Обращение в защиту кирилла серебренникова. Отношение к обвинению

Разместил на сайте Союза кинематографистов России открытое письмо, в котором выступил в поддержку арестованного по обвинению в мошенничестве на 68 млн рублей художественного руководителя московского театра «Гоголь-центр» . В защиту фигуранта уголовного дела высказывались ранее и более маститые российские деятели культуры. Громкий резонанс именно этот текст вызвал тем, что в нем содержится призыв ко всей творческой интеллигенции вообще не сотрудничать с государственными органами России.

В начале своего послания Вырыпаев пеняет коллегам Серебренникова на то, что они, даже выказывая ему поддержку, продолжают снимать свои фильмы, ставить спектакли и получать дотации от , то есть, по мнению автора письма, сотрудничать с властью. Также Вырыпаев называет инфантилизмом убежденность российских деятелей культуры в том, что они «своим творчеством и своей гражданской позицией могут что-то поменять в этой стране или вносить свой посильный вклад в эти перемены».

«Для начала, хорошо бы было честно определить, чем и кем является эта власть. В 1917 году в России произошел вооруженный переворот и власть перешла к незаконно созданному правительству «большевиков». Власть этой группы людей устроило кровавый террор против своих граждан. Владимир Ленин и Иосиф Сталин безусловно являются преступниками и достойны только одного — всеобщего осуждения. С 1917 года и до сегодняшнего дня власть в России не поменялась. Сегодняшняя власть открыто наследует власти террористической организации «большевиков», — пишет драматург.

Далее режиссер проводит небольшой исторический экскурс о том, что при распаде СССР не был проведен референдум по статусу России, а также о том, что официального отказа от деятельности коммунистического режима и его атрибутов, а также признания его незаконным в стране не произошло.

«Я являюсь гражданином России, и я считаю Россию своей Родиной, своим домом. Домом, в который много лет назад ворвались вооруженные люди, и стали грабить, убивать, насиловать, разрушать церкви, уничтожать веру людей в свою изначальную духовную свободу, и сейчас, эти преступники по сути все также находятся у власти», — говорится в послании.

По словам Вырыпаева, деятели культуры пишут письма в поддержку, пытаясь объясниться с властью на тему того, кто прав в данной ситуации, и приводит в пример режиссера . Автор письма уверен, что режиссер «Матильды» должен высказать претензии лично президенту России — как первопричине запрета фильма, а не безрезультатно противостоять депутатам .

«Единственный путь к освобождению нашего многострадального народа от ига правящей власти, это смена этой власти и изменение основной ценностной парадигмы лежащей в основе жизнедеятельности этой страны. Единственное наше оружие — это формирование общественного мнения. Воспитание молодого поколения на других ценностях. И первое, что мы, деятели культуры, интеллигенция, прогрессивные люди России можем сделать, это перестать поддерживать эту власть. Не нужно получать все эти государственные награды и публично при камерах пожимать руку », — пишет Вырыпаев.

А вот что пишет Алексей Герман-младший: «Я знаю много полезных вещей в искусстве, которые были сделаны в коммуникации с государством. Поэтому это такая спорная вещь. Коллеги считают так, пусть считают, но главное, чтоб дальше в цирк всё не превращали. Потому что никого они этим не напугают в нынешней политической ситуации, а всё уведут в истерию. Так вот: в истерию уводить не надо. Надо уводить в аргументы. Иначе получается очень дурная ситуация, когда многие люди считают, что рука руку моет. Но это не так, это нарушение и плохо проведённое следствие. И вопросы на данный момент - к доказательной базе».

Согласно материалам уголовного дела, Серебренников обвиняется в хищении средств, которые в 2011-2014 годах были выделены ему на создание проекта «Платформа» — площадки на базе ЦСИ «Винзавод» для проведения различных мероприятий, мастер-классов, а также представлений в сферах музыки, поэзии, танцев, живописи, видеоарта и других.

Известные во всем мире режиссеры, актеры, журналисты сегодня высказались в поддержку Кирилла Серебренникова. В Москве у здания Басманного суда оглашения меры пресечения ждали около 500 человек.

В интернете разместили петицию, под которой к этой минуте подписались 16 тысяч 785 человек. В Петербурге кинематографиста поддержали Лев Додин, Елизавета Боярская, Ксения Раппопорт. По телефону нашему телеканалу актриса сказала, что уверена в честности Серебренникова.

КСЕНИЯ РАППОПОРТ, народная артистка РФ:

«Я ни на секунду не сомневаюсь, что Кирилл Серебренников не виновен. Я давно его знаю. Как прекрасного, честного человека. Обвинения, которые выдвигаются, абсолютно абсурдны, потому что это человек, который занимается только искусством, круглосуточно работает, создает спектакли и фильмы, которые представляют страну во всем мире. Их высоко ценят. У него нет просто времени на то, чтобы заниматься махинациями. И если он говорит о своей команде, что им доверяет, значит я верю ему больше, чем следствию в данном случае».

А вот режиссер Юрий Мамин считает, что прежде чем выступать в поддержку Серебренникова, надо дождаться результатов расследования.

ЮРИЙ МАМИН, кинорежиссер:

«Должен сказать, меня удивляет в этой ситуации только одно: да, он мой коллега и уважаемый режиссер, но те, кто вступается за него так безогладно, они же не знают ситуации и тех подробностей, которые существуют в руках у следствия. Мы понимаем, что политические процессы могут быть сфальсифицированы. Но в данном случае, когда сам президент Путин высказался по поводу того, что дураки много дров наломали, тем самым дав указание на тормозах спустить процесс… Все-таки, несмотря на это, органы продолжают следствие и, что называется, копаться в этом деле. Я полагаю, что самая большая беда в том, что нам не сообщают подробностей. Для меня много вопросов.

Я сталкивался с людьми, которые совершали различные аферы, пользовались возможностью запустить руки в денежные акции. Это в нашей стране нормально, не считается позором. Если кто-то сумел воспользоваться халявными деньгами, этому человеку могут только позавидовать. А тот, кто не сумел, пусть плачет.

Возможно, среди тех, кто выступает в защиту, есть люди гораздо более информированные, они могут доказать свою точку зрения. В чем я лично сомневаюсь.

Кстати, есть показания бухгалтера, которые нужно либо подтвердить, либо опровергнуть. Это и должно быть результатом следствия».

В интернете сотни комментариев по поводу задержания руководителя «Гоголь-центра». Режиссер Никита Михалков считает, что к истории с Кириллом Серебренниковым приковано слишком много внимания.

Никита Михалков, режиссер, народный артист РСФСР, председатель Союза кинематографистов России:

«Если его пытаются заключить из-за его точки зрения или творческих планов и мыслей, то это безумие, и это ужасно. Если говорить о том, что украдены деньги, то надо доказать, что они украдены, и все. Вообще эта истерика такая кукольная. И если человек не виноват, о чем тут можно говорить, допросили, посмотрели, разобрались, отпустили. В этом есть такая надуманность, такая довольно внешняя истерика, за которой ничего не стоит».

Кирилла Серебренникова задержали накануне в Петербурге, где режиссер снимал фильм «Лето» о Викторе Цое. Кинематографиста обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Максимальный срок по этой статье - 10 лет.

Обстоятельства дела «Седьмой студии» неординарны: среди фигурантов режиссер с мировым именем, в его защиту выступило много известных людей, а сам проект «Платформа» был поддержан на высшем уровне и воплощался на сценах вполне успешно. Однако по фабуле и применяемым юридическим техникам это типовое дело в сфере экономики, отработанное на тысячах обвиняемых. Поэтому защита Кирилла Серебренникова должна не ограничиваться аргументами о его личности и достижениях в сфере культуры, а ставить под вопрос общественную полезность правоприменительной практики, используемой в России по отношению к участникам хозяйственной деятельности.

Как и во всех подобных случаях, нам известно, что грантовые и договорные обязательства выполнялись, постановки Серебренникова шли и были высоко оценены как специалистами, так и широкой публикой. При этом у обвинения отсутствует главная претензия, которую должно вменять следствие при квалификации такого преступления, как хищение бюджетных средств: умышленное неисполнение принятых на себя обязательств. Проще говоря, проблема не в том, что человек украл деньги, вместо того чтобы потратить их на дело, проблема в том, что он потратил их на дело, достиг в этом успеха, но, как оказалось, допустил нарушения. В этой ситуации ежегодно оказывается множество людей, которые стремятся что-то создавать, несмотря на растущие риски такой инициативы в нашей стране.

Из многолетней практики работы правоохранительных органов мы можем утверждать: в «театральном» деле следователи будут применять те же юридические техники создания состава преступления, как и в типовом деле с участием предпринимателя, воспользовавшегося господдержкой, или директора образовательного учреждения, который потратил выделенные деньги на нужды организации. Практики криминализации таковы, что преступлением правоохранители могут посчитать даже те траты, которые осуществлялись в соответствии с общим смыслом государственного финансирования, но с нарушением отдельных требований к порядку распоряжения этими средствами. Конкретные обстоятельства, социальный статус обвиняемых, квалификация по статье могут отличаться в отдельных уголовных делах. Что объединяет подавляющее большинство уголовных дел в хозяйственной сфере, так это отсутствие у следствия интереса к мотивам совершения тех либо иных поступков и к оценке реального ущерба, причиненного обществу, организации или гражданину.

Правоохранительные органы работают не в безвоздушном пространстве. Они, по идее, обеспечивают безопасность нас с вами и преследуют за те деяния, которые обществом объявлены преступными. Согласны ли мы с тем, что бюджетные деньги должны расходоваться строго по правилам? Вероятно, да. Но должно ли нарушение этих правил, если средства были израсходованы в соответствии с целью, на которую были выделены, считаться именно преступлением (а не административным правонарушением, например)? Это самый главный вопрос к делу Серебренникова и ко множеству аналогичных дел.

Отход от формальных правил и процедур является распространенным явлением как в бизнесе, так и в других сферах – образовании, искусстве. Такому положению вещей способствуют большие издержки на соблюдение правил, конфликт между формальными ограничениями и содержательными целями, на которые должны расходоваться общественные деньги. В настоящий момент любую деятельность невозможно вписать в регуляторные требования. Правоохранители давно научились возбуждать уголовные дела о «преступлениях», имеющих мало общего с общественно-опасным поведением и являющихся следствием избыточного регулирования, навязанного государством.

Для обвинения по экономической статье нет большой разницы в юридических техниках и приемах создания уголовного дела, чем бы оно ни было мотивировано: «палочной» системой, политическими мотивами или коррупционными интересами. Поэтому в статусе обвиняемого рано или поздно может оказаться любой экономически активный человек.

Типичными являются и способы построения дела. Во-первых, это досудебное заключение бухгалтера и директора, которых в силу их должностного положения легко поймать за руку и склонить к признанию вины. Такой прием характерен для Москвы, где практика заключения под стражу по экономическим делам распространена наиболее широко по сравнению с другими регионами. Доля обвиняемых в мошенничестве, выполнявших управленческие функции в организации и находящихся в сизо до суда, в Москве составляет 35,2%, в Московской области – 17,3%, в среднем по России – 8,8%. Во-вторых, важным условием производства уголовного дела является нахождение в статусе свидетеля других потенциальных фигурантов и получение от них информации без возможности отказа от дачи показаний по 51-й статье Конституции (дающей право не свидетельствовать против себя и своих близких). При отказе же от содержательного сотрудничества со следствием свидетелю всегда можно пригрозить тем, что он перейдет в категорию подозреваемых.

Задачей уголовного регулирования является защита общества и граждан от поведения, наносящего им существенный вред. Криминализируя обычную хозяйственную деятельность, правоприменитель переопределяет задачи уголовного закона, имитируя его исполнение, так как, по сути, наказывает за полезную, созидательную деятельность без оглядки на ее фактические результаты, но руководствуясь исключительно формальными критериями.

Полиция и следствие – это службы, обеспечивающие защиту от противоправного поведения. Когда они начинают преследовать людей за то, что не наносит обществу ущерба, – это сбой в их работе, на который можно и должно указывать. И дело «Седьмой студии» – повод для налогоплательщиков, на средства которых работают правоохранительные органы, оценить, насколько работа этих органов соответствует содержательному общественному интересу. Широкий протест против дела Серебренникова – это не стремление освободить кого-то от ответственности по закону, а требование вернуть в сферу правоприменения здравый смысл и понимание общественного интереса.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Петиция в защиту Кирилла Серебренникова составлена знаменитым немецким режиссером, интендантом театра Schaubuehne (Берлин) Томасом Остермайером и известным драматургом Мариусом фон Майенбургом (по мотивам его пьесы поставлены спектакль «Гоголь-центра» и фильм Серебренникова «Ученик»). Вот текст, выложенный на сайт change.org и опубликованный на сайте журнала Spiegel. 35 подписей под письмом: все имена первого ряда. Актеры, писатели, режиссеры, директора легендарных театров Германии и Великобритании.

Кейт Бланшетт — одна из подписанток письма в защиту Сергебренникова. Фото: Reuters

«Мы протестуем против ареста Кирилла Серебренникова. Обвинения против него не обоснованы и заставляют предположить, что таким образом режиссеру с международным именем просто пытаются заткнуть рот.

Серебренников обвиняется в присвоении денег, выделенных на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», — якобы не осуществленного. Фрагменты видео, рецензии, отзывы зрителей в фейсбуке, гастроли в Риге и в Париже, выдвижение спектакля на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» и то, что спектакль идет в «Гоголь-центре», доказывают абсурдность этого обвинения. Тем не менее, Серебренникову угрожает обвинительный приговор и до десяти лет тюрьмы.

Не обоснованным выглядит также домашний арест, примененный к нему до начала процесса. Серебренников обязан носить электронный браслет, лишен права использовать интернет и электронную почту, может общаться лишь с членами семьи. Это обозначает не что иное как запрет контактов, предвзятость и «запрет на профессию» для одного из самых известных художников современной России.

Мы призываем российскую прокуратуру прекратить преследование Кирилла Серебренникова и снять надуманные обвинения против него.

Мы обращаемся также к правительственным кругам своих стран с призывом употребить все возможные средства для того,

чтобы Кирилл Серебренников не оказался в заключении как жертва политически мотивированной дискредитации».

  • Марен АДЕ (кинорежиссер),
  • Йозеф БИРБИХЛЕР (актер, писатель),
  • Кейт БЛАНШЕТТ (актриса),
  • Андреа БРЕТ (режиссер),
  • Софи КАЛЛЬ (художница),
  • Теодор КУРЕНТЗИС (дирижер),
  • Ларс АЙДИНГЕР (актер),
  • Каролин ЭМКЕ (писательница),
  • Кристин АЙЕНШТАЙНДОТТИР (директор Reykjavik City Theatre ),
  • Юрген ФЛИММ (интендант Staatsoper , Берлин),
  • Герберт ФРИЧ (режиссер),
  • Давид ХАРРОУЭР (писатель),
  • Нина ХОСС (актриса),
  • Владимир ЮРОВСКИЙ (дирижер),
  • Ульрих КУОН (интендант Deutsches Theater , президент союза театральных деятелей Германии),
  • Барри КОСКИ (интендант Komische Oper , Берлин),
  • Дэвид ЛЭН (интендант театра Young Vic , Лондон),
  • Игорь ЛЕВИТ (пианист),
  • Иоахим ЛЮКС (интендант театра «Талия», Гамбург),
  • Ари МАТТИАССИН (интендант Национального театра Исландии),
  • Мариус фон МАЙЕНБУРГ (режиссер, писатель),
  • САЙМОН МАКБЕРНИ (режиссер, актер),
  • Серджио МОАБИТО (драматург),
  • Сергей НЕВСКИЙ (композитор),
  • Томас ОСТЕРМАЙЕР (интендант театра Schaubuehne , Берлин),
  • Мило РАУ (режиссер, писатель),
  • Марк РАВЕНХИЛЛ (писатель),
  • Фальк РИХТЕР (режиссер, писатель),
  • Юлиан РОЗЕФЕЛЬДТ (видеохудожник),
  • Фолькер ШЛЕНДОРФ (кинорежиссер),
  • Данис ТАНОВИЧ (кинорежиссер),
  • Энда УОЛШ (писатель),
  • Йосси ВИЛЕР (интендант Oper Stuttgart ),
  • Эльфрида ЕЛИНЕК (писатель)

Совет Европейской киноакадемии (EFA Board) выразил свою глубокую обеспокоенность в связи с заключением под домашний арест российского режиссера Кирилла Серебренникова и призывает к его немедленному освобождению. "Кирилл Серебренников, - говорится в предоставленном DW заявлении Европейской киноакадемии, - является одним из известнейших российских режиссеров театра и кино, номинантом премии Европейской киноакадемии. Он участвовал в конкурсе EFA 2013 с фильмом "Измена" и в 2016 году с фильмом "Ученик", который получил один из призов... Фильмы Серебренникова были представлены на фестивалях в Каннах, Венеции и Локарно. Теперь он обвинен в мошенничестве, задержан и помещен под домашний арест. Это означает, что Серебренников не может продолжать свою творческую работу в театре "Гоголь-центр" в Москве и завершить съемки фильма в Санкт-Петербурге.

У Европейской киноакадемии есть все основания полагать, что арест Кирилла Серебренникова является политически мотивированным. Мы призываем российские власти к немедленному и безусловному освобождению арестованного режиссера и предоставлению ему гарантий на свободу передвижения и творческого самовыражения".

Предъявленные Кириллу Серебренникову обвинения считают абсурдными не только в Европейской киноакадемии, которая уже не в первый раз вынуждена выступать в защиту своих коллег в России. Не далее как в феврале 2017 года в рамках проходившего в Берлине международного кинофестиваля Берлинале председатель академии Агнешка Холланд говорила об осужденном на 20 лет колонии в России украинском режиссере Олеге Сенцове как о жертве политического преследования.

В защиту Кирилла Серебренникова выступил и международный берлинский кинофестиваль. "Берлинале поддерживает международные протесты против ареста российского режиссера Кирилла Серебренникова, за творчеством которого мы следим уже много лет и ценим его. Серебренников относится к числу самых талантливых и значимых режиссеров театра и кино в России, и его работы в последние годы неоднократно восхищали зрителей в разных странах. Возглавляемый им "Гоголь-Центр" стал одним из самых креативных и влиятельных культурных центров в Москве и известен далеко за пределами России. Его фильмы шли на главных международных фестивалях и с успехом были показаны в кинопрокате Германии", - заявил директор Берлинского международного кинофестиваля Дитер Косслик (Dieter Kosslick).

Берлин встревожен судьбой режиссера

Скандальным считают задержание Кирилла Серебренникова и люди театра. Известие о его задержании "ошеломило" весь ансамбль берлинской Komische Oper - одного из ведущих театров Германии, на сцене которого Серебренников с большим успехом поставил две оперы - "American Lulu" в 2012 и "Севильский цирюльник" в 2016 году. Выразив от лица всего коллектива театра глубочайшую тревогу о судьбе своего российского коллеги, директор и главный режиссер Komische Oper Berlin Барри Коски сделал следующее заявление, предоставленное DW пресс-службой театра:

Контекст

"Мы познакомились с Кириллом Серебренниковым во время работы над его спектаклями в нашем театре. Мы ценим его как талантливого, ангажированного, неподкупного художника и как порядочного человека. Его работы отличают независимость и глубина, в них нередко подвергаются виртуозной критике существующие общественные и политические порядки. Его "Гоголь-центр" в Москве - один из немногих еще оставшихся оазисов свободы слова в современной России..."

Руководство берлинской Komische Oper считает арест Кирилла Серебренникова "кульминацией инициированных государством мер, направленных, судя по всему, против его успешной творческой деятельности". "Так, очевидно, пытаются заставить замолчать один из последних критических голосов, - подчеркивает Барри Коски. - Разумеется, мы будем продолжать работу над реализцией запланированных с Кириллом Серебренниковым совместных проектов".

Премьера в Штутгарте состоится

Несмотря на домашний арест, которому подвергнут по решению Басманного суда Кирилл Серебреников в Москве, в Штутгарте, как и запланировано, покажут 22 октября премьеру спектакля "Гензель и Гретель" в его постановке. Глава пресс-службы Штутгартской оперы Томас Кох (Thomas Koch) подтвердил это DW: "Кирилл Серебренников уже разработал существенную часть концепции спектакля, сценографии и костюмов. Фильм, который представляет ядро его концепции, был снят еще весной и смонтирован. Музыкальные репетиции с певцами ансамбля Штутгарта и детского хора начались уже в конце прошлого сезона. Художественный проект Кирилла Серебренникова будет реализован в соответствии с его концепций. Театр надеется, что режиссер сможет приехать на премьеру в Штутгарт".

Протест и солидарность

Солидарность с режиссером выразил также международный фестиваль Ruhrtriennale , штаб-квартира которого расположена в немецком городе Бохуме. Директор фестиваля Йохан Симонс ( Johan Simons) заявил: " Разумеется, со стороны нелегко разобраться в юридической сути дела . Но наша вера в независимость российской судебной системы и в ее приверженность принципам правового государства не без оснований была подорвана событиями последнего времени..."

Глубочайшую обеспокоенность в связи с "шокирующими мерами" против Кирилла Серебреникова выразило и Федеральное объединение немецких театров. Его председатель Ульрих Куон (Ulrich Khuon) на вопрос DW о возможной конкретной помощи Серебренникову ответил, что конкретика здесь относится к компетенции политиков, а люди культуры выражают свой протест и подчеркивают солидарность с режиссером. Это очень важно, в частности, для того, чтобы официальная Москва знала: дело Серебренникова и подобные ему инциденты находятся под пристальным вниманием мирового сообщества.