Свидетели Иеговы. Мифы и факты: Непонятный экстремизм

17 августа 2017 года Выборгский городской суд (Ленинградская область) признал книгу Свидетелей Иеговы под названием «Священное писание. Перевод нового мира» экстремистской литературой. Ранее Верховным судом РФ была признана экстремистской и запрещена на территории России организация Свидетелей Иеговы (подробнее об этом по ссылке).

Как оценивать решение о признании «Перевода нового мира» экстремистским материалом?

Решение суда следует оценивать, прежде всего, юридически. Нужно получить официальное судебное решение, прочесть его, выяснить, нет ли в нем нарушений каких-либо законов, логических противоречий, фактологических неточностей или просто фактических ошибок, нужно выяснить, правильно ли в судебном решении трактуются законные и подзаконные акты, к которым рассматриваемое решение апеллирует. Именно так с судебными решениями работают адвокаты.

Если нарушения, ошибки и/или неправильные трактовки найдены, можно подавать апелляцию на судебное решение и рассчитывать на то, что суд высшей инстанции эту апелляцию удовлетворит. Можно, конечно, подавать апелляцию и по каким-то формальным или вообще по высосанным из пальца основаниям, но в этом случае необходимо отдавать себе отчет в том, что вероятность удовлетворения апелляции снижается.

Итак, те, кто критикует решение Выборгского городского суда, должны в первую очередь показать, что не так с этим решением с правовой, с юридической точки зрения, например, взять критерии экстремистской деятельности, приведенные в «Законе о противодействии экстремистской деятельности», и показать, что в «Переводе нового мира» нет фраз, нет фрагментов текста, подпадающих под эти критерии, или что суд неправильно применил критерии экстремистской деятельности.

Но, конечно, значительно легче просто поднимать шум в дружественных СМИ, кричать о том, что «Закон о противодействии экстремистской деятельности» не законен, что Выборгский суд неправосуден, что эксперты, сделавшие вывод о наличии экстремизма в «Переводе нового мира», не компетентны и ангажированы.

Я же исхожу из того, что в судах Российской Федерации работают компетентные люди и доверять решениям российских судов можно и нужно, пока не приведены факты, показывающие, что конкретный судья или коллегия судей совершили юридическую ошибку (от ошибок, как известно, никто не застрахован).

Однако вместо этого конструктивного и вполне правового подхода, мы видим сегодня подход, мягко говоря, не конструктивный. В частности, ряд СМИ пытаются, по-видимому, набрать себе на критике решения Выборгского суда политические очки и решить свои политические задачи, рассказывая, с одной стороны, о чуть ли не возвращении богоборческих времен и, с другой стороны, о клерикализации страны и о кровожадной РПЦ, уничтожающей своих конкурентов.

Так, уже сегодня мы видим огромное количество странных, мягко говоря заголовков, таких, как:


  • «Библия под запретом»

  • «Запрет одного из переводов Библии значит, что покусились на библейский текст»

  • «Как превратить священную книгу в экстремистскую»

  • «Суд Выборга решил уничтожить Библию»

  • «В России суд признал библию экстремистской литературой»

  • «Экстремизм в Библии»

Эти заголовки, с одной стороны, призваны испугать верующих, в том числе и православных: мол, на Святое замахнулись эти чиновники!

С другой стороны, эти заголовки призваны противопоставить Выборгский суд самому Путину, ведь известно, что еще в 2015 году Владимир Владимирович лично внес изменение в «Закон об экстремистской деятельности», которое вывело за рамки обвинений в экстремизме Библию и некоторые другие священные книги.

Разумеется, журналисты имеют право использовать громкие заголовки, чтобы привлечь внимание к тому или иному событию, но давайте все-таки посмотрим на факты.

Конечно, Библию в России никто не запрещал, не объявлял экстремистской и не приказывал уничтожить. Признана экстремистской лишь вполне конкретная книга, которая ее создателями позиционируется, как наиболее точный, не искаженный перевод Библии. Причем если эту книгу и можно признать именно переводом, а не идеологизированным пересказом, типа «Соединения и перевода четырех евангелий» Л.Н. Толстого, то перевод этот весьма сомнителен как с точки зрения науки (филологии, библеистики), так и с точки зрения традиционных конфессий, он весьма тенденциозен и служит, прежде всего, целям вербовки и легитимизации учения секты Свидетелей Иеговы.

Далее. Дело в том, что признание экстремисткой некоей книги, которая написана экстремистской организацией и позиционируется этой организацией как правильный перевод Библии, никак не противоречит внесенному В.В. Путиным в 2015 году изменению в закон «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с которым Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут признаваться экстремистскими материалами.
Почему?

А давайте взглянем на внесенное Президентом РФ изменение пристальнее:

«Федеральным законом устанавливается, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма - религий, являющихся неотъемлемой частью исторического наследия народов России, равно как и их содержание и цитаты из них, не могут быть признаны экстремистскими материалами».

Итак, мы видим, что это изменение закона касается не просто Библии как некоего текста-в-себе. Речь идет о том, что не может быть признана экстремистской книга, «составляющая духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма - религий, являющихся неотъемлемой частью исторического наследия народов России».

И еще разок: не может быть признана экстремистской книга, «составляющая духовную основу религий, являющихся неотъемлемой частью исторического наследия народов России».

При этом понятно, что учение Свидетелей Иеговы, никак не может быть признано религией, являющейся неотъемлемой частью исторического наследия народов России, а ведь внесенное Путиным изменение в закон об экстремистской деятельности преследует именно цель защиты религий, являющихся неотъемлемыми составляющими исторического наследия народов России.

Кстати, и христианами Свидетели Иеговы не являются. Дело в том, что христиане - это те и только те верующие, которые признают, что Иисус Христос - это Бог. Свидетели Иеговы же Христа Богом не считают, хотя и упоминают его в своих книгах и даже отводят ему важную роль. И вот если мы признаем Свидетелей Иеговы христианами только потому, что Иисус упоминается в их книгах и играет важную роль в их учении, то мы должны признать христианами и мусульман: пророк Мухаммад тоже говорил об Иисусе (в Коране Иисуса называют «Иса») и даже считал его пророком (посланником) Аллаха.

Так что никакого противоречия между, так сказать, «неподсудностью Библии» и признанием текста Свидетелей Иеговы экстремистским нет.

И конечно, нужно сказать несколько слов и о том, кто сегодня активно критикует решение Выборгского суда.

Как говориться, мы видим все те же лица. Тут вам и проамериканское «Радио «Свобода»», и информационно-аналитический центр «Сова» - структура, которая, можно сказать, специализируется на защите сект, орудующих в России, и так называемый «Славянский правовой центр», занимающийся примерно тем же, что и «Сова», и, разумеется «Открытая Россия» - структура эмигрировавшего из России опального олигарха Ходорковского, которая не упускает случая навесить на нашу страну еще какой-нибудь негативный ярлык и покричать о «путинском беспределе».

Разбирать доводы перечисленных критиков, по-моему, просто не имеет смысла. Впрочем, можно отметить, что ни один из этих критиков не удосужился прочесть собственно решение Выборгского суда и проанализировать его именно с точки зрения закона и правоприменительной практики, не попытался выяснить, а есть ли все-таки в «Переводе нового мира» экстремизм именно в юридическом смысле, и не понял (или не захотел понять), в чем смысл изменения, внесенного Путиным в «закон об экстремизме». Везде мы видим только диссидентские завывания а-ля «путинский режим наступает на свободу совести», «РПЦ атакует», «экстремизм - это миф», «Библию нельзя запрещать», «суд не правосудный», «эксперты не эксперты», «государство не должно решать, во что следует верить».

Впрочем, есть один критик, который, на первый взгляд, критиком выступать не должен был бы. И потому его аргументы, я думаю, необходимо разобрать. Речь идет об известном российском борце с сектами Александре Дворкине.

И вот, что Дворкин пишет на сайте своего Центра.

«Этот перевод… - не экстремистский!» - очень громкое заявление, но совершенно не обоснованное. На каком основании Дворкин это заявляет? Он читал решения суда, проанализировал его и пришел к выводу, что критерии экстремизма применены неправильно? Тогда почему Дворкин не ссылается на конкретные пункты судебного решения?

«Библия, как ее не искажай, не может быть экстремистской…» - опять какое-то бездоказательное утверждение. Повторю: читал ли Дворкин решение суда? Узнал ли, что конкретно суд посчитал экстремистским в тексте «Перевода нового мира»? Если читал и не согласен, следовало бы привести конкретные формулировки.

Впрочем, давайте прочтем это утверждение Дворкина до конца:

«Библия, как ее не искажай, не может быть экстремистской, что … подтверждено законом нашей страны» - здесь Дворкин, как мне кажется, не удосужился все-таки прочитать изменение, внесенное в «Закон о противодействии экстремистской деятельности» Президентом и понять, что это изменение защищает не Библию вообще, а только Библию, как священный текст ряда традиционных для России конфессий.

«это все же перевод Библии, хоть и искаженный» - опять утверждение без приведенного основания. С чего Дворкин это взял? А я вот считаю, что на предмет того, является ли «Перевода нового мира» именно перевод, а не тенденциозным и причесанным в определенную сторону пересказом, можно и нужно спорить.

«Экстремистскими могут быть современные комментарии и толкования к Библии, равно как и к другой древней священной книге… Но речь идет о комментариях, а не о самом тексте, как бы он не был искажен» - опять совершенно голословное утверждение, впрочем, мне кажется, что Дворкин делает такие утверждение вообще довольно часто. С чего Дворкин взял, что комментарий или толкование может быть экстремистским, а перевод - не может? Мне не понятно. Например, если в русском переводе Библии вместо слова «евреи», будет использовано слово «жиды», думаю, об экстремизме вполне можно будет говорить.

«Переводы могут быть разными - точными и не очень, буквальными и иносказательными, верными и ошибочными и т. д. Ученые специалисты - лингвисты и историки, филологи и богословы - обсуждают их, устраняют те или иные неточности, критикуют подлоги и передергивания смысла. Но не дело государству встревать в эту полемику» - но наше государство и не встревало ни в какую полемику. Выборгский суд лишь принял решение о том, что конкретный тест является экстремистским по ряду критериев, описанных в законе.

«Не дело государству, в лице своих не слишком компетентных в языкознании, теологии и религиоведении чиновников выносить решение, какой перевод правильный, а какой - нет, какая вера истинная, а какая нет».

Во-первых, государство не выносило решений о том, какая вера истинная, а какая - нет, и о том, какой перевод более правильный. Государство лишь указало, что в конкретном тексте есть признаки экстремизма, и потому этот текст является экстремистским материалом.

Во-вторых, кто дал Дворкину право бездоказательно обвинять кого-либо в некомпетентности, да еще и в такой форме, что можно подумать, что это обвинение выдвинуто в адрес не конкретных чиновников, а в адрес чиновников вообще? Тут Дворкин, как мне кажется, должен был бы конкретизировать, кого именно он считает некомпетентным (судью, прокурора, экспертов, всех сразу?) и по каким критериям.

Кстати, лично мне вдвойне странно слышать такие обвинения от человека, который сам с формальной точки зрения не является ни лингвистом, ни филологом, ни теологом, ни религиоведом.

Дальше Дворкин ссылается на сайт Свидетелей Иеговы (да, это, конечно, заслуживающий доверия источник!) и утверждает, что кто-то куда-то вляпался, что кто-то будет ссылаться на протоколы суда и пр. Но, во-первых, ссылка на протокол суда не гарантирует выигрыша в судебном процессе. Во-вторых, Дворкину следовало бы все-таки прочитать этот протокол и, главное, судебное решение, прежде чем бросаться громкими фразами о том, что кто-то куда-то вляпался.

«и на самый точный перевод тоже можно написать жалобу, что он не нравится какому-нибудь гражданину, привыкшему к другому словосочетанию в том или ином библейском стихе, а теперь глубоко оскорбленного в своих религиозных чувствах. И что, суд опять будет разбирать, какой перевод ближе к оригиналу?» - опять какие-то, с моей точки зрения, фантазии. Написать жалобу можно на что угодно. При чем тут Выборгский суд и его решение о признании «Перевода нового мира» экстремистским материалом? Закон об оскорблении чувств верующих Дворкина тоже не устраивает? И главное: суд не разбирал, какой перевод ближе к оригиналу, суд разбирал вопрос о том, есть ли экстремизм в сектантской книге.

«Теперь приток новых членов сойдет на нет, а отток старых с каждым месяцем будет увеличиваться» - опять голословное утверждение. Мы не знаем, начнется ли у Свидетелей Иеговы отток старых членов и будет ли он увеличиваться. Но, главное, наличие или отсутствие этого оттока никак не должно влиять на то, признавать ли экстремистский текст экстремистским или нет. Точнее, на это не должно влиять вообще ни что: совершил правонарушение - неси ответственность. А по логике Дворкина, получается, видимо, что-то вроде «мы и так дали человеку 15 лет за убийство, давайте не будем давать ему еще 5 лет за разбойное нападение».

«Мы не можем запретить людям верить, во что они хотят, как бы мы не сожалели об абсурдности той или иной веры» - но ни Выборгский суд, ни Верховный суд, ни Минюст не запрещали Свидетелям Иеговы верить, во что они хотят. Да что там верить! Дело в том, что Свидетели Иеговы вполне могут, ориентируясь на решение суда, исправить свой «Перевод» и издать его совершенно спокойно. Если же их вера не позволяет внести необходимые изменения, то это не проблема государства.

« Признав «Перевод нового мира» экстремистским материалом, Выборгский суд фактически дезавуировал само понятие экстремизма, лишив конкретный термин какого-либо смысла » - с чего Дворкин взял, что Выборгский суд неправильно применил «Закон о противодействии экстремизму»? Какие конкретно пункты судебного решения дезавуируют понтие экстремизма? В тексте Дворкина мы ответов на эти вопросы не находим. Настораживает меня это заявление Дворкина и тем, что объявление экстремизма пустым понятием очень хараткерно для российской внесистемной оппозиции...

«Можно сказать, что решение Выборгского суда - подарок для всех, кому наша страна - как кость в горле» - у меня к этой фразе Дворкина возникает два вопроса. Давайте тогда, может быть, и Крым вернем Украине, а то ведь возвращение Крыма в состав России - это явно большой подарок для всех тех, кому Россия - как кость в горле? И второй вопрос: не считает ли Дворкин, что и конкретно его сектоборческая деятельность может являться такого рода подарком? Во всяком случае, в различных докладах США о правах человека борьба с сектами, осуществляющаяся в России, фигурирует. Так, может быть, если уж провозглашается цель, не давать врагам России повода обвинять нашу страну в чем бы то ни было, Дворкину стоит начать с себя и уйти на покой?

Итак, к сожалению, я вижу, что в своем тексте Дворкин плавно перешел от критики конкретного судебного решения, причем критики, с моей точки зрения, не обоснованной, к критике чиновничества и государства в целом. При этом он почему-то выдвигает типично диссидентские обвинения, связанные, в частности с тем, что государство не может определять, какая вера истинная, а какая - нет. Но наше государство и не пытается этого определять.

И хотя пытаться выявлять чужие мотивы и ссылаться на них - это сомнительный способ аргументации, я не могу не высказать предположение о том, что рассматриваемое поведение Дворкина обусловлено его опасениями по поводу того, что если государство так активно взялось за секты, то сам он может остаться не у дел.

Итак, если кого-то не устраивает решение Выборгского суда, следует подавать апелляцию в установленном законом порядке. Критиковать любое решение суда следует, ориентируясь, в первую очередь, не на идеологию или политические интересы, а на качество это судебного решения, т.е. на его обоснованность, логичность, соответствие твердо установленным фактам, законам, подзаконным актам и правоприменительной практике.

А иначе получается что-то вроде критики внесистемной оппозицией выборов в России: выборы не легитимны, потому что на них была масса нарушений, но в суды мы по поводу этих нарушений обращаться не будем, потому что суды неправосудны, доказательством чего являются нарушения на выборах, на которые никто не реагирует. Порочный круг.

Правообладатель иллюстрации Алексей Андронов/URA.RU/ТАСС Image caption Со здания "Свидетелей Иеговы" в Сургуте снимают вывеску после запрета организации

В мае 2017 года житель Орла датчанин Деннис Кристенсен и несколько его единоверцев собрались в здании для богослужений, чтобы, по их словам, почитать Библию. За месяц до этого Верховный суд России признал деятельность "Свидетелей Иеговы" в России экстремистской и запретил организацию. Провести собрание тем майским вечером орловской общине не удалось: в зал ворвались сотрудники ФСБ. Задержали они только Кристенсена.

К этому моменту датчанин жил в Орле последние десять лет, был женат на россиянке, работал плотником. В итоге Кристенсен стал первым "Свидетелем Иеговы", которому предъявили обвинение по экстремистской статье после запрета организации в России.

По словам адвоката датчанина Ирины Красниковой, Кристенсена обвиняют в том, что он продолжил деятельность местной религиозной организации, которая была уже запрещена.

Правообладатель иллюстрации jw-russia.org Image caption Деннис Кристенсен стал первым обвиняемым в экстремизме последователем "Свидетелей Иеговы" после запрета организации

"Они просто собрались, чтобы читать Библию. Я считаю, обвинять человека в экстремизме из-за этого абсурдно", - говорит адвокат. Ирина Красникова настаивает: Кристенсен не мог продолжать деятельность запрещенной организации, так как не был ее учредителем или руководителем.

В июне датчанина арестовали, все просьбы защиты о смягчении меры пресечения суд отклонил и оставил его под арестом.

"В СИЗО у него обострились хронические заболевания из-за отсутствия отопления и горячей воды в камере. Его также ограничили в визитах со стороны семьи", - говорит адвокат.

Свидетели Иеговы - это кто?

    Иегова - одна из транскрипций имени бога, которое встречается в Ветхом Завете.

    Члены религиозной группы «Свидетели Иеговы» склонны по-своему (и отлично от традиционного христианства) трактовать Библию - чаще всего очень буквально.

    «Свидетели Иеговы» отказываются от переливания крови и не позволяют этого делать даже по медицинским показателям членам своих семей.

    Проповедь - неотъемлемая часть их религиозной практики. «Свидетели Иеговы» обязаны регулярно ходить по домам других людей, рассказывать о своей вере и раздавать брошюры.

    «Свидетели Иеговы» не принимают участие в политической жизни общества (не голосуют и не ходят на митинги) и не служат в армии (в России они проходят альтернативную службу)

    Помещения для богослужений они называют "Залами Царства", а того, кто проводит богослужения, - старейшиной.

Дело Денниса Кристенсена стало одной из причин, почему "Свидетели Иеговы" больше не собираются для совместных богослужений.

"Запрет "Свидетелей Иеговы" Верховным судом поставил под удар все 175 тысяч верующих в России", - говорит бывший пресс-секретарь "Управленческого центра свидетелей Иеговы в России" Ярослав Сивульский. По его словам, религиозная деятельность организации в России фактически прекратилась: верующие опасаются уголовного преследования.

Если люди и собираются, то только небольшими группами в своих квартирах. "Залы Царства" стоят пустые. "Как только кто-то начнет снова собираться, это сразу будет задокументировано. Все эти люди могут попасть под административную или уголовную ответственность", - говорит Сивульский.

Не могут "Свидетели Иеговы" и совершать обязательные для своей веры проповеди на улицах, раздавать брошюры или стучаться в квартиры людей, чтобы "поговорить о боге". Запрет юридических организаций стал обозначать фактический запрет религиозной организации в России.

Как запрещали видетелей Иеговы "

"Свидетели Иеговы" на протяжении всей своей истории подвергались гонениям", - говорит Вячеслав Степанов, последователь религии из Сергиева Посада. Так, напоминает он, в нацистской Германии их отправляли в концлагеря, а в Советском Союзе высылали в Сибирь по указу Сталина.

В 1998 году московскую общину "Свидетелей Иеговы" обвинили в склонении людей к суициду, разжигании розни, отказу от переливания крови и посягательству на права и свободы граждан. Судебное разбирательство длилось шесть лет и закончилось ликвидацией организации.

В 2009 году была запрещена и ликвидирована организация "Свидетелей Иеговы" в Таганроге.

В 2011 году процесс по этому делу продолжился. Он получил назнание "дело шестнадцати" - столько исповедующих веру членов религиозной группы оказались на скамье подсудимых по обвинению в продолжении экстремистской деятельности. Всех их признали виновными и приговорили к штрафам или условным срокам.

В 2014 году были признаны экстремистскими и запрещены местные религиозные организации "Свидетелей Иеговы" в Самаре, Абинске и Белгороде.

С 2009 по 2015 годы в различных регионах России шли процессы над последователями "Свидетелей Иеговы". Региональные суды признавали экстремистскими и запрещали их книги, брошюры и журналы. Сами верующие неоднократно сообщали об обысках, поджогах "залов Царств" (домов для богослужения), нападениях и срывах религиозных служб.

В марте 2016 года генпрокуратура вынесла предупреждение "Управленческому центру свидетелей Иеговы в России". В документе говорилось, что организация будет ликвидирована, если не устранит нарушения закона, которым было названо осуществление экстремистской деятельности.

23 марта 2016 года минюст приостановил деятельность "Управленческого центра" и направил в Верховный суд иск о признании его экстремистской организацией.

С 5 по 20 апреля шли слушания по делу в Верховном суде. Представители минюста заявили, что организация несет опасность здоровью граждан, так как "Свидетели Иеговы" отказываются от Помимо этого, по их словам, деятельность "Свидетелей Иеговы" - экстремистская, так как они пропагандируют свою исключительность.

20 апреля Верховный суд запретил деятельность "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России"* и всех 395 местных религиозных организаций, связанных с ним. Суд признал эти организации экстремистскими и постановил изъять все их имущество в пользу государства.

18 июля апелляция защиты свидетелей Иеговы не принесла результатов - суд оставил свое решение без изменений.

* В апреле Верховный суд России признал экстремистской деятельность "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России" и входящих в его структуру местных религиозных организации. Все они на территории России ликвидированы, а их деятельность запрещена.

"Это часть моей жизни"

Таксист из Подмосковья Роман уехал из России вместе с семьей через месяц после запрета "Свидетелей Иеговы". Он просил не называть его фамилию и удалить номер телефона сразу после разговора - из-за соображений безопасности.

По его словам, за неделю до решения Верховного суда в дом к его матери в Курской области пришли сотрудники правоохранительных органов. "Мать и брат жили в поселке в частном доме. В этом доме проходили наши встречи, собирались местные верующие, но много людей никогда не было - человек 15", - рассказал Роман.

Он говорит, что сотрудники полиции, не предъявляя никаких документов, стали спрашивать: "Кто вы такие? Кто к вам приходит? Какой вы веры? Вы не православные?"


Media playback is unsupported on your device

"Свидетели Иеговы": "Нас обвиняют в абсурдных нарушениях"

На следующее утро они снова пришли к матери Романа - уже с повесткой - в отдел "на беседу"

"Мама записала разговор на диктофон. Там весь букет угроз. Говорили, что мы сектанты, оскорбляли, запугивали тюрьмой", - утверждает мужчина.

"Мы понимали, что пока суд идет… Угрозы - это неприятно, но мы понимали, что решения суда нет. Но когда случился запрет деятельности "Свидетелей Иеговы", мы поняли, что будут искать. Просто так такие вещи не происходят. Конечно, такие решения просто так не принимаются. Конечно, будут публичные порки, посадки", - говорит Роман.

Уже через два дня после решения суда он приехал на машине в Курскую область и забрал мать с братом "с двумя сумками". Дом семья оставила на знакомых.

Сразу после этого Роман и его родственники получили туристические визы в Финляндию: "Мы с детьми, с чемоданами, с мамой пожилой уехали. У нас не было накоплений или счетов в банке, что было - с тем и уехали. Уехали буквально через пару дней, как только получили визы - в начале июня".

Они подали документы на предоставление убежища в Финляндии и сейчас живут в центре для беженцев.

Image caption

"Понимаете, я не могу прекратить поклоняться богу, это часть моей жизни. Я буду продолжать это делать. А не остановиться - это попасться как Кристенсен в Орле. Для нас отнять все это - это как отнять здоровье или самое главное, что есть", - объясняет необходимость своего отъезда Роман.

Он рассказывает, что в его центре для беженцев живут еще десятки "Свидетелей Иеговы" из России. "Слышал, что в Германии в разы больше наших", - говорит он.

В миграционной службе Финляндии Би-би-си сообщили, что с апреля с запросами о предоставлении убежища для членов российской организации "Свидетели Иеговы" обращались около 30 раз.

Представитель религиозной организации в Финляндии сообщил Би-би-си, что знает о "менее ста" случаях переезда верующих "Свидетелей Иеговы" в Финляндию.

По сведениям миграционной службы Германии, с 1 января по 30 июня 2017 года убежище запросил 81 человек с пометкой "свидетель Иеговы" в графе "религия". В 2016 году таких заявок было в два раза меньше - 43. А в 2015 и 2014 годах - не превышало 20.

"Помогаем друг другу переезжать"

В конце июля лидер российской группы "Ноль" Федор Чистяков, находясь на гастролях в США, объявил, что в Россию из-за запрета "Свидетелей Иеговы" возвращаться пока не собирается.

В разговоре с Русской службой Би-би-си он прямо заявил, что опасается уголовного преследования.

"Я боюсь, что у меня отнимут паспорт на въезде, что мне подсунут героин. Я думаю, что определенный интерес ко мне может быть ввиду моих громких заявлений о том, что я являюсь непокорным сектантом", - сказал Чистяков.

Блогер Антон Чивчалов уехал из России в Белоруссию за два года до запрета религиозной организации. По его словам, прямо перед отъездом ему звонили сотрудники центра "Э" и звали на беседу.

Теперь, говорит он, буквально каждый день ему пишут люди и спрашивают, как переехать: "Все мы братья. Помогаем друг другу переезжать". Чивчалов говорит, что лично знает около десяти человек, покинувших Россию после апрельского запрета.

Он также рассказал, что после решения Верховного суда его знакомого, шеф-редактора одного из региональных телеканалов, просили уволиться - именно из-за его вероисповедания. В разговоре с Русской службой Би-би-си журналист это подтвердил, но отказался давать дальнейшие комментарии.

Еще на двух его знакомых "свидетелей Иеговы", говорит Чивчалов, напали на почве ненависти к их религии.

Террорист на время суда

В 2013-м году членов общины "Свидетелей Иеговы" Андрея Сивака и Вячеслава Степанова обвинили в организации "устойчивой преступной группы, созданной с целью разжигания межрелигиозной розни".

Двое мужчин были старейшинами в своем "Зале царства" на окраине Сергиева Посада. По их словам, регулярно в их небольшой дом для богослужений врывались сотрудники полиции и ФСБ, проводили обыски, забирали книги, брошюры и личные вещи.

Image caption

Два раза, рассказывает Вячеслав Степанов, в зал приходили сотрудники в штатском: "Он сидел в самом начале с барсеткой. Я тогда не понимал, что он делает. Он оборачивался вместе с барсеткой, чтобы снять всех, кто был здесь. Потом уже я понял, что он производил видеосъемку".

В другой раз, по словам Андрея Сивака, сотрудник правоохранительных органов пришел на богослужение и сел ровно в центре зала: видеокамера его была спрятана в пуговице.

Все снятые ими видео позже легли в основу обвинения и были предъявлены в суде. Отдельные заявления, которые произносили Сивак и Степанов на богослужениях, были признаны проведенной по просьбе следователей экспертизой экстремистскими.

Тем не менее сергиево-посадский суд вынес оправдательный приговор. Решение сразу же обжаловала прокуратура, но и суд следующей инстанции заключил, что Сивак и Степанов невиновны. Прокуратора вновь оспорила вердикт.

Пока шли тяжбы в судах, Степанов и Сивак обнаружили, что их имена находятся в списке террористов и экстремистов, публикуемом Росфинмониторингом.

"У меня были 200 долларов, и я решил их обменять в коммерческом банке. Девушка в банке проверила что-то в системе, так испугано на меня посмотрела и сказала, что я нахожусь в списке террористов", - говорит Сивак.

Теперь ни тот, ни другой не могут официально устроиться на работу, не имеют право завести счет в банке.

"Мы думаем, что за этим был наш следователь. Не знаю, зачем нас туда включили. Мы потеряли работу и теперь приходится жить в очень стесненных обстоятельствах", - говорит Сивак.

В августе 2017 года Московский окружной суд вынес окончательное решение: Сивак и Степанов невиновны и имеют право на реабилитацию.

Библия против Конституции

В августе суд Выборга признал экстремистской книгу "Перевод нового мира" - современный перевод Библии на английский язык. Перевод был выполнен "Свидетелями Иеговы", и книга стала одной из основных, используемых в религиозной практике.

"Перевод нового мира" выпущен тиражом более 200 миллионов экземпляров и опубликован на более чем 120 языках.

По российскому закону, священные тексты (Библия, Коран, Танах и Ганджур) являются неприкосновенными и не могут быть признаны экстремистскими. Однако суд постановил, что "Перевод нового мира" не является Библией, а потому - может быть запрещен.

Правообладатель иллюстрации The Washington Post Image caption С 2009 по 2016 год в России запретили около 100 книг и брошюр "Свидетелей Иеговы". На фото - книга "Перевод нового мира", запрещенная в России как экстремистская

В своем решение выборгский суд основывался на экспертизе Натальи Крюковой, которая возглавляет "Центр социокультурных экспертиз". Она и ее центр выполняли большинство экспертиз, на основании которых суды запретили многие печатные материалы "Свидетелей Иеговы".

Именно Крюкова признала содержащим экстремизм высказывание "Православие или смерть!"

В своей экспертизе "Перевода нового мира" специалисты сравнивали текст с синодальным переводом Библии, который использует Русская православная церковь. Одной из главных причин, почему эксперты сочли, что "Перевод" - это не Библия, было использование имени "Иегова" вместо слова "Бог".

Кроме того, эксперты ЦСЭ обнаружили в "Переводе" призывы к насильственной смене конституционного строя России и нарушению её территориальной целостности, а также заключили, что "Свидетели Иеговы" пропагандируют превосходство своей религии над другимии создают "образ врага" в лице других религий и системы государства.

"...они считают, что они управляются правителями Царства, во главе которого находится Иисус Христос, а от его имени правит на земле "его верный и благонадежный раб" (то есть управляющий центр в Бруклине). В приведенном рассуждении <...> утверждается о неминуемой смене имеющихся в Российской Федерации системы социальных, экономических и политико-правовых отношений, <...> утверждается ее насильственная форма - все погибнут, кроме свидетелей Иеговы - божественным провидением (желанием Иеговы)", - говорится в экспертизе, которая есть в распоряжении Би-би-си.

В проведении повторной экспертизы "Перевода Нового мира" суд отказал, рассказал Би-би-си адвокат Антон Богданов. И несмотря на свидетельства религиоведа и лингвиста, заявивших о сходстве между этим переводом и Библией, суд признал текст экстремистским и запретил.

"Я считаю, что есть основания полагать, что ситуация с "Переводом нового мира" укладывается в русло общих событий, связанных с ограничением прав свидетелей Иеговы", - уверен Богданов.

"Тяжело жить в таких обстоятельствах"

Юристы запрещенной в России организации продолжают борьбу в судах.

В сентябре они подали апелляционную жалобу в президиум Верховного суда с просьбой отменить решение о запрете, вынесенное 20 апреля. "Особых надежд мы на это не возлагаем, - говорит Сивульский. - Рассматривать жалобу будет один судья и без присутствия сторон. Мы подаем, чтобы исчерпать все доступные этапы обжалования".

Правообладатель иллюстрации Виктория Одиссонова / «Новая газета» Image caption В "залах Царства" больше не собираются верующие - они боятся уголовного преследования

Параллельно защита "Свидетелей Иеговы" готовит иск в Европейский суд по правам человека: они собираются оспорить в ЕСПЧ как запрет юридических организаций, так и другие случаи преследования со стороны российских властей.

Вячеслав Степанов и Андрей Сивак собираются подавать заявление на реабилитацию и обжаловать появление своих имен в списке экстремистов и террористов. Но уезжать из России они не планируют.

"Мне хорошо здесь. Только тяжело жить в таких обстоятельствах. Я бы очень хотел продолжить свою педагогическую деятельность", - говорит Сивак, который до уголовной тяжбы работал учителем физкультуры.

Роман, который уехал в Финляндию с семьей, наоборот, готовится к тому, что больше на родину не вернется.

"Мы здесь ходим на богослужения, проповедуем среди русскоговорящего населения. В этом плане тут свобода. Если бы все вернулось в свое русло, то я бы вернулся в Россию, это моя страна. Но я несу ответственность за себя и свою семью, поэтому я и принял такое решение", - объясняет он.

Эксперты прогнозируют, что уголовных дел против "Свидетелей" будет только больше. "Это прямое следствие запрета", - говорит Александр Верховский из информационно-аналитического центра "Сова".

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Конгресс "Свидетелей Иеговы" в Киеве в 2003 году

По словам Верховского, помимо давления со стороны властей "Свидетели Иеговы" сталкиваются и с агрессией со стороны обычных граждан.

По данным "Левада-центра", почти 80% россиян поддержали запрет деятельности организации. "Люди знают о "Свидетелях Иеговы" только то, что они слышали о них по телевизору. Возможно кто-то когда-то встречался с ними во время их миссионерской деятельности, но не более", - говорит Верховский.

При этом пока российские власти не спешат конфисковывать имущество "Свидетелей Иеговы", говорит Сивульский. По его словам, было всего несколько случаев, "когда в реестре появилась запись, что имущество перешло в пользу государства".

По данным "Центра управления расследованиями", юридические лица "Свидетелей Иеговы" до запрета владели 211 объектами недвижимости в 57 регионах России. Общая стоимость этих объектов оценивается в почти 2 млрд рублей.

"За имя мое..."

То, что "Свидетели Иеговы" были запрещены в России, часть экспертов связывает с усиливающимся влиянием Русской православной церкви. Некоторые говорят о том, что это могло быть частью кампании по борьбе с "иностранными агентами".

РПЦ решение Верховного суда приветствовала, однако глава синодального отдела внешних церковных связей, митрополит Иларион публично заявил, что церковь не имела отношения к запрету.

Роман, уехавший в Финляндию, считает, что "спецслужбы России увидели мнимую угрозу в том", что "Свидетели Иеговы" отвергают контроль со стороны государства - не участвуют в политической жизни и не несут военную службу.

Правообладатель иллюстрации The Washington Post Image caption Богослужение "Свидетелей Иеговы" в Таганроге, 2015 год

"Кампания такой длительности и такого масштаба - беспрецедентна. Формально инициатива исходила от генпрокуратуры. Не знаю, относятся ли к делу какие-то личные пристрастия господина Чайки. Финальный аккорд в виде запрета всех организаций, который поставил более 100 тысяч человек под угрозу уголовного преследования, я подозреваю, имел какое-то политическое обоснование. Скорее всего кто-то наверху видит какую-то конспирологическую теорию, в которой "Свидетели Иеговы" играют существенную роль", - говорит Верховский.

Член СПЧ Владимир Ряховский полагает, что с помощью запрета и преследования "Свидетелей" российские силовые ведомства пытаются "создать видимость борьбы с экстремизмом". "Палочная система - от нее никуда не денешься. Гораздо проще выявить свидетелей Иеговы, чем бороться с настоящими экстремистами и террористами", - говорит он.

Религиовед Роман Лункин, считает, что преследования были нужны государству, чтобы "запугать представителей других миссионерски активных религиозных движений". По словам Лункина, запрет свидетелей Иеговы стал частью "патриотической волны по защите российских традиционных ценностей".

"Конкуренты РПЦ - протестанты - они как раз представляют наибольшую угрозу с точки зрения правоохранительных органов. Они являются носителями идей демократии и прав человека и воспитывают гражданский активизм в своих последователях", - говорит Лункин.

Сами "Свидетели Иеговы", говоря о запрете, цитируют библейские слова о гонениях на учеников Иисуса Христа: "...будете ненавидимы всеми народами за имя Мое".

“Свидетелей Иеговы” в России: их информационные материалы признали экстремистскими. В частности, Минюст не устроило то, что сторонники религиозной организации выступают против переливания крови.

Чем “Свидетели Иеговы” отличаются от других организаций, почему их миссионерская деятельность вызывает раздражение и можно ли считать их убеждения экстремистскими? “Бумага” поговорила с религиоведами и священником и объясняет, чем известна организация и почему ее запретили.

Кто такие свидетели Иеговы?

«Свидетели Иеговы» - международная религиозная организация, которая появилась в XIX веке в США. Основанное в Питтсбурге движение вначале называлось «Исследователи Библии». Впоследствии оно раскололось на несколько течений.

В Россию движение пришло в начале ХХ века, однако численность его последователей была невелика. После присоединения Западной Украины к СССР в 1939-1941 годах их количество резко возросло. После войны организация была под запретом: «свидетелей» преследовало КГБ, многих ссылали в Сибирь.

Григорий Михнов-Вайтенко

В Советском Союзе их было достаточно немного по сравнению с какими-то другими религиозными группами. Про них знали только одно: что они такие гордые, в том числе когда их сажали (а сажали их много), никогда не сдавались. Продолжали распространять свою литературу, журналы и тому подобное.

После распада СССР свидетели Иеговы получили официальную регистрацию. Сейчас, по данным самой организации, в России проживает около 175 тысяч ее сторонников.

В чем особенности их учения?

“Свидетели Иеговы” - христианская организация. Одна из ключевых основ их учения - антитринитаризм: «свидетели» отрицают учение о Троице - единственным богом они считают Иегову.

Кирилл Клопков , магистрант кафедры истории церкви МГУ:

Такого рода религиозные организации часто основывают свои вероучения на каких-то цитатах или прямых заимствованиях из христианского Священного Писания. Свидетели Иеговы проповедуют то, что они изучают библию, хотя их библия весьма вольна в переводе.

У организации также есть ряд специфических ограничений: например, они отказываются от некоторых медицинских вмешательств - переливания крови и . Это связано с библиейским правилом «воздерживаться от крови ».

Почему миссионерство «свидетелей» вызывает раздражение?

Свидетели Иеговы известны большинству своим активным миссионерством: они могли раздавать свои материалы на улицах, останавливая при этом прохожих, или даже ходить по квартирам с предложением поговорить о боге. При этом, отмечает религиовед Владимир Егоров, после того как в 2016 году был принят «закон Яровой», ограничивающий миссионерскую деятельность, “свидетели” перестали проповедовать на улицах.

Именно из-за такого “агрессивного миссионерства” к “свидетелям” всегда относились настороженно, говорит священник Григорий Михнов-Вайтенко. «Эта назойливая форма обращения с людьми вызывала раздражение. Когда к вам приходят домой, это воспринимается как посягательство на частное пространство», - говорит Михнов-Вайтенко.

Как и почему организацию признали экстремистской?

Суд по делу “Свидетелей Иеговы” начался 5 апреля. Минюст провел экспертизу брошюр “Свидетелей Иеговы”, после которой суд признал, что “содержащаяся в них информация представляет угрозу для здоровья”. В итоге экстремистскими признали 95 материалов, а Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России постановили ликвидировать.

В частности, организации поставили в вину отказ ее участников от переливания крови. Член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте Роман Силантьев также заявил , что организация “агрессивно настроена ко многим государствам, в том числе и к России”, так как это “секта американского происхождения”.

Кроме того, в ходе суда заслушивали показания бывших членов “Свидетелей Иеговы”. Одна из них, сказала, например, что там ведется “тотальный контроль личной жизни человека”. По словам другой свидетельницы, в организации ее “убедили, что семья не нужна, ведь скоро конец света”.

Теперь всё имущество “свидетелей” конфискуют в пользу государства. Как ранее писал “Деловой Петербург”, в Петербурге в собственности религиозной организации находятся земли и здания стоимостью до 1,5 млрд рублей.

Кто выступил против запрета «Свидетелей Иеговы»?

Юристы “Свидетелей Иеговы” отметили, что отказ в переливании крови не попадает под закон об экстремизме. Теперь представители организации планируют оспаривать решение суда, в том числе они подали жалобу в ЕСПЧ.

Против ликвидации “Свидетелей Иеговы” в России выступили за рубежом. Например, Европейская служба внешних связей опубликовала на сайте заявление от лица ЕС, что решение о признании организации экстремистской может привести к уголовным делам против последователей вероучения “за простое отправление культа”.

Из текста заявления:

«„Свидетели Иеговы“, как все другие религиозные группы, должны иметь возможность мирно наслаждаться свободой собраний без вмешательства, что гарантировано Конституцией Российской Федерации, а также международными обязательствами России и международными стандартами в области прав человека».

Михнов-Вайтенко также считает, что оснований признавать “Свидетелей Иеговы” экстремистской организацией нет. Что касается переливания крови, говорит священник, то среди православных также есть люди, которые отказываются, например, делать детям прививки, однако никаких претензий это не вызывает.

Григорий Михнов-Вайтенко , епископ Апостольской православной церкви:

Надо судить людей за то, что они реально делают, смотреть, были ли там какие-то нарушения. [У свидетелей Иеговы] богословский радикализм - это же не радикализм, направленный на подрывы общественно-государственного строя. Бороться государственными методами с ними совершенно не эффективно. Бороться с этим можно только просвещением, понятным нормальным разговором.

Протоирей РПЦ Всеволод Чаплин сказал , что, хотя деятельность организации и навязчива, ее запрет может означать уголовное преследование для десятков тысяч последователей, а “свидетели” в итоге “уйдут в подполье”.

Российские средства массовой информации регулярно публикуют новости о том, что очередные издания свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, кого-то опять привлекли к ответственности за распространения “экстремистских” материалов и т. д. Последние новости – об осуждении 4 старейшин в Таганроге на сроки 5 и 5,5 года условно за возобновление деятельности “экстремисткой” организации, а на самом деле всего лишь за организацию религиозных собраний вызывают ассоциацию с наиболее мрачными временами советского атеистического прошлого. За что же запрещают литературу свидетелей Иеговы, а их самих пытаются привлечь к административной или уголовной ответственности?

Обычному россиянину это совершенно непонятно. Человека который убил называют убийцей, человека который украл – вором, что совершил “экстремист” – непонятно. По сути термин “экстремист” используется госпропагандой, как ярлык, который в любой момент может стать мишенью. Словарное определение экстремизма: “ приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны” . В международном законодательстве: “экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.” Даже для тех, кто поверхностно знаком со свидетелями Иеговы, очевидно, что к ним эти определения совершенно не подходят. Упорное преследование свидетелей Иеговы за экстремизм в России объясняется необоснованным расширением понятия экстремизма. В статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в числе прочих экстремистских действий указана: “пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;” Применить это описание к свидетелям Иеговы весьма сложно. И тут на помощь приходит “психолингвистическая экспертиза”. “Эксперты” делают выводы о “пропаганде собственной исключительности, или избранности” свидетелей Иеговы только на том основании, что они считают свою религию истинной. Доводы религиоведов, что убеждение в собственной истинности характерно для всех религий, в расчет не берется. Да собственно подобные экспертизы делают не религиоведы, а лингвисты, филологи, психологов с крайне низким уровнем религиоведческих знаний и явными связями с РПЦ. Дела о признании религиозных изданий экстремистскими материалами проходят по упрощенной схеме – нет обсуждения экспертизы, допросов экспертов, судебных прений и т. д. – судья просто утверждает в приговоре выводы экспертов, которые практически являются реальными “судьями” в подобных процессах. В результате утверждаются абсурдные с религиоведческой и юридической точки зрения приговоры.

Понятна ли такая ситуация обычному гражданину России? В СМИ редко дается определение экстремизма, а само понятие давно и стойко ассоциируется с чем-то опасным. В одном ряду,как экстремисты часто упоминаются исламские террористы, неонацисты и Свидетели Иеговы и это вызывает страх и предвзятое отношение к последним. Поскольку что такое экстремизм в России мало кому понятно, это приводит к приписыванию свидетелям Иеговы действий которые полностью противоречат их взглядам и этике. Пример такого приписывания можно продемонстрировать на высказывании протоиерея, доцента кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии Сергия Рыбакова:

“Например, литература сект исламского терроризма, которая у нас распространялась, запрещена. В том же списке есть некоторые издания "Свидетелей Иеговы". И это обоснованно. В этих изданиях раздаются призывы к насилию, к свержению конституционного строя, к уничтожению людей по религиозному либо национальному признаку и т.п.”

Свидетели Иеговы категорические противники насилия, и не принимают участия в политической деятельности. Поэтому складывается впечатление, что современные православные священники выполняют функцию политработников, совершенно не задумывающихся над достоверностью сведений, которые они распространяют о других религиях. Иногда они действительно не осведомлены, так как просто повторяют то что прочитали в “Сектоведении” Дворкина, но гораздо хуже то, что им вообще все равно правду они говорят, или нет. Так, комментарии православных священнослужителей отчета Государственного департамента США о свободе совести и вероисповедания содержали ложную информацию, или высказывания противоречащие законодательству РФ. Классическим было заявление епископа Орского и Гайского Иринея: “А почему Америка не хочет обратить внимание на то, что «Свидетели Иеговы» запрещены в Германии и ряде других стран? не думаю, что эти страны приняли необоснованные решения, и у них не было серьезных аргументов. Пусть эти аргументы изучают США и не обвиняют Россию.” Ни в Германии, ни в других европейских странах свидетели Иеговы действуют совершенно свободно. Запрещены свидетели Иеговы только в исламских, тоталитарных и коммунитистиеческих странах, где деятельность христианских религиозных организаций, или вообще всех религий существенно ограничена. Другой публичный священник Святослав Шевченко, ранее известный по организации провокаций и клеветнической компании против свидетелей Иеговы в Благовещенске, исказил смысл требований Государственного Департамента США, заявив, что: “они нам указывают, чтобы мы на государственном уровне поддерживали такие секты как «Свидетели Иеговы», которые вообще запрещены законодательством в нескольких странах мира.” Требование государственной поддержки религий вообще противоречит политике США, наоборот, от России требовалось прекратить вмешательство в деятельность ряда религиозных организаций, которые подвергаются необоснованным преследованиям со стороны властей. И опять священник считает что Россия должна равняется не на развитые правовые государства, а на маргинальные и тоталитарные. По мнению Святослава Шевченко: “государству нужно относиться к той или иной религиозной конфессии в зависимости от вклада, которое она внесла в его развитие.”. Хотя в Конституции РФ написано, что все граждане равны перед законом, не зависимо от религиозных убеждений, а пропаганда национального, языкового, или религиозного превосходства запрещена. В законе “О свободе совести и религиозных объединениях” статье 3 указано, что Россия является светским государством и все религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства. Так с какой же стати православный священник указывает государству, как оно должно поступать? Разве требование, отношения государства к религиям, в зависимости от их вклада в развитие культуры страны, это не пропаганда превосходства одной религии над другими? Я уже не говорю об изрядной доли лицемерия и цинизма в таких заявлениях, ведь в царской России, и при советской власти протестанты, иудеи, мусульмане не имели возможности участвовать в культурной жизни государства, поскольку преследовались властями.Во всех этих явных нарушениях, власти не видят экстремизма. Дело в том, что в лучших советских традициях, законодательство об экстремизме применяется избирательно. Нет и единой судебной практики – все зависит о честности и порядочности судей. Вот цитата из решения Центрального районного суда города Твери, по делу о призвании книги “Учись у Великого учителя” экстремистским материалом датированное 2 июля 1013 года: “Помимо этого, согласно текста Парламентской ассамблеи Совета Европы (резолюция 1896 (2012)) РФ взяла на себя обязательство по неприменению Закона «о противодействии экстремисткой деятельности» к каким-либо религиозным группам, особенно к Свидетеля Иеговы.” Очевидно эта резолюция осталась неизвестной другим российским судам, так как издания свидетелей Иеговы продолжают признаваться экстремистскими по сей день, а верующих продолжают привлекать за хранение или распространение этих материалов, даже если юто делается не публично.

Но стоит только религиозному меньшинству заявить, что их вера истинная, и критиковать убеждения других, то они сразу объявляются “экстремистами”. В действительности, взаимная критика это нормальная часть межрелигиозной полемики, и сама по себе закон не нарушает. В любой религии есть свои представления о нормах морали, посмертной участи людей, и участи мира(эсхатология). Люди живущие в соответствии с религиозыными нормами считаются праведниками, те кто их нарушает грешниками. Праведников ожидают благословления и жизнь, грешников – мучение, или уничтожение. Религиозные нормы морали могут не совпадать с со светскими, например, прелюбодеяние, половая распущенность, обжорство законом не запрещены, но в традиционном христианстве считаются смертными грехами, за которых человека ждут вечные мучения. Так же для большинства религий характерны убеждения о том что ныне существующий мир перестанет существовать в результате сверхъестественного вмешательства. Приписывание в таких случаях религиозного превосходство, и призывов к дискриминации, как это делают российские “эксперты” является или религиозной безграмотностью, или крайней ангажированностью. Если религиозная группа не приемлет какие-то допустимые в светском обществе действия (половая жизнь до брака, употребление определенных продуктов питания и т. д.), убеждена что мир рано, или поздно закончит свое существование, а нарушающих божественные нормы ждет наказание, но при этом не требует ограничения прав заблуждающихся, или грешников, не призывает к применению к ним насилия, не требует их уничтожения, не совершает насильственных, или террористических действий, которые якобы должны ускорить эсхатологическую развязку, то такую группа нет оснований считать экстремисткой.

В российских СМИ постоянно подчеркиваются, что экстремистскими являются группы, которые по мнению РПЦ и властей относятся к тоталитарным сектам. Традиционные же религии выставляются как оплот законопослушности, надежности и безопасности. Но это далеко не так. Пока внимание общественности сосредоточено на мнимом “экстремизме” свидетелей Иеговы, настоящие экстремисты действуют абсолютно свободно. Высказывание многих православных священников свидетельствую о их приверженности правой идеологии. Более того, священнослужители РПЦ участвуют в террористических формированиях, действующих в Украине и оказывают им поддержку, как проведением обрядов так и материальными ресурсами, военной амуницией и т. д. В Донецке действует террористическая группа "Русская Православная Армия", ни великий "миротворец", УПЦ ФСБ, никак не прокомментировали и не осудили использование православной символики террористическим группами. Сюда же стоит добавить огромное количество ксенофобских заявлений православных священников унижающих украинский язык и украинцев. Все это прикрывается высокопарной чушью о цивилизационной роли России, “русском мире”, который почему-то нужно утверждать войной. Тотальная ложь в СМИ, глупейшие законодательные инициативы. которые вместо регулирования, только осложняют жизнь приводят к возрастанию агрессии и нетерпимости в никогда не отличавшимся здоровьем, российском обществе.

Жертвами этой агрессии часто стают обычные верующие люди. Решение Таганрогского городского суда, по делу 16 может существенно усугубить ситуацию. Сам факт такого судебного процесса возвращает Россию в эпоху советского тоталитаризма. Примечательно, что в главным свидетелем по делу со стороны обвинения был бывший старейшина свидетелей Иеговы – Константин Кудасов, ставший сначала отступником, а потом православным. Он активно сотрудничал со следствием и ФСБ, хотя среди подозреваемых, а потом и подсудимых были люди которых он знал долгие годы, некоторых практически з детства. Очевидно, что причиной побудившего его участвовать в процессе, была личная обида, перешедшая в ненависть к свидетелям Иеговы. На вопрос, как он себя чувствует, из-за того, что при его помощи несколько человек могут получить 6 лет колонии общего режима, он ответил:

И этот человек называет себя православным, придерживается патриотических взглядов, но при этом позволяет себе явно фашистские высказывания. Когда я показал эту цитату прославенному священнику, то явно не православные высказывания были объяснены тем, что человек был когда-то в секте. И не имеет значения. что подавляющее большинство свидетелей Иеговы не желают смерти ближним, не употребляют грубой, бранной, матерной лексики. Церковь просто не желает брать на себя ответственность, за то что воспитывает в своих прихожанах ксенофобию, вместо толерантности(в РПЦ вообще бранное слово) и любви.Ради справедливости должен сказать, что далеко не все православные священник согласны с решением Таганрогского суда и силовыми методами преследования свидетелей Иеговы. Мне удалось обнаружить только одного православного священника УПЦ МП вполне объективно описавшего ситуацию с преследованием религиозных меньшинств в России , чем вызвал бурю негодования со стороны своих же советующих.

Преследование свидетелей Иеговы недаром вызывает пристальное внимание США и ЕС. история показывает, что именно с преследования свидетелей Иеговы начинали свою деятельность многие тоталитарные режимы начиная с нацисткой Германии. Деятельность свидетелей Иеговы полностью соответствует Международной и Европейской конвенциям по правам человека. Взгляды свидетелей Иеговы одинаковы во всем мире, они убежденные и последовательные пацифисты и не принимают участие в политической деятельности. Все это делает положение Свидетелей Иеговы удобным индикатором состояния свободы совести и вероисповедания, а так же и других прав человека в стране. И российские политики могут сколько угодно распространять в СМИ, утверждения что свидетели Иеговы работают на Госдеп, что в со свободой совести в России все нормально, волну ненависти и нетерпимости захватывающую российское общество, как некогда подобная волна поглотила не немецкое общество во времена Гитлера, уже не скрыть, хотя еще не поздно ее остановить.

Министерство юстиции России направило 15 марта 2017 года иск в Верховный Суд с требованием о признании деятельности религиозной секты "Свидетели Иеговы" экстремистской и запрете ее деятельности на территории страны.

Иск был принят Верховным Судом и в скором времени будет рассмотрен.

Обыкновенный экстремизм

Месяцем ранее, 15 февраля 2017 года, Минюст, действуя совместно с Генпрокуратурой РФ, начал проверку в отношении действующего в России "Управленческого центра свидетелей Иеговы", в ходе которой у руководящего органа сектантов было изъято свыше 73 тысяч страниц внутренней документации. Проверка происходила как раз накануне годовщины с момента сделанного надзорными органами предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности. За это время было выявлено множество новых фактов нарушения законов со стороны представителей секты. Отметим, что большинство печатных материалов "Свидетелей Иеговы", в частности, выпускающиеся миллионными тиражами по всему миру журналы "Сторожевая башня" и "Пробудитесь" были еще в 2009 году исследованы многочисленными экспертами и включены в Федеральный список экстремистских материалов.

На службе у ЦРУ

История секты "Свидетели Иеговы" начинается в 1870-х годах в Соединенных Штатах. Вплоть до 1931 года секта носила название "Исследователи Библии". Расцвет ее деятельности в США приходится на начало 1930-х годов, время великой депрессии. Тяжелый экономический кризис и тотальное обнищание населения способствовали росту количества последователей данной религиозной секты. "Свидетели Иеговы" активно воздействуют на психологию человека, по факту подчиняя и манипулируя человеческим сознанием. Действительно, запуганные предстоящим Армагеддоном люди в надежде на попадание в Рай готовы отдать предприимчивым руководителям секты все, что у них есть за душой. И, разумеется, методы воздействия секты, распространившейся в первой половине XX века по всему миру, не могли не взять на вооружение американские спецслужбы, которые стали активно продвигать деятельность "Свидетелей Иеговы", способствовать распространению их материалов. Используя данную секту, ЦРУ пополняла ряды агентов своего влияния. В Советском Союзе адепты секты "Свидетели Иеговы" преследовались, как участники антисоветской организации. Об их подрывной деятельности говорится в изданном в 1963 году романе писателя Анатолия Иванова "Тени исчезают в полдень".

Штаб-квартиры "Свидетелей Иеговы" находится в США, в Бруклине. Именно оттуда координируется деятельность всех организаций и ячеек секты по всему миру, которые объединяют около 8 миллионов адептов (из которых на Россию приходится примерно 170 тысяч). Не секрет, что покровительство иеговистам оказывает правительство США и иные глобалистские структуры. Поэтому любые попытки ограничить или запретить деятельность "Свидетелей Иеговы" тут же влечет за собой обеспокоенность Госдепа "нарушениями прав человека" и пронзительный визг и вой разнообразных некоммерческих правозащитных организаций, находящихся на содержании у всевозможных западных фондов.

Большинство печатных материалов "Свидетелей Иеговы", в частности, выпускающиеся миллионными тиражами по всему миру журналы "Сторожевая башня" и "Пробудитесь" были еще в 2009 году исследованы многочисленными экспертами и включены в Федеральный список экстремистских материалов. Фото ИТАР-ТАСС/ Евгений Епанчинцев

Противодействие на региональном уровне

Вместе с тем в России последние годы государство во взаимодействии с общественными организациями ведет борьбу с незаконной деятельностью сектантов. Так, еще в 2004 году Головинский районный суд Москвы ликвидировал столичную общину иеговистов. Сектанты опротестовали данное решение в ЕСПЧ, который, разумеется, встал на их сторону, потребовав возобновить деятельность "Свидетелей Иеговы" и выплатить им моральную компенсацию в 70 тысяч евро. В конечном итоге в 2015 году регистрация московской общины сектантов была восстановлена. Однако, по всей видимости, ненадолго.

В 2009 году Ростовский областной суд признал экстремистской деятельность таганрогской ячейки иеговистов и включил в Федеральный список экстремистских материалов 34 публикации из печатной продукции секты. Несмотря на решение суда, сектанты продолжали вести незаконную экстремистскую деятельность. В 2013 году шестнадцать наиболее активных адептов таганрогской общины "Свидетелей Иеговы" предстали перед судом и в конечном итоге приговорены к условным срокам тюремного заключения и штрафам.

В течение 2014-2016 годов были признаны экстремистскими местные общины "Свидетелей Иеговы" в Самаре, Абинске, Старом Осколе, Белгороде, Элисте, Орле. При этом в Белгородской области активную роль в борьбе с сектантами сыграла общественная организация "Скорая молодёжная помощь". Корреспондент Царьграда пообщался с ее руководителем, членом Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Антоном Андросовым.

По его словам, сейчас иеговисты активно рассылают во все СМИ заявления о том, что их якобы необоснованно обвиняют в экстремизме, и они на самом деле являются белыми и пушистыми. На самом деле это далеко не так, в чем активисты "Скорой молодежной помощи" могли убедиться, когда добивались запрета деятельности "Свидетелей Иеговы" в Белгороде и Старом Осколе.

Экстремизм, запрет на переливание крови и насилие над людьми

"Первое, десятки, а то и сотни журналов "Свидетелей Иеговы" признаны экстремистскими и внесены в перечень экстремистских материалов. То есть это не просто один-два эксперта так решили, а это в разных регионах, в разное время, разные эксперты признавали эти журналы экстремистскими, и в итоге они были внесены в перечень экстремистских материалов. Они преподносят свою религию над другими религиями.

Второе, это переливание крови. Я брал интервью у некоторых иеговистов, задавал вопрос: "Если, не дай Бог, с вашим ребенком что-то случится, и его спасет только переливание крови, вы сделаете переливание?" - "Нет, мы не сделаем!" Даже при угрозе смерти они отказываются делать переливание крови. Каждый из них потенциальный смертник, у которого всегда при себе имеется письменный отказ от переливания крови. Был случай, когда в Старом Осколе супружеская пара иеговистов отравилась грибами, и яд медленно действовал на все органы. Врачи говорили, что спасет только переливание крови. Они отказались, и более того, старейшины "Свидетелей Иеговы" ходили в больницу и угрожали врачам. Это есть в материалах суда. Представьте, они ходят в больницы и говорят врачам, что если вы сделаете переливание крови, если вы спасете людей, мы будем с вами судиться. Это не экстремизм разве? Это чистейшей воды экстремизм.

Третье, это запрет на службу в армии и запрет принимать участие в выборах. То есть они не голосуют. Давайте представим, что если завтра 51% населения нашей страны будут "Свидетели Иеговы". Это означает, что нам нужно будет отказаться от армии, это значит, что нам нужно будет отказаться от государства в принципе. Они отвечают, если все от этого откажутся, будет мир во всем мире. Я говорю: "Подождите, речь идет только о нашей стране, где вы ведете активно проповедь и стремитесь делать все, чтобы ваши ряды пополнялись. В некоторых странах вы вообще как бы запрещены". Они на это ответить не смогут. Кроме того, вот у них запрещено служить в армии, но они выбирают альтернативную службу. Благодаря этой альтернативной службе они как раз таки попадают в дома престарелых, в больницы, где начинают обрабатывать новых адептов. Представьте, человек с тяжелым заболеванием лежит в больнице. Он и его родственники начинают задумываться, что же будет после смерти... Даже просто человек в состоянии депрессии, и он начинает такие темы в голове прокручивать. И тут подходят, значит, молодые люди, и начинают говорить: "А ты знаешь, что будет после смерти? А ты знаешь, куда мы попадем? А ты знаешь, кто спасется? А ты знаешь, за что Бог нам вот такие испытания послал?" и так далее. И человек, естественно, начинает этим увлекаться и, благодаря этому, они пополняют свои ряды", - рассказал Царьграду общественный активист.

Кроме того, по словам Андросова, секта активно вытягивает из своих адептов деньги в виде так называемых пожертвований на постройку "всемирных залов царств" и прочее. А в некоторых печатных изданиях "Свидетелей" встречаются образцы и инструкции, как правильно переписать на секту свое имущество.

Также руководитель "Скорой молодежной помощи" акцентировал внимание еще на одном постулате иеговистов, характеризующих секту, не иначе как тоталитарную и экстремистскую. Это запрет на общение даже с близкими членами семьи, не являющимися членами секты "Свидетели Иеговы".

"Если вы даже близкий родственник, но не входите в организацию "Свидетели Иеговы", с вами не будут общаться, - поясняет эксперт. - Родители не общаются с детьми, дети не общаются с бабушками и дедушками. И приводит часто к тому, что у иеговистов отвращение вызывают те, кто не в организации. Ко мне просто обращались пострадавшие. Например, девушка, которая живет с родителями - свидетелями Иеговы. В 17 лет она перестала ходить в организацию. Теперь в семье с ней не общаются, а отец ее постоянно обзывает и даже избивает за то, что она встречается с молодым человеком до брака. Вот, допустим, был у нее случай. Она красит волосы, сзади подходит отец. Они вдвоем были дома. Он бьет ее по голове алюминиевым ковшиком, тащит ее за волосы в коридор, где начинает избивать. Она кричит: "Папа, ты делаешь мне больно!" Отец в ответ: "Когда тебя, с…, девственности лишали, тебе не было больно?" На следующий день он отводит ее к гинекологу, где выясняется, что она девственница. После этого он ее еще раз избивает, чтобы неповадно было".

Андросов отметил также, что иеговисты сами не празднуют и запрещают своим детям праздновать какие-либо светские праздники, Новый год, дни рождения. По факту это является нарушением Конвенции о правах ребёнка.

"Был случай, когда в Белгороде православная бабушка принесла внучке в школу конфеты на день рождения, чтобы угостить одноклассников. Мать-иеговистка об этом узнала, пришла в школу, вывела дочь во двор школы, и на глазах у всех одноклассников избила ребенка ветками от березы за то, что она отмечала праздник, который свидетелям Иеговы запрещено отмечать", - добавил общественный активист.

Маленькая победа общественных активистов

Андросов также рассказал корреспонденту Царьграда о методах антисектантской деятельности общественных активистов, благодаря которым в 2016 году деятельность "Свидетелей Иеговы" в судебном порядке была признана экстремистской, а деятельность их отделений в Старом Осколе и Белгороде была поставлена вне закона.

По словам активиста, "Скорая молодежная помощь" проводила пикеты и митинги возле мест, где обычно собирались иеговисты. Людям разъясняли всю опасность данной секты, обращали внимание на ее деструктивную деятельность. Каждая такая акция активно освещалась в местных СМИ. Помимо всего прочего, активисты собирали многочисленные свидетельства людей пострадавших от сектантов, помогали оформить заявления в правоохранительные и надзорные органы, неоднократно сами обращались в прокуратуру по факту нарушения иеговистами Закона о миссионерской деятельности и распространения ими печатных материалов, признанных российским судом экстремистскими. Все это в конечном итоге дало положительные результаты.

""Свидетели Иеговы" - это одна из самых быстрорастущих организаций в мире. У них все поставлено таким образом, что они должны проповедовать свое учение. Они думают, что это поможет им спастись. Поэтому вряд ли их число уменьшится, потому что организация нацелена на то, чтобы приводить все новых и новых адептов", - добавил собеседник Царьграда.

"Мы поддерживаем иск Минюста о признании экстремистской деятельности организации "Свидетели Иеговы" в России", - резюмировал Андросов, добавив, что принадлежность к иеговистской секте наносит вред психическому здоровью человека, и серьезные психические заболевания у "Свидетелей Иеговы" встречаются в 4 раза чаще, чем у обычных нормальных людей.