Вступление Армении в ТС: взгляд изнутри. Ереван пошел по пути киева, но его остановили

Идея о вступлении в НАТО поглотила руководство Армении.

В Ереване участники международной конференции "НАТО от Варшавы до Брюсселя: реформы в сфере безопасности в Армении", непонятно на каких основаниях заявляют, что членство в ОДКБ не является препятствием для успешного взаимодействия с НАТО.

А политолог Ричард Киракосян вообще видит Армению в роли моста между Россией и НАТО . Другой армянский эксперт - Степан Григорян , совсем уже не таясь, заявил, что Армения не должна связывать свою безопасность с одной страной или структурой. Не говоря уже о самом Североатлантическом блоке, интересно бы знать, как Москва отнесется к такому "мосту", преобразованному из ее форпоста на юге, и к такой "двойной" безопасности?

Ричард Киракосян

С другой стороны, Армения и НАТО еще в декабре 2005 года подписали соглашение об индивидуальном партнерстве (Individual Partnership Action Plan - IPAP). В рамках этого IPAP, в частности, предусмотрено содействие проведению реформ в сфере обороны и безопасности, а также развитие способностей миротворческих сил армянского контингента НАТО. И на нынешней ереванской конференции заместитель главы офиса НАТО в Грузии Росария Пуглиси отметила, что Армения, будучи членом ОДКБ, успешно сотрудничает с НАТО , и "это беспрецедентный случай, когда членство в военно-политическом блоке не мешает сотрудничеству с другим альянсом".

"В НАТО понимают, что такая политика нелегко дается малым странам. Мы ценим взаимодействие в вопросе миротворческих миссий. Сотрудничество с НАТО, в частности, позволит Армении реформировать систему безопасности", - подчеркнула Пуглиси.

Тот же Киракосян пошел еще дальше и сделал вывод, что в отношениях Армения - НАТО особенно важны три фактора: обмен опытом, реформы в ВС Армении, которые направлены также на образование и модернизацию. И в то же время "Армения для НАТО является надежным партнером , в том случае, когда ряд партнёров, к примеру, Турция, становятся весьма ненадежными". В общем, всё в типично армянском стиле : мы, мол, такие хорошие и преданные, а вредная Турция там у вас совсем лишняя, вот и уберите ее - и будет и вам, а главное, нам совсем хорошо.

Да что там Турция, продолжал Киракосян, охаивая и других соседей по региону - ну, очень они тоже мешают планам Армении . А вот вожделенному Альянсу вовсю пел дифирамбы : НАТО имеет большое цивилизационное значение в плане идеалов и ценностей. И именно с этой точки зрения Армения, оказывается, гораздо более близка к НАТО, чем Грузия или Азербайджан.

"Для этого есть две причины. Армения - единственная страна в регионе, которая контролирует всю свою территорию. Ни одна часть территории Армении не оккупирована, в отличие от Грузии и Азербайджана, у Армении нет территориальных потерь. Второй фактор, который больше приближает Армению к НАТО, более важен: Армения не представляет военной угрозы для соседних стран, причем Армения является самой сильной военной силой на Южном Кавказе".

Такой вот расклад. Страна-агрессор теперь кичится, что ее земли никто не оккупировал, и все потому, что у нее самая сильная армия и только она захватывает чужие территории. И ничего, что этому очень способствует Россия, пришел момент, и от нее отвернутся - НАТО надежнее.

Между тем по мнению главы Центра стратегического анализа Института инновационного развития, российского политического эксперта Андрея Иванова, Североатлантическому альянсу Армения сама по себе не нужна в принципе, как и многие страны бывшего Союза.

"Армения может быть нужна Западу только для дестабилизации региона, для проведения в регионе чужой геополитической стратегии. И спрашивается, армянские политологи понимают, к каким последствиям может привести тесное сотрудничество с НАТО их страны? Вот они говорят, что от НАТО Армения может получить всё для своей обороны. Ну, во-первых, НАТО никому ничего не дает, а просто накладывает на своих членов и партнеров обязательства по военным тратам. Армении придется заплатить за реорганизацию своей армии по стандартам Альянса. Во-вторых, а что Армения хотела бы получить? Наступательные вооружения? Зачем? Россия сегодня обеспечивает армянскую армию всем необходимым вооружением, в т.ч. оборонительным. Поэтому если Армения повернется в сторону НАТО, она окончательно потеряет все", - четко описал ситуацию российский политолог.

Тем не менее, Армения настроена весьма серьезно. Два года назад в Ереване даже был открыт первый на Кавказе Информационный центр НАТО . И кто его знает, может, эта вертлявая страна и добьется своей цели - вольется в Альянс. Отличный будет сюрприз для России . Хотя сюрприз это нечто неожиданное, нежданное, а Армения уже и не скрывает, что Москва перестала быть ей интересна, а НАТО будет для нее гораздо полезнее.

«Безусловно, главный фактор – это вопрос политического и экономического положения Нагорно-Карабахской Республики»

Арег Галстян

В сентябре 2013 года президент Серж Саргсян завил о намерении Армении вступить в Таможенный союз. Уже 10 декабря 2013 года тогдашний премьер-министр Тигран Саркисян заявил о том, что Ереван подготовил соответствующую «дорожную карту», которая была одобрена в ходе визита рабочей группы в официальную Москву. Во время заседания Высшего евразийского экономического совета от 24 декабря 2013 года, президент России Владимир Путин заявил: «Утверждена "дорожная карта" о присоединении Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Практически готов проект аналогичного документа по Киргизии. Мы договорились продолжить работу». После данного заседания, министр экономики Ваграм Аванесян заявил, что уже 29 апреля 2014 года Армения подпишет договор о вступлении в Таможенный союз. Однако данное событие так и не произошло. Позже армянскими чиновниками делались заявления относительно подписания договора в марте и мае. Но, заявления относительно мартовского соглашения также не были воплощены в жизнь, а май уже подходит к концу.

В чём же причина оттягивания интеграции Армении в структуры Таможенного союза и Евразийского экономического пространства? Безусловно, главный фактор - это вопрос политического и экономического положения Нагорно-Карабахской Республики. Известно, что Республика Армения не только представляет интересы НКР в переговорном процессе в рамках Минской группы ОБСЕ, но и является главным экономическим и военно-политическим гарантом безопасности официального Степанакерта. В данном контексте, армянская сторона на самом высоком уровне многократно заявляла, что никаких таможенных пунктов между Арменией и Карабахом быть не может. При этом президент Саргсян заявил об этом задолго до разработки и принятия «дорожной карты», которая была одобрена на саммите Высшего евразийского экономического совета. Официальная Москва, приглашая Ереван в ТС, осознавала, что уступок в рамках карабахского вопроса быть не может. Однако подобный расклад в значительной степени не устраивает Минск и Астану, которые связывают вопрос вступления Армении в Таможенный союз с урегулированием нагорно-карабахского конфликта.

Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко поспешил заявить, что при принятии Армении в ТС, необходимо учитывать интересы Азербайджана. Подобная позиция Минска вызвана прагматичными торгово-экономическими отношениями с Баку. Однако в случае с Белоруссией, Россия имеет эффективные механизмы давления, способные заставить президента Лукашенко согласиться с теми или иными условиями. Гораздо сложнее убедить Астану, которая пытается всячески затянуть подписание окончательного соглашения с Арменией. Так, в ходе очередного саммита, президент Нурсултан Назарбаев призвал принять Турцию в ряды Таможенного союза. «Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте и примем Турцию»; - заявил Назарбаев. «Турецкая карта» была выбрана Казахстаном не случайно. Во-первых, Назарбаев не мог открыто говорить о связке проблемы вступления Армении в ТС с карабахским вопросом.

Во-вторых, в преддверии 100-летия со дня геноцида армян, трудно было найти более раздражающую тему для армянской общественности. Подобный ход в определённой степени возымел свой эффект и Астана выиграла необходимое время для дальнейших манёвров. Нельзя также забывать, что Казахстан имеет тесные связи с Турцией и Азербайджаном, как в формате двусторонних отношений, так и в рамках Тюркского совета. Один из ведущих российских экспертов в области изучения стран Средней и Центральной Азии, доктор исторических наук Евгений Троицкий отмечает: «Я сомневаюсь, что Казахстан захочет так просто «потерять своё лицо» перед Турцией или тем же Азербайджаном. Исходя из этого, Москве придётся весьма долго работать с Астаной, чтобы выработать необходимое решение. Этот процесс будет долгим. Для согласования позиций по данному вопросу Москве и Астане нужно время, поэтому вступление Армении будет растягиваться».

Следующий фактор, оттягивающий вступление Армении в Таможенный союз, связан с проблемой внутренних противоречий между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Минск и Астана недовольны тем, что определённые политические решения принимаются по инициативе Москвы, которая воспринимается международным сообществом как гегемон в рамках Таможенного союза. В контексте принятия Армении, Назарбаев и Лукашенко решили продемонстрировать, что Россия не является монополистом в аспекте принятия политических решений. Так, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов , комментируя взаимоотношения государств-основателей ТС, отмечает: «На сегодняшний день Лукашенко выступает против расширения Таможенного союза, поскольку желает установления чётких механизмов принятия решений на основе равноправия. Первый этап формирования Таможенного союза уже пройден, в настоящее время организация столкнулась с кризисом роста. Позиция Минска в связи с этим скорее такова, чтобы действующая в ТС тройка окончательно определилась с внутренними регуляциями и только после этого вышла на плоскость расширения».

Конечно, невозможно также не отметить влияние украинского кризиса. События на Украине в очередной раз продемонстрировали существующие проблемы, как в рамках Таможенного союза, так и ОДКБ. Так, Казахстан воздержался во время голосования на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой вопросу присоединения Крыма к России. 8 мая 2014 года во время неформальной встречи глав России, Беларуси, Армении, Таджикистана и Киргизии, президент Серж Саргсян заявил, что члены ОДКБ должны чётко координировать свои внешнеполитические действия. Так, Саргсян напомнил о том, что официальный Ереван был последователен, как в период российско-грузинского конфликта в 2008 году, так и в рамках украинского кризиса. «Мы ясно представляли, что с одной стороны, речь идёт о наших союзнических отношениях (Россия, ОДКБ), а с другой стороны, речь идёт о нашей соседней стране (Грузия), где у нас большая община и через которую идёт около 75% всех поставок в Армению. Так было и теперь при голосованиях по украинскому кризису и в ООН, и в Совете Европы. Я думаю, что мы должны жёстко договориться о координации наших внешнеполитических действий, потому что получается несколько странно», - подчеркнул Саргсян.

Кроме того, украинские события привели к стратегическому сближению России и Китая, которое президент Владимир Путин назвал «историческим и беспрецедентным». В свою очередь, усиление российско-китайского фактора беспокоит официальную Астану. Важно помнить, что Евразийский союз - идея президента Назарбаева, исходившая из конкретной геополитической конъюнктуры региона. Казахстана пугают растущие политические и экономические амбиции соседнего Китая. Так, уже к концу 2010 года Пекин контролировал более 20% общей добычи нефти в Казахстане, что в 2 раза больше аналогичного показателя со стороны России. Кроме того, Китай, предоставив Астане кредит в размере $10 млрд., получил один из главных активов компании «Мангистаумунайгаз», на который претендовал российский «Газпром». Казахский политик Булат Абилов в своём интервью «Deutsche Welle» заявил: « На первый взгляд кажется, что это партнёрство, сотрудничество, взаимовыгодные контракты. Глубинные вопросы - это то, что идёт экспансия Китая и китайского капитала в Казахстан. Всё это может иметь далеко идущие негативные последствия для будущего нашей страны». Таким образом, сегодня Казахстан активно наблюдает за процессом развития российско-китайского диалога. Исходя из вышеперечисленных факторов, процесс расширения Таможенного союза будет затягиваться.

«Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанное между Арменией и ЕС, уникально как в экономической плоскости, так и в политической. В отличие от проекта полноправной ассоциации четырехлетней давности, нынешнее соглашение не содержит главного и наиболее ценного пункта — о создании зоны свободной торговли.

Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении была настроена критически к данному документу, считая его имитационным.

Однако подобные аргументы изначально были несостоятельными, поскольку Армения, будучи членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не могла даже теоретически поднимать вопрос о формировании зоны свободной торговли с ЕС.

Конечно, это обстоятельство — серьезная преграда для расширения экономического диалога. Однако даже после вступления Армении в евразийские проекты Брюссель сохранил статус доминирующего торгового партнера для Еревана. Согласно статистике, более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза.

Долговая яма и спекуляции

С экономической точки зрения Армения также нуждается в поддержке ЕС по двум важным вопросам: проблема регулирования государственного долга и поиск дополнительных источников инвестиций. По данным Национальной статистической службы, совокупный государственный долг Армении составляет более $6 млрд с ежемесячным темпом роста на 0,76% ($48 млн). При этом в структуре внешнего госдолга более $4 млрд приходится на задолженность правительства Армении (рост на $9 млн), а долг Центрального банка составляет чуть больше $600 млн (рост на $37,4 млн).

Всемирный банк удерживает $1,749 млрд государственного долга (36,2%), Азиатскому банку развития (АБР) Ереван должен $515 млн и $410 млн приходится на Международный валютный фонд (МВФ). Всем вышеперечисленным структурам Армения должна в рамках разносторонних кредитных программ.

В двустороннем формате у Еревана имеются крупные долги перед США, Германией, Францией, Японией, фондом развития Абу-Даби и Экспортно-импортным банком Китая.

По прогнозам на 2018 год, госдолг страны может достичь отметки в $7 млрд, что составит 60% от ВВП.

По замыслу армянских властей, политическое соглашение с ЕС создает благоприятный фон для ведения переговоров как с международными валютными организациями, так и с отдельными странами.

Приток инвестиций из стран ЕС имеет ключевое значение для оздоровления и развития армянской экономики. Необходимость в европейских инвестициях обусловлена тем, что за последние три года

заметно снизились потоки вложений из России — крупнейшего инвестора в армянскую экономику. Более того, согласно данным статистики, в Армении был зафиксирован отток капитала.

Впрочем, в последнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что приток иностранных инвестиций в Армению до сих пор существенно уступает инвестициям из стран ЕАЭС, а приток инвестиций из России — растет.

Другой элемент информационной спекуляции связан с работой атомной электростанции в городе Мецамор. За несколько месяцев до планируемого подписания во многих армянских СМИ публиковались материалы, в которых утверждалось, что Брюссель требует от Еревана незамедлительного закрытия Мецаморской АЭС.

Однако этот пункт в соглашении сформулирован с расчетом реальных сроков эксплуатации данной атомной электростанции. Более того, армянские власти приняли решение продлить этот срок еще в марте 2014 года за счет привлечения российского кредита в размере $270 млн и различных грантов на сумму в $30 млн.

Важно также отметить, что именно Ереван в различные периоды обращался к европейским и другим международным структурам с просьбой помочь стране развивать альтернативные источники энергии.

В Брюсселе многократно заявляли, что понимают важность этой атомной электростанции, от которой зависит энергетическая безопасноть республики. Таким образом, ЕС всего лишь требует от армянской стороны постепенно выработать дорожную карту по реформированию энергетического сектора, принимая во внимание объективные сроки эксплуатации Мецаморской АЭС.

Ереван меж двух огней

Реальная уникальность нынешнего соглашения находится в политической плоскости. Становление армянской государственности происходило чрезвычайно болезненно: землетрясение 1988 года, нагорно-карабахский конфликт, блокирование западной и восточной границ со стороны Турции и Азербайджана и т.д. В настоящее время открытыми остаются армяно-иранская и армяно-грузинская границы, обеспечивающая наземное сообщение с Россией — главным стратегическим партнером в области военно-технического сотрудничества.

В условиях подобного географического плена Армении было крайне важно сохранить российский зонтик безопасности и получить доступ к политическим и экономическим ресурсам западных стран.

Помимо этого, Ереван осознавал важность выстраивания политического и торгово-экономического диалога с Ираном, находившимся в конфронтации с США и ЕС.

Сложившая ситуация заставила армянскую сторону разработать стратегию комплементарной (диверсификационной) внешней политики, основанной на принципе соблюдения баланса в отношениях с разными центрами силы. Эту политику удавалось успешно реализовывать в условиях отсутствия серьезной конфронтации между Россией, Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Дополнительным фактором влияния выступала многомиллионная армянская диаспора, обладающая значительными качественно-количественными ресурсами для лоббирования интересов исторической родины на международной арене. Однако армянский диаспоральный инструмент также использовался внешними странами для проецирования своего влияния в отношении Армении.

После ухудшения отношений между Россией и странами западного мира Ереван оказался перед необходимостью стратегического выбора. Этот выбор армянские власти сделали в 2013 году, отказавшись от парафирования ассоциации с ЕС и вступив в ТС, а позже — в ЕАЭС.

Многие эксперты тогда пришли к заключению, что членство Армении в этих интеграционных структурах раз и навсегда покончило с комплементарной политикой.

Успешное завершение второго раунда переговоров и подписание нового соглашения позволяет в какой-то мере говорить о сохранении преемственности политики баланса. Однако важно подчеркнуть, что неокомплементаризм эпохи правления Сержа Саргсяна имеет определенную специфику.

Сегодняшней элите приходится маневрировать не только в условиях глобального обострения российско-американского диалога и крайне нестабильной региональной ситуации на Ближнем Востоке, но и с учетом юридически ограничивающих механизмов ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Ключевые внешнеполитические решения Ереван принимает, оглядываясь на интересы других стран-участниц евразийских блоков, где доминирующая политическая роль принадлежит России.

В отличие от 2013 года, Москва не выступила против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. Нейтральная позиция Кремля может быть вызвана рядом причин. Во-первых, Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении. Многие российские и армянские эксперты считают, что наличие неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха и перманентная угроза со стороны Баку также усиливают позиции Москвы как ключевого поставщика вооружений обеим сторонам.

Во-вторых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезного стратегического диалога Армении с Брюсселем.

В-третьих, новое соглашение может стать политически выгодным и интерпретироваться как создание официального политического моста между ЕАЭС в лице Армении и ЕС.

И, наконец, санкционная политика, породившая серьезный кризис, отдаляет возможности для российско-европейского диалога. В подобной ситуации Ереван, являясь членом ЕАЭС и имея политическое соглашение с ЕС, может стать важной площадкой для Москвы и Брюсселя.

Западные СМИ опасаются за ядерное оружие США в Турции Ряд западных журналистов обратил внимание на то, что американское ядерное оружие, расположенное на военной базе Инджирлик, которую используют ВВС США и Турции, может попасть не в те руки.

Внимание западной прессы приковано сегодня к событиям в Турции, где введено чрезвычайное положение. Официальный Запад не только скорбит по неудавшемуся госперевороту в этой стране, но и справедливо озабочен судьбой ядерного арсенала, расположенного на базе ВВС НАТО в Инджирлике. Однако в тени остаются события в соседней Армении, в которой ситуация грозится .

С моей точки зрения, армянский мятеж — своего рода компенсация Запада (спецслужбы которого, я уверен, стоят как за попыткой мятежа в Турции, так и за операцией по захвату заложников в Армении) неудачи в Анкаре.

Так что не случайно сегодня западные политики не замечают особо действия террористов в Ереване, ожидая, как я полагаю, выгодной для себя развязки в этой стране.

"Армения попала в капкан", — отмечает издание "Sputnikаrmeniya.ru ". В капкан, добавлю, устроенный властям этой страны современными данайцами. Армянское общество, увы, пока не готово к жестким мерам противодействия тем хитро закрученным провокациям, которые раз за разом преподносят Еревану эмиссары от различных евро-американских структур, действующих в связке с отдельными представителями армянской диаспоры в Европе и США.

Данайская технология на марше

Все знают, что в отношении населения стран, "приглянувшихся" Западу, используется одна и та же технология "цветной революции", когда посредством стимулируемых извне антиправительственных сил, активное меньшинство, маскирующееся под народное большинство, поднимается на борьбу с "коррумпированной" властью.

Но как-то особо не обсуждается, что по отношению к туземным элитам западный колонизатор всегда использует один и тот же данайский способ — так задобрить ничего не стоящими подарками вождей местных племен, чтобы напрочь отбить у них инстинкт самосохранения.

Эсминец ВМС США вошел в Черное море для участия в учениях с Украиной Двусторонние учения Sea Breeze-2016 должны были начаться 18 июля, но из-за неготовности украинской стороны морская часть учений была отложена на неопределенный срок.

По отношению к постсоветским туземцам, в силу их чрезвычайной развращенности благами советской патерналистской системы, Запад использовал минимум подарков и максимум обещаний. Той же Украине достаточно было пообещать статус европейской державы, как 40-миллионная страна, обладающая мощнейшим научно-техническим и культурным потенциалом (превосходящим по своему уровню большинство европейских стран), не просто рухнула к ногам евро-американской империи, но поклялась дядюшке Сэму принести ему на блюдце голову главного врага Госдепа (и своего старшего брата) — России.

Чтобы завоевать постсоветское пространство без единого выстрела, евро-американская империя соорудила глобального троянского коня — проект "Восточное партнерство", который и был подарен постсоветским элитам как средство "оцивилизовывания" этих элит.

Только сейчас кое-кто (часть Украины, к примеру) начинает догадываться, что названный проект был запущен не для раздачи его участникам подарков и преференций, но для раздачи чего-то принципиально иного.

Россия - НАТО: говорить с дееспособными, успокаивать слабых В российских интересах, чтобы дееспособные страны НАТО продолжали оставаться прагматиками, а слабые постепенно отходили от антироссийских фобий, считает Андрей Сушенцов.

Украина получила от данайцев войну, разруху, миллиардные долги и тотальное мародерство. Грузия — войну и колониальную зависимость. Молдова — нищету и десуверенизацию. Киргизия — несколько разрушительных и бессмысленных госпереворотов. И даже Казахстан, который всегда придерживался многовекторной политики, получил от Запада удар под дых в виде поддержки им несистемной оппозиции.

Сегодня троянский конь "партнерства" с Европой забрасывается в Белоруссию, Азербайджан и особенно в Армению. Ведь Армения — член ОДКБ и ближайший союзник России в Закавказье.

Армяне должны понять, кто их враг, а кто друг

Вспомним, что происходило в Армении и вокруг неё в последние три с половиной месяца — сразу же после того, как 1 апреля этого года на границе с Азербайджаном вспыхнули бои.

В начале апреля Еревану показали, что Азербайджан готов к войне, что его поддерживают такие силы, как Турция, ИГ (запрещенная в России группировка) НАТО и США, а значит, соглашение по Нагорному Карабаху может быть пересмотрено силовым путем.

© Ruptly


Россия предотвратила возможное перерастание приграничного конфликта в полномасштабную войну. Однако Запад развязал на армянском направлении информационные атаки, в результате чего ему удалось убедить часть армянского общества, что Россия-де не способна защитить Армению в случае начала войны с Азербайджаном, а значит, нужно дружить не со "слабой" Россией, а с "сильным" Западом.

Бундестаг признал геноцидом преступления против армян в 1915 году Резолюцию одобрило большинство депутатов, один парламентарий проголосовал против, еще один воздержался. В преддверии голосования в Турции заявили, что признание геноцида осложнит отношения двух стран.

В Армению были направлены не только деньги на поддержку прозападных НКО и западных журналистов, но и разного рода военспецы. Так, 26 мая Армению посетила представительная делегация военных и дипломатов США во главе с самим командующим сухопутными силами США в Европе . А в начале июня чуть ли не целующаяся с Эрдоганом Германия в лице своего бундестага внезапно признала геноцид армян 1915 года.

Понятно, что такое серьезное решение, после которого, кстати, и закончилась дружба Турции с Германией, не могло быть принято без подсказки Госдепа. Однако многие армянские политики приняли решение бундестага за чистую монету (за разворот в сторону Армении), не понимая, что Запад этим решением подтолкнул Ереван в пасть удава НАТО.

Затем, уже в конце июня, в Армению прибыл папа римский Франциск I. Официально (кто бы сомневался?) — почтить память геноцида армян. А неофициально?

Наконец, в начале июля президент Армении Серж Саргсян был приглашен на саммит НАТО в Варшаву.

Должен ли он был отказать папе римскому в визите? Вряд ли. Но Ереван, как я считаю, должен был понять, что визит папы, как и решение бундестага, — это "дары", за которыми неизбежно последует расплата. Так что приглашение в Варшаву было уже ультиматумом, хотя и в традиционной для Европы данайской форме. И потому от участия в саммите НАТО Ереван должен был отказаться — предвидя, что Армению готовятся принести в жертву.

Армении нужно выбираться из капкана

Переворот в Турции (крупнейшей стране НАТО) начался через три дня после саммита альянса. И практически одновременно с ним начался мятеж в Армении.
Армении повезло, что турецкий мятеж провалился. В противном случае антиправительственные силы захватили бы в Ереване не только полицейский участок.

У меня нет сомнений в том, что перевороты в Армении и Турции планировались в единой схеме. Не случайно захватившие заложников террористы из "Учредительного парламента" не выдвинули каких-либо требований, кроме тех, что были заготовлены для переворота: Саргсяна в отставку, Сефиляна — на свободу.

Впрочем, главная проблема Армении не в том, что в ней нашлась группа националистов, готовых пожертвовать своей страной ради денег от кураторов из-за океана. Она в том, что им верит часть населения, и число таких верующих, как правило, резко возрастает, если власть не проявляет решительности и не предлагает обществу ясной перспективы.

Ереванская полиция разогнала толпу и арестовала лидеров несистемной оппозиции. Однако этого недостаточно для оздоровления обстановки в стране. В армянском обществе сегодня немало представителей данайцев, днем требующих примирения, а ночью забрасывающих камнями полицию.

Власти Армении обещают сделать все для разрешения ситуации в Ереване В минувшее воскресенье группа неизвестных проникла на территорию патрульно-постового полка полиции Армении и под угрозой насилия удерживает находящихся там людей.

Вот и чиновники ЕС, сразу же после того, как были арестованы зачинщики беспорядков, призвали власти и оппозицию воздержаться от насилия.

Понятно, что призыв этот адресован к власти, а не к террористам. В противном случае чиновники ЕС должны были осудить захват заложников в Ереване и потребовать от террористов их освобождения — чего чиновники ЕС не делают, показывая тем самым, на чьей они стороне.

Таким образом, власть в Армении сегодня должна делать прямо противоположное тому, к чему призывают данайцы из ЕС. Пора прекратить вестись на болтовню о "демократии", под которой Запад понимает исключительно свои собственные интересы.

В Армении опровергли информацию СМИ о возможной отставке правительства Ранее ряд армянских СМИ сообщили, что власти Армении обсуждают возможность отправить в отставку правительство на фоне событий с захватом заложников в здании полиции.

Полагаю, что армянские власти должны не только подавить бунт, но и осуществить в стране кадровую чистку. А армянские элиты должны понять, что действия западных политиков — в какие бы красивые обертки и льстивые слова они не рядились — всегда будут направлены против суверенитета этой страны.

Пора прекратить играть с Западом в его игры. Пора начинать жить своим умом и собственными интересами.

Ереван готовится вступить в Таможенный Союз; соответствующий договор в Армении собираются подготовить уже к первому июня. Для небольшой республики это короткий путь к экономическому процветанию. ТС для нее — выгодный партнер, который укрепит слабую экономику и обеспечит приток инвестиций вкупе с гигантским рынком сбыта. А для России это важная стратегическая площадка в регионе.

В последнее время в Армении идет много диспутов о том, куда движется страна. Этот вопрос интересует всех, от политиков до домохозяек. Собственных ресурсов для того, чтобы справиться с экономическими проблемами, нет. Необходимо выбирать системную модель экономического сотрудничества, которая позволит реанимировать порядком ослабевшую экономическую систему.

«Дорожная карта в целом одобрена»

Пока Запад медитирует на «возможный провал» Таможенного Союза, Армения набирает обороты на пути к вступлению в ТС. Как заявил накануне председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, до первого июня Еревану поручено подготовить проект соответствующего договора. Из 126 пунктов "дорожной карты" по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Армения выполнила 111, а остальные 15 будут включены в сам договор о присоединении. Работа, которая проведена закавказской республикой по реализации "дорожной карты", в целом одобрена.

В Ереване тоже не видят серьезных преград на пути в Таможенный союз. По словам председателя постоянной комиссии по внешним сношениям Национального Собрания Артака Закаряна, основная часть мероприятий в рамках «дорожной карты» по присоединению Армении к ТС выполнена, и сейчас ведется работа над окончательным документом.

Но не все так однозначно. Нерешенный карабахский конфликт может помешать быстрому вступлению Армении в триумвират. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже позволил себе резкий выпад по этому поводу. Но армянские политологи в унисон говорят, что мнение тяжеловеса Назарбаева не станет помехой для членства Армении в ТС.

«В политике нет друзей, а есть только интересы»

Сейчас маленькая Армения готовится смело нырнуть в гигантский, величиной чуть ли не с материк, Таможенный союз. Между тем, долгое время вопрос о вступлении в ТС был для Еревана скорее политическим, нежели экономическим. Когда республика собиралась ратифицировать проект Европейского Союза «Восточное партнерство», в Москве на нее посматривали косо. Армянские государственные деятели вслед за британским премьером Уинстоном Черчиллем твердили, что «в политике нет друзей, а есть лишь интересы», в соответствии с которыми существуют противники и союзники. Однако армяно-российские отношения ощутимо охладели.

Ложку дегтя во взаимоотношения двух стран подлил и «АрмРосгазпром», заявивший о повышении цен на «голубое топливо» для Армении. Окончательно страсти закипели после того, как Россия продала оружие Азербайджану.

Не зря, видимо, в начале сентября 2013 года президент Армении Серж Саргсян полетел в Москву. После того как Ереван заявил о вступлении в Таможенный союз, оказалось, что между лидерами двух стран никаких разногласий нет. Вот и получается, что в итоге Ереван предпочел безопасность и дешевый газ.

Следует признать, что Армения для стран ТС - это слабый экономический партнер. Для них она интересна прежде всего в силу своего геополитического положения, как форпост России в Закавказье.

Вступать? Обязательно!

Сегодня экономика Армении катится вниз. Резко сокращаются инвестиции. Благосостояние народа падает. Согласно рейтингам международных организаций, капиталы из Армении не просто уходят, а убегают. Рецепт спасения один - интеграция.

Вступление республики в ТС, как считают эксперты, будет способствовать привлечению российских инвестиций. Помимо этого, товары армянских производителей смогут осваивать безграничные просторы триумвирата. Например, продукции швейной отрасли светит колоссальный российско-казахстанско-белорусский рынок сбыта, тогда как на американском или западноевропейском рынках очень даже неплохой одежде с лейблом Made in Аrmenia не приходится серьезно рассчитывать на успех.

Вступление в ТС - это короткий и выгодный путь к экономическому процветанию Армении. На сегодняшний день Россия - основной экономический партнер Еревана. Объем российских инвестиций в экономику с 1991 года составил около трех миллиардов долларов. Львиная доля товарооборота также приходится на РФ.

Таким образом, Армении наиболее выгодно сотрудничество со странами бывшего Союза. Однако в этой выигрышной партии есть свои недостатки.

Камень преткновения

Вступление Армении в Таможенный союз не дает покоя наиболее беспокойной части местной оппозиции. Активно упражняясь в популистской риторике, оппозиционеры стараются повернуть спор в политическую плоскость.

На днях на площади Свободы в Ереване опять собирались недовольные. Несколько десятков митингующих выступали против вступления Армении в Таможенный союз. Идейным вдохновителем и организатором митинга стал недавний кандидат в президенты Паруйр Айрикян. Этого политика в шутку называют «жертвой российского империализма и отцом армянской демократии». Он - открытый сторонник европейской, а не евразийской интеграции.

Однако подобным «гигантам мысли» лучше всего удается надувать щеки и кричать на площадях. Им остается лишь мутить воду в надежде поймать в грязной луже рыбку личных интересов.

Суровые будни союзников

Конечно, противников вступления в Таможенный союз предостаточно не только в Армении. В начале формирования этого объединения и в России, и в Беларуси, и в Казахстане были свои недовольные. Однако сторонников решительного шага по расширению Таможенного союза все же везде больше. И самое главное: лидеры четырех государств именно сейчас достигли консенсуса о приеме Армении в полноправные члены элитарного клуба России и ее ближайших друзей. Со всеми причитающимися преференциями.

Правда, порой царскую долю бальзама на душу евразийской интеграции портят суровые будни союзников. У всех на слуху постоянные конфликты стран-членов ТС из-за молока, мяса, предоставления кредита в рублях. Буквально на днях разразился новый скандал. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев возмутился, что прилавки местных магазинов завалены белорусским мясом. Да и на последнем заседании Евразийского экономического совета, как сообщают СМИ, не прошло все гладко. Президенты даже не вышли на совместную пресс-конференцию.

«Центр экономического притяжения»

«Таможенный союз только формируется, - говорит заведующая сектором экономического развития Института экономики Российской академии наук Елена Кузьмина. - Да, есть споры. Есть и проблемы. Но все они решаются. Бывает, что некоторые страны триумвирата пытаются демпинговать. К примеру, подобная история случилась в Беларуси. Но когда члены ТС пригрозили судебными исками, подобной практике пришел конец».

Эксперт отмечает: можно бесконечно рассуждать о причинах той или иной страны вступить в Таможенный союз, но у каждой страны свой выбор. «Никого на аркане в ТС не тянут. Да и насильно мил не будешь. Скажу только, что Единое экономическое пространство - это центр экономического притяжения. Таможенная интеграция выгодна всем», - подчеркнула Кузьмина.

0