Когда был геноцид армян турками. Определение и причины

Просмотров: 603

§ 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий на Кавказском фронте

Первого августа 1914 г. началась Первая мировая война. Война велась между коалициями: Антантой (Англия, Франция, Россия) и Тройственным Союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция) за передел сфер влияния в мире. В войне добровольно или вынужденно приняли участие большинство государств мира, почему и война получила своё название.

Османская Турция стремилась в ходе войны осуществить программу «Панктюркизма» - присоединить территории, населённые тюркскими народами, включая Закавказье, южные регионы России и Среднюю Азию до Алтая. В свою очередь Россия стремилась присоединить территорию Западной Армении, захватить проливы Босфор и Дарданеллы и выйти к Средиземному морю. Боевые действия между двумя коалициями развернулись на многих фронтах в Европе, Азии и Африке.

На кавказском фронте турки сосредоточили 300 тысячную армию во главе с военным министром Энвером. В октябре 1914 г. турецкие войска повели наступление и сумели захватить некоторые приграничные территории, а также вторглись в западные области Ирана. В зимние месяцы в ходе боёв под Сарыкамышем русские войска разгромили превосходящие турецкие силы и выбили их из Ирана. В течение 1915 г. военные действия продолжались с переменным успехом. В начале 1916 г. русские войска развернули масштабное наступление и, разгромив противника, захватили Баязет, Муш, Алашкерт, крупный город Эрзерум и важный порт на черноморском побережье Трапизон. За 1917 г. активных военных действий на Кавказском фронте не произошло. Деморализованные турецкие войска не пытались предпринять новое наступление, а Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России и смены правительства не дали русскому командованию возможности развить наступление. Пятого декабря 1917 г. между русским и турецким командованием было заключено перемирие.

§ 2. Армянское добровольческое движение. Армянские батальоны

Армянский народ принял активное усастие в Первой мировой войне на стороне стран Антанты. В России в армию было призвано около 200 тысяч армян. В армиях других стран воевали более 50 000 армян. Так как завоевательные планы царизма совпадали с стремлением армянского народа освободить территории Западной Армении от турецкого ига, армянские политические партии вели активную пропаганду по организации добровольческих отрядов общей численностью около 10-ти тысяч человек.

Первым отрядом командовал выдающийся руководитель освободительного движения, национальный герой Андраник Озанян, получивший в последствии звание генерала русской армии. Командирами других отрядов были Дро, Амазасп, Кери, Вардан, Аршак Джанполадян, Овсеп Аргутян и др. Командиром VI отряда впоследствии стал Гайк Бжшкян - Гай, известный впоследствии командир Красной Армии. В отряды записывались армяне - добровольцы из различных регионов России и даже из других стран. Армянские отряды проявили мужество и участвовали во всех крупных сражениях по освобождению Западной Армении.

Царское правительство поначалу всячески поощряло добровольческое движение армян, пока поражение турецких армий не стало очевидным. Опасаясь, что армянские отряды могут послужить основой для национальной армии, командование Кавказского фронта летом 1916 г. переформировало добровольческие отряды в 5 стрелковый батальон русской армии.

§ 3. Геноцид армян 1915 г. в Османской империи

В 1915-1918 гг. младотурецкое правительство Турции запланировало и осуществило геноцид армянского населения в Османской империи. В итоге насильственного выселения армян с исторической родины и массовых убийств погибло 1,5 миллиона человек.

Ещё в 1911 г. в Салониках на тайном совещании партии «Младотурок» было принято решение отуречить всех подданных мусульманской веры, а всех христиан – уничтожить. С началом Первой мировой войны младотурецкое правительство решило воспользоваться благоприятной международной ситуацией и осуществить давно задуманное.

Геноцид был осуществлён по определённому плану. Во-первых, призвали в армию военнообязанных мужчин, чтобы лишить армянское население возможности сопротивления. Их использовали как рабочие отряды и постепенно уничтожили. Во-вторых, была уничтожена армянская интеллигенция, которая могла организовать и возглавить сопротивление армянского населения. В марте-апреле 1915 г. было арестовано более 600 человек: депутаты парламента Оник Врамян и Григор Зохрап, писатели Варужан, Сиаманто, Рубен Севак, композитор и музыковед Комитас. По пути к месту ссылки они подвергались оскорблениям и унижениям. Многие из них погибли в пути, оставшиеся в живых впоследствии были зверски убиты. 24 апреля 1915 г. младотурецкие власти казнили 20 политзаключённых армян. Очевидец этих зверств известный композитор Комитас лишился рассудка.

После этого младотурецкие власти приступили к выселению и уничтожению уже беззащитных детей, стариков и женщин. Вся собственность армян была разграблена. По дороге к месту ссылки армяне подвергались новым зверствам: ослабевших убивали, женщин насиловали или похищали для гаремов, дети гибли от голода и жажды. Из общего количества сосланных армян к месту ссылки – пустыня Дер-эл-Зор в Месопотамии – добралась едва десятая часть. Из 2,5 миллионов армянского населения Османского империи 1,5 миллиона было уничтожено, а остальные разбрелись по всему свету.

Часть армянского населения смогла спастись благодаря помощи русских войск и, бросив всё, бежали с родных мест в пределы Российской империи. Часть армянских беженцев нашла спасение в арабских странах, в Иране и в других странах. Многие из них после поражения Турецких войск вернулись на родину, но подверглись новым зверствам и уничтожению. Около 200 тысяч армян насильственно были отуречены. Многие тысячи армянских сирот были спасены американскими благотворительными и миссионерскими организациями, действующими на Ближнем Востоке.

После поражения в войне и бегства младотурецких главарей, новое правительство Османской Турции в 1920 г. провело расследование преступлений прежнего правительства. За планирование и осуществление геноцида армян военный трибунал в Константинополе признал виновным и заочно приговорил к смертной казни Талеата (премьер-министр), Энвера (военный министр), Джемаля (министр внутренних дел) и Бехаэддина Шакира (секретарь ЦК партии Младотурок). Их приговор был приведён в исполнение армянскими мстителями.

Младотурецкие лидеры после поражения в войне бежали из Турции и нашли приют в Германии и других странах. Но уйти от мщения им не удалось.

Согомон Тейлерян 15 марта 1921 г. в Берлине застрелил Талеата. Германский суд, рассмотрев дело, оправдал Тейлеряна.

Петрос Тер-Петросян и Арташес Геворкян убили Джемаля в Тифлисе 25 июля 1922 г.

Аршавир Шикарян и Арам Ерканян 17 апреля 1922 г. в Берлине застрелили Бехаэддина Шакира.

Энвер был убит в августе 1922 г. в Средней Азии.

§ 4. Героическая самооборона армянского населения

В ходе геноцида 1915 г. армянское население некоторых областей путём героической самообороны смогло спастись или погибло с честью - с оружием в руках.

Больше месяца героически оборонялись жители города Ван и близлежащих сёл против регулярных турецких войск. Руководили самообороной Арменак Екарян, Арам Манукян, Панос Терлемазян и др. Все армянские политические партии действовали согласованно. От окончательной гибели их спасло наступление русской армии на Ван в мае 1915 г. Из-за вынужденного отступления русских войск, 200 тысяч жителей Ванского вилайета также были вынуждены вместе с русскими войсками покинуть родину, чтобы спастись от новой резни.

Почти год оборонялись горцы Сасуна против регулярных турецких войск. Кольцо осады постепенно сжималось, и большая часть населения была вырезана. От окончательного уничтожения спасло сасунцев вступление русской армии в Муш в феврале 1916 г. Из 50-ти тысячного населения Сасуна спаслась примерно десятая часть, и та была вынуждена покинуть родину и переселиться в пределы Российской империи.

Армянское население городка Шапин - Гараисар, получив приказ о переселении, взялось за оружие и укрепилось в близлежащей полуразрушенной крепости. 27 дней армяне отбивали атаки регулярных турецких сил. Когда продовольствие и боеприпасы были уже на исходе, было решено попытаться прорваться из окружения. Спаслось около тысячи человек. Оставшиеся были зверски убиты.

Пример героической самообороны показали защитники Муса-Лера. Получив приказ о выселении, 5-ти тысячное армянское население семи сёл области Суетия (на берегу Средиземного моря, близ Антиохии) решило защищаться и укрепилось на горе Муса. Руководили самообороной Тигран Андреасян и др. Полтора месяца шли неравные бои с вооружёнными артиллерией турецкими войсками. С французского крейсера «Гишен» заметили призыв армян о помощи, и 10 сентября 1915 г. оставшиеся в живых 4 058 армян были переправлены в Египет на французских и английских судах. История этой героической самообороны описана в романе австрийского писателя Франца Верфеля «40 дней Муса-Дага».

Последним очагом героизма была самооборона населения армянского квартала города Эдесия, продолжавшаяся с 29 сентября по 15 ноября 1915 года. Все мужчины погибли с оружием в руках, а оставшиеся в живых 15 тысяч женщин и детей младотурецкие власти сослали в пустыни Месопотамии.

Иностранцы, ставшие очевидцами геноцида 1915-1916 гг., осудили это преступление и оставили описания осуществлённых по отношению к армянскому населению зверств младотурецких властей. Они же опровергли ложные обвинения турецких властей о якобы восстании армян. Свой голос против первого в истории XX века геноцида и происходящих зверств подняли Иоганн Лепсиус, Анатоль Франс, Генри Моргентау, Максим Горький, Валерий Брюсов и многие другие. В наши дни парламенты многих стран уже признали и осудили совершённый младотурками геноцид армянского народа.

§ 5. Последствия геноцида

В ходе Геноцида 1915 г. было варварски истреблено армянское население на своей исторической родине. Ответственность за Геноцид армянского населения лежит на руководителях партии «Младотурок». Премьер-министр Турции Талеат впоследствии с цинизмом заявлял, что не существует более «Армянского вопроса», так как больше нет армян, и что он за три месяца сделал больше для решения «Армянского вопроса», чем султан Абдул-Гамид за 30 лет своего правления.

В истреблении армянского населения активно участвовали и курдские племена, стремясь захватить армянские территории и разграбить имущество армян. Германское правительство и командование также ответственны за геноцид армян. Многие германские офицеры командовали турецкими частями, принимавшими участие в геноциде. Державы Антанты также виноваты в произошедшем. Они ничего не сделали, чтобы остановить массовое истребление армянского населения младотурецкими властями.

В ходе геноцида было уничтожено более 2-х тысяч армянских деревень, столько же церквей и монастырей, армянские кварталы более 60 городов. Младотурецкое правительство присвоило разграбленные у армянского населения ценности и вклады.

После Геноцида 1915 г. в Западной Армении практически не осталось армянского населения.

§ 6. Культура Армении в конце XIX и начале XX века

До Геноцида 1915 г. армянская культура переживала значительный подъём. Это было связано с подъёмом освободительного движения, пробуждением национального самосознания, развитием капиталистических отношений как в самой Армении, так и в тех странах, где компактно проживало значительное число армянского населения. Разделённость Армении на две части - Западную и Восточную - нашло своё отражение в развитии двух независимых направлений в армянской культуре: западноармянской и восточноармянской. Крупными центрами армянской культуры являлись Москва, Петербург, Тифлис, Баку, Константинополь, Измир, Венеция, Париж и другие города, где сконцентрировалась значительная часть армянской интеллигенции.

Огромный вклад в развитие армянской культуры внесли армянские учебные заведения. В Восточной Армении, в городских центрах Закавказья и Северного Кавказа и в некоторых городах России (Ростов-на-Дону, Астрахань) в начале XX века действовало около 300 армянских школ, мужских и женских гимназий. В некоторых сельских местностях действовали начальные школы, где учили читать, писать и считать, а также русскому языку.

Около 400 армянских школ различных уровней действовало в городах Западной Армении и крупных городах Османской империи. Армянские школы не получали какой-либо государственной дотации ни в Российской империи, ни тем более в Османской Турции. Эти школы существовали благодаря материальной поддержке Армянской Апостольской Церкви, различных общественных организаций и отдельных меценатов. Наиболее известными среди армянских учебных заведений являлись школа Нерсисян в Тифлисе, духовная семинария Геворкян в Эчмиадзине, школа Мурад-Рафаэлян в Венеции и Лазаревский институт в Москве.

Развитие образования во многом способствовало дальнейшему развитию армянской периодики. В начале XX века издавалось около 300 армянских газет и журналов различных политических направлений. Некоторые из них издавались армянскими национальными партиями, такие как: «Дрошак», «Гнчак», «Пролетариат» и т. д. Кроме того, издавались газеты и журналы общественно-политического и культурного направления.

Основными центрами армянской периодики в конце XIX и в начале XX века стали Константинополь и Тифлис. Наибольшей популярностью пользовались издаваемые в Тифлисе газета «Мшак» (ред. Гр. Арцруни), журнал «Мурч» (ред. Ав. Арасханянц), в Константинополе - газета «Мегу» (ред. Арутюн Свачян), газета «Масис» (ред. Карапет Утуджян). Степанос Назарянц издавал в Москве журнал «Хюсисапайл» (Северное сияние).

Армянская литература в конце XIX века и в начале XX века переживала бурный расцвет. Появилась плеяда талантливых поэтов и романистов как в Восточной, так и в Западной Армении. Основными мотивами их творчества были патриотизм и мечта увидеть родину объединённой и свободной. Не случайно многие из армянских писателей в своём творчестве обращались к героическим страницам богатой армянской истории, как к примеру для вдохновения в борьбе за объединение и независимость страны. Благодаря их творчеству оформились два независимых литературных языка: восточно-армянский и западно-армянский. На восточно-армянском языке писали поэты Рафаэл Патканян, Ованес Ованисян, Ваан Терян, поэты-прозаики Аветик Исаакян, Газарос Агаян, Перч Прошян, драматург Габриэль Сундукян, новеллисты Нардос, Мурацан и другие. На западно-армянском языке сочиняли свои произведения поэты Петрос Дурян, Мисак Мецаренц, Сиаманто, Даниэл Варудан, поэт, прозаик и драматург Левон Шант, новеллист Григор Зохрап, великий сатирик Акоп Паронян и другие.

Неизгладимый след в армянской литературе этого периода оставили поэт-прозаик Ованес Туманян и романист Раффи.

В своём творчестве О. Туманян переработал множество народных легенд и преданий, воспел национальные традиции, быт и обычаи народа. Наиболее известными его произведениями являются поэмы «Ануш», «Маро», легенды «Ахтмар», «Падение Тмкаберда» и другие.

Раффи известен как автор исторических романов «Самвел», «Джалалэддин», «Хэнт» и др. Большим успехом пользовался среди современников его роман «Кайцер» (Искры), где явно слышался призыв к армянскому народу самому встать на борьбу за освобождение своей родины, не особо надеясь на помощь держав.

Значительных успехов достигли общественные науки. Профессор Лазаревского института Мкртич Эмин издал древнеармянские источники в русском переводе. Эти же источники во французском переводе были изданы в Париже на средства известного армянского мецената, премьер-министра Египта Нубар-паши. Член когрегации Мхитаристов отец Гевонд Алишан написал капитальные труды по истории Армении, дал подробный перечень и описание сохранившихся исторических памятников, многие из которых впоследствии были уничтожены. Григор Халатян впервые издал полную историю Армении на русском языке. Гарегин Срвандзтян, путешествуя по регионам Западной и Восточной Армении, собрал огромные ценности по армянскому фольклору. Ему принадлежит честь обнаружения записи и первого издания текста армянского средневекового эпоса «Сасунци Давид». Исследованиями в области народного фольклора и древнеармянской литературы занимался знаменитый учёный Манук Абегян. Известный филолог, языковед Грачья Ачарян исследовал словарный фонд армянского языка и провёл сравнения и сопоставления армянского языка с другими индоевропейскими языками.

Знаменитый историк Николай Адонц в 1909 г., написал и издал на русском языке исследование по истории средневековой Армении, армяно-византийских отношений. Его капитальный труд «Армения в эпоху Юстиниана», изданная в 1909 г., не потеряла своего значения до сих пор. Известный историк и филолог Лео (Аракел Бабаханян) написал труды по различным вопросам армянской истории и литературы, а также собрал и осуществил издание документов, относящихся к «Армянскому вопросу».

Развивалось армянское музыкальное искусство. Творчество народных гусанов на новую высоту подняли гусан Дживани, гусан Шерам и др. На сцене появились армянские композиторы, получившие классическое образование. Тигран Чухаджян написал первую армянскую оперу «Аршак Второй». Композитор Армен Тигранян написал оперу «Ануш» на тему одноименной поэмы Ованеса Туманяна. Известный композитор, музыковед Комитас положил начало научного исследования народного музыкального фольклора, записал музыку и слова 3-х тысяч народных песен. Комитас выступил с концертами и лекциями во многих Европейских странах, ознакомив европейцев с самобытным армянским народным музыкальным искусством.

Конец XIX и начало XX века ознаменовались также дальнейшим развитием армянской живописи. Знаменитым живописцем был известный маринист Ованес Айвазовский (1817-1900). Он жил и творил в Феодосии (в Крыму), и большинство его произведений посвящены морской тематике. Наиболее известны его картины «Девятый вал», «Ной спускается с горы Арарат», «Озеро Севан», «Резня армян в Трапизоне в 1895 г.» и др.

Выдающимися живописцами были Геворг Башинджагян, Панос Терлемезян, Вардгес Суренянц.

Вардгес Суренянц кроме станковой живописи занимался также и росписной живописью, расписал множество армянских церквей в разных городах России. Наиболее известны его картины «Шамирам и Ара Прекрасный», «Саломе». Копия его картины «Армянская Мадонна» сегодня украшает новый кафедральный собор в Ереване. Вперёд

Если Закон не действует, а государство не выполняет своих обязанностей, то долг граждан - взять свершение правосудия в свои руки.
Ч.Линч

Суд над В.Калоевым, убившим в Швейцарии авиадиспетчера, по халатности которого погибла семья Калоева, в очередной раз поставил извечный юридический вопрос: имеет ли право простой гражданин на месть по отношению к заведомым преступникам?

Не будем касаться чисто юридической стороны этой проблемы. Вспомним лишь о том, как без всяких там международных трибуналов и судебных процессов правосудие настигло организаторов первого в ХХ веке геноцида.

1915 год был не только вторым годом Первой мировой войны. 90 лет тому назад, произошел геноцид целого народа. Правившие в Османской империи так называемые младотурки организовали зверскую резню проживающих под турецкой властью армян, ставя своей целью полное их уничтожение.

Напомним, что в начале ХХ века армяне не имели своей государственности несколько столетий и были разделенным народом. Восточная часть исторической Армении в 1828 году вошла в состав России, что стало спасением армян как нации. В Российской империи армяне смогли свободно развивать свою культуру и добились хозяйственного процветания. Многие российские армяне сделали блестящую карьеру, дав России многих военачальников, администраторов, хозяйственных руководителей, художников, ученых. И в Российской империи, и в СССР, армяне были весьма обильно представлены в политической, экономической и культурной элите. (Впрочем, из песни слов не выкинешь. Из числа армян вышло также много революционеров, а на закате советской эпохи именно армянское движение в Карабахе стало той бомбой, которая взорвала СССР).

Но русская восточная Армения составляла лишь 1/10 часть территории исторической Армении. Большая часть армянских земель и поныне находится в составе Турции. 90 лет тому назад там проживала и большая часть армянского народа. Но теперь армян на этих землях нет. Многие годы турки весьма творчески "работали" по очистке этих земель от коренных жителей. Многократно на протяжении ряда веков происходили армянские погромы. Только в 1894-96 гг. турками были убиты не менее 200 тысяч армян. Спасаясь от турецкой неволи, сотни тысяч армян бежали в Россию. Интересно, что в 1828 году на присоединенных к России землях восточной Армении проживало лишь 107 тысяч человек. Но к 1914 году в Российской империи насчитывалось уже 2 миллиона армян. Понятно, что главным в столь бурном росте была массовая иммиграция армян из Османской империи. Впрочем, несмотря на выезд в Россию и другие страны, на ассимиляцию части армян, принявших ислам и превратившихся в "турок", а также гибель сотен тысяч армян в периодических погромах, к началу Первой мировой войны в турецкой Западной Армении проживало свыше 4,5 миллионов армян.

Положение турецких армян особенно ухудшилось, когда власть в Османской империи захватили младотурки. Так они называли себя не из-за молодости, а потому, что среди них действительно хватало "новых турок" из числа принявших ислам выходцев из самых разных этнических и религиозных групп. Особенно много было среди младотурок крипто-иудеев. Во главе младотурок стояли трое военных: Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша. Партия младотурок называлась "Иттихад ве терраки" ("Единение и прогресс"), а официальной идеологией партии был пантюркизм, или теория "Великого Турана", провозглашавшая необходимость объединения всех тюркских племен в одной империи от Боснии до Алтая.

Армяне вызывали у младотурок особую ненависть тем, что населенная ими западная Армения разделяла чисто турецкие области от Азербайджана и мест расселения прочих тюркских племен. Кроме того, предприимчивые армянские купцы даже при турецком гнете сумели завладеть значительной частью финансов Османской империи. И, что было самым главным для младотурок, армяне всегда отличались пророссийскими симпатиями и младотурки справедливо опасались всеобщего восстания в Западной Армении.

И вот, в условиях разразившейся войны, 24 апреля 1915 года, по приказу младотурецкого триумвирата, турецкие регулярные воска, полиция, банды мародеров и мусульманских фанатиков начали грандиозную резню армян по всей Османской империи. В течение нескольких месяцев погибло до 2,5 миллионов армян, немногим удалось бежать, основная масса уцелевших была брошена в концлагеря в аравийских пустынях, где большинство из них погибло от голода и эпидемий. Несколько сотен тысяч армян были спасены наступлением русской армии на кавказском фронте, начатым командованием специально с целью спасения христиан. Однако, после 1915 года армян в бывшей Западной Армении не осталось.

Вскоре и Восточную Армению постигли тяжкие испытания. После революции распалась Российская империя. В Азербайджане захватившие власть пантюркисты из партии "Мусават" немедленно начали резню армян. Тем же занялись грузинские меньшевики. Турецкие войска продолжали добивать армян не только у себя, но и начали наступление в восточную Армению, продолжая развивать свой план геноцида. На маленьком пятачке Восточной Армении свирепствовали голод и болезни, унесшие жизни трети населения, но армяне сумели разгромить турок, азербайджанцев и грузин. В ноябре 1920 года восточную Армению почти без сопротивления заняла Красная Армия, и была создана армянская Советская республика.

Всего за 1915-1920 гг. погибла половина всех армян, Западная Армения осталась без коренного населения, в Советской Армении треть всех мужчин была инвалидами войны, свыше миллиона армянских беженцев рассеялись по всему миру.

Армянские беженцы были расколоты на множество партий, но все армяне были едины в том, что младотурецкие главари должны быть уничтожены. Но ни одно правительство мира не собиралось помогать армянам. СССР, где много армян входило в партийное и государственное руководство страны, в 20-е гг. имел тесные дружественные связи с Турцией. Страны Антанты были заняты разделом Османской империи, и им было не до каких-то там армян. "Мировая прогрессивная общественность" тогда была такой же продажной, как и в наши дни. Геноцид армянского народа был ею не замечен. Впоследствии Гитлер, готовя геноцид другим народам, цинично, но справедливо замечал: "кто в наши дни знает об армянах"?

Но даже в таких условиях армяне решили осуществить правосудие. За осуществление мести взялись Шаген Натали (это был псевдоним в честь любимой женщины) и Григорий Мерчанов. Был составлен список организаторов и главных исполнителей геноцида. Началась подготовительная работа: преследование, сбор информации, добыча оружия. А затем последовал суд скорый и правый:
- Талаат-паша был застрелен в Берлине 16 марта 1921 года Согомоном Тейлеряном (кстати, суд присяжных его полностью оправдал);
- Энвер-паша был убит в 1922 году в Туркестане красным командиром Акопом Мелкумовым;
- Джемаль-паша был убит в Тифлисе 25 июня 1922 года, мстителями были Степан Цахикян и Петрос Тер-Погосян;
- Бейбут Хан Джеваншин (министр внутренних дел мусаватистского Азербайджана) был убит 18 июня 1921 года в Константинополе Мисаком Торлакяном;
- Саид Халим-паша (бывший премьер-министр Турции) был убит в Берлине 5 декабря 1921 года Аршавиром Широкяном;
- Шекир-бей (бывший начальник спецкомиссии по организации резни армян) был убит 17 апреля 1922 года Арамом Еркяном.

В "черный список" виновников геноцида входили также и несколько армян-предателей. Все они были убиты своими родственниками (братьями, отцами, племянниками). Это было сделано специально, дабы не вызывать кровной мести среди самих армян.

Всего за три года были казнены все организаторы геноцида. Попутно были ликвидированы еще несколько тысяч участников резни более низкого ранга. От возмездия не ушел никто!

Вот так уцелевшие от резни, потерявшие Родину, разделенные на десятки партий, нищие эмигранты взяли на себя роль судей и свершили правосудие. Вот такой исторический пример дает нам история.
Сергей Викторович Лебедев , доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)

Геноцид армян

Армянский вопрос — это совокупность таких основополагающих вопросов политической истории армянского народа как освобождение Армении от иностранных интервентов, восстановление суверенного армянского государства в Армянском нагорье, целенаправленная политика истребления и искоренения армян путем массовых погромов и депортаций в конце 19-го-начале 20-го вв. со стороны Османской империи, армянская освободительная борьба, международное признание Геноцида армян.

Что такое Геноцид армян?

Геноцидом армян называют массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны.
Эти избиения были осуществлены в разных регионах Османской империи правительством младотурок, которые были в тот период у власти.
Первая международная реакция на насилие была выражена в совместном заявлении России, Франции и Великобритании в мае 1915 года, где зверства против армянского народа были определены как «новые преступления против человечества и цивилизации». Стороны соглашались, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления.

Сколько людей погибло во время Геноцида армян?

В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.

Почему был осуществлен геноцид против армян?

С началом Первой мировой войны, младотурецкое правительство, надеясь сохранить остатки ослабленной Османской империи, приняло на вооружение политику пантюркизма - создания огромной Турецкой империи, вбирающей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма, Поволжья, Сибири, и простирающейся до границ Китая. Политика тюркизма предполагала тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армянское население рассматривалось главным препятствием для реализации этого проекта.
Хотя решение о депортации всех армян из Западной Армении (Восточная Турция) было принято в конце 1911 года, младотурки использовали начало Первой мировой войны в качестве удобной возможности для его осуществления.

Механизм осуществления Геноцида

Геноцид — это организованное массовое уничтожение группы людей, требующее центрального планирования и создания внутреннего механизма его осуществления. Именно это и превращает геноцид в государственное преступление, поскольку только государство обладает ресурсами, которые можно использовать в подобной схеме.
24 апреля 1915 года, с ареста и последующего истребления около тысячи представителей армянской интеллигенции, в основном из столицы Османской империи Константинополя (Стамбула), начался первый этап уничтожения армянского населения. Ныне, 24 апреля отмечается армянами всего мира как день памяти жертв Геноцида.

Вторым этапом «окончательного решения» Армянского вопроса стал призыв в турецкую армию около трехсот тысяч армянских мужчин, позднее разоруженных и убитых своими турецкими сослуживцами.

Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в сирийскую пустыню, где сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими бандами, либо гибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам.

Последней стадией Геноцида является тотальное и абсолютное отрицание турецким правительством массовых убийств и уничтожения армян на их же родине. Несмотря на процесс международного осуждения Геноцида армян, Турция продолжает бороться против его признания всеми средствами, включая пропаганду, фальсификацию научных фактов, лоббирование и т.д..

В ближайшие дни в разных странах мира пройдут памятные мероприятия, посвященные столетию геноцида армян в Османской империи. В церквях совершат богослужения, во всех организованных армянских общинах пройдут вечера памяти с концертами, открытием хачкаров (традиционных армянских стел из камня с изображением креста), выставками архивных материалов.

Кроме того, в христианских храмах мира раздадутся 100 колокольных ударов.

Это был первый геноцид 20-го века. Мне стыдно и прискорбно, что Израиль до сих пор по политическим мотивам официально не признал его. Простите нас, армяне и светлая память погибшим. Амен.

Recent Posts from This Journal


  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • 10 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ ОБ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОМ КОНФЛИКТЕ

    Израильско-арабский конфликт меньше, чем вы думаете. Если вы попытаетесь закончить предложение "Израильско - арабский конфликт важен,…

  • Добрый дедушка Ленин, от которого стынет кровь. Записки садиста и убийцы

    Рассекреченные телеграммы Владимира Ильича и выдержки из многотомных сочинений Ленина, от которых стынет кровь 21 января 1924 года ушел из…

  • Будни разведчика Моссада. Совершенно правдивая история

    Выйдя из банка, я отправился в лавку - только что пришли проценты с моей доли за продажу России и надо было печь мацу. Не хватало лишь самого…


  • Израильская экспансия

    Минимум 2 раза в месяц мне показывают эту картинку, рассказывая о том как сионисты захватили арабское государство Палестина. Мне надоело…

Для армян на территории Турции, это было тяжелое время. Они подверглись геноциду, подобное признано во всем мире, кроме самой Турции разумеется.Причины.Османы никогда не были особо дружелюбны. В 1915, в правах не были уравнены армяне и коренные жители империи. Было разделение не просто по национальностям но и по вере исповедания. Армяне же христиане, поэтому ходили в церковь. А турки, на тот момент все они были суннитами. Армяне мусульманами не были, поэтому облагались высокими налогами, не могли иметь средства защиты, так же не могли выступать свидетелями в судах. Этот народ, в тот момент жил бедновато, работали на земле, подчеркну что на своей. Но турки, армян не любили, считали их расчетливыми и хитрыми. Если смотреть кавказские места в империи Османов, там ситуация была более печальной. Мусульмане которые жили на тех территориях, часто выступали в конфликты с армянами. В общем, ненависть росла.

Первая Мировая.

В 1908 произошел переворот. К власти пришли младотурки, основой нового правления стал национализм и пантюркизм, короче говоря, ничего положительного для иных народностей живущих на этих землях не предлагалось. И вот 1914, набеги на армян начались когда турки вступили в первую мировую, подписав договор с Германией. Немцы, обещали тем что помогут Турции выбраться на Кавказ. Проблема заключалась в том, что на землях Кавказа на тот момент жило много армян. На самой же турецкой территории стали доставать не мусульман, могли отобрать имущество, был объявлен джихад. Как известно, это война против неверных, а неверный это каждый не мусульманин.Начало.Конечно во время начала боевых действий на первой мировой, на войну призвали и армянских людей. Основная масса армян, воевало против Персии и России. Но Турция, терпела поражения по всем фронтам, а виноватыми стали армяне. Стали лишать оружия всех людей этой национальности, прошли конфискации, тогда же начались убийства. Те военные армянской национальности которые не шли на выполнения новых приказов, были расстреляны. Искаженные новости, распространяли информацию о том, что этот народ предатель, они шпионы, общество узнавало такие новости из СМИ.

24 апреля, 1915. На сегодня, этот день является днем памяти, днем который ассоциируется с геноцидом целого народа. В Стамбули арестовали всю армянскую элиту, потом их депортировали. Данной процедуре и до событий в столице подвергались жители иных населенных пунктов. Но тогда, подобные отправки прикрывались желанием переселить людей в иные районы, которые не затронула война. Но, на деле люди были отправлены в пустыни, где не было даже воды, не было продуктов, условий для жизни. Сделано это было специально, и отправляли туда старых людей, женщин и детей. Мужчин же, брали под арест, чтобы не мешали. В мае, Анатолия подверглась гонениям. А 12 апреля, в городе под названием Ван, началось восстание армян. Люди, осознавали что их ожидает голодная, мучительная смерть, и они взялись за оружие чтобы себя защищать. Дрались месяц, на помощь пришли войска русских, которые остановили кровопролитие. Тогда, погибло где 55 тыс, людей, и это только армянские. За время акции изгнания, было несколько подобных стычек, а власти Турции как могли поджигали ненависть между народами. В июне 15 года, был отдан приказ депортировать почти все армянское население. Как все делалось. Брался один регион, количество жителей мусульман, и армян. Нужно было высылать так, чтобы армянского население было процентов десять от мусульманского. Конечно были закрыты и школы этого народа, новые поселения пытались размещать как можно дальше друг от друга. Подобные действия, прошли по всей империи. Но, в крупных городах все происходило не так трагично и массово, власть боялась шума. Ведь о том что твориться, могли узнать иностранные СМИ. Убивали организованно, специально и массово. Умирали люди во время дороги, так же в концлагерях. Позже, станет известно что по инициативе властей, над людьми ставили опыты, пробовали вакцину от сыпного тифа. Жандармы издевались и пытали людей каждый день.На сегодня.До сих пор активно изучается этот вопрос. Количество погибших, так и не известно. В пятнадцатом году, говорили о трехсот тысячах погибших. А вот немецкий исследователь Лепсиус, назвал иную цифру в миллион погибших. Иоганнес Лепсиус, изучал все подробно. Так же этот ученый заявлял, в мусульманство насильно обратили около трехсот тысяч человек. Сейчас, турки говорят о двухсот тысячах погибших, но свободная пресса пишет о двух миллионах. Есть известная энциклопедия, называется «Британника», там цифры от шестисот тыс, до полутора мил.

Конечно хотели скрыть все свои действия, но заграница прознала. И в 1915 году, страны союзницы Великобритания, Франция, Россия, подписали декларацию, она призывала Стамбул прекратить подобное. Естественно, смысла не было, ничего останавливать не собирались. Остановилось все только в 1918 году, Турция проиграла в первой мировой. Страну оккупировали антанты, это те три страны о которых написано выше, у них был на тот момент союз который именовался Антанта. Конечно сама власть сбежала. Пришла новая власть, а союз трех стран потребовал разбора полетов. Уже в 18 году, все документы изучались военным трибуналом. Доказали, убийства населения были спланированы, организованны, были признаны международным военный преступлением. Виновного номер один определили, им стал Мехмед Талаат паша, на момент зверств этот человек занимал пост министра внутренних дел и Великого визиря. Так же, Энвер паша, он был одним из лидеров партии, Ахмед Джемаль паша, тоже партиец. Все эти люди, были приговорены к казни, но бежали из страны.В 19 году, в Ереване собралась армянская партия, которая представила список тех, кто был инициатором событий пятнадцатого, там были сотни человек. Легальные методы борьбы в Ереване не восприняли, стали искать виновных и убивать. Началась акция «Немезис». В течении четырех лет, убивали разные лица которые имели отношение к власти, которые имели отношение к убийствам мирных жителей. Главного виновного Талаата пашу убил человек по имени Согомон Тейлирян, это случилось в 1921, в марте в городе Берлине. Конечно человек был арестован, но его защищали лучше немецкие адвокаты, убийца был оправдан, позже переехал в штаты. Следующего истязателя убили в Тифлисе, случилось это в двадцать втором году. А Энвер погиб уже во время боевых действий, воевал он кстати против красной армии. Вот такая ужасная кровавая река, ужасный след в истории который будет всегда на руках потомков, жителей, в сердцах родственников погибших.

Оригинал взят у mamlas в Почему армяне - не евреи

По теме: Геноцид: без срока давности... || История армян Грузии || Вот откуда взяли пример гитлеровские фашисты || Обыкновенный геноцид армян || Я - армянин, но я против нацизма на геноциде

Репетиция Холокоста
Армянский вопрос: как из «потенциальных мятежников» сделали «опасных микробов»

Геноцид, концлагеря, опыты на людях, «национальный вопрос» — все эти ужасы в общественном сознании чаще всего ассоциируется со Второй мировой войной, хотя, на самом деле, их изобретателями были отнюдь не нацисты. На грань полного уничтожения целые народы — армяне, ассирийцы, греки — были поставлены еще в начале XX века, в годы Великой войны. И еще в 1915 году лидеры Англии, Франции и России в связи с этими событиями впервые в истории озвучили формулировку «преступления против человечности». ©

~~~~~~~~~~~



Депортированные армянские женщины, дети и старики. Османская империя. 1915 год


Сегодняшняя Армения — лишь небольшая часть той территории, на которой веками жили миллионы армян. В 1915 году их — большей частью безоружных мирных жителей — изгоняли из домов, депортировали в концлагеря в пустыне, убивали всеми возможными способами. В большинстве цивилизованных стран мира это официально признано геноцидом, и до сих те трагические события продолжают отравлять взаимоотношения Турции и Азербайджана с Арменией.

«Армянский вопрос»

Армянский народ сформировался на территории Южного Кавказа и современной Восточной Турции на много веков раньше турецкого: уже во втором веке до нашей эры на берегах озера Ван, вокруг священной горы Арарат существовало царство Великая Армения. В лучшие годы владения этой «империи» охватывали почти весь гористый «треугольник» между Черным, Каспийским и Средиземным морями.

В 301 году Армения стала первой страной, официально принявшей христианство как государственную религию. В дальнейшем на протяжении веков армяне оборонялись от нападений мусульман (арабов, персов и турок). Это привело к потере ряда территорий, уменьшению численности народа, его рассеянию по всему свету. К началу нового времени лишь небольшая часть Армении с городом Эривань (Ереван) вошла в состав Российской империи, где армяне нашли защиту и покровительство. Большая же часть армян подпала под власть Османской империи, и на их землях начали активно расселяться мусульмане — турки, курды, беженцы с Северного Кавказа.

Не будучи мусульманами, армяне, как и балканские народы, считались представителями «второсортной» общины — «зимми». Им до 1908 года запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги, часто не могли даже жить в домах выше одного этажа, строить новые церкви без разрешения властей и так далее.

Но, как это часто бывает, гонения на восточных христиан лишь усилили раскрытие талантов предпринимателя, торговца, ремесленника, способного работать в самых тяжелых условиях. К ХХ веку сформировалась и внушительная прослойка армянской интеллигенции, начали возникать первые национальные партии и общественные организации. Уровень грамотности среди армян и других христиан Османской империи был выше, чем среди мусульман.

70% армян, тем не менее, оставались простыми крестьянами, но в среде мусульманского населения сложился стереотип хитрого и богатого армянина, «торговца с рынка», успехам которого простой турок завидовал. Ситуация чем-то напоминала положение евреев в Европе, их дискриминацию и, как следствие — появление за счет жесткого «естественного обора» мощной прослойки богатых евреев, не пасующих в самых жестких условиях. Однако в случае с армянами ситуацию усугубляло еще и наличие в Турции огромного количества нищих мусульманских беженцев с Северного Кавказа, из Крыма и с Балкан (так называемых мухаджиров).

О масштабе этого явления говорит тот факт, что беженцы и их потомки к моменту создания в 1923 году Турецкой республики составляли до 20% населения, а вся эпоха с 1870-х до 1913 года в турецкой исторической памяти известна как «секюмю» — «бедствие». Последняя волна турок, изгоняемых сербами, болгарами и греками, прокатилась как раз накануне Первой мировой — это были беженцы от Балканских войн. Часто ненависть от изгнавших их европейских христиан они переносили на христиан Османской империи. Были готовы, грубо говоря, «мстить», грабя и убивая беззащитных армян, хотя в Балканских войнах в рядах турецкой армии против болгар и сербов воевало и до 8 тысяч солдат-армян.

Первые погромы

Первые волны армянских погромов прокатились по Османской империи еще в XIX веке. Это была так называемая Эрзурумская резня 1895 года, массовые убийства в Стамбуле, Ване, Сасуне и других городах. По данным американского исследователя Роберта Андерсена, уже тогда было убиты как минимум 60 тысяч христиан, которых «давили как виноград», что даже вызвало протесты послов европейских держав. Немецкий лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус собрал свидетельства уничтожения только в 1894-96 годы как минимум 88 243 армян и ограблении более чем полумиллиона. В ответ доведенные до отчаяния армянские социалисты-дашнаки устроили теракт — 26 августа 1896 года они захватили заложников в здании банка в Стамбуле и, угрожая взрывом, потребовали от турецкого правительства провести реформы.


Но и приход к власти младотурок, объявивших курс на реформы, ситуацию не улучшил. В 1907 году по городам Средиземноморья прокатилась новая волна армянских погромов. Снова погибли тысячи людей. К тому же именно младотурки поощряли переселение на армянские земли беженцев с Балкан (там было расселено около 400 тысяч человек), запретили общественные организации с «нетурецкими» целями.

Армянские политические партии в ответ обратились за поддержкой к европейским державам и при их активной поддержке (в первую очередь, со стороны России) ослабленной Османской империи был навязан план, по которому наконец-таки предусматривалось создание двух автономий из шести армянских областей и города Трапезунда. Ими, по согласованию с османами, должны были управлять представители европейских держав. В Константинополе, естественно, восприняли такой вариант решения «армянского вопроса» как национальное унижение, что потом сыграло роль в решении о вступлении в войну на стороне Германии.

Потенциальные мятежники

В Первой мировой войне все воюющие страны активно использовали (или как минимум стремились использовать) «потенциально мятежные» этнические общины на территории противника - национальные меньшинства, так или иначе страдавшие от дискриминации и угнетения. Немцы поддерживали борьбу за свои права британских ирландцев, англичане - арабов, австро-венгры - украинцев и так далее. Ну, а Российская империя активно поддерживала армян, для которых по сравнению с турками она, как страна преимущественно христианская, была как минимум «меньшим из зол». При участии и помощи России уже в конце 1914 года сформировали союзное ей армянское ополчение, которым командовал легендарный генерал Андраник Озанян.

Армянские батальоны оказали огромную помощь русским в обороне северо-западной Персии, куда тоже вторглись турки и в дальнейшем в ходе сражений на Кавказском фронте. Через них поставлялось оружие и группы диверсантов в османские тылы, где удалось осуществить, например, диверсии на телеграфных линиях вблизи Вана, нападения на турецкие части в Битлисе.

Также в декабре 1914 - январе 1915 годов на границе Российской и Османской империй произошло Сарыкамышское сражение, в котором турки потерпели сокрушительное поражение, потеряв убитыми, ранеными и обмороженными 78 тысяч солдат из 80 тысяч участвовавших в боях. Русские войска захватили пограничную крепость Баязет, изгнали турок из Персии и продвинулись вглубь турецкой территории при помощи армян из приграничных районов, что вызвало со стороны лидеров младотурецкой партии Иттихат очередной шквал рассуждений «о предательстве армян в целом».


Энвер-паша


Впоследствии критики концепции геноцида в отношении всего армянского народа будут приводить эти доводы как основные: армяне были даже не «потенциальными», а состоявшимися мятежниками, они «первыми начали», они убивали мусульман. Однако, зимой 1914-1915 годов большинство армян еще жило мирной жизнью, многие мужчины даже были призваны в турецкую армию и честно служили своей, как им казалось, стране. Лидер младотурков Энвер-паша даже публично поблагодарил армян за лояльность во время Сарыкамышской операции, направив письмо архиепископу провинции Конья.

Однако, минута просветления была краткой. «Первой ласточкой» нового витка репрессий стало разоружение в феврале 1915 года около 100 тысяч солдат армянского (а заодно - ассирийского и греческого происхождения) и их перевод на тыловые работы. Многие армянские историки утверждают, что часть призывников была сразу же и убита. Началась конфискация оружия у гражданского армянского населения, насторожившая (и, как вскоре выяснится, справедливо) людей: многие армяне начали прятать пистолеты и винтовки.

Посол США в Османской империи Генри Моргентау впоследствии назвал это разоружение «прелюдией к уничтожению армян». В некоторых городах турецкие власти брали сотни заложников, пока армяне не сдадут свои «арсеналы». Собранное оружие часто фотографировалось и посылалось в Стамбул в качестве доказательства «предательства». Это стало предлогом для дальнейшего нагнетания истерии.

В Армении 24 апреля отмечается как День памяти жертв геноцида. Это нерабочий день: сотни тысяч людей каждый год поднимаются на холм к мемориальному комплексу памяти жертв Первой мировой войны, возлагают цветы к вечному огню. Сам мемориал памяти был построен еще в советские времена, в 1960-е годы, что являлось исключением из всех правил: в СССР Первую мировую войну вспоминать не любили.

Дата 24 апреля выбрана не случайно: именно в этот день 1915 года в Стамбуле прошли массовые аресты представителей армянской элиты. Всего были схвачены более 5,5 тысяч человек, включая 235 самых известных и уважаемых людей - бизнесменов, журналистов, ученых, тех, чей голос мог бы быть услышан в мире, кто мог бы возглавить сопротивление.

Спустя месяц, 26 мая министр внутренних дел Османской империи Талаат-паша представил уже целый «Закон о депортации», посвященный «борьбе с выступающими против правительства». Через четыре дня он был утвержден меджлисом (парламентом). Хотя армяне там не упоминались, было ясно, что закон был написан прежде всего «по их душу», а также для ассирийцев, понтийских греков и других «неверных». Как пишет исследователь Фуат Дюндар, Талаат заявил, что «депортация была проведена для окончательного решения армянского вопроса». Так что, даже в самом термине, позднее использовавшемся нацистами, нет ничего нового.

В качестве одного из оправданий депортации и убийств армян использовалось биологическое обоснование. Отдельные османские шовинисты называли их «опасными микробами». Главным пропагандистом такой политики был губернатор района и города Диярбакыр доктор Мехмет Решид, «развлекавшийся», среди прочего, прибиванием подков к ногам депортируемых. Посол США Моргентау в телеграмме в Госдепартамент от 16 июля 1915 года описывал уничтожение армян как «кампанию расового искоренения».

Ставились над армянами и медицинские опыты. По распоряжению другого «доктора» - врача 3-й армии Тефтика Салима - для разработки вакцины против сыпного тифа в больнице Эрзинджана проводились эксперименты над разоруженными солдатами, большинство из которых в итоге погибли. Непосредственно эксперименты проводил профессор медицинской школы Стамбула Хамди Суат, вводивший подопытным зараженную тифом кровь. Кстати, позже он был признан основателем турецкой бактериологии. После окончания войны во время рассмотрения дела Специальным военным трибуналом он говорил, что «работал только с осужденными преступниками».

В фазе «этнической чистки»

Но даже просто депортация не ограничилась лишь одной отправкой людей в железнодорожных вагонах для скота в обнесенные колючей проволокой концлагеря в пустыне (самый известный - Дейр-эз-Зор на востоке современной Сирии), где большинство умерло от голода, антисанитарии или жажды. Часто она сопровождалась массовыми убийствами, которые наиболее отвратительный характер приняли в черноморском городе Трапезунд.


Лагерь армянских беженцев


Чиновник Саид Ахмед так описывал происходившее в интервью британскому дипломату Марку Сайксу: «Вначале османские чиновники отобрали детей, некоторых из них пытался спасти американский консул. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула, после чего мужчины были расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения «четтес» (выпущенных из тюрем в обмен на сотрудничество уголовников - РП), которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям «четтес».

В результате расследования, проведенного трибуналом 1919 года, стали также известны факты отравления ядом армянских детей (прямо в школах) и беременных женщин руководителем департамента здравоохранения Трапезунда Али Сейбом. Также использовались мобильные паровые бани, в которых детей убивали перегретым паром.

Убийства сопровождались грабежами. По свидетельству торговца Мехмета Али, губернатор Трапезунда Джемал Азми и Али Сейб присвоили драгоценности на сумму от 300 тысяч до 400 тысяч турецких золотых фунтов. Американский консул в Трапезунде сообщал, что ежедневно наблюдает, как «толпа турецких женщин и детей следовала за полицией как стервятники и захватывала все, что могла унести», а дом комиссара Иттихат в Трапезунде полон золота.

Красивых девушек публично насиловали, а затем убивали, в том числе и местные чиновники. В 1919 году на трибунале начальник полиции Трапезунда сказал, что отправлял молодых армянок в Стамбул в качестве подарка губернатора лидерам партии младотурок. Армянские женщины и дети из другого причерноморского города Орду были погружены на баржи, а затем вывезены в море и выброшены за борт.

Историк Рубен Адалян в своей книге «Геноцид армян» приводит воспоминания чудом выжившей Такуи Левонян: «Во время марша у нас не было воды и еды. Мы шли в течение 15 дней. На ногах уже не оставалось обуви. Наконец мы достигли Тигранакерта. Там мы помылись у воды, размочили немного сухого хлеба и поели. Прошел слух, что губернатор требует очень красивую 12-летнюю девочку… Ночью они пришли с фонарями и искали такую. Нашли, отобрали у рыдающей матери и сказали, что вернут ее потом. Позже они вернули ребенка, почти мертвого, в ужасном состоянии. Мать громко рыдала, и конечно ребенок, не вынеся произошедшего, умер. Женщины не могли успокоить ее. Наконец женщины вырыли яму и похоронили девочку. Там была большая стена и моя мать написала на ней "Здесь похоронена Шушан"».


Публичные казни армян на улицах Константинополя


Большую роль в преследованиях армян играла организация «Тешкилят-и-Махуса» (в переводе с турецкого - Специальная организация) со штаб-квартирой в Эрзуруме, подчинявшаяся турецкой контрразведке и укомплектованная десятками тысяч «четтес». Лидером организации был видный младотурок Бехаэддин Шакир. В конце апреля 1915 года он организовал в Эрзуруме митинг, на котором армян обвинили в предательстве. После этого на армян Эрзурумской области начались нападения, а в середине мая произошла резня в городе Хыныс, где были убиты 19 тысяч человек. Деревенские жители окрестностей Эрзурума депортировались в город, где часть из них умерли от голода, а часть были сброшены в реку в ущелье Кемах. В Эрзеруме было оставлено всего 100 «полезных армян», которые работали на важных военных объектах.

Как пишет американский историк Ричард Ованнисян, выросший в семье армянских беженцев, в городе Битлис неподалеку от Вана были также убиты 15 тысяч армян. Большинство были сброшены в горную реку, а их дома переданы турецким беженцам с Балкан. В окрестностях Муша армянских женщин и детей сжигали заживо в заколоченных сараях.

Уничтожение населения сопровождалось кампанией по уничтожению культурного наследия. Архитектурные памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, армянские кварталы городов занимались мусульманским населением и переименовывались.

Сопротивление

27 апреля 1915 года армянский католикос призвал США и Италию, которые еще сохраняли в войне нейтралитет, вмешаться и предотвратить убийства. Союзные державы стран Антанты публично осудили резню, однако в условиях войны мало что могли сделать для облегчения их участи. В совместной Декларации от 24 мая 1915 года Великобритания, Франция и Российская империя впервые заговорили о «преступлениях против человечности»: «Ввиду новых преступлений правительства Союзных государств публично заявляют Высокой Порте о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства». В Европе и США начался сбор средств для помощи армянским беженцам.

Даже среди самих турок находились те, кто выступал против репрессий в отношении армянского населения. Смелость этих людей стоит отметить особо, потому что в условиях войны за такую позицию можно было легко заплатить жизнью. Доктор Джемаль Хайдар, ставший свидетелем медицинских опытов на людях, в открытом письме министру внутренних дел охарактеризовал их как «варварские» и «научные преступления». Хайдара поддержал главный врач больницы Красного полумесяца Эрзинджана доктор Салахеддин.

Известны случаи спасения армянских детей турецкими семьями, а также выступления чиновников, отказывавшихся принимать участие в убийствах. Так, против депортации армян выступил глава города Алеппо Джелал-бей, заявивший, что «армяне защищаются» и что «право жить - естественное право любого человека». В июне 1915 года он был отстранен от должности и заменен на более «национально-ориентированного» чиновника.

Как могли, старались облегчить участь армян губернатор Адрианополя Хаджи Адил-бей и даже первый начальник концентрационного лагеря Дейр-эз-Зор Али Суэд Бей (он тоже был вскоре смещен со своего поста). Но наиболее твердой была позиция губернатора города Смирна (ныне Измир) Рахми-бея, сумевшего отстоять право армян и греков жить в родном городе. Он предоставил убедительные для официального Стамбула расчеты, что высылка христиан нанесет смертельный удар по торговле, и потому большинство местных армян жили относительно спокойно до конца войны. Правда, около 200 тысяч горожан погибли уже в 1922 году, в ходе другой, греко-турецкой войны. Лишь немногим удалось спастись, среди которых, кстати, оказался будущий греческий миллиардер Аристотель Онасис.

Протестовал против бесчеловечных действий союзников и немецкий посол в Константинополе, граф фон Вольф-Меттерних. Немецкий доктор Армин Вегнер собрал большой фотоархив - его фотография армянской женщины, идущей под турецким конвоем, стала одним из символов 1915 года. Мартин Нипаж, немецкий преподаватель технической школы в Алеппо, написал целую книгу о варварских убийствах армян. Миссионер Иоганнес Лепсиус сумел вновь посетить Константинополь, но его просьбы к лидеру младотурок Энвер-паше о защите армян остались без ответа. По возвращении в Германию Лепсиус без особого успеха пытался привлечь общественное внимание к ситуации в союзнической для немцев стране. Многочисленные факты убийств армян описал в своей книге и Рафаэль де Ногалес Мендес - венесуэльский офицер, служивший в османской армии.

Но прежде всего, конечно же, сопротивлялись сами армяне. После начала депортаций восстания заполыхали во всей стране. С 19 апреля по 16 мая героически удерживали оборону жители города Ван, у которых было всего 1300 «бойцов» - частично из числа стариков, женщин и детей. Потеряв сотни солдат, так и не сумев взять город, турки разорили окрестные армянские села, убив тысячи мирных людей. Но до 70 тысяч армян, прятавшихся в Ване, в конечном итоге спаслись - они дождались наступавшую русскую армию.

Второй случай удачного спасения - оборона средиземноморскими армянами горы Муса-Даг с 21 июля по 12 сентября 1915 года. 600 ополченцев почти два месяца сдерживали натиск нескольких тысяч солдат. 12 сентября развешанные на деревьях плакаты с призывами о помощи заметил крейсер союзников. Вскоре к выходящему к морю подножию горы подошла англо-французская эскадра, которая эвакуировала более 4000 армян. Практически все остальные армянские восстания - в Сасуне, Муше, Урфе и других городах Турции - закончились их подавлением и гибелью защитников.


Согомон Тейлирян


После войны на съезде армянской партии «Дашнакцутюн» было принято решение о начале «операции возмездия» - ликвидации военных преступников. Операция получила имя древнегреческой богини «Немезис». Большинство исполнителей составляли армяне, спасшиеся от геноцида и полные решимости отомстить за гибель своих родных и близких.

Самой известной жертвой операции стал бывший министр внутренних дел и великий визирь (главный министр) Талаат-паша. Вместе с другими лидерами младотурок он в 1918 году бежал в Германию, скрывался, однако был выслежен и застрелен в марте 1921 года. Немецкий суд оправдал его убийцу, Согомона Тейлиряна с формулировкой «временной потери рассудка, возникшей из-за пережитых страданий», тем более что Талаат-паша был уже приговорен к смерти на родине военным трибуналом. Также армяне нашли и уничтожили еще несколько идеологов расправ, включая уже упоминавшихся губернатора Трапезунда Джемала Азми, лидера младотурок Бехаэддина Шакира и еще одного бывшего великого визиря Саид Халим-пашу.

Споры о геноциде

Можно ли называть происходившее в Османской империи в 1915 году геноцидом, единого мнения в мире до сих пор нет, главным образом из-за позиции самой Турции. Американо-израильский социолог, один из ведущих специалистов по истории геноцидов, основатель и исполнительный директор «Института Холокоста и геноцида» Израэль Черни отмечал, что «геноцид армян примечателен потому, что в кровавом XX столетии он был ранним примером массового геноцида, который многие признают как репетицию Холокоста».

Одним из наиболее спорных вопросов является количество жертв - точный подсчет числа погибших невозможен, потому что сама статистика о количестве армян в Османской империи накануне Первой мировой войны была очень лукавой, умышленно искаженной. Согласно «Британской энциклопедии», цитирующей подсчеты известного историка Арнольда Тойнби, в 1915 году погибли около 600 тысяч армян, а американский политолог и историк Рудольф Руммель говорит о 2 102 000 армянах (из которых, правда, 258 тысяч проживали на территориях сегодняшнего Ирана, Грузии и Армении).

Современная Турция, а также Азербайджан на государственном уровне произошедшее геноцидом не признают. Там считают, что гибель армян произошла по неосторожности от голода и болезней во время высылки из зоны боевых действий, была следствием по сути гражданской войны, в результате которой погибло также множество самих турок.

Основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк в 1919 году говорил: «Что бы ни произошло с не мусульманами в нашей стране, это следствие их варварского следования политике сепаратизма, когда они стали инструментом внешней интриги и злоупотребили своими правами. Эти события по масштабам далеки от тех форм угнетения, которые без какого-либо оправдания были совершены в странах Европы».

Уже в 1994 году доктрину отрицания сформулировала тогдашний премьер-министр Турции Тансу Чиллер: «Это не правда, что турецкие власти не желают изложить свою позицию по так называемому «армянскому вопросу». Наша позиция предельно ясна. Сегодня очевидно, что в свете исторических фактов армянские претензии являются необоснованными и иллюзорным. Армяне в любом случае не подвергались геноциду».

Нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отмечал: «Мы не совершали этого преступления, нам не за что извиняться. Кто виноват, тот может принести извинения. Однако у Турецкой республики, у турецкой нации таких проблем нет». Правда, 23 апреля 2014 года, выступая в парламенте, Эрдоган впервые выразил соболезнования потомкам армян, «погибших во время событий начала ХХ века».

Геноцидом армянского народа со стороны Османской империи события 1915 года считают многие международные организации, Европарламент, Совет Европы и более 20 стран мира (включая заявление российской Госдумы 1995 года «Об осуждении геноцида армянского народа»), около 10 стран на уровне регионов (например, 43 из 50 штатов США).

В некоторых странах (Франция, Швейцария) отрицание геноцида армян считается уголовным преступлением, несколько человек уже были осуждены. Убийства ассирийцев, как разновидность геноцида, пока признала только Швеция, австралийский штат Новый Южный Уэльс и американский штат Нью-Йорк.

Турция тратит значительные средства на пиар-кампании и делает пожертвования университетам, чьи профессора занимают позицию, сходную с турецкой. Критическое обсуждение «кемалистской» версии истории в Турции считается преступлением, что затрудняет дебаты в обществе, хотя в последние годы интеллектуалы, пресса и гражданское общество все же начинают обсуждать «армянский вопрос». Это вызывает резкое неприятие националистов и властей – «несогласных» интеллигентов, пытающихся извиняться перед армянами, травят всеми способами.

Самые известные пострадавшие – турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, Орхан Памук, вынужденный жить за рубежом, и журналист Грант Динк, редактор газеты для теперь уже совсем немногочисленной армянской общины Турции, убитый в 2007 году турецким националистом. Его похороны в Стамбуле вылились в демонстрацию, где десятки тысяч турок шли с плакатами «Мы все армяне, мы все Гранты».