Эфиопия - православная страна. Православие эфиопии

Поднимите руки те, кто помнит, что Эфиопия - одна из древнейших христианских стран? По случаю недавно прошедших в стране парламентских выборов «Лента.ру» решила рассмотреть через объектив фотокамеры религиозные аспекты жизни наших африканских братьев во Христе. Ведь в Эфиопии, как и в России, большинство населения исповедует именно православие, правда немного другую его ветвь.

Христианство пришло в Эфиопию за века до европейского раскола на католиков и православных. Многие теологи считают эфиопскую религию «настоящим» христианством, не поддавшимся религиозным распрям и нововведениям.

Сегодня большинство населения Эфиопии придерживается так называемого монофизитского вероисповедания (так же, как коптская, армянская, сирийская и малабарская церкви). А вообще конфессиональная структура страны такова: христиане-миафизиты - 50,6 процента, протестанты - 10,2 процента, мусульмане - 32,8 процента, аборигенные культы - 4,6 процента, все прочие религии - 1,8 процента.

Православие, духовность, Эфиопия

Как живется христианам в сердце Африки

Фотографии: Siegfried Modola / Reuters

Кроме священников, в Эфиопии есть дэбтеры - что-то вроде посредников между классическим духовенством и мирянами. Эти очень эрудированные люди часто исполняют обязанности лекарей в деревнях и считаются чуть не обладателями сверхъестественных способностей.

Воскресная служба в столице страны Аддис-Абебе

До 1959 года Эфиопская православная церковь была частью Коптской церкви. Однако в 1960-м император Хайле Селассие провозгласил автокефалию, а спустя четыре года Эфиопскую церковь признали и копты.

В крупнейшем храме столицы «Медане алем»

Главный символ веры, как и у всех прочих христиан, конечно же, крест. Вот только чтят его в Эфиопии иногда очень своеобразно: женщины наносят татуировку с символом веры себе на лоб. Осеняют себя крестом двумя пальцами, но не как католики, а скрестив два соседних пальца. И, пожалуй, главное отличие - отсутствие догмата Святой Троицы. Здесь верят не в триединство, а просто в единого Бога. Иисус Христос в понимании эфиопов и есть Господь. В остальном разночтений с другими христианами немного: воскресным утром в Аддис-Абебе, как и в Афинах, Москве или Ереване, спешат на службу в церковь.

Обряд крещения в храме «Медане алем»

Согласно переписи 1994 года (последние на данный момент достоверные данные о религиозном составе Эфиопии), к христианам себя относят более 60 процентов населения страны. Половина из них принадлежат Эфиопской церкви, еще 10 процентов - протестанты и около процента - католики.

В столице страны не видно мусульман. Приверженцы ислама, которых в стране около 30 процентов, живут в основном в дальних провинциях. Кроме того, в Эфиопии сохранилось и немного последователей различных африканских культов.

Статуя Иисуса Христа у «Медане алем»

Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан других церквей не соблюдаются. Это, в частности, законы о пище или обрезание младенцев мужского пола, совершаемое, согласно Ветхому Завету, на восьмой день после рождения.

Православный хор на обочине дороги в Аддис-Абебе

Православные праздники признаны в стране государственными. Эфиопы не ходят на работу в Рождество, Крещение и на Пасху. Кроме того, в конце сентября широко отмечается день Мескельского Креста. По преданию, в этот день Елена, мать императора Византии Константина, после долгих поисков смогла отыскать в Иерусалиме величайшую святыню христианства - Крест Господень, на котором принял смерть Иисус Христос.

В честь этого события императрица Елена зажгла на главной площади Иерусалима костер. Легенда гласит, что пламя взвилось так высоко, что его было видно даже в Эфиопии. Это случилось в начале IV века, и с тех пор Мескель отмечается ежегодно.

Как правило, Мескель в Аддис-Абебе празднуют на центральной площади города, которая носит то же название, что и праздник. Посреди площади из желтых цветов воздвигают конусообразное сооружение, которое венчает крест. После речи патриарха, благословляющего народ Эфиопии, начинается праздничное представление.

В одном из городских кафе

Во время Мескеля по площади проходят воспитанники воскресных школ, одетые в яркие наряды с вышитыми на груди крестами. Они исполняют религиозные песни, танцуют и разыгрывают спектакли по библейским сюжетам.

После захода солнца наступает кульминация праздника. Патриарх с факелом в руках в сопровождении свиты трижды медленно обходит цветочный стог, а затем поджигает его. В считанные минуты разгорается огромный костер, вокруг которого начинаются песни и танцы.

В пекарне в старой части Харэра - города на востоке страны

Харэр считается исламским центром Эфиопии. Здесь проживает 122 тысячи человек. Основной национальный состав - оромо, амхара, сомалийцы, гураге и тиграи.

Мужчина отпускает орла в Харэре

Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство принес в страну в первом веке апостол Филипп. Первым христианским просветителем эфиопов считается римский гражданин из Тира Фрументий, потерпевший кораблекрушение на африканском побережье Красного моря.

На рыночной площади Харэра

Вскоре после прибытия в Африку Фрументий заслужил доверие императора Аксему и обратил в христианство его сына Эзану, который впоследствии сам стал императором. В 330 году Эзан объявил христианство государственной религией.

Мальчики катаются на лошадях на окраине Аддис-Абебы

Последний император Эфиопии Хайле Селассие (в переводе с языка геэз - мощь, сила Троицы), который правил страной с 1930 по 1974 годы, был свергнут военными. Считается, что Селассие (до коронации Тэфэри Мэконнын) происходил из легендарной династии потомков царя Соломона. Именно при нем Эфиопская церковь получила автокефалию.

В исторической части Харэра

Удивительно, но потомок Соломона считается одним из воплощений Джа на земле в растафарианстве.

Селассие скоропостижно скончался 28 августа 1975 года. Официально о причинах его смерти не сообщалось, однако по одной из версий императора задушили, а его тело выбросили в отхожее место.

Одна из мечетей Харэра

Долгие годы о местонахождении останков последнего императора Эфиопии было ничего неизвестно. Лишь в 1992 году, после падения прокоммунистического режима Менгисту Хайле Мариама, выяснилось, что тело Селассие все этим годы находилось под полом туалета в императорском дворце. 5 ноября 2000 года останки Хайле Селассие по христианским обычаям с почестями перезахоронили в соборе Святой Троицы в Аддис-Абебе. На церемонии гроб покрывал личный штандарт императора с изображением покровителя Эфиопии - Святого Георгия, повергающего дракона.

Одна из древнейших христианских церквей в мире. Придерживается до сих пор монофизитского вероисповедания. После обретения (1993 г.) Эритреей независимости из Эфиопской церкви выделилась автокефальная Эритрейская православная церковь, сохраняющая, как и родственные ей церкви, верность монофизитской доктрине. Хотя, формулировки немного сгладились со времени Халкидонского собора и церкви называются православными, доктринально монофизитские церкви придерживаются тезиса о неразделимости природы Христа на человеческую и божественную – она едина. Отсюда и название официального вероисповедания в Эфиопии – теуахдо (единобожие). До 20 столетия существовали и более радикальные монашеские ордена (кыбат, евстафиане и др.), считавшие, что Христу присуща только одна – божественная природа, или, что его природа отлична, как от божественной, так и от человеческой.

Организационно эфиопская церковь оформилась в Аксуме в 4 в, когда был рукоположен первый епископ – Фрументий, сириец по происхождению. Христианство распространялось в основном мирными методами в течение длительного времени (4 – 6 вв.). Возможно, поэтому оно приняло глубоко своеобразные синкретические формы.

В послеаксумский период в течение нескольких веков эфиопская церковь скорее всего находилась под впечатлением древнего библейского запрета на «запечатление» образов: древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур. А всемирно известные фрески храма Св. Марии в Лалибеле были созданы значительно позже — при императоре Зара-Якобе в 15 столетии.

Есть множество отличий религиозной жизни эфиопов от других христиан: это обрезание и не употребление свинины, использование древнеегипетского систра в церковной музыке, религиозно-философская поэзия – кыне и экстатический литургический танец дэбтеров.

Сама структура эфиопской церкви двояка: есть священники, и есть, как бы, низшее духовенство – дэбтеры, выступающие в роли связующего звена между духовенством и мирянами. Это очень образованные люди (обязаны знать древние языки в отличие от священников), которые, как бы, одной ногой в церкви, а другой «в миру»: живут жизнью народа и иногда выступают в роли лекарей и деревенских колдунов. Ведь по традиционным эфиопским представлениям весь окружающий нас мир населён духами: злыми или добрыми. И задача дэбтера — охранять, задабривать или бороться с ними. Мир духов Эфиопии тесно связан с миром природы: имеются целые урочища, где «проживает» тот или иной дух и оно считается неприкосновенным. Территории вокруг храмов и монастырей также считаются священными, где нельзя убивать даже хищных животных. Кроме заповедников, эти территории в наибольшей степени сохранили первоначальный свой облик.

Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая по значимости лишь власти императора и армии. В отдельные исторические периоды даже эфиопские цари были ставленниками церкви.

Длительное время (со времени основания) Эфиопская православная церковь была подчинена Коптской церкви: митрополит — абуна назначался из Александрии и был египтянином. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна.

В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа.

В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.

Эфиопская церковь пользуется древнеегипетским календарем, в котором 13 месяцев в году, и летоисчисление отличается от европейского на 7 лет.

В канон эфиопской Библии включены многие апокрифические книги, не известные на западе: Книга Еноха, Книга Юбилеев и др.

Также как и в коптской церкви большим почитание пользуется Богородица, в честь которой отмечается 33 праздника в году.

Большое место занимает крестовая символика. Женщины некоторых народов (тиграи ) даже сейчас наносят себе на лоб татуировки в виде креста. А для женщин амхара характерна змеевидная татуировка на шее.

Большой популярностью в народе пользуется недельный праздник весны — Мескель («Крест»), во время которого разжигают огромный костёр, люди танцуют и делают омовение в водоёмах.

До сих пор сохраняются своеобразные религиозные духовные братства – махаббары .

С приходом в 1974 к власти военного руководства христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.

В церковно-администратвном отношении эфиопская церковь делится на 14 епархий, 13 из них находятся на территории страны. Наибольшее количество приверженцев эфиопской православной церкви проживает на севере и в центре страны, наименьшее – на востоке и юго-востоке. В основном — это амхара, тиграи и от части оромо.

Вконтакте

Перепост с http://www.taday.ru/text/1093506.html

Пропустим "мимо ушей" традиционное для РПЦ ключническое упоминание "монофизитов", т.к. сам рассказ доброжелательный.

________________________________________ ____

Эфиопия - единственная в Африке с древних времен христианская страна, где очень высокий процент (60%!), христиан. Из них 50% - монофизиты и 10% -протестанты. Вы чувствовали, что находились в христианской стране?

Конечно. Более того, я на протяжении поездки пытался углядеть следы исламского присутствия. В некоторых местах видел мечети с минаретами. Ведь мусульман там, как минимум, 40%, а некоторые считают, что больше. Но, конечно, эта страна, прежде всего, глубоко христианская. Все, с кем мы сталкивались, были христианами. Причем глубоко и проникновенно верующими независимо от их социального статуса. Нас встречала очень элегантная эфиопская дама, владелица преуспевающей турфирмы, прекрасно говорившая по-английски, ведущая бизнес с западными компаниями. Я приехал чуть раньше моих друзей, и она меня пригласила в ресторан, где к своему удивлению я выяснил, что она постится (это был конец Рождественского поста). Я ее спросил, многие ли среди ее знакомых (понимая, что это преуспевающая эфиопская элита) соблюдают пост? Она сказала, что, наверное, все. И дальше я регулярно встречал проявления такого глубинного христианства. Вот ситуация. Мы -в туристическом месте, комплекс Лалибела, одновременно паломнический центр. Там прогуливаются молодые люди вполне светского вида, которые зарабатывают тем, что оказывают посреднические услуги туристам. В советское время их назвали бы фарцовщиками. И вот они меня провожают в антикварную лавку. Проходим церковь. Не древнюю. Они все останавливаются, просят у меня прощения, подходят к забору этой церкви, прислоняются к нему, целуют этот забор и возвращаются. Мы продолжаем наш путь.

Вот такие вот черточки. Христианство там абсолютно живое и повсеместно доброжелательное.

Но христиане имеют представление о том, что Россия - православная страна?

Это нам в голову приходит, что эфиопы - монофизиты и, с нашей точки зрения, еретики, такие же, как армяне или копты. Эфиопы же этого совсем не понимают. У них сознания, что есть другие православные, будь-то греки или русские, нет.

Когда с образованными людьми пытаешься завести разговор на эту тему, что у нас есть существенная разница в вере, они смотрят и не понимают: как? У нас одно общее христианство! Да, с католиками, мол, у нас были проблемы: был царь, который в XV веке пытался нас «окатоличить», но мы его отвергли, и в итоге пришлось всех перекрестить (нам даже показывали огромный бассейн, где тысячами перекрещивали крещеных в католичество!). Но уж с вами-то мы точно одной веры! Ну да, есть свои особенности: у нас и литургия другая, и язык другой, и вообще все другое. Ну и что? Главное, что мы - христиане, а не мусульмане, что у нас общая вера в Троицу, Христа, Богородицу.

Эфиопское богослужение

Вам приходилось бывать на эфиопском богослужении?

В древней столице Аксум. Там три храма. Один маленький, недоступный, где хранится Ковчег Завета. Рядом с ним храм XVII века, с интересными росписями того же времени. И третий, новый огромный, храм, где мы присутствовали на рождественском богослужении.

Мы отправились туда всей группой, в которой были и мужчины, и женщины. В принципе, в храм женщин не пускают по их правилам. Но европейских гостей, всех, и мужчин, и женщин, пропустили, и даже провели на лучшие места, оказывая нам всяческие знаки внимания, даже не спрашивая о том, христиане мы или нет. Они были счастливы показать нам свой праздник, свое сокровенное и разделить его с нами. Надо сказать, что они и в нас, и в некоторых других немногочисленных туристах нашли очень благодарных зрителей и слушателей. Меня поразила эфиопская литургия, которая, судя по всему, невероятная древняя. Литургия написана на древнем сакральном языке геэз.

Вообще, с языками в Эфиопии очень сложно, потому что их там - около 80. И примерно 30 разных племен. Есть доминирующие языки, как амхарский, государственный язык Эфиопии, но на нем говорят всего 25%.

На каком же языке эфиопы общаются между собой?

Образованные люди - по-английски. Ситуация похожа на Индию. На севере распространен третий по значимости язык - тигринья. С нами был шофер, у которого родной язык амхарский, он ничего не понимал на тигринья, а местные люди не говорили по-амхарски. Английского простые крестьяне тоже, разумеется, не знали, поэтому между нами было ноль общения.

Возвращаясь к литургии…Понимаете когда ты попадаешь к коптам, то понимаешь, что попадаешь в древнюю практику IV-V веков, в нашем представлении довизантийскую. А когда ты попадаешь к эфиопам, то видишь христианство, не отделенное от иудаизма, иудейских богослужебных обрядов. Вспоминаются библейские образы, Давид, скакавший перед ковчегом...

Эфиопы тоже танцуют на богослужении?

Да. И священнослужители, и присутствующие. Литургия происходит как некий сакральный танец, разумеется, не гопак, а танец ритуальный…

А какой танец это напоминает - хоровод?

Нет, не хоровод. Если обратиться к очень далеким сравнениям, то менуэт. Танец сопровождается музыкой. Два основных музыкальных инструмента - колокольчики и барабаны. Люди двигаются в танцевальных движениях и звонят в колокольчики, которые держат в руках, похожие на маленькие счеты, с металлическими звенящими пластиночками. Важную роль в эфиопском богослужении играет и барабан, символический образ Тела Христова. Два камня внутри него символизируют божественную и человеческую природу Христа. Лента, которой он перевязан, есть образ погребальных пелен Христа. Мне вспоминались древние литургические толкования Софрония Иерусалимского и Германа Константинопольского. Возникало ощущение богослужения времен царя Давида. В религиозном смысле мне разделить его было трудно, но происходившее захватывало.

Танец продолжается в течение всего богослужения?

Рождественская служба длилась 5 или 6 часов. Люди пребывали в движении почти постоянно. Во время пауз, вероятно, священник произносил проповедь, к сожалению, из-за незнания языка мне не доступную. Хора как такового не было. Иногда они что-то пропевали, но значимой хоровой музыки, как в России, мы не слышали. Не выделялось из общей массы высшее священство. Очевидно, что присутствовало несколько епископов (это как ни как кафедральный собор Аксума!), однако, все священнослужители были одеты примерно одинаково. От простого верующего священника отличал белый тюрбан на голове. И все.

Мне вспоминаются белые одежды эфиопов на Гробе Господнем в Иерусалиме и на Свято-Сергиевскогом подворье в Париже...

Праздничные одежды у эфиопов - всегда белые. И у священников, и у простых прихожан. Это очень выразительно - танцующая толпа людей в белом, общий ритм сотен колокольчиков, звучание десятков барабанов. Причем, когда присутствуешь на разных литургиях, армянской, коптской… замечаешь, что все они составлены по одной матрице, даже католическая, при всей ее внешней непохожести, а тут видишь иную, довизантийскую, матрицу, которая была переработана, отчасти сознательно забыта, но в Эфиопии осталась.

Эфиопская Церковь и Ковчег Завета

Вы еще ни разу не упомянули о том, когда и как возникла Эфиопская Церковь!

Эфиопская Церковь появилась в начале IV века. С древнейших времен Эфиопия понимала себя как Новый Израиль. И эфиопские цари считали себя потомками Соломона. Ни больше, ни меньше. В Эфиопии до сих пор невероятно популярно предание о происхождении эфиопской цивилизации от царя Соломона, который коварно и хитроумно, как ему и подобало, соблазнил царицу Савскую. В результате их союза родился царевич Менелик.

В 20 лет он был послан к своему отцу. Тот его принял, признал и предлагал, как говорит эфиопское сказание, остаться в Иерусалиме и наследовать Соломоново царство. Но Менелик был патриотом своей страны. Тогда царь Соломон отдал ему лучших сынов Израиля, чтобы они вместе возвратились в Эфиопию и утвердили там Новый Израиль. Эти молодые люди не хотели уходить без главной святыни и украли Ковчег Завета из храма Соломона со всем его содержимым. А вы помните, что там находились и скрижали Завета, и сосуд с манной, и жезл Аарона. Ковчег Завета, со всем его содержимым, принесли в Эфиопию, а в Израиле Соломон оставил его копию. Эфиопы утверждают, что украденный Ковчег хранится до сих пор в Аксуме, но его никто не имеет права видеть (и раньше не имел). Он стоит в специально отстроенной церкви, всегда закрытой. К ней можно подойти и помолиться у ее стен.

Вообще тема Ковчега Завета и преемственности Эфиопии от Израиля в стране невероятно популярна. Важнейший элемент литургического убранства всякой эфиопской церкви - это реплика, маленькая копия Ковчега Завета, которая стоит на алтаре как знак связи и символического единства между храмом Соломона и каждым храмом Эфиопии. Один такой предмет, он называется табот, старенький, где-то 100-летней давности, из деревенской церкви, я приобрел и привез в Москву. Сам предмет уникален, потому что его аналога нет ни в одной христианской традиции. Это маленький эфиопский ковчег в виде резного деревянного ларца с крестом на вершине. С четырех сторон подобно иконостасу он раскрывается иконами Христа, Богоматери, святых, евангельских событий.

На всех таботах набор сюжетов один?

Он варьируется, но основные сюжеты повторяются. И ношение этого табота, или Ковчега Завета, в определенные моменты службы является важной частью литургического обряда эфиопских литий. Это освящает пространство. Вообще с идеей нового Израиля в Эфиопии связано очень многое. В частности то, что в Эфиопской Церкви никогда не было в отличие от, скажем, Греческой или Русской Церквей, такого отрицания и обличения иудаизма. Эфиопы не видели конфликта между иудейской и христианской традициями. Они считали, что это нормальная смена вещей: был ветхозаветный храм, потом возник храм новый, появилось христианство.

Как некое внешнее выражение этой нерасторжимой связи почти в каждой церкви встречается изображение шестиконечной звезды Давида, с крестом в центре. Это главный символ эфиопского христианства.

Эфиопские памятники

Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых памятниках, которые вы видели в Эфиопии. По своему качеству, с чем они сопоставимы?

Среди этих памятников есть великие. Если не из первой десятки, то из первой двадцатки мирового культурного наследия. Я в первую очередь имею в виду Лалибела, эфиопский Новый Иерусалим. Это древнейший в мире Новый Иерусалим, выстроенный как некий комплекс в конце XII - начале XIII веков, когда эфиопский царь Лалибела, который узнал о том, что Салах ад-Дин отвоевал у крестоносцев Иерусалим, и Иерусалим для христиан потерян, решил создать Новый Иерусалим у себя в Эфиопии. Он нашел место, скалистую гору и решил вырезать в ней Иерусалим. В итоге получился комплекс из 16 храмов, вырезанных сверху вниз. Мастера приходили на вершину скалы и начинали рыть вниз, вырезали причудливые храмы, с интерьером, с большим внутренним пространством внутри одной огромной скалы. Это абсолютно уникальный проект, который в христианской традиции должно поместить в десятку важнейших памятников мира. Лалибела - самый известный памятник в Эфиопии. Он придуман как проект Святой земли. Там есть место Голгофы, есть Елеонская гора, есть Иордан, есть место крещения, т.е. все задумано как ландшафтная пространственная икона.

В некоторых храмах осталось немного древних росписей. Хотя росписи в эфиопском храме не играли такой роли, какую они играли в византийском или древнерусском храме. Но, тем не менее, это сюжетные композиции на евангельские темы, обычно идущие фризом под потолком. Вообще само искусство иконописи и традиция иконопочитания в Эфиопии ясно сформировались лишь в XV веке.

А до XV века изображений не было?

Изображения были. Изображения, о которых я говорю, это конец XII века. Есть и более ранние фрески. Но не было традиции иконопочитания, как в Византии. В монофизитских Церквах сложно с иконопочитанием. Там нет агрессивного отрицания иконы, но и ярко выраженного иконопочитания тоже не существует. По всей видимости, его не было и в древней Церкви. Нам известно об ожесточенных спорах, которые велись тогда. Евсевий Кесарийский категорически выступал против святых изображений. Известно его письмо к дочери Константина Великого Констанции, где он ей объясняет, что почитать изображения нехорошо.

Между тем в Византии уже в VI-VII веке изображения были распространены повсеместно!

Да, но считается, что это было одной из причин иконоборчества. А в монофизитской традиции, также, как и в римской, иконоборчества не было. В XV веке один из императоров династии Соломонидов познакомился с итальянской культурой и проникся западным христианством. Именно он ввел декретами иконопочитание в Эфиопии. И с того времени и иконопочитание, и иконописание там приобрело формы, которых нет нигде в христианском мире. Сейчас в Эфиопии иконы создаются в огромном количестве. Они выполнены в одной технике, немного примитивной, экспрессивно-фольклорной, но невероятно живой и трогательной. Они во всем похожи на иконы XV века. Ничего не изменилось ни в стиле, ни в технологии. И только специалисты по эфиопской живописи, к которым я не отношусь, смогут отличить икону XV века от иконы XX века.


Эфиопский храм

Как устроен эфиопский храм?

Эфиопские храмы - разные по устройству. Есть базиликальные храмы, есть круглые, есть крестовидные. В Лалибела 16 церквей, они все разные. Никакого стандарта церковного строительства там нет. Но главная идея заключается в том, что алтарь абсолютно закрыт. В него может зайти только священнослужитель в момент богослужения. Алтарь закрыт стенкой, а входы - плотной завесой. И то, что происходит внутри святого святых, никто не видит. Это очень интересное устройство сакрального пространства: алтарная часть не взаимодействует с пространством храма. В Византии алтарное пространство было сначала открыто и абсолютно видимо, и только потом закрылось, где-то в IX веке начался процесс, который привел в конце XIV века к появлению высокого русского иконостаса. Здесь мы видим модель ветхозаветной Святая святых, которая недоступна для непосвященных.

В районе озера Тана, с которого мы начали наше путешествие (оно известно тем, что из него вытекает Голубой Нил), храмы сделаны в виде круглых построек. Они напоминают эфиопские хижины, состоящие из трех концентрических кругов, как бы вложенных друг в друга. Центральный круг - это Святая святых, потом есть еще один уровень, вокруг алтаря круговой обход - это основной храм и еще один внешний круг - это, с нашей точки зрения, притвор. Все расписано и имеет определенное назначение в процессе богослужения. Очень важная традиция всех эфиопских храмов, тоже восходящая к ветхозаветным прообразам, это то, что можно войти, только сняв обувь, как некогда Моисей перед Неопалимой Купиной снимал сандалии. Храмовое убранство - бедное. Единственный дорогой предмет в храме, который тебе иногда показывают, это серебряные процессионные кресты. Их в Эфиопии до сих пор производят в огромном количестве. Это один из основных видов христианского традиционного искусства.

Эти храмы на озере Тана расписаны?

В храмах, которые стоят на озере Тана, все стены расписаны снизу доверху очень яркими картинами, как лубки. Это эфиопские жития святых. Один из самых популярных персонажей, святой, который изображается стоящим на одной ноге и с крыльями. Имя его вам ни о чем не скажет, но история - поразительная. Он придумал себе такой вид аскезы -стоять и молиться на одной ноге. Видимо, столпа поблизости не нашлось. И он много лет стоял на одной ноге и молился. В результате вторая нога отсохла, но Господь, видя его невероятное благочестие, вознаградил его крыльями. И поэтому он изображается на одной ноге с крыльями. Вот такой чудный сюжет.

Большинство сюжетов, так или иначе, узнаются, например, икона святого Георгия, который поражает дракона. Для нас, москвичей, грузин, шотландцев и эфиопов - это общий покровитель. В Эфиопии очень распространено изображение Святой Троицы, причем не в виде трех ангелов, а реально три изображения одинаковых старцев, восседающих на престоле. При этом все изображения - яркие, кричащие, декоративные, переливающиеся, шокирующие, с перехлестом. Все очень живое, простое, без византийского интеллектуализма и аристократической утонченности, все - одна эмоция. И так до сих пор осталось в их искусстве. Выходишь из храма, тут же лавка, на которой лежат абсолютно в таком же стиле написанные десятки, сотни икон от 5 см до метра размером. Многие эфиопы носят иконы на себе. Популярны и большие кресты, демонстрация своей приверженности к христианству.


Резюме эфиопского мира

Алексей Михайлович! Вы путешествовали по всем странам бывшей Византии. Сформулируйте, пожалуйста, резюме эфиопского мира, эфиопского искусства на фоне этой общей картины Византии!

Если резюме, т.е. что-то очень короткое - ни на что не похоже! Абсолютно особый, уникальный, глубоко христианский и глубоко потерянный для нашей цивилизации мир. Он живет в автономном режиме, и очень важен для понимания основ и истоков, но замкнут в себе. Это уникальная резервация. И, слава Богу, что в Эфиопии не оказалось каких-то ископаемых и чего-то такого, что привлекло бы алчных хозяев извне.

Там нет ощущения несчастья, но напротив подлинности и естественности бытия на фоне полной нищеты. С этим, впрочем, и в Индии сталкиваешься и поражаешься: видишь полную нищету и при этом абсолютно полноценных людей, удовлетворенных своей жизнью. Они живут в Боге, честно трудятся за сущие гроши, благодарят за эту жизнь Господа и совершенно счастливы. Это некий опыт, над которым стоит поразмыслить как о системе ценностей. Конечно, невероятно интересный пласт мировой культуры связан с Эфиопией: ни на что не похожий, сложный, глубокий. Эфиопия - очень красивая страна. Это горы, зеленые долины между гор (повторяю, это не выжженная Африка). Это привлекательные, дружелюбные, умные, достойные люди, живущие подлинными ценностями. И это дорогого стоит.

Только в одной африканской стране абсолютное большинство населения издавна исповедует православие. Эта страна – Эфиопия. Около двадцати миллионов ее граждан принадлежат к Эфиопской православной церкви. Эфиопы – монофиситы. То есть в отличие от католиков и большинства православных, для которых в Иисусе Христе соединилось два начала – божественное и человеческое, прихожане Эфиопской церкви считают Его только Богом.
По преданию, в которое свято верят эфиопы, библейская царица Савская - это царица Аксума, Македа, или Южная царица. Сюда, в Аксум, вернулась она после путешествия в Иерусалим, где гостила у Соломона. "И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками". От Соломона якобы родила царица сына Менелика, первого властителя Эфиопии. Со времен правления Македы остался в Аксуме только огромный, высеченный в гранитной скале бассейн Май Шум, в котором она якобы спасалась от жары. Когда это сооружение стало христианской святыней, неизвестно, но на праздник Тимкат, Богоявление, сюда стекаются верующие, чтобы совершить обрядовое омовение. Правда, последние несколько лет в стране свирепствует засуха и давно уже Май Шум не видели заполненным водой. Приходится набирать в кувшины мутную жижу и уже с их помощью совершать обряд. Рядом с бассейном стоят знаменитые стелы Аксума, вытесанные из цельного камня. У подножий - выемки для подношений верующих. Самая большая стела упала, вторую по величине в 37-м году вывезли итальянские фашисты. Существует легенда, что останки царицы Савской покоятся под одним из этих монолитов. Закат Аксума начался в VII веке. Некогда враждовавшие между собой арабские племена объединились под знаменем ислама. Они вторглись в Северную Африку, и с этого времени пошла быстрая исламизация. Христианский Аксум оказался в окружении мусульманских народов. Он лишился значительной части своих территорий и выхода к морю. С севера, из Эритреи, страна постоянно подвергалась нападениям кочевников бейа. История повторяется. Нынешняя Эфиопия, после того как ее северная провинция Эритрея объявила себя независимой, тоже фактически потеряла выход к морю и тоже ведет изнурительную войну за его возвращение.

Нынешний Аксум - это небольшой провинциальный городок. Помимо своих древностей он славен еще и тем, что последний эфиопский император Хайле Силассие воздвиг здесь крупнейший православный собор Африки, так называемый Новый Храм, посвященный Деве Марии. Можно спорить о его архитектурных достоинствах, но акустика в нем отменная.

Служители Нового храма показали нам икону. Сцена, на ней изображенная, признаться, нас удивила: Менелик похищает у своего отца царя Соломона Ковчег завета. Тот самый, в котором хранились полученные Моисеем от Бога скрижали с десятью заповедями. Ни в Библии, ни в исторических хрониках о подвиге Менелика нет никаких упоминаний. Но обладание этой святыней позволяет эфиопам считать себя избранным народом.

Со времен Менелика Ковчег, или то, что эфиопы называют Ковчегом, хранится в Аксуме. Специально для него император Василий построил церковь Девы Марии Сионской, которую называют Старой церковью. Сорок лет назад Ковчег Завета перенесли в небольшую часовню по соседству. Святыню берегут как зеницу ока. Входить в часовню позволено только хранителю Ковчега. Должность хранителя пожизненная. Перед смертью он сам выбирает себе преемника.

Охрана Ковчега и церковных ценностей - постоянная забота общины, все дела которой обсуждаются на совете достойных мужей, махаббаре. Собирают его не реже одного раз в месяц здесь же, на площади рядом с часовней. Допускаются на махаббар мужчины "подобающего возраста, не делающие зла, душа которых прекрасна и тиха". Женщины в обсуждении дел общины участия не принимают, стоят в сторонке. Впрочем, у них есть собственные махаббары. Такое собрание - заметное событие в жизни селения, это своего рода праздник, на который даже приглашают гостей из других общин. К нам сначала отнеслись настороженно, но узнав, что мы из православной страны, разрешили остаться. Махаббар заканчивается, когда выступят все желающие. На сей раз после долгих прений было решено выделить сторожу часовни деньги на патроны для его автомата Калашникова, чтобы ему было чем встретить грабителей. Христианство пришло в Аксум в IV веке. Первые христианские императоры Эфиопии также правили страной отсюда, из Аксума. На вершине холма вблизи города находится усыпальница двух царей - Калеба и его сына Габра-Маскала. Оба они были истинными ревнителями веры. Что, впрочем, не мешало им заботиться о земных благах. По легенде, прохладные, темные галереи служили императорам сокровищницей. В Эфиопии около 20 тысяч храмов. Среди них есть особо почитаемые, к ним паломники идут издалека. Каждый абиссинский христианин имеет своего духовного отца, или исповедника, который обязательно должен быть священником, например, из ближайшей церкви. Церковь же является основным центром городской и деревенской жизни. Священник, кес, пользуется в народе большим уважением. Он живет скромно, как простой крестьянин. В каждой церкви служат минимум два священника и три дьякона. Есть хранитель церковной утвари - габаз, по-нашему ризничий, и казначей - аггафари. Когда вы входите в эфиопский храм, то попадаете в кене мехлет - место, где поются псалмы. Красный занавес отделяет кене мехлет от алтаря. Там свершается таинство евхаристии. За кеддестом находится магдас - это святая святых. Там хранится табот, символизирующий Ковчег Завета. В магдас имеют право входить только священники. Если в него проникнет кто-то из мирян, да еще, не дай бог, увидит табот, церковь будет считаться оскверненной. Церковные службы очень длинные. Поэтому в церквях имеется большое количество посохов для стариков - им трудно выстоять по 5-6 часов. Стены старых церквей, таких как Дебра Берхан Силассие, как правило, украшены росписями. Художники в те далекие времена имели совсем другое представление о пропорциях, не знали перспективы и объема. Нечто подобное мы встречаем и в русской иконописи.
Эфиопия - страна бедная. Нищие здесь попадаются на каждом шагу. Особенно их много у церквей. Гид посоветовал нам запастись мелкими купюрами - по одному быру. Это приблизительно 4 рубля. Сумма ничтожная, но на нее можно прожить день, а то и два. На всех мелких купюр у нас не хватило, так что между нищими едва не возникла драка. Впредь мы взяли за правило раздавать милостыню незаметно. Местные христиане почитают Ветхий Завет так же ревностно, как и Новый. Они соблюдают заповеди Моисея и Христа. Им нельзя есть свинину, они обрезают детей на восьмой день от рождения. Добропорядочный христианин женится на вдове брата и не появляется в церкви после сексуальных сношений.
Гондар. Толкиен использовал этот топоним в книге "Властелин колец". Так в ней называется королевство дунадинцев в Средиземье. Королевство Рохан в романе тоже получило имя от древнего эфиопского города. Десять веков назад он был переименован в Лалибелу. Легенда гласит, что в те далекие времена здесь в царской семье родился наследник. Как только он появился на свет, его окружил рой пчел. Пораженная мать воскликнула: "Лалибела", что означает "пчелы признали его владычество". "Однажды душа Лалибелы услышала глас Божий, - рассказывал гид. - Творец повелел царю выстроить в Рохане новый Иерусалим. Так здесь появились свои Иордан, Голгофа, Масличная гора и удивительные храмы, высеченные в скале".
Существует придание, что созданию храмового комплекса сильно поспособствовали рыцари Ордена тамплиеров, которые специально для этого прибыли сюда из Иерусалима. Представить себе, что все это сделано человеческими руками, невозможно. Сначала каменотесы проделали глубокие щели, отделившие циклопические каменные блоки от скалы. И уже из этих блоков были вырублены целые здания церквей. Среди 11 храмов нет двух похожих, расположены они на разных уровнях и соединены туннелями. Самое крупное сооружение комплекса - храм Христа Спасителя, Бета Меданеалем. В нем хранится крест Лалибелы, с которым этот полумонах-полуцарь не расставался никогда. Верующие считают его чудотворным, излечивающим все болезни. Из Бета Меданеалем через проход в скале можно попасть на обширный двор церкви Бета Мариам, Девы Марии. Здесь есть бассейн, купание в котором, по местным поверьям, избавляет от бесплодия. Окна храма представляют собой разные по форме кресты. Есть тут и свастики. Внутри церкви Девы Марии высится каменный столб, скрытый от глаз тяжелым покровом. Священник утверждает, что столб весь испещрен письменами, которые повествуют о том, как создавались скальные церкви. Покров никогда не снимают - это считается святотатством. Поэтому тайна древних мастеров до сих пор не разгадана. В церкви Бета Мариам нам показали копию здешнего табота. Во время больших праздников сам табот священники выносят завернутым в цветные ткани и три раза обходят с ним вокруг церкви. Без табота, ковчега, храм - пустая скорлупа, мертвое здание. О влиянии иудаизма на обрядность эфиопов говорят и церковные одежды - они почти точно повторяют описание одеяний израильских жрецов в Библии - поверх длиннополого костюма надевается аскема, наперсник. Украшен он, правда, не драгоценными камнями, как у евреев, а расшит крестами. Под наперсником абиссинские священники носят кенат, пояс. Он соответствует кушаку иудейского верховного жреца. Узнав, что в его епархии работает съемочная группа из России, нас пришел благословить архиепископ Лалибелы. К сожалению, встреча была недолгой - его ждали срочные дела. Храмовый комплекс объединен сложной системой тоннелей и проходов. Наткнуться здесь на какой-нибудь склеп ничего не стоит. Рядом с полузаброшенной часовней Адама находится Бете Голгота - церковь Голгофы. Здесь хранятся мощи Лалибелы и реликвии, с ней связанные. После недолгих уговоров священники показали нам посох и крест святого. В Голгофе всегда людно. Верующие приходят сюда, чтобы попросить у Лалибелы помощи и защиты. Лалибела - так звали одного из царей, который запомнился эфиопам своей беспримерной мудростью и праведностью. При его жизни случались многочисленные чудеса, описанные в хрониках. С именем легендарного монарха связаны знаменитые выдолбленные в камне церкви. В государстве Лалибелу почитают как величайшего из святых. В эфиопских храмах не принято ставить свечи перед изображениями святых. Но все же свечи там зажигают - когда читают молитвослов или псалтирь. Богослужебный язык геэз прихожане теперь на слух воспринимают плохо, но церковные тексты прочесть может каждый. Иконы у эфиопов больше похожи на внушительных размеров картины, выполненные на холсте. По праздникам, когда устраивают молебны, их выносят на улицу.

Самая поразительная из всех церквей храмового комплекса - Бета Гиоргис (Святого Георгия). Она стоит несколько на отшибе. В плане храм - это хорошо видно сверху - представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, вернее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале. В Эфиопии в храмы заходят только босиком. Пока прихожане молятся, за обувью присматривает специально для этого поставленный мальчуган.

Многие паломники задерживаются в Лалибеле на несколько дней, а то и недель. Специально для них в скалах вырублены кельи. Люди живут в этих темных клетушках, спят на грязном тряпье, едят, что поднесут. Есть и такие, кто приходит в эти святые места умирать. Время от времени в Лалибелу заявляется какой-нибудь отшельник. Для эфиопа он - посланец Бога. Отшельник может прийти в деревню среди ночи и завопить: "Страшная кара ждет вас! Покайтесь!" И люди покорно станут каяться. Если Бог явит ему что-нибудь во сне, отшельник обязан сообщить об этом мирянам.
Как мы ""уже говорили, у каждого эфиопа-христианина есть духовный отец. К нему обращаются за советом, ему дарят подарки. Если человек совершил недостойный поступок, духовный отец может в наказание повелеть ему, например, пожертвовать определенную сумму бедным. Нам повезло: в церкви Христа Спасителя проходил обряд венчания. Новоиспеченный муж - дьякон. В Эфиопии желающие связать себя узами церковного брака должны ждать год - считается, что за это время молодые смогут проверить свои чувства. Ведь после венчания союз расторгнуть уже нельзя. Возможно, поэтому большинство эфиопов предпочитают гражданский брак церковному. Жизнь этого народа за последние несколько столетий мало изменилась. Как и раньше, главной святыней эфиопов остается Ковчег Завета. Они пишут странные иконы, танцуют в церквях, не ставят свеч, по-другому крестятся, они обрезают детей и не едят свинину. И тем не менее эфиопы - православные христиане, пусть их православие и несколько отличается от того, к которому мы привыкли.









Одна из древнейших христианских церквей в мире. Придерживается до сих пор монофизитского вероисповедания, так же как Коптская , Армянская, Сирийская и Малабарская церкви . После обретения (1993 г.) Эритреей независимости из Эфиопской церкви выделилась автокефальная Эритрейская православная церковь, сохраняющая, как и родственные ей церкви, верность монофизитской доктрине. Хотя, формулировки немного сгладились со времени Халкидонского собора и церкви называются православными, доктринально монофизитские церкви придерживаются тезиса о неразделимости природы Христа на человеческую и божественную – она едина. Отсюда и название официального вероисповедания в Эфиопии – теуахдо (единобожие). До 20 столетия существовали и более радикальные монашеские ордена (кыбат, евстафиане и др.), считавшие, что Христу присуща только одна – божественная природа, или, что его природа отлична, как от божественной, так и от человеческой.

Организационно эфиопская церковь оформилась в Аксуме в 4 в, когда был рукоположен первый епископ – Фрументий, сириец по происхождению. Христианство распространялось в основном мирными методами в течение длительного времени (4 – 6 вв.). Возможно, поэтому оно приняло глубоко своеобразные синкретические формы.

В послеаксумский период в течение нескольких веков эфиопская церковь скорее всего находилась под впечатлением древнего библейского запрета на "запечатление" образов: древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур. А всемирно известные фрески храма Св. Марии в Лалибеле были созданы значительно позже - при императоре Зара-Якобе в 15 столетии.

Есть множество отличий религиозной жизни эфиопов от других христиан: это обрезание и не употребление свинины, использование древнеегипетского систра в церковной музыке, религиозно-философская поэзия – кыне и экстатический литургический танец дэбтеров.

Сама структура эфиопской церкви двояка: есть священники и есть особая каста низшего духовенства – дэбтеры, выступающая в роли связующего звена между духовенством и мирянами. Это очень образованные люди (обязаны знать древние языки - в отличие от священников), которые, как бы, одной ногой в церкви, а другой «в миру»: живут жизнью народа и иногда выступают в роли лекарей и деревенских колдунов. Ведь по традиционным эфиопским представлениям весь окружающий нас мир населён духами: злыми или добрыми. И задача дэбтера - охранять, задабривать или бороться с ними. Мир духов Эфиопии тесно связан с миром природы: имеются целые урочища, где «проживает» тот или иной дух и оно считается неприкосновенным. Территории вокруг храмов и монастырей также считаются священными, где нельзя убивать даже хищных животных. Кроме заповедников, эти территории в наибольшей степени сохранили первоначальный свой облик.

Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая в былые времена по значимости лишь власти императора и армии. В отдельные исторические периоды даже эфиопские цари были ставленниками церкви.

Длительное время (со времени основания) Эфиопская православная церковь была подчинена Коптской церкви: митрополит - абуна назначался из Александрии и был египтянином. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна.

В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа.

В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна - эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.

Эфиопская церковь пользуется древнеегипетским календарем, в котором 13 месяцев в году. Эта система летоисчисления отличается от европейского на 7 лет.

В канон эфиопской Библии включены многие апокрифические книги, не известные на западе: Книга Еноха, Книга Юбилеев и др.

Также как и в коптской церкви большим почитание пользуется Богородица, в честь которой отмечается 33 праздника в году.

Большое место занимает крестовая символика. Женщины некоторых народов (тиграи) даже сейчас наносят себе на лоб татуировки в виде креста. А для женщин амхара характерна змеевидная татуировка на шее.

Большой популярностью в народе пользуется недельный праздник весны - Мескель ("Крест"), во время которого разжикают огромный костёр, люди танцуют и делают омовение в водоёмах.

До сих пор сохраняются своеобразные религиозные духовные братства – махаббары.

С приходом в 1974 к власти военного руководства христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.

В церковно-администратвном отношении эфиопская церковь делится на 14 епархий, 13 из них находятся на территории страны. Наибольшее количество приверженцев эфиопской православной церкви проживает на севере и в центре страны, наименьшее – на востоке и юго-востоке. В основном - это амхара, тиграи и отчасти оромо.

Кроме того, эфиопская церковь имеет общины верующих в ряде стран мира – США, Судане, Джибути, Сомали, Индии и др.

Вторую по численности населения монофизитскую общину составляют сторонники армянской апостольской церкви. Это этнические армяне, проживающие в Эфиопии (около 2 тыс. чел.), но подчиняющиеся каталикосу в Эчмиадзине.