Типы социальных организаций. Социальные организации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие социальной организации

2. Структура социальной организаций

3. Типология социальной организаций

4. Социальное управление как вид управления в обществе

Заключение

Список литературы

Введение

социальная организация управление

В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.

Во-первых, организация понимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы. С этой точки зрения организация - это процесс «организовывания». Например, руководитель промышленного предприятия организует его работу. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечить быстроту и непрерывность выполнения операций. Кроме того, он должен установить нормы выработки, режим рабочего дня, наладить взаимодействие рабочих и т.д. Все это и будет называться организацией производственного процесса.

Во-вторых, организация часто понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Это означает, что связи между элементами, составляющими объект, упорядочены. Например, если говорят, что та или иная группа организованна, значит, в ней существуют устойчивые социальные роли (обязанности, которые должен выполнять конкретный индивид для достижения общей цели группы, т.е., его вклад в общее дело), правила, регулирующие поведение людей и т.д.

В-третьих, под организацией понимается искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию. Университет с этой точки зрения представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления и передачи знаний от поколения к поколению.

1 . Понятие социальной организации

Среди элементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям. Это понятие многозначно. В социологической литературе говорят о нескольких его значениях.

Во-первых, социальную организацию рассматривают как элемент структуры общества, предназначенный для выполнения определенных социальных функций.

Во-вторых, это особый вид деятельности, состоящий в координации действий, в налаживании связей и отношений.

В-третьих, социальная организация выступает как степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого.

В-четвертых, это единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций в структуре общества.

Мы будем употреблять термин «социальная организация» во всех перечисленных значениях, но при этом постоянно иметь в виду, что второе, третье и четвертое «работают» на первое. Другими словами, они объясняют и обосновывают специфику социальных организаций как элемента структуры общества. Прежде чем дать определение социальной организации, зададимся вопросом: какова объективная необходимость социальной организации? для чего она возникает?

Как и любые другие элементы структуры общества, социальная организация появляется для удовлетворения определенных потребностей людей, связанных с реализацией целей их деятельности. Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные общности, общество в целом, невозможно достичь без социальной организации.

Она выступает как способ объединения индивидов, социальных групп, консолидации их усилий в процессе взаимодействия при решении наиболее важных задач жизнедеятельности. Социальная организация систематизирует определенным образом отношения между людьми, общностями, обществом в целом, направляя их развитие в определенное русло ради реализации поставленных целей.

Причем сами цели могуч, иметь как общественный, так и индивидуальный характер. Но при этом они взаимосвязаны, поскольку нельзя достичь каких-либо общих целей без реализации индивидуальных устремлений, и наоборот. Следовательно, социальная организация имеет двойную направленность: либо она способствует достижению общих целей через индивидуальные, либо, напротив, достижению индивидуальных целей через общие. Это свидетельствует о том, что в создании социальной организации заинтересовано как общество в целом, так и конкретные социальные общества и индивиды.

На основании сказанного можно следующим образом определить социальную организацию: это система отношений, объединяющих людей и их общности для достижения определенных целей и выступающая как элемент структуры общества, как вид деятельности, как внутренняя упорядоченность и согласованность частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций. Из определения следует, что важнейшая задача социальной организации - способствовать достижению конкретных целей. В этом смысле сама организация является определенным средством (или инструментом) решения той или иной совокупности задач.

Социальная организация может существовать в такой роли лишь тогда, когда она действует как социальное образование, включающее в себя некоторое количество взаимосвязанных, выполняющих определенные функции групп людей. В то же время важнейшая социальная особенность организации состоит в «безличном» характере выполняемых функций.

2 . Структура социальных организаций

Социальная организация - одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций - степень их формализации, соотношение формального и неформального элементов в них. С учетом этого критерия различаются организации формальные и неформальные.

Формальные организации

Под формальной организацией в литературе понимают систему (сеть) «отношений, представляющих собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией». В приведенном определении названы основные структурные элементы формальной организации: отношения, статусы, программа деятельности, нормы, правила поведения.

Эти элементы характерны для любой формальной социальной организации, будь то промышленное предприятие, частная фирма, научно-исследовательский институт, государственная или муниципальная структура, учреждение, школа, больница и т.д. Основу формальной организации составляет разделение труда, связанное со специализацией деятельности должностных лиц. Каждое из них выполняет строго определенные функции в соответствии с занимаемой позицией. В своей совокупности эти лица составляют специальный административный аппарат, без которого формальной организации не существует.

Основной задачей такого аппарата является координация действий своих членов в целях сохранения организации. Эти должностные лица рассматриваются функционально - не как личности, а как «носители» определенных социальных ролей.

В рамках формальной организации существует иерархия должностных позиций, в основе которой лежит принцип руководства-подчинения. Далее, формальная организация включает в себя исключительно служебные связи между индивидами как по вертикали (подчинение, соподчинение), так и по горизонтали (сотрудничество).

Эти коммуникации служат также средством служебного общения. Наконец, еще один элемент формальной организации - нормы и принципы поведения должностных лиц в ее рамках, подлежащие строгой регламентации - как правовой, так и отчасти моральной.

Формальная организация обладает рядом особенностей, две из которых - рациональность и безличность - являются важнейшими. Первая означает, прежде всего целесообразность собственной деятельности, направленной на реализацию программы формальной организации. При всех плюсах эта особенность иногда превращается в свою крайность - начинает «работать» на саму себя, сводя первоначально поставленные широкие цели удовлетворения потребностей значительных групп людей к узким целям удовлетворения потребностей только членов данной организации.

О второй особенности формальной организации - ее безличности - уже упоминалось выше. Суть ее в том, что организация рассчитана не на конкретных людей, а на абстрактных индивидов - должностных лиц. С учетом названных особенностей формальная организация имеет все основания рассматриваться как бюрократическая система, без привнесения в нее негативных характеристик понятия «бюрократизм».

Неформальная организация

В отличие от формальной неформальная социальная организация - это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Поскольку формальная организация не в состоянии охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, постольку нужны неформальные структуры, базирующиеся на специфических неформальных отношениях.

Последние представляют собой либо неформализованные служебные отношения, которые несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией, либо социально-психологическую организацию в виде стихийно возникающей общности людей, основанной на личном выборе связей и товарищеских отношениях. В качестве таких неформальных организаций могут выступать любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.

Неформальные отношения и организации в условиях жесткой системы административных правил повышают эффективность формальной организации, поскольку:

а) сглаживают возможный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами;

б) способствуют сплоченности членов организации;

в) сохраняют чувство самоуважения людей, их индивидуальной целостности.

3 . Типология социальных организаций

Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака:

1) степень формализации отношений в организации,

2) подвижность цели и

3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.

В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:

1. Административные.

2. Общественные.

3. Ассоциативные.

Административные (или деловые) организации характеризуются следующими признаками:

жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений;

целями, которые устанавливаются извне, а не вырабатываются самой организацией;

ограниченными возможностями для участников влиять на процесс принятия решений в организации.

Примерами здесь могут служить министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения и т.п.

Общественные (или союзные) организации - это организации, в которых:

цели более подвижны по сравнению с административными объединениями;

структуры и взаимодействия менее формализованы;

участники имеют возможности влиять на конечные цели организации;

члены организации вступают в нее добровольно. Профсоюзы, политические партии, клубы по интересам и т.д. - все это общественные организации.

Для ассоциативных организаций характерны свои особенности:

· степень формализации отношений в таких объединениях минимальна;

· структуры подвижны;

· цели не декларируются, а вырабатываются самой организацией;

влияние индивидов на процессы принятия решений достаточно велико.

Примеры организаций данного типа - семья, дружеская компания и т.п.

Все эти объединения, несмотря на их значительные различия, относятся к классу организаций. Дело в том, что все они выполняют одну важную функцию - регламентируют разнонаправленную деятельность индивидов, объединенных в одно целое. Организации предлагают участникам кодекс правил поведения, набор обязанностей и ролей для скорейшего достижения общей цели. Эти правила могут быть жесткими или не очень жесткими, в зависимости от типа взаимодействий между членами, тем не менее, они всегда должны соблюдаться для успешного функционирования организации.

Кроме того, организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные. Понятия формальной и неформальной организации ввел в мировую науку американский социолог Элтон Мэйо. При проведении своих знаменитых Хоторнских экспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе, помимо служебных, формальных отношений, возникают неофициальные, дружественные связи. Причем и те и другие не хаотичны, а строго упорядочены и починяются определенным законам. Благодаря этим особенностям формальные и неформальные отношения как внутри одного объединения индивидов, так и отдельно друг от друга получили название организаций.

В зависимости от того, какие типы отношений (личностные или деловые, институционализированные) преобладают в том или ином объединении людей, организации подразделяют на формальные и неформальные.

В формальной организации в отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному их набору. Личные качества и способности индивидов не учитываются.

Так, директор может быть деловым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Исполнитель может быть сверхталантливым, но формально он должен занимать более низкую позицию в структуре организации.

Таким образом, формальная организация стремится сделать поведение

участников контролируемым и предсказуемым. В ее основе лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений между людьми. Именно благодаря набору моделей и стандартов поведения формальные организации составляют каркас социальной структуры всего общества, придают ей устойчивость и целостность. Примерами формальной организации могут служить предприятия, учреждения, министерства и т.п. В таких объединениях личные возможности индивида крайне ограничены.

Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегуляции. Здесь в большей степени учитываются личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения превалируют групповые нормы. Часто среди руководителей, формально занимающих позиции одного уровня, мы выделяем того, кто умеет работать с людьми, способен быстро и четко решать поставленные перед ним задачи. Отдавая ему предпочтение, налаживая с ним деловые контакты, мы устанавливаем одну из взаимосвязей неформальной структуры.

Такие отношения не закрепляются официальными правилами и документами и, следовательно, могут быть легко разрушены, если, например, данный руководитель не оправдал ожиданий. Таким образом, неформальная структура менее устойчива по сравнению с формальной. С другой стороны, спонтанное поведение людей в такой организации придает ей гибкость и подвижность, что в современном мире, где все непрестанно и быстро меняется, является достоинством.

«Законсервированная», полностью формализованная организация не способна сегодня эффективно функционировать, хотя определенная доля формализации в отношениях между людьми для успешного целее - достижения всегда необходима. Неформальные организации могут существовать не только как составляющие формальных. Например, клубы по интересам, кружки, женские союзы и т.д. - все это неформальные объединения.

Итак, организация - это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены, прежде всего, на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).

4. Социальное управление как вид управления в обществе

Для обозначения управления в обществе используется термин «социальное управление». Управление в обществе (социальное управление) характеризуется как организационная деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. В данном случае термин применяется в широком смысле слова. Развернутая трактовка этого понятия будет дана ниже.

В отличие от управления в технических и биологических системах, оно характеризуется разработкой программ, формированием у субъектов мотивации к деятельности, к эффективному труду для достижения сформулированных целей. Управление в живой природе бессубъектно, на уровне организма управляет генетическая программа, которая является средством управления, а не его субъектом и управляет она не субъектами, а процессами, происходящими в организме.

В автоматических технических системах также имеются программы управления и процессы, организуемые последними. Управление на уровне общества - субъектное, его отличает то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления сознательно, представляет собой определенный информационный образ, предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого проекта.

Уровни и функции социального управления

В широком смысле термин «социальный» означает «общественный» и употребляется при сопоставлении общества с природой. В этом случае понятие «социальный» тождественно понятию «общественный». В узком смысле данный термин охватывает взаимоотношения между различными социальными общностями (территориальными, этническими, демографическими, образовательными, религиозными, культурными), процессы, протекающие

в социальной сфере общества, социальную структуру, уровень и качество жизни людей. Соответственно, термин «социальное управление» также употребляется в широком и узком смыслах.

До сих пор термин «социальное управление» употреблялся нами в широком смысле - как синоним «управления в обществе». Однако настало время обратить внимание на его «звучание» в узком смысле. В таком контексте под социальным управлением целесообразно рассматривать управление территориальными, демографическими, культурными и иными общностями и процессами, социальной защитой, миграционными потоками, доходами населения, его уровнем и качеством жизни.

Выше уже говорилось о том, что в обществе выделяются такие уровни управления как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент). Основанием для выделения уровней управления обществом выступают, прежде всего, объекты социального управления - различные виды деятельности людей и отношений между социальными группами и субъекты управления. Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управления, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управления.

В государственном управлении важнейшей является функция регламентации деятельности управляемых субъектов, разработки ее нормативных оснований и основополагающих направлений.

С реализацией этой функции могут быть связаны непрофессиональная деятельность граждан государства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях и др.), деятельность профессиональных групп (шахтеры, транспортники, врачи, учителя и др.), а также условия жизни социально-демографических групп (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.). Специфика объекта государственного управления заключается в том, что он представляет собой разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования.

В силу этого главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, объединяющие людей, проживающих на одной территории, граждан одного государства. Государство вырабатывает системы норм, регламентирующих деятельность управляемых субъектов, и способы контроля за их исполнением. Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются специальные государственные органы.

Государственное регулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержание мирового правопорядка.

Объектом муниципального управления также выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей территории. На уровне управления муниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания.

Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования). Если государственное управление направлено на непосредственное управление гражданами государства, через регулирование выполнения ими действующего законодательства, то муниципальные органы власти в основном управляют не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ.

Поскольку граждане, проживающие на территории любого муниципального образования, осуществляют различные виды деятельности, муниципальное управление направлено на экономическую, политическую, образовательную, культурную, религиозную деятельность, решение этнических проблем, организацию социальной защиты населения и т.п.

В то же время его отличие от управления на государственном уровне заключается в том, что именно на уровне муниципального образования создается и функционирует социальная инфраструктура, осуществляется помощь гражданам, нуждающимся в поддержке, производится перераспределение товаров и услуг, оказание коммунальных услуг. Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент. Он рассматривается в литературе с различных позиций.

Во-первых, происходит отождествление менеджмента и управления. Это неверно, поскольку управление имеет место в технических, кибернетических, биологических системах, и вряд ли можно называть его менеджментом, равно как человека, управляющего техническими системами, - менеджером. Иными словами, менеджмент и управление нетождественны, менеджмент выступает одним из уровней управления обществом.

Во-вторых, менеджмент связывают с организацией процесса производства и рассматривают как управление коммерческими организациями, фирмами, которые осуществляют определенную деятельности с целью получения прибыли. В связи с этим в учебниках по менеджменту в основном рассматривается характеристика организаций, из структуры, уровней управления, организационного поведения, управления персоналом, проблем лидере та и т.п.

В-третьих, менеджмент определяют как особый вид профессиональной деятельности по организации и управлению, совокупность конкретных методов управления, существующих в рыночном обществе. В качестве важнейшей составляющей менеджмента выделяется управление персоналом организации. Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели.

Функции социального управления:

Разнообразные функции социального управления можно объединить в три основные группы.

К первой группе функций, направленных на создание благоприятных условий жизни людей и их последовательное улучшение, совершенствование, относятся:

обеспечение условий безопасности граждан;

создание и упрочение условий, гарантирующих права и свободы граждан; помощь людям в обеспечении источниками средств к существованию, создание возможностей для повышения их доходов;

обеспечение интересов работников при проведении приватизации предприятий;

· охрана труда и улучшение его условий, обеспечение охраны здоровья граждан;

развитие социально-бытовой инфраструктуры;

создание и совершенствование условий участия граждан в управлении делами общества, государства, производства.

Вторая группа функций охватывает:

процессы изменений в самом содержании жизнедеятельности, образе жизни людей, их социальных качествах обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей;

организация институциональной деятельности, формирующей общественные нравы;

помощь людям в адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; обеспечение дисциплины и правопорядка;

развитие трудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации.

Третья группа функций представляет собой:

целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива;

развитии его социальной структуры;

создании и изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива.

В приведенной классификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функций социального управления, в соответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный спецификой объекта социальною управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результатов конкретных видов деятельности.

Выявление функций управления выступает одним из важнейших аспектов системы управленческого знания. В зарубежной литературе управление характеризуется через его функции. В зависимости от выделяемого «набора» функций оно определяется, например, как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

Управление может пониматься как «эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами».

В приведенных трактовках фиксируются два основных аспекта: выявляются основные функции управления, в результате реализации которых осуществляется эффективное и производительное достижение целей организации.

При этом определения управления разнятся, как правило, в зависимости от того, какие функции выделяются. В отечественной литературе функции социального управления рассматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция при классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.

В ряде источников функции управления выделяются более дробно, и в качестве общих функций, реализация которых представляет собой и управленческий цикл, различают целеполагания, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл. Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание, все остальные функции рассматриваются как подчиненные ей.

В традиционной трактовке функций управления основаниями для их выделения служат, судя по всему, условия индивидуальной деятельности людей: цели, средства, мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результат управленческих решений. Так, в результате функции планирования появляются цели, в результате функции организации - упорядоченность, в результате мотивации - желание трудиться.

Идея выделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального, однако необходимо учитывать, что традиционная модель трактовки управленческих функций применима, прежде всего, на уровне отдельного работника. Управленческие функции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятельность общностей предполагает регламентацию взаимодействий между ними, властных отношений, более сложную, чем цель, управляющую информационную модель.

Существует иной подход к анализу управленческих функций, когда под ними понимаются виды управленческих действий, выделяемые по характеру предмета деятельности и ее результату. В этом случае выделяются информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции. К предмету информационно-управленческих функций относится информация, ее преобразование, вследствие чего формулируются цели деятельности, вырабатываются нормы и оценки.

Результатом этой функции становятся выявление проблем и разработка управленческих решений. К предмету сервисно-управленческих функций относится формирование как у субъектов управленческой деятельности, так и управляемых субъектов мотивов к тем или иным действиям, статусов этих субъектов (прием на работу, увольнение, повышение, понижение, наделение полномочиями и др.).

Если информационно-управленческие функции предписывают управляемому субъекту, что нужно делать, то сервисно-управленческие функции выступают инструментом реализации первых.

Например, такие функции, как мотивация и стимулирование, позволяют выявить, на каких условиях персонал организации выполняет работу, предусмотренную проектом. Заключение договоров и соглашений между работниками и руководителями закрепляет те или иные работы, предусмотренные проектом, за конкретными исполнителями.

Наряду с вышеназванными можно выделить и собственно сервисные функции, которые уже не являются управленческими: деятельность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обучению, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Результатом выполнения сервисных функций выступает решение какой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельного управленческого решения.

Для выполнения сервисных функций создаются специальные органы и учреждения. Например, учреждения социальной защиты оказывают конкретные услуги инвалидам, пенсионерам, другим категориям населения, а не управляют их деятельностью. Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные, муниципальные органы посредством выработки и принятия необходимых решений, проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этих решений и законов.

Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. Наряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, состоящие из набора элементарных управленческих действий, имеющих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.

Система социального управления

В качестве основных элементов системы социального управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субъект; проект деятельности; объект управления; цель управления. Субъектами управления выступают индивиды, способные вырабатывать программы деятельности и реализующие данную способность, а управляемыми субъектами - люди, способные к осуществлению программ, созданных другими. Субъекты управления «управляются» также определенной информационной программой, которая включает в себя совокупность проблем, норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Социальное управление многосубъектно. Его субъекты - не только индивиды, но и государственные, муниципальные органы и общественные организации. На уровне государства важнейшими субъектами являются органы законодательной власти, вырабатывающие законы, исполнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социального управления также являются законодательные, исполнительные и судебные органы. Органы местного самоуправления занимаются непосредственной реализацией решений, разработанных на уровне государства и субъектов Федерации.

Проблемы, требующие своего разрешения, заставляют субъектов управления вырабатывать программы, которые, в свою очередь, регулируют действия управляемых субъектов. Исполнители программ (управляемые субъекты) в своих действиях могут руководствоваться нормами и целями, отличающимися о г предписанных программой. Иными словами, если программы, выработанные субъектами управления, не восприняты исполнителями (управляемыми) субъективно - как «руководство к действию», управление может и не иметь места. В этом заключается важное отличие социального управления от других его видов.

Управляемыми субъектами выступают группы людей и отдельные индивиды, способные к реализации социальных программ, выработанных на разных уровнях управления. К управляемым субъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты, службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иных формах социальной помощи и защиты.

Проект управленческой деятельности - сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности, как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы условий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект, представляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленческое решение представляет собой фрагмент проекта.

Проект управленческой деятельности в социальной сфере содержит информацию о том, какие группы нуждаются в содействии, помощи и поддержке, каким образом должны регулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений, и др. Проект включает в себя не только целевые образы (например, обеспечение всех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствами передвижения), но и методы и способы достижения целей, технологии их достижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, но и как этого достичь.

Социальное управление направлено на сложные социальные системы, представляющие собой действия социальных групп, общностей, индивидов в определенных ситуациях. В ходе социального управления формируется желательный образ социального процесса (исполнения законов, справедливого распределения налогов, обеспечения безопасности людей и др.), контролируется его протекание, регулируется деятельность социальных систем, обеспечивающее их развитие в необходимом направлении.

Заключение

Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели.

Тем не менее, нужно учитывать, что персонал фирмы - реальные люди, которых волнуют собственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень доходов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решение социальных проблем ее сотрудников.

Цель управления - создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Организация, как отмечалось выше, является целью всякого, управления. Цель социального управления объективируется не в каких-то вещах или услугах, а в организации деятельности по их производству, упорядоченности уже существующей системы.

Эффективной будет считаться та управленческая деятельность, которая приведет к изменениям в организационных отношениях, в установках, знаниях, целях, социальных позициях и статусах членов организации. В свою очередь, именно эти изменения и должны будут привести к позитивным сдвигам в технологиях и непосредственных; результатах производства. Другими словами, между управлением в; организации и получением непосредственного производственного эффекта необходимо видеть промежуточные звенья, они и являются результатом управленческой деятельности.

Список литературы

1. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. - 3-е изд. - М. :Издательство «Экзамен», 2006. - 734 с.

2. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 129 с.2. Гиддеис Э. Социология. М., 2008.

3. Осипов Г.В., Л.Н. Москвичев. Социология. 2002. 320 с.

4. Мягкова М., А.Ю. Социология, Основы общей теории: учебник. М. 2008г.- 256с.

5.Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.-368 с.

6.Холостова Е.И. Социальная политика/Е.И. Холостова: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 302 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и типология социальных общностей и групп. Специфические факторы молодежной субкультуры, стратификация молодежи в целях образования, занятости и потребления. Подходы к определению понятия организации, типология и структура социальных организаций.

    реферат , добавлен 17.02.2009

    Сущность и причины создания социальной организации как феномена общества. Типология организаций: формальная, неформальная и внеформальная. Особенности социальных организаций в России. Общественные организации как субъект социальной работы в России.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2011

    Изучение сущности социальных организаций - одного из наиболее сложных общественных явлений, с формальной или неформальной специфической структурой. Особенности административных, общественных и ассоциативных социальных организаций и методы управления ими.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2010

    Теоретические аспекты организации деятельности по социальному служению некоммерческих социальных организаций. Сравнительный опыт социального служения за рубежом и в России. Анализ системы управления, а также социальной деятельности женского монастыря.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2012

    Понятие результативности деятельности организации. Факторы результативности организационно-административной деятельности. Критерии организационной результативности и виды результатов. Результативность работы социальных служб, учреждений, организаций.

    лекция , добавлен 01.12.2007

    Понятие, основные черты, типы организаций, особенности их функционирования. Исследование социальных организаций в западной и отечественной социологии. Прямая и обратная информационная связь. Социально-классовые отношения. Функции социального управления.

    реферат , добавлен 17.09.2012

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Социальные изменения - нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Модели социальных изменений по мнению социолога Мура. Виды социальных изменений: открытие, изобретение и диффузия.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Анализ подходов к определению "социальный институт". Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:

1. Деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

2. Общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить политические, социальные, культурные, другие потребности (политические партии, профсоюзы, и т.д.);

3. Промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.);

4. Ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные др.

Наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальны е. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

Формальная организация , как правило, возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации, четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов - должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководитель - подчиненные. Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Между субъектами не предусматриваются никакие иные отношения, кроме служебных, регламентированных правилами внутреннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В основе ее деятельности лежит принцип целесообразности.

Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер . Он же высказал верное предположение, что формальная организация, как правило, стремится превратиться в бюрократическую систему , довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа. Этот тип предполагает, что управленческая деятельность совершается постоянно, вышестоящий руководитель осуществляет контроль за чиновником, который отделен от собственности на средства управления, а должность отделена от субъекта, административные функции; управленческая работа становится особой профессией; существует система подготовки чиновников, управленческие функции документируются; в управлении главным является принцип безличности.

Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии - это высокая хозяйственная и экономическая эффективность, которые обеспечивают точность и быстроту в работе, знания и постоянство управленческого процесса, служебную тайну и субординацию, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллег. Таковы, по Веберу, главные достоинства бюрократического управления организацией.

Но уже в конце XIX и в начале XX вв. он высказал ряд мыслей относительно опасности, которую несет усиление бюрократии в формальных организациях в целом. Вебер полагал, что бюрократия может превратиться в класс, если ее деятельность не будет жестко контролироваться государством. Среди главных недостатков бюрократии он называл игнорирование специфики конфликтных ситуаций, деятельность в жестко определенных рамках, по шаблону, т.е. отсутствие какого-либо творчества в работе, злоупотребления властью. Чтобы бороться с этими и другими негативными чертами в деятельности бюрократии, ученый предлагал ввести систему контроля, гарантий, ограничивающих власть бюрократов. Одним из условий, порождающих всевластие бюрократии, по праву считается отсутствие полной информации об их деятельности.

Точка зрения Вебера о роли бюрократии как формальной организации в обществе подвергалась и подвергается основательной критике, хотя в последние десятилетия наблюдается своего рода ренессанс его идей, которые освобождаются от устаревших представлений, модернизируются. Например, разделяют власть бюрократа и власть специалиста; первому подчиняются в силу приказа, второму - в силу авторитета, признания его профессиональной подготовки, глубокого знания дела. Поэтому подчинение во втором случае добровольное, тогда как в первом - принудительное. Какому способу управления отдать предпочтение, какой стиль руководства эффективнее - вопрос далеко не праздный. В нынешнем обществе информационной цивилизации острой проблемой оказывается определение самостоятельности специалистов. Считают, что эта самостоятельность должна проявляться в оперативной формулировке целей, постановке задач, выборе способов деятельности, использовании знаний и контроле исполнения.

Проблема противоречия между бюрократической организацией управления и творческой работой, предполагающей восприимчивость ко всем новшествам - это вопрос выживаемости любой формальной организации в условиях рыночной экономики. Готовность организации признать и внедрить нововведение в немалой степени зависит от наличия в организации таких норм и правил, которые поощряют творческую деятельность. Даже в традиционных обществах существуют нормы, которые поощряют (материально и морально) творческую, конструктивную деятельность субъектов формальных организаций (например, кружки качества в Японии). Но всюду, в техногенных или традиционных обществах, всегда приходится преодолевать сопротивление бюрократии, французский социолог М. Крозье отмечает, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновациям (иерархия служебных зависимостей, желание монопольно владеть информацией, решать судьбы вверенных субъектов, определять экономическую, социальную политику - слишком лакомый кусок, чтобы можно было легко от него отказаться). Наделенный соответствующими полномочиями чиновник считает действия подчиненных правильными, если они соответствуют приказам, уставам, внутреннему распорядку организации, учреждения. Малейшее отступление от этих правил ведет к санкциям. Такой подход к оценке деятельности подчиненных не поощряет творчества, культивирует конформизм поведения, мышления, приучает жить по принципу: «Чего изволите? Как скажете, так и сделаю».

Бюрократия стремится к тому, чтобы вывести за скобки, исключить собственно личные интересы субъектов, занятых в сфере управления, перевести эти интересы во всеобщие интересы организации. М. Крозье в своих работах показал, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновационной деятельности. Иерархическая система власти предлагает оценку действий подчиненных в соответствии с внутренними инструкциями и приказами, регулирующими деятельность организации. Однако знания и способность к инновациям не могут передаваться в приказном порядке. Практикуемые меры поощрения в бюрократической организации так же не способствуют творчеству, а культивируют конформизм поведения сотрудников. Сдерживание бюрократией развития инновационных процессов обусловлено и тем, что она стремится к однотипности в организационных системах. Между тем, именно многообразие задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения инноваций. Проведя эмпирические исследования, американские социологи П. Блау и Т. Скотт доказали, что организации, выполняющие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. Напротив, решение сложных проблем, скорее, требует не иерархической, а горизонтальной структуры организационных связей, более демократичных и менее формализованных.

В обществе параллельно с формальными возникают и функционируют неформальные организации . Они появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальные организации - это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисциплины, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и, подвержена изменениям. Ее структура и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, предприниматель должны иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особая социальная среда.

Применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах:

1) искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (то есть социальный институт, который рассматривается как самостоятельный объект);

2) определенная деятельность внутри социального образования, направленная на распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.;

3) степень упорядоченности какого-то объекта, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для определенного вида объектов.

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

Цель - это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации. Централизованные организации предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование. С этой точки зрения можно выделить организации, основанные на самоорганизации, то есть спонтанном регулировании, которое предполагает принятие решения всеми членами организации в зависимости от обстоятельств, и организации, в которых управление осуществляется конкретными личностями.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший, хотя и не обязательный, признак — договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.

В малой группе взаимоотношения не так сложны или могут регулироваться в пределах ситуации, так как такая группа предполагает, что общение между ее членами непосредственное. В организации дело обстоит гораздо сложнее, поскольку в ней непосредственное общение не всегда имеет место. Следовательно, ограничение выбора форм и целей действия, а также субъективной воли участников при формализации играет важную роль. Нередко пределы формализации определяются системой неформальных связей, которые складываются в ходе общения и взаимодействия ее членов. Выделяют три разновидности организаций.

1. Цели добровольных организаций (общественных союзов) вырабатываются внутри как обобщение индивидуальных целей участников. Членство в организации связано с удовлетворением не только
материальных, но и других потребностей.

По Силлсу, добровольной ассоциации присущи три основных черты:

а) она образована для защиты интересов ее членов, которые являются для них общими;

б) членство в добровольной ассоциации не является принудительным, человек принимает его добровольно и сознательно; каждый член имеет возможность выйти из организации, если его не устраивает деятельность лидера;

в) организация этого типа не связана с правительственными органами.

Помимо указанных черт, необходимо также отметить, что в добровольных ассоциациях нет жесткой структуры и не развивается система принудительной власти.

2. Добровольные ассоциации нередко «перерастают» в бюрократии - сложные организации с высокой степенью распределения ролей. В качестве примеров можно привести Армию спасения, бойскаутов и Общество Красного Креста.

3. Третий тип - это организации, для которых характерна высокая степень иерархичности и сосредоточение власти в руках ограниченного числа членов организации. Можно выделить две основных разновидности таких организаций: к ним принадлежит большинство деловых организаций и учреждения тотального типа.

Деловые организации создаются в коммерческих целях или для решения иных конкретных задач. Управление такими организациями осуществляется на основе административного регулирования. Членство в организации поддерживается в основном тем, что оно обеспечивает работников средствами к существованию. Следовательно, такие организации нередко характеризуются несовпадением целей наемных работников с целями владельцев (или государства).

Учреждения тотального типа создаются, чтобы оказывать содействие общественному благу, причем сущность этого блага формулируется надличностными образованиями — государством, религиозными и другими организациями. Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Примерами тотальных организаций могут служить тюрьмы, военные училища и т.п.

Социальная организация общества (от позднелат. organizio - формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum - орудие, инструмент) - установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.

Под организацией часто понимается 1) свойство общества в целом или какого-либо социального объекта иметь упорядоченную структуру, а также 2) деятельность, связанная с четким распределением функций и делегированием полномочий, регулированием и координацией действий, управлением.

В первом случае термин "организация" означает установленный социальный порядок в системе в целом или отдельных ее подсистемах. Например, организация государственной власти по административно-территориальному принципу, или организация траты на предприятии через систему норм выработки и квалификации работ.

Во втором случае – термин "организация" характеризует момент деятельности, связанный с управлением. Например, руководитель организует производственный процесс – это значит, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась его непрерывность и бесперебойность.

Таким образом, под организацией понимается некий нормативный порядок, который обеспечивается всей совокупностью регулятивных механизмов и предпринимаемых действий по его поддержанию и приведению к нему.

Однако есть еще и третье, более специальное значение этого термина в обществе: «социальная организация» – это специфическая социальная единица, которая объединяет индивидов в группу, совместно и скоординированно реализующую общую цель (Н.Смелзер). Социальная организация, – пишет Н.Смелзер, – это вторичная социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.. В “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1983) различается широкий и узкий смыслы социальной организации. В широком смысле – это понятие “характеризует способы упорядочивания и регулирования действия отдельных индивидов и социальных групп…”. В более узком смысле, “социальная организация – это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий”. Но в любом случае, организации присущи иерархичность и управляемость, По мнению А.И.Пригожина, "организации возникают, – пишет он, – тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей”.

Социальная организация - это целевая группа (вторичная и практическая группа),возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

Признаки социальной организации

Социальные организации являются необходимыми элементами социальной структуры общества, наряду с социальными общностями, социальными группами и социальными институтами и не сводимы ни к одним из них.

Три специфические черты отличают социальные организации от них:

во-первых, организации - это, прежде всего практически действующие группы, а не социальные, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, ближайших целей;

во-вторых, организации - это такие сообщества людей, которым свойственна высокая степень формализации. В отличие от социальных общностей их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.

в-третьих, организации, в отличие от социальных институтов, очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.

Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:

а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;

б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;

г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;

д) наличие организаторов, лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном ("ядром"), административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.

В социальной организации можно выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура социальной организации включает в себя следующие элементы (компоненты ):

    цели организации;

    членов организации, или участников;

    "организаторов", образующих управленческое звено, "организационное ядро"(данный признак характерен для больших групп, для малых он не обязателен);

    совокупность взаимосвязанных ролей (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела);

    правила, регулирующие поведение людей;

    средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), включая технологию - систематизированное знание полезных и наиболее рациональных способов практических действий (приемов, операций, процедур);

    заданный алгоритм действий;

    систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения;

    упорядоченные связи с другими организациями, окружающими социальными группами и общностями (например, с клиентами), институтами (например, с государством), обществом в целом.

Типы социальных организаций

В зависимости от оформления организационной структуры социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

Неформальная - это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).

Можно выделить три основные черты данного явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения;

б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная особенность - неслужебное, «неделовое» содержание межличностных отношений.

Формальная - это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

Социальные свойства организации таковы:

    организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при ее изучении стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, условий эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;

    организация складывается как человеческая общность, специфическая социальность, т. е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности или конфликтности;

    организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. А основные проблемы здесь - равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость организации.

Отметим, что термин «организация» (от лат.organiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

  • как элемент социальной структуры общества;
  • как вид деятельности какой-либо группы;
  • как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

В социологии ключевым понятием будет элемент социальной структуры и дается такое определение: социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н. Смелзер)

Впервые попытку создания теории организации предпринял американский инженер Федерико Отметим, что тейлор (1856-1915) Внедряя на практике систему стандартизации приемов труда, он пришел к идее поточных линий и конвейеров. В такой организации главную роль играли администрация и управленческий персонал, осуществлявшие контроль за производственным процессом. Причем наиболее трудолюбивых и инициативных Отметим, что тейлор предложил стимулировать через систему материального поощрения. Кстати, эта модель Отметим, что тейлора получила название «школа научного управления» или «тейлоризм».

В начале XX в. французский инженер Анри Файоль (1841-1925) разработал модель «организации-машины». Суть ее состояла в том, что сама организация понималась как безличный механизм, инструмент для решения общественно значимых проблем, в кᴏᴛᴏᴩом человек был исключительно формальным исполнителем, элементарной клеточкой в системе управления и контроля. Задача администрации ϲʙᴏдилась исключительно к контролю, координации и планированию работы различных звеньев системы. Файоль полагал, что эффективность работы организации определяется единством командования и четким разделением труда.

Все организации в силу стандартизации ϲʙᴏей деятельности и единства управления в той или иной степени бюрократизированы. Сам термин «бюрократия», означающий власть чиновников, был введен в научный оборот французским ученым де Гурне в 1745 г. А М. Вебер. впервые разработавший социологическую концепцию бюрократии, выделил семь основных характерных черт бюрократической организации:

  • иерархия власти в виде пирамиды, предполагающая ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;
  • деятельность должностных лиц регулируется на базе формально установленных правил и инструкций, обеспечивающих единообразие и непрерывность управленческой деятельности;
  • строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, работающий по контракту и несущий полную ответственность за качественное выполнение ϲʙᴏих обязанностей;
  • частная жизнь должностных лиц отделена от деятельности в организации, они подчиняются только служебному долгу и должны быть максимально объективны («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастий»);
  • продвижение (карьера) должностного лица по служебной лестнице осуществляется в зависимости от его профессиональных способностей, уровня квалификации и стажа работы;
  • деятельность сотрудников строится на базе служебной дисциплины и административного контроля:
  • должностные лица вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом)

М. Вебер считал современные бюрократии эффективными организациями, поскольку решения здесь принимаются не по произволу, а по общим критериям, профессиональная подготовка отсекает «талантливых дилетантов» и поднимает общий уровень компетентности. Бюрократия, давая фиксированный оклад и строго ограничивая функции, уменьшает коррупцию по сравнению с организациями традиционных обществ, общие критерии оценок деятельности снижают возможности личных и родственных связей.

Главное достоинство бюрократии , по Веберу, — ϶ᴛᴏ высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный недостаток — игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что бюрократия для М. Вебера — «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. В действительности же ни одна реально существующая организация не может в полной мере ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать веберовской модели бюрократии.

Несмотря на многочисленные недостатки, бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет ϲʙᴏю работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. По϶ᴛᴏму одна из задач современного управления — корректировать деятельность бюрократии в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с принципами, разработанными М. Вебером.

Российский социолог А.И. Пригожий (р. 1940) выделяет следующие признаки современной организации:

  • целевую природу;
  • распределение членов организации по ролям и статусам;
  • разделение труда и специализацию функций;
  • построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
  • наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
  • целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей:

  • цели-задания - оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня;
  • цели-ориентации — совокупность целей, реализуемых через организацию;
  • цели-системы - цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему.

Все многообразие социальных организаций классифицируют по разным критериям. Так, американский социолога. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

  • добровольные , члены кᴏᴛᴏᴩых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);
  • принудительные , членами кᴏᴛᴏᴩых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психлечебницы и др.):
  • утилитарные, члены кᴏᴛᴏᴩых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.)

Современные российские социологи выделяют в основном следующие виды организаций:

  • деловые , членство в кᴏᴛᴏᴩых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
  • общественные , представляющие собой массовые объединения, членство в кᴏᴛᴏᴩых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);
  • промежуточные , сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества и т.п.);
  • ассоциативные , возникающие на базе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.)

Типологию организаций можно произвести по отраслевому признаку : промышленно-хозяйственные, научно-исследовательские, административно-управленческие, финансовые, образовательные, социокультурные, лечебные и др.

Современные организации имеют сложную систему управления, включающую следующие характеристики:

  • выработка стратегии управления организацией;
  • деятельность по руководству персоналом организации;
  • получение, отбор и распределение деловой и социально значимой информации;
  • рациональное распределение ресурсов организации;
  • проведение кадровой политики;
  • ведение деловых переговоров;
  • внедрение принципов инновационного управления;
  • распространение рекламы;
  • планирование и проектирование работы в организации;
  • контроль и координация действий работников.

Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. Сегодня такие специалисты будут ключевыми фигурами в организации. Вместе с тем внутри организаций могут складываться неформальные связи и отношения, возникающие стихийно в результате продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат ϲʙᴏеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации, но иногда они могут оказать негативное влияние на деятельность организации.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек — ϶ᴛᴏ «человек организации». При этом, организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. При ϶ᴛᴏм социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий эффективного функционирования организаций.

Виды социальных организаций

Выделяют два основных типа организации — формальную и неформальную. Их отличает друг от друга степень формализации всех существующих в ней связей, взаимодействий и отношений. При этом на практике в организациях присутствуют как формальный аспект, так и неформальный.

Формальный аспект организации — главное, что отличает организацию от других социальных явлений. Организованность подразумевает наличие устойчивой формы, жесткого иерархического каркаса взаимоотношений. Формальный характер социальной организации пробудет в наличии постоянной статусной структуры, комплекса формализованных норм, устойчивого разделения обязанностей и полномочий.
Стоит отметить, что основой формализации будет функциональное разделение труда. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с системой разделения труда складываются и фиксируются на формальном

уровне различия статусов. Статусы упорядочиваются иерархически по сходству функциональных задач и между ними устанавливаются отношения руководства-подчинения.

Неформальный аспект организации пробудет в обязательном наличии в ней ϲʙᴏеобразного «фона», кᴏᴛᴏᴩый составляют морально-психологическая атмосфера, межличностные отношения, неявное лидерство, симпатии и антипатии людей. Между «формой» и «фоном» всегда существуют сложные диалектические отношения нерасторжимой взаимосвязи.

Кристаллизация формальной структуры социальной организации составляет процесс инсгитуционализации. В ходе ϶ᴛᴏго процесса формальная структура обретает как бы самостоятельное существование, не зависящее от конкретного индивида и его воли. Именно в силу такой «самостоятельности» она настолько отрывается от индивида, что перестает реагировать на индивидуальную изменчивость, утрачивает какой бы то ни было психологизм, превращаясь в социальное как таковое.

Классический функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этциони) рассматривает формальную организацию как самоуравновешивающуюся систему, самодостаточную в ϲʙᴏей объективности. Главное, что отличает организацию от всех других видов групп, — ϶ᴛᴏ сознательное целеполагание. Организация создается с конкретной, ясно осознаваемой целью и сознательно планирует действия ϲʙᴏих членов. Этциони указывает натотальный характер организации для общества: «Мы рождены в организации, воспитаны в ней, мы посвящаем работе в организации значительную часть ϲʙᴏего существования... Важно знать, что большинство из нас в ней и умирает, и когда наступает час похорон, самая большая из организаций — государство — должна выдать разрешение на захоронение».

Степень организованности социальных отношений и повседневной жизни максимальна в индустриальном обществе. Возникновение крупных форм производства и капитала в конце XIX в. потребовало решения следующих вопросов: как рационализировать трудовой процесс и управление производством, как достигнуть поставленных целей и одновременно максимально удовлетворить потребности участников их достижения. Ответ на данные вопросы попытались дать Ф. Тайлор в ϲʙᴏей управленческой концепции бюрократии и М. Вебер в теоретической концепции

бюрократии. Обе концепции объединяла вера в возможность идеальной социальной организации, кᴏᴛᴏᴩая может обеспечить бесперебойную, идеально скоординированную трудовую деятельность и такое же идеальное управление. Залогом всего ϶ᴛᴏго, по Веберу, становилось следование принципу рациональности.

Согласно концепции М. Вебера , образование формальной структуры общества — его организация — происходит на базе прогрессирующей рациональности. Материал опубликован на http://сайт
Чем более зрелым становится общество, тем рациональнее оно стремится организоваться. Стоит заметить, что оно оϲʙᴏбождается от иррациональных представлений и традиций. В нем складывается бюрократическая организация, основанная на профессиональном управлении, стабильности и жестко фиксированной иерархии.

Описывая «идеальный тип», т.е. не существующую реально теоретическую модель бюрократии, Вебер выделил семь основных отличительных черт, характеризующих бюрократическую организацию:

  • разделение труда, закрепленное в формальных правилах или законах (перечень должностных обязанностей);
  • вертикально-иерархический порядок подчинения;
  • наличие публичного офиса, или канцелярии, где хранятся письменные документы, отражающие деятельность организации, ведется деловая переписка, принимаются жалобы;
  • наличие официальной процедуры подготовки должностных лиц;
  • наличие штатных работников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации;
  • наличие официальных правил, регламентирующих режим работы организации, распределение выходных и рабочих дней, часы перерыва, приема посетителей и т.д.;
  • лояльность каждого работника по отношению к организации в целом, принятие ее правил, деятельность в интересах целого.

Кстати, эта формальная система регламентации направлена на то, ɥᴛᴏбы действия индивидов, включенных в организацию, были максимально предсказуемыми, легко координируемыми и просто контролируемыми.

Вебер считал, что предельное развитие бюрократии должно обеспечить абсолютную эффективность управления, идеальную быстроту и слаженность функционирования социального механизма. Ее преимуществами выступают безличность, отчужденность от индивида, однозначность отношений, поскольку ϶ᴛᴏ скорее жесткая абстрактная схема, голый чертеж, главным достоинством кᴏᴛᴏᴩого будет четкость. Важно заметить, что одновременно Вебер отмечал и недостатки бюрократического управления, такие, как нехватка гибкости, необходимой для адекватного реагирования на нестандартные ситуации, шаблонность мышления и действий, что влечет за собой неспособность допустить возможность непредвиденных последствий любого действия, не вписывающихся в шаблон.

Из исторической практики и позднейших исследований социологов (например, Р. Мсртона, показавшего неизбежность «непредвиденных последствий») стало ясно, что не может быть в принципе идеально функционирующей формальной организации. Формальная организация ригидна, в то время как живая социальная действительность изменчива и всегда богаче и многообразнее бюрократической схемы. Более того, формальная организация оперирует исключительно ролями — начальник, подчиненный, секретарь, ревизор — и не видит за ними реальных людей, поскольку не может учитывать индивидуальности индивидов, их психологии, межличностных отношений, возникающих между ними. Стоит заметить, что она действуете простой и четкой логикой и настолько безлична в ϲʙᴏей механической инерции, что порождает феномены «мертвых душ» и подпоручиков Киже.

Современная социология организаций критически воспринимает веберовскую теорию бюрократии. Т. Парсонс, А. Гоулднер и многие другие социологи видят основное противоречие в том, что реальное лицо, находящееся на вершине бюрократической пирамиды, далеко не всегда обладает достаточными специальными знаниями. Его статус формального лидера дает ему большие властные полномочия в рамках организации, тогда как профессиональный авторитет и компетенция принадлежат неформальному лидеру. По϶ᴛᴏму рядом с формальной иерархией возникает неформальная, и такое состояние может стать источником постоянных конфликтов.

Бюрократическая организация может стать препятствием на пути творческих поисков и нововведений. По мнению французского социолога М. Крозье, творчество возможно в таких организациях, где существуют нормы, поощряющие нововведения, но уклад бюрократической организации, ориентированный на единообразие и беспрекословное подчинение вышестоящим структурам, не дает необходимой ϲʙᴏбоды для введения инноваций.

Система бюрократического контроля поощряет не независимость мышления, а конформность и дисциплину, по϶ᴛᴏму бюрократическая организация будет позитивным фактором при решении простых задач и несовместима с творческим процессом.

Решение сложных задач, предполагающих высокую степень неопределенности и непредсказуемости условий, требует иной организации управления.

В бюрократической организации собственные интересы индивидов преобразуются во всеобщие интересы и цели организации как единого субъекта. Это обусловливает нивелирование индивидуально-творческого начала во имя сохранения бюрократической структуры. Исключая выше сказанное, при таком сплавлении интересов цели верхушки иерархии отождествляются с интересами организации в целом. В конечном счете целью бюрократии становится сохранение материальных и иных привилегий правящей элиты, сложившейся системы социальной регламентации и в целом управленческого статус-кво.

В западной социологии разработана иная типология организаций, включающая различные модели организаций, предложенные зарубежными исследователями. Изучим наиболее известные.

Организация как трудовой процесс (тайлоризм), основу кᴏᴛᴏᴩой составляет блок «человек — труд». Поведение работника, согласно ϶ᴛᴏй модели, полностью детерминировано извне по рационализированной схеме.

Организация — машина , рассматривающая организацию как безличный механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Именно такая система предполагает полную управляемость, контролируемость, человек в ней выступает не в конкретных проявлениях, а исключительно как абстрактный «человек вообще» (А. Файоль, Л. Урвик и др.)

Организация — община , где главным регулятором выступают принятые в организации нормы поведения. Важно знать, что большую роль в ϶ᴛᴏй среде играют неформальные отношения в виде возникающих довольно часто неформальных ассоциаций. Подобная организованность удовлетворяет социальные потребности индивида (в общении, признании, принадлежности) и контролирует его поведение (через остракизм, осуждение) Кстати, эта естественно возникшая система слабо поддается управлению, действующему прежними методами. Стоит заметить, что она представляет собой «организацию в организации» и единственно эффективным методом управления для нес будет включение в эту систему (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.)

Социотехническая модель организации, основывающаяся на зависимости внутри групповых связей от технологии производства. При всем этом существует и влияние социально-психологической организации группы на производительность.

Интеракционистская модель , рассматриваемая как система длительных взаимодействий между работниками. Индивиды вносят в организацию собственные ожидания и ценности в зависимости от ситуации, оказывая влияние на цели и структуру организации. В результате формальных и неформальных взаимодействий и значительного влияния последних возникает большая неопределенность для управления, риск для решений (Ч. Барнард, Г. Сай- мен, Дж. Марч и др.)

«Естественная» организация (основанная на идеях Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Этциони и др.) Функционирование организаций рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в кᴏᴛᴏᴩом субъективное начало не будет преобладающим. Под организованностью в рамках ϶ᴛᴏй модели понимается гомеостатическое состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействиях извне или изнутри. Важно знать, что большая роль в функционировании ϶ᴛᴏй организации принадлежит специально не планируемым, стихийным факторам. Такой подход позволяет рассматривать организацию как специфическое социальное явление, развивающееся по собственным, мало известным закономерностям, вследствие чего возникают многочисленные непредвиденные ситуации.

Бюрократическая модель организации М. Вебера, близкая к модели организация-машина, в основе кᴏᴛᴏᴩой находится концепция рационализации («бюрократизации») поведения человека в организациях.

Типы социальных организаций

Изучим типологию социальных организаций по общественным системам. Не стоит забывать, что важнейшим демосоциальной организацией доиндустриального обществе была семья. Стоит заметить, что она управлялась по законам обычного права и функционировала на базе системы обычаев, традиций, обрядов, жесткого подчинения начальнику — отцу. В индустриальном европейском обществе семья стала социальным институтом, регулировалась любовью, моралью, правом. При переходе к постиндустриальному обществу семья превращается в социальную группу, теряя ϲʙᴏи институциональные черты. Это еще раз показывает сложную диалектическую связь между социальной группой, институтом и организацией.

Экономические организации — ϶ᴛᴏ сельскохозяйственные, промышленные, транспортные, строительные и т. п. предприятия, занятые производством, распределением, потреблением и обменом материальных социальных благ и услуг. Их деятельность сопровождается системой бирж, банков, сберкасс и т. п. финансовых организаций. Производственные и финансовые организации обеспечивают функционирование и развитие экономической системы общества. Стоит заметить, что они различаются в государственных (азиатских) и рыночных (европейских) обществах.

В рыночных обществах производственные и финансовые организации создаются предприимчивыми собственниками средств производства для производства каких-то товаров и получения прибыли. Стоит заметить, что они объединяются постепенно в холдинги, тресты, корпорации, банки, образуя рыночную экономику мира. В государственных обществах подобные организации создаются государственной властью — например, ГАЗ в СССР. Стоит заметить, что они входят в состав отраслевых монополий-министерств, образуя государственную экономику страны.

Предприятие содержит в себе орган управления производством (дирекцию, производственно-экономическую бюрократию), кᴏᴛᴏᴩый разрабатывает устав, план, выбирает средства, контролирует деятельность предприятия. Предприятие функционирует на базе разделения и координации труда множества профессиональных групп, регулируемых моральными, административными и т. п. нормами.

Не стоит забывать, что важнейшей политической организацией общества будет государственная власть , кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе: 1) законодательную, исполнительную, судебную ветви; 2) госаппарат (аппарат управления, или бюрократию (чиновничество)); 3) правовые нормы (конституцию, законы, должностные инструкции), определяющие права и обязанности органов власти и их представителей; 4) вещественные ресурсы власти: финансы, здания, оружие, связь, тюрьмы и т. п.

Государственная власть создается и совершенствуется на протяжении постпервобытной истории человечества. Целями-функциями государственной власти будет защита от иных государств (или нападение на них), поддержание порядка, организация хозяйственной жизни. Стоит заметить, что она представляет собой иерархическую систему управления обществом во главе с монархом или президентом, парламентом, правительством и т. д. Кстати, эта система действует на базе жесткой дифференциации деятельности статусов и ролей. Систему статусов и ролей поддерживает система правовых, административных, моральных, материальных регуляторов (ценностей, норм, традиций и т. п.)

Духовная система общества содержит в себе мировоззренческие (церковь, партии и т. п.), художественные (творческие ассоциации и т. п.), образовательные (школа, вуз и т. п.), научные организации (академии наук и т. п.) В данной системе общества преобладают социальные институты, а не организации. Это значит, что отношения между управляющими органами и управляемыми организациями-институтами определяются не административными и правовыми нормами, а идеологией, ментальностями, моралью (совестью, долгом и т. п.) В советском обществе — как разновидности тоталитарного — КПСС, Академия наук и т. п., были в большей мере организациями, чем институтами.

Тип социальных организаций зависит от исторической эпохи. В постиндустриальной (постэкономической) эпохе, кᴏᴛᴏᴩую открывают сейчас передовые страны, побудут постиндустриальные (постэкономические) транснациональные корпорации (ТНК) Их характеризуют следующие черты: 1) их деятельность основана не на командно-административном управлении, строгой иерархии статусов и ролей, а на модульной схеме, когда небольшие ассоциированные группы работников работают на базе общего мировоззрения, ментальности, установок; 2) собственностью работников становится процесс творчества, а не его условия, вследствие чего происходит усиление зависимости руководства и владельцев корпораций от работников; 3) работники в таких корпорациях воспринимают работу как творчество, т. е. деятельность, побуждаемую духовными (самореализация) интересами.