V. Приложения
- Введение.
С детства люблю читать сказки о «братьях наших меньших». Животные в сказках самые разные: Волк и семеро Козлят, Сивка-Бурка и Конёк-Горбунок, Серая Шейка и Курочка Ряба, Царевна-лягушка и Лягушка-путешественница. И все они напоминают разных людей. Мне стало интересно: почему положительная героиня превращается в царевну, а отрицательный персонаж становится безобразной жабой? Почему люди не любят жабу?
Я решил найти ответы на эти вопросы.
Цель исследовательской работы : обосновать необходимость судить о человеке не по внешнему виду, а чертам характера и поступкам.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать информацию о реальной жизни жабы;
На основе анализа легенд и поверий определить, почему в народе не любят жабу;
Выяснить, какова символика жабы у разных народов;
Подобрать тексты сказок о жабе и сопоставить их с целью выявления авторской позиции;
Через погружение в текст определить нравственную проблему текстов и осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.
Гипотеза исследования : если судить о животных только по внешности, то можно не заметить, что и за внешней непривлекательностыо человека может скрываться внутренняя красота.
Актуальность темы я вижу в том, что не только среди животных, но и в мире людей судят об окружающих только но внешнему виду.
Данная исследовательская работа ориентирована на изучение соответствующей литературы, сбора, сравнения, систематизации информации и анализа полученных результатов.
В работе представлены результаты исследования различных источников по характеристике жабы и причин неприятия людьми этого представителя земноводных; дан сравнительный анализ текстов художественных произведений с точки зрения внешней непривлекательности и внутренней красоты героини; выявлен
метафорический смысл сказок; проведена аналогия между миром животных и миром людей и доказано, что судить о человеке нужно не по внешности, а по поступкам и чертам характера.
Методы исследования:
Теоретические (анализ и синтез);
Эмпирические (сравнение текстов);
Математические (статистическая обработка анкет).
- Основная часть.
- Жаба как она есть.
В этой части работы я изучал особенности жабы как представителя класса амфибий.
«Amphi» по-гречески - двойной, «bios» - жизнь. Из этих двух слов и слагается
название целого класса позвоночных животных амфибий, или земноводных, как
они называются на русском языке. Оба названия подчеркивают, что животные этого класса ведут двойной образ жизни, тесно связанный как с водной средой, так и с сушей.
Ознакомившись с дополнительной литературой, я узнал, что жабы обитают почти во всех частях мира, кроме Арктики. Существует более 400 видов жаб [ 1 ].
Чем отличается жаба oт лягушки? У большинства настоящих жаб тело шире и площе, а кожа темнее и суше, чем у большинства лягушек. Обычно настоящие жабы покрыты бугорками, а у настоящих лягушек кожа гладкая. В отличие от большинства настоящих лягушек, большая часть настоящих жаб живет на суше. Взрослые жабы идут к воде только для размножения. У большинства лягушек зубы только на верхней челюсти. У жаб вообще нет зубов. Поэтому обе проглатывают свою добычу целиком.
Жабы меньше, чем лягушки, зависят от влаги. Этому способствует не только устойчивая к пересыханию кожа, но и способность жаб запасать воду в брюшной полости. Стоит только взять в руки испуганную жабу, как она «выстреливает» струей запасенной воды, надеясь отпугнугь врага. Ещё одна черта, выгодно отличающая жаб от лягушек, - спокойное, флегматичное поведение. В отличие от лягушек, жабы ведут малоподвижный образ жизни, если лягушки прыгают, то жабы, скорее, ползают по земле[ 8 ].
Вопреки недоброй молве, жаба - безобиднейшее создание для всех, кроме комаров, слизней, гусениц и других беспозвоночных вредителей наших садов и огородов. Единственная защита этого медлительного и кроткого существа - выделение беловатой жидкости на коже, ядовитой для мелких животных и бактерий. Эта жидкость порой спасает жаб от нападения мелких хищников, а главное, препятствует потере влаги в условиях сухости.
Многие считают, что нет ничего противнее большой, серой, плоской жабы, с толстым, раздутым животом, с холодным телом. Я задумался: почему жаба так безобразна? Продолжив работу с информацией, выяснил, что жаба неспроста так безобразна с виду: ее безобразие служит ей зашитой; хорошей зашитой служит жабе и её землистый цвет, он хорошо сливается с землёй и серыми камнями, под которыми жабы охотно прячутся. Крепкие лапки с длинными, широко расставленными пальцами
служат жабе хорошей опорой для ее грузного тела. Жаба не так уж дурно приспособлена для своей ночной жизни: ее глаза отлично видят в темноте [ 8 ].
Жабы - друзья огорода. Избавиться от насекомых, не прибегая к пестицидам, можно с помощью жабы. Жаба за три месяца может съесть до 10000 вредных насекомых. Поедая массу червей и насекомых, жаба, по выражению знатока зоологии Альфреда Брема, «настоящее благословение для места, где она поселилась» [ 2 ]. Жаба питается только живой добычей: мертвой, как бы голодна она ни была, она есть не станет.
Жабы - хорошие охотники. Охотятся они ночью на комаров, мух, слизней, червей. Охотничье приспособление у них - язык. Трудно проследить, как молниеносно выброшенный язык хватает, то есть приклеивает насекомое и втягивает его в рот. Тем самым жабы не допускают, чтобы эти существа размножались сверх меры.
Таким образом, изучив информацию, я пришёл к выводу, что жабы - «весьма полезное семейство» [ 1 ], так как они - хранительницы равновесия в природе.
- Почему не любят жабу?
Познакомившись с необходимой информацией, я узнал, что характерная
особенность всех амфибий – отсутствие плотных кожных покровов, лишь у
некоторых видов кожа несколько утолщенная, ороговевшая, но и она без всякой теплой «одежки». В прошлом земноводных даже в научной классификации называли «голые гады». С первым нельзя не согласиться, действительно голые, но со вторым – нет. Кто такие гады? Энциклопедически - общее распространенное название земноводных и пресмыкающихся животных. А в народном толковании, по объяснению в толковом словаре В.И. Даля, к гадкому относится всё, что противно, крайне неприятно, что мерзко и вызывает отрицательные эмоции [ 3 ].
В самом деле, почему жаба и другие земноводные нередко называются гадами и
в наш просвещённый век? Я убеждён в том, что только по причинам незнания их
биологии, предвзятости, основанной на бытующих суевериях, и самовнушении этой гадливости.
Жабы, эти загадочные «дети ночи», за много лет сосуществования с человечеством снискали дурную славу [ 8 ]. До настоящею времени люди относятся к этим безвредным и даже очень полезным существам с незаслуженной агрессией. И причиной такого негативного отношения послужила странная внешность животных, которая и привела к появлению многих безосновательных суеверий.
- Легенды и суеверия о жабе.
Изучив соответствующую литературу [ 7 ], я выяснил, что именно шероховатая,
покрытая бугорками кожа жабы помогла сложиться поверью, будто от прикосновения
к ней могут появиться бородавки. «Бородавчатость» кожи жаб вообще не болезнь, а не что иное, как особенность строения кожи - это железы, выделяющие специальный секрет, который не только увлажняет кожу, но и обладает антибактериальными свойствами.
Если собрать все легенды, поверья и предрассудки о жабах и лягушках, то их можно условно разбить на 4 группы. В первой говорится о жабах, как орудиях колдовства. Во второй они - оборотни красавца царевича или царевны. Третью составляет большинство легенд, где жабы борются со змеями. В четвёртую входят рассказы о жабах и лягушках, как благородных животных. За оказанную
услугу они показывают путь, переносят через реку, дают дельный совет, помогают прекрасной девице.
Жаба издавна окутана мрачными легендами. Она была непременной составляющей магических зелий и ведьминых настоев. Первое упоминание о жабе, как относящейся к тёмным силам, было найдено в Персии в 600 году до н.э. Великий шах издал указ убивать всех увиденных жаб.
В тёмные времена инквизиции было придумано множество нелепиц и глупостей. Например, считалось, что на гербе Сатаны размещено изображение трех жаб. Чаще всего в жабах видели обращенных ведьм [ 7 ].
Итак, в легендах и народных поверьях жаба - это маленькое, всеми презираемое земноводное.
- Символика жабы у разных народов.
Продолжив работу с дополнительными источниками информации [ 9 ], я изучил символику жабы у разных народов. Оказалось, что жаба в Китае – воплощение светлого начала и соотносится с идеей обогащения. В Египте жабы считались священными животными и изображались сидящими в лотосе.
В некоторых славянских мифах - лягушки и жабы выступают как покровители семейного очага [ 10 ].
У народа манси считается, что жабы могут служить символом супружеской любви, как целующиеся голуби. Во Вьетнаме жаба - податель дождя, она - «самому Небесному властителю родня». С жабой там связаны представления о плодородии, богатстве. По древним поверьям коми жаба когда-то была человеком, и убивать её считалось большим грехом.
В некоторых районах Франции к жабе относятся с уважением, ибо она
предупреждает человека о приближении змеи, помогает в лихорадке. Жаба человеку полбрата - ее убивать нельзя, говорят в Эстонии.
Китайцы считают, что «жаба - учитель конфуцианской премудрости». Практически во всей Южной и Северной Америке жаба и лягушка - дети воды и
символ водяного духа, помогающего возделывать маис и очищающего источник, где обитает. В Германии жабу, живущую в доме, охраняют и зовут «жаба - сокровище» [ 7 ].
Таким образом, исследовав информацию о символике жабы у разных народов, я пришёл к выводу: вопреки поверьям и предрассудкам, жаба является положительным символом. Значит, это бедное маленькое творение терпит отовсюду гонения понапрасну.
- Результаты анкетирования одноклассников.
Чтобы выяснить отношение к жабе, я провёл анкетирование одноклассников. В опросе приняли участие 20 учащихся 6а класса МОУ «СОШ №12» г. Воркуты (вопросы анкеты - приложение №1 ).
Анкетирование показало, что 19 человек (95%) представляют себе жабу «огромной, толстой, скользкой, мокрой, грязной, в бородавках, с большими глазами». Только 1 школьник (5%) определил жабу как «милое серое создание, на ощупь скользкое». 50% опрошенных считают жабу полезной («питается насекомыми»), остальные понимают и вред, и пользу земноводного. На 12 человек (60%) жаба производит неприятное впечатление , так как она «мерзкая, противная, скользкая».
8 учащихся (40%) объяснили свою неприязнь тем, что «она некрасивая». Двум школьникам (10%) жаба нравится («смешная, толстенькая, прикольная»). Только
1 ученик (5%) объяснил своё отношение к жабе так: «Жаба по виду некрасивая и неприятная, но она умная».
Таким образом, анкетирование показало в основном отрицательное отношение к жабе. Главная причина неприязни состоит в том, что школьники, зная о пользе жабы для окружающей природы, судят о земноводном только по внешнему виду.
- Жаба в художественной литературе.
Получив информацию, я задумался, почему такое различное восприятие жабы: отрицательное в представлениях людей и положительное в символике разных народов? Ответ на этот вопрос попробовал найти в произведениях художественной литературы.
- Подбор произведений с жабой в роли главной героини.
Как выяснилось, и в литературе за жабой тоже закрепилась дурная слава: лягушка всегда превращается в принцессу, а с жабой всё гораздо сложнее. Такое случилось не без участия, надо сказать, некоторых писателей, таких как В. Гаршин («Сказка о Жабе и розе»), Г.Х. Андерсен («Дюймовочка», «Жаба») и др.
Я решил узнать, есть ли произведения, в которых жаба является положительной героиней. Для этого подобрал сказки нескольких авторов, выявил их тему и идею, сравнил эти произведения по определённым критериям и попытался объяснить метафорический смысл сказок о животных.
Для исследования были выбраны следующие сказки: «Мой некрасивый друг» (автор Ю.Дмитриев)(текст – приложение №2), «Почему вы не любите жабу?» (автор Ф. Кривин)(текст – приложение №3 ), «Серая звёздочка» (автор Б. Заходер) (текст – приложение №4 ), так как сюжет этих произведений «реабилитирует» жабу, которой в сказках всегда отводилась незавидная роль пособника нечистой силы.
- Сравнительный анализ авторских сказок о жабе.
В данной части работы я изучал изображение жабы в сказках разных авторов.
Сначала выяснил тематику произведений. Сказка Юрия Дмитриева повествует о том, как герой-рассказчик подружился с жабой, а кто-то убил её, потому что она некрасивая. Сказка Феликса Кривина дает ответ на вопрос, обозначенный в заглавии: стоит только полюбить жабу, и все увидят, какая она хорошая. В сказке Бориса Заходера говорится о «хорошей и полезной» Серой Звездочке, которую любят добрые обитатели сада и которую злые называют «неуклюжей и некрасивой жабой».
Определив тематику текстов, чтобы выяснить их идеи, я попытался сопоставить сказки, используя метод сравнения. Тексты сравнивал по 7 критериям: название, жанр, внешность, поступки, черты характера главной героини, отношение к ней окружающих и позиция автора.
В сказке Юрия Дмитриева «Мой некрасивый друг» мы видим жабу такой, какой она представляется всем («большая, грузная, тяжело дышала, как человек с отдышкой») и такой, какой её видит рассказчик («удивительные золотые, с тёмными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то доброе выражение»), но даже во всеобщем взгляде на жабу заметно сочувствие («тяжело дышала...») [ 4 ]. Феликс Кривин в сказке «Почему вы не любите жабу?» даёт описание жабы без особых эмоций («...ноги коротковаты, настоящей прыгучести нет, неуклюжа, черты не из тех, которыми приятно любоваться») и делает вывод: «Конечно, не красавица» [ 6 ]. В описании внешности главной героини сказки Бориса Заходера «Серая Звездочка» сочетается «некрасивость» («некрасивая, неуклюжая от неё пахло чесноком», бородавки) и привлекательность («совсем маленькая, напоминает звёздочку, серые лучистые глаза») [ 5 ].
Поступки жабы в сказках Б. Заходера и Ф.Кривина схожи: «...появляется только по ночам, делает полезное, доброе дело». Ю. Дмитриев показывает, скорее, не поступки, а действия жабы: «…сидела на тропинке и смотрела на меня, не пыталась удрать» [ 4 ].
В изображении Ф. Кривина героиня застенчивая, миролюбивая, ценит доброе отношение и очень стесняется своей внешности. По мнению Б. Заходера, Серая Звёздочка добрая, хорошая, «очень-очень скромная», у неё чистая совесть. Ю. Дмитриев показывает не черты характера жабы, а её чувства, ощущения («чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю») [ 4 ].
Отношение окружающих к героине Ю. Дмитриев определяет однозначно:
«некрасивая», хотя мнение рассказчика иное: «Мне она казалась очень красивой» [ 4 ].
Ф. Кривин не пишет открыто, как относятся к жабе, а задаётся вопросом: «Неужели жабу нельзя полюбить?» Отношение к Серой Звёздочке у Б. Заходера проявляется по- разному в зависимости от окружающих: положительные герои (Деревья, Кусты, Цветы) очень любили её, называли ласковыми именами, благодарили и хвалили на все лады; а отрицательные персонажи (Очень Глупый Мальчишка, Гусеницы, Слизняки) не только называют героиню «противной», «ядовитой жабой», «мерзкой вредной злючкой», «гадиной», но ещё и призывают: «Бей жабу! Бей уродину!» [ 5 ].
Позиция автора в сказках Ю. Дмитриева и Ф. Кривина явная: «Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но ст о ит ли судить по первому взгляду?» (Ю. Дмитриев) [ 4 ], «Можно любить не только за внешность... есть ведь и другие хорошие качества» (Ф. Кривин) [ 6 ].
Авторская позиция нашла отражение и в названиях произведений. Ю. Дмитриев даёт утверждение («Мой некрасивый друг»), где ключевое слово - друг, то есть тот, кого ни на какие крас о ты и богатства не променяешь. Ф. Кривин обозначил название сказки вопросом («Почему вы не любите жабу?»), ответ на который очевиден, а ключевое слово - любить, то есть испытывать сильную привязанность, желать добра, болеть за любимого сердцем [ 3 ].
В сказке Б. Заходера позиция автора скрыта, ведь писатель выражает своё мнение словами Ученого Скворца: «Для всех твоих друзей ты была и будешь милой Серой Звёздочкой» [ 5 ]. Судя по поступкам и качествам характера, Серая Звёздочка - красавица, потому что она добрая, хорошая, скромная и полезная. И хоть Очень Глупый Мальчишка назвал её «противной жабой», дело, говоря словами Учёного Скворца, не в названии. Ведь название - это обозначение, наименование чего-то, а имя - это то, что зовёт нас, обращает наше внимание и берёт нас с собой [ 11 ]. Имя даётся для того, чтобы отличить людей или животных друг от друга. В сказке Б. Заходера Очень Глупый Мальчик желает убить Серую Звёздочку за то, что она «жаба», то есть за некое общее родовое название . Чтобы показать неправильность, несправедливость такой логики, автор выключает слово «жаба» из системы сказочных имён. «Серая Звёздочка» - это имя. И «Бабочка Крапивница» - имя. Даже «Очень Глупый Мальчишка» - имя (так подчёркивается его единичность). А вот «жаба» - не имя. Это, образно говоря, «национальность». Потому, наверное, Борис Заходер озаглавил свою сказку по имени главной героини («Серая Звёздочка»), а не по «национальности» (родовому названию земноводного).
Результаты сравнения сказок я оформил в таблицу (сравнительная таблица приложение №5 ).
Таким образом, сопоставив сказки Ю. Дмитриева, Ф. Кривина и Б. Заходера, я понял, что каждому автору жаба действительно симпатична, более того, каждый сумел увидеть в ней красоту и не только оценить внешнюю привлекательность, но и, так сказать, заглянуть жабе в душу. Кроме того, я пришёл к выводу, что каждая сказка раскрывает перед нами мир, в котором обманчивость внешнего вида часто противоречит той пользе, которую приносит в мир скрытое в этой оболочке живое существо.
- Выяснение основных идей в анализируемых произведениях
Выявление авторской позиции в сравнительном анализе сказок помогло мне определить идею каждого произведения, то есть его основную мысль. Из уроков русского языка и литературы я знаю, что основная мысль текста – это то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан.
Сказка Феликса Кривина учит тому, что можно любить не только за внешность, потому что «…есть ведь и другие хорошие качества» [ 6 ]. Сказка Юрия Дмитриева написана ради того, чтобы мы поняли: с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но «стоит ли судить по первому взгляду?»[ 4 ]. Автор смог разглядеть в жабе красоту, и горечь звучит в вопросе: «Почему этого не видят другие?» [ 4 ].
В сказке Бориса Заходера идея выражена не так открыто, как в произведениях Ф.Кривина и Ю. Дмитриева, но содержание сказки настолько «прозрачно», что главную мысль определить несложно: за уродливой внешностью жабы скрывается скромное и полезное существо («Серая Звёздочка – добрая, хорошая… у неё чистая совесть – ведь она делает Полезное Дело!») [ 5 ]. Это настоящий друг обитателей сада, а друзей любят не за красоту.
Итак, чтобы подытожить выявление основных идей произведений, хочу привести цитату из сказки Ф.Кривина: «… от излишней застенчивости Жаба так миролюбива и так ценит доброе отношение. Это называют чувством неполноценности, но ведь это как раз настоящая полноценность: добрый характер, способный на добрые дела» [ 6 ].
Таким образом, я пришёл к выводу: все сказки написаны ради того, чтобы показать главное в образе Жабы – «добрый характер, способный на добрые дела».
- Определение метафорического смысла сказок о жабе.
Владея материалом об изображении жабы в художественных произведениях, я
предположил, что и в мире людей бывает подобное. Ведь перед нами сказки о животных - очень древний вид народного эпоса. И хотя в работе рассматривались авторские сказки, писатели тоже использовали образы животного мира, наделяя зверей качествами, свойственными людям, уподобляли животных человеку. В описании жаб у всех писателей меня привлекает то, что авторы сравнивают их с людьми. Читаешь о жабе, а будто видишь человека. Беря за основу научный факт из зоологии, писатели подводят под нравственное, то есть человеческое обобщение. Данная информация позволила мне осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.
- Вывод - осмысление понятий внешней и внутренней красоты.
Все проанализированные сказки имеют много достоинств, но мне кажется, важнее всего то, что заставляет человека переживать за героиню - жабу – и отождествляться с ней. Ведь каждый ребёнок (да и взрослый тоже!) пopoй
чувствует себя существом, привыкшим к любви близких, но однажды вдруг открывающим возможность другого, неприязненного взгляда на себя: для одних ты - звёздочка, любимая Серая Звёздочка, а для других - отвратительная жаба! Это открытие всегда исполнено драматизма. И не случайно я вспомнил именно сказку «Серая Звёздочка». Ведь это произведение Бориса Заходера входит в цикл «Сказки для людей». Вот что написал в предисловии к циклу автор: «...эти сказки рассказывают сами звери, и рассказывают их людям. Всем людям - и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И xотят, чтобы люди относились к ним хорошо... Чтобы были к ним добрее…» [ 5 ]. Я уверен, что и произведения Юрия Дмитриева и Феликса Кривина – тоже сказки для людей . Только и людям нужно быть добрее друг к другу. Не надо забывать: все мы немножко жабы!
- Заключение.
Природа создала много удивительного: прекрасного и безобразного. Порой за непривлекательным обликом животного не видишь его безобидности и полезности. И в мире людей нельзя судить только по внешности - она бывает обманчива: нередко за уродством скрывается прекрасная душа, а за красотой - коварство. В этом меня убедило исследование данной проблемы и на примере реальной жизни жабы, и на примере художественных текстов.
Новизна моей работы состоит в том, что подобного исследования в нашей школе не было.
Практическая значимость
работы заключается в том, что данный материал
можно использовать для расширения кругозора учащихся при проведении недели
литературы в школе и для учителей литературы при проведении уроков по теме
«Сказки о животных» и уроков развития речи по теме «Красота внешняя и внутренняя».
Выполнение данной работы позволило мне развить навыки работы с
дополнительной литературой, умение самостоятельно добывать необходимую
информацию, анализировать и сравнивать её.
В работе была сделана попытка не только определить нравственную проблематику сказок о жабе, но и осмыслить понятие внешней и внутренней красоты человека.
Выполняя данную работу, я убедился в том, что судить о людях нужно не по внешности, а по характеру и поступкам.
- Список использованных источников.
- Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о змеях, крокодилах, черепахах, лягушках, рыбах. М., 1974
- Брем А. Жизнь животных. Земноводные и пресмыкающиеся. М., ЭКСМО, 2004
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., «Дрофа», 2011
- Дмитриев Ю. Сказка «Мой некрасивый друг».
- Заходер Б. Сказка «Серая Звёздочка».
- Кривин Ф. Сказка «Почему вы не любите жабу?».
- Мифы народов мира. Т. 1,2. М., 1992
- Ползиков В. Журнал «Аквариум», 2006, №2.
- Полная энциклопедия символов и знаков. Автор-составитель В.В. Арамчик. Минск, 2006
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995
- Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. В 2-х томах, М., 1994
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркуты
«Все мы немножко жабы»
Выполнил
Ульянов Александр,
Ученик 6а класса
Руководитель
Харина Лидия Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
Воркута
Тема: «Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему». 7 класс
Цели:
Обучающая.
Учащиеся должны:
знать:
Структуру типа речи рассуждения, его виды, алгоритм работы по написанию сочинения-рассуждения;
Отличие рассуждения-размышления от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения.
Уметь:
Писать сочинение рассуждение-размышление;
Анализировать готовый материал и самостоятельно отбирать материал на определенную тему;
Проводить словарную работу и анализ текста по плану;
Отбирать языковые средства для оформления сочинения;
Составлять план сочинения;
Работать коллективно и самостоятельно;
понимать различие между видами рассуждения, структуру рассуждения.
2. Развивающая:
Развивать внимание, память, мышление;
Развитие всех видов речевой деятельности;
Расширять словарный запас.
3. Воспитательная:
Способствовать развитию интереса к предмету, учить внимательному и бережному отношению к языку;
Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Оборудование:
Компьютер;
Презентация;
Алгоритм построения сочинения – рассуждения ;
Схема « Виды рассуждений»;
Таблица «Основные языковые средства оформления рассуждения- размышления».
I. Организационный момент.
1 мин.
Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности: Включить учащихся в деятельность по выявлению готовности.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочих мест, эмоциональный настрой.
Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место и наличие необходимых учебных принадлежностей
II. Актуализация знаний.
8 мин.
Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.
Даётся задание трём учащимся подготовить ответы-объяснения о видах рассуждения.
Что такое рассуждение?
Какие 3 типа рассуждения нам известны? (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление)
У кого возникли сложности?
Когда мы обращаемся к этому виду рассуждения - рассуждению-размышлению?
(К огда надо принять какое-то важное решение, ответить на волнующие нас вопросы: Как быть? Что делать? Как поступить?
Именно такие вопросы часто приходится решать в особых жизненных ситуациях.)
Работа с учебником.
Что мы узнали из учебника о строении рассуждения- размышления?
(Ответ подготовленного учащегося)
Какие ещё виды рассуждения бывают? Нам расскажут…
Какие языковые средства используются для оформления рассуждения – размышления?
Вопрос или цепь вопросов-раздумий. Риторические вопросы.
Или
Альтернативные вопросы (соединены союзом или).
Беседа с самим собой.
Выбор варианта ответа.
Использование языковых штампов для создания собственных рассуждений.
Учащиеся выбирают из представленных примеров наиболее уместные.
Размышление
III. Постановка проблемы
5 мин
Организовать коммуникативную деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Послушайте, определите тему дальнейшего разговора.
О чем мы будем размышлять?
Слово учителя. Чтение текста учебника «Мой некрасивый друг» (стр. 103)
Соответствует ли название фрагмента его содержанию? Найдите в тексте доказательства своей точки зрения.
Подумайте, что произошло в тот вечер, когда рассказчик опоздал на свидание?
Устно закончите рассказ с условием, что в концовке должно присутствовать повествование с элементами описания и рассуждения.
Прослушивание ответов детей.
Чтение окончания рассказа (учебник стр. 104)
Работа по вопросам.
Предвидели ли вы такой поворот событий?
Какова тема данного рассказа? – тема дружбы
Определяют тему.
Какую проблему поднимает автор в своём рассказе? (Проблему жестокого отношения к животным, проблему бездуховности человека, проблему понятия красоты…)
IV Усвоение новых знаний и способов действий.
15 мин
Обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала.
Что вы знаете о дружбе? Что такое дружба?
Работа с текстом и его анализ.
Как вы думаете, почему в рассказе такой трагический финал?
Какова основная мысль текста?
Прочитайте ключевое предложение.
Дайте понятия слов дружба, друг (работа с Толковым словарём или Интернет-источником).
Дайте понятия слова красота (работа с Толковым словарём или Интернет-источником).
Учащиеся предлагают свои варианты толкования слова через подбор синонимов.
Учащиеся-эксперты проводят словарную работу, дают этимологию слов, составляет с ними словосочетания.
Выполняют словарную работу. Делают записи в тетради.
Друг –
Дружба –
Красивый –
В ходе анализа текста верно определяют тему, основную мысль текста, отвечая на вопросы, формируют представление о понятии друг, дружба, красота.
Составим словосочетания с данными словами.
Лучший друг, найти друга
Крепкая дружба, уметь дружить
Очень красивый
Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение к событию и дать ему оценку? (работа с текстом учебника)
Ответы учащихся.
V. Первичное закрепление.
10 мин
Отработка и закрепление новых знаний, способов действий.
Сталкивались ли вы с подобными случаями в жизни, в художественной литературе? Примеры, когда чей-то друг очень не нравился другому человеку? (Тургенев «Муму»)
Сегодня я прошу вас тоже поразмышлять и ответить на вопросы: «Что такое дружба?», «Верно ли понятие «некрасивый друг»?»
Отработка умения написания сочинения-рассуждения-размышления
1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления(из названия текста + дать определения слова «друг», связав его с понятием «красота» и «дружба»;
2 абзац – аргумент из исходного текста (о герое рассказа и его отношениях с жабой, доказав, что надо уметь видеть красоту);
3 абзац – аргумент из жизненного опыта или из литературного произведения (например, рассказ И.С.Тургенева «Муму»);
4 абзац – вывод.
Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию
Работа с текстом
1. Оформим первый аргумент. Обратимся к тексту.
2. Чтение текста. Как соотносится текст с нашей темой?
Подбери материал для первого аргумента:
- найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;
- помни, что надо объяснить, как проявляется дружба в конкретном случае, важна ли при этом красота друга, может ли друг быть некрасивым;
-необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;
Оформление 1 аргумента
Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что… (предложение № __, ___.....) Предложение-заключение (вывод по аргументу)
Оформление 2 аргумента
Введение 2-го аргумента
1. Это обобщение каких-то жизненных фактов: - жизненная история, произошедшая с тобой; - жизненная история, произошедшая с твоим другом; - жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.
2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.
3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.
4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.
5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать (вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;
- запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ, но и анализ;
- обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте.
Аргумент 2: В литературе есть много произведений, посвященных данной проблеме. В рассказе И.С. Тургенева «Муму» говорится о том, что…
Вывод
Рассказывая о дружбе, авторы пытаются нас убедить в том, что …. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: дружба – это…. Вернуться к высказываниям о красоте. Человек должен быть добрым по отношению «к братьям нашим меньшим», отношением к животным проявляется его право на звание человека.
Составим план нашего сочинения.
Какой тезис мы используем?
Какие аргументы используем?
Какой вывод мы с вами сегодня можем сделать?
VI. Закрепление. Творческая работа.
Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для творческой работы по новому материалу, осмысления изученного материала, глубины его понимания.
О чем вас заставила задуматься тема нашего сегодняшнего урока?
Что вы знаете?
Что вы умеете?
VII. Рефлексия деятельности.
2 мин
Если она вас тронула, и у вас возникло желание выразить свои размышления, то я прошу вас оценить степень усвоения темы.
Индивидуально выражают степень интереса к теме, определяют уровень ее усвоения, выставляя себе оценку, определяя ступень пирамиды.
Определяют индивидуальный уровень овладения темой.
Домашнее задание: Индивидуально работают над сочинением рассуждением-размышлением «Что такое дружба?» или «Верно ли понятие «некрасивый друг»?»
Приложения к уроку
Приложение № 1
Схема « Виды рассуждений»
Рассуждение
Рассуждение-объяснение / Рассуждение – доказательство / Рассуждение - размышление.
Приложение № 2
Схема для самоконтроля и взаимоконтроля.
Правильность.
2. Полнота.
3. Последовательность.
4. Структура.
5. Самостоятельность ответа.
Приложение № 3
Алгоритм.
Строение текста типа рассуждения.
Вступление. Тезис.
Основная часть. Аргументы (доказательства с примерами).
Заключение. Вывод.
Приложение № 4
Языковые средства для оформления сочинения -рассуждения
Виды рассуждения
наречия
Союзы
Речевые обороты
Доказательство
Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например.
Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если
Из этого следует, что…;
отсюда заключаем, что…;
из чего вытекает, что…;
это позволяет предположить, что…;
предположим, что…; допустим, что…;
доказательством служит…;
об этом свидетельствует…
Объяснение
Например, таким образом, поэтому
Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку
Причина состоит в следующем…;
укажем на причины…;
это объясняется тем, что…;
это зависит от …;
это связано с тем, что…;
это является следствием того, что…
Размышление
По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом
Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, что
Я полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; я согласна с тем, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…;я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; я убеждён, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…
Приложение №5
(Сообщение учащегося об Александре Матросове )
Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. В ноябре 1942 года Александр пошел добровольцем на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии. Его письма в детский дом были полны неподдельного патриотизма: «Шести лет я лишился родителей, но у нас, в Советском государстве, позаботились обо мне. И сейчас, когда Родина в опасности, я хочу защищать ее с оружием в руках». Вот так честный парень полный патриотизма попадет на передовую, где ему суждено погибнуть в первом же бою. Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Награждён орденом Ленина (посмертно). Похоронен в городе Великие Луки.
Памятники Герою установлены в городах Уфе, Великих Луках, Ульяновске. Имя Александра Матросова носит детский парк в центре Ульяновска, детский кинотеатр в городе Уфе и улица, открыт мемориальный музей А.М. Матросова в Уфимском юридическом институте МВД РФ.
Приложение № 6
"Гвардейцы не знали страха в бою, но взять дзот не удалось. Три автоматчика, которые пытались поближе подползти к дзоту, пали смертью храбрых. Тогда поднялся связной командира роты комсомолец гвардии рядовой Александр Матросов.
Я пойду! - сказал он решительно.
Старший лейтенант Артюхов, командир роты, пристально посмотрел на воина, обнял его и коротко сказал:
Иди.
И гвардеец с автоматом, с гранатами стал пробиваться к проклятому дзоту, который мешал батальону, родной роте, товарищам продвигаться вперед. Умелый воин, он знал, что в бою дорога каждая секунда. Матросов напрягал все свои силы, чтобы быстрее подобраться к дзоту. Но что это? Его заметили. Пули стали решетить снег то впереди него, то позади. Двигаться было опасно. Но, как только струя пулеметного огня отводилась в сторону, Александр продолжал ползти вперед.
Вот уже близко и вражеская огневая точка. Одну за другой гвардеец бросил две гранаты. Они разорвались у самого дзота. Пользуясь заминкой врага. Матросов поднялся и сделал прыжок вперед. Но опять из амбразуры показались вспышки выстрелов. Пришлось залечь. Гранат больше не было. И патронов совсем немного осталось в диске. Прошла еще минута. Матросов вскинул автомат и дал по амбразуре очередь. Там, в дзоте, что-то взорвалось. Вражеский пулемет смолк. И вот Александр поднялся во весь рост, вскинул над головой автомат и крикнул что было сил своим товарищам:
Вперед!
Как один встали наши солдаты с заснеженной земли и ринулись вперед. Но тут же они вынуждены были залечь, так как вновь ожила вражеская огневая точка. И тогда Матросов рванулся вперед и грудью своей, сердцем своим припал к черной амбразуре. Великий подвиг гвардейца послужил сигналом к атаке. Путь вперед был открыт. Быстро покончили и с дзотом. А еще через несколько минут была взята и деревня Чернушки. Вскоре над этой маленькой деревушкой был водружен флаг страны, за свободу, славу и честь которой отдал свою жизнь комсомолец Александр Матросов.
Боевые друзья стояли рядом с дзотом, на снегу, у которого алела под солнцем кровь их товарища комсомольца-гвардейца Саши Матросова. У солдата из кармана достали комсомольский билет. Простым карандашом написали на нем: «Лег на огневую точку противника и заглушил ее.»
Приложение № 7
План.
Вступление. Тезис. Есть ли в нашей жизни место подвигу?
Основная часть. Аргументы
1 Подвиг самопожертвования А. Матросова.
2 Героизм Дмитрия Разумовского.
Заключение. Вывод. «В жизни всегда есть место подвигу».
Приложение № 8
Классный час «Мой некрасивый друг» (1сл.)
Класс: 2 класс
Цель:- показать целостность природы, что в природе не бывает ничего лишнего;
Воспитывать гуманные чувства ко всему живому; экологическую культуру.
Учитель: Человек – это часть природы. Он живёт среди неё, пользуется её богатствами, восхищается её красотой. Люди всегда любили деревья, травы, цветы, птиц, насекомых, зверей. Но всех ли? Возьмём, к примеру, животных. Все ли животные любимы человеком? Всех ли любите и бережёте вы? (2сл.) Почему? Назовите своих любимцев и нелюбимцев? (Ответы детей) (3сл.)
Значит, вы не любите мышей и крыс, тараканов, червей, летучих мышей, змей, жаб, лягушек? С мышами, крысами, тараканами – понятно. Они приносят много бед здоровью и благополучию человека, когда поселяются в его доме. А остальные вами названные животные? Давайте сегодня поговорим и посмотрим, почему одних животных любят, восхищаются ими, а к другим относятся плохо, стараются их уничтожить? Справедливо ли безжалостное отношение к этим животным?(4сл . )
Загадка: Выпуча глаза сидит,
не по-русски говорит,
родилась в воде,
а живёт на земле. (Жаба) (5сл.)
Жалобы жабы (Говорят, что я, жаба, вредная, что от меня на руках бородавки. Всё это неправда. Я действительно выделяет через кожу беловатую, сильно пахнущую жидкость. Но никаких бородавок от этой жидкости не бывает. Просто таким способом я спасаюсь от врагов. Эта жидкость делает нас, жаб, несъедобными. Один раз попробовав наше мясо со слизью, хищник навсегда потеряет желание нападать на жаб. Это единственная её защита – ведь у жабы нет ни острых зубов, ни быстрых ног, чтобы убежать во время опасности.
Ученик: Зато пользу жаба приносит огромную . Недаром опытные огородники часто приносят на огород жаб и выпускают их там. Днём жаба сидит под листочком в тенёчке, а ночью выползает на охоту. И всю ночь ходит между грядками, выбрасывая свой длинный клейкий язык, хватая мух, комаров, гусениц, слизней. И сколько она вредных насекомых уничтожит – не сосчитать! Вот почему жаба наш большой друг. Ну и что, что некрасива. Друзей ведь любят не за красоту. – Так какую пользу приносит жаба? (Ответы детей)
Учитель
загадывает загадку про
червяка.
Загадка:
Длинный, мягкий и худой,
Он живёт в земле сырой.
Только в небе солнце всходит,
Он домой к себе уходит.
Но лишь дождичек пойдёт,
Он на улицу ползёт...
Удивительный чудак,
Этот дождевой.. .
(Червяк) (6сл.)
Жалобы червяка
(ученик в коронке этого животного. Ох и трудно мне порой приходится. Каждый наровит наступить на меня, когда я после дождя выползаю из земли. Не надо этого делать, ведь я приношу природе пользу.
Учитель:
Какую пользу приносит червяк?
Ученик. Черви – самые полезные животные в мире. Они разрыхляют и размельчают сухие комья земли. С их помощью корни растений получают воздух и влагу. Черви еще и удобряют почву, проглатывая землю с всякими отходами, умершими растениями, останками насекомых и животных. Дождевые черви с удовольствием жуют свое «лакомство», а обратно выплевывают уже настоящую плодородную почву. Чем плодороднее почва, тем лучше урожай.
Учитель загадывает загадку про паука. Загадка: Этот долгорукий старичок, В уголке сплёл гамачок. Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки!» (7сл.)
Жалобы паука ( ученик в коронке этого животного)
И мне нелегко живётся на белом свете. Плету, плету паутину, чтобы в неё попали вредные насекомые, а многие путники берут и рвут её. И каждый старается нас уничтожить. А я приношу немалую пользу.
Ученик. Польза от пауков велика. Пауки прожорливы: каждый в день съедает не меньше, чем сам весит. Когда охота особенно удачна, паук крестовик ловит в сети по… пятьсот насекомых за сутки. Мухи в этом улове преобладают. А на теле одной только мухи насчитали 26 миллионов микробов! И таких страшных, от которых люди болеют различными опасными болезнями. Пауки спасают нас от этой заразы.
Какой сделаем вывод, ребята?
Вывод простой : пауков надо беречь - не давить, не рвать паутину! Каждый должен помнить: паук человеку друг!
Учитель загадывает загадку про летучую мышь.
Загадка:
Не поймёшь – зверёк иль птица.
Ночью с ней не заблудиться –
Видит всё вокруг ушами!
Мышь, но сыр не ест с мышами.
(Летучая мышь
)
(8сл.)
Жалобы летучей мыши ( ученик в коронке этого животного)
Много легенд и суеверий связано с нами. Уж очень у нас необычная внешность, ведём ночной образ жизни. Видим мы ночью не с помощью зрения, а с помощью слуха.
Многие боятся нас, считают вампирами. Если бы мы летали днём, то не казались бы вам такими странными и подозрительными. И люди не сочиняли бы про нас разные небылицы. Не надо бояться нас, мы приносим пользу садам и огородам!
Ученик. Эти зверьки очень полезны нашим полям и садам, так как уничтожают множество ночных насекомых - до 500 комаров за вылет!).
Одно крылатое создание за год ловит до 10 миллионов мух, мошек, комаров, москитов и ночных мотыльков. На истребление такого числа вредных насекомых пришлось бы затрачивать тонны ядохимикатов, приносящих ущерб природе и самим людям.
Учитель загадывает загадку про змею.
Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея) (9сл.) Жалобы змеи ( ученик в коронке этого животного) Все знают, что мы шипим и кусаемся. От наших укусов часто гибнут люди. Но этого можно избежать, если знать о нас больше. Шипим мы, предупреждая об опасности – не трогай нас, уйди с дороги! Ученик. В наших лесах водится один вид ядовитых змей – гадюка. Её серая или бурая окраска с волнистым узором на спине делает её незаметной среди солнечных бликов и листвы. Поэтому ни человек, ни животное не замечают её, подходят близко, а то и наступают – в результате гадюка прибегает к самозащите и кусает – ведь другой-то защиты у неё нет! Гадюка обнаруживает себя шипением. Для чего же шипит гадюка? Она предупреждает людей – дайте ей отползти или отойдите сами! И никакой беды не будет! В нашей стране запрещено истребление ядовитых змей! Они приносят пользу человеку. Гадюка, питаясь лесными и полевыми мышами, защищает людей от многих опасных болезней, которые переносят эти грызуны. Змеиный яд находит широкое применение в медицине. Созданы специальные змеепитомники, где у змей добывают яд. Это очень ценное сырье, которое используют, чтобы получить медицинские препараты от многих болезней. (10сл.) Учитель. Вы многое узнали о «некрасивых» животных. Изменилось ли ваше отношение к ним? В природе нет лишних животных. Все они полезные и нужные. Это – живая природа, значит, имеет право на жизнь! Нужно бережно относиться к природе, не забывать, что мы у неё в гостях . (11сл.)
Ребята!
Лягушек, пауков, червяков
Никогда не давите!
Никогда паутину на деревьях не рвите!
Если мимо спокойно пройдёте
Природе огромную пользу вы принесёте!
Мне кажется, что в произведении "Жаба", автор не просто пытается натолкнуть на мысль, он словно изливает душу в строках.
Возможно, что в некоторой степени, автор рассквзывает нам о своем печальном опыте. Позиционируя себя в качестве жабы, он рассказывает нам о тяжелой жизни изгоя, что ежедневно сталкивается с насмешками и издевательствами в свой адрес.
Мальчик в данном случае является представителем того самого жестокого общества, что подвергает несчастную жабу испытаниям. Выражая свою мысль через слова бабушки, автор стремится призвать человека к толерантности.
Рассмотреть можно и с другой стороны. Жаба представляет собой людей уродливых снаружи, но прекрасных внутри. Как часто люди судят человека по внешности, совершенно не задумываясь о том, что душа человека с обезображеным лицом может быть прекрасной, тогда как человек с красивым лицом, может быть уродливым изнутри. В этом случае автор стремится призвать людей ценить не внешность, а душу. Он пытается показать, что душа каждого живого существа является куда более важным становлением личности, нежели смазливая мордашка. Автор несет мысль о всепрощении, которая преподносится в сценке, когда жаба словно прощает мальчика за его поступок.
Он несет мысль о том, что даже подлый и жестокий человек способен меняться. Он учит нас давать второй шанс людям, относится к ним добрее и терпимее.
Так же автор говорит о сильной душе, что не взирая на поступок мальчика, не озлобилась, искренне простив его.
И, наконец, автор учит нас терпению. Он показывает нам, что злом на зло о вечать не стоит и донести ошибку человека можно не просто сказав в глаза, от чего он, вероятнее всего, пропустит мимо ушей, а путем воздействия на сознание. Бабушка показала мальчику, что если оценивать лишь по внешности, то в итоге можно загубить весь мир. "мира в войне не будет." "посеев в мире жестокость, не встретишь милосердия"
Рецензия к рассказу "Жаба" Радия Погодина
Рецензии
Он несет мысль о том, что даже подлый и жестокий человек способен меняться. Он учит нас давать второй шанс людям, относится к ним добрее и терпимее.
Голод некогда не изменится, совсем не когда, а почему мне не пишем таких замечательных рецензий?
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании