Конгрессы оон по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Основные принципы, касающиеся роли юристов приняты восьмым конгрессом Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия

Основные положения о роли юристов (ООН)
(приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений
в августе 1990 г. в Гаване)

Поскольку:

Устав Организации Объединенных Наций подтверждает право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашает как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии;

Всеобщая Декларация о Правах Человека утверждает принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиненного в совершении наказуемого деяния;

Международный Пакт о Гражданских и Политических Правах дополнительно провозглашает право быть выслушанным без проволочек и право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом, предусмотренным законом;

Международный Пакт об Экономических, Социальных и Культурных Правах напоминает об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и свобод;

Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях тюремного заключения, предусматривает, что каждому задержанному лицу должно быть предоставлено право на помощь, консультацию с адвокатом и возможность общаться с ним;

Стандартные минимальные правила содержания заключенных рекомендуют, в частности, чтобы юридическая помощь и конфиденциальность в процессе ее осуществления были гарантированы для лиц, находящихся в заключении;

Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, подтверждают право каждого, кому предъявлено или может быть предъявлено обвинение, влекущее в качестве меры наказания смертную казнь, получать необходимую юридическую помощь на всех стадиях расследования и разбирательства дела в соответствии со ст. 14 Международной Конвенции о Гражданских и Политических Правах;

Декларация об Основных Принципах Юстиции для Жертв Преступления и Превышения Власти рекомендует принятие мер на международном и национальном уровне для улучшения доступа к юстиции и справедливому отношению, возмещению вреда, компенсации и помощи для жертв преступления;

Адекватное обеспечение прав человека и основных свобод, на которые все люди имеют право, предоставляется им в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни и требует, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией;

Профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса;

Основные Положения о Роли Адвокатов, изложенные ниже, сформулированы, чтобы помочь Государствам - Участникам в их задаче содействовать и обеспечить надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться Правительствами при разработке национального законодательства и его применении, и должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной властей и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, которые осуществляют адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.

Доступ к адвокатам и юридической помощи

1. Любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры.

2. Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции без разделения расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса.

3. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи.

4. Является ответственностью Правительств и профессиональных ассоциаций адвокатов разработать программу, имеющую целью информировать общественность о ее правах и обязанностях по закону значения роли адвокатов в защите основных свобод.

Для этих целей специальное внимание должно уделяться бедным и другим несостоятельным лицам, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката.

Специальные гарантии в уголовной юстиции

5. Обязанностью Правительств является обеспечение возможности каждому быть информированным компетентными властями о его праве получить помощь адвоката по его выбору при его аресте, задержании или помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении.

6. Любое вышеуказанное лицо, которое не имеет адвоката, в случаях если интересы правосудия требуют этого, должно быть обеспечено помощью адвоката, имеющего соответствующую компетенцию и опыт ведения подобных дел, чтобы обеспечить ему эффективную юридическую помощь без оплаты с его стороны, если у него нет необходимых средств.

7. Правительства должны обеспечить, чтобы человек, подвергнутый задержанию, аресту или помещению в тюрьму с предъявлением или без предъявления обвинения в совершении уголовного преступления, получил быстрый допуск к адвокату, в любом случае не позднее, чем через 48 часов с момента задержания или ареста.

8. Задержанному, арестованному или помещенному в тюрьму лицу должны быть обеспечены необходимые условия, время и средства для встречи или коммуникаций и консультаций с адвокатом без задержки, препятствий и цензуры, с полной их конфиденциальностью. Такие консультации могут быть в поле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.

Квалификация и подготовка

9. Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом.

10. Является обязанностью правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики по признакам расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических и иных взглядов, наличия собственности, места рождения, экономического или иного положения.

11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не обеспечены, особенно, если такие группы имеют отличие в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц из этих групп, желающих заниматься юридической практикой, и должны обеспечить им подготовку, достаточную для обеспечения нужд этих групп.

Обязанности и ответственность

12. Адвокаты должны постоянно поддерживать честь и достоинство своей профессии в качестве важных участников отправления правосудия.

13. Обязанности адвоката по отношению к клиенту должны включать:

а) консультации клиента о его или ее правах и обязанностях с разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям клиента;

б) оказание помощи клиенту любым законным способом и совершение правовых действий для защиты его интересов;

в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах и административных органах.

14. Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

15. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего клиента.

Гарантии деятельности адвокатов

16. Правительства должны обеспечить адвокатам:

а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

б) возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей;

в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.

17. Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями.

18. Адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей.

19. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Положениями.

20. Адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.

21. Обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе - не позднее окончания расследования до досудебного рассмотрения.

22. Правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей.

Свобода высказываний и ассоциаций

23. Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации. В частности, они должны иметь право принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам права, отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека и право присоединяться или создавать местные, национальные и международные организации и посещать их собрания без угрозы ограничения профессиональной деятельности по причине их законных действий или членства в разрешенной законом организации. При осуществлении этих прав адвокаты должны всегда руководствоваться законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

Профессиональные ассоциации адвокатов

24. Адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства.

25. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с Правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ и к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

Дисциплинарное производство

26. Кодексы профессионального поведения адвокатов должны устанавливаться профессией через свои соответствующие органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычая и признаваемым международными стандартами и нормами.

27. Обвинение или возбуждение дела против адвоката, в связи с его профессиональной работой должны производиться в рамках быстрой и справедливой процедуры. Адвокат должен иметь право на справедливое разбирательство, включающее возможность помощи адвоката по его выбору.

28. Дисциплинарное производство против адвокатов должно быть предоставлено беспристрастным дисциплинарным комиссиям, установленным самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суд.

29. Все дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами адвокатской профессии в свете настоящих Положений.

Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РОЛИ АДВОКАТОВ (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке)

Приняты
восьмым Конгрессом ООН
по предупреждению преступлений
в августе 1990 г. в Нью-Йорке

Поскольку:

Устав Организации Объединенных Наций подтверждает право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашает как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии;

Всеобщая Декларация о Правах Человека утверждает принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиненного в совершении наказуемого деяния;

Международный Пакт о Гражданских и Политических Правах дополнительно провозглашает право быть выслушанным без проволочек и право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом, предусмотренным законом;

Международный Пакт об Экономических, Социальных и Культурных Правах напоминает об обязанности государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и свобод;

Свод принципов для защиты всех лиц, задержанных или находящихся в условиях тюремного заключения, предусматривает, что каждому задержанному лицу должно быть предоставлено право на помощь, консультацию с адвокатом и возможность общаться с ним;

Стандартные минимальные правила содержания заключенных рекомендуют, в частности, чтобы юридическая помощь и конфиденциальность в процессе ее осуществления были гарантированы для лиц, находящихся в заключении;

Гарантии, обеспечивающие защиту лиц, которым угрожает смертная казнь, подтверждают право каждого, кому предъявлено или может быть предъявлено обвинение, влекущее в качестве меры наказания смертную казнь, получать необходимую юридическую помощь на всех стадиях расследования и разбирательства дела в соответствии со ст. 14 Международной Конвенции о Гражданских и Политических Правах;

Декларация об Основных Принципах Юстиции для Жертв Преступления и Превышения Власти рекомендует принятие мер на международном и национальном уровне для улучшения доступа к юстиции и справедливому отношению, возмещению вреда, компенсации и помощи для жертв преступления;

Адекватное обеспечение прав человека и основных свобод, на которые все люди имеют право, предоставляется им в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни и требует, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией;

Профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса;

Основные Положения о Роли Адвокатов, изложенные ниже, сформулированы, чтобы помочь Государствам - Участникам в их задаче содействовать и обеспечить надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться Правительствами при разработке национального законодательства и его применении, и должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной властей и обществом в целом. Эти принципы должны также применяться к лицам, которые осуществляют адвокатские функции без получения формального статуса адвоката.

1. Любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры.

2. Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции без разделения расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса.

3. Правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи.

4. Является ответственностью Правительств и профессиональных ассоциаций адвокатов разработать программу, имеющую целью информировать общественность о ее правах и обязанностях по закону значения роли адвокатов в защите основных свобод.

Для этих целей специальное внимание должно уделяться бедным и другим несостоятельным лицам, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката.

5. Обязанностью Правительств является обеспечение возможности каждому быть информированным компетентными властями о его праве получить помощь адвоката по его выбору при его аресте, задержании или помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении.

6. Любое вышеуказанное лицо, которое не имеет адвоката, в случаях если интересы правосудия требуют этого, должно быть обеспечено помощью адвоката, имеющего соответствующую компетенцию и опыт ведения подобных дел, чтобы обеспечить ему эффективную юридическую помощь без оплаты с его стороны, если у него нет необходимых средств.

7. Правительства должны обеспечить, чтобы человек, подвергнутый задержанию, аресту или помещению в тюрьму с предъявлением или без предъявления обвинения в совершении уголовного преступления, получил быстрый допуск к адвокату, в любом случае не позднее, чем через 48 часов с момента задержания или ареста.

8. Задержанному, арестованному или помещенному в тюрьму лицу должны быть обеспечены необходимые условия, время и средства для встречи или коммуникаций и консультаций с адвокатом без задержки, препятствий и цензуры, с полной их конфиденциальностью. Такие консультации могут быть в поле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.

9. Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом.

10. Является обязанностью правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики по признакам расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических и иных взглядов, наличия собственности, места рождения, экономического или иного положения.

11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не обеспечены, особенно, если такие группы имеют отличие в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц из этих групп, желающих заниматься юридической практикой, и должны обеспечить им подготовку, достаточную для обеспечения нужд этих групп.

12. Адвокаты должны постоянно поддерживать честь и достоинство своей профессии в качестве важных участников отправления правосудия.

13. Обязанности адвоката по отношению к клиенту должны включать:

а) консультации клиента о его или ее правах и обязанностях с разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям клиента;

б) оказание помощи клиенту любым законным способом и совершение правовых действий для защиты его интересов;

в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах и административных органах.

14. Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

15. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего клиента.

16. Правительства должны обеспечить адвокатам:

а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

б) возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей;

в) невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами.

17. Там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями.

18. Адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей.

19. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения и настоящими Положениями.

20. Адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.

21. Обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе - не позднее окончания расследования до досудебного рассмотрения.

22. Правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей.

23. Адвокаты, как и другие граждане, имеют право на свободу высказываний, вероисповедания, объединения в ассоциации и организации. В частности, они должны иметь право принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам права, отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека и право присоединяться или создавать местные, национальные и международные организации и посещать их собрания без угрозы ограничения профессиональной деятельности по причине их законных действий или членства в разрешенной законом организации. При осуществлении этих прав адвокаты должны всегда руководствоваться законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

24. Адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства.

25. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с Правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ и к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами.

26. Кодексы профессионального поведения адвокатов должны устанавливаться профессией через свои соответствующие органы или в соответствии с законодательством, отвечающим положениям национального права и обычая и признаваемым международными стандартами и нормами.

27. Обвинение или возбуждение дела против адвоката, в связи с его профессиональной работой должны производиться в рамках быстрой и справедливой процедуры. Адвокат должен иметь право на справедливое разбирательство, включающее возможность помощи адвоката по его выбору.

28. Дисциплинарное производство против адвокатов должно быть предоставлено беспристрастным дисциплинарным комиссиям, установленным самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суд.

29. Все дисциплинарное производство должно осуществляться в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и этическими нормами адвокатской профессии в свете настоящих Положений.

По Уставу ООН на эту организацию возложена ответственность за международное сотрудничество по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из главных органов ООН - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, а в 1993 г. - в более высокий по статусу орган - в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея, кроме того, возложила на этот орган функции подготовки один раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было проведено 10 конгрессов, решения которых существенно продвинули вопросы международного сотрудничества на надежной научной и правовой базе.

Конгрессы ООН проходили: Первый - Женева, 1955 г., Второй - Лондон. 1960 г., Третий - Стокгольм, 1965 г., Четвертый - Киото, 1970 г., Пятый - Женева, 1975 г., Шестой - Каракас, 1980 г., Седьмой - Милан, 1985 г., Восьмой - Гавана, 1990 г., Девятый - Каир, 1995 г., Десятый - Вена, апрель 2000 г. На конгрессах ООН были выработаны важные международно-правовые документы. Из огромного перечня их назовем лишь некоторые: Стандартные минимальные правила обращения с заключенными, принятые Первым конгрессам, которые были развиты в резолюции Генеральной Ассамблеи в 1990 г. и в приложении к ней, где были сформулированы основные принципы обращения с заключенными;

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который рассматривался на Пятом конгрессе и после соответствующей доработки в 1979 г. был принят Генеральной Ассамблеей;

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая обсуждалась на Пятом конгрессе и по его рекомендации в 1975 г. была принята Генеральной Ассамблеей.

Особенно продуктивными были шестой - девятый конгрессы. На Шестом конгрессе принята Каракасская декларация, в которой заявлено, что успех системы уголовного правосудия и стратегий по предупреждению преступности, особенно в условиях распространения новых и необычных форм преступного поведения, зависит в первую очередь от прогресса в области улучшения социальных условий и повышения качества жизни. На конгрессе было принято около 20 резолюций и других решений, касающихся стратегий предупреждения преступности, предупреждения злоупотребления властью, минимальных стандартов справедливости и правосудия в отношении несовершеннолетних, руководящих принципов обеспечения независимости судей, правовой информированности и распространения правовых знаний и т.д.

На Седьмом конгрессе принят Миланский план действий, в котором сказано, что преступность представляет собой серьезную проблему в национальном и международном масштабах. Она препятствует политическому, экономическому, социальному и культурному развитию народов и ставит под угрозу права человека, основные свободы, а также мир, стабильность и безопасность. В принятых документах правительствам рекомендовалось придать первостепенное значение предупреждению преступности, активизировать сотрудничество между собой на двусторонней и многосторонней основе, развивать криминологические исследования, уделять особое внимание борьбе с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, обеспечить широкое участие общественности в предупреждении преступлений.

Конгресс принял более 25 резолюций, в том числе: стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), декларацию основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотреблений властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, и др.

На Восьмом конгрессе обсуждались следующие темы: предупреждение преступности и уголовное правосудие; политика в области уголовного правосудия; эффективные национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической преступной деятельностью; предупреждение преступности среди молодежи, правосудие в отношении несовершеннолетних и защита молодежи; нормы и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

На конгрессе принято самое большое число резолюций - 35. Назовем лишь некоторые: международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ("Эр-Риядские принципы"); предупреждение преступности в городской среде; предупреждение организованной преступности: борьба с террористической деятельностью; коррупция в сфере государственного управления; основные принципы обращения с заключенными; международное и межрегиональное сотрудничество в области управления тюрьмами и общинных санкций.

Девятый конгресс обсуждал четыре темы: международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью; управление и совершенствование работы полиции и других правоохранительных органов, прокуратуры, судов, исправительных учреждений; стратегия в области предупреждения преступности. Конгресс принял 11 решений, в том числе: рекомендации по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, результаты обсуждения проекта конвенции по борьбе с организованной преступностью, а также о детях как жертвах и исполнителях преступлений, о насилии среди женщин, о регулировании оборота огнестрельного оружия в целях предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности.

Судя по числу принимаемых документов, после Восьмого конгресса роль этого международного института начинает несколько снижаться Она все более сдвигается к рекомендательному консультативному характеру его деятельности Значительная часть его функций переходит к крепнущей Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, к ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее.

В разработке многих международных документов по вопросам борьбы с преступностью и уголовного правосудия активное участие принимает Международный комитет по координации (МКК), именуемый Комитетом четырех, поскольку он охватывает работу Международной ассоциации уголовного права (МАУП), Международного криминологического общества (МКО), Международного общества социальной защиты (МОСЗ) и Международного уголовного и пенитенциарного фонда (МУПФ).

Новые подходы к выработке международных правил являются менее затратными и более профессиональными. В обозначенной тенденции усматривается политика некоего прагматизма ООН, поскольку любые рекомендации, правила, стандарты, резолюции и декларации приобретают более значимый международно-правовой характер тогда, когда они принимаются руководящими структурами ООН и Генеральной Ассамблеей. Особое место в системе международных документов имеют конвенции.

Самый краткий и выборочный перечень вопросов, которые обсуждались на прошедших конгрессах, показывает, насколько они были важны при выработке оптимальных и эффективных подходов для международного сотрудничества и совершенствования национальных путей борьбы с преступностью в связи с ее глобализацией.

Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года

Принимая во внимание , что народы мира заявляют в , в частности, о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, и провозглашают в качестве одной из своих целей осуществление международного сотрудничества в обеспечении и развитии уважения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии,

принимая во внимание , что во Всеобщей декларации прав человека зафиксированы принципы равенства перед законом, презумпция невиновности, право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления,

принимая во внимание , что в Международном пакте о гражданских и политических правах также провозглашается право быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона,

принимая во внимание , что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека,

принимая во внимание , что в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме , предусматривается, что задержанное лицо имеет право использовать помощь юрисконсульта, обращаться и консультироваться с ним,

принимая во внимание , что в Стандартных минимальных правилах обращения с заключенными , в частности, рекомендуется обеспечивать подследственным заключенным юридическую помощь и конфиденциальное обращение с адвокатом,

принимая во внимание , что в Мерах, гарантирующих защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни , подтверждается право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое может быть вынесен смертный приговор, на соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства в соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах,

принимая во внимание , что в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью рекомендуются меры, которые следует принимать на международном и национальном уровнях для облегчения жертвам преступлений доступа к правосудию и справедливому обращению, реституции, компенсации и помощи,

принимая во внимание , что для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими, социальными и культурными или гражданскими и политическими, необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами,

принимая во внимание , что профессиональным ассоциациям юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения профессиональных норм и этики в защите своих членов от преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании государственных интересов,

приведенные ниже Основные принципы, касающиеся роли юристов, сформулированные для оказания помощи государствам-членам в осуществлении их задачи развития и обеспечения надлежащей роли юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и практики и должны быть доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов и населения в целом. Эти Принципы, при необходимости, также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не имея официального статуса таковых.

Доступ к юристам и юридическим услугам

1. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.

2. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под их юрисдикцию, без какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения.

3. Правительство обеспечивает предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов.

4. Правительства и профессиональные ассоциации юристов содействуют осуществлению программ по информированию людей об их правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении, с тем чтобы они могли отстаивать свои права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.

Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия

5. Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при обвинении его в совершении уголовного преступления.

6. Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия, каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру правонарушения, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг юриста.

7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее, чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания.

8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки, вмешательства или цензуры и с соблюдением полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без возможности быть услышанными ими.

Квалификация и подготовка кадров

9. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом.

10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, потребности которых в юридических услугах не обеспечиваются, особенно там, где такие группы обладают своеобразной культурой, традициями или языком или становились жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения должны принять особые меры к тому, чтобы предоставить возможности кандидатам от этих групп получить доступ к профессии юриста и обеспечить, чтобы они получили образование, соответствующее потребностям их групп.

Функции и обязанности

12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в области отправления правосудия.

13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие функции:

a ) консультирование клиентов в отношении их юридических прав и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это касается юридических прав и обязанностей клиентов;

b ) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их или их интересов;

c ) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах, трибуналах или административных органах.

14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.

Гарантии в отношении выполнения юристами своих обязанностей

16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы: а ) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства; b ) могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами; и с ) не подвергались судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозам такого преследования и санкций.

17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности юристов в результате выполнения ими своих функций, власти обеспечивают им надлежащую защиту.

18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих функций.

19. Ни один суд или административный орган, в котором признается право на адвоката, не отказывается признавать права юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом и практикой и в соответствии с настоящими принципами.

20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде или в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.

21. Компетентные органы обязаны обеспечивать юристам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться как только в этом появляется необходимость.

22. Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений.

Свобода убеждений и ассоциаций

23. Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам, касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, и быть членами местных, национальных или международных организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях всегда руководствуются правом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

Профессиональные ассоциации юристов

24. Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган профессиональных ассоциаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне.

25. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

Дисциплинарные меры

26. Юристы через свои соответствующие органы и законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным законодательством и обычаями и признанными международными стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов.

27. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой. Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая право на помощь юриста по своему выбору.

28. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат независимому судебному контролю.

29. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих принципов.

1 Генеральной Ассамблеи.

2 Генеральной Ассамблеи, приложение.

3 Генеральной Ассамблеи, приложение.

4 См. Права человека: Сборник международных договоров (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под №R.88.XIV.I), раздел G.

5 Генеральной Ассамблеи, приложение.


Приняты Восьмым Конгрессом ООН
по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года

Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, ссылаясь на Миланский план действий*, принятый на основе
консенсуса седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и
одобренный Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 40/32 от 29
ноября 1985 года, ___________________
* Смотри Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
Милан, 26 августа - 7 сентября 1985 года (издание Организации
Объединенных Наций, в продаже под N R.86.IV.I), глава 1, раздел A.
ссылаясь также на резолюцию 18 седьмого Конгресса*, в
которой Конгресс рекомендует государствам-членам обеспечить защиту
практикующих юристов от неправомерных ограничений и давления при
выполнении ими своих функций, ___________________
* Там же, раздел E.
с удовлетворением отмечая работу, проделанную во исполнение
резолюции 18 седьмого Конгресса Комитетом по предупреждению
преступности и борьбе с ней, Межрегиональным подготовительным
совещанием к восьмому Конгрессу Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями по
нормам и руководящим принципам Организации Объединенных Наций в
области предупреждения преступности и уголовного правосудия и их
выполнению и первоочередным задачам в отношении установления новых
норм*, и региональными подготовительными совещаниями к восьмому
Конгрессу, __________________
* A/CONF. 144/IPM.5.
1. принимает Основные принципы, касающиеся роли юристов,
содержащиеся в приложении к настоящей резолюции; 2. рекомендует Основные принципы для принятия решений и
осуществления на национальном, региональном и межрегиональном
уровнях с учетом политических, экономических, социальных и
культурных условий и традиций каждой страны; 3. предлагает государствам-членам учитывать и соблюдать
Основные принципы в рамках их национального законодательства и
практики; 4. предлагает также государствам-членам довести Основные
принципы до сведения юристов, судей, работников органов
исполнительной власти и законодательной власти и населения в
целом; 5. предлагает далее государствам-членам информировать
Генерального секретаря каждые пять лет начиная с 1992 года о ходе
осуществления Основных принципов, и том числе об их
распространении, их включении во внутреннее законодательство,
практику, процедуры и политику, о проблемах, возникающих в связи с
их осуществлением на национальном уровне, и помощи, которая,
возможно, требуется со стороны международного сообщества, и просит
Генерального секретаря представить соответствующий доклад девятому
Конгрессу Организации Объединенных Наций по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями; 6. призывает все правительства поощрять на национальном и
региональном уровнях семинары и учебные курсы, посвященные роли
юристов и соблюдению равенства условий доступа к профессии юриста; 7. настоятельно призывает региональные комиссии, региональные
и межрегиональные учреждения, занимающиеся вопросами
предупреждения преступности и уголовного правосудия,
специализированные учреждения и другие органы системы Организации
Объединенных Наций, другие заинтересованные межправительственные
организации при Экономическом и Социальном Совете, принять
активное участие в осуществлении основных принципов и
информировать Генерального секретаря о проделанной работе по
распространению и осуществлению Основных принципов и о степени их
осуществления и просит Генерального секретаря включить настоящую
информацию в его доклад девятому Конгрессу; 8. призывает Комитет по предупреждению преступности и борьбе
с ней рассмотреть в первоочередном порядке вопрос о путях и
средствах обеспечения эффективного осуществления настоящей
резолюции; 9. просит Генерального секретаря: а) принять, в случае необходимости, меры по доведению
настоящей резолюции до сведения правительств и всех
заинтересованных органов Организации Объединенных Наций и
обеспечить как можно более широкое распространение Основных
принципов; b) включить Основные принципы в следующий выпуск издания
Организации Объединенных Наций под названием "Права человека:
Сборник международных документов"; с) предоставлять правительствам по их просьбе услуги
экспертов и региональных и межрегиональных консультантов для
оказания помощи в осуществлении Основных принципов и представить
девятому Конгрессу доклад о фактически предоставленной технической
помощи и подготовке; d) представить Комитету по предупреждению преступности и
борьбе с ней на его двенадцатой сессии доклад о мерах, принятых по
осуществлению настоящих Основных принципов.
Приложение
Основные принципы, касающиеся роли юристов
Принимая во внимание, что народы мира заявляют в Уставе
Организации Объединенных Наций (995_010), в частности, о своей
решимости создать условия, при которых может соблюдаться
справедливость, и провозглашают в качестве одной из своих целей
осуществление международного сотрудничества в обеспечении и
развитии уважения прав человека и основных свобод без различия
расы, пола, языка и религии, принимая во внимание, что во Всеобщей декларации Прав
человека (995_015)* зафиксированы принципы равенства перед
законом, презумпция невиновности, право на то, чтобы дело было
рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости
независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии
для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления, ___________________
принимая во внимание, что в Международном пакте о гражданских
и политических правах (995_043)* также провозглашается право
быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и
публичное разбирательство дела компетентным, независимым и
беспристрастным судом, созданным на основании закона, ___________________
принимая во внимание, что в Международном пакте об
экономических, социальных и культурных правах (995_042)*
напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации
Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению
прав и свобод человека, ___________________
* Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что в Своде принципов защиты всех лиц,
подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме
(995_206)*, предусматривается, что задержанное лицо имеет право
использовать помощь юрисконсульта, обращаться и консультироваться
с ним, ___________________
* Резолюция 43/173 Генеральной Ассамблеи, приложение.
принимая во внимание, что в Стандартных минимальных правилах
обращения с заключенными (995_212)*, в частности, рекомендуется
обеспечивать подследственным заключенным юридическую помощь и
конфиденциальное обращение с адвокатом, ___________________
* См. Права человека: Сборник международных договоров
(издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R.86.XIV.
1), раздел G.
принимая во внимание, что в Мерах, гарантирующих защиту прав
тех, кто приговорен к смертной казни (995_226)*, подтверждается
право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении
преступления, за которое может быть вынесен смертный приговор, на
соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства в
соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и
политических правах, ___________________
* Резолюция 217 A (III) Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что в декларации основных принципов
правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью
(995_114)* рекомендуются меры, которые следует принимать на
международном и национальном уровнях для облегчения жертвам
преступлений доступа к правосудию и справедливому обращению,
реституции, компенсации и помощи, __________________
* Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что для обеспечения надлежащей защиты
прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все
люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими,
социальными и культурными или гражданскими и политическими,
необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к
юридическим услугам, предоставляемым независимыми
профессиональными юристами, принимая во внимание, что профессиональным ассоциациям
юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения
профессиональных норм и этики в защите своих членов от
преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в
предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в
сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в
содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании
государственных интересов, приведенные ниже Основные принципы, касающиеся роли юристов,
сформулированные для оказания помощи государствам-членам в
осуществлении их задачи развития и обеспечения надлежащей роли
юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках
их национального законодательства и практики и должны быть
доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как
судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных
органов и населения в целом. Эти принципы, при необходимости,
также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не
имея официального статуса таковых.
Доступ к юристам и юридическим услугам
1. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за
помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех
стадиях уголовного разбирательства. 2. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие
механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц,
находящихся на их территории и попадающих под их юрисдикцию, без
какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы,
цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального или социального
происхождения, имущественного, сословного, экономического или
иного положения. 3. Правительства обеспечивают предоставление достаточных
финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и,
в случае необходимости, другим лицам, находящимся в
неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов
сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других
ресурсов. 4. Правительства и профессиональные ассоциации юристов
содействуют осуществлению программ по информированию людей об их
правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли
юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует
уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в
неблагоприятном положении, с тем, чтобы они могли отстаивать свои
права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.
Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия
5. Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти
немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться
помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при
обвинении его в совершении уголовного преступления. 6. Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия,
каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь
юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру
правонарушения, назначенного в целях предоставления ему
эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет
достаточных средств для оплаты услуг юриста. 7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все
арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено
ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет,
получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее,
чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания. 8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму
лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для
посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки,
вмешательства или цензуры и с соблюдением полной
конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в
присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без
возможности быть услышанными ими.
Квалификация и подготовка кадров
9. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и
подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и
моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод,
признанных национальным и международным правом. 10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб
какому-либо лицу в отношении начала или продолжения
профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета
кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или
иных взглядов, национального или социального происхождения,
имущественного, сословного, экономического или иного положения, за
исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен
являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается
как дискриминационное. 11. В странах, где существуют группы, общины и регионы,
потребности которых в юридических услугах не обеспечивают,
особенно там, где такие группы обладают своеобразной культурой,
традициями или языком или становились жертвами дискриминации в
прошлом, правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения должны принять особые меры к тому, чтобы
предоставить возможности кандидатам от этих групп получить доступ
к профессии юриста и обеспечить, чтобы они получили образование,
соответствующее потребностям их групп.
Функции и обязанности
12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и
достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в
области отправления правосудия. 13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие
функции: a) консультирование клиентов в отношении их юридических прав
и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это
касается юридических прав и обязанностей клиентов; b) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и
принятие законодательных мер для защиты их или их интересов; c) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах,
трибуналах или административных органах. 14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы
правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и
основных свобод, признанных национальным и международным правом, и
во всех случаях действовать независимо и добросовестно в
соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной
этикой юриста. 15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.
Гарантии в отношении выполнения юристами своих обязанностей
16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы: a) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в
обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или
неоправданного вмешательства; b) могли совершать поездки и беспрепятственно
консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее
пределами; и c) не подвергались судебному преследованию и судебным,
административным, экономическим или другим санкциям за любые
действия, совершенные в соответствии с признанными
профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также
угрозами такого преследования и санкций. 17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности
юристов в результате выполнения ими своих функций, власти
обеспечивают им надлежащую защиту. 18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или
интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих
функций. 19. Ни один суд или административный орган, в котором
признается право на адвоката, не отказывается признавать права
юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением
тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои
профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом
и практикой и в соответствии с настоящими принципами. 20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в
отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в
виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде
или ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в
суде, трибунале или другом юридическом или административном
органе. 21. Компетентные органы обязаны обеспечивать юристам
достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье
и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем,
с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную
юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен
обеспечиваться как только в этом появляется необходимость. 22. Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный
характер любых сношений и консультаций между юристами и их
клиентами в рамках их профессиональных отношений.
Свобода убеждений и ассоциаций
23. Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу
выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют
право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам,
касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав
человека, и быть членами местных, национальных или международных
организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях,
не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности
вследствие своих законных действий или членства в законной
организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях
всегда руководствуются правом и признанными нормами и
профессиональной этикой юриста.
Профессиональные ассоциации юристов
24. Юристы имеют право создавать и являться членами
самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их
интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке
и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган
профессиональных организаций избирается ее членами и выполняет
свои функции без вмешательства извне. 25. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с
правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный
и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели
возможность без неправомерного вмешательства консультировать и
оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными
профессиональными стандартами и этическими нормами.
Дисциплинарные меры
26. Юристы через свои соответствующие органы или
законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным
законодательством и обычаями и признанными международными
стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов. 27. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в
своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и
объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой.
Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая
право на помощь юриста по своему выбору. 28. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются
беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в
независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат
независимому судебному контролю. 29. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с
кодексом профессионального поведения и другими признанными
стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих
принципов.
"Права людини і професійні стандарти для юристів", 1996