Московская сретенская духовная семинария. Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов

Сошествие Святого Духа на апостолов

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков , в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?" И в недоумении говорили: "они напились сладкого вина".

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "что нам делать, мужи братия?"

Петр ответил им: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов .

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников .

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Деянии Свв. Апостолов, гл. 2, гл. 14, 23.

Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Св. Православною Церковью, как один из величайших праздников, в пятидесятый день после Пасхи (потому что Дух Святой сошел в 50-ый день после воскресения Иисуса Христа) и потому называется Пятидесятницею , или Троицыным Днем , так как с этого дня раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы, и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа .

В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью, а во время Богослужения стоять с цветами, выражая этим нашу радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым и Животворящим (дающим жизнь) Духом обновил людей, родил их (через крещение) в новую жизнь (цветы и зелень - знак жизни).

Следующий день, после Троицына Дня; называется Духовым Днем и посвящен прославлению Святого Духа.

Тропарь праздника.

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе.

(Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и через них уловил (привлек к вере) вселенную (весь мир). Человеколюбче слава Тебе.)

Благословен - достоин прославления; Иже премудры ловцы явлей - Который рыбарей, т. е. апостолов сделал премудрыми; теми уловлей вселенную - через них уловивший, т. е. привлекший к вере вселенную.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деян. 2 Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, единодушно находились в Сионской

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Сошествие Святого Духа на апостолов После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией

Из книги Главная тайна Библии автора Райт Том

Сошествие Святого Духа 2 При наступлении дня Пятидесятницы все они вместе были там же. 2Тут с неба внезапно раздался шум словно несущегося урагана, и весь дом, где они сидели, наполнился им. 3И им стали видны разделяющиеся языки, будто огня, и он опустился на каждого из них по

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Сошествие Святого Духа на Апостолов Иннокентия, Архиеп. Херсонского. 1. Когда мы говорим, что Дух Святой сошел на Апостолов, то первее всего должно помнить, что сошествие Его не должно представлять подобным сошествию или пришествию человеческому. Дух Святой, как Бог, есть

Из книги Проповеди. Том 2 автора

Сошествие Святого Духа на Апостолов Фаррара. Было раннее утро. Прежде чем «третий час дня» вызвал всех в храм на утреннюю молитву, т. е. 9-й час утра (срав. Лук. 24, 53; Деян. 2, 46; 3, 1), верующие, в числе ста двадцати человек, собрались еще раз, по обычаю, в «верхней горнице».

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

Сошествие Святого Духа Еп. Феофана. Сошествие Святого Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом. Припомните пророчества Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его, совокуплялись кости с костями, как они покрывались потом жилами,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Сошествие Св. Духа на Апостолов (Деян. II, 1-11) Н. У-ского. По заповеди Иисуса Христа (Деян. 1, 4), Апостолы, а вероятно и все те, которые, по особенному смотрению Божию, удостоились быть свидетелями Его вознесения на небо, ожидали обещанного Иисусом Христом обетования Отча в

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

СЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА Сошествие Святого Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом. Припомните пророчество Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его совокуплялись кости с костями, как они покрывались потом жилами, плотию и

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Сошествие Святого Духа Наступил день Пятидесятницы, и пребывали все они вместе, 2 когда внезапно с неба донесся шум, как от порыва ветра огромной силы, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И увидели они нечто похожее на языки пламени, которые, разделившись, снизошли по

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Глава 9 СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА НА АПОСТОЛОВ Замечания евангелистов об Утешителе, имеющем облечь апостолов силой свыше (Лк. XXIV, 49; Ин. XIV, 16–17; XV, 26; XVI, 7), послужили ближайшим поводом к тому, что изображение сошествия Св. Духа на апостолов, явившееся под непосредственным влиянием

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница) Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память дарования евреям Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, находились в

Из книги автора

Сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви Апостолы после Вознесения Христова постоянно находились в Иерусалиме, ожидая исполнения обетования Спасителя о даровании им Духа Святого. На десятый день после Вознесения, когда все апостолы были собраны вместе,

Из книги автора

СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ Перед Своим вознесением на Небо Господь наш Иисус Христос обещал апостолам послать им Святого Духа, Который утешит их и научит. Для этого Господь не велел никому из апостолов уходить из Иерусалима, а быть всем вместе и ожидать, когда

Из книги автора

Сошествие Святого Духа Все последние дни апостолы не уходили из Иерусалима. Они собрались все вместе в храме и молились Богу.И вот в праздник Пятидесятницы, которая наступает на пятидесятый день после Пасхи, услышали они шум снаружи, да такой сильный, как будто ураган

Из книги автора

О сошествии Святого Духа на апостолов, сказанное в день Святого Духа Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города - это только движение воздуха со

На 50-й день после Пасхи Православная Церковь отмечает день Сошествия Святого Духа на апостолов (День Святого Духа), день Пятидесятницы (Троицын день, Троица) — что означает праздник Пятидесятница, его история, смысл и традиции.

В день, когда Дух Святой сошел на апостолов, родилась христианская Церковь, поэтому это еще и день рождения Церкви.

Господь наш Иисус Христос, еще во время Своей земной жизни, обещал апостолам ниспослать им с неба Святого Духа. Апостолы, которые всегда с верою слушали слова Спасителя, не сомневались, что и это обещание Его вскоре исполнится.

Возвратившись в Иерусалим после вознесения Господа на небо, апостолы все время проводили в молитве, чтобы достойно приготовиться к принятию обещанного им Божественного Утешителя (Святого Духа).

Однажды, когда они все вместе молились в горнице того самого дома, в котором, как говорит предание, была совершена «тайная вечеря», внезапно сделался шум с небеси, как бы от несущегося сильного дыхания ветра, и Дух Святый в виде огненных языков низошел на каждого из апостолов.

Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV в.

В тоже время апостолы начали прославлять Бога на разных наречиях, которые до того времени им не были известны; кроме того, они чувствовали, что готовы были проповедовать учение Иисуса Христа, не страшась ни угроз, ни мучений от неверующих.

Событие это случилось в день Иудейского праздника Пятидесятницы, на который обыкновенно собиралось в Иерусалим из различных, стран и городов, множество Иудеев (Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях).

Услышав шум, происходивший в горнице апостолов, все они собрались к дому апостолов, и некоторые из Иудеев, не зная, что случилось, но видя, как апостолы говорят что-то непонятное, удивлялись и думали: уж не испили ли они вина.

Заметив это, Св. апостол Петр, объяснил всем собравшимся случившееся событие, и после его проповеди 3000 человек уверовали в Иисуса Христа, т. е. сделались христианами. Старейшины Иудейские хотели оклеветать пред народом учеников Иисуса Христа, как некогда они клеветали на Него Самого, но теперь злоба Иудеев была бессильна.

Так начало устанавливаться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Пятидесятница

В память этого события установлен, праздник, еще со времен апостольских. Праздник, этот, бывает, не всегда в один и тот же месяц, в одно и то же число, но приходится всегда в воскресенье, через семь недель, т. е. через пятьдесят дней после первого дня Пасхи, отчего он и называется Пятидесятницей.

Этот праздник, совершается через пятьдесят, дней после Пасхи, потому что Дух Святый сошел на апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа из мертвых. В этот же день праздновалась тогда Пятидесятница ветхозаветная, бывшая прообразом новозаветной.

Там гора Синай, гром, молния и закон. Здесь Сионская горница, «шум яко носиму дыханию бурну», огненные языки, благодать и истина Нового Завета.

День Святой Троицы

Обыкновенно праздник этот называется «Троицыным днем», потому что чрез это сошествие открылся людям Триединый Бог в трех лицах: Отец, Сын и Св. Дух - Троица единосущная и нераздельная.

Есть предположение, что название Троица, Троицын день, закрепилось после того, как в Троицком соборе в этот день стали чествовать икону «Троица» А. Рублева при преподобном Сергии Радонежском, являвшимся его учителем и вдохновителем.

С тех только пор день Святой Троицы, как литургическое творчество именно русской духовной культуры и даже определённее - как творчество Преподобного Сергия, стал отмечаться во всём православном мире как двунадесятый праздник.

Напомним, что до этого времени Византия не знала такого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон. Праздновали просто день Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня. …

Но с XIV века он делается на Руси, а затем и во всём православном мире, праздником Пресвятой Троицы, выявляя свою онтологическую суть. Таким образом, праздник Пресвятой Троицы впервые появился у нас, на Маковце, в качестве местного храмового праздника Троицкого собора, как чествование «Троицы» Андрея Рублёва. "Неугасимая свеча", Глава III. Троица. Протоиерей Леонид Константинов. Белгород, 2014 г.

Троица. Андрей Рублев

Сначала люди знали одного только Бога-Отца. Бог-Господь являлся и Адаму в раю, и Аврааму в виде странника с двумя своими Ангелами, и Моисею, на горе Синае, когда давал заповеди.

Потом узнали люди и Сына-Божия, Господа Иисуса Христа, когда Спаситель родился на земле от Пресвятой Девы Марии, Богородицы, и жил между людьми, как обыкновенный человек. Наконец узнали люди и Бога-Духа Святого, когда Он, в виде огненных языков, сошел на апостолов.

Духов день

Праздник этот не заканчивается одним днем - воскресеньем, но продолжается и в понедельник, который называется «Духовым днем»; также в церковных службах вспоминается он и в прочие дни до недели всех Святых.

В Духов день не вспоминается никакого другого события из священной истории, но только прославляется Святый Дух, который видимо сошел на апостолов и собою просветил, и вразумил их.

Это потому, что в нашей православной церкви, после главнейших праздников в воспоминание священных событий, на следующий день прославляется то лицо, через которое главным образом совершилось это событие.

Так на другой день после праздника Крещения Господня празднуется память Св. Иоанна Предтечи, который крестил Господа. На другой день Сретения празднуется память святых праведников Симеона и Анны пророчицы, которые сретили (встретили) Господа во храме.

Богослужение

Богослужение в Троицын день несколько отличается от обыкновенного богослужения. На обедни, пред чтением Деяний апостольских, поют не «Святый Боже…», как на обыкновенной литургии, а «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» - что по-русски значит, «вы, которые крестились во Иисуса Христа, вы облеклись во Христа».

Песнь эта поется в Троицын день потому, что в первые века христианства новообращаемые христиане (из Иудеев и язычников) крестились обыкновенно в самые большие праздники, как то: в Рождество Христово, в день Крещения Господня, в Пасху и Пятидесятницу.

После обедни тотчас же служится торжественная вечерня, в песнопениях которой прославляется Святая Троица и видимо сошедший на апостолов Св. Дух. На этой вечерни, священник, преклонив колена, читает в царских вратах молитвы, написанные Св. Василием Великим в четвертом веке.

Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943) Троицын день. 1911 г

В этих молитвах мы испрашиваем прощения грехов, молимся о даровании нам благодати Святого Духа и о царстве небесном всем с верою умершим. Весь народ, предстоящий в церкви, слушает эти молитвы с благоговением, также преклонив колена.

Обычай украшать храмы и дома

К особенностям праздника Пятидесятницы принадлежит еще обыкновение украшать в этот день зелеными ветвями и цветами храмы Божии и дома.

Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы

Обыкновение это произошло оттого, что ветхозаветные, т. е. жившие до Рождества Христова, Иудеи в свой праздник пятидесятницы, воспоминая дарованные им через Моисея заповеди Господни (в то время, когда они были еще на пути в землю Обетованную и жили в шалашах (кущах), устроенных из древесных ветвей), - украшали дома свои зеленью.

Сошествие Св. Духа совершилось, как мы уже сказали, в день Иудейской пятидесятницы, и апостолы, которые были родом Евреи, тоже украсили свою комнату зелеными ветвями. В воспоминание этого церковь христианская и до сих пор сохраняет этот обычай.

Степура Елена Илларионовна (род. 1979) Троицын день. 2008 г.

Украшая храмы и домы зелеными ветвями, мы как бы посвящаем первую весеннюю зелень Святому Духу, Который дает жизнь всему, а, следовательно, и деревьям, и цветам. Отдание Троицы происходит через неделю, в следующую субботу.

Что можно и что нельзя делать на Троицу

  • Троицкая суббота — вселенская родительская суббота перед Днём Святой Троицы, день всеобщего поминовения усопших, одна из двух вселенских суббот в году. Утром после Божественной литургии в храмах служат общую панихиду.

Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о иже во аде держимых. Св. Василий Великий

В этот день поминают усопших родителей, родных и близких, посещают кладбище, приносят на могилы березовые ветки, цветы, устраивают поминальную трапезу.

Источники:
  1. Главнейшие праздники Православной Церкви. Журнал «Мирской Вестник» СПб, 1865
  2. Неугасимая свеча, Гл. III. Троица. Протоиерей Леонид Константинов. Белгород, 2014 г.
  3. Протоирей Иоанн Яхонтов, СПб, 1864

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?" И в недоумении говорили: "они напились сладкого вина".

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "что нам делать, мужи братия?"

Петр ответил им: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Деянии Свв. Апостолов, гл. 2, гл. 14, 23.

В этот день службы в храме выглядят особо торжественно. Священники одеваются в облачения зеленого цвета, церкви украшают веточками березы и устилают пол зеленью, хор поет праздничные антифоны. Несколько иначе и особо торжественно выглядят и сами церковные богослужения. Но это лишь внешняя атрибутика дня Троицы .

В действительности этот праздник имеет особое значение для каждого христианина. Его еще называют Пятидесятницей, Сошествием Святого Духа, Днем рождения Церкви. Чтобы понять смысл этих названий и суть праздника, надо обратиться к историческому контексту и Священному тексту.

Что произошло в Сионской горнице с апостолами?

В начале Книги Деяний евангелист Лука повествует:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Пятидесятницей у евреев назывался 50-й день после Пасхи. В этот день израильтяне вспоминали, как на горе Синай Моисей получил от Господа скрижали с 10 заповедями.

Именно поэтому в Иерусалиме собралось множество иудеев, проживающих в разных уголках империи. Они услышали шум порывистого ветра и разные голоса. Чтобы разобраться, в чем дело, шли «на шум» к Сионской горнице, где и пребывали апостолы. Увиденное и услышанное особо удивило иудеев: ученики Христа, восприняв благодать, говорили разными языками, так что каждый собравшийся в доме слышал свое наречие.

Но как можно было объяснить это явление в день Пятидесятницы? Кто-то даже выдвинул версию: они опились вина. Но в Иерусалиме был только третий час — по-нашему 9 утра. Да и внешний вид учеников Спасителя свидетельствовал обратное.

Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся с проповедью о Христе и объяснением происходящего. Исполненный Святого Духа, он говорил твердо, горячо и уверенно.

Тот Петр, который несколько лет назад был еще простым рыбаком Симоном. Тот Петр, который шел по воде навстречу Христу и, усомнившись, начал тонуть. Тот апостол, который трижды отрекся от Христа прежде, нежели пропел петух, и потом всю жизнь каялся в содеянном.

Как Святой Дух изменил апостолов?

Но после событий в день Пятидесятницы Петр кардинально изменился. Его проповеди имели такую силу, что после них за один день по 3-5 тысяч людей приходили креститься. Да и сам апостол настолько открыто исповедовал Христа, что при жестоком правителе Рима Нероне принял мученическую кончину. Согласно преданию, святой Петр считал себя недостойным умереть так, как Христос. Поэтому он попросил перевернуть его крест головой вниз.

Это лишь один пример того, как изменились апостолы после сошествия Святого Духа. Каждый из двенадцати обрел особую благодать. Она заключалась не только в понимании разных языков. Сердца апостолов наполнились особой духовной радостью и любовью к Богу. Их связь с Богом была настолько прочной, что они не могли не делиться с другими этой благодатью, не проповедовать, не исцелять больных, не повторять подвиг Христа.

Вчерашние рыбаки и малограмотные люди вдруг стали пламенными проповедниками. Они за короткое время смогли сделать то, что не удавалось мудрым военачальникам и сильным правителям. Проповедуя слово Божие разным народам на разных языках, они объединяли людей. Но не вокруг идей благополучия на земле и мирового правительства, а вокруг Христа. Все это происходило благодаря действию Святого Духа.

Так возник особый духовный организм — Церковь. Поскольку все начиналось именно с сошествия Святого Духа на апостолов и новой проповеди преобразившегося апостола Петра, то праздник еще называют Днем рождения Церкви . Конечно, понимание Церкви Христовой никак не ограничивается стенами и сводом храма.

Церковь Христова ≠ храм

Филарет Дроздов пишет, что Церковью является от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.

Хоть это определение не исчерпывает смысл понятия, но оно расставляет акценты:

  1. Церковь установлена Богом.
  2. Она представляет собой объединение людей, некую соборность, отдельный организм. Все члены Церкви верят в Бога, живут по Писанию и заповедям и, соответственно, участвуют в Таинствах.

В Деяниях написано, что после Сошествия Святого Духа, когда ученики образовали Церковь, они проповедовали, молились и преломляли хлеб — совершали Евхаристию.

Чтобы стать членом Церкви сегодня, надо креститься. Во время совершения Таинства крещаемый молитвенно отрекается от сатаны и «сочетается Христу». После этого над ним совершается миропомазание. В этом Таинстве на взрослого или ребенка ниспосылается благодать Святого Духа.

Как апостолам и первым христианам, современным верующим невозможно пребывать в Церкви без принятия Святых Даров. Ведь благодаря Евхаристии верующий получает особый дар — соединение с Христом.

Вот такую Церковь — боговдохновенный организм во главе со Спасителем — и создал Христос.

Для этого с небес сошел Святой Дух и просветил учеников Христа. Для этого апостолы пошли на проповедь. Чтобы каждый человек мог принять Божественную Истину, преобразиться — стать членом Церкви и спастись. В этом и заключается глобальный смысл праздника, который не случайно называется днем Святой Троицы. Такое наименование праздник получил из-за того, что после произошедшего в Сионской горнице уже не было никаких сомнений в том, что христианский Бог — это Троица. Одно существо в трех Лицах.

День Святой Троицы и тайна Святого Духа

В Ветхом Завете преимущественно, но не только, говорится о Боге Отце. В Евангелии главный акцент делается на воплощении Сына Божьего.

Это отнюдь не значит, что Священное Писание не упоминает о Святом Духе вплоть до Книги деяний. Вовсе нет. Но ученики Христовы и будущие читатели Священного Писания словно готовятся к тому, чтобы понять, как действует Святой Дух на человека.

Показать еще

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.

Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать" (Деян. 2, 2 -4; см. также далее).

Также Пятидесятницей называют пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин. 20, 24 –29). Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница . Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15, 40 -41; Мк. 16, 1 -8). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5, 1 -15). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин. 4, 5 -42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин.9:1-38). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне . В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора . Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой . В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых . С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост . В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди .

История праздника

Кроме Пасхи только еще праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете . Там на 50-й день после Пасхи падал «праздник средмиц», названный так потому, что приходился чрез 7 недель после Пасхи и служивший «праздником начатков жатвы пшеницы» (Исх. 34, 22 ; Втор. 16, 10). Странно, что нигде нет упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему основание ветхозаветной Церкви, теократии, и заключавшему столько параллелизма с воспоминаниями христианской Пятидесятницы . Еще в дохристианское время этот еврейский праздник получил имя Пятидесятницы (2 Мак. 12, 32 . Иосиф Флавий, Древности III. 10, 6). Выражение cв. Луки: «Егда скончавашася дние Пятидесятницы» (Деян. 2, 1) производит впечатление, как будто и у евреев так назывался весь период от Пасхи до этого праздника.

О судьбе праздника Пятидесятницы на Востоке с до VII в. не сохранилось известий. Что праздник не забыт был здесь в это время, показывает составление в честь его кондака и икосов св. Романом Сладкопевцем (VI в.).

Богослужение

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

Как уже упоминалось выше, об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью писал еще свт. Иоанн Златоуст , этот обычай распространился и в Русской Церкви. Стоит, однако, понимать, что «украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода "о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр." имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев»