Андрей рублев святость. Краткое житие преподобного андрея рублева

; «Сказание о святых иконописцах» конца XVI - начала XVII вв.; летописные упоминания; запись о могиле святого Андрея начала XIX в.; упоминания в месяцесловах.

Сведения о святом Андрее в перечисленных источниках представляют собой в основном краткие вставки общего характера или отдельные упоминания. Самостоятельного жития святого нет, хотя признание его святости по этим источникам представляется вполне очевидным.

Важным дополнением к немногочисленным сведениям о святом Андрее являются его произведения - иконы и росписи. Согласно известному постановлению Седьмого Вселенского Собора, Православная Церковь почитает образ «наряду с крестом и Евангелием». Поэтому создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Подвиг благочестия может перерастать в святость. Отсюда особый чин в православной иерархии святости - чин святых иконописцев, во главе со святым апостолом и евангелистом Лукою, написавшим, по преданию, образ Божией Матери. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий. Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублев.


Андрей Рублев и Даниил Черный. Современная икона работы В. Сидельникова.

Его основные произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.); росписи и иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.); икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире ; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. ХIV - нач. ХV вв.); Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (начало ХV в.); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-е гг. XV в.); икона Святой Троицы из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20-х гг. XV в.). Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках.

Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Нет никакого сомнения, что святым Андреем создано намного больше святых икон и росписей, чем выше перечислено, однако свидетельств о других его произведениях не сохранилось.

Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны.

О происхождении его ничего неизвестно. Некоторый свет на этот вопрос может пролить наличие у него прозвища (Рублев), которое сохранилось за ним в монашестве. По-видимому, Рублев - это родовое прозвище, то есть фамилия. Оно имеет характерное для русских фамилий окончание. В XIV-XV вв., то есть в эпоху преподобного Андрея, а также значительно позже, фамилии носили только представители высших слоев общества, что заставляет предполагать его происхождение из образованных кругов.

Кроме того, источники отмечают его необыкновенную мудрость, о чем свидетельствует и его творчество.

Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравни­тельно молодым человеком, когда имя его впервые упоминается в летописи, дата эта может быть отодвинута к 70-80-м гг. ХIV в.; в летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте, и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству.

В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в Византии и Болгарии. В самом деле, многие русские посещали Балканские страны, Афон, Константинополь, Святую землю и нередко оставались там на более или менее продолжительное время. Так, Афанасий Высоцкий, ученик преподобного Сергия, и, несомненно, лично известный преподобному Андрею, провел в Константинополе почти целых 20 лет, трудясь вместе с группой других монахов над переводами и переписыванием творений отцов Церкви. В Константинополе имелись и иконы русских святых, в частности, была там икона святых Бориса и Глеба. Там также писали иконы специально по заказам Русской Церкви: так, уже упомянутый Афанасий Высоцкий в 1392 г. доставил на Русь знаменитый «Высоцкий чин» - ряд Деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Все специалисты согласны в том, что святой Андрей должен был знать эти иконы. Известно, что иконописцы иногда сопровождали послов, отправляемых в Царьград.

В наследии святого Андрея имеется изображение греческого морского судна (во фреске «Земля и море отдают мертвых». Владимирский Успенский собор. 1408 г.), мачты, реи, корпус корабля, флаг на корме - все написано с таким живым знанием конструкции корабля, какое трудно представить в сухопутной Руси. Можно предположить одно из двух: либо святой Андрей видел сам такие корабли, то есть был на море, либо перенял эти сведения от своего наставника - художника греческого происхождения. Согласно одной из гипотез, святой Андрей - ученик знаменитого Феофана Грека. Эта гипотеза основана на том, что в записи 1405 г. их имена упоминаются совместно, причем первым идет Феофан. То, что Феофан оказал определенное и, может быть, немалое воздействие на святого Андрея, можно считать несомненным, хотя бы в силу того, что они работали какое-то время вместе, и более молодой Андрей, конечно, внимательно наблюдал, как работает знаменитый грек. Однако никаких указаний на их более тесное сотрудничество нет. Наоборот, то, что в записи 1405 г. между ними упомянут еще один мастер - старец Прохор с Городца, не имеющий отношения к Феофану, скорее говорит об отсутствии тесных контактов между Феофаном и святым Андреем. Несомненно при этом, что святой Андрей был во всеоружии культуры своего времени. Подвижный образ жизни и сам характер Феофана также говорят скорее против возможности систематических занятий. Такое образование, дающее возможность проникновения в духовную глубь явлений, скорее всего можно было получить в соответствующей среде, в первую очередь в Византии. Таким образом, приведенная гипотеза о греческом образовании преподобного Андрея не лишена основания.

Церковь призвала всех к молитве, посту и покаянию. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану (Темир-Аксаку) во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Дойдя до Ельца, Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился. Вскоре после этого святой Андрей написал копию с образа Божией Матери Владимирской по благословению митрополита Киприана.

Место пострижения святого Андрея достоверно неизвестно. Но вся его жизнь связана с двумя монастырями - Троице-Сергиевым монастырем и Спасо-Андрониковым монастырем в Москве. Предание, восходящее к концу XVI в., видит в святом Андрее духовного сына преподобного Никона Радонежского. Однако современные исследования показы­вают, что постриг он принял скорее всего в Спасо-Андрониковом монастыре. Эти две версии не противоречат по существу друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой; очевидно, что святой Андрей был в послушании у преподобного Никона, когда трудился в Троицком монастыре, и воспоминания об этом естественно сохранились. Поскольку же инок Андрей постоянно выполнял заказы митрополита и великого князя, естественно ему было находиться, так сказать, «под рукой», то есть в одном из московских монастырей, а именно в Спасо-Андрониковом. Возможно, однако, что неизвестные нам более ранние отношения связывали святого Андрея с обителью препо­добного Сергия. По духу святой Андрей является несомненным учеником святого Сергия.

Но и пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде учеников преподобного Сергия, с которыми он тесно общался во время своих поездок, связанных с выполнением заказов. Кроме преподобного Никона, он, по-видимому, знал святого Савву Сторожевского , поскольку на рубеже XIV-XV вв. работал в Звенигороде и несколько позднее в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Он должен был знать и племянника преподобного Сергия святителя Феодора, архиепископа Ростовского, некоторое время игуменствовавшего в Симоновом монастыре, по соседству с Андрониковым монастырем. Другой игумен этого монастыря и собеседник преподобного Сергия святой Кирилл ушел в 1392 году на Белоозеро, но как личность и он, несомненно, был известен иноку Андрею. Наконец, непосредственным учеником преподобного Сергия был преподобный Андроник, основатель и первый игумен монастыря. Связи с Троице-Сергиевым монастырем были постоянны и разнообразны. Из Троицкого монастыря в Спасо-Андроников переходили некоторые монахи. Среди них был Ермола-Ефрем, давший средства на постройку каменного храма, и будущий игумен, с которым инок Андрей также находился в тесных взаимоотношениях. Святой Андрей знал, несомненно, и Епифания Премудрого, непосредственного Сергиева ученика, записавшего первоначальные сведения об Андрониковом монастыре и оставившего сведения о Феофане Греке. Об иноке Андрее Епифаний ничего не написал, что вполне естественно, поскольку повествовал о прошлом, хотя и недавнем, а не о современниках.

Живя в высокой духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что и позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.

Кроме Епифания Премудрого, инок Андрей хорошо знал и других высокообразованных людей своего времени, с которыми тесно общался. Среди них, в первую очередь, следует назвать святителя Киприана, митрополита Московского. Иноку Андрею был близок духовный мир святителя Киприана, который прошел школу афонского монашества. Общение с ним было достаточно тесным, поскольку в нем был заинтересован не только преподобный Андрей, но и святитель Киприан, привыкший к интеллектуальной атмосфере Византии и выделявший поэтому наиболее духовных и образованных русских в Москве. Через это общение духовная генеалогия преподобного Андрея восходит к обеим главам афонского исихазма, так как митрополит Киприан был учеником святого патриарха Филофея, ученика святителя Григория Паламы, и родственником (как предполагают) святителя Евфимия, патриарха Тырновского, ученика святителя Феодосия Тырновского, ученика святого Григория Синаита. Возношение «ума и мысли» к «невещественному и Божественному свету» от созерцания святых икон («возведение чувственного ока») - эта совершенно исихастская характеристика была неслучайно дана святым Иосифом Волоцким преподобному Андрею и его «сопостнику» Даниилу. Ей, вероятно, найдется не очень много аналогий в русской агиографии.

Несомненно, инок Андрей хорошо знал и святого митрополита Фотия, заменившего умершего митрополита Киприана в 1409 г. Это следует со всей очевидностью хотя бы из того, что Андрей и Даниил к приезду Фотия расписывали в 1408 г. кафедральный митрополичий собор во Владимире. Фотий также принадлежит к числу высокообразованных, духовных и деятельных иерархов, ему принадлежит ряд посланий, которые инок Андрей, несомненно, знал.

«Всех превосходящий в премудрости зельне», по выражению преподобного Иосифа, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения святого Дионисия Ареопагита, переведенные на славянский язык в XIV в. афонским монахом Исаией по поручению высшей церковной власти в связи с исихастскими спорами. Ему были близки и творения святого Григория Синаита, доступные русскому читателю. В круг чтения просвещенного человека и, несомненно, святого Андрея входили «Богословие» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая» и другие творения православных писателей и отцов Церкви.

В 1408 г., как сообщает летопись, преподобный Андрей и Даниил расписывают Успенский собор во Владимире. Под этим годом летописи указывают: «Того же лета мая 25-го начата бысть расписываться великая и соборная церковь Пречистая Володимирская повелением великого князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев».

В коротком летописном сообщении обращает внимание, что указана дата начала росписи. Это исключительный случай. Очевидно росписи придавалось огромное значение, что объясняется ожиданием приезда из Константинополя нового митрополита, которым, после смерти Киприана в 1406 г., стал Фотий (в 1409 г.).

Владимир продолжал считаться городом-резиденцией митрополита, а городской собор соответственно являлся кафедральным собором. Поэтому митрополичий собор должен был обладать росписями, достойными высокого посланца Константинопольской Церкви, и показать не меньшее достоинство Русской Церкви. Иконописцы таким образом осуществляли своего рода «представительскую миссию», причем задача их была очень трудной, если учесть исключительно высокие требования Греческой Церкви того времени к церковному искусству, требования, в первую очередь, духовного свидетельства истины в искусстве, а отсюда и его качества. К тому же, ожидаемый митрополит сам по себе был, без сомнения, хороший знаток и ценитель церковного искусства, что следует из его константинополь­ского воспитания.

Высокая миссия была доверена Даниилу Черному и преподобному Андрею, который упоминается вторым, как более младший. Иконописцы достойно выполнили возложенное на них послушание.

В 1408 г. инок Андрей впервые упоминается вместе со своим «сопостником Даниилом Черным», также ведшим высокую духовную жизнь. С этого года мы знаем о тесной духовной связи двух иконописцев-подвижников, продолжавшейся до самой их смерти, около 20-ти лет. Красноречивые, хотя и краткие свидетельства о духе Христовой любви, соединявшей их, показывает высочайший образец этой любви, подобной тому, что мы встречаем в сказаниях о древних подвижниках христианского Востока. Предание о тесных духовных узах святого Андрея и Даниила бережно сохранялось на протяжении XV века и было написано святым Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Приведем широко известный текст: «Поведаше же нам и се честный он царь Спиридон... чуднии они пресловущии иконописцы Даниил и ученик его Андрей... толику добродетель имуще, и толико потщение о постничестве и о иночском жительстве, оноже им Божественныя благодати сподобится и толико в Божественную любовь предуспети, яко никогдаже от земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных валов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник Светлого Воскресения, на седалищах седяща, и пред собою имуща всечестныя и Божественныя иконы, и на тех неуклонно зряща Божественныя радости и светлости исполняху(ся); и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради Владыка Христос тех прослави и в конечный час смертный: прежде убо преставися Андрей, потом же разболеся и спостник его Даниил, и в конечном издхновении сый, виде своего спостника Андрея в мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».

Приведенное краткое сказание святого Иосифа доносит до нас удивительно светлый образ двух подвижников-художников, истинных иноков и аскетов. Они «предуспели» в Божественной любви, которая открылась им и привлекла их к себе. Стяжанием великой божественной благодати преподобный Иосиф объясняет их полный уход от всякого земного попечения, «яко никогда же о земных упражнятися». Выше уже говорилось об их подлинно исихастском опыте. Святой Иосиф кратко излагал их опыт отношения к иконописи, который является подлинно духовным опытом, научающим нас правильному восприятию образа. Созерцание икон для них является праздником, исполняющим сердце «Божественной радостью и светлостью», поскольку возводит ум «от вещественных валов», то есть от материального, огрубленного, недвижимого подражания невещественному, источающему жизнь мира Первообразу. Отсюда и особое значение иконы как свидетельства об истине, отсюда и особо проникновенное отношение к каждому движению кисти.

«Сего ради», то есть ради столь высокого и столь духовного образа жизни «Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный». Уже после кончины святого Андрея его «сопостник» Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по смерти, умирая, получает откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «виде... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство». Это особенно важное свидетельство приводится также в несколько иной редакции, в «Житии святого Никона Радонежского», составленном Пахомием Логофетом: «Егда бо хотяше Даниил телесного союза отрешитися, абие видит возлюбленного ему Андреа, в радости призывающа его. Он же, яко виде его, желаше зело, радости исполнися; братиям престоящим поведа им сопостника своего пришествие и абие предаси дух...»

Таким образом, мы имеем два указания о смертной славе святого Андрея. Младший в земной жизни, он указывается старшим в духовном мире и как бы принимает душу праведного Даниила при ее разлучении с телом. Местом вечного упокоения обоих подвижников стал Спасо-Андроников монастырь.

На протяжении ХIV-ХVII вв. память обоих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI в. Стоглавый Собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троице как писал Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы». Таким образом, святой Андрей поставлен в один уровень с теми «пресловущими», хотя в подавляющем большинстве безвестными византийскими художниками, которые выработали православный канон иконописи. Можно также думать, что идеальный образ иконописца, начертанный в 43-й главе Стоглава и широко распространившийся через иконописные подлинники, в немалой степени вдохновлен преданием о святом Андрее, хорошо известном отцам Собора.

Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в Строгановском иконописном подлиннике (кон. ХVI в.). Этот подлинник был составлен, по- видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу...» Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах.

Место их погребения помнили до конца XVII в. Согласно более позднему источнику, «святые их мощи погребены и почивают в том Андрониеве монастыре под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею, яко ходити по ней людям всяким и нечистым, и тем самым пре­дадеся забвению (память) о тех их святых мощах».

Старая колокольня находилась, как предполагают, к северо-западу от западной стороны Спасского собора. Для уточнения ее местонахождения необходимы археологические изыскания.

На миниатюрах рукописей XVI в. святой Андрей изображается с нимбом (Остермановский летописец; Лицевое житие святого Сергия. Конец ХVI в. Из Большого собрания Троице-Сергиевой лавры).

Приводимые источники удостоверяют, что в XV-XVII вв. никто не сомневался в святости Андрея Рублева, как и в высокой праведности Даниила.

Имя: Андрей Рублев (Andrey Rublev)

Дата рождения: 1360 г.

Возраст: 68 лет

Деятельность: иконописец

Семейное положение: не был женат

Андрей Рублев: биография

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.


Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией . Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.

Детство и юность

Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.


Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».

Иконопись

Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.


Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.


Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.


В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника – князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева. К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».


В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.


Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».


Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.


Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.


Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.


Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.


Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ

Память преподобного Андрея Рублева совершается в Православной Церкви 17 июля по новому стилю.

Жизнь преподобного Андрея Рублева
О жизненном пути святого иконописца сохранилось очень мало сведений. Известно, что он родился около 1370 года в Московском княжестве в семье ремесленника, о чем говорит данное ему прозвище «Рублев», которое происходит от слова «рубель» - инструмент, использовавшийся кожевенниками. Предполагают, что преподобный Андрей обучался иконописи в Византии и Болгарии, что было обычным в то время, поскольку русская иконописная школа еще не сформировалась и некоторые монахи отправлялись в православные страны, чтобы обучаться этому искусству у православных мастеров. Косвенным свидетельством того, что Андрей Рублев совершал путешествие в дальние страны, является изображение греческого корабля, написанное им на фреске Владимирского Успенского собора. На этой росписи морское судно выполнено с точностью и большим количеством деталей, какие мог написать только человек, воочию видевший корабли. Однако есть другая гипотеза, по которой преподобный Андрей никогда не покидал пределов Руси, а сведения о дальних странах получил от своего учителя, святого Феофана Грека.
Известно также, что преподобный Андрей отличался большой образованностью, мудростью и духовностью, о чем красноречиво говорят его иконописные изображения. Святой Андрей Рублев был современником многих святых. Работая в различных монастырях, он имел возможность познакомиться с такими великими подвижниками как святые Савва Сторожевский, Епифаний Премудрый и святитель Киприан, митрополит Московский. Последний оказал особенно большое влияние на мировоззрение иконописца. Этот святой, подвизавшийся некоторое время на Афоне, был знаком со многими известными монахами-исихастами и принес на русскую землю их учение об умном делании и вознесении ума к Божественному свету, благодаря святым иконам. Преподобный Андрей Рублев глубоко проникся этим возвышенным учением, и оно оказало несомненное влияние на его творчество.
О времени принятия преподобным Андреем монашеского пострига ничего не известно, а первое упоминание о нем встречается лишь в летописях 1405 года, в которых говориться о его совместной работе со святым Феофаном Греком в Московском Кремле, где иконописцы делали росписи Благовещенского собора. Такая ответственная работа говорит о том, что к этому времени святой Андрей Рублев стал уже известным иконописцем, не уступавшим в мастерстве византийскому изографу святому Феофану Греку. Второе упоминание о преподобном Андрее Рублеве встречается в летописях 1408 году в связи с его работой в Успенском Владимирском соборе. К этому времени у него уже выработался собственный иконописный стиль и появились первые ученики. Святой Андрей Рублев также работал вместе с другим известным иконописцем, Даниилом Черным, делая росписи в Троице-Сергиевой лавре. Преподобный скончался в 1428 году от чумы и был похоронен в Андрониковом монастыре в Москве, где работал над своими последними фресками. Почитание святого иконописца началось вскоре после его смерти. В 1551 году Стоглавый Собор постановил писать изображение Святой Троицы как святой Андрей Рублев, возведя, таким образом, его творчество в иконописный канон.
В XVIII-XIX веках русская церковная живопись отошла от православных традиций, однако в начале XX века появился интерес к древней иконописи, и многие открыли для себя творчество Андрея Рублева, однако канонизация святого состоялась лишь в 1988 году.

Иконописное наследие святого Андрея Рублева
Преподобный Андрей Рублев часто работал как художник-монументалист, создавая фрески во многих крупных соборах и монастырях. К самым известным его работам относятся росписи Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и иконостас Успенского собора во Владимире, а также росписи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, которые не дошли до наших дней. Однако вершиной творчества преподобного Андрея являются отдельные иконы, в первую очередь образ Пресвятой Троицы, созданный изографом для Троицкого собора Троицкого монастыря. В основу иконы легла ветхозаветная история о явлении Аврааму трех Ангелов, которых он встретил под Мамврийским дубом. Этот эпизод издавна объяснялся как явление праотцу Аврааму Самого Бога в Трех Лицах, поэтому подобная иконография получила название «Троицы Ветхозаветной». В христианской иконописи это было единственное канонически допустимое изображение Пресвятой Троицы. Часто в изображении сюжета иконописцы писали множество бытовых деталей, указывающих на гостеприимство Авраама. В образе, написанном преподобным Андреем Рублевым, нет ничего лишнего, все внимание молящегося обращено на Святую Троицу. Композиция иконы имеет глубокую символику: в расположении фигур Ангелов угадывается круг, являющийся образом вечности, а центром иконы является сосуд, напоминающий о Евахристической Чаше.
Преподобный Андрей Рублев часто работал вместе с другими известными иконописцами, поэтому точное авторство той или иной росписи или иконы невозможно установить, так как не было традиции подписывать своим именем иконописное изображение. Однако авторство «Троицы» никогда не подвергалось сомнению. Эта икона, выражающая образно основные христианские вероучительные истины, своей высокой духовностью и возвышенностью свидетельствует о святости ее создателя.

Тропарь, глас 3:
Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.

Кондак, глас 8:
От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче наш Андрее, образ Пресвятыя Троицы нам даровавый, и тем лучами Триипостаснаго Божества всех нас просветивый.

Молитва:
О предивный иконописче преподобне отче Андрее! Услыши моления нас, грешных, с верою, надеждою и любовию взывающих тебе, и буди предстателем нашим пред Святою Троицею. Творивый благодатно в храмех Божиих, помози и нам созидати храмы во славу Божию. Постигнув тайны красоты истинныя, озари нас познанием красоты богослужения нетленныя. Исцеляяй души взиранием на иконы твоя, даруй нам и мощей твоих цельбу. Послуживый единению верных, исходатай и нам единым сердцем и едины устны восхвалити утишающаго розни мира сего в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Божественнаго света лучами облистаемый, / преподобне Андрее, / Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу, / и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси / Единство во Святей Троице, / мы же со удивлением и радостию вопием ти: / имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, // моли просветити души наша.

Тропарь, глас 3

Божественнаго света лучами облистаемый, / преподобне Андрее, / Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу, / и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси / Единство во Святей Троице, / мы же со удивлением и радостию вопием ти: / имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, // моли просветити души наша.

Сей нареченный святый Андрей прозванием Рублев просиял в земле Русской во дни славных благоверных великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. Родился же от благородных и благочестивых родителей. И от юности своей возненавидел мирскую суету всею душею своею и всем разумом своим, помыслы на Высшее устремив. Во время то цвела земля Русская святыми подвижниками, как райский сад благоуханный. И в Московской стране, и в Киевской, и в Новгородской, и в Ростовской, и во иных пределах русских многое множество подвижников - и святителей, и благоверных князей, и преподобных, и страстотерпцев, и блаженных, и праведных жен - подвизались за Имя Христово, ратоборствуя против духов злобы, и, как фимиамом, была овеяна земля наша молитвами их.

Паче же всех прославился преподобный и богоносный отец Сергий Радонежский. Повсюду прошла слава подвигов его и достигла царствующего града Константинополя, и святый патриарх Филофей послал святому отцу нашему Сергию крест и свое благословение. И благодатью Божиею умножались ученики и дети духовные великого Сергия: отовсюду стекались к нему в обитель, воздвигнутую им во Имя Живоначальныя Троицы искатели драгоценного бисера - спасения во Христе Иисусе, Господе нашем. И учил их святый Сергий истово подвизаться в любви и смирении, не искать славы и власти. И иные из учеников его прославились подвигами, многие свои обители создали, а еще некоторые достигли святительства. Ибо заповедал Господь наш, что кроткие наследят землю, и по сей заповеди многие из чад духовных святаго Сергия Церковь Божию в земле нашей приумножили и укрепили и прославили. Было же то время для русской земли весьма скорбное и разорение всеконечное от нечестивых и безбожных татар, беспрестанно воевавших Русскую землю и в полон русских людей уводивших. И не переставая молила Святая Церковь Всеблагого Господа об избавлении земли от пленения нечестивыми, князь же великий думал, как ему все страны русские воедино собрать и общей силой от лютых врагов избавиться. Помощью Божией в лето от Рождества Христова 1380 одолел великий князь Димитрий Иоаннович нечестивых татар в день Рождества Пресвятыя Богородицы в битве на поле Куликовом, что на Дону. В лето же 1382 пришел хан Тохтамыш и град Москву и иные грады и веси пожег и пограбил, и людей побил бесчисленное множество, а оставшихся в живых в полон увел, и был плач и оскудение, и теснота со всех сторон.

И было все это во дни юности преподобного Андрея, и увидел он, что не стоит слава мира сего, но рассыпается яко прах, и надежду возложил не на князей, не на сынов человеческих, но на Единого Сердцеведца Бога.

И узрел преподобный и святый Андрей нетленную славу преподобного Сергия и учеников его, ибо недалеко обитель та от града Москвы. Андрей же родом был, как иные думают, из Москвы, либо окрестных весей. Сие, однако, достоверно не знаем, ибо род Рублевых известен был во граде Пскове. Но и до Пскова, и до многих иных земель слава отца нашего Сергия воссияла. И возревновал святый Андрей, еще отрок сый, о жизни праведной и богоугодной, и притек ко святому и великому Сергию, испрашивая его благословения на отречение от мирской прелести мерзкой, и вдал себя во всецелое послушание великому авве всей русской земли. И от юности облекся во ангельский образ, и был наречен в иночестве Андреем, мирское же имя сокрыл преподобный смирения ради.

Великий же авва Сергий прозрел Духом Святым, что сей Андрей Рублев есть избранный сосуд Божий для спасения многих и прославления святого Имени Божия Пресвятыя Троицы, - в сие же Имя отец наш Сергий обитель свою воздвиг. И так от юности святый Андрей возрастал в Духе у святого Сергия во обители.

И было в то время от Рождества Христова лета около 1390-го, святый Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, утвердил монастырь во имя Нерукотворенного образа Спаса нашего, Господа Иисуса Христа, близ Москвы на реке Яузе. Прежде сего святый митрополит Алексий благословил по согласию с преподобным Сергием место сие и одного от учеников его, святого Андроника, на воздвижение монастыря. И многие годы святый Андроник подвизался в пустынножительстве на сем месте, в непроходимых лесах у Яузы-реки; когда же достиг в меру совершенства духовного, стала составляться обитель. Когда приходил преподобный Сергий в Москву, посещал Симонов монастырь, а оттуда шел ко ученику своему Андронику. И послал авва Сергий ученика своего Андрея во обитель святого Андроника на послушание, ибо было ему открыто, что во граде Москве и во иных градех, близ палат княжеских, дано святому Андрею прославить Имя Божие и святую веру Христову утверждать.

Был же дан Творцом всяческих святому Андрею от рождения дар дивный священного образописания. Из детства был он научен иконному художеству лучшими Цареградскими мастерами из тех пресловущих греческих живописцев, кои во многом числе трудились на Руси по приглашению благоверных князей русских и святителей, и благолепно украшали святые храмы и обители, и брали во учение отроков из благочестивых и благоверных родов русских. Иные же говорят, что во юности своей посылаем был святый Андрей в Болгарское царство и в землю греческую, ибо многие живописцы русские трудились в странах балканских и греческих, как и тамошние живописцы приходили на Русскую землю. И по молитвам духовного отца своего божественного Сергия преуспел преподобный Андрей во святом деле иконописания паче учителей своих и паче всех прочих живописцев русских.

И пребывал святый Андрей во обители Спасовой при игуменах святом отце нашем Андронике и святом отце нашем Савве, и при игумене святом Александре. И обрел друга и сопостника, именем Даниила, по прозванию Черного. Даниил же был преизрядный и славный живописец, а возрастом старше святого Андрея. И в то время воздвигли в монастыре храм каменный. Ибо сильно полюбил митрополит место это святое и старался все делать к его благоукрашению. И дал от казны своей на сооружение храма Божия, потому, что жили тогда все люди в тягости и лишениях от неверных, по попущению Божию, и только деревянные церкви строили по всей Русской земле, кроме Новгорода. И возрадовались все христиане, когда увидели дом Божий, из камня сложенный, во имя Спасова образа Нерукотворенного над рекой Яузой. И даже неверные удивлялись красоте его. Некоторые же думают, что святый Андрей с иными старцами замыслил и строил храм сей, по благословению святителя. И расписали преподобный Андрей с Даниилом и учениками их церковь по научению вящших живописцев греческих и русских, к прославлению Имени Божия и наставлению и спасению всех верных. В начертании духоносных и святых образов явили свидетельство веры православной, соборной и апостольской, веры отеческой, просветившей и утвердившей вселенную.

И каждый день припадали блаженные эти старцы, Андрей и Даниил, к чудотворному образу Нерукотворенного Спаса древнего греческого письма, и со многими слезами просили у Господа благодатного наставления к подвигу писания святых икон по образу и по подобию и по существу. Сам ведь Господь научил нас творению икон, ибо первую икону Свою Он создал - ветхого Адама - по образу Своему и по подобию. По преступлении же Адамове, научил нас Господь Иисус Христос творить вещественные образы, когда по молитве князя Авгаря послал ему на плате отпечатленный чудный Лик Свой. Велик подвиг иконописания, ибо чрез почитание образа восходим к блаженному созерцанию неизреченной и недомыслимой красоты Первообраза. Ему же воздаем славу и честь, и поклонение. Посему заповедала Святая Церковь почитать иконописцев паче простых человек.

И совершали течение свое преподобные отцы наши Андрей и Даниил во взаимной любви, постах и молитвах и иных подвигах, соревнуясь в добродетели и заветы исполняя аввы Сергия. И по заповеди его, со тщанием скрывали духовные труды свои, не желая получать славу в веке сем, дабы не потерять ее в будущей жизни. Во все дни писали святые образы, в праздники же не писали, но непрестанно созерцали святые иконы Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Приснодевы Марии и святых, и ум возносили к невидимому и невещественному Свету, сей же Свет, Божественный и нетварный, открыл Господь наш на святой горе Фавор. Так являл Бог по неизреченной своей милости, неизглаголанные и сокровенные от века тайны пренебесной жизни преподобному Андрею и сопостнику его Даниилу, яко ученикам Своим избранным Петру, Иакову и Иоанну, егда преобразился перед ними на святой Фаворской горе. Ради трудов и подвигов своих сподобились они уже в сем веке видения этого Божественного Света и непрестанного духовного веселия. Жили же по правилам святых афонских отцов.

Святый митрополит Киприан познал дар иконописания преподобного Андрея. И часто призывал его, дивясь уму его, и любил беседовать с преподобным о духовном делании и о священном искусстве образописания. Ибо многие годы провел отец наш Киприан на святой горе Афон и в Царьграде, и в великом Тырнове и многих знал образописателей и духоносных мужей, быв учеником святаго Филофея, патриарха Царьградского и сродником святаго Ефимия, патриарха Тырновского. И поверял преподобному Андрею то, что знал, - для пользы священного образописания.

Преподобный же Андрей весьма был навычен и прилежал чтению, ибо книги суть источники мудрости, напояющие вселенную. И все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и Деяний святых соборов, и жития святых, и писания святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и ученика Павлова Дионисия Ареопагитского, и другие, иже обретаются на славянском языке, знал он. И был смиренный Андрей украшен многими знаниями и всех превосходил в премудрости зельне, так что не только писать святые образы мог, но также многих поучать духовному деланию.

Имел же преподобный Андрей особенную любовь великую ко Пречистой Божией Матери и Приснодеве Марии, подающей немедленную помощь всем просящим, и многие ночи проводил перед святым Ее образом в плаче и покаянии, и со многим тщанием писал образы Божией Матери. И было в лето 1395, пришел на Русь из неведомых земель страшный царь Темир-Аксак, с войском бесчисленным как саранча. Всю землю покрывало оно, подобно войску Гога и Магога. Не устрашился великий князь Василий Димитриевич, собрал свое малочисленное войско и готов был голову сложить за землю Русскую и веру православную. И призвал святый митрополит Киприан весь народ к молитве и покаянию, поминая, как помиловал Господь ниневитян, за три дня в посте и пепле раскаявшихся. И послали во град Владимир за святой иконой Божией Матери, святым Лукой писанной, и привезли, и вышел весь народ с митрополитом во главе в сретение ее. И непрестанно молились все люди с плачем об избавлении. Услышала Пресвятая Богородица возносимые к Ней слезные молитвы и Сама явилась во сне царю Темир-Аксаку и грозно повелела ему не ходить на Русскую землю, а уйти восвояси. Испугался царь страшного видения и на утро приказал всему своему великому войску повернуть обратно. И ушел, и след его простыл. В Русской же земле великая была радость о таковом предивном чуде Царицы Небесной, и воздвигли монастырь Сретенский в память встречи святой иконы Божией Матери, и повелели великий князь с митрополитом святому Андрею списать сей образ Пресвятой Владычицы и Всемилостивой Заступницы нашей Богородицы мерой и подобием. И в те дни молил святый Андрей Царицу Небесную со всем народом и со всею Церковью о даровании избавления от Темир-Аксака, день и ночь в посте и бдении. Теперь же в восхищении духовном с благодарением исполнил волю святого митрополита и великого князя, начертав подобие иконы Божией Матери, называемой Владимирской. И прияла икона Андреева письма от благодати той иконы, и великое почитание ее утвердилось по всей земле Русской.

В то время пришел в град Москву преславный живописец и философ зело хитрый Феофан Гречин по призыванию благоверного князя Василия Димитриевича и святого митрополита Киприана. Прежде же был в Новгороде, и до этого более чем в сорока городах побывал, расписывая храмы и святые обители в землях греческих и русских. И сначала, говорят, был на святой горе Афон. И писал образы странные и чудные, световидные, как до того не писали в русской земле. И много дивились его образотворению русские люди. Некоторые же толкуют, что тщался начертать Божественный и Нетварный Свет Господа нашего Иисуса Христа, на горе Фаворской просиявший, его же являет Господь избранным и чистейшим сосудам Своим. Доныне стоит образ святого Преображения, им писанный для града Переяславля. И поручили великий князь и святый митрополит в лето от Рождества Христова 1405 лучшим живописцам расписать в Москве соборную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы. Живописцы же были Феофан Гречин, и старец Прохор с Городца, и святый Андрей. И когда писал Феофан Гречин, зело очами сверкал во все стороны, и многие беседы вел, так что весьма дивились московские люди. Преподобный же Андрей в совершенном безмолвии ума и уст и непрестанной сердечной молитве творил, по преданию отцев своих духовных.

И как творили мастеры со многим тщанием и постом и песнопениями, стали сотворенные образы как бы гадательным зерцалом райского блаженства, к наследованию которого мы призваны. Как Ветхий Завет пророчествовал о явлении и учении Господа нашего Иисуса Христа в тенях и знамениях, так в Новой благодати и истине святые образы зримым делают в тенях и символах Царство, обетованное верным. И служение образописания есть пророческое, ибо вещает о невидимом. Посему явил себя преподобный Андрей истинным во образах пророком Христа, Бога нашего.

Вскоре после этого умер святый митрополит Киприан в селе своем Голенищеве. Было то в лето 1406. И послал великий князь по другого митрополита в Царьград. И в ожидании святителя велел великий князь поновить стольный Успенский собор города Владимира, послал же из Спасо-Андрониковой обители иноков Даниила и Андрея преподобного. Было же сие в лето 1408 от Рождества Христова. Пришли святые Андрей и Даниил с дружиной их во град Владимир, и вознесли молитвы Пресвятой Троице и Господу Иисусу Христу, и обновили собор во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Начата же бысть подписывати великая и соборная церковь Пречистыя повелением великого князя мая в 25 день, как и в летописце указано. На память обретения главы святого Иоанна Предтечи было сие, и по его молению написали образы многие, чудные. Во утешение страждущим и рыдающим написали Шествие в Рай праведных, со святыми апостолами Петром и Павлом во главе, ибо многими скорбями надлежит внити в Царствие Небесное. Святого Павла апостола особо написали над всеми. Он ведь был апостол языков, из коих во единонадесятый час русский народ призван, по рассуждению святого митрополита Киевского Илариона. Страшное и славное второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа написали, Господа же во образе Эммануилове, и ангелов грозных, огнь дышущих, огнь испущающих, красоты же неописанной. Много других чудных образов начертанием искусным составили и красками светлыми разукрасили. И нигде не было подобного чудного писания, и великая то была радость и утешение для города Владимира. Преподобные же Андрей с Даниилом, дело святое совершив, в Москву возвратились.

Услышал князь Юрий Звенигородский об иконах Андреева письма и восхотел у себя в Звенигороде собор Святого Успения украсить благодатными образами. И пришел преподобный Андрей, сей чудный смиренный старец, и поклонился князю, и, по благословению святого Саввы игумена, написал Деисус для соборной церкви и другие многие иконы. И в сем Деисусе тихость и молчание и доброе воление и красоту совершенную явил в образе Спасове и иных. Таковых же образов не бывало до того времени. Ибо из глубины взывал ко Господу преподобный Андрей, когда писал их, и отверз Господь наш Иисус Христос его ум ко уразумению Святого Писания, и научил его чрез образы в красках выразить то, что Писание выражает словом, еже есть воплощение и учение Сына Божия, Предвечного Слова.

Скорбь же и теснота Русской земли продолжались все то время. Пришел на Русь нечестивый князь татарский Едигей, и Русскую землю снова пожег, попленил, и монастырь Святой Троицы, который создал великий авва Сергий, весь разорил. Было это при игумене Никоне, ученике Сергиеве. Святый же Сергий явился игумену Никону преподобному в тонком сне и упредил его о нашествии поганых и повелел братии изыти в безопасное место. Так дивно промыслил Господь о рабех своих! По возвращении же братии во обитель задумал святый Никон на месте деревянной церкви во Имя Святой Троицы, сожженной нечестивыми, воздвигнуть храм каменный. И соорудил собор дивный, узорочьем всяческим хитро украшенный; сей храм и поныне стоит, и на весь мир знаменит. Призвал же для иконного строения преподобного Андрея и дружину его. И повелел ему храм расписать и иконостас воздвигнуть, и написать икону Пресвятыя Троицы во славу преподобного Сергия. Преподобный же Андрей воззвал к великому авве Сергию, дабы тот молитвами и предстоянием своим пред Господом помог ему через образ Имя Пресвятыя Троицы пред человеками прославить и перед ангелами вознести, да воззрением на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего. И написал икону Пресвятыя Троицы, и внесли ее во храм, и воздвигли на уготованное место. Изобразил же Святую Троицу в божественном, и царском, и ангельском подобии, и такового ради изображения Трисвятая песнь Трисвятой и Единосущной и Животворящей Троице на земле приносится желанием бесчисленным, и любовию безмерною, и духом, восхищающимся к первообразному оному и непостижимому Подобию - по слову божественного отца нашего и учителя Иосифа, Игумена Волоцкого: и от вещного сего зрака возлетает ум наш и мысль к божественному желанию Любви, не вещь убо чтим, но вид и зрак красот Их, понеже почесть иконная на Первообразное преходит. Ибо не было доселе такового истинного подобия Всесвятыя Троицы, в коем столь явственно показуется, что Отец, и Сын, и Всесвятый Дух Едино суть Божество, Едина Сила, Единосущная и Нераздельная, Любовь же есть жертва, Жертва же Крестное Древо. И в начертании явил во всем совершенное подобие, различие же в действии.

И так прославил преподобный Андрей авву Сергия великого, и то, что учитель начал, ученик продолжил. Явил святый Андрей совершенную любовь и послушание к отцу своему Сергию и через нее восшел к небесной высоте богомыслия, ибо познание Всесвятыя Троицы во Единице есть высота и глубина и предел истинного богословия.

После сего вернулся святый Андрей во Спасский монастырь. И немного времени спустя около года 1430 разболелся он и призван был в небесные обители. И явился другу своему Даниилу в сонном видении, Светом Небесным Нетварным осиянный, со светлым и радостным ликом, и звал друга своего последовать за ним и мир сей оставить бренный и смрадный. И вскоре преставился преподобный Даниил. Ибо великая между ними была любовь, так что и смерть не могла разлучить их надолго.

Образы же, писанные преподобным Андреем, многими прославлены чудесами и доныне светом дарованной им благодати мир просвещают. Мы же, принося через них поклонение ко Господу и святым Его, благодарим Пресвятую Троицу, прославляющую святых Своих. Аминь.


ДНИ ПАМЯТИ:

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Св. Ан-дрей ро-дил-ся око-ло 1360 г. Про-ис-хо-дил из об-ра-зо-ван-ных кру-гов, от-ли-чал-ся необык-но-вен-ной муд-ро-стью, о чем сви-де-тель-ству-ет его твор-че-ство. Жи-во-пис-но-му ма-стер-ству учил-ся в Ви-зан-тии и Бол-га-рии. Св. Ан-дрей неко-то-рое вре-мя ра-бо-тал вме-сте с Фе-о-фа-ном Гре-ком и, воз-мож-но, был его уче-ни-ком. Вся жизнь пре-по-доб-но-го свя-за-на с дву-мя мо-на-сты-ря-ми: Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-рой и Спа-со-Ан-д-ро-ни-ко-вым мос-ков-ским мо-на-сты-рем. Ино-че-ский по-стриг свя-той при-нял в Спа-со-Ан-д-ро-ни-ко-вой оби-те-ли. Жи-вя в вы-со-ко ду-хов-ной сре-де, в ат-мо-сфе-ре свя-то-сти, инок Ан-дрей по-учал-ся как ис-то-ри-че-ски-ми при-ме-ра-ми свя-то-сти, так и жи-вым об-раз-цом окру-жав-ших его по-движ-ни-ков. Око-ло 20 лет, до са-мой смер-ти, он вме-сте со сво-им со-пост-ни-ком Да-ни-и-лом Чер-ным вел жизнь ико-но-пис-ца-по-движ-ни-ка.

Уже по-сле смер-ти прп. Ан-дрея Да-ни-ил, не раз-лу-чав-ший-ся с ним в серд-це сво-ем и по его от-ше-ствии, уми-рая, по-лу-чил от-кро-ве-ние о про-слав-ле-нии сво-е-го ду-хов-но-го бра-та в Цар-ствии Небес-ном.

Ки-сти свя-то-го Ан-дрея Рубле-ва при-над-ле-жит зна-ме-ни-тый чу-до-твор-ный об-раз Пре-свя-той Тро-и-цы, ко-то-рый до сих пор яв-ля-ет-ся непре-взой-ден-ным об-раз-цом в ико-но-пи-са-нии. Свя-той Ан-дрей рас-пи-сы-вал Бла-го-ве-щен-ский со-бор в Мос-ков-ском Крем-ле, ико-но-стас и сам Успен-ский со-бор в г. Вла-ди-ми-ре (1408 г.). Прп. Ан-дрей Рублев на-пи-сал Вла-ди-мир-скую ико-ну Бо-го-ма-те-ри для Успен-ско-го со-бо-ра в г. Вла-ди-ми-ре, на-пи-сал ико-но-стас и рас-пи-сал сте-ны Успен-ско-го со-бо-ра в Зве-ни-го-ро-де (ко-нец XIV – на-ча-ло XV вв.), де-и-сус-ный чин в ико-но-ста-се со-бо-ра Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы Сав-во-Сто-ро-жев-ско-го мо-на-сты-ря, рас-пи-сал сте-ны и вы-пол-нил ико-но-стас Тро-иц-ко-го со-бо-ра Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры и др.