Владимир Спиваков. Биография

Владимир Спиваков – это человек, сумевший стать настоящей легендой в своей профессии. Талантливый скрипач, виртуозный дирижер, основатель популярного оркестра – но только ли это известно о нашем сегодняшнем герое? Конечно, нет. Ведь интересные страницы можно отыскать в биографии практически любого человека. И Владимир Спиваков является прекрасным подтверждением истинности этих слов.

Детство и семья Владимира Спивакова

Будущий известный музыкант появился на свет в городке Черниковске (ныне пригород Уфы) 12 сентября 1944 года. По своему происхождению Владимир Теодорович относится к еврейской национальности, однако в Израиле музыкант бывает достаточно редко. Раскрывая тему семьи дирижера, отметим, что с музыкой тесным образом была связана только лишь мать нашего сегодняшнего героя. До войны женщина жила и выступала в Ленинграде, появляясь на сцене преимущественно в качестве пианистки. Что касается отца Владимира Спивакова, то он всю свою жизнь работал инженером.

После окончания военных действий в СССР семья Спиваковых переехала назад в город над Невой. В Ленинграде будущий дирижер начал посещать специальную музыкальную школу, действующую при Ленинградской консерватории. Именно здесь Владимир начал впервые проявлять свои неординарные творческие способности. Уже в тринадцать лет он стал лауреатом премии «Белые ночи», а некоторое время спустя дебютировал в качестве скрипача на легендарной сцене Ленинградской консерватории.

После окончания музыкальной школы наш сегодняшний герой переехал в Москву, где впоследствии в течение нескольких лет оттачивал свое врожденное мастерство в Московской консерватории. Стоит отметить, что и здесь Владимир Спиваков четко выделялся из числа других студентов. Еще в студенческие годы он стал победителем международных конкурсов в Париже и Генуе. После этого некоторое время специальные уроки для молодого скрипача давал выдающийся музыкант Давид Ойстрах. Во многом именно благодаря ему уже в 1969-м году Спиваков получил премию фестиваля имени Чайковского, а также стал лауреатом конкурса музыкантов в канадском Монреале.

Карьера скрипача Владимира Спивакова

В 1975-м году Владимир Спиваков начал впервые профессионально выступать на сцене в качестве солиста-скрипача. Дебютным для нашего сегодняшнего героя в этом плане стало выступление в нью-йоркском Линкольн-центре. После этого было долгое турне по городам Америки, после которого молодой музыкант получил множество восторженных отзывов, а также стал настоящей звездой классической сцены. Его начали приглашать лучшие оркестры мира. И подобным шансом скрипач воспользовался сполна.

Владимир Спиваков и Виртуозы Москвы

В разные годы он появлялся на сцене вместе с оркестрами Санкт-Петербурга, Москвы, Берлина, Вены, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Чикаго, Филадельфии и многих других городов. В качестве скрипача наш сегодняшний герой стал очень популярен. Однако в какой-то момент Владимир Спиваков почувствовал, что способен на большее. Сократив интенсивность выступлений, Владимир Теодорович начал учиться дирижерскому искусству и уже скоро предстал перед восторженными зрителями в принципиально новом амплуа.

Карьера дирижера Владимира Спивакова

Как признается сам музыкант, его профессиональному становлению в новом качестве помог опыт работы с такими известными дирижерами как Е. Светланов, М. Ростропович, Р. Мути, Е. Мравинский, К. М. Джулини, К. Аббадо и др.

В 1979-м году наш сегодняшний герой собрал вокруг себя группу единомышленников, вместе с которой впоследствии начал гастролировать по городам Европы и Америки. Коллектив получил название «Виртуозы Москвы». Стоит отметить, что и по сей день Владимир Спиваков работает с ним в качестве дирижера, художественного руководителя и солиста.

Владимир Спиваков и Виртуозы-Брамс-Венг.танец

С первых выступлений оркестра нашему сегодняшнему герою сопутствовал успех, который не оставляет его уже более тридцати лет. Сегодня Спиваков и «Виртуозы Москвы» часто дают концерты в самых разных городах планеты, а также участвуют в различных международных фестивалях. Среди наиболее известных выступлений концерты в Зальцбурге, Эдинбурге, Нью-Йорке, Флоренции и многих других регионах Земли.

Стоит отметить, что в качестве дирижера наш сегодняшний герой выступает также и с другими коллективами. В разные годы он появлялся на сцене с Чикагским, Кливлендским, Лондонским, Филадельфийским и Будапештским оркестрами. Кроме того, талантливый музыкант выступал также с оркестром театра «Ла Скала», музыкальными труппами Французского радио и Кёльнской филармонии. В течение четырех лет наш сегодняшний герой также являлся руководителем Российского национального оркестра.

В январе 2003-го года Владимир Спиваков возглавил хорошо известный ныне Национальный филармонический оркестр России, который когда-то сам же и создал.

Владимир Спиваков в настоящее время

На данный момент впечатляющая дискография Владимира Спивакова включает в себя более сорока музыкальных произведений. Спектр его музыкальных стилей варьируется от мелодий европейского барокко до классических авторских партий Канчели, Прокофьева, Пярта, Шнитке, Шостаковича и многих других композиторов. Выступления Владимира Спивакова нередко проводятся на благотворительной основе.


За свой выдающийся вклад в музыкальное искусство наш сегодняшний герой был удостоен многочисленных наград. Так, в частности, в его личной коллекции есть звание Народного артиста СССР, орден «За заслуги» III степени (Украина и Россия), орден Дружбы народов, звание кавалера ордена Почетного легиона, а также многие другие регалии.

В настоящее время Владимир Спиваков все также гастролирует по свету. На момент написания данной статьи дирижер вместе со своим оркестром находился на гастролях в странах СНГ (Беларусь и Украина).

Личная жизнь Владимира Спивакова

Вот уже двадцать восемь лет музыкант женат на телеведущей Сати Саакянц (ныне – Спивакова). У Владимира и Сати есть три дочери Екатерина, Татьяна и Анна. Кроме того, у нашего сегодняшнего героя есть также старший сын Александр, родившийся во время брака музыканта с пианисткой Викторией Постниковой.

Сати Спивакова - известная актриса Советского Союза и России, успешная телеведущая, а также жена знаменитого и талантливого скрипача и дирижера Владимира Спивакова. Пример жизни с гармоничным сосуществованием в роли матери, жены и успешной женщины демонстрирует Сати Спивакова. Биография, фото даны в статье.

Детство

Сати Спивакова (Саакянц), биография которой будет описана в этой статье, родилась в Ереване, в творческой и музыкальной семье. Ее бабушка жила в Ростове, хоть и была армянкой. Она имела удивительной красоты голос и часто пела на Собственно, там в нее и влюбился дедушка девушки. Во время войны они уехали в Армению, где было спокойнее. Отец ереванской красавицы родился там.

Зарэ Саакянц, папа Сати, - известный в Армении скрипач. Мать, Аида Аветисова - пианистка. Детство Спиваковой было наполнено музыкой и любовью. В своих мемуарах телеведущая отметила, что детские годы ассоциируются у нее со звуком скрипки, с подготовкой к празднованию Нового года, с красивейшим городом Ереваном и камерным оркестром Зарэ.

А вот праздновать свой день рождения Сати не любит. Все из-за того, что в 1986 году накануне этого дня умер ее отец, и похороны пришлись на 7 января, когда и родилась Сати Спивакова (биография год рождения указывает как 1962).

Юность

Учитывая то, что Сати родом из музыкальной семьи, избежать соответствующего образования ей не удалось. Параллельно с учебой в обычной средней школе девочка занималась в специализированной музыкальной. Играла на рояле. По свидетельству самой телеведущей, эти занятия не доставляли ей особого удовольствия. Она мечтала стать актрисой. Ее привлекала поэзия, и зачастую в доме проводились стихотворные вечера.

Именно в это время зародились в душе Спиваковой две мечты о работе с гениальными режиссерами: Г. А. Товстоноговым и Р. Г. Виктюком. Первой сбыться было не дано, а вторая исполнилась совсем недавно на сцене одного из московских театров, где Виктюк поставил моноспектакль "Нежность" с участием Сати Спиваковой.

После окончания школы, в 1979 году, юная Сати сказала родителям, что уезжает в Москву поступать в театральный институт. Документы она подавала во все вузы, но прошла только в ГИТИС.

Образование

Из-за своей ярко выраженной армянской внешности Сати не смогла поступить в Щукинское училище, а вот в ГИТИС ее взяли сразу (были квоты для союзных республик).

Сати Спивакова, биография которой поведает о разных этапах ее жизни, попала в ГИТИСе на курс к Туманову. Руководитель с пониманием отнесся к девушке, которой предложили первую роль в кино, и сразу главную. Обычно студентам запрещали сниматься, но она успевала сходить и на занятия, и слетать в Армению на съемки. Такой сумасшедший график был у девушки более двух месяцев. Зато после завершения работы над фильмом, по воспоминаниям Сати, Туманов проникся к ней уважением.

К сожалению, вскоре И. М. Туманов умер, Сати ушла в академический отпуск ради еще одного фильма, а вернулась уже на курс к руководителю О. Я. Ремезу, который не доверял ей роли даже во втором составе. Интерес к учебе у девушки совсем пропал.

В это время она знакомится со своим будущим мужем Владимиром Спиваковым. По Москве ползут нелепые слухи о их связи, а руководитель курса отказывается дать роль Сати в дипломном спектакле, мотивируя это тем, что Спиваков сможет устроить ее куда угодно и без диплома ГИТИСа.

Все же роль Сати дали. Практически безмолвную, с репликой из четырех слов. Сати Саакянц была жутко разочарована таким поворотом событий, но ей удалось сдать все выпускные экзамены и получить диплом. А потом у нее началась совсем другая жизнь, жизнь мамы, жены, хозяйки дома.

Через несколько лет после рождения первой дочери актриса училась в Сорбонне в течение шести месяцев.

Карьера

Свою карьеру актрисы Сати начала в 1980 году с роли Мириам в фильме "Лирический марш". Армянский режиссер Агаси Айвазян пригласил студентку ГИТИСа для исполнения драматической роли девушки, которая жертвует жизнью своего мужа, арестованного за нарушение закона, ради политического заключенного большевика. Все происходит в 1918 году. В титрах Сати указана под девичьей фамилией Саакянц.

Через некоторое время Спивакова успешно прошла пробы в фильм режиссера Марата Варжапетяна. И снова главная роль. Фильм-опера "Ануш" вышел в 1983 году и принес Сати известность в родной Армении и других республиках Советского Союза.

Сати Спивакова, биография которой богата на работы с армянскими режиссерами, свою третью роль получила также в фильме производства своей родной страны. Это была семейная комедия 1986 года "Чужие игры".

После этого фильма карьера актрисы отошла у Сати на второй план. Теперь в первую очередь она была мамой и женой. После смерти отца она некоторое время жила в Ереване вместе с матерью. Там ее вновь пригласили на съемки, однако супруг Спиваковой оказался против этой затеи, ей пришлось забыть о своих амбициях.

Биография Сати Спиваковой уникальна в том плане, что после колоссального перерыва в карьере ей все-таки удалось реализовать свой актерский и ораторский талант. Она снялась в полнометражном фильме, режиссером которого стала Рената Литвинова. Роль в "Последней сказке Риты" стала четвертой по счету в кинокарьере актрисы.

Помимо этого, Сати оказалась прекрасной телеведущей. Ее первая программа выходила под названием "Сати". Гостями становились известные люди из мира искусства, а целью этого ток-шоу было изображение героя с неизвестной стороны.

Сати Спивакова, биография которой рассказывает о ее блистательной работе на ведущих телеканалах страны, начинала снимать свою передачу прямо у себя в квартире. Сначала ее транслировали по каналу "Культура", затем ОРТ выделил Сати студию и пустил программу в свой эфир. По свидетельству самой ведущей, на телевидение ее взяли из-за громкой фамилии мужа. Несмотря на это, среди героев ее шоу были Людмила Гурченко, Татьяна Тарасова, Геннадий Хазанов, Элтон Джон и многие другие.

Сати Спивакова очень гордится еще одной программой в формате интервью. Она выходила на канале "Культура" под названием "Камертон". Было отснято более 60 выпусков. В гостях у Сати побывали даже те, кто до этого никогда не давал интервью Евгений Кисин, Хосе Каррерас). После многочисленных месяцев работы Спивакова поняла, что ничего нового в этой передаче уже не будет. Ее пришлось закрыть.

Следующая ее работа проходила в совершенно новом формате - музыкальном. Также на канале "Культура" вышла программа "Нескучная классика" с Сати Спиваковой. Там ведущая обсуждала злободневные темы с музыкантами, композиторами и исполнителями классической музыки. Причем разговоры зачастую велись не на профессиональном языке, чтобы простой зритель, не имеющий музыкального образования, понял и проникся поднятыми темами.

Семья

Биография Сати Спиваковой удивляет длительным и нерушимым замужеством, длящимся уже более тридцати лет. Тем удивительнее история их знакомства и развития отношений. Надо отметить, что у Владимира Спивакова брак с Сати не был первым, да и по возрасту он старше своей нынешней жены почти на двадцать лет. Наверное, поэтому, увидев девушку впервые, Владимир понял, что перед ним - его будущая жена, Сати Спивакова. Биография, личная жизнь у Владимира Спивакова на тот момент уже были бурными, но ради Сати он отказался от своего звания казановы.

История знакомства

Познакомились Сати и Владимир друг с другом заочно. Она впервые увидела его в на телевидении, где он выступал в составе "Виртуозов Москвы". Через некоторое время коллектив посетил с гастролями Армению, и поскольку среди "виртуозов" было много друзей отца Сати, компания собралась дома у Саакянц.

Владимир именно в тот момент увидел девушку своей мечты. Правда, не вживую, а на фотографии. Это была небольшая выставка снимков из фильма "Ануш", где Сати сыграла национальную героиню. Спиваков признается, что глядя на эту девушку с красивыми глазами и длинными косами, почувствовал, что это его будущая жена.

Сати Спивакова и Владимир Спиваков встретились впервые после концерта "Виртуозов" в Москве. Все произошло за кулисами, и романтичным это знакомство было не назвать. Сати поблагодарила за чудесный концерт, Владимир дал ей автограф, а вокруг суетились администраторы, директор, гример. Поговорить толком им не удалось. Однако Спиваков предложил встретиться после его возвращения с гастролей.

Их вторая встреча произошла примерно через месяц в гостях у общего знакомого. И тоже никакой романтики не было. После чаепития Владимир вызвался подвезти Сати до дома, и они заблудились. Так полночи и проездили на машине, практически ни словом не обмолвившись. Выйдя из машины, девушка попросила обязательно ей позвонить, как только Владимир доберется до дома. Он так и сделал. В ту ночь они проговорили по телефону почти пять часов. Болтали обо всем и ни о чем, читали друг другу стихи, Спиваков много рассказывал о себе.

На следующий день он вновь уезжал на гастроли практически на месяц и клятвенно обещал позвонить 18 апреля, когда вернется домой. Сати чувствовала непреодолимую тягу к этому мужчине, но не хотела ошибиться. Поэтому 18 числа она ждала, как судного дня. Если бы Спиваков не позвонил, истории любви не случилось бы. Но поздним вечером телефонный звонок раздался. Они договорились встретиться на следующий день у памятника Пушкину. Сати поняла, что Владимир - это тот мужчина, с которым она проведет всю свою жизнь.

Свадьба

Долгое время окружение Владимира Спивакова не принимало девушку в свое общество, на нее смотрели свысока и снисходительно кивали при встрече. Однако армянская девушка выиграла в этом противостоянии и доказала, что достойна быть женой этого талантливого человека. С достоинством, которому можно позавидовать, она носила имя Сати Спивакова. Биография, дети в которой занимают главенствующее место, открыла новую главу.

В течение года после знакомства влюбленные жили в маленькой квартире Владимира на проспекте Вернадского. Сати долго ждала от Спивакова предложения руки и сердца, но он не торопился. В прошлом уже обжигался на этом, да и его родные не сразу приняли Сати в свой дом.

Однако помолвка состоялась. Это решение было принято Владимиром Спиваковым из-за того, что девушка могла уехать по распределению в Ереванский театр. Свадьба была крайне скромной, без толпы гостей. После регистрации в ЗАГСе молодые съездили на фотосессию в парк, а после вернулись домой, где за праздничным столом их ждали немногочисленные родственники. Отец Сати не смог приехать на бракосочетание дочери, у него были гастроли в Германии. Собственно, и Владимир Спиваков уехал на концерты спустя пару дней, оставив свою супругу одну.

Дети

Вскоре после свадьбы недавняя невеста поняла, что беременна. Счастью не было границ, ведь скоро станет матерью она, Сати Спивакова. Биография, дети в которой имеют огромное значение, обрела новые краски. В 1985 году у пары родилась дочь Екатерина.

Через несколько лет семья переезжает во Францию из-за работы Спивакова. С тех пор они так и живут на два дома: один - в Москве, другой - в Париже.

В 1989 году родилась вторая дочь четы Спиваковых - Татьяна.

Спустя почти шесть лет у них появился третий ребенок - дочка Анна.

Кроме того, в семье воспитывалась племянница Владимира, дочь его погибшей сестры - Александра.

Сати Спивакова, дети которой проводили не так много времени с матерью, признается, что на первом месте для нее всегда был муж и его мнение. Во время их поездок с детьми оставалась мама Спиваковой, которая привнесла многое в их воспитание. По признанию самой телеведущей, такой образ жизни научил ее девочек самостоятельности, они с легкостью преодолевают жизненные трудности.

Сати Спивакова, дочери которой уже давно взрослые, всегда была либеральной мамой. Она никогда ничего не запрещала детям, считая, что таким образом они сами смогут найти верный ответ, правильное решение. Даже когда старшая дочка Катя сменила свои длинные красивые волосы на черные дреды, мать отнеслась к этому философски. И в самом деле вскоре девочка поняла, что подобный стиль не для нее, и все вернулось на свои места.

Сати спокойно относится к кавалерам дочерей, считая, что вмешиваться в отношения детей нельзя ни в коем случае. Главное для нее, чтобы девочки были счастливы.

Хорошими родителями считают себя Сати Спивакова и Владимир Спиваков. Дети их также пошли по творческому пути. Старшая Екатерина стала кинорежиссером-сценаристом, средняя Татьяна - актрисой, младшая дочка тоже видит себя в мире искусства.

Сейчас все дочери Спиваковых живут во Франции. Родители навещают их во время перерывов в своей работе. Теперь, когда дети выросли, армянская красавица может снова заниматься своей карьерой, что и делает Сати Спивакова. Биография, семья, дети в которой были на первом месте, опять может пополниться весомыми работами в кино и на телевидении.

Награды и звания

В 2012 году Спивакова была удостоена престижнейшей премии "ТЭФИ" в номинации "Музыкальные программы. Классика" за работу в передаче "Нескучная классика" на телеканале "Культура".

В 2013 году Сати была награждена Орденом Дружбы. Это высокая оценка ее профессиональной деятельности, плодотворного труда на телевидении и кинематографе.

  1. Модельер Филиппин А. Алонсо сшил для невесты Владимира Спивакова свадебное платье черно-серого цвета. Однако к алтарю она пошла в белом брючном костюме, который ей купил жених.
  2. У Сати есть в коллекции автограф от Джона Гальяно, который принимал участие в одной из ее передач. Дизайнер купил футболку специально для Спиваковой и оставил на ней дружеское пожелание.
  3. Владимир Спиваков гордится женой. Несмотря на наличие трех детей, отличную фигуру сохранила Сати Спивакова. Рост, вес она скрывает.
  4. Сати Спивакова - натуральная брюнетка, но уже много лет окрашивает волосы в светлые тона. По признанию телеведущей, ее нынешний цвет волос не имеет никакого отношения к состоянию души.
  5. Сати находится в дружеских отношениях с сыном Владимира Спивакова от первого брака.
  6. Свободно говорит на французском языке. В детстве родители привезли Сати из Франции много сувениров, в том числе пластинки с песнями Ш. Азнавура. Девушка влюбилась в эту культуру и пообещала себе, что побывает в Париже и овладеет языком в совершенстве. Так и случилось. Также знает английский и итальянский языки на среднем уровне.
  7. Хобби Сати Спиваковой - чтение. Среди любимых жанров - поэзия, очерки, мемуары знаменитых людей. Читает Сати параллельно на двух языках - русском и французском.
  8. Не любит много времени проводить в салонах красоты. Среди любимых процедур первое место отдает обертыванию.
  9. Не признает пластических операций.
  10. Сати Спивакова не называет себя вегетарианкой, но уже много лет не употребляет в пищу мясо.
  11. Сати не считает себя спортивным человеком. Она не умеет кататься на велосипеде, никогда не вставала на коньки и лыжи, зато умеет неплохо плавать.

Эта атмосфера угнетала - огромное количество людей и в то же время полное отсутствие тех, на кого можно положиться. Очень многим не нравилось: а) что я есть, б) что я рядом со Спиваковым. Все решали за него, как ему лучше.

журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", ноябрь 1999.

Cчитается, была я такой творческой, самостоятельной личностью, а теперь вот стала мужней женой. Я действительно ею стала - просто поняла: это важнее.

Я родилась в очень музыкальной семье. Ничего, если я начну с бабушки? Она армянка, правда, из Ростова. Бабушка была певицей, по воскресеньям часто пела на службе в церкви. Туда как-то зашел мой дед, услышал невероятный голос, подошел поближе и увидел маленькую, совершенно очаровательную круглолицую девушку. Он сразу же решил познакомиться и очень скоро на ней женился. В 1941 году, спасаясь от бомбежек, они бежали к родственникам в Армению - там было спокойно. Папа рассказывал, что хорошо помнит эти бомбежки.

Папа у меня был скрипач, известный в Армении музыкант, ученик Янкелевича - консерваторию он заканчивал в Москве. А мама - пианистка, она тоже армянка, но бакинская. Познакомились они в Ереване. В 1962 году папа вернулся в Армению и организовал свой камерный оркестр, который был вторым в Союзе после московского. Произошло это в год моего рождения. Так что я с детства не представляла себе, как можно жить без камерного оркестра.

Естественно, как нормальная дочка музыкантов, я училась в специальной музыкальной школе, играла на рояле. Играла, правда, довольно средне - меня никогда к этому не тянуло.

- Вы мечтали стать актрисой?

Да, лет с двенадцати. Закончив школу, я объявила, что хочу поступать в театральное в Москве. И папа, который был очень мудрым человеком, не стал со мной спорить. "Пусть едет, - сказал он плачущей маме. - Пусть попробует. В конце концов не получится - вернется домой, а там посмотрим". И вот я поехала в Москву. Пробовалась всюду, как водится, и поступила в ГИТИС.

- Обычно музыкально одаренные девушки стремятся в Щукинское...

У меня же была нацфактура! Вы знаете, что это такое? Помню, как один преподаватель из "Щуки" бросил мне: "Деточка, у вас мелодика". У меня, естественно, была поющая южная речь, густые брови и черные волосы. (А в ГИТИСе к таким вещам относились иначе - у них была специальная квота под союзные республики.)

Кроме того, меня, провинциальную девочку, завораживало само слово "ГИТИС". Курс набирал Туманов: когда его привозили в институт на "Волге", все стояли навытяжку. В общем, я подала документы и сразу же поступила. И на первом же курсе снялась в своей первой картине, что было совершенно невероятно: в ГИТИСе всегда придерживались жесткого принципа - к кино и близко не подходи.

Помню, как мы пришли в ГИТИС с каким-то помрежем просить, чтобы меня отпустили на съемки. Сначала мне отказали: "Нет, нет и нет, а если вы, девушка, хотите сниматься в кино, вместо того чтобы постигать азы профессии, берите академический отпуск". Я бросилась к руководителю курса, Туманову. Он выслушал меня и поставил условие: я могу ездить на съемки через день. "Подходит вам это?" Я сказала: "Да!" Мне предложили главную роль, да еще какую! Ануш - символ Армении, единственная героиня в армянской литературе. Есть даже коньяк "Ануш" - на этикетке девушка в косах и с кувшином. И вот армянская диаспора за рубежом выделила деньги, чтобы снять фильм-оперу по мотивам "Ануш".

Наверное, решиться на такое можно только в 19 лет, свято веря в то, что когда-нибудь из тебя получится Сара Бернар . После занятий в институте поздно ночью я вылетала в Армению, мама там меня откачивала-отпаивала, в семь утра я неслась на студию, ночью садилась в самолет - и летела обратно в Москву. И так два месяца подряд. После этого Туманов воспылал ко мне теплыми чувствами: всех студентов он называл по фамилии, а меня - Сато-детка. Мы очень друг друга любили.

Через год он умер, и мне стало совсем неинтересно учиться. Опять предложили серьезную роль в кино, и тут уже я решила уйти в академический отпуск. Пропустила год, а вернувшись, попала на курс к другому педагогу - там я была падчерицей. Пришла к диплому с полным отсутствием ролей. Сколько ни просила: "Ну хоть одну роль дайте, хоть во втором составе!" - в ответ слышала: "Зачем вам это надо? Вы же нигде показываться не будете, вас Спиваков и так пристроит". Я возмущалась: "При чем тут Спиваков?"

- А он тогда уже был известный, популярный...

Ну да, конечно. Но самое-то интересное: пока мы не познакомились, я почти ничего о нем не знала. Крутилась в своем театральном мире... Помню только, что кто-то однажды передал папе в подарок виниловую пластинку Спивакова. Я ее везла в самолете, положила под ноги, и от горячего воздуха она прогнулась.

А за год до нашего знакомства мы с родителями смотрели "Голубой огонек" - это было первое выступление "Виртуозов" по телевидению. "Сувенир" Полторацкого, "Скрипач на крыше"... Я взглянула на экран - крупный план дали - и отметила: "Какой хорошенький!" Всех остальных скрипачей я знала, а этого - нет.

Еще помню, какая-то приятельница, театровед, рассказывала, что ее подруга-журналистка брала у него интервью. "Ты знаешь, - делилась она со мной, - он такой позер, такой дамский угодник... Представляешь, открыл ей дверь со скрипкой в руках! Специально, наверное, в прихожей скрипку держал". Теперь-то я знаю, что для него это обычная вещь, он со скрипкой просто не расстается.

И вот приезжаю я в Москву после своих съемок, чувствую себя совершенно опустошенной, живу в каком-то съемном углу, и вообще все не клеится. А в это самое время "Виртуозы" триумфально поехали в Армению давать концерты. Разумеется, в оркестре "Виртуозы Москвы" было много папиных друзей; они пришли к нам на ужин и привели Володю.

Он увидел мои фотографии - мама сделала выставку снимков из только что вышедшего фильма. В гриме, с косичками я была безумно хорошенькой. Как Володя рассказывает - а у него каждый раз появляются новые вариации на эту тему, - стоило ему увидеть эти фотографии, как его внутренний голос произнес: "Это твоя жена". А он этому внутреннему голосу ответил что-то жутко неприличное, вроде: "А пошел ты..." Такой диалог продолжался, пока Володя не спросил у папы: "А что ваша дочка делает?" - "Да вот, в Москве учится". - "А почему же она не ходит на концерты?" Вопрос риторический, потому что Спиваков приглашает на свои выступления всех, кто ему приглянется, будь то таксист или девушка на таможне. Не думая, есть билеты, нет билетов, он сразу: "Приходите на мой концерт, позвоните моей жене".

Он и тогда сказал: "Позвоните...", показав на сидящего за столом общего знакомого. Помню, папа говорил мне: "Ты знаешь, это такие потрясающие концерты! Если тебя пригласят, не отказывайся!" В Москве мне действительно позвонили, дали место в двадцатом ряду партера - было понятно, что я не самый важный гость. От концерта я получила огромное удовольствие и собиралась с этим удовольствием идти домой, как вдруг меня останавливает тот человек, что дал мне билет: "Ну ты хотя бы скажи ему спасибо!"

Обычная суета за кулисами, я подхожу и вижу: стоит невысокий, совершенно взмокший, уставший человек с веснушками. На сцене Спиваков казался мне таким большим, возвышенным, все было так изящно, элегантно, в

се искрилось - а тут он стоит в голубеньком свитерочке, с полотенчиком, а вокруг суетятся мама, сестра, директор, замдиректора... И я говорю: "Спасибо вам огромное, я дочка Зарэ Саакянца". Володя своим бархатным голосом отвечает: "Мне очень приятно, что на мой концерт пришла дочь таких родителей. Возьмите, пожалуйста, цветы". Сама не знаю, почему я попросила у него автограф, - никогда этого не делала. Он подписал мне программку, после чего сказал: "Сейчас я уезжаю, а в апреле вернусь. Может быть, увидимся?"

Потом, помню, он мне признался, что был слегка разочарован: "На фотографиях ты мне показалась такой красивой, а тут пришла с какой-то жуткой прической, в дурацком костюме". Я почувствовала себя оскорбленной. Мне тот брючный костюм шили так торжественно - мама всегда следила за тем, чтобы я хорошо одевалась, - а Спиваков его раскритиковал! "Почему же, - говорю, - ты все-таки решил со мной встретиться?" - "Решил на всякий случай еще раз проверить, прав ли мой внутренний голос".

Я пришла домой, поставила букет в вазу - он, кстати, очень быстро завял... А через месяц вдруг позвонил наш общий знакомый и позвал меня на чай. Я уже стала догадываться, в чем дело. Когда мы сели за стол, как бы случайно появился Спиваков... Потом он меня провожал домой, и это было очень забавно, потому что мы заблудились. Я тогда жила на "Ждановской", мы очень долго ехали на машине, и Володя сказал: "Ну, вы Сусанин!.." Уже жалел, что вызвался проводить. Я в ту пору стеснялась курить в присутствии посторонних, а в машине не выдержала и спросила: "Можно я закурю?" Он поморщился, протянул мне пачку "Салема" - как сейчас помню, в Москве таких сигарет не было.

Короче говоря, довез меня Спиваков к часу ночи. Я так неловко себя чувствовала, что попросила: "Позвоните мне из дома, чтобы я за вас не волновалась". Наши дети, когда я им об этом рассказываю, умирают со смеху: "Как, вы познакомились и говорили друг другу "вы"?" Я объясняю: "Конечно, он был намного старше меня и к тому же знаменитый музыкант".

- А какая у вас разница в возрасте?

Восемнадцать лет. Но мне кажется, он выглядит так молодо, что эта разница незаметна.

И вот он позвонил мне в два часа ночи, и мы проговорили до семи утра. О чем? Обо всем на свете. Читали друг другу стихи, что тоже вызывает у наших детей страшный хохот. Потом он говорил о себе. Теперь я знаю, что Вова искренен на сцене и в жизни, просто жизнь для него - всегда действо, и, рассказывая что-то, он может играть какую-то роль. Он вообще человек очень многогранный. Может хулиганить где-нибудь на улице или дома, может быть значительным, мрачным или, наоборот, трогательным, как маленький ребенок. И все это он.

В эту ночь Володя играл роль одинокого путника: "Я одинокий волк..." - "Почему вы одинокий волк?" - "Ну вот так, один бреду по этой пустынной равнине..."

Он опять уезжал почти на месяц. И пообещал позвонить мне 18 апреля. Я долго носила в себе этот разговор, а когда мне прислали пластинку с записью его концерта, уже не могла о нем не думать. Наступило 18 апреля - помню, был очень красивый закат, и я все думала: интересно, позвонит или нет? Все-таки я одна из многих девочек в этом мире. И загадала: если позвонит сегодня, значит, это настоящее. А если через пару дней - надо заканчивать.

- Вы чего-то боялись?

Как вам сказать - у меня до Володи не было настоящей, сильной любви, только какие-то девические воспоминания - легкие, кружевные, которые веса не имели. Я боялась вступать в серьезные отношения, боялась, что они меня ранят и я останусь опустошенной. Это была первая в моей жизни история, которая могла плохо кончиться.

Вечером он позвонил: "Что вы делаете?" Я ответила: "Жду вашего звонка". Мы договорились встретиться на следующий день в семь часов у памятника Пушкину. Володя предупредил: "Я могу опоздать, только если не успею доиграть что-то. Я всегда должен доиграть до конца".

- Он сделал вам предложение?

Не сразу. Это был человек уже раненый - позади развод, причем развод болезненный: жена ушла от него с маленьким ребенком. Когда это произошло, Володе было 28 лет. И он, как я понимаю, пошел по жизни, пользуясь, так сказать, женским обаянием, очарованием и женщинами вообще в силу сиюминутной необходимости, и не более того. Мне так кажется, хотя об этом мы никогда не говорили - даже если живешь с человеком 16 лет, стараешься какие-то дверки не открывать.

Короче говоря, к тому моменту он был закоренелым холостяком - свободный артист Владимир Спиваков , который принадлежит миру и одновременно никому, ему не нужны ни семья, ни жена, ни дети, потому что он молод, красив, независим и все время в полете.

- Как же такой человек согласился променять всех женщин мира на одну?

Ну, я не то чтобы целью это себе поставила, а просто поняла, что без этого человека жить не могу. Обычно за то, без чего не можешь жить, начинаешь бороться - сначала исподволь, а потом все настойчивее.

Он обитал тогда в малюсенькой квартирке на проспекте Вернадского: три комнатки, в которых некуда посадить трех человек, потому что Володя любит книги, ноты и всего должно быть много. В этой квартирке мы жили год после нашего знакомства.

В самом начале это было непросто - утвердиться рядом с ним. Меня буквально старались выдавить - как пасту из тюбика.

Я приходила в консерваторию и чувствовала, что на меня все смотрят и среди этих сотен глаз нет добрых, меня просто сверлили взглядами. Знаете, вот если есть у людей аура, у меня эта аура сразу же превращалась в решето. Мне казалось, что я не так сижу, не так стою, не так поздоровалась. Стоило пройти мимо и кого-то не узнать, как Володе тут же докладывали. Его друзья говорили: "Ну, нашел себе девочку. Молоденькая, глупенькая - актерка". Я знала: меня в лучшем случае воспринимают как декоративное существо.

Мне действительно приходилось очень тяжело. Я была совсем не уверена, что красива, нужна ему, что я вообще что-то собой представляю. К тому же в этот момент появилась другая женщина, которая вместе с Володей творила на сцене. Я понимала, что она к нему неравнодушна, а он восхищается ею как творческой личностью. Меня даже не ревность, а отчаяние брало, оттого что эта женщина не считается с тем, что я его жена. Правда, я достаточно быстро овладела ситуацией.

- А что надо делать в таких случаях?

Во-первых, я считаю, на мужчину не надо орать, хотя я прошла и через это: кричала, швыряла предметы. На самом деле нужно делать совершенно обратное тому, что хочется. Тебя тянет хлопнуть дверью - а нужно успокоиться, хорошо одеться, улыбнуться. К сопернице, которой мечтаешь выцарапать глаза, нужно подойти, обнять ее, поцеловать и сказать: "Здравствуй, как ты сегодня великолепно выглядишь!" Наверное, это самый лучший рецепт - по крайней мере я к такому поведению стремлюсь, причем не только с женщинами. Но к этому приходишь не сразу. Уже потом, став женой, я поняла: главное - найти равновесие, гармонию в отношениях с человеком, и тогда уже никому не придется доказывать, что ты имеешь право б

ыть рядом с ним.

- Где была ваша свадьба?

Да вы знаете, свадьба у нас получилась неинтересная, я вообще о ней не рассказывала ни в каких интервью. Володины родные были против нашей женитьбы. За то время, которое мы прожили вместе, ему так и не удалось убедить их, что я именно та женщина, которая ему нужна. Он боялся меня потерять, но жениться не хотел. С другой стороны, пора было принимать решение: моя учеба в ГИТИСе заканчивалась, и я собиралась ехать в ереванский театр, куда меня звали. Получилось так, что решение мы приняли по телефону: Володя, как обычно, был на гастролях. Я объявила ему, что уезжаю. На следующий день он позвонил: "Ты никуда не поедешь, мы должны пожениться". Я говорю: "Ты мне делаешь предложение?" - "Да, вот я приеду..."

Он должен был приехать на три дня, а потом опять улететь на месяц. Папа в эти дни играл концерты в Германии, так что свадьба единственной дочери прошла без него. Володя не захотел ждать. Мне казалось, что ему немножко неудобно смотреть моему отцу в глаза.

Свадьбу справили дома. Володя сказал: "Иначе придется звать всю Москву". Он привез мне красивый белый костюм - не свадебный, но очень элегантный, пригласил фотографа, и мы после загса поехали сниматься в рощицу где-то в Тропареве. Фотография получилась такая: раба любви. Спиваков меня за всю жизнь два раза поднял на руки: во время этой съемки. И все. После чего мы вернулись домой. Моя мама уже накрыла стол, приехали его мать и сестра. Большой радости они не испытывали. Или так: были счастливы, но виду не показали.

Вообще Володина мама человек уникальный, до сих пор играет на рояле - недавно, в день его рождения, она села, сыграла "Посвящение" Шумана. Мама безумно артистичная: она рассказывает так, что умираешь со смеху. Или может станцевать вам канкан. Она одаренный человек, прошедший очень тяжелую жизнь. В начале войны немцы повесили ее мать, и она осталась совершенно одна, из блокадного Ленинграда попала в Уфу, где и познакомилась с Володиным отцом. Они скитались по каким-то коммунальным квартирам, жили то в шестиметровой комнате, то в пятнадцатиметровой, мама играла на рояле и поднимала своего Вовочку. Конечно, жизнь была непростая.

При первой встрече она приняла меня потрясающе: "Боже мой, какие у вас ноготочки! Кто вам маникюр делает? Ах, сама? Боже, какая прелесть!" К сожалению, у мамы много советчиков, ей напели про меня "хорошую" песню, и с этой песней, периодически забывая мотивчик, она и живет все шестнадцать лет. Но вы знаете, я настолько благодарна ей за то, что она Володю родила... Я всегда хотела, чтобы между нами были мир и взаимопонимание. Долго за это боролась. А сейчас у меня период тайм-аута: я ни за что не борюсь, уверена, что все само собой уладится, когда придет время.

- Вы говорили, что были женщиной без стержня. Сейчас о вас этого никак не скажешь.

Возраст, опыт, рождение детей в любом случае меняют женщин. Кроме того, я сама себя лепила, делала ошибки и училась на них.

- А Владимир Теодорович не занимался вашим воспитанием? Когда взрослый мужчина берет в жены молодую девушку, он иногда стремится стать Пигмалионом.

То, о чем вы говорите, мне знакомо - я знаю немало таких пар. У нас совершенно другой случай. Володин секрет в том, что он, взрослый мужчина, так и остался большим ребенком. Как ни странно, это человек, который до сих пор не уверен в своем таланте, он сам себе всю жизнь доказывает, что чего-то стоит. Поэтому Володя никогда не действовал, как Пигмалион. Но я не могу сказать, что Спиваков меня лепил. Правда, он привил мне вкус к живописи. Или, скажем, приучил меня к китайским ресторанам - он их любил, а я нет. Другое дело - он может сказать, что ему что-то не нравится, и я к этому прислушиваюсь.

Как-то я убирала квартиру, еще на Вернадского. Володя неожиданно вернулся с репетиции, а я стою, как сейчас помню, в откуда-то выкопанных красных носках. "Ну и вид у тебя! Будто с армянской горы спустилась", - заметил он. Больше я не ношу носков, ни при каких обстоятельствах. .. В другой раз он так же неожиданно вернулся и увидел меня в бигудях. Мне было сделано замечание, и больше меня в бигудях никто не видел.

- А ваша профессия? В кино вы больше не снимались?

Нет, я еще несколько раз пыталась, но... Видите ли, я считаю, что у нас очень счастливый брак. Я счастливый человек, и Володя, надеюсь, тоже. Но за эти шестнадцать лет совместной жизни мы дважды стояли на краю пропасти в наших отношениях, и оба раза из-за моих поползновений совместить две роли - жены Спивакова и профессиональной актрисы. Стоило мне сделать такую попытку, и все заходило в тупик. Мы теряли общий язык, пустота сразу же заполнялась другими людьми, и брак шел к катастрофе. Он не рухнул только потому, что ко мне наконец пришло понимание: я человек сильный, могу жить и уважать себя, не будучи актрисой и женщиной независимой. И вот когда я это уяснила, все стало на свои места.

После свадьбы я очень быстро родила Катю. Володя сказал: "Ну ладно, ты пока посиди дома, подожди, а там посмотрим". Когда Кате исполнился год, умер папа. Я поехала в Ереван его хоронить и осталась там, потому что надо было поддержать маму - она была в очень плохом состоянии. Я поняла: чтобы не сойти с ума, надо работать. Начала сниматься, и это вызвало бурную реакцию. Володя внезапно прилетал на два дня - а меня нет. Ну и, как всегда, нашлись добрые люди, которые ему твердили: "Все понятно, молоденькая, что с нее взять?" И вдруг у него изменился голос - совершенно чужой стал, непроницаемый.

Я вернулась домой и обнаружила, что он мне не верит, ревнует и из-за этой ревности готов поломать нашу судьбу.

- То есть вы были на грани разрыва?

Да, и в этот момент я поняла, что жизнь у меня одна и мне надо делать выбор сегодня, сейчас. Я решила, что для меня важнее быть его женой.

Был еще период, когда я почувствовала, что он куда-то от меня удаляется, что его начинают окружать чужие люди, которые меня к нему не подпускают. Это произошло после нашего переезда в Испанию. Мне исполнилось тридцать лет, для женщины это рубеж, и я подумала: "Боже мой, я ведь ничего еще не сделала из того, что могла бы!"

- Я помню, как "Виртуозы" уезжали в Испанию, это, кажется, 1989 год...

К этому моменту оркестр стал разваливаться. "Виртуозы" были на таком гребне славы, что немножко от нее устали. Потому что выше уже невозможно: каждый концерт - аншлаг, турне - опять все замечательно. К тому же быт заел - время-то было тяжелое. Когда Володя понял, что происходит, он устроил собрание. И ему сказали: чтобы спасти оркестр, надо куда-то уехать. Как - весь оркестр? Но они же привыкли, что Спиваков - фокусник. И действительно, все получилось, поскольку в Испании на его концерты ходила сестра короля. При фонде принца Астурийского был хор, и испанцы очень хотели иметь свой оркестр. Так "Виртуозам" удалось уехать - причем с семьями, кошками и собаками. Шлепали президентские визы. Володя приехал и удивился: "А это кто?" - "А это двоюродная сестра, муж первой жены..." Сто двадцать че

ловек уехали жить в Испанию. И все это было на большом подъеме, но когда мы с Володей сидели в аэропорту в Мадриде, я рыдала, понимая, что это начало конца.

"Виртуозы" как бы перестали быть московским оркестром, но и испанским не стали. Раньше вокруг них в Испании всегда был ажиотаж, а тут они стали вроде бы местными - сначала шум пошел, их показали по всем каналам телевидения, а потом... Я попала в крошечный город, где мне не с кем было словом перемолвиться. "Виртуозы" продолжали ездить, мой муж появлялся дома все реже и реже - я вдруг очутилась в полном вакууме.

- И вы попытались снова начать работать?

Я съездила на шесть месяцев в Париж, поучилась в Сорбонне. Это мне много дало, конечно. Потом пыталась организовывать какие-то выставки из России, снялась в Питере в одном неудачном фильме... И опять слышала этот сухой, отстраненный Володин голос по телефону, чувствовала, что мы отдаляемся друг от друга и это ведет к разрыву.

А потом я поняла, что жду ребенка, и это само собой все разрешило. Я восприняла это как прямое указание судьбы - надо не заниматься поисками себя, а сохранять то, что есть, надо быть вместе.

- Вы стали его помощницей, секретарем, импресарио, может быть?

Нет, импресарио - это слишком громкое слово. У Володи замечательный импресарио, Мишель Глотц, который 25 лет работал с Каллас, Караяном. Во Франции, вообще в Европе его все знают - Караян называл его "моя музыкальная совесть", они вместе создавали Зальцбургский фестиваль.

Так что импресарио я себя никогда не назову. Скорее я координирую жизнь Спивакова: он дирижер, солист, он дает концерты в России, выступает с симфоническим оркестром, у него свой фестиваль - все это надо привести к общему знаменателю. Ну и, естественно, быт - об этом тоже надо думать. Я не играю роль музы, а стараюсь по возможности оберегать моего мужа от того ненужного, что отвлекает его от работы, потому что для него работа - это все.

- А что, он действительно всюду ходит со скрипкой?

Даже на пляж. Нормальные люди купаются, загорают, развалившись на песочке. А Спиваков надевает наушники, разворачивает партитуру... Сидит на полотенце с закрытыми глазами и размахивает руками. На юге Франции, где никто не знает, кто он такой, его, наверное, принимают за городского сумасшедшего.

И так же в самолете на него иногда смотрят - он и там работает. Был случай, когда я его встречала в Ницце беременная. Он летел из Рима, я вот с таким животом и с нашей старшей, Катей, приехала в аэропорт. Самолет прибыл, все выходят - а моего мужа нет. Я подхожу туда, где багаж, - крутятся три чемодана Спивакова, в том числе чемодан с нотами. Уже их стали снимать, я кричу: "Это чемоданы моего мужа!" Звоню девушке, которая его провожала в Италии: "Соня! Где Спиваков?" Та удивляется: "Ты что, мы его привезли заранее, за два часа, он хотел купить во фри-шопе сигареты". Сердце у меня упало: так, ему стало плохо в самолете.... Катя говорит: "Мама, успокойся, успокойся". А я рыдаю: "Нет, с папой что-то случилось!"

Кидаюсь в бюро информации: объясните, может быть, кого-то из самолета увезли в больницу, не мог же человек пропасть?! Там говорят: "На ваше имя есть факс: господин Спиваков скоро будет здесь, он летит рейсом Лондон-Ницца". Но как он мог попасть в Лондон?

Оказывается, Вова действительно купил сигареты, до отлета оставалось еще два часа, он надел наушники, раскрыл какую-то симфонию и сел дирижировать. И, естественно, прослушал объявление о посадке. Когда он снял наушники, выяснилось, что самолет уже улетел. "Как вы объявляете, ничего не слышно!" Короче, авиакомпания умудрилась переправить его в Лондон, а там он сел на самолет в Ниццу.

- Это портрет тихого рассеянного гения. А мне приходилось слышать, что у Спивакова взрывной характер. Рассказывали о какой-то драке, в которую он ввязался в Париже...

Ну, это старая история. Володя играл концерт, потом мы отмечали его у Ростроповича и где-то в три часа ночи пешком отправились к себе в отель, чтобы немножко проветриться. И тут на нас напали: из темноты появились два здоровенных араба и негр. Спивакова мгновенно сбили с ног, я вместе со скрипкой полетела в другую сторону. Помню, как услышала свой крик никогда не думала, что могу так кричать. Я поняла, что сейчас его убьют: он лежал на мостовой, над ним склонились два бандита, и я слышала звуки ударов. И вдруг ситуация странным образом переменилась. Негр вдруг упал, и я увидела своего мужа, который выдавал этакого Леонова из фильма "Джентльмены удачи" - он шел вперед растопырив пальцы: "Ну, щас я вам..." Такого трехэтажного мата мне до тех пор слышать не приходилось.

Через пять минут он раскидал всех троих: Володя ведь в молодости боксом занимался. Потом повернулся ко мне; я поняла, что он еще не вышел из роли: "Что ты орешь, мы победили!"

Когда мы вошли в отель, я увидела, что у него рука в крови: это была кровь того негра. Портье бросился к нам: "Месье Спиваков, что с вами?" В номере я никак не могла успокоиться - прикуриваю одну сигарету от другой, руки трясутся, а Вова уже что-то напевает в спальне: "Сатинька, а ты что не ложишься?" Я-к нему, всхлипывая, вытирая слезы, а он говорит: "Ты что? Ты разве не поняла - я сам все это придумал. Я их нанял, чтобы тебя удивить". На следующий день он должен был давать концерт. Благополучно его отыграл - как потом выяснилось, со сломанными ребрами.

- И часто он вас удивляет?

Постоянно. Он сделает что-нибудь, потом спрашивает: "Ну, я тебя поразил?" Мы были в Бостоне, он играл там концерт, и вечером гуляли по улочке, где расположены всякие маленькие антикварные лавчонки. Зашли в один такой магазинчик, чтобы выбрать подарок его маме. Там были две маленькие пряжечки, наверное, 20-х годов. С сапфирчиками и какими-то мелкими белыми камнями вроде фианитов. Милые вещички.

Володя спрашивает: "Тебе нравится?" Я говорю: "Вообще-то забавно". И мы ушли. Спустя два месяца приезжает наш приятель: "Мне надо Вову увидеть". И вдруг мой муж торжественно выносит эти пряжки: "Ну, я тебя поразил?!" - "Вова, откуда?" - "Мы уехали, а я подумал - красивая вещь!" Он кому-то позвонил, договорился, кто это привезет, - не в подарок на какой-то праздник или день рождения, а просто так. "Я тебя удивил?" - "Удивил". Вот у нас все время так. Со Спиваковым не соскучишься.

- А как же ваши мечты о кино, о сцене? Вы не сожалеете, что не стали Сарой Бернар?

Нет. То, что делает Володя, намного значительнее того, что могла бы делать я. И я счастлива, когда вижу в каком-то его проекте свою маленькую лепту. А потом, я его люблю...

Недавно Володя впервые выступил в Москве в качестве главного дирижера Российского Национального оркестра. Только я одна знаю, как он шел к этому концерту, чего это ему стоило. К сожалению, банда музыкальных критиков спустила на него всех собак - и концепция не та, и прическу поменял, и вообще "шоуменствует". А он

Спиваков Владимир Теодорович - известный во всём мире скрипач, а также дирижёр. Он ведёт активную гастрольную деятельность. Владимир Теодорович - учредитель собственного благотворительного фонда.

Биография

Владимир Спиваков в 1967 году окончил Московскую консерваторию. К этому времени он уже имел целый ряд премий, полученных на конкурсах Международного уровня.

В 1975 году маэстро провёл несколько сольных концертов в США, которые прошли с большим успехом. В дальнейшем Владимир Теодорович многократно выступал с лучшими оркестрами мира. Ведущие мировые критики отмечают, что исполнительская манера В. Спивакова - интеллигентная, артистичная, яркая, эмоциональная, звук - богатый и объёмный. Сам же музыкант всегда говорит, что своим мастерством обязан педагогам Ю. Янкелевичу и Д. Ойстраху. В 1979 году Владимир Теодорович создал камерный струнный оркестр под названием «Виртуозы Москвы», где он является солистом, главным дирижером и художественным руководителем. Прежде чем организовать коллектив, В. Спиваков провёл длительную подготовительную работу. Он обучался искусству дирижирования у Л. Маазеля, И. Гусмана и даже у Л. Бернстайна. Последний подарил Владимиру Теодоровичу собственную дирижерскую палочку, с которой Спиваков не расстаётся по сей день.

Семья

Личная жизнь Владимира Спивакова не является тайной. Почти 30 лет он женат на Сати Саакянц. Маэстро называет супругу редкой женщиной, в которой сочетаются ум и красота.

До неё был женат дважды Владимир Спиваков. Семья у дирижёра - не маленькая. У него и Сати три дочери: Анна, Татьяна и Екатерина. Также у маэстро есть сын от второго брака и племянница, которая осталась сиротой.

Спиваков Владимир Теодорович, личная жизнь которого освещена в данной статье, очень любит свою семью. Все его дети - люди искусства. Екатерина пишет стихи и песни для джаз-группы. Татьяна занимается театром, флейтой и рисованием. Сын Владимира Теодоровича, Александр Рождественский - скрипач.

Скрипка

Владимир Спиваков, музыка для которого всегда была самым главным в жизни, начал свой творческий путь в 7 лет. Сначала он обучался игре на виолончели. Но будущий знаменитый музыкант был очень худеньким и маленьким, поэтому попросил заменить ему инструмент на что-то более лёгкое. После чего его определили на скрипку. Сначала мальчик учился в обычной музыкальной школ, а в 1961 году перевёлся в десятилетку при консерватории. Его педагог считал Владимира талантливым и говорил, что в его руках любая кастрюля будет звучать.

До 1997 года Владимир Теодорович играл на скрипке, созданной мастером Франческо Гобетти. Ему подарил её его педагог - профессор Янкелевич. А в 1997 году сбылась его мечта - у него появилась скрипка Антонио Страдивари, которую он получил в подарок от поклонников и меценатов.

Карьера дирижёра

Спиваков Владимир Теодорович организовал оркестр «Виртуозы Москвы» в 1979 году. Он собрал в свой коллектив талантливейших музыкантов и создал для них атмосферу свободы творчества. Прежде чем оркестр Владимира Спивакова получил мировое признание, музыкантам приходилось репетировать по ночам и в совсем не подходящих для этого местах. В работе у В. Спивакова свои принципы, которые обеспечивают ему успешное руководство артистами. Он относится к своим музыкантам с уважением и пониманием. Владимир Теодорович считает, что ничего хорошего не получится, если перед артистами, у каждого из которых свой характер, свои жизненные обстоятельства и проблемы, будет стоять психованный дирижёр.

Благотворительный фонд

Владимир Спиваков в 1994 году учредил собственный благотворительный фонд. Цель его - помогать юным талантам. Фонд Владимира Спивакова организует концерты, вырученные средства от которых тратятся на покупку хороших музыкальных инструментов, а также на оплату обучения и проживания в Москве одарённых детей из провинции. Помогает Владимир Спиваков не только музыкантам. Фонд организует выставки для детей с художественным даром. Многие юные таланты, получившие помощь от ФВС, уже выросли и стали знаменитыми музыкантами, скульпторами, живописцами. Фонд также помогает и больным детям.

Афиша фонда в сезоне 2015-2016

Благотворительный фонд Владимира Спивакова предлагает следующие мероприятия:

  • Концерт из цикла «Дети - детям. Услышать будущего зов». «Рождественские чудеса». Москва.
  • Спектакль Марка Разовского «Моцарт и Сальери». Участвуют Московский театр «У Никитских ворот» и стипендиаты фонда. Челябинск.
  • Концерт к 70-летию профессора Московской консерватории им. П. И. Чайковского И. Гаврыша. Москва.
  • Концерт лауреатов 1 Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева. Москва.
  • Концерт стипендиатов фонда с участием Камерного оркестра И. Лермана. Набережные Челны.
  • «Петер де Грот Фестиваль», Голландия.
  • Всероссийский фестиваль-конкурс юных исполнителей «Волшебство звука». Города: Тольятти, Октябрьск, Сызрань, Жигулевск, Самара, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадное, Кинель-Черкассы, Подбельск, Похвистнево.
  • Второй открытый конкурс «Мелодии романса». Дзержинск.
  • Абонемент «Её Величество Музыка». Города: Мышкин, Углич, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ростов.
  • Пятый Международный фестиваль «Peregrinos Musicales». Испания.
  • Концерт из цикла «Дети - детям. Услышать будущего зов». «Ждем весну». Москва.
  • Седьмой Международный детский конкурс имени Д. Д. Шостаковича. Москва.
  • Концерт из цикла «Дети - детям. Услышать будущего зов». «Музыкальный бал». Москва.
  • Международный музыкальный фестиваль «АРСЛОНГА». Москва.
  • «Дети - детям. Услышать будущего зов». «В кругу друзей». Москва.
  • Сезон 2015/2016 гг., Абонемент 165. Выступают стипендиаты и «Виртуозы Москвы». Москва.
  • «Дети - детям». «Торжество гармонии». Москва.
  • Первый Международный конкурс имени Ядвиги Щипановой.
  • Год литературы. Выступление стипендиатов фонда. Москва.
  • Пятый Московский открытый конкурс-фестиваль им. Ю. Н. Должикова. Москва.
  • Международный детский фестиваль «Кинотаврик». Сочи.
  • «Дети - детям. «Друзья встречаются вновь». Москва.
  • «Караван бесконечности...» Москва.
  • «Ночь искусств». Москва.

Владимир Спиваков никому не позволяет прикасаться к своей скрипке, он считает, что из-за этого её молекулярный состав будет нарушен. Дирижёр коллекционирует картины. Маэстро любит почитать. Его любимые писатели: Борхес, Мераб Мамардашвили, Гоголь, Набоков, Пруст, Кундера, Лесков, Гессе. Отдыхать Владимир Теодорович любит в одиночестве, по его мнению, артисту оно необходимо, чтобы поразмышлять, построить планы. Он благодарен своей жене за то, что она даёт ему возможность побыть одному. Маэстро неприхотлив в еде и может существовать в не очень комфортных условиях. В.Спиваков любит простую пищу - пельмени, чёрный хлеб и тушёную капусту с сосисками. Дирижёр считает себя человеком суеверным. Знаменитый скрипач - добрый человек. И крайней неорганизованный.

Награды и премии

Владимир Спиваков - а также Украины, Башкортостана и Осетии. На своё 50-летие маэстро получил в подарок собственную планету, которая была названа его именем. Артист имеет большое количество орденов, медалей и высших государственных наград не только России, но и множества других стран. В 2002 году маэстро стал почётным доктором МГУ. Владимир Теодорович носит звание «Артист мира ЮНЕСКО». За свою творческую жизнь маэстро получил огромное количество различных премий.

Сати (Сатеник) Зарэевна Спивакова (урожденная Саакянц). Родилась 7 января 1962 года в Ереване. Советская и российская актриса, телеведущая.

Сати Саакянц, ставшая известной как Сати Спивакова, родилась 7 января 1962 года в Ереване в семье музыкантов.

Отец - Зарэ Саакянц, известный армянский скрипач.

Мать - Аида Аветисова, пианистка.

"У нас была настоящая семья музыканта: много книг, музыки, интеллигентские разговоры и никакого материального достатка - оклад у отца был мизерный. Но при первой же возможности папа купил для мамы рояль", - вспоминала Сати.

Училась в специальной музыкальной школе, играла на рояле.

Окончила Ереванскую музыкальную школу, однако еще во время учебы поняла, что профессиональным музыкантом не станет. "У меня был дикий зажим, когда я выходила к роялю играть, а там, в зале, сидело больше двух человек. Чтобы что-то разучить, мне надо было часов пять, когда другому требовалось всего лишь полчаса. Так что я очень рано поняла: это не мое", - признавалась Сати.

После окончания музыкальной школы отправилась в Москву и поступила в ГИТИС, который окончила в 1984 году, курс Туманова.

В 1980 году дебютировала в кино, снявшись в главной роли в армянском фильме «Лирический марш».

В этой социальной драме она сыграла роль Мариам (Марьямик). Действие фильма разворачивается в 1918 году, в разгар гражданской войны на Кавказе. Учительница Марьямик, узнав, что ее муж арестован и отправлен в тюрьму, решает его спасти. Вместе со своей теткой она отправляется на розыски супруга. Этот тяжелый путь станет для Марьямик путем прозрения. Найдя наконец мужа и узнав, что его арест не связан с политикой, она, получив возможность забрать из тюрьмы одного человека, спасает не мужа, а другого - приговоренного к смерти.

Сати Спивакова в фильме "Лирический марш"

В 1983 году снялась в главной роли картины «Ануш» - экранизации оперы А. Тиграняна, по мотивам поэмы Ов. Туманяна. Фильм представляет из себя историю трагической любви девушки Ануш (ее сыграла Сати) и пастуха Саро.

Сама она говорила, что это была крайне значимая для нее роль: "Ануш - символ Армении, единственная героиня в армянской литературе. Есть даже коньяк "Ануш" - на этикетке девушка в косах и с кувшином. И вот армянская диаспора за рубежом выделила деньги, чтобы снять фильм-оперу по мотивам "Ануш". Наверное, решиться на такое можно только в 19 лет, свято веря в то, что когда-нибудь из тебя получится Сара Бернар. После занятий в институте поздно ночью я вылетала в Армению, мама там меня откачивала-отпаивала, в семь утра я неслась на студию, ночью садилась в самолет - и летела обратно в Москву".

Сати Спивакова в фильме "Ануш"

В 1986-м исполнила небольшую роль в ленте «Чужие игры» (Ашхен). В дальнейшем отказалась от карьеры актрисы после замужества. Лишь в 2011-м она опять появилась на экране, сыграв небольшую роль в мелодраме «Последняя сказка Риты».

В 30 лет она закончила Сорбонну, где изучала языкознание и историю Франции.

На телеканале «Культура» вела программу «Сати Спивакова. Мои истории», затем перешла на на ОРТ, сократив название программы до «Сати».

Позже стала ведущей «Камертон» на телеканале «Культура». В 2010 году стала вести программу «Сати. Нескучная классика» на канале «Культура». Получила ТЭФИ в номинации «Музыкальная программа. Классика».

В 2002 году выпустила книгу мемуаров «Не всё».

В 2013 году награждена Орденом Дружбы за большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания, культуры и многолетнюю плодотворную работу.

Рост Сати Спиваковой: 163 сантиметра.

Личная жизнь Сати Спиваковой:

Замужем. Муж - , известный российский скрипач, дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы». Он старше ее на 18 лет. Познакомилась с будущим мужем еще когда была студенткой. Она вспоминала: "Это произошло в Москве после его концерта. А до этого он выступал в Ереване и был приглашен к моим родителям. Папа же мой учился в Московской консерватории у того же педагога, что и Володя. Вообще не было такого, чтобы кто-то из московских музыкантов, выступая в Ереване, не пришел бы к нам домой. Папа был человеком очень общительным и очень подружился с Володей. Володя пришел к нам в гости, увидел фотографию из фильма, где я снималась, которая висела на стене в маминой комнате, и внутренний голос чего-то ему там нашептал".

Ради знаменитого мужа Сати оставила актёрскую карьеру и всецело сосредоточилась на семье.

В браке родились две дочери: Татьяна и Анна. Также они воспитали как своего собственного ребенка Екатерину - дочь умершей сестры Спивакова.

Старшая дочь Екатерина живет в Нью-Йорке и работает клипмейкером и музыкальным продюсером, как и ее муж.

Средняя - Татьяна Спивакова - окончила престижную театральную школу во Франции Cours Florent, а затем Парижскую консерваторию драматического искусства. Сати Спивакова говорила в интервью, что Тане достались ее актерские гены. В июне 2017 года дочь Татьяна вышла замуж за Томаса Маталу.

Сати Спивакова с дочерью Татьяной и зятем Томасом Маталу

Младшая дочь Анна - известная во Франции джазовая певица. Она выступает под сценическим псевдонимом Anna Kova.

Фильмография Сати Спиваковой:

1980 - Лирический марш (Լիրիկական երթ) - Мариам (в титрах - Сати Саакянц)
1983 - Ануш - Ануш (поёт Гоар Гаспарян)
1986 - Чужие игры - Ашхен (в титрах - Сати Саакянц)
2009 - Владимир Спиваков. Без фрака (документальный)
2011 - Последняя сказка Риты - главврач

Библиография Сати Спиваковой: