Дайджест пример оформления. Значение слова дайджест

Время чтения: 4 минут

Рассылки-дайджесты - это всегда большое количество информации, которую надо собрать в читабельный вид и преподнести подписчику уже готовый продукт. Дайджесты информируют читателей о появлении новостей и помогают увеличить трафик на сайт.

При создании дайджеста важно помнить о 3-х вещах:

  1. Иерархия контента.
  2. Баланс между картинками и текстом.
  3. Навигация.

Прежде чем спешить создавать шаблон спокойно сядьте и проанализируйте тот контент, который вы будете размещать в письме. Будут ли это только заголовки, заголовки плюс краткое описание или подробный анонс новостей.

Есть несколько способов оформления дайджестов, давайте разберем каждый из них:

  1. Картинка + текст в одну колонку

Плюсы: каждой новости выделено достаточно пространства, можно рассмотреть сопутствующие фото/иллюстрацию, можно добавить после картинки дополнительный текст. Хороший формат для просмотра на мобильных телефонах.

Минусы: при большом количестве новостей мало у кого из подписчиков хватит терпения доскроллить до конца письма.

Когда использовать: когда есть красивые фото/иллюстрации, которые раскрывают тему заголовка, когда хочется раскрыть тему новости подробным анонсом.

Новостной дайджест InvisionApp выбрал путь “картинка+текст”. Крупные, интересные картинки, хорошо расположенный контент, но после третьего пролистывания вниз внимание и интерес начинают пропадать.

Портал vc.ru расположил крупную картинку в начале и добавил “social proff” в виде количества лайков и комментариев.

  1. Картинка + текст в 2-3 колонки

Плюсы: информация расположена компактно, удобно читать.

Минусы: если делать неадаптивный макет, то на экране мобильного могут плохо считываться заголовки и текст, особенно если в макете 3-х колоночная верстка.

Когда использовать: идеальное сочетание для этой компоновки - картинка+заголовок.

По этому же пути пошли дизайн создатели рассылки

Для некоторых новостей они вместо статичных картинок используют гифки, и сразу хочется кликнуть на именно ту новость, у которой картинка движется. Но надо помнить, что если сделать все новости анимированными, то внимание сразу рассеется и толку от подобной рассылки будет мало. Во всем нужно знать меру.

  1. Картинки

Плюсы: можно интересно расположить контент, хорошо привлекает внимание.

Минусы: если у подписчика будут какие-либо проблемы с отображением картинок, то ваша рассылка останется непрочитанной. Спам-фильтры не любят письма, состоящие только из изображений - можете влететь в спам.

Когда использовать: когда есть наглядные картинки и именно на них хочется сделать акцент.

  1. Текст

Плюсы: шаблон легко собрать, а текст всегда загрузится и отобразится.

Минусы: большой объем текста тяжело воспринимать. Подумайте, оценит ли ваша целевая аудитория такой подход? Если да, то тогда позаботьтесь о читабельности: разбейте на абзацы и выделите главное.

Когда использовать: когда делать что-то глобальное нет времени, а сделать надо. Также дайджест можно сделать похожим на личную переписку.

Пример текстовой рассылки - , где раз в неделю редактор подводит итоги и встраивает в текст ссылки на статьи. В конце идут есть картинки и ссылки на популярные статьи, но акцент сделан именно на тексте и личном мнении главного редактора.

Иногда можно поэкспериментировать и отправить рассылку в стихах, как это сделал (но держите себя в рамках!)

  1. Смешанный

Плюсы: можно ставить акценты на более важные новости, интереснее читать за счет разных видов блоков.

Минусы: если плохо скомпонованы разные блоки, то глаза будут разбегаться.

Когда использовать: когда есть силы, время и дизайнер)

Лайфхакер использует картинку для главных новостей, остальная информация - только заголовки.

Наши коллеги из офиса в Риге тоже делают подборку статей из блога за месяц. Для каждой новости создана своя “карточка”, самая большая картинка - самая важная или интересная новость.

В каждом виде дайджеста есть свои плюсы и минусы, главное, понять что именно подходит для ваших целей и - вперед! Понадобится помощь профессионалов - пишите на Поможем, подскажем, направим на истинный путь)


Дайджест это издание, содержащее сжатое изложение публикаций за определенный период в сокращенном и систематизированном виде, краткий обзор периодической прессы; в широком смысле – тематическое собрание фрагментов из материалов, принадлежащих разным источникам.

Древние истоки дайджеста

Начало существованию дайджестов было положено в Древнем Риме. В 530–533 гг. н. э. в Византии при императоре Юстиниане І составлялись Дигесты, или Пандекты (Digesta, или Pandectae), – обширные систематизированные сборники выдержек из сочинений римских юристов, которые имели силу закона и являлись главной частью римского гражданского права в современном названии «Свод цивильного права» («Corpus iuris civilis»). Таким образом, Дигесты способствовали формированию теории права, развитию римской юриспруденции.

Прием кратких систематизированных изложений также широко использовался в богословии. На основании писаний Иоанна Златоуста написана книга на старословянском языке «Златоструй» (ок. 1461 г.), состоящая в наиболее полной редакции из 136 статей.

По принципу современного дайджеста написан третий по древности после «Остромирова евангелия» и «Новгородского кодекса» памятник древнерусской рукописи – первый «Изборник Святослава» (1073 г.) и второй «Изборник Святослава» (1076 г.), составленные для князя Святослава Ярославича. В отличие от первой книги, вторая содержала в себе не только отрывки из учений отцов церкви, а и извлечения из библейской и повествовательной литературы, сборников изречений и т. п. К аналогичному типу издания относится «Катехизис» – книга в форме вопросов и ответов, являющаяся кратким изложением христианского вероучения.

Распространение современных дайджестов

В XVII–XVIII вв. широко распространились аналогичные дайджестам издания – «куранты» (от голландского courant – газета) – первые рукописные газеты политического характера, составляющиеся в Посольском приказе на основе голландских и немецких газет и других иностранных печатных материалов. С XVIII в. к дайджесту относят не только краткий обзор прессы, а и рукописные или печатные изложения других документов, которые называются экстрактами, примечаниями, выдержками и издаются под соответственными заглавиями – «Extract», «Anmerkungen», «Auszuge» и др.

Термин «дайджест» вошел в литературу только в ХХ веке. В настоящее время под дайджестом подразумевается тип периодического издания (газета, журнал и т. п.), полностью состоящий из перепечаток, фрагментов или переделок художественных, публицистических, научных сочинений , которые в силу своей упрощенной формы доступны для читательских кругов. В этой функции дайджест нередко примыкает к массовой литературе.

Первый дайджест

Первым и до сих пор одним их самых популярных дайджестов является ежемесячный американский журнал «Ридерз Дайджест» (англ. Readers Digest), основанный в 1922 г. Дэвидом и Лилой Уоллес, после того, как Л. Уоллес решила собрать подборку из любимых статей, опубликованных в разных ежемесячных изданиях, и совместить их в одном журнале.

Слово дайджест произошло от английского digest, что в переводе означает – краткое изложение.

Структура дайджеста. Структура дайджеста имеет следующий вид:

1. Титульный лист.

3. Предисловие (от составителя).

4. Основной текст, обычно разбит на разделы, подразделы, параграфы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения (иллюстрированный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст).

7. Словарь основных терминов (при необходимости).

Методы преобразования информации. В качестве основного метода используется экстрагирования, т.е. изъятие из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат.

Также при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которого изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

Рассмотрим основные этапы составления дайджеста (см. табл.7.2):

Таблица 7.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Этап

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. В нем излагается подробное содержание будущего дайджеста. Это - "миниатюра" основного издания. Главная задача этапа - определение целевого и читательского назначения.

Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Обычно учитывают возраст, общеобразовательную и специальную подготовку читателей. Можно использовать профессиональную деятельность читателей, их должностной статус. Основные группы потребителей библиографической информации:

Руководители всех рангов;

Специалисты в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (врачи, экономисты, преподаватели и др.;

Предприниматели;

Студенты ВУЗОВ, средних и специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ и школ

Выбрать и изучить тему

Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Тему можно рассматривать со всех или нескольких сторон, включать или не захватывать смежные области знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом аспекте

Определить вид, тип и жанр

В плане-проспекте следует определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции.

Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте отмечает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет подготовлено

Выбрать оформление

Выбирается способ печати издания - типографский или "собственными силами", вопросы внешнего и внутреннего оформления (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал)

Основной этап

2. Разработка плана

План - составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть отражены в дайджесте

3. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача этапа - установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке

Составитель исследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-поисковые системы, Интернет, рукописные материалы и др.

4. Изучение печатных источников

Задания - установление соответствия выявленных произведений теме дайджеста

Осуществляется путем просмотра.

5. Библиографическая группировка

Задача - выбор оптимальной структуры (построения), то есть формирование будущего дайджеста

5.1. Единицей группировки есть - фрагменты текстов (или цитаты). Каждый фрагмент, изъятый из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

5.2. Выбор оптимального построения основных делений - разделов, подразделов и более мелких делений, порядка их следования друг за другом. Затем - оформление заголовков к каждому, порядок их следования. Группировка материала может быть:

Тематическим;

Хронологическому (временная закономерность);

Логическим (внутренняя закономерность) - от частного к общему или от общего к частному. Копии фрагментов документов вырезают, собирают (склеивают) в нужном порядке.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Задача - раскрыть читателям замысел составителя, помочь свободно ориентироваться в дайджесте

6.1. Предисловие - здесь дается характеристика целевого и читательского назначения дайджеста, приводятся данные о отраженную в нем литературу, разъясняется общий принцип построения дайджеста, перечисляются вспомогательные указатели.

Задача этапа

Основные операции, характеристики.

Оценивается актуальность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна, т.е. что нового, ранее неизвестного, составители привнесли в исследуемую тему. 6.2. Приложения - иллюстративный материал: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств и др., таблицы, графики, карты в краеведческих пособиях

6.3. Словарь основных терминов (при необходимости).

6.4. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель - перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания; Именной указатель содержит сведения об составителей, редакторов и других лиц. Например: "Столяров Ю., доктор пед.наук, профессор, основатель документологии"; Указатель географических названий - практикуется в краеведческих дайджестах. Перечень понятий целесообразно сопровождать характеристиками (море, река, населенный пункт и др.); Список принятых условных сокращений - к.п.н. - кандидат педагогических наук; УАН - Украинская академия наук; МОН - Министерство образования и науки Украины и др.

7. Редактирование дайджеста

Редактирование всех текстов

Устранение допущенных ошибок и стилистических недочетов.

8. Внешнее оформление дайджеста

Задача - принять окончательное решение относительно оформления дайджеста

На обложке можно указать только заголовок пособия, а на титульном листе - полное наименование организации, выпускает дайджест, фамилия и инициалы составителя, заголовок дайджеста, место и год издания

Текст печатается через 1-1,5 интервал. Кегль - 12. Берега: правый, нижний - 10 мм, левый, верхний - 20 мм.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Расстояние между названиями разделов и текстом равен 2-м интервалам.

Страницы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляется, как правило, в центре нижней части страницы без точки. Титульный лист также включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляется. Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и др.) можно применять шрифты разных размеров. Разные шрифты используются для заголовков разделов, подразделов и подпунктов

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ (продолжение)

Продолжаем знакомство с видами информационно-библиографических пособий, методикой их составления . Сегодня мы рассмотрим дайджесты , которые приобрели в библиотеках большую популярность.

ДАЙДЖЕСТЫ

В современных источниках термин «дайджест » определяют по-разному:

1.«периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п. »;

2. Дайджест (от лат. digest – краткое изложение ) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщаю-щими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей .

Основная функция дайджеста донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов.

Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.

Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.

Сложные термины, встречающиеся в работе, разъясняются в словаре. Рекомендации предназначены в первую очередь работникам библиотек. А также они могут быть полезны студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся школ, всем, желающим научиться составлять дайджест.

Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1.Знакомство с содержанием первичного документа.

2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.

3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых включению в дайджест;

4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.

Читательское назначение:

Объекты для составления дайджеста:

1.Организации, учреждения, общественные объединения, партии (например, публикации, посвященные собственной фирме или деятель-ности какого-либо круга организаций в целом, например, публикации, посвященные библиотекам).

2.Персоналия.

3.Географический объект (район, город, регион, страна).

4.Вид деятельности.

5.Товары, продукты, услуги, материалы, оборудование.

Структура дайджеста

Структура дайджеста имеет следующий вид:

1.Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).

4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.

5.Список использованной литературы.

6.Приложения.

Методы преобразования информации

В качестве основного метода используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. План-проспект необходим, чтобы четко и ясно представлять будущее издание. Своевременно увидеть все просчеты и устранить их. В плане-проспекте излагается подробное содержание будущего дайджеста. В отличие от дайджеста информация выдается в нем коротко, соблюдая последовательность основного издания. В нем также как, и в основном издании существует несколько этапов. План-проспект - миниатюра основного издания. Помогает эффективно и рационально организовать будущую работу.

Главная задача начального этапа - установление целевого и читательского назначения. Для этого необходимо выполнить следующие операции:

1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Существуют различные подходы к классификации читателей. Можно исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной представляется структура, в основу которой положена профессиональная деятельность читателей, их должностной статус.


Основные группы потребителей библиографической информации:

1.Руководители всех рангов . Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессио-нальный интерес к информации по своей специальности.

2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.

3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.

4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ.

Целевой и читательский адрес формируется достаточно конкретно: следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким кругам читателей», «пособие будет полезно всем, кто интересуется прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.

Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация.

1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Она должна быть общественно значимой, соответствовать реальным и потенциальным потребностям пользователей библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.

1.3.Определить вид, тип и жанр.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции. Определяя, какие виды литературы охватит пособие, составителю необходимо учитывать их значение для освещения предмета (например, для исторической тематики - законодательные акты, мемуары, переписка, дневники и т.д.)

1.4.Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет готово.

1.5 Выбрать оформление

Оговаривается способ печати издания – типографский или «собственными силами», вопросы внешнего и внутреннего оформления будущего дайджеста (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал). Обсуждается и утверждается план-проспект, чаще всего, научно-методическим советом библиотеки. Он принимает силу официального документа, которым призваны руководствоваться все составители.

Основной этап

2. Разработка плана

План представляет собой составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть освещены в дай-джесте. Правильно построенный план работы помогает эффективно организовать материал, обеспечивая последовательность его изложения. В процессе работы план может уточняться.

Могут расширяться отдельные разделы и подразделы, вводиться новые за счет материала, представляющего интерес. Другие подразделы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным.

З. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача данного этапа — установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке. Оценка документа на данном этапе носит предварительный характер . Составитель обследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-правовые системы, Интернет.

Обследованию подлежат не только опубликованные, но и рукописные материалы (краеведческие и др.). При выявлении литературы по узким и новым проблемам, не получившим широкого отражения в печати, эффективным является метод «снежного кома» , суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по той же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя эт у процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться.

4.Изучение произведений печати

Главная задача – установление соответствия выявленных произведений печати теме дайджеста. Это достигается путем просмотра. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор.

5.Библиографическая группировка

Основная задача данного этапа – выбор оптимальной структуры (построения), т.е. формирование будущего дайджеста.

5.1 Единицей группировки являются – фрагменты текстов (и ногда очень небольшие по объему). Если цитата, включенная в дайджест начинается не сначала (не сначала предложения) или заканчивается не полностью (не заключительным словом предложения), то ставится многоточие (…). Например: … сколько нам открытий чудных /Готовят просвещенья дух, / И опыт… И гений… И случай…. При необходимости изменения какой-либо части слова или самого слова – они заключаются в квадратные скобки . Например: Что в [моем] имени тебе?; …Вновь я посетил [а]/ Тот уголок земли…. Каждый фрагмент, извлеченный из тек-ста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом. Например (1.– С. 5–6).

5.2.Выбор оптимального построения основных делений – разделов,

подразделов и более дробных делений, порядка их следования друг за другом. Затем составитель озаглавливает каждый, устанавливает по-рядок их следования и логическую соподчиненность. Зависит от темы, характера и содержания представленной литературы в строго хронологической последовательности, в логическом порядке – от общего к частному.

Группировка материала может быть :

Тематической;

Хронологической – (временная последовательность);

Логической – (внутренняя закономерность):

От частного к общему;

От общего к частному

Из практического опыта составитель данного издания рекомендует составление дайджеста с помощью копий основных фрагментов тек-ста, склеенных в нужной последовательности. Копии фрагментов документов вырезают, складывают (склеивают и др.) в нужном порядке. После проверки набирают текст на компьютере.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Главная задача – раскрыть читателям замысел составителя , по-мочь свободно ориентироваться в дайджесте.

6.1. Предисловие

Предисловием должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем литературе, разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы дайджеста не перечисляются, для этой цели служит оглавление), перечисляются вспомогательные указатели .

Оценивается актуальность , т.е. важность, злободневность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна , т.е. что нового, раннее не известного, составители привнесли в изучаемую проблему.

6.2. Приложения

Художественное оформление предполагает использование различных иллюстративных материалов. Это могут быть: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств, краеведения, таблицы, графики. Карты в краеведческих пособиях. Это дополнит и раскроет основной материал. Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и логически связаны с основным текстом пособия.

6.2.1. Словарь основных терминов (в случае необходимости).

6.2.2. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель представляет собой перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания.

Именной указатель содержит сведения о составителях, редакторах, и других лицах, принимавших участие в создании. При необходимости именной указатель можно «раскрыть» за счет приведения полных имен и отчеств, дат рождения и смерти, рода деятельности, заслуг и т. п. Это дает читателю дополнительную информацию. В круглых скобках дается пояснение «о нем», «о ней». Например : Василий Иванович Шуйский, князь, боярин; Троекуров Роман Федорович, кн. (1606-1607); Иванов П. И. (о нем).

Указатель географических названий широко практикуется в краеведческих дайджестах . Перечень понятий географического указателя целесообразно сопровождать характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т.д.).

Список принятых условных сокращений.

Например : к.п.н..- кандидат педагогических наук, П – предприятие; РАН – Российская Академия наук; о – озеро.

7. Редактирование дайджеста

На заключительном этапе выполняется редактирование всех текстов, в процессе которого устраняются допущенные ошибки и стилистические погрешности. Различают библиографическое, литературное и техническое редактирование. Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, второе и третье – после ее окончания.

7.1.Библиографическое редактирование.

Принимается решение о достаточности тех или иных вспомогательных указателей для полного раскрытия содержания дайджеста. Производится необходимая выборочная сверка вспомогательных указателей с основным текстом с целью обнаружения ошибок и пропусков.

Проверяется единообразие библиографического описания. Его соответствие действующим: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления». К списку литературы предъявляются два требования: он должен быть полным и точным . Он составляется в соответствии с вышеприведенными стандартами.

7.2. Литературное редактирование чтение всего текста . При этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. А в предисловии, вступительной статье исключается текст не несущий информации.

8. Внешнее оформление дайджеста.

Основная задача – принять окончательное решение при оформлении дайджеста. На обложке можно указать только заглавие пособия, а на титульном листе – полное наименование выпускающей организации, фамилию и инициалы составителя, заглавие дайджеста, место и год издания.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Текст должен быть выполнен любым печатным способом через 1 -1,5 интервала . Высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (12 шрифт) . Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм, левое – 20мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20 мм. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие собственные имена приводятся на языке оригинала. Сокращения русских слов и словосочетаний – по новому ГОСТу 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила» (дата введения – 2012-09-01).

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, под-разделов следует печатать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, разделы и предисловие, как правило, с новой страницы. Расстояние между названием разделов и текстом должно быть равно двум интервалам. Не допускается переносить часть слова в заголовке.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется, как правило, в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц . Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) можно применять шрифты различных размеров. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразделов и подпунктов. При этом необходимо соблюдать единообразие в использовании размеров и видов шрифтов.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

(данный алгоритм также является алгоритмом план – проспекта)

1. Определение целевого и читательского назначения.

2. Определение темы:

– проблема/тематика;

– персоналия;

– организация/учреждение;

– географический объект (страна, регион, город, район).

3. Разработка плана дайджеста

4. Определение хронологических границ темы:

– небольшой отрезок времени (текущая неделя, месяц);

– вся история существования темы.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Хочу продолжить «разбор» ряда понятий, которые часто встречаются нам не только в сети, но и в обыденной жизни (в разговорах, на ТВ, в газетах). Чуть ранее мы с вами уже затрагивали такие «пласты непознанного», как , (как много в этом слове...), и другие.

Сегодня у нас на очереди слово дайджест. Поговорим, естественно, о том, что это такое, а так же рассмотрим каким русским словом его можно заменить, насколько это понятие актуально сегодня и как дайджесты влияют на наше восприятие мира и способность мыслить (самостоятельно). Надеюсь, что будет интересно.

Что такое дайджест?

Слово это, как вы понимаете, заимствовано из другого языка, а именно английского (digest — сборник, краткое изложение, резюме, классификация, переваривание), но и туда оно попало из еще более древнего средства изъяснения — латыни (digestum — извлечение или обобщение).

Так что же означает слово дайджест ? Наверное, уже из перевода его английского аналога вы поняли, что это есть некое краткое изложение чего-либо. Чуть выше я обещал привести наиболее точный синоним из русского языка. Как мне кажется, это слово выжимка .

В мире накапливается необъятное количество информации (море, океан). Людям порой даже не хватает времени, чтобы хотя бы поверхностно знакомиться с чем-то вновь появившимся, а уж разгребать пласты истории и вовсе способны сподвигнуться единицы. Поэтому сейчас дайджесты очень популярны.

Но это не только веха нашего времени. Слово это восходит аж к римской империи, когда огромное количество свитков с протоколами судебных заседаний крайне неудобно было использовать тамошним юристам (адвокатам и прокурорам). Сначала найди свиток, потом разверни, потом вчитайся в подробное описание процесса. Жуть.

Вот тогда и решили создать первый в мире дайджест (из дошедших до наших времен). Они создали Digesta, где было кратко изложено содержание наиболее важных свитков. Этот документ и стал основополагающим сводом правовых законов и казусов. Была и масса других примеров создания сводов кратких изложений по определенным (важным тогда) тематикам (их еще называли экстрактами), что тоже очень хорошо поясняет смысл.

Итак, дайджест — это выжимка, экстракт из большого объема информации (книги, огромного числа статей по тематике, новостей, периодики и чего угодно другого). Зачем это нужно? Многим так удобнее знакомиться с информацией (ведь хочется охватить больший объем, а при этом нет времени на вдумчивое изучение и т.д.).

Причем выжимка эта, как правило, отображает структуру информации изложенной в источнике. Иногда это просто список идей в том порядке, в котором они изложены в источнике. Например, у меня есть дайджесты по основным тематикам моего блога — по , по , по .

Хорошо составленный дайджест при этом не просто заменяет первоисточник, но и дает понять человеку — стоит ему переходить к оригиналу или достаточно изложенных (концентрированных) фактов. Правда люди довольно быстро начинают привыкать «думать чужой головой» и довольствуются кратким изложением, ленясь ознакомиться с источником и составить свое мнение (ведь то, что важно для одного, может быть не важно для другого).

Вы должны понимать, что абсолютно любой дайджест несет на себе отпечаток авторской индивидуальности (взгляд на мир глазами составителя). Он ведь не просто сокращает источник, но и одновременно выражает свой объективный взгляд на все «это безобразие». Другой составитель может отметить другие факты и идеи, именно их посчитав за главное (расставив другие акценты и выбрав другие опорные точки).

Разновидности дайджестов

Дайджесты бывают нескольких типов:

Плюсы и минусы дайджестов

Они безусловно экономят нам время и позволяют охватить гораздо больший объем информации, что особенно важно в наш компьютерный век. Сейчас полно мобильных приложений, предлагающих пробежаться «галопом по европам» и держать руку на пульсе буквально всего.

С другой стороны, краткое изложение — это не есть источник. По сути, вы начинаете видеть все так, как это видит составитель дайджеста. При этом к «доступному изложению» информации довольно быстро привыкаешь и перестаешь по сути думать. Это как питаться все время пережеванной кем-то кашицей и утратить навык потреблять нормальную пишу.

Согласитесь, что прочитать «Войну и Мир» — это не то же самое, что прочитать ее краткое изложение. Собственно, и в остальной области применения дайджестов это утверждение тоже будет справедливо. Они полезны, но в меру и априори () не могут заменить собой источник.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое изложение и как его писать Синопсис - это особый вид краткого содержания Что такое обучение - функции, принципы и методы обучения Аннотация - что это такое Что такое нарратив Что такое документ Как писать реферат - что это такое и как его правильно оформить Что такое либретто Кто такой инсайдер и что такое инсайд (инсайдерская информация) Как пишется «все-таки» Что такое педагогика - ее функции и задачи, методы обучения и категории педагогики Пруф - что это такое и почему в интернете требуют proof или пруфлинк