Международное движение. Международный комитет красного креста (мккк) Международный комитет красного креста страны участники

Сто пятьдесят лет назад состоялось первое заседание Международного Комитета помощи раненым, которое позднее получило название Международный комитет Красного Креста (МККК).

Международный Комитет Красного Креста (МККК) — независимая организация, которая оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяет знания о законах, защищающих жертв войны.

МККК был основан по инициативе гражданина Швейцарии Анри Дюнана (1828-1910), который в 1859 году после битвы близ деревни Сольферино (Италия) в период франко-австрийской войны оказался на поле боя, где тысячи раненых французских, австрийских и итальянских солдат были оставлены без должной медицинской помощи.

Дюнан был потрясен тем фактом, что ни местные жители, ни французская армия были не в состоянии оказать первую помощь большинству раненых. Он провел несколько дней в ближайшем городе Кастильоне (Италия), оказывая вместе с местными жителями помощь раненым. Вернувшись в Женеву, Дюнан опубликовал в 1862 году "Воспоминание о битве при Сольферино", где задался вопросом о создании добровольной благотворительной организации, оказывающей помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов. Он обратился к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически сформулировать основные международные договоренности, регламентирующие практическую деятельность будущей организации.

Позже законодательное оформление этих договоренностей нашло свое отражение в принятии в 1864 году первой Женевской конвенции, провозглашающей правила защиты раненых солдат и санитаров, а также к созданию во всех странах обществ милосердия.

Женевское благотворительное общество "Женевский союз по поддержанию общественного блага", изучив публикацию Дюнана, учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из пяти членов, стал известен как Международный Комитет Красного Креста. Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 года. Тогда же было принято решение о нейтральном статусе Красного Креста, что должно было обеспечить его беспристрастную и эффективную деятельность.

Менее чем через год количество подобных обществ достигло десяти: они были созданы в Германии, Дании, Испании, Бельгии, Пруссии, Италии.

Первым вооруженным конфликтом, наблюдение за которым осуществляли делегаты Красного Креста, была датско-прусская война (1864). Делегаты работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между воевавшими сторонами. Во время франко-прусской войны (1870) Комитетом было основано Первое информационное агентство для родственников раненых и попавших в плен солдат.

В дальнейшем делегаты комитета оказывали помощь раненым во время русско-турецкой войны (1877-1878), сербско-болгарской войны (1885-1886), балканской войны (1912-1913). Во время Первой мировой войны Комитет безуспешно пытался заставить конфликтующие стороны отказаться от использования химического оружия. Деятельность организации во время Второй мировой войны осложнялась тем, что фашистский режим не признавал многие международные заключения, помощь гражданскому населению к тому времени еще не была закреплена на международном уровне.

Подписание в 1949 году Женевских конвенций о защите жертв войны расширило сферу деятельности Красного Креста в области помощи гражданскому населению, военнопленным и заключенным.

МККК — частная организация, действующая согласно законодательству Швейцарии, независимая в вопросах своего управления и принятия оперативных решений. В Комитет входят до 25 кооптированных членов, каждый из которых является гражданином Швейцарии. В своей работе МККК придерживается основополагающих принципов движения — нейтральности, беспристрастности и независимости.

МККК обладает постоянным международным мандатом на осуществление своей деятельности на основании Женевских конвенций (1949). Штаб-квартира Международного Комитета Красного Креста находится в Женеве в Швейцарии.

МККК, национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца и их Международная федерация образуют Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. В ситуациях вооруженных конфликтов МККК выступает в качестве координатора действий своих партнеров по движению.

Годовой бюджет МККК в последние годы составлял около одного миллиарда швейцарских франков. Финансирование комитета осуществляется правительством, региональными организациями, национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, муниципальными органами, а также частным сектором и представителями общественности.

В настоящее время более 1,4 тысячи специалистов трудятся в местных отделениях Международного Комитета Красного Креста по всему миру. Около 11 тысяч сотрудников составляют местные жители. Их деятельность координируют и поддерживают около 800 сотрудников штаб-квартиры в Женеве.

Органами управления Международного Комитета Красного Креста являются ассамблея, совет ассамблеи (вспомогательный орган, которому ассамблея делегирует ряд своих полномочий) и директорат (исполнительный орган). Ассамблея, в которую кооптируются (избираются "сверху") до 25 граждан Швейцарии, и совет ассамблеи возглавляет президент комитета. С 2012 года президентом МККК является Петер Маурер.

Директоратом в составе пяти членов руководит генеральный директор Ив Даккор.

В качестве отличительного знака МККК в 1864 году был принят Красный крест на белом фоне (обратное расположение цветов швейцарского флага).

Во время русско-турецкой войны османская империя отказалась использовать эту эмблему, заменив ее красным полумесяцем. Женевская конвенция 1929 года признала Красный полумесяц в качестве второго официального символа МККК.

В 2005 году был введен третий официальный логотип — Красный кристалл.

В 2011 году, благодаря МККК, более 4,9 миллиона человек получили продовольственную помощь, более 3,1 миллиона человек получили помощь в виде основных предметов гигиены и домашнего обихода.

В рамках проектов МККК в области водоснабжения, обеспечения санитарно-гигиенических условий и строительства была оказана помощь более 21,9 миллионам человек, большинство из которых женщины и дети.

Почти 6,8 миллиона пациентов получили медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения, работающих при поддержке МККК. Делегаты Комитета Красного Креста посетили более 500 тысяч лиц, содержащихся под стражей в 75 государствах, а также в местах лишения свободы, находящихся в ведении пяти международных судов.

Международным Комитетом Красного Креста было послано 275 тысяч писем с информацией о родственниках, с которыми была потеряна связь из-за военных действий или других чрезвычайных ситуаций. Примерно 46 тысяч просьб о розыске пропавших были отправлены лицами, содержащимися под стражей, или членами их семей.

За свою деятельность МККК был трижды удостоен Нобелевской премии мира — в 1917, 1944 и 1963 годах.

С 1992 года в Москве открыта делегация Международного Комитета Красного Креста. В ее штате насчитывается около 250 человек, работающих в Москве и на Северном Кавказе. В 2012 году бюджет делегации составил около 15 миллионов долларов США.

Зона ответственности Московской делегации охватывает РФ, Белоруссию, Молдавию и Украину. Основное внимание уделяется конфликтам, имевшим место в прошлом и настоящем на Северном Кавказе. Делегация поддерживает стратегический диалог с Россией по гуманитарным вопросам и международному гуманитарному праву, сотрудничает с Российским Красным Крестом и поддерживает национальные общества Белоруссии, Молдавии и Украины.

1. ПОЯВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО КРЕСТА

Международный Комитет Красного Креста – это организация с отделениями почти во всех странах мира, основная цель которой – оказывать помощь и защиту жертвам войн, конфликтов и катастроф, во время вооруженных конфликтов и в других ситуациях насилия несмотря на национальные и идейные границы; предотвращать и облегчать страдания людей. Штаб-квартира этой гуманитарной организации находится в Швейцарии, но Международный Комитет Красного Креста (МККК) имеет международный правовой статус

В своей работе МККК придерживается принципов нейтральности, беспристрастности и независимости и является «хранителем» международного гуманитарного права. Официальная дата образования МККК - 1863 год, Российского Красного Креста - 1867 год.

В 1859 году в северной Италии, вблизи Сольферино, произошло крупное военное сражение, после которого на поле осталось около 40 тысяч убитых и раненых, на которых никто не обращал внимания. Швейцарец Анри Дюнан, который был очевидцем, организовал группу помощи, состоявшую из добровольцев. Они размещали раненых и ухаживали за ними. Три года спустя Дюнан опубликовал небольшой памфлет с описанием последствий битвы, где наметил пути помощи людям, оказавшимся в подобной ситуации. Он предложил создать в каждой стране отряды добровольцев для оказания помощи жертвам войны и катастроф мирного времени. Дюнан считал, что служба помощи больным и раненым должна быть нейтральной, и предлагал сделать первые шаги по ее созданию еще в мирное время.

В 1863 году в Женеве был создан комитет, который позднее получил название "Международный Комитет Красного Креста". После этого в Европе стали быстро возникать национальные отделения. В итоге в 1864 году в Женеве состоялась конференция с участием официальных представителей 16 европейских стран, где была принята известная Женевская конвенция об улучшении участи больных и раненых воюющих армий на поле боя. Подписанная делегациями 12 стран, она предусматривала нейтралитет персонала медицинских служб вооруженных сил и помогающих им гражданских лиц, гуманное отношение к раненым, а также утвердила интернациональную эмблему медицинского персонала. В честь родины Дюнана – Швейцарии – символом был избран красный крест на белом поле (швейцарский флаг, где красный и белый цвета поменяли местами).

Первоначальная Женевская конвенция несколько раз пересматривалась и дополнялась. Под защиту Красного Креста были взяты жертвы военных действий на море (1907) и военнопленные (1929). Женевская конвенция об оказании помощи военнопленным давала Красному Кресту право наблюдать за условиями их содержания. Позже, в 1949, ее действие было распространено на гражданское население во время войны.

2. УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КРАСНОГО КРЕСТА

Сегодня участниками движения Красного Креста (Полумесяца) являются:

1. Международный Комитет Красного Креста , которыйоказывает помощь и защиту жертвам войн и конфликтов и следит за выполнением Женевских конвенций.

Группа известных швейцарских граждан, участвовавших в созыве Женевской конференции, в дальнейшем сформировала Международный Комитет Красного Креста. В его функцию входят официальное признание новых национальных организаций, работа по развитию международных гуманитарных соглашений (особенно Женевских конвенций) и наблюдение за их выполнением; во время войн и внутренних конфликтов Международный Комитет Красного Креста выступает в качестве нейтрального посредника с целью обеспечить жертвам военных действий помощь и защиту, наблюдает за условиями содержания военнопленных и дает рекомендации по улучшению этих условий. Международный комитет, штаб-квартира которого находится в Женеве, избирается из числа швейцарских граждан.

2. Международная конференция Красного Креста впервые состоялась в Париже в 1867. Конференция собирается раз в четыре года и является высшим совещательным органом Красного Креста. В ее работе участвуют представители национальных организаций, Международный комитет Красного Креста, Лига обществ Красного Креста и делегации стран, подписавших Женевские конвенции.

3. Национальные общества Красного Креста , действующие в 183 странах. В общей сложности они объединяют около 130 млн. человек.

Кроме программ деятельности в военных условиях у Красного Креста есть и мирные задачи, направленные на преодоление последствий стихийных бедствий и развитие здравоохранения. На сегодняшний день эти задачи решаются в рамках широкой сети программ по охране здоровья, оказанию гуманитарной помощи и укреплению безопасности, а также общих и специальных образовательных программ. Национальные общества – независимые добровольные организации, хотя и получают полномочия от своих правительств. Международное признание эти общества получают при выполнении следующих условий: правительства их стран должны строго соблюдать решения Женевских конвенций; деятельность национальных обществ должна быть одобрена их законными правительствами, а сами общества должны соблюдать устав и руководствоваться основополагающими принципами Международного Красного Креста.

4. Лига обществ Красного Креста – объединение национальных организаций, созданное в 1919 году. Первоначальной целью Лиги была выработка программы взаимопомощи и развития, рассчитанной на мирное время. Сегодня в число основных задач Лиги (имеющей постоянный секретариат в Женеве) входят помощь новообразованным обществам Красного Креста, объединение действий различных его групп, расширение сферы деятельности и ресурсов национальных организаций и координация их усилий в случае международных стихийных бедствий. Лига содержится на добровольные пожертвования ее членов.

3. СТРУКТУРЫ КРАСНОГО КРЕСТА НА МЕСТАХ

МККК имеет два типа делегаций в различных странах мира:

*оперативные делегации действуют в одной стране, их внимание сосредоточено на ответных действиях и коррективных действиях. Они занимаются, в основном, предоставлением защиты и помощи, а также превентивной деятельностью в интересах жертв – гражданского населения, лиц, лишенных свободы, раненых и больных – в ситуациях насилия или когда есть угроза возникновения такой ситуации.

Нейтралитет — основной принцип деятельности Международного Комитета Красного Креста (МККК). При этом основан МККК был в Швейцарии, здесь же расположена и штаб-квартира этой, наверное, самой известной в мире гуманитарной организации. А это значит, что, так или иначе, но она обязана учитывать интересы не только свои, но и собственно Швейцарии. Так было с самого начала и продолжается до наших дней. Опубликованный недавно по поручению правительства Швейцарии историко-аналитический доклад попытался вскрыть всю подноготную МККК и нашел множество пунктов, достойных серьезной критики.

Насколько тесно связаны Швейцария как государство со своими законными внешнеполитическими интересами и Международный Комитет Красного Креста (МККК), организация нейтральная и равноудаленная, в теории, по крайней мере, от всех игроков на международной арене? Опубликованный в июле 2017 года по поручению и по заказу МИД Швейцарии доклад приходит в итоге к довольно отрезвляющему выводу: тесные контакты Швейцарии и политических органов и структур с МККК не дают вести открытые и честные дискуссии о реальном положении дел в этой организации, кроме того, швейцарский МИД часто воспринимается в мире в качестве «административного ресурса» МККК.

Отдельной критике в докладе, в частности, подвергается тот факт, что Швейцария перечисляет из своего бюджета в пользу МККК ежегодно 80 млн франков не просто так, а имея в виду, прежде всего, цель поддержки Женевы в качестве международного гуманитарного и дипломатического центра, а также при том понимании, что Международный Комитет Красного Креста будет исходить из того, что официальный Берн смотрит на МККК с совершенно определенными ожиданиями.

Публикация доклада стала в Швейцарии, даже несмотря на период летних отпусков, причиной активных общественных дискуссий. При этом, если бросить внимательный взгляд на историю возникновения МККК, то можно увидеть совершенно отчетливо, что такое положение является естественным следствием условий, царивших в Швейцарии в момент основания этой организации во второй половине 19-го века: у страны практически не было своей профессиональной дипломатии, а МККК в какой-то степени играл роль «эрзац-МИДа».

Швейцарская историк Беатрис Верасса (Beatrice Veyrassat), один из соавторов нашумевшего доклада, описывает такую ситуацию понятиями «прагматизм и гибкость». По ее словам, с самого момента своего образования МККК находился на пересечении гуманитарных, экономических и политических интересов Швейцарии. Так продолжается и в настоящее время, более того, от сотрудничества с МККК швейцарская экспортно-ориентированная промышленность получает самую непосредственную прибыль.

Вот только один пример: Петер Маурер (Peter Maurer), бывший статс-секретарь МИД Швейцарии и президент МККК, работал также не где-нибудь, а совете директоров Международного экономического форума в Давосе. Еще пример: в брошюре, опубликованной в ноябре 2016 года и предназначенной, прежде всего, вниманию крупных международных и швейцарских концернов, теоретически готовых, при определенных условиях, перечислить в бюджет МККК солидные пожертвования, Петер Маурер недвусмысленно апеллирует к «конструктивным отношениям, всегда, с момента основания МККК более 150-ти лет назад, существовавшим между Комитетом и частным сектором экономики».

Контекст

Шведский Красный Крест голодающим Поволжья и Украины

Sveriges Radio 21.08.2015

Якоб Келленбергер: Как изменится Красный Крест?

Le Temps 31.01.2002

АМЕРИКАНЦЫ БОМБЯТ здания Красного Креста

Financial Times 18.10.2001
«Частный бизнес с его богатством идей, с его опытом и ресурсами (…) играет решающую роль, от которой, во многом, зависит, насколько эффективно Международный Комитет Красного Креста сможет выполнять свою гуманитарную миссию, связанную с защитой и поддержкой лиц, зависящих от сторонней помощи в кризисной ситуации. С другой стороны, сотрудничество частных компаний с МККК позволяет им первыми приходить на перспективные рынки со своей продукцией и своими услугами».

В той же самой брошюре МККК напоминает о том, что он с 2005 года участвует во Всемирном экономическом форуме в Давосе, а сам президент МККК с ноября 2014 года является членом совета директоров Форума. При этом среди членов и партнеров WEF имеются и тяжеловесы из сферы военно-промышленного комплекса, включая такие компании, как европейская «Airbus Defense and Space», британская «BAE Systems» или американская «Lockheed Martin».

Опасные политические связи

С момента своего основания МККК поддерживал самые тесные связи с политическими кругами и бизнесом Швейцарии. В этом «треугольнике» постоянно происходил обмен знаниями, опытом и, что немаловажно, кадрами. Призывая в 1965 году правительство увеличить свои ассигнования в бюджет МККК, один из ведущих экспертов МИД Швейцарии прямо так и указывал: «То, что МККК по всему миру претендует на полную нейтральность и независимость от любых правительств, включая правительство самой Швейцарии, тесно связано с тем обстоятельством, что Швейцария тоже является страной независимой и нейтральной, иными словами, зависимость от независимой инстанции Международными Комитетом в качестве таковой не воспринимается.

Все знают, что у МККК никогда не было секретов от швейцарского правительства, представители которого всегда присутствовали в его руководящих органах. По мнению некоторых иностранных наблюдателей, такого рода связи настолько же очевидны, насколько они и, с их точки зрения, являются обоюдными. Никто не удивляется тому факту, что МККК по сути является инструментом швейцарской внешней политики, из-за чего, правда, многие страны предпочитают под разными предлогами воздерживаться от финансирования МККК».

«МККК был создан и развивался в рамках тесных и постоянных связей федеральными властями Конфедерации. С 1864 года Швейцария, в качестве депозитария Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ней, организует дипломатические конференции, на которых идет разработка принципов международного гуманитарного права. Швейцария настолько слилась с МККК, что её нейтралитет теперь постоянно путают с нейтралитетом Международного Комитета.

Такая близость, может быть, и принесла пользу всем сторонам, но, как кажется, именно Швейцария как государство и является в этой ситуации основным бенефициаром», — писали Томас Дэвид (Thomas David) и Буда Этемад (Bouda Etemad) в 1998 году в своей статье, в которой они пытались раскрыть особенности «мягкого гуманитарного империализма по-швейцарски». Такого рода постановка вопроса в научной статье может быть оспорена, однако некоторые выводы, к которым приходят ученые, вполне заслуживают того, чтобы к ним присмотреться повнимательнее.

Организация, проигнорировавшая Холокост?

Часто возникает вопрос, почему МККК не предпринял ничего в плане противодействия Холокосту? Играло ли здесь роль влияние официального Берна? Этому вопросу было посвящено уже несколько исторических исследований. В 2006 году МККК согласился приоткрыть свой архив и официально признал свою тогдашнюю политику в этой области в качестве «полного провала».

В исследовании по этому вопросу, опубликованном в 2009 году, Ирен Эрманн (Irène Herrmann), историк, и Даниэль Палмьери (Daniel Palmieri), ответственный за исторические исследования в МККК, указывали: «Так имел ли место провал МККК? Этот вопрос заслуживает более детального анализа, особенно если учесть непростую проблематику отношений Швейцарии с нацистской Германией.

В случае с МККК швейцарская политика на этом направлении включала в себя два аспекта: первый — это чисто гуманитарный аспект, заложенный в качестве центрального в самом мандате МККК, и второй аспект политического характера, связанный с выгодами, имевшимися в распоряжении Швейцарии из-за одного только факта нахождения на ее территории нейтральной структуры, выгодно подчеркивавшей нейтральность всей страны в целом».

Подмоченная репутация

Наверное, самым заметным представителем системы тесных корпоративных связей между МККК, политикой и бизнесом Швейцарии был Макс Хубер (Max Huber, 1874-1960),Внешняя ссылка известный швейцарский дипломат, член международного суда в Гааге, а с 1928 по 1944 годы президент Международного Комитета Красного Креста. В отношениях с гитлеровской Германией он выступал с позиций как можно большей сдержанности, при этом в его активе были и заметные посты в бизнесе: он был главой совета директоров компании «Oerlikon» (1921-1944 гг.) и концерна «Aluminium Industrie SA» (1929-1941 гг.).

Именно эти компании довольно неплохо нажились на подрядах из Германии, которая как раз в начале 1930-х гг. запустила процессы перевооружения и технической модернизации. Конечно, это была одна из самых драматичных эпох в истории Европы. Находясь в окружении держав Оси, у Швейцарии было очень мало пространства для маневра. Однако сюжет с М. Хубером был не единственным случаем, наглядно иллюстрирующим проблемы, возникавшие у МККК из-за неразборчивых связей с миром политики и бизнеса.

Примерно тоже самое имело место и в ходе гражданской войны в Нигерии (1967-1970 гг.), когда МККК обвинили в фактическом обслуживании интересов швейцарского концерна «Бюрле» («Bührle»), занимавшегося поставками вооружений в Нигерию в нарушение всех существующих запретов. В то время миссию МККК в Нигерии возглавлял Август Р. Линдт (August R. Lindt, 1905-2000), посол, специально направленный из Берна. В историю МККК этот эпизод вошел в качестве самого большого скандала, поставившего под очень большой вопрос нейтральность и независимость этой гуманитарной организации и серьезно подмочивший ее репутацию. Итак, насколько нейтральным и независимым остается в реальности Международный Комитет Красного Креста? Окончательный ответ на этот вопрос еще только предстоит найти.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Красный крест

Выполнил: студент 105 группы стоматологического факультета ВОЛЫНКИН Сергей Евгеньевич

Красноярск 2006

Цель работы

Рассказать об истории создания общества Красного Креста и о его деятельности. А также довести информацию о современном состоянии Красного Креста.

Красный Крест, международная организация с отделениями во многих странах, основная цель, которой – предотвращать и облегчать страдания людей. Толчком к созданию такой организации послужили впечатления молодого швейцарца Анри Дюнана, который оказался в числе нейтральных очевидцев битвы при Сольферино в Италии 24 июня 1859. К концу дня на поле сражения осталось около 40000 мертвых и раненых. Ужаснувшись страданиям людей, на которые никто не обращал внимания, Дюнан организовал группу помощи, состоявшую из добровольцев. Они закупали все необходимое, размещали раненых и ухаживали за ними. Три года спустя Дюнан опубликовал небольшой памфлет с описанием последствий битвы, где наметил пути помощи людям, оказавшимся в подобной ситуации. Он предложил создать в каждой стране отряды добровольцев для оказания помощи жертвам войны и катастроф мирного времени. Дюнан считал, что служба помощи больным и раненым должна быть нейтральной, и предлагал сделать первые шаги по ее созданию еще в мирное время. В итоге в 1864 (с 8 по 22 августа) в Женеве состоялась конференция с участием официальных представителей 16 европейских стран, где была принята Женевская конвенция 1864 об улучшении участи больных и раненых воюющих армий на поле боя. Эта конвенция, подписанная делегациями 12 стран, предусматривала нейтралитет персонала медицинских служб вооруженных сил и помогающих им гражданских лиц, гуманное отношение к раненым, а также утвердила интернациональную эмблему медицинского персонала. В честь родины Дюнана – Швейцарии – символом был избран красный крест на белом поле (швейцарский флаг, где красный и белый цвета поменяли местами).

Первоначальная Женевская конвенция несколько раз пересматривалась и дополнялась. Под защиту Красного Креста были взяты жертвы военных действий на море (1907) и военнопленные (1929). Женевская конвенция об оказании помощи военнопленным давала Красному Кресту право наблюдать за условиями их содержания. Позже, в 1949, ее действие было распространено на гражданское население во время войны.

Международный комитет Красного Креста. Группа известных швейцарских граждан, участвовавших в созыве Женевской конференции, в дальнейшем сформировала Международный комитет Красного Креста. В его функцию входят официальное признание новых национальных организаций, работа по развитию международных гуманитарных соглашений (особенно Женевских конвенций) и наблюдение за их выполнением; во время войн и внутренних конфликтов Международный комитет Красного Креста выступает в качестве нейтрального посредника с целью обеспечить жертвам военных действий помощь и защиту, наблюдает за условиями содержания военнопленных и дает рекомендации по улучшению этих условий. Международный комитет, штаб-квартира которого находится в Женеве, избирается из числа швейцарских граждан.

Международная конференция Красного Креста впервые состоялась в Париже в 1867. Конференция собирается раз в четыре года и является высшим совещательным органом Красного Креста. В ее работе участвуют представители национальных организаций, Международный комитет Красного Креста, Лига обществ Красного Креста и делегации стран, подписавших Женевские конвенции.

Национальные общества Красного Креста. К 1900 общества Красного Креста были организованы почти в 30 странах. Разрабатывались обширные программы деятельности в военных условиях. В то же время у Красного Креста появились и новые, мирные задачи, направленные на преодоление последствий стихийных бедствий и развитие здравоохранения. На сегодняшний день эти задачи решаются в рамках широкой сети программ по охране здоровья, оказанию гуманитарной помощи и укреплению безопасности, а также общих и специальных образовательных программ. Национальные общества – независимые добровольные организации, хотя и получают полномочия от своих правительств. Международное признание эти общества получают при выполнении следующих условий: правительства их стран должны строго соблюдать решения Женевских конвенций; деятельность национальных обществ должна быть одобрена их законными правительствами, а сами общества должны соблюдать устав и руководствоваться основополагающими принципами Международного Красного Креста.

Лига обществ Красного Креста – объединение национальных организаций, созданное в 1919. Первоначальной целью Лиги была выработка программы взаимопомощи и развития, рассчитанной на мирное время. Сегодня в число основных задач Лиги (имеющей постоянный секретариат в Женеве) входят помощь новообразованным обществам Красного Креста, объединение действий различных его групп, расширение сферы деятельности и ресурсов национальных организаций и координация их усилий в случае международных стихийных бедствий. Лига обществ Красного Креста включает 106 национальных организаций с общим количеством членов более 188 млн. человек (национальные общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца). Лига содержится на добровольные пожертвования ее членов.

Российский Красный Крест – основан в 1867 г., входит в Лигу обществ Красного Креста. Объединяет все федеральные организации Красного Креста. Ведет активную гуманитарную поддержку на территории России и других государств.

Дочерние организации Международный комитет Красного Креста , Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца [d] , Американский Красный Крест , French Red Cross [d] и Польский Красный Крест

Штаб-квартира Международного комитета Красного Креста в Женеве

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц ) - международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 17 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле» .

Составные части Международного Красного Креста:

  • Международный комитет Красного Креста (МККК).
  • Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП) (англ. International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies (IFRC) ).
  • Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца .

Руководящие органы Движения:

  • Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца - проводится, как правило, раз в 4 года. На ней происходят встречи национальных обществ с представителями государств-участников Женевских Конвенций.
  • Совет делегатов - заседания Совета происходят раз в 2 года.
  • Постоянная комиссия - является уполномоченным органом Международной конференции в период между Конференциями.

Основополагающие принципы

В своей деятельности волонтёры и сотрудники обществ Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуются этими фундаментальными принципами.

Гуманность

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порождённое стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность

Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность

В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство

В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность

Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Эмблемы

Первая эмблема МККК - красный крест на белом фоне - изначально не имела религиозного смысла, представляя собой негативную копию (инверсию) швейцарского флага (вместо белого креста на красном поле - красный цвет на белом). Однако во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Османская империя отказалась использовать эту эмблему, заменив её красным полумесяцем, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами .

Женевская конвенция 1929 года признала красный полумесяц в качестве второй защитной эмблемы. Эту эмблему используют национальные организации во многих мусульманских странах, но не везде, где большинство населения составляют мусульмане. Так, в Индонезии национальное общество использует эмблему красного креста, а не красного полумесяца: по словам руководителя общества, это связано, в частности, с тем, что и организация, и эмблема креста, и страна - религиозно нейтральны .

Также статус официального символа движения получил знак красных льва и солнца , национальный символ Ирана . Однако после исламской революции 1979 года , в ходе которой лев и солнце исчезли с флага и герба страны как символы старого монархического строя, новое иранское правительство учредило более традиционный для мусульманских стран красный полумесяц, переименовав свое крыло международного общества соответственно . Тем не менее, формально красные лев и солнце продолжают считаться одной из эмблем МДКК, и Иран сохраняет за собой право вновь вернуть этот символ в использование в любое время.

В декабре 2005 года, после отвергнутого предложения об использовании красной звезды Давида как одного из символов, в результате усилий израильских дипломатов и представителей Американского Красного Креста появился проект третьей, религиозно-нейтральной эмблемы - красный кристалл .

Красный крест с 1906 года является также зарегистрированной торговой маркой фирмы «Johnson & Johnson », сама же эмблема начала использоваться фирмой с 1887 года. В 1905 году Конгресс США запретил использовать символ красного креста любым организациям, кроме Красного Креста. Так как J&J зарегистрировала свою эмблему раньше, для неё было сделано исключение.

Красный крест является защитной эмблемой и зарегистрированным знаком Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, поэтому использование этой символики другими организациями запрещено международным законодательством. Женевская конвенция 1949 года закрепила правовой статус МККК, поэтому знак Красного Креста (и Красного Полумесяца) охраняется во всём мире.

Во время Первой мировой войны

Французская листовка 1915 года

С началом Первой мировой войны Международный комитет Красного Креста встретился с чрезвычайными сложностями, справиться с которыми он смог лишь при содействии национальных обществ. На помощь медицинским службам европейских стран пришли работники Красного Креста со всего света, включая США и Японию. 15 октября 1914 года, Международный комитет Красного Креста основал Международное агентство по делам военнопленных, в котором уже к концу 1914 года работало 1200 человек, в основном волонтеров. К концу войны Агентство переслало более 20 миллионов писем и сообщений, 1,9 миллиона передач и собрало пожертвования на сумму 18 млн швейцарских франков. При содействии Агентства около 200 тыс. военнопленных смогли вернуться домой вследствие обмена пленными. Картотека Агентства за период с 1914 по 1923 годы включала в себя более 7 миллионов карточек на пленных и пропавших без вести. Этот каталог помог идентифицировать более 2 млн военнопленных и предоставил им возможность установить связь с родными. Сейчас этот каталог находится в женевском Музее Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Право пользования каталогом ограничено.

Во время войны Международный комитет Красного Креста отслеживал выполнение сторонами конфликта Женевских конвенций 1907 года и в случае нарушений обращался к стране нарушителя с жалобой. При первом в истории применении химического оружия Красный Крест выразил решительный протест. Даже не имея мандата Женевских конвенций, Международный комитет пытался улучшить условия пострадавшего гражданского населения. На территориях, которые имели официальный статус оккупированных, Международный комитет помогал гражданскому населению по условиям Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов. Эти конвенции были также правовой основой работы Красного Креста с военнопленными. Кроме описанной выше работы Международного агентства, Красный Крест проводил инспектирование лагерей военнопленных. В течение войны 41 делегат Красного Креста посетил 524 лагеря на всей территории Европы.

С 1916 по 1918 год Международный комитет Красного Креста опубликовал ряд почтовых открыток с фотографиями из лагерей военнопленных. На них была запечатлена повседневная жизнь пленных, получение ими писем из дома и т. д. Международный комитет пытался таким образом вселить надежду в сердца семей военнопленных, уменьшить неопределенность относительно судьбы близких им людей. После войны Красный Крест организовал возвращение домой более 420 тыс. военнопленных. С 1920 года задача репатриации была передана только что основанной Лиге Наций , которая поручила эту работу норвежскому дипломату Фритьофу Нансену . Впоследствии его правовой мандат был расширен и в его обязанности вошли вопросы оказания помощи беженцам и перемещенным лицам. Нансен ввёл так называемый паспорт Нансена , который выдавался беженцам, потерявшим своё гражданство. В 1922 году усилия Нансена были отмечены Нобелевской премией мира.

За свою плодотворную работу во время войны Международный комитет Красного Креста был награждён Нобелевской премией мира 1917 года. Эта премия была единственной Нобелевской премией, врученной в период между 1914 и 1918 годами.

В 1923 году Комитет изменил политику относительно избрания новых членов. До тех пор в Комитете могли работать только жители Женевы. Это ограничение было снято, и теперь право работы в Комитете получили все швейцарцы. Учитывая опыт Первой мировой войны, в 1925 году было утверждено новое дополнение к Женевской конвенции, поставившее вне закона использование в качестве оружия удушающие и ядовитые газы и биологические вещества. Через четыре года была пересмотрена сама Конвенция, и утверждена вторая Женевская конвенция «по обращению с военнопленными». Война и деятельность Красного Креста в военный период значительно подняли репутацию и авторитет Комитета в международном сообществе, и привели к расширению сферы его деятельности.

В 1934 году в Японии по инициативе японского общество Красного Креста состоялась международная конференция, на которую приехали более 250 представителей обществ Красного Креста из 57 стран. На этой конференции был принят документ о разрешении членам иностранных Красных Крестов помогать иностранным же гражданским лицам, находящимся в районах военных действий, однако японский Красный Крест блокировал попытки распространить эту помощь на граждан воюющих государств, и в целом иностранные делегаты отзывались об этой конференции как «о каком-то притворстве». Поскольку большинство правительств были мало заинтересованы во внедрении этой конвенции она не вступила в силу до начала Второй мировой войны .

Во время Второй мировой войны

Сообщение Красного Креста из Лодзи, Польша, 1940.

Правовой основой работы Международного комитета Красного Креста во время Второй мировой войны была Женевская конвенция в редакции 1929 года. Деятельность комитета была аналогична его деятельности в Первую мировую войну: инспекция лагерей военнопленных, организация помощи мирному населению, обеспечение возможности переписки военнопленных, сообщение о пропавших без вести. К концу войны 179 делегатов совершили 12750 посещений лагерей военнопленных в 41 стране. Центральное информационное агентство по вопросам военнопленных (Zentralauskunftsstelle für Kriegsgefangene) имело 3 тыс. работников, картотека пленных насчитывала 45 миллионов карточек, Агентство обеспечило пересылку 120 млн писем. Значительным препятствием было то, что Немецкий Красный Крест, который контролировали нацисты, отказывался соблюдать женевские статьи.

Международный комитет Красного Креста не смог достичь договоренности с нацистской Германией по обращению с людьми в концентрационных лагерях, и, в конце концов, прекратил оказывать давление, чтобы не поставить под угрозу работу с военнопленными. Он также не смог получить удовлетворительного ответа по лагерям смерти и массовому истреблению европейских евреев, цыган и т. д. В ноябре 1943 года Международный комитет получил разрешение на посылки в концентрационные лагеря в тех случаях, когда известны имена и местонахождение адресатов. Поскольку сообщение о получении посылок часто подписывали другие заключенные, Международный комитет сумел идентифицировать примерно 105 тыс. заключенных и передать около 1,1 млн посылок, в основном в Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк и Заксенхаузен .

Известно, что швейцарский офицер Морис Россель, делегат от Международного Красного Креста в Берлине, посетил Освенцим в 1943 году и Терезинштадт в 1944 году. Его воспоминания были записаны Клодом Ланцманн в 1979 в документальном фильме «Посетитель от живых» .

Марсель Жуно, делегат Международного комитета Красного Креста в лагере военнопленных в Германии. (© Benoit Junod, Switzerland)

12 марта 1945 года президент Международного комитета Красного Креста Карл Якоб Буркхардт получил сообщение от генерала СС Эрнста Кальтенбруннера с положительным ответом на требование Красного Креста о посещении концентрационных лагерей. Германия поставила условие, что делегаты должны оставаться в лагерях до конца войны. Международный комитет направил 10 делегатов. Один из них, Луи Гефлигер, сумел предотвратить уничтожение Маутхаузен-Гузена , сообщив американским войскам о планах немцев, чем спас около 60 тысяч заключенных. Международный комитет осудил его действия, поскольку они были частной инициативой, которая поставила под угрозу нейтральность Красного Креста в войне. Репутация Гефлигера была реабилитирована только в 1990 году.

Другой выдающийся пример гуманности продемонстрировал Фридрих Борн, делегат Международного комитета в Будапеште . Он спас жизнь от 11 до 15 тысяч евреев. Женевский врач Марсель Жуно был одним из первых европейцев, посетивших Хиросиму после ядерной бомбардировки.

В 1944 году Международный комитет Красного Креста получил вторую Нобелевскую премию мира. Как и во время Первой мировой войны, эта премия была единственной в период войны с 1939 по 1945 год. После войны Международный комитет работал с национальными обществами, пытаясь оказать помощь странам, пострадавшим от войны в наибольшей степени. В 1948 году Комитет опубликовал отчёт, в котором описывалась его деятельность во время войны. В 1996 году архив Международного комитета за этот период был открыт для академических и публичных исследований.

В послевоенный период

12 августа 1949 года были утверждены новые изменения в двух предыдущих Женевских конвенций. Приложение «об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море», которое теперь называют второй женевской конвенцией, было включено в основной текст Женевской конвенции как наследие Гаагской конвенции 1907 года. Женевская конвенция «по обращению с военнопленными» от 1929 года была второй с исторической точки зрения, но после 1949 года её стали называть третьей, поскольку она появилась позже Гаагской. Учитывая опыт Второй мировой войны, была утверждена Четвёртая женевская конвенция «по защите мирного населения во время войны». Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 года провозгласили, что конвенции имеют силу и при внутренних конфликтах, например, гражданских войнах . На сегодня четыре конвенции и дополнительные протоколы к ним содержат более 600 статей по сравнению с 10 статьями начальной Женевской конвенции 1864 года.

Перед столетним юбилеем, в 1963 году, Международный комитет Красного Креста совместно с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца получил третью Нобелевскую премию мира. Начиная с 1993 года право быть делегатами Международного комитета получили нешвейцарские граждане. С тех пор число таких работников Международного комитета достигло 35 %.