Как называется встреча лидеров большой восьмерки. Большая восьмерка

"Большая семерка" (до приостановления членства России - "Большая восьмерка") - это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом "семерка" не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.

Задачи

По состоянию на начало марта 2014 года в страны "Большой восьмерки" входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав "Большой восьмерки" в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. "Большая семерка" на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.

История возникновения

В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 ("Большой шестерки") по инициативе французского президента Валери Жискар д"Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив "шестерку" в "семерку". Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.

Из "семерки" в "восьмерку"

В 1997 году клуб стал позиционироваться как "Большая восьмерка", поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены "Большой восьмерки" начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства "Большой восьмерки" выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в "Большую двадцатку". Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны "Большой восьмерки" рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.

Соединенные Штаты Америки и Германия

"Большая семерка" объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.

Германия также является важным членом "семерки". Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.

Франция

Франция участвует в клубе "Большая семерка" для того, чтобы обеспечить свое положение "страны с глобальной ответственностью". В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают "дикую глобализацию", утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.

Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.

Италия и Канада

Для Италии участие в "семерке" - это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать "семерке" характер "постоянного механизма для консультаций", а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.

Для Канады "Большая семерка" - один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности "семерки" мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу "только президенты" и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.

Великобритания

Великобритания высоко ценит свое членство в "семерке". Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав "Большой семерки". Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.

Япония

Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах "Большой семерки" для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.

Японцы используют "семерку" для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время "Большая восьмерка" стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых "правил игры" для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.

Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.

Россия

В 1994 г. после саммита "Большой семерки" в Неаполе было проведено несколько отдельных встреч российских руководителей с лидерами G7. Президент России Борис Ельцин принял участие в них по инициативе Билла Клинтона, главы Америки, и Тони Блэра, премьер-министра Великобритании. Сначала он был приглашен в качестве гостя, а через некоторое время - в качестве полноправного участника. В итоге Россия стала членом клуба в 1997 г.

"Большая восьмерка" с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.

Цели клуба

Лидеры "Большой восьмерки" встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны "Большой семерки" (шерпы) формируют повестку дня.

Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели "Большой восьмерки" при членстве в клубе России - решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.

Вес "Большой семерки"

"Большая семерка" имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире - политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены "Большой семерки" высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.

Всем известно, что испокон веков судьбу мира решали крупные государства, а точнее их главы. Еще с древности практиковались встречи высших правителей с целью определения формата совместного будущего. Но сегодня на дворе двадцать первый век, эпоха империй канула в лету. Современное развитие нашей планеты по большому счету определяют всего лишь несколько держав, которые принято называть термином «Большая восьмерка». О ней и пойдет речь в данной статье.

Группа лидеров

Итак, что же это за страны, в руках которых сосредоточено самое большое влияние на всех континентах? В "Большую восьмерку" входят:

  • Германия;
  • Италия;
  • Франция;
  • Канада;
  • Япония;
  • Великобритания;
  • Россия.

Стоит указать, что на эти 8 стран в 2013 году приходилось порядка 49 % всего мирового экспорта, 51 % промышленного производства, 49 % активов Международного валютного фонда.

История возникновения

«Большая восьмерка» обязана своим возникновением различным международным событиям, которые привели к экономическому кризису в период 1970-х годов. В их числе были:

  • первая попытка расширения Европейского Союза в 1972 году и последствия такого шага для экономики Запада;
  • всемирный нефтяной кризис в октябре 1973-го, повлекший за собой разногласия между странами ОПЕК;
  • неудачные попытки реформирования мировой валютной системы после распада Бреттон-Вудской финансовой системы.

Все это закономерно привело к тому, что возникла острая потребность в формировании нового алгоритма согласования интересов между ведущими странами Западного мира. И потому, начиная с 1973 года, главы финансовых министерств ФРГ, США, Франции и Великобритании (несколько позже и Японии) стали периодически проводить встречи в неформальной обстановке с целью обсуждения проблем всемирных финансовых взаимоотношений. Первый же саммит в привычном для нас формате прошел в 1975 году по инициативе лидеров Франции и Германии. Произошло это в Рамбуйе.

Принцип взаимодействия

Сразу же отметим, что страны «Большой восьмерки» нельзя назвать международной организацией, поскольку нет ни договора, ни жестких правил, ни секретариата. Решения такого собрания не имеют никакой юридической силы и не несут каких-либо обязательств. Речь идёт исключительно о рекомендациях и намерениях. Проще говоря, встречи глав государств лишь определяют последующее поведение по тем или иным вопросам. Кстати, официально получить статус члена данного сообщества не получится по причине отсутствия четко прописанного устава.

Принцип работы

Страна, которая проводит встречу группы на высшем уровне, является председателем на протяжении календарного года и имеет такие обязательства, как:

  • организовывать саммит «Большой восьмерки», а также проведение экспертных, министерских, рабочих встреч;
  • разрабатывать график;
  • координировать всю текущую деятельность группы.

Особенности переговоров

Главы государств и правительств проводят свои дискуссии исключительно в узком кругу, куда могут быть допущены лишь личные помощники и представители лидеров. В момент принятия решений всегда действует принцип консенсуса. В круг обсуждений входят проблемные вопросы в сфере энергетики, экономики, социального развития, охраны окружающей среды, торговли, терроризма, соблюдения норм демократии, занятости населения.

Степень значимости

«Большая восьмерка» ценна тем, что главы ее стран, занятость которых определяет их возможность общения лишь с малым количеством людей, позволяет президентам уйти в сторону от рутины. На саммитах они могут, как говорится, чужими глазами посмотреть на различные международные проблемы и получить отличную возможность наладить координацию совместных действий со своими коллегами для достижения желаемого результата.

Критика

Зачастую страны «Большой восьмерки» критикуют за то, что они якобы представляют собой элитарный клуб, куда менее развитым государствам вход категорически воспрещен ввиду их якобы отсталости. Также выдвигаются обвинения в недемократичности и гегемонии. Очень часто со стороны стран-антиглобалистов выдвигаются требования оплатить «экологический долг».

Так, в 2001 году во время проведения очередного саммита в Генуе произошла массовая акция протеста и были столкновения с местной полицией, в результате которых один из митингующих трагически погиб.

В 2003 году во французском населенном пункте под названием Анмас в одно время с саммитом также прошли достаточно масштабные выступления антиглобалистов, коих тогда насчитывалось около 3000 тысяч человек.

Взаимоотношения с РФ

Россия в «Большой восьмерке» официально оказалась в далеком от нас 1998 году, когда на мировом слете в английском Бирмингеме ей предоставили официальное право полноправного участия в саммите. Уже в 1999 году в Москве была проведена министерская конференция, посвященная транснациональной организованной преступности. В целом контакты между наследницей СССР и странами Запада были довольно хорошими вплоть до 2014 года, когда в Украине грянул кризис.

После того как Крым вошел в состав РФ на основании проведенного референдума «Большая восьмерка» на саммите по ядерной безопасности, проводимом в Гааге, приняла довольно жесткое решение - приостановить членство России, была отменена также запланированная ранее встреча в Сочи, поскольку остальные члены неформального клуба отказались туда ехать. Мотивировали отказ тем, что РФ должна пересмотреть свое отношение касательно ситуации в Украине.

Большая восьмерка - международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.

История возникновения и этапы развития. Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

  • 1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;
  • 2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;
  • 3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;
  • 4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже - и Японии - стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба - бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 - Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов. демократический государство реформирование правительство

Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

  • 1. 1975-1980 - очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;
  • 2. 1981-1988 - возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;
  • 3. 1989-1994 - первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;
  • 4. После саммита в Галифаксе (1995) - современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

Механизм функционирования. С точки зрения институционального развития эксперты выделяют 4 цикла:

  • 1) 1975-1981 - ежегодные встречи лидеров государств и сопровождающих их министров финансов и иностранных дел.
  • 2) 1982-1988 - «семерка» обрастает автономными саммитами на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.
  • 3) 1989-1995 - рождение в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с СССР/РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);
  • 4) 1995 - н.вр. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.

В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и ad hoc - «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Ключевую роль в проведении саммитов играют так называемые «шерпы». Шерпами в Гималаях называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. Учитывая то, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке - это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на саммите проблемах.

Они же готовят черновые варианты и согласовывают окончательный текст коммюнике - основного документа саммита. Оно может содержать прямые рекомендации, обращения к странам-членам, постановку задач для решения в рамках других международных организаций, решение об учреждении нового международного органа. Коммюнике оглашает президент страны, принимающей саммит «восьмерки» с соблюдением соответствующей торжественной церемонии.

Значимость. Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

Критика «Группы восьми». Обвинения в элитарности, недемократичности и гегемонизме «Большой восьмерки», требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром и т.д. характерны для критики «Восьмерки» со стороны антиглобалистов. На саммите «Большой восьмерки» в Генуе в 2001 из-за самых массовых выступлений антиглобалистов была существенно затруднена работа форума, а в результате столкновений с полицией погиб один из демонстрантов. В июне 2002 во время саммита G8 в Канаде в Мали прошел «антисаммит Большой восьмерки» - собрание активистов антиглобалистского движения из Африки, Европы, Америки, обсуждавшее перспективы экономического восстановления наиболее отсталых стран Африки. В 2003 во французском городке Анмас параллельно саммиту «Восьмерки» в Эвиане прошел форум антиглобалистов, в котором участвовали 3000 человек. Его повестка дня полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане, а цель состояла в демонстрации необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Публичная критика «восьмерки» со стороны самой широкой общественности на рубеже веков дополняется критикой деятельности «восьмерки» изнутри. Так группа ведущих независимых экспертов из стран «восьмерки», которая готовит ежегодные доклады к встречам в верхах лидеров стран-членов, в своих рекомендациях к саммиту в Эвиане (2003) отмечала спад эффективности в работе «восьмерки». По их мнению, наблюдающийся в последнее время отказ от самокритики и критического анализа собственной политики членов «восьмерки» привел к тому, что этот форум стал пробуксовывать, утратив способность к принятию необходимых изменений в экономической политике своих членов. Это выливается в активной пропаганде реформ в странах, не являющихся членами клуба, что влечет за собой естественное недовольство остальных членов международного сообщества и угрожает кризисом легитимности самой «восьмерки». демократический государство восьмерка правительство

Новые тенденции и планы реформирования «восьмерки». Вопрос о необходимости изменений в функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1998. Для того, чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.

Так в Париже выдвигались идеи заменить встречи лидеров на другую форму общения, например видеоконференцию, которая позволила бы избежать нездорового ажиотажа и огромных затрат на обеспечение безопасности при проведении саммитов. Канадские дипломаты выдвигали планы трансформации «восьмерки» в «Большую Двадцатку», которая бы включила в себя Австралию, Сингапур и ряд других новых активных игроков на арене мировой экономики.

Но чем больше участников, тем сложнее становится принимать согласованные решения. В этой связи ряд экспертов даже высказывался за то, чтобы делегировать все представительские функции от европейских стран-членов (Англии, Франции, Италии) к Европейскому Союзу как единому выразителю их интересов, что помогло бы открыть новые места за круглым столом.

В 1997 Тони Блэр осуществил то, что озвучил еще Джон Мэйджор. Он использовал саммит в Бирмингеме для отработки новой модели встреч лидеров «восьмерки». Это был первый саммит, где лидеры встречались наедине, в загородной резиденции премьера, без длинной свиты своих министров, что позволило вести более непринужденный и неформальный диалог. Его характеризовали упрощенная подготовка, более простая повестка дня, короткие и более понятные итоговые документы. Такой формат встреч был в дальнейшем использован в Колоне (1999) и на Окинаве (2000).

Одновременно обновляется и список обсуждаемых тем - новые вызовы 21 века заставляют «восьмерку» заговорить о киберпреступности, терроризме, проблеме возобновляемых источников энергии.

Россия в «Большой восьмерке». Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» - вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия - лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций - ВТО и ОЭСР.

Проблемы современного миропорядка. На рубеже третьего тысячелетия основными проблемами, стоящими перед человечеством, вне всякого сомнения, являются те, от которых зависит его существование, судьбы всех народов. Такие проблемы принято называть глобальными.

Для удобства анализа их можно объединить в несколько основных групп:

  • 1) международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; снижение уровня гонки вооружений, урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов, формирование ненасильственного мира на основе упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами;
  • 2) международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление слаборазвитости и связанной с ней нищеты и культурной отсталости; поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственных кризисов, оптимизация демографической ситуации, освоение в мирных целях космического пространства и Мирового океана; обеспечение экологической безопасности производства (включая военное), всех природных и рукотворных условий существования человечества;
  • 3) проблемы человека: соблюдение основных прав и свобод; обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах), демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры, преодоление отчуждения человека от природы, общества, политики и международных отношений.

Деятельность по решению глобальных проблем человечества осуществляется в сложных условиях борьбы и взаимодействия между всеми субъектами мировой политики, когда приходится “состыковывать” или “сопрягать” национальные интересы с интересами всего мирового сообщества. В силу этого на пути решения различных проблем глобального характера достигнут разный уровень результативности. Наибольшие успехи достигнуты в решении проблемы снижения угрозы мировой войны, поскольку здесь базовые национальные интересы всех государств без исключения совпадают.

В свою очередь, укрепление мира на планете содействует решению других глобальных проблем.

С начала 90-х гг. происходит переход от конфронтационного равновесия, основывавшегося на военно-политическом паритете двух систем, к новому, многополюсному мировому порядку. С одной стороны, приходит понимание, что в новых условиях война как средство политики начинает себя изживать; с другой - что сотрудничать в принципе становится выгоднее, чем враждовать. В международной политике сегодня, на наш взгляд, большее, чем когда-либо, значение придается нравственным принципам. Это объясняется повышением роли человеческого фактора в международных делах и теми целями, которые ставит развитие мирового сообщества, связанное с особенностями ядерно-космической эры и обострением глобальных проблем. Российский ученый-политолог А.А. Вартанян справедливо заметил, что “взаимовыгодные международные отношения, опирающиеся на высокие моральные ценности, не только разделяемые сторонами, но и зафиксированные на уровне договоров и неукоснительно соблюдаемые, за редкими исключениями, дают наиболее весомую гарантию стабильности. Иными словами, подобная политика - не авантюристическая, а потому приносящая долгие годы прочные блага государствам и народам”5.

В современных условиях мировое сообщество представляет собой хотя и гетерогенно-противоречивую, но функционально взаимосвязанную целостную систему, складывающуюся из множества подсистем различного уровня И конфигурации (локальные цивилизации, общности, государства-нации, региональные сообщества, международные организации, транснациональные корпорации и др.). В конце второго тысячелетия, особенно с вступлением человечества в ядерную эпоху, оно впервые оказалось в таком положении, когда у него появились глобальные общие интересы, которые выше любых частных интересов (локально-цивилизационных, национальных, конфессиональных, классовых и др.).

Общие интересы получают морально-нравственную и юридическую санкцию в новой системе ценностей, правил международного общежития, приобретающих всеобщее значение, таких как мир, безопасность, социальная и политическая справедливость, экономическое благополучие и др.; эти интересы и ценности могут быть выражены как общие цели человечества, ориентиры формирования планетарной гуманистической цивилизации.

Общие и высшие интересы человечества, очевидно, следует рассматривать как морально-правовую основу общецивилизационного процесса; необходимо ориентироваться на них, одновременно стремясь к разумному сочетанию с ними локально-цивилизационных, национальных, социальных, местных, групповых и личных интересов человека. Данная парадигма будет способствовать преобразованию всей современной цивилизации на принципах гуманизма, выверению ее развития через человеческое измерение.

К числу основных факторов, содействующих созданию нового мирового порядка, мы бы отнесли: осознание невозможности победы в ядерной войне; рост гуманизма и культуры в мире; увеличение числа и создание своеобразной зоны однородных, демократических государств; широкое использование концепции баланса сил и национальных интересов в новых условиях; возрастание роли международного права.

Перестройка международных отношений на базе рассмотренных выше принципов предполагает:

  • - перенос центра тяжести в представлениях о современном мире с его противоречивости и расколотости на различные цивилизации и общественные системы, на его целостность и взаимозависимость; признание мира высшей ценностью бытия, а степень развития человека - мерилом всякого прогресса;
  • - отказ от применения силы и обеспечение безопасности государств исклю-чительно политическими средствами, исходя из принципа равной, всеобщей и неделимой безопасности для всех на основе создания системы всеобъемлющей международной безопасности;
  • - безусловное и полное признание свободы социального и политического выбора, сделанного народом той или иной страны;
  • - неуклонное углубление сотрудничества стран и регионов мира в решении задач сохранения нашей цивилизации;
  • - отказ от идеологизации межгосударственных отношений и готовность к диалогу и компромиссам.

Контуры формирующегося современного миропорядка намечены или отражены в ряде важных международных, политико-правовых документах.

В этой связи целесообразно привести текст “Делийской декларации о прин-ципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира” (1986). Принятие этого документа было обусловлено необходимостью дальнейшей разработки гарантий безопасности мирового сообщества от угрозы ядерного оружия, от применения силы и угрозы применения силы в международных отношениях, подтверждения права каждого народа на собственный выбор - социальный, политический, идеологический.

Историческое и политическое значение Делийской декларации состоит в том что в ней были сформулированные 10 принципов построения свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира.

Принципы Делийской декларации.

  • 1. Мирное сосуществование должно стать универсальной нормой международных отношений.
  • 2. Человеческая жизнь должна быть признана высшей ценностью.
  • 3. Ненасилие должно быть основой жизни человеческого сообщества.
  • 4. Взаимопонимание и доверие должны прийти на смену страху и подозрительности.
  • 5. Право каждого государства на политическую и экономическую независимость должно признаваться и уважаться.
  • 6. Ресурсы, расходуемые на вооружение, должны быть направлены на обеспечение социального и экономического развития.
  • 7. Должны быть гарантированы условия для гармоничного развития личности.
  • 8. Материальный и интеллектуальный потенциал человечества должен служить решению глобальных проблем.
  • 9. На место “равновесия страха” должна прийти всеобъемлющая международная безопасность.
  • 10. Свободный от ядерного оружия и ненасильственный мир требует конкретных и безотлагательных мер, направленных на разоружение: уничтожение ядерных арсеналов; недопущение вывода в космос любого оружия; полное запрещение испытаний ядерного оружия; запрещение создания новых видов оружия массового истребления; запрещение химического оружия и уничтожение его запасов; снижение уровня обычных вооружений и вооруженных сил.

В целом можно говорить о том, что в конце второго тысячелетия, вследствие объединенных усилий субъектов мировой политики, сформировалась концепция нового, демократического мирового порядка, которая в целом разделяется большинством государств и авторитетных международных организаций. Целесообразно выделить его характерные черты.

Новый мировой порядок предусматривает:

  • 1)демилитаризацию международных отношений;
  • 2) создание глобальной и региональных систем безопасности на основе баланса интересов всех стран;
  • 3) обеспечение международной стабильности при резких перепадах политического климата в результате бурных перемен в тех или иных странах;
  • 4) подведение под отношения между государствами правовой базы, гарантирующей свободу социально-политического выбора, суверенитета и независимости каждого из них;
  • 5) деидеологизацию международных отношений;
  • 6) взаимодействие стран и народов в обеспечении и защите на всей планете прав человека во всей их полноте (гуманизация международной жизни);
  • 7) укрепление роли Организации Объединенных Наций и механизмов, поддержание международного мира.

На пути формирования нового миропорядка уже пройдены первые важные шаги.

Разработана международная договорно-правовая основа. Ратифицирован Договор ОСВ-1 и согласован Договор ОСВ-2. Действует система переговоров о сокращении ядерных вооружений, ликвидации химического оружия.

Разработана кодификация нормативных актов о правах человека. Работают региональные механизмы безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ) в Азии, Африке и Латинской Америке. Мировому сообществу совместными усилиями удалось локализовать и урегулировать ряд серьезных региональных вооруженных конфликтов. Ширится международное сотрудничество по освоению космоса. Развивается народная дипломатия и др.

Вместе с тем очевидно, что становление и упрочение демократического мирового порядка - сложнейшая задача, требующая координации не только отдельных действий субъектов мировой политики, но и достижения постоянного взвешенного баланса их интересов и сил в интересах всего мирового сообщества и по расширяющемуся спектру проблем.

Актуальна задача международной политики: создание и упрочение системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, на действиях, санкционированных международным сообществом, на поддержании военно-политического баланса, равновесия сил и военно-стратегического паритета между ведущими государствами. Необходимо, чтобы принципы и нормы международного права стали деятельностными ориентирами каждого субъекта международных отношений, хотя и само содержание этих норм нуждается в совершенствовании.

Опыт современного развития показывает, что именно следование парадигме общецивилизационных ценностей, человеческого измерения политики, принципам международного права позволяет на деле добиваться установления подлинно мирных, взаимовыгодных отношений со всеми странами, создавать условия для реализации каждым народом права на собственный выбор пути развития. Всестороннее развитие общества и личности, гуманизация человечества и цивилизации, достижение гармонии между людьми и природой - цель, достойная современного человека и адекватная вызову нашего времени.

Большая восьмерка (G8, Group of eight) – это международный клуб, который объединяет правительства следующих стран: Японии, Франции, США, России, Канады, Италии, Германии и Великобритании (см. рис. 1).

(Рис. 1 – Страны - участницы «Большой восьмерки»)

Термин «Большая восьмерка» является продолжением термина «Большая семерка», возникшего в русской публицистике в результате ошибочной расшифровки сокращения G7 как «Great Seven». На самом деле G7 – это «Group of Seven», т. е. «группа семи» (вышеуказанные страны-участники за исключением России). Логично предположить, что «Большая восьмерка» в действительности является «Группой Восьми»

Так же (большой восьмеркой) называется неофициальный форум лидеров указанных стран, проходящий при участии Европейской комиссии. В рамках данного форума осуществляется согласование подходов к наиболее актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» - это не международная организация. Она не имеет секретариата и устава, не основана на каком-либо международном договоре. Решения G8 не имеют обязательной силы. Речь идет, как правило, только о фиксации намерения сторон-участников придерживаться согласованной линии, а также о рекомендациях другим участникам использовать в решении тех или иных текущих вопросах определенные подходы.

Встречи правительств стран и глав государств G8 проходят чаще всего летом, ежегодно, в очередной стране-председателе. Помимо правительств и глав государств стран-членов, в заседаниях принимают участие два представителя от Европейского союза: руководитель страны, которая в данный момент времени председательствует в ЕС и непосредственно председатель ЕС. Повестка дня саммита формируется шерпами – доверенными лицами руководителей стран «восьмерки».

Поскольку «Большая восьмерка» не имеет устава, официально принять статус члена данного института невозможно. Председателем G8 в течение каждого календарного года является руководитель одной из стран-участников в следующем ротационном порядке: Франция, США, затем идет Великобритания, Россия (с 2006 года), ФРГ, Япония, а также Италия и Канада (с 1981 года).

Содержание статьи

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза . Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума , она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ , ВТО , ОЭСР.

История возникновения и этапы развития.

Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;

2. 1981–1988 – возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;

3. 1989–1994 – первые шаги после холодной войны : перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) – современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

25 сентября 2009 состоялся саммит в Питтсбурге, США. В совместном заявлении стран-участников саммита говорится, что главным экономическим форумом в мире станет саммит большой двадцатки, заняв тем самым место саммита Большой восьмерки. Такое решение позволит построить более устойчивую и сбалансированную мировую экономику, осуществить реформу финансовой системы и поднять уровень жизни в развивающихся странах.

Механизм функционирования.

С точки зрения институционального развития эксперты выделяют 4 цикла:

1) 1975–1981 – ежегодные встречи лидеров государств и сопровождающих их министров финансов и иностранных дел.

2) 1982–1988 – «семерка» обрастает автономными саммитами на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.

3) 1989–1995 – рождение в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с СССР/РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);

4) 1995 – н.вр. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.

В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Ключевую роль в проведении саммитов играют так называемые «шерпы». Шерпами в Гималаях называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. Учитывая то, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке – это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на саммите проблемах.

Они же готовят черновые варианты и согласовывают окончательный текст коммюнике – основного документа саммита. Оно может содержать прямые рекомендации, обращения к странам-членам, постановку задач для решения в рамках других международных организаций, решение об учреждении нового международного органа. Коммюнике оглашает президент страны, принимающей саммит «восьмерки» с соблюдением соответствующей торжественной церемонии.

Значимость.

Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

Критика «Группы восьми».

Обвинения в элитарности, недемократичности и гегемонизме «Большой восьмерки», требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром и т.д. характерны для критики «Восьмерки» со стороны антиглобалистов. На саммите «Большой восьмерки» в Генуе в 2001 из-за самых массовых выступлений антиглобалистов была существенно затруднена работа форума, а в результате столкновений с полицией погиб один из демонстрантов. В июне 2002 во время саммита G8 в Канаде в Мали прошел «антисаммит Большой восьмерки» – собрание активистов антиглобалистского движения из Африки, Европы, Америки, обсуждавшее перспективы экономического восстановления наиболее отсталых стран Африки. В 2003 во французском городке Анмас параллельно саммиту «Восьмерки» в Эвиане прошел форум антиглобалистов, в котором участвовали 3000 человек. Его повестка дня полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане, а цель состояла в демонстрации необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Публичная критика «восьмерки» со стороны самой широкой общественности на рубеже веков дополняется критикой деятельности «восьмерки» изнутри. Так группа ведущих независимых экспертов из стран «восьмерки», которая готовит ежегодные доклады к встречам в верхах лидеров стран-членов, в своих рекомендациях к саммиту в Эвиане (2003) отмечала спад эффективности в работе «восьмерки». По их мнению, наблюдающийся в последнее время отказ от самокритики и критического анализа собственной политики членов «восьмерки» привел к тому, что этот форум стал пробуксовывать, утратив способность к принятию необходимых изменений в экономической политике своих членов. Это выливается в активной пропаганде реформ в странах, не являющихся членами клуба, что влечет за собой естественное недовольство остальных членов международного сообщества и угрожает кризисом легитимности самой «восьмерки».

Новые тенденции и планы реформирования «восьмерки».

Вопрос о необходимости изменений в функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1998. Для того, чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.

Так в Париже выдвигались идеи заменить встречи лидеров на другую форму общения, например видеоконференцию, которая позволила бы избежать нездорового ажиотажа и огромных затрат на обеспечение безопасности при проведении саммитов. Канадские дипломаты выдвигали планы трансформации «восьмерки» в «Большую Двадцатку», которая бы включила в себя Австралию, Сингапур и ряд других новых активных игроков на арене мировой экономики.

Но чем больше участников, тем сложнее становится принимать согласованные решения. В этой связи ряд экспертов даже высказывался за то, чтобы делегировать все представительские функции от европейских стран-членов (Англии, Франции, Италии) к Европейскому Союзу как единому выразителю их интересов, что помогло бы открыть новые места за круглым столом.

ОСНОВНЫЕ САММИТЫ БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ

1975 Рамбуйе (Франция):безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976 Пуэрто-Рико: международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 Лондон (Великобритания): безработица среди молодежи, роль Международного валютного фонда в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.

1978 Бонн (ФРГ): меры по обузданию инфляции в странах «Большой семерки», помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 Токио (Япония): рост цен на нефть и дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 Венеция (Италия): рост мировых цен на нефть и увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 Оттава (Канада):рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 Версаль (Франция): развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 Вильямсбург (США, Вирджиния): финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 Лондон (Великобритания): начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 Бонн (ФРГ): опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 Токио (Япония):определение среднесрочной налоговой и финансовой политики для каждой из стран «Семерки», способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 Венеция (Италия):Ситуация в сельском хозяйстве стран «Семерки», снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 Торонто (Канада): необходимость реформирования ГАТТ, роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 Париж (Франция): диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 Хьюстон (США, Техас): инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991 Лондон (Великобритания): финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны; миграция в страны «Семерки»; нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992 Мюнхен (ФРГ): проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство «семерки» и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993 Токио (Япония): ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 Неаполь (Италия): экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена .

1995 Галифакс (Канада): новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов – МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996 Москва (Россия): ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996 Лион (Франция):глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997 Денвер (США, Колорадо): старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998 Бирмингем (Великобритания): новый формат саммитов – «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999 Кельн (ФРГ): социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000 Окинава (Япония): влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001 Генуя (Италия): проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

2002 Кананаскис (Канада): помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.

2003 Эвиан (Франция): Экономика, устойчивое развитие, укрепление безопасности и борьба с терроризмом, региональные проблемы (Ирак, Израиль-Палестина, Северная Корея, Афганистан, Иран, Алжир, Зимбабве).

2004 Си-Айленд (США): Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, ситуация в Африке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова, демократии, проблема распространения оружия массового поражения, международный терроризм, окружающая среда, региональные проблемы (Афганистан, сектор Газа, Гаити, Северная Корея, Судан).

2005 Глениглс (Великобритания): Глобальные изменения климата, помощь беднейшим странам Африки, поддержание мира на Ближнем Востоке, борьба с международным терроризмом, борьба с распространением оружия.

2006 Санкт-Петербург (Россия): Глобальная энергетическая безопасность, демография и образование для инновационных обществ в 21 веке, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом, ситуация на Ближнем Востоке, борьба с инфекционными болезнями, борьба с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией, ситуация в Африке.

2007 Хайлигендамм (Германия): Свободная торговля, проблемы изменения климата, нераспространение оружия массового поражения, перспективы ближневосточного урегулирования, проблемы ядерных программ Ирана и Северной Кореи, помощь развивающимся странам.

Интернет-ресурсы: http://www.g7.utoronto.ca/ – Информационный центр Большой восьмерки университета Торонто.

2008: Тояко (остров Хоккайдо, Япония): Рост цен на энергоносители и продовольствие, борьба с глобальным потеплением, помощь африканским странам, проблемы международного терроризма и вопросы, связанные с ядерными программами Ирана и Северной Кореи, борьба с транснациональной организованной преступностью. На саммите впервые прошла четырехсторонняя встреча Бразилии, России, Индии и Китая.

2009 Аквила (]Италия): мировой экономический кризис 2008-2009, борьба с голодом, климатические проблемы, энергоэффективность и альтернативные источники энергии, нераспространение ядерного оружия.

2010 Хантсвилл (Канада): бюджетная политика, международная безопасность, борьба с терроризмом, ядерные программы Северной Кореи и Ирана, ситуация в Афганистане и на Ближнем Востоке.

2011 Довиль (Франция): роль Интернета, борьба с киберпреступностью, ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке, ядерная безопасность.

2012 Кемп-Дэвид (США): Ситуация в Афганистане и вывод войск, выработка общей политики по Ирану, Сирии и Северной Корее, продовольственная безопасность в Африке, климатические проблемы, проблемы глобальной экономики в связи с грозящим спадом производства.

2013 Лох-Эрн (Великобритания): мировые финансовые проблемы, борьба с терроризмом, неуплата налогов, ситуация в Сирии.

Михаил Липкин

Литература:

Hajnal P., Meikle S. The G7/G8 System. University of Toronto , 1999
Луков В. Б. Россия в клубе лидеров . М., Научная книга, 2002
Луков В.Б. «Большая восьмерка» в современном и будущем мире . – Международная жизнь. 2002, № 3
«Большая восьмерка»: возрождение лидерства. Рекомендации «теневой большой восьмерки» к саммиту в Эвиане. – Россия в Глобальной политике. М., 2003, № 2
Penttilä, Risto E.J. The Role of the G8 in International Peace and Security. Oxford University Press: Oxford, 2003
Пенттиля Р. Политическая анатомия «большой восьмерки ». Международные процессы, т.1. М., 2003, № 3