Основатель древнекитайской философской школы. Философия китая


Введение

1. Мыслители Древнего Китая

Три величайших мыслителя Древнего Китая

2.1Лао-Цзы

2 Конфуций

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Китай - страна древней истории, культуры, философии.

Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5-3 тысячелетиях до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янцзы, а затем и дальше на юг.

На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.

Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

Китайская философия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и Тайваня равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что мыслители Древнего Китая оставили свой след в истории, опыт которых используется в настоящее время.

Цель данной работы: изучить величайших мыслителя Древнего Китая и охарактеризовать основные положения их учений.


. Мыслители Древнего Китая


Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей.

Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. Все эти учения в большей степени философские, нежели религиозные, в отличие от древнеиндийской философии, которая всегда была тесно связана с религиозной традицией.

Древнекитайская философия возникла приблизительно в середине I тысячелетия до нашей эры. Идеи, которые легли в основу философии сложились в памятниках древнекитайской литературной традиции таких, как «Шу цзин» («Книга документальных писаний»), «Ши цзин» («Книга стихов»), «И цзин» («Книга перемен»).

Для древнекитайской философии характерны черты, не свойственные другим восточным философским традициям. Необходимо сказать, что древние китайцы не имели представлений о трансцендентальном Боге, о творении мира Богом из ничего, не имели представлении о дуализме идеального и материального начал мира. В Древнем Китае не сложились традиционные для Запада, Индии, Ближнего Востока представления о душе как некой нематериальной субстанции, отделяющейся от тела после смерти. Хотя представления о духах предков существовали.

В основе китайского мировоззрения лежат представления о ци. Ци понимается как некая жизненная энергия, которая пронизывает абсолютно все в мире. Все в мире есть превращения Ци.

Ци - это некая квазиматериальная субстанция, которая не может быть определена только как материальная или же духовная.

Материя и дух неразделимы, они единосущны и взаимосводимы, то есть дух и материя находятся в состоянии постоянного взаимоперехода.

В основе сущего находится Изначальное Ци (Беспредельное, Хаос, Единое), которое поляризуется на две части - ян (положительную) и инь (отрицательную). Ян и Инь взаимопереходящи. Их переход составляет великий Дао-путь.

В отрицательном потенциально содержится положительное и наоборот. Так, сила Ян доходит до своего предела и переходит в Инь и наоборот. Это положение называется Великим Пределом и изображается графически в виде «Монады».

Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

Собственно эти представления лежат в основе древнекитайской философии и поддерживаются всеми китайскими мыслителями, с некоторыми различиями в интерпретациях.

Отличия китайской философии от западной: цельное (холическое) восприятие вместо аналитического и цикличность процессов вместо их статичности, линейности. Три величайших мыслителя Древнего Китая, которым мы уделим наибольшее внимание в следующей главе:

Лао-Цзы - покрытый ореолом таинственности;

Конфуций - всеми почитаемый;

Мо-цзы - ныне мало кому известный, который однако еще за четыре с лишним века до Рождества Христова сформулировал концепцию всеобщей любви.

Знакомство со взглядами этих мыслителей облегчается тем, что имеются три текста, прямо связанные с их именами.


2. Три величайших мыслителя Древнего Китая


.1 Лао-Цзы


Лао-Цзы - прозвище, означающее «старый учитель» - великий мудрец Древнего Китая, заложивший основы даосизма - направления китайской мысли, дошедшего до наших дней. Приблизительно время жизни Лао цзы относят к VII-VI векам до н.э.Он считается автором главного трактата даосизма «Дао дэ цзин», который стал самым популярным тестом древнекитайской философии на Западе.

О жизни этого мудреца известно мало и подлинность имеющихся сведений часто подвергается критике со стороны ученых. Но известно, что он был хранителем императорского архива Чжоуского двора - величайшего книгохранилища Древнего Китая. Поэтому Лао цзы имел свободный доступ к различным древнейшим и современным ему текстам, что позволило ему выработать собственное учение.

Слава об этом мудреце шла по всей Поднебесной, поэтому когда он решил покинуть царство Чжоу его остановили на заставе и попросили оставить для своего царства свое учение в письменном варианте. Лао цзы составил трактат «Дао дэ цзин», что переводится как «Канон Пути и благодати». Весь трактат говорит о категории Дао.

Дао в переводе с китайского означает «Путь». Согласно Лао цзы Дао лежит в основе мира и мир осуществляет Дао. Все в мире есть Дао. Дао невыразимо, оно может быть постижимо, но только не вербально. Лао цзы писал: «Дао, которое может быть выражено слова, не есть постоянное дао». Учение о Дао тесно связано с учением о взаимопереходе противоположностей.

Жившего ранее двух других великих китайских мыслителей Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) нелегко понять не только потому, что основное его понятие «дао» очень неоднозначно: это и «главное над множеством вещей», и «матерь земли и неба», «первооснова мира», и «корень», и «путь»; но и потому, что в постижении этого понятия мы не имеем возможности (как, например, в древнеиндийской и других культурах) опереться на какие-либо мифологические образы, которые облегчили бы усвоение. Дао столь же неопределенно у Лао-Цзы, как понятие Неба во всей китайской культуре.

Дао - источник всех вещей и основа функционирования бытия. Одно из определений дао - «корень». Корень находится под землей, его не видно, но он существует до растения, которое из него появляется. Так же первично и невидимое дао, из которого продуцируется весь мир.

Дао понимается и как естественный закон развития природы. Основное значение иероглифа «дао» - «дорога, по которой ходят люди». Дао - путь, по которому идут люди в этой жизни, а не только нечто вне ее. Человек, не знающий пути, обречен на заблуждение, он заблудший.

Дао можно трактовать и как единство с природой через подчиненность одинаковым законам. «Путь благородного мужа начинается среди мужчин и женщин, но его глубинные принципы существуют в природе». Коль скоро существует этот всеобщий закон, нет необходимости в каком-либо моральном законе - как в естественном законе кармы, так в искусственном законе человеческого общежития.

На близость даосизма к нарождающемуся новому пониманию природы указывают экологи. Лао-цзы советует приспособляться к естественным циклам, указывает на самодвижение в природе и на важность равновесия, и, возможно, понятие «дао» является прообразом современных представлений о космических информационных поясах.

Дао ищется в себе. «Кто знает самого себя, тот сможет выяснить [сущность вещей], а кто знает людей, тот способен вершить дела». Чтобы познать дао, надо освободиться от собственных страстей. Познавший дао достигает «естественного равновесия», потому что все противоположности приводит в гармонию и достигает самоудовлетворения.

Дао ничего не желает и ни к чему не стремится. Так же должны поступать и люди. Все естественное происходит как бы само собой, без особых усилий личности. Естественному ходу противопоставляется искусственная деятельность человека, преследующего свои эгоистические, корыстные цели. Такая деятельность предосудительна, поэтому основным принципом Лао-цзы выступает не деяние (увэй) - «невмешательства», «непротивления». Увэй не есть пассивность, а, скорее, непротивление естественному ходу событий и деятельность в соответствии с ним. Это принцип, следуя которому, человек сохраняет собственную цельность, в тоже время обретая единство с сущим. Это путь осуществления собственного Дао, который не может быть отличен от всеобщего Дао. Обрести собственное Дао и есть цель каждого даоса и должно стать целью каждого человека, но это труднодостижимо и требует многих усилий, хотя в то же время и уводит от всяческого напряжения сил.

Для лучшего понимания учения Лао цзы необходимо погрузится в чтение его трактат и пытаться его понять на внутреннем интуитивном уровне, а не на уровне логико-дискурсивного мышления, к которому обращается всегда наш западный ум.


.2 Конфуций

даосизм мыслитель конфуций философский

Младший современник Лао-цзы Конфуций или Кун цзы «Учитель Кун» (ок. 551 - ок. 479 до н.э.) отдает традиционную для китайской культуры дань Небу как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судьбе, но главное внимание уделяет сознательному конструированию необходимых для нормального функционирования общества социальных связей. Конфуций является основателем учения, которое известно как конфуцианство .

Родился «учитель Кун» в бедной семье, рано остался сиротой и познал нужду, хотя, по преданию, его семья была аристократической. Мужчины этой семьи были либо чиновниками, либо военными. Его отец был уже в преклонном возрасте (70 лет), когда женился на юной девушке (16 лет), поэтому не удивительно, что когда Конфуцию, или как его называли в семье, Цю было 3 года, отец ушел из жизни.

С юных лет Цю отличался рассудительностью и стремлением к учебе. Когда ему исполнилось семь лет, мать отдала его в общественную школу, где он уже тогда поражал учителей своим умом и мудростью. После обучения Цю поступил на государственную службу. Сначала он был торговым приставом, надзирающим за свежестью рыночных продуктов. Следующей его работой была служба инспектора пахотных полей, лесов и стад. В это время будущий учитель Кун все также занимается наукой и совершенствуется в умении чтения и трактовки древних тестов. Также в возрасте 19 лет Цю женится на девушке из знатного рода. У него рождается сын и дочь, но семейная жизнь не принесла Конфуцию счастья. Служба стала приносит популярность Конфуцию среди чиновников и о нем стали говорить как об очень способном молодом человеке и казалось его ждало новое повышение, но внезапно умирает мать. Конфуций, точно исполняющий традиции вынужден был оставить службу и соблюсти трехгодичный траур.

После он возвращается к работе служилого человека, но у него уже появляются ученики, узнавшие о мудрости и знании великих традициях, Конфуция. В 44 года он занял высокий пост губернатора города Чжун-ду. Росло количество учеников. Он много путешествовал и везде находил желающих приобщиться к его мудрости. После долгих путешествий Конфуций возвращается на родину, и последние годы жизни он проводит дома в окружении многочисленных учеников.

Основное произведение Конфуция «Лунь юй» («Беседы и высказывания») было записано его учениками и пользовалось на протяжении всей последующей истории Китая такой популярностью, что его заставляли даже заучивать наизусть в школах. Оно начинается фразой, почти дословно совпадающей с хорошо нам известной: «Учиться и время от времени повторять выученное».

Деятельность Конфуция приходится на трудный для китайского общества период перехода от одной формации - рабовладельческой, к другой - феодальной, и в это время было особенно важно не допустить крушения социальных устоев. К этой цели Конфуций и Лао-цзы шли разными путями.

Примат нравственности, проповедуемый Конфуцием, определялся стремлением китайского духа к устойчивости, спокойствию и миру. Учение Конфуция посвящено тому, как сделать счастливым государство через рост нравственности прежде всего высших слоев общества, а затем и низших. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуалов, народ будет знать стыд, и он исправится». Нравственный образец для Конфуция - благородный муж: преданный, искренний, верный, справедливый. Противоположность благородного мужа - низкий человек.

Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой середины » - избегания крайностей в деятельности и поведении. «Такой принцип, как «золотая середина», представляет собой наивысший принцип». Понятие середины тесно связано с понятием гармонии. Благородный муж «...строго придерживается середины и не склоняется ни в одну сторону. Именно в этом и состоит подлинная сила! Когда в государстве царит порядок, он не отказывается от того поведения, какое у него было раньше... Когда в государстве отсутствует порядок, он не изменяет своим принципам до самой смерти». Так же отвечали и греческие философы. Но благородный муж не безрассуден. Когда в государстве царит порядок, его слова способствуют процветанию; когда в государстве нет порядка, его молчание помогает ему сохранить себя.

Большое значение как в истории Китая, так и в учении Конфуция приобретает следование определенным, раз и навсегда заведенным правилам и церемониям. «Использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей к согласию. Ритуал признает только те поступки, которые освящены и проверены традицией. Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости». Цель ритуала - добиться не только внутри социальной гармонии, но и гармонии с природой. «Ритуал основан на постоянстве движения неба, порядке явлений на земле и поведении народа. Раз небесные и земные явления происходят регулярно, то и народ берет их за образец, подражая ясности небесных явлений, и согласовывается с характером земных явлений... Но если этим злоупотреблять, то все перепутается и народ утеряет свои природные качества. Поэтому для поддержки этих природных качеств и создан ритуал».

Ритуал, по живописному выражению, «это красочность долга». Что называется долгом человека? Отец должен проявлять родительские чувства, а сын - почтительность; старший брат - доброту, а младший - дружелюбие, муж - справедливость, а жена - послушание, старшие - милосердие, младшие - покорность, государь - человеколюбие, а подданные - преданность. Эти десять качеств и именуются человеческим долгом.

Конфуций провозгласил принцип, который красной нитью проходит через всю историю этики: «Не делай людям того, чего не желаешь себе». Он не был первым, кто сформулировал эту нравственную максиму, названную впоследствии «золотым правилом этики». Она встречается еще во многих древних культурах, а затем у философов Нового времени. Но в этом изречении выражена суть основных понятий Конфуция - человеколюбия, гуманности.

Встречаем мы у Конфуция и много других мыслей относительно правил общежития. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей». «В дела другого не входи, когда не на его ты месте». «Слушаю слова людей и смотрю на их действия».

Понимая значение знаний, Конфуций предостерегал от преувеличенного представления о собственных знаниях: «Зная что-либо, считай, что знаешь; не зная, считай, что не знаешь, - это и есть правильное отношение к знанию». Он подчеркивал важность соединения обучения с размышлением: «Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения».

Сходство между Лао-цзы и Конфуцием в том, что оба они в соответствии с архетипом китайской мысли искали постоянства, но Лао-цзы нашел его в не деянии, а Конфуций - в постоянстве деятельности - ритуале. Общим был и призыв к ограничению потребностей.

Различие же между ними в том, что они считали более важным. Но и Лао-цзы писал о человеколюбии, и Конфуций сказал: «Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть».


.3 Мо-цзы


Мо-цзы (Мо Ди) - основоположник учения и школы моистов, отождествлял мудрость и добродетель, а своей проповедью любви был близок Христу.

Годы жизни Мо-цзы - это приблизительно 479 - 381 гг. до н.э. Родился он в царстве Лу и принадлежал «ся», то есть странствующим воинам или рыцари. «Ся» часто набирались не только из обедневших домов знати, но и из низших слоев населения. Мо-цзы первоначально был почитателем конфуцианства, но потом отходит от него и создает первое оппозиционное учение. Критическое отношение к конфуцианству было обусловлено недовольством сложившейся традиционной и достаточно обременительной системой правил поведения и ритуала. Соблюдение всех правил ритуала часто требовала не только усилий внутренний, но и внешних. Ритуал отнимал много времени и заставлял тратить иногда большие средства на его точное соблюдение. В итоге Мо-цзы приходит к выводу, что ритуал и музыка - это роскошь, недоступная низшим слоям или обедневшей знати, поэтому требует упразднения.

Мо-цзы и его последователи организовали строго дисциплинированную организацию, которая даже была способна к ведению военных действий. Мо-цзы был «совершенно мудрым» в глазах своих учеников.

Мо Ди проповедовал принцип всеобщий любви и принцип взаимной выгоды. Принцип всеобщей любви Мо-цзы сформулировал в четкой форме, противопоставив любовь, «не знающую различий но степени родства», любви отдельной, эгоистической, что каждый человек должен любить другого как самого близкого, на пример как своего отца или мать. Отметим, что любовь (в понимании Мо-цзы) касается отношений между людьми, а не к Богу, как в христианстве.

Принцип взаимной выгоды предполагал, что каждый должен делится своими печалями и радостями, а также бедностью и богатством со всеми, тогда все люди будут равны. Эти принципы проводились в жизнь в рамках организации, созданной Мо Ди.

Лао-цзы и Конфуций подчеркивали значение воли Неба как высшей силы. По Мо-цзы, события нашей жизни зависят не от ноли Неба, а от прилагаемых человеком усилий. Однако Небо имеет мысли и желания. «Следовать мыслям Неба - значит следовать всеобщей взаимной любви, взаимной выгоде людей, и это непременно будет вознаграждено. Выступления против мыслей Неба сеют взаимную ненависть, побуждают причинять друг другу зло, и это непременно повлечет наказание». Авторы «Истории китайской философии» правильно пишут, что Мо-цзы использовал авторитет Неба как идеологическое оружие для обоснования истинности своих взглядов. Так же впоследствии Маркс использовал представление об объективных законах общественного развития.

Подобно всем великим утопистам Мо-цзы создал свою концепцию идеального государства и даже представление о трех последовательных фазах общественного развития: от эры «неустройства и беспорядков» через эру «великого благоденствия» к обществу «великого единения». Но ведь не все люди хотят перехода от неустройства и беспорядков к благоденствию и единению.

Взгляды Мо-цзы были очень популярны в IV-IIIвв. до н.э., но потом реализм Конфуция все же победил в практичной душе китайца. После смерти Мо Ди, в конце IV века до н.э. школа Мо Ди претерпевает распад на две или три организации. Во второй половине III века до н.э. произошел практический и теоретический распад организации и учения Мо Ди, после чего она уже не смогла оправиться и в дальнейшем это учение существовало лишь как духовное наследие Древнего Китая.

Учение Конфуция также устремлено к идеалу, но идеалу нравственного самосовершенствования. Мо-цзы был социальным утопистом и хотел принудительного внедрения всеобщего равенства. Конфуций занял место между Лао-цзы, с его не деянием, и Мо-цзы, сего насилием; и его концепция оказалась «золотой серединой» между пассивностью и экстремизмом.


Заключение


Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лао-цзы (вторая половина VI - первая половина V в. до н.э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 до н.э.), а также другие мыслители, и в первую очередь философское наследие Мо-цзы. Эти учения дают достаточно объективное представление о философских исканиях древнекитайских мыслителей.

Лао-цзы - древнекитайский философ VI-IV веков до н.э., один из основателей учения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати»). Центральной идеей философии Лао Цзы была идея двух первоначал - Дао и Дэ. Слово «Дао» буквально означает «путь»; в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание. «Дао» означает и суть вещей и тотального бытия вселенной. Само понятие «дао» можно толковать и материалистически: дао - это природа, объективный мир.

Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Учение Конфуция касалось, главным образом, социально-этических проблем. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Мо-цзы - древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения - моизм - на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством.

Итак, можно с полным основанием утверждать, что Лаоцзы, Конфуций и Мо-цзы своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философии на многие века вперед.


Список используемой литературы


1.Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

2.История китайской философии / Под ред. М.Л.Титаренко. - М.: Прогресс, 1989.- 552 с.

3.Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. - М.: Восточная литература, 2001. - 384 с.

.Рыков С. Ю. Учение о знании у поздних моистов // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Институт востоковедения РАН. - М. - 2009. - С.237-255.

.Шевчук Д.А. Философия: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 344 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вашему вниманию предлагается философия Древнего Китая, краткое изложение. Китайская философия имеет историю, насчитывающую несколько тысяч лет. Ее происхождение зачастую связывают с Книгой Перемен, древним сборником гаданий, датируемым 2800 г. до н.э., где были указаны некоторые фундаментальные положения китайской философии. Возраст китайской философии можно оценить только ориентировочно (ее первый расцвет, как правило, относят к 6 веку до нашей эры), так как она восходит к устной традиции времен неолита. В этой статье вы можете узнать, что представляет собой философия Древнего Китая, кратко познакомиться с основными школами и направлениями мысли.

В центр внимания философия Древнего Востока (Китай) на протяжении веков ставила практическую заботу о человеке и обществе, вопросы о том, как правильно организовать жизнь в обществе, как жить идеальной жизнью. Этика и политическая философия часто брали верх над метафизикой и эпистемологией. Еще одной характерной чертой китайской философии были размышления о природе и личности, что привело к развитию темы единства человека и Неба, темы о месте человека в космосе.

Четыре философские школы

Четыре особенно влиятельные философские школы возникли в классический период китайской истории, который начался примерно в 500 году до н.э. Это были конфуцианство, даосизм (часто произносится как "таосизм"), монизм и легизм. Когда Китай был объединен в 222 г. до н.э., легизм был принят в качестве официальной философии. Императоры поздней (206 г. до н.э. - 222 г. н.э.) приняли даосизм, а позже, около 100 г. до н.э - конфуцианство. Эти школы оставались главными в развитии китайской мысли вплоть до 20 века. Буддийская философия, появившаяся в 1 веке н.э., широко распространилась в 6 веке (в основном во время правления

В эпоху индустриализации и в наше время философия Древнего Востока (Китай) стала включать в себя концепции, взятые из западной философии, что явилось шагом в сторону модернизации. При правлении Мао Цзэ-дуна марксизм, сталинизм и другие коммунистические идеологии получили распространение в материковом Китае. Гонконг и Тайвань возродили интерес к конфуцианским идеям. Нынешнее правительство Народной Республики Китай поддерживает идеологию рыночного социализма. Философия Древнего Китая кратко изложена ниже.

Ранние верования

В начале правления династии Шан мысль основывалась на идее цикличности, вытекающей из непосредственного наблюдения за природой: за сменой дня и ночи, сменой сезонов, нарастанием и убыванием луны. Эта идея оставалась актуальной на протяжении всей истории Китая. Во времена правления Шан судьбой могло управлять великое божество Шан-ди, в переводе на русский язык - "Всевышний Бог". Культ предков также присутствовал, также были жертвоприношения животных и людей.

Когда была свергнута появилась новая политическая, религиозная и "Мандат Неба". В соответствии с ней, если правитель не соответствует своему положению, он может быть свергнут и заменен другим, более подходящим. Археологические раскопки этого периода указывают на повышение уровня грамотности и частичный отход от веры в Шан-ди. Культ предков стал обычным явлением, а общество стало более светским.

Сто школ

Около 500 г. до н.э., после того как государство Чжоу ослабло, наступил классический период китайской философии (почти в это время появились также первые греческие философы). Период этот известен как Сто школ. Из множества школ, основанных в это время, а также в течение следующего периода Воюющих царств, четырьмя самыми влиятельными были конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. В это время, как считается, Кофуций написал "Десять крыльев" и ряд комментариев на Цзин.

Императорская эпоха

Основатель недолгой династии Цинь (221-206 г. до н.э.) объединил Китай под властью императора и установил легизм в качестве официальной философии. Ли Си, основатель легизма и канцлер первого императора династии Цинь Цинь Ши Хуана, предложил ему подавить свободу слова интеллигенции в целях объединения мысли и политических убеждений и сжечь все классические произведения философии, истории и поэзии. Только книги школы Ли Си должны были быть разрешены. После того, как он был обманут двумя алхимиками, пообещавшими ему долгих лет жизни, Цинь Ши Хуан заживо похоронил 460 ученых. Легизм сохранял свое влияние до тех пор, пока императоры поздней династии Хань (206 г. до н.э. - 222 г. н.э.) не приняли даосизм, а позже, около 100 г. до н.э., - конфуцианство в качестве официальной доктрины. Однако даосизм и конфуцианство не были определяющими силами китайской мысли вплоть до 20 века. В 6 веке (в основном во время правления династии Тан) буддийская философия получила всеобщее признание, в основном из-за сходства с даосизмом. Такова в то время была философия Древнего Китая, кратко изложенная выше.

Конфуцианство

Конфуцианство - коллективное учение мудреца Конфуция, жившего в 551-479 гг. до н.э.

Философия Древнего Китая, может быть представлена в следующем виде. Это сложная система нравственного, социального, политического и религиозного мышления, которая сильно повлияла на историю китайской цивилизации. Некоторые ученые считают, что конфуцианство являлось государственной религией имперского Китая. Конфуцианские идеи нашли отражение в культуре Китая. Мэн-цзы (4 век до н.э.) считал, что человек обладает достоинством, которое следует культивировать, чтобы стать "хорошим". рассматривал человеческую природу как изначально злую, но которую путем самодисциплины и самосовершенствования можно преобразовать в добродетель.

Конфуций не был намерен основать новую религию, он лишь хотел интерпретировать и возродить безымянную религию династии Чжоу. Древняя система религиозных правил себя исчерпала: почему боги допускают социальные проблемы и несправедливость? Но если не духи рода и природы, что же является основой стабильного, единого и прочного общественного порядка? Конфуций считал, что этой основой является разумная политика, реализуемая, однако, в религии Чжоу, ее ритуалах. Он не интерпретировал эти ритуалы, как жертвы богам, а как церемонии, воплощающие цивилизованные и культурные модели поведения. Они воплощали для него этическое ядро китайского общества. Термин "ритуал" включал социальные ритуалы - любезности и принятые нормы поведения - то, что мы сегодня называем этикетом. Конфуций считал, что только цивилизованное общество может иметь стабильный и прочный порядок. Философия Древнего Китая, школы мысли и последующие учения многое взяли из конфуцианства.

Даосизм

Даосизм - это:

1) философская школа, основанная на текстах Дао Дэ Цзин (Лао-цзы) и Чжуан-цзы;

2) китайская народная религия.

"Дао" буквально означает "путь", но в религии и философии Китая это слово приняло более абстрактное значение. Философия Древнего Китая, краткое описание которой представлено в данной статье, почерпнула многие идеи из этого абстрактного и, казалось бы, простого понятия о "пути".

Инь и Ян и теория пяти элементов

Точно неизвестно, откуда возникла мысль о двух началах Инь и Ян, вероятно, она возникла в эпоху древней китайской философии. Инь и Ян - два взаимодополняющих принципа, взаимодействие которых образует все феноменальные явления и изменения в космосе. Ян - активное начало, а Инь - пассивное. Дополнительные элементы, такие как день и ночь, свет и тьма, активность и пассивность, мужское и женское начало и другие, являются отражением Инь и Ян. Вместе эти два элемента составляют гармонию, а идея гармонии распространяется в медицине, искусстве, боевых искусствах и социальной жизни Китая. Философия Древнего Китая, школы мысли также впитали в себя эту идею.

Концепция Инь-Ян часто связывается с теорией пяти элементов, объясняющей природные и социальные явления как результат комбинации пяти основных элементов или агентов космоса: дерева, огня, земли, металла и воды. Философия Древнего Китая (кратко самое главное изложено в этой статье) непременно включает в себя эту концепцию.

Легализм

Легализм берет истоки в идеях китайского философа Сюнь-цзы (310-237 гг. до н.э.), который считал, что этические нормы необходимы, чтобы контролировать дурные наклонности человека. Хань Фэй (280-233 гг. до н.э.) развил эту концепцию в тоталитарной прагматической политической философии, основанной на принципе, что человек стремится избежать наказания и достигнуть личной выгоды, так как люди по природе своей эгоистичны и злы. Таким образом, если люди начнут беспрепятственно проявлять свои естественные наклонности, это приведет к конфликтам и социальным проблемам. Правитель должен поддерживать свою власть с помощью трех составляющих:

1) закон, или принцип;

2) метод, тактика, искусство;

3) легитимность, власть, харизма.

Закон должен строго наказывать нарушителей и вознаграждать тех, кто ему следует. Легизм был избран философией династии Цинь (221-206 гг. до н.э.), впервые объединившей Китай. В отличие от интуитивной анархии даосизма и добродетельности конфуцианства легизм считает требования порядка важнее других. Политическая доктрина была разработана в жестокое время четвертого века до нашей эры.

Легисты считали, что правительству не следует обманываться благочестивыми, недостижимыми идеалами "традиции" и "гуманности". По их мнению, попытки улучшить жизнь в стране с помощью образования и этических заповедей обречены на провал. Вместо этого люди нуждаются в сильном правительстве и тщательно разработанном своде законов, а также в полицейской силе, которая бы требовала строгого и беспристрастного соблюдения правил и сурово наказывала нарушителей. Основатель династии Цинь возлагал на эти тоталитарные принципы большие надежды, считая, что правление его династии будет длиться вечно.

Буддизм

И Китая имеет много общего. Хотя буддизм возник в Индии, он имел большое значение в Китае. Считается, что буддизм появился в Китае в период правления династии Хань. Около трехсот лет спустя, во время правления восточной династии Цзинь (317-420 гг.) он пережил взрыв популярности. В течение этих трехсот лет сторонниками буддизма были в основном приезжие, кочевые люди из западных регионов и Центральной Азии.

В некотором смысле буддизм никогда не был принят в Китае. По крайней мере, не в чисто индийской форме. Философия Древней Индии и Китая все же имеет множество отличий. Легенды изобилуют рассказами об индийцах, таких как Бодхидхарма, которые прививали различные формы буддизма в Китае, но в них мало упоминается о тех неизбежных изменениях, которым подвергается учение при переносе его на иностранную почву, тем более на такую богатую, какой являлся Китай того времени в отношении философской мысли.

Отдельные черты индийского буддизма были непонятны практическому китайскому уму. С его традицией аскетизма, доставшейся в наследство от индуистской мысли, индийский буддизм может легко принимать вид отложенного вознаграждения, предусмотренного в медитации (медитировать сейчас, достичь Нирваны позже).

Китайцы, находящиеся под сильным влиянием традиции, поощряющей трудолюбие и удовлетворение жизненных потребностей, не могли принять эту и другие практики, которые казались потусторонними и не имеющими отношения к повседневной жизни. Но, будучи практичными людьми, многие из них видели и некоторые хорошие идеи буддизма в отношении как человека, так и общества.

Война восьми князей - это гражданская война между князьями и царями династии Цзинь в период с 291 по 306 гг., во время которой кочевые народы северной части Китая, от Маньчжурии до восточной Монголии, в большом количестве были включены в ряды наемных войск.

Примерно в это же время уровень политической культуры Китая заметно снизился, возродилось учение Лао-цзы и Чжуан-цзы, постепенно адаптированное до буддийской мысли. Буддизм, появившийся в Индии, принял в Китае совершенно иной вид. Возьмем, например, концепцию Нагарджуна. Нагарджуна (150-250 гг. н.э.), индийский философ, наиболее влиятельный буддийский мыслитель после самого Гаутамы Будды. Основным его вкладом в буддийскую философию была разработка концепции Шуньяту (или "пустоты") в качестве элемента буддийской метафизики, гносеологии и феноменологии. После импорта в Китай концепция Шуньята была изменена с "Пустоты" до "Чего-то существующего" под влиянием традиционной китайской мысли Лао-цзы и Чжуан-цзы.

Моизм

Философия Древнего Китая (кратко) моизм основана философом Мози (470-390 гг. до н.э.), который способствовал распространению идеи всеобщей любви, равенства всех существ. Мози считал, что традиционная концепция является противоречивой, что человеческие существа нуждаются в руководстве, чтобы определить, какие традиции являются приемлемыми. В моизме мораль определяется не по традиции, она скорее соотносится с утилитаризмом, стремлением к благу для наибольшего числа людей. В моизме считается, что правительство - инструмент для обеспечения такого руководства, а также для стимулирования и поощрения социального поведения, приносящего пользу наибольшему числу людей. Такие занятия, как песни и танцы, считались расточительством ресурсов, которые могли быть использованы для обеспечения людей продовольствием и жильем. Моисты создали свои собственные высокоорганизованные политические структуры и жили скромно, ведя аскетический образ жизни, практикуя свои идеалы. Они были против любой формы агрессии и верили в божественную силу неба (Тянь), которая наказывает за аморальное поведение людей.

Вы изучили, что представляет собой философия Древнего Китая (краткое содержание). Для более полного понимания советуем более подробно познакомиться с каждой школой отдельно. Особенности философии Древнего Китая кратко были изложены выше. Надеемся, что этот материал помог вам разобраться в основных моментах и оказался полезен для вас.

Человек и мир как две созвучные реальности – основа древнекитайской философии. Истоки древнекитайской философии – в мифологии: вся природа, небо и земля обожествляются и образуют единое целое с которым сосуществует человек. Из этой среды выделяется правящий миром принцип, который может представляться персонифицировано – первопредок, первый правитель (шан-ди), или же словом «небо» (тянь). Чаще представлен «тянь». В каждом месте, предмете, явлении – демоны. Духи влияют на жизнь, поведение людей, могут приоткрыть тайну грядущего. Почитание предков обусловило культ предков и как следствие – консервативность мышления и культуры Древнего Китая. Корни представлений – во 2-м тысячелетии до н.э. Широко распространена гадательная практика, в основе которой – общение с духами, использование магических знаков, формул, фрагменты которых содержит Книга перемен.

Древнекитайская философия обозначена влиянием 100 мудрецов, имена которых неизвестны. Эти философы создали линию, связывающую миф и онтологию, на которую впоследствии ссылаются и поздние китайские философы. В этот период появились первые классические произведения китайской образованности: Книга песен – образец поэзии с мистическим объяснением природы и происхождения вещей и племен; Книга истории (Шу цзин) – сборник документов и описаний; Книга порядка (Ли шу) – описание организации церемоний; Книга весны и осени – хроника государства, образец и мера при решении вопросов этических и литературных; важнейшая из книг – Книга перемен (И цзин) – в ней содержатся первые древнекитайские представления о мире и человеке, переход от мифологизации действительности к философскому осмыслению, начало онтологии, разрабатывается понятийный аппарат общей философии Китая. Книга перемен вызывала и вызывает множество философских и историко-философских споров.

Школы древнекитайской философии

Школы древнекитайской философии, по мнению историков, возникают и развиваются в эпоху «воюющих государств», при соперничестве отмирающей родовой знати с олигархией, набирающей все большую силу. При разложении единого государства скептический философский взгляд переосмысливал суть природы и вещей. Сто философских школ, соперничающих между собой, определяют этот период в истории философии Древнего Китая. На основе этих 100 школ появляется классификация, в которой выделяют шесть философских направлений:
1) инь и ян;
2) конфуцианцев, литераторов;
3) моистов;
4) имен; 5) юристов;
6) даосы, пути и силы.

Древнекитайская философия: основные школы и положения

Конфуцианство. Кун Фу-цзы – низший из государственных чиновников, учитель Кун, позже - странник, посвятивший ученикам остаток своей жизни. Он обучал и упорядочивал классические книги. В период династии Цинь книги Кун Фу-цзы оказались под запретом. Начиная с эпохи Хань и до новейшего времени авторитет учителя и мудреца велик – до обожествления. Философия Конфуция сохранилась в виде его бесед с учениками. «Беседы и суждения» – книга изречений мыслителя и учеников – основной источник для исследования философской системы. В условиях разложения общества главное – воспитание человека, уважающего и почитающего общество, окружение; личность «для общества», а не «для себя». Отношения между людьми определяются этикетом, благодаря чему устанавливается общественный порядок – нормы отношений, права и, действия. Для правильного миропорядка должны соблюдаться правила. Исполнение функций на основе порядка обусловливает проявление человечности, что является основным требованием к личности. Человек социален до такой степени, что его существование невозможно без регуляторов:
1) не желай другому того, чего не желаешь себе;
2) помоги другому достичь то, достижения чего желаешь сам.
Людей необходимо различать по семейному и социальному статусу. Братская, сыновняя добродетель как принцип выводится из патриархальных отношений. Аналогично этикету в семье выстраиваются отношения подданного и правителя. Конфуцием изобретен принцип справедливости и исправности. Он предназначен для обеспечения субординации и порядка.

Даосизм

Даосизм в древнекитайской философии – одно из важнейших направлений. Космос, природа, человек – основа всего. Мир движется, развивается, изменяется, действует и существует спонтанно без причин. Согласно даосизму, целью мышления является слияние человека с природой, поскольку он ее неотъемлемая часть.
Лао-цзы – старший современник Конфуция. «Дао дэ цзин» - книга, автором которой считают Лао-цзы, состоит из 2-х частей: 1) дао – путь и 2) дэ – сила. В ней изложены основные положения даосизма. Дао является источником всего и проявляется везде, не являясь самостоятельной субстанцией. У него нет начала и первоисточников, но при этом он первооснова всего. Собственной потенциальной деятельности оно не имеет. Бездействие – основная его черта. Оно не следствие и не причина упорядоченной эманации вещей. Для дао характерно наличие его внутренней творческой силы дэ, через которую посредством инь и ян, дао обладает свойством проявляться в вещах. Человек как часть неотъемлемая часть природы должен следовать принципу единства с Вселенной. Все усилия человека и общества отвергаются. Вследствие цивилизации возникает дисгармония, противоречия; миром манипулировать нельзя, его следует воспринимать как священный сосуд. Жизненная задача человека: соблюдать меру вещей. Тишина сопровождает познание мира человеком.

Последователи и пропагандисты даосизм.

Чжуан-цзы: индивидуализирует познание дао; его концепции присущи черты фатализма, отсутствующие у Лао-цзы. Сближается с буддизмом, утвердившимся на китайской почве. Вэнь-цзы разделяет даосизм на три вида: учение бессмертных, религиозный и философский.
Школа имен возникла в связи с изменениями наименования вещей, обусловленного историческими процессами. Направление стимулировалось развитием в Китае абстрактной мысли.

Моизм (автор Мо Ди ) уделял внимание проблемам социальной этики. Учение моистов – полная противоположность конфуцианской философской системе. Основные идеи: преуспеваемость, взаимная польза и всеобщая любовь. Все должны заботиться о взаимной пользе, мера взаимной человечности – обязательна для всех. Признается существование небесной воли, которой утверждаются принципы.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай – одно из древнейших среди существующих нынче государств. Он имеет многовековую историю, культуру, философское воззрение. Философия Китая – предмет многочисленных обсуждений, поэтому предлагаем познакомиться с ней, кратко затронув основные моменты и разложив все «по полочкам».

Из сегодняшней статьи вы узнаете о становлении китайской философии на протяжении нескольких веков, о главных направлениях философской мысли и отличительных чертах.

Исторический экскурс

История китайской философии берет начало приблизительно к 6 столетию до нашей эры. Впоследствии она повлияла на всю восточную мысль в целом: японскую, корейскую, вьетнамскую. Ее влияние на Азию можно сравнить с вкладом философских взглядов Древней Греции в культуру остальных европейских государств.

Выделяют несколько этапов развития китайской философской мысли.

  • Период до 6 столетия до нашей эры

К этому периоду относят зарождение философии. Характеризуется он существованием первоначальных религиозных верований, основанных на мифах. В те времена люди гадали и верили в предзнаменования, богов, духов.

Были сильны:

  1. культ предков – согласно ему, духи усопших влияют на жизнь живущих родственников, заботятся о них;
  2. связь мужского и женского – предполагает, что изначально Вселенная был повергнута в хаос, но появление двух начал позволило навести порядок и создать единство неба и земли; за небесные тела отвечал мужской символ Ян, а за земные дела – женская энергия Инь.

К 7-6 веку появились созерцательные практики.

  • 6-2 столетия до нашей эры – философия Древнего Китая

В этот временной отрезок централизованное государство терпит крах в лице раздробленности и разделяется на несколько царств. Между крупнейшими из них ведется ожесточенная борьба, которая проявляется также в противостоянии различных философских школ, отличающихся разными взглядами на политику и этику.

Этот период в истории философии называют золотым веком.

Тогда уже оформились важнейшие философские направления среди так называемых «ста школ»:

  1. – учение о дао;
  2. моизм;
  3. легизм – направление законников;
  4. минцзя – школа имен;
  5. учение об инь-ян.

Золотой век закончился весьма неожиданно – мыслителей преследовали, а написанные ими трактаты повсеместно сжигали.


  • 2 столетие до нашей эры – 10 столетие нашей эпохи

Данный период считается китайским средневековьем. В тройку лидеров вошли конфуцианство, даосизм и легизм, между которыми велась борьба за господство в умах китайцев. В начале новой эры границ Китая достигла такжебуддийская .

  • С 10 века

Официально признанной идеологией стало учение Конфуция, в то время как даосизм подвергался резкой критике и гонениям. На протяжении нескольких веков традиции конфуцианства определяли жизнь китайцев, оберегая их гармонией и семейными ценностями.

  • С середины 20 века

Когда к власти пришли коммунисты, идеология Китая резко изменила вектор развития. И хотя укоренившаяся за 2 тысячелетия в китайском разуме доктрина Конфуция продолжает влиять на некоторые сферы жизни, ее влияние заметно ослабло.

Учение Конфуция

Конфуцианство зародилось в 6-5 столетиях до нашей эры и быстро обрело популярность среди китайцев благодаря своему гуманизму. Оно считалось господствующей религией до середины прошлого века.

Основоположником является Конфуций. После смерти отца его детство было сложным, он как мог помогал матери с ранних лет, но это не помешало ему стать образованным и глубоко мыслящим человеком.


Портрет Конфуция

За свою жизнь он написал несколько трактатов:

  • «Лунь Юй»;
  • «Мэн-цзы»;
  • «Трактат о середине»;
  • «Большое учение».

Главным последователем Конфуция был Цзэн Цзы.

Учение Конфуция опирается на следующие понятия:

  • благородный муж – человек, обладающий ответственностью, требовательностью, готовностью к самопожертвованию, подвигам, открытостью к окружающим;
  • жень – гуманизм, благородство;
  • сяо – почтительность, уважение со стороны сыновей;
  • ли – соблюдение правил морали и этикета;
  • и – тяга быть справедливым и осознание необходимости отдать долг;
  • мин – понимание вселенской воли;
  • уважение к традициям и мудрости предков;
  • справедливое, честное отношение к родным, преисполненное любви;
  • соблюдение ритуальных практик.

Основные идеи конфуцианства сводятся к жизни человека, его воспитанию, стремлению к нравственному и духовному росту, развитию интеллекта. Об управлении государством учитель говорил, что взаимоотношения «император-подчиненный» должны строиться по модели «родитель-сын».


Храм Конфуция

Правитель может быть строгим, но ни в коем случае не жестоким. Нельзя принуждать, подвергать подчиненных насилию, и по этой же причине нельзя насаждать чрезмерно строгие законы.

Учение Лао Цзы

Основоположником даосизма считается ученый Лао Цзы – старший современник Конфуция. В основе этого философского воззрения лежит понятие дао – всеобщий закон мира — то, откуда все начинается и где заканчивается, правильный путь, сущность природы, управляющей всем.

С понятием дао связана энергия дэ, исходящая от дао как благодать, преобразующая его в мир вокруг. Самое главное в даосизме – это стремиться к гармонии природы, которой можно достичь, соблюдая принцип дао. Человек не должен совершать целенаправленные действия, подкрепленные усилиями – это наоборот усилит напряженность и спровоцирует хаос.


Портрет Лао Цзы

Отсюда вытекает принцип недеяния, или правильнее будет сказать – невмешательства – у-вэй. Принцип у-вэй распространяется также на правителя – он не должен вмешиваться в жизнь подчиненных, а лишь предупреждать бунты и не менять привычного уклада. Народ, в свою очередь, должен прислушиваться в императору и выполнять приказы.

В системе даосизма присутствует Земля, Небо и Человек, а над всеми ними стоит Дао.

Буддизм

Как известно, зародился в Древней Индии, но Китая достиг только спустя 5 веков с момента появления – на рубеже двух эр, в период правления семейства Хань. Он распространялся по стране три столетия и при империи Цзинь – в 4-5 веках – достиг своего пика.

Буддизм поддерживали в основном кочевники из соседних стран, прибывшие в Китай, представители других азиатских стран. Все дело в том, что даосизм и конфуцианство были довольно сильными философскими идеологиями, которые к тому же находились ближе к китайской ментальности с их уважением традиций, стремлением к труду.


Нельзя сказать, что буддизм не был популярен среди китайцев – напротив, даже сегодня он имеет значение, в основном в виде школы дзэн, которое в Поднебесной известно как чань.

Легизм

Легизм – название, больше известное европейцам, в то время как представители Востока знают эту государственно-философскую доктрину как «фацзя», или направление законников. Его основоположником был Сюнь-Цзи, дело которого продолжил Хань Фэйцзы.


Портрет Сунь-Цзи

Легизм в первую очередь рассматривает политическую власть. Особенности идеологии заключаются в следующем:

  • Человек по своей натуре эгоистичен, зол, недобр, постоянно желает извлечь личную выгоду.
  • Справиться с темной человеческой сущностью могут строгая этика, тотальный контроль и строжайшие порядки.
  • Лучший способ подействовать на людей – угрожать наказанием, насилием.
  • Иерархия власти должна быть жестко структурирована, нельзя допускать наследования должностей от отца к сыну.
  • Среди чиновников должна постоянно происходить ротация кадров.
  • Властям разрешается вмешательство в экономическую сферу и частную жизнь населения.

В циньские времена – в 3 столетии до нашей эпохи – легизм считался государственной идеологией.

Моизм

Куда более гуманным и либеральным по сравнению с легизмом был моизм. Его основателем является философ Мо Цзи, живший в 5-4 столетии до нашей эры. Его последователями можно назвать Цинь Хуали, Мэн Шэня, Фу Дуня.

Портрет Мо-Цзи

Главные черты моизма:

  • любовь к ближним;
  • равноправие всех членов общества;
  • необходимость указать людям на традиции, которые им действительно нужны;
  • стремление к благосостоянию всех людей;
  • власть – способ дарить благо народу;
  • чувство долга;
  • стремление не только обеспечить благо себе, но и помочь в этом другим.

На этом мы сегодня остановимся, но в дальнейшем вернемся к данной теме и рассмотрим ее более глубоко.

Заключение

Подводя итог, хочется еще раз сказать, что китайская философия многогранна. Она складывалась не один год, и на протяжении разных периодов преобладали те или иные воззрения. В средние века существовало «сто школ», главными из них было конфуцианство, даосизм, буддизм, легизм и моизм.

Лидерство этих течений сохранялось несколько веков, среди которых особенное распространение получило учение Конфуция. На сегодняшний день в Китае чтят философию, доставшуюся в наследство еще от предков древности, ведь для китайцев традиции – превыше всего.


Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, нам удалось кратко изложить основные идеи популярных философских школ Китая, и вы почерпнули для себя что-то полезное.

И подписывайтесь на наш блог — мы будем рады и дальше искать истину вместе с вами!

До скорых встреч!

Китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов : Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

Отличия от западной философии

  • цельное (холическое) восприятие вместо аналитического ;
  • периодичность процессов вместо их статичности, линейности.

История развития

Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)

В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также предзнаменования.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбы потомков.

В VII-VI вв. до н.э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин , в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.

Древняя китайская философия (VI-II вв. до н. э.)

Глубокие политические потрясения в VII-III вв. до н. э. – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами – нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

  • даосизм : Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель - который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы , Чжуан-цзы , Ян Чжу;
  • конфуцианство : правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций , Мэн-цзы , Сюнь-цзы ;
  • моизм . Представители: Мо Ди;
  • школа законников («фа-цзя», по-европейски – легизм). Представители: Шан Ян , Хань Фэйцзы;
  • школа имён («мин-цзя»). Представители: Дэн Си , Хуэй Ши , Гунсунь Лун ;
  • школа «инь-ян» (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй,Цзоу Янь ;

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировозренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.

Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. - X в. н. э.)

Для этого периода характерна полемика между конфуцианством , легизмом и даосизмом . В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. В I веке н. э. в Китай проник буддизм . Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н.э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н.э.- 18 н.э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения «Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27-ок.97 г.н.э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии.Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н.э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н.э.

Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)

Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 - дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 - причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма - - 1183). Христианство , проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию.

Ссылки

Литература

  • Иванов А.И. Материалы по китайской философии. СПб., 1912.
  • Петров А.А. Очерк философии Китая. – В кн.: Китай. М. – Л., 1940
  • Петров А.А. Ван Чун - древнекитайский материалист и просветитель. М., 1954.-104 с.
  • Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957
  • Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1897). М., 1960
  • Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961
  • Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
  • Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972–1973
  • Буров В.Г. Современная китайская философия. М., 1980
  • Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
  • Ян Хиншун Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984.-181 с.
  • История китайской философии. М., 1989
  • Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989
  • Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1989. -188 с.
  • Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
  • Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен» М., 1993. – 240 с.
  • Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
  • Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб, 1994
  • Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 – 573 с. ISBN 5-244-00757-2
  • Антология даосской философии. М., 1994
  • Ломанов А.В. Современное конфуцианство:философия Фэн Юланя. М., 1996.-248 с.
  • Абрамов В.А., Абрамова Н.А. История философии Китая (истоки,основные этапы развития,современность). Курс лекций. Ч.1 и 2. Чита,1997.-205 с.
  • Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997.-503 с.
  • Великие мыслители Востока. М., 1998
  • История восточной философии. Учебное пособие. М., 1998.- 122 с.
  • Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998
  • Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб: Евразия, 1998.
  • Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае: Собрание трудов. М., 1999.- 384 с. ISBN 5-02-017868-3
  • Кобзев A. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур - М.: Восточная литература, 2001. С. 200-219.
  • Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. – 606 с. ISBN - 5-02-018063-7
  • Гране М. Китайская мысль. М., 2004.- 526 с. ISBN 5-250-01862-9
  • Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен».2-е изд., испр. и доп. М., 2005.- 600 с., ил. ISBN 5-86218-383-3
  • Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов. СПб., 2006.- 276 с. ISBN 5-85803-323-7

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Древнекитайская философия" в других словарях:

    ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ см. Китайская философия. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия

    - (кит. 中国哲学) является частью восто … Википедия

    Сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… … Философская энциклопедия

    Возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основной состав лексикона традиционной китайской… … Энциклопедия Кольера

    - «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω люблю и σοφία мудрость) наиболее общая теория … Википедия

    древняя философия (какая) - ▲ философское направление (какое) древний древнегреческая философия: ионийская философия. милетская школа. перипатетики. пифогореизм. платонизм. неоплатонизм. пирронизм. эпикуреизм. киники. киренаики. элеаты. доксографы. древнекитайская… … Идеографический словарь русского языка