Собор непорочного зачатия пресвятой девы марии. Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии: описание, история, хор, особенности

twinpigs отзывы: 99 оценок: 50 рейтинг: 23

Самый большой католический собор в Москве

В православной Москве католические соборы смотрятся необычно и сразу привлекают к себе взгляды. Данный собор, расположенный в самом центре города, особенно красиво смотрится вечером, когда включают подсветку. Внутри убранство более, чем скромное. Проводятся мессы на различных языках. Также проводятся концерты органной музыки. Орган -- настоящий, духовой (не электро, как в некоторых других местах).

Sangryl отзывы: 770 оценок: 868 рейтинг: 1888

Больше всего, пожалуй, мне понравилась публика - как посетители концерта, так и выходящие со службы прихожане. Еще понравился выходящий со службы священник - с ним так и тянет побеседовать.
Не очень поняла, почему над входом в основное помещение храма висит православная икона Богородицы.
Не очень поняла, почему люди перед концертом набились, словно селедки, в наружный придел/сени/преддверие храма - можно было дать им пройти и сесть.
Не очень поняла, почему стульчики такие шаткие и тонкие - как из спичечных коробков.
Не услышала хорошей акустики.
Не увидела хорошей организации концерта.
Засомневалась в органе - то ли из-за акустики, то ли из-за того, что сидя в боковом нефе 1,5 часа смотришь на колонну (она намертво загораживает оркестр, но смотришь по направлению музыки), полное ощущение, что орган - электрический и звук идет со сцены.
Собор очень хорошо смотрится снаружи в подсветке.

Марк Иванов отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Прочитав отзыв о том, что в храме на Грузинской проходят концерты в не совсем церковном формате, пошел удовлетворить свой интерес, и взял билет на 13 января, на концерт Зинчука с органом. На самом концерте не звучал большой орган, а исполнительница играла на электрическом, причем, не очень чисто. Использование звуковоспроизводящей техники также вносило некоторый дискомфорт в восприятие музыки, поскольку слушатели ходят на концерты в храм прежде всего для того, чтобы услышать большой духовой орган. Засилье техники в «зале» выражалось не только в звуковоспроизводящем оборудовании, но и в постановочном свете, мультимедийниках, проецирующих видео концерта на экране в алтаре. Нужно заметить, что алтарь является местом богослужения, а не дискотекой или клубом…Действительно, завесили алтарь экраном, можно было подумать, что находишься в кинотеатре, а исполнитель на гитаре, Виктор Зинчук вообще находился на смонтированной перед алтарем сцене! Час назад была служба, а сейчас быстренько сцену поставили и исполнители в наполовину расстегнутой рубашке, (а говорят о дресс-коде в соборе) с джаз-гитарами, где о том, что находишься в церкви, напоминают немного звуки электрического органа, а общее ощущение и правда, что в клубе. Как сами католики одобрили такое? или это дань моде и погоня за деньгами? С интересом жду теперь такого же, только в православном храме. В Елоховском соборе, к примеру. Или в Христа Спасителя. Могу предложить организаторам на следующий концерт пригласить С. Трофимова и устроить вечер шансона. Ну или попсовое. Уверен, сборы будут колоссальные, и наконец-то организаторы смогут собрать деньги на ремонт органа, о котором там говорят везде, на проекциях экрана, афишах и т.п. И задействовать его на концертах. А судя по другим отзывам тут, на Афише, там играют еще и Калинку и Подмосковные вечера на церковном органе. Кто подскажет, когда они стали церковной или духовной музыкой? Или у организаторов концертов подход тут что "пипл и так схавает"? Куда катиться мир... Никого обидеть не хочу, просто это мое личное мнение.
А вот как это выглядит наглядно http://www.youtube.com/watch?v=ozoXFlNuoa0

Мария Соловьёва отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 4

Была вчера на концерте Баха "Музыка, слово, время". Никогда раньше не бывала на концертах в соборах - всё как-то не очень серьёзно к ним относилась, т.к. воспитана в советской традиции. Но вчера меня пригласили и я не смогла отказать.
Опыт органных концертов у меня огромный. Родители ещё за руку почти каждый месяц водили в БЗК, а взрослой я часто бывала в Доме Музыки. Но в этом Соборе органный концерт - это что-то невероятное!!! Одновременно и восторг, и желание плакать от счастья - настолько сильные эмоции. Даже до сих пор, когда пишу этот отзыв, мурашки по коже. Всё просто и одновременно возвышенно там!
Идеальная акустика, превосходная атмосфера, очень вежливые люди обслуживают концерт - никакого пафоса, всё с душой! А орган там, однозначно, - для меня теперь самый лучший в Москве.
Концерт проходит прямо в главном здании Собора. Во время того, как звучит музыка, своды красиво подсвечивают, что дополняет естественный отблеск многоцветных витражей - непередаваемо красиво. Приятно, что можно наблюдать за исполнителем со всех сторон: во время трансляции на специальных экранах даже показывают, как органист играет ногами. Это очень впечатляет! Такого нигде не видела!
И ещё приятно, что деньги, которые я оставила за билет - пошли на благотворительность и на содержание этого потрясающего органа.
Посмотрела потом афишу. Программа невероятная, каждый может выбрать что-то для себя (есть и детские концерты, и для молодёжи, и для людей в моём возрасте), и исполнители превосходные. Так как собор католический, там часто играют иностранцы - титулярные органисты, которые ещё и импровизируют (обязательно схожу на ближайший такой концерт!). Ещё там уникальные вещи проходят: недавно выступал Виктор Зинчук и я себя виню, что не обратила свой взор на эту церковь раньше. Но скоро пойду на концерт для двух органов - первый для меня такой опыт будет.
В общем, я всем рекомендую побывать там хоть раз и пережить всё самим!
Я агностик, но католическая церковь вызвала у меня огромное уважение.

Руслан Джафаров отзывы: 25 оценок: 59 рейтинг: 19

Просьба строго не судить, это мой первый отзыв, но написать его придется.
Давно знал о существовании этого красивого храма в Москве, друзья рассказывали, что ходили, и были сильно удивлены тем, что в церкви проводятся концерты, не совсем подобающие этому месту. Но слухи слухами, и решил самостоятельно сходить и посмотреть.
Первый раз перед Новым Годом пришел в Собор на концерт, как раз попал на открытие Рождественского фестиваля. Уже изначально удивило, что концерт хоть и органной музыки, но имеет сопровождение в виде видеоряда и световых эффектов. Когда начался сам концерт, началось световое шоу. Вы были в клубах? Ну вот там можно сказать, что очень похожая ситуация и атмосфера, разве что свет более смягченный. Было дико увидеть, как Распятие Христа в алтаре завешивают экраном, на котором показывают видеотрансляцию самого концерта в реальном времени. Пропадает сразу элемент сакральности, таинства и вслед за этим пропадает желание в тишине без бликов и прочих отвлекающих факторов слушать музыку. Это очень грустно, что в стенах действующего храма происходит такое. Хотя, слышал раньше, что проходили концерты в темноте при зажженных свечах, и очень жалею, что не застал этого, и сложно об этом судить. Но на мой взгляд, это больше соответствовало самой атмосфере таинства, к которому предлагают прикоснуться через орган. Сейчас ощущение просто клуба на "Красном Октябре", где DJ по недоразумению включил органную музыку. На мой взгляд, нельзя превращать действующий храм крупной мировой Католической церкви в такую шоу-площадку. Ведь для концертов такого плана есть тот же Дом Музыки, где это будет смотреться вполне уместно.

Цены тоже необоснованно завышены, как мне показалось, а сервис оставляет желать лучшего.

Я, глубоковерующий человек, мусульманин, уважающий Христианство, и мне обидно, что организация, которая проводит концерты в этом храме ставит храм на уровень не Дома Господнего, а банального концертного зала. Чем-то напомнило выпад Pussy riot в Храме Христа Спасителя. В будущем там ожидаются концерты с гитарой, терменвоксом и многими другими явно не церковными инструментами.

Читал сейчас отзывы тут об этом, и очень жалею, что не попал на концерты раньше, когда они вероятно были действительно храмовыми концертами, а не светошоу.

Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — третий католический храм, действующий в Москве до революции 1917 года. Два остальных: на Малой Лубянке — костел Святого Людовика Французского, и в Милютинском переулке — Святых Апостолов Петра и Павла. К концу XIX века численность католиков в Москве достигла 30000 человек и принадлежавшая им небольшая церковь Святых Апостолов Петра и Павла уже не вмещала всех прихожан.
В 1894 году было принято решение построить для московских католиков еще один храм. После получения разрешения властей на строительство «филиального» храма, приходской комитет в Милютинском переулке начал сбор средств. Деньги собрали поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом, в том числе — рабочие ткацких фабрик, железнодорожники, строители Транссибирской магистрали, сосланные в Сибирь, на Дальний Восток и Азию, а также многие католики иных национальностей, включая русских.

В архивах Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Петербурга (ЦГИА СССР) сохранились документы, рассказывающих о деятельности строительного комитета, в том числе Акт покупки за 10000 рублей золотом десяти гектаров земли для нового храма в районе Малой Грузинской улицы и ведомости сбора пожертвований, где записаны все дарители, независимо от величины взноса. ...неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

Проект храма разработал прихожанин церкви Святых Апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и архитектор Л. Ф. Даукша. Здание было спроектировано в готическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере (Англия). Костел непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии строили в 1901—1911 гг. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви. Строительство обошлось в 300000 рублей золотом. Дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковного инвентаря. В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.

В 1976 году московские власти планировали передачу здания Храма Главному управлению культуры. Разработали проект его реконструкции под зал органной музыки. Но идея не была реализована из-за сопротивления расположившихся в Церкви организаций. В 1989 году московские католики и культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, заявили о необходимости возвращения Храма его естественному и законному владельцу — католикам и их Римско-католической Церкви. В январе 1990 года группой московских католиков был учрежден приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, но еще 8 декабря священник Тадеуш Пикус отслужил первую разрешенную властями Святую мессу на ступенях Церкви. На мессе присутствовало несколько сот человек.

21 апреля 1991 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский Администратор для католиков латинского обряда Европейской части, издал декрет о восстановлении католического прихода Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии при одноименной Церкви на Малой Грузинской улице в Москве. 31 мая 1991 года устав Прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета. С 7 июня 1991 г. каждое воскресенье во дворе Храма стали проходить Святые мессы.





С 29 ноября 1991 года в Храме служат сестры-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы Христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности помощь больным и нуждающимся. В 1993—1995 гг. в помещениях Церкви располагалась католическая Высшая Духовная Семинария — Мария Царица Апостолов. 1 февраля 1992 года было подписано решение мэром Москвы Ю. М. Лужковым о постепенном, в течение двух лет, освобождении Храма под церковные требы. Однако передача Приходу хотя бы нескольких помещений так и не состоялась. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист. 9 марта архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б. Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал 7 марта 1995 года давно подготовленное постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу года.

Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о. Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате Храма и посту. По четвергам и пятницам в Храме стали совершаться поклонения Святым Дарам и молитвенная процессия вокруг Храма по воскресеньям. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из храма. А 2 февраля приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на вечное пользование Храмом. Основную тяжесть возврата и восстановления Храма с Архиепископом и Настоятелем несли также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им. Иоанна Боско, и многие прихожане. Окончанием реставрации с августа 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Генеральный проект восстановления Храма и авторское сопровождение реставрационных работ принадлежат фирме «PKZ». Проект алтарей, часовни и интерьера в целом разработал профессор Ян Таихман (г. Торунь). Постоянную материальную помощь оказывала фирма «EnergoPol», директор Казимир Вершилло. Все три дарителя из Республики Польша. Орган «Rodgers» подарен католической организацией «Помощь Церкви в России», США. Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций и католиков многих стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел всю свою первозданную красоту. 12 декабря 1999 года Храм был освящен Легатом Папы Иоанна Павла II, Государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

13 апреля 2001 года в Соборе торжественно отметили десятилетие восстановления структур Римско-католической Церкви в России.

Римско - католический кафедральный собор - один из крупнейших католических храмов сегодняшней Москвы. Данный собор также носит название Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Собор имеет весьма интересную и яркую историю. Вопрос о его строительстве был поднят ещё в 1894 году, когда католики столицы приняли решение о необходимости третьего храма в Москве для представителей данной религии. Основное строительство этого храма осуществлялось в период с 1901 по 1911 годы. И в 1911 году в декабре собор был освящён. В течение нескольких последующих лет здесь проводились отделочные работы. И в 1919 году это помещение стало настоящим полноценным приходом, в котором стали проводиться богослужения для всех католиков столицы - представителей различных национальных диаспор. Собор, построенный в неоготическом стиле, стал регулярно собирать большое количество прихожан во время проведения религиозных мероприятий.

Собор успешно функционировал до 1938 года. Впоследствии он был закрыт и разграблен. Внутри этого помещения вскоре было открыто общежитие. В годы войны здание собора значительно пострадало в результате бомбардировок. Оно лишилось нескольких башенок и шпилей. К 1956 году здесь была проведена существенная планировка, отвечавшая требованиям НИИ «Мосспецпромпроет». С этого года в помещении храма после ремонтных работ расположилась данная научная организация, функционировавшая в этом здании в течение нескольких десятилетий. В 70 - е годы прошлого столетия здесь планировалось оборудовать зал органной музыки. Но данный проект по ряду причин не был осуществлён. А в 1989 году по инициативе культурной организации «Дом Польский», объединяющей всех поляков нашей страны, был поставлен вопрос о возвращении этого здания Католической церкви. И уже в 1990 году здесь начал работать католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Но постоянными богослужения здесь стали лишь примерно через год. Важно отметить, что на тот момент здание всё ещё принадлежало НИИ. И только в 1996 году после серии скандалов и судебных разбирательств удалось выселить научную организацию и передать помещение Католической церкви. Впоследствии в течение нескольких лет здесь осуществлялись серьёзные восстановительные работы. И, наконец, 12 декабря 1999 года Собор был повторно освящён и открыт для богослужений.

В настоящее время Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является одним из крупнейших католических храмов Москвы. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии сегодня активно привлекает внимание многих отечественных католиков, которые приходят сюда на богослужения и иные религиозные мероприятия. Также данный храм известен своим органом. Сегодня здесь находится инструмент всемирно известной фирмы «Kuhn», построенный в 1955 году. Ранее он был установлен в одном из крупнейших кафедральных соборов Швейцарии и в 2002 году подарен московским католикам. С того самого момента начались работы по демонтажу и последующей установке органа, которые продлились до 2005 года. Сегодня этот легендарный инструмент используется при проведении различных религиозных мероприятий. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты органной музыки, купить билеты на которые стремятся и многие светские слушатели.

В Москве имеется несколько католических храмов. Костел на Малой Грузинской улице - едва ли не самый большой из них. Решение о его строительстве было принято в 1894 году. В те времена в Москве жило просто огромное количество католиков. Это были французы, поляки и т. д. (30 тыс. человек). Двух католических храмов (св. Людовика и св. и Павла), уже имевшихся в XIX веке в столице, попросту не хватало. Деньги на новую церковь собирали сами прихожане - как москвичи, так и жители других регионов России. Шли пожертвования и из-за рубежа. К примеру, из Варшавы было прислано 50 тыс. рублей.

Строительство костела

Строить Римско-католический кафедральный собор начали в начале ХХ в. - в 1901 г. Проект разработал один из известнейших архитекторов столицы и всей страны - Богданович-Дворжецкий. Фома Иосифович был прихожанином костела св. Петра и Павла и преподавал живопись, зодчество и ваяние в Московском училище. Для того чтобы построить новый храм, верующим пришлось обращаться за разрешением к Николаю II и Синоду РПЦ. Под собор было выкуплено 10 га земли. На его возведение ушло порядка трехсот тысяч рублей золотом.

Костел после революции

Открытие новой церкви состоялось в декабре 1911 года. Мессы в храме проводились как до революции, так и после нее. В 1937 г. костел на Малой Грузинской первым из всех, действовавших в Москве, был закрыт. После этого бесследно исчезли практически все церковные принадлежности. Вывезли даже орган и алтарь. Красивейший фасад был обезображен. В церкви начали свою работу различные светские организации. Внутри храма возвели огромное количество перегородок и сделали перепланировку, в результате чего интерьер изменился до неузнаваемости.

Костел после войны

Во время ВОВ в Римско-католический кафедральный собор попала бомба. Однако слишком больших повреждений при этом зданию нанесено не было. В первые дни войны были разобраны башенки церкви, поскольку они могли послужить хорошим ориентиром для немецких летчиков. В результате здание полностью потеряло свое очарование. После войны был разрушен и главный шпиль костела.

В 1976 г. храм хотели отдать под зал органной музыки. Однако сбыться этим планам суждено не было. В стенах костела на тот момент действовало около 15 светских организаций. Разумеется, переезжать на новое место никто не захотел.

Вплоть до 90-х годов костел использовался и в качестве склада. О необходимости его возвращения верующим заговорили в 1989 году. 8 декабря 1990 г. священником Тадеушем Пикусом на ступенях храма была отслужена месса. Несмотря на мороз, в костел пришло огромное количество верующих. Все они молились о возвращении им храма. Первая же после 1937 г. официальная месса была проведена в соборе 07.06.1991 г.

Костел на Малой Грузинской в наши дни

В 1992 г. Ю. М. Лужковым было подписано решение о постепенной передаче помещений храма московским католикам. Однако выселить занимающий храм НИИ «Мосспецпромпроект» долго не удавалось. В 1995 г. верующие самостоятельно разобрали стену, отделявшую это светское учреждение от прихода, и попытались освободить помещение от офисной мебели. Однако вмешавшийся ОМОН разрушил планы католиков. Верующие были изгнаны из костела. Некоторые из них даже получили телесные повреждения.

После этого инцидента католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился к Борису Ельцину с просьбой разрешить конфликт между приходом и НИИ. В результате «Мосспецпромпроект» был переведен в другое здание. К концу 1995 г. храм полностью передали верующим. Освящен он был 12.12.1999 г. легатом Папы Римского госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано. К концу века собор был полностью отреставрирован. Деньги на реконструкцию, как и при строительстве храма, собрали прихожане. Руководил работами Анджей Стецкевич. В результате собор стал настоящим украшением даже такого богатого на города, как Москва. Костел на Малой Грузинской в наши дни выглядит великолепно, вы можете убедиться в этом из фотографий, размещенных в статье.

В 2005 году собором Basler Munster (г. Базель, Швеция) костелу был подарен орган. Этот инструмент позволяет абсолютно безупречно исполнять музыкальные композиции самых разных эпох.

Сегодня, как и когда-то, в храме проводятся мессы на армянском, английском, польском, французском и других языках. Священники венчают молодоженов, крестят новорожденных, провожают в последний путь умерших. Как и во всех католических храмах, в костеле звучит орган.

Интерьер храма

Входя в Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской, верующий сразу же видит висящий на стене крест, украшенный цветами. Икон, как и во всех католических храмах, в костеле нет. Зато есть алтарь, возле которого и проводятся мессы. Интерьер костела необыкновенно красив. Особое очарование ему придают витражи - цветные панно, собранные из кусочков стекла. Темнота, высокие своды, мерцание свечей и органная музыка настраивают верующих на соответствующий лад.

Архитектурные особенности

Построено здание из кирпича красного цвета в неоготическом стиле. Это архитектурное направление может считаться в какой-то мере традиционным для католических соборов. Зародился во Франции и очень быстро распространился по всей Европе. Основной его отличительной чертой являются монументальность и стремление всех элементов ввысь. Многие католические соборы, в том числе и костел на Малой Грузинской, украшает огромное количество башенок с тонкими шпилями. Главная ось храма расположена строго на линии Север-Юг. В этом одно из отличий костела от православной церкви, в которой главный вход обычно находится на западе.

Храм на Малой Грузинской представляет собой базилику, построенную в форме латинского креста. Восточный фасад костела очень похож на фасад знаменитого Вестминстерского собора в Великобритании. К главным воротам храма ведет ровно 11 ступеней. Это означает 10 заповедей, плюс символ самого Христа. Лишь соблюдая наказы Иисуса, можно войти в царствие небесное.

В чем разница между католицизмом и православием

Храмы строят и католики, и православные. Разница между двумя этими направлениями христианства, однако, достаточно существенна. Но сначала поговорим об их сходстве. Обе эти церкви отличает наличие жесткой иерархической структуры, своих законов, а также религиозных и культурных традиций. Разумеется, основным объектом поклонения и там и там является Иисус Христос, а также единый Бог Отец. И католики, и православные особо почитают Деву Марию и всех апостолов. В обоих этих направлениях имеются свои великомученики и святые.

В чем же разница? Разделение христианства на католичество и православие произошло очень давно - в XI в. В 1054 г. Патриарх Константинопольский представителей Папы Римского, которые ответили ему тем же. С тех пор католики и православные богослужений вместе не проводят. Объединение этих двух направлений христианства представляется крайне проблематичным и в наши дни. Слишком уж большие изменения первоначальных традиций произошли за века раскола.

Католичество - это прежде всего целостная церковь. Все ее члены и составные части жестко подчинены Папе Римскому. такой монолитностью не отличается. В этом плане она более демократична. Существуют Константинопольская, Русская, Грузинская, Сербская и другие православные церкви. Имеются различия и в религиозных канонах. К примеру, католики уверены в том, что Святой Дух может исходить как от Отца, так и от Сына. Православные же считают, что только от Отца. Различия существуют и в отношении церквей к своим прихожанам. В католицизме, например, разводы категорически запрещены. Православная же церковь иногда их разрешает.

Какие еще католические костелы действуют в Москве на данный момент

Костел на Грузинской не единственная католическая церковь в столице. Имеются и другие:

  1. Костел св. Людовика. Основана эта церковь была еще в 1791 г. В начале XIX века (1827-1830 гг.) на месте старого здания построили новое в стиле базилики. Возведена церковь была по проекту зодчих Д. И. и А. О. Жилярди. После 1917 г. этот храм не закрывался, и мессы в нем продолжали служить. В 1992 г. верующим были возвращены все здания, относившиеся к костелу до 1917 г., в том числе и здание лицея.
  2. и Павла. Это еще один костел в Москве, основанный очень давно - в 1817 г. Новое здание построили в 1903-1913 гг. по проекту архитектора В. Ф. Валькота. После революции храм был закрыт, и в нем располагались различные светские организации. Сегодня эта церковь опять передана верующим.
  3. Англиканская церковь св. Андрея. Основан этот костел был в 1814 г. Нынешнее здание возвели в 1882-1884 гг. Проект храма разработал англичанин Р. К. Фримен. В 1920 г. церковь была закрыта. В настоящий момент она передана верующим.

Костелы Москвы. Адреса

Католические храмы столицы можно посетить по адресам:

  1. Римско-католический кафедральный собор: ул. Малая Грузинская, д. 27.
  2. Церковь апостолов Петра и Павла: пер. Милютинский, д. 19, кв. 18.
  3. Церковь св. Людовика: М. Лубянка, д. 12.

Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – самая крупная католическая церковь России. Он возвышается в Москве, на Малой Грузинской улице и украшает ее своими островерхими неоготическими башнями. Здание было воздвигнуто в 1911 году силами польской общины в Москве.

В молитве и добрых делах

Римско-католический кафедральный собор с 1938 года не проводил богослужений. И только в 1999 году кардинал Анджело Содано, прибывший из Ватикана, освятил его и дал свое благословение. Сейчас в соборе проходят богослужения по римско-католическому обряду не только на русском и польском, но также и на английском, испанском, французском, вьетнамском, корейском языках и на латыни. Кроме того проводятся богослужения и святые мессы по армянскому обряду.

Много внимания направлено на благотворительные мероприятия, в том числе проводятся музыкальные концерты для сбора средств. На территории кафедрального собора есть библиотека, редакция церковного журнала, церковная лавка и офисы благотворительных организаций. В храме организовывают молодежные встречи для привлечения в римско-католическую церковь подрастающего поколения. В соборе желающих обучают григорианскому хоралу и импровизационной игре на органе.

Органная музыка

Не только верующие-католики посещают римско-католический кафедральный собор. Многих людей привлекает классическая органная музыка. Орган в этом соборе самый большой в России, он включает в себя 5563 трубы. Только представьте себе это количество. Это огромный музыкальный организм, оживающий от соприкосновения с человеком.

На концертах играют Генделя, Моцарта, других великих композиторов и, конечно, Баха, неповторимого мастера органной музыки. Кроме потрясающих ощущений возникает удивление мастерством композитора. Какой же компьютер в его голове должен быть, чтобы гармонизировать почти шесть тысяч разных голосов в одну потрясающую мелодию, так понятно говорящую со слушателями? Звук наполняет собой весь собор, уносится ввысь, наполняет человека. Упругая волна звука становится осязаемой, ее можно почувствовать кожей. Непередаваемое, потрясающее ощущение.

На глаза многих слушателей наворачиваются слезы. Другие – слушают, прикрыв глаза, третьи – затаили дыхание, боясь пошевельнуться. После последнего аккорда некоторое время стоит полная тишина. Люди не верят, что музыка затихла и уже не возобновится. Ведь концерт длится более часа, а по восприятию слушателя кажется, что прошло всего несколько минут…

Об органных концертах можно говорить только в превосходной степени, они вызывают небывалые по силе ощущения. На этом примере хорошо видно, что взаимопроникновение культур и религий может обогатить мировосприятие всех без исключения народов, сделать их духовную жизнь немного богаче.