Самые интересные оружия в древности. Необычные виды древнего оружия

Иногда, для достижения определенных целей создается очень интересное оружие, о котором мы сегодня и поговорим.

Хопеш


Часто это оружие называют серповидным мечом , но древнеегипетский хопеш был гибридом меча и топора. Первое упоминание о нём появляется в Новом Царстве , последнее - примерно около 1300 г. до н. э. Раньше египетские династии использовали булаву и это считалось главным оружием, но хопеш доказал свою эффективность на поле боя и вскоре он стал неким символом Египта. Хопеш , обычно изготавливали из бронзы и этот меч был довольно тяжелым. Как полагают, хопеш был египетским вариантом военного топора. Лезвие было кривым, как серп, и лишь внешний край был заострен. Но его также можно сравнить с современным тесаком. Внутренняя часть позволяла заманить руку в ловушку или лишить противника его щита.

Шотел


В отличие от хопеш , шотел был самым настоящим серповидным мечом , который использовали в древней Эфиопии . Благодаря своей форме было трудно парировать шотел другим мечом или щитом, так как шотел изгибался вокруг него. Несмотря на это, многие считают, что данный вид оружия бесполезен. Рукоятка была маленькой, а большое лезвие в форме косы, делало оружие громоздким, и мешало держать его и управляться в бою. Из-за формы ножен, вытаскивать из них лезвие было неудобно. Многие говорят о непрактичности шотела как боевого оружия , и ведь сами эфиопы считали, что это нечто иное, как декоративное оружие . Они также считали, что шотел привлекал внимания дам.

Какутэ


Какутэ - холодное оружие , которое использовали в древней Японии . Существует так-же подобное оружие «шобо» сделанное из дерева, но, какутэ как правило, делали из металла и на одном кольце был один или же несколько шипов. Тот, кто владел этим оружием, носили либо одно или два кольца: один на среднем пальце, а другое кольцо на указательном. Обычно они надевались на внутреннюю или наружную сторону ладони таким оружием старались бить по артериям, по шее, что позволяло ошеломить противника и нанести ему тяжелые увечья. Этим оружием пользовались ниндзя . Оно было распространено среди женщин-убийц, которых называли «Куноити» . На кончиках шипов наносили яд, что позволяло владельцу легко расправиться с противником. Для женщин-ниндзя, какутэ оказалось одним из смертельных и самых эффективных видов оружия.

Содэгарами

Содэргами , что переводится как «запутанный рукав» , был оружием японской полиции эпохи Эдо. Часто используемый офицерами, содэгарами был, по сути своей, зубчатым багром , который они втыкали в кимоно противника. Быстрый поворот запутывал ткань и позволял офицеру схватить преступника, не нанося ему большого количества ран. Часто один офицер нападал спереди, а другой сзади, пытаясь уложить преступника на землю. Два содэгарами воткнутые в кимоно не оставляли шансов убежать. Это был важный инструмент при аресте самурая , который согласно закону мог быть убит только другим самураем. Как только самурай доставал свою катану, офицер нападал на него с содэгарами . Именно с помощью этого оружия офицер мог схватить самурая и избежать ненужного кровопролития.

Цвайхандер

Возможно, самый большой меч в истории, цвайхендер был прославлен швейцарскими и немецкими пехотинцами. Цвайхендер, двуручный меч, длиной 178 сантиметров и весом около 1.4-6.4 килограммов, хотя, хотелось бы отметить, что более тяжёлые варианты обычно использовались только для церемоний. Прежде всего используемый против пик и алебард, он также имел неострую часть лезвия, «рикассо» , чуть выше основания. За «рикассо» можно было держать меч в ближнем бою. Солдаты, которые использовали эти огромные мечи , получали двойную плату. Правительства освобождали этих от уплаты налогов т.к. их авторитет был непоколебимым. Однако, несмотря на свою популярность, цвайхендер в конечном счёте уступил более лёгкой пике и стал главным образом церемониальным оружием .

Халадие

Много интересного оружия дошло до нас из древней Индии , но среди всех орудий, халадие самое опасное. Халадие - оружие древнего сословия Раджпутов . Раджпут посвящал свою жизнь борьбе и чести и использовал халадие , чтобы уничтожать сразу нескольких врагов. Халадие это два обоюдоострых лезвия, присоединенные к двум противоположным сторонам рукояти. Это колющее оружие , хотя изогнутый клинок мог как сразить противника, так и парировать удар. Некоторые виды халадие были сделаны из металла и походили на кастеты, которые охватывали одну сторону ручки. Армии древних индийских воинов вооруженные халадие, а также знаменитым обоюдоострым ятаганом кханде были весьма опасными противниками.

Маду

Факирам , древним мусульманским и индуистским отшельникам и нищим, не разрешали носить оружие, поэтому они вынуждены были импровизировать, чтобы защитить себя. Они создали маду , который официально не считали оружием. Первоначально он был сделан из двух рожков индийской антилопы , связанных перпендикулярно перекладиной. «Рога факира» были превосходны для использования в поножовщине, хотя факиры полагали, что маду был предназначен прежде всего для . Как не удивительно, даже сегодня можно найти школу воинов сражающихся маду . Maan kombu — часть более крупного искусства silambam . Мaan kombu («рога оленя» ) называли в честь материала, из которого сделано оружие, поскольку факиры в конечном счёте начали использовать другие виды рогов. Эта форма боевого искусства потихоньку умирает, поскольку действующие законы запрещают использование рогов оленя или антилопы . Существует несколько изменённых видов этого оружия, в их число входит маду из металла с добавлением небольших защитных щитов .

Атлатль


Оружие стрелков Каменного века, атлатль был предшественником лука и стрел. В то время как копьё можно было бросить с ограниченной скоростью и на небольшое расстояние, атлатль мог выпустить стрелу со скоростью до 160 километров в час. Это было обманчиво простое оружие , простая палка с выпуклостью или меткой на одном конце, где можно было установить стрелу. Несмотря на свою простоту, атлатль был столь эффективным, что вполне мог поспособствовать исчезновению мамонтов, на которых с его помощью охотились. Скорость оружия достигалась благодаря его гибкости. И атлатль , и стрела были сделаны из гибкой древесины . Археологические доказательства говорят нам, что использование атлатля было широко распространено: оружие находили во всех населённых континентах, кроме Африки. Хотя он был в конечном счёте заменён более лёгкими в использовании луком и стрелами, атлатль выдержал испытание временем и использовался ацтеками ещё в 1500-е.

Огненное копье

Появившееся в древнем Китае , огненное копьё было древним прототипом современных винтовок и автоматов. Самая ранняя форма представляла из себя простую бамбуковую трубку , заполненную песком, которая была привязана к копью.

Такое оружие могло ослепить врага и дать нападающему преимущество в близком бою. Поскольку технология развивалась, огненные копья начали содержать стрелы с ядом и шрапнель. Но для таких крупных снарядов требовались более крепкие воины, и огненные копья начали делать из прочного дерева и затем из металла. Летописцы также описывают оружие под названием «труба огня» , которое использовали в качестве примитивного огнемёта. Дальнейшее развитие привело к появлению ядовитых химикатов, которые смешивали со взрывчатыми веществом , оставляя на жертве заражённые ожоги. Также постоянно велась работа над временем «работы» оружия. Китайские оружейники стремились уменьшить количество взрывов и больше непрекращающегося потока пламени, оружие со временем достигло небывалого прогресса, оно изрыгало «ядовитый огонь» в течение приблизительно пяти минут на расстояние до четырех метров.

Уруми

Уруми — гибкие кнуты-мечи . Само лезвие сделано из чрезвычайно гибкого металла, который можно обернуть вокруг талии как пояс в перерывах между использованиями. Длина лезвий была разной, но что точно можно сказать, уруми мог достигать 3-5 метров в длину. Уруми хлестали по кругу, создавая защитную зону, в которую противнику было трудно проникнуть. С лезвиями, наточенными с двух сторон, они были чрезвычайно опасны даже для владельца и требовали нескольких лет обучения. Даже такие простые вещи как остановка оружия и изменение направления считали специальными навыками. Из-за уникального стиля борьбы уруми невозможно было использовать в массовых сражениях, они лучше подходили для боя один на один или убийства. Всё же, несмотря на сложности в обращении с ними, они были неукротимой силой. Сопротивление оказывалось почти бесполезным, потому что даже при попытке остановить его щитом, уруми просто изгибался вокруг него, чтобы нанести удар.

7 986

«Клиповое сознание». Это «болезнь» современного человека. Возникает в следствие зафрагментированности «диска» (мозга) информационным мусором. Человек уже не может обобщать данные и строить из них единую последовательность. Большинство людей не помнят длинные тексты. Они не видят связи между разделенными по времени историческими событиями, потому что понимают их образно и фрагментами.

Научившись мыслить клипами, человек стал складывать мозаику общей картины из мелких кусочков. Теперь у него нет времени отойти от созданной картины, и посмотреть на неё издалека, чтобы увидеть картину целиком.

Чтобы работа компьютера не попала в такое состояние, его дефрагментируют, то есть перераспределяют файлы (данные) на диске (истории) так, чтобы была непрерывная последовательность.

Визуальная информация дает намного больше информации, чем 1000 слов. А иногда такая информация еще и более точная. Глаз не «купишь» на поэтические метафоры и околонаучные термины.

Как то я наткнулся на снимок барельефа Митры из Модены.

В правой руке Митры - какой-то предмет. Этот барельеф я не видел, но похожий предмет видел в руке у статуи Зевса. Гид сказал, что это - «молния». Типа Зевс - громовержец! На вопрос: «а почему молния такой странной формы?» гид завис, а потом сказал, что типа гром и вспышку света передать не удалось, потому что мрамор хрупкий…

Возможно. Не спорю. Итак, Зевс, после пары тысяч лет, передал этот предмет - «молнию», в руки Митры. При этом этот девайс никак не изменился внешне. И если эту «молнию» рисовали бы одинаково только у римлян и греков, то это можно было бы хоть как-то объяснить. Но как объяснить, что точно такой же предмет держат в руках боги ассирийцев, вавилонян, шумер, египтян, индусов и китайцев. Причем с разницей во времени тысячами лет и километров. Должен этот девайс хоть как то отличаться в руках совершенно разных богов и в совершенно разное время?

Вот этот предмет:

Почему возникают молнии? Есть много версий. И если допустить, что с обычной молнией всё ясно и «линейная молния это просто длинная искра» (Ломоносов), то что такое шаровая молния мало кто понимает. Ученые даже подразделяют их по видам и подвидам, как животных.

Честно говоря и с обычными (линейными) молниями не всё ясно. Прочитал вот здесь про физические свойства молнии и понял, что это явление пока только на стадии изучения, и что еще хуже, ученые уже начинают понимать бесполезность стараний.

А есть еще «чёточные» молнии. Они вроде как из бусинок с перетяжками - чётки, отсюда и название.

Что «пережимает» молнию науке не известно. В лабораторных условиях этого повторить не смогли. В принципе и обычную молнию в лабароториях пока воспроизвести не удавалось.

Иногда поведение молний объяснить вообще трудно. Примеров много. Можно загуглить. Например Рой Салливан. В него семь раз попадала молния. Он уже стал предохраняться: ходил в резиновых сапогах и не брал с собой металлических предметов. Но в конце концов заколебался и при очередной грозе покончил жизнь самоубийством. И что? Молнии били в его могилу. Это не шутка. Это реальная история))

Возможно, что похожие случаи в древности провоцировали людей придумывать всякие истории об их происхождении. Но, если учесть, что такие случаи - большая редкость, то этот вариант отпадает. Слишком уж распространен этот миф. Есть и другие гипотезы, что молнии это нервная система планеты, а шаровые молнии это иммунная система. Но доказать это пока никто не берется.

Поэтому, Громовержец Зевс вполне понятен и осуждать людей за то, что они его придумали не нужно. вместо этого, нужно посмотреть на всё это издалека.

Что может быть проще, чем нарисовать зигзаги, выразив таким образом молнию? В принципе так и делали, когда хотели показать грозу. Но если рисовали богов, и не только громовержцев, то в их руках был уже не зигзаг, а какой-то странный предмет.

Этот предмет состоит из трёх-девяти стержней. Один центральный - прямой, остальные концами загнуты, и располагаются вокруг прямо. Изображают также один или два шарообразных центра на «рукоятке».

Этот предмет можно увидеть везде: в скульптурах, фресках, на глине, на камне, на монетах. В совершенно разных местах планеты. Как будто все сговорились его изображать именно так. Или… у них был образец. Ведь для того, чтобы что-то изобразить с такой повторяемой точностью, это «что-то» надо видеть.

Эти изображения попадаются даже на петроглифах:

Древние явно видели этот предмет-оружие. Это не плод фантазий художников, которые не умели рисовать молнию. Это нечто, что они видели. То, что это оружие, ясно из описания применения. Боги могли поражать врагов как линейными молниями, так и метали «огненные шары». Он мог быть также и инструментом. Например режущим, вроде бура или лагунды.

В итоге, любое устройство всякого хорошего оружия обычно держится в тайне. И «молнии» не исключение. Боги свои секреты рабам не раскрыли.

В буддизме и индуизме этот предмет называется Ваджра, или Рдорже (санскр. vajra, тибет. rdo rje). В переводе эти слова означают «молния» или «алмаз»

Информация из современных словарей и энциклопедий:

Ваджра - короткий металлический жезл, имеющий символическую аналогию с алмазом - может резать что угодно, но не сам себя - и с молнией - непреодолимая сила.
- В индуистской мифологии - зубчатый диск, громовая палица Индры
- Ваджра является магическим жезлом Посвященных адептов
- Ее выковал для Индры певец Ушана.
- Ваджра была выкована для Индры Тваштаром
- Она сделана из скелета мудреца - отшельника Дадхичи.
- Существует версия, что первоначально ваджра символизировала фаллос быка.
- Ваджра ассоциировалась с солнцем.
- Четверичная или перекрещенная ваджра имеет символику, близкую к символике колеса.
- Ваджра представляет пять тел Дхьяни Будд.
- Ваджра означает умение, или Упайю.
- Ваджра символизирует силу и твердость духа.
- Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание.
- Ваджра интерпретируется как знак плодородия.
- Ваджра воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
- Ваджра в сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы.
- Ваджра символизирует нерушимое состояние.
- Ваджра символ светоносной неразрушимой природы ума.
- Ваджра символ власти Будды над злыми духами или элементалами.

То есть, ваджра - это простой и необходимый в хозяйстве предмет.

Хочу опять вспомнить про тех, кто любит все сравнивать с фаллосом. Один из пунктов наверху, если вы внимательно прочитали. Такое ощущение, что некий искусствовед забрался высоко в тибетские горы со своим переводчиком, где нашел просвещенного ламу, которого стал пытать, мол «а ну говори, что это за фигня эта ваджра?», а лама, который дал клятву не говорить о сокровенном, просто показал им всемизвестный американский «фак». Переводчик перевёл, как смог, а искусствовед записал: «Ваджра символизирует фаллос. Причем бычий». Хотя может есть и более правдивая история возникновения такого утверждения.

Как бы там ни было, тяжело представить, как Индра убивает гигантского змея Вритру обычным, хоть и бычьим, членом. Как я уже говорил в другой теме, у искусствоведов вообще странная фантазия на этот счет. У них чуть что, так символ фаллоса. А для пущей правдивости добавляют слово-связь - «олицетворяет»Возможно Мулдашев на самом деле нашел в Индии настоящую ваджру, но то, что вы видите на фотках выше, это просто модели. Как говорится с предохранителя снимается, затвор передергивается, но… не стреляет. Хотя больно ударить можно.

Напомню один случай, который произошел с аборигенами одного острова, который покинули американцы после второй мировой войны. Аборигены начали строить самолеты из соломы. Самолеты были очень похожи, но они не летали. Но это не мешало аборигенам молиться на эти самолеты и надеяться, что «боги» вернуться и привезут еще больше шоколада и огненной воды. В мире такие случаи называют - «каргокульт»

С «ваджрами» похожая история. Начитавшись рукописей и насмотревшись древних скульптур, индусы на полном серьезе пытались применять их как оружие в бою. Типа кастетов. Они даже некоторые свои кастеты называли vajra mushti. Но, скорее всего поняв, что ваджрой особого превосходства над противником не добьешься, они её модифицировали. Видимо так и появились «шестопёры»

Но шестопёр тоже не особо совершенен. Обычная железная булава намного эффективней. Поэтому шестопер вряд ли можно назвать оружием. Скорее, это символ оружия. Оружие со «смыслом». Например, модель ваджры это символ древнего оружия испускающего молнии. А шестопер – это жезл военноначальников.

Но эта древняя штучка должна работать не только как колокольчик для медитаций, и поэтому из неё сделали нож. А нож это нож. Им ведь можно не только убивать.

Кстати, это оригинал. В фильме «Тень» с Алек Болдуином можно увидеть летающую версию этого ножа.

Говоря простым языком, если что-то лает и кусает, как собака, и оно похоже на собаку - то это и есть собака. Но если это не лает, не кусает, а зовется собакой, то это модель собаки, чучело, или скульптура, но не собака.

Может ли быть модель собаки самой собакой? То есть будет ли выполнять она те же функции? Зачем нужна собака? Что бы охранять. А зачем создавали тех «литых богов», о которых совершенно ясно говорят Писания?

Где-то я читал, что сама форма всё таки имеет влияние на содержание. В статье писалось о «кардиоле», теле вращения, которая в 3-d форме имеет сечение «сердца». И типа жидкость, которую в неё налить, приобретает особые свойства. Кстати, то же самое касается и пирамид. Очень много можно найти информации о том, что если поставить что-то в центр пирамид, то происходит чудо. Один тип даже запатентовал способ вечного бритвенного лезвия, которое будучи помещенным в пирамидку не тупится. Не проверял, но то, что купола церквей похожи на кардиолу и сделаны по принципу ваджры-молнии - может убедиться каждый.

Или вот еще. Всем знакомая штука. Корона. Символ власти. Самое древнее изображение короны - шумерское.

Посмотрите внимательнее. Это та же «ваджра». Главное, неважно итальянская это корона, испанская, австрийская или еврейская «корона Торы», которая на последнем снимке. В основе - та же конструкция.

Он - Тот, Кто молнию показывает вам (Коран. 13:12)

Итак, что было в руках у богов?

У северных богов была своя «молния» очень оригинальной формы. «Молот Тора»

Выглядит он вот так:

На электрошокер смахивает.

Это древнейший символ Молнии и Небесного Огня. Он известен по всей северной европе. Это Громовое Оружие Бога. Молот.

У германского Донара-Тора молот назывался «Mjolnir». происхождение слова считается неизвестным. Этимологи выделяют исландское слово milva (сокрушать), литовское malti (молоть) и уэльское mellt (молния). Русское «молния» тоже упоминается, но основной не считается. Скорее всего потому, что Перуна (русский вариант бога громовержца) русские списали с литовского Перкунуса. Поэтому «Мьолнир» скорее всего происходит от литовского «малти», чем от «молния». Логично…

Тор - сын высшего бога Асов Одина. Хозяин Грозы и Молнии. Ему пдчиняются дождь и ветер. Его миссия - борьба с великанами Турсами. Великаны - это самая старая раса, которая происходит непосредственно от Хаоса. Великаны о противники богов и людей. И в этой войне молот Тора - Мьолнир - самое мощное и важное оружие.

Изготовил эту молнию некто Брокк из расы карликов, которых создавали когда-то из крови Имира. Брокк также соорудил и другие высокотехнологичные «инновации». Например, копьё Одина - Гунгнир или кольцо Драупнир.

В «технических характеристиках» этого устройства класса «Мьолнир» заложен возврат «молнии» назад, к владельцу. То есть типа бумеранга, бог бросал молнию в цель, а она достигала цели и возвращалась к владельцу. Если вспомнить, что молния начинает движение в виде ионизированных частиц «лидера» и возвращается искровым разрядом (источник), то ничего противоречащего физике в этой истории нет. Все нормально. Древние не фантазировали. Они 100% знали о свойствах молнии не понаслышке.

В мифах говорится, что когда в «Конце Времён» бог Тор умрет в битве со Змеем Мидгардом, радость злых сил будет продолжаться не вечно. Потерянный Молот найдут дети Тора. Это станет началом «Новых Времён» и боги Света снова будут править.
Внизу, на снимках, монеты разных стран средиземноморского региона. Датировка от 500 до 200 лет до н. э. На всех монетках хорошо видно молнию-ваджру. Таких монет очень и очень много. А значит, в древнем мире все прекрасно знали что это такое и понимали значение этого предмета.

Обратите внимание на «молнию» на последней монете. Ничего не напоминает? Это же «лилия» - геральдический символ власти европейских королей. При чем она везде.

Посмотрим на две из них:

На левом снимке «лилия» чуть древнее, чем на правом. Это похоже на лилию? Скорее всего это некое устройство. Мне, например, этот знак никогда не казался цветком. И не мне одному. Лилия настолько не похожа на лилию, что некоторые даже считали его особым масонским знаком, который правильнее рассматривать перевернув. И типа тогда мы увидим пчелу. Вильям Васильевич Похлёбкин писал, что лилии европейских дворов имеют восточное происхождение, «как постоянный, непременный элемент орнамента, часто воспроизводимый на дорогах тканях. Именно эти ткани, а затем и дорогая одежда, поступавшие через Византию с Востока в Европу, ознакомили уже в раннее средневековье европейских феодалов, основных потребителей роскошных тканей, с лилией».

Правое изображение - стилизованное. С 1179 года при Людовике его включили в герб французских королей и эта версия лилии стала главной гербовой эмблемой французской монархии. Официальное название этой лилии на французском гербе Бурбонов… fleur de lis.

Ну и какой же орнамент был на тканях, которые завозили в Европу? А вот, примерно такой:

Самым распространенным средневековым орнаментом восточных тканей была «ваджра», которую европейцы по ошибке принимали за лилию. То есть, европейцы забыли про свою «молнию» и приняли символом власти восточную ваджру. Более того, они посчитали оружие богов цветком лилии. Но правду ли говорят историки, что европейцы ошиблись. С чего бы это Людовику, который лично водил войска в крестовый поход и совсем не отличался сентиментальностью, рисовать на своем щите цветочки?

Цитата: В рамках буддизма со словом «ваджра» начали ассоциироваться, с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой - само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также сострадание и искусные средства. Праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик. Соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как «Алмазная Колесница». (club.kailash.ru/buddhism/)

Что бы нам не втирали, исходное значение слова ваджра - оружие. Почему некоторые постоянно заводят тему не туда, не совсем понятно.

Короны существовали параллельно. Вот эти, например, имеют шумерское происхождение. Евреи взяли этот вид корон у шумер, а христиане переняли у евреев. Это естественно.

Но у варваров были другие короны. Вот такие:

Посмотрите внимательнее. Если «императорские» короны точь в точь напоминают ваджру, то «королевские» очень похожи на молот Тора. Сами сравните.

Камбоджа

Оружие греческий огонь

Мир боится термоядерной войны каких-нибудь пятьдесят последних лет. Ужасы ядерной зимы, красочно нарисованные кинолентами Голливуда, раз за разом погружают во тьму и вселенский холод Америку и Европу. Людям, согнанным режиссерами в массовку, по фильму не удается спастись даже в оседлавшем геотермальные источники исландском Рейкьявике…

Не интересуясь историей древнего мира, мы даже не можем представить себе, что в течение целых восьми веков средневековья наводящим ужас во многих уголках евразийской ойкумены было иное смертоносное оружие, секрет производства которого раньше других постигли наши духовные предшественники, хитроумные византийцы. Это изобретение является до сих пор и самым загадочным оружием древнего мира. Масса проведенных научно-технологических экспериментов не дает однозначного ответа о том, как оно было устроено, каким способом приводилось в действие.

Любой мальчишка, играющий «в войнушку», догадывается об уничтожительных возможностях холодного и огнестрельного оружия, и даже игрушечных ракетниц, используемых им «понарошку». Вырастая, мы знакомимся в школе с физическими основами действия современного оружия массового поражения – ядерного и термоядерного, химического, бактериологического.

Как правило, история этих смертоносных средств прослеживается с момента их открытия до наших дней совершенно четко. Каждый Новый Год китайцы напоминают нам завозимыми на рынки петардами и другой самопальной пиротехнической продукцией, что первооткрывателями ракетного оружия были именно они. Но все мы, читая в детской книжке строки о том, как лисички, взявши спички, подожгли синее море, улыбаемся с видом всезнающего человека: а вот это, дитя мое, сущая фантастика!

Разумеется, горение разлитой на поверхности воды нефти ни у кого не вызовет возражения. Однако в древности византийцам, а позже, как утверждают историки, и другим народам, был известен жидкий состав, возгоравшися еще до попадания в воду, при контакте же с ней вспыхивавший с удвоенной силой. Сами византийцы, считавшие себя ромеями, называли свое секретное оружие просто «огнем», иногда добавляя к этому эпитеты «жидкий», или «живой». За пределами Империи огонь именовался ромейским, а столкнувшиеся с ним на деле в Х веке руссы закрепили за ним, в пределах нашего Отечества, наименование «греческий огонь».

Жидкий огонь

Знатоки афористики именно к этому секретному ноу-хау, по-гречески именовавшемуся («жидкий огонь») возводят происхождение известного нам расхожего выражения: «В Греции всё есть!»

Упоминаемый в летописях, по крайней мере с 673 по 1453 год, «греческий огонь» долгое время, пока секрет его не стал в XIII веке известен арабам, служил мощным средством геополитического сдерживания, сравнимым по силе военного и психологического воздействия с современным ядерным оружием.

По самому же принципу действия разные исследователи относят это оружие к прототипам черного пороха, напалма, вакуумной бомбы, огнемета, «ампуломета» времен Великой Отечественной войны, ручной гранаты, и даже, в силу сложного химического состава, иногда по ошибке, либо для красного словца, называют «химическим оружием древности».

В чем состоят загадки «греческого огня»?

Многие поверхностные источники однозначно указывают и год его появления на вооружении византийской армии (прежде всего, флота), и имя изобретателя. Но даже в этом вопросе скрупулезные историки видят существенные расхождения.

По одним данным, огонь появился в арсенале византийцев ещё в бытность императором Константина Великого, по другим – тремя веками позже, причем его изобретателем именуют то греческого механика, инженера и архитектора Каллиникоса, бежавшего в Византию из захваченного арабами Гелиополя (на современной карте Ливана этот город обозначен как Баальбек), то сирийца Каллиника.

Разночтения приводят к несходным выводам как о происхождении науки производства греческого огня (во втором случае зачастую считают, что она уходит корнями в древнюю китайскую практику приготовления взрывчатых смесей), так и о главном компоненте боевого средства – нефти, либо селитре.

Во всяком случае, после 670 года, двумя или тремя годами позже, у византийского императора Константина IV Погоната появилось грозное сдерживающее средство в войнах с арабами на море.

Если сухопутные владения Византии под натиском арабской конницы неумолимо сокращались, то морские подступы к Константинополю и бухте Золотой Рог надежно охранялись новым оружием, имевшим, к тому же, громадное психологическое значение.

Исторические свидетельства повествуют о первоначальном употреблении «греческого огня» для отражения вражеских атак на море. Оборудованные бронзовыми сифонами греческие корабли-дромоны поражали флот неприятеля с расстояния до 25 м, вынуждая его держаться на значительном удалении в 40-50 м, а значит, не вступать в активные боевые действия.

По свидетельству современников, огонь вырывался из жерла сифона с шумом и грохотом. Сифоны, об устройстве и принципе действия которых по сей день спорят технологи и ученые, имели устрашающий вид грозных животных, огнедышащие пасти которых наводили ещё больший священный ужас на воинов противной стороны.

Ручные гранаты

Есть сведения, что греческий огонь заготовлялся также в метательных снарядах из керамики и стекла. Некоторые гравюры изображают, как вражеское судно «поливают» огнем с мачты. Во всяком случае, современников более всего поражали свойства «греческого огня» распространяться не только естественным путем – снизу вверх, но по любому изначально приданному огненной струе направлению, не угасать, но напротив, разгораться при попадании в воду, образуя на ее поверхности настоящее огненное покрывало.

По письменным свидетельствам, сила огня несколько уменьшалась при взаимодействии с уксусом, полностью же нейтрализовать его действие можно было, только засыпав место горения толстым слоем земли, тем самым полностью прекратив доступ кислорода.

Ясно, что в морских сражениях, при значительной скученности судов неприятельской эскадры, «греческий огонь» попросту выкашивал ряды нападающих, нанося урон как кораблям, так и живой силе противника.
Если при прямом попадании струи или сосуда с «греческим огнем» загорался человек, потушить его не представлялось возможным. Состав был смолистым, обладал свойством хорошо прилипать к любой поверхности, а в случае живого организма использовал для горения воду и кислород, содержащиеся в мышечных тканях. Стоило ли удивляться тому, что, только завидев появление греческих судов, несущих на своих бортах сифоны с ужасным огнем, арабский флот спешно возвращался, некоторые же вплавь пытались покинуть место ожидаемого сражения.

Несколько позже стали использоваться небольшие ручные сифоны с тем же наполнителем, имевшие значительно меньшую дальность выброса огня – всего около 5 м. Но и этого было достаточно, чтобы устрашить противника в ближнем бою или поджечь, при удачной вылазке осажденных, деревянные осадные орудия.

Ручные гранаты, так называемые «тирозифоны» с «греческим огнем» также вскоре появились на вооружении византийской армии.

Древний образец «огнемета»

Следует отметить, что ведение боя при помощи огнесодержащих средств было известно и ранее. Прототипом «греческого огня» считают примененный в Пелопонесской войне древний образец «огнемета». В 424 году до Р.Х., при осаде войсками Фив принадлежащего афинянам города Делии, полое бревно (вполне возможно, что оно было одноразовым орудием) выстреливало смесью сырой нефти, масла и серы.

Арабы также применяли горючие жидкости в боевых действиях, наполняя ими стеклянные шары с несколькими отверстиями. При встрече с неприятелем жидкость следовало поджечь. Закрепленным на шесте шаром наносили удары по ошеломленному врагу. Ожоги, вместе с гнетущим психологическим эффектом, были в этом случае, конечно же, гарантированы. Такое оружие именовалось у арабов «бартаб».

Однако ни фиваидское огнедышащее бревно, ни арабский бартаб, ни другие способы использования зажигательных средств на основе сажи, селитры, смолы не могли пойти в сравнение с греческим огнем.

Горючая жидкая смесь либо нагнеталась в жерло «огнемета» несовершенным способом, либо, как это было в случае с бартабом, попросту расплескивалась случайным образом при механическом движении стеклянного шара.

Горящие «сухие» снаряды были принудительным образом воспламеняемы, а для того, чтобы они не гасли в полете, их скорость не должна была быть слишком велика. Их, во всяком случае, можно было более-менее благополучно остудить водой, затушить иными подручными средствами.

История греческого огня и пороха

В случае же с «греческим огнем», как повествуют источники, возгорание смеси происходило при контакте с воздухом или водой (отчего, по неосторожности, иногда страдали и византийские корабли), при этом жидкость обладала завидной текучестью, позволявшей практически молниеносно выбрасывать горящую струю из жерла сифона.

Состав смеси и технические условия ее нагнетания в жерло до сих пор занимают умы пытливых исследователей. В разное время в числе ингредиентов назывались сажа, смола, нефть, сера, селитра, негашеная известь, винный камень (гидротартат калия), камедь, опопанакс (древесный сок), голубиный помет, деготь, пакля, скипидар или серная кислота, ладан, опилки смолистых древесных пород, фосфид кальция, при соединении с водой выделяющий самовоспламеняющийся газ фосфин…

Рецепты приготовления смеси для «греческого огня» сохранились самые разнообразные. Будучи засекречен как тайна государственной важности, в рукописях Марка Грека он фигурирует только как состав для выброса пламени из сифона, при этом ингредиент, именуемый им «sal coctum» переводится сторонниками разных версий то как обыкновенная натриевая соль, то как селитра.

Анна Комнин, порфироносная принцесса Византии, с женской непосредственностью упоминает в качестве составных частей «греческого огня» всего лишь три фракции: смолу, серу и древесный сок.

«Греческий огонь» занимал умы многих ученых исследователей: французов - историка и археолога Мари Людовика Кретьен-Лаллана, ориенталиста Жозефа Рено, профессора Фаве, немецкого специалиста А.Штетбахера и Дж.Партинготона из Кембриджа. Работа последнего – «История греческого огня и пороха» датирована относительно недавним 1960-м годом.

Выброс горящей струи из сифона

Выброс горящей струи из сифона объясняли давлением воспламененных паров в закрытой части трубы, накапливающихся благодаря подогреву нефтесодержащей жидкости. Иногда утверждали, что состав, вылетающий из жерла, нуждался в дополнительном поджиге. Чаще, ссылаясь на летописи, говорили о самовоспламенении жидкости при контакте с воздухом или водой.

Существует версия и о распылении горючих веществ в виде аэрозольного облака, позже поджигаемого, с произведением мощного взрывного эффекта, дополнительным детонатором или зажженной стрелой. Такого мнения придерживается, анализируя индийские источники об осаде города Мохенджо-Даро, Н.Н.Непомнящий (в прошлом – редактор эпохального журнала «Вокруг Света»).

Художественная литература также не обошла вниманием это удивительное явление. «Греческому огню» посвятил одноименную повесть один из крупнейших писателей современной Италии Луиджи Малерба (на русском языке она издана вместе с другой его известной повестью «Змея» в 1992 году).

Отличается красочностью описание ужасающей силы «греческого огня», данное рыцарем-крестоносцем Жан де Жуанвилем, хроникером Седьмого крестового похода (1248-1254 гг.). Находясь в крепости, под стены которой сарацины привезли метающее «греческий огонь» осадное орудие перронель, Жуанвиль сравнивает полет огня с огромным, громко ревущим драконом, освещавшим окрестности подобно яркому Солнцу.

Разгадке «греческого огня»

Ближе всего к разгадке «греческого огня» после утраты его рецептуры, кажется, приблизился в 1758 г. некий Дюпре, продемонстрировавший Людовику XV сожжение небольшого деревянного шлюпа в гавани близ Гавра. Объятый ужасом монарх выкупил у изобретателя все его бумаги и повелел тут же предать их обыкновенному огню. Сам Дюпре, как это бывает со «слишком много знающими» людьми, вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.

Приводить чертежи возможных конструкций византийских устройств, выбрасывавших смертоносные огненные языки, мы не будем, памятуя о том, что пытливые умы современных школьников побуждают испробовать всякую теорию на практике. Скажем только, что взрывная сила «греческого огня» была столь велика, что во флоте Императора Алексея Комнина (1081-1118) он служил для метания больших каменных глыб, заряженных в металлические трубы.

По преданию, состав «греческого огня» был открыт византийцам ангелом, а завет строго беречь секрет его приготовления от иноплеменников был вырезан на камне в алтаре константинопольского собора.

Никакая военная тайна, впрочем, не может долго оставаться в секрете от соседних правителей. Секрет приготовления «греческого огня», скорее всего, выдал низвергнутый император Алексей III (в истории именуемый, по иронии судьбы, Ангелом), который в обмен на открытую тайну в 1210 году получил не только убежище при дворе иконийского (сельджукского) султана, но и был назначен главным военачальником. Решающее сражение за обладание престолом Никейской империи он, тем не менее, проиграл.

Сарацины

Сарацины, овладев производством жидкого горючего состава, не смогли, тем не менее, постигнуть технические премудрости взрывного выброса струи «греческого огня». Им пришлось импровизировать и экспериментировать с селитрой. В основном же, опираясь на практику использования бартаба, глиняные, стеклянные, кожаные, а иногда и сработанные из древесной коры и бумаги емкости бросали «врукопашную», предварительно поджигая фитиль.
Такие ручные бомбы использовались сарацинами при осаде Акры, Никеи, Маарраты, во многих других провинциях Малой Азии. «Греческий огонь», при этом, как и любые другие горючие смеси, именовался в мусульманском мире «нафт» (отсюда и название спецотрядов бомбометателей – «наффатуны»). По косвенным признакам (пропитка одежды уксусом либо рыбьим клеем, защита при помощи талька или кирпичной пыли) можно судить, что в том или ином арабском источнике под именем «нафт» подразумевался именно наиопаснейший в обращении «греческий огонь».

Позже смертоносное оружие древности стало известно булгарам, англичанам, по некоторым сведениям – русичам и половцам. Использовали его и монголы, в войсках Тамерлана даже были созданы специальные отряды метателей огня.

Сражения с греческим огнем

Вот список некоторых сражений, в которых, по историческим сведениям, скорее всего, использовался «греческий огонь»:

673 г. – первое документально подтвержденное в хрониках историка Феофана использование «греческого огня» против арабского флота императором Константином IV.
718 г. – вторая документально зафиксированная крупная морская победа византийцев над арабами с использованием «греческого огня».
872 г. – уничтожение византийцами двадцати критских кораблей. «Греческий огонь» упоминается как необходимое вооружение кораблей в «Тактике» византийского императора Льва VI (866-912)
911 г. – несмотря на применение греками своего секретного оружия, князь Олег завоевывает Царьград, «прибивая над его вратами свой щит».
941 г. – разгром византийцами флота князя Игоря Рюриковича, подошедшего вплотную к Константинополю.
944 г. – победа князя Игоря над византийцами. Для защиты от «греческого огня» суда были обмазаны глиной, воины укрывались сплетенными из хвороста, также обмазанными глиной, щитами и мокрыми кожами, которые легко можно было сбросить при попадании снарядов с «огнем» (ибо что остановит славянина?!)
1043 г. – в последнем военном столкновении Руси с Византией русские ладьи князя Владимира Ярославича вновь пострадали от «греческого огня».
1098 г. – в войне с пизанцами греки, по повелению Алексея Комнина, для устрашения неприятеля устанавливают на кораблях сифоны в виде голов диких животных, извергающие «греческий огонь»
1106 г. – «греческий огонь» применяется византийцами против норманнов при осаде ими Дураццо
1202-1204 г. – то же против венецианцев во время Четвертого крестового похода.
1218 г. – при осаде крестоносцами Дамиеты, по свидетельству участника крестового похода Оливера Л’Еколатора, арабы применяли недавно освоенный ими «греческий огонь».
1219 г. – в ответ на захват камскими булгарами Устюга владимирское воинство атакует булгарский город Ошель, с принесением под его стены «огня».
1220 г. – Мстислав Удалой овладевает Галичем, используя подкоп и «огонь».
1221 г. – Тулуй, сын Чингисхана, при осаде г.Мерв использует до семисот огнеметательных катапульт.
1301 г. – новгородцы успешно осаждают Ландскрону, употребляя пращи и «огонь»
1453 г. – последнее явственное упоминание о «греческом огне» историка Франциска, повествующего об осаде Константинополя войсками султана Магомета II (здесь боевое средство использовалось как осаждавшими, так и осажденными).

К истории «греческого огня» имеет отношение одно из немногочисленных соборно-пацифистских воззваний Западной Церкви. В 1139 г. на Втором Латеранском соборе Папа Римский Иннокентий II подверг «греческий огонь» церковной клятве и запрещению как страшное бесчеловечное оружие. Поскольку византийцы, к тому времени, были не только вне юрисдикции, но и вне всякого церковного влияния Папы, следует предположить, что данный вид вооружения был хорошо известен и имел широкое хождение в армиях Западной Европы.

Греческий огонь был действительно самым страшным по силе своего воздействия оружием, ибо только он действенно противостоял духовной движущей силе, направлявшей арабский Восток на завоевание Европы.

Был ли он ниспослан ангелом, неизвестно, но факт остается фактом: «греческий огонь» смог на несколько столетий приостановить неудержимый «джихад меча», ныне не устрашаемый никакими современными средствами ядерного сдерживания.

Европа, шествуя по истории через столетия, благодаря «греческому огню» вошла в ХХ век, имея «христианские корни», вопрос о ее активной исламизации был отложен на текущий, XXI, век.

Первое оружие


Опасность подстерегала первобытных людей на каждом шагу.Они боролись за своё существования буквально голыми руками.На охоте постоянно возникали жестокие конфликты из-за добычи.Наконец человек понял,что обыкновенный камень в руке помогает добывать на охоте не только пищу,но и защищаться от соперника.Это стало открытием древних людей и их первым оружием. Далёкие предки использовали все,что попадалось под руку: кости животных,осколки камней в качестве резаков.Первые примитивные виды оружия изготовлялись из камня,дерева и кости. Древнейшее из орудий-грубое ручное каменное рубило(рис.1) представляло собой обыкновенный булыжник. Соединяя камень и палку,получали копье(рис.9) для охоты на крупных зверей.Гарпун для ловли рыбы делали из палки и острого костяного наконечника.


Самое старое оружие в мире!


Человек улучшал орудия и тем самым совершенствовал и самого себя,становясь сообразительнее и сильнее.Многие орудия труда вскоре стали оружием в борьбе за выживание и первенство.Постепенно оно становилось все более разнообразным.Так началась история оружия.


Холодное оружие

Несмотря на малое количество материальных подтверждений, дошедших до наших дней, можно с полностью уверенностью утверждать, что в эпоху палеолита широкое распространение имели дубины и палицы. В неолите палицы имели головку грушевидной формы, и в неё уже всаживались иногда осколки камня. В начале палеолита возникло копьё из палки с заострённым концом, к середине той же эпохи появляются наконечники из кремния, а к концу – костяные. В том же палеолите появляются кинжалы из камня и кости, в Северной Европе кремневые кинжалы отличаются совершенством обработки.

Огромным прорывом в истории развития холодного оружия стало открытие меди. Её обработка и изготовление бронзы послужили началом новой эры в истории холодного оружия. Твёрдость, вязкость и вес металла позволили объединить остроту и удобность каменных ножей и кинжалов с размерами палиц, подобный союз послужил залогом возникновения меча.

Самый древний меч в мире на сегодняшний день найден российским археологом А. Д. Резепкиным в каменной гробнице на территории России (Клады, Новосвободная, Адыгея) и экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Этот бронзовый меч относится к так называемой «новосвободненской» археологической культуре и датируется второй третью 4-го тысячелетия до н.э.Затем мечи встречаются не позднее 1000 г. до н. э. (бронзовые мечи, обнаруженные на территории Скандинавии, датируются ориентировочно I тысячелетием до н. э.), широкого распространения они не получили. Дело в том, что основным материалом для изготовления клинков была бронза, а она отличается приличной массой и высокой ценой. Меч получался либо излишне тяжелым, либо слишком коротким с плохими рубящими свойствами. Поэтому клинковое оружие древних цивилизаций первоначально было изогнутое с односторонней заточкой. К ним относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис
Рубящие мечи применять начали кельты и сарматы. Сарматы использовали мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Крестовина сарматского меча достаточно узкая (шире лезвия на 2-3 см), рукоять длинная (от 15 см), навершие в форме кольца. Спата кельтов применялась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовина отсутствовала, навершие массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела.
В Европе меч в Средние Века получил широкое распространение, имел множество модификаций и активно использовался до Нового Времени. Меч менялся на всех этапах Средневековья:

Раннее Средневековье. Германцы использовали однолезвийные клинки с хорошими рубящими свойствами. Яркий пример - скрамасакс.Бои ведутся на открытом пространстве. Оборонительная тактика применяется крайне редко. В результате, в Европе господствует рубящий меч с плоским или закругленным острием, узкой, но толстой крестовиной, короткой рукоятью и массивным навершием. Сужения клинка от рукояти к острию практически нет. Дол достаточно широкий и неглубокий. Масса меча не превышает 2 кг.Скандинавский вариант древнегерманского меча отличается большей шириной и меньшей длиной, поскольку кавалерию древние скандинавы практически не использовали ввиду географического положения. Древнеславянские мечи по конструкции от древнегерманских практически не отличались.
Высокое Средневековье. Происходит рост городов и ремесел. Растет уровень кузнечного мастерства и металлургии. Происходят Крестовые походы и междоусобицы. На смену кожаным доспехам приходят металлические.Бои часто проходят в тесноте (замки, дома, узкие улицы). Все это накладывает отпечаток на меч. Господствует рубяще-колющий меч. Лезвие становится более длинным, толстым и узким. Дол узкий и глубокий. Клинок сужается к острию. Удлиняется рукоять и навершие становится небольшим. Крестовина становится широкой. Масса меча не превышает 2 кг. Это так называемый романский меч.

Позднее Средневековье. Идет экспансия в другие страны. Тактика ведения боевых действий становится все более разнообразной. Используются доспехи с высокой степенью защиты. Все это сильно влияет на эволюцию меча. Разнообразие мечей - колоссально. Помимо однуручных мечей (ручник) встречаются полутораручные (полуторник) и двуручные мечи (двуручник). Появляются колющие мечи и мечи с волнистым лезвием. Начинает активно использоваться сложная гарда, обеспечивающая максимальную защиту кисти, и гарда типа «корзина».

История военного ремесла человечества так же затягивает, как «Игра престолов», только намного, намного более жестокая. Снова и снова мудрость веков используют для выяснения того, как эффективно бить, калечить, стрелять и убивать врагов.

И, черт возьми, как же мы хороши в этом ремесле!

Впрочем, ребята в книжках по истории были не менее изобретательными, чем мы. На войне как на войне.

Греческая паровая пушка

В 214 году до н. э. Римская республика осадила сицилийский город Сиракузы в попытке получить стратегический контроль над островом. Генерал Марк Клавдий Марцелл провел флот из 60 квинкерем - римских боевых кораблей - через Мессинский пролив и ударил в лоб, тогда как вторая часть армии наступала по суше. Но когда петля вокруг города стянулась, могучая римская армия оказалась перед неожиданным противником: Архимедом.

Но что бы римляне ни бросали на него, Архимед был всегда на три шага впереди. Баллисты на внешних стенах разбили наступающую кавалерию. На море «Коготь Архимеда» поднимал целые корабли из воды и разбивал их на дождь из обломков и кричащих от ужаса рабов. Осада затянулась на два года в эпическое сражение военной мощи и научного остроумия.

Во время этой осады, считают, что Архимед разработал настолько разрушительное оружие, что оно было способно сжигать корабли в пепел на расстоянии 150 метров. И требовалось для этого всего несколько капель воды. Устройство было обманчиво простым: медная труба нагревалась на углях, а внутри нее был полый глиняный снаряд.

Когда труба разогревалась достаточно, в трубу под снарядом вводили немного воды. Вода мгновенно испарялась, выталкивая снаряд в сторону наступающих кораблей. При ударе глиняная ракета взрывалась, разбрызгивая горючие химикаты на деревянные суда.

Даже сегодня паровая пушка Архимеда остается вопросом ожесточенных споров. Разрушители мифов сказали «отказать», но команда из Массачусетского технологического института сумела построить рабочую - и крайне эффективную - модель, используя оригинальное описание пушки.

Они подсчитали, что их 0,45-килограммовая металлическая пуля была запущена с кинетической энергией, в два раза превышающей по силе стрельбу пулемета M2 калибра.50. Если бы снаряд не запускали прямо в стену грязи, он мог бы пролететь расстояние в 1200 метров. И все это за полстакана воды.

Вихревая катапульта

Катапульты ­- довольно старые машины войны, и, подобно современным ружьям, существовало множество типов катапульт под разные цели. Хотя в фильмах обычно показывают осадные баллисты и мощные катапульты, используемые греческими и римскими войсками, в Китае сделали небольшую катапульту, способную поражать важные цели с чрезвычайной точностью: сюанфенг, или вихревая катапульта.

Как снайперская винтовка, вихревая катапульта работала в стиле «один выстрел - одна смерть». Она была достаточно малой, чтобы ее можно было быстро перемещать по полю боя, и целую катапульту можно было перевозить на ее базе, пока кто-нибудь не увидит цель. Это давало вихревой катапульте стратегическое преимущество перед более тяжелыми катапультами и требушетами, которые хотя и причиняли большие разрушения с одного выстрела, требовали времени и сил для маневра.

В дополнение к убийственной точности, китайцы строили вихревые катапульты с двумя стропами и двумя держателями, в результате чего сумка для снаряда располагалась точно в центре. Ни одна другая культура такого не делала.

Ракетные коты

Никто и никогда не слышал о ракетных котах до 2014 года. Никто, кроме Франца Хельма, человека, который их изобрел. Где-то в 1530 г. н. э. мастер артиллерии из Кельна в Германии писал военное руководство по ведению осады. Порох только начинал оказывать влияние на боевые действия, и благодаря этому книга стала популярна. Руководство Хельма включало описание всевозможных мыслимых и немыслимых бомб, красочно проиллюстрированных и мрачно удивительных.

Затем он добавил раздел, в котором посоветовал осадным армиям найти кота. Любой кот, говорил он, будет приходить из города, который вы пытаетесь победить. Привяжите к нему бомбу. В теории, кот вернется в свой дом и затем сожжет весь город. Голуби тоже подойдут.

Было это или нет, решать не нам, но, скорее всего, нет. По мнению Митча Фрааса, ученого Пенсильванского университета, который имел удовольствие первым перевести этот текст про осаду, нет никаких исторических свидетельств, что кто-то когда-то пытался осуществить предложенное Хельмом. По такой схеме наиболее вероятным результатом будет ваш сгоревший лагерь.

Аркбаллиста из трех луков

Изобретенная и совершенствуемая во времена расцветов греческой и римской империй, баллиста представляла собой по сути гигантский арбалет, установленный на тележке. Но ее дуга не сгибалась, как у обычного арбалета. Вместо нее между скрученными мотками веревки устанавливались твердые лучи из древесины. Когда заводился рычаг, концы дуги вращались в обратную сторону и скручивали веревки, создавая натяжение.

Это было очень мощное оружие, но китайцам было мало одного лука. Они захотели сразу три. Эволюция многолуковой аркбаллисты была постепенной, началась с династии Тан, с арбалета, который использовал два лука для дополнительной мощности. Записи с того периода показывают, что этот лук мог выстреливать железный болт на 1100 метров, что в три раза дальше, чем могли другие осадные арбалеты.

Но спустя двести лет вторжение монгольского ига вдохновило китайцев на добавление еще одной дуги к аркбаллисте. В самом начале династии Сун они выкатили «санчонг чуанцзи ну» - «небольшое ложе с тремя луками».

Подробностей об этой аркбаллисте сохранилось немного. Считается, что монгольская орда, испугавшись этих мощных защитных машин, наняла китайских инженеров для создания собственных трехлуковых монстров. В конечном итоге ход войны был переломлен в пользу монголов и привел к возникновению династии Юань.

Щиты-пушки

Уже в 16 веке, когда понятие огнестрельного оружия было относительно новым, люди начали понимать, что если совместить что-то с пушкой, будет в два раза круче. Король Генрих VIII особенно заинтересовался этой идеей. В дополнение к дорожному посоху, который был совмещен с цепом и тремя пистолями, в его арсенал входило 46 щитов-пушек, как на картинке выше.

Эти щиты представляли по сути деревянные диски с пушкой, которая проходила через центр, хотя местами и различались. Некоторые были обиты железом спереди, другие имели металлическую решетку над пушкой для прицеливания, но все они по большей части рассматривались скорее в качестве декоративных курьезов, не представляя особого исторического интереса.

Большинство из них отправилось в разбросанные музеи, где они пылились на стендах вместе с другими странными произведениями средневековья. Недавно Музей Виктории и Альберта в Великобритании изучил образцы таких щитов и обнаружил, что они, возможно, были более распространенным явлением, чем считало большинство историков изначально. Поэтому они решили собрать максимальное число таких щитов и тщательно их изучить.

Выяснилось, что у некоторых из таких щитов-пушек были порошковые ожоги, то есть их использовали. Некоторые были разработаны для блокировки борта судна, где, по всей видимости, использовались в качестве дополнительного защитного слоя и линии противопехотного огня. В конечном итоге, наверное, было больше смысла держать ружье и щит отдельно, поэтому это странное оружие кануло в безвестность.

Китайский огнемет

Подобно ранним прототипам огнестрельного оружия, китайские протопушки представляли собой огромный арсенал, отдельные экземпляры которого сложно представить. Понятия не имея, как должно выглядеть пороховое оружие, китайские изобретатели придумывали на своей табула раса самые странные орудия, которые мир когда-либо видел.

Огненные копья, первое воплощение, появились где-то в 10 веке. Это были копья, прикрепленные к бамбуковым трубкам, которые могли выстреливать огонь и шрапнель на несколько метров. Некоторые стреляли свинцовыми гранулами, другие выпускали ядовитый газ, третьи - стрелы.

Очень скоро они освободили дорогу чисто огненным трубам, поскольку войска отказывались от копий в пользу дешевых одноразовых бамбуковых пушек, которые стреляли только один раз, но могли производиться массово и стрелять одна за другой. Стволы зачастую объединяли, что приводило к почти бесконечному потоку смерти.

Из недр этого творческого беспредела на свет появилась разбрызгивающая огонь трубка. Историки называют это оружие огнеметом, но это описание не совсем корректно. Используя низконитратную форму пороха, такое оружие могло производить постоянные вспышки пламени в течение пяти минут.

Но смертельным его делало добавление оксида мышьяка в смесь. Токсичный дым вызывал рвоту и конвульсии. Ко всему прочему, ствол часто набивали острыми как бритва осколками фарфора. Результатом было мгновенное вспарывание, сопровождающееся баней из ядовитого огня. Если враг китайца не погибал на месте, его внутренности постепенно переставали работать из-за воздействия мышьяка. В конечном счете он погружался в кому и умирал.

Кнут-пистолет

17 марта 1834 года Джошуа Шоу получил патент на единственную вещь, которая могла сделать «Индиану Джонс: В поисках утраченного ковчега» даже лучше: ездовой кнут с пистолетом, скрытым в ручке кнута. Что делало его особенно полезным - и опасным в то же время - так это метод стрельбы.

Вместо того чтобы использовать курок, как в большинстве орудий, пистолет имел кнопку сбоку рукоятки, которую можно было бы нажать большим пальцем. Это позволяло человеку держать кнут как обычно и иметь доступ к курку пистолета. Обычно курок был на одном уровне с ручкой, но будучи взведенным выпирал и настаивал на немедленной стрельбе.

По крайней мере один из таких кнутов-пистолетов был сделан на самом деле, хотя нет никаких свидетельств того, что их производили массово. В большей степени это курьез, а не оружие. Основным его недостатком было то, что пистолет можно было разрядить один раз, но, опять же, иногда один выстрел - все, что вам нужно.

Китай яростно отстаивал свое пороховое оружие во время 14 и 15 веков. Он произвел самый взрывоопасный прогресс в военной технике со времен лука и стрелы и не планировал сдавать его без боя. Китай ввел жесткое эмбарго на эксперт пороха в Корею, оставив корейских инженеров самостоятельно справляться с, казалось бы, бесконечным натиском японских захватчиков.

На рубеже 16 века, однако, Корея существенно продвинулась в освоении пороха и построила собственные машины, способные посоперничать с китайскими огнеметами. Корейским секретным оружием была хвачха, многоракетная пусковая установка, способная запускать свыше 100 ракет за один залп. Большие версии, используемые монархом, могли запускать и под 200. Эти штуки были существенной угрозой для самураев, способные укладывать на землю пласты из плотно упакованных самураев с каждым залпом.

Боеприпасы хвачхи назывались сингиджон и представляли собой взрывающуюся стрелу. Предохранители сингиджонов настраивались в зависимости от расстояния до соперника, так что они взрывались от удара. Когда японское вторжение началось в полную силу в 1592 году, у Кореи уже были сотни огненных повозок.

Возможно, самой большой проверкой силы хвачха стала битва при Хэнгчу в 1593 году. Когда Япония развернула наступление тридцатитысячного войска на вершину холма к крепости Хэнгчу, у крепости было едва ли 3000 солдат, граждан и боевых монахов, которые стояли на ее защите. Шансы на оборону были крайне низкими, и пребывая в уверенности японские силы продвигались вперед, не зная, что у крепости есть один козырь в рукаве: 40 хвачха, установленных на внешних стенах.

Японские самураи пытались взобраться по холму девять раз, постоянно встречаясь с дождем адского пламени. Больше 10 000 японцев погибло, прежде чем решили отказаться от осады, что стало первой крупной корейской победой над японским вторжением.

Ружье-топор

Почти у каждой культуры есть как минимум одна версия оружия-лезвия. Оно не только круто выглядит, но и предлагает гибкость на поле боя. Штыки, используемые во время Крымской войны и Американской гражданской войны, являются самыми известными современными примерами, но эта тенденция наметилась еще во времена появления первых китайских огненных копий в 10 веке.

Тем не менее никто не доводил ее до такого уровня, как Германия. Среди хорошо сохранившихся примеров германских ружей-топоров, которые хранятся в историческом музее Дрездена, есть экземпляры, датируемые серединой - концом 1500-х.

Некоторые можно было использовать в качестве рубила и ружья одновременно, тогда как другие становились огнестрельными лишь при удалении насадки с лезвием. Разрабатывались они, по всей видимости, для кавалерии, что объясняет расширенные рукоятки, в противном случае они были бы пистолями.

Адские сжигатели

Шел 1584 год, шестая долгая зима Восмидесятилетней войны, и Федерига Джамбелли мог почувствовать месть в воздухе. Годы назад он предложил свои услуги конструктора оружия при испанском дворе, но его обсмеяли. В гневе он переехал в Антверпен, где, наконец, нашел возможность отомстить за оскорбленное итальянское эго.

Отмечая победу над османами, Испания послала герцога Пармы осадить Антверпен, который стал центром голландских сепаратистов. Герцог надеялся задушить город блокадой судов через реку Шельда.

Антверпен ответил, послав горящие корабли - буквально корабли в огне - на блокаду. Со смехом испанская армия отталкивала их пиками, пока суда не сгорели и не рассыпались в реке. Тем не менее, желая отомстить испанцам, Джамбелли испросил городской совет дать ему 60 кораблей, обещая прорвать блокаду. Город дал ему всего два.

Не отчаявшись, Джамбелли начал мастерить свой оружейный шедевр. Он срезал трюм с каждого корабля, построил внутри цементную камеру со стенами 1,5-метровой толщины и загрузил по 3000 килограмма пороха. Закрыл его мраморной крышей и доверху набил каждый корабль «каждой опасной ракетой, которую только можно было представить».

Наконец, он построил часовой механизм, который должен был зажечь весь груз в заранее определенное время. Эти два корабля стали первыми в мире дистанционно взрываемыми бомбами с часовым механизмом, «адские сжигатели».

Когда наступила ночь 5 апреля, Джамбелли отправил 32 горящих корабля перед своими адскими сжигателями, чтобы отвлечь испанцев. Герцог созвал своих людей с блокады, чтобы оттолкнуть корабли. Но один из важных кораблей погрузился слишком глубоко и далеко от блокады и мягко утонул, когда его зажигатель дал осечку. Когда горящие корабли погасли, второй важный корабль легко коснулся линии испанских кораблей и, казалось, намертво осел в воде. Некоторые из испанских солдат начали смеяться.

И тогда второй корабль взорвался, убив 1000 человек и проделав 60-метровую дыру в блокаде. С неба посыпались цементные блоки размером с надгробия. Что важно, взрыв открыл артерию для пополнения городских запасов.

Шокированные голландцы даже не сдвинулись, чтобы попытаться получить запасы, которые были размещены вниз по реке. Несколько месяцев спустя они сдались испанцам. Джамбелли сделал все, что мог. Его война с Испанией была окончена, и его имя она запомнила хорошо.