Миротворческие силы оон голубые каски. Миротворцы ООН «прославились» как насильники в голубых касках

Во все времена люди воевали. Постоянно происходили и происходят вооруженные конфликты. Власть имущие делят территории, богатства, сталкиваются по религиозным разногласиям.

Но во всех случаях, когда разыгрывается война, страдают обычные, мирные жители. Поэтому люди стараются погасить конфликт, не давая разгореться большой беде. Этим занимаются миротворцы

Немного истории

Интересно, что самым первым миротворцем называли императора Александра III. Он делал все от него возможное, чтобы государство и его народ жили в мире, покое и тишине.

Россия, до его правления пережила немало войн. хотел, чтобы страна восстановилась, набралась сил и окрепла. Ведь так много было разрушено, многие семьи потеряли в бесконечных войнах кормильцев.

Интересно, что все указы, связанные с границами и их укреплением, были подписаны только путем договоренностей с руководителями других стран. Все, что делал император, было только за мир и покой. За это его прозвали миротворцем.

Миротворец - кто это?

Уже по самому слову можно понять, что миротворец - это «мир творящий». Их основная задача и цели прекратить кровопролитие и остановить войну. Они не могут принять какую-либо сторону, но защищаться, если на них нападают, имеют право, даже путем открытия огня.

Миротворец - это военный, служащий, как правило, по контракту, и способствующий налаживанию и восстановлению мирных отношений.

Человек, решивший стать «посланцем мира», должен иметь определенные качества характера, потому что порой необходимо забыть о собственных желаниях, собственном мнении и принимать, и понимать обе воюющие стороны. А порой бывает, что требуется отдать жизнь за правое дело.

Качества, необходимые миротворцу

Человек, решивший идти путем мира и добра, обязан обладать рядом человеческих качеств.

От претендента требуются альтруистские черты и милосердие. К тому же военный-миротворец просто обязан проявлять терпимость и жизнерадостность.

Миротворец - это военный, но несущий мир и добро. Не разрушающий, а несущий восстановление и объединение враждующих сторон.

Миротворец - за мир и безкровопролитное решение конфликта.

Когда появилось миротворчество

Впервые само понятие «миротворчество», возникло в связи с указом ООН, в далеком послевоенном 1945 году. Сама ООН создана с целью поддержания «мира во всем мире». Там любая страна может поднять вопрос о конфликтах и угрозе со стороны угрожающих народов.

Главы враждующих государств имеют возможность при личной встрече в присутствии посредников обсудить все недоразумения и прийти к мирному решению.

Если большинство стран - участников против конфликта, то это возымеет действие, и проблема, как правило, решается мирно.

Самая первая операция, когда потребовалось введение миротворцев, произошла в 1956 году при конфликте в Палестине. Миротворцы не могли вмешиваться, они наблюдали на границе и сообщали о всех действиях сторон в Совет Безопасности.

В ООН уже решали, как поступить, чтобы стороны соблюдали поставленные условия, и что сделать, чтобы прекратить военные действия.

Основная деятельность миротворцев ООН

  1. Очень много работы у миротворцев после угасания конфликтов. Ведь война - это мины, неразорвавшиеся снаряды, оружие. Все это необходимо обезвредить, уничтожить, и помочь людям войти в мирную жизнь. Это очень важная часть их миссии, ведь как часто, уже после войны, люди подрываются на минах, или дети находят оружие, гильзы.
  2. призывает полное завершение производства мин. А также призывает полностью отказаться от их использования и экспорта в другие страны.
  3. Заключены договора о полном запрете об испытании, где бы то ни было, а также расширяются зоны, где такое оружие полностью запрещено.
  4. Пресекается торговля оружием. Особо заботятся о детях, ведь во время войны так часто дети погибают, подрываясь на минах, их подстреливают в ходе местных разборок или случайных перестрелок.

Миротворческие операции

Для ограничения и погашения конфликта вводятся миротворческие войска. Они, как и в обычном конфликте, являются своеобразной третьей стороной, способной помочь прийти к устраивающему всех мнению.

Военные помогают, в случае необходимости, обеспечить безопасность выбора главы государства и обезвреживают мины и другое оружие.

Если солдаты - миротворцы поддерживают мир на воюющих землях, то посредники из ООН назначают встречи с руководителями конфликтующих стран и пытаются найти решение.

Операции по заключению мира бывают двух видов:

1. Миротворец это - наблюдатель. Он безоружен и призван только наблюдать за ситуацией, сообщая о результатах.

2. Миротворец - военнослужащий, может иметь оружие, но применяется оно только в самых крайних случаях и для самозащиты.

Отличительной чертой миротворцев являются голубые каски. Их одевают при любых операциях, чтобы всем было видно, кто это. Миротворцы, фото которых представлено ниже, имеют специальную эмблему, отличающую их принадлежность к «мирным солдатам».

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Виды ВС РФ Сухопутные войска Миротворческие операции

Участие России в миротворческих операциях






Миротворческие операции Организации Объединенных Наций проводятся в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий, если меры экономического и политического характера оказались недостаточными и неэффективными.

Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Российская Федерация несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. За последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан. Здесь российские военнослужащие успели проявить себя как опытные и высококвалифицированные миротворцы, способные качественно выполнять поставленные задачи.

В целях подготовки военнослужащих Российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Ее бойцы могут входить в состав миротворческих контингентов по решению Президента Российской Федерации и в интересах Содружества Независимых Государств, ООН, ОБСЕ, Совета Россия-НАТО и, при необходимости, Шанхайской организации сотрудничества.

Другим важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности является направление в миссии ООН военных наблюдателей. Они служат на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, Демократической Республике Конго. Примечательно, что наша страна входит в первую десятку по количеству военных наблюдателей в Организации Объединенных Наций.

В то же время Россия несет особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. Так, в Приднестровье в целях мирного урегулирования вооруженного конфликта и на основании соответствующего соглашения все еще находятся совместные миротворческие силы России и Молдовы .

Кроме того, российские военнослужащие входят в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности. Этот контингент был сформирован в октябре 2007 г. Он предназначен, прежде всего, для участия в операциях по поддержанию мира на территориях государств-членов ОДКБ (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ), а также за пределами этих государств (на основании Мандата, выдаваемого Советом Безопасности ООН).

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом ООН. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Совет Безопасности регулярно рассматривает вопросы о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

Содействии поддержанию законности и правопорядка;

Предоставлении гуманитарной помощи;

Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 г.

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) представляют собой вооружённые контингенты стран – членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т.д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира направлена на создание условий для установления прочного мира в странах, переживающих конфликт.

Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

Миротворческая деятельность обладает рядом уникальных преимуществ, включая легитимность и принцип распределения ответственности, а также потенциал по развертыванию и обеспечению функционирования военных и полицейских контингентов из различных стран мира и объединению их усилий с усилиями гражданских миротворцев в целях осуществления комплексных мандатов.

Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.

В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами:

согласие сторон;

беспристрастность;

неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Решение о развертывании новой операции ООН по поддержанию мира принимает Совет Безопасности.


Решение принимается после того, как был принят ряд необходимых мер.

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

все заинтересованные стороны ООН;

правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

региональные и другие межправительственные организации;

другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе Генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, Генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой поддержки (ДПП) возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах.

Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.

Гражданский персонал операций по поддержанию мира – это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии.

Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

ООН начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) на Ближнем Востоке. С тех пор в общей сложности было проведено 68 операций по поддержанию мира.

С 1948 г. более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

В настоящее время на четырех континентах развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 г. был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН.

Совет Безопасности ООН начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 г. и в Руанде в 1994 г., вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение – Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента её учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств – членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновлённая ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили.

Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 г. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 г. миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки.

Перечень миротворческих миссий и операций ООН:

С 1948 г. по настоящее время: Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), Ближний Восток.

С 1949 г. по настоящее время: Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП), Индия, Пакистан.

1956-1967 гг.: Первые Чрезвычайные вооруженные силы ООН I (ЧВС ООН I), Египет, Израиль.

1958 г.: Группа ООН по наблюдению в Ливане (ЮНОГИЛ), Ливан.

1960-1964 гг.: Операция ООН в Конго (ОНУК), ДР Конго.

1962-1963 гг.: Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (Западном Ириане) (СБООН), Нидерландская Новая Гвинея.

1963-1964 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Йемене (МООННЙ), Йемен.

С 1964 г. по настоящее время: Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), Республика Кипр, Турецкая Республика Северного Кипра.

1965-1966 гг.: Миссия Представителя Генерального секретаря ООН в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), Доминиканская Республика.

1965-1966 гг.: Индо-пакистанская миссия ООН по наблюдению (ЮНИПОМ), Индия, Пакистан.

1973-1979 гг.: Вторые Чрезвычайные вооруженные силы ООН II (ЧВС ООН II), Египет, Израиль.

С 1974 г. по настоящее время: Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР), Сирия, Израиль.

С 1978 г. по настоящее время: Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ), Ливан.

1988-1990 гг.: Миссия добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане (ЮНГОМАП), Афганистан, Пакистан.

1988-1991 гг.: Ирано-иракская группа военных наблюдателей ООН (ИИГВНООН), Иран, Ирак.

1989-1991 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе I (КМООНА I), Ангола.

1989-1990 гг.: Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ), Намибия, Ангола.

1989-1992 гг.: Группа наблюдателей ООН в Центральной Америке (ГНООН в ЦА), Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор.

1991-2003 гг.: Ирако-кувейтская миссия ООН по наблюдению (ИКМООНН), Ирак, Кувейт.

1991-1995 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе II (КМООНА II), Ангола.

1991-1995 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), Сальвадор.

С 1991 г. по настоящее время: Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), Западная Сахара.

1991-1992 гг.: Передовая миссия ООН в Камбодже (ПМООНК), Камбоджа.

1991-1995 гг.: Силы ООН по охране (СООНО), Бывшая Югославия, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, СР Югославия.

1992-1993 гг.: Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК), Камбоджа.

1992-1993 гг. Операция ООН в Сомали I (ЮНОСОМ I), Сомали.

1992-1994 гг.: Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ), Мозамбик.

1993-1995 гг.: Операция ООН в Сомали II (ЮНОСОМ II), Сомали.

1993-1994 гг.: Миссия наблюдателей ООН Уганда-Руанда (МНООНУР), Уганда, Руанда.

1993-2009 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), Грузия.

1993-1997 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ), Либерия.

1993-1996 гг.: Mиссия ООН в Гаити (МООНГ), Гаити.

1993-1996 гг.: Миссия ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР), Руанда.

1994 г.: Миссия наблюдателей ООН в полосе Аозу (ГНООНПА), Чад.

1994-2000 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ), Таджикистан.

1995-1997 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе III (КМООНА III), Ангола.

1995-1996 гг.: Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД), Хорватия.

1995-1999 гг.: Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН), Македония.

1995-2002 гг.: Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ), Босния и Герцеговина.

1996-1998 гг.: Временная администрация Организации Объединённых Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС), Хорватия.

1996-2002 гг.: Миссия наблюдателей ООН на Превлакском полуострове (МНООНПП), Хорватия.

1996-1997 гг.: Миссия ООН по поддержке в Гаити (МООНПГ), Гаити.

1997 г.: Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНУГУА), Гватемала.

1997-1999 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА), Ангола.

1997 г.: Переходная миссия ООН в Гаити (ПМООНГ), Гаити.

1998 г.: Группа ООН по поддержке гражданской полиции (ГППООН), Хорватия.

1998-2000 гг.: Миссия ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР), ЦАР.

1998-1999 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ), Сьерра-Леоне.

С 1999 г. по настоящее время: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК), СР Югославия (Сербия), Республика Косово.

1999-2005 гг.: Миссия ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ), Сьерра-Леоне.

1999-2002 гг.: Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), Индонезия, Восточный Тимор.

1999-2010 гг.: Миссия ООН в Демократической Республике Конго (МООНДРК), ДР Конго.

2000-2008 гг.: Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ), Эфиопия.

С 2002 г. по настоящее время: Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА), Афганистан.

2002-2005 гг.: Миссия ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ), Восточный Тимор.

С 2003 г. по настоящее время: Миссия ООН в Либерии (МООНЛ), Либерия.

С 2004 г. по настоящее время: Операция ООН в Кот-д"Ивуаре (ОООНКИ), Кот-д’Ивуар.

С 2004 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ), Гаити.

2004-2006 гг.: Операция ООН в Бурунди (ОНЮБ), Бурунди.

2005-2011 гг.: Миссия ООН в Судане (МООНВС), Судан.

2006-2012 гг.: Интегрированная миссия ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТ), Восточный Тимор.

С 2007 г. по настоящее время: Смешанная операция Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД), Судан.

2007-2010 гг.: Миссия ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде, (МИНУРКАТ), Чад, ЦАР.

С 2010 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК), ДР Конго.

С 2011 г. по настоящее время: Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА), Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС), Южный Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ), Ливия.

2012 г.: Миссия ООН по наблюдению в Сирии (МООННС), Сирия.

С 2013 г. по настоящее время: Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА), Мали.

было принято на заседании СНБО еще в феврале 2015 года, как раз в ходе боев за Дебальцево.

Но даже несмотря на отсутствие прогресса в решении этого вопроса за два с половиной года, украинская сторона от своих намерений не отступает. 22 августа в ход визита на Донбасс Президент Украины Петр Порошенко признал, что вопрос миротворческой миссии ООН и вооруженной миссии ОБСЕ продвигается очень тяжело.

"Все упирается в категорическое нежелание РФ установить мир на Донбассе. Или больше - категорическое нежелание оставить Украину в покое. Но, я уверен, вода камень точит, поэтому идею о миротворцах я собираюсь в следующем месяце презентовать в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН", - отметил Президент.

Украина ждет миротворцев

Согласно последним данным соцопросов, в Украине решение о введении на Донбасс международных миротворческих сил поддерживают 60 % украинцев. Против этого решения - 21 % опрошенных.

Но реализовать желания украинцев руководство ООН пока что не спешит.

В частности, после официальной встречи Порошенко и генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, которая состоялась в середине июля текущего года и на которой очевидно поднимался вопрос о ситуации на востоке страны , Гутерриш отметил только "свою особую эмоциональную связь с украинцами" и важный вклад Украины в работу организации.

"Я очень горжусь тем, что, когда я был премьер-министром Португалии, я ввел новую миграционную политику, которая позволила полностью легализоваться украинской общине в Португалии. Способность интегрироваться в португальское общество украинцев абсолютно впечатляющая", - дипломатично высказался генсек ООН, оставив без ответа вопрос о введении миротворческого контингента.

Немного позже, заместитель официального представителя генсека ООН Фархан Хак дал более точную информацию. По его словам, ООН и вовсе не готово решать столь важный для Украины вопрос, а ответственность за решение лежит в поле "нормандской четверки".

Кто такие миротворцы

Стоит сразу отметить, что миротворческие войска, или как их еще называют "голубые каски", не являются регулярной армией ООН. Военный контингент для каждой миссии предоставляют сами государства-члены организации. В отличии от армий военных альянсов, к примеру НАТО, миротворческие силы не выполняют атакующих действий. Они вооружены легким оружием, которое применяется только в целях самообороны.

Суть действий миротворческого контингента по сути сводится только к демонстративной функции. Для прекращения огня в зоне конфликта они выполняют роль нейтральной стороны и создают буферные зоны между воюющими сторонами.

Сам процесс принятия решения об использовании миротворческого контингента действительно достаточно долгий и сложный.

Решение о проведении миротворческой операции сначала принимается Советом Безопасности ООН и исключительно после соответствующего запроса от страны, на территории которой происходит конфликт, а также согласия всех сторон конфликта. Самой операцией лично руководит генсек ООН.

Но этот механизм не всегда действует эффективно. Препятствием к принятию решения о вводе миротворцев может быть вето одной из стран. Так, при активном противодействии России, ООН не смогло задействовать эту меру в ходе военного конфликта в Грузии в 2008 году. Тогда, российские войска взяли на себя миссию миротворцев, а введение международного контингента было сорвано самой Россией. Аналогичная ситуация повторяется и в Украине.

Понимают сложность этого вопроса и на Банковой.

"Да, страна-агрессор является постоянным членом Совбеза ООН и, к сожалению, владеет правом вето, но это не значит, что мы не должны стремиться к такому решению", - отмечает президент Порошенко.

Международный опыт миротворческих миссий

За всю историю ООН в мире были проведена 71 операция по поддержанию мира, в которых участвовали 127 стран. Затраты на силовое поддержания мира на Земле также впечатляют. К примеру, утвержденный бюджет на период с 1 июля 2016 года по 30 июня 2017 года составил порядка 7,9 млрд долл.

По статистике ООН, большая часть миссий сосредоточена на Африканском континенте и Ближнем Востоке.

После обретения независимости рядом африканских стран в 60-70-ых годах прошлого века по континенту прокатилась волна кровопролитных локальных конфликтов. Гражданские войны прошли в Демократической Республике Конго, Намибии, Анголе, Руанде, Сомали, Либерии и других африканских странах.

Именно благодаря международному вмешательству, и работе сил ООН в частности, большинство этих конфликтов удалось разрешить. Тем не менее, сейчас в Африке продолжают работать 8 миротворческих миссий.

В Европе активная миротворческая работа ООН пришлась на 90-е годы, в ходе так называемого Югославского кризиса. Хорватская и Боснийские войны, а также межэтнический конфликт в Косово привели к многочисленным жертвам среди гражданских лиц почти в центре Европы.

На Ближнем Востоке миротворцы работали в горячих точках во время арабо-израильских войн, в Ливане, Ираке и Иране, Войны в персидском заливе, а также приграничном конфликте Индии и Пакистана в штате Джамму и Кашмире.

Но участие миротворцев не всегда гарантирует быстрое и мирное завершение конфликтов.

Например, миротворческая миссия в Кашмире работает беспрерывно с 1949 года, на Кипре - с 1964 года. Затянулись миротворческие операции также в Ливии и Сомали.

Кроме того, миротворческие силы поддаются регулярным нападениям со стороны боевиков. Так только в конце июля этого года на юге Сомали в результате террористической атаки погибли почти 40 миротворцев.

Украинские миротворцы в горячих точках

Что касается вклада в работу по поддержанию мира со стороны Украины, то с момента участия украинского миротворческого контингента в первой своей операции на территории бывшей Югославии, Украина приняла участие в более 20 миротворческих миссиях, отправив в зоны конфликта более 40 тыс. своих военнослужащих. Сейчас же почти 500 украинских военных обеспечивают соблюдение мира в 9 зонах конфликта.

По количеству миротворческого контингента Украина даже входит в четверку самых сильных европейских государств, уступая только Италии, Франции и Испании. В ООН оценивают украинцев на высоком уровне и называют их одними из наиболее боеспособных.

Но за обеспечение мира и безопасности в других странах Украине пришлось заплатить большую цену. За все время участия в международных миротворческих миссиях погибло 52 украинца.

Тем не менее, по словам министра обороны Украины Степана Полторака, участие Украины в миротворческих миссиях абсолютно оправдано - это улучшает международный имидж страны и доказывает боеспособность украинской армии.

Сохранять имидж пришлось Украине и в критическом 2014 году. Даже с учетом острой необходимости в военной технике и подготовленном личном составе, в Украину была отозвана лишь небольшая часть украинского миротворческого контингента.

И хотя в самом Минобороны отмечают, что финансирование миротворцев происходит "во время сложной военно-политической и социально-экономической ситуации в государстве", официальная позиция украинских властей по участию в международных миссиях остается неизменной.

"Хочу подчеркнуть, что даже в условиях вооруженной агрессии России против нашего государства, Украина продолжает активно участвовать в операциях ООН по поддержанию мира и безопасности. Хочу заверить, что вы и дальше можете твердо на нас рассчитывать", - заявил по этому вопросу Президент Порошенко.

Но даже с учетом столь твердой позиции Украины, говорить о скором появлении на Донбассе “голубых касок” пока точно не стоит. Саму же возможность привлечения сил ООН в зону проведения АТО украинские власти могут использовать разве что для демонстрации готовности к мирному решению конфликта.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Миротворческие миссии ООН действуют в самых разных уголках планеты с разной степенью успешности

Вопрос отправки миротворцев в зону конфликта в Донбассе может обсуждаться во время встречи глав МИД "нормандской четверки", говорят украинские власти.

При этом Украина настаивает на том, что Россия не должна участвовать в этой миссии.

В середине марта Верховная рада одобрила обращение президента Петра Порошенко в Совет Безопасности ООН и Совет ЕС о развертывании на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности.

История участия ЕС в миротворческих операциях началась в 2003 году с миссии в Македонии.

В настоящее время осуществляются пять военных и 11 гражданских операций, самые заметные - миссии в Боснии и Косове, борьба с пиратством в районе Африканского Рога, мониторинг ситуации в Грузии и помощь правительствам Афганистана, Ирака, Демократической Республики Конго и Палестинской автономии в обучении местной полиции.

Гораздо богаче опыт миротворческих операций у ООН. С момента своего создания организации провела около 70 миротворческих операций, некоторые из них продолжаются и поныне.

Самыми "старыми" являются миссии военных наблюдателей на Ближнем Востоке и на индо-пакистанской границе, действующие соответственно с 1948 и 1949 года.

Мы вспомнили некоторые самые известные миротворческие миссии ООН.

_________________________________________________________________

Миротворческая миссия Организации Объединенных Наций в Конго (ONUC) в 1960-1964 годах стала одной из крупнейших операций ООН. Контингент ООН насчитывал около 20 тысяч военнослужащих из 30 стран мира.

Кроме того, это была одна самых кровопролитных миротворческих операций в истории ООН. В ходе операции погибли около 250 миротворцев и гражданских сотрудников организации.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Причины крушения самолета, на котором летел в Конго генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд, так до сих пор и не установлены

В июле 1960 года правительство Республики Конго (впоследствии Заир, а ныне Демократическая Республика Конго) попросило ООН помочь в сохранить территориальную целостность страны, угрозу которой несла агрессия со стороны Бельгии.

Бельгийские войска покинули Конго, однако страна столкнулась с угрозой сепаратизма, провинции Южное Касаи и Катанга провозгласили свою независимость.

Силы ONUC фактически поддержали одну из сторон конфликта - правительство Конго - в борьбе с сепаратистами.

В общей сложности миссия провела четыре военные операции против Катанги. Первые три не принесли успеха. А вот в результате четвертой операции движение за независимость провинции было подавлено, и она вернулась в состав Конго. В июне 1964 года войска ООН покинули страну.

Во время миротворческой операции ООН в Конго в авиакатастрофе в Северной Родезии погиб генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд. Точные причины и обстоятельства катастрофы до сих пор неизвестны.

__________________________________________________________________

Миссия ООН на Кипре

Миссия ООН на Кипре – одна из самых продолжительных. Она началась в 1964 году и продолжается по настоящее время.

Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре были учреждены в начале 1964 года в связи с напряженными отношениями между греческой и турецкой общинами.

Image caption В 1974 году, после начала конфликта, танки греческих киприотов стали турецкими трофеями

А в 1974 году остров Кипр оказался разделен на турецкую и греческую части, когда греческая хунта попыталась присоединить остров к Греции, а Турция ответила высадкой войск, взяв под контроль около трети территории и создав там не признанную никем, кроме Анкары, "Турецкую Республику Северного Кипра".

Войну между Грецией и Турцией, правда, предотвратила не ООН, а США, которые направили к острову свой Шестой флот.

Контингент ООН с этого времени охраняет линию разделения сторон.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 году заявил о начале "внутренних дискуссий о присутствии ООН на Кипре".

Судя по всему, эти дискуссии продолжаются и поныне, продолжается и обсуждение перспектив воссоединения острова. Воссоединение сделает пребывание на острове миротворцев нецелесообразным. Впрочем, судя по всему, произойдут оба эти события не скоро.

___________________________________________________________________

Временные силы ООН в Ливане

Нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Эту нехитрую житейскую истину подтверждает история Временной миссии ООН в Ливане.

Эти силы были размещены в южном Ливане на границе с Израилем в 1978 году. Первоначальная численность миротворческого контингента ООН составила 4 тысячи человек. В конце 2013 года миротворцев было уже 15 тысяч.

Силы ООН наблюдали за процессом вывода израильских войск из южной части Ливана, обеспечивали безопасность в регионе и помогали правительству Ливана вернуть управление над южной частью страны.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миротворцев ООН в Ливане критикуют как израильтяне, так и "Хезболла"

В общей сложности, в период с 1978 по 2014 год в Ливане погибли 308 миротворцев

Миссия подвергалась критике обеих сторон конфликта. Израиль обвинял миротворцев ООН не только в пассивном содействии боевикам "Хезболлы", но и в активном сотрудничестве с этой организацией.

"Хезболла", в свою очередь, обвиняла сотрудников ООН в превышении своих полномочий.

Впрочем, миссия продолжает свою "временную" работу. На сегодняшний день в ее составе находятся 10 тысяч военнослужащих из 38 стран и около тысячи гражданских сотрудников миссии.

Миссия ООН в Боснии и Герцеговине

Силы ООН по охране - миротворческая миссия на территории стран бывшей Югославии в 1992-1995 годах.

Первоначально миссия действовала в Хорватии и следила за соблюдением условий перемирия между враждующими сторонами.

В течение трех с половиной лет усилия миротворцев не приносили ощутимых результатов. Более того, их собственные позиции неоднократно подвергались обстрелам.

В середине 1995 года хорватская армия силой восстановила контроль над всей территорией страны, ликвидировав самопровозглашенную республику Сербская Краина.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption ООН обвиняли в том, что ее миротворцы позволили захватить Сребреницу сербам, которые устроили в городе резню

А еще до этого, после начала боевых действий в Боснии, мандат миссии был распространен и на всю территорию Боснии и Герцеговины.

Самый трагический и, как говорят многие, позорный эпизод в истории миссий ООН связан с событиями в Сребренице.

11 июля 1995 года командование голландского миротворческого батальона в этом мусульманском анклаве, окруженном территорией непризнанной Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, отвело свои силы из города, опасаясь за жизнь своих военнослужащих.

Это было сделано по требованию сербских сил, которые после этого захватили Сребреницу и устроили резню мусульман, жертвами которой стали тысячи мальчиков и мужчин-босняков.

В ответ на это НАТО нанесла авиаудары по территории Республики Сербской. В декабре 1995 года было достигнуто Дейтонское соглашение, остановившее кровавый межэтнический конфликт в Боснии.

Операция ООН в Хорватии была прекращена в 1998-м, в Боснии и Герцеговине в 2002 году.

____________________________________________________________________

Миссия ООН в Косове

В еще одном регионе в бывшей Югославии – Косове – миссия ООН начала свою работу уже по окончании войны.

Миссия ООН в Косове начала работу в июне 1999 года, уже по окончании боевых действий и введения в край наземных сил НАТО.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миссия НАТО в Косове (KFOR) сыграла важнейшую роль в прекращении войны в Косове, миссия ООН появилась там позже

Когда югославские войска покинули Косово, главной целью сотрудников ООН стало обеспечение безопасности с тем, чтобы не допустить возобновления боевых действий.

Кроме того, ООН помогала в вопросе самоуправления в Косове и даже некоторое время фактически управляла краем.

Впрочем, после провозглашения Косовом независимости и принятия конституции роль ООН в этом регионе заметно снизилась.

Снизилась она еще и из-за того, что была учреждена Специальная миссия ЕС в составе гражданских лиц и полицейских, которые были направлены в Косово.