Вальдорфская школа – основные принципы, плюсы и минусы. Вальдорфская школа

Вальдорфская педагогика - это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф-Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861-1925) создать школу для их детей. Р. Штейнер, последователь натурфилософии Гёте, написал и издал 300 томов трудов по многим отраслям науки и искусства: медицина, космология, история религии, архитектура, скульптура, из них 25 томов посвящено педагогике и образованию: «Общее учение о человеке как основа педагогики». Это был эрудированный человек, крупный ученый, с ним сотрудничали Андрей Белый, Михаил Чехов и др. Вот он-то и создал первую школу, которую в соответствии с принципами альтернативной педагогики можно отнести к типу так называемых свободных школ. В основе ее лежит человек как духовное существо. Суть вальдорфской технологии образования - это развитие способности человека чувствовать, т. е. воспитание чувств, формирование художественного вкуса, умений творчески созидать на основе знания природы. (Неплохо, правда?) Это был смелый шаг в обстановке упаднических настроений после I мировой войны. Главное, не потребности производства или социально-политическая конъюнктура определяли цели и содержание образования, а человек, его возможности и потребности являются ведущими принципами содержания образования /98, с. 40/. (Как современно это звучит!) В советское время учителя школ и преподаватели вузов и техникумов были слугами государства, для которых был важен прежде всего государственный заказ, а вальдорфские учителя - «слуги ребенка», а не «слуги общества». Поэтому говорят, что «Вальдорфская школа не является школой мировоззрения».

Вальдорфская школа и в организационном плане отличается от традиционных школ. Она действует на основе самоуправления, там нет директора, школой управляет педагогический коллектив, в жизни школы участвуют родители. Школа свободна от централизованной государственной регламентации.

Сейчас в ФРГ 1% учащихся учится в вальдорфских школах. Обучение там платное, дифференцированное (для низко оплачиваемых родителей плата ниже). Оклад педагога - тоже дифференцирован. Школы самостоятельны, но государство их поддерживает и берет на себя примерно 70-80% суммарных затрат, не вмешиваясь в процесс обучения. «В «классических» вальдорфских школах обучение длится 12 лет. Желающие поступить в университет оканчивают 13-й, «абитуриентский», класс.

Процент поступающих в университеты ниже, а порой, и несколько выше показателя у выпускников обычных государственных школ».

Особенности вальдорфской школы: с 1-го по 8-й класс все занятия ведет один учитель, нет жесткого учебного плана, не ставятся отметки, используются содержательные оценочные характеристики. После 8-го класса занятия ведут учителя-предметники. Отличается и организация занятий. Первые два утренних часа изучается один общеобразовательный предмет (математика или зоология и т.п.). Больше в этот день никакой другой предмет не преподается, но этот предмет будут изучать ежедневно в течение 3-6 недель, что создает так называемую «эпоху». (Похоже на модульное обучение?) В учебном году может быть, например, 1 «эпоха» по химии, 2 - по литературе и т.д. После двух часов «эпохи» проводятся занятия по направлениям художественного цикла (рисование, музыка, эвритмия), а также по иностранным языкам (их два).. Эти занятия не связаны с сидением в классе.

Р. Штейнер ставил своей педагогической целью «раскрытие «тайных» сил человека с помощью системы особых упражнений (занятия эвритмикой, музыкой, постановки мистерий, медитация и др.» /99, с. 493/. Большое значение придается эвритмике (от гр. eurhythmia - «стройность, такт, благозвучие»), т. е. изучается равномерность ритма в музыке, в танцах и в речи. Эстетическое воспитание пронизывает все предметы, даже «преподавание предметов естественно-математического цикла ведется классным учителем не традиционно, а на образно-эстетической основе (гетеанизм)».

Большое место в вальдорфской школе занимает трудовое воспитание: переплет книг; столярничание; резьба по дереву; вязание; лепка; шитье кукол, костюмов и т.п. Мальчики приучаются работать в кузне, обрабатывать землю, молоть зерно, класть печи, выпекать хлеб.

Таким образом, вальдорфская школа отличается от традиционных. Она нашла своих последователей не только в Германии, но и в Голландии, Швейцарии, Скандинавии, Англии, Австрии, США, Южной Америке, а в России, в Санкт-Петербурге, например. Есть в Новочеркасске школа №22, которая обучает детей, используя вальдорфскую педагогику.

Что мы можем позаимствовать у вальдорфской школы, ставшей международным культурнообразовательным движением? Прежде всего, личностно ориентированную педагогику, гуманизацию и гуманитаризацию обучения, развитие способностей студентов чувствовать окружающий мир.

Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.

Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.

Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.

Вальдорфская педагогика – история

В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.

Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.


Ее суть

Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.

Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой

Основные принципы вальдорфской педагогики

Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.

  • Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
  • Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.

В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.


  • Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
  • Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.

  • Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами.
  • Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
  • Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
  • Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
  • Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.

Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.

Как происходит обучение

Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.

  • С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.

  • Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.

  • Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
  • Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
  • Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
  • Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка. По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий. Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.

Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.

Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.

Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.

Вальдорфская педагогика – видео

Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.

При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.

Существуют и другие методики воспитания: , .

Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.


                                                                                                                                                                     "Искусство воспитания - живое искусство..."
Вальдорфская педагогика - это способ развития и обучения детей, значительно отличающаяся от традиционных методик. Появилась она более 100 лет назад. Разработал основные идеи и направления австрийский мыслитель и педагог Рудольф Штайнер совместно со своей женой и ближайшим советником Марией фон Сиверс.
Свое название методика получила благодаря немецкой сигаретной фабрике Вальдорф-Астория, владелец которой попросил Штайнера организовать первую школу, где бы обучались малыши по его методике. Так и начали называть систему Штайнера вальдорфской.
Главными учителями в системе являются педагоги и родители.
Предназначена методика для малышей от рождения до 21 года.

Основными работами, которые помогают родителям в воспитании и обучении детей считаются следующие:

- "Искусство воспитания. Методики и дидактика";
- "Духовно-душевые основы педагогики";
- "Познание человека и учебный процесс".

У автора имеется большое количество разработок и книг, которые заслуживают пристального внимания родителей и преподавателей, решивших воплощать идеи вальдорфской теории.
В настоящее время во всем мире существует множество детских садиков и школ, работающих по вальдорфской системе.

Идеи Вальдорфской системы:

Автор утверждал, что у малыша с рождения имеется прочное духовное начало, которое и определяет его неповторимость. Взрослые всеми силами должны помогать раскрыть в детях все, что заложила в них природа. Важно избегать принуждения!
Развитие должно быть направленным на сохранение личности малыша и его индивидуальности.
Вальдорфская система высказывает протесты против начала обучения детей чтению и письму в раннем возрасте. Автор методики утверждает, что развитие интеллекта необходимо начинать в то время, когда малыш психически и эмоционально готов к познанию мира.

Принципы системы:

Если вальдорфская методика развития для вас приемлема, то вы должны полностью принять следующие ее принципы:

◦ Вальдорфская методика основывается на создании всех условий, оказывающих благоприятное влияние на ребенка;
◦ В процессе воспитания малыша ведущую роль играет пример взрослых;
◦ Согласно методике развитие и воспитание детей осуществляется в игровой форме;
◦ Согласно вальдорфской педагогике необходимо использовать приобщение малыша к здоровому образу жизни, искусству и трудовой деятельности;
◦ Малыши должны познавать мир естественным путем, взаимодействуя с окружающей средой и получая ценный жизненный опыт. Дети, занимаясь по вальдорфской системе, много времени проводят на свежем воздухе. Они выращивают овощи и фрукты, цветы. Это все развивает любовь к природе, самостоятельность и ответственность;
◦ В раннем возрасте телевизор и радио сильно вредят детям. Они способствуют преждевременному взрослению;
◦ Оценка достижений малыша - это своего рода давления на него, которая мешает его полноценному и природному развитию. Применяя частое оценивание малыш будет выполнять действие не ради него самого, а ради получения оценки;
◦ Нельзя принуждать малыша выполнять задания и предоставлять ему эталоны правильности выполнения;
◦ Поддерживайте любое проявление инициативы малыша. Отказ или запрет на осуществление какого-либо действия возможен только в случае, если это причинит малышу вред, нанесет ущерб другим или повредит вещи. Важно понимать, что запрет должен иметь строгий, четкий, краткий характер. Не допускайте возражения со стороны ребенка. Только в таком случае он будет эффективным. Также малыш поймет, что запрет - это не просто упрямство взрослого, а правило жизни, которое нужно выполнять;
◦ Дети по вальдорфской системе играют не готовыми игрушками, а теми, которые создают самостоятельно с помощью родителей или педагогов. Это очень развивает фантазию и воображение детей;
◦ Важно соблюдать четкий режим дня;
◦ Обязательная часть учебного процесса - праздники. В процессе подготовки участвуют и взрослые, и малыши. В системе много времени уделено праздникам, которые связаны с природой;
◦ Все процессы обучения и воспитания основаны на сказках;
◦ В каждом возрасте ребенка существуют свои возможности. Их обязательно нужно использовать, чтобы в наибольшей мере раскрыть личность малыша.

Фазы жизни...:

Человеческая жизнь согласно вальдорфской системы разделена на 3 фазы:

1. От 0 до 21 года. В этом периоде происходит физическое развитие тела. Эта фаза представлена тремя периодами:

◦ От 0 до 7 лет. Это время от рождения малыша и до полной замены зубов. Малыш в этот период открыт миру, доверяет ему, впитывает из него все. С помощью подражания взрослым он учится мыслить, рассуждать, разговаривать. Важно, что подражание свойственно детям только в этом временном диапазоне. Дети, у которых потребность в подражаниях не удовлетворена до 7 лет, остаются неуверенными в себе, неудовлетворенными как собой, так и окружающими. Наиболее частая причина этого - отсутствие тесного контакта с родителями;
◦ От 7 до 14 лет. Это период от замены зубов до времени полового созревания. Теперь уже дети хотят учиться. Если в первом периоде жизни потребность в подражаниях была удовлетворена, то дети начинают активно подражать учителю. Но если же этого не произошло, то такие неуверенные в себе дети начинают искать другие, часто очень негативные авторитеты;
◦ От 14 до 21 года. Это период от полового созревания до совершеннолетия. У детей формируются углубленные интересы. В это период имеется огромная потребность в людях, которые смогут ненавязчиво установить душевный контакт с ребенком, направить на правильный путь и оказать помощь в поиске смысла жизни. В это время ребенок осознает свое "Я", личную важность и индивидуальность. Ребенок очень активен в общественной жизни, заводит глубокие дружеские отношения.

2. От 21 до 42 лет. Люди в этот период времени приобретают ценный жизненный опыт;

3. От 42 лет и до смерти. В это время люди, как правило, начинают передавать свои знания и опыт другим людям.

Результаты использования методики:

Вальдорфская система позволяет воспитать смелого, умелого, свободного в реализации творческих задумок, дисциплинированного, ответственного малыша, любящего окружающую природу. Вальдорфская педагогика позволяет вырастить личность с богатым воображением и широкими взглядами на многие вещи.
Во время обучения детей в начальных классах по вальдорфской системе активно развивают мелкую моторику ручек, поскольку это взаимосвязано с развитием речи у малышей.
Дети, которые развиваются по вальдорфской системе занимаются эвритмией - навыками художественных музыкальных движений, а также выполняют множество физических движений, развивающих межполушарную координацию головного мозга.
С первого класса малыши учатся играть на музыкальных инструментах, изучают 2 языка - немецкий и английский. Кроме этого огромное внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин: литературы, истории, мировой культуры.
Много времени дети проводят за рисованием, развивая свои художественные способности.

Когда стоит начинать занятия?:

Сторонники методики, как и ее автор, выступают категорически против раннего развития интеллекта малышей. Они считают очень важным учитывать возрастные особенности. А раннее развитие только лишает детей детства, притупляет их воображение.
Изучение цифр (абстрактных понятий), а также освоение навыков чтения и письма начинают только тогда, когда сформирован мир малыша и "все молочные зубы сменяются на постоянные", то есть в возрасте около 12 лет!
Для малышей наиболее естественным будет познание окружающего мира в игровой форме, с активным использованием эмоций, а не путем изучения понятий в виде букв и цифр. Работая с маленькими детьми по вальдорфской педагогике, много внимания уделяют упражнениям на развитие мелкой моторики ручек, театральному искусству, лепке, ритмике, игре на народных инструментах. В более старшем возрасте дети шьют игрушки, постигают навыки резьбы по дереву, обработки камня.

Упражнения для новорожденных:

Основным фактором нормального развития младенцев является искренняя, непринужденная атмосфера в доме. Это влияет не только на психическое развитие, но и на все виды обмена вещество в организме малыша. Это очень важное условие интеллектуального, личностного и эмоционального развития ребенка. Штайнер, автор методики, постоянно акцентирует внимание взрослых на том, что воздействие на молодой организм негативных факторов именно на протяжении этого периода его развития позднее проявится в виде предрасположенности к психологическим проблемам и физиологическим заболеваниям.
Новорожденный, согласно вальдорфской педагогике нуждается только в очень тесном контакте с мамой, ее любви и заботе, а не в осуществлении творческих процессов.

Упражнения для малышей старше одного года:

Вальдорфская педагогика строго ориентирована на личность ребенка. В ней нет четко разработанных упражнений, заданий. Это такая философия жизни счастливых малышей в особенном семейном микроклимате, которое является самым подходящим для формирования внутреннего мира малыша, а также в обстановке, которая наполнена натуральными материалами, способствующими развитию фантазии.
Первое, что требует от родителей вальдорфская педагогика - организовать личное пространство малыша. В нем должен быть стол, стул, открытые полочки, плита, мойка. Важно, что там нет компьютеров и телевизоров!
На полках расставьте конструктор, каштаны, лоскутки ткани, самодельные игрушки.
Большое значение имеет художественное оформление комнаты. Используйте скатерти из хлопка и льна, панно из натуральных материалов, картины.
Дети не должны использовать в процессе игры пластиковые, механические или электронные игрушки. Они их сами изготавливают из подручных натуральных материалов: деревянных досточек, шишек, желудей, орехов, каштанов, коры, веток, травы, листьев, натуральных тканей, камней, ракушек. Делают они это как сами, так и со взрослыми. Такие игрушки необычайно полезны, они стимулируют развитие фантазии.

Дети по вальдорфской системе осуществляют свободную игру. Ее суть состоит в том, что в ней нет никаких строгих правил. Малыши занимаются только тем, что им больше всего интересно (чаще всего это сюжетно-ролевые игры). Задача взрослых - наименьшее вмешательство в игру. Вы должны побуждать малыша и всячески поддерживать его интерес.
Обязательно дети должны заниматься творчеством: народными танцами, песнями, лепкой, рисованием (важно учиться смешивать краски), драматическим искусством. В вальдорфских учебных центрах эта деятельность распределена по дням недели: один день полностью посвящен живописи, другой - лепке и т.д.

В вальдорфской педагогике имеются такие необычные понятия, как эвритмия и райгены.
Эвритмия - это искусство движений. Дети со взрослыми под музыку при помощи движений и жестов выражают свое состояние, общаются, учатся пересказывать сюжеты литературных произведений, стихотворений, песен, показывают настроение в данный момент времени.

Райгены - это игры-хороводы, в основе которых лежат различные сюжеты. В них малыши движениями показывают, как они подметают или моют пол, посуду, ходят, как утята и т.д.
Большое внимание в вальдорфской педагогике уделено домашним занятиям. Дети вместе с родителями учатся убирать, сажать растения, ухаживать за животными и т.д.

Детям необходимо читать сказки народов мира, мифы Древней Греции, библейские легенды. Одна история читается несколько раз, например, в течение недели, чтобы малыши максимально разобрались в характерах действующих лиц.
С целью улучшения памяти дети учат много потешек, песенок.
Писать детей учат с помощью рисования. Под музыку дети выполняют движения, которые имитируют написание букв в воздухе.
Прежде, чем приступить к занятиям по вальдорфской системе, необходимо выполнять пальчиковую гимнастику и игры-хороводы. Сначала необходимо вспомнить полученные ранее знания, а затем приступать к получению новых.

Для кого подходит методика?:

Основной вид деятельности по вальдорфской системе - это совместная деятельность взрослого и ребенка. Работая рядом со старшими, дети вдохновляются и подражают им. Поэтому роль взрослого в методике огромная! Мама, которая решила использовать вальдорфскую педагогику, должна каждым своим действием, поведением, речью стать ярким примером для подражания, вызывать у малыша интерес к различным видам деятельности, побуждать к активности. Мама должна быть достойна подражания! Она для своего малыша - авторитет, который одновременно позволяет малышу самому делать свой выбор.

Положительные стороны методики:

Педагогика развивает естественные способности малышей, укрепляя их веру в свои силы, что очень пригодится ему в будущей жизни;
- Малышей не принуждают к деятельности, их не оценивают, уважительно относятся к их личности и предоставляют свободу выбора;
- Естественная обстановка во время обучения;
- Возможность создания естественного и свободного ритма обучения;
- Повышенные требования к эстетическому оформлению помещений развивают эстетический вкус детей;
- Большое внимание уделяется эмоциональному комфорту малышей.

Трудности при реализации методики:

◦ Прежде, чем начать занятия, родители должны ознакомиться с основными тезисами методики, поскольку в ее основе лежит антропософия, вызывающая частые протесты как у родителей, так и у представителей церкви;
◦ Не все требования методики можно осуществить в домашней обстановке: отсутствие телевизора, компьютера, любовь к искусству, обстановка без излишеств;
◦ Малыши, которые будут идти в обычную школу, будут испытывать трудности в обучении из-за того, что не умеют читать, писать, считать, а также не имеют энциклопедических знаний;
◦ Не каждый малыш склонен к художественной или актерской работе. Вальдорфская система имеет слишком углубленную гуманитарную направленность, которая подходит далеко не всем детям;
◦ Ограничение доступа малышей к обычным игрушкам, что в будущем будет вызывать дискомфорт у малыша и желание все-таки получить увиденную в магазине или у других детей игрушку.

Стоит ли начинать занятия?:

Эта методика имеет очень много спорных моментов. Это и чрезмерная религиозная направленность, и тепличные условия воспитания детей. Результат ее использования в современном мире, довольно жестоком, будет не всегда положительным. Но в ней каждый родитель сможет найти что-то важной и приемлемое для своего ребенка/


Дорогие читатели «ШколаЛа», здравствуйте! Сегодня тема для обсуждения непростая.

  1. Во-первых, вопрос не очень хорошо изучен в России.
  2. Во-вторых, среди более-менее что-то знающих много сторонников, но немало и противников.
  3. В-третьих, дать какие-то рекомендации и подвести итоги не получится.

Заинтриговала? Скажу больше: вместе с вами буду разбираться сама.

Что такое вальдорфская школа слышали? Наверное, отдалённо. А на самом деле это направление в педагогике существует уже почти сотню лет, из которых добрых 20 известно в России.

План урока:

Откуда взялась вальдорфская система образования?

Особое обучение появилось в Германии в период послевоенного кризиса, когда нужно было найти новые пути воспитания. Малообеспеченные дети в то время могли обучаться только элементарным знаниям в народных школах. Гимназии преподавали исключительно гуманитарные дисциплины, особо не вникая в реалии жизни. Училища готовили сухих технарей, не способных говорить на иностранных языках, но хорошо владеющих руками.

Австрийский мыслитель Рудольф Штайнер решил создать такое образование, которое могло бы научить всему и сразу, при этом предлагал соединить человеческое и духовное, через мышление открыть саморазвитие и духовное сознание. Так как был эзотериком.

Первая школа появилась в 1919 для детей рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», чтобы выпустить квалифицированные кадры. Оттуда и пошло название вальдорфская. Постепенно в новую образовательную систему влились и другие слои населения.

К 1938 году вальдорфская методика появилась в США, Британии и Швейцарии. По духовной системе начали учить в голландских, норвежских, австрийских и украинских школах.

Сегодня в России насчитывается чуть больше 20 школ в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ухта, Красноярск, Ижевск и других.

Многие европейские родители мечтают отдать ребёнка на воспитание в детсад или школу с вальдорфским уклоном, считая, что там он будет «как рыба в воде». Российские мамы и папы относятся к нововведению с недоверием. Почему?

Что преследует Штайнер?

Проблема восприятия такого образования в том, что основатель вальдорфского учения в основу методики положил антропософию. Заумно, правда? Такая философия – одно из направлений учения о том, что человеческая душа и божество едины. Попахивает религией.

Суть обучения – раскрыть возможности через чувства. Главной задачей является сохранение беззаботного ощущения детства. Поэтому основное отличие вальдорфской школы от традиционной – максимальное использование счастливых лет не для обучения, а для игр и творчества, раскрытия духовного потенциала и исследования окружающего мира.

Вальдорфский метод воспитания ребёнка основан на психологии и эмоциональной поддержке взрослых, которые находятся рядом. Для этого учителя – наставники духовного общения проникают в мысли и переживания.

В принципе, ничего пугающего. Все мы, взрослые, стремимся к тому, чтобы нашим детям было душевно и комфортно и стремимся к тому, чтобы они творчески гармонично развивались.

Что же такого особенного преподносят ученикам вольдорфской школы, чтобы петь ей оды и выносить на строгий суд? Вот основные принципы преподавания по Штайнеру.

Запрет на ранее развитие

Вижу округлённые глаза родителей, которые стремятся, чтобы ребёнок читал-считал-писал уже лет в пять. На это у школы есть ответ: обучать детей абстрактным предметам нужно только после того, как «устаканится» их эмоциональный мир.

Именно поэтому в вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. Сначала они рисуют, чтобы набить руку. И лишь второклашки начинают писать, причём как в старые добрые времена. Сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями. Конечно, интересно, но для меня, например, напоминает прошлый век. Как бы не отстать от современности.

Среди главных уроков в начальной школе – языки, живопись, письмо, математика. Все другие дисциплины подключаются в более старшем возрасте. Урок состоит из музыкальной части, рабочей и подвижной игры. Изучение главного предмета идёт эпохами – по три недели, в течение которых происходит углублённое изучение чего-то одного и опосредованно — всего остального.

Учимся без оценок

В школе до 8 класса нет отличников и двоечников. Просто оценок нет. Материал каждым осваивается в удобном темпе. Знание в полном его смысле, как мы привыкли, – не самоцель. Контрольных нет, экзаменов нет. Так что здесь лет до 10-12 с усердием не учатся, пока, как говорят сами вольдорфовцы, «астральное тело не созреет».

В общем, вначале один космос. Лишь с девятого класса начинается оценивание успеваемости, а потом как у всех ЕГЭ.

Здесь важный момент – персона учителя, как тот идеал, к которому должны стремиться ученики. Ведь первые 8 классов ведёт все предметы один педагог. С одной стороны, неплохо. Но тут на плечи организаторов ложится непомерная ответственность таких идеалов подобрать, чтобы с них можно было картины писать. Время-то гимназий, где трудились интеллектуальные образцы воспитания царской эпохи, давно прошло.

Может ли сегодня один человек одновременно хорошо знать математику, письмо, историю, географию, физику и астрономию, чтобы её преподавать?! Судя по вальдорфскому обучению, может.

Нельзя говорить «Нет!»

Вальдорфские дети могут всё, ну или почти всё, что не причиняет вред окружающим. Каждая инициатива поддерживается, прикладываются все усилия, чтобы ученик воплотил в жизнь свои идеи. Да, хорошо, ведь очень часто взрослые своими запретами ставят жирную точку в детской инициативе.

Здесь приветствуют фантазию и делают ставку на художественную деятельность. Дети рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах, ставят театральные постановки. И всё делают вместе — садят огород, готовят еду, прибирают класс, готовятся к праздникам. Одна большая семья.

Особенность пространства

Здесь нет ни компьютеров, ни телевизоров, всё из натуральных материалов и естественных природных цветов. Вот у меня сразу вопрос: а как такой идеализированный ребёнок будет справляться с шагающим семимильными шагами прогрессом и не разочаруется ли он при встрече с обыденной жизнью? Жить-то ему предстоит в обычном, невальдорфовском мире.

Почему нужно ограничивать ребёнка в полноценном познании всего мира и знакомить только с духовной частью?

Что думают люди?

Задумались? И я. А не даст ли такая свобода плоды вседозволенности? И где та самая дисциплина, которая давно апробированным методом «кнута и пряника» приводит к поставленной цели? Как бороться с элементарной детской ленью, когда не напрягают? Вопросов много. Поискала отзывы о вальдорфском воспитании.

Вот что думают об этом обычные родители.

  • Как быть, если нужно будет перевести ребёнка в обычную школу? А оценки? А освоение программ? Невозможно сразу понять, успеваети ученик по всем предметам. А ещё в вальдорфской школе учатся дольше – целых 12 лет! Поэтому таких особенных деток берут при переводе в простую школу на класс ниже: например, из 6 только в 5-ый. Да и как превращают вальдорфскую характеристику в пятибальную систему для простой школы — большой вопрос.
  • Попахивает сектой, где осуждаются дополнительные занятия вне учреждения. Только идеализированное и оторванное от реальности в пределах дозволенного школой. Многие мамы отмечают эзотерическо-мистическую направленность.
  • Грань предоставления свободы настолько тонка, что часто со свободолюбивыми воспитанниками духа «пуп Вселенной» по мере взросления становится тяжело справляться. Когда ребёнку было всё можно, ему трудно от общества вдруг слышать «нельзя».

Я же лично сделала простой вывод для себя. Такая школа имеет место быть, но не для всех детей. Если вашего ребёнка природа одарила творческими способностями, то это хороший вариант для их развития в комфортной обстановке. Они не будут завистливы, не побоятся сделать ошибку и будут креативно мыслить, а также им будет легко работать в коллективе.

Но ежели ваше дитя – чистой воды технарь, то туда дорога вам закрыта, не потянет он потом ни один физмат! Точные науки там на вторых ролях.

В вальдорфской школе есть, что взять. Это уважение к личности ребёнка и бережное отношение к не возвращающемуся обратно детству. А как это брать, поступая в учебное заведение или факультативно дома — решать вам.

А давайте теперь посмотрим как проходит урок музыки в вальдорфской школе. И, вы знаете, это действительно урок МУЗЫКИ!

Надеюсь, что немного смогла открыть вам тайну вальдорсфского образования. Жду комментариев, очень интересно, что вы об этом думаете.

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович

2333

Вальдорфская педагогика что это такое. Плюсы и минусы. Отзывы родителей.

Вальдорфская педагогическая система была основана в начале 20 века немецким ученым и философом Рудольфом Штайнером. Разработанная для детей работников табачной фабрики "Вальдорф-Астория" в Штутгарте, вскоре она приобрела поклонников по всей Германии, а позже и Европе, где начали открываться вальдорфские школы и детские сады. Вальдорфская педагогика, ставящая своей целью воспитание свободной , творчески мыслящей личности , проповедует всестороннее развитие ребенка путем максимальной близости к природе и народным традициям, а также отказом от ранней интеллектуализации.

Основные принципы вальдорфской философии

Одной из основ вальдорфской педагогики является принцип неопережения, то есть соответствия изучаемой информации тому, что мозг ребенка может воспринимать в данный момент. Именно поэтому система выступает против досрочной интеллектуализации и специализации, раннего изучения абстрактных понятий, таких как буквы и цифры, заучивания информации. Развивающие занятия в первую очередь основаны на интересах ребенка на данном этапе, на том, что его привлекает и захватывает, такие занятия дают малышу более осмысленные знания, которые легче запоминать. Например, детям младшего возраста интересны активные игры, сказки, поэтому развивающие занятия проходят в игровой форме или в виде сказочно-театрализованной постановки.

Вальдорфская философия выделяет в человеке интеллектуальное, эмоциональное (творческое) и волевое (практическое) начало. Развитию каждого из них уделяется особое внимание в определенный, наиболее подходящий для этого, период становления личности ребенка, воля - в младшем возрасте, эмоции - в среднем и разум - в старшем. Только равномерное развитие всех этих трех составляющих ведет к гармоничному росту и становлению полноценной личности. Особый упор на интеллектуальные занятия отрицательно влияет на физическое здоровье ребенка, поэтому вальдорфский ритм дня основан на постоянном чередовании умственной, творческой и физической активности.

Особая роль в вальдорфской философии и педагогике уделяется комфортной окружающей среде, где ничто не мешает гармоничному развитию ребенка. Малыша окружает интерьер в спокойных тонах, мебель и игрушки из натуральных материалов. Особая роль в гармонизации окружающей среды отдана воспитателю, именно от его поведения зависит, будет ли ребенок чувствовать себя уверенно и свободно, установится ли доверительная атмосфера в группе и сплоченный детский коллектив. Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и учитывать его особенности при построении ритма занятий в группе. Именно воспитатель является образцом подражания для ребенка, поэтому к его поведению предъявляются особые требования.

Основы организации вальдорфских учебных заведений

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи). До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему. Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.

Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с "выдоха", то есть свободной игры. Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно. Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.

В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов , минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение. Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки. Далее идет "вдох", это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка. В вальдорфской школе большое внимание уделяется творческой и практической деятельности , это может быть садоводство, сельское хозяйство, вязание, бытовые обязанности. Таким образом, научные знания дополняются не только поэтической и художественной картиной мира, но и реальным жизненным опытом, который в современном мире уже довольно сложно получить.

Вальдорфская система воспитания является безоценочнойдо 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов. В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими. Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.

Вальдорфская школа отзывы родителей

Нам в школу еще не скоро, но периодически я задумываюсь о ее выборе. Не так давно знакомая, которая преподавала в одной из таких школ сказала, что ни за что не отдаст своего ребенка туда. Я решила разобраться, почему же такой, казалось бы, идеальный педагогический подход подойдет единицам.

"Когда поступали в первый класс впечатление было очень хорошее, нестандартный подход, особое отношение к детям, все по-домашнему, уютное помещение и хорошие, добродушные педагоги. Порадовало в тот момент отсутствие системы оценок, отсутствие учебников и стандартной школьной программы. Все это казалось нестандартным и привлекательным. Проучившись год ребенка я забрала оттуда, на следующий год мы пошли в обычный первый класс (потеряли год). То, что на первый взгляд привлекало и казалось привлекательным, в дальнейшем только пугало."

"Отсутствие программы приводит к тому, что невозможно вообще понять, что дети изучали, а что - нет. В третьем классе дети не умеют, например, писать письменными буквами, не знают таблицы умножения. Хотя учителя и убеждали в том, что постепенно эта разница в знаниях и уровне подготовки сглаживается, и дети догоняют сверстников из обычных школ, но работая в классах со второго по шестой я этого не заметила, дети явно отставали в общеобразовательном плане от учеников школ со стандартной программой."

"В школу частенько приводят детей с проблемами интеллектуального и психического характера, которые не смогли учиться в обычной школе. Учиться вместе с такими детьми не так то просто. Если ваш ребенок среднестатистический, и воспитывали вы его до этого привычными методами, не советую отдавать в такую школу."

"Ваша семья должна полностью разделять философию Рудольфа Штайнера. Педагоги как правило очень категоричны в этом вопросе. Нет просмотрам телевизора, современным мультикам и компьютерным играм, ярким игрушкам, роботам и т.д. Да деревянным, тряпочным, самодельным игрушкам, вязанию и чтению только народных сказок. По всем правилом в вашем доме должно быть все деревянное, натуральное,сделанное своими руками, минимум техники, чтобы ребенок не ощущал резкого контраста между домом и школой. Первое время это кажется правильным, но все-таки мы живем в современном мире и ребенка от всего этого не спрячешь. Постоянное навязывание этих правил может лишить ребенка той самой свободы выбора. "

На мой взгляд, одно дело учиться в Германии в вальдорфской школе, другое в России. Любую методику нужно хорошенько адаптировать под наш менталитет. А то как в поговорке, "заставь дурака Богу молиться...". В интерпретации российских педагогов и директоров получается совершенно иная методика.

К слову сказать, Рудольф Штайнер - ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения - антропософии. В Германии родители, которые отдают своих детей в вальдорфские школы сами являются антропософами, для них постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии. На одном из таких семинаров занимаются "медитативным письмом" - переписывание красивым почерком изречений Рудольфа Штайнера. Если планируете отдавать своего ребенка почитайте подробнее об этом учении.

В такую школу стоит идти если:

  • вы сами являетесь поклонниками философии Штайнера (вальдорфской педагогики),
  • у ребенка большие психологические проблемы в обычной школе,
  • у вас очень нестандартного ребенка, который точно не впишется в обычную школьную систему образования,
  • вы и ваш ребенок не будет придавать значения общепринятым нормам успеваемости и т.д.,
  • у вас творческий ребенок с гуманитарным складом ума, вы видите его исключительно в творческой профессии (художника, писатель, актер и т.д.).

При всей неоднозначности вальдорфской педагогики, её гуманитарной направленности, эта философия приобретает все больше сторонников, а её элементы довольно часто применяют в работе сотрудники детских садов и школ со стандартной формой обучения.