Презентация по обществознанию: "Мир как единое целое". Презентация-урок на тему "мир как единое целое"

Мир – это единый организм, в котором все связано между собой, как и в нашем теле. Если у тебя болит голова, или поранена нога, то плохо чувствует все твое

тело. И хотя каждая из его частей выполняют свою функцию, они не существуют одна без другой.

А ты чувствуешь, что деревья за твоим окном, проходящая мимо старушка, бездомная собака и ты– есть единое целое? Тебе плохо, когда рубят деревья, болеет старушка, голодает дворовой пес?

Наша проблема в том, что мы отделили себя от Целого. Считаем, что Мы – это наша семья, наши друзья, наш дом, а все остальное – чужое и к нам не имеет никакого отношения. И мы относимся к этому «чужому» безразлично, а то и враждебно. А что было бы, если бы наша рука относилась к нашей ноге безразлично: болит, ну и пусть, а то еще разозлилась бы на нее да поколотила. Смешно? А ведь именно так мы ведем себя друг с другом. А потом удивляемся, почему жизнь не ладиться. А еще мы думаем, что знаем, кому, что и как делать, и учим друг друга, что хорошо и что плохо. Вот бы рука ногу учила, как ложку держать! Нужно понимать, что мы все разные, т. к. у каждого из нас свои жизненные задачи в зависимости от того, на каком жизненном этапе он находится. И если тебе что-то кажется непонятным, то совсем не значит, что это нужно изменить, соответственно твоему пониманию.

Следствием того, что мы не следуем основному закону Мироздания есть разъединение, деление людей на своих и чужих. Мы любим «своих» и не любим «чужих».

Первый этап разъединения – это Я и весь остальной Мир. Мы опасаемся всего, что нас окружает, полагая, что Мир враждебен. Нам кажется, что везде нас подстерегает опасность: нас могут обидеть, обмануть. Более того, некоторые уверены, что вокруг только и ждут, когда ты ослабишь внимание, чтобы это сделать. В результате появляется страх . Он становится нашим естественным состоянием. Страх разрушает нас и нашу Жизнь. Мы

боимся и защищаемся, при этом нам кажется, что полагаться можно только на себя, что мы никому не нужны, нас никто не любит. Так рождается одиночество. Страх и одиночество – корень всех проблем, с которыми ко мне обращаются люди. Какой бы не был запрос, это лишь верхушка айсберга, а в его основе лежат страх и одиночество .

Второй этап разъединения – это семья. Мы любим только свою семью, доверяем только ей. Нам кажется, что только она может нас защитить. С другой стороны мы переживаем только за своих детей, родителей, мужей, жен, полагая, что их на каждом шагу подстерегает опасность. Мы с недоверием относимся к другим семьям. Например, наши дети полюбили друг друга и создали свою семью. Что происходит далее? Мы начинаем враждовать между собой семьями. Как часто мы видели, чтобы свекровь приняла с любовью свою невестку? Наоборот, невестка рассматривается как враг семьи номер один. Ведь она «увела» из нее твоего сына. Она «опасна», она разрушила семью. А родители невестки – враги номер два. Затем начинается вражда из-за внуков. И так до конца жизни – война, война, война. В чем причина? Деления на мое и чужое . Все, что не мое – против меня. Вот принцип, лежащий в основе наших взаимоотношений. Отсюда следует вывод: Мир опасен, нужно защищаться. И опять страх .

Третий этап разъединения – это страна. Моя страна лучше всех, другие страны не хотят добра моей стране, они опасны для меня и моей семьи. Мне страшно – нужно защищаться. Или, наоборот, я не люблю свою страну, она не достойна меня. Мне страшно жить в моей стране.

Закон Единства работает во всем и везде. Например, спортивная команда не может победить, если ее члены будут враждовать и не доверять друг другу. В технике любой механизм работает до тех пор, пока все детали в порядке. А правительство, разве может оно управлять страной, если его министры идут не в ногу? Как только нарушается закон Единства, система останавливается.

Бывает, что наша жизнь превращается в соперничество, желание доказать, что Я – лучше других, мой ребенок лучше других детей. Часто родители в своем воспитании руководствуются только тем, чтобы их чадо было «лучше всех» Для этого они просто дрессируют ребенка, не давая ему ни сна не отдыха, и не позволяя ему допускать ошибки. Он должен учиться лучше всех, да еще дополнительно изучать иностранный язык, компьютер, обязательно заниматься модным видом спорта, и т. д. Таким детям в дальнейшем очень трудно принять Мир и найти себя в нем. В своем сознании они противопоставляют себя всему, что их окружает, противопоставляют себя Целому, частью которого они являются. Так рождается гордыня , которая, отделяет тебя от Мира, делает тебя одиноким и незащищенным.

Незнание основного закона Мироздания о Единстве приводит к постоянному страху и состоянию одиночества. Необходимо не только знать этот закон, но и применять его, и тогда все будет по-другому. Если мы единый организм, то нам нечего опасаться друг друга, нужно любить и помогать всему, что нас окружает: Земле, животным, растениям, людям.

Я, моя семья, моя страна помогает тебе, твоей семье, твоей стране, – вот принцип, который объединяет.

Этот принцип предполагает сотрудничество, а не соперничество. Тогда каждый из нас будет чувствовать

защищенность и поддержку, и не будет ни страха, ни одиночества в нашей Жизни.

Люби все, что тебя окружает, как часть Единого Целого. Все в мире имеет свое назначение и право на жизнь: человек, события, вещи. И если ты будешь воспринимать все вокруг как часть себя и относиться к этому, как к себе: с любовью, прощая и принимая все таким, каким оно есть, Мир отплатит тебе тем же, а именно, Любовью. А это значит, что в твоей жизни будет случаться все, как ты задумала.

Однажды ко мне обратилась молодая женщина. Она поставила цель сделать карьеру, и это была мечта всей ее жизни. Еще в детстве Ольга решила стать экономистом, отлично окончила школу, с красным дипломом университет, чувствовалось, что она умный и образованный человек. Даже личную жизнь Ольга отложила на потом, отдавая все свои силы работе. Но у нее ничего не получалось, и, не смотря на то, что она прекрасно справлялась со своими служебными обязанностями, руководство никогда не выделяло ее в лучшую сторону, да и с сослуживцами трудно было найти общий язык. В результате за пять лет молодая женщина поменяла четыре места работы, но так и не добилась признания.

Я попросила Ольгу рассказать о каждом месте работы подробно. В результате выяснилось, что, на самом деле, Ольге не нравилась ни одна ее работа. По ее словам, коллеги ей всегда завидовали, начальники имели «любимчиков», условия на рабочем месте не позволяли ей качественно выполнять работу и т. д. Стало очевидным, что Ольга в своей жизни противопоставляет себя тем, кто ее окружает и поэтому не может найти общий язык с людьми. Еще в детстве мама внушала ей, что она способнее своих сверстников, не позволяла ей дружить со всеми, а выбирала «достойных» друзей. Ольга свысока смотрела на своих одноклассников и однокурсников. Кстати, Ольга не любила и домашних животных, потому что они «приносят в дом грязь», смеялась над теми, кто кормит бездомных собак. Такое отношение к Миру не позволяло молодой женщине себя реализовать, не смотря на ее способности. Потребовалась серьезная внутренняя работа, чтобы Ольга почувствовала себя и всех, кто ее окружает единым целым и начала с уважением и любовью относиться к людям.

Мир как единое целое


Основные вопросы урока

  • Что такое мир?
  • Всегда ли мир был един?
  • Что делает современный мир единым целым?
  • Мировое сообщество
  • Глобализация

Что такое мир?

Мир- когда нет войны

Мир – всё что нас окружает

Мир - общество


Всегда ли мир был единым?

  • Работа с текстом стр.107-108

Есть две точки зрения на единство мира в старые времена:

  • 1. Мир был един
  • 2. В мире не было единства.

Подтвердите фактами или опровергните одну из точек зрения.


Современный мир как единое целое

  • Работа с текстом стр. 109 (запишите в тетрадь)
  • Что изменилось в современном мире, что позволяет говорить о едином мировом сообществе ?
  • Мировое сообщество – совокупность современных обществ, связанных тесными хозяйственными, политическими и культурными связями.

Всемирные международные организации

  • Задание на эрудицию.

Назовите международную организацию по её эмблеме:


ООН (1945) 193 страны

  • Организация Объединённых Наций, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Всемирный фонд дикой природы (1961)

  • Международная общественная организация, работающая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружающей среды. Это крупнейшая в мире независимая природоохранная организация с более чем 5 миллионами сторонников во всём мире, работающая в более чем 100 странах

Интерпол (1956) 190 стран

  • Международной организации уголовной полиции - международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Международный комитет Красного Креста (1863)

  • гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире
  • предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках

ЮНИСЕФ

  • Международная организация, действующая под эгидой Организации Объединённых Наций. Фонд под наименованием Международный чрезвычайный детский фонд ООН был создан 11 декабря 1946 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН в качестве чрезвычайной организации для оказания помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны.

Юнеско (1945)

  • Основные цели, декларируемые организацией, - содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии

Гринпис (1971)

  • Международная независимая неправительственная экологическая организация, состоящая из Greenpeace International с главным офисом в Амстердаме и 30 региональных отделений в 47 странах.

Всемирная торговая организация (1995)

  • Международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Глобализация

  • Работа с текстом и понятием с.111.

1. Прочитайте и запишите определение понятия глобализация в тетрадь.

Антиглобали́зм - общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

2* . Попробуйте составить сравнительную таблицу плюсов и минусов процесса глобализации.


Домашнее задание

  • &13 выучить.
  • Уметь объяснить понятие толерантность ;
  • Практикум № 1,2 письменно в тетради.

Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: 060600 «мировая экономика», 06100 «государственное и муниципальное управление» 06080 «экономика управления», 061500 «маркетинг», 060500 «бухгалтерский учет и аудит», 061800 «математические методы в экономике» , 080401 «товароведение и экспертиза товаров», 351200 «налоги и налогообложение», 061100 «менеджмент организации»

Содержание Проблема бытия в материалистической философии

  • Натурфилософия эпохи Возрождения

  • Механистический материализм Нового времени

  • Естественнонаучный материализм XIX-XX вв.

  • Заключение


Бытие как философская категория

  • Объектом философского знания является «целостный мир», т.е. мир как единое целое и единое сущее в его многообразии

  • Бытие – это философская категория, означающая реальность; совокупность всего сущего, единство форм и способов существования

  • В узком смысле бытие – это объективный мир, существующий независимо от сознания

  • В широком смысле это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей


Бытие как философская категория Формы бытия

  • Материальное бытие (объективное бытие)

  • Идеальное бытие (объективное и субъективное)‏

  • Виртуальная реальность – и материальное, и объективно-идеалистическое, и субъективно-идеалистическое бытие

  • Мир (мироздание, универсум) - единая целостная совокупность всевозможных форм и уровней бытия


Бытие как философская категория Философские аспекты анализа бытия

  • Структурный аспект (выявление различных видов бытия, их отношения и взаимодействия)‏

  • Динамический аспект (рассмотрение бытия во времени. Быть – значит находиться во временной последовательности смены своих состояний: раньше-теперь-потом, т.е. изменяться)‏

  • Предметный аспект (предполагает решение вопроса: что это такое бытие, в чем его сущность, т.е. выявление всеобщей основы бытия, т.е. субстанции)‏


Бытие как философская категория Субстанция

  • Субстанция – это первичная основа и последняя сущность всего сущего, объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства

  • Субстанция не нуждается в чем-либо другом для своего существования

  • Субстанция несотворима, неуничтожима, она причина самой себя, существующих форм бытия и причина всех изменений в них

  • Что может быть субстанцией ? Нечто одно – материальное, духовное, божественное


Древнегреческая натурфилософия

  • Основные положения

  • Философия возникла в VI в. до н.э. в форме натурфилософии (философии природы)

  • Характерной чертой досократических школ является космоцентризм

  • Первые философы старались понять, как устроен мир, основываясь на простых наблюдениях за явлениями природы

  • В основе рассуждений натурфилософов о природе лежит представление о едином первоначале

  • Признавая одно первоначало, материалисты создали своеобразный способ рассмотрения мира - монизм


Древнегреческая натурфилософия Стихийный материализм

  • Первоначало мира – та или иная стихия. Отсюда и название – стихийный материализм

  • Стихийные первоосновы мира (архэ ):

  • Вода (Фалес – первый философ)‏

  • Апейрон (Анаксимандр)‏

  • Воздух (Анаксимен)‏

  • Огонь (Гераклит)‏


Древнегреческая натурфилософия Общие свойства и характеристики первооснов

  • Вечность (бесконечность существования во времени, время - длительность существования космических объектов)

  • Неизменность и непроницаемость

  • Способность к движению и самодвижению (способность менять форму, не меняя содержания. Потому для мира характерно круговое движение)‏

  • Источником движения и существования природы считались единство и борьба противоположностей

  • Антропоморфность


Древнегреческая натурфилософия Что такое Логос?

  • Понятие Логос ввел Гераклит

  • Логос (ум, разум) – объективный закон мироздания , космическая мудрость

  • Суть Логоса раскрывается в трех принципах:

  • Принцип единства и борьбы противоположностей

  • Принцип постоянной изменчивости , текучести вещей, иначе говоря принцип всеобщего развития

  • Принцип относительности


Древнегреческая натурфилософия Атомизм Демокрита

  • Для образования миров и объектов необходимы два начала : атомы (бытие) и пустота (небытие) Пустота– это вместилище атомов

  • Атомы – первокирпичики мироздания (невидимы глазу, но зримы умом, неделимы, непроницаемы, способны к движению, имеют внутренний источник движения (противоборствующие силы притяжения и отталкивания), т.е. способны к самодвижению)


Древнегреческая натурфилософия В чем ценность учения Демокрита?

  • Во-первых , Демокрит перешел от непосредственных наблюдений за стихиями природы к умозрительным построениям о невидимых атомах, т.е. от конкретного к универсальному

  • Во-вторых , Демокрит создает платформу для дуализма, признав два начала для образования мира - атомы и пустоту)‏


Механистический материализм Что повлияло на смену парадигмы?

  • Промышленная революция XVII века

  • Фундаментальные научные открытия, изменившие мировоззренческие установки

  • Развитие фундаментальных наук (механика, астрономия и математика)‏

  • Парадигма – это совокупность теоретических и методологических установок, с помощью которых изучается действительность


Механистический материализм Принцип механицизма

  • Принцип механицизма заключается в стремлении науки и философии сводить все законы природы к законам механики

  • Философия воспринималась как продолжение механики

  • Общий принцип устройства мира - мир похож на хорошо отлаженный часовой механизм, в котором все части работают бесперебойно благодаря движению


Механистический материализм Основные характеристики бытия в философии XVII-XVIIIвв.

  • Бытие как предельно широкое понятие, как совокупность всех природных объектов, как мир в целом

  • Бытие понималось как индивидуальное (т.е. бытие отдельных объектов) и неповторимое

  • Первоначало бытия – мельчайшие частицы (корпускулы) делимые до бесконечности

  • Отождествление первоначала с веществом (материя ≡ веществу)‏

  • Корпускулы наделялись важнейшими свойствами - протяженностью и движением


Механистический материализм Проблема движения и пространства

  • Движение отождествлялось с механическим перемещением, имеющим свойства линии, величины и траектории перемещения

  • Пространство тоже отождествлялось с математической величиной. Измерение протяженности приводит к мысли, что в мире отсутствует пустота

  • Деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем участия и не вмешивается в закономерное течение его событий


Механистический материализм Субстанциональное понимание бытия

  • Субстанция - предельное основание, позволяющее сводить все многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному и самостоятельно существующему

  • Субстанция обладает неизменными свойствами - объемностью и протяженностью

  • В мире нет пустоты

  • Поскольку протяженность неограниченна, то материальная Вселенная беспредельна


Механистический материализм Антропологический материализм Л. Фейербаха (конец XVIII – нач.XIX вв.)‏

  • Человек включая и природу как базис человека –единственный универсальный и высший предмет философии

  • Природа материальна, телесна, чувственна . Она не сотворена, а всегда была и есть. Причина природы лежит в ней самой. Она предшествовала человеку, разуму, духу

  • Природа многообразна, существует объективно и имеет свои закономерности. В природе управляют не боги, а только естественные силы, естественные законы. Они отражаются в мышлении человека

  • Природа имеет формы существования , которыми являются время и пространство


Естественнонаучный материализм Диалектический материализм

  • Основоположник Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» внес принцип диалектики в естественнонаучные представления о природе

  • Материя понимается как общее свойство вещей быть , а не как конкретная субстанция или вещество

  • Атрибуты материи : время, пространство, движение неотъемлемы от нее. Меняется материя, меняются ее атрибуты и наоборот

  • Движение абсолютно, покой относителен . В основе перехода от одной формы движения к другой лежит принцип восхождения от низшего к высшему


Естественнонаучный материализм Формы движения материи (Ф.Энгельс)‏

  • Социальная

  • Биологическая

  • Химическая

  • Физическая

  • Механическая


Естественнонаучный материализм Три принципа движения

  • В основе учения о формах движения лежат три принципа:

  • Принцип неразрывной связи движения и материи

  • Принцип неразрывной связи движения с другими атрибутами материи – пространством и временем

  • Принцип развития (от низшего к высшему; высшие формы движения исторически развиваются из низших; развитие выступает как прогресс)


Естественнонаучный материализм Научная революция конца XIX – нач. ХХ века

  • 1895 г. - открытие лучей Рентгена. Опровергнуто свойство непроницаемости, считавшееся абсолютным свойством материи

  • 1896 г. - открытие естественной радиоактивности А.Беккерелем. Свойство неделимости материи также является относительным

  • 1897 г. - открытие электрона, движение которого не поддавалось объяснению в механистических законах (Дж.Томсон)‏

  • 1898 г. - открытие материальной, волновой природы света (М. и П. Кюри, П.Лебедев, М.Планк). Положено начало ликвидации разрыва между двумя видами материи в неорганической природе - веществом и полем

  • 1905 г . - создание теории относительности (Эйнштейн)‏


Естественнонаучный материализм Итоги революции в естествознании

  • Открытия перевернули все устоявшиеся представления о материи как о веществе и устройстве мира

  • Все, что не относилось к веществу, признавалось результатом деятельности сознания и относилось к области идеальных объектов (свет, вкус, запах, звук)

  • Открытие новой формы материи (света) помогло определить волновую природу данных феноменов и в корне изменить представления о Вселенной


Естественнонаучный материализм Сущность кризиса естествознания XIX -нач. ХХ века

  • Новейшая революция в естествознании состояла в разрушении старых механистических представлений о материи, ее видах, свойствах, строении, формах движения

  • Создавшаяся в науке ситуация привела, с одной стороны, к кризису в самой науке и особенно в физике, с другой, к появлению новой разновидности идеализма - «физический» идеализм »

  • Крупный успех естествознания порождает забвение материи теоретиками и математиками. «Материя исчезает », остаются одни уравнения. Так, на новой стадии возрождается старая идея: «разум предписывает законы природе»


Естественнонаучный материализм Выводы из сущности и причин кризиса

  • Нельзя смешивать философское понятие материи с учениями о физическом строении материи и её основных свойствах

  • Любые представления о строении и свойствах материи учитывают лишь то единичное и особенное, что есть в предметах и явлениях материального мира

  • Философское понятие материи в принципе не может устареть, поскольку материя не перестанет быть объективной реальностью, а физические представления о ней будут постоянно изменяться, дополняться, устаревать

  • Исчезает не материя, а вчерашний предел нашего знания о ее строении и свойствах


Естественнонаучный материализм Философское понятие материи

  • «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности , которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И.)‏


Заключение

  • Категория бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы

  • В современной философии природы и науке преобладает точка зрения, согласно которой материя во всех ее свойствах является основой мира

  • Основными атрибутами материи являются движение, пространство и время, трактуемые в духе естествознания


Вопросы для самопроверки

  • Раскройте смысл понятия «бытие» как философской категории

  • Как определяется бытие в древнегреческой натурфилософии и каковы его свойства?

  • Раскройте смысл понятия «логос». Какая идея обобщена Гераклитом в этом понятии?

  • В чем суть и значение атомистической теории Демокрита?

  • В чем заключается антропологический материализм Л. Фейербаха?

  • Сравните механистический и диалектико-материалистический подход к проблеме субстанции, движения, пространства и времени

  • Каково значение учения Энгельса о формах движения?

  • Раскройте суть кризиса естествознания.

  • В чем отличие философского понятия материи от понятия ее как физической реальности?


  • Философия: Курс лекций/ Л.Д. Ерохина, А.К. Ерохин, А.П. Шендерецка, И.А. Ким, Н.В. Соколюк, Н.А. Царева; Отв. Ред. Н.А. Царева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004.

  • Философия: Конспект лекций/ Н.И. Шашков и др. 2-е изд. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998.

  • Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

  • Антология мировой философии / Сост. С.В. Перевезенцев. М., 2001.

  • Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. В 3 т. М., 1982. Т.3.


  • Использование материалов презентации

  • Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

  • Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.


Учение о Дао – даосизм, создавалось старшим современником Конфуция Лао Цзы (VI век до н.э.), которому приписывается авторство трактата «Дао-дэ цзин». Все китайские мудрецы были приверженцами учения о Дао. Это основа китайского миропонимания, представления о мире и месте в нем человека, воплощение древней китайской мудрости.

Становление мира в даосизме описывается как его рождение из первоначального хаоса. «В то время когда небо и земля еще не обрели формы, все было парение и брожение, струилось и текло. Назову это - Великий Свет. Дао возникло в пустоте и туманности. Пустота и туманность породили пространство и время. Пространство и время породили эфир (ци). Эфир разделился: чистый и светлый взметнулся вверх и образовал небо, тяжелый и мутный сгустился и образовал землю. Соединившись в одно частицы цзин неба и земли образовали инь и ян. Их концентрированные частицы образовали четыре времени года. Рассеянные частицы цзин четырех времен года образовали тьму вещей». Далее идет образование огня и солнца, воды и луны, затем звезд и созвездий. Это один из вариантов происхождения бытия.

Возникновение мира описывается, тем самым, как переход небытия в бытие, бесформенного – во множество форм. Но этот процесс никогда не заканчивается, а превращается в постоянный кругооборот, движение из небытия в бытие и обратно, где «начало и конец не имеют грани», «начало и конец подобны кольцу». Небытие не просто отсутствие всего. Оно выступает как Великое Единое, источник всякой формы и определенности.

Какую же роль играет в мире Дао? Дао выступает как порождающее начало, «рождает тьму вещей», «делает вещи вещами». «Дао… одно устанавливается и тьма вещей родится». Дао выражает активность бытия, его динамику. «Дао покрывает небо, поддерживает землю, развертывает четыре стороны света… сообщается с бесформенным, бежит источником, бьет ключом. Пустое, постепенно наполняется. Клокочет и бурлит. Встанет между небом и землей и наполнит все пространство. Раздает и не иссякает. Нет для него ни утра ни вечера. Растянутое - покрывает шесть сторон, свернутое – не заполнит и ладони. Сжатое - способно расправляться, темное – способно быть светлым, слабое – способно быть сильным, мягкое – способно быть твердым. Горы благодаря ему высоки, пучины благодаря ему глубоки, звери благодаря ему бегают, птицы благодаря ему летают, солнце и луна благодаря ему светят, звездный хоровод благодаря ему движется».

Дао, таким образом, - это источник изменения, движения, потенция, которая все в себе содержит, рождает тьму вещей.

В китайской культуре мир – единое целое, постоянный переход небытия в бытие и обратно, возникновение форм и исчезновение, в котором «тьма превращений, сотни изменений вольно текут, ни на чем не задерживаясь». Это «вольное», «самопроизвольное» течение, изменение в мире не подчинено отделенному от мира разуму. Оно подчиняется Дао. Но Дао не разум, как мысль, размышление, слово-логос, а Путь, судьба, внутренняя потенция, свойственная всем вещам и неотделимая от них.

Древнекитайской культуре чуждо свойственное европейской культуре противопоставление активного разумного начала и пассивной материи, бессмертной души и смертного тела, выраженное в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.