Кафедральный собор в калининграде. Могила Канта в Калининграде

Кафедра́льный собо́р Кёнигсберга (нем. Königsberger Dom - «Кёнигсбергский кафедральный собор») - недействующий кафедральный собор, расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе, является историческим и культурным памятником. До реформации XVI века являлся главным католическим храмом города (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии. Является одним из символов города.

Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России .

В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

Строительство собора

Кафедральный собор был выстроен на острове Кнайпхоф, возведенном 6 августа 1327 года в ранг города хохмайстером ордена Вернером фон Урселем. Впервые собор упоминается в летописях 13 сентября 1333 года – эта дата считается днем его основания. План собора составлен епископом Иоханесом Кларе. Первоначально предполагалось строительство собора-крепости, но магистр ордена Лютгер фон Брауншвейг отверг этот план. При строительстве высота стен собора составляла 24 кульмских локтя (6,91 м), глубина фундамента – 4 м. Первоначально собор был выстроен без башен, как и все храмы ранней готики, с оголенными, тяжелыми стенами, покрытыми серой штукатуркой с голубыми полосами вокруг окон. Позже к собору пристроили башни с двускатными крышами. В северной башне повесили колокол весом 4,2 тонны, дали ему имя Иоханес в честь епископа строителя собора. Продолжал строительство епископ Барталамеус, в основном за счет денег, полученных от продажи индульгенций. Постройка была закончена в 1380 году.

Собор во времена Тевтонского ордена

Северная часть собора, обращенная к Королевскому замку, была пышно отделана. Тихий свет лился из стрельчатых окон, своды были легки и торжественны, розовые и пурпурные оттенки царили вокруг. Стены украшали многочисленные фрески: гербы рыцарей, сцены из жизни – ловцы рыбы, корабли, плывущие к неведомым землям, сеятели выходящие в поле… Фрески, разделенные красными и черными линиями, славили рыцарей, побеждавших в своих походах язычников. Были и гербы тех, кто вставал под орденские знамена – рыцарей из Бельгии, Англии, Франции, Голландии и Польши. Изображать гербы на стенах собора было престижно, цех кенигсбергских художников постоянно обновлял настенные росписи. Когда все стены были заполнены, стали делать рисунки на деревянных щитах и вывешивать их в храме. Имена художников почти не известны. Упоминаются «Петр-художник», «Готфрид-художник», Гизебрехт, Томас, позже многочисленные художники школы знаменитого Дюрера. Благодаря их росписям, собор был не только храмом, но и своеобразным музеем покорения Пруссии.
Имя создателя первого органа для собора неизвестно, упоминается лишь, что за работу он получил 4 марки на покупку плаща.

Собор во времена герцогства Пруссия

При Альбрехте фон Бранденбург в сентябре 1523 года личный посланник Мартина Лютера Иоганн Брисман провел первую лютеранскую проповедь в Кафедральном соборе. Эту дату считают началом реформации в Пруссии. В 1525 году орден был упразднен, и образовано первое в Европе протестантское государство – герцогство Пруссия. Рядом с собором было возведено здание кенигсбергского университета - Альбертина. На южной башне вместо двускатной крыши установили двенадцатиугольный шпиль, который венчала сирена-русалка. Там же были смонтированы часы с часовым колоколом. 10 мая 1528 года собор закрепили за Кнайпхофом, позднее передан университету. 6 октября 1591 года в соборе установили алтарь. Перед алтарем было возведено распятие, Христос как бы парил над капителью, возвышаясь до самого свода. В центре алтаря восседал Бог-Отец, за ним – изваяния святых – фигуры Моисея и Иоанна Крестителя. Выполнен алтарь был из позолоченной меди. Историки утверждают, что в его создании принимал участие Карнах-младший. За алтарем располагался клирос. Подле него все знатные люди города стремились увековечить свои заслуги и достоинства своих родов и предков, множество эпитафий на плитах говорили прихожанам о прошлом. В соборе находились усыпальницы князей и знатных рыцарей, а также богатых людей более низких сословий. В центре клироса был захоронен Лютгер фон Браушшвайг (Людерус Брауншвейгский) – один из главных создателей собора. По завещанию над его могилой должна была постоянно гореть свеча. Однако впоследствии место захоронения фон Брауншвайга было затеряно, и лишь в 19 веке нашли остатки надгробья, служившие плитами для пола.
Залы собора время от времени перестраивались. В 1524 году убрали стоящие у колонн алтари, их перевезли в другие кирхи Пруссии. В восточной стороне здания воздвигли памятник Альбрехту. 10 марта 1544 года сгорела башенная часть собора (восстановлена через 8 лет). В 1562 году, вымостив «Соборный двор», университет получил право на погребение членов своего совета и их домочадцев в Кафедральном соборе. В 1620 году на втором этаже башенной части расположилась церковная библиотека, а через 30 лет прусский канцлер Мартин фон Валленродт создал библиотеку светскую, которая с 3000 томов возросла к концу 19 века до 21000 томов. В 1694 году в соборе установили орган Маинаса Обруха, который имел «10 мехов и свыше 60 голосов». Был в соборе и меньший орган, созданный мастером Шеренбергером. В 1728 году большой орган заменили еще более мощным. Построил его мастер Иоганн Мозенгель. В 1804 году в соборе похоронен И. Кант (последнее захоронение в профессорском склепе). В 1807 году собор пережил нашествие наполеоновских солдат, использовавших его как военную тюрьму, госпиталь и конюшню. В 1810 году были снесены фамильные усыпальницы у стен собора – не нашлось денег на их ремонт, разрушены и частично убраны статуи, украшавшие надгробья, плиты с эпитафиями зачастую использовали для покрытия пола. 17 января 1817 ветром была разрушена кровля здания.

Собор во времена Германии

В 1880 году была сооружена часовня Канта, ее снесли в 1924, а вместо ее по проекту архитектора Ларса возвели колоннаду Канта, сохранившуюся до сих пор.
Сильная осадка стен (к нашему времени 1,67 метра) и колонн требовали работ по их укреплению. В 1903-1907 годах была проведена наиболее крупная реконструкция собора. Работы вел хранитель Кафедрального собора Рихард Детлефзен. С западной стороны башенной части уложили бетонную плиту со стальными балками, которые крепились к существующей кирпичной кладке, что увеличил площадь опоры стен. Детлефзен убрал штукатурку, что позволило устранить дефекты кирпичной кладки. При этом, лишившись покрова, открылись старинные фрески.
В августе 1944 года, во время бомбардировки, в соборе вспыхнул пожар, хотя непосредственно на здание ни одна бомба не упала. Была уничтожена вся кровля, внутренняя отделка, погибли находившиеся в соборе произведения искусства. Не пострадала только могила Иммануила Канта.

Первоначальные работы по очистке и консервации руин начались в 1972 – 1974 годах. Была также благоустроена прилегающая территория, посажены деревья. Под нажимом партаппаратчиков в 1974 году работы были прекращены. Многочисленные комиссии дали заключение, удобное тогдашним властям – «собор не представляет исторической ценности».
Новая попытка реконструкции была принята в 80-е годы. Проекты предусматривали устройства в соборе кинотеатра или концертного зала. Работы велись по консервации руин, частичному закреплению стен, закладке окон, что способствовало предотвращению дальнейшего разрушения.
В 1992 году создана государственная фирма «Кафедральный собор», главной задачей которой ставилось сохранение и восстановление собора. Работы по реконструкции начались в 1995 году и продолжаются до сих пор. За основу проекта взяты чертежи собора после реконструкции 1903 – 1907 годов. Производится ремонт и восстановление эпитафий, закончено строительство башенной части и возведение кровли (1999), установлены часы на южной башне. В башенной части открыта музейная экспозиция, посвященная истории Кафедрального собора, предполагается возрождение библиотеки Валленродта. Несмотря на определенные успехи, реконструкция Кафедрального собора вызвала ряд критических оценок со стороны историков и краеведов. Впрочем, и ряды сторонников реконструкции также достаточно велики.

Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии.

К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненое в виде открытого колонного зала и разительно отличающаяся по архитектурному решению от самого Собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который однако является кенотафом, то есть останков Канта в нём нет, они покоятся глубже. Деньги на строительство были пожертвованы Хуго Стиннесом.

Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.













Вчерась же после обеда был я у славного Канта, глубокомысленного тонкого метафизика… Я не имел к нему писем, но смелость города берет…
Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный. Первые слова мои были:
«Я русский дворянин, люблю великих мужей и желаю изъявить мое почтение Канту».

Н. Карамзин, июнь 1789 года

Сегодня, как я и обещал, мы отправимся на осмотр Кафедрального собора Калининграда, расположенного на острове Канта – Кнайпхофе. Посетим музей Канта и истории города, послушаем органную музыку, увидим Валленродскую библиотеку и вообще всячески исследуем интерьер и экстерьер собора.

Кафедральный собор Калининграда. Фасад.

Между прочим, Интернет своему существованию в некотором роде обязан Кёнигсбергу, а точнее мостам, которые соединяли остров с остальным городом. Как я уже говорил, остров, на котором расположен собор, окружен рекой Преголей и в свое время, а именно в 1736 году старинная математическая задача о семи мостах Кенигсберга заинтересовала Леонарда Эйлера. В этой задаче спрашивалось, как можно пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды. Жители города во время прогулок пытались ее решить опытным путем, но именно Эйлер впервые создал строгое математическое доказательство невозможности совершить такую прогулку. А созданная им теория графов и поныне лежит в основе маршрутизации данных. И если бы не Эйлер и семь калининградских нынче мостов, то, как знать, читали бы вы эти строки в настоящее время…

Раз уж зашла речь об этих мостах, то было бы справедливо перечислить их. Итак, старейшим из семи мостов был Лавочный мост (Krämerbrücke) который построили в 1286 году. Вторым по возрасту считается Зелёный мост (Grünebrücke). Он был построен в 1322 году. Однако в 1972 году их отважно разломали и взамен построили единый эстакадный мост, который является нынче частью Ленинского проспекта города Калининграда. В 1377 был построен Рабочий мост (Koettelbrucke), а в1397 году Кузнечный мост (Schmiedebrücke). Оба этих моста погибли во время бомбардировки города британской авиацией и после войны не восстанавливались.

Из сохранившихся до наших дней отмечу Деревянный мост (Holzbrücke), который был построен в 1404 году и Высокий мост (Hohebrücke) постройки 1520 года и после неоднократно перестраивавшийся.

Ну и остался седьмой, самый молодой - Медовый мост (Honigbrücke). В настоящее время он исключительно пешеходный и с него можно наблюдать цветение прегольских кувшинок. О нем, как и положено в приличном городе ходят несколько легенд, но они не страшные, никакой мистики там нет и поэтому рассказывать их не буду. А вот показать мост — запросто:

Ну, полно. Вдоволь накатавшись на катере по Преголе и насмотревшись вот таких портовых пейзажей:

мы отправились к главному входу в кафедральный собор, который в этом году отпразднует свой 681 день рожденья. Как обычно, в холле имелась касса, но не имелось в ней почтенной сеньоры или кого-либо поблизости, дабы задать пару вопросов. В таких случая чудес ждать не стоит. Чудить нужно самому и прекрасно оправдывает себя следующая тактика – открыть первую попавшуюся дверь, войти в нее и тут же спрятавшиеся в закоулках здания музейные служители себя обнаружат. Так и вышло. Преклонных лет мадам, которая с криком “Что вам угодно?” и “Сегодня концерта нет, написано же!” материализовалась из сумрака и атаковала меня с натиском, которому позавидовал бы сам Отто фон Бисмарк. Однако довольно быстро успокоилась и, справившись с волнением, помогла определиться с дальнейшей программой, довольно четко указав цели и способы их достижения. Купив билеты и разрешение на съемку мы отправились по залам музеев, расположенных в соборе. И первым из них стал кассовый холл с несколькими вариантами маршрутов. Справа – вход в небольшую лютеранскую часовню, прямо – вход в концертный зал, а слева – снова часовня, но уже православная и вход на второй этаж в музей. Туда, пожалуй, сразу и отправимся.

Первый зал, довольно скромный по размерам встречает нас огромной картой Кенигсберга, показывающей нам, как выглядел город в 1613 году, различными обломками, бережно хранимыми для следующих поколений туристов и оборудованным местечком для сбора пожертвований. Пара витрин с выставленными в них куклами, дающими представление о модных приговорах тех времен и принты на стенах, с изображениями не дошедшей до нас городской архитектуры. Вот и все экспонаты. Отсюда можно отправиться в соседний зал, который расскажет нам об истории острова Кнайпхоф либо в зал, в коем представлена история возрождения собора. Деревянная лесенка с заботливо укрытыми ковровой дорожкой ступенями поможет подняться на третий этаж в Валленродсткую библиотеку. Однако спешить выше не будем и продолжим прогулку в сторону рассказов об острове и реставрационных работах.

Большую часть зала занимает огромный макет, на котором воспроизведена плотная городская застройка предвоенного периода, а точнее 1937 года. В настоящее время остров пустынен. Единственной постройкой на нем является кафедральный собор. Все остальное сравняла с землей война.

Глядя на этот макет (к слову сказать, работа над ним заняла 5 лет) приходишь к выводу, что в отличие от европейских средневековых городов, в которых имеется исторический центр, а окраины застроены современным железобетоном, Калининград напротив – имеет на своих окраинах остатки древней архитектуры, а в центре города, кроме восстановленного собора, никаких архитектурных излишеств прусских времен не найти. Все заполонил совок. И последней насмешкой коммунистического режима, аккурат напротив собора торчит недостроенный уродец – Дом Советов. Этот долгострой местные жители называют “закопанным роботом”, а немецкие туристы – “новым замком Кенигсберга”. Снимать я его не стал. Больно уж страшен. Впрочем, как и большинство глупых строительных проектов 70-х годов. В каждом городе, наверное, есть подобный памятник коммунистической архитектурной глупости.

Помимо макета в изобилии представлены экспонаты, касающиеся быта жителей Кенигсберга различных эпох, а так же подлое эхо войны, наподобие вот этой пробитой пулями и осколками таблички:

Жаль, что составляя экспозицию, о первом ударе английской авиации по центру города в 1944 году музейные работники упомянули, разрушения, вызванные штурмом и обороной города в 1945 тоже не забыли, а вот о том, что в 1960 году был сделан эдакий контрольный выстрел администрацией города и все остатки и руины были снесены под корень и центр застроили обычным советским уродством – нет.

Однако есть тут вещи поинтереснее. Например, большая коллекция средневековых кирпичей. Казалось бы, ну при чем тут Лужков кирпич? Что в нем такого особенного? А тем не менее много интересного про него можно рассказать. Среди коллекции в достаточном количестве встречаются кирпичи со следами лап собак, кошек или коз. И это не считалось браком. Наоборот, это свидетельство высокого качества кирпича. Дело в том, что после того, как мастер формировал кирпич в деревянной форме, он выкладывал его на просушку на открытом воздухе. И обжиг кирпича осуществлялся только после того, как кирпичи хорошо и долго полежали. Вылеживался он месяц и более. Соответственно за это время по нему могли побегать животные, птицы или оставить следы дождь. А контроль качества товара был жестким. Для этого кирпич (побывавший до 7 раз в печи) бросали с телеги на мостовую. И если кирпич разбивался или трескался, браковали всю партию в тысячу кирпичей. Если разбивалось три кирпича – в брак шла вся телега.

А вообще – красный обожжённый кирпич – символ Пруссии. Глины для его производства тут хватало. А основой строительного раствора являлась известь с песком. Для проверки качества раствора брали семь кирпичей и поливали их свежим раствором. По пришествие 12 часов брались за верхний кирпич и поднимали этот гамбургер. Если от стопки отваливались кирпичи, раствор считался негодным.

Единственное, что для меня в процессе производства средневековых стройматериалов осталось непонятным, так это то, как кирпичи лежали много недель под открытым небом и в под воздействием постоянных в этой местности дождей не расползались с образованием кучек жидкой глины. Ну, но то у мастеров были свои секреты…

В соседнем зале можно получить представление о средневековом оружии, геральдике, одежде и доспехах. Довольно обстоятельно все это показано и описано. Есть даже монах тевтонского ордена в полном облачении А рассматривать витражи из цветного стекла и вовсе сплошное удовольствие:

Прежде чем попасть в зал, рассказывающий нам о Канте и его жизни в Кенигсберге, мы неминуем Валленродсткую библиотеку, которая получила название по имени её основателя, Мартина фон Валленродта (1570-1632).

Фон Валленродт прилежно собирал книги, и первое собрание насчитывало около трёх тысяч томов. Однако во время пожара в 1623 году все, что было нажито непосильным трудом – все ж погибло. Пришлось начинать с начала и к тому моменту, как в покои Мартина фон Валленродта явилась старушка с косой, коллекция составляла около двух тысяч книг. К началу XX века общее число хранимых в библиотеке книг и рукописей было уже около десяти тысяч.

Но, несмотря на это благодарные потомки во время второй мировой войны вновь старательно занялись уничтожением библиотеки. Часть ее сгорела после бомбардировок англичан, а остатки растащили на самокрутки, растопку и по частным коллекциям. Кроме этого, летом 1945 года все находки и годные остатки ценностей, сохранившиеся после взятия Кенигсберга, были более-менее тщательно собраны и сложены в ящики общим числом 60 штук. Из них, как планировалось Совнаркомом, 35 ящиков должны были остаться в Кёнигсберге для различных музейных нужд, а остальные должны были быть отправлены в Москву. Однако ни один из ящиков до Москвы не дошёл, а в Кенигсберг не вернулся, сгинув по дороге. Так в наше время бесследно и неведомо как растворяются по пути из Москвы в регионы бюджетные деньги. Когда же в 1946 году в Кенигсберг явился с ревизией директор центрального хранилища музейных фондов, то и оставшихся ящиков так же не обнаружил.

Собственно, то, что сейчас можно наблюдать в кафедральном соборе, это не что иное, как восстановленный в наши дни интерьер помещения библиотеки. А было это все богатство книжное оформлено в стиле северо-немецкого акантового барокко голландским художником Христофом Грегором Сангкнехтом и кёнигсбергским резчиком по дереву Исааком Ригой.

Следующие три зала посвящены Канту. Один, как и положено называется “Кант и Кенигсберг”. Второй – “Кант и Россия”. Третий – “Кант и его окружение”. Тут в изобилии храниться множество изданий его трудов, писем, портретов, а также посмертная маска великого философа в мемориальном зале Канта.

В этом же зале я обратил внимание на репродукцию фрески Рафаэля “Афинская школа”, о которой я рассказывал в посте о станцах. И обсуждение деталей мемориального зала стоило мне беседы со служительницей, бдительно охраняющей покои. Очевидно, старушка истосковалась по общению с живыми людьми и начав со знаменитой цитаты из труда “Критика чистого разума”:

“Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне”

неистово, но не очень убедительно принялась доказывать, что без веры в бога я есть суть пропащий человек и только церковь способна вернуть меня на путь, ведущий к спасению. Я сдуру вступил в дискуссию, но общаться с людьми подобного рода не возможно, поскольку церковные догматы для них превыше логики и философских абстракций. Поэтому предпочел прервать общение и ретироваться, чем заслужил неразборчивое бормотание в спину.

Религиозные споры я заменил посещением оставшегося выставочного зала, в котором собрана богатая коллекция средневековых и современных монет, банкнот, наградных знаков, медалей и т.п. ценностей. Тут можно потратить с пользой много времени даже в том случае, если не являешься ценителем и специалистом в нумизматике или фалеристике.

В завершении похода по кафедральному собору было решено послушать концерт органной музыки, который должен был начаться в самое ближайшее время. Спустившись в органный зал можно увидеть большой и малый органы, установленные в соборе немецкими мастерами. Орган на острове Канта — один из самых больших в Европе. Имеет 90 регистров. Калининградские краснодеревщики вырезали и украсили орган фигурами в стиле барокко. Это точные копии тех, которые прежде украшали старинный орган. Небольшую вставку про органы я уже делал, когда писал о , поэтому не буду утомлять почтеннейшую публику этими деталями еще раз.

Звучание органа было великолепно. Но этот инструмент явно не для меня. Прослушав примерно пару произведений, я благополучно уснул. Довольно большое количество слушателей так же предательски клевали носом и старательно разлепляли веки. Что впрочем, не умаляет мастерства исполнителя.

Гораздо веселее дело пошло снаружи. Поскольку внутри кафедрального собора мы уже осмотрели и послушали все, что возможно, то осталось изучить парк скульптур и эпитафии на кирпичных стенах. А среди них попадались прелюбопытнейшие. Такова, например эпитафия Иоханну фон Крейтцену, канцлеру Пруссии и его жене Еуфемии, урожденной Домерау:

“В 1757 году, 5 января в истиной христовой вере умер знаменитый своей ученостью, добродетелью и мудростью славный муж Иоханн фон Крейтцен, канцлер Пруссии, с ним, любезнейшим супругом, как была соединена при жизни, так соединилась и в смерти 12 мая 1575 года непорочнейшая супруга Еуфемия, урожденная Домерау. Они покоятся здесь в надежде на вечную жизнь.”

Вызывает резонные вопросы определение “непорочнейшая супруга”, поскольку единственной непорочнейшей в истории была, как известно, дева Мария. Мать Иисуса. Но все же 1575 год. Дело конечно давнее… Поэтому предлагаю переместиться во времена более близкие к нам и взглянуть на могилу Вильяма нашего Шекспира Иммануила Канта:

Философ стал последним, кого похоронили в соборе. Справедливости ради стоит отметить, что немцы не особо жаловали его при жизни и примерно еще 100 лет после смерти он не считался великим. А если вспомнить то, что вытворяли на его могиле товарищи, то можно смело говорить о том, что и в СССР его недолюбливали. После того, как город был передан СССР, на могиле Канта появились надписи следующего содержания: “Теперь ты понял, что мир материален?”, “Думал ли ты, что русский Иван будет стоять над твоим прахом?” или же “Мы дошли до твоей могилы”. Как будто этот поход и был главной целью завоевания Кенигсберга.

Поэтому не стоит верить пропаганде совка, которая захлебываясь привычно слюной от величия момента гневно рассказывала нам о том, что Кенигсберг жил разбоем, но теперь настали для этой земли благословенные времена. Архивные фотографии в качестве доказательства прелестно иллюстрируют это вранье. Впрочем, современные российские производители киселятины и мамонтятины не далеко ушли от них.

Тем более отрадно наблюдать, что в настоящее время могила Канта содержится в более-менее подобающем состоянии. Разве что железный забор вокруг кенотафа поставлен непонятно с какой целью. Ну да нам, привычным к тому, что Россия – страна заборов это не в диковинку.

На этом, собственно, можно и завершить рассказ с описанием Кафедрального собора Калининграда и острова Канта. Любителям исторических подробностей и городских легенд возможно покажется это недостаточным, но при желании, я всегда смогу вернуться к ним.

А я прощаюсь на сегодня и отправляюсь готовить большой-пребольшой материал о посещении Калининградского музея Мирового океана. И первым из рассказов о нем будет иллюстрированный рассказ о судне “Витязь”, которое верой и правдой служила делу науки на протяжении многих лет, потом было превращено в клоаку, но все же восстановлено и превращено в отличную экспозицию, рассказывающую о работе ученых мужей и исследователях океана.

Остров Канта и расположенные на нем Кафедральный собор, могила Канта, музей Канта - самые посещаемые достопримечательности Кёнигсберга (Калининграда).

Остров Канта

Остров Кнайпхоф, или остров Канта - это островная часть города, которая находится в центре Калининграда и окружена водами реки Преголи. На территории острова в просторном парке возвышается Кафедральный собор.

Когда-то на островной территории помещался целый город. О его существовании первые упоминания относятся к XIV веку. К 1944 году в городе насчитывалось 305 домов, 27 улиц, были собор и ратуша. Остров был соединен с материковой частью пятью мостами. По улочкам ходили трамваи. Но летом 1944 года во время бомбардировок городок был полностью уничтожен.

В 70-е года на территории острова обустраивают парк. Окультуривают территорию и размещают Парк скульптур (они были взяты из запасника музея), размечают дорожки и тропинки парка.

В начале 1990-х годов был восстановлен Кафедральный собор. В часовнях были размещены три религиозные конфессии, в настоящее время он недействующий.

Островной парк - это любимое место прогулок, отдыха и культурного времяпрепровождения горожан и туристов.

Здесь есть что посмотреть. Кроме Кафедрального собора, можно посетить музей Канта, его могилу, парк скульптур. В соборе можно отдохнуть от городской суеты и послушать орган.

Кафедральный собор

Кёнигсбергский кафедральный собор, или в настоящее время Кафедральный собор Калининграда, расположен в историческом центре города, на островной его части.

Здесь первый собор был построен в конце XIII века и являлся единственным храмом города на острове Кнайпхофе. В середине XIV века его снесли и начали строительство более просторного храма, используя кирпичи разрушенного собора. Датой завершения строительства принято считать 1380 год, но работы по оформлению продолжались еще некоторое время.

Собор первоначально был католическим, но в 1519 году здесь прошла последняя католическая месса, а через несколько лет состоялась первая евангелическая служба - на немецком языке. Собор превратился в городскую лютеранскую кирху.

Некоторое время спустя рядом был построен корпус здания университета Альбертина.

После этого собор стал выполнять роль университетской церкви, южная его башня использовалась под Валленродскую библиотеку.

В 1558 году при соборе устраивают профессорскую усыпальницу, в которой стали хоронить преподавателей университета.

Последним нашел здесь вечный покой Иммануил Кант. Через 200 лет со дня его рождения с восточной стороны собора был установлен портик, посвященный философу.

В конце XVII века в соборе появился орган, а в 1888 году был привезен и установлен еще один.

Во время англо-американских бомбардировок 1945 года собор был сильно разрушен, на острове был сильный пожар. Люди тушили его собственными силами, однако спасти историческое убранство собора и большую часть жилых построек так и не удалось.

После окончания войны собор длительное время оставался в состоянии руин. Его не сносили только благодаря могиле Канта, которая расположена у его стен.

Первая попытка реставрации собора была предпринята в 70-е годы, но от нее было больше вреда, чем пользы. Был случайно разрушен фронтон северной башни и сильно испорчены напольные эпитафии.

Серьезно подошли к вопросу реставрации собора только в начале 90-х годов. Но и эти работы вызывают множество нареканий со стороны историков. Реставраторы восстановили собор, но не в точном соответствии с его предшественником довоенного времени.

В настоящее время Кафедральный собор является одним из украшений города и его символом.

Он недействующий. Регулярные службы здесь не проводятся, здание используется для проведения концертов органной музыки, для размещения экспозиций собора и музея Канта.

Но при соборе действуют православная и евангелическая часовни.

Первое богослужение здесь состоялось в Пасху 1992 года, в 1995 году состоялось общее богослужение православных, католиков и протестантов.

У северо-восточной стороны собора находится мемориальная открытая галерея с колоннами. Она построена на месте захоронения немецкого философа - Иммануила Канта.

В профессорской усыпальнице в 1804 году был погребен прах Канта. В 1880 году над могилой была построена часовня, но в 1918 она была разрушена, и на ее месте была возведена галерея в виде колонного зала с кенотафом (саркофаг) на постаменте.

После бомбардировок в 1944 году могила Канта в Калининграде полностью уцелела, а собор был сильно разрушен, от него остались руины. В годы советской власти могила философа спасла собор от тотального разрушения.

В 1960 году мемориальная могила Канта становится объектом под особой охраной государства, в настоящее время это объект культурного наследия.

Надпись на могиле Канта очень скромная. Выгравировано его имя и годы жизни.

Могила Канта располагается в парковой зоне острова и является одной из самых известных достопримечательностей Калининграда.

Биография немецкого философа

Жизнь и деятельность великого философа тесно связаны с Кёнигсбергом, университетом, островом Кнайпхоф, где он и нашел вечное упокоение.

Иммануил Кант родился в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника в 1724 году. Окончив гимназию, он поступил в университет. Из-за смерти отца ему не удалось завершить учебу, он был вынужден на 10 лет стать домашним учителем.

В 1755 году защитил диссертацию, это дало ему право преподавать в университете.

С 1755 по 1770 год преподает в университете математику, физику и философию.

Умер в 1804 году и похоронен был в профессорской усыпальнице Кёнигсбергского университета.

Музей Канта

Музей философа расположен на четвертом этаже Кафедрального собора, в нескольких выставочных залах представлены экспозиции: «Кант и его окружение», «Кант и Россия», «Мемориальный зал».

История жизненного пути немецкого философа представлена в мемориальном зале. Здесь можно узнать о его увлечениях, научной деятельности, трудах, людях, которые его окружали и которых он любил. В музее подробно рассказывается о местных масонах и обычаях масонских лож XVIII-XIX столетия. Окна музея украшены витражами с символикой масон.

В музее выставлены музейные экспозиции, которые рассказывают об истории острова Кнайпхоф (остров Канта), о Валленродтской библиотеке и Кёнигсбергском универстете, с которым тесно связана научная деятельность Канта.

Как добраться до острова Канта (Калининград)

Добраться до острова можно по Ленинскому проспекту или улице Октябрьской. К острову ведут два моста.

На автомобиле следует двигаться до адреса улица Октябрьская, дом 2.

До остановки «Рыбная деревня»:

  • маршрутное такси № т92, т72, т80;
  • автобус № 45.

До остановки СК «Юность»:

  • маршрутное такси № т75, т93т72, т80, т77, т87, т65;
  • троллейбус № 2, 7;
  • автобус № 49 и 45.

До остановки «Дом культуры моряков»:

  • автобус № 23,7, 44, 37, 108, 11, 27, 106, 12, 14, 8, 17, 9, 19, 1, 21, 18, 30, 10, 36, 49, 159, 3;
  • троллейбус № 5 и 1;
  • маршрутное такси: т64, т93,т85, т66, т89,т67, т69, т87,т71, т90, т77, т62, т83, т86т70,т84, т88, т63;
  • трамвай № 5 и 3.

Где находится могила Канта: как добраться?

Главным ориентиром в поиске могилы немецкого философа является Кафедральный собор. Могила находится у северо-восточного угла собора.

До могилы Канта можно добраться на машине, такси, общественном городском транспорте до моста Медового, перейти по мосту реку к Кафедральному собору.

Кроме острова Канта, где увековечена память о нем и где находится его мемориальная могила, в честь него в городе Калининграде установлены:

  • памятник рядом с университетом;
  • именная кантовская скамейка недалеко от музея Мирового океана;
  • кабинет в здании Калининградского университета (ранее университет Альбертина).

остров Кнайпхоф, Гроссер Домплац 58
сейчас официального названия нет; применяется “Кнайпхоф“
В западной части (башенной) сегодня: православная часовня, евангелическая часовня, музей Собора и музей Канта.
После восстановления неф должен использоваться в многокультурном плане.


История строительства:

Здание-предшественник было возведено после основания Земландского соборного капитула в 1286 года на окраине Альтштадта между Прегелем и Лёбенихтом (где-то между 1297 и 1302 годами). Епископ Йоханнес Кларе (1322-44), для которого эта церковь показалась слишком маленькой, начал где-то в 1327 году на переданной ему восточной половине Кнайпхофа возведение обнесённого стенами епископского двора, к которому позднее в южной части добавились крытая галерея и здание приюта. Далее в сторону Прегеля выросли епископский покой и восточнее от него школа (позднее ставшая университетом), а также госпиталь. Точно установить дату начала строительства Собора нельзя; в 1320 году упоминается о намерении строительства, вероятно епископ Кларе начал производство работ где-то в 1332 году, самое позднее в 1333 году. О его первоначальном намерении, выполнить Собор в виде укреплённой церкви свидетельствует построенная в первую очередь восточная стена хора, имеющая толщину в 3 м. Поверху этой массивной стены должен был быть также построен широкий ход для защитников, к нему же быть пристроены угловые башни. И строительство северной стены поначалу выполнялось до высоты в 2,75 метров с такой же толщиной. Но дальнейшее строительство в таком массивном ключе сорвалось по причине протеста владельца территории, Великого магистра Тевтонского ордена Герцога Людгера фон Брауншвайга. Поэтому верхняя часть северной стены, а также на тот момент ещё не возведённая южная стена имели толщину всего 1,28 м.

Между 1335 и 1340 годом церковный хор был закрыт с помощью “фахверковой” стены в качестве временной меры. После чего храм божий начал как таковой и использоваться. В это время высоко вверху на хорах возник знаменитый фриз, начинавшийся у северной стены, проходивший дальше по восточной и заканчивавшийся на северной (он также исчез полностью, о нём можно прочитать в книге Зайделя).

Предположительно только в этот момент были возведены западные башни (именно этому объяснению поддаётся видное в плане лёгкое смещение / надлом главной оси). Обе башни были построены в 1344 году. Изображений их внешнего вида не сохранилось. Они, скорее всего, возникли по образцу Кульма или Кульмзее. Одновременно работы над продольным нефом, заложенным в виде базилики, продвинулись настолько, что можно было начать возведение деревянного перекрытия и крыши (крыша была готова в 1351 году). Но не успел Собор отстроиться, как при Великом магистре Винрихе фон Книпроде (1351-82) уже началась перестройка: решено было возвести зальную церковь с тремя нефами. Перестройка с возведением сводов продлилась до 1382 года. При этом в среднем нефе исчезли окна, а окна боковых нефов увеличились в высоту.

В 1544 году обе башни сгорели дотла. Их повторное возведение пришлось на время Ренессанса; к южной башне добавилась надстройка с 12 углами, в которой были повешены колокола. Северная башня осталась в подчинённом положении с простыми фронтонами по западной и восточной сторонам. Проекты для обеих были выполнены бывшим придворным столяром Гансом Вагенером. Эти работы были закончены в 1552 году.

В 1564 (или 1568) году на крыше продольного нефа был возведена очаровательная маленькая башенка - коньковый всадник.

В 1650 году основанная уже в 1629 году канцлером Мартином фон Валленродтом библиотека была перенесена в до сих пор неиспользуемое помещение в южной башне под колоколами.

В 1901-07 годах Собор реставрировался под руководством консерватора провинции Рихарда Детлефсена. Целью этой реставрации было восстановление прежнего состояния до 1400 года. Следуя велениям времени, применили всю свою фантазию; например, на юго-восточном углу хора была вновь создана маленькая укреплённая башенка на основании остатков фундамента в стене. Внутри из-под штукатурки были освобождены старые фрески. Кроме того, делалась попытка противодействовать плохому строительному основанию и недостатком заложения (тогда под южной башней была обнаружена просадка глубиной в 1,67 м).

Бомбардировки августа 1944 года нанесли тяжёлые повреждения. Церковь полностью выгорела. Фронтон северной башни и части свода обвалились. Оставшиеся своды могли быть спасены, если бы своевременно были проведены работы по консервации и возведению временной крыши. Но 20 лет ничего не происходило, в это время Собор был подвержен атмосферным воздействиям, и отдан во власть мародёрам; исчезли, прежде всего, в том числе остатки не тронутых пожаром памятником; да и в целом, руина находилась в безутешном состоянии.


В 1972 году были начаты первые работы по поддержанию сооружения. Однако в 1975 году в продольном нефе всё-таки обвалился последний пролёт. И только с 1976 г. начались определённые работы по консервации, например., перекрытие и дозакладка стен. Восстановление, как таковое, началось только в 1990 г.

Строительное описание

Западные башни.

Западный фронт разделён на три части на южную и северную башню и срединное строение. Оба нижних этажа образуют собой сквозной цоколь. Так на входном этаже и возникли три простых помещения с крестовыми сводами, соединённые между собой и продольным нефом. Среднее помещение служит вестибюлем. В нём находится круглая, очень оригинальная в оформлении башенка с лестницей, ведущей на верхние этажи. Среднее помещение второго этажа было перекрыто ныне реконструированным ребристым звездообразным сводом. Этажом выше находилась Валленродтская библиотека в помещении южной башни (прямо под звонницей) и в помещении посередине. Одно из помещений было расписано, а в другом были сделаны фигуры и резьба по дереву в стиле барокко. Помещение в северной башне раньше не использовалось. Во всех трёх помещениях ныне разместился музей Канта.

Названное трёхчастное деление на две башни и среднее сооружение почти никак не отражается на фасаде. Скорее фасад разделён вплоть до оснований башен двумя узкими, но заметными декоративными лентами на горизонтальные фрагменты, которые частично лишают готические окна возможности производить впечатления стремления вверх. Внизу в проходящем под двумя этажами цоколе преобладает закрытая кирпичная стена, которая несколько оживляется 11 осями готических форм по типу стен продольного нефа, из которых только три являются настоящими окнами, а остальные выполнены в виде слепых аркад (из которых позднее две были наполовину перекрыты контрфорсами). Лежащий выше второй (или средний) фрагмент более интересен. Между двумя штукатурными поясами встроено тесно друг к другу 18 очень высоких и стройных декоративных арок, перекрываемых стрельчатыми арками. В эти высокие декоративные арки на втором, отстоящем назад уровне, устроены другие маленькие декоративные проёмы, разделённые на три этажа. Формы варьируются изысканным образом: по бокам башен, например, внутренние декоративные арки выдаются над двумя “этажами”, при этом удлинённые формы, для повышения размаха, стоят над короткими. И только при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что некоторые из декоративных арок сделаны в виде оконных проёмов. Это показывает, что декоративные арки в первую очередь были средствами оформления, а не предназначались для имитации окон.

И только над вторым декоративным поясом следует башенная зона с её разделённым на пять частей средним фронтоном, два пилястра которых начинаются уже между декоративными арками и расположены в противовес к горизонтальным декоративным поясам. Обе башни не смогли быть возведены на большую высоту из-за плохого строительного основания. Они так и остались башенными культями со ступенчатыми фронтонами с двухскатными крышами между ними. Эти фронтоны были снесены после пожара 1544 года. На квадратном основании южной башни была возведена двухэтажная надстройка с 12 углами, на которой только в 1552 году был построен шпиль, покрытый плоской черепицей. Интересно, что на смену готическим окнам пришли формы ренессанса, дополнившись полуциркульными арками с маленькими замковыми камнями. Да и северная башня, восстановленная с простым фронтоном, выказывает типичные формы ренессанса.

Продольный неф. По характеру своего плана Собор следует схеме орденских церквей с трёхнефной приходской церковью и однонефным хором с прямым завершением, но без крипты (подземной часовни). По первоначальной концепции приходская церковь была сделана в виде базилики с высоко расположенными окнами в среднем нефе. Над ней был выстроен простой деревянный потолок. Контрфорсы поначалу не предусматривались, они были добавлены только после появления сводов.

Церковь с тремя нефами и пятью пролётами производила впечатление простора, хотя в ней и не было того стремления вверх, имевшего место быть в южно- и западногерманской поздней готике. Но при высоте в 17 м соотношение ширины к высоте как почти 1:1,5 заслуживает внимания. Более низкие боковые нефы позволяют только угадывать историю их возникновения из прежних форм базилика. При повышении внешних стен окна были продлены, а уже имевшийся декоративный ряд был на юге продолжен в вертикальном направлении, на севере он был удвоен. Как и в нижней части западного фронта, в каждом пролёте было сделано только одно окно. Для более удовлетворительного оформления пространств между двумя контрфорсами, вбок от окон были добавлены декоративные арки (которые были закрашены раньше, а при реставрации в 1907 году были дополнены разукрашенными ажурными орнаментными формами). При перестройке под приходскую церковь были возведены новые, богато профилированные колонны, которые в основании были слегка вытянуты. И только их цоколи из песчаника остались со времён первоначальной базилики. Колонны переходили без пят в арки, нёсшие звездчатый купол из 12 частей. Купола боковых нефов имели своеобразную форму: Средняя нервюра в форме грушеобразного ребра (*) пересекала всё пространство, с обеих сторон к ней по сводам примыкали сегментные своды. После 1500 года восточный пролёт северного нефа обвалился. При повторном возведении было вновь отдано предпочтение звёздчатому своду. Внутренние поверхности стены из обожённого кирпича и колонны были оштукатурены и частично разукрашены. Уже в 1833 году на хорах и в 1863 году в приходской церкви были обнаружены настенные росписи, другие были найдены при реставрации в 1907 году.

На западном завершении среднего нефа в 1717 году было построено возвышение для органа, которое было в 1833 году расширена до певческой эмпоры. Будучи высотой чуть более 3 м, она поначалу закрывала входящему полный вид на церковный неф. Сам орган был сделан в 1721 году Йошуа Мозенгелем.

На востоке средний неф завершался триумфальной аркой, высота которой примерно соответствует высоте самого низкого хора. Первоначально здесь стоял леттнер высотой в 4 м, имевший два прохода. Позднее проём был увеличен, а на этом месте устроен алтарь в стиле ренессанса, который был расширен с добавлением элементов барокко.


Разрез по хорам. Разрез по продольному нефу.

По обратной стороне гробнцы герцогу Альбрехту. По состоянию на 1350г. (примерно)

Состояние 1340-1944 года (гробницы с 1571г)

Однонефный хор длиной в пять пролётов показывает особенно сегодня, когда его мощная кирпичная конструкция ничем не прикрыта, свой характер оборонительного сооружения. Его “оборонительная” функция использовалась французами в период оккупации в 1807 году, когда они короткое время надругались над ним, приспособив под военную тюрьму. После переустройства под нормальную церковь, которого вскоре после начала строительства потребовал Великий магистр, южная стена, вероятно, стала выше на 2,60 м выше северной. Из-за чего стропильная ферма, которая расположена над хорами несоосно, оказалась неровной. С самого начала было предусмотрено возведение сводчатых перекрытий над хорами, о чём свидетельствуют выполненные вместе с внешними стенами контрфорсы. Подпятные камни звёздчатых сводов в виде тонких колонн примыкали к стене на длину 2,80 метра.


Внутри хоры были разделены решёткой: два восточных пролёта образовывали высокий хор; с момента похорон герцога Альбрехта здесь возник княжеский склеп. Три оставшихся пролёта были доступны для всех и образовывали нижний хор, здесь был также и сиденья для хоров.


Внешне южная сторона хоров была выполнена с меньшим количеством украшений, здесь, скорее всего, раньше находилась крытая галерея. А вот северная сторона, выходившая на Альтштадт, была выполнена с использованием больших средств с профилированными окнами и контрфорсами. Верхнее завершение боковых стен по своему расчленению соответствовало поначалу планировавшейся крытой галерее. На севере это были полуциркульные, на юге декоративные стрельчатые ряды. Вместе с новой конструкцией крыши они были восстановлены в 1997 и 1998 годах.

Общая часть

Продольный разрез.

Состояние на 1907 - 1944г


Кёнигсбергский собор вряд ли является тем строительным сооружением, которое могло бы произвести впечатление своими особенно удачными пропорциями или единым художественным оформлением. Значение Собора более проявляется в качестве мощной орденской церкви, которая - в соответствии с требованиями времени - постоянно перестраивалась и формировалась по-новому со врёмен готики до времён барокко, пока в начале 20-го века не подверглась основательной реставрации в соответствовавшей тому времени манере.

Бросается в глаза большая длина 98 м, которая обозревалась лучше всего в 1994 году, когда башни снова достигли своей прежней высоты, а продольный неф и хоры присоединялись к ним в виде “низкой” руины, которая всё тянулась и тянулась в длину. Из-за вновь восстановленной очень высокой крыши это впечатление “бесконечности” притупляется, и мощь здания может быть теперь воспринята во всём объёме. В особенности южная башня с её шпилем, которая до 1997 года благодаря своей высоте представлялась в известном смысле даже в более выгодном свете, производит впечатление придавленности, подчинённости длинному церковному нефу.


В полные фантазии времена перестроек и нового оформления в конце 19-го века были проекты воздвижения обеих башен в “готическом” смысле, т. е. более высокими (что в других местах уже произошло, а в Кёнигсберге к счастью нет). Нельзя и представить себе, чтобы высокие башни смогли создать баланс с очень удлинённым нефом. Так башенная сторона со шпилем и шанцом являются всего лишь показной витриной в лучшем смысле этого слова: начавшись с готического стремления ввысь с высокими рядами окон и узкими декоративными арками над ними представленными наверху в эпоху ренессанса, это стремление успокаивается широким фронтоном северной башни и компактными полуциркульными окнами южной башни. Ну а далее в качестве точки над “i” на всём стоит двенадцатиугольная надстройка южной башни с её острой пирамидальной крышей - элементы, которые ещё раз привязываются к готическому стремлению ввысь.

Пристройки

Как и все средневековые церкви, собор в Кёнигсберге обрёл несколько пристроек:

Часовня для крещения была пристроена в 1595 году. Два контрфорса северной стены продольного нефа были связаны друг с другом, а всё помещение было перекрыто деревянным сводом. В качестве разделяющей стенки от бокового нефа была взята форма, типичная для ренессанса: на парапете были поставлены в два ряда одиннадцать стройных ионических колонн с античной системой балок. Проём посередине венчался полуциркульной аркой.

Ризница была пристроена в углу между южной стеной бокового нефа и хорами. Она состояла из собственно ризницы со сводом и вспомогательного помещения, доступ к которому был возможен только снаружи. На стенах основания обеих помещений нынче возникла вспомогательная комната для технических приспособлений, выполнения из кирпича другого типа.

Профессорская усыпальница. С 1558 года все профессора стоявшего напротив университета имели право быть похороненными в открытой галерее по северной стене хора. Иммануил Кант был в 1804 году последним, кто торжественно нашёл здесь свой вечный покой. В 1809 году был возведена открытая прогулочная галерея, но из-за плохого состояния она была снесена в 1880 году. Над местом захоронения Канта был воздвигнут маленький зал с двумя фронтонами в готическом стиле, который, правда, вскоре тоже пришёл в негодное состояние. И только на великий юбилей Канта в 1924 году на том же месте было воздвигнуто новое достойное сооружение.

Сегодняшнее состояние

Внешний вид собора с помощью реставрационных работ большей частью восстановлен (если не принимать во внимание состояние кирпичной стены, неудовлетворительные работы по её улучшению и не всегда правильно выбранную форму и материалу покрытия контрфорсов, крыши, шпиля башни и ризницы). Окончательная реставрация внешней части стены началась в 1999 году, при этом места с недостаточно хорошим исполнением во времена ранних реставраций должны быть также обновлены.

Во внутренней части хоров и приходской церкви (оба перекрыты крышей из лёгкой металлической конструкции, боковые стены закреплены стальной конструкцией) можно было видеть ужасающее состояние, в котором Собор был ещё в 1976 году при начале работе по консервации или в 1990 году, начале собственно восстановления.

Всё весьма богатое внутреннее убранство сгорело ещё в 1944 году, своды обвалились один за другим, стены из обожённого кирпича представляются голыми без штукатурки, боковые стены, хотя ещё имеются, но стоят криво и при высоте в 17,7 м отклонились от вертикали до 42 см. Даже поначалу сохранившийся пол был разрушен при первых работах по консервации. Эпитафии на стенах, которые вышли из войны относительно целыми, только в последующие годы были разрушены до неузнаваемости.

Но кривизна внутренних стен не является следствием отсутствия работ по их поддержанию, это проблема, которая с самого начала работ по возведению собора в 14-м века доставляла хлопот. Строительный грунт острова на Прегеле состоит из земляной насыпи, 3-4 метрового слоя торфа, а под ними идёт шлам и песок-плывун. Эти слои отнюдь не могут быть несущими. Внешние стены стоят на арочных устройствах, и только колонны, скорее всего, стоят на сваях.

Интерьер

Памятник герцогу Альбрехту по сотсоянию на 1945г.

Это я.))) Таким запомнило его наше поколение............


Упомянутый богатый интерьер, постоянно обогащавшийся с 14 по 19 век, был в 1944 г. и первые послевоенные годы почти полностью уничтожен. Остались только части отдельных эпитафий и склепы в стене.

Почти вся восточная стена по-прежнему занята памятником герцогу Альбрехту (он остался почти без повреждений после бомбардировок, но потом все фигуры, гербы, колонны и прочие украшения были растащены, на сегодня остался только голый архитектурный каркас - 11 м высотой, 12,5 м шириной). Этот памятник считается одной из главных работ скульптора Корнелиса Флориса из Антверпена (1513 - 1575), он был сделан в Антверпене. Герцог Альбрехт умер в 1568 году, на памятнике стоит год 1570, а установлен он был в 1571 году. Образцом служили итальянские могилы расцвета ренессанса, которые в свою очередь корнями уходят в Древний Рим.

Среднюю часть образует большая полуциркульная ниша, окружённая по бокам четырьмя маленькими нишами, перед которыми расположены коринфские колонны с конструкцией перекрытия. Роскошный саркофаг стоял в большой нише, на его плите стоял на коленях герцог, молившийся перед алтарём. В боковых нишах стояли аллегорические фигуры. Под завершавшим всё фронтоном находилось очень реалистичное изображение Страшного Суда. Фигуры были сделаны из белого алебастра, архитектурные части из бельгийского известняка.

Из более чем 100 эпитафий, прежде расположенных на внешних и внутренних стенах, сохранились только немногие. Внутри кроме памятника Альбрехту на хорах на южной стене можно видеть только остатки двух эпитафий. Плиту для эпитафии князю Богиславу Радзивиллу (умер в 1669 году) и его супруге Анне Марии, урожд. княжне Радзивилл (два больших венка с надписями и два бюста в натуральную величину отсутствуют); потом архитектурный остов эпитафии герцогине Анне Марии, второй супруги герцога Альбрехта (умерла в 1568 году); и здесь недостаёт надписей и фигурных украшений.

Изображённая ниже круглая лестничная башенка в сенях уже упоминалась. Квадратные колонны дают возможность видеть винтовую лестницу. В нижней части и под крышей полуциркульные своды так переплетены друг с другом, что из них образуются маленький стрельчатые своды. Бёттихер писал: что “башенка так оригинально придумана, что ничего похожего поставить рядом нельзя”. Переплетённые в виде стрельчатых сводов арки - одно из изобретений норманнской архитектуры на Сицилии в 11-м и 13-м веках.

Эпитафии

лучше сохранились на внешних стенах, так как они в большинстве своём не содержат никаких роскошных архитектурных деталей и никаких фигурных украшений, а просто вправлены в стену в виде плит. Они отреставрированы и законсервированы в 1995/96 годах.


Начнём с южной стороны собора:

Снаружи на последнем, восточном пролёте продольного нефа в нижней части декоративного окна закреплена простая табличка в честь Сары Брегелиа; она состоит только из надписи, обрамлённой в рамку.

Дальше, уже на внешней стене хоров во втором пролёте (к востоку от пристройки бывшей ризницы) есть хорошо сохранившаяся (хотя и в трёх местах разломанная) эпитафия Сюзанны фон Калькштайн. Над надписью два герба; плиту обрамляет изречение в виде рамки по всем четырём.


У пятого, последнего пролёта хоров находится эпитафия канцлера Йоханна фон Кройтцена и его жены Йеофемии, урождённой Дамерау; над надписью видна сама пара, на нём рыцарские доспехи, а на ней длинное платье и ожерелье вокруг шеи; выше ряд гербов.


Теперь перейдём к восточной стене хоров: там висит, вблизи от кантовского портика, хорошо сохранившаяся эпитафия Урсулы фон Пудлитц, урождённой фон Грюнберг, супруги благородного господина Ведиго Раймар цу Пудлитц, год смерти - 1612. Над надписью в углублении вправлены оба герба.

Другие эпитафии находятся на обращённой к городу северной стороне Собора. В предпоследнем пролёте (рядом с могилой Канта) на внешней стене сильно размытая эпитафия Альбрехта барона фон Киттелитца, регента и ландхофмейстера (можно с трудом распознать фигуры со сложенными руками).

Следующая эпитафия расположена на стене хоров и сохранилась лучше, она посвящена Коэлестину Ковалевски (располагавшийся над надписью медальон ныне отсутствует).

Ну и под конец во втором пролёте стидим хорошо сохранившуюся эпитафию Андреаса Фабрициуса. Она оформлена богаче с гербом посередине, обрамлённым сводом эпохи ренессанса. На ней также изречение, которое заключает как рамка всю плиту по четырём сторонам.

На северной стене продольного нефа на пятом восточном пролёте расположены сразу две эпитафии: первая не идентифицирована и состоит только из рамки. Вторая рядом, богато оформленная, посвящена Маттиасу Стоиусу. Эта напоминает своим разделением на две части и маленьким фронтоном поверху эпитафии в церковном помещении.

Последняя эпитафия расположена слева от окна 4-го пролёта (пролёта восточнее часовни для крещения) и посвящена Кристоферу Пройссу и его супруге Йеофемии Столпиане. Она обрамлено бросающейся в глаза рамкой.

Внутри хоров на полу находилась могильная плита великого магистра Тевтонского ордена Лютера фон Брауншвайга (поначалу она было временно обнесена досками). Эта плита с надписями в нескольких местах разломана. В 1998 году она была сфотографирована для реставрации.