретился в Театре имени Ермоловой. Она служила там бутафором. По рассказам самой Тамары Федоровны, их знакомство состоялось на Пасху. Она пришла в реквизиторскую, куда народ принес куличи и пасху. Вошел Вицин с крашеным яйцом в руке. «Девочки, я пришел похристосоваться», - сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза, и с тех пор начали встречаться. А через несколько лет у пары родилась дочь Наташа.

Вицину не нужна была слава. Он от нее бежал. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом. Когда открывался Музей трех актеров, Юрий Никулин заехал за Георгием Вициным, чтобы отвезти на презентацию. И застал коллегу лежащим на диване. «Гоша, вставай, поехали, твой же музей открывается», - сказал Юрий Владимирович. «Так это же надо штаны надевать», - ответил Вицин. «Что, ты совсем без штанов ходишь?» - «Так это надо другие штаны надевать». И перевернулся на другой бок. Но потом все равно собрался и приехал.

Вицин говорил о себе: «Я всегда старался не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?». Он надевал серый плащ, надвигал на глаза кепочку и старался слиться с толпой. Ходит байка, что однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Георгий Вицин, я его брат», - стал обманывать людей актер. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!».

Последний раз Георгий Михайлович снялся в 1994 году в фильме Андрея Бенкендорфа «Несколько любовных историй» и одном из первых отечественных «ужастиков» «Хагги-Траггер». Иногда он выступал на сборных «юморинах» в бывшем Театре киноактера - шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам. Он был бессребреником в прямом смысле этого слова. Мало кто знал, что Вицин изучал труды Овидия, Горация, Платона и Петрарки, увлекался астрономией.

Вицин очень любил животных. В семье держали двух попугаев и собаку. Одна птичка все время кричала: «Что ты все бегаешь? Пойди поспи!», а про собаку Вицин на полном серьезе сообщал, что та умеет говорить «мама».

Под конец жизни слабое здоровье постоянно напоминало Вицину о себе. Он часто болел. Сказывалась неудовлетворенность происходящим в стране в 1990-е годы. Актеру категорически не нравилось это время. Он не мог и не хотел подстраиваться под него. Его выручала обязанность, которую он сам на себя возложил: «Я должен идти кормить голубей». Ежедневно вставал с постели, брал кульки пшена и шел на улицу - подкармливать птиц. Доставались кусочки еды окрестным бродячим кошкам и собакам - мимо их бед Георгий Михайлович не мог пройти спокойно. Так и получалось, что к моменту выхода Вицина из дома все его питомцы собирались вблизи подъезда.

Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят домовенок Кузя, заяц («Мешок яблок»), Джузеппе («Приключения Буратино»), жук-музыкант («Дюймовочка») и многие другие анимационные персонажи.

В поликлиники Вицин принципиально не ходил. «А то найдут чего-нибудь, вот и начнёшь думать о своих болячках». На все издержки возраста он смотрел со свойственным ему юмором: «Зачем ставить протезы? Если пора сжигать мосты, не меняй их на пластмассовые».

Несмотря на то, что Георгий Вицин постоянно болел, он периодически участвовал в сборных концертах, поскольку его мизерной пенсии явно не хватало на полноценную жизнь. Вицин жил с женой, которая из-за болезни не работала, и дочерью-художницей, зарплата которой тоже была небольшой.

6 сентября 2001 года Вицин согласился участвовать в концерте, который проходил в столичном Театре киноактера. Организаторы позвонили Вицину за два часа до начала и попросили заменить заболевшего артиста. Вицин, который в тот день сам чувствовал себя неважно, согласился, поставив всего условие - выступить первым. Но это не спасло. Сразу после выступления ему стало плохо с сердцем. Была немедленно вызвана «Скорая», которая отвезла Вицина в 19-ю городскую больницу. Его поместили в реанимационное отделение. На следующий день артисту стало лучше, и его перевели в двухместную палату кардиологического отделения. Там за ним приглядывала его дочь Наташа.

О.Алексеева в газете «Жизнь» писала: «Георгий Михайлович категорически запретил супруге оставлять без присмотра своего любимого пса Мальчика. А попросить посидеть с собакой кого-нибудь из знакомых Тамара Федоровна не решается. Не хочет, чтобы те видели, в каких условиях живет народный артист России, сыгравший больше сотни ролей в кино. Картина и впрямь удручающая. В крохотном коридоре - книги и миска с едой для Мальчика. В комнате - старенький черно-белый телевизор и опять множество книг. Душ уже полгода не работает, на кухне нет холодной воды. «Это не то, что несправедливо, это бесчеловечно, - говорит Тамара Федоровна. - Великий актер, народный любимец, а живет в такой разрухе. Но Георгий Михайлович все мужественно переносит, ни к кому за помощью не обращается. И меня ругает, если я начинаю заводить об этом речь. Я иногда думаю, может - письмо в правительство, в Союз кинематографистов написать? Но Георгий Михайлович запрещает, говорит: всем сейчас очень тяжело, и он не имеет права требовать к себе особого внимания...»

Врачи 19-й больницы сняли у Вицина острый приступ стенокардии и подлечили сердце. Затем дочь забрала артиста домой. Но спустя пару дней ему снова стало плохо из-за приступа стенокардии. 10 октября Вицина поместили в более комфортабельную клиническую больницу № 2 при Минздраве России. Когда Вицин поступил во 2-ю больницу, у врачей не было никаких иллюзий - шансов у актера не было. И он сам это прекрасно понимал. В четверг, 18 октября, Вицину стало хуже. Он перестал самостоятельно есть, не мог сесть на кровати, с трудом разговаривал. В пятницу актер потерял сознание. В выходные он на несколько минут очнулся, но потом снова впал в забытье.

22 октября состояние Вицина стало крайне тяжелым, и врачи позвонили его дочери Наташе. Та немедленно приехала, и в течение нескольких часов неотлучно находилась при отце. Но тот так и не пришел в сознание. В 16.30 Георгий Вицин скончался.

«Он не понадобился времени, - говорил Леонид Куравлев. - Он его сам отверг, отринул. Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа».

Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!»

На протяжении всей жизни Вицин изображал трусливого хлюпика, каким в реальной жизни вовсе не являлся.

О Георгии Вицине был снят документальный фильм «Отшельник».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.biografii.ru
Материалы сайта www.kino-teatr.ru
Материалы сайта www.mad-love.ru
Материалы сайта www.tvkultura.ru
Материалы сайта www.art.thelib.ru
Материалы сайта www.rusactors.ru
Текст книги Ф.Раззакова «Досье на звезд»
Текст статьи «Смелый трус Георгий Вицин», автор Т.Богланова
Текст статьи «Георгий Вицин жил по поддельным документам?», автор О.Кальнина

Снимался в фильмах:

1945 Иван Грозный
1951 Белинский
1952 Композитор Глинка
1954 Запасной игрок
1955 Двенадцатая ночь
1955 Максим Перепелица
1955 Мексиканец
1956 Она вас любит
1956 Убийство на улице Данте
1957 Борец и клоун
1957 Дон Кихот
1957 Новый аттракцион
1958 Девушка с гитарой
1958 Жених с того света
1959 Василий Суриков
1960 Конец старой Березовки
1960 Месть
1961 Артист из Кохановки
1961 Пес Барбос и необычный кросс
1961 Самогонщики
1962 Деловые люди
1962 Путь к причалу
1963 Каин XVIII ("Два друга")
1963 Короткие истории
1963 Первый троллейбус
1963 Слепая птица
1964 Весенние хлопоты
1964 Дайте жалобную книгу
1964 Женитьба Бальзаминова
1964 Зайчик
1964 Сказка о потерянном времени
1965 Дорога к морю
1965 Операция "Ы" и другие приключения Шурика
1966 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
1966 Кто придумал колесо?
1966 Удивительная история, похожая на сказку
1966 Формула радуги
1967 Спасите утопающего
1968 Семь стариков и одна девушка
1968 Старая, старая сказка
1969 В тринадцатом часу ночи
1970 Как мы искали Тишку
1970 Опекун
1970 Шаг с крыши
1971 12 стульев
1971 Весенняя сказка
1971 Джентльмены удачи
1971 Смертный враг
1971 Тень
1972 Табачный капитан
1973 ...А вы любили когда-нибудь?
1973 Земля Санникова
1973 Неисправимый лгун
1973 Чиполлино / Cipollino
1974 Автомобиль, скрипка и собака Клякса
1974 Большой аттракцион
1974 Дорогой мальчик
1974 Моя судьба
1974 Северная рапсодия
1974 Царевич Проша
1975 Не может быть!
1975 Финист - Ясный Сокол
1975 Шаг навстречу
1976 Веселое сновидение, или Смех и слезы
1976 Пока бьют часы
1976 Синяя птица
1976 Солнце, снова солнце
1977 12 стульев
1977 Маринка, Янка и тайны королевского замка
1980 За спичками
1980 Комедия давно минувших дней
1981 Руки вверх!
1985 Опасно для жизни!
1985 Соперницы
1986 Путешествие пана Кляксы
1991 История с метранпажем
1992 Выстрел в гробу
1993 Бравые парни
1994 Господа артисты
1994 Несколько любовных историй
1994 Хаги-траггер

Озвучивал мультфильмы:

1946 Павлиний хвост (анимационный)
1951 Высокая горка (анимационный, Чик)
1953 Волшебный магазин (анимационный, продавец)
1954 Оранжевое горлышко (анимационный)
1955 "Стрела" улетает в сказку (анимационный)
1955 Заколдованный мальчик (анимационный, Розенбом)
1955 Лурджа Магданы (дед Гиго /роль А.Омиадзе/)
1955 Ореховый прутик (анимационный)
1955 Снеговик-почтовик (анимационный)
1955 Храбрый заяц (анимационный)
1956 Кораблик (анимационный)
1956 Шакаленок и верблюд (анимационный)
1957 В некотором царстве (анимационный)
1957 Чудесница (анимационный)
1958 Кошкин дом (анимационный, Козел)
1958 Краса ненаглядная (анимационный, Труха)
1958 Мальчик из Неаполя (анимационный)
1958 Сказка о Мальчише-Кибальчише (анимационный)
1958 Спортландия (анимационный)
1959 Приключения Буратино (анимационный, Джузеппе)
1959 Три дровосека (анимационный)
1959 Мистер Питкин в тылу врага (Великобритания)
1960 Непьющий воробей (анимационный, Воробей)
1960 Разные колеса (анимационный)
1960 Человечка нарисовал я (анимационный)
1961 Дорогая копейка (анимационный, Пятак)
1961 Дракон (анимационный)
1961 Ключ (анимационный, отец)
1961 Муравьишка-хвастунишка (анимационный)
1961 Рассказ нищего
1962 Две сказки (анимационный)
1964 Хотите - верьте, хотите - нет... (лектор)
1966 Как украсть миллион (США)
1966 Удивительная история, похожая на сказку (читает текст)
1967 Паровозик из Ромашкова (анимационный)
1968 Бриллиантовая рука (пьяница в подворотне, напевает «Песню про медведей»)
1969 Кот в сапогах (Япония, анимационный)
1970 Бобры идут по следу (анимационный)
1977 Мачеха Саманишвили (священник Михаил)
1978 Дед Мороз и Серый волк (анимационный)
1978 Д`Артаньян и три мушкетера (судейский, роль Владимира Долинского)
1980 Укрощение строптивого (Италия)
1982 Влюблён по собственному желанию (незадачливый ухажёр-художник, роль Ивана Уфимцева)
1982 Покровские ворота (Савельич)
1982 Чародеи (1982) ученый кот
1984 Дом для Кузьки
1984 Приключения домовёнка
1984-1987 Домовёнок Кузя (анимационный, домовенок Кузя)
1986 Сказка для Наташи
1986 Я - вожатый форпоста (отец Коли Гудкова, роль Алексея Кожевникова)
1987 Возвращение домовёнка



весь топ

Вечно молодой, вечно глупый: «Женитьбе Бальзаминова» - 55!

Кто бы мог подумать, что по мотивам трилогии русского драматурга Александра Островского о жизни замосковрецких мещан спустя сто лет снимут одну из самых ярких советских комедий? Речь идет, конечно, о картине «Женитьба Бальзаминова » режиссера Константина Воинова , в которой снялась плеяда знаменитых советских актеров: Георгий Вицин , Нонна Мордюкова , Ролан Быков , Лидия Смирнова , Екатерина Савинова , Людмила Гурченко и другие. В этом году комедия отмечает 55-летний юбилей, и в связи с этой датой мы хотели бы вспомнить, как создавалась эта замечательная картина. В основу фильма легли три пьесы Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». Сюжет сосредоточен на мелком московском чиновнике Мише Бальзаминове и его маме, которые мечтают вырваться из бедности. Мечты - единственная радость главного героя, и предается он им все время, а когда мама его обрывает, с сожалением говорит ей: «Вы не знаете, какое это удовольствие - мечтать! ». Главная мечта его, как и любого бедного человека, - разбогатеть. Своим умом достичь этого у Миши вряд ли получится, он это прекрасно понимает, а потому Бальзаминовы решают воспользоваться услугами знакомой свахи Акулины Гавриловны, которая готова устроить немолодому Мише личную жизнь, а главное - выгодный брак... Режиссер Воинов сам написал сценарий к фильму. На главную роль он пригласил Георгия Вицина, своего друга детства, с которым они когда-то мечтали снять фильм. И вот, в 1964 году у этой мечты наконец появился шанс. Однако исполнителю роли двадцатипятилетнего Бальзаминова на тот момент было уже 46, и гримерам ежедневно приходилось омолаживать Вицина. Но не только гримеры активно работали над уменьшением возраста актера. Сам Вицин перед съемками поехал в Сухуми, где играл в футбол целыми днями, чтобы сбросить лишний вес. Кроме того, он начал заниматься йогой. Надо сказать, что актриса Людмила Шагалова , сыгравшая мать главного героя, была моложе своего кинематографического сына на шесть лет. Над ее образом художникам по гриму тоже пришлось потрудиться. Вспоминая о съемках, Георгий Вицин шутил над названием картины, называя ее «Женитьбой забальзамированного». Съемки проходили преимущественно в Суздале, а некоторые сцены были сняты во Владимире. Локации, выбранные режиссером, как нельзя лучше передают атмосферу Москвы XIX века. Эти места можно найти и сейчас, правда, многие из них изменились до неузнаваемости. В фильме можно хорошо разглядеть Суздальский кремль, Торговую площадь и Архиерейские палаты. После выхода фильма в прокат по местам съемок фильма стали водить туристов: главная достопримечательность - это, конечно, дом Бальзаминовых, расположенный по адресу Старая улица, 13. В этом же доме, но с другой стороны, снимали сцены с сестрами Пеженовыми - Анфисой и Раисой в исполнении Инны Макаровой и Надежды Румянцевой . В то время Суздаль был глубоко провинциальным городком, и всей съемочной группе приходилось жить в одной на весь город гостинице, по несколько человек в номере. Готовили они себе сами, продукты покупали на рынке у местных жителей. Вот что пишет в своих воспоминаниях о тех днях актриса Лидия Смирнова, исполнительница роли свахи Акулины Гавриловны: «Надо сказать, что сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие-то склады, эти дома, косые, поваленные, и бесконечное количество старух - все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика: делали сгущенное молоко, творог, сметану, масло. Были монастыри, где находились малолетние преступницы, они там работали ». На съемочной площадке царила атмосфера доверия и дружбы, об этом вспоминали потом все участники съемок. Во многих сценах режиссер задействовал местных жителей, которые отлично справились с задачей. Некоторые эпизоды приходилось снимать дубль за дублем - Воинов не терпел халтуры и требовал от актеров полной отдачи. Так, в сцене, где Мордюкова целует замученного Вицина, он замучен ею на самом деле: окончательный вариант был снят лишь с 29-го раза! Также беспощадно он требовал натуральности от Смирновой в сцене поедания пирога с повидлом - было снято 15 дублей. Результатом режиссер остался доволен, а несчастную актрису стошнило. Во всей это истории видно влияние русских сказок, где главный герой - Иванушка-дурачок, несмотря на свои незавидные данные, в конце получает и богатство, и жену и счастье. Саму пьесу Островского подвергали цензуре и даже запрещали к постановке, хотя сам Ф. М.Достоевский высказывался о ней очень тепло. Что касается фильма, то благодаря актерской игре, самим артистам он стал прекрасным бриллиантом в сокровищнице советского киноискусства и даже, в каком-то смысле, пророческим: в одном из снов Бальзаминова награждают разными звездами и орденами и целуют при этом многократно. Пройдет совсем немного времени, и советские зрители увидят такую же картину, но уже на самом деле: с генсеком Брежневым , у которого только орденов было 19 штук, из них четыре - Героя Советского Союза. Надо ли говорить, что зрителям фильм запомнился по смешным цитатам, многие из которых давно ушли в народ: «Если бы я был царем, то издал бы такой закон: бедный женится на богатой, богатый - на бедной ». «Он мне нравится!.. Чтобы его… Чтобы каждый день ко мне! » - И давно вы меня любите? - В четверг, после обеда. На прошлой неделе. - Так это недолго. - Могу больше. «Не надо огня! В потемках, маменька, мечтать веселее ». «Анфиска, Раиска! Кончай сидроль! » «Удавить Матрену мало! » А в заключении, во время свадьбы, мама говорит ошалевшему от счастья сыну, как бы подводя итог: «Ничего, Миша, с деньгами-то мы и дураками проживем!.. ». Как известно, счастье и погоня за ним - понятия разные, но одно можно сказать с уверенностью: комедия «Женитьба Бальзаминова» сделает вас счастливыми на полтора часа, а это не так уж и мало!...

К 90-летию Юрия Владимировича Никулина

Эпиграфом к своей книге воспоминаний «Почти серьезно» Юрий Никулин взял слова Станислава Ежи Леца: «Жизнь у людей отнимает страшно много времени» . За внешней ироничной точностью афоризма польского писателя проглядывает глубокий внутренний смысл - житейская мудрость, которой обладал Человек, называющий себя грустным клоуном и с удовольствием смеявшийся вместе с публикой над собой. Юмор Юрия Владимировича Никулина понятен каждому - добрый, искренний, умный. За право считать Никулина «своим» боролись и кинематографисты, и цирковые. А редкий талант жизнелюбия оставил в зрительской памяти отзывчивого и веселого человека, опровергнувшего расхожее мнение, что клоуны в жизни - меланхолики и мизантропы. Жизнь отнимала у Никулина действительно страшно много времени. И он заполнил ее доверху Смыслом. Судьба будущего циркового артиста и киноактера не отличалась от многих судеб его сверстников. Со школьной скамьи Юрий отправился в армию, прошел две войны - Финскую и Великую Отечественную, отдав полям сражений в общей сложности 7 лет. Вернуться домой ему удалось лишь в 1946 году. Сержант Никулин защищал Ленинград, воевал в Прибалтике, горел в танке, был контужен… О годах войны он позже вспоминал: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно... Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...» Многое из пережитого на войнах Юрий Никулин потом воплотит в кино. Однако к серьезным ролям путь окажется долгим. Поскольку дружный смех однополчан, которые восклицали: «Ты, Юра, настоящий комик…» , - убедили Никулина , что в кино обязательно оценят его таланты. После войны Юрий пробует свои силы на вступительных экзаменах во ВГИК , затем во все театральные училища и институты. Вердикт один: у вас нет актерского таланта; посмотрите на себя в зеркало - ну, какой Вы артист? На помощь приходит детская мечта Никулина стать клоуном. Его отец, Владимир Андреевич , в свое время организовал передвижной театр революционного юмора «Теревьюм» , на сцене которого ставил небольшие пьесы. А перебравшись в Москву, всерьез увлекся цирком - писал интермедии и номера. Он же и привел в цирк сына Юру , когда тому исполнилось пять лет. Атмосфера ярких представлений (и особенно клоуны!) настолько понравилась мальчику, что он тут же попросил маму сшить ему «такой же костюм, как у них». Правда первое представление, которое Никулин дал в этом костюме в доме у знакомой девочки, оказалось не совсем удачным. Падать было больно, никто не смеялся, и вывод маленький Юра сделал правильный: «Первый раз я на собственном опыте понял - быть клоуном непросто» . И тут фортуна улыбнулась будущему артисту. Он поступает в студию разговорных жанров при Московском цирке. А затем попадает в группу знаменитого Карандаша . Первый номер с его участием под названием «Натурщик и халтурщик» был написан его отцом… Линия судьбы замыкается в круг арены – цирк становится для Юрия Владимировича вторым домом. Спустя много лет цирк на Цветном называют просто: цирк Юрия Никулина . А его бронзовый герой в полосатых коротких брюках и огромных ботинках встречает зрителей у входа. Однако кинематограф притаился за углом в ожидании подходящего случая, который наступил в 1958 году. Первая роль Юрия Никулина в кино - роль пиротехника, показывающего отборочной комиссии свой номер «Фейерверк» . Комический эпизод, в котором персонаж Никулина произносит всего одну реплику: «Ничего, сейчас вжикнет!» - становится украшением картины «Девушка с гитарой ». Режиссеры видят в Никулине комика, и он охотно с ними соглашается. Так из серьезного рассказа о перевоспитании трудной молодежи получилась комедия «Неподдающиеся ». Но настоящая народная слава приходит к актеру вместе с появлением на экране знаменитого трио комических антигероев - Труса (

Вицин Георгий, биография которого представляет собой пример неподражаемого актера, оставил после себя множество ярких и запоминающихся образов. Его шутки и крылатые выражения давно ушли в народ и стали неотъемлемой частью русского языка.

Детство

Из-за анархии революционного года не сохранилось точных сведений о дате и месте, где появился на свет Вицин Георгий. Биография актера, а точнее, ее первый период, полна белых пятен. По официальной версии, Георгий Вицин родился 18 апреля 1917 г. в пригороде Петрограда, который сейчас является Зеленогорском в составе Санкт-Петербурга. Считается, что мать ребенка попросила внести изменения в документы, относившиеся к его появлению на свет, для того чтобы отправить его в оздоровительный лагерь, куда он не мог попасть из-за несоответствия по возрасту.

Несмотря на петербургское происхождение, большую часть своей жизни Вицин провел в Москве, куда родители перевезли его в восьмимесячном возрасте. С детства он хотел стать актером. Поэтому сразу же после того как юноша окончил учебу в общеобразовательной школе, он поступил в училище, относившееся к Малому театру. Долго Вицин там не пробыл. Его отчислили за неподобающее поведение. Что в точности стало поводом для таких мер, неизвестно.

Начало актерской карьеры

Несмотря на произошедшее недоразумение, в следующем году Георгий подал документы еще в три студии. Все образовательные учреждения приняли его. Упорство и стойкость с самого детства были присущи Вицину. Это неудивительно, ведь он вырос в обстановке разрухи гражданской войны и ее последствий. С самого раннего возраста ребенок привык терпеть лишения, но уверенно двигаться к своей цели.

Свое образование Вицин закончил в студии МХАТ. В 1936 году он, наконец, получил заслуженный диплом. Его постоянным местом работы стал театр-студия Хмелева (позже реорганизованный в 33 года своей жизни посвятил этому месту Вицин Георгий. Биография актера прочно связана со здешней сценой.

Первые серьезные роли

Впервые Вицин оказался на большом экране в 1945 году, сыграв эпизодическую роль железнодорожника в фильме «Здравствуй, Москва!». Впрочем, этот дебют не показал широкой публике потенциал, которым обладал Вицин Георгий. Биография, творчество и роли актера станут известными несколько позднее.

В это время в Советском Союзе, только что пережившем войну, набирал популярность жанр исторического кино. Особенным спросом (как государства, так и зрителей) пользовались ленты, снятые по мотивам произведений классиков русской литературы. Не мог не попасть в такие фильмы и Вицин Георгий Михайлович. Биография актера в 50-е годы пополнилась участием в съемках картин «Белинский» (сыграл Гоголя) и «Композитор Глинка».

Образ Труса

Конечно, больше всего Вицин известен в качестве Труса - комического антагониста и мелкого правонарушителя. Этот персонаж больше всего известен благодаря комедиям Трус, Балбес и Бывалый (Вицин, Никулин и Моргунов) - одни из самых узнаваемых лиц советского кинематографа.

Началось все в 1961 году, когда Гайдай решил снять два короткометражных фильма - «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». В обеих лентах знаменитая троица всячески нарушает закон. Трус с друзьями занимается браконьерством или пытается сварить самогон. Из-за неуклюжести персонажей все их задумки превращаются в комедийный фарс.

Успех образа заставил Гайдая и всю съемочную команду задуматься о создании продолжения похождений троицы. В 1965 году появился еще один сборник киноновелл - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В 1966-м на экраны вышел полнометражный фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Он стал одной из самых «народных» и популярных лент своего времени.

Звезда комедийного жанра

Многие актеры, достигшие больших успехов благодаря удачной роли в кино, становились заложниками своего образа. Некоторые такие коллеги Вицина не могли отделаться от клейма, связанного со своими прежними достижениями. Георгий Михайлович такой участи избежал. Его роль Труса была эпохальной для всего советского кино. Но актер не собирался останавливаться на достигнутом.

В 1971 году он снялся в «Джентльменах удачи». Эта лента вызвала эффект разорвавшейся бомбы во всех кинотеатрах страны победившего социализма. При этом Вицин сыграл не кого-нибудь, а матерого уголовника, чего в его репертуаре еще не было. Советские зрители навсегда запомнили его лающий жутковатый голос и сентиментальные речи. Преступник, рвущийся в петлю, стал одной из самых узнаваемых «масок», которую надевал Вицин Георгий Михайлович. Биография, личная жизнь и успехи актера в то время были в центре внимания всех зрителей страны.

Вицин всегда в первую очередь являлся актером комедийного жанра. В каждой ленте он открывал новые границы своего мастерства, перевоплощаясь в очередного эксцентричного и уморительного персонажа. Так, в фильме «Не может быть!» в 1975 году актер сыграл папашу со взрывным характером. Этот персонаж до сих вызывает дружный хохот зрителей любого поколения.

Умение преображения на экране было той фирменной профессиональной чертой, которой обладал Вицин Георгий. Биография актера полна ролями, которые совершенно не соответствовали его настоящему возрасту. Так, в 48 лет Вицин перевоплотился в 20-летнего Бальзаминова, а в «Запасном игроке» в два раза омолодился в образе Васи Веснушкина. Одновременно с этим Вицин в еще не старом возрасте играл седовласых персонажей с огромным жизненным опытом за плечами. Таким, например, был его персонаж из «Максима Перепелицы».

Образ жизни

Георгий Вицин был женат на Тамаре Федоровне, которая приходилась племянницей знаменитому селекционеру и биологу Ивану Мичурину. Супруга работала костюмером. Она всегда была рядом с мужем и поддерживала его до самого последнего дня. У пары родилась единственная дочь Наталья.

Несмотря на то что у актера было много ролей в образе безнадежных пьяниц, он никогда не пил. В этой его привычке прослеживаются большой самоконтроль и сильный характер, которыми, несомненно, отличался Вицин Георгий. Биография, фото и образ жизни выдавали в нем здорового человека, внимательно относившегося к собственному самочувствию.

Вицин любил заниматься йогой. В Советском Союзе почти никто не знал об этом индийском искусстве медитации. В каком-то смысле актер даже был зациклен на собственном самочувствии. Зато это помогало ему жить в гармонии с собой и каждый раз выкладываться на 100% на театральной сцене и в кино.

Другие увлечения

Было бы неправильно сказать, что кинематограф и театр стали единственными увлечениями, которым уделял свое время Вицин Георгий. Биография, награды и публичный образ вряд ли расскажут об этом, но все друзья актера часто отмечали, что он очень любил изобразительное искусство. Творческая натура не давала Вицину сидеть без дела даже тогда, когда он был свободен от сцены и съемок. Ему принадлежит несколько хорошо растиражированных в советское время карикатур.

Также Вицин рисовал кукольных персонажей. Они становились героями мультфильмов. Георгий Михайлович любил анимацию. Он сам озвучил множество советских мультфильмов. К этому творчеству он относился не по-детски серьезно. Вицин применял которая всегда тяжело давалась актерам из-за множества требований к «вживанию в роль».

С наступлением старости он практически перестал сниматься. В 90-е актер Георгий Вицин, биография которого была известна почти каждому русскому зрителю, стал ездить на гастроли по всей стране. Он выступал с монологами и сценками из принесших ему славу

Смерть

Знаменитый актер умер 22 октября 2001 года. Причиной его смерти стало хроническое заболевание сердца. Георгий Михайлович скончался в одной из московских клиник, куда был привезен на срочное лечение. Похоронили его на

В последующие годы по всей России начали появляться памятники, посвященные Вицину и самым знаменитым его образам. Не забыли знаменитого земляка и в Зеленогорске. Там установили скульптуру, изображающую актера в роли Михайло Бальзаминова из фильма «Свадьба Бальзаминова», снятого по сюжету пьесы Александра Островского.

Вскоре после рождения сына, семья переехала в Москву. Первые прививки искусства Вицин получил в «Колонном зале Дома союзов», где работала билетершей его мать. Уже в те годы Георгий Вицин был довольно смешливым, потому из всех жанров кино, именно комедия привлекала его больше всего. В возрасте двенадцати лет Георгий начал выступать в постановках школьной самодеятельности. Одной из причин, побудивших его это сделать, была его стеснительность, с которой он решил бороться всеми доступными средствами.

В училище при театре им. Евгения Вахтангова Вицин поступил в 1934 году, однако уже на следующий год перешел в студию при втором МХАТе. В период с 1936 по 1969 год, выступал на сцене Московского театра им. Ермоловой. В числе наиболее удачных ролей Георгия Вицина в театре: Счастливцев («Лес» А. Н. Островского), Тони («Ночь ошибок» О. Голдсмита), Вильям («Как вам это понравится» У. Шекспира). С 1969 по 2001 выступал в театре-студии киноактера.

В кино дебютировал в 1945 году, исполнив роль Эйзенштейна во второй серии «Ивана Грозного». Всего же за свою жизнь, один из наиболее талантливых комедийных актеров 20-го века сыграл более 100 ролей и озвучил более 80 мультипликационных фильмов.

Свою первую по-настоящему большую роль (Николая Гоголя) Вицин сыграл в 1951 году в картине «Белинский» Г. М. Козинцева. Первая известность пришла три года спустя, вместе с ролью восемнадцатилетнего футболиста Васи Веснушкина в картине «Запасной игрок» (1954). Образ обаятельного, застенчивого и простоватого паренька, созданный актером, пришелся зрителям по душе. Это же образ актер пронес с собой в картину «Она вас любит» (1956) и некоторые другие. Однако он не стал актером одной единственной роли. В числе наиболее запоминающихся образов, созданных Вициным: сэр Эндрю - «Двенадцатая ночь»(1955), Бальзаминов - «Женитьба Бальзаминова» (1965), Добрый волшебник - «Старая, старая сказка» (1968).

Всесоюзную любовь завоевал благодаря ролям, сыгранным в так называемый «период Труса». Образ Труса в Вицине открыл легендарный комедийный режиссер Леонид Гайдай, задействовавший актера в комедиях: «Пес Барбос и необычный кросс» (1960), «Самогонщики» (1961), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница» (1967) и др. Созданная режиссером великолепная троица Трус (Вицин), Болван () и Бывалый (), стала одним из символов советской эпохи.

Полюбившийся зрителю образ труса использовали и другие режиссеры, например Александр Серый, пригласивший Вицина на роль в культовой комедии «Джентльмены удачи» (1971) с Евгением Леоновым в главной роли.

Скончался Георгий Вицин 22 октября 2001 года в возрасте 83-х лет после продолжительной болезни. Похоронен на Ваганьковском кладбище

  1. Актер и художник

Г еоргий Вицин начал выходить на сцену еще в школьных спектаклях, когда ему было 12 лет. Он учился в Театральном училище, служил в театре, играл в кино характерных драматических героев. После выхода на экраны комедии Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» Георгий Вицин стал частью легендарного актерского трио - ВиНиМора - Труса, Балбеса и Бывалого.

Николай Гоголь и другие драматические персонажи

Георгий Вицин родился в 1917 году. Позже его мать исправила документ о рождении, чтобы иметь возможность отправить сына в оздоровительную школу. Когда будущему актеру было 8 месяцев, его родители переехали из Ленинградской области в Москву. Мать Вицина сменила несколько рабочих мест и в конце концов устроилась билетером в Колонный зал Дома союзов. Она часто брала сына с собой на выступления, а в 12 лет он увлекся театром и стал играть в школьных спектаклях - в основном отрицательных героев.

После школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра . Однако вскоре его отчислили - «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Спустя год он подал документы вновь, причем сразу в три театральные студии. И его приняли во все. Вицин выбрал Театральное училище при театре имени Е. Вахтангова (сегодня - Театральный институт имени Бориса Щукина) и учился здесь до 1935 года.

В 1936 году молодой актер поступил на работу в театр-студию, которой руководил известный советский режиссер Николай Хмелев. Вскоре у Вицина начался роман с женой Хмелева - Надеждой Тополевой. У них была большая разница в возрасте: Георгию Вицину было 19 лет, а Тополевой 35. Однако она ушла от мужа к молодому актеру.

В кино Георгий Вицин дебютировал почти через 10 лет - в середине 1940-х годов. По разным данным, его первой картиной был фильм «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна или «Здравствуй, Москва» Сергея Юткевича. Спустя несколько лет Вицин сыграл Николая Гоголя в ленте «Белинский» Григория Козинцева . Вскоре после «Белинского» актера вновь пригласили на роль Гоголя, а потом появились и другие драматические персонажи.

Георгий Вицин в роли опричника в художественном фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

Георгий Вицин в роли Николая Гоголя в художественном фильме Григория Козинцева «Белинский» (1951)

Георгий Вицин в роли железнодорожника в художественном фильме Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва!» (1945)

ВиНиМор - Трус, Балбес, Бывалый

Первая комедия появилась в кинокарьере Вицина в 1954 году. Он сыграл футболиста Василия Веснушкина в фильме «Запасной игрок» Семена Тимошенко. Вицин попал на пробы практически случайно: он приехал на «Ленфильм», чтобы поучаствовать в кастинге для другого фильма.

Спустя три года Георгий Вицин впервые сыграл в комедии Леонида Гайдая «Жених с того света». Фильм не стал популярным у советских зрителей, зато Гайдай решил снять актера в своей следующей работе - «Пес Барбос и необычный кросс» . По легенде, режиссер увидел в газете фельетон про браконьеров и придумал комедию с трио отрицательных персонажей. Так появились Трус, Балбес и Бывалый. И в этой ленте, и во многих других их играли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов . Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» стала очень популярной у зрителей, а ее главные герои - персонажами советских анекдотов. У актеров даже появилось одно на троих имя - ВиНиМор, его составили из первых букв фамилий.

После короткометражки актеры ВиНиМор сыграли в «Самогонщиках» Гайдая, а потом в полном составе перешли в картину «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова . Цитаты из фильмов с Трусом, Балбесом и Бывалым уходили в народ, киностудии получали сотни писем со всего Советского Союза. В стране выходили майки, игрушки, календари с изображением звездного актерского трио. Их использовали даже в мультфильмах: срисованные с Труса, Балбеса и Бывалого лесные разбойники появились в ленте «Бременские музыканты».

В 1967 году Леонид Гайдай приступил к съемкам «Кавказская пленница» . По легенде, шутки и трюки для фильма придумывала вся группа, включая Вицина, Моргунова и Никулина. Сцену, где звездная троица становится перед движущейся машиной, приписывают именно Георгию Вицину. «Кавказская пленница» 1967 года стала лидером проката: ее посмотрели 76,5 миллиона зрителей.

В 1979 году в Москве открылся Музей трех актеров, посвященный Вицину, Никулину и Моргунову. Его создал артист эстрады и цирка Владимир Цукерман. В музее хранятся плакаты и газетные вырезки, конфеты и куклы, посвященные ВиНиМору, аудиозаписи с голосами актеров и их фотографии.

Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов в короткометражном художественном фильме Леонида Гайдая «Самогонщики» (1961)

Георгий Вицин в роли Труса в короткометражном художественном фильме Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» (1961)

Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Юрий Никулин в художественном фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)

Актер и художник

Георгий Вицин сыграл Труса семь раз. И это был не единственный отрицательный герой в его карьере. Вицину часто приходилось играть персонажей, злоупотребляющих алкоголем и обладающих сомнительными моральными качествами. А вне экранной жизни актер вел здоровый образ жизни: он не употреблял крепкие напитки, не курил и увлекался йогой, которая в Советском Союзе в те годы была негласно запрещена. На съемках «Кавказской пленницы» Георгий Вицин даже выпил несколько кружек настойки шиповника, прежде чем режиссер заставил его выпить кружку настоящего пива.

При всем этом за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей. Однако в реальной жизни он так и не научился пить. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов , Папанов , Миронов , Никулин, Моргунов, Вицин…» - «Стой, - прервал второй, - не ври». - «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…».

Владимир Цукерман, директор Музея трех актеров

Снимаясь в кино, Георгий Вицин продолжал работать в театре. После двадцати лет жизни с Надеждой Тополевой он познакомился с Тамарой Мичуриной, которая позже стала его официальной женой. Мичурина, племянница известного советского ученого, работала бутафором в Театре имени Ермоловой . Познакомились будущие супруги на Пасху , когда в реквизиторской все обменивались крашеными яйцами и куличами. Вскоре пара поженилась, и у них родилась дочь Наталья.

Всего Георгий Вицин сыграл более чем в 100 фильмах. Кроме того, он озвучивал мультфильмы и художественные картины, участвовал в радиоспектаклях, писал картины, рисовал карикатуры, создавал скульптуры. Вместе с другими артистами Вицин ездил на гастроли по Советскому Союзу, выступал с программой «Товарищ КИНО» и концертами. Последний раз актер выходил на съемочную площадку в 1994 году: он сыграл в комедии «Несколько любовных историй» Андрея Бенкендорфа и криминальном боевике с элементами мистики «Хаги-Траггер» Эльдора Уразбаева. После этого Георгий Вицин выступал только в концертах Театра киноактера .

Георгия Вицина не стало в 2001 году. Актера похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.