Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. сдвг - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

СДВГ – это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания. Среди отличительных признаков данного расстройства, наличие которых предоставляет основание для установления диагноза СДВГ, выделяют такие симптомы, как сложность концентрирования внимания, повышенная активность и импульсивность, неподдающаяся управлению. Вследствие того, что малышам трудно сосредотачивать внимание, они нередко не могут правильно выполнить учебные задания или решить задачи, так как совершают ошибки по причине собственной невнимательности и непоседливости (гиперактивности). Также они могут не слушать объяснения учителей или просто на их разъяснения не обращают внимание. Неврология рассматривает данное расстройство в качестве устойчивого хронического синдрома, для которого способа излечения по сей день не найдено. Медики полагают, что СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) уходит бесследно по мере взросления малышей или взрослые лица приспосабливаются жить с ним.

Причины СДВГ

Сегодня, к сожалению, точные причины появления СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) не установлены, однако можно выделить несколько теорий. Итак, причинами органических расстройств могут быть: неблагоприятная экологическая ситуация, иммунологическая несовместимость, инфекционные заболевания женской части населения во время беременности, отравление наркозом, прием некоторых лекарственных препаратов, наркотических средств или алкоголя женщинами в период вынашивания малыша, некоторые хронические болезни матери, угрозы выкидыша, преждевременные или затяжные роды, стимуляция родовой активности, кесарево сечение, неправильное предлежание плода, любые заболевания новорожденных, которые протекают с высокой температурой, приемом малышами сильнодействующих препаратов.

Также такие заболевания, как астматические состояния, сердечная недостаточность, воспаление легких, диабет могут выступать факторами, провоцирующими нарушение в мозговой деятельности малышей.

Также учеными было установлено, что существуют генетические предпосылки к формированию СДВГ. Однако они проявляются только при взаимодействии с окружающим миром, который может такие предпосылки либо усилить, либо ослабить.

СДВГ синдром могут также вызывать негативные воздействия в постнатальном периоде на ребенка. Среди таких воздействий можно выделить, как социальные причины, так и биологические факторы. Способы воспитания, отношение к малышу в семье, социально-экономический статус ячейки общества не являются причинами, провоцирующими СДВГ, сами по себе. Однако зачастую, перечисленные факторы вырабатывают адаптационные возможности крохи к окружающему миру. К биологическим факторам, провоцирующим развитие СДВГ, относят кормление малыша искусственными пищевыми добавками, наличие в еде ребенка пестицидов, свинца, нейротоксинов. Сегодня степень влияния этих веществ на патогенез СДВГ находится на этапе изучения.

Синдром СДВГ, резюмируя вышесказанное, является полиэтиологичным нарушением, образование которого обусловлено воздействием нескольких факторов в комплексе.

Симптомы СДВГ

К основным симптомам СДВГ относят нарушения функции внимания, повышенную активность детей и их импульсивность.

Нарушения со стороны внимания проявляются у малыша невозможностью удерживать внимание на элементах предмета, допущением множества ошибок, сложностью сохранения внимания в ходе выполнения учебных или иных заданий. Такой ребенок не слушает речь, обращенную к нему, не умеет соблюдать инструкции и доводить работу до конца, самостоятельно не способен спланировать или организовать выполнение задач, старается избегать дела, требующие продолжительного интеллектуального напряжения, склонен постоянно терять собственные вещи, проявляет забывчивость, легко отвлекается.
Гиперактивность проявляется неспокойными движениями рук либо ног, ерзаньем на месте, неусидчивостью.

Дети с СДВГ зачастую забираются или бегают куда-то, когда это некстати, не могут спокойно и тихо играть. Такая бесцельная гиперактивность имеет устойчивый характер и не поддается влиянию правил или условий ситуации.

Импульсивность проявляется в ситуациях, когда малыши, не дослушав вопрос и не задумываясь, отвечают на него, не в состоянии ожидать своей очереди. Такие дети часто перебивают других, мешают им, нередко болтливы или несдержанны в речи.

Характеристика ребенка с СДВГ. Перечисленные симптомы должны наблюдаться у малышей не менее шести месяцев и распространяться на все области их жизнедеятельности (нарушения адаптационных процессов отмечаются в нескольких видах обстановки). Нарушения в обучении, неполадки в социальных контактах и трудовой деятельности у таких детей ярко выражены.

Диагноз СДВГ ставится при исключении других патологий психики, так как проявления данного синдрома не должны быть связаны только с наличием другого заболевания.

Характеристика ребенка с СДВГ имеет свои особенности в зависимости от возрастного периода, в котором он находится.

В дошкольном периоде (от трех и до 7 лет) часто начинают проявляться повышенная активность малышей и импульсивность. Чрезмерная активность проявляется постоянным движением, в котором находятся малыши. Они характеризуются крайней неусидчивостью на занятиях и болтливостью. Импульсивность малышей выражается в совершении необдуманных действий, в частом перебивании других людей, вмешательством в посторонние разговоры, которые их не касаются. Обычно таких детей считают невоспитанными или чрезмерно темпераментными. Нередко импульсивности может сопутствовать бесшабашность, вследствие которой кроха может подвергать опасности себя или окружающих.

Дети с СДВГ довольно неаккуратны, непослушны, часто бросают или ломают вещи, игрушки, могут проявлять , иногда отстают в речевом развитии от ровесников.

Проблемы ребенка с СДВГ после поступления в учебное заведение лишь усугубляются, вследствие школьных требований, которые он в полной мере не в состоянии выполнять. Детское поведение не отвечает возрастной норме, поэтому в образовательном учреждении он не способен получить результаты, соответствующие его потенциалу (уровень интеллектуального развития соответствует возрастному интервалу). Такие дети во время занятий не слышат педагога, им трудно решать предлагаемые задания, поскольку они испытывают сложности в организации труда и доведении его до завершения, в процессе выполнения забывают условия задач, плохо усваивают учебный материал и не в состоянии грамотно его применять. Поэтому малыши довольно быстро отключаются от процесса выполнения заданий.

Дети с СДВГ не замечают деталей, склонны к забывчивости, плохой переключаемости и не выполнению указаний учителя. Дома, такие малыши, неспособны справляться самостоятельно с выполнением заданий по урокам. У них гораздо чаще, в сравнении с ровесниками, отмечаются сложности в формировании навыков логического мышления, умений читать, писать и считать.

Страдающие СДВГ синдромом школьники характеризуются сложностями в межличностных взаимоотношениях, проблемами в установлении контактов. Их поведение склонно к непредсказуемости, вследствие значительных колебаний настроения. Также отмечается горячность, задиристость, противопоставляющие и агрессивные действия. Вследствие чего такие малыши не могут уделять продолжительное время игре, успешно взаимодействовать и устанавливать дружеские контакты с ровесниками.

В коллективе малыши, страдающие СДВГ, являются источниками постоянной тревоги, так как они шумят, мешают окружающим, без спроса берут чужие вещи. Все перечисленное ведет к появлению конфликтов, в результате этого кроха становится нежеланным в коллективе. Встречая подобное отношение, малыши нередко осознанно становятся «шутами» в классе, надеясь тем самым наладить отношения с ровесниками. Вследствие этого страдает не только школьная успеваемость детей с СДВГ, но и работа класса в целом, так они могут срывать уроки. В общих чертах их поведение производит впечатление несоответствия своему возрастному периоду, поэтому сверстники с ними общаются неохотно, что постепенно формирует у малышей с СДВГ заниженную . В семье такие малыши нередко страдают из-за постоянного сравнения их с другими детьми, которые более послушны или лучше учатся.

СДВГ гиперактивность в подростковом возрасте характеризуется значительным уменьшением. Ее сменяет чувство внутреннего беспокойства и суетливость.

Для подростков с СДВГ свойственна несамостоятельность, безответственность, сложности в завершении выполнения заданий, поручений и в организации деятельности. В пубертатном периоде выраженные проявления расстройств со стороны функции внимания и импульсивности наблюдаются приблизительно у 80% подростков СДВГ. Нередко у детей с подобным нарушением отмечается ухудшение школьной успеваемости, вследствие того, что они результативно спланировать собственную работу и организовать ее по времени не в состоянии.

Постепенно у детей нарастают сложности в семейных и прочих взаимоотношениях. Большинство подростков с таким синдромом отличает наличие проблем в следовании правил поведения, безрассудное поведение, связанное с безосновательным риском, неповиновением законам общества и неподчинением социальным нормам. Наряду с этим им характерна слабая эмоциональная устойчивость психики при неудачах, нерешительность, . Подростки непомерно чувствительны к дразнению и колкостям со стороны ровесников. Педагоги и другие характеризуют подростковое поведение как незрелое, которое не соотносится их возрастному периоду. В будничной жизни дети игнорируют меры безопасности, что приводит к возрастанию риска возникновения несчастных случаев.

Дети в пубертатном периоде, имеющие в анамнезе СДВГ, гораздо более чем их ровесники расположены к втягиванию их в различные группировки, совершающие правонарушения. Также у подростков может обнаружиться тяга к злоупотреблению спиртосодержащих напитков или наркотических веществ.

Работа с детьми с СДВГ может охватывать несколько направлений: или , ключевым назначением которых является вырабатывание социальных навыков.

Диагностика СДВГ

Основываясь на международных признаках, содержащих в себе перечни максимально характерных и отчетливо прослеживаемых проявлений данного нарушения, можно поставить диагноз СДВГ.

Непременными характеристиками данного синдрома являются:

— продолжительность симптомов по времени течения не меньше шести месяцев;

— распространенность как минимум на два вида окружающей обстановки, устойчивость проявлений;

— выраженность симптомов (наблюдаются значительные нарушения обучения, расстройства социальных контактов, профессиональной сферы);

— исключение других психических нарушений.

СДВГ гиперактивность определяется как первичное нарушение. Вместе с тем выделяют несколько форм СДВГ, обуславливаемых наличием преобладающих симптомов:

— сочетанная форма, которая включает три группы симптомов;

— СДВГ с превалирующими нарушениями внимания;

— СДВГ с доминированием импульсивности и повышенной активности.

В детском возрастном периоде сравнительно часто наблюдаются так называемые состояния-имитаторы данного синдрома. Приблизительно у двадцати процентов детей периодически отмечаются внешне похожие на СДВГ виды поведения. Поэтому СДВГ следует разграничивать с широким диапазоном состояний, подобных ему исключительно внешними проявлениями, но значительно отличающихся по причинам и способам коррекции. К ним относят:

— индивидуальные личностные характеристики и особенности (поведение чрезмерно активных малышей не выходит за рамки возрастной нормы, степень формирования высших функций психики на уровне);

— тревожные нарушения (особенности детского поведения сопряжены с воздействием психотравмирующих причин);

— следствия перенесенной травмы мозга, интоксикации, нейроинфекции;

— при соматических заболеваниях наличие астенического синдрома;

— характерные нарушения формирования школьных навыков, таких как дислексия или дисграфия;

— заболевания эндокринной системы (сахарный диабет или патология щитовидной железы);

— сенсоневральная тугоухость;

— наследственные факторы, например, наличие синдрома Туретта, Смита-Мажениса или ломкой Х-хромосомы;

— эпилепсия;

Кроме этого, диагностирование СДВГ должно производиться с учетом специфической возрастной динамики подобного состояния. Проявления СДВГ обладают характерными особенностями в соответствии с определенным возрастным периодом.

СДВГ у взрослых

В соответствии с нынешними статистическими данными, СДВГ синдрому подвержено приблизительно около 5% взрослых. Наряду с этим такой диагноз отмечается практически у 10% учащихся в школе. Примерно половина детей, страдающих СДВГ, входят с этим состоянием и во взрослую жизнь. При этом взрослое население намного реже обращается к врачу по причине СДВГ, что значительно минимизирует выявляемость синдрома у них.

Симптомы СДВГ индивидуальны. Однако в поведении больных можно отметить три стержневых признака, а именно нарушение со стороны функции внимания, повышенную активность и импульсивность.

Расстройство внимания выражается в невозможности концентрации внимания на определенном предмете или вещах. Взрослому человеку в ходе выполнения неинтересного монотонного задания уже спустя несколько минут становится скучно. Таким людям сложно сознательно концентрировать внимание на каком-либо предмете. Больных СДВГ окружение считает необязательными и неисполнительными, так как они могут приняться выполнять несколько дел и не довести до завершения ни одного. Повышенная активность обнаруживается в постоянном движении индивидов. Для них свойственна неспокойность, суетливость и чрезмерная болтливость.

Больные СДВГ синдромом страдают неусидчивостью, бесцельно слоняются по помещению, хватаются за все подряд, постукивают по столу ручкой или карандашом. При этом все подобные действия сопровождаются повышенным волнением.

Импульсивность проявляется в опережении действиями мыслей. , страдающий СДВГ, склонен озвучивать первые мысли, приходящие в голову, постоянно вставляет в беседу не к месту собственные замечания, совершает импульсивные и часто необдуманные поступки.

Кроме перечисленных проявлений, для индивидов, страдающих СДВГ, характерны забывчивость, беспокойство, непунктуальность, заниженная самооценка, неорганизованность, плохая устойчивость к стрессовым факторам, тоска, депрессивные состояния, выраженные перепады настроения, трудности при чтении. Такие особенности усложняют социальную адаптацию индивидуумов и формируют благоприятную почву для образования любой формы зависимости. Неспособность сконцентрироваться ломает карьеру и разрушает личные взаимоотношения. Если больные своевременно обратятся к грамотному специалисту и получат адекватное лечение, то в большинстве случаев, все проблемы с адаптацией сойдут на нет.

Лечение СДВГ у взрослых должно быть комплексным. Им обычно назначают средства, стимулирующие нервную систему, например, Метилфенидат. Такие лекарственные препараты не лечат СДВГ синдром, но способствуют достижению контроля над проявлениями.

Лечение СДВГ у взрослых приводит к улучшению состояния большинства больных, но им бывает довольно сложно . Обрести навыки самоорганизации, умения грамотно наладить распорядок дня, восстановить разрушенные взаимоотношения и улучшить коммуникационные навыки помогает психологическое консультирование.

Лечение СДВГ

Лечение СДВГ у детей имеет определенные методы, направленные на возрождение расстроенных функций нервной системы и их адаптацию в социуме. Поэтому терапия является многофакторной и включает диету, немедикаментозное лечение и лекарственную терапию.

В первый черед следует заняться нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. Поэтому предпочтение в ежедневном рационе нужно отдавать натуральным продуктам. Из режима питания следует исключить молочные продукты и яйца, свинину, консервированную и содержащую красители пищу, рафинированный сахар, цитрусовые фрукты и шоколад.

Немедикаментозное лечение СДВГ у детей подразумевает видоизменение поведения, психотерапевтические практики, педагогическое и нейропсихологическое коррекционное воздействие. Малышам предлагается облегченный режим обучения, то есть уменьшается количественный состав учебного класса и уменьшается продолжительность занятий. Детям рекомендуется сидеть за первыми партами для возможности концентрации внимания. С родителями также необходимо провести работу, чтобы они научились относиться к поведению собственных чад с терпением. Родителям необходимо объяснить необходимость контроля с их стороны над соблюдением дневного режима гиперактивными детьми, обеспечения малышей возможностью расходовать излишнюю энергию при помощи физических упражнений или длительных прогулок. В процессе выполнения детьми задач необходимо свести к минимуму утомление. Так как гиперактивных малышей отличает повышенная возбудимость, то рекомендуется их частично изолировать от взаимодействия в больших компаниях. Также их партнеры по игре должны обладать выдержкой и иметь спокойный характер.

Немедикаментозное лечение охватывает и использование некоторых психотерапевтических методик, так например, коррекция СДВГ возможна с помощью ролевых игр или арт-терапии.

Коррекция СДВГ при помощи медикаментозной терапии назначается в случае отсутствия результата от других используемых методов. Широко применяются психостимуляторы, ноотропы, трициклические антидепрессанты и транквилизаторы.

Кроме этого работа с детьми с СДВГ должна быть целенаправленна на разрешение нескольких задач: проведение комплексной диагностики, нормализацию семейной обстановки, установление контактов с педагогами, повышение самооценки у малышей, выработку послушания у детей, обучение их уважению прав других индивидов, правильному вербальному общению, контролю над собственными эмоциями.

Это нормально для детей, иногда забывать сделать домашнюю работу, мечтать во время занятий, действовать, не задумываясь, или нервничать за обеденным столом. Но невнимательность, импульсивность и гиперактивность являются признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ADHD, ADD). СДВГ приводит к проблемам дома, школе, влияет на способность учиться, ладить с другими. Первым шагом к решению проблемы является предоставление помощи, в которой человек нуждается.

Мы все знаем детей, которые не могут сидеть сложа руки, которые никогда, кажется, не слушают, которые не следуют инструкциям, независимо от того, насколько четко вы их представляете, или высказывают несоответствующие комментарии в ненадлежащее время. Иногда этих детей называют нарушителями спокойствия, критикуют за то, что они ленивые, недисциплинированные. Однако это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD), ранее известный как расстройство дефицита внимания, ADD.

Это нормальное поведение или ADHD?

Признаки и симптомы СДВГ обычно появляются до семи лет. Тем не менее, может быть трудно отличить синдром дефицита внимания от нормального «поведения ребенка».

Если заметили только несколько признаков, или симптомы появляются только в некоторых ситуациях, это, вероятно, не ADHD. С другой стороны, если ребенок показывает ряд признаков и симптомов ADHD, которые присутствуют во всех ситуациях — дома, школе, игре — пришло время присмотреться к проблеме.

Как только поймете, что проблемы, с которыми сталкивается ребенок, например, забывчивость, трудности в школе, работайте вместе, чтобы найти творческие решения, извлечь выгоду из сильных сторон.

Мифы и факты о расстройстве дефицита внимания

Миф: все дети с СДВГ гиперактивны.

Факт: Некоторые гиперактивны, но многие другие с проблемами внимания не являются таковыми. Не слишком активные, кажутся мечтательными, немотивированными.

Миф: Никогда не могут сконцентрировать внимание.

Факт: Они часто сосредотачиваются на своих действиях. Но как бы ни старались, не могут сосредоточиться, если задача скучна или повторяется.

Миф: Могут вести себя лучше, если захотят.

Факт: Они делают все возможное, чтобы быть хорошими, но все равно не могут сидеть на месте, сохранять спокойствие, концентрировать внимание. Могут казаться непослушными, но это не значит, что действуют специально.

Миф: дети в конечном итоге перерастут СДВГ.

Факт : ADHD часто продолжается во взрослую жизнь, поэтому не ждите, пока ребенок перерастет проблему.

Лечение поможет научиться минимизировать симптомы.

Миф: лекарство — лучший вариант лечения.

Факт: медикаментозное лечение часто назначается для нарушения дефицита внимания, но это может быть не лучший вариант.

Эффективное лечение СДВГ включает образование, поведенческую терапию, поддержку дома, в школе, физические упражнения, правильное питание.

Основные характеристики СДВГ

Когда многие люди думают о расстройстве дефицита внимания, они воображают неконтролируемого ребенка в постоянном движении, разрушающего все вокруг. Но это не единственная возможная картина.

Некоторые дети сидят спокойно — их вниманием рассеяно на несколько десятков километров. Некоторые слишком много внимания уделяют задаче, не могут переключится на что-то другое. Другие лишь слегка невнимательны, но чрезмерно импульсивны.

Три основные

Три основные характеристики СДВГ — невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Знаки и симптомы у ребенка с синдромом дефицита внимания зависят от того, какие характеристики преобладают.

У кого из этих мальчиков может быть СДВГ?

  • А. Гиперактивный мальчик, который говорит безостановочно, не может сидеть спокойно.
  • В. Спокойный мечтатель, сидящий за столом, смотрящий в космос.
  • С. Оба
    Правильный ответ: «C»

Дети с СДВГ бывают:

  • Невнимательными, но не гиперактивными или импульсивными.
  • Гиперактивными и импульсивными, но способными обратить внимание.
  • Невнимательными, гиперактивными, импульсивными (наиболее распространенная форма СДВГ).
  • Детей, у которых есть только симптомы дефицита внимания, часто упускают из виду, поскольку они не разрушительны. Однако симптомы невнимательности имеют последствия: отставание в школе; конфликты с другими, игры без правил.

СДВГ (диагноз невролога) - что это такое? Данная тема интересна многим современным родителям. Бездетным семьям и людям, которые далеки от детей в принципе, этот вопрос не так важен. Названный диагноз - это довольно распространенное хроническое состояние. Оно встречается и у взрослых, и у детей. Но при этом следует обратить внимание в первую очередь на то, что несовершеннолетние больше подвержены негативному влиянию синдрома. Для взрослых СДВГ не так опасен. Тем не менее иногда полезно разбираться в столь распространенном диагнозе. Что он собой представляет? Можно ли как-то избавиться от подобного расстройства? Почему оно появляется? Во всем этом на самом деле следует разобраться. Сразу следует отметить - если имеются подозрения на гиперактивность у ребенка, нельзя оставлять это без внимания. Иначе до момента вступления во взрослую жизнь у малыша будут некоторые проблемы. Не самые серьезные, но хлопот они доставят и ребенку, и родителям, и окружающим людям.

Определение синдрома

СДВГ (диагноз невролога) - что это? Уже было сказано, что так называется распространенное во всем мире неврологическо-поведенческое расстройство. Расшифровывается как "синдром и гиперактивности". В просторечии довольно часто данный синдром называется просто гиперактивностью.

СДВГ (диагноз невролога) - что это такое с медицинской точки зрения? Синдром представляет собой особую работу организма человека, при которой наблюдается расстройство внимания. Можно сказать, это рассеянность, неусидчивость и невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

В принципе, не самое опасное расстройство. Данный диагноз - не приговор. В детстве гиперактивность способна доставить немало хлопот. Но во взрослой жизни, как правило, СДВГ отходит на второй план.

Изучаемое яаление чаще всего встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Многие родители считают, что СДВГ - это самый настоящий приговор, крест на жизни ребенка. На самом деле, как уже было сказано, это не так. В действительности гиперактивность подлежит лечению. И опять же, взрослому человеку данный синдром доставит не так уж много проблем. Поэтому паниковать и расстраивать не стоит.

Причины

Диагноз СДВГ у ребенка - что это? Понятие уже было раскрытонами ранее. Но почему возникает такое явление? На что должны обратить внимание родители?

Врачи до сих пор точно не могут сказать, почему у ребенка или взрослого человека возникает гиперактивность. Дело в том, что вариантов ее развития может быть очень много. Среди них выделяют следующие:

  1. Осложненная беременность матери. Сюда же относят тяжелые роды. По данным статистики дети, у матерей которых роды прошли по нестандартному варианту, чаще подвержены данному синдрому.
  2. Наличие хронических болезней у ребенка.
  3. Тяжелое эмоциональное потрясение или изменение в жизни человека. В частности малыша. Не важно, хорошее оно было или плохое.
  4. Наследственность. Именно этот вариант рассматривается чаще всего. Если у родителей наблюдалась гиперактивность, то и у ребенка она не исключена.
  5. Недостаток внимания. Современные родители постоянно заняты. Поэтому дети довольно часто страдают от СДВГ именно из-за того, что так организм реагирует на недостаток родительской заботы.

Не следует путать гиперактивность с избалованностью. Это абсолютно разные понятия. Изучаемый диагноз - не приговор, а вот упущения в воспитании довольно часто не поддаются корректировке.

Проявления

Теперь немного понятно, почему возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности. Симптомы его хорошо заметны у детей. Но не у маленьких. Следует запомнить, что малышам до 3 лет не могут поставить соответствующий диагноз. Потому что у таких - это нормальное явление.

Как проявляется СДВГ? Можно выделить следующие отличительные черты, которые встречаются у детей:

  1. Ребенок излишне активен. Он целый день бегает и прыгает без какой-либо цели. То есть чтобы просто бегать и прыгать.
  2. У малыша наблюдается Сконцетрироваться на чем-либо ему очень трудно. Также следует учесть, что ребенок будет крайне неусидчив.
  3. Школьники часто имеют низкую успеваемость в школе. Плохие отметки - следствие проблем с концентрацией на поставленных задачах. Но как признак такое явление тоже выделяют.
  4. Агрессия. Малыш может быть агрессивен. Иногда он просто невыносим.
  5. Непослушание. Еще один вроде бы и понимает, что следует успокоиться, но сделать этого не может. Или вообще игнорирует всякие замечания в свой адрес.

Вот так можно определить СДВГ. Симптомы у детей напоминают избалованность. Или банальное непослушание. Именно поэтому при первых же признаках рекомендуется обратиться к врачу. Но об этом немного позже. Сначала стоит понять, как проявляется изучаемое состояние у взрослых.

Симптомы у взрослых

Почему? СДВГ диагностируется без особых проблем у детей. Но, как уже было сказано, его не так просто обнаружить у взрослого человека. Ведь он как бы отходит на второй план. Имеет место, но важной роли не играет. Зачастую СДВГ у взрослых можно спутать, например, с эмоциональным расстройством. Поэтому рекомендуется обратить внимание на некоторые распространенные симптомы.

Среди них можно выделить следующие составляющие:

  • человек первый начинает конфликтовать по пустякам;
  • имеют место необоснованные и резкие вспышки гнева;
  • при разговоре с кем-нибудь человек "витает в облаках";
  • легко отвлекается во время выполнения задачи;
  • даже во время полового акта человек может отвлечься;
  • наблюдается невыполнение данных ранее обещаний.

Все это указывает на наличие СДВГ. Не обязательно, но вероятность такая имеет место. Требуется обратиться к врачу для полного исследования. И если диагноз СДВГ у взрослых будет подтвержден, потребуется пройти курс лечения. При соблюдении рекомендаций удается довольно быстро избавиться от растройства. Правда, в случае с детьми придется проявить настойчивость и решительность. Детская гиперактивность лечится с трудом.

К кому обращаться

Следующий вопрос - к какому специалисту обращаться? На данный момент медицина насчитывает огромное количество врачей. Кто из них способен поставить верный диагноз? Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей могут распознать:

  • неврологи (именно к ним приходят с болезнью чаще всего);
  • психологи;
  • психиатры;
  • социальные работники.

Сюда же можно отнести еще и семейных врачей. При этом необходимо отметить, что соцработники и психологи только ставят диагноз. Но медикаментозное лечение они не имеют право назначать. Это не в их компетенции. Поэтому чаще всего родители и уже взрослые люди просто направляются на консультацию к неврологам.

О диагностике

Распознавание с гиперактивностью (СДВГ) происходит в несколько этапов. Опытный врач обязательно будет следовать определенному алгоритму.

В самом начале нужно рассказать о себе. Если речь идет о детях, врач просит составить психологический портрет несовершеннолетнего. В рассказ потребуется включить еще и подробности жизни и поведения пациента.

Следующий этап - назначение дополнительных исследований. Например, невролог может попросить сделать УЗИ головного мозга и томографию. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей на данных снимках будет хорошо заметен. При изучаемом недуге работа мозга немного меняется. И это отражается на результатах УЗИ.

Пожалуй, это все. Дополнительно невролог изучит карту заболеваний пациента. После всего перечисленного выносится диагноз. И, соответственно, назначается лечение. Коррекция СДВГ - процесс весьма продолжительный. Во всяком случае, у детей. Лечение назначается разное. Все зависит от причины появления гиперактивности.

Медикаменты

Теперь понятно, что собой представляет синдром дефицита внимания и гиперактивности. Лечение, как уже было сказано, детям и взрослым назначают разнообразное. Первая методика - это медикаментозная коррекция. Как правило, совсем маленьким деткам такой вариант не подходит.

Что могут выписать ребенку или взрослому пациенту с диагнозом СДВГ? Ничего опасного. Как правило, среди медикаментов присутствуют только витамины, а также успокоительные. Иногда - антидепрессанты. Признаки СДВГ устраняются таким образом вполне успешно.

Больше никаких существенных лекарств не назначается. Все таблетки и препараты, которые прописывает невролог, направлены на успокоение нервной системы. Поэтому пугаться прописанного успокоительного не стоит. Регулярный прием - и вскоре болезнь пройдет. Не панацея, но действует подобного рода решение вполне эффективно.

Народные методы

Некоторые люди не доверяют действию медикаментов. Поэтому можно посоветоваться с неврологом и воспользоваться народными методами лечения. Они зачастую оказываются не менее эффективными, чем таблетки.

Что можно посоветовать, если наблюдается СДВГ? Симптомы у детей и взрослых могут быть устранены посредством принятия:

  • чая с ромашкой;
  • шалфея;
  • календулы.

Хорошо помогают ванны с эфирными маслами, а также с солью с успокаивающим эффектом. Детям можно давать на ночь теплое молоко с медом. Тем не менее медицинская эффективность данных приемов не доказана. Человек будет действовать на свой страх и риск. Впрочем, многие взрослые отказываются от всякого лечения СДВГ у себя. А вот в случае с детьми, как уже было сказано, изучаемую проблему не стоит упускать из виду.

Лечение детей без таблеток

Какое еще предусматривает СДВГ лечение? Препараты, которые прописываются врачами, - это, как уже было сказано, успокоительные. Что-то вроде "Новопассита". Не все родители готовы давать своим детям подобного рода таблетки. Некоторые указывают на то, что успокоительные вызывают привыкание. И, избавившись от СДВГ таким образом, можно обеспечить ребенку зависимость от антидепрессантов. Согласитесь, не самое лучшее решение!

К счастью, у детей гиперактивность поддается коррекции даже без таблеток. Единственно, что нужно учесть: родители должны проявлять терпение. Ведь гиперактивность быстро не лечится. И об этом необходимо помнить.

  1. Больше времени уделять детям. Особенно если гиперактивность - это следствие недостатка внимания родителей. Хорошо, когда один из родителей может остаться "в декрете". То есть не работать, а заниматься с ребенком.
  2. Отдать малыша в развивающие кружки. Хороший способ повысить внимание ребенка, а также развивать его всесторонне. Можно даже отыскать специализированные центры, где организовывают занятия для детей с гиперактивностью. Сейчас это не такая уж большая редкость.
  3. Со школьником нужно больше заниматься. Но не заставлять его сутками сидеть над домашним заданием. Следует также понимать, что плохие отметки - следствие СДВГ. И ругать ребенка за это как минимум жестоко.
  4. Если необходимо найти применение его энергии. Иными словами, записать на какие-нибудь спортивные занятия. Или просто давать за день набегаться вволю. Идея с секциями интересует родителей больше всего. Хороший способ и с пользой провести время, и одновременно с этим выплеснуть накопившуюся энергию.
  5. Спокойствие - вот еще один момент, который должен иметь место. Дело в том, что родители при коррекции СДВГ у детей, проявляющих агрессию, ругают их за плохое поведение, и как следствие - не могут справиться с состоянием ребенка. Только в спокойной обстановке возможно излечение.
  6. Последний момент, который помогает родителям, - это поддержка увлечений ребенка. Если малыш к чему-то испытывает интерес, его необходимо поддержать. Не стоит путать это со вседозволенностью. Но и подавлять стремление детей к изучению мира, пусть и излишне активному, не нужно. Можно попытаться заинтересовать малыша каким-нибудь более спокойным занятием. Хорошо помогают дела, которыми можно заниматься вместе с ребенком.

Следуя данным правилам, родители имеют высокую вероятность успеха при лечении СДВГ у детей. Быстрый прогресс, как уже было сказано, не наступит. Иногда на коррекцию уходит до нескольких лет. Если вовремя начать лечение, можно без особого труда победить такое хроническое состояние окончательно.

Выводы

Диагноз СДВГ у ребенка - что это? А у взрослого? Ответы на эти вопросы уже известны. На самом деле бояться синдрома не стоит. От него никто не застрахован. Но при своевременном обращении к специалисту, как показывает практика, существует высокая вероятность успешного лечения.

Самолечением заниматься не рекомендуется. Только невролог способен назначить максимально эффективную терапию, которая будет подбираться в индивидуальном порядке, исходя из причин, приведших к постановке данного диагноза. Если врач совсем маленькому ребенку выписывает успокоительное, лучше показать малыша другому специалисту. Не исключено, что родители общаются с непрофессионалом, который не способен отличить избалованность от СДВГ.

Злиться на ребенка и ругать его за активность не нужно. Наказывать и запугивать - тоже. При любых обстоятельствах следует помнить, что гиперактивность - это не приговор. И во взрослой жизни данный синдром не так заметен. Нередко с возрастом гиперактивное поведение нормализуется самостоятельно. Но может проявиться в любое время.

В действительности СДВГ наблюдается чаще всего у школьников. И не стоит считать это позором или каким-то страшным приговором. Дети с гиперактивностью довольно часто более талантливы, чем их сверстники. Единственное, что мешает им преуспевать, - это проблема концентрации внимания. И если помочь ее решить, ребенок еще далеко не один раз порадует родителей. СДВГ (диагноз невролога) - что это? которое не удивляет современных врачей и при правильном лечении корректируется!

Неумение сосредоточиться на определенном предмете нужное количество времени, рассеяность, излишняя подвижность — так может проявляться синдром дефицита внимания у детей. Для некоторых на слуху более знакомое название — СДВГ или гиперактивность.

Проблемы определения

Это нарушение деятельности головного мозга впервые было замечено в 1845 году психиатром из Германии. На протяжении более ста лет ученые не могли дать полное определение заболеванию. И лишь в 1994 году ему присвоили термин. В России СДВГ стали углубленно изучать лишь десять лет тому назад.

Бывают случаи, когда диагноз дефицита внимания у ребенка заменяет психическая отсталость или психопатия. Самая страшная ошибка, когда ставят шизофрению. Чтобы правильно определить результат, родителям и врачам следует очень внимательно изучить симптоматику.

Ошибаются в этом не только врачи, но и окружающие, списывая болезнь на отсутствие должного воспитания и темперамент малыша. Ошибочно мнение в отсталости ребенка. Напротив, такие дети обладают высоким интеллектом. Синдром гиперактивности не страшен для социальной среды, но он может привести к плохим последствиям во взрослой жизни человека.

Такого малыша называют непоседой и ждут, когда с возрастом он повзрослеет и станет спокойнее. Однако с диагнозом СДВГ такого не происходит. Симптом усиливается в школьные годы, когда в привычном укладе жизни появляются новые обязанности.

Ученые из многих стран проводили исследования и пришли к выводу, что симптоматика начинает проявляться с момента развития человека, с первых месяцев. В этом возрасте они чрезмерно активно двигают ручками и ножками и часто плачут.

  • Наиболее заметным проявление болезни становится к 4-5 годам. Дети не могут усидеть на месте, отвлекаются на мелочи. У них нет умения сосредотачиваться. Они часто выражают недовольство и отрицают соблюдение режима.
  • Поставить диагноз можно только в подростковом возрасте, когда ребенок отучится не один год в школе. Обычно признаки СДВГ идентичны поведению подростка в пубертатный период, когда начинается третий по счету переходный возраст.

Примерно к 14-15 годам ребенок становится спокойнее.

Статистика:

  • этому недугу подвержены около 30 процентов детей начальной школы;
  • практически в каждом классе имеется как минимум один ученик с таким диагнозом;
  • согласно мониторингу, недостаток внимания и прочие признаки характерны для мужского пола. При этом соотношение между мальчиками и девочками составляет 4 к 1.

Лишь треть, а то и четверть из всех больных проходят курс лечения синдрома дефицита внимания.

  • Излишней активности подвержены не только дети, но и взрослые. Гиперактивность зафиксирована у пяти процентов людей, достигших зрелого возраста. Симптоматика заболевания у взрослых аналогична детской, но в связи с повышенными обязанностями и почти реальной оценкой обстановки, взрослый человек острее воспринимает свои неудачи и проблемы.

Неумение совладать со своими чувствами характерно для синдрома, и, как следствие, человек зачастую подвержен психическим расстройствам. Именно в данный период появляются явные признаки шизофрении и различные фобии.

Как распознать заболевание

Гиперактивность выражается в отклонении от общепринятых норм поведения. Несмотря на высокий уровень интеллекта, ребенок тяжело обучается. Такие люди много суетятся, а дела, за которые они принимаются, никогда не бывают оконченными.

Они не могут удержать внимание, сконцентрироваться. Часто подвергаются перепадам настроения: от меланхолии — к агрессии, от гомерического хохота — к истерикам и так далее.

  • Невнимательность ребенка обусловлена потерей интереса к одной теме. Им становится скучно. Зато они нередко перебивают других. Для них очень трудно выполнить несколько дел подряд. Этот признак присутствует не только у маленьких детей, но и у взрослых.

По сути, они даже не вникают в беседу. А выполнение работы самостоятельно приводит их в ужас. Потому для школьника выполнение домашнего задания становится непосильной задачей.

  • Гиперактивный ребенок или «живчик». Именно про такого обычно говорят, что он непоседа, не может усидеть на одном месте, а внутри него заведен какой-то моторчик. При этом двигательная активность у ребенка не имеет цели. Такие детки большие болтуны и любят поговорить о чем угодно. С возрастом этот симптом проходит. Однако это не значит, что человек выздоровел.
  • Порывистость. Зачастую ребенок совершает свои действия необдуманно.

Такие дети могут легко выскочить на проезжую часть, сломать чужую вещь и бороться за уважение среди сверстников, совершая опасные для жизни маневры.

Учитывая физиологические особенности, малыш весьма неусидчив, что мешает ему прилежно учиться. Он может перебивать учителя, не дослушав вопроса, и отвечать невпопад. Он не слушает урок сам и мешает другим. Зачастую такие дети проходят «коридорное обучение». Это значит, что под любым предлогом он пытается выйти из класса, например, в туалет, но в это время просто слоняется по коридорам школы.

  • Заприметив игрушку либо что-нибудь другое, такой малыш хочет получить ее немедленно.

Потеря памяти, забывчивость — они становятся спутниками жизни, если не излечить болезнь.

Основные признаки

Как и было сказано ранее, каждому возрасту характерны свои проявления.

К основным признакам заболевания детей младшего возраста относятся:

  • хаотичное движение конечностями;
  • возможная задержка речи;
  • неловкость движений;
  • неконтролируемое поведение;
  • отсутствие усидчивости;
  • рассеянность;
  • суетливость;
  • резкая смена настроения;
  • неимение страха;
  • трудности в общение со сверстниками.

Для детей подросткового возраста добавляются:

  • подверженность тревогам;
  • склонность к депрессии;
  • преувеличение проблем;
  • повышенная самокритичность;
  • противоречия в действиях (действуют назло сказанному, даже в ущерб себе);

Также отмечены случаи непроизвольного передергивания мышц, появления внезапных коротких вскриков. Такие люди входят в группу риска. Интересный факт: именно у такого человека во взрослой жизни возрастает риск проявление алкоголизма или наркомании, склонность к преступлениям.

Что это за болезнь?

Ученые до сих пор изучают гиперактивность. Описать заболевание можно как простым языком, так и используя медицинские термины, которые более четко сформулируют биохимические процессы.

В 1978 году было принято решение о выделение сразу четырех групп заболевания:

  • К первой группе относятся дети с повышенной активностью и нарушением внимания. Однако при этом отсутствуют задержка в развитии и дисгармония поведения.
  • Ко второй группе относятся дети с задержкой развития.
  • В третьей группе находятся дети с синдромом с нарушением поведения, но без задержки развития.
  • Комбинирование групп.

Влияющие факторы

Установить точную причину возникновения данного синдрома так и не удалось. Однако расстройство вызывают и другие факторы, которые имеют значительные отличия, но в их основе лежат нейробиологические процессы.

  • Повреждение нервной системы может иметь генетическую предрасположенность либо органическое происхождение. В некоторых случаях оба фактора могут комбинироваться друг с другом.

  • Аномалии развития лобных долей мозга. В мозгу, начиная с самого развития, формируются функции управления (УФ). Именно эти функции отвечают за психические расстройства, оперативную память, контроль стимулов (импульсов), выбор преимуществ и выполняют множество других задач.
  • Нарушение кровотока в головном мозге. При нормальной скорости кровь практически мгновенно поступает в переднюю часть мозга. У людей с синдромом кровоток остается без изменений.
  • Большой процент приходится на проблемную беременность. Это угроза выкидыша, кислородное голодание мозга (гипоксия), перенесенные во время беременности инфекционные заболевания, прием сильных лекарств, постоянные стрессы, а также курение и распитие алкогольных напитков во время беременности.
  • Причиной заболевания может также стать недоношенность плода.
  • Преждевременные, стремительные либо очень длительные роды, которые приводят к гипоксии. Толчком могут послужить стимуляторы для активации родовой деятельности.
  • Энцефалопатия перинатальная. Она может возникнуть, начиная с 28 недели беременности, вплоть до седьмого дня жизни малыша.

Справка: такую дисфункцию наблюдают у каждого пятого-седьмого ребенка из десяти. Однако развитие патологии в нервной системе отмечается в последующем только у пяти процентов детей.

  • Повреждение головного мозга может произойти, если у будущей мамы во время беременности наблюдались анемия, увеличение щитовидной железы, нефрит, повышенное артериальное давление.
  • Синдрому подвержены дети, которые в самом раннем возрасте до двух лет перенесли серьезные заболевания, включая травмы головы, и принимали сильные препараты.
  • Ученые из Страны восходящего солнца выявили при помощи МРТ косвенную связь между толщиной коры мозга заболевшего и здорового ребенка. У детей с синдромом кора значительно тоньше, особенно в верхних отделах. При сильной симптоматике толщина коры головного мозга гораздо меньше с левой стороны. При нормальной толщине с правой стороны состояние значительно лучше.
  • Недаром многие врачи бьют тревогу по поводу правильного и сбалансированного питания. Имеется предположение, что нехватка определенных компонентов в рационе питания влияет на заболевание.

В питании малышей и детей школьного и подросткового возраста должны присутствовать витамины, фловаты, насыщенные жиры типа омеги-3, макро- и микроэлементы. Например, на завтрак в пище обязательно должны присутствовать белки, особенно если в еде присутствует большое количество легкоусвояемых углеводов. Нехватка всех этих элементов может послужить толчком для появления симптомов синдрома.


Дополнительная зона риска

Педагогический фактор выделим обособленно. Скандалы, ссоры дома относятся к группе неблагополучной обстановки в семье. Излишняя строгость, неполноценное удовлетворение детских потребностей, ограничения в выборе сами по себе не являются причиной, но могут послужить толчком к проявлению скрытых симптомов.

Часто встречаются случаи, когда малышу кажется, что его не любят. Родители по разным причинам мало целуют и обнимают свое чадо. В итоге у него развивается заниженная самооценка, перерастающая впоследствии в повышенную самокритичность и замкнутость.

К дисбалансу приводит и нарушение режима дня. Родителям следует помнить, что детям дошкольного и младшего школьного возраста требуется дневной сон для восстановления мозговой деятельности.

Распознавание заболевания

Диагностика для выявления в отечественной медицине – это наблюдение за поведением. При этом мониторинг ведется в привычной обстановке для объективной оценки уровня мышления, деятельности, концентрации. К этому даже привязали определенную шкалу – оценочную поведенческую.

Наблюдением профессионально занимается детский психиатр не менее шести месяцев. Он опирается на сведения, полученные от школьного психолога, оценивает внутрисемейную обстановку.

Для полноценного сбора симптомов и при сомнениях врач вправе назначить дополнительные обследования в виде МРТ или компьютерной томографии. Подтверждение диагноза — очень важный процесс. Потому нередко проводят сканирование кровотока мозга. Отмечено, что у людей с таким поведением наблюдается слабовыраженная функция мозжечка и его придатков. Все проводимые мониторинги более явно показывают картину деятельности головного мозга и в частности — мозжечка.

Справка: У 15-20 процентов людей наблюдается схожая симптоматика. Однако в действительности заболевание отсутствует.

Основная причина дефицита находится в функциях головного мозга, но она затрагивает и другие жизненно важные органы, такие как зрение, обоняние, осязание, слух, включая внутреннее мышление и эмоции, приходит речевое нарушение, притупляется восприятие.

Все симптомы в виде суетливости, беспокойства, отсутствия внимания являются защитной реакцией организма на внешние раздражители, с которыми мозг не в состоянии справиться самостоятельно.

Терапия и коррекция

К сожалению, синдром дефицита внимания у детей симптомы имеет ярко выраженные или приглушенные, уменьшить их можно, но излечить человека до конца невозможно.

В комплексную терапию входят:

  • лечение при помощи лекарственных препаратов;
  • психологическая терапия;
  • соблюдение диеты;
  • регулировка поведения (коррекция);
  • дополнительные методы.

При заболевании лечение народными средствами или с помощью гомеопатии не проводится. Иногда признаки можно облегчить с помощью настоек, трав и ванн, но все процедуры нужно согласовать с доктором.

Детям старше шести лет, как правило, назначают Пирацетам, Кортексин и прочие аналогичные препараты, помогающие развить концентрацию внимания и снижающие активность, резкость, порывистость.

В сочетании с медикаментами врач обычно назначает физиопроцедуры, направленные на расслабление мышц, терапию с психологом, который знает, как лечить дефицит внимания у детей, оздоровительную физическую нагрузку. В дополнение можно пить отвары по рецептам народной медицины. Это настои зверобоя, мяты, мелиссы.

Интересный факт: В Поднебесной для лечения синдрома недостаточности внимания у детей используют около 60 видов различных трав.

Диета, равно как и прием лекарственных препаратов строго контролируется и корректируется лечащим врачом.

Адаптация в агрессивной среде — подход «от противного». Такого ребенка можно отправить в спортивную секцию боевых искусств. Там он научится выплескивать свои эмоции, придерживаться дисциплины, установленной регламентом секции. Такие занятия обеспечивают усиленные физические нагрузки, которые оттачивают двигательные функции.

Подойдет и дыхательная гимнастика. Если малышу с дефицитом внимания дать интересное для него задание с соответствующей для него нагрузкой, то он может увлеченно его выполнять, практически не отвлекаясь.

Основная проблема заключается в нехватке в головном мозге особых строительных материалов. Японские ученые утверждают, что выход есть, и это генная терапия. Это метод лечения, применяемый для детей с аутизмом. Модификация генов способна выключать притормаживающие механизмы, тем самым создавая барьер. При этом формируется новая молекула ДНК.

Что делать родителям?

Альтернативный метод лечения начинается с терапии родителей. Общие рекомендации подходят для детей с дефицитом внимания от 2 лет и до подросткового возраста.

  1. Помнить и понимать, что малыш не плохой, а всему виной заболевание. Участвовать в решении проблемы всей семьей.
  2. Применять систему вознаграждений. Малыш сделает все, чтобы заслужить похвалу родителей. Хвалите даже за маленькие победы.
  3. Как можно больше времени проводить с ребенком. Отлично успокаивают настольные игры, мастер-классы по рукоделию.
  4. Для такого малыша важно соблюдать распорядок дня, создавать список дел — это даст ему уверенность и спокойствие.
  5. Давать выполнять обычные поручения: поливать цветы, мыть посуду, выносит мусор и так далее. Это развивает самоконтроль.
  6. Отдать ребенка на плавание, гимнастику, борьбу. В таких детях быстро накапливается энергия, которую можно выплеснуть через пробежки и активные игры на свежем воздухе
  1. Наказывать. При синдроме малыш неадекватно воспринимает критику и наказания, они не работают при СДВГ.
  2. Делать поблажки. Рамки и ограничения должны быть такие же, как у здоровых детей.
  3. Нагружать многоуровневыми задачами — помыть руки, переодеться, сесть за стол и убрать телефон. Давайте задания поэтапно.
  4. Требовать успехов во всем — например, во всех школьных предметах.
  5. Учить самостоятельности, когда малыш не готов к этому. Нужно помогать, но не навязывать свою помощь.

Упражнения для детей с СДВГ

Некоторые упражнения и тесты весьма эффективно справляются с возбужденным состоянием.

  1. Сбросить напряжение. Сидя в кругу или друг напротив друга, нужно как можно быстрее передавать шарик, мягкую игрушку или любой другой предмет, не роняя его. Со временем можно увеличить скорость или правила.
  2. Сконцентрироваться. Несколько предметов, различных на ощупь, кладутся перед игроком, их можно потрогать. Затем малыш оголяет руку или ногу, а взрослый ласково гладит любой из вещей. Задача — угадать, какой предмет использовался.
  3. Планировать действия. Пусть ребенок научит маму или папу делать что-то, что он умеет. Например, варить кашу. Если он говорит, что для каши нужна мыльная вода и песок — сделайте, как он просит, а потом накормите блюдом кукол. В процессе объяснения формируется навык планирования и ответственности.

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название - "дефицит внимания у детей". Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности - СДВГ.

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз "дефицит внимания у детей". Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры - магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения - йога, медитация.

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: "Метилфенидат", "Имипрамин", "Ноотропин", "Фокалин", "Церебролизин", "Декседрин", "Страттера".

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи - быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.