Храм казанской иконы божией матери в глебово - воин-мученик евгений родионов. Евгений Родионов

СВЯТОМУ БЫЛО 19. Н ОВЫЙ МУЧЕНИК ЗА ХРИСТА ВОИН ЕВГЕНИЙ ЗВЕРСКИ КАЗНЕН ЧЕЧЕНСКИМИ БАНДИТАМИ.

Вначале - факты. В ночь с 13-го на 14 февраля 1996 года тогда еще 18-летний рядовой Евгений Родионов вместе с тремя своими однополчанами, такими же необстрелянными ребятами, нес караульную службу на незащищенном открытом посту чечено-ингушской границы. Их подразделение было переброшено сюда из Калининградской области всего за месяц до того. Применять оружие первыми было запрещено приказом, стрелять на поражение разрешено только после предупредительного выстрела вверх. И все это - в условиях чеченского беспредела.
Ребята были взяты бандитами, проезжавшими на санитарной машине. Вооруженными до зубов чеченцами. После этого боевики проехали беспрепятственно еще три наших блокпоста. А затем последовал трехмесячный плен, в течение которого нашим солдатам предлагали принять магометанскую веру. На Евгении, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставался никогда, сознательно окрестившись в 11 лет. Это вызывало особую ярость, от него требовали снять крест, то есть отречься от Христа. За бесповоротный отказ снять с себя крест он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в день своего рождения, в день православного праздника Вознесения Господня, Евгений был обезглавлен.
Независимой группой чеченских журналистов был снят фильм о войне. В этом фильме использованы съемки казни наших пленных, сделанные боевиками. Частично эти кадры были показаны в передаче «Русский дом», но не все. На этих кадрах видно, как расстреливают двух связанных ребят, а потом у третьего заживо пилой отпиливают голову. Такой казни подвергся Евгений. Вместе с ним за отказ принять магометанство были замучены еще трое: воины Игорь, Андрей и Александр. Евгений же за отказ снять крестильный крестик принял особую муку.

Скорбная дорога
16 февраля 1996 года Любовь Васильевна Родионова получила телеграмму, извещавшую, что ее сын Евгений Александрович Родионов самовольно оставил часть. В ней командование просило ее принять меры для возвращения его к месту службы. Телеграмма была послана, когда чеченцы уже начали пытать захваченного в плен Женю...
«Эта телеграмма на всю жизнь черной полосой отрезала меня от той светлой пусть не совсем легкой, но нормальной жизни, которую мы прожили с сыном, - вспоминает Любовь Васильевна. - Было страшно, что на него такое могли подумать. Женю все знали как верного, принципиального человека. Получив такую телеграмму, я уехала туда, а здесь, дома, по подвалам, по даче стали лазить милиционеры - искать дезертира. Когда я приехала в часть, передо мной извинились и сказали, что в суматохе не разобрались сразу, погорячились. На самом деле там все было настолько очевидно, что даже спустя две недели после этого происшествия снегом не до конца засыпало пятно крови на дороге. Видны были следы борьбы... Наблюдающий видел, как в три часа подъехала к блокпосту «скорая помощь», он даже слышал крик: «Помогите!». После этого - тишина. Никого почему-то это не взволновало, почему-то не был поднят по тревоге отряд. В четыре часа утра пошли менять ребят, а их уже не было...»
«Он три с половиной месяца находился в плену, - продолжает Любовь Васильевна. - Я знаю, он ждал, надеялся, что его не оставят, освободят и что все это кончится. Только он оказался никому не нужен. К сожалению, не он один. Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете».
За 10 месяцев Любовь Васильевна объездила практически всю Чечню. Удалось попасть на прием к Аслану Масхадову, встретиться с Басаевым., Яндарбиевым, Гелаевым. Во время встречи с Хаттабом ее сфотографировал один из боевиков. Эта фотография послужила своеобразным пропуском в бандформирования. И только в сентябре Любовь Васильевна узнала, что Евгений казнен и похоронен в Бамуте.
После нескольких недель унижений она вышла на убийцу - некоего Руслана Хойхороева, который и сообщил обстоятельства смерти Евгения. Выяснилось, что убит он 23 мая - в день своего рождения. Могилу удалось найти далеко не сразу - за информацию требовали огромный выкуп. Пришлось заложить квартиру. В указанной боевиками авиаворонке были зарыты трое пограничников, еще одно захоронение находилось неподалеку. Все тела были обезображены до неузнаваемости, два из них обезглавлены. Евгений был опознан только по нательному крестику, который носил с детства. За отдельную плату вернули голову.
Мать сама привезла останки сына на родину - в Подольский район Московской области. Через несколько дней после похорон Евгения его отец умер от инсульта.
«Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, - начертано на кресте, установленном на его могиле, - защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».
Проста и обыкновенна короткая биография Евгения Родионова. Родился он 23 мая 1977 года. Рос обычным крепким и здоровым ребенком. В школе учился хорошо, но когда закончил девятый класс, пошел работать на мебельную фабрику. Работа мебельщика - он овладел специальностями сборщика, обойщика и раскройщика - ему нравилась, да и заработок был приличным. А потом была служба в армии...
Посмертная жизнь оказалась неожиданно необыкновенной. Сначала пришло возмездие. Летом 1999 года при налете на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийцы Евгения. Как раз на том самом месте, где в девяносто шестом были захвачены Евгений и трое других солдат. А в начале осени пришло известие о смерти самого Хойхороева. Его вместе с головорезами-телохранителями прикончили в Грозном во внутричеченской бандитской «разборке».

Слово памяти новомученикам
Страдания и смерть за Христа Евгения Родионова и его товарищей поразительно напоминают страдания новомучеников, особенно греческих и балканских, пострадавших от магометан и огнепоклонников. Так, мы можем вспомнить Иоанна Нового из Янины, Иоанна Кулика из Эпира, пострадавших в XVI веке, великомученика Иоанна Нового Сочавского, который отказался хулить веру во Христа и после страшных мук был обезглавлен, и тысячи греческих, сербских и других балканских страдальцев за веру, которых убивали только за то, что они исповедовали христианство. Их тоже принуждали сменить веру, их тоже убивали за одно имя «христианин» или «православный». Им тоже, как и Евгению, после пыток отрубали голову.
Само название «новомученики» пришло к нам от этих страдальцев XVI, XVII, XVIII, XIX и XX веков. Такие страдальцы немедленно причисляются церковью к лику святых мучеников. От них не требуется благочестивой жизни до страданий. Страдание за Христа, за имя Христово вменяется им в праведность, так как они умерли со Христом и царствуют с Ним. Достаточно вспомнить последнего из сорока мучеников Севастийских, ничего знавшего о Христе, но принятого вместе с остальными мучениками за решимость умереть вместе с ними. Значение этого подвига и молитвенного почитания, которое уже открывается в нашем народе, невозможно переоценить. Мученики были и будут главной любовью Церкви, ее славой и торжеством. По отношению к нашей молодежи в прославлении мученика воина Евгения таится особая милость Божия к нашему времени.

Высшие Силы подтверждают
К нам попал рапорт (за 2001 г.) настоятеля храма Святой великомученицы Варвары иерея Вадима Шкляренко Управляющему Криворожской Никольской епархии епископу Ефрему о чуде мироточения фотографии воина Евгения Родионова. Рапорт публикуется с незначительными сокращениями.
«Ваше Преосвященство, докладываю Вам о событиях, происшедших в жизни прихода. В конце апреля сего года в Днепропетровске у прихожан храма Святого Пантелеимона замироточили иконы «Царя мученика», «Царской семьи», «Архистратига Михаила» и икона Божией Матери «Утоли моя печали», которые мною, по просьбе многочисленных прихожан, были принесены в храм Святой Варвары для покаяния в грехе цареубийства.
Во время этих событий мне случилось в г. Днепропетровске приобрести брошюру «Новый мученик за Христа воин Евгений». Первоначально, до приобретения брошюры, увидевши изображение на фоне Российского флага воина Евгения Родионова, возникло недоверие в содержании брошюры. В последующую ночь, а вернее, ранним утром, я увидел стоящего у моей постели воина в камуфляже, как на портрете в брошюре, с накинутым сверху красным плащом-накидкой, как изображают на иконах мучеников. Вопросивши мысленно: «Кто ты?», я услышал ответ: «Я тот, о ком написана та книга». Видение было четкое, цветное и не вызвало страха. Как возникло, так и исчезло. После этого, дождавшись первого транспорта в г. Днепропетровск, я поехал в церковную лавку и приобрел брошюру о подвиге Евгения Родионова, содержание которой меня поразило и потрясло. У меня лились слезы покаяния и умиления на протяжении чтения всей этой книги, как потом впоследствии у всех тех, которым я давал читать эту книгу.
В один из воскресных дней я произнес проповедь о новомученике воине Евгении Родионове. Все слушавшие прониклись любовью к подвигу молодого воина - мученика за Христа, плакали. Придя домой после службы, книгу положил между полками книжного шкафа, и о месте ее нахождения знал только я. На следующий день, после утреннего правила, решивши переложить брошюру в книжный шкаф к другим книгам, я увидел, что лицевая сторона брошюры с портретом новомученика за Христа воина Евгения была усеяна каплями мира, которые светились под лучами утреннего солнца.
В подтверждение этого целую Честный Животворящий Крест и Слова моего Господа Иисуса. Смиренный послушник Вашего Преосвяшенства священник Вадим Шкляренко».

Размышления о христианском подвиге мученичества
Протоиерей Александр Шаргунов посвятил этому вопросу специальную проповедь. Наиболее важные мысли из нее мы приводим сегодня.
«В праздник новых мучеников и исповедников российских, мы снова молимся о том, чтобы Господь даровал Своей Церкви благодать покаяния на той же глубине, на какой явилась праведность ее святых. И мы вспоминаем не только тех, кто принял страдания в годы коммунистических гонений, но и тех. кто пострадал за Христа в наши дни. Сегодня я хотел бы выделить из этого сонма нового мученика и исповедника - воина Евгения. Мы слышали уже о других христианских мучениках чеченского плена - о убиенном протоиерее Анатолии, о трех юных солдатах, распятых в Великую пятницу несколько лет назад, о других мучениках этой войны. И вот теперь - Евгений Родионов.
Что же произошло? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали подвергать жестоким пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику.
Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его Сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение? Господь сказал одному молодому человеку во сне: «Крестик - это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде».
Мы не знаем, какие духовные переживания были связаны у Евгения с его нательным крестиком. Вполне возможно, что никаких особенных не было. Кроме веры, что это - Крест Христов. С Крестом Христовым в руке изображаются на иконах Христовы мученики.
Постараемся осмыслить подвиг нового мученика Евгения.
Прежде всего, сама картина истязаний пленных многое раскрывает. Не было пытки, физической или нравственной, через которую они не прошли. Если они уступали, их опускали еще ниже. Никто, не может представить все ужасы, которым они подвергались. Человек может пройти через любые пытки и через смерть и спастись. Но отречься от веры, отречься от всего, что является краеугольным камнем души, сказать, что вся моя жизнь сплошная ложь, что я не верю в Христа Бога, не люблю моих родителей, что мне наплевать на мое Отечество и на Церковь, и остаться живым - что делать человеку после этого с его жизнью? После отречения от Бога от одного сознания, что ты предал Бога, боль не прекращается. Духовная боль несравненно мучительнее телесной. Что делать человеку после этого, чтобы не сойти с ума? Только молиться. Без покаянной молитвы невозможно выжить.

Самое существенное, что можно сказать о воине Евгении, - он участвовал в страданиях за Христа. И он показал, что православная вера сильнее. «Мученик Твой, Господи, Евгений во страдании своем прият венец нетленный от Тебе, Христа Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощный дерзости. Того молитвами спаси души наша». Невозможно найти более точных слов, чем этот общий тропарь мученикам, который мы каждый день поем в церкви.

Подготовил Петр РАСТРЕНИН
ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ №9, 2005г.

Икона новомученика Воина Евгения
в Успенском Соборе г. Астрахани.

(фото Н.Антышевой)

Адрес статьи: http://uspenskiysobor.narod.ru/html/7_1_3.html

Обсуждение статьи в сообществе Pravoslavie:

23.05.1977-23.05.1996

Евгений Александрович Родионов - первый воин российской армии, которого в конце 2003 года было предложено канонизировать. Является местночтимым святым в Сербии. Священник Московской Патриархии Константин Татаринцев предлагает прославление по формуле «Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».

В патриотической прессе прошлых лет много писалось о подвиге 19-летнего солдата Евгения Родионова, в 1996 г. оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и не снявшего с себя нательного креста. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России». Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, - и сюда идут, и идут люди. А однажды на могилу Евгения близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду - медаль «За отвагу» - и положил ее на могильный камень…

Родился Евгений Александрович Родионов 23 мая 1977 г. в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на шофёра.

В городе Озерске Калининградской области проходил службу в учебном подразделении воинской части учебной части №2631 пограничных войск Российской Федерации (ныне расформирована).

После учебного подразделения 25 июня 1995 г. призван в армию и служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения (в/ч 3807, расформирована в 1998 г.) современного Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни. Военную присягу принял 10 июля 1995 г.

13 января 1996 г. Родионов был направлен в полугодовую командировку под командование Назранского пограничного отряда (воинская часть № 2038-?(2094)), где, прослужив один месяц, попал в плен. 18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя рядовыми - Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым - взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля 1996 г. недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Из подъехавшей машины «Скорой помощи», которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили «санитары» в камуфляже - более десятка вооруженных до зубов бандитов. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами.

А затем начался плен…Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения - ему как раз исполнилось 19 лет. Российскими войсками Бамут был взят - на следующий день.

Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев, который вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года.

Сейчас у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».

Сегодня исполняется двадцать лет со дня мученической кончины Евгения Родионова.19-летний рядовой пограничных войск был зверски убит в плену у боевиков на Северном Кавказе в день своего рождения, 23 мая, за то, что отказался снять православный крест.

Кто молнией промчался по Земле,

Тот светом облечен под небесами...

о.Василий Росляков

/убит сатанистом на Пасху, в возрасте 32 лет./

"Родился Женя в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Роды не были тяжелыми. Женя был крепким, здоровеньким ребенком, рост 52 см, вес 3900. Когда я услышала его первый крик, крик о том, что "я пришел в этот мир, встречайте меня, любите меня", такой вырвался вздох облегчения, и взгляд совершенно случайно упал на окно. Была глубокая ночь, темное небо, на котором яркие крупные звезды, и в этот момент по небу вдруг начала падать звезда. Я побледнела, сердце стало маленьким, холодным и почему-то лохматым комочком. Врачи и медсестры стали убеждать меня, что это хороший знак, что, значит, у ребенка будет хорошая судьба, да и у меня тоже. Но чувство опасности, страха, напряженное ожидание чего-то не покидало меня очень долгое время. Потом как-то все забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет..."

В патриотической прессе уже писалось о подвиге 19-летнего русского солдата Евгения Родионова, в 1996 году оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и Веры, не снявшего с себя нательного креста. Государство наградило Евгения Орденом Мужества. Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, - и сюда идут, и идут люди. Приезжают, специально, из самых удаленных уголков России, из других стран, поклониться "моему никому не известному, тихому сыну" . Мать, Любовь Васильевна Родионова говорит, что это отношение людей "перевернуло все мое сознание в жизни..." А однажды на могилу сына в Курилово (под Подольском) приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду - медаль "За отвагу" - и положил ее на могильный камень...

Биография Евгения Родионова, записанная со слов матери, опубликована в вышедшей в 2002 году первой книге, посвященной солдату, - "Новый мученик за Христа воин Евгений" /Москва, "Хронос-Пресс"/. Это, точнее, пока небольшая брошюра, составленная настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах, протоиереем Александром Шаргуновым. Все же о жизни Евгения - его сокровенных мыслях, чувствах, переживаниях, о том, что ему довелось пережить за три с лишним месяца плена у чеченских бандитов, нам известно еще очень немного. Многое здесь покрыто завесой тайны.

О подвиге Евгения Родионова на страницах издания размышляют священник Александр Шаргунов и настоятель храма Спаса Нерукотворного подмосковного села Прохорово о.Владимир Переслегин. Любовь Васильевна делится своими воспоминаниями - тем, как она воспитывала своего сына, чем он интересовался и к чему стремился в жизни, как работал и учился, как относился к службе в армии и как добровольно ушел служить... И потом, уже страшные воспоминания, - о пришедшем домой известии о якобы "дезертирстве", о пройденных затем кругах ада. О том, что довелось пережить во враждебной и заминированной Чечне, чтобы найти сына. Тело сына...

18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя солдатами, взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Открытый КРП (контрольно-регистрационный пункт) находился метрах в двухстах от заставы. Маленькая будка - без связи и света, без какой-либо огневой поддержки - на единственной в горах "дороге жизни", по которой перевозились оружие, боеприпасы, пленные, наркотики... Из подъехавшей машины "скорой помощи", которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили "санитары" в камуфляже - более десятка вооруженных до зубов чеченцев. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами. Хотя, вспоминает, Любовь Васильевна, "даже спустя две недели после этого происшествия снегом не до конца засыпало пятно крови на дороге. Видны были там следы борьбы - что не как цыплят их покидали в машину...". Мать считает, что ребята пострадали во многом из-за халатности офицеров.

А затем начался плен. "Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете...", - говорит Любовь Родионова.

"Мама, от судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен... плен - это уже как повезет..." - говорил сын перед прощанием матери.

А она, как только узнала, десять месяцев искала Женю по всей Чечне. "Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин там было больше, чем камней. Видно, Он меня защищал от бомбежек, не дал мне возможности погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери - найти сына, похоронить его в родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с преданием земле. Это я только сейчас все поняла, а тогда, когда ходила по военным дорогам, я только молча молилась Господу..."

Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был день рождения - ему как раз исполнилось 19 лет. Мать немного не успела - тогда она была в каких-то семи километрах от места казни. И российскими войсками Бамут был взят - на следующий день.

О смерти сына мать смогла узнать лишь в сентябре. Чтобы найти тело Евгения и потом вывезти его, вместе с другими погибшими товарищами, на родину, - ей пришлось заложить собственную квартиру. Множество фотографий сына раздавала Любовь Васильевна чеченским посредникам, надеясь узнать хоть что-то. За бешеные деньги один из чеченцев согласился указать место захоронения.

"Когда я приехала в конце февраля, рядовой солдат, живой, стоил 10 миллионов. В августе рядовой солдат, живой, стоил 50 миллионов, когда они уже были в роли победителя. У Мелиховой за ее сына просили 250 миллионов, потому что он офицер. Была уже ночь, когда я с саперами украдкой при свете фар раскапывала яму, в которую бросили тела четверых ребят. Я стояла и только молилась, чтобы среди них не было Жени. Я не могла, не хотела верить, что его убили. Доставали останки - одного, потом другого. Я уже узнала его сапоги, стоптанные так, как снашивал только он, но все говорила: "Я не поверю, если не найдете жениного крестика". И когда кто-то крикнул: "Крестик, крестик!", - я потеряла сознание."

Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев. В конце концов он сам в этом признался - это признание буквально выпытала у него мать, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ Ленарда: "У сына был выбор, чтобы остаться в живых, - сказал Хайхороев. - Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался... " (Хайхороев вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года - ровно через три года и три месяца после гибели Евгения Родионова.)

По возвращении Любови Васильевны домой, на 5-й день после похорон, скончался отец Евгения, не отходивший от могилы сына, - у него не выдержало сердце. А сам Евгений в ту же ночь, после панихиды, приснился матери. По ее словам, уже "радостный и сияющий".

И.о.председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Дмитрий Смирнов говорил, что "вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно - это вопрос времени". Запрос об этом в Синодальную комиссию по канонизации был сделан, правда, требовались еще дополнительные сведения о судьбе мужественного пограничника.

Мать Евгения была приглашена в синодальную комиссию по канонизации РПЦ, где её выслушали. Комиссия сделала следующие выводы о смерти Евгения и его возможной канонизации: сообщения о мученической кончине Евгения Родионова записаны только со слов матери, которая саму смерть сына не видела. Она также не может с уверенностью подтвердить, что сына её заставляли отречься от Христа. С предполагаемым убийцей Евгения - Русланом Хайхороевым - мать виделась только один раз в жизни, в течение 7 минут, во время этой встречи Руслан Хайхороев, по свидетельству самой матери, ничего не рассказывал об обстоятельствах кончины Евгения Родионова. Никаких свидетелей и свидетельств о мученической кончине, кроме матери Родионова, - нет. В начале 2004 года Синодальная комиссия по канонизации Русской Православной Церкви отказала в канонизации по причинам отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине и о том, что Родионов вёл сознательную церковную жизнь. Тем не менее бывший тогда и. о. председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Димитрий Смирнов утверждал, что "вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно - это вопрос времени".

В сети Интернет было опубликовано сообщение о том, что 21 октября 2008 года воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви. Однако в 2011 г. секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов в интервью газете "Комсомольская правда" опроверг это сообщение: "Сама епархия канонизировать его не могла и не канонизировала, а потому и местночтимым он быть не может"/

25 сентября 2010 года в городе Кузнецке Пензенской области был открыт и освящен памятник Евгению Родионову, композиция памятника следующая: бронзовая свеча, пламя которой обнимает фигуру Евгения; вокруг головы Евгения - нимб, в руках у него восьмиконечный крест. Памятник установлен на территории 4-й школы, носящей имя Евгения Родионова, сообщает сайт "Пенза Православная".. Заведующий сектором военно-воздушных сил Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами священник Константин Татаринцев предлагает прославление по формуле "Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр"/

В мае 2011 года включён как "новомученик Евгений Воин" в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии Соединенных Штатов для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу/

Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению. Служба включает стихиры для малой и великой вечерни, для утрени, канон мученику Евгению, включающий 9 песней и акафист, и молитву святому мученику Евгению/

Молитва мученику Евгению:

Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся.

Молитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай. Кондак, глас 4-й:

Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.

В десятках храмов находятся портреты Евгения (портрет-икона на алтарной двери в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа находился примерно с 2000 г. и убран по неизвестной причине примерно в 2010-11 гг.; на Алтае - в Акташе, Новоалтайске, Заринске и др.). Иконы воина Евгения Русского пишутся и в Сербии. На Украине у священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска мироточил образ Евгения Родионова. "Миро светлого цвета, с легким запахом хвои". Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 года в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае.

О канонизации воина-мученика Евгения Родионова.

Рассказывают, что сербские солдаты и русские добровольцы просили заступничества у святого Евгения под натовскими бомбежками.

Священник Тимофей Сельский отметил по этому поводу, что на Чеченской войне "пленные русские ребята отказывались принять ислам и становились мучениками за Христа, хотя в мирной жизни, кажется, особо не усердствовали к Церкви… И вот - предварили нас во Царствии Божием со всеми нашими познаниями в области экклезиологии. Что возвело их сразу на высоту святости? - Конечно, особая благодать Божия, поданная в ответ не на что-то духовное, а на чисто душевное - на русскую верность долгу, на усердие человека служивого, который не стремится спрятаться в частную жизнь".

Сегодня воина Евгения уже почитают как святого многие православные люди не только в России, но и в других православных странах (в Сербии его называют Евгением Русским), написано более полутораста икон, они появились в десятках храмов, среди них есть уже мироточивый образ воина-мученика, и недалек тот день, когда воин Евгений будет официально канонизирован Церковью.

У входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, - надпись: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года" .

Сюда идут, и идут люди.

"Мы знаем, что это были долгие, страшные страдания, которые можно сравнить, наверное, только со страданиями великомучеников, бывшими в самые древние времена, когда их расчленяли, обезглавливали, подвергали самым изощренным пыткам, но они свидетельствовали перед миром, что и душа, и тело причастны Кресту Христову, победе Божией, Воскресению Его" (о.Александр Шаргунов, из проповеди на панихиде в день памяти Евгения Родионова).

Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики:

"Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, - это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил".

В знак уважения к подвигу солдата, жители Бамута не только не покушаются на христианский символ, но и помогают терским казакам в уходе за памятным местом.

Подпишись на NOVO24

…13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост на участке дороги Чечня-Ингушетия. Ночью к их посту подъехал микроавтобус с надписью "скорая помощь". Оттуда выскочили пятнадцать вооруженных до зубов здоровых амбалов под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева. Мальчики не сдались без боя. На асфальте остались следы крови. Сослуживцы Евгения, находившиеся буквально в 200 метрах от дороги, ясно слышали крик: "ПОМОГИТЕ!!!" Но все это почему-то не произвело на них никакого впечатления. Многие спали! После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.
…С первого дня 100-дневного плена, увидев на шее Жени Крест, бандиты пытались его "сломать", заставить принять их веру. Жаждали принудить его пытать и убивать таких же, как и он, солдат - мальчишек. Евгений категорически отказался. Его избивали. Твердили: "Сними Крест и будешь жить!!!" И это не пустые слова. Сами главари банд уверяли потом Любовь Васильевну (маму Евгения, которая ездила во время войны по всей Чечне в поисках сына после его исчезновения): "Стань твой сын одним из нас, и мы бы его не обидели". Хайхороев предложил измученным ребятам принять ислам и продолжить воевать на стороне боевиков. Все пленники отказались. Евгений не снял нательного креста, чего требовали убийцы.
…. близ села Бамут, Чечня. 23 мая 1996 года Евгению как раз исполнилось 19. Его вместе с остальными солдатами вывели в лес под Бамутом. Сперва убили друзей, тех, с которыми он был на своем последнем пограничном дежурстве. Потом в последний раз предложили: "Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!!!" Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили - живому отрезали голову - но Крест снять не посмели. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…».
… Вскоре после захвата в плен мать Евгения, мама Евгения Родионова Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. Она вышла на Басаева, тот пообещал ей найти сына при всех, но, когда она вышла из селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза. Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре.
… Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино - Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. Тем не менее, мать солдата снова отправится к убийце сына и скажет: "Верни голову сына". Тот засмеется и уйдет, а через время принесет ей несколько кусочков черепа. Суеверный горец боялся его и мертвого и поэтому разбил отрезанную голову прикладом автомата, чтобы не преследовал на том свете...

…В самых разных частях России стали происходить невероятные вещи. Еще в 1997 году я побывала в новом тогда реабилитационном православном детском приюте. Там одна из девочек-бродяжек рассказывала мне о некоем солдате - "высокий такой, в красной плащ-палатке", который "назвался Евгением, взял меня за руку и привел в церковь". Я еще удивилась, красных плащ-палаток вроде не бывает, потом ахнула: "Да это же плащ мученика!". Дальше - больше. По многим церквям пошли рассказы о "Божественном воине в огненном плаще", помогающем в Чечне пленным солдатам найти путь к свободе, показывающем им мины и растяжки... В госпитале Бурденко раненые военные утверждали, что знают некого солдата Евгения, который им помогает, "особенно когда подступают боли"... Многие клянутся, что видели его на иконе, когда были на экскурсии в храме Христа Спасителя. Мало того, "воина в красной плащ-палатке" знают и заключенные. "Он помогает слабым, поднимает сломленных..."

…В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга "Новый мученик за Христа воин Евгений". И сразу от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришел рапорт о том, что "фотография на обложке книги МИРОТОЧИТ... Миро светлого цвета, с легким запахом хвои". Я сама почувствовала такой же неповторимый терпкий аромат, когда в доме Любови Васильевны приложилась к иконе ее сына, Святого Воина Евгения...

…Крест на могиле поставили. Деревянный самый высокий на всем нашем деревенском кладбище. Надпись сделали: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Креста". Записки люди возле могилы меж камешков подсовывают...

Евгений Родионов мученик за крест….Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики:" Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, - это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил."

Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности.!

Молитва мученику Евгению (Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению):

Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся.

Евгений Родионов иконаМолитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай. Кондак, глас 4-й:

Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.

В десятках храмов находятся портреты Евгения (портрет-икона на алтарной двери в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа находился примерно с 2000 г. и убран по неизвестной причине примерно в 2010-11 гг.; на Алтае - в Акташе, Новоалтайске, Заринске и др.). Иконы воина Евгения Русского пишутся и в Сербии. На Украине у священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска мироточил образ Евгения Родионова. «Миро светлого цвета, с легким запахом хвои». Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 года в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае.

Урок Мужества

«Евгений Родионов. Жизнь, подвиг, память»

Евгений Родионов. Жизнь, подвиг, память.

Цель

Показать духовный подвиг Евгения Родионова, причисленного Православной Церковью к лику святых, повторившего судьбу многих христианских мучеников, не отрекшихся от Христа.

Задачи

Воспитывающие

Воспитанию у молодого поколения и современного воинства стойкости духа, христианского мужества и сохранения Веры.

Развивающие

Эмоциональное стимулирование и развитие патриотических чувств обучающихся через приобщение к воинским и православным традициям

Познавательные

Осветить жизненный путь русского солдата Евгения Родионова, героически погибшего в Чечне 23 мая 1996 года.

Формирующие

Формирование представлений о христианском долге и воинской службе Отечеству.

Формирование опыта духовно-нравственного поведения личности .

Форма проведения

Устный журнал.

Возраст участников

10-17 лет.

Место проведения

Классная комната.

Время проведения

40 минут.

Роль учителя

Подборка информации о Евгении Родионове, его жизни и подвиге.

Поручение детям

Выучить наизусть стихотворения, поработать над предложенным учителем материалом.

Оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, усилители звука, экран, мультимедийная презентация «Евгений Родионов. Святой воин» , видеоролик «Подвиг Евгения Родионова» , аудиозапись музыки Ф.А. Моцарта «Реквием», разноцветные листочки.

Оформление

На экран проецируется презентация, столик с фотографией Евгения Родионова, цветами, зажженной свечой и надписью «Евгений Родионов. Герои в России есть».

Литература

Григорьева Е. Воин в красной накидке //Работница –2003. - №6. – С.6-9.

Дубова О. Н. // , май, 2006.

Сухинина Н. Е. // Русский Дом, январь, 2003.

Чуркина Е., Сапожникова Т. // Ладога, 29.11.2010.

Юрьев Ю. . Завтра, 46(311), 16-11-1999.

Юрьев Ю. . Завтра, 7(272), 16-02-1999.

Ход урока:

1. Учитель читает стихотворение

На фоне музыки В.А. Моцарта «Реквием»

1 мин.

Слайд 1.

Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше,

Все они уходят в мир иной…

А сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

2. Вступительное слово учителя

1мин. 40 сек.

Давно закончилась та война, так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте страны и среди них, ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».

Чечня – кровоточащая рана России. Там каждый день умирали люди: русские и чеченцы. Гибли молодые ребята, не успевшие ещё и пожить по-настоящему. Там годами шли от селения к селению матери в поисках своих сыновей – убитых или живых, пленённых, готовых отдать всё, чтобы найти, спасти своего сына. Чечня – это ещё и деньги, и не малые, которые надо платить лишь за то, чтобы узнать что-то о своём сыне. Когда государство оставляет своих солдат на произвол судьбы, именно матери и отцы готовы отдать всё, чтобы спасти своего мальчика, порой уже мёртвого.

Слайд 2.

Так случилось с сыном Любови Васильевны Родионовой, нашедшей своего Евгения в чеченском плену, выкупившей на свои средства тело сына и узнавшей от самих боевиков о последних минутах жизни своего единственного ребёнка, сделавшего выбор между жизнью и смертью.

Наш урок Мужества сегодня посвящен подвигу, который совершил Евгений Родионов.

Слайд 3.

Люди появляются в этот мир одинаково, но вот по-разному живут и уходят из него по-разному. Большинство тлеют, как головешки, проживая жизнь, никого не согрев, не сделав ничего хорошего в этой жизни, а когда уходят в другой мир, их кончину никто не замечает. А жили ли?

Но есть люди, чья жизнь подобно факелу, зовущему и ведущему за собой одновременно, который своим пламенем согревает души. Такой была жизнь Жени.

3. Сообщение обучающегося

6 мин. 30 сек.

Слайд 4.

Рассказ матери о сыне

Единственный сын Любови Васильевны Родионовой Евгений родился в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Когда младенец огласил мир своим первым криком, Любовь Васильевна почему-то взглянула в окно. Там по ночному весеннему небу медленно падала звезда, оставляя за собой длинную светящуюся полоску. «Это добрая примета, - успокоила её акушерка. – И ты будешь счастливой, и паренёк твой тоже…» Но всё же чувство опасности, страха, напряжённое ожидание чего-то долго не покидало женщину. Потом это как-то забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет.

«Женя рос крепким, очень тихим ребёнком, – вспоминает Любовь Васильевна. – Пожалуй, единственное, что было в его характере с ещё совсем маленького возраста, - это его наблюдательность. Он всегда обращал внимание на то, на что никогда никто внимания не обратил бы. В год с лишним он ещё не ходил, и мы как-то забеспокоились, решили его окрестить. Через месяц после этого Женя пошёл, пошёл твёрдо, уверенно, не спеша».

Получилось так, что Евгений вновь попал в церковь лишь летом 1989 года, благодаря своим бабушкам. По старинному православному обычаю они привели внука исповедаться и причаститься перед учебным годом. И тут выяснилось, что у паренька нет на себе нательного крестика. Наверное, на самой первой исповеди батюшка нашёл самые нужные слова, и, когда Женя вернулся домой, он стал носить крестик, не снимая.

Продел толстую прочную верёвку – «так надёжнее». Мама была в смущении: «Над тобой в школе смеяться станут». – «Пусть, я так решил, и так будет». В этом проявился твёрдый, мужской характер Жени, о котором потом не раз будет говорить его мать.

Но над Евгением никто и не думал смеяться. Постепенно и друзья его сами стали делать крестики. Дети приспособились отливать распятия в специальных формочках. Позже такие массивные самодельные кресты очень распространены в Чечне. Их там мастерили солдаты. Старались, чтобы вышли потяжелее. Нашим ребятам было очень тяжело на той войне морально и физически, и им просто необходимо было постоянно ощущать присутствие православного креста на своём теле.

Женя рос самостоятельным, ответственным, так как матери в тяжёлое время начала 90-х годов пришлось разрываться на трёх работах. Не только сам готовил себе еду, сам делал уроки, один (без мамы) ходил в храм, в основном в Троицкий собор в Подольске. В 14 лет понял и принял суть Троицы, да так, что сумел донести это понимание до сердца тогда ещё далёкой от Веры своей матери. Мать Жени говорила, что он не был совсем открытым ребёнком, «было в нём что-то такое, чего никогда до конца я не понимала».

Хорошо закончив девятилетку, Евгений решил оставить школу и пойти работать на мебельную фабрику. У паренька оказались золотые руки, он начал неплохо зарабатывать. В дом пришёл достаток.

Слайд 5.

25 июня 1995 года Женя в последний раз ушёл из дома, из посёлка – в армию. Идти в армию не хотелось, но долг есть долг. Ни о каком увиливании от армии никогда вопрос не стоял.

Служить Женя попал в пограничные войска, чем очень гордился. Его часть в городке Лесное под Калининградом давно расформирована. В тех частях, где служил Евгений Родионов, не существовало дедовщины. И многие солдаты считают это первым его чудом.

До отправки на Северный Кавказ мама и сын виделись всего раз. Мама рассказывает: «Полковник части, где служил сын, сначала встретил меня неприветливо. Сказал: «Ещё одна мамаша приехала с требованием, чтобы её сына не послали в горячую точку». И лишь когда Любовь Васильевна ответила, что всё будет так, как решит Женя, начальник изменил к ней своё отношение. Помог добраться до полевого учебного центра и дал Евгению восемь дней отпуска. В последний день их встречи Женя сказал матери: «Из нашей части всех посылают в горячие точки, и я уже написал рапорт…» Увидев, как побледнела мать, попытался её успокоить: «От судьбы ещё никто никогда не ушёл. Я могу выйти на дорогу, и меня убьёт машина… А плен… Плен – это уж как повезёт».

Эти его слова оказались пророческими. 13 января 1996 года рядовой Евгений Родионов был направлен в командировку под командование Назранского погранотряда в/ч 2038. В плен попал ровно через месяц. Отряд из четырёх человек – Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев и Евгений Родионов – заступил на очередное дежурство.

Слайд 6.

Их захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе. Женю и еще троих солдат, всего полгода прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу, отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.

Слайд 7.

Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов, вооруженных до зубов сорокалетние побывавшие на войне громилы, и безусые неопытные, почти ничем не защищенные мальчики. Силы были не равны. Бандиты схватили солдатиков, затолкали в машину. Никто не пришел к ним на помощь. Так начался мученический путь четырех русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену.

Слайд 8.

Рядовой Евгений РОДИОНОВ, сержант Андрей ТРУСОВ, рядовой Игорь ЯКОВЛЕВ и рядовой Александр ЖЕЛЕЗНОВ.

Слайд 9.

Разные были ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Один из них – Андрей Трусов – родом из Орла. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было не просто. От момента, когда они остановили машину, набитую боевиками, и до своего смертного часа были вместе.

Никто не объявил никакой тревоги. Не было погони. Ребят вообще не искали. Хотя нет, искали. И даже активно. Но не в Чечне, а в далеком и мирном Подмосковье! 13 февраля Евгения захватили бандиты, а 16 февраля Любовь Васильевна уже получила телеграмму, из которой поняла, что ее сын ушел из части в самоволку. Тут же нагрянула милиция. Квартиру обыскали, ища дезертира.

Тут уж Любовь Васильевна, точно знавшая, что сын ни в какую самоволку уйти не мог, "не та натура", сама кинулась в Чечню спасать Евгения. Там ей подтвердили: "Да, действительно, вышла ошибка, ваш сын пропал без вести..."

4. Сообщение обучающегося

7 мин. 8 сек.

Смерть за Христа

Любовь Васильевна прибыла в Ханкалу, где в надежде найти своих пропавших детей собирались отцы и матери со всей России. «Нет такого посёлка, где бы я ни побывала, - рассказывает она. – Нет ни одного полевого командира, с которым бы ни беседовала… Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин было больше, чем камней. Он меня защищал от бомбёжек, посчитал, что мой долг, долг матери – найти сына, чтобы похоронить в родной земле по христианскому обычаю».

Одинокая женщина без какого бы то ни было «официального прикрытия» сама «вела переговоры» с отпетыми бандитами. На встречах с боевиками ей говорили, что сын жив, но он в плену. Она сама тоже побывала в плену, три дня прожив в заложниках. Любовь Васильевна верила, что Женю ищут военные, они не оставят его и других ребят: «Он же государственный человек, не за себя стоял, за Родину». Но сына, уже мёртвого, нашла она сама лишь через девять месяцев. И даже за останки бандиты потребовали 4 миллиона рублей – примерно 4 тысячи долларов. И все эти деньги она выплатила сама, продав всё, что имела: квартиру, мебель, одежду.

Слайд 10.

От боевиков Любовь Васильевна и узнала подлинную историю крестного пути своего сына. Плен с испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен – это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен – это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете. Три с половиной месяца унижений, побоев, издевательств могли прекратиться в любой день. Каждый день Жене говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом – и всё». Это не пустые слова. Сами главари банд уверяли потом Любовь Васильевну: «Стань твой сын одним из нас, и мы его бы не обидели». В неполные девятнадцать лет мальчик делает выбор. Он прекрасно понимает, что значит стать «братом» чеченского боевика. Это значит взять оружие в руки и воевать против своих, против таких же мальчишек, как он сам. Возможно, до последних дней он верил в то, что его и других ребят найдут и спасут. Но если государство предаёт своих сыновей, бросает их на произвол судьбы, Господь не оставляет своих. Может быть, Ангел Хранитель укреплял его во тьме подвала, как это было с мучениками первых христиан, ведь каждый день, исповедуя Христа, духом своим он поднимался вверх – не в смерть, а в жизнь .

Слайд 11.

Развязка произошла 23 мая 1996 года, в день рождения Жени. Ему исполнилось 19 лет. С остальными солдатами его вывели в лес под Бамутом. Сначала убили друзей, с которыми был на последнем дежурстве. Потом в последний раз боевики предложили ему снять Крест, обещая сохранить жизнь. Евгений отказался. Когда «борцы за истинную веру» убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они решили отрезать ему голову. Женя был живым, когда нож бандита полосовал ему его горло... дикая расправа - от дикого хазарского поверья - у врага надо отрезать голову, иначе он будет преследовать тебя всю жизнь. И тогда его хладнокровно казнили – обезглавили.

Слайд 12.

Но Крест снять не посмели. Именно по нему мама узнала потом своего сына. В момент казни она находилась в 7 километрах от сына.

Чтец 1:

Люди, вы слышали про
парня,
Что был растерзан у
врагов в плену?
Он вынес все свои
страданья
И выгнул линию свою.
Его пытали, били,
унижали,
Хотели, чтоб сорвал он
крест с груди,
Но верх над ним не
одержали,
Не предал он своей
любви.
Остался до конца он
верен
России,Богу,Матери
Своей
И знал солдат, что век
его отмерен,
Что он умрет, но после
всех страстей.
Осатаневшие шакалы
Не зная,как его
сломить,
Достали острые
кинжалы
И стали голову пилить.
И в страшных
муках,окровавлен,
Но не отрекся от
Христа
Зверьем тем был он
обезглавлен,
Но сам не снял с себя
креста....

Слайд 13.

Чтобы забрать тело из могилы, матери - Любови Васильевне, 17 раз приxодилось приезжать на переговоры с бандитами, ей выдвигались все новые условия. Два раза солдаты и офицеры добровольно рисковали своими ЖИЗНЯМИ, и вместо пяти человек, нужных для выполнения операции, вставало двадцать.

Слайд 14.

В конце концов, Хойхороев отправил мать искать могилу на... минном поле. При этом погиб, помогавший Любови Васильевне капитан подорвавшийся на мине.

Тело Евгения было привезено матерью на родину 20 ноября 1996 года, в день памяти мучеников Мелитинских. Один из тридцати трёх воинов-христиан римской армии, отказавшихся отречься от Христа, носил имя Евгений. Женя казнён в день Вознесения Господня, пришедшийся в тот год на 23 мая. И Храм, возле которого лежит солдат, тоже носит название Вознесения Господня. Это храм упоминается в летописи с 1600 года, а в 1812 году был сожжён и разграблен французами. И именно в 1996 году храм Вознесения Господня стал восстанавливаться по Промыслу Божию.

Летом 1999 года при налёте на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийцы Евгения. Он был убит на том самом месте, где за три года до этого были захвачены Евгений и трое других солдат. Мать не торжествовала, узнав об этом: «А чего радоваться, ещё одна душа пропавшая!»

Слайд 15.

На могилу Жени, особенно в день его рождения (и мученической смерти) 23 мая, собираются сотни людей. «А какие у нас чудеса случались, - рассказывает Любовь Васильевна. – Каждый год радуга. Мы уж ждём, знаем. А в прошлом году (2002г.) встало 4 белых креста облачных. Священников приезжает много. Некоторые по Жене не панихиду, как по мёртвому, а молебны служат. Православные со всей Руси едут. Помогают мне, как могут. Миром собрали деньги, позволили выкупить квартиру. Ту самую, где сынок вырос. Крест на могиле поставили. Деревянный, высокий. Самый высокий на всём нашем деревенском кладбище. Надпись сделали: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Креста». Под этот крест люди, приезжающие специально к этой могиле из самых отдалённых уголков России, кладут записочки с мольбой о помощи. Порой, буквально с житейскими просьбами и вопросами. Простые люди преклоняются и перед матерью солдата. Однажды в храме ей подали листок с молитвой, От кого – не известно. А там: «… Услыши нас слабых и немощных, с верой и любовью преклоняющихся пресветлому твоему образу».

5. Слово учителя

48 сек.

Слайд 16.

Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Чувашии, Украины... из-за рубежа.

Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно...О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.

Слайд 17.

Так было предопределено, чтобы на рубеже тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос.

6. Сообщение обучающегося

8 мин.50 сек.

Слайд18.

Жизнь после смерти

Село Акташ затерялось в горах Алтая. Богом и государством забытый край. Люди, которые приезжают сюда из центра России, рассказывают, что даже столица республики – Горно-Алтайск – до сих пор живёт в 50-х годах. Про Акташ и говорить не приходится. Здесь находится штаб Алтайского погранотряда, который защищает пересечение российской границы с рубежами трёх стран: Китая, Монголии и Казахстана. Два года назад солдаты своими руками построили тут первый в пограничных войсках деревянный полковой храм.

Храм этот – Свято-Евгеньевский, он освящён в честь Евгения Мелитинского – одного из тридцати трёх воинов-христиан Римской армии из города Мелита, которым за отказ отречься от Христа отсекли головы. Пограничники, правда, говорят, что это, прежде всего, памятник их товарищу Евгению Родионову.

Здесь служит первый в новейшей истории российской армии полковой священник – отец Варлаам, который сам некогда был офицером – военным хирургом.

Он и написал первую икону «воина Евгения, в Чечне убиенного». Она какое-то время стояла в храме, но скоро бойцы попросили забрать её с собой на заставу. Пришлось отцу Варлааму писать ещё одну. И эта икона оказалась чудотворной.

В начале августа 2003 года в Акташ отправились Александр Макеев и сотрудники его фонда: привезли для полкового храма иконы, кое-какую церковную утварь и землю с могилы Жени Родионова, благословенную его матерью. Отец Варлаам решил отслужить панихиду…

Икону Евгения вынесли на аналой, - рассказывает Макеев, - мы стояли и слушали службу. Вдруг мы все – присутствующие в храме – переглянулись: из Жениной ладони, в которой он на иконе держит крест, засочилась золотистая струя. Батюшка это тоже заметил, но не мог прервать молитву. Когда же он закончил, он обернулся к нам с каким-то просветлённым лицом и сказал: «Ну вот, смотрите же!»

Как оказалось, это не первый случай мироточения этой иконы. Отец Варлаам рассказал, что впервые она замироточила 20 ноября прошлого года. Тогда в части был крестный ход памяти мелитинских мучеников, и икона «заплакала» прямо в руках у рядового Андрея Зяблицкого. Затем то же самое повторилось на Вербное воскресенье. А наиболее обильное мироточение было отмечено в храме 23 мая – в день поминовения Евгения Родионова.

Жидкость каждый раз разная, - рассказывает священник. – И запах… Его сложно с чем-то сравнить. Он напоминает цветочный аромат, но всё же более густой.

В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга «Новый мученик за Христа воин Евгений». И сразу от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришёл рапорт о том, что «фотография на обложке книги мироточит. Миро светлого цвета, с лёгким запахом хвои».

В самых разных частях России стали происходить невероятные вещи. Так в одном из реабилитационных центров одна из девочек-бродяжек рассказывала о некоем солдате в красной плащ-палатке, который «назвался Евгением, взял меня за руку и привёл в церковь». Красный плащ-палатка - плащ мученика. По многим церквям пошли рассказы о некоем «Божественном воине в огненном плаще», помогающем в Чечне пленным солдатам найти путь к свободе, показывающем им мины и растяжки. В госпитале им. Бурденко раненые военные утверждали, что знают некоего солдата Евгения, который помогает, «особенно когда подступают боли». Многие говорят, что видели его на иконе, когда были в храме Христа Спасителя. «Воина в красной плащ-палатке» знают и заключённые: «Он помогает самым слабым, поднимает сломленных».

Любовь Васильевна Родионова верит. Никогда раньше не верила, до 45 лет даже в церкви не была. А теперь верит. При этом она не считает, что её сын принял мученичество за православие. «Он, прежде всего, остался верен присяге, исполнил свой воинский долг», - говорит она.

И о себе она не говорит как о матери святого: «Я, прежде всего, мать-воин». А ведь был момент, когда она, отверженная всем миром, дойдя до последней черты отчаяния, решилась на смертный грех самоубийства. Но какая-то светлая и радостная сила, по её собственному признанию, подняла её на ноги, и она физически ощутила присутствие сына. «Ты сейчас нужна многим», - пронеслось в сознании.

Она, по воле сына, так как бы сделал он, собирала посылки и привозила их нашим солдатам в Чечню. После гибели сына она была там 24 раза. Более 100 тонн гуманитарной помощи переправила Любовь Васильевна нашим солдатам в горы. Привезла она туда 6000 православных крестиков. «Я не знаю, как это объяснить, - говорит она, - но солдаты не берут эти крестики в руки, а голову наклоняют, чтобы я надела крестик и благословила». Солдаты в Чечне не знали, как её зовут. Они встречали её просто: «Женина мама приехала!» Она уже ничего не боялась, сама ходила по блокпостам, военным частям, госпиталям. Её знали местные жители и уважали за смелость. Её пропуск – молитва. Почти в каждой солдатской палатке – Женины иконы.

Каждый день она ходит на могилу сына, похороненного в посёлке Курилово, близ подмосковного Подольска: «Здесь – моё прошлое, здесь – моё будущее, на этом клочке земли».

Она уже ничего не хочет. Хотя она знает, ради чего живёт: ей нужно дожить до того дня, когда Президент России примет и выслушает хотя бы одну мать погибшего в Чечне солдата. Смысл жизни с гибелью детей теряется, но надо найти в себе силы подумать о тех, чьих сынов миновала страшная чаша, и постараться защитить этих детей, принять их в своё сердце как собственных. Но сколько могил с останками неизвестных солдат появляется до сих пор недалеко от Ногинска на Богородском кладбище! И это в XXI веке, в России – и снова «неизвестный солдат». В один из февральских дней, когда предали земле 20 неизвестных солдат, погибших в Чечне, Любовь Васильевна Родионова сказала у их могилы: «Я очень бы хотела видеть здесь высокие генеральские фуражки, которые по долгу службы посылали ребят на смерть. И сейчас я бы не считала для них зазорным, если бы они поклонились этим ребятам, попросили прощения у них. В своё время единственный из всех военных чинов, ныне покойный Лев Рохлин, был честен в своём бессилии боевого генерала. Он взял руку женщины в ладонь и просто сказал: «Прости, мать…»

Слайд 19.

Крест, который оставался на Евгении и после отсечения головы, не был захоронен вместе с телом воина. Истлевший шнурок и пулька хранятся у матери, а сам крест передан в храм святителя Николая в Пыжах протоирею Александру Шаргунову и лежит в алтаре.

Наверное, нет более точных слов, чем общий тропарь мученикам, который каждый день исполняется в православных храмах России: «Мученик Твой, Господи, Евгений, во страдании своём прият венец нетленный от Тебе, Христа Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша».

Слайд 20.

Чтец 2:

Передо мной лежит икона
Я всматриваюсь в лик святой
В военной форме смотрит скромно
Мой сверстник парень молодой
Такого раньше не встречал я
За что же это в наши дни
Такого молодого парня
Уже в святые возвели.
Мой сверстник,Женя Родионов
Российской армии солдат
Каких в России миллионы
Отдать долг Родине был рад
А мама слезы утирая
Благословила как смогла
Тот крестик золотой вручая,
Чтобы судьба уберегла.
Когда в Чечне правопорядок
Парнишка стройно охранял
Ему устроили засаду
Он в плен боевикам попал
И золотой на теле крестик
Блеснул боевику в глаза:
"В живых останешься ты если
Заменишь веру" - он сказал.
И приняв страшные мученья
Отдал Евгений жизнь свою,
Отдал врагам без сожаленья
За веру православную.
А мама плакала, искала
Сыночка долго своего
И среди тел других узнала
Она по крестику его.

7. Беседа

5 мин.

Вот такая непростая, героическая и одновременно трагическая судьба.

А как вы оцениваете подвиг Евгения Родионова?

Как вы думаете, почему Женя не снял крест? Легко ли ему было так поступить?

Выполнил ли он свой долг?

Нужны ли такие люди России?

Знаете ли вы подобные случаи?

Какой человек способен на такой подвиг?

Можно ли сказать, что его мать тоже совершила подвиг? Почему?

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы каждый человек был способен на подвиг?

8. Заключительное слово учителя

1 мин. 11 сек.

Просмотр видеоролика «Подвиг Евгения Родионова» (А. Маршал «Баллада о Евгении Родионове»)

5 мин. 46 сек.

Слайд 21.

Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…

Долг? А если сердце человека так и не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает теплого слова Отчизна? Если совесть заплыла жиром, А на близких плевать… Как быть тогда?

Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость – словом, наш современный эгоизм. Что перетянет?

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть в борьбе,

Высший подвиг - в терпенье,

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной,

Если скорби земные

Жалом в душу впились -

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных.

Выше крыши темницы,

Выше злобы людской,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

Слайд 22.

И в заключении нашего урока я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик «Подвиг Евгения Родионова».

На столах у вас лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня. Сейчас мы зажжём “живой огонь” из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство: красный – гордость; жёлтый – скорбь; оранжевый – слёзы; белый – равнодушие.

Таким образом получился вечный огонь и мы видим, что равнодушных сегодня не было.

Я верю, что ваша жизнь будет подобна факелу, который согреет много душ. И ваша жизнь будет на благо Родины.