Сценарий познавательно – игровой программы для детей «Путешествие Карандаша и Самоделкина в страну Рисовальню. Сценарный план познавательно-игровой программы "ключ к здоровью"

Сегодня каждый детский сад, мини-центр или школа работает по определенной освоенной методике, выбирая ее из сотен разработанных и предложенных специалистами. Воспитатели и учителя обязаны составлять программу развития на предстоящий учебный год, проекты основываются на предпочтениях и направленности дошкольного и учебного заведения.

Игровые программы для детей. Цели и задачи

Современные методики развития ребят как младшего, так и школьного возраста основываются на игре. Специалисты утверждают, что именно играя ребенок лучше усваивает и запоминает материал. Игровые программы для детей нацелены на то, чтобы сделать ребят активными слушателями и инициативными участниками. Проекты такого рода совмещают в себе способы привлечения внимания и расширения кругозора. Играя, достаточно легко передать деткам сведения о природе, мире, обществе. Основные задачи проведения игровых программ, преследуемые преподавателями, - это:

  • организация досуговых и познавательных мероприятий для ребят;
  • вовлечение детей в действия;
  • формирование потребности в правильном образе жизни;
  • предоставление условий для физического, интеллектуального и духовного развития;
  • создание и организация условий для самоутверждения и самореализации.

Игровые программы для детей основаны на различных методах, к основным из которых относятся:

  • беседы на различные темы (познавательные, литературные, исторические, этические, патриотические);
  • мультипликационные показы на конкретную тему;
  • викторины и конкурсы;
  • подвижные развлечения;
  • интеллектуальные занятия (игровая познавательная программа для детей);
  • эстафеты, марафоны;
  • тематические праздники;
  • дискотеки.

В результате участники игровой программы откроют свои творческие возможности, будут вовлечены в новый увлекательный и познавательный мир, приобретут полезные навыки общения, знания и умения.

Игровые программы для детей дошкольного возраста

Все познавательно-развлекательные мероприятия классифицируются по определенным критериям. Одним из основных является возраст детей, на развитие которых нацелена программа. Для дошколят проекты представлены в большей степени развлечениями. К ним относятся игры:

  • дидактические (например "Найди детеныша", "Собери снеговика");
  • по развитию речи;
  • математические и логические;
  • с буквами и словами;
  • экологические;
  • экспериментальные;
  • пальчиковые;
  • на моторику;
  • подвижные;
  • сюжетно-ролевые.

Игровые программы для детей школьного возраста

Имеют более познавательную направленность. Они нацелены на усвоение учебной программы и успешной сдачи тестирования и экзаменов. Большую популярность сегодня обрели игровые программы по изучению иностранных языков, которые способствуют лучшему освоению и запоминанию. По окончании учебного года в продолжается познавательная и развивающая программы для детей летом в основном представлены спортивными досуговыми мероприятиями. Соревнования способствуют активному отдыху и физическому развитию ребят. Чаще всего спортивные мероприятия чередуют с игровыми программами, основной целью которых является выполнение конкретных задач.

«Путешествие Карандаша и Самоделкина в страну Рисовальню».
Сценарий познавательно – игровой программы для детей.

Кабинет оформлен под каморку художника: повсюду развешаны картины, на столиках стоят баночки с красками, карандашами, кисточками, тут же лежат и палитры, стоят мольберты, на центральной стене прикреплены слова «СТРАНА РИСОВАЛЬНЯ».
Появляется волшебный художник Карандаш.
Карандаш: Здравствуйте ребята! А давайте мы с вами познакомимся. Я волшебный художник, и зовут меня Карандаш.
Далее Карандаш поет песню:
Меня зовут Карандашом!
Я с каждым дружен малышом.
Один, два, три, четыре, пять,
Я все могу нарисовать!

И всех ребят, и всех ребят
Я научить рисунку рад!
Но только помни: хороши
Лишь острые карандаши!

Меня зовут Карандашом!
Я с вдохновеньем дружен,
Я очень нужен малышам,
А также – взрослым нужен!
А как вас зовут? (дети представляются)
Карандаш: Ребята, а вы знаете, куда вы попали? (ребята отвечают) Вы попали в удивительную страну Рисовальню. В этой стране, ребята, мы сегодня с вами узнаем много интересного из истории рисования, а также поиграем в разные игры. А поможет мне рассказать, мой замечательный друг Самоделкин. Ребята, давайте его позовем! Са-мо-дел-кин! (зовут).
В аудиторию входит человечек Самоделкин, он поет песню.
Самоделкин: Я мастер украшения
И вам хочу сказать,
Что все свои творения
Всегда готов отдать.

Для этого вам нужно
Понять, кто я таков.
Еще понять, что дружно
Живу средь мастеров.

Когда мы вместе – можем
Украсить все вокруг,
Понять мы вам поможем,
Что красота – наш друг!
Привет, Карандаш! Здравствуйте девочки и мальчики! Я очень рад, что вы меня пригласили в эту удивительную страну.
Карандаш: Мы с ребятами тоже очень рады. Ну что, Самоделкин, давай расскажем ребятам что – нибудь интересное из мира искусства?
Самоделкин: Давай! А начнем мы свой рассказ с удивительной профессии – художник.
Рассказывают, желательно иллюстрировать.
Карандаш: Замечательная профессия – художник! Стоит ему взять бумагу или холст, краски, кисти…
Самоделкин: Ничего не было на бумаге, но вот появились первые линии. Одна, другая, третья…
Карандаш: Бежит кисть по бумаге дальше, и вдруг… голова мальчика. Так на глазах совершилось чудо…
Самоделкин: Художники пишут картины по своему замыслу. Как писатели…
Карандаш: Пишут о детях, о взрослых, о веселых и грустных, беспечных и задумчивых. Пишут о строительстве или, наоборот, о разрушении.
Задание. Вам нужно нарисовать басню. Это задание на смекалку. От каждой команды приглашается по одному художнику: первому нужно нарисовать лебедя, второму – щуку, третьему – рака, четвертому – воз. А теперь скажите, что у вас получилось. (ребята отвечают).
Карандаш: А теперь мы расскажем о том, какие бывают картины.
Рассказывая о картинах и их авторах, Карандаш и Самоделкин демонстрируют картины.
Самоделкин: Эту картину написал В.Ф. Жемерикин, а называется она «Серебряные рельсы».
Карандаш: Посмотрят на такую картину и узнают, как людям трудно было строить железные дороги, дома, но они построили. Многим, наверное, захочется быть такими же сильными, мужественными, готовыми преодолевать любые трудности.
Самоделкин: А вот о другой картине, здесь совсем иначе. Пахнет земля, трава, вечернее солнышко пригревает. Люди немного устали, но довольны, сделано много, земля вспахана. Хорошо… Поужинают и дальше за работу.
Карандаш: Эта картина, ребята, называется «Ужин трактористов», а написал ее А.А. Пластов.
Самоделкин: А на этой картине мы с вами увидим как весело, дружно живут в семье, проявляют заботу друг о друге.
Карандаш: Картина называется «Семья» ее автор Ю.П. Кугач.
Игра. Ребята, этот портрет художник не успел закончить, какого элемента не хватает? (показывает изображение Буратино без носа). Правильно! Сейчас мы с вами поставим недостающий элемент, а именно нос Буратино. Задача каждого игрока – с завязанными глазами поставить в нужное место нос.
Карандаш: В создании картин художнику помогают его верные друзья: краски, кисти, бумага, карандаши.
Самоделкин: Один художник возьмет темные краски – получится картина тревожная, печальная, грустная. (Показ репродукции картины А. А. Мыльникова «Прощание»).
Карандаш: Другой пишет красками разного цвета – и картина играет всеми цветами радуги, так весело, радостно, хочется смеяться. (Показ репродукции картины О.Б. Богаевской «Гости»).
Самоделкин: Третий решил написать картину о дорожниках, чтобы все видели и знали, как они работают хорошо и заботятся о том, чтобы людям было удобно ходить и ездить по дорогам. Все рабочие на переднем плане. Этим художник подчеркнул, что они главные герои произведения. (Показ репродукции картины В.Ф. Жемерикина «Дорожники»).
Карандаш: Творить такое волшебство не каждому дано, лишь тем, кто умеет внимательно смотреть вокруг, видеть красивое, доброе, важное и нужное людям.
Далее Карандаш и Самоделкин задают ребятам вопросы.
Самоделкин: Как называется щит, который поддерживает картину при написании? (мольберт).
Карандаш: Как называются картины, на которых изображен морской пейзаж? (марины).
Самоделкин: Как называется сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет? (витраж).
Карандаш: Под каким номером самая тонкая кисть? (№1).
Самоделкин: Назовите основные цвета. (красный, желтый, синий).
Карандаш: Назовите производные цвета. (зеленый, оранжевый, фиолетовый).
Самоделкин: Назовите холодные тона. (синий, фиолетовый).
Карандаш: Назовите теплые тона. (зеленый, желтый, красный).
Самоделкин: Как называется дощечка для смешивания красок? (палитра).
Карандаш: А сейчас мы вам расскажем о жанрах живописи.
Самоделкин: И начнем мы наш рассказ с пейзажа.
Карандаш: Пейзаж – это жанр изобразительного искусства.
Самоделкин: Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, морской, природный.
Карандаш: Пейзаж – это картина, на которой художник изобразил уголок природы или города.
Самоделкин: Выбор художника обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника.
Рассказывая о пейзаже, Самоделкин и Карандаш показывают примеры.
Карандаш: Следующий жанр живописи, о котором мы вам расскажем, называется натюрморт.
Самоделкин: Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, то есть все, что создано человеком и природой

Карандаш: Способ № 3: рисунок выжигается на фанере через лупу, концентрирующую солнечные лучи.
Самоделкин: Способ № 4: рисунок процарапывается иголкой по черной гуаши, нанесенной на плотный лист картона.
Карандаш: Способ № 5: рисунок вышивается цветными нитками на носовом платке.
Самоделкин: Способ №6: рисунок накапывается разноцветными чернилами с помощью пипетки на бумагу.
Карандаш: Способ №7: рисунок, словно мозаика, собирается на плотном картоне из лепестков различных цветов.
Самоделкин: Способ № 8: рисунок намазывается цветным пластилином на стекло.
Карандаш: Способ № 9: рисунок протыкается иголкой на бересте, на тонкой жести или на плотной слюде.
Самоделкин: Способ №10: рисунок вылизывается языком на тарелке, покрытой тонким слоем джема.
Карандаш: В стрейнджпэйтинг-холле проводятся выставки не только маститых художников, но и начинающих живописцев. Происходит это примерно так. Юных художников собирают вместе. Им рассказывают о готовящейся выставке, о ее необычности и о том, какие существуют способы живописи.
Самоделкин: При этом некоторые техники демонстрируются прямо по ходу рассказа. Затем юные живописцы отправляются по домам и там пытаются освоить какие-либо из перечисленных способов рисования. Все, у кого что-нибудь получилось, приносят на следующий день свои произведения в музей.
Карандаш: Там их аккуратно развешивают или — если картины нельзя вешать вертикально — раскладывают. Потом выставку посещают ценители живописи, они высказывают свои впечатления в специальной «Книге отзывов». Перед закрытием музея особая комиссия награждает авторов лучших работ.
Самоделкин: Говорят, что на последней выставке в стрейнджпэйтинг-холле первый приз получила картина, наплеванная разноцветной жевательной резинкой на черной кожаной куртке. Называлась она «Праздничный салют в ночном небе».
Карандаш: Ребята, а давайте тоже попробуем себя в этом жанре?
Конкурс. Ребятам выдаются различные предметы, из которых они должны сделать картину (например, разноцветная бумага и клей)
Самоделкин: Есть еще необычный вид искусства — нательная живопись.
Карандаш: Как считают некоторые ученые, нательная живопись — это самый древний вид живописи. Есть мнение, что он появился даже раньше, чем живопись наскальная, а если быть более точным, первобытные люди начали раскрашивать свои лица, руки и тела примерно тогда же, когда с этих лиц и тел стала исчезать шерсть.
Самоделкин: Люди словно стеснялись выглядеть не так, как их волосатые и пернатые соседи по джунглям, и поэтому прятали свою безволосость и гладкокожесть под слоем краски. Шли тысячелетия, и люди совершенствовали искусство росписи тела: слой краски превратился в упорядоченную расцветку, в узоры и орнаменты: одновременно с этим изменились типы красок и способы их нанесения.
Игра. «Мы рисуем кляксу». Приглашаются два участника игры. Один рисует кляксу (у него фломастер и альбомный лист), а другому предлагается определить, на что она похожа. Затем приглашается следующая пара.

Игра. «Ошибки художника». На листе бумаги нарисована картина, где все перепутано. Ребята должны найти «ошибки художника».
Игра. «Автопортрет». Ребятам выдаются большие листы бумаги и карандаши. В листах сделаны прорези для рук. Ребята просовывают руки в прорези и пытаются нарисовать свой портрет.

Игра. «Носорог». Вы будете, изображая носорога, рисовать носорога (стоя на четвереньках).

Задание. Это музыкальный аукцион. Вы должны исполнить песни, где упоминаются цвета. Побеждает команда, которая последней исполнит песню.(для игры использовать жетоны).
Самоделкин: Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в стране Рисовальне.
Карандаш: Мы надеемся, что вам ребята понравилось.
Самоделкин, Карандаш: Досвиданья!

Цели:

  • воспитать уважение к труду хлебороба
  • познакомить с народными традициями
  • закрепить знания об осени как времени года

Фон. русской народной песни. Выход ведущих в русских сарафанах.

ВЕД.1: Добрый день, вам, и поклон,

Гости дорогие! Веселья вам да радости!

ВЕД.2: Всех приглашаем! Душевно встречаем!

Давно мы вас поджидаем, да ярмарку не открываем.

ВЕД.1: Ярмарку необычную: ягодно - фруктовую, хлебно-овощную, осеннюю.

ВЕД.2: Ведь осень – это праздник хлеба и овощей, красок и листопада. Время щедрое, урожайное.

(Песенка «Золотая осень» , исп. «Аллегро» )

ВЕД: Осень! Славная пора!

Любит осень детвора. А сейчас давайте вспомним осенние приметы. (Дети называют) А как называются осенние месяцы? (дети отвечают) . Молодцы, ребята. И еще одна примета

Журавли на юг летят.

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Осень, очень просим.

(Танец «В роще» или «Балалайка» .

Выход Осени)

ОСЕНЬ: Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам, и радости!

ВЕД: Здравствуй. Осень! Милости просим!

ОСЕНЬ: Я – Осень золотая,

Спешу на праздник к детям.

Богатым урожаем

Мы этот день отметим.

А сейчас не подкачайте,

На вопросы отвечайте.

Мне давайте вы ответ

Только «да» , иль только «нет» .

  • Вы на ярмарку сошлись? (Дети отвечают)
  • А задором запаслись?
  • Будем петь, играть, плясать?
  • Ну а плакать, причитать?
  • Вам случайно не сто лет?
  • У вас есть мешок конфет?
  • Будем с вами состязаться?
  • А успехов добиваться?
  • Ну, тогда не унывайте
  • И на ярмарке гуляйте!

ВЕД: Осень, вас друзья, зовет.

В развеселый хоровод.

(Хоровод «Месяц –дружочек» )

ОСЕНЬ: Ярмарка наша в самом разгаре. Как бы нас дождичек не разогнал. Дождику вы рады?

ВЕД: Не хотим, не надо!

ОСЕНЬ: Ой, смотрите, упала первая капля дождя. (Дети делают один хлопок в ладоши) . Упала вторая… (Три кали, сильный дождь, дождь с громом. Осень проходит по кругу и опрыскивает детей водой.) Дождь затихает. Упали три капли, две. Упала последняя капля.

ОСЕНЬ: Какой хороший прошел дождик! Теплый, веселый – после такого дождя в лесу появляются грибы.

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит…

И как будто бы скрепит.

Кто бы ни был, заходи,

Да ребят повесели.

Ну. Смелей! Мы ждем гостей,

С ними праздник веселей!

(Фон. сказочная музыка, скрип.

Появляется Грибной Пенек)

ОСЕНЬ: Вот и первый лесной гость к нам на ярмарку пожаловал. Здравствуй, гость лесной – пенек грибной.

(Фон. – скрип, треск. Пенек размахивает руками,

но ничего не может сказать)

ОСЕНЬ: Ребята, Пенек понимает только лесной язык. Поэтому давайте отгадаем лесные загадки. И тогда Пенек научится русскому языку.

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

И мышами поживиться

Любит рыжая … (лисица)

Летом шубку серую,

А зимою белую

Носит попрыгайчик –

Боязливы … (зайчик)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт..

Слышишь топот

Шустрых ножек?

Это наш приятель … (ежик)

ПЕНЕК: Спасибо, ребята. Вы загадки отгадали,

Мне урок хороший дали.

Научился говорить.

Буду всех вас веселить.

ПЕНЕК: Богата осень лесными дарами: грибами, орехами, шишками, разными красками, листьями золотыми да багряными, звуками сказочными да таинственными. Хотите побывать в таком лесу? (Дети отвечают)

Чтобы попасть в осенний сказочный лес, нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три, лес осенний нас прими» .

Вот мы с вами и в лесу. Под ногами шуршат опавшие листья. (Дети изображают «шур-шур» ) . Над головой качаются верхушки деревьев. Задул сильный холодный ветер…. Затрещали сучья на деревьях… Набежали большие серые тучи… Пошел дождь… Дятел стучит своим длинным носом по старой сосне... Серые голодные волки воют и собираются в стаю… Где-то вдали слышен голос кукушки… Кукушка, кукушка, сколько еще теплых дней у осени?... Улетают в теплые страны птицы, пора и нам с вами возвращаться. Для этого нужно сказать волшебные слова: «Три, четыре, пять, мы на ярмарке опять» .

ПЕНЕК: Захватил я из сказочного леса полную корзинку с лесными дарами. Что же у меня в корзинке?

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом

Золотистые.. (лисички)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (подосиновик)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще …

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных,

Собирай, не мешкай!

Это … (сыроежки)

ПЕНЕК: Ох, и догадливые вы, ребята! Все грибные загадки разгадали. А знаете ли вы, как собирать грибы? Прячутся они от вас под листочками и под кусточками. В прятки с вами играют. Нужно присесть, нагнуться. Сейчас посмотрим, кто из вас самый ловкий.

(Игра «Сбор грибов» с завязанными глазами)

ПЕНЕК: Тише, ребята! Вы слышите, кто-то спорит?

(«Песенка об овощах» . Исп. анс. «Аллегро» )

ОСЕНЬ: По полям, садам и селам,

По стране из края в край,

Витаминный, аппетитный

Ходит новый урожай.

Урожай у нас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста.

Вот какой урожай, ребята. Пора его собирать. Вы корзиночки берите фрукты, овощи несите.

(Игра «Сбор урожая» – перевозят в корзиночках

фрукты, овощи)

ОСЕНЬ: Ребята, хорошо вы потрудились. А теперь мне хотелось бы узнать, что вы знаете об овощах и фруктах. Слушайте внимательно – отвечайте старательно.

  • Каким овощем в старину наказывали лодырей? (Горохом)
  • Каким фруктом отравили царевну из сказки Пушкина? (Яблоком)
  • Какой овощ напоминает космическую тарелку. (Патиссон)
  • Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук)
  • Ягода – великан. (Арбуз)
  • Родина помидора. (Америка)
  • Что вызвало бессонницу и принцессы. (Горошина)
  • Какой овощ содержит большое количество витаминов роста. (Морковь)
  • Чем стрелял барон Мюнхгаузен в оленя? (Косточкой вишни)
  • Не книжка, а с листочками? (Капуста)
  • Самая овощная сказка. (Чиполино)
  • Какой овощ на Руси называют вторым хлебом? (Картофель)
  • Во что превратилась карета Золушки? (Тыква)

ОСЕНЬ: Я дарю вам и овощами, и ягоды, и фрукты. Сейчас вы впервые будете варить борщ и компот.

Какие овощи нужны для борща? А какие фрукты и ягоды для компота? (Дети отвечают)

(Конкурс «свари борщ и компот» )

ОСЕНЬ: Ярмарка наша красна цветами, фруктами да овощами. Но главное богатство – это хлеб, плюшки и ватрушки, пироги да сушки. Нелегко вырастить хлеб, но зато, сколько радости, когда урожай собран. Давным-давно у русских крестьян появился такой обычай: в поле завязывать сноп (последний пучок пшеницы) , украшать его лентами да бантами. И хранить его в красном углу избы до следующего урожая.

(Конкурс «Украшение снопа» )

ОСЕНЬ: Хлеб наш в поле колосился, потом в зерно превратился, из зерна – в муку и в тесто. В печи русской занял место.

Хлебушко душистый,

С желтой корочкой витой,

Теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Каравай, каравай, Эй, ребята, в круг вставай, громче песню запевай. Осень нынче именинница, приглашает всех в хоровод.

(Хоровод «Как на наши Осенины» , с убыстрением.

Последняя строчка «Всех на праздник зазывай» .)

СКОМОРОХ: Эй, честные господа, посмотрите-ка сюда.

К нам цыганочка пришла и медведя привела.

Ее мишка он не глупый, косолапый, но не грубый.

Вы их аплодисментами встречайте, меня, смотрите, не подведите!

(Фон. «Цыганочка» . Выходят цыганка с Медведем)

ЦЫГАНКА: Ух, мои черноголовые касатики! Какая же ярмарка без цыганки, без гаданий да предсказаний.

На любого погляжу –

Всю вам правду расскажу.

Погадаю вам, родимые, если верно цифры сложите.

(1+1=? Верно – 2раза пойдете с папой и мамой в цирк)

ЦЫГАНКА: А сейчас, детвора, на внимательность игра.

Мишка мой руками хлоп-хлоп,

Ну а вы ногами топ-топ.

Мишка мой ногами топ-топ,

Ну а вы руками хлоп-хлоп.

Скажу «кричите» , как мыши молчите.

Скажу «молчите» - что есть мочи кричите.

Поняли? Ну, тогда, начинается игра!

(Игра «Топ-хлоп» )

ЦЫГАНОЧКА: Перетягивать канат

Будет каждый нынче рад.

Становитесь-ка, ребята,

Слева, справа от каната.

Лишь скажу я слово «три»

На себя канат тяни.

(Конкурс «Перетягивание каната» )

ЦЫГАНОЧКА: Засиделась детвора, с Мишкой вам сплясать пора!

(Танец «(Цыганочка» )

СКОМОРОХ: Ой, какой народ на ярмарке собрался - веселый да красивый, играет да поет, дружно водит хоровод.

Продолжаем пляски

Хороводные.

Продолжаем игрища

Народные.

(Выступление фольклорного ансамбля «Солнцеворот» )

СКОМОРОХ: Я, ребята, скоморох.

Подходите ближе.

Побежим сейчас в галошах.

Кто быстрей – увижу.

(Конкурс «Бег в галошах» )

СКОМОРОХ: Дорогие гости, вы еще не устали?

А вот шарики в наших руках заскучали.

Сейчас «барыню» будут играть

Вам надо шарики в воздух бросать

Следите, чтоб на пол они не упали.

А дружно и весело с вами плясали.

У кого шариков больше останется,

Тот этими же шариками и награждается.

(Танец-игра «Барыня» )

ОСЕНЬ: Хорошо мне на ярмарке, ребята. Но пришла пора расставаться. Ждут меня дела.

СКОМОРОХ: Дорогая Осень! Подожди, не уходи. Нам нравится твой пестрый наряд, нам нравится, что каждый год ты приносишь нам свои замечательные дары. Из всех времен года твои угощения самые вкусные. И мы хотим угостить тебя чаем. Кажется, и самовар уже поспел.

(Фон. «Смоленский гусачок» . Выходит самовар)

СКОМОРОХ: Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица он своею добротой.

САМОВАР: Я принес в честь праздника

Угощенье разное:

Прянички и бублики

Для почтенной публики.

Лучше нету радости

Для ребят, чем сладости.

Вы работали ногами

Так, что трудно говорить.

И сегодня пирогами

Я хочу вас угостить.

(Фон. – герои праздника выносят угощение)

ОСЕНЬ: Пора мне уходить, ребята,

Но в том не Осень виновата,

За мною вслед Зима идет

И Новый год с собой ведет.

А я к вам вновь, друзья, приду,

Но только в будущем году!

ВСЕ: До свидания, ребята!

(Фон. русской народной песни)

Сценарий

экологической игры-викторины

«В гостях у Матушки Природы!»

Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.
Задачи:
- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;

Способствовать развитию интереса к окружающему миру;

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оорудование: подборка сказок, иллюстрации к сказкам, презентация «В гостях у Матушки Природы», тексты стихов для физкультминуток.
Предварительная подготовка: чтение народных и авторских сказок.

Трек 01

Слайд 01

Матушка Природа: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились на экологической игре-викторине в Центре детского творчества. Меня зовут Матушка Природа и я проведу вас по страницам своей истории, где вы узнаете много нового и интересного, а также покажете мне свои знания. Согласны? Но для начала предлагаю всем нам познакомиться. На три-четыре каждый из вас должен громко крикнуть своё имя, договорились? Три-четыре…. Молодцы! А теперь предлагаю узнать кого же в нашем зале больше: мальчиков или девочек? Всем девочкам нужно похлопать в ладоши, а мальчикам потопать ногами! Начинаем!

Трек 02

Слайд 02

Матушка Природа: Ребята, а теперь я попрошу ответить вас на вопрос- что такое экология? Экология - это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу. Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках. В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно! Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках. Но для начала нам нужно разделиться на 2 команды, давайте все поднимемся со своих мест и рассчитаемся на первый-второй. Первые номера будут у нас в первой команде, вторые номера – во второй. Придумайте названия своим командам!

Трек 03

Слайд 03

Матушка Природа: Я объявляю наш первый тур под названием «Растения в сказках». Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека. Назовите сказки, в которых встречаются растения. Побеждает команда, которая последней представит ответ.

1.«Жар- птица» – яблоня, 2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь, 4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква, 6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» - горох, 8. «Царевна-лягушка» - дуб
9. «Гуси-лебеди» - яблоня, 10. «Дикие лебеди» - крапива
11. «Аленький цветочек» - цветок, 12. «Беляночка и Розочка» - розы

Трек 04

Слайд 04

Матушка Природа: Молодцы! Записываем ваш первый результат. И переходим к следующему туру под названием «Волшебные превращения! Все вы заете, что очень часто в сказках животные, птицы, насекомые бывают наделены человеческими качествами: умеют говорить, петь, носят одежду, а бывает что и наоборот – люди превращаются в зверей… Вот наша задача – назввать сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей. Начинает команда….

    «Царевна-лягушка» - лягушка
    2. «Финист - ясный сокол» - сокол
    3. «Дикие лебеди» - лебедь
    4. «Золушка» - крыса, ящерицы
    5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
    6. «Калиф аист» - аист, сова
    7. «Беляночка и Розочка» - медведь
    8. «Король- лягушонок» - лягушка
    9. «Кот в сапогах» - лев, мышь
    10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
    11. «Карлик Нос» - гусыня
    12. «Храбрая сердцем» - медведь
    13. «Кукушка» - кукушка
    14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк

Матушка Природа: Какие вы умницы! Самое время сделать небольшую паузу и немного нам с вами потанцевать. Вставайте со своих мест, выходите к нам на площадку и повторяйте движения за нами!

Трек 05

Слайд 05

Матушка Природа: Какие вы молодцы! Как дружно и весело станцевали мы с вами танец. Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Объявляю открытым наш пятый тур «Экология в сказках».

Слайд 06

Матушка Природа: Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух. Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.

Пример: В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил.

Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк зверь.

Слайд 07

Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
1. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети?

(Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк)

Слайд 08

2.В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден.
(Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – домашние птицы)

Слайд 9

3. Покупала самовар, А спасал ее комар.
(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические момент: паук, насекомые)

Слайд 10

4. Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.

(Сказка «Жар-птица», экологический – польза яблок для здоровья человека.)

Слайд 11

5. Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Сказка «Репка»,

экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)

Слайд 12

7. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог. Что за сказка?
(Сказка «Колобок», экологический момент – биоразнообразие зверей леса.)

Слайд 13

Матушка Природа: Очень хорошо! Я подведу небольшие итоги 4-го тура. И прежде чем мы с вами перейдём к следующему – заключительному заданию – предлагаю всем нам поиграть. Игра очень забавная, весёлая, но требует от вас предельного внимания! Называется она «Реки, горы, леса!»

Трек 06

Слайд 14

Матушка Природа: Самое время перейти к заключительному этапу! Тур под названием «Угадай, кто эти животные!» Всё внимание на экран!

Трек 07

Слайды 15 – 18

Матушка Природа: Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущербаПоэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:

Не мусорить; - не ломать деревья;
- не приносить домой диких животных; - не загрязнять водоемы;
- не жечь в лесу костры и многое другое.

А теперь давайте подведём итоги нашей сегодняшней игры-викторины….

«НАГРАЖДЕНИЕ»

Трек 08

Слайд 19

Матушка Природа: Ребята, большое спасибо, что были сегодня у нас в гостях. Напоследок, мне хотелось бы прочитать вам небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте его и задумайтесь над словами, которые услышите.

Трек 09

Слайд 20

Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых
И даже без хищников, - Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд -
Кто делает мед И кто делает яд!
Плохие дела У кошки без мышки,
У мышки без кошки Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь Лишним покажется,
То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все-Все, Все на свете,
На свете нужны, И это все дети
Запомнить должны!

Сценарий познавательно – развлекательной программы для школьников

«В мире кино»


Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебный мир
мультиков, сказок и кино потому что год России принадлежит «Году кино»

Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идѐм туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить … («Кино)
27 августа в России отмечается День российского кино. А как вы понимаете, что это такое кино? («Ответы детей)
«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками
кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в
Париже, на бульваре Капуцинок.

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента
«Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о
Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут.

А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был
знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до
звукового, от черно-белого до цветного, созданы мультфильмы.

И этому прекрасному празднику мы посвящаем нашу конкурсную программу. Но так как
вы ребята больше любите смотреть мультфильмы, мы и узнаем сегодня как вы их
знаете и знаете ли что-нибудь о тех, кто принимал участие в их создании.
Итак начинаем! И первое, что ждет на пути, это загадки. Готовы?

1.
Уверен, что известны вам
Герои сказок разных стран.
А персонажей злых - злодеев -
Мы вспомнить вместе все ж сумеем?
Тогда дружнее вспоминайте
И в рифму громко отвечайте!

Все говорят, что он бессмертен,
Да только этому не верьте,
Ведь состоит он из мощей -
Ужасный, очень злой… («Кощей.)
Летает он, хотя тяжелый.
То семиглавый, то трехголовый.
И Змей Горыныч тоже он -
Злой огнедышащий… («Дракон.)
Она - зловредная старушка,
Есть у нее одна подружка -
Лариска-крыска. Знает всяк:
Зовут старушку… («Шапокляк.)

Он в Африке давно живет,
Он Айболита ждет и ждет,
Не любит маленьких детей
Злой, кровожадный… («Бармалей.)
Она живет одна в избушке,
Ей не нужны друзья, подружки.
Ее метла - ее слуга.
Живет в лесу… («Баба Яга.)

Ему известны водоемы,
Все броды в них ему знакомы.
Наполнен тиной и водой,
Живет в болоте… («Водяной.)
Он живет в лесу дремучем -
То в дупле, то в листьев куче. Ходит всюду только пешим
Дикий стражник леса… («Леший)
Вы всех злодеев отгадали.
Зло победит теперь едва ли!
Летит добро во все концы!
А вы все вместе… («Молодцы.)

2.Конкурс «Лиса Алиса и Кот Базилио».
Эта пара хитрецов
Все время притворяются.
Кот слепой, лиса хромая.
Как сказка называется?
(«Золотой ключик).
А кто эта пара хитрецов?
(«л. Алиса и кот Базилио).
Задание: команды по 4 чел, делятся на пары. Один участник – лиса Алиса, другой кот
Базилио. Лиса сгибает в колене одну ногу и поддерживает еѐ рукой. Взявшись под руки,
парочка начинает движение до ориентира и обратно.

Хорошо, ребята!

3.Конкурс "Угадай героя мультфильма"
Оля, наша, в зоопарк
С братиком ходила
Посмотреть на обезьян
И Гену-… .
(«крокодила, мультфильм «Крокодил Гена»)

Искал свою маму лохматый слонѐнок.
Ко всем приставал: «Чей я ребѐнок?»
Немало пришлось малышу испытать!
Слониха его приняла, словно мать.
(«Мамонтенок, мультфильм "Мама для мамонтенка")

Он - не мягкая игрушка,
А из сказочки зверушка.
В зоопарке он служил
И у крокодила жил.
Мех на нѐм-то, как рубашка.
Имя зверя - ...
(«Чебурашка, мультфильм "Чебурашка и крокодил Гена")

В Простоквашино их дом,
Проживают вчетвером.
Кто из них погожим днѐм
Вдруг свалился в водоѐм?
(«Шарик, мультфильм "Дядя Федор, пес и кот"")

Вы ведь слышали о нѐм?
Знает всѐ и обо всѐм.
«А Вы были на Таити?» -
Сами так его спросите.
Да загадка-то простая!
Как же звали попугая?
(«Кеша, мультфильм "Возвращение блудного попугая")

У этого героя
Дружок есть - Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нѐс пустой горшок,
Лез в дупло за мѐдом,
Пчѐл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, - ...(«Винни-пух, мультфильм "Винни-пух")

Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полѐт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолѐт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.(«Карлсон, мультфильм "Малыш и Карлсон")

Черепахе триста лет.
Уж еѐ и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?(«Тортилла, мультфильм "Приключения Буратино. Золотой ключик")

Этот кот – добрейший в мире.
Он мышам в своей квартире
Говорил всегда, что нужно
Кошкам с мышками жить дружно.(«Кот Леопольд, мультфильм "Кот Леопольд")

4.Конкурс режиссеров.
Ведущий. А сейчас конкурс для режиссеров и актеров. По своим новым
сценариям вы должны сделать стоп-кадр. Ассистент называет номер дубля.
Режиссер командует: «Приготовились». Актеры замирают - режиссер командует:
«Снято». Вот так должен у вас получиться стоп-кадр. Я дам вам пару минут
подготовиться.

5.Конкурс актерского мастерства.
Условия конкурса: выходят по одному учащемуся от класса. Каждый вытягивает
карточку, на которой написано слово. Это имя существительное мужского или
женского рода. Их задача - с помощью рук, ног, головы, тела, используя мимику и

жесты, показать значение этого слова, так, чтобы все остальные могли отгадать, что
это такое.
Варианты карточек:
баня;
вертолет;
будильник;
веник.

6. Викторина
1.Герои из какого мультфильма поют песню об острове "Чунга-Чанга"?(«"Катерок")

2.Мультфильм о враче-ветеринаре?(«"Доктор Айболит")

3.Что потерял Ежик в тумане?(«Узелок)

4.Что рвал крошка Енот у пруда?(«осоку)

5.В каком мультфильме измеряли рост удава?(«"38 попугаев")

6.Назовите вредину преклонного возраста. Ее имя совпадает с названием шляпы?(«Шапокляк)

7.Как звали котенка, который предложил вместе бояться?(«Котенок Гав)

8.Назовите имя и отчество почтальона Печкина?(«Игорь Иванович)

9.Как звали большую черную кошку из Джунглей?(«Багира)

10.Назовите мальчика, который уехал жить в деревню.(«Дядя Федор)

И с этим справились! Отлично!

7. Конкурс звукорежиссеров .
У меня заготовлены тексты. Как только я начну их зачитывать, вы сразу поймете,
что от вас требуется. То есть вы должны будете изображать действия текста звуками.
(«Образцы прилагаются.)
ТЕКСТ ДЛЯ ОЗВУЧИВАНИЯ
1. В деревне Кузякино был обычный вечер: Устало покрикивали петухи,
квохтали куры, протяжно мычали коровы. Тетка Пелагея, звякнув ведром,
поспешила к своей Пеструшке. Но тут прямо ей под ноги метнулся кот Васька и
замяукал, заурчал, замурлыкал , выпрашивая подачки. Тетка шикнула на кота-
нахала и, шаркая тапочками, вышла во двор.

8.Конкурс: Что за ширмой?
Звуки за ширмой:
- перелистывание книги;
- разрезание ножницами бумаги;
- переливание воды из стакана в стакан;
- вырывание листа из тетради;
- помешивание ложкой в стакане с водой;
- стук каблуков женских туфель при движении;
- разрывание листа бумаги на части;
- зевок невыспавшегося человека;
- откусывание яблока;
- разворачивание шоколадки;
- набор номера на мобильном телефоне;
- зажигание спички и т. д.

9.Замедленные движения
Все любители кино знают, что такое замедленная съемка. К этому приему
прибегают режиссеры и операторы, когда хотят драматизировать съемку или когда
хотят обратить внимание зрителей на тончайшие оттенки мимики и пластики героя.
Чаще всего в замедленном темпе показывают сцены драк и падений, а еще - сцены
катастроф. Попробуйте изобразить некоторые нетрадиционные замедленные сцены.
В замедленном темпе покажите, как человек:
чихает;
убивает комара;
чешет под лопаткой;
принимает лекарство;
обгрызает ноготь.

10.Эмоции в мире животных
Человек издревле владел искусством подражания. Он копировал повадки
животных, и это помогало ему в охоте. При этом человек не просто повторял шаги,
прыжки и голоса разных живых существ. Он наделял этих существ эмоциями,
чувствами, характерами - всем тем, чем обладал он сам. В результате изображаемые
человеком звери получались более эмоциональными, чем они есть на самом деле.
Попробуйте, подобно нашим предкам, изобразить:
встревоженного кота;
грустного пингвина;,
восторженного кролика;
хмурого орла;

Разгневанного поросенка.

11.Конкурс Вопрос-ответ

Примерные варианты вопросов
- О чем подумал наш друг, проснувшись сегодня утром, осознав, что он повзрослел
еще на год?
- Что обычно отвечает наш друг на просьбу мамы сходить в магазин?
- Что бурчит в адрес учительницы наш друг, получив досадно низкую отметку?
- Какими словами, сидя у телевизора, комментирует наш друг момент, когда сборная
России по футболу пропускает гол?
- Что обычно отвечает наш друг на вопрос родителей: «Ты уже выучил все уроки?»
- Какую фразу произносит наш друг, желая познакомиться с понравившейся
девушкой?
- Что неизменно отвечает наш друг на требование контролера в общественном
транспорте предъявить билет?
- Что может услышать в ответ одноклассница нашего друга на свое предложение
помечтать вместе при луне?
- Что чаще всего слышат родители нашего друга в ответ на свой вопрос: «К доске
сегодня вызывали?»

Какой фразой учителя был разбужен наш друг, когда заснул на уроке?
- Какими словами среагирует наш друг на просьбу подруги друга подарить ей свое
фото в рамке?
- Как объясняет наш друг дежурному учителю, почему он пришел в школу без
сменной обуви?
- Как обычно благодарит наш друг бабушку, отведав ее вкуснейших пирожков?
- Какую фразу учителя предпочел бы прочитать наш друг в своем дневнике?
- Что ответил друг нашему другу в ответ на предложение провести все летние
каникулы в самостоятельно возведенном шалаше?
- Что ответила нашему другу его мама после сообщения сына о намерении покрасить
волосы в зеленый цвет?
- Как звучит жизненное кредо нашего друга?
При озвучивании ответов от игроков потребуется актерское мастерство,
потому что именно в правильной интонации весь смак!

Примерные варианты ответов

«Когда деревья были большими».
«Кавказская пленница».
«Здравствуйте, я ваша тетя!»
«Криминальное чтиво».
«Ирония судьбы, или С легким паром!».
«Вооружен и очень опасен».
«Приходите завтра».
«Доживем до понедельника».
«Дайте жалобную книгу».
«Любовь и голуби».
«В джазе только девушки».
«Большая перемена».
«Карнавальная ночь».
«После дождичка в четверг».
«Место встречи изменить нельзя».
«Свой среди чужих, чужой среди своих».
«Ширли-мырли».
«Вам и не снилось».
«Москва слезам не верит».
«Прощайте, голуби».
«Зигзаг удачи».
«Веселые ребята».
«Обыкновенное чудо».

«Особенности национальной охоты».
«Почти смешная история».
«Рыжий, честный, влюбленный».
«Мы с вами где-то встречались».
«Розыгрыш».
«Любимая женщина механика Гаврилова».
«Не бойся, я с тобой».

12. Конкурс:Аплодисменты
Обычно люди аплодируют. они выражают свое отношение к тому, кто выступает на этом
концерте или собрании. Поскольку отношение к выступающему может быть разным,
разными бывают и аплодисменты. Изобразите аплодисменты, которые можно было
бы определить как:

Громкие, подбадривающие;
сдержанные, деликатные;

Ленивые снисходительные;
бурные, восторженные;

Вот и подошло к концу наше мероприятие и как всем артистам вам полагается небольшой гонорар…(конфеты)