Пресвятая богородица одигитрия черная. Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»: история, значение Где находится икона Божией Матери «Одигитрия

10 августа совершается празднование Смоленской иконы Божией Матери, которая принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Это название переводится с греческого как «Путеводительница».

Смоленская икона «Одигитрия» относится к наиболее почитаемым иконам Богоматери. К нам она пришла из Греции, но достоверных сведений, кем и когда была принесена икона, нет. По преданию, византийский император Константин VII Багрянородный в 1046 году этой иконой благословил свою дочь Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославовича (в 1076 году Всеволод получил титул «князь всея Руси»). Бытует мнение, что икона является списком со старинной Влахернской иконы, созданной евангелистом Лукой.

Икона стала родовой святыней русских князей, символизируя преемственность и династическую близость Константинополя и Руси. В 1095 году сын Всеволода Ярославовича Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году был заложен соборный храм Успения Богородицы, в котором была поставлена икона. С тех пор её начали именовать Смоленской.

С этим святым образом связывают чудесное избавление Смоленска в 1239 году от полчищ Батыя. По молитве жителей города, обращенной к Богородице, татары остановились в 24 верстах от Смоленска. В их стан ночью проник богатырь Меркурий и в одиночку разметал огромное число неприятелей, вогнав в смятение всё войско. За этот поступок он был причислен к лику святых.

Во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена из Смоленска в Москву. В день Бородинского сражения её вместе с чудотворными иконами Владимирской и Иверской обнесли вокруг Кремля и Белого города. С падением Москвы икону перенесли в Ярославль, и только после победы над Наполеоном вернули в Смоленск, где она находится и сегодня.

10 августа – Смоленская: приметы и обряды

В это время часто идут грозовые дожди, поэтому на Руси из страха перед грозой 10 августа не работали. В честь Смоленской иконы Божией Матери в день праздника совершали крестный ход – ходили «по наполняемым хлебом ригам». После общественного молебна крестьяне могли взять иконы домой и обойти с ними двор и жилище. Молебствие заканчивалось праздничным обедом.

В этот день чествовали кузнецов, которые ремонтировали сохи и лемехи плугов перед вспашкой озимых. В народном быту фигура кузнеца всегда стояла особняком – этот человек имел власть над огнем и железом, отвечал за прочность и остроту инструментов, которыми возделывали землю. Кузнецам приписывали, что они обладают властью над злыми духами.

Существует поверье, что 10 августа нельзя меняться чем-либо, потому что выменянная вещь долго не прослужит: или потеряется, или сломается. Ещё этот день считался неудачным для торговли.

Чтобы определить погоду на ближайшие дни, крестьяне ходили к водоёмам:

  • если утром по воде стелется туман – погода будет хорошая;
  • если туман вверх поднимается – быть дождю.

10 августа – Смоленская: что нельзя делать

В день празднования Смоленской иконы Божией Матери желательно посетить храм и помолиться у иконы Богородицы. Девушкам 10 августа не стоит заниматься рукоделием. На Смоленскую, как и в другие церковные праздники, нельзя ругаться, богохульствовать, осуждать других людей. Следует избавиться от дурных мыслей и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. После утренней молитвы можно приступать к повседневным делам. Уборка в доме, приготовление пищи и садово-огородные работы в этот день не считаются грехом.

Видео: 10 августа – День Смоленской иконы Божией Матери

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является путеводной нитью, ведущей к спасению.

В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Смоленская икона Божией Матери оказывает помощь и поддержку каждому обратившемуся к ней с молитвами, исцеляя от недугов , помогая в укреплении веры, ограждая просящих от негатива и искушений на жизненном пути.

История иконы

Предание гласит, что Смоленская икона «Одигитрия» была написана самим святым Лукой во время земной жизни Богородицы. Точных сведений о том, как святой образ попал в Россию, нет, однако известны упоминания об иконе уже в середине 11 века. Этот лик стал родовой святыней русских князей, которые передавали ее преемникам с величайшим трепетом.

Святая икона Смоленский Божией Матери является одной из самых главных святынь Русской Церкви. Верующие получают от нее помощь, которая связывает их с православной верой, не позволяя дьявольским проискам очернить души, стремящиеся к свету и Божьей благодати.

Описание иконы «Одигитрия»

На иконе изображена Богоматерь по пояс, на правой руке которой расположен Младенец. Правую руку он держит в благословляющем жесте. В левой руке Младенца расположен свиток — символ учения и просвещения. Спаситель изображен в царственных одеяниях, что означает образ Вседержителя. Его одежды выписаны искусно, с использованием пурпурного и золотого цветов. Часто Младенец на иконе облачен в корону.

Где находится икона

В России насчитывается более двухсот храмов, церквей и приходов, где можно поклониться образу Смоленской Божией Матери. Кроме того, списки с иконы хранятся во многих музеях. Среди копий икон более 30 обладают чудотворными способностями.

Поклониться образу можно в следующих местах:

  • город Москва, собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре;
  • город Санкт-Петербург, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Сергиев Посад, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре;
  • город Суздаль, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Кострома, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре;
  • город Орел, кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Нижний Новгород, церковь Смоленской иконы Божией Матери.

В чем помогает икона Смоленской Божией Матери

Святой лик обладает многими чудотворными способностями, и православные христиане обращаются к Смоленской Богоматери с молитвами:

  • о защите отчизны от войн и вражеских набегов;
  • о здоровье военных, находящихся в горячих точках;
  • о здоровье близких людей и всех живущих на Земле от эпидемий;
  • о защите дома от негатива и недоброжелателей;
  • об укреплении веры и силы духа;
  • о противостоянии искушениям и обману, вводящим души в заблуждение.

Молитва перед образом

«Царица Богородица, Путеводительница и защитница всего рода людского. К Тебе обращаемся с молитвами смиренными. Избави нас от скорбей и печалей, настави на путь истинный да убереги плоть и кровь нашу от недугов и болезней. Помоги, Богородица, обрести веру истинную да укрепиться в ней, не позволяя проискам дьявольским бросить семя сомнений и раздора. Сохрани мир на всей земле да не позволь недругам разорить отчизну нашу. Повлияй на умы недоброжелателей наших, избавив их от скверны гнева. Аминь».

Дни почитания иконы

Икона Божией Матери «Одигитрия» почитается три раза в год:

  • 10 августа (28 июля), когда святой лик был перенесен из Московского Кремля в Новодевичий монастырь;
  • 18 ноября (5 ноября) в честь чудотворной помощи иконы и одержания победы в Отечественной войне 1812 года;
  • 7 декабря (24 ноября) в честь победы жителей славного города Смоленска над Золотой Ордой.

Каждый из этих праздников сопровождается литургией и вознесением молитв Высшим Силам, не позволившим Руси пасть под натиском недругов и обидчиков.

Смоленская икона является помощницей и покровительницей каждого уверовавшего в Господа. Искренние молитвы помогут вам обрести веру и начать праведный путь, который будет каждый день менять вас и вашу жизнь в лучшую сторону. Желаем вам радости и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.08.2017 03:01

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий...

Богородицы Одигитрии свою дочь, когда она стала супругой киевского князя Всеволода Ярославича. Большинство описаний Смоленской иконы называет принцессу Анной , но здесь произошло смешение исторических реалий: князь Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха, но звали ее, как считает большинство исследователей, арией либо Анастасией. Анной звали другую византийскую принцессу - супругу равноапостольного князя Владимира, она была дочерью византийского императора Константина, но не Мономаха, а Багрянородного .

Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой . Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы. «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (здесь и далее приводятся цитаты из службы Одигитрии Смоленской, 28 июля) . По этой вере подавалась благодатная помощь от списков с древних икон Божией Матери, и, прославленные многими чудотворениями, они в Церкви равно почитались с иконами первоначальными, написанными апостолом. Слова богородична по полиелеи: «Пречистая Твоя икона, Богородице Дево, врачевство всего мира духовное, к нейже прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающее от нея...» нельзя отнести к конкретному образу - это молитвенное обращение к любой иконе Богородицы.

Здесь уместно вспомнить слова Н.П.Кондакова о том, что благочестивый обычай старины позволял считать список оригиналом, если оригинал находился далеко или бывал утрачен .

В нашей заметке пойдет речь о том, как на основе древнего иконографического типа Одигитрии произросло целое древо различных икон Богородицы, оставивших свой след в истории Церкви.

В каноне Пресвятой Богородице Одигитрии Смоленской, написанном в середине IX в. монахом Игнатием - служителем Софии Константинопольской, впоследствии митрополитом Никейским , почти нет упоминаний о тех благодатных видах помощи, которые послужили основанием для наименования Ее собственно Одигитрией, т. е. Путеводительницей. Вот немногие примеры:

«Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному... Радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных...» (тропари 7-й песни канона) .

В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия - Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов . Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для ее будущего потомства. Не только Путеводительницей, но той постоянной во всем Хранительницей, о которой вдохновенно говорит в Акафисте преподобный Роман Сладкопевец . Вошедшие в Акафист эпитеты Богоматери - не только удачные богословски осмысленные поэтические образы, навеянные ветхозаветными пророчествами. Нередко они имели и вполне определенное происхождение, связанное с чудесным заступлением Богоматери .

Одно из ранних засвидетельствованных чудес заступничества Одигитрии за Смоленск произошло при нашествии татар в 1238 г. Повесть о Меркурии Смоленском начала XVI в., использовавшаяся в качестве синаксарного чтения под 28 июля, озаглавлена «Воспоминание великого чудеси, бывшее от иконы Заступницы нашея Пречистыя Богородицы Смоленския». Список XVII в., хранящийся в ГИМе, рассказывает о том, что во время молитвы в смоленском Печерском монастыре Богоматерь явилась Меркурию. Дева Мария восседала на престоле с Младенцем, сидящим пред Ее чревом.

«Вшед богомудрый во святую церковь и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седящу, Христа в недрех имущу, обстоиму ангельскими вой». Богородица пророчески извещает св. Меркурия, что тело его будет положено в Успенском соборе Смоленска: «И прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будет твое тело в Моей церкви». В завершающем эпизоде Повести рассказывается, как Смоленский архиепископ видит Богоматерь, выходящую из Успенского собора в сопровождении двух архангелов: «Се же видит ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши из церкви Пречистая Богородица со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом » . Заметим, что видение удивительно перекликается с одним из древних образов Богоматери - кипрской Пангии Ангелоктиссы.

В Константинополе местом средоточия святынь, связанных с Пречистой Девой Марией, была Влахернская церковь, по своим размерам и количеству клира уступавшая лишь Софийском собору. Здесь пребывали все чтимые иконы Божией Матери, очевидно, и те самые ранние, что были написаны апостолом Лукой. Здесь находилась и Риза Богоматери, о которой святитель Фотий в связи с нападением на город русских в 860 году писал: «Когда мы воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, к Ее покрову прибегали как к стене нерушимой, то эта пречистая Риза кругом обтекала стены... ограждала город, облекала его» .

Из чудотворных икон Богородицы, находившихся во Влахернской церкви, император мог выбрать в благословение для своей дочери любую - вероятно, был выбран один из чтимых списков древней Одигитрии. Кроме Одигитрии во Влахернской церкви находились иконы Умиление, Оранта, Знамение; как и Одигитрия, списки с древних чудотворных святынь также попали на Русь. Все эти иконы имели наименование «Влахернских» - не как особый иконографический тип, а по месту их пребывания.

Но на Руси наименование Влахернской лишь закрепилось за одной - Одигитрией, подаренной в 1654 г. царю Алексею Михайловичу; празднование ей совершается 7/20 июля.

Еще одна чтимая копия Одигитрии Влахернской, попавшая на Русь через шесть веков после Одигитрии Смоленской, по-видимому, является в настоящее время самой древней (VII в.!) иконой Пресвятой Богородицы на русской земле. Эта рельефная икона, сделанная из воскомастики, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Но лепная икона из воскомастики - техника весьма редкая, таких икон известны считаные единицы, в то время как чудотворных списков Влахернской Одигитрии - немало. «Милости и щедрот неисчерпаемое море», как говорится об этой иконе в стихире на стиховне, не есть преувеличение (Ил. 1).

Наша первая икона Смоленская Одигитрия являлась весьма точным списком Одигитрии Влахернской. Н.П.Кондаков в этой связи пишет: «Поразительное сходство древнейших резных образков Одигитрии (X1V-XV вв.) именно с типом нашей Смоленской иконы заставляет нас видеть именно в ней точный список с византийской Одигитрии, заменившей в XIII в., после латинского завоевания, древнейшую икону, которая, может быть, тогда погибла. Смоленская икона Божией Матери представляет второй тип погрудной иконы Одигитрии и дает, несомненно, список, выполненный еще в древности с греческого оригинала» .

Бытование Одигитрии Смоленской и множества ее списков на Руси - предмет отдельного обстоятельного исследования. Обратим внимание на те древнейшие памятники, которые являются редкими списками Влахернской Одигитрии или генетически связаны с этой первоначальной святыней. Приведем несколько наиболее известных икон Божией Матери Одигитрии, с оговоркой, что все эти изображения восходят к древнейшему иконографическому типу Одигитрии, но имеют некоторые особенности.

С иконографическим типом Одигитрии связана энкаустическая икона второй половины VI в. из собрания Ханенко (Киевский музей западного и восточного искусства); это - одна из немногих дошедших до нас икон доиконоборческого времени.

Другая древнейшая икона Богородицы (первой половины VII в.), которую можно отнести к типу Одигитрии, - мозаичная, находится на Кипре в апсиде церкви Пангии Ангелоктиссы («Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»). Богоматерь с Младенцем Христом (Ил. 5) представлена в рост между архангелами Михаилом и Гавриилом. Архангелы - в развевающихся одеждах, они изображены широко и энергично шагающими. Сама Богоматерь - также в движении, которое подчеркивает расходящийся книзу плащ .

Из дошедших до нашего времени русских икон Богоматери Одигитрии следует отметить псковскую икону конца XIII в., находящуюся в Третьяковской галерее. Иконам Одигитрии подобного вида в литературе усвоено наименование Перивлепта («Преславная», «Прекрасная»).

С псковской иконой интересно сопоставить близкую ей по времени Кипрскую икону Одигитрии (XIII в.), из церкви св. Луки в Никосии. Исследователи видят в ней следы влияния западной живописи эпохи Возрождения.

Находящаяся в ГТГ икона Богоматери Одигитрии, датируемая 1397 г., принадлежала преподобному Кириллу Белозерскому и находилась в его келье в московском Старом Симоновом монастыре . Основав новую обитель, преподобный Кирилл поставил эту, почитавшуюся чудотворной, икону в местном ряду Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. После закрытия монастыря с иконы был удален оклад, и вся она оказалась покрытой расходящимися трещинами и следами от гвоздей «экспроприированного» оклада. В ходе реставрации (реставратор Е.А.Погребняк) было заделано более четырехсот дырочек от гвоздей. Это также Богоматерь Перивлепта .

Две замечательные иконы Одигитрии середины XV века находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева . Икона Одигитрии из Македонии, напоминающая более древние образцы, имеет ряд особенностей, относящихся к поствизантийскому периоду (сглаженная манера письма, «письмо светом», создающее впечатление точеной округлости формы).

Другая икона - из Успенского собора города Дмитрова . Ее уникальность заключается в особенностях изображения одеяний, не встречающихся в русской иконописи XV-XVI вв.: это широкие рукава хитона Богомладенца, необычная драпировка Его гиматия с петлеобразной складкой у колен; мафорий Богоматери приспущен на лоб .

Конечно, не только «светом и цветом», не только техникой письма отличаются представленные в нашем кратком обзоре иконы Путеводительницы. За каждым образом - молитвы многих поколений православных христиан, молитвы услышанные, те молитвы, о которых в стихире по 50-м псалме говорится, что Богородица их полезными сотворяет.

В иконографии Божией Матери Одигитрии, на протяжении столетий сохранившей черты того Первообраза, который запечатлен был святым апостолом Лукой, можно видеть тот живой отклик на благодатную помощь Пресвятой Девы, который очень точно отражает и гимнография праздника Одигитрии: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе...»

Протоиерей Николай Погребняк


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 7-8, 2013 г.

Богоматерь Одигитрия

Иконографический тип Богоматери Одигитрии (? ?????????) имеет несколько прототипов, восходящих к глубокой древности. Византийское предание возводит его к образу, написанному св. Евангелистом Лукой. Согласно этому повествованию Сама Богоматерь благословила этот Свой образ со словами: «Мое благословение пребывает навеки с этой иконой». Святой Лука послал этот образ в Антиохию «державному Феофилу» вместе с текстом Евангелия. Около середины V в. по приказанию императрицы Евдоксии образ был послан в Константинополь в подарок ее свекрови, императрице Пульхерии. Это повествование было общепринятым в Византии в IX в., когда впервые появляется наименование «Одигитрия» на печатях. Неизвестно, происходит ли это название от храма «Путеводителей» (??? ??????), в котором императоры обычно молились перед выступлением в походы, или же икона Богоматери, именуемая «Путеводительница», дала название храму, перестроенному Михаилом III (842–867). Как бы то ни было, в это время чудотворной иконе Божией Матери, перенесенной позднее во Влахернский храм, уже приписывалась особая роль в судьбах христианской империи. Это отношение способствовало формированию иконографического типа, византийского по преимуществу, который в IX в. окончательно вырабатывается и получает наименование «Одигитрия».

Богоматерь Одигитрия. Начало VII в. Церковь Санта Мария ад Мартирес. Рим

Богоматерь Одигитрия. Византия. Первая половина XIV в. Галерея Темпл, Лондон

Сирийские прототипы Одигитрии, уже многочисленные в VI в., изображают Богоматерь стоящей и держащей на левой руке полулежащего спеленутого Младенца. Эти изображения изменяются под влиянием византийского понимания. Иконы Одигитрии, создаваемые в Византии, изображают Младенца Христа всегда прямо сидящим на левой руке Богоматери: здесь Он уже не грудной младенец, а тип Христа Эммануила; это «превечный Бог», исполненный премудрости, несмотря на свой юный возраст. Облаченный в одеяние славы – гиматий, разделанный золотом, – Христос Эммануил держит в левой руке свиток, а правой благословляет, глядя прямо перед Собой. Богоматерь стоит прямо и величественно, без выражения какой-либо нежности к Сыну. Она смотрит на зрителя или же отводит взгляд в сторону, поверх головы Младенца. Поднятая к груди рука может выражать жест молитвы, но скорее это жест указующий:

Богородительница указывает людям на Сына Божия, через Нее пришедшего в мир. Можно понять этот жест и как царственный, представляющий Ее Сыну верующий народ, на что и отвечает Христос Эммануил Своим широким, величественным жестом благословения.

Богоматерь Одигитрия. Рисунок Л. А. Успенского

Икона Одигитрии, созданная в Византии, напоминает ритуальный распорядок императорского дворца, где жизнь «порфирородного» монарха превращалась в ряд официальных церемоний, в которых подавлялось всякое выражение человеческого чувства, дабы выявить священный характер императорского достоинства.

Однако в то же время эта величавая отрешенность, чуждая всякому выражению человеческих эмоций, лучше всего соответствует догматическому смыслу иконы, являющей Богоматеринство Приснодевы с Христом Эммануилом.

Богоматерь Одигитрия на троне. Моливдовул. 717–720 г. ГЭ

Богоматерь Одигитрия в рост с младенцем. Моливдовул. XIV в. ГЭ

Тип Одигитрии породил множество иконографических вариантов, освященных явлением чудотворных икон и носящих различные наименования. Здесь мы воспроизводим три списка с икон Богоматери Одигитрии, почитаемых в России: чудотворные иконы Богоматери Смоленской, Тихвинской и Казанской.

Богоматерь Смоленская. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды)

Из книги Заговоры, притягивающие деньги автора Владимирова Наина

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Одигитрия» Смоленская О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящаяся и к Тебе со воздыханием и

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Икона Божьей Матери «Одигитрия» Она служит дополнением к вышеназванным иконам (см. илл. 21). Как видите, на ней Богородица держит на одной руке младенца Иисуса, а другой рукой указывает на него. Иисус выглядит вовсе и не младенцем, видится так, как будто он символ какой-то

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Богоматерь на троне Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в. Этот иконографический тип известен в России обычно под именем Кипрской Богоматери, чудотворная мозаичная икона которой была известна на Кипре еще в начале VII в. Кроме того, этот образ

Первый раскол христианства произошел в эпоху раннего . Точной датой окончательного разделения Единой Христианской Церкви на Западную и Восточную принято считать 1054 год. Расхождения коснулось не только догматов, но и обрядов, и, разумеется, иконописных сюжетов. Конечно, и у католиков изображают Пресвятую Деву с Младенцем на руках, но западная даже на религиозные сюжеты внешне более светской. Православная должна следовать более жестким канонам, а названия для некоторых сюжетов приняты греческие. Из греческого языка пришло и слово «Одигитрия», «указующая». Согласно легенде, автором самой первой с таким сюжетом был евангелист Лука.
В католической терминологии более принято именовать Марию не Богоматерью, а Мадонной.

Как она выглядит?

Из группы икон, изображающих Богоматерь с Иисусом на руках, выберите те, где уже подрос, он сидит на коленях у матери, а она ему что-то рассказывает. Мать одной рукой придерживает ребенка. Ладонь второй руки раскрыта и направлена вверх, как будто Мария что-то рассказывает своему малышу, наставляя его на путь истинный. Это и есть Богоматерь Одигитрия. Надо сказать, тело Иисуса всегда имеет одни и те же пропорции, вне зависимости от того, в каком возрасте он изображен. Это особенность канона. В католической иконе пропорции человеческого тела соответствуют возрасту, и Младенец-Иисус ничем не отличается от любого другого ребенка. На православной иконе «Одигитрия» Богородицу обычно изображают по пояс. Но, например, на иконе Казанской Божьей Матери изображены только плечи.
Икона, на которой Иисус прижимается своей щекой к материнской, называется Богоматерь умиление.

Чем занят божественный Отрок?

На с таким сюжетом Иисус обычно держит в руке свиток. Иногда можно видеть и книгу, но это более редкий вариант. Перед зрителем возникает образ Христа Вседержителя. У этого образа есть и греческое название – Пантократор. Другой рукой Отрок благословляет человечество.