Новые вызовы и угрозы международной безопасности. Новые» угрозы международной безопасности

Современные угрозы безопасности существуют почти в каждой сфере жизнедеятельности. Как предупреждал человечество еще в 1979 году Папа Римский Иоанн Павел II, "настоящее человеку постоянно угрожает то, что является делом ее рук, является результатом деятельности его ума, стремлений его воли. В этом и заключается трагедия человеческого существования в ее широком смысле". Итак, глобализация, научно-технический прогресс и развитие различных сфер современного мира не только позволяют удовлетворять растущие потребности, но и порождают определенные негативные последствия.

Кроме этого, преодолевая одни вызовы, человек может создавать новые угрозы.

К конфликтной ситуации приводят политические и дипломатические споры, а также и такие факторы, как слаборазвитая экономика, торговые различные противоречия, неконтролируемые перемещения населения, экологическое состояние, наркобизнес, терроризм и права человека.

Опираясь на различные критерии, исследователи выделяют такие типы угроз международной безопасности:

По характеру угроз;

Источниками угроз;

Средой угроз;

Шкале угрозы;

Критерием направления угроз;

Степени сформированности угрозы;

Последствиями угроз;

Уровнем субъективных оценок угроз;

Характером общественных отношений.

Глобальные проблемы человечества - угрозы для безопасности

Угрозой считается обстоятельство или событие, в результате которого возникает определенная жаль, что касается конкретных материальных ценностей, знаний, здоровья людей, распространение информации, насилие, ошибочные действия, технические сбои и тому подобное. Наличие различных угроз вызывают чувство фрустрации и безысходности.

Нужно также заметить, что все чаще к угрозам для безопасности субъектов международных отношений относят глобальные проблемы человечества. В этом плане актуальны следующие вопросы:

Предотвращение мировой ядерной войне;

Преодоление все большего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами;

Устранение экономической отсталости, голода, нищеты и неграмотности;

Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами;

Преодоление экологического кризиса;

Прекращение демографического взрыва в развивающихся странах, и демографического кризиса в развитых странах, из-за более рациональное регулирование рождаемости;

Своевременное предвидение и предотвращение негативных последствий НТР;

Сдерживание международного терроризма и экстремизма;

Распространение наркомании, алкоголизма и СПИДа;

Защита прав человека;

Повышение образовательного уровня, сохранение культурного наследия и моральных ценностей.

Международная безопасность несет таких вызовов и угроз:

1) внутригосударственные конфликты и гражданские войны между правительством и вооруженными группировками или между различными вооруженными группами, конфликтуют;

2) межгосударственные конфликты с участием не менее двух суверенных государств;

3) распространение оружия массового уничтожения и обычных вооружений;

4) организованная преступность, включая торговлю наркотиками и действует в глобальном масштабе;

5) терроризм, выступающий в форме негосударственных вооруженных групп;

6) глобальные угрозы и вызовы, включающие конфликты за доступ к ограниченным энергетических ресурсов, изменения климата, разрушение окружающей среды, природные катастрофы, отмывание денег, бедность, эпидемии и т.

Сегодня особого внимания заслуживают такие угрозы:

Международный терроризм,

Экологические проблемы,

Ядерная опасность,

Этнические и религиозные конфликты,

Деятельность тоталитарных сект,

Неконтролируемая миграция,

Организованная преступность.

Такие явления наносят вред не только какой-то конкретной стране, но и всему европейскому и международному сообществу.

Появление новых угроз и вызовов заставила правительства многих стран пересмотреть традиционные подходы к решению проблем безопасности. Сами угрозы и вызовы часто взаимосвязаны и взаимозависимы. Глобализация заставляет государства изменить не только свои подходы к определению сущности новых угроз и вызовов, но и разработать новые инструменты их нейтрализации.

Сегодня развитие мировой политики и международных отношений протекает в условиях весьма противоречивых процессов, отличающихся высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом как традиционных («старых»), так и «новых» вызовов и угроз.

Казалось бы, в связи с новыми научно-технологическими, экономическими и социальными достижениями, расширением круга пользователей глобальной сетью Интернет, распространением демократии, достижениями в области свобод и прав человека после окончания холодной войны и падения коммунизма возросли возможности трансграничного общения, обмена товарами и услугами, перемещения людей, повышения их уровня и качества жизни. В то же время утрата прежних и отсутствие новых рычагов регулирования мирового порядка серьезно деформировали традиционную связь между национальным суверенитетом и национальной безопасностью, привели к появлению новых проблем, не поддающихся урегулированию военным путем. В их числе ненадежность институтов и механизмов ООН в обеспечении глобальной безопасности; претензии США на мировое господство; доминирование в глобальном информационном пространстве западных СМИ; нищета и озлобленность населения глобального «Юга»; последствия распада многонациональных государств; деградация Вестфальской системы; политические устремления субнациональных групп и регионов; рост этнического и религиозного экстремизма; сепаратизм и политическое насилие; региональные и локальные вооруженные конфликты; сохранение целостности государств, распространение и диверсификация ОМП; киберпреступность и высокотехнологичный терроризм с использованием ОМП; международная коррупция и организованная преступность; неконтролируемые трансграничные потоки мигрантов; растущая деградация окружающей среды; планетарный дефицит продовольствия, питьевой воды, энергоресурсов и т.

Комплекты постельного белья купить постельное белье. Лавка рукоделия.

д. Все это повышает значение либерально-идеалистической парадигмы в исследовании мировой политики и международных отношений.

Как можно заметить, при относительном снижении значения угроз военного характера, потенциальными носителями которых остаются государства, в планетарном масштабе происходит нарастание невоенных угроз безопасности глобального характера. Все чаще источниками угроз и инструментами их нейтрализации становятся негосударственные действующие лица разнообразного толка, в том числе мультинациональные корпорации, финансовые, военно-политические, религиозные, экологические, правозащитные, преступные, террористические организации мирового масштаба, субнациональные акторы и регионы. «В такой обстановке, - указывает Павел Цыганков, - все более очевидной становится недостаточность имеющегося в международно-политической науке теоретического багажа. Возникла необходимость в новых концептуальных построениях, которые позволили бы не только рационально осмыслить меняющиеся реалии, но и выполнить роль операциональных инструментов влияния на них в целях снижения рисков и неуверенности, с которыми столкнулись международные акторы» .

Если раньше главным рычагом влияния на международную ситуацию рассматривали силу государства на основе его основной мощи (англ.: hard power), то в условиях глобализации государства и международные организации чаще стали уповать на применение мягкого влияния, или мягкой силы (англ.: soft power). Так, реагируя на трагические события 11 сентября 2001 г. , прочно связавшие безопасность США с глобальной безопасностью, американцы стали прилагать систематические усилия по расширению зон глобальной стабильности, устранению некоторых наиболее вопиющих причин политического насилия. Они также усилили поддержку политических режимов, которые, по их мнению, исходили из основополагающей ценности прав человека и конституционных механизмов.

Анализируя Стратегию национальной безопасности США 2002 г., Р. Каглер обращает внимание на то, что она нацелена не только на решение сложнейших проблем безопасности сегодняшнего дня и отражение угроз, «исходящих от террористов и тиранов», но и на оказание содействия глобальному экономическому прогрессу, борьбе с глобальной бедностью, укреплению открытого общества и демократии, обеспечению свобод человека в неблагоприятных регионах, отстаиванию стремления к уважению человеческого достоинства. По его мнению, решение этих задач имеет своим результатом «специфический американский интернационализм», нацеленный на создание равновесия сил, которое благоприятствует свободе человека и делает мир в условиях глобализации безопаснее и лучше.

В концепции миротворчества ООН в последние годы проводится комплексный подход к преодолению как военных, так и невоенных угроз. Поэтому поддержание и закрепление мира в каком-либо регионе сегодня не ограничивается только сдерживанием вооруженного насилия, принуждением к миру и созданием условий для организации переговорного процесса. На миротворцев возлагаются задачи по оказанию помощи сторонам конфликта в восстановлении экономики, обеспечении гражданского правопорядка, защите прав человека, подготовке и проведении выборов, передаче власти местным органам, организации местного самоуправления, здравоохранения, образования и т. д. Большое значение придается просветительской работе, направленной на примирение участников конфликта, формирование у них установок на ненасильственное разрешение спорных вопросов, толерантное поведение с использованием СМИ.

Современные вызовы и угрозы международной безопасности

Начало XXI в. характеризуются прогрессирующим во всем мире ростом количества социальных, экономических, техногенных и экологических угроз разного уровня.

Увеличилось количество конфликтов и локальных войн (вспышка национальных конфликтов и рост напряженности в Европе и на Балканах, на Ближнем Востоке, на границе между Индией и Пакистаном), так как исчезли механизмы, сдерживающие их в период холодной войны. Процессам фрагментации и регионализации противостоят мощные центростремительные силы, усиливающие стремление к глобальной стратегической взаимосвязанности, о чем свидетельствуют следующие факты Хартия Шанхайской организации сотрудничества (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 2006 г. N 43 ст. 4417.: угроза конфликт война

Первый факт, угроза национальной безопасности принимает все более разнообразный характер, перестает быть исключительно военной. Такие проблемы планетарного масштаба, как рост запасов оружия массового уничтожения, международный терроризм, организованное насилие и вооруженные конфликты, потоки беженцев, несут с собой глобальные угрозы, которым можно противостоять только коллективными усилиями.

Второй факт, подтверждающий, тенденцию стремления к глобальной взаимосвязанности, заключается в том, что во многих регионах происходит постепенный сдвиг в направлении к совместной обороне или многосторонним мерам безопасности. В настоящее время военная глобализация, угрозы и вызовы, имеющие глобальный характер, заставляют серьезно переосмыслить идею национальной безопасности и практическую ее реализацию.

В современном мире безопасность обеспечивает Организация Объединенных Наций, которую можно назвать межправительственной организацией глобального уровня. Принадлежность государства к ООН (членами ООН являются 192 государства) теоретически предполагает участие в глобальном режиме коллективной безопасности. Совет Безопасности как основная структура ООН (в Совет Безопасности входят пять постоянных членов - Великобритания, Китай Россия, США, Франция, обладающих правом вето, и десять непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года) рассматривает и принимает решения по самым сложным проблемам в сфере региональной и глобальной безопасности Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // СПС "Гарант"..

В основных регионах мира наряду с уже существующими межправительственными организациями появляются новые. На евроатлантическом пространстве основной действующей международной военной и инфраструктурой остается НАТО (Организация Североатлантического договора)

В настоящее время НАТО - самый крупный военно-политический блок. На ежегодные саммиты глав государств НАТО съезжаются почти 50 лидеров различных групп стран, включая 26 официальных союзников.

Суммируя сказанное о проблеме увязки в единые оценочные критерии количественные показатели интересов и угроз международной безопасности, отметим, что в настоящее время существует лишь общая теория международной безопасности, где много пробелов, а фундаментальной теории пока не сложилось. Существующие ныне методы, формы и способы использования органов, сил и средств системы обеспечения международной безопасности в основном направлены на решение задач борьбы с угрозами безопасности, главным образом, в режиме их последействия, ликвидации последствий уже материализовавшихся угроз

Разделяем обеспокоенность мирового сообщества эволюционирующей террористической угрозой. Перед цивилизованным миром по-прежнему стоят задачи организации коллективного отпора терроризму при центральной координирующей роли ООН, на основе международного права, без политизации, скрытых повесток дня и «двойных стандартов».

На международных площадках Россия традиционно выступает с различного рода предложениями и инициативами, направленными на противодействие подпитке терроризма ‑ идеологической, кадровой и материальной, особенно - оружием.

Последовательно отстаиваем линию на строгое соблюдение государствами соответствующих принципов и норм международного права, включая Устав ООН, при принятии мер по борьбе с терроризмом, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН, прежде всего 1373, 1624, 2178, 2199, 2253, 2354, 2396, нацеленных, в том числе, на укрепление мер выявления и пресечения каналов подпитки терорганизаций, а также резолюций СБ ООН, устанавливающих санкционные режимы в отношении ИГИЛ, «Аль-Каиды» и Движения талибов. Настроены на повышение санкционного давления на эти террористические организации и связанные с ними группировки и лица по линии комитетов СБ ООН 1267/1989/2253 и 1988.

Россия энергично поддерживает усилия Контртеррористического комитета СБ ООН и Контртеррористического исполнительного директората по мониторингу выполнения государствами упомянутой базовой резолюции СБ ООН 1373.

Придаем важное значение всеобъемлющей реализации всех четырех основных направлений Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Выступаем за согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, которая содержала бы общепризнанное определение терроризма. Исходим из необходимости найти такое решение, которое было бы приемлемым для всех государств-членов ООН. Только тогда данная конвенция сможет реально стать всеобъемлющей и послужит эффективным инструментом мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

В целях повышения эффективности международного сотрудничества в приоритетной для Российской Федерации области противодействия международному терроризму в 2017 г. в рамках запущенного процесса реформирования ООН и перестройки ее контртеррористической архитектуры активно содействовали созданию в Секретариате ООН Управления по контртерроризму (УКТ; учреждено 15 июня 2017 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 71/291), которое возглавил заместитель Генерального секретаря ООН россиянин В.И.Воронков. Россия оказывает необходимое финансовое и экспертное содействие УКТ в его работе, прежде всего по линии предоставления профильного техсодействия странам Центральной Азии.

Перед мировым сообществом остро стоит проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ), которые после военного поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке массово возвращаются в страны происхождения или проживания либо перемещаются в третьи страны – особенно в те, где им легче избежать наказания за свои преступления. Считаем, что добросовестный обмен информацией об ИТБ является одним из наиболее востребованных инструментов в борьбе с этим феноменом. В этой связи призываем иностранных партнеров подключиться к созданному НАК России Международному банку данных по противодействию терроризму.

За последние несколько лет удалось постепенно разморозить взаимодействие по антитеррору с рядом западноевропейских партнеров. В сентябре 2017 г. после долгого перерыва восстановлена работа подгруппы по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и оргпреступности российско-германской Рабочей группы высокого уровня по вопросам политики безопасности. Возобновлена деятельность соответствующих рабочих групп и с другими странами. В частности, последние заседания в таком формате под сопредседательством заместителя министра иностранных дел Российской Федерации О.В.Сыромолотова состоялись с Италией – в декабре 2017 г. в Москве, с Турцией – в июне 2018 г. в Анкаре, с Испанией – в июле 2018 г. в Мадриде.

На регулярной основе осуществляются контакты по антитеррору со швейцарскими и сербскими партнерами.

Удовлетворены результатами соответствующих контактов с США.

Поддерживаются двусторонние контакты по различным аспектам антитеррора со странами Африки, в том числе в формате рабочих групп с Египтом и Мали.

Международное антиэкстремистское сотрудничество

Наша страна обладает уникальным ресурсом противодействия экстремизму и радикализации, состоящем в способности эффективно подключать элементы гражданского общества (традиционные конфессии, образовательные, научные и деловые круги) к антиэкстремистским задачам в формате государственно-частного партнерства.

Сохраняем сдержанное отношение к инициативам, которые не учитывают данные принципы. Речь идет об активно продвигаемой с 2015 г. концепции «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ), создающей условия и предпосылки для вмешательства во внутренние дела государств, дестабилизации «неугодных режимов» за счет оправдания действий террористов и «насильственных экстремистов», смягчения уголовно-правовой ответственности в отношении данной категории преступников. Понятие «насильственный экстремизм» нигде в международных документах не определено и «размывает» традиционные задачи антитеррора, в том числе на площадке ООН.

Важно совместно вырабатывать и продвигать оптимальные стандарты эффективного сотрудничества в области борьбы с экстремизмом. Хорошим примером в этом смысле является одобренная в июне 2017 г. государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, которая в отличие от концепции ПНЭ отражает выверенные коллективные подходы России и ее единомышленников к борьбе с терроризмом и питающим его экстремизмом.

Эффективная борьба с экстремизмом невозможна без создания в обществе атмосферы отторжения насилия, что предполагает объединение усилий компетентных органов и гражданских структур, а также СМИ. Поддерживаем идеи, направленные на закрепление в международно- правовом понятийном аппарате концепции «добровольных контртеррористических ограничений СМИ и официальных лиц», подразумевающей воздержание от нагнетания медийного контекста, способного поддержать, а то и спровоцировать ведущую к терроризму радикализацию общественных и политических настроений.

Противодействие провокационной и дезинформационной деятельности организации «Белые каски» в Сирии

Подчеркиваем недопустимость «двойных стандартов» в области антитеррора, проявляющихся, в частности, в финансировании рядом государств деятельности псевдогуманитарной организации «Белые каски» (БК) в Сирии.

Поддерживаем инициативы представителей гражданского общества, независимых экспертов по изобличению устойчивых связей «белокасочников» с террористическими структурами, осуществлявшихся членами БК грабежей и мародерств, захватов школ, детских садов и поликлиник с прекращением их работы, а также пожарных станций, магазинов и частных домов. Обращаем внимание мировой общественности на факты участия псевдогуманитарщиков в инсценировках химических атак, артиллерийских и авиаударов, убийствах гражданских лиц, в том числе детей, в целях незаконного изъятия органов. Отдельно акцентируем тот факт, что БК содействовали расширению вербовочной деятельности террористических организаций.

Соответствующую информацию, в том числе полученную из открытых источников, представляем на международных площадках, в частности в ООН, привлекаем внимание мирового сообщества к проблеме, которое, к сожалению, в отношении БК продолжает пребывать в совершенно необоснованных иллюзиях.

Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков

Россия традиционно играет одну из ключевых ролей в решении мировой проблемы наркотиков, является Стороной трех профильных антинаркотических конвенций в сфере контроля над наркотиками – Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., является членом Комиссии ООН по наркотическим средствам.

Основной целью внешнеполитической усилий России на антинаркотическом треке является значительное сокращение производства и потребления опиатов, кокаина, каннабиса, а также синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ с долгосрочной перспективой по созданию общества, свободного от наркотиков. Решение этих задач должно основываться на принципах общей и совместной ответственности всех государств в решении мировой проблемы наркотиков, а также комплексного и сбалансированного подхода к стратегиям и мерам по сокращению спроса и предложения на наркотики, включая недопустимость легализации употребления любых видов наркотиков в немедицинских целях.

В условиях ухудшения ситуации с незаконным производством наркотиков в Афганистане и их контрабандой по «северному маршруту» приоритетом Российской Федерации является активизация комплексных международных усилий, направленных на борьбу с афганской наркоугрозой, которая квалифицирована в ряде документов ООН в качестве угрозы международному миру и стабильности. Россия совместно с Францией стали инициаторами инициативы Парижского пакта – уникального международного механизма с участием более 50 государств и международных организаций, нацеленного на борьбу с опиатами афганского происхождения. Осуществляется регулярное взаимодействие со странами-членами ОДКБ и ШОС по антинаркотической повестке дня. С 2007 года «под эгидой» Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) реализуется проект по подготовке антинаркотических кадров Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии.

Российская Федерации придает важное значение принятой на саммите ШОС в Циндао Антинаркотической стратегии на период 2018-2023 гг. и Плана действий по ее реализации, а также Концепции по реабилитации наркозависимых лиц.

Правительство Российской Федерации ежегодно выделяет 2 млн. долл. США в качестве добровольного взноса в Фонд УНП ООН, которые идут на поддержку около 20 антинаркотических проектов Управления, в том числе по формированию кинологической службы МВД России в Афганистане, содействию в укреплении потенциала Службы по борьбе с наркотиками МВД Киргизии, а также по развитию альтернативного сельского хозяйства в афганской провинции Бадахшан.

Борьба с транснациональной организованной преступностью

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий в борьбе с глобальными вызовами и угрозами, прежде всего, с транснациональной организованной преступностью.

Наиболее важными документами, которые представляют основу для антикриминального сотрудничества государств, являются Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и протоколы к ней. Российская Федерация приняла активное участие в разработке и запуске механизма обзора указанных международных договоров.

Помимо прочего, на антикриминальном направлении немаловажной является работа по формированию договорно-правовой базы сотрудничества правоохранительных органов. К настоящему времени заключено около 20 двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (Чехия, Дания, Абхазия, Южная Осетия, ОАЭ, Болгария, Италия, Франция, Словения, Греция, Португалия, Испания, ФРГ, Норвегия, Великобритания, Египет, Венгрия, Узбекистан, Финляндия, ЮАР). Прорабатываются проекты двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной организованной преступностью с другими странами.

На сегодня остается определенная угроза для российского торгового флота со стороны пиратских группировок, базирующихся на побережье Африканского Рога, Гвинейского залива, Малаккского, Сингапурского проливов, Южно-Китайского моря, а также морей Сулу и Сулавеси. За последние 6-7 лет имели место случаи захвата «пиратами XXI века» российских граждан в заложники (как правило, членов экипажей иностранных судов). Россия принимает немалые усилия для их освобождения и благополучного возвращения на Родину.

Международная информационная безопасность

В третьем тысячелетии информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в один из основных вызовов глобального развития. Виртуальное пространство все чаще используется в военно-политических, криминальных и террористических целях. Мишенью компьютерных атак становятся государства и частные компании, а зачастую и рядовые граждане. Интернет активно «осваивают» террористы и преступники. Не отстают от них отдельные страны, которые открыто наращивают военный потенциал в цифровой сфере, создают системы массовой электронной слежки.

Россия традиционно рассматривает данную проблематику как единую «триаду» угроз военно-политического, террористического и криминального характера. Исходим из того, что в сложившихся условиях необходимо сосредоточить международные усилия на предотвращении конфликтов в информационном пространстве, не допустить противоправного применения ИКТ, гарантировать соблюдение прав человека в цифровой сфере.

Наиболее эффективной формой международного сотрудничества в области противодействия всему комплексу угроз в сфере МИБ, на наш взгляд, станет принятие универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Такие правила должны закрепить в цифровой сфере принципы неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения основных прав и свобод человека, а также равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет.

Россия совместно с государствами-членами ШОС, партнерами по БРИКС и СНГ активно продвигает на международной арене соответствующие миротворческие инициативы. Именно страны ШОС инициировали предметное обсуждение правил поведения государств в информационном пространстве. Так, в 2011 г. ими был подготовлен и распространен в ООН проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Его обновленная с учетом поступивших комментариев версия вновь внесена в ООН 2015 г.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН подавляющим большинством голосов принят проект российской резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». В результате впервые в истории международным сообществом одобрен выдвинутый по инициативе России кодекс поведения государств в информационном пространстве и восстановлен на новом качественном уровне переговорный процесс по МИБ под эгидой ООН.

Меры укрепления доверия являются важным условием предотвращения потенциально конфликтных ситуаций в сфере использования ИКТ. Большая работа в этом направлении проделана в рамках ОБСЕ. В декабре 2013 г. Постоянный совет ОБСЕ утвердил «Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования ИКТ», что впервые создало региональный механизм взаимодействия государств в целях противодействия угрозам в сфере МИБ и дало старт формированию «страховочной сетки» в информационной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Одной из наиболее актуальных тем, связанных с МИБ, является т.н. «наращивание потенциала». Нет сомнения в том, что потребности развивающихся стран в информационно-коммуникационной сфере должны быть учтены, однако практическое наполнение данной тематики требует конкретизации. В этой связи важно гарантировать, чтобы программы «наращивания потенциала» не использовались в качестве прикрытия для вмешательства во внутренние дела государств-получателей, а переданные технологии не применялись впоследствии в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

Возрастает актуальность криминальной составляющей «триады» угроз МИБ. Борьба с преступностью в глобальном информационном пространстве осложняется отсутствием полноценной международно-правовой базы сотрудничества государств. В связи с этим Российская Федерация последовательно выступает с инициативой разработки под эгидой ООН универсальной конвенции по противодействию информационной преступности.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН большинством голосов был принят проект российской резолюции «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». В результате впервые в практике ООН принята отдельная резолюция по данной проблематике, нацеленная на запуск широкой политической дискуссии по вопросам противодействия информационной преступности на площадке ГА ООН.

В вопросах использования Интернет мы исходим из стратегической задачи интернационализации управления данной сетью и повышения в этом контексте роли Международного союза электросвязи. Необходимо обеспечить равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет и суверенное право государств на регулирование и обеспечение безопасности ее национального сегмента.

Проблематика МИБ находит свое отражение и в деятельности ряда организаций и площадок. Так, на высшем уровне приняты полномасштабные политические документы в рамках БРИКС и ШОС, диалогового партнерства Россия – АСЕАН, Восточно-азиатского саммита.

В отсутствие универсальных договоренностей в этой сфере в многостороннем формате активно развивается двустороннее сотрудничество России с государствами из разных регионов мира. На данный момент Российской Федерацией подписаны соглашения о сотрудничестве в области обеспечения МИБ с 7 странами. На очереди еще целый ряд заинтересованных сторон, число которых продолжает неуклонно расти.