Архитектурные памятники армении. Армянская архитектура

Храмовая архитектура Армении заслуживает отдельного внимания. Армения - страна, первая принявшая христианство, как государственную религию, случилось это аж в IV веке, поэтому здесь так много очень древних церквей. Чуть ли не в каждом городке и селе есть церковь, причем очень часто датируются она IV-VIII веками.

Армянскую церковь сложно спутать с какой-либо другой, даже с соседней грузинской, не говоря и византийской или, тем более, русской. Характерная их черта - конусообразный купол.

Монастырь Ахпат. X-XIII вв. - с. Ахпат. Это действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь - значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Кобайр. XII-XIII вв. - с. Кобер Каяран. Это средневековый армянский монастырь. Расположен близ города Туманян Лорийской области Армении.

Монастырь и крепость Ахтала. XIII в. - с. Ахтала. Монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Депет (в настоящее время поселок городского типа Лорийской области Армении). В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов.

Церковный комплекс Санаин. X-XII вв. -г. Алаверди (с. Санаин). памятник армянской архитектуры, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всемирную известность приобрёл монастырский комплекс, основанный в X веке. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X-XI вв. доходила до 300-500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры.

Одзунский монастырь. VI в. - с. Одзун. Находится на востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки.

Церковь св. Иоанна в Ардви, XVII в.

Гошаванк, XII-XIII вв - с. Гош. Армянский средневековый монастырский комплекс в гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат. Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т. д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.

Монастырь Мармашен, X в. - с. Ваграмаберд. Расположен в 10 км к северо-западу от города Гюмри в одноименном селе Мармашен. Построен в X-XIII веках в гаваре Ширак провинции Айрарат. Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, он возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал.

Церковь Кармравор, VII век. Храм построен священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.

Гаянэ, 630 г. - г. Вагаршапат (Эчмиадзин). Армянская церковь, расположенная в городе Вагаршапат Армавирской области Армении, входит в состав Эчмиадзинского монастыря. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Татев, IX-XVII вв. - с. Татев. Это армянский монастырский комплекс в Сюникском марзе Армении, в 20 км от города Горис. Является частью крупного туристического комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.

Монастырь Танаат, V в. - с. Аравус. Находится в Вайоц-Дзорском марзе, на живописном горном массиве. Путь, ведущий к нему, изобилует многочисленными поворотами с резкими перепадами высот. Монастырский комплекс состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего Гладзорского университета. Он сложен из густо-синего базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь».

Цахац кар, X-XI вв. - с. Артабуйнк.

Церковь Зорац (XIV в.).

Монастырь Аратес. VII век.

Церковь Св. Карапета. Ехегис.

Монастырь Севанаванк. XVIII век. Находится на северо-западном побережье озера Севан, провинция Гехаркуник, Армения. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

Монастырь Айраванк. IX век. Находится близ села Айраванк, на западном берегу озера Севан, Гегаркуникского марза Армении.

Гегардский монастырь, XII-XIII вв. - с. Гегард. Гега́рд (дословно - «копьё») - монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в Котайкской области, Армения. Расположен в ущелье горной реки Гохт (правая составляющая реки Азат), примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

Церковь Катогике, XII век, Ереван.

), которые, кроме обеспечения жизнедеятельности городов, составляли часть их оборонительной системы.

Шедевром античной архитектуры Армении является Гарни , построенный армянским царём Трдатом I (54-88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его над­пись на греческом языке.

Кроме собственно городов, архитектура развивалась также в отдельных княжеских владениях, крепостях и особенно церковных комплексах, которые, переживая быстрое развитие, становятся культурными центрами своего времени. В недавно освобожденной от арабского ига стране вначале строились сравнительно небольшие здания, самые ранние из которых известны в горном Сюнике, на побережье Севана .

Первые построенные в IX веке церкви воспроизводили композиции трёхабсидных и четырёхабсидных крестообразных в плане центральнокупольных храмов VII века (построенные в 874 году две церкви на острове Севан - Севанаванк и Айраванк). Однако в остальных сооружениях того же типа наблюдается пристройка угловых приделов (монастырь Шогакаванк, 877-888 гг.), а также тенденция включения этих приделов в общую композицию сооружений (монастыри Котаванк, Макеняц). Купольная композиция VII века с четырьмя отдельно стоящими пилонами была использована при возведении храма Погосо-Петроса в Татеве (895-906 гг.), причём угловые стены двух добавочных приделов заменили несущие купол пилоны. Результатом подобного творческого подхода к композиционной задаче и явилась сооружение главной церкви монастыря Каракоп в Вайоц-дзоре (911 г.), в которой нет несущих купол пилонов, и купол опирается на угловые стены четырёх пределов . В 903 г. строится церковь Котаванк, к первой четверти X века относится церковь Бюракана , в 936 году строится купольный храм Гндеванк в гаваре Вайоц-Дзор, в конце X века - церковь Макеняц.

Более плодотворным становится архитектурная школа Ани-Ширака, развивавшаяся на владениях Багратидов (центральное владение гавар Ширак). Столицей Анийских Багратидов изначально являлось Багаран , позже - Ширакаван , где в конце IX века по примеру Аручского храма (VII в.) царь Смбат I возвел новый храм . Позже в Карсе в 940-гг. царь Аббас строит центральнокупольный храм . Один из классических образцов Ани-Ширакской школы архитектуры - церковь Мармашен , строительство которого был начат в 988-ом и завершилась в начале следующего века.

В Х-XI вв. с распространением парусной конструкции гранёная форма барабана купола уступает место круглой; при этом купола часто увенчиваются покрытием зонтичной формы. В этот же период под влиянием народного жилища - глхатуна - получает развитие оригинальная центрическая форма покрытия монастырских зданий-гавитов (гавиты - своеобразные церковные притворы, выполнявшие различные функции: усыпальниц, мест для прихожан, залов для собраний и занятий).

Крепости

Крепость Амберд , 1026 г. Крепость Тигнис , IX век Городские крепостные стены Ани, X-XI века

В середине X века развивается Ташир-Дзорагетская школа архитектуры: в 957-966 гг. строится монастырь Санаин , в 976-991 гг. царица Хосровануйш и его младший сын Гурген основывают монастырь Ахпат - один из крупшнейших архитектурных и духовных центров Армении. Почти все архитектурные типы VII века были реализованы а храмах X столетия , но особенно часто армянские архитекторы обращались к структуре купольных залов . В архитектуре X века начинает формироваться композиция притворов - гавитов . Армянские архитекторы X века обладали международным признанием .

До середины XI века армянская архитектура бурно развивается в Ани. Среди памятников других областей страны, особо выделяются монастырь Кечарис (1033), церковь св. Богородицы в Бджни (1031), Ваграмашен (1026), Бхено Нораванк (1062), Воротнаванк (1007) и некоторые др.. В начале XI века строились монастырь Варагаванк и Хцконк (1029 г.) в Западной Армении.

Развитие каменных зданий гражданского назначения тесно связано с развитием монастырских комплексов, замечательных образцов архитектурных ансамблей. Значительное место в них отводилось жилым и хозяйственным постройкам, а также таким светским зданиям, как трапезные, школы, книгохранилища, гостиницы, гавиты (монастыри в Санаине, Х-ХIII вв., в Ахпате (X-XIII вв.).

Интерьер Гегарда, начало XIII века

Особенно сильное влияние на армянскую архитектуру оказывают светские здания в XII-XIV вв. Выделяются оригинальные чытырёхстолпные залы и бесстолпные помещения с перекрытием на пересекающихся арках, особенно характерные для широко строившихся в монастырях гавитов. Четырёхстолпные гавиты чаще всего были квадратными в плане с арками, перекинутыми между колоннами и стенами. В центре на четырёх колоннах делается купол или шатёр с круглым проёмом в вершине (гавит в Санаине 1181 г.).

В 1188 году на месте старой церкви Гетик Мхитар Гош основывает новое здание - крестовокупольную зерковь Нор Гетик или Гошаванк . Строительство главной церкви св. Аствацацин (Богородицы) осуществляется в 1191-1196 гг. архитектором Хюсн.

Вместе со строительством благоустроенных магистралей широкое распространение получило сооружение мостов, о чём может свидетельствовать строительство одноарочного моста в Санаине через р. Дебед в 1192 г.

Бесстолпные залы с перекрытием на пересекающихся арках - выдающееся изобретение армянских зодчих, в котором оригинальная конструктивная система позволила построить интерьер нового типа. Яркая пластика и основные членения здесь целиком образуются конструктивными элементами, создающими ясную и логичную тектоническую структуру центрического нервюрного свода; являвшегося основной конструкцией и главным украшением просторного зала. Устраиваемый над квадратом пересечённых арок световой фонарь в виде купола или шатра обогащал композицию, придавая ей стройность и вертикальную устремлённость. Характерным примером может служить Большой гавит монастыря Ахпат (1209 г.). В его композиции завершающий «купол» сам представляет собой систему пересекающихся арок, несущих световой фонарь.

Наряду с монастырскими постройками в рассматриваемый период в Армении интенсивно застраивались и благоустраивались города. Получили развитие общественно-коммунальные здания: караван-сараи , бани, производственные и инженерные сооружения: водяные мельницы, оросительные каналы, дороги и др.

Новый подъём армянской архитектуры начинается с последней четверти XII века при правлении Закарянов . Памятники конца XII - первой четвери XIII века показывают непрерывность развития архитектурных традиции, несмотря на более чем вековое сельджукское иго. Новые стилевые особенности, разработанные в X-XI веках полностью сохраняются, декоративные способы становятся более тонкими . Церковные комплексы с XIII века начинают расширяться новыми сооружениями. Среди наиболее крупных и известных архитектурных памятников начала XIII века Аричаванк (1201), Макараванк (1205), Тегер (1213-1232), Дадиванк , (1214), Гегард (1215), Сагмосаванк (1215-1235), Ованаванк (1216), Гандзасар (1216-1238) и т. д.. Элементами построения церковных ансамблей, кроме собственно гавитов , являлись также гавиты-мавзолеи, библиотеки, колокольни, трапезные, водоемы и прочие мемориальные здания .

К середине XIII века относятся Гтчаванк (1241-1246), Хоракерт (1251), к концу XIII века Танаде (1273-1279) и Агарцин (1281).

Особое развитие в XIII веке получила именно архитектура монастырей. Существовали весьма разнообразные принципы планировки монастырских комплексов . При сохранении типологии храмов, были изменены их пропорции, в частности значительно повысились барабан, фасадные щипцы и шатер . Гавиты строятся с весьма разнообразными пространственными решениями . Прочерченная схема свода центральной ячейки сохранившаяся на южной стене гавита монастыря Аствацнкал считается ранней среди известных средневековых архитектурных рабочих чертежей .

В XIII столетии среди архитектурных школ особо выделяются Лорийская, Арцахская и Сюникская, с конца того же века такжа Вайоц-Дзорская . Вайоц-Дзор становится одним из центров армянской культуры в конце XIII - первой половине XIV века. Здесь действовал также Гладзорский университет и где развилось отдельное направление армянской миниатюрной школы . В Вайоц-Дзоре строятся такие памятники архитектуры как Нораванк (1339 г.), церковь Арени (1321 г.), Зорац (не позднее 1303 г.) и др.. Подъем Вайоц-Дзорской школы архитектуры связан с деятельностью княжеского дома Орбелян.

Видные архитекторы, мастера по камню и художники эпохи - Момик , Погос, Сиранес (гавит церкви Аратес, 1262, родовая усыпальница Орбелянов, 1275) и другие.

В XII-XIV веках развиваются здания княжеских мавзолеев-церквей (церковь Егварда, 1301, Нораванк, 1339, Капутан, 1349). В то же время иноземное иго привело экономику страны в катастрофическое положение, усиливалась эмиграция населения, почти приостановилась строительство монументального типа. В XII-XIV веках процветала архитектура в Киликийском царстве , где традиции классической армянской архитектуры сочетались с особенностями византийского, итальянского, французского искусства и архитектуры. Развитие архитектуры большей частью было обусловлено развитием армянских городов, которые стали центрами развития светской городской архитектуры. Для армянской архитектуры новым явлением становится строительство портовых городов. Принципы строительства горных городов и сёл было в основном то же, что и в собственно Армении.

Галерея. VIII-XIV века

Архитектура Ани

В IX-XI вв. на территории Армении возникает независимое государство Багратидов со столицей в Ани . Архитектура этого времени продолжает развивать принципы зодчества VII в. В культовых зданиях продолжают разрабатываться центрические и базиликальные структуры. В центрических зданиях становится всё более определённой тенденция объединения интерьера вокруг центральной оси, господство подкупольного пространства в традиционных схемах крестово-купольного храма и купольного зала. Пропорции храма вытягиваются. Большое значение приобретает декоративное убранство, резьба по камню (церковь Григория в Ани, конец Х в.; церковь Аракелоц в Карсе , середина Х в.).

О развитии купольной базилики даёт представление кафедральный собор Ани , построенный выдающимся армянским зодчим Трдатом . Его строительство было начато при Смбат II в 989 г. и завершилась в период правления Гагика I в 1001 г.. В структуре храма выделена крестообразность, что говорит о влиянии на композицию крестово-купольной системы. Средний и поперечный нефы значительной высоты (20 м) доминируют в интерьере и на фасадах. Стремление к пластическому богатству проявилось на фасадах - в изящной декоративной аркатуре, а в интерьере - в сложном профиле пучкообразных колонн, подчёркивающих вертикальную устремлённость членений, которой отвечает и стрельчатая форма основных арок. Отмеченные детали (стрельчатость, вертикальная расчленённость устоев, аркатура и др.) в некоторой степени предвосхищают приёмы романских и раннеготических зданий, развившихся несколько позднее в странах Европы.

Собственно армянская архитектура на протяжении XV-XVI веков развивается в местах компактного проживания армян на территории России, Грузии, Украины, Крыма, Польши.

Начиная со второй половины XVII века в Армении отмечается сравнительный мир, после трёхвекового перерыва создаются условия для развития национальной архитектуры. Строительство развивается в основном по трём направлениям: 1) восстановление старых церквей и храмов, 2) строительство новых, 3) развитие уже существующих за счёт новых сооружений. Значительные строительные работы ведутся в Вагаршапате , восстанавливаются главный собор и храм св. Гаянэ. Новые церковные сооружения строились по принципам армянской архитектуры IV-VII веков - купольные базилики, купольные залы и особенно трёхнефные базилики. Трёхнефные базилики XVII века, в отличие от своих раннесредневековых аналогов, более простые, без особой декоративной роскоши, часто из малообработанного камня. Типичные примеры архитектуры эпохи: церкви Гарни, Татева (1646), Гндеваза (1686), Егегиса (1708), Нахичевана (св. Богоматери в Бисте (1637), св. Шмавона в Фараке (1680), св. Григоря Просветителя в Шороте (1708)) и другие.

В XVII веке купольных церквей строилось сравнительно немного. Строение купольного зала имели большая церковь Хор Вирапа (1666) и Шогакат (1694) Эчмиадзина. Купольные базиликальные цервки строились в основном в Сюнике и Нахичеване. В этот период основным строительным материалом являлся базальт , использование которого требовало больших затрат. По этой причине начинают использоваться более простые материалы, в основном кирпич .

Галерея

XIX век. Начало XX века

В XIX веке градостроительство и архитектура городов западной Армении (Ван , Битлис , Карин , Харберд, Ерзнка и т. д.) переживали незначительные изменения. Присоединение Восточной Армении к России в начале того же века создало условия для экономического подъёма и сравнительного развития архитектуры и градостроительства. Города частично (Ереван) или полностью (Александраполь , Карс , Горис) обустраивались по каноническим планам главных планировок. Реконструкция и сооружение городов развивалось особенно в конце XIX, начале XX веков, когда перечисленные города становились центрами капиталистического развития Армении.

История армянской архитектуры XX века начинается с инженера-архитектора В.Мирзояна. Им были спроектированы здания Ереванской мужской гимназии на ул. Астафьяна (ныне Концертный зал им. Арно Бабаджаняна на ул. Абовяна), Казначейство и казённая палата (ныне банк на ул. Налбандяна), Учительская семинария.

XX век

В 2005 г. началось строительство третьего корпуса Центрального Банка РА (арх. Л. Христафорян).

Армянские архитекторы XXI века участвуют в международных конкурсах. Армяне отличились на международном конкурсе на проект застройки одного из центральных кварталов Дохи - столицы Катара. Они заняли второе место (первое место заняли испанцы). Авторы проекта: Л. Христафорян (руководитель группы), М. Зороян, Г. Исаханян, В. Мхчян, М. Согоян, Н. Петросян.

Примечания

  1. К. В. Тревер . Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э. - IV в. н. э.). - М. Л., 1953. - С. 187.
  2. Армяне - статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  3. Ксенофонт, Анабасис
  4. Большая советская энциклопедия
  5. Армянская советская энциклопедия. - Т. 6. - С. 338. (арм.)
  6. Плутарх . Сравнительные жизнеописания, Красс, § 33
  7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, Лукулл, § 29
  8. В. В. Шлеев. Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. - М .: Искусство, 1960. - Т. 2, кн. 1.
  9. Армянская советская энциклопедия. - Т. 7. - С. 276. (арм.)
  10. Сокровища армянских гор - Севанаванк
  11. М. Акопян. Армянская архитектура сквозь века
  12. Аль-Масуди «Золотые копи и россыпи самоцветов» стр 303
  13. Armenian Architecture - VirtualANI - The church at Shirakawan
  14. Armenian Architecture - VirtualANI - The Cathedral of Kars
  15. Армения // Православная энциклопедия . - М ., 2001. - Т. 3. - С. 286-322.
  16. Cyril Toumanoff . Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History . - Cambridge, 1966. - Т. IV: The Byzantine Empire, part I chapter XIV. - С. 593-637. :

    Armenian architects enjoyed an international reputation; thus Odo the Armenian took part in the construction of the Palatine chapel at Aix and Tiridates of Ani restored the church of Holy Wisdom at Constantinople after the earthquake of 989.

  17. Armenian Architecture - VirtualANI - The Monastery of Varagavank
  18. Армянская советская энциклопедия. - Т. 1. - С. 407-412. (арм.)

December 28th, 2015 , 06:05 pm

Во все века, в какие бы края не забрасывала судьба армян, они строили свои храмы там, где жили. Это не просто национальная традиция возводить армянские церкви в диаспоре, а скорее духовная потребность народа, для которого Христианство — это цвет кожи. И сегодня, с возрождением веры народа, с тягой армян диаспоры к своим духовным корням, повсеместно в диаспоре строятся наши храмы.

Безусловно логично, что строительство армянских храмов в диаспоре почти всегда начиналось с крупных городов. Где больше община, где больше состоятельных меценатов, тем скорее можно реализовать такое начинание. Но и в относительно небольших городах, и даже поселках могут быть построены и строятся храмы. Главное — наличие армянской общины и неравнодушных, инициативных людей, готовых вложить свои, совсем не маленькие средства в это, прежде всего богоугодное и, во-вторых, патриотичное дело.

Как показывает опыт, часто, человек решивший возложить на себя ответственную миссию инициатора и организатора строительства армянской церкви в своем городе, не знает с чего начинать это дело и с какими трудностями он может столкнуться в процессе. Поэтому, на страницах своего блога я постараюсь описать все возможные вопросы и проблемы, и дать на них по возможности подробный ответ.

Кроме этого, одной из своих задач я вижу ознакомление посетителей блога с армянской культовой архитектурой, с великими классическими образцами нашего храмового зодчества, а также с наиболее интересными (а иногда и наоборот) примерами современных церквей. Естественно, будет даваться архитектурный анализ и комментарий по поводу достоинств или недостатков представленных примеров. Это поможет людям не разбирающимся в тонкостях храмовой архитектуры и строительства оценить тот или иной храм или проект храма, а меценатам, собирающимся заказывать проект у архитектора и строить храм, поможет отличать хорошие, профессиональные проекты от плохих и дилетантских, коих, к великому сожалению, тоже не мало.

Надеюсь этот блог окажется полезным тем, кто интересуется армянской храмовой архитектурой, особенно армянам диаспоры, что собираются строить в своем городе церковь. И если вы собрались строить армянскую церковь и вам нужен проект, то вы попали туда, куда нужно! Заказчик, обратившийся ко мне, может быть уверен, что построенная им по моему проекту церковь, станет еще одним оригинальным образцом армянской храмовой архитектуры, а не ее бездарной имитации.

Впрочем, надеюсь быть полезным и в вопросах церковной архитектуры иных христианских конфессий. Возможно кто-то на постсоветском пространстве захочет построить русскую церковь в древнем византийском стиле, т.е. из камня. Заказчик может быть уверен, что обратившись с этим ко мне, он обратился по адресу. Ведь византийская греко-православная церковная архитектура на самом деле намного ближе армянской, нежели русской. Так или иначе, но тема византийского каменного храма гораздо ближе армянскому архитектору, нежели русскому. Тем более, что построить каменный храм (а не его имитацию) на территории бывшего СССР могут только армянские строители.

Все выше сказанное по поводу греко-православных церквей может быть интересным и римо-католикам с протестантами. Ведь и им не чужд дух древнего восточного христианства, видимым проявлением чего может стать каменная церковь, даже если она построена с соблюдением особых, сложившихся в римо-католичестве и протестантизме традиций.

Свои, связанные с церковной архитектурой вопросы вы можете задавать мне как в комментариях к статьям в этом блоге, так и в личных сообщениях в ЖЖ. Учитывая же то, что большая часть моих читателей не зарегистрированы в Живом Журнале, писать мне можно и по электронным адресам:

С уважением, архитектор Самвел Макян.

___________________________________

Мои проекты армянских церквей.
На страницу с каждым проектом отдельно можно перейти нажав на ее надпись.


Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302-326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.

2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.


3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.


4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.


5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.


6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.


7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.


8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.


9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.


10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.



11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.


12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.



13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.



14. Монастырский комплекс Севанаванк. Находится на полуострове озера Севан.


15. Монастырь Сагмосаванк. Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.



16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.


17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.



18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.


19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.



20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.


21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.



22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.


22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.



23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.



24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.



25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.


26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.



27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.



28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди



29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.



30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.



31. Храм Гарни . Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.


Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье —

Присоединиться к .

фото: , Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян