Страны которые не имеют выхода к океану. Страна, не имеющая выхода к морю

Человечество уже долгое время активно использует имеющиеся морские запасы. Именно море и океан дали толчок становлению современного мира. Но все же не все государства на земном шаре имеют к нему выход.

Какие страны

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В настоящее время нет выхода к морю у 44 государств. Северная Америка является материком, где таких стран нет.

Отсутствуют они и в Австралии, т. к. весь континент занимает одно государство, имеющее доступ к океану.

Рассмотрим, как разделились по частям света государства, не имеющие выхода к открытому морю:

В Африке

Фактически именно в Африке находится больше всего внутриконтинентальных стран.

Эфиопия потеряла свой выход к морю в 1993 г., после многолетней войны и отделения Эритреи, а Южный Судан в 2011 г. вслед за собственным отделением от Республики Судан.

Полный перечень внутриконтинентальных стран Африки:

Республики Столицы
Ботсвана Габороне
Буркина-Фасо Уагадугу
Бурунди Бужумбура
Замбия Лусака
Зимбабве Хараре
Малави Лилонгве
Мали Бамако
Нигер Ниамей
Руанда Кигали
Уганда Кампала
Южный Судан Джуба
Королевство Лесото Масеру
Королевство Свазиленд Мбабане (неофициальная – Лобамба)
ЦАР Банги
Чад Нджамена
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия Аддис-Абеба

В Европе

Довольно много государств Европы не имеет выхода к открытому морю. Но за счет развитых международных отношений обычно больших трудностей из-за этого уже не возникает.

Рассмотрим, какие государства в Европе не имеют выхода к большой воде в настоящее время:

Страны Столицы
Австрийская Республика Вена
Княжество Андорра Андорра-ла-Велья
Ватикан Ватикан
Венгрия Будапешт
Княжество Лихтенштейн Вадуц
Чехия Прага
Великое Герцогство Люксембург Люксембург
Республика Беларусь Минск
Республика Македония Скопье
Молдавия Кишинев
Республика Сан-Марино Сан-Марино
Сербия Белград
Словацкая Республика Братислава
Швейцарская Конфедерация Берн (официально столицы нет)

В приведенный список из 14 государств иногда вносят также 2 непризнанных и 2 частично признанных республики.

Право государств на доступ к открытому морю

Если государства не имеет выхода к морю, то его принято называть внутриконтинентальным.

Подобное положение может представлять существенную трудность для его развития и экономического роста. А иногда и вовсе представлять угрозу безопасности.

ООН озаботилась этой проблемой еще в 1982 году. В результате все страны независимо от географического положения получили право на доступ к морю.

В настоящее время проблема активно решается через различные международные соглашение между внутриконтинентальной страной и транзитными государствами, у которых имеется собственный выход к воде. Например, подобный договор заключен между Чехией и Польшей.

Согласно нормам международного права, внутриконтинентальные страны могут пользоваться на равных основаниях с остальными в открытом море:

  1. Осуществлять судоходство.
  2. Заниматься рыболовством.
  3. Прокладывать разнообразные трубопроводы и кабельные магистрали.
  4. Совершать полеты.

Внутриконтинентальным странам никто не запрещает иметь собственный флот под своим флагом.

Но приписываются подобные суда к портам других государств на основании различных международных договоренностей.

Основные проблемы

Основная проблем внутриконтинентальных стран была обозначена достаточно давно. Выход к морю долгое время означал доступ к основным торговым путям, а значит и возможность более быстрого экономического роста.

Особенно сильно испытывали влияние данного фактора на себе страны зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю. Фактически они оказывались заблокированными своими соседями.

Океан также дал возможность развиваться колониальным державам в свое время. Они довольно значительно шагнули вперед за счет освоения новых земель.

Развитие сухопутного пути к настоящему времени существенно изменило ситуацию. За счет железных дорог и автомобильных перевозок страны, получили новые возможности развития торговых отношений и экономического роста.

Но даже в наше время множество самых разных товаров и ресурсов часто доставляется именно с использованием морского транспорта. Отсутствие выхода к морю у страны может создавать определенные сложности для нее.

Соседние страны могут использовать для давления ограничения или полный блокировку транзита товаров через свои территории.

Фактически у них появляется возможность и просто заблокировать доступ к морю внутриконтинентальной стране, например, исходя из экономических или военных интересов.

Доступ к морским торговым путям всегда считался одним из основных признаков могущественного государства. Едва ли не большая часть всех войн в истории человечества шла за доступ к береговой линии. С развитием технологий и изменением в структуре перевозок напряженность между государствами из-за отсутствия выхода к морю существенно ослабла, а государства, не имеющие выхода к морю, не чувствуют себя изолированными. Кроме того, Конвенция по морскому праву гарантирует всем государствам право иметь собственный флот и использовать воды Мирового океана. Как правило, страны, не имеющие собственного выхода к морю, продают право использовать их флаг коммерческим судоходным компаниям, которые таким образом экономят на уплате налогов в развитых странах. Для государств, продающих это право, такие поступления зачастую являются важным подспорьем.

ООН на страже интересов

Международные договоры, устав ООН и декларации о судоходстве уравнивают все государства в правах на пользование ресурсами открытого океана, однако это не избавляет их от необходимости заключать отдельные договоры на право использования портов соседних государств без выхода к морю.

Государства, не имеющие выхода к морю, находятся на четырех континентах. При этом больше всего таких стран в Африке. Вот их список:

  • Ботсвана;
  • Буркина-Фасо (известная прежде как Верхняя Вольта);
  • Бурунди;
  • Республика Замбия;
  • Республика Зимбабве;
  • Королевство Лесото;
  • Республика Малави;
  • Мали;
  • Республика Нигер;
  • Руандийская республика;
  • Королевство Свазиленд;
  • Уганда;
  • Центральноафриканская Республика;
  • Федеративная демократическая республика Эфиопия.

Все африканские государства, не имеющие выхода к морю, попадают по классификации ООН в разряд развивающихся и имеют серьезные проблемы с уровнем жизни населения. Очевидно, что отсутствие доступа к основным транспортным артериям тоже оказывает влияние на их благополучие.

В 2011 году, в результате референдума, от Судана, имеющего порты на Красном море, отделились южные провинции, частично унаследовавшие от прошлого государства название. стало на одно больше. Однако богатство нефтяных месторождений позволяет надеяться на скорейшее восстановление после конфликта с северным соседом. Правительство страны вступило в Восточноафриканский Союз, что упростит доступ к транспортным путям.

Крупнейшие государства, не имеющие выхода к морю, находятся именно в Африке - это которой составляет 93 миллиона человек, и Уганда с населением в 34 миллиона человек.

Эфиопия имела свои порты на Красном море до 1993 года, однако после референдума и отделения Эритреи, утратила статус морской державы. Здесь стоит отметить, что для Эритреи доступ к одному из самых важных в транспортном отношении морей оказался совершенно бесполезен. Страна почти не производит продукцию, а правительство настолько коррумпировано, что большая часть населения предпочитает спасаться бегством в Европу через Средиземное море, рискуя при этом жизнью.

Какое в Южной Америке?

На южно-американском континенте, несмотря на огромную протяженность береговой линии, существует два государства, лишенные собственных морских портов.

Боливия лишилась своей прибрежной территории в 1883 году, когда чилийские войска, поддержанные Великобританией, аннексировали провинции Арика и Тарапака, в которой находились стратегически важные месторождения селитры. С тех пор страна была лишена выхода к морю до 2010 года, в котором был подписан договор между Боливией и Перу, предусматривающий аренду небольшого участка под строительство боливийского порта. Кроме того, Боливия является единственным государством, не имеющим выхода к морю, но имеющей при этом свои военно-морские силы.

Второй страной без собственного морского побережья является Парагвай, который находится в самом центре континента. Он никогда не претендовал на доступ к морю. Большую часть страны составляют засушливые земли, меньшую - густые тропические леса. Однако у Парагвая есть одно значительное преимущество по сравнению с другими государствами без морских портов. Через всю страну протекает вторая крупнейшая река континента - Парана, впадающая в Атлантический океан. Хотя океанское судоходство возможно лишь в нижнем течении на расстоянии в 640 км от океана, в среднем течении могут использоваться малые суда и катера.

Какое государство не имеет выхода к морю в Европе?

В Европе таких государств 16. Как и все остальные страны континента, они имеют долгую и трудную историю борьбы за доступ к морям. Несмотря на то что все эти битвы были ими проиграны, в рамках концепции единой и мирной Европы этот недостаток чувствуется не так остро.

Вот Европейские государства, не имеющие выхода к морю:

  • Австрия;
  • Королевство Андорра;
  • Республика Беларусь;
  • Ватикан;
  • Венгрия (использует порты Хорватии на Адриатическом море);
  • Косово;
  • Великое Герцогство Люксембург;
  • Молдова;
  • Сан-Марино;
  • Сербия;
  • Словакия;
  • Чехия;
  • Швейцарская конфедерация.

Мирное сосуществование и принципы добрососедства позволяют европейским странам взаимодействовать на чрезвычайно высоком уровне. Например, Чехия имеет договор с Польшей об использовании порта Щецин.

Безводная Центральная Азия

Многие азиатские государства, не имеющие выхода к морю, находятся на территори СНГ. Республики бывшего СССР лишились выхода к морю из-за обретения независимости. При этом Россия взяла на себя обязательства предоставлять доступ к своей глубоководной транспортной системе странам, имеющим выход к Каспийскому морю. Это позволяет Ирану, Азербайджану, Казахстану и Туркмении проводить свои суда в Балтийское и Черное моря. Такой проход возможен благодаря сложной системе каналов и гидроузлов, построенных во время Советского Союза.

Ситуация в странах Юго-Восточной Азии усугубляется сложными и конфликтными отношениями между странами, находящимися в глубине континента, и странами транзита. При этом Монголия, например, благодаря дружественным отношениям с Российской Федерацией, имеет свой большой торговый флот.

Вот список государств в Азии, не имеющих морского побережья:

  • Азербайджан;
  • Республика Армения;
  • Исламская республика Афганистан;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Кыргызстан;
  • Лаосская Народно-Демократическая Республика;
  • Республика Монголия;
  • Федеративная республика Непал;
  • Республика Таджикистан;
  • Республика Туркменистан;
  • Республика Узбекистан;

Особняком стоит частично признанная Республика Нагорный Карабах, ставшая причиной раздора между Арменией и Азербайджаном. тоже лишен выхода к морю.

Отдельно стоит назвать еще несколько государств, имеющих спорный статус, но лишенных выхода к морю - это Республика Южная Осетия и Приднестровская Республика. В условиях спорного статуса и тлеющего конфликта Приднестровской республике будет затруднительно в ближайшее время получить доступ к морю, так как Украина блокирует республику.

На сегодняшний день на территории зарубежной Европы расположены четыре десятка отдельных государств. Но в силу особенностей своего географического положения, далеко не каждое из них имеет собственный выход к морю. Это непосредственно отражается на развитии страны в лучшую или в худшую сторону.

Значение доступа к морю

Исторически сложилось, что страны, расположенные на морских побережьях изначально находятся в более выгодном положении относительно внутриконтинентальных государств. Многие из них с давних времён неразрывно связаны с морем. В первую очередь это касается Греции, Италии, Испании, которые имеют выход в Средиземное море.

Рис. 1 Морская бухта

Издавна доступ государства к морю предполагал наличие важных торговых связей, необходимых для развития как крупных, так и мелких государств. По мере развития человечества активно развивались транспортные структуры. Не удивительно, что явное преимущество получили те государства, у которых сразу был выход к мировому океану.

Даже в современном динамичном мире морские перевозки товаров играют огромную роль в рамках мировой торговли. Поэтому, когда подходов к морям нет, это создаёт ряд препятствий для динамичного развития внутриконтинентальных стран.

В давние времена отсутствие у государства или города подходов к морю было одной из основных причин для начала военных действий. Такие территории были жизненно необходимы для полноценного экономического развития.

Страны Европы, имеющие доступ к морскому побережью

Перечень стран Зарубежной Европы, имеющих выход к морю, следующий:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Франция;
  • Испания;
  • Бельгия;
  • Литва;
  • Норвегия;
  • Болгария;
  • Хорватия;
  • Албания;
  • Германия;
  • Голландия;
  • Украина;
  • Польша;
  • Исландия;
  • Греция;
  • Словения;
  • Румыния.

Среди множества современных европейских стран 14 государств лишены собственного доступа к морскому побережью. Организация подходов к морю дня них продумывается на мировом уровне, чтобы не допустить ущемления их прав.

Важность доступа к морю

Странам Зарубежной Европы не имеющим доступ к морю, приходится искать пути решения этой проблемы. Исторически сложилось, что подходы к побережью морей - это основной аспект в экономическом развитии. По морской акватории пролегает множество крупнейших водных маршрутов, многие из которых соединяют города-миллионеры.

Рис. 2. Европейский морской курорт

Несмотря на то что современные политики стремятся к совместному решению этой проблемы, отсутствие собственных подходов к морю значительно тормозит развитие туристической отрасли и торговли. Так, все импортные товары доставляются намного дольше из-за необходимости прохождения дополнительного таможенного контроля.

Сегодня перед стран Европы достаточно широк, он включает в себя большое количество регионов. Причем часть из таковых обособленных не имеет выхода в море.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому существуют определенные особенности ведомой ими экономической деятельности, присутствуют некоторые сложности при посещении таковых туристами.

Общие аспекты

Путешествие в страны Европейского Союза с каждым годом все более популярны. Причин тому одновременно несколько.

В первую очередь это касается как раз Италии, Испании, множества иных государств. Но важно отметить, что процесс пересечения границы многих затруднен.

И не только по причине необходимости оформления визы ЕС стоимость которой составляет порядка 35 евро.

Некоторые страны Европы попросту не имеют выхода к морю. Как следствие – добраться до них можно только по суше или же на самолете. Процесс этот имеет свои особенности, тонкости.

Со всеми ними нужно будет внимательно ознакомиться. Только так можно будет не допустить стандартных ошибок, проблем – связанных с оформлением, а также непосредственно самим фактом перемещения.

Важно заметить, что ещё достаточно давно видные ученые в своих работах отмечали, что наличие выхода к морю – одно из основных условий быстрого экономического развития государства.

Именно поэтому многие страны, которые не имеют такового торгового пути, остаются без возможности осуществлять свое развитие достаточно быстро.

Причиной тому является невозможность получить определенные технологии, информацию – но нужно заметить, что подобное имело место только лишь в определенных случаях.

Сегодня подобный подход уже не так актуален по причине банального наличия иных путей сообщения. Это касается как информационных, так и физических.

Не составит труда добраться за несколько часов от одного государства до другого на самолете или же на поезде. Многие страны установили между собой упрощенные способы прохода границы.

Подразумевается либо полное отсутствие визы – либо упрощенный процесс получения таковой. Данный момент нужно будет заранее проработать – перед поездкой.

Нужно отметить, что поездка в Германию и другие страны Европейского союза может быть осуществлена по одной визе – так как действие таковой распространяется на все страны, входящие в ЕС.

Сегодня существует много тонкостей, нюансов и особенностей – связанных с оформлением визы. А также пересечением границы.

Одно из стран, которая не имеет выхода к морю, является Лихтенштайн. Важно помнить о ряде особенностей подобного государства – ранее оно входило в состав Австрии.

Список государств на карте

Перечень государств в Европе, не имеющих выхода к морю, относительно невелик. Тем не менее нужно заранее ознакомиться с полным перечнем таковых.

Это позволит избежать достаточно большого количества проблем уже в процессе путешествия. Причем сама

Европа делится на несколько секторов по частям света в зависимости от наличия/отсутствия доступа к морю:

Западной

В перечень входит:

  • Австрия;
  • Люксембург;
  • Лихтенштейн;
  • Швейцария.

Перечень данный невелик, но на этих простых примерах можно будет без труда ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями путешествий.

По возможности нужно выбирать именно страны, которые имеют выход к морю. Это позволит сильно разнообразить свой отдых – поездкой на пляж.

Именно поэтому прежде, чем осуществить таковое путешествие, нужно внимательно ознакомиться с географией мест.

Восточной

Перечень стран восточной Европы включает в себя достаточно широкий список государств. Но нужно отметить, что перечень не имеющих выхода к морю относительно невелик.

Таковой перечень в себя включает обязательно следующее:

  • Чехия;
  • Словакия;
  • Венгрия;
  • Словакия.

Именно по этой причине в этих странах фактически отсутствует флот, а также некоторые сложности с доставкой грузов.

Нужно отметить, что процесс этот имеет свои особенности, нюансы. При планировании отдыха момент этот лучше всего заранее проработать. Только так можно избежать многих сложностей, проблемных ситуаций.

Южной

На юге Европы больше всего присутствует стран, которые по целому ряду причине не имеют выхода к морю:

  • Азербайджан;
  • Афганистан и Армения;
  • Бутан;
  • Казахстан;
  • Лаос;
  • Монголия и многие другие.

Основной причиной подобного является как раз удаленность именно к центру континента. Причем все перечисленные выше государства имеют относительно низкий уровень развития.

Тем не менее туризм в данных регионах достаточно сильно развит. Именно поэтому можно без труда будет осуществить подготовку всех необходимых документов для путешествия.

Нюансы географического расположения

Данное географическое расположение имеет свои особенности. К основным таковым нужно отнести конечно же следующее:

Основным законодательным документом, который определяет возможность использования морских просторов даже при отсутствия прямого доступа к ним, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, часть X.

Данное право реализуется путем использования проходов к морю транзитным способом. Причем внутриконтинентальные страны под своим собственным флагом.

Таковые обязательно базируются в иностранных портах. Сегодня существует достаточно большое количество различных организаций, которые занимаются предоставление собственных транспортных средств для перевозки.

Процедура таковая имеет определенные особенности, нюансы. Со всеми ними нужно будет заранее ознакомиться.

Многие компании специализируются как раз на подобных нюансах, связанных с подобными правами. Например, суда Чехии используют порт Щецин на основании договора со страной Польшей.

Имеется большое количество тонкостей, связанных с нормами законодательства, международными нормами.

Отдельно стоит отметить, что при пересечении транзитных зон гражданами стран, которые не имеют выхода к морю, какие-либо визы не требуются.

На данный момент существует много нюансов. Некоторые сложности могут появляться при осуществлении транспортировке груза.

В первую очередь нужно отметить, что также могут возникнуть проблемы с оформлением документов. Страны зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю, достаточно обширны.

Видео: общая характеристика государств

государства без выхода к морю пушкин, государства без выхода к морю фильм
В настоящее время существует 44 государства, границы которых не имеют выхода к Мировому океану. Больше всего таких государств в Африке (16 государств) и в Европе (14 государств). Азии не имеют выхода к морю 12 государств, в Южной Америке - 2.

Два государства, не имеющих выхода к морю, а именно Узбекистан и Лихтенштейн, граничат исключительно со странами, также не имеющими выхода в Мировой океан. Лихтенштейн стал таким государством в 1918 году после распада Австро-Венгрии, имевшей выход к морю. период аншлюса Австрии Германией (1938-1945) Лихтенштейн вновь терял этот статус, поскольку Третий рейх также имел выход к морю. После распада СССР в 1991 году вторым таким государством стал Узбекистан.

Три небольших государства полностью окружены территорией одного другого государства (анклавы): Сан-Марино и Ватикан граничат только с Италией, Лесото - только с Южной Африкой. Девять государств полностью окружены территорией двух государств: Монголия, Непал, Бутан, Свазиленд, Лихтенштейн, Андорра, Молдавия, частично признанное государство Южная Осетия и непризнанное Приднестровье. Большинство из государств, окружённых двумя другими государствами, также невелики по размеру и населению, но среди них есть и крупные (например, Монголия)

Эфиопия, в которой проживает 93,8 млн жителей, является крупнейшим по населению из государств, не имеющих выхода к Мировому океану. Также более 30 миллионов жителей проживают в Уганде (34,7 млн), Узбекистане (31,1 млн) и Непале (30,4 млн).

Крупнейшим по площади из государств, не граничащих с Мировым океаном, является Казахстан (2 724 900 км²); территорию больше миллиона км² имеют также Монголия (1 566 500 км²), Чад (1 284 000 км²), Нигер (1 276 000 км²), Мали (1 240 000 км²), Эфиопия (1 104 300 км²), Боливия (1 098 581 км²).

Не имеют границ с Мировым океаном большинство (9 из 15) государств, образовавшихся после распада СССР. При этом территория государств Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан полностью входит в бассейны бессточных водоёмов и областей - других подобных государств в мире нет. При этом государства, имеющие выход к Каспийскому морю (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), могут получить доступ водным путем к Чёрному, Балтийскому и Белому морям через Единую глубоководную транспортную систему России (ЕГТС) на основании международных договоров. настоящее время тоннаж судов, пропускаемых через ЕГТС, составляет до 10 тысяч тонн, что позволяет этим государствам использовать не только суда класса «река-море», но и полноценные морские суда.

Частично признанный и имеющий статус наблюдателя при ООН Мальтийский орден, расположенный в основном, как и Ватикан, в пределах Рима, в 1998 году на 99 лет арендовал форт Сант-Анджело на Мальте.

  • 1 Проблемы стран без выхода к открытому морю
  • 2 Право государств на доступ к открытому морю
  • 3 Список государств, не имеющих выхода к океану и морям
    • 3.1 Азия
    • 3.2 Африка
    • 3.3 Европа
    • 3.4 Южная Америка
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Проблемы стран без выхода к открытому морю

Ещё Адам Смит в своей работе «Богатство народов» отмечал, что важное значение для показателей экономической деятельности страны имеет выход к морю и, соответственно, к торговым путям. С течением времени развитие наземного транспорта и связи сократили преимущества прибрежных стран по сравнению со странами, не имеющими выхода к морю. Однако морские перевозки по-прежнему играют центральную роль в мировой торговле, и в связи с этим отсутствие выхода к морю создаёт определённые проблемы. частности, у соседних стран могут быть экономические или военные причины для того, чтобы заблокировать выход к морю или транзит через свою территорию.

Право государств на доступ к открытому морю

Согласно международному праву (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., часть X), внутриконтинентальные страны имеют право на доступ к морю. Это право реализуется путём заключения специальных соглашений между заинтересованными государствами, не имеющими выхода к морю, и государствами транзита.

Внутриконтинентальные страны могут иметь морские суда под своим флагом, базирующиеся в иностранных портах (например, морские суда Чехии используют порт Щецина на основании договора с Польшей).

В открытом море внутриконтинентальные страны пользуются всеми правами на равных основаниях: в частности, они имеют право осуществлять судоходство, рыболовство, полёты летательных аппаратов, прокладывать подводные кабели и трубопроводы.

Список государств, не имеющих выхода к океану и морям

Азия

  1. Азербайджан
  2. Армения
  3. Афганистан
  4. Бутан
  5. Казахстан
  6. Киргизия
  7. Монголия
  8. Нагорно-Карабахская Республика - непризнанное государство
  9. Непал
  10. Таджикистан
  11. Туркменистан
  12. Узбекистан
  13. Южная Осетия - частично признанное государство

Африка

  1. Ботсвана
  2. Буркина-Фасо
  3. Бурунди
  4. Замбия
  5. Зимбабве
  6. Лесото
  7. Малави
  8. Нигер
  9. Руанда
  10. Свазиленд
  11. Уганда
  12. Центральноафриканская Республика
  13. Эфиопия
  14. Южный Судан

Европа

  1. Австрия
  2. Андорра
  3. Беларусь
  4. Ватикан
  5. Венгрия
  6. Косово - частично признанное государство
  7. Лихтенштейн
  8. Луганская Народная Республика - непризнанное государство
  9. Люксембург
  10. Македония
  11. Молдавия
  12. Приднестровье - непризнанное государство
  13. Сан-Марино
  14. Сербия
  15. Словакия
  16. Чехия
  17. Швейцария

Южная Америка

  1. Боливия
  2. Парагвай

Примечания

  1. 1 2 после объявления независимости Южного Судана от Республики Судан 9 июля 2011 года
  2. CIA The World Factbook // ЦРУ, раздел «Land boundaries»: «Liechtenstein and Uzbekistan, are doubly landlocked»
  3. Amanda Briney, The World’s Largest Landlocked Countries. List of the Ten Largest Landlocked Countries in the World // About.com, May 02, 2011
  4. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. - М.: Междунар. отношения, 1994. - 608 с. - Глава 12. Права государств, не имеющих морского побережья.
  5. Список стран с указанием длины береговой линии // ЦРУ. См. Landlocked
  6. 1 2 3 имеет выход к Каспийскому морю - водоёму, не имеющему естественного выхода в мировой океан
  7. после объявления независимости Эритреи в 1993 году
  8. после захвата Чили порта Антофагаста в 1879 году

Ссылки

  • Страны, не имеющие выхода к морю: возможности, проблемы, рекомендации // Европейская экономическая комиссия ООН, 2002. (Оригинал: TRADE/2002/23 Landlocked Countries: Opportunities, Challenges, Recommendations)

государства без выхода к морю пушкин, государства без выхода к морю фильм, государства без выхода к морю форум

Государства без выхода к морю Информацию О