Всё самое интересное в одном журнале. Реальные истории людей, которые смогли выжить в открытом океане

Мелкие и крупные кораблекрушения, авиакатастрофы – ежегодно тысячи человек сталкиваются с необходимостью выжить в борьбе с морской стихией. Выжить в открытом море намного сложнее, чем, скажем, в лесу или в пустыне. Отсутствие твердой почвы под ногами, нехватка питьевой воды, невозможность скрыться от солнечных лучей или холод – минимум испытаний, с которыми придется столкнуться. Как и в любой экстремальной ситуации, ключ к успеху и секрет выживания лежит в том, чтобы правильно оценить ситуацию и быть осведомленным о возможностях, которые имеются даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

Самая главная проблема в открытом море – нехватка питьевой воды (злая ирония!). Пить морскую воду можно только в самом крайнем случае (раз в несколько дней) максимум 800 мл. В большем количестве морская вода приведет к смерти от нефрита (воспалительный процесс в почках). В любом случае, этого количества никак не хватит для того, чтобы поддержать организм и уберечься от обезвоживания.

Теоретически, добыть пресную воду в открытом море можно, соорудив солнечный дистиллятор, но мы не будем останавливаться на этом подробно, т.к. скорее всего у тонущего не будет емкости для дистилляции. Практически три реальных способа добыть пресную воду в открытом море – это:

  • Сбор конденсата. По утрам на вашем плавательном средстве (особенно, если это резиновая шлюпка) будет собираться конденсат. Его не хватит, чтобы полноценно утолить жажду, но живительные капельки влаги – тоже большая помощь организму в тяжелых условиях.
  • Дождь. Дожди на море случаются периодически. Здесь все просто – собирайте воду в любые доступные емкости и пейте столько, сколько можете.
  • Добыча рыбьего сока. В любой рыбе содержится много жидкости. Надрежьте спинку пойманной рыбы – и увидите, как вытекает сок. Этот сок – пресная вода, ее можно пить в любых количествах. На самом деле, именно рыба – главный источник пресной воды в море, благодаря которому и возможно выживание.

Источником питания в море также является рыба. Однако помните, что при обезвоживании не рекомендуется употреблять пищу, т.к. это способствует еще более скорой потере жидкости.

Употребляйте в пищу планктон – в нем содержится витамин С, который не даст развиться цинге – “болезни моряков”, возникающей при острой нехватке витамина С.

Улов может быть неравномерным. В один день вы поймаете много, в другой – совсем ничего. Важно не набрасываться на еду, если до этого пришлось несколько дней голодать. Такая резкая перемена станет огромной нагрузкой на организм.

В море будут случаться штормы. Старайтесь во время шторма сесть, а лучше – лечь на дно шлюпки и поменьше двигаться. Если шлюпка перевернулась – не паникуйте. Переверните ее с помощью специальных ручек и осторожно, стараясь не покидать горизонтального положения, залезьте на нее.

Отдельное внимание стоит уделить моральному состоянию выживальщика в открытом море. Находясь в одиночестве, легко впасть в отчаяние и начать принимать неправильные решения. Старайтесь держать свои мысли и эмоции под контролем – от этого в прямом смысле зависит Ваша жизнь. Не опускайтесь до жалости к себе, занимайте свой разум воспоминаниями – вспоминайте события из собственной жизни, сюжеты книг и фильмов. Считайте и запоминайте птиц, наблюдайте за погодой. В конце каждого дня подводите итоги. Помните, что если люди выживают и в

1.введение

3.Ориентирование на воде.

4.Спасательные средства

5.Способы подачи сигналов

6.Физические трудности

7.Психологические трудности

8.Список литературы

1введение

Существует много причин, когда перед вами может возникнуть задача выживания на море. Судно или самолет, в котором вы находились, может быть потоплено или подбито. Как вы будете использовать спасенное снаряжение зависит от вашего личного умения и находчивости.

Спасательные лодки, плоты и самолеты имеют соответствующее снаряжение, используемое при чрезвычайных ситуациях на море. Это необходимо знать, а также знать, где оно находится и как им пользоваться. Проверьте чтобы там были рыболовные снасти. Рыба может оказаться единственным источником еды и питья. В спасательной лодке ознакомьтесь со спасательным снаряжением, правилами покидания судна и поведения на спасательном судне.

2.способы добывания естественных источников,еды и воды, в море

Дождь, лед и жидкость тела животного - единственные естественные источники воды в море. Морская вода не является питьевой. Она усиливает жажду и увеличивает потерю воды, забирая жидкость тела из тканей и выводя ее через почки и кишечник.

1) Дождевая вода. Для ее сбора используйте ведра, чашки, консервные банки, морской якорь, чехол для лодки, паруса, куски чистой материи и любую ткань в лодке. Приготовьте приспособления для сбора воды до того, как в них появится настоятельная необходимость. Если дождь обещает быть несильным, смочите материю, предназначенную для сбора воды, в море. Содержание соли в дождевой воде будет слабым, а намоченная материя предохранит дождевую воду от впитывания материей. Тело может сохранять воду, поэтому пейте столько, сколько вы можете выпить.

2) Лед. Лишь спустя год морской лед теряет свою соль и становится хорошим источником воды. Этот “старый” лед можно отличить по округленным углам и синеватому оттенку.

3) Морская вода. В холодную погоду пресную воду можно добыть из морской воды. Соберите морскую воду в контейнер и дайте ей замерзнуть. Поскольку пресная вода замерзает быстрее, соль концентрируется в середине замерзшей воды в виде кашеобразной массы. Выньте эту соль, и оставшийся лед будет достаточно пресным для того, чтобы поддерживать вашу жизнеспособность.

Потребление воды

Недостаток питьевой воды приводит к обезвоживанию организма и представляет угрозу для жизни спасающихся. При обезвоживанию организма вследствие водного голодания человек испытывает мучительную жажду, происходит тяжелое расстройство кровообращения, нарушается функция почек. Потеря 10 % воды, содержащейся в организме, может привести к необратимым изменениям и смерти. При температуре воздуха от 10 до 21 °С человек без воды может погибнуть в течение 8-10 суток.

Для удовлетворения потребностей организма при умеренно низкой и нормальной температуре окружающей среды достаточно употребления 0,5 л питьевой воды в сутки. В коллективном спасательном средстве в первые сутки следует воздержаться от использования имеющихся в нем запасов воды. В последующие дни суточную норму нужно разделить на 4-8 порций. Пить воду маленькими глотками, подержать во рту, прежде чем сделать глоток. Вода, выпитая за один раз в большом количестве, выделяется через почки, не усваиваясь организмом.

Необходимо принимать все меры для сбора дождевой воды, собирать с помощью губки воду, выпавшую на внутренней поверхности спасательного средства в виде росы.

Рекомендации специалистов относительно возможности пить морскую воду противоречивы. В соответствии с преобладающим мнением, пить морскую воду категорически запрещается, поскольку это увеличивает нагрузку на почки, приводит к обезвоживанию клеток и гибели организма.

Так как потоотделение ведет к потере воды и солей, содержащихся в организме человека, нужно избегать физической нагрузки, защищаться от солнечных лучей, увлажнять одежду забортной водой.

Пищевой рацион

Голодание вызывается полным отсутствием поступления в организм пищевых веществ или его недостаточностью. При голодании жизнь организма поддерживается за счет запаса жира и продуктов, освобождающихся при постепенной атрофии собственных тканей организма.

В идеальных условиях человек может прожить при отсутствии пищи до 65-70 дней. В первые 2-4 дня чувство голода ощущается наиболее остро; масса тела уменьшается до 1 кг в сутки. Затем чувство голода ослабевает, появляется повышенная раздражительность, головные боли, плохой сон, сменяющиеся вялостью, апатией и сонливостью. В последнем периоде голодания, который длится 5-7 суток, разрушение затрагивает мышцу сердца и центральную нервную систему.

Аварийный пищевой рацион, входящий в снабжение спасательной шлюпки и спасательного плота, рассчитан на трое суток. Он разделен на дозы, каждая из которых предназначена для употребления одним человеком в течение суток. В отечественных спасательных средствах каждая доза представляет собой упакованные в водо- и воздухонепроницаемую оболочку брикеты сублимированной пищевой смеси, состоящей из мелкоразмолотых гороха и бобов с добавлением белковых и жировых компонентов. Энергетическая ценность трехсуточного рациона составляет 10 МДж на каждого человека, что эквивалентно калорийности 1200 г ржаного хлеба, или 700-750 г галет, или 1100-1300 г говядины, или 450 г шоколада.

Пищу следует принимать малыми дозами, тщательно пережевывая и подольше удерживая во рту.

Для пополнения запасов пищи предназначен комплект рыболовных принадлежностей, который можно применять для ловли не только рыб, но и птиц. В пищу не следует употреблять рыбу, не покрытую чешуей, обладающую яркой пестрой раскраской или колючими шипами, так как она может оказаться ядовитой. Не нужно есть икру, молоки и печень рыб, поскольку из-за содержащегося в них витамина А может наступить отравление - гипервитаминоз организма.

1) Общие положения. Практически вся свежепойманная морская рыба вкусна и полезна в приготовленном или сыром виде. В теплых районах почистите и выпотрошите ее сразу же после вылова. Рыбу, которую не собираетесь есть сразу же, разрежьте на тонкие, узкие полоски и повесьте их для сушки. Хорошо высушенная рыба съедобна в течение нескольких дней. Невычищенная и невысушенная рыба может испортиться за пол дня. Никогда не ешьте рыбу, у которой бледные, блестящие жабры, запавшие глаза, вялая кожа и мясо или неприятный запах. У нормальной рыбы противоположные качества. Сердце, кровь, межкишечные перепонки и печень съедобны. Внутренности можно есть в приготовленном виде. Съедобной является и частично переваренная мелкая рыба, которая может быть найдена в желудке больших рыб. Также хорошей пищей являются морские черепахи.

Водоросли.

Сырые морские водоросли жесткие, соленые и труднопереваримые. Они впитывают воду, содержащуюся в организме, поэтому ешьте их только вслучае, если у вас достаточно питьевой воды. Водоросли, однако,являются важным элементом для выживания, поскольку к ним обычно пристают мелкие съедобные крабы, креветки и рыбы. Для захвата водорослей используйте любые предметы. Чтобы обнаружить в них съедобные организмы, потрясите водоросли над плотом.

1) Ешьте любую пойманную птицу. Иногда они садятся на плот или лодку. Если птицы пугливы, используйте крючок с приманкой на веревке или бросайте крючок с приманкой в воздух.

2) Чаек, крачек, бакланов и альбатросов можно ловить на крючок с приманкой или привлекая их на расстояние выстрела ярким металлическим предметом или ракушкой, которые тянутся за плотом. Птицу можно поймать, если она сядет на близком расстоянии. Большинство птиц, однако, пугливы и садятся на плот на недоступном расстоянии. В этом случае используйте затяжной узел. Сделайте свободный узел, связав два куска лески. Положите приманку из рыбных потрохов или чего-то похожего в центр петли. Как только птица сядет, затяните узел на ее лапах. Используйте все части птицы, даже перья, которые можно воткнуть внутрь вашей рубашки или ботинок для тепла.

3.Ориентирование на воде.

Признаки земли

Показания облаков. Облака и определенные отчетливые отражения на небе являются наиболее надежными показателями близости земли. Маленькие облака нависают над атоллами и могут нависать над коралловыми образованьями и скрытыми рифами. Неподвижные облака или гребни облаков часто появляются вокруг вершин холмистых островов или береговой линии. Их легко узнать, так как движущиеся облака проходят мимо них. Другим воздушным показателем являются молнии и отражения. В определенном районе молния рано утром указывает на горный массив, особенно в тропиках. В полярных регионах строго очерченное яркое пятно на фоне серого неба является признаком торосистых ледяных полей или берегового льда посреди свободной воды.

Признаки по звуку. Звуки с земли могут исходить от морских птиц, кораблей или плавучих средств и других шумов цивилизации.

Другие признаки земли. Увеличение числа птиц и насекомых указывает на близость берега. Водоросли на мелкой воде также могут указывать на приближение земли. На близость земли также указывают запахи, разносимые ветром на очень большие расстояния.

Это обстоятельство важно иметь в виду, когда плавание происходит в сильном тумане или ночью. Появление большого количества плавающего древесного мусора и растительности означает приближение к берегу.

4.Спасательные средства

Спасательные средства индивидуального пользования делятся на две группы. Первую составляют средства, надеваемые заблаговременно при угрозе гибели судна или возможности падения человека в воду. К ним относятся спасательные нагрудники, пояса, жилеты и бушлаты. Вторую группу составляют спасательные средства (круги, шары, спасательные концы), которые предназначаются для оказания помощи людям, неожиданно оказавшимся в воде. Основное требование к спасательным средствам индивидуального пользования следующее: придавая человеку дополнительную плавучесть, они должны поддерживать его на воде в таком положении, чтобы он мог дышать даже в случае потери сознания. Этому требованию удовлетворяют нагрудники и жилеты, охватывающие шею.

сайт

4.3

90% жертв, попавших в кораблекрушение или затерявшихся в океане, погибает в течение первых трех дней. Но чтобы умереть от голода или жажды, потребовалось бы гораздо больше времени! Как выжить в море или океане, когда остальные отправиться к своим предкам?

14 апреля 1912 года трансатлантический пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом. Первые суда уже прибыли к месту крушения через 3 часа, но в спасательных шлюпках уже было достаточно мертвецов и сошедших с ума пассажиров. Статистика утверждает, что 90% жертв погибает в первые 3 дня. Многие попавшие в кораблекрушение или затерявшиеся в океане погибают от незнания элементарных правил выживания, а не от объективных причин.

В современное время происходит множество мелких катастроф и потери курса на водной стихии. Люди оказываются за много километров от земли в море, океане или другой водной стихии. Одни погибают почти сразу, а другие выживают дрейфуя достаточно долгое время. Как выжить в море или океане, когда остальные отправятся к своим предкам?

Французский врач и биолог Ален Бомбар поставил рискованный эксперимент по выживанию в океане. Он в одиночку пересек Атлантику на резиновой лодке. Ален Бомбар доказал, что можно выжить в море достаточно долгое время, питаясь только дарами моря. Он потерял 25 килограммов, получил расстройство зрения, утратил ногти на ногах, истощил свой организм, а кожа покрылась сыпью. Но Ален Бомбар доказал, что можно выжить в океане в течение шестидесяти пять дней. Хочешь знать, как выжить в данных экстремальных условиях? Мы прочитали книгу Алена Бомбара «За бортом по своей воле» издательства «Альпина Паблишер» и составили рекомендации, чтобы ты не умер, как остальные.

1. Не паниковать

Когда происходят неприятности на водной стихии, человек падает духом. Он замирает в своем маленьком судне/шлюпке/плоту и угасает за несколько дней. Жертвы легендарных кораблекрушений погибают не от моря, жажды или голода. Они умирают от жалости и страха. Задолго до того, как физические или физиологические условия становятся по-настоящему смертельными.

2. Добывать воду

Самая важная проблема, с которой придется столкнуться человеку в океане - это отсутствие воды. Смерть неизбежна на 10 день существования. Причем даже если начнешь добывать и пить воду на 10 день, будет недостаточно. Организм не сможет восстановить силы. В течение первых трех-четырех дней после происшествия надо пить воду. А где ее взять? Ален Бомбар в течение четырнадцати дней утолял жажду морской водой (не подряд, а в сумме) и в течение сорока трех дней - соком (выжатым из рыбы).

Морская вода. Морская вода очень опасна, в отличии от пресной, в ней много хлористого натрия (поваренная соль). Если ее много пить, то человека ждет смерть от нефрита. Согласно наблюдениям Алена Бомбара соленую воду можно пить от 800 до 900 грамм в день. Но лишь в течение пяти дней. Дальнейшее употребление ее грозит привести к нефриту. От морской воды у человека иногда наступает расстройство желудка и рвота. Можно немного пить морскую воду периодически, когда нет пресной, но очень осторожно.

Дождь. Иногда случаются дожди, а это настоящая пресная вода! Необходимо в этот период набрать максимальное количество воды в имеющиеся емкости.

Конденсат. К утру, в результате конденсации, на дне лодки может образоваться конденсат из пресной воды. Это как роса на крыше хорошо закрытой палатки. Ее можно собирать губкой или куском тряпки в хороших количествах! Ее может быть недостаточно, но она будет служить существенной поддержкой при выживании.

Рыба. Пресную воду можно брать из рыбы. От 50 до 80% веса рыбы приходится на воду. На крупной рыбе можно делать насечки на спине, как при сборе сосновой смолы. Так можно быстро напиться пресной водой. Саму рыбу тоже можно есть. В ней достаточно воды.


3. Добывать еду

Рыба. При выживании в море или океане основной едой и «питьем» будет рыба. Для ловли необходимы некоторые снасти. Хорошо, если есть сетка, удочки, леска, острога, гарпун, шнуры, проволока. Наличие некоторых снастей поможет заняться рыбной ловлей. Но если их нет, то можно изготовить самому. Как сделать импровизированный острог? Ловить рыбу не очень сложно, если привязать к веслу или обломку палки что-нибудь острое. Это может быть гвоздем из корпуса судна, куском железа, ножом или другим острым предметом. Как сделать удочку? К шнуру можно привязать что-нибудь на подобии крючка или блестящее. Некоторые виды рыбы ловятся без всякой наживки. Частенько ночью в лодку сама запрыгивает рыба, спасаясь от своих более хищных собратьев. Чтобы она не выскочила обратно, на дно судна положи сетку или другой материал.

Водоросли. В качестве еды и витаминов можно использовать водоросли.

Планктон. Когда совсем нет еды, придется довольствоваться планктоном. Если еды более-менее хватает, то потреблять немного планктона необходимо из-за наличия в нем нужных для существования человека веществ. В планктоне содержится витамин C и другие полезные вещества. Планктон способствуют предотвращению цинги, страшной болезни моряков. Планктон - это мутная жижица, которую можно насобирать на обшивке судна или в рыболовной сетке. В качестве сетки может выступить кусок редкой ткани, привязанный позади лодки.

4. Уход за судном

Лодка, судно или плот, на котором ты оказался в море, нуждается в уходе. Ежедневно следи за ее состоянием. Осматривай поверхность судна и не позволяй морским жителям ее портить.

5. Общие советы

Голод. В первые дни голод дает о себе знать периодическими болями. На третий день боли исчезают, но появляется сонливость, слабость и усталость. При удачном улове не набрасывайся на еду. Потребляй понемногу, а иначе станет плохо.

Глаза. Следует опасаться воспаления глаз в связи с сильным солнечным отражением от блестящей поверхности моря.

Жажда. Для того чтобы уменьшить жажду, можно иногда закрывать лицо, смоченной в морской воде, тряпкой. Подставляй его солнцу и станет немного легче.

Борьба с крупными морскими жителями. Когда акула подходит к судну и кружит вокруг ее, можно спугнуть ее ударом весла.

Плавучие якоря. Когда дует сильный ветер, привяжи к корме судна плавучий якорь или два. Это позволит встречать волны носом судна, а не боком.

Сон. Во время сна, если необходимо, лучше привязывать себя к мачте или другой части судна. Особенно актуально в плохую погоду.

6. Образ жизни

Делай зарядку даже в таких сложных условиях. Это поможет сохранить более хорошее самочувствие, разум, гибкость движений и силу мышц.

Наблюдай за здоровьем. Количество мочи, стул, общее физическое состояние, ощущения голода и жажды.

Часы в море тянутся бесконечно. В эти сложные времена занимайся умственной работой. Думай об отвлеченных вещах, читай книги (если есть), вспоминай прошлую жизнь. В конце вечера подводи итоги: выпитая вода, пойманная рыба, самочувствие, погода, температура воздуха, увиденные птицы и рыбы.

7. Высадка на берег

Иногда плавучее средство прибивает к берегу. Помни, что 90% несчастных случаев происходит в момент высадки на землю. Обрати внимание на цвет моря: белые барашки и признаки сильного прибоя. Это индикатор, что под водой скрывается смертельный риф. Выбирай песчаный берег для высадки, а не каменистый.

8. Подача сигналов

Если есть фонарик, то зажигай его при появлении судна или самолета. Ночью может быть опасно использовать фонарик. Он может привлечь больших хищников, которые могут навредить тебе или лодке. Используй блестящие поверхности в качестве зеркала и подавай ими сигнал проходящим судам.

Как выжить в море или океане? Согласно мнению Алена Бомбара, в течение 3 недель человек точно сможет выжить. А дальше как повезет. Главное не падать духом и бороться за свою жизнь.

Каковы шансы выжить, оказавшись беспомощным в открытом море? Сколько человек может продержаться после кораблекрушения, в надежде, что его спасут? Это от многого зависит. Иногда спасти жизнь может гвоздь или моток верёвки, вовремя оказавшийся под рукой. В основном же на одиночек посреди моря распространяется «правило трёх». Человек остаётся в живых три часа без опоры, три дня без воды и три недели без пищи. Есть люди, которые испытали действие этого правила на себе.

Поздней осенью 1982 года пятеро молодых людей решили отправиться из штата Мэн в штат Флорида на 18-метровой прогулочной яхте. Это были штурман Джон Липпот, его девушка Мег Муни, а также Марк Адамс, Брэд Кавана и Дебора Кили. Все они, за исключением Мег, имели опыт морских путешествий, некоторые были опытными любителями. Однако солнечная погода и тихое море располагали к отдыху, поэтому вино на яхте лилось рекой.

На вторые сутки плавания погода ухудшилась. Во время вахты Деборы и Брэда начался шторм. Скорость ветра достигала 60 узлов, высота волн была больше пяти метров. Вахтенным пришлось выдержать 11-часовое дежурство, пока остальные путешественники сначала пили, а потом трезвели в каютах. Наконец, Джон и Марк смогли сменить товарищей. Полумёртвые от усталости, Дебора и Бред уснули.

Они проснулись среди ночи и обнаружили, что судно дало сильную течь, а их попутчики легли спать, привязав штурвал канатом, чтобы не крутился. Судно было близко к гибели, пришлось спустить на воду надувную шлюпку, которая перевернулась вверх дном. До опрокинутой шлюпки добрались все пятеро, но неопытная Мег в процессе сильно поранилась. Из-за сильного ветра перевернуть лодку обратно не получилось, и следующие 18 часов вся компания просто держалась за её борт, по очереди помогая обессиленной Мег.

На следующий день шторм стих. Путешественники сумели вернуть шлюпку в нормальное положение и забраться на борт. Очень вовремя: море вокруг уже кишело акулами, которые сопровождали лодку все последующие дни. Мег лежала без сознания с заражением крови. Остальных мучила жажда. На третий день после крушения Марк и Джон начали пить морскую воду. Вскоре у них начались галлюцинации. Первым не выдержал Джон: сказал, что выйдет «в магазин за сигаретами», соскользнул за борт и поплыл. Далеко он не уплыл – на лодке услышали крики, и Джон скрылся под водой.

Следующим был Марк – заявил, что хочет «освежиться» и нырнул за борт. На этот раз криков не было, но что-то глухо ударило в днище, и вода окрасилась в красный цвет. Бред и Дебора были в отчаянии – рыдали, проклинали судьбу. Наконец, оба уснули, а проснувшись, обнаружили, что Мег умерла. Окоченевшее тело пришлось сбросить за борт. Через несколько часов выжившие увидели спасательное судно, которое приняло их, полуживых и полубезумных, на борт.

В ноябре 2010 года двадцатипятилетняя Аманде Торнс вышла в море со своим отцом Уильямом Торнсом и крёстным Деннисом Уайтом, которым тогда было по 64 года. Их четырнадцатиметровый кеч* , построенный крёстным Деннисом, отбыл из штата Массачусетс и направился к Бермудским островам, управляемый твёрдой рукой капитана Торнса. Аманда не впервые выходила с отцом в море, маршрут был знаком до мелочей, погода не предвещала беды. У Денниса Уайта за плечами был опыт кругосветного плавания на яхте.

Вскоре начался шторм – настолько сильный, что все трое были вынуждены закрыться в каюте. Но потом капитану Торнсу пришлось подняться на палубу, чтобы принять управление судном. Волны к тому времени достигали десяти метров в высоту, дочь и лучший друг пытались хоть немного поспать в каюте. Посреди ночи гигантская волна опрокинула судно на бок. Корпус выровнялся, но капитан оказался за бортом, запутавшись в клубке из снастей. Проснувшись и выбравшись из каюты, Аманда и Деннис сделали всё, чтобы втащить его обратно на борт. У них не вышло, и вскоре капитана унесло волной вместе с частью такелажа.

Следующие три дня Аманда и Деннис горевали об Уильяме, стоя по колено в воде, вычерпывая её за борт и стараясь не замёрзнуть насмерть. Шторм продолжался, средства связи не работали. Волны швыряли судно, как скорлупку. Сломанная носовая мачта, свисавшая набок, и отдавшийся сам по себе якорь угрожали окончательно потопить кеч. Двигатель не работал, генератор смыло за борт. Путешественники пытались подать сигнал проходящим судам с помощью парашютных ракет, но не были замечены.

Наконец, шторм стих. На десятый день после гибели товарища Деннис сумел обрубить якорь, а также остатки мачты и снастей за бортом. Потом он взял трехметровую мачту от спасательной шлюпки и прикрепил к основанию сломанной мачты кеча. Приладив парус к этой импровизированной опоре, Аманда и Уайт в первый же день прошли 50 миль. На следующий день они снова выпустили сигнальную ракету, которая была замечена с проходящего мимо танкера. Экипаж танкера подобрал путешественников – через пятнадцать дней после начала рокового шторма. «Я хочу обратно мою старую жизнь», – вот всё, что смогла сказать осиротевшая Аманда.

В начале октября 2010 года Саму Перес, Фило Фило и Эдвард Нассау отплыли на маленькой алюминиевой лодке от атолла Атафу, одного из островов Такелау, принадлежащих Новой Зеландии. Из трёх путешественников Эдвард оказался самым старшим – ему было шестнадцать, а Саму и Фило только по пятнадцать лет. Сильное течение отнесло лодку в сторону от запланированного маршрута. Когда мальчики не объявились дома в оговоренный срок, в океане была начата поисковая операция. Не найдя лодки на территории в тысячу квадратных километров, спасательные службы объявили всех троих погибшими. Убитые горем семьи отслужили поминальную службу.

Каково же было изумление родных и близких, когда через 50 дней «погибшие» вернулись к ним целыми и невредимыми. Мальчики объяснили, как смогли продержаться столько времени. Каждое утро они пили росу, выпавшую на кусок брезента, расстеленный посреди лодки – она заменяла им минимум пресной воды. Очень выручали частые дожди. Едой служили зазевавшиеся чайки, севшие на лодку, и сырая рыба, проплывавшая мимо. Впрочем, поесть удавалось нечасто, поскольку ловить еду было нечем, кроме рубашек и голых рук.

В конце ноября на мальчишек наткнулось рыболовное судно, вышедшее на промысел у островов Фиджи. По свидетельству рыбаков, подростки сохраняли присутствие духа, хотя без посторонней помощи не могли даже стоять. Они преодолели более тысячи миль – таково расстояние от Атафу до Фиджи. В больнице всех троих пришлось лечить от истощения, обезвоживания и сильнейших солнечных ожогов. Надо сказать, помощь подоспела вовремя: всю последнюю неделю не было дождей, и мальчики начали пить морскую воду, что убило бы их через несколько дней.

Ричарду ван Фаму, выходцу из Вьетнама, проживавшему в Калифорнии, было 64 года, когда он отправился из Лонг Бич на остров Каталина. Путешествие, предпринятое в мае 2002 года, должно было продлиться три-четыре часа. Восьмиметровая лодка Sea Breeze не отличалась новизной и надёжностью, но обращался с ней Ричард умело – вообще-то, она служила вьетнамскому эмигранту домом. Через час после отплытия этот дом оказался в эпицентре внезапного шторма, после которого остался без мачты, средств связи и со сломанным мотором. Единственный член экипажа понятия не имел, где он оказался, и куда его несёт.

Затерянный в океане Ричард быстро понял, что очень хочет жить. Он понимал, что искать не будут: у Фама не было родных в США, никто вообще не знал, куда он отправился. В первые же дни ему посчастливилось поймать черепаху, которую он частично съел, частично пустил на приманку для птиц. Привлечённые кусочками вяленого мяса чайки садились на палубу и получали дубинкой по голове. Из подручных средств Ричард соорудил испаритель для морской воды. Это решило сразу две проблемы: появилась пресная вода из конденсата и морская соль, помогавшая сохранить дичь. Когда солонина надоедала, Ричард выламывал доску из обшивки лодки, разводил огонь и устраивал барбекю. Фам не скучал во время путешествия: у него в лодке был телевизор на солнечных аккумуляторах, так что можно было смотреть передачи.

Горизонт, в который вглядывался Ричард, оставался чистым три с половиной месяца. Наконец, над ним пролетел какой-то самолёт, которому Фам долго махал руками. То был военный самолёт, высматривавший признаки морской контрабанды наркотиков. Увидев Ричарда, пилот связался с ближайшим фрегатом, и тот пришёл на помощь потерпевшему. Спасение состоялось в двух с половиной тысячах миль от исходного пункта плавания.

Не все поверили Фаму, клявшемуся, что не наткнулся ни на одно судно за всё время дрейфа. Всё-таки калифорнийские воды известны оживлённым трафиком. Взамен Sea Breeze , потопленной фрегатом, энтузиасты пожертвовали Ричарду новую лодку, напичканную средствами связи и навигационным оборудованием. На этой лодке через каких-нибудь два года Фам вновь потерялся в океане – правда, был спасён через пару суток. На лодке не было и следа дорогих приборов. Вторая история закончилась куда прозаичнее: Ричарда оштрафовали за ненадлежащее техническое состояние судна.

Линь Пэн – всемирно известный рекордсмен по одиночному выживанию в открытом море. Он провёл 133 дня – всю зиму 1942-43 года и даже больше – на спасательном плоту в водах Атлантики. На плот Линь Пэн попал после гибели британского парохода Ben Lomond , на котором работал стюардом. В ноябре 1942 года тихоходный и плохо вооружённый Ben Lomond , отбывший из Кейптауна и шедший в Голландскую Гвиану, стал лёгкой добычей для немецкой субмарины. После того, как в корпус попала торпеда, и судно стало тонуть, Линь Пэн надел спасательный жилет и прыгнул за борт. Очень вовремя – на судне вскоре взорвались котлы, и Ben Lomond пошёл ко дну.

Линь Пэн плохо плавал, но каким-то чудом продержался на воде два часа, пока не наткнулся на стандартный спасательный плот шириной в 2,5 м. На плоту обнаружились сокровища – сигнальные шашки, печенье, шоколад и аж сорок литров питьевой воды. Линь Пэн не стал набрасываться на припасы: он определил себе крошечную ежедневную порцию для поддержания жизни и начал завязывать узелки на бечёвке, отсчитывая дни. Но дни шли и шли – вскоре Линь Пэн перестал вязать узелки, начав отсчитывать месяцы по полнолуниям.

Вояж затягивался, но не потому, что мимо не проходили суда. Напротив, Линь Пэн насчитал несколько потенциальных спасителей в первый же месяц путешествия. Но экипажи встречных судов не спешили оказать ему помощь: у военных кораблей были свои дела, а гражданским судам мешали то шторм, то азиатская внешность потерпевшего. Линь Пэн понял, что спасётся, только достигнув берега. В довершение всех бед на плот обрушился шторм, лишивший его остатков провизии и воды. Он выжил, голыми руками поймав птицу, свернув ей шею и напившись крови.

После этого Линь Пэн взялся за дело. Проволока из фонарика и кусок мяса дали возможность поймать первую рыбину. С жаждой помогла справиться дождевая вода и кровь акулы, которую он поймал, используя в качестве наживки собственную руку, обмотанную тряпкой. Добивать хищницу пришлось уже на плоту с помощью доски. Деликатесных акульих плавников Линь Пэн наелся на всю жизнь. Сообразив, что страдает от атрофии, он стал улучшать навыки плавания, нарезая круги вокруг плота как минимум дважды в день. Благодаря режиму, Линь Пэн потерял всего девять килограммов и даже мог сам ходить, когда его путешествие подошло к концу. Однажды он вдруг заметил, что птиц стало больше, а вода вокруг превратилась из прозрачной в мутную. Океан заканчивался – рядом было устье Амазонки.

Пару дней спустя Линь Пэн увидел рыболовное судно. Три бразильских рыбака охотно приняли его на борт. Несколько недель в больнице поставили путешественника на ноги, а нашумевшая история спасения помогла впоследствии перебраться из Китая в США. Узнав, что он установил рекорд, Линь Пэн искренне сказал: «Я надеюсь, его никто никогда не побьёт».

* Кеч, кэч (англ. ketch) — двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой,
расположенной впереди оси руля.

Репродукция рисунка «В штормовом океане» работы художников Горпенко и Денисова. Фото: РИА Новости

17 января 1960 года ураганным ветром была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36, стоявшая на разгрузке на Курильских островах. На ее борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский. 49 суток провели эти люди в открытом море без воды и еды. Последняя полученная радиограмма с баржи была следующей: «Терпим бедствие, к берегу подойти не можем».


БАРЖА Т-36

Около 22:00 17 января 1960 года баржу, уже успевшую получить пробоину, вынесло в открытый океан. Судно не было предназначено для плавания в открытом море, его использовали для перевозки грузов, и даже не было присвоено название. Волны достигали высоты пятиэтажного дома, одна из них вывела из строя радиостанцию. В районе бедствия не было предпринято интенсивных поисков, солдат посчитали пропавшими без вести. Кроме того, поисковые работы были остановлены из-за проводившихся в те дни ракетных стрельб: спасательным и другим судам было запрещено выходить в море. Тем временем, баржа была подхвачена теплым течением Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки. Японские рыбаки не без основания прозвали его «течением смерти». Запасов продовольствия на барже практически не было, и вскоре в пищу пошло все, что хотя бы отдаленно напоминало съестное - кожаные ремни, кирзовые сапоги, мыло, зубная паста. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи, когда она закончилась, солдаты стали собирать дождевую.
7 марта баржа была обнаружена американским авианосцем «Кирсердж», который доставил военнослужащих в Сан-Франциско. Корабельные медики установили, что если бы спасение пришло на сутки позже, живыми моряков уже бы не нашли: каждый из них похудел в среднем на 30 кг. В Америке, когда солдаты уже достаточно окрепли, была организована пресс-конференция, во время которой моряки рассказали о подробностях дрейфа. О нем написали все американские газеты. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, там они встретились с представителями советского посольства, а после были отправлены на родину, где были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность. Например, именем Асхата Зиганшина была названа улица в Сызрани. Сплоченность, скромность и отвага, с какой эти люди пережили тяжкое испытание, вызвали по всему миру настоящий восторг. Моряки, оказавшиеся в столь экстремальных условиях, не только выжили, но и смогли не потерять человеческое лицо. Спасшие их американские солдаты удивлялись той поддержке, что моряки оказывали друг другу. Известен и тот факт, что во время дрейфа 27 января Анатолию Крючковскому исполнился 21 год: виновнику торжества была предложена двойная порция воды, от которой тот отказался. Эта история нашла свое отражение и в культуре: о ней снимали фильмы, а Владимир Высоцкий посвятил морякам песню «Сорок девять дней».



Фото: Рудольф Кучеров/РИА Новости

ЛИНЬ ПЭН

Китайский моряк, известный тем, что выжил спустя 133 дня пребывания в Атлантическом океане. В 1942 году британское торговое судно, на котором служил Линь Пэн, направлялось из Кейптауна в Голландскую Гвиану, и было подорвано немецкой подлодкой. Линь Пэну удалось спастись: он прыгнул за борт до взрыва судна, а через несколько часов обнаружил спасательный плот с припасами: печеньем, питьевой водой, шоколадом, сахаром, парой дымовых шашек и электрическим фонариком. Когда запасы продовольствия иссякли, моряк ловил рыбу, для этих целей провода из фонарика он превратил в рыболовный крючок, волокна веревки - в леску, собирал дождевую воду. Линь Пэн несколько раз видел корабли: мимо прошло не оказавшее помощь грузовое судно, несколько немецких подводных лодок. Затем китайский моряк был обнаружен патрульной эскадрильей самолетов ВМФ США, которые сбросили сигнальный буй, но из-за разыгравшегося вскоре шторма не смогли помочь. 5 апреля 1943 года его спасли три бразильских рыбака. К этому моменту Линь Пэн потерял в весе всего 9 килограммов и был способен передвигаться самостоятельно. Он провёл четыре недели в бразильской больнице, после чего уехал в Великобританию, где Георг VI наградил Линя Пэна медалью Британской империи. Позже в руководства Королевского флота Великобритании по технике выживания вошли его рекомендации. В 1952 году Линь Пэн получил гражданство США. Всего Линь Пэн провел на плоту 133 дня, это рекорд по времени пребывания на плоту и в одиночестве, который пока не побит.

ТАМИ ОЛДХЭМ ЭШКРАФТ

В 1983 году американка Тами Эшкрафт и ее молодой человек из Британии Ричард Шарп планировали совершить приятную прогулку по маршруту Таити – Сан Диего, однако планам помешал шторм силой 4 балла и ветер, дувший со скоростью 100 км\ч. Их лодка перевернулась, а Тами оказалась под палубой и потеряла сознание. Когда спустя 27 часов она пришла в себя, то обнаружила, что Ричард пропал, его спасательный пояс был разорван, грот-мачта сломана. Когда парусник вернулся в нормальное положение, девушке удалось соорудить временную мачту и проплыть на расстояние полторы тысячи миль, прокладывая маршрут к Гавайям по звездам. Экономно используя запасы еды и воды, Тами сорок дней спустя вошла в гавань Хило. О своей истории в 2000 году она рассказала в книге «Небо, багровое от печали».

МЕКСИКАНСКИЕ РЫБАКИ

Трое мексиканских рыбаков попали в 2006 году в книгу рекордов Гинесса, проведя более девяти месяцев в Тихом океане без припасов и питьевой воды. 28 октября 2005 года ловцы акул из города Сан Блас отправились на промысел. Неожиданно у их двухмоторной лодки остановились оба двигателя, и сильный ветер отнес рыбаков в открытый океан. 9 августа 2006 года спящих в лодке мексиканцев заметил тайваньский рыболовецкий траулер к северо-востоку от Австралии, то есть в восьми тысячах километрах от родных берегов. Все это время рыбаки питались от случая к случаю рыбой, чайками, собирали дождевую воду. Иногда оставались без пищи на две недели. Во времени ориентировались по часам одного из них. Несколько раз они видели суда, кричали им, но оставались незамеченными. С собой у рыбаков была Библия, которую они регулярно читали, утверждая, что только вера помогла им сохранить надежду на спасение.

СТИВЕН КАЛЛАХЭН

Стивен Каллахан - американский яхтсмен, известный тем, что в 1982 году, потерпев кораблекрушение, за 76 дней пересек Атлантический океан на надувном спасательном плоту. Он отправился от Канарских островов в сторону Антигуа на небольшой лодке, которую сам же и построил, будучи судостроителем по образованию. Шесть дней спустя лодка затонула из-за того, что в ночное время в 450 милях от островов Зеленого Мыса столкнулась с чем-то неизвестным, возможно, с китом. Стивен перебрался с лодки на 2-х метровый спасательный плот диаметром около 6 футов (1,8 м), который не позволял выпрямиться в полный рост. У Каллахэна с собой были навигационные карты, гарпунное ружье, три солнечных опреснителя воды и спальный мешок, а также книга о выживании в открытом море. Кроме того, Стивен читал об опыте выживания Линь Пэна. В море Каллахэн провел 76 дней, пережил встречу с акулами, многочисленные солнечные ожоги, пробоины в плоту, физические и душевные страдания. За время дрейфа он потерял около трети своего веса. Так как припасы быстро закончились, ему пришлось охотиться с копьем на рыб, ловить птиц и моллюсков. Поскольку плот был очень невелик, а радиомаяк оказался неэффективен, Каллахэна не заметили девять судов, мимо которых он проплывал. На 75-й день - 20 апреля 1982 года - течение принесло плот к острову Мари Галант в Карибском море, а на следующий день Каллахэна обнаружили рыбаки. За это время американец пересек Атлантический океан на дистанцию примерно 1800 морских миль (3300 км). После спасения Каллахэн выпустил книгу «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря» и справочник для выживания в море. В 2012 году он был приглашен в качестве консультанта на съемки фильма «Жизнь Пи».


АЛЕН БОМБАР

Французский врач, биолог, путешественник и политик оказался в открытом море по собственной воле: он хотел доказать, что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное время в море без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что они могут добыть в море. Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что множество людей, которые по той или иной причине оказались на шлюпках, плотах или других подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы: их убило отчаяние. В 1952 году он в одиночку пересек в маленькой резиновой лодке под названием «Еретик» Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос за 65 дней. Все это время он питался исключительно сырой рыбой, которую он ловил, а пил только дождевую и морскую воду или сок, выдавленный из рыб. Несмотря на то, что Бомбар существенно подорвал свое здоровье и потерял 25 кг веса, опыт завершился успешно, а его путешествие не имеет себе равных в истории мореплавания.

ТАЙСКИЕ РЫБАКИ

Двоим рыбакам с тайского судна, потерпевшего крушение во время бури, удалось выжить, попав в большой холодильник для хранения рыбы. Их дрейф продолжался с 23 августа 2008 года по 17 января 2009 года, когда рыбаков по чистой случайности обнаружил таможенный самолет, который вызвал на помощь спасательный вертолет. Все это время рыбаки питались оставшейся на дне холодильника рыбой и дождевой водой. Тайцев доставили в больницу на остров Терсди, у берегов Австралии, где лечили от тяжелого обезвоживания, последствий голода и сильных солнечных ожогов.