Образец проекта объявления конкурса по гк рф. Гражданское право россии

Понятие публичного конкурса. При публичном обещании награды результат является неповторимым, однократно достижимым, единственным в своем роде. Как отмечал О.С. Иоффе, "затерявшуюся корову можно найти или не найти, но нельзя сделать это "лучше" или "хуже" и притом одновременно нескольким лицам, в разных местах, независимо друг от друга"*(961). Однако не исключены и такие случаи, когда вознаграждение выплачивается тому, кто достигнет не просто результата, а лучшего из возможных результатов, когда возможно качественное сравнение результатов и определение победителя, который и вправе претендовать на обещанную награду. Такие отношения получили название публичного конкурса. При этом публичное обещание награды рассматривается как родовое понятие, в рамках которого возможно выделение такого его вида, как публичный конкурс*(962).
Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем (п. 1 ст. 1057 ГК).
В юридической литературе были высказаны различные мнения относительно момента возникновения обязательства из объявления публичного конкурса. Так, существует точка зрения, что объявление конкурса само по себе служит основанием возникновения конкурсного правоотношения. В.Н. Смирнов в работе, специально посвященной конкурсу, писал, что основанием для возникновения абсолютного гражданского правоотношения, при котором устроителю конкурса как конкретному обязанному лицу противостоит неопределенное множество управомоченных лиц*(963), является объявление конкурса. Такого же мнения придерживались В.А. Рахмилович,*(964) В.Г. Вердников и А.Ю. Кабалкин*(965).
Однако эта точка зрения не нашла поддержки в цивилистике, где наибольшее распространение получило мнение, что само по себе объявление конкурса не порождает конкурсных правоотношений. О.С. Иоффе указывал, что существует определенная последовательность наступления тех юридических фактов, которые вызывают формирование и динамику рассматриваемых обязательств. К ним относятся: объявление конкурса, представление работ, принятие оценочного решения. По мнению Н.В. Макагонова, для возникновения обязательств из публичного конкурса достаточно двух односторонних сделок, совершаемых организатором конкурса и лицом, в нем участвующим, т.е. представляющим работу (результат) на конкурс*(966). В.А. Белов полагает, что с момента принятия решения о признании той или иной работы лучшей, признания автора работы победителем конкурса и о выплате ему объявленной награды, у организатора конкурса возникает обязанность выплатить победителю обещанную награду, а у победителя - право требования такой выплаты. При этом устойчивые выражения "обязательства из публичного обещания награды" и "обязательства из объявления публичного конкурса" не точны, поскольку ни объявление публичного конкурса, ни публичное обещание награды сами по себе не порождают никаких обязанностей, в том числе обязательственных*(967).
Таким образом, следует признать, что обязательственное отношение, вытекающее из объявления публичного конкурса, возникает при наличии сложного юридического состава, включающего в себя ряд односторонних сделок: во-первых, объявление публичного конкурса; во-вторых, предоставление работы участниками конкурса, и, в-третьих, принятие решения о выплате награды победителям конкурса.
Само по себе объявление публичного конкурса не порождает соответствующего правоотношения, но, тем не менее, влечет определенные правовые последствия. Так, лицо, объявившее конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для предоставления работ срока (п. 1 ст. 1058 ГК). На этом этапе "еще рано говорить о существовании у устроителя конкурса гражданско-правовой обязанности перед потенциальными участниками конкурса"*(968).
При предоставлении соискателями награды работ на конкурс возникает правоотношение между устроителем конкурса и каждым лицом, представившим работу, соответствующую условиям конкурса. Количество конкурсных правоотношений совпадает с количеством участников конкурса*(969). Содержанием таких правоотношений является право каждого из соискателей требовать оценки выполненной ими в соответствии с условиями конкурса работы и соответствующая обязанность лица, объявившего публичный конкурс, произвести оценку представленного результата. Однако такое правоотношение не может рассматриваться как обязательственное, поскольку не соответствует легальному понятию обязательства, содержащемуся в ст. 307 ГК.
Принятие решения о признании работы лучшей и о выплате вознаграждения порождает обязательственное правоотношение между организатором публичного конкурса и победителем (победителями). Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в срок, которые устанавливаются в объявлении о конкурсе. Неисполнение организатором конкурса своих обязанностей влечет за собой возможность требовать выплаты награды в судебном порядке.
Работы, не удостоенные награды, должны быть возвращены участникам конкурса, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы (ст. 1061 ГК). На этом правоотношение между организатором конкурса и лицом, представившим работу, прекращается.
Работа, признанная лучшей по конкурсу, не подлежит возврату победителю, а принадлежит на праве собственности организатору конкурса. Моментом перехода права собственности на нее к организатору конкурса является момент объявления победителей конкурса*(970).
Публичные конкурсы получили достаточно широкое распространение на практике: конкурсы в творческой области; конкурсы исполнителей, научные, спортивные конкурсы; конкурсы на право заключения договора, а также конкурсы в других сферах человеческой деятельности, где существует возможность выбора организатором конкурса одной или несколько работ, иных результатов, в наибольшей степени отвечающих условиям конкурса, являющихся лучшими.
Термин "конкурс" (от латинского concursus) означает "соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников"*(971). Публичный конкурс в гражданско-правовом смысле, за исключением закрытого конкурса, всегда рассчитан на неопределенное число лиц, как бы не был ограничен круг его участников. Обещание выплатить награду тому, кто лучше других выполнит работу, достигнет лучшего результата, должно быть, как правило, обращено к неограниченному кругу лиц.
Пункт 2 ст. 1057 ГК устанавливает обязательное правило, в соответствии с которым публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. Гражданское законодательство не содержит понятие общественно полезной цели. Традиционно к общественно полезным целям относят достижение гуманитарных, социальных или научно-технических задач, имеющих общественное значение: это может быть создание произведений науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д. Однако не могут быть отнесены к публичному конкурсу, и потому не регулируются гражданско-правовыми нормами объявления о выплате вознаграждения за разработку универсальной отмычки; "лучших" правил боев между собаками или другими животными; "тараканьих бегов"; состязаний любителей пива и т.д.
В случае несоответствия конкурса общеполезным целям он может быть признан недействительным.
Публичный конкурс может быть открытым и закрытым. Приоткрытом конкурсе предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или в иных средствах массовой информации. При открытом конкурсе возможна предварительная квалификация его участников, когда организатором проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие, например, к участникам конкурса могут предъявляться дополнительные требования к профессии, возрасту, месту проживания и т.д. При закрытом конкурсе предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.
Условия, содержащиеся в объявлении о проведении конкурса. Объявление о проведении конкурса может быть сделано в любой форме: путем публикации в газетах, извещения по радио, телевидению, вывешивания объявлений и другими способами, однако оно обязательно должно содержать сведения, предусмотренные ст. 1057 ГК. Сведения, которые содержатся в объявлении, подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные сведения перечислены в п. 4 ст. 1057 ГК и должны присутствовать в любом объявлении о публичном конкурсе; при отсутствии хотя бы одного из них, конкурс считается необъявленным. К обязательным условиям конкурса закон относит сведения о: существе задания; критериях и порядке оценки результатов работы или иных достижений; месте, сроках и порядке их представления; размере и формах награды, а также о порядке и сроках объявления результатов конкурса.
Под существом задания понимаются требования, предъявляемые к результату работ, иному достижению конкурса. Степень их детализации может быть различной и зависит от усмотрения организатора, а также от цели и характера конкурса.
Критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений также зависят от характера конкурса. Как правило, для рассмотрения и оценки представленных работ организатор создает конкурсную комиссию (жюри), однако он может это сделать и самостоятельно, либо поручить какой-либо третьей организации. Гражданский кодекс не содержит норм, посвященных конкурсной комиссии, поэтому ее деятельность должна быть определена организатором в специальном документе. При этом следует учитывать определенные этические требования, например о недопустимости участия в конкурсной комиссии заинтересованных лиц или участников конкурса.
Место, срок и порядок предоставления работ определяются организатором в объявлении о проведении конкурса. Он может устанавливать промежуточные и окончательные сроки выполнения работ, достижений, а также их форму предоставления на конкурс. Несоблюдение участниками конкурса условий о месте, сроках и порядке предоставления работ может повлечь за собой отказ организатора в их приеме.
Форма предоставления работы зависит, как правило, от характера работы и может выражаться либо в передаче участником конкурса организатору определенного материального объекта (картины, проекта, рукописи), либо путем исполнения при непосредственном восприятии этого исполнения организатором (музыкальные конкурсы, конкурсы исполнителей песни, танцев и т.д.). Работы могут предоставляться участниками под определенными девизами, т.е. быть зашифрованными.
В объявлении организатор должен конкретно определить награду, ее размер, количество присуждаемых премий. Вознаграждение обязательно должно носить имущественный характер и может выражаться как в денежной, так и в иной, например вещественной, форме. Моральные поощрения (присуждение званий, награждение дипломами, грамотами) могут сопутствовать присуждению премий, однако они не заменяют собой имущественное вознаграждение.
К обязательным условиям относятся также порядок и срок объявления результатов конкурса. Право на получение награды возникает у соискателя в случае признания его работы лучшей или достойной получения одной из наград, о чем он должен быть уведомлен организатором конкурса либо в той же форме, в какой было сделано объявление о конкурсе, либо иным образом.
Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом (п. 2 ст. 1059 ГК).
В случае отказа устроителя конкурса выплатить премию, а также при нарушении сроков ее выплаты, победитель конкурса может защитить свои права в судебном порядке.
Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства, и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использования произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения (ст. 1060 ГК). Установив такое правило, законодатель, к сожалению, не предусмотрел мер, направленных на обеспечение прав организатора конкурса, с одной стороны, а также мер, гарантирующих права победителя конкурса, с другой. Поэтому в юридической литературе в качестве этих гарантий предложено использовать судебное требование организатора конкурса о переводе прав и обязанностей, возникших из нарушения его преимущественного права, а также установление пресекательного срока осуществления организатором конкурса преимущественного права*(972). Вознаграждение за использование произведения должно быть выплачено автору без зачета сумм, которые ему причитаются как победителю конкурса, если иное правило не установлено в объявлении о конкурсе.
Факультативные сведения носят произвольный характер и включаются организатором конкурса по своему усмотрению. К таким условиям относятся, например, условия о предварительном отборе участников публичного конкурса и об освобождении организатора конкурса от обязанности возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, и т.п.
Изменение условий и отмена публичного конкурса. Гражданское законодательство содержит особые правила изменения условий и отмены публичного конкурса. Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить его в течение первой половины установленного для предоставления работ срока, при условии извещения о своих действиях участников конкурса тем же способом, каким конкурс был объявлен. Если изменения условий конкурса или его отмена произошли с нарушением этих требований, то они не влекут за собой никаких юридических последствий. В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или об его отмене.
Если же организатор конкурса докажет, что представленная на конкурс работа была выполнена не в связи с конкурсом, а, например, до его объявления, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса, то он освобождается от обязанности по возмещению расходов.
Если при изменении условий конкурса или при его отмене были нарушены требования о порядке изменения или отмены публичного конкурса, организатор конкурса должен выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям.
Гражданский кодекс установил правило, в соответствии с которым к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, нормы о публичном конкурсе (гл. 57 ГК) применяются постольку, поскольку нормами о торгах в форме конкурса (ст. 447-449 ГК) не предусмотрено иное (п. 5 ст. 1057), т.е. установлен приоритет законодательства о торгах в форме конкурса над нормами о публичном конкурсе, поэтому в случае их расхождения следует применять нормы о торгах в форме конкурса.

Статья 1057 ГК РФ. Организация публичного конкурса

Комментарий к статье 1057

  1. Комментируемая статья посвящена организации публичного конкурса. Публичный конкурс – разновидность публичного обещания награды. При его объявлении лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение других результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с проведением конкурса признан лучшим исполнителем работы или достиг лучших результатов.
  2. В отличие от публичного обещания награды публичный конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей и может быть обращен ко всем желающим (открытый конкурс) и к определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (закрытый конкурс).

Так, например, целью проведения открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства” <39> выступила потребность найти новые форматы проведения уроков по истории в целях формирования и воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов.

——————————–

<39>

Цель публичного конкурса “БАМ в истории моей семьи” – популяризация истории России, пропаганды патриотизма и достижений отечественного строительства железных дорог <40>.

——————————–

<40>

Целевое назначение Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Минсельхоза России – поддержка талантливой молодежи, пропаганда научных знаний и творческих достижений, выявление и развитие у российской молодежи творческих способностей, интереса к научной деятельности (см. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283).

  1. Объявление о конкурсе может иметь место в печати или иных средствах массовой информации. Это объявление, как и обещание награды, является односторонней сделкой или публичной офертой. В пользу последней говорит п. 4 ст. 1057 ГК РФ, а именно то обстоятельство, что объявление о публичном конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, порядок и сроки выполнения результатов конкурса.

Так, например, объявление об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства РФ в области образования в 2014 году было опубликовано 15.01.2014 в “Российской газете” (федеральный выпуск N 6278) <41>, а также на сайте Минобрнауки России <42>.

——————————–

<41> См. также электронную версию: URL: http://www.rg.ru/2014/01/13/konkurs-site-dok.html.

<42> См.: URL: http://минобрнауки.рф/новости/3856/файл/2660/Объявление о конкурсе_премияПравительстваРФвобластиобразованияв2014году.doc.

Объявления о проведении конкурса “БАМ в истории моей семьи” и на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства”, а также соответствующие положения о проведении этих конкурсов были опубликованы на сайте ЗАО “Издательский дом “Комсомольская правда” в сети Интернет по адресу: www.kp.ru.

  1. Поскольку конкурс – соревнование, которое определяет лучших из числа его участников, он предполагает наличие нескольких участников, которые принимают во внимание объявленные условия и представляют на конкурс работы – результаты авторского, исполнительского мастерства, спортивные достижения, научные труды и т.д.

Представление работ, достижений на конкурс является акцептом и моментом заключения договора (ст. 433 ГК РФ). Это условная сделка с отлагательным условием, поскольку обязанность выплаты награды наступает лишь для победителя. Форма договора может быть любая. Чаще всего доказательством его заключения является письменное оформление представления результатов работы или иных достижений. Существенное условие такого договора – его предмет: вышеназванные работы или достижения, критерии и порядок их оценки, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Награда может быть выплачена не только в денежной форме. В качестве награды вручаются памятные знаки. Выдаче награды могут сопутствовать награждение различного рода грамотами, присуждение почетных званий лауреата или дипломанта конкурса. Однако это лишь меры морального поощрения, которые сами по себе конкурсной наградой не являются.

Субъектами договора могут быть любые физические и юридические лица. В качестве организатора конкурса могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются положения о публичном конкурсе и, соответственно, статьи о заключении договора на торгах (ст. ст. 447 – 449 ГК РФ).
  2. Применимое законодательство:

– Постановление Правительства РФ от 28.08.2013 N 744;

– распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-127-р;

– распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-126-р;

– Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 516;

– Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283;

– Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13.05.2014 N 224;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 17.03.2014 N 60;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 56;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 50;

– Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2014 N 61;

– Приказ Федеральной службы судебных приставов от 15.01.2014 N 3;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.01.2014 N 6;

– Приказ МВД России от 10.08.2013 N 612;

– Положение о конкурсе “За производство высококачественной пищевой продукции” (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 20.08.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе “За служение спорту” (за вклад в развитие физической культуры и спорта) (утв. Министерством спорта РФ 21.07.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе “Спортивная солидарность” (за укрепление международных спортивных отношений) (утв. Министерством спорта РФ 01.07.2014);

– Положение о проведении конкурса “Лучшая семейная животноводческая ферма” (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 18.06.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе на звание “Гордость России” (лучший спортсмен, лучшая спортсменка, лучший тренер) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе на звание “Эпоха в спорте” (за многие годы работы на благо развития спорта в стране) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);

– письмо Министерства образования и науки РФ от 28.01.2014 N ВК-101/09.

  1. Судебная практика:

– Определение ВС РФ от 11.04.2012 N 32-АПГ12-3;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2009 N Ф03-5483/2009 по делу N А59-148/2009;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2009 N Ф03-5340/2009 по делу N А59-6592/2008;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.10.2009 N Ф03-5395/2009 по делу N А59-6582/2008;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 по делу N А55-8445/2008.

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

Комментарий к статье 1058

  1. В комментируемой статье регламентируются изменение условий и отмена публичного конкурса <43>.

——————————–

<43> Комментарий подготовлен с учетом исследований, содержащихся в следующем издании: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. Часть вторая: Учебно-практический комментарий. Комментарий к ст. 1058 ГК РФ.

Правила об изменении условий конкурса или его отмене распространяются и на открытый, и на закрытый конкурс и относятся к сроку таких действий и способу, которым осуществляется изменение или отмена конкурса. Поскольку правила комментируемой статьи установлены в интересах участников конкурса и направлены на защиту их прав, то следует признать, что изменение условий конкурса об увеличении размера или количества наград может осуществляться без соблюдения нижеследующих положений ГК РФ. Во всех остальных случаях осуществление таких действий независимо от причины их осуществления возможно только при точном соблюдении установленных правил.

Первое требование, предусмотренное комментируемой статьей, заключается в том, что извещение об изменении условий конкурса или его отмене допускается только в течение первой половины установленного для представления работ срока.

Второе требование касается способа извещения. Извещение об изменении условий конкурса или его отмене должно быть осуществлено тем же способом, каким конкурс был объявлен, т.е. в тех же средствах массовой информации, что позволяет довести новую информацию до сведения всех потенциальных участников. Замена средства массовой информации возможна только в исключительных случаях, по причинам, не зависящим от организатора конкурса, например, при прекращении деятельности средства массовой информации.

Соблюдение организатором конкурса вышеназванных правил об изменении условий конкурса или его отмене позволяет ему отказаться от приема на конкурс работ, выполненных на первоначальных условиях, независимо от того, знал или не знал участник об изменении условий конкурса.

Соблюдение правил, установленных для извещения об изменении условий или отмене публичного конкурса, также означает, что лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные участниками, выполнившими предусмотренную в первоначальном объявлении работу до того, как им стало или должно было стать известно о происшедших изменениях. Возмещению подлежат только произведенные до этого времени расходы, например на приобретение необходимых материалов; возмещение упущенной выгоды не предусмотрено.

Из этого общего правила, устанавливающего обязанность организатора конкурса по возмещению расходов, установлены два случая, освобождающие его от такой обязанности. Это возможно, если организатор конкурса докажет, что представленная на конкурс работа была выполнена не в связи с конкурсом, а, например, до его объявления либо заведомо не соответствовала условиям конкурса. В интересах участников конкурса законодатель специально установил, что бремя доказывания этих фактов возлагается на организатора конкурса.

  1. При нарушении требований, указанных в п. п. 1 или 2 комментируемой статьи, для организатора конкурса наступают иные правовые последствия. Он должен выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую первоначальным условиям, независимо от их количества и независимо от определения победителя. Буквальное толкование статьи позволяет прийти к выводу, что награда подлежит выплате каждому из таких лиц (участников) в полном размере, даже если по условиям конкурса предусмотрено определение только одного победителя.
  2. Судебная практика:

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.06.2004 N Ф04/2983-1245/А27-2004;

– Постановление ФАС Московского округа от 23.06.2005 N КГ-А40/4291-05.

Статья 1059. Решение о выплате награды

Комментарий к статье 1059

  1. В комментируемой статье регламентирован порядок вынесения решения о выплате награды. Объявление о конкурсе в числе обязательных условий должно содержать условие о порядке и сроке выплаты награды. Решение о выплате награды доводится до сведения участников конкурса. Делаться это должно своевременно и с соблюдением порядка и срока выплаты награды. Объявляя конкурс, устроитель указывает, сколько он учреждает премий и в каком размере.

При подведении итогов конкурса устроитель, исходя из количества назначенных премий, может принять одно из следующих решений:

а) о выплате премий согласно их числу по каждому призовому месту;

б) об отказе в присуждении премий за отдельные призовые места (при объявлении нескольких призовых мест);

в) о присуждении поощрительных премий вместо присуждения премий за призовые места;

г) о неприсуждении премий вообще, если ни одна из представленных работ не признана победившей или ни одна из них не отвечает требованиям, изложенным в условиях конкурса. При отказе в выплате наград или ином решении устроитель конкурса не обязан мотивировать свои решения.

Оценка конкурсных работ может осуществляться самим устроителем, быть поручена другим организациям либо специально созданной конкурсной комиссией или жюри из высококвалифицированных специалистов в данной области деятельности.

Несоблюдение срока об объявлении результатов проведенного соревнования и срока выплаты премий является нарушением со стороны устроителя своих обязанностей. Участники конкурса, чьи работы признаны удовлетворяющими условиям конкурса и подлежащими премированию, вправе обратиться в суд с требованием о выплате премии.

  1. Работа, представленная на конкурс, может быть выполнена двумя или более лицами. В случае присуждения премии авторскому коллективу сумма премии не увеличивается. Она распределяется между участниками, выполнившими работу в соответствии с достигнутым ими соглашением. При отсутствии такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.

Решение выплатить награду участникам конкурса, чьи работы премированы, доводится до них путем письменного извещения, а также публикации результатов конкурса в печати или оглашения в других средствах массовой информации.

  1. Судебная практика:

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013;

– Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А18-256/2013.

Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Комментарий к статье 1060

  1. В соответствии со ст. ст. 1255 и 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, на которые устанавливаются авторские права <44>. Лицо, объявившее конкурс, как правило, преследует цель дальнейшего использования произведения, отмеченного наградой, поэтому приобретает преимущественное право на заключение с автором договора об использовании такого произведения. Таким договором является лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, в соответствии с которым одна сторона – автор предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне право использования этого произведения в установленных договором пределах (ст. 1286 ГК РФ).

——————————–

<44> Комментарий подготовлен с учетом исследований, содержащихся в следующем издании: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. Часть вторая: Учебно-практический комментарий. Комментарий к ст. 1060 ГК РФ.

Различают два вида лицензионных договоров: простая (неисключительная) и исключительная лицензии. При этом если договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной). По общему правилу лицензионный договор должен заключаться в письменной форме.

С 01.10.2014 также действуют нормы ст. 1286.1 ГК РФ о том, что лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия). Открытая лицензия является договором присоединения. Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий (ст. 438 ГК РФ). В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.

  1. Нормы, посвященные преимущественному праву организатора конкурса на заключение договора, носят диспозитивный характер, поэтому если организатор конкурса не преследует цель дальнейшего использования произведения, он должен при объявлении конкурса и его условий оговорить, что не собирается использовать произведения, удостоенные наград, и участники конкурса – авторы должны самостоятельно решать вопросы, связанные с дальнейшим использованием произведения. Если же устроитель конкурса, не установив иного, отметил произведение наградой и воспользовался преимущественным правом на заключение договора о его использовании, он должен выплатить автору вознаграждение в соответствии с лицензионным договором без зачета суммы, которая причитается автору как победителю конкурса.

В законодательстве не определяется способ использования произведения, поэтому он должен быть определен либо при объявлении условий конкурса, либо при заключении лицензионного договора.

Преимущественное право на заключение договора касается только объектов авторского права (произведений науки, литературы, искусства) и не распространяется на объекты смежных прав, перечисленные в ст. 1304 ГК РФ, поэтому у организатора конкурса не возникает преимущественного права на заключение договора тогда, когда в качестве предмета публичного конкурса выступают объекты смежных прав. В этом случае договоры с победителями-исполнителями заключаются в общем порядке.

Так, например, Положением о проведении конкурса “БАМ в истории моей семьи” предусмотрено, что участник конкурса, представивший свою работу организатору конкурса, тем самым предоставляет организатору конкурса право на публикацию материалов своей работы в изданиях и на телевидении организатора конкурса без выплаты участнику какого-либо дополнительного вознаграждения <45>. Положение о проведении открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства” устанавливает, что, присылая работу на конкурс, участник предоставляет организаторам конкурса неисключительное авторское право на одноразовое опубликование работы в газете “Комсомольская правда” и на сайте www.kp.ru в сети Интернет <46>.

——————————–

<45> См.: Положение о публичном конкурсе “БАМ в истории моей семьи”. URL: http://www.kp.ru/daily/26227.5/3110226.

<46> См.: Положение о публичном конкурсе на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства. URL: http://www.kp.ru/daily/26245/3126779.

  1. Применимое законодательство:

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26.10.1961);

– Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (09.09.1886; в редакции от 28.09.1979);

– ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”;

– ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации”;

– Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей”;

– Закон РФ от 09.10.1992 N 3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”;

– Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 “О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства”.

  1. Судебная практика:

– Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29;

– информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122;

– Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15.

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 — 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 1057 ГК РФ

1. Сегодня все большее распространение в гражданском обороте получает такое юридическое действие, как объявление публичного конкурса. По мнению С.А. Чернышевой, по своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса — односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы — тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.

Конституция РФ (ст. 43) вводит понятие «на конкурсной основе» применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Однако практическое применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых за последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества. Так, во исполнение Указа Президента РФ от 12 апреля 1993 г. N 443 «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и Положения о стипендиях Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Президента РФ от 6 сентября 1993 г. N 613-рп (в ред. Указов Президента РФ от 14 февраля 2010 г. N 182 , от 22 июня 2010 г. N 773 , от 8 марта 2011 г. N 285), объявлено о проведении открытого публичного конкурса на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2011/2012 учебном году.

———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 16. Ст. 1341.

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 37. Ст. 3451.

Собрание законодательства РФ. 2010. N 8. Ст. 837.

Собрание законодательства РФ. 2010. N 26. Ст. 3331.

Собрание законодательства РФ. 2011. N 11. Ст. 1514.

Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.

Публичный конкурс — это в первую очередь один из важнейших институтов гражданского права, в силу которого лицо, объявившее публично о выдаче награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, обязуется провести в установленный срок конкурс и выдать обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Публичный конкурс и публичное объявление награды объединяет публичное обещание награды за совершение правомерного действия.

Публичный характер проявляется в том, что объявление адресовано неопределенному кругу лиц в публичном месте. Таким может быть обращение, сделанное в Интернете или на пресс-конференции во время проведения международной выставки, в печатных и электронных средствах массовой информации.

Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить имущественное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов.

2. Необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей. Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. В то же время, в отличие от конкурса, при публичном обещании награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг результатов и признан победителем конкурса.

И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды, как уже отмечалось выше, традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.

По мнению профессора А.М. Эрделевского, квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: 1) публичное объявление обещающего лица о выплате награды; 2) совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно на возникновение обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку согласно п. 4 ст. 1055 ГК РФ обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.

———————————
Эрделевский А.М. Публичное обещание награды // Законность. 2000. N 8. С. 11.

Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть у лица, «отозвавшегося» на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК).

Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: 1) объявление организатора о публичном конкурсе; 2) выполнение участниками конкурса определенной работы или достижение иных результатов; 3) представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; 4) признание участника конкурса победителем.

Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия — выполнение конкурсного задания — вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не быть направлено на принятие участия в нем. Однако вторая часть действия участника конкурса — представление результатов выполненной работы на конкурс — всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и на достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий.

Изложенное дает основания некоторым российским ученым-цивилистам (в их числе В.П. Мозолин, С.А. Чернышева, А.М. Эрделевский и некоторые другие) рассматривать публичный конкурс не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс — акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ, где указано, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

3. Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане, а сам публичный конкурс может быть открытым и закрытым. Дееспособность граждан — участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Никаких ограничений в отношении возраста не установлено. Это значит, что в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК). За несовершеннолетних до 14 лет согласно ст. 28 ГК РФ сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).

Круг участников конкурса зависит от вида конкурса. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации.

Открытый конкурс может быть обусловлен и предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Так, перед проведением XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, прошедшего с 14 июня по 2 июля 2011 г. в г. Москве, всем подавшим заявки для участия в этом конкурсе было предложено пройти предварительный отбор, который и сформировал окончательный состав конкурсантов в четырех номинациях (фортепьяно, скрипка, виолончель, сольное пение). Следует отметить, что на данном конкурсе был установлен и определенный возрастной ценз: инструменталисты — 16 — 30 лет, певцы и певицы — 19 — 32 года.

При закрытом конкурсе участники составляют определенный круг лиц по выбору организатора конкурса.

Возможность проведения закрытого конкурса применительно, например, к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентирована специальным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2011 г.).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

Министерство экономического развития и торговли РФ своим Приказом от 3 мая 2006 г. N 124 утвердило Порядок, который регламентирует вопросы проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) .

———————————
Бюллетень нормативных актов. 2006. N 30.

Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом, например, через стенгазету, вывешивание объявлений, распространение информационных листков. Этот вывод следует из п. 1 комментируемой статьи, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.

4. Содержание односторонней сделки (публичное объявление организатором о конкурсе) или договора о публичном конкурсе составляют существенные и иные условия. В п. 4 комментируемой статьи установлены достаточно жесткие требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, определяющие существо задания (т.е. то, какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, сроки и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.

Таким образом, к существенным условиям публичного конкурса следует отнести следующие: предмет сделки; место, срок и порядок предоставления работы или иных достижений; критерий и порядок оценки результатов работы; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса.

В качестве иных условий могут быть указаны порядок и сроки выплаты вознаграждения, а также судьба представленных на конкурс работ, не удостоенных награды.

Предмет сделки — осуществление правомерных действий, направленных на достижение общественно полезной цели и составляющих существо задания.

Наличие общественно полезной цели означает, что сам конкурс и его результаты служат обществу в целом, поскольку оно заинтересовано в выявлении и поддержке талантливых исполнителей, разработке проектов по охране памятников, защите окружающей среды и т.п.

Существо задания описывается как требования, предъявляемые к работе и ее результату. Практикуется и детализация требований к результату работы. Так, программа XIII Международного конкурса имени П.И. Чайковского подробно регламентировала содержание каждого тура, а также обязательные требования к исполнению конкурсантами в каждом туре определенного рода музыкальных произведений.

Место представления работы — обычно адрес организатора или его управомоченного. В условиях конкурса может быть установлено, что представление работы производится в публичном месте, т.е. наряду с жюри обеспечивается также доступ зрителям, слушателям.

Установление срока представления работы необходимо для того, чтобы все участники находились в одинаковых по времени условиях для успешного выполнения указанного в объявлении задания. Срок должен быть реальным. Для представления работы могут устанавливаться окончательный и промежуточные сроки. Для конкурса исполнителей организатор обычно утверждает календарный план конкурса с указанием дат регистрации, жеребьевки, каждого тура (прослушивания, просмотра), церемонии вручения наград и закрытия.

Условиями конкурса может быть предусмотрено предоставление работы под девизом с целью сохранения тайны имени участника для объективного определения победителя.

К существенным относится условие о критериях и порядке оценки результатов работы. Организатор вправе самостоятельно оценивать достижения, представленные на конкурс, либо привлечь третьих лиц. Иногда, как уже отмечалось выше, создается специально для этих целей жюри конкурсная комиссия или комитет. Оценку результатов работы может осуществлять какой-либо постоянный орган организатора конкурса.

Для каждого конкурса с учетом его специфики устанавливаются критерии оценки результатов работы. Оценка может выводиться по сумме набранных баллов по каждому критерию.

Обязательным условием является определение порядка и срока объявления результатов конкурса. Устанавливается точная дата объявления результатов конкурса или период, в течение которого результат объявляется после принятия решения о выборе победителя.

Результат сообщается либо устно всем участникам, либо через средства массовой информации одновременно с извещением каждого победителя, либо письменно. Иногда специально оговаривается объявление результата в торжественной обстановке.

5. Отдельную группу представляют собой нормы, регулирующие заключение договоров на торгах, одной из форм которых являются конкурсы (ст. 447 ГК). Цель этих конкурсов — отчуждение определенного имущества тому, кто предложил за него наилучшие условия. В результате таких конкурсов для организаторов возникает обязанность заключить с победителем договор, который определяет их обязательства. Объектом же конкурса в смысле гл. 57 ГК РФ являются заранее объявленные обязательства организатора. Поэтому нормы комментируемой главы могут применяться к отношениям, возникающим при проведении торгов, только в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы указанными нормами и не противоречат им.

Слово «конкурс» означает состязательность, соревнование, конкуренцию. Данная категория используется в праве, когда необходимо получить оптимальный (лучший) из числа возможных результат, основанный на правовой модели состязательности, и имеет как межотраслевой, так и внутриотраслевой характер.

Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Гл.57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание Государственных премий.

Объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п.2 ст.154 ГК). Вместе с тем обязательство из публичного конкурса возникает, если за его объявлением последуют определенные юридические факты, в т.ч. действия лиц, желающих участвовать в конкурсе. Причем на момент объявления конкурса неизвестно, будет ли иметь место совокупность необходимых фактов. Условный характер присущ любому публичному конкурсу, выражает саму суть данной сделки, и не зависит от воли лица, объявляющего конкурс. Без указанного условия конкурс не может быть объявлен. Эта особенность публичного конкурса не позволяет отнести его к категории сделок, совершенных под отменительным условием, о которых говорится в п.1 ст.157 ГК.

В отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой в гл.56 ГК за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлены единственным участником.

Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно, полезных целей. Публичное же обещание награды может преследовать сугубо частные непротивоправные цели. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию закона, сформулированному в п.2 ст.1057, что влечет недействительность сделки (ст.168 ГК).

Согласно п.1 коммент. статьи объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права, как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например, фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (ч.2 п.1 ст.49 ГК).

Многие публичные конкурсы проводятся на основании решений органов исполнительной власти и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Организация и проведение конкурсов в соответствующих сферах входят в компетенцию Министерства культуры РФ (подп.5 п.7 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679-СЗ РФ, 1997, N 24, ст.2762), Министерства общего и профессионального образования РФ (подп.26 п.5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 - СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1796). В некоторых случаях государственный орган утверждает Положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно (см., например, Положение о Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России", утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 922 - СЗ РФ, 1997, N 30, ст.3660; Временное положение об организации конкурсов грантов в системе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, утв. приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30 апреля 1993 г. N 5 - Бюллетень Госкомвуза РФ, 1993, N 7, с.7).

По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под средствами массовой информации в ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст.300) понимаются периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кино хроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год, иная форма периодического распространения массовой информации. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что сделка не совершена.

Круг лиц, которому адресовано приглашение участвовать в открытом конкурсе, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, оперных певцов, театров и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.) ставят рамки участия в нем. Но при этом приглашение не персональное, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого конкурса может быть ограничен предварительной квалификацией лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатам предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Разъяснение Пленума ВАС РФ (п.13 постановления от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" - Вестник ВАС РФ, 1994, N 2, с.54) о том, что незаконный отказ в участии в конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе, относится к торгам, но имеет значение и для публичного конкурса. Основанием отмены в судебном порядке результатов открытого публичного конкурса может служить также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу, лиц (персональные предложения) по усмотрению лица, объявляющего конкурс. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

В п.4 ст.1057 установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, победитель определяется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в комиссию участников конкурса, тем не менее он соблюдается, что диктуется этическими нормами.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст.317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или принятия решения о выплате награды, или на другой момент, указанный в объявлении о конкурсе.

Награда в иной (не денежной) форме должна относиться к числу оборота способных объектов гражданских прав (ст.128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы, то гражданско-правовое обязательство не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п.4 коммент. статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

В п.5 ст.1057 разрешен вопрос о соотношении правил гл.57 и ст.447-449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса. Извещение о проведении торгов на конкурсной основе, как и объявление публичного конкурса, является односторонней сделкой, возникновение прав и обязанностей, по которой зависит от наступления условия - участия в торгах в форме конкурса не менее двух лиц и выборе лучшего из них (предложившего лучшие условия) в соответствии с заранее объявленными условиями организатора торгов (ст.447 ГК.). Однако обязанность организатора торгов, которую он должен исполнить в пользу лица, выигравшего торги, отличается от предусмотренной в п.1 ст.1057 ГК обязанности лица, объявившего публичный конкурс.

Организатор торгов, действующий от своего имени или от имени собственника вещи (обладателя имущественного права), обязан подписать с лицом, выигравшим торги, имеющий силу договора протокол о результатах торгов или оформить с ним протокол о заключении основного договора в будущем - в предусмотренный срок после подписания протокола. Во втором случае в пп.2, 5 ст.448 ГК право лица, выигравшего торги, на заключение договора названо предметом торгов. Какой именно обязанностью связал себя организатор торгов и какой конкретно договор должен быть заключен с выигравшим торги, устанавливается в извещении о торгах.

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано выплатить победителю конкурса денежное вознаграждение или выдать ему иную награду.

Обязанность заключить с победителем публичного конкурса договор возникает только в том случае, если она предусмотрена в качестве условия в объявлении о конкурсе, тогда как торги, будучи одним из способов заключения договоров, без соответствующей обязанности утрачивают свой смысл, они беспредметны.

При сопоставлении публичного конкурса и торгов в форме конкурса усматривается также различие в их целевой направленности. Заключение гражданско-правового договора, как правило, отвечает общественным интересам или, по крайней мере, не должно им противоречить (ст.10 ГК). Вместе с тем при заключении договора на торгах конкурсная форма непосредственно служит выбору наиболее подходящего контрагента, т.е. направлена на удовлетворение интересов собственника вещи или обладателя имущественного права и совсем не обязательно - на достижение общественно полезных целей. Публичный же конкурс должен быть прямо направлен на достижение указанных целей, что подчеркивалось выше (п.2 коммент. статьи).

Правила, регулирующие торги в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги в форме конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия (ст.447 ГК). В ст.448 по-другому, чем в ст.1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в пп.2, 3 ст.448 допускается действие и. иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

Кроме того, в ст.448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл.57: в ст.448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание победителем и организатором торгов протокола о их результатах, а в ст.449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

Коллизия норм ст.447-449 и правил гл.57 происходит тогда, когда лицо, объявившее публичный конкурс, обязано заключить с победителем конкурса договор. В случае коллизии правила ст.447-449 имеют приоритет.

Представляется, однако, что правило п.4 ст.448 о зачете задатка, внесенного участником, выигравшим торги, в счет исполнения обязательства по заключенному договору применимо, если обязательство предусматривает совершение платежа, например, по договору купли-продажи (п.1 ст.454 ГК), аренды (ст.606 ГК), но неприменимо в иных случаях.

С другой стороны, положение п.5 ст.447 о признании несостоявшимися торгов в форме конкурса, в котором участвовало одно лицо, применимо к любому конкурсу независимо от его предмета.

Проведение торгов в форме конкурса предусмотрено рядом нормативных правовых актов: Законом о приватизации. Законом о банкротстве, Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 (СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1756), и др. Их перечень приведен в комментарии к ст.447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М., 1997, с.718-724).