Праздник: собор св. архистратига михаила и прочих сил безплотных

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” ().

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства () владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы () исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (; ) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала () начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы () благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы () наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». (Академик , Москва, Синод. Тип., 1910, стр. 226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

…Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5–6).

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил (с еврейского – муж Божий ).

Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан – от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Упоминается в канонических книгах:

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало» (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия .

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие ).

Библии

Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие .

В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

«Поелику благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский , – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» (Цит. соч., стр. 14).

Архангел Салафиил

Архангел Салафиил (молитва к Богу ).

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» (Цит. соч., стр. 11–12).

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся» (Фарусов, стр. 226–227).

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия ).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия , ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам» (Фартусов, стр. 227).

«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, – пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию» (Цит. соч., стр. 13).

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (помощь Божия ).

Упоминается в неканонической книге: .

«Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим», – наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр. 9).

Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие .

В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран» (Фартусов, стр. 226).

Архангел Уриил

Архангел Уриил (огнь Божий ).

Упоминается в неканонической книге: .

Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий .

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень» (Фартусов, стр. 226).

«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский (Цит. соч., стр. 10).

Архангел Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия ).

Упоминается в неканонической книге: .

«В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», – пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии» (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие . Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. ). Изображается он, держащим в правой руке весы.

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, январь 2017.

Мы рады поздравить всех наших слушателей. 8 ноября церковного календаря - Собор Архистратига Божия Михаила и всех прочих Небесных Сил бесплотных. То есть, в переводе на современную терминологию, это день главнокомандующего Небесным Воинством, Победителя сатаны. А что может быть более радостным, чем праздник Победителя сатаны! Это правда замечательный день, это праздник церкви, ведь ангелы вместе с нами тоже составляют церковь. Это праздник и каждого из нас, день вашего ангела-хранителя. Мы часто забываем почитать нашего ангела-хранителя. У нас на Руси принято поздравлять с днем ангела, подразумевая небесного покровителя, тезоименитого святого. Но мы можем поздравлять всех с днем ангела в еще два дня - в день Собора Архангела Михаила и в день Собора Архангела Гавриила. Это соборные праздники ангельских чинов и, следовательно, ангела-покровителя каждого человека, а также ангела-покровителя, который есть у страны, у земли. У некоторых городов есть свои ангелы, иногда ведомые, иногда неведомые.

Еще когда то не было устойчивым общецерковным знанием, многие, самые достойные авторитеты полагали, что ангелы повелевают стихиями, что есть ангелы-покровители отдельных мест, вполне возможно, великих рек, великих озер и уж точно каждой страны, важного города.

Этот праздник был всегда заметным, знаменательным и воинским не только в России, но во множестве других стран. А некоторые даже полагали, что находятся под особым покровительством Архангела Михаила. Так полагала Франция. Он был небесным покровителем некоторых корпораций, обществ, рыцарских орденов.

На Руси всегда почитали Михаила Архангела. Неисчислимое множество храмов было посвящено ему по всей Русской земле. И сейчас встречаешь в заметных местах, в драгоценных каждому русскому сердцу духовных центрах храмы Михаила Архангела. Например, хорошо памятен мне и моим слушателям Архангельский собор Псково-Печерского монастыря. Был Архангельский собор у Москвы с очень давних времен. Московский Архангельский собор был впервые построен каменным еще в XIV веке, в правление 3-го Московского князя и великого Владимирского государя Иоанна Даниловича Калиты. Теперь на его месте стоит великолепный Архангельский собор, возведенный в царствование другого поистине великого или, может быть, нашего величайшего государя Иоанна Третьего. Теперь это будет снова храм Божий.

Поздравляю всех еще с тем, что Кремлевские соборы возвращены для богослужения. И теперь время от времени будут совершаться службы не только в соборном храме всей России и нашего патриарха (по старому титулу, «патриарха и всех северных стран») - в Московском Успенском соборе, но также в Архангельском, Благовещенском, в Патриаршей церкви Двенадцати Апостолов. Это замечательно, что в них снова будет служба. Их, правда, нам не совсем отдали, их «предоставили в пользование», и в некотором смысле, конечно, имели в виду их старое (дореволюционное) состояние. Успенский собор всегда был патриаршим, а в синодальный период принадлежал синоду, был как бы общерусским, архиерейским, синодским собором. А храмы Архангельский и Благовещенский принадлежали дворцовому ведомству. И то было естественно, ведь первый - усыпальница и храм памяти государей Российских, а второй - царская домовая церковь с древнейших времен. То было справедливо, но у меня есть одна оговорка. Дворцовому ведомству они принадлежали тогда, когда наши предки, братья и сестры, жили в православном Русском государстве, в котором мы пока еще не живем, и то будет стоить нам больших трудов, чтобы снова жить в православной России. Конечно, нету ничего удивительного в том, что в православном государстве какие-то храмы принадлежат обществам. Так было еще в древнейшей, домонгольской христианской Руси, когда были, например, храмы купеческих корпораций. Каждый храм принадлежит сообществу, братству. Приход тоже ведь сообщество, приход - это община, о чем мы, к сожалению, иногда забываем. Но такое возможно в православном государстве. Тогда было бы не странно, если бы собор принадлежал и государству, ведь православное государство находится в симфонии с церковью, оно даже само немножечко часть церкви.

История Русской церкви, покуда Россия была православной державой, и есть история России. Они неразделимы. Сейчас же это «пользование храмами» несколько странно. Дворцового ведомства у нас нету. В качестве усыпальницы президента Архангельский собор, надеюсь, не нужен. Также, безусловно, не нужна и Благовещенская соборная церковь в качестве домового храма правительства. Могли бы и совсем отдать. Впрочем, не хочется в величайший праздник, в такой замечательный день говорить о мрачном да еще с претензиями, у нас много законных претензий. Важнее другое - теперь в Архангельском соборе будет служба.

Именем Михаил, по Архангелу, с давних времен принято было нарекать прежде всего князей. Это имя воинское, наряду с именем Георгий, с именем Феодор, с именем Александр. Такова воинская традиция. И хотелось бы посоветовать воинским семьям ее возрождать и давать своим детям имена их воинственных небесных покровителей. У многих полков Российской армии день Архангела Михаила был полковым праздником.

И особенно хочется сегодня поздравить уральских казаков. Это их войсковой праздник, о чем многие, может быть, и забыли. Именно сейчас, когда Уральское казачество лишено своей земли, уже почти три четверти века, а теперь оно даже собственного государства лишено, когда оно «отписано», так сказать, «суверенному Казахстану» вместе со своими исконно казацкими землями, особенно хочется поздравить его с войсковым днем, с престольным праздником стоящего в городе Уральске Архангельского собора, который, к счастью, хотя бы возвращен. Это касается нас всех. Мы все хотя бы мысленно можем поздравить Уральское казачество с его праздником, с его днем и соединиться с ним молитвенно, ибо самая драгоценная поддержка - поддержка в молитве. Мы пока не поддержали их иначе, а православному надлежит православного поддерживать во всех сферах и всевозможно. Поддержим их молитвою!

Известно, что над ангелами небесными главенствуют более могущественные силы. Имя им – архангелы. Представители высших ангельских чинов точно также открыты для молитв христианских, как и прочие угодники Божии. Однако по скорости подаваемой помощи они все-таки лидируют. 21 ноября – день, который Церковь торжественно в свое время постановила считать днем чествования всего сонма ангельских созданий, пребывающих в Царстве Божьем. Он так и называется: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил.


Историческая справка

Праздник сей последователи Иисусова учения стали отмечать на старте IV-го столетия н.э. Это религиозное торжество было учреждено и внесено в христианский календарь участниками одного из Соборов – Лаодикийского. В рамках указанного религиозного мероприятия поклонение людей ангельским силам как создателям земного и небесного миров, а также царям Вселенной подверглось резкой критики и осуждению. По сути, духовенство расценило его как разновидность ереси. В результате появился интересующий нас праздник, призванный расставить все по местам в упомянутом выше вопросе. Отныне православные христиане должны были почитать небесные силы и воспринимать их в качестве главных помощников Бога, но не равных Творцу.


Для празднования новой религиозной даты не зря выбрали именно ноябрь месяц. Тому есть, по крайней мере, два вразумительных объяснения. Во-первых, последний осенний месяц являлся девятым месяцем в году, ведь в древности каждый 365-дневный цикл начинал свой отсчет с марта. А во-вторых, число 9 указывало на количество ангельских чинов в небесном мире. По старому летоисчислению, главенствующему в описываемую эпоху, праздник выпадал, согласно распоряжению участников Лаодикийского Собора, на 8 ноября. Это – прямая указка на грядущий День Страшного Суда, когда Собор всех Сил Небесных состоится в реальности, согласно текстам священных книг, в том числе Апокалипсиса. Ангелы и начальствующие над ними силы будут в «день осмый» сопровождать Спасителя, который во второй раз придет на Землю, дабы сразится воочию со злом, творимым дьяволом.

Ангельская иерархическая лестница

Существует классификация ангельских чинов. Она описана во многих священных текстах, имеющих весьма почтенный возраст. Исходя из них, следует говорить о трехступенчатой ангельской иерархии: Высшей, Средней и Низшей. На каждой ступени располагаются три чина.

К Высшей Ангельской иерархии относятся, прежде всего, шестокрылые Серафимы. Иначе их называют Огненными или Пламенеющими. В сердцах их ангельских действительно горит безграничная любовь к Творцу, которую Серафимы стремятся всеми силами разбудить в душах человеческих. Данные чины находятся ближе всех к Господу Богу.

Вторыми после Серафимов являются Херувимы, что значит «Просвещение». Функция данных ангельских чинов заключается, собственно, в ниспослании верующему человеку мудрости для познания Бога.

Последние на данной ступени иерархической ангельской лестницы – Престолы. Они выполняют роль судей Господних и являются Богоносными.

Перейдем к Средней Ангельской иерархии. Ее представителями являются в первую очередь Господства. Из названия данного ангельского чина понятно, что относящиеся к нему небесные создания начальствуют над всеми нижеследующими бесплотными силами. Кроме того, в их обязанность входит наставлять на путь истинный наместников Бога на Земле. Главное, чем учат своих подопечных Господства, - это борьба с соблазнами, плотскими желаниями, владение собой.


Следующий ангельский чин Средней Небесной иерархии нарекли Силами. Последние являются исполнителями Господней воли. Именно через них праведники и подвижники получают дар исцеления болезней, дар прозорливости и прочие сверхъестественные способности, обусловленные снисхождением Святого Духа. Силы дают людям терпение, смелость, мужество, нужный душевный настрой.

Замыкают список представителей Средних ангельских чинов Власти. Им Богом дарована сила защищать верующих от нападений бесовских и искушений, помогать в борьбе с негативными мыслями, укрощать сатану.

Какие ангельские чины входят в Низшую Ангельскую иерархию? Это Начала, Архангелы и Ангелы. Первые являются силами, господствующими над более низшими ангелами. Они контролируют выполнение небесными созданиями воли Божьей в отношении земных людей, учат властителей мудро управлять человечеством для пользы своих подчиненных.

Призвание Архангелов – возвещать о воле Божьей православным христианам, о грядущих событиях, пророчествовать, поддерживать и возрождать в людях веру в Господа.

Последние на низшей ступени ангельской иерархии – Ангелы. В их компетентности находится наставление православных в вере, способствование развитию ими в себе добродетелей. Главная же роль – это роль хранителей человеческих: хранителей от нечаянной и внезапной смерти, опасности и т.д.

Сведения об архангелах



Из названия праздника 21 ноября видно, что Архангел Михаил - самый главный среди представителей соответствующего ангельского клана. Так оно и есть. Важную роль в Царствии Божьем Архистратига подтверждает его имя, которое переводится следующим образом: «кто как Бог». Это Михаил низверг с Неба ангела, возомнившего себя лучше и важнее Творца – падшего Ангела с его падшей свитой. Он упоминается в Ветхом Завете, где показан участником многих событий прошлого. Архистратиг неоднократно спасал праведников и даже обычных людей от смерти. В свое время он защитил русский город Великий Новгород от агарян. В те моменты, когда свое заступничество нашим православным предкам являла Царица Небесная, с нею всегда рядом находился Архангел Михаил. Вообще на Руси главный Архангел всегда почитался особо. Множество храмов освящено и воздвигнуто было в его честь на наших землях. Они и поныне стоят в Нижнем Новгороде, Великом Устюге, Смоленске, Свияжске и, конечно, в бывшей столице Руси – Киеве.

Всего архангелов восемь. У любого из них имеются свои функции.


Михаил – борец со злом, с дьяволом. По этой причине архистратиг изображается с огненным мечом либо копьем в правой руке. В левой кисти он держит зеленую пальмовую ветвь.

Гавриил – вестник Божий. Он возвестил Пречистой Деве Марии о скором рождении у нее Божественного сына от Духа Святого. В правой своей руке он обычной держит горящий фонарь либо ветвь райскую, в левой сжимает зеркало.

Рафаил – исцеляет недуги телесные и душевные. Потому его изображают держащим в левой руке емкость, наполненную целебным снадобьем.

Архангела Уриила пишут с мечом и огнем, Селафиила – молящегося, опустившего взгляд вниз. Иегудиила на фресках и иконах можно распознать по золотому венцу. Архангел Варахиил одет в наряд, украшенный большим количеством цветов розового оттенка. Наконец, в руке Иеремиила видны весы.

21 ноября – это день, когда можно обращаться к Архистратигу Михаилу и другим архангелам, а также иным ангельским чинам со своими сокровенными просьбами, надеясь быть услышанными очень скоро. Просите, и дано вам будет!

Архангел Михаил
и прочие Небесные Силы бесплотные —
Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил

21 ноября большой православный праздник, веселый и светлый — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — ангелов, сотворенных Богом прежде человека и обычно недоступных земному зрению. Этот праздник — главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Собор — соединение, совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, которые все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.

Архистратиг Михаил — вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке — меч или копье. Под ногами — пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов — Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца.

Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», — обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога. Может ли меч Архистратига Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Он не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков. И мы должны радоваться, что имеем такого отважного защитника — победоносного вождя Небесных Сил. Нужно помнить, что его охраняющий меч будет всегда за нас, если только мы не вступим в союз с тем, с кем борется Архистратиг Михаил. Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, настолько утвердились в добре, что грех для них стал невозможным. Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не хотят этого делать, не хотят грешить. Обратите внимание на эти слова. Не хотят грешить! Как это назидательно для нас! Не захотеть грешить — значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его ангелы. Служить Ему, исполняя Его повеления.

Слово «ангел» означает «вестник». Такое наименование имеют бесплотные духи, потому что они возвещают людям волю Божию. Ангелы обитают везде, но, преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. Вот ангелы и являются этими посредниками, без которых мы никогда бы не смогли ощутить и воспринять, даже в малой степени, Божественный свет. Ангелы посылаются на землю для служения людям.

По мнению некоторых учителей Церкви, человек должен восполнить число отпавших ангелов. Значит, мы должны войти в Собор Ангелов. Как же чиста и свята тогда должна быть наша жизнь! Как еще здесь, на земле, мы должны подготавливать себя к вхождению в светлое и святое собрание Ангелов! Для этого мы должны приобрести мысли и чувства ангельские, очистить сердце для любви. Жить по заповедям евангельским.

История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Это учение было настолько опасно, что святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии поместный собор (IV век), на котором было осуждено злочестивое ангелопоклонение и установлено благочестивое почитание Ангелов как служителей Божиих, охранителей человеческого рода, и повелено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября — по новому).

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь — это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре — 9-м месяце — установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах — праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда.

Число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав Ангельскую иерархию. Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью.

У каждого чина Ангелов есть свое предназначение.

Ближе всего к людям стоят Ангелы и Архангелы. Архангелов всего семь:

Архангел Михаил (его имя означает «Кто яко Бог»)

Архангел Гавриил («Сила Божия»)

Архангел Рафаил («Помощь, исцеление Божие»)

Архангел Уриил («Огонь и свет Божий»)

Архангел Салафиил («Молитва к Богу»)

Архангел Иегудиил («Хвала Богу»)

Архангел Варахиил («Благословение Божие»).

Среди Ангелов находится и Ангел-Хранитель каждого из нас. По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает

Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути…

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, кто такие Архангелы и почему Михаил среди них — Архистратиг.

Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

Когда празднуется Собор Архистратига Михаила

Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник.

Что можно есть на Собор Архистратига Михаила

Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Архангел Михаил

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

История празднования Собора Архистратига Михаила

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году — за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Архангел Михаил в Ветхом Завете

Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

«Никто как Бог» - в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет - он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью - каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога - можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы - это вестники; Ангел - это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они - светы вторые.Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, - а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» - слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» - в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет - он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил - тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках - знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми - как и с окружающими нас простыми людьми - общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он - Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, - как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он - глас вопиющего в пустыне… Он глас, он - только звук Господня голоса, он - Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это - путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Архангельский собор в Кремле

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых — у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги — раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново — работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора — «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

Михайлов день — народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила

На Руси Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был одним из самых веселых праздников. С этого дня скот загоняли в хлева — на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий медом. Гулянье могло длиться целую неделю — так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.

За несколько дней до Собора Архистратига Михаиласвященник с причтом ходили по домам прихожан и служили молебны. Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба или деньгами — от 5 до 15 копеек со двора.

Елизавета Киктенко