Сретенский монастырь. Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

В четверг, 25 мая, президент России посетил Сретенский монастырь, поздравил его наместника епископа Егорьевского Тихона с открытием нового храма и пообщался с представителями за границей. Накануне, в среду, глава государства поздравил с тезоименитством и приложился к мощам Николая Чудотворца. Лейтмотивом встреч стала драма Гражданской войны и ее последствия для церкви и всего народа. В год столетия двух революций президент вывел формулу, согласно которой надо учиться воспринимать историю целиком, ничего не замалчивая.

С недавних пор, гуляя по бульварам или петляя по переулочкам рядом с Лубянкой, невозможно не заметить пятиглавую церковь на холме: золотые купола с серебряной чеканной окантовкой. Новый храм стал архитектурной и смысловой доминантой квартала - 61 метр в высоту. Пока он стоял в лесах, сложно было оценить размеры. Теперь даже не верится, что он уместился на небольшом пятачке земли.

Впервые за многие десятилетия новый собор появился в историческом центре Москвы. Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, рассчитанный на две тысячи прихожан, был возведен необычайно быстро - за три года и три месяца. Стояла задача успеть к столетию революции. И успели. 25 мая, в день Вознесения Господня, храм был освящен патриархом.

Теперь старый собор, единственный из зданий монастыря уцелевший в XX веке, кажется совсем крошечным. А на фоне стоящей рядом семинарии с подключенным Wi-Fi и электронным табло, еще и по-детски простым и трогательным.

Между семинарией и храмом оградили место для прихожан, чуть поодаль устроили небольшую территорию для банкета под белыми шатрами. Всюду в этот день стояли охранники и дружинники. «Сколько их тут! Бог не выдаст, свинья не съест». - «Неверно: береженого Бог бережет. Так правильно», - обсуждали между собой верующие.

Прессе и ВИП-гостям выделили место на балконе нового храма. Пока длилась литургия и причастие, многие ждали на улице - не все желающие смоли уместиться внутри. Когда хлынул сильный дождь - побежали под своды старого собора. А священнослужители, ничуть не смутившись непогодой, вынесли два стола, несколько огромных корзин и начали раздавать прихожанам просфоры.

В своей проповеди патриарх говорил о достоинстве человеческой природы, которую стяжатели и властолюбцы оскверняют грехами. А затем обратился к главному событию. «Храм построен недалеко от известной Лубянки, где совершались неправедные суды над людьми, в том числе над нашими священниками, верующим народом. Нередко здесь и смертные приговоры приводились в исполнение», - напомнил патриарх Кирилл.

Лубянка была символом страданий наших людей, но именно на этом месте воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову, указал предстоятель Русской церкви.

Он награждал мэра Москвы и епископа Тихона орденом Святого князя Даниила Московского I степени, когда Путин вошел в храм. И, пока присутствующие не успели обратить на него внимания, приложился к мощам святителя Иллариона, настоятеля Сретенского монастыря. Утром ковчег с мощами торжественно перенесли из старого храма и установили на четырех камнях, привезенных с Соловецких островов. Там, в лагере особого назначения, священномученик провел несколько лет жизни. Перекрестившись, Путин отошел назад и ждал, пока патриарх даст ему слово.

«Мы знаем, как хрупок гражданский мир. Теперь мы это знаем. Мы никогда не должны забывать о том, как затягиваются раны расколов. И именно поэтому наша общая обязанность - делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации», - сказал президент.

Фото: Администрация Президента России

Путин отметил, что, на его взгляд, новый храм олицетворяет примирение и глубоко символично, что он открывается в год столетия Февральской и Октябрьской революций, «ставших отправной точкой для многих тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке». Не вдаваясь в рассуждения о причинах исторической драмы, Путин подчеркнул, что надо помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая.

По словам президента, саму российскую государственность невозможно представить без духовного, исторического опыта Русской православной церкви. И общая цель светской и духовной власти - «не допускать никакого ожесточения и никакого раскола».

Затем глава государства преподнес в дар храму икону Иоанна Предтечи XIX века, которую тут же поместили на почетное место в алтаре. Патриарх и епископ Тихон, которого в СМИ часто называют духовником президента, провели Путина по храмовому комплексу. Через толпу прихожан все трое прошли к семинарии, где президента ждали иерархи Русской православной церкви за границей.

Она возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после Гражданской войны в России часть духовенства. Спустя 90 лет патриарх и митрополит Лавр подписали акт, по которому Русская православная церковь за границей стала самоуправляемой частью РПЦ.

«За долгие годы разобщенности, уходящей своими корнями в драму братоубийственной Гражданской войны, накопилось слишком много противоречий и взаимного недоверия. Но обе церкви, искренне стремясь к укреплению православия, укреплению нашей общей Родины, сумели достойно пройти этот путь», - сказал Путин.

О чем еще говорили церковные иерархи с президентом - осталось за закрытыми дверями. Впрочем, встреча длилась недолго - минут 15. Священнослужители, в свою очередь, подарили ему икону святителя Ионы Ханькоуского. День его памяти отмечается 7 октября - в день рождения Путина.

В целом президент провел в Сретенском монастыре чуть более часа и покинул его через боковой вход, так и не пообщавшись с прихожанами. Люди, вернувшиеся к храму после проливного дождя, начали потихоньку расходиться.

Освящение нового храма - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской - в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена - "на крови", на месте казней за веру - появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению - через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-"высказывание" огромного количества людей - около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) .

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

- Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

- Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

- Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице - в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь - Большая Лубянка - это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан - иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

- Как родился образ этого храма?

- Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели - к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект - доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.


- Сколько времени шла стройка?

- Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта - около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

- Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

- Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской "Коляда" Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства - русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то "переводить", если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

- Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

- Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря - на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках "Россия. Моя история", дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур...

- Вас критикуют за ваши художественные решения?

- Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации...

- Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий - представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.


Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема - Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий - место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

- Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

- Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

- В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер...

- Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией - компании "Мостотрест", множеству других фирм - от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух - четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве - Сретенским - тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге "Несвятые святые".

Теперешний наместник попал в монастырь - по послушанию.

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь "начинался" в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря - мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, "правой руки" Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: "Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью..."

Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: "Молчи, а то в карцере сгною...".

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. "Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!" - говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря "Несвятые святые". Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. "Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины".

Крестили Джулиана - теперь, по-православному, Юлиана - в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы - как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом - его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги "Несвятые святые" на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула "Древние говорили: длина вещей - суета, лишь высота их доставляет радость". "Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте", - резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.

Сретенский монастырь - удивительное место в центре Москвы olga_sorokina wrote in October 12th, 2017

Год назад, проходя по Большой Лубянке и увидев купола нового собора, я, влекомая любопытством и какой-то ещё неведомой силой, шагнула за ворота Сретенского монастыря.

И так там оказалось душевно! Ходила я, ходила и мечтала только об одном, чтоб кто-то рассказал мне во всех подробностях
и о монастыре, и о храмах, и о людях, так или иначе связанных с монастырём одной судьбой.
Я интуитивно чувствовала, что это удивительное место!
И помню, что пообещала себе найти о нём побольше информации и обязательно сюда вернуться, когда откроется новый храм.

И вот вдруг нежданно негаданно случилась Экскурсия в Сретенский монастырь
И всё потому, что совсем недавно при монастыре начал работать

Экскурсии проводятся регулярно для всех желающих!
Можно заказать экскурсию заранее, а можно просто прийти в монастырь и присоединиться к ближайшей группе.
Три храма, уникальный баптистерий, крипта - это далеко не полный список того, что можно посмотреть во время экскурсии
по этому уникальному месту в самом центре Москвы.

Но обо всём по порядку.

Итак. Сретенский монастырь в Москве основан в конце XIV века на месте встречи Владимирской иконы Божией Матери,
которая прибыла крестным ходом из Владимира-на-Клязьме для совершения молитвенного стояния об избавлении Москвы от нашествия хана Тамерлана.

Список этой иконы

и сейчас украшает пятиярусный иконостас Собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери .

Этот пятиглавый соборный храм монастыря, построенный в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича, единственный из уцелевших в XX веке. Да, у Сретенского монастыря, как и у многих, судьба в годы советской власти была непростой. В 30-е годы XX века большая часть сооружений была разрушена, на территории велись массовые расстрелы. В уцелевших помещениях разместились офицеры НКВД. Офицерское общежитие было устроено и в Сретенском соборе, но это скорее благо, потому что уникальные фрески были просто наспех прикрыты фанерой, и благодаря этому уцелели.
И сегодня приходя в собор мы имеем возможность любоваться его росписью и его удивительными иконами.

Помимо списка Владимирской иконы Божией матери, что находится в иконостасе, в храме есть ещё одна Богоматерь Владимирская. Это та самая икона, что находилась в келье отца Иоанна (Крестьянкина).
Но я хочу рассказать вам ещё об одной удивительной иконе в иконостасе Сретенского собора. Иконостас в современном виде создан в 1995 году, к 600-летию перенесения Владимирской иконы из Владимира в Москву. И вот ещё в 1995 году появилась икона, на которой изображены члены расстрелянной царской семьи как символ новомученников российских, хотя официально царская семья была канонизирована в 2000 году.

Именно поэтому на иконе в Сретенском соборе нет имён, официально их тогда писать ещё было нельзя. Ну, разве не удивительный факт!

Но и на этом список Святынь собора не заканчивается!
В нём есть пристройка в виде Храма преподобной Марии Египетской с частицей мощей.

Но самое-самое находится в крипте. Там точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), освящённая патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя.
Благодаря негативу можно подойти близко-близко и рассмотреть все подробности.


Очень впечатляет!!!

Второе впечатляющее здание на территории монастыря - это здание семинарии .

Ещё в 1999 году при Святейшем Патриархе Алексии II было получено разрешение на создание в стенах Сретенского монастыря высшего духовного учебного заведения. Так и появилось Сретенское высшее духовное училище, а через 5 лет оно было преобразовано в Сретенскую духовную семинарию. Сегодня здесь учатся более 200 воспитанников.
Здание семинарии, украшенное майоликовыми панно, очень красиво снаружи.
Но не меньше хочется побывать внутри, где тоже много интересного.
И первое, что могут увидеть все, кто переступил порог семинарии, это своеобразный герб "Ангел, ведущий отрока ко Христу".

Как символ особого пути каждого воспитанника семинарии, избирающего для себя путь священнического служения.

Но ещё больше поражает вестибюль на первом этаже, где находится удивительная фреска «Христос и Его ученики».

В центре - Господь наш Иисус Христос, а по обе стороны - Его ученики: апостолы, мученики, святые отцы, подвижники.
Уникальность её и в том, на ней можно увидеть Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя. Да, они тоже ученики Христа.
А ещё на фреске изображены патриарх Алексий II, отец Иоанн (Крестьянкин) и почившие монахи Сретенского монастыря.

Перед фреской установлен интерактивный экран, с помощью которого можно всё подробно изучить и получить информацию обо всех, кто изображён.

И, наконец, расскажу про Новый храм. Тот, который ещё год назад был окружён строительными лесами и кранами.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Помните, сколько лет обычно строились храмы на Руси? Этот же красавец возник за три года!
В 2014 году был вырыт котлован, залит фундамент и построен первый этаж храма, а уже в 2016 освящены и подняты на свои места купола и кресты и практически закончена роспись нижнего храма.
Освящение состоялось 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня.
Храм получился красивым и величественным. Состоит из верхнего и нижнего храмов.
По пути к нижнему храму можно рассматривать фрески со сценами из Библии.

Но верхний храм поразил моё воображение! Просторный, светлый, наполненный воздухом, он дарит ощущение невесомости, полёта и звенящей радости единения с Богом!
Очень хороший получился храм!

Здесь же сейчас покоятся мощи Священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, который является Небесным покровителем Сретенского Монастыря и Сретенской Духовной Семинарии. После прихода к власти большевиков и гонений на Церковь, архимандрит Иларион был арестован, а в декабре 1923 года приговорен к трем годам заключения, сослан в Кемский лагерь, а затем на Соловки.

Я, конечно, не смогла рассказать обо всём, что узнала и увидела на экскурсии, так что советую вам самим отправиться в Сретенский монастырь на эту увлекательную экскурсию!
Кстати, у Паломнического центра Сретенского монастыря есть ещё и группа

В Сретенском монастыре Москвы, что на Лубянке, освятили храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Сретенский монастырь был возрожден в 1993 г. Тогда на территории обители братия еще находила останки убиенных – их собрали и захоронили на месте еще недавних (до 1949 г. точно, но, возможно, и позднее) расстрелов, справа при входе в нынешний монастырь. Над останками страдальцев в 1995 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II установили Поклонный крест. Иеромонах Клеопа (Данелян), насельник обители, рассказывает, что святыню уже в наше время даже пытались осквернить, начертав какую-то брань черной краской, точно мученики мало приняли здесь издевательств и кому-то не терпится поглумиться еще.

В 1999 г. монастырь обрел своего ныне уже святого настоятеля, до революции возглавлявшего монастырь священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Тогда его мощи были перевезены из Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, на кладбище которого святой был упокоен. Он умер в ленинградской тюрьме «Кресты» при пересылке из Соловецкого лагеря в Казахстан.

Заключенных, гонимых по этапу от одной пересыльной тюрьмы к другой, содержали в таких условиях, что вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Владыку по дороге обокрали, он остался в одном рубище, кишащем насекомыми. (Те, кто это пережил, оставшись в живых, рассказывали, что одежда от такого количества вшей могла становиться просто тяжелой.) В горячке его бросили в камеру «Крестов». Через день тяжелобольного архипастыря-арестанта отправили в больницу, куда он вынужден был, подталкиваемый конвоирами, идти пешком.

Через несколько дней там он скончался. В бреду владыка говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен…» Врач, находящийся рядом, чтобы констатировать смерть, потом свидетельствовал, что, умирая, владыка благодарил Бога, радуясь скорой встрече с Ним.

Когда ленинградский митрополит Серафим (Чичагов), сам будущий священномученик, добился того, чтобы выдали тело архиерея для захоронения, пришедшие за телом владыку Илариона не узнали. Ему было всего 43 года, но из крепкого, полного сил, утонченно красивого человека, он превратился в изможденного старика, накануне смерти его обрили. Одна из родственниц покойного, увидев его в гробу, упала в обморок.

Прославленный Русской Православной Церковью Заграницей в лике новомучеников еще в 1981 г., при перенесении мощей в Сретенский монастырь Москвы священномученик Иларион был прославлен как местночтимый святой, и уже в 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе в праздник Преображения Господня сопричислен к сонму святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

На праздник Вознесения Христова в этом году мощи священномученика Илариона торжественным крестным ходом вдоль многих сотен хоругвей с ликами таких же страдальцев, увенчанных ныне у Господа вечной славой, перенесли в новый собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

«На этом месте страданий, – сказал при освящении Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл, – воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову, – как символ того, что пали демоны, и никакой диавольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует, потому что сила Божия сильнее силы диавольской».
Которая, безусловно, и сейчас встает на дыбы, изощряясь помешать, перессорить, натравить…

Как же надо было молиться силе Христовой: «Да воскреснет Бог…»

Ныне уже всем просто очевидно, что это место точно ждало, чтобы подъять храм. Как несомненна и воля Божия на это белокаменное торжество, с такой откровенностью являющая свои улики… В квартале ФСБ, в самом центре Москвы, где нет и клочка земли, не напичканного коммуникациями, вдруг находится пятачок, свободный от их засилья, – можно рыть котлован… Но до этого – масса согласований. Без Промысла Божия здесь такой храм за три года, что требовало максимальной концентрации сил и работающих, было бы не возвести.

Когда еще только приступали к стройке, предполагалось, что это будет храм Новомучеников и Исповедников на крови, что на Лубянке. Но пасхальная радость – пересилила боль! И собор получился под стать: светлым и умиротворяющим.

В цветовом решении убранства внезапно преобладает зеленый – это самый посюсторонний цвет! Новомученики точно возвращаются в этот мир, из которого их так надменно и, как казалось палачам, навсегда изгнали. Это тот самый зеленый, ставший для Сретенского монастыря после выпуска бестселлера «Несвятые святые» и последовавшей «зеленой серии» книг своего рода фирменным цветом.

Работа над храмом вообще увенчала перспективу ряда проектов, начатых с создания в самом конце 2010 г. Патриаршего Совета по культуре, председателем которого ныне является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Это и выпуск в 2011 г. уже упомянутой книги «Несвятые святые», все средства от реализации миллионных тиражей которой пошли на строительство храма, и запуск цикла выставок «Россия. Моя история», пролегоменами которой стало в том же 2011 г. подведение итогов 20-летия возрождения Русской Православной Церкви с устроенным коридором памяти Новомучеников и Исповедников. Тогда это был темный с красными отсветами и кадрами подчас зловещей кинохроники туннель…

Теперь огромные окна по всему периметру стен высочайшего в белой облицовке резного владимирского известняка храма оркеструют игру света внутри, трепетно бликующего на фактурных фресках новомучеников, сопричтенных отрисованным тут же сюжетам евангельской истории. А в закатный час собравшиеся на вечернее богослужение с замиранием ждут, когда последний луч солнца блеснет, высвечивая средоточие храма – крест над одноярусным, по византийской традиции, иконостасом.

В этом величественном соборе есть множество реплик из Святой Софии Константинопольской – в частности, ступенька, возвышающая заступ к Престолу над уровнем пола всего алтаря и центрирующая нижний храм святителя Иоанна Предтечи и 12 апостолов крестильня, воспроизводящая древний тип баптистерия с тремя спусками: для священника, совершающего таинство, крещаемого и его крестных родителей.

Это одна из загадок этого впечатляющего пространства, отстроенного аккурат к 100-летию русской катастрофы.

Кстати, первая литургия была отслужена на крыльце храма под открытым небом в день 100-летия вынужденного отречения царя Николая II от престола и явления Державной иконы Божией Матери 15 марта.

В чем же состоит этот Русский урок? Скоро зрителей ждет премьера одноименной серии «Гибель империи… урок» – по мотивам недавней истории России.

Хотя сам храм уже прообразует Воскресение.

Что это значит – принять Крещение там, где новомученики держали страшный экзамен на силу и стойкость веры, – и выдержали его? Как они здесь читали Символ веры? Наверняка кого-то из оглашающих эти своды своим исповеданием это сопоставление изведет на узкий и крестный путь, каковым является жизнь каждого христианина в любые времена. Какая ответственность принять здесь Таинство Крещения, но и какой залог упования!

Сможем ли мы так прощать и любить, как это во образ Христов нам напомнили новомученики и исповедники Церкви Русской, молящиеся за своих мучителей, перед казнью благословляющие палачей…

Безусловно, здесь будут креститься потомки и тех, кто страдал, и тех, кто над убиваемыми изгалялся, – так как вся страна у нас наследует либо тем, либо другим, а зачастую и тем и другим вместе. Этот храм называют храмом примирения.

«Глубоко символично, что новый храм освящается в год 100-летия февральской и октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке, – сказал глава государства Владимир Владимирович Путин на освящении храма. – Мы знаем, как хрупок гражданский мир… Поэтому наша общая обязанность – делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации».

Освящением храма в праздник Вознесения Господня 25 мая этого года отметили также 10-летие воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. «Восстановление единства, – отметил президент, – стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас».

«Храм Новомучеников, построенный на Лубянке, знаменует не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти», – комментирует итог работы наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон.

Это та ликующая сила Света, в которую призваны войти все. Много званых (Мф. 22:14).

Здесь в новом храме трудно не покаяться: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды ни имам да вниду в онь…»

Среди новомучеников и исповедников, чьи одежды убелены (Откр. 7:14), нечистота своей души особенно откровенна…

Именно этот примиряющий ресурс покаяния, преподанный нам в опыте новомучеников, как неоднократно отмечали представители зарубежной делегации, прибывшей на празднование и освящение собора во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, сделал в свое время это объединение возможным.

Принявший участие в освящении собора архиепископ Берлинский и Западно-Германский Марк, строитель уже более 35 лет назад первого в мире храма, освященного в память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, – кафедрального собора в Мюнхене, не устает повторять, что почитание новомучеников – самое драгоценное, что есть и может быть в жизни каждого из нас.

Отсюда великолепие – изводящего душу в трепет – храма. Кажущегося громадой, возвышающей над серым кварталом золотые, сверкающие на солнце апокалиптической вязью купола и кресты, а внутри… «Опять маленький храм построили!» – удивился некто тому, что внутри, как и в старом малом соборе, не протолкнуться, и, запрокинув голову на фрески Господа Иисуса Христа и Его учеников-новомучеников под куполом, ахнул: «Мы думали они умерли, а они смотрят на нас! Они молятся о нас!»

Ольга Орлова
Фото С. Власова, О. Варова (Patriarchia.ru), А. Горяинова (Pravoslavie.ru)

На территории Сретинского монастыря возведён «храм на крови» в честь новомучеников и исповедников российских. Храм просто грандиозен.

Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Среди требований к проектам значилось «отображение традиционной для русской церковной архитектуры идеи Дома Божия, а также подвига и торжества духовной победы новомучеников».

Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня патриарх Кирилл совершил великое освящение храма. На торжественной церемонии освящения присутствовал президент России Владимир Путин.

Высота храма - 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.

В то же время храм очень традиционен. В его внешнем архитектурном убранстве присутствует русский стиль, во внутреннем убранстве - элементы византийского искусства. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения такой резьбы потребовалось изготовить 29 000 деталей общим объемом 910 м3. Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней отделки использовано 4500 деталей камня объемом 230 м3.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм - в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Роспись необычайной красоты завораживает взгляд входящего. В центральном куполе - Господь Вседержитель, вокруг - сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые.

Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий - купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Здесь, вокруг купели, будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся ко крещению. Лекции о христианской жизни в Сретенском монастыре уже давно пользуются популярностью среди студентов светских вузов и столичной молодежи. В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается до 350 слушателей. Каждую лекцию просматривает через интернет около 35 тысяч человек.

На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

25 мая 2017 года, во время великого освящения, святые мощи священномученика Илариона - духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в двадцатые, послереволюционные годы - будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм - в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где с 1924 по 1929 год провел в заключении священномученик Иларион.

Особо интересна громадная фреска апсиды над алтарем верхнего храма. Изображение Тайной Вечери не совсем традиционно: помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ века. Это словно Тайная Вечеря, совершаемая в Царствии Небесном. Возвышающийся всего на четыре метра резной каменный иконостас не загораживает апсиду и дает возможность рассмотреть в деталях эту великолепную алтарную роспись.

Общая площадь фресок собора составляет 6530 м2. Специально для нового храма написано 47 икон, большая часть из которых - в русско-византийских традициях. Мозаичные иконы и мозаичный баптистерий выполнены в редкой стилистике ломоносовской мозаики из тянутой смальты.

Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.

Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы. Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.

(Материал взят с сайта «Православие.Ру»)