Бакалавр химии кем может работать. Профессии, связанные с химией

Подготовка специалистов ведется на кафедре теоретической и прикладной химии . Заведующий кафедрой - доктор химических наук, профессор, академик МАНЭБ и РАИН, заслуженный деятель науки РФ Боголицын К.Г.

Важным фактором экономического развития Архангельской области являются ее природные ресурсы. Традиционно основу экономики региона составляют предприятия химико-лесного комплекса. Кроме того, по перспективам развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса область занимает одно из лидирующих мест на Европейском Севере. Наиболее предпоч¬тительна не только добыча, но и глубокая переработка сырья. Необходимое условие успешной работы таких предприятий – химико-аналитический контроль производственного процесса. Поэтому потребность региона в специалистах в области химии природных соединений постоянно возрастает.
Решение многих экономически и общественно значимых вопросов возможно только с учетом результатов химического анализа. Неотъемлемая часть системы государственного управления природопользованием – организации, контролирующие состояние окружающей среды. Возросшие требования к вопросам охраны окружающей среды на предприятиях привели к необходимости соз¬дания производственного экологического контроля. Поэтому многочисленные лаборатории предприятий, аналитические центры и целый ряд организаций, осуществляющих мониторинг окружающей среды, остро нуждаются в квалифицированных химиках-аналитиках.
Для удовлетворения потребности региона в специалистах с фундаментальным высшим профессиональным образованием в области химии в АГТУ с 2007 года был начат прием на специальность «» со специализациями «Аналитическая химия » и «Химия природных соединений ». Срок обучения – 5 лет, квалификация – специалист (химик).
Опыт подготовки в АГТУ специалистов-химиков берет отсчет с 1990 года, когда на кафедре физической и коллоидной химии стала проводиться целевая интенсивная под¬готовка (ЦИПС) инженеров-исследователей в области физической химии процессов хими¬ческой переработки древесины и промышленной экологии. С 1993 по 2007 г. по специализации «Физико-химия растительных полимеров» специальности «Технология химической переработки древесины» выпущено 96 специалистов. Из них к настоящему времени 20 % защитили диссертации или обучаются в аспирантуре.
Выпускники по специальности «Химия» могут работать :
- в научно-исследовательских институтах и организациях (в Архангельской области 23 организации занимаются научными исследованиями и разработками);
- в организациях, занимающихся вопросами экологии и контролем состояния окружающей среды;
- на крупных промышленных предприятиях, в том числе в целлюлозно-бумажной и нефтегазовой отрасли;
- в аналитических центрах и лабораториях;
- в правоохранительных органах (криминалистические лаборатории).
Важное преимущество наших студентов-химиков – возможность практически познакомиться с целым рядом современных методов химического анализа, так как приборное оснащение лабораторий кафедры – одно из лучших на Северо-западе России. Все студенты занимаются научно-исследовательской работой, участвуют в научных конференциях.
В 2001 году заключен договор о сотрудничестве с кафедрой аналитической химии МГУ им. М.В.Ломоносова и образована Межуниверситетская кафедра МГУ-АГТУ-ПГУ. В рамках деятельности межуниверситетской кафедры в АГТУ читаются лекции профессорами МГУ, проводится совместная научно-исследовательская работа, научные стажировки преподавателей, аспирантов и студентов.
Для студентов старших курсов возможны стажировки и прохождение практики в университетах и институтах Европы, таких как Ягеллонский университет (г. Краков, Польша), Университет прикладных исследований (г. Эмден, Германия), Университет г.Оулу, (Финляндия), Политехнический институт (г. Нарвик, Норвегия). Начиная с 2001 г. ежегодно направляются студенты IV–V курсов на годичное обучение в Технический университет г. Лулео (Швеция).

Профессиограмма

Сведения о профессии

Слово «Химия» впервые встречается в 336 году в книге римского астронома Юлия Матерна Фирмика. Наиболее вероятной версией происхождения этого слова является та, которая связывает слово «химия» с древним названием Египта – Kham. Египетские жрецы умели выплавлять и проверять на чистоту такие металлы, как золото, серебро, свинец, готовить из них сплавы, знали рецепты приготовления лекарств, красителей, косметических препаратов.
За 3 тысячи лет до н.э. люди научились выплавлять из руд медь и делать ее сплав с оловом – бронзу, и это ознаменовало переход человека из каменного в бронзовый век. Около 1500 лет до н.э. человечество открыло секрет выплавки железа и перешло в железный век. Постепенно люди научились обжигать керамику, окрашивать ткани, дубить кожи, варить пиво и сбраживать виноградный сок. В последующее время, вплоть до XVII века химия развивалась как тайная наука, главной целью которой стало превращение неблагородных металлов в золото с помощью магического философского камня.
Основоположником химии как науки можно считать английского химика Роберта Бойля. Его именем назван газовый закон – закон Бойля-Мариотта. Великий русский ученый М.В. Ломоносов стоял у истоков корпускулярной (атомистической) химии.
В начале XIX века химия стала самостоятельной наукой. Тогда же химия разделилась на неорганическую и органическую. Как самостоятельная дисциплина сложилась аналитическая химия.
За этой наукой, без преувеличения, будущие открытия и достижения человечества.

Доминирующие виды деятельности:

Химический анализ и исследование состава вещества, продукта, полупродукта (промежуточного соединения), сырья реакционной смеси;
- изучение свойств различных веществ;
- исследование закономерностей протекания химических процессов,
- создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий
- прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве;
- химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением);
- получение, производство различных веществ в промышленных масштабах;
- разработка способов и подбор условий синтеза (температуры, давления, последовательности, количественного соотношения компонентов);
- химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств;
- создание технологических проектов (описание характеристик исходных веществ, типа, числа, габаритов, мощности и последовательности включения аппаратов технологической цепочки; определение материальных и энергетических расходов; контроль за количеством и качеством отходов, способом их хранения и утилизации);
- наблюдение, управление химическим процессом (теплообмен и теплопроводность, диспергирование (измельчение), сепарация (разделение) – фильтрование, дистилляция и т.п.);
- решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

Технические способности;
- математические способности;
- высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности);
- способность воспринимать большое количество информации;
- умение анализировать и систематизировать большое количество информации;
- способность заниматься длительное время кропотливой работой;
- высокая помехоустойчивость;
- умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков;
- хорошая память на символы и знаки;
- способность принимать и внедрять новое на практике;
- тонкая ручная моторика;
- хорошее обоняние.

Личностные качества, интересы и склонности:

Организованность
- четкость, собранность;
- аккуратность;
- упорство;
- самоконтроль;
- терпеливость;
- любознательность;
- усидчивость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Отсутствие аналитических способностей;
- отсутствие технических способностей;
- неаккуратность;
- неряшливость;
- рассеянность, невнимательность;
- неорганизованность;
- безынициативность;
- безответственность;
- отсутствие склонности к исследовательской деятельности;
- низкое развитие моторных навыков;
- дальтонизм.

Области применения профессиональных знаний:

Отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
- химические предприятия и комбинаты;
- образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);
- предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
- горно-обогатительные комбинаты;
- медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);
- центральные заводские лаборатории и контрольные станции;
- предприятия пищевой промышленности.

Классификационная карточка профессии

Наименование профессии - инженер-химик
Доминирующий способ мышления - Адаптация – координация : Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
Область базовых знаний №1 и их уровень - Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень - Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область -
Межличностное взаимодействие - частое по типу «рядом» : Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том, что работает не в одиночку.
Доминирующий интерес исследовательский (интеллектуальный) тип : сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии.
Дополнительный интерес реалистический (практический) тип : любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами и их практическим использованием. Хорошо развито практическое мышление.
Условия работы - в помещении, мобильный

Какие профессии существуют в сфере химических технологий? Об этом и не только будет рассказано в данной статье.

Специальность "химическая технология" - что это такое?

Химия объединяет большое количество самых различных специалистов. Это ученые, технологи, преподаватели, лаборанты и многие другие профессионалы. Без химии просто невозможно представить ни одного современного технологического устройства. Практически все окружающее нас оборудование так или иначе связано с этой наукой. Многие люди, в особенности школьники, абитуриенты или студенты, задаются вопросом о том, куда можно устроиться трудиться, кем работать. Химическая технология предполагает множество самых разных вариантов. Сюда относится, например, пищевая выпускающие разного рода продукцию заводы и многие другие предприятия.

На самом деле человек, выбравший своим направлением химию, совершенно точно найдет, куда устроиться работать. Та же специальность "химическая технология" включает в себя много направлений и подвидов. Об основных профессиях в этой сфере будет рассказано далее. Итак, информация для тех, кто выбрал направление "химическая технология".

Кем работать?

Зарплата и общее количество обязанностей - вот два основных критерия, интересующие абитуриентов больше всего. Что можно рассказать о представленной профессиональной сфере? Какие здесь существуют виды работ?

Специальность включает в себя два основных направления: практическое и теоретическое. Что можно рассказать о первом? Сюда относятся, как правило, работники производственных предприятий. Это аналитики (речь идет о специалистах по контролю над качеством производимой продукции) и прочие лица.

В обязанности этих профессионалов входит исследование состава сырья, выявление брака, работа с разного рода синтетическими волокнами, удобрениями и т.д. Химики-технологи могут работать на металлургических комбинатах, в нефтяной или газовой сфере, в медицинских организациях и т.д.

А чем занимаются теоретики? Они развивают науку и двигают технологии вперед. Место работы теоретиков - лаборатория, университет (факультет химической технологии) и прочие научно-исследовательские учреждения.

К вопросу о зарплате нельзя подойти с однозначных позиций. Естественно, зависит многое от того, где именно работает специалист, в каком регионе и т.д. Однако совершенно точно нельзя сказать, что специалисты в сфере химии получают мало. Вот некоторые данные о средних доходах химиков-технологов в России:

  • 41% вакансий с рабочими местами на производстве с зарплатой от 35 до 45 тыс. рублей;
  • 31% вакансий с рабочими местами (в практической сфере) с зарплатами от 45 до 80 тыс. рублей;
  • вакансии в научно-исследовательских центрах с зарплатами от 40 до 50 тыс. рублей.

При этом самыми высокооплачиваемыми считаются рабочие места в Москве и Санкт-Петербурге.

Необходимые для работы качества

Это особенная, сложная и непростая сфера. Именно поэтому нельзя не упомянуть о качествах и чертах характера, которыми должен обладать соответствующий специалист.

Стоит также отметить, что вопрос о том, какой тип личности должен иметь профессионал, несомненно, важнее, чем вопрос, где и кем работать. Химическая технология - специальность, предполагающая следующие качества работника:

  • Увлеченность. Нет ничего хуже, если работник не увлечен своей работой и трудится только за деньги. Химик-технолог, а тем более научный сотрудник, должен любить и уважать ту среду, в которой он работает.
  • Аналитический способность систематизировать и анализировать знания.
  • Высокая работоспособность. Стоит отметить, что осуществляемые работы в рассматриваемой сфере очень кропотливы и сложны (причем независимо от того, кем работать). Химическая технология - специальность не для всех. Сюда могут идти только очень трудолюбивые, спокойные и стрессоустойчивые личности.

Стоит также сказать, что работнику понадобятся хорошая память, развитая ручная моторика, отличное зрение, обоняние и многое другое.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, отменные качества личности для работы важны. А что можно сказать о знаниях и навыках, необходимых для качественного осуществления работы?

Сюда можно отнести:

  • Общие знания всего основного курса химии (однако, если специалист трудится в узкоспециализированной среде, то нужны будут и знания по некоторым другим дисциплинам и наукам).
  • Умение грамотно, качественно и безопасно проводить опыты и исследования.
  • Способность постоянно пополнять свои знания и подтверждать их на специальных курсах повышения квалификации.

Безусловно, выше были названы лишь самые основные и обобщенные моменты. Если необходимо узнать что-то более подробно о какой-либо узкой сфере, придется обратиться к специальным должностным инструкциям и прочим документам; они же и дадут ответ на вопрос, кем работать.

Химическая технология: обучение

Вузы предоставляют самые разные варианты образования по специальностям. Так, помимо простого направления "химия", существуют еще и такие виды, как "химическая технология и биотехнология", "химическая защита", "аналитический контроль над качеством химических соединений" и многое другое.

Какие именно учебные учреждения предоставляют возможность получить образование по рассматриваемым специальностям? Можно выделить такие вузы России:

  • МГУ им. Ломоносова;
  • Российский химико-технологический факультет;
  • нефти и газа и многие другие учебные заведения.

Таким образом, выше было рассказано обо всех самых основных моментах относительно специальности "химическая технология". Кем работать, зарплата и доходы работников, обучение - все подобные тезисы были раскрыты выше.

О специальности:

Описание специальности химия, в каких ВУЗах преподают химию, поступление, экзамены, какие предметы изучают на специальности.

Химия одна из тяжелейших классических дисциплин. Химик должен иметь познания в физике, информатике. Химия очень тесно связана с физикой, поэтому в учебном плане очень много физических дисциплин: физическая химия, коллоидная, молекулярная и атомная физика, термодинамика и многие другие. Будущему Химику предстоит изучить общую, органическую, физическую и аналитическую химию. Химик должен иметь познания в основах биологических процессах. Практику предстоит проходить либо на предприятиях, либо в лабораториях.

Трудоустройство по специальности химия

Химик, как сотрудник учёной группы, занимается изучением химических процессов и синтезом новых соединений. Химик может заниматься и практической работой на производстве. Перед специалистом-химику раскрыты двери медицинского, полимерного, косметического, нефтегазового и оборонного производства. Кроме разработки новых веществ и их синтезом, химик является так же технологом и обязан следить за качеством производства.

Карьера по специальности химия

Химик может заниматься исследованиями в научных центрах или частных лабораториях, проектных организациях или работать на промышленном предприятии. Сейчас бурно развивается нанохимия, но для работы в данной сфере необходим большой опыт. Также престижной отраслью является фармацевтика и нефтегазовое дело. По начало химику придется довольствоваться небольшой зарплатой, но получив достаточный опыт или совершив какой либо промышленно важное открытие, химик может получать очень большую зарплату или открыть собственное производство.

1) Что подразумевает под собой подготовка по специальности химии в вузе?

Специальность «химия» (020100.65, код подготовки 04.03.01) научит вас таким углублённым знаниям:

  • создание новых материалов, которые уже обладают заданным хим. составом;
  • контроль хим. процессов в масштабах единичного и массового производства;
  • производить синтез новейших продуктов. Испытывать их и анализировать результаты;
  • делать хим. экспертизу на качество сырья;
  • изучать хим. состав разнообразных веществ на малых и крупных нефтяных, машиностроительных, металлургических предприятиях (сталь, медь, нефть и т.д.);
  • проводить исследования в сфере фармацевтики (БАДы и лекарства);
  • пользоваться инновационным оборудованием в сфере химико-физических исследованиях.

Форма обучения существует как очная (от 4 лет), так и заочная (от 5 лет).

2) Какие существуют требования при поступлении?

Для того чтобы быть зачисленным в вуз, вам потребуется успешно сдать ЕГЭ по таким предметам:

  • русский язык;
  • математика либо физика;
  • химия (профильный предмет).

Проходной балл на бюджетное обучение должен составить не менее 364.

Специальность химия и её профили

Данная специальность имеет большое разнообразие факультетов. В зависимости от их выбора и зависят ваши узкие профильные знания. Ниже их рассмотрим.

Специальность фундаментальная прикладная химия

Специальность 04.05.01 фундаментальная прикладная химия даст вам знания в области хим. процессов, которые происходят в природе, проводить их анализ, создавать и внедрять новейшие выгодные материалы и технологии, решать задачи прикладного характера в области химии и их технологий.

По завершению обучения химия специальность 19.02.07 вы получите образование в сфере технологии молока и молочных продуктов. Вы приобретаете знания технологических процессов молока и их продуктов, требований к качеству производимого сырья.

Медицинская химия специальность

Специальность медицинская химия, предметом которой является нахождение биологически активных веществ, объяснение механизма их действия на молекулярном уровне, исходя из этого – создание новых лекарственных препаратов.

Специальность неорганическая химия

Факультет неорганической химии охватывает собой область исследования хим. связей и структуру неорганических соединений, способность реакций неорганических соединений в разных агрегатных состояниях и условиях.

Специальность органическая химия

Факультет органической химии подразумевает под собой изучение предмета органической химии, виды реагентов, реакций, углеводородов, оптической изомерии органических соединений, галогенопроизводных углеводородов.

Специальность аналитическая химия

На кафедре аналитической химии обычно развивают несколько главных направлений научной работы.

Первая – это разработка новых и улучшение уже имеющихся физико-химических методов анализа, вторая - это моделирование физ. и хим. процессов на грани раздела сред, проведение аналитики, химических исследований, производства новых материалов.

Фармацевтическая химия специальность

Специальность фармацевтическая химия изучает лекарственные средства, так же основу ее методологии составляет комплекс физико-химических, биохимических, биофармацевтических методов.

Специальнсть физическая химия

Специальность физическая химия даёт вам область исследования в экспериментальном определении и расчёте параметров молекул веществ, химическую термодинамику и кинетику.

Если вы хотите получить специальность учитель химии, то придётся получать знания только на очной форме обучения. Закончив обучение, вы становитесь учителем химии и биологии.

Работа по специальности химия

Если Вы получили специальность химия, задаетесь вопросом: где работать?

Получив образование в области знаний химии, исходя из профильного образования, вы сможете работать в научных институтах и компаниях, малых и крупных промышленных предприятиях, лабораториях, больницах, аналитических центрах, учебных заведениях, правоохранительных органах.

Специальность - химия, кем работать?

Ниже приведён список самых популярных профессий, на которые идут работать выпускники специальности химия:

  • лаборанты;
  • специалисты экспертно-криминалистической и санитарно-эпидемиологической лаборатории;
  • фармацевты;
  • учителя общеобразовательных учреждений;
  • фармацевты;
  • косметологи;
  • биохимики;
  • агрохимики.

Возможно Вас заинтересуют.

Самый простой вариант трудоустройства для человека с химической специальностью – преподавание и научная деятельность. Простой он потому, что чаще всего не требует дополнительных навыков, переобучения и смены рода деятельности. Специалист продолжает заниматься исследованиями, разработкой новых материалов и технологий, развивает науку, либо передаёт полученные знания следующему поколению студентов. Правда, для преподавательской деятельности может потребоваться педагогическое образование или хотя бы курсы. Решение о найме руководство учебного заведения принимает на основе внутренних правил и устава.

После окончания Казанского государственного университета я поступил в аспирантуру Института органической и физической химии имени А. Е. Арбузова, защитился в 2015 году. Наша кандидатская степень аналогична западной постдокторантуре, с ней уже можно уехать работать за границу. Можно строить карьеру по старинке, например, расти от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. Развиваться по новому – это выигрывать гранты, в том числе международные, патентовать технологии, создать собственное производство. Повышать квалификацию лучше в зарубежных вузах: поступить в аспирантуру или ещё во время учёбы использовать немецкую службу академических обменов DAAD, собирать полезные контакты. Потом те, у кого есть интерес и перспективы, открывают свою лабораторию или бизнес, уходят менеджерами в другие компании.

Лаборатория

Недалека от академической химия и работа в лаборатории. Дополнительного обучения и новых навыков тут тоже не потребуется: лаборант химического анализа в основном исследует состав и химические свойства различных веществ. Он может быть занят в сфере экологии или контроля качества, фармацевтике или даже криминалистике.

Профессия фармацевта формально требует получения диплома о соответствующем образовании, но значительную часть времени он занимается именно химическими исследованиями, ставит опыты и оценивает результаты влияния произведённых веществ на организм. А при работе в экспертно-криминалистической или судебно-химической лаборатории химику предстоит заниматься таким же анализом веществ, просто с другой целью – результаты его работы используют иначе.

Промышленное производство

Какой бы профиль ни был у промышленного предприятия, почти на каждом необходим отдел контроля качества, где оценивают химический состав выпускаемой продукции и её соответствие требованиям и нормам. Чтобы не открывать собственную лабораторию, эту часть производства нередко отдают на аутсорс. Но есть направления, где без профильных специалистов просто не обойтись: это химическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная, стекольная промышленность, производство пластмасс и синтетических тканей, нефтегазопереработка и многие другие. следят за соблюдением технологических процессов, контролируют качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Промышленная сфера идеальна для начинающих химиков, которым необходим опыт. На многих предприятиях есть крупные лаборатории, развита система наставничества. Первые доступные должности – лаборант, оператор и аппаратчик. При желании дослужиться можно и до руководящих позиций инженера-технолога и заведующего лабораторией.

Другой неоспоримый плюс в том, что только на производстве можно найти вакансии для специалистов со средним профессиональным образованием.

Дмитрий Горбачёв

Предприниматель

Я попал на малое керамическое предприятие без профильного химического образования, лишь сейчас учусь в аспирантуре Томского политехнического университета. Работал руководителем, но кризис 2008 года заставили глубоко вникать в технологию, читать книги, журналы, посещать конференции – получать прикладные знания по химии. О карьере можно говорить, когда есть избыток возможностей в работе. Например, можно самостоятельно изучать новые техпроцессы, внедрять их на предприятии и после 3-5 таких циклов перейти на новый виток карьеры или поменять статус в компании. Продолжая научно-исследовательскую деятельность, сотрудник может посещать конференции, семинары, публиковаться и писать диссертацию за пределами предприятия. Это будет качественный скачок, возможно, даже с переходом в другую компанию. Но ничто не мешает совмещать одно с другим: основную работу технологом в большой компании с консалтингом и работой по совместительству в малой компании. Главное, чтобы они не пересекались на рынках сбыта. Такой вариант даёт деньги и опыт.

Аграрная сфера

Если бездушным пластмассам вы предпочитаете ботанику, то стоит поискать должность агрохимика. Это всё, что связано с плодородием почв и мелиорацией, удобрениями и повышением урожайности растений. В ходе лабораторных исследований определяется содержание микроэлементов, белков, жиров, углеводов, витаминов и аминокислот, минеральный состав почвы, наличие органики, солей и микроорганизмов, и, соответственно, необходимый состав удобрений.

На основе методик химического анализа почвы и растений, методов лабораторного и полевого опыта, меченых атомов, спектроскопии и хроматографии агрохимики ищут идеальный состав удобрений, которые бы благотворно сказывались на росте и развитии полезных культур, способствовали восстановлению плодородного слоя почвы и при этом благоприятно отражались на экологии.

Эта ниша необычайно востребована, и высококвалифицированный специалист легко найдёт работу, ведь экспорт удобрений в России занимает третье место по объёму после топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а доля страны на мировом рынке минеральных удобрений достигает 8,4 %. Правда, крупные компании-производители удобрений есть не в каждом регионе, поэтому может потребоваться переезд.

Производство продуктов питания

Казалось бы, как химик может стать поваром или ? Но профильное химическое образование уже не редкость в требованиях к таким вакансиям. Технологи пищевого и бродильного производств даже при поступлении в вуз сдают профильный экзамен по химии, а в их учебной программе присутствует общая, органическая, неорганическая, биологическая, физическая, пищевая, аналитическая и коллоидная химия.

Даже если процесс приготовления пищи вам совсем не близок, можно устроиться на крупные пищевые производства, где химики исследуют качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Но даже здесь своя специфика – потребуется изучить ГОСТы, нормативы и правила выпуска продуктов питания. Бумажной работы будет много: химик экономически обосновывает изменение технологического процесса, составляет регламенты и нормативно-техническую документацию.

Огромной популярностью в последнее время пользуется , ведь собственные небольшие пивоварни есть почти при каждом крупном ресторане. Химику для такой работы потребуется пройти курсы, где расскажут о практической части: приёмке солода, его переработке и дроблении, производстве охмелённого сусла в варочном цеху, контроле процессов брожения и фильтрации пива.

А если у химика есть поварской талант, то он может освоить редкую и интересную профессию повара молекулярной кухни. В основе молекулярной кухни лежит изучение физико-химических процессов, происходящих с продуктами при готовке. Порой процесс приготовления таких блюд кажется неправильным с точки зрения классической кулинарии. Например, недостаток времени тепловой обработки компенсируется более высокой температурой. И тут нельзя однозначно сказать, кто быстрее и проще освоит эту профессию: инженер-химик научится кашеварить или повар освоит химические законы.

Парфюмерия

Многим кажется, что парфюмер – это человек с идеальным нюхом, способный определить любые ноты аромата и на интуитивном уровне чувствующий, как их смешивать, чтобы добиться особенного результата. Но по факту любой профессиональный парфюмер по образованию всё-таки химик. У запаха есть формула, и мастер своего дела должен её знать и уметь точно воспроизводить – только так можно добиться стабильности аромата на протяжении всего срока годности.

Опытные парфюмеры считают, что химик легко освоит эту новую для себя профессию при наличии природных данных и предрасположенностей. Карьера парфюмеров начинается на химических факультетах. Затем они устраиваются помощниками к именитым мастерам, поступают в одну из парфюмерных школ в России и за её пределами, а также в прославленные вузы, лучшие из которых, например, институт ISIPCA (Institut Supérieur International du Parfum de la Cosmétique et de l’Aromatique), базируются в Европе.

Единственное, что может всерьёз помешать химику освоить ароматную профессию – это частые простуды и головные боли.

«Умные» продажи

Кто ещё может легко продавать реагенты, колбы и пробирки, оборудование и приборы, как не вчерашний химик с базой контактов коллег – потенциальных потребителей. В качестве технически сложного товара всё чаще приглашают профильных специалистов, которые понимают принципы его использования и могут оценить все преимущества.

Справиться с этим может не каждый, ведь талант продажника никто не отменял. Но порой проще научить химика продавать, чем продавца – пользоваться специфическим оборудованием. Поэтому химик может поискать себя в продажах агропромышленных товаров и удобрений, стекла, керамики и продуктов нефтепереработки, фармацевтических препаратов и многого другого.

Научное шоу

Чаще всего химики ищут карьерные перспективы в слишком серьёзных областях. Но при наличии харизмы и творческого начала из скучных формул может получиться настоящее шоу!

Создатель такого проекта Виктор Соколов – по образованию учитель русского языка и литературы, но его привлёк формат яркого химического научного шоу, когда что-то взрывается, бурлит, шипит и дымит. Знаний в области химии и физики у него не было, поэтому к сотрудничеству он пригласил экспертов, которые и разрабатывают опыты для выступлений и телешоу.

Виктор Соколов, создатель шоу «Точка науки»

Химическое образование не очень популярно и не считается модным, зато необычайно востребовано на рынке труда. Производства расширяются и модернизируются, открываются новые направления, где химики раньше не требовались, например, молекулярная кухня или высокотехнологичные продажи. Поэтому, в зависимости от предпочтений соискателя и его желания развиваться и осваивать новые навыки, он может получить совершенно непредсказуемую профессию, зарплату, которая для него приемлема, и работу, которая доставляет удовольствие.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!