Традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности и их соотношение в постбиполярном мире. Современные угрозы международной безопасности Таким образом, под международной безопасностью подразумевается такое состояние системы, при котором гарантируется внешн

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Н овые угрозы международной безопасности

С одержание

Введение

1. Понятие международной безопасности

2. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн

3 . Терроризм как угроза в системе международной безопасности

4 . Киберпреступность как новая угроза международной безопасности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Наций. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась Вторая Мировая война, а после нее "холодная война". Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов. Более того, обеспечение национальной и международной безопасности в современных условиях потребовало расширить это понятие за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов.

Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире, который многолик, динамичен и долой острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем приобретающих глобальный характер, до 90х годов в научной литературе у нас и за рубежом в основном разрабатывались вопросы международной безопасности государства. Это объяснялось возрастанием взаимозависимости различных государств и народов мира, интернационализацией их экономик, появлением глобального оружия массового уничтожения. Возросла и всемирная угроза человечеству от производственной деятельности.

Многие современные угрозы имеют глобальный, трансграничный масштаб и ставят под угрозу систему обеспечения безопасности, которая раньше была в первую очередь ориентирована на отдельные государства.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель работы - рассмотреть и проанализировать новые угрозы международной безопасности

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи :

- дать понятие и характеристику международной безопасности;

-рассмотреть угрозу термоядерной катастрофы и новых мировых войн;

- изучить проблему международного терроризма;

- рассмотреть киберпреступность как новую угрозу международной безопасности.

Методы исследования:

- обработка, анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования - международная безопасность

Предмет исследования - новые угрозы международной безопасности

1. Понятие международной безопасности

Неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений, являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в основе блокирования государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы.

Высшие интересы международного сообщества, а именно выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всех субъектов военно-политических отношений.

Формы систем поддержания международной безопасности могут быть самыми различными, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран-участниц, ориентацией (политической, военной, экономической и т.д.) и проч. Роль международных (региональных) систем безопасности, их влияния на решение международных проблем может быть также самой различной и зависеть от "удельного веса" стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. 2004.

В настоящее время системой глобальной международной безопасности является ООН - всемирная организация суверенных государств, учрежденная на основе их добровольного объединения с целью поддержания мира и безопасности практически во всех аспектах. ООН относится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-правовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).

Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отнести к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит блокам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предусматривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности. К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации государств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т.д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.

Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосударственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет удельный политический, экономический и военный вес ее участников. В настоящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО, ЗЕС и, с некоторыми оговорками, ЕС Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: 2004..

К особой, чисто европейской форме международных систем безопасности относится СБСЕ, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое представляет собой систему консультаций, процессов обсуждений, проводящихся на различном уровне по различным аспектам международной безопасности. СБСЕ, несмотря на попытки международно-правового оформления, наличие постоянных комиссий и комитетов и т.п. органов, пока не может быть отнесено к системам жесткими контролирующими и принуждающими структурами. Однако наметилась тенденция превратить СБСЕ в более структурированный и дееспособный орган европейской безопасности, причем уже в настоящее время Совещание нельзя назвать системой "мягкой" и аморфной Любецкий В.В. Мировая экономика Учебный курс. - М.: Феникс, 2006.

Необходимо отметить, что системы международной безопасности образованы в различных регионах мира. К ним относятся: ОАГ и ОЦАГ (в Северной, Южной и Центральной Америке, соответственно); ОАЕ (Африка); ЛАГ - лига арабских государств; СААРК (Южная Азия); АСЕАН (Юго-Восточная Азия) и др. На роль важных элементов в обеспечении, по крайней мере, региональной безопасности претендуют и все еще существующие в отдельных районах мира (вне Европы) военно-политические блоки (например, АНЗЮС), а также двусторонние договоры и соглашения о взаимопомощи и союзе в военной области (например, между США и Японией, США и Южной Кореей). Эти организации, договоры, несмотря на свой декларированный международно-правовой статус и претензии, с точки зрения безопасности регионов не играют роли, адекватной роли европейских систем международной безопасности, являясь системами "мягкого" типа.

Как правило, любая система коллективной (международной) безопасности имеет своего лидера (их может быть несколько), который обеспечивает свое первенство в определении коллективной политики органа безопасности, главным образом, за счет своей военно-политической или экономической мощи. А так как страна-участница международной организации стремится через это участие к достижению прежде всего собственной национальной безопасности, то направленность политики международного союза во всех областях международной и национальной безопасности отвечает прежде всего национальным интересам своего лидера.

2. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн

Комплекс глобальных проблем современности покоится на теории глобальных балансов, согласно которой стабильность процессов (устойчивость их состояния) в природе и обществе зависит от степени их сбалансированности. Насчитывается до двух десятков глобальных балансов, начиная с общепризнанных, типа топливно-энергетического, материально-сырьевого, межотраслевого, продовольственного, транспортного, торгового, экологического, демографического и др. и кончая более или менее дискуссионными типа баланса вооружений, сил охраны и нарушения общественного порядка, убыли и подготовки кадров общественного производства, сноса и застройки зданий, заболеваемости и выздоравливаемости, наркотизации и денаркотизации общества (потребление никотина, алкоголя и более сильных наркотиков), разрушения и созидания культурных ценностей, различных балансов в международных отношениях, в системах информации и др.

Около двух десятков лет назад ключевой глобальной проблемой современности являлась гонка вооружений, поглощавшая львиную долю совокупного валового продукта почти всех стран мира, да к тому же грозившая новой мировой войной. Собственно, как теперь стало ясно, она и представляла собой, по сути, главное поле сражений Третьей мировой войны 1946-1991 гг., вошедшей в историю под псевдонимом "Холодной". Самой настоящей войны с десятками миллионов убитых, раненых, инвалидов, беженцев, сирот, чудовищных разрушений и опустошений. Войны, в которой одна сторона ("мировая социалистическая система" во главе с СССР) потерпела поражение, капитулировала и распалась, потому что вчетверо уступала противнику (НАТО во главе с США) экономически и на целый порядок - технологически.

В 90-х годах ключевой глобальной проблемой, вместо гонки вооружений, получившей качественно иной характер изобретения и производства принципиально нового оружия, сделалось противостояние так называемого Третьего и Первого мира, т.е. развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и развитых стран Северной Америки, Западной Европы, плюс Японии и ряда других. Это противостояние безысходно во многих отношениях, потому что Третий мир пока что идет по пути развития Первого мира, а путь этот в общемировых масштабах бесперспективен: его "перекрывают" ограничения мировой энергетики, экологии и культуры.

Угроза термоядерной катастрофы, сегодня приняли глобальный, т.е. общепланетарный, характер, вышли за рамки государственных границ и материков и представляют общечеловеческую задачу. В настоящее время особое значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривают залог прогресса человечества, преодоление глобальных проблем. Постепенно вызревала идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: 2003..

Однако в руки авантюристов буквально плывет оружие массового поражения - химическое, бактериологическое и, возможно, ядерное. Как только они более или менее освоятся с ним - неизбежно повторение "Бури в пустыне", но на сей раз при гораздо более неблагоприятном для Запада соотношении сил. Ситуация все более напоминает последние годы Римской империи. Как решить эту проблему в существующих условиях, не знает никто.

3 . Терроризм как угроза в системе международной безопасности

Борьба с терроризмом выходит на первый план во внутренней и внешней политике всего мирового сообщества. После начала контртеррористической операции в Афганистане, она вытеснила на второй план вопросы, связанные с развитием демократии в новых независимых государствах, вопросы, касающиеся прав человека, решения задач по борьбе с бедностью, нищетой, безработицей.

Международный характер терроризма предполагает такой же международный глобальный ответ на его проявления. С учетом того, что террористические группировки обладают разветвлённой сетью и координируют свои действия, террористические акты в 90% случаев стали достигать своих целей. Эти цели рассчитаны не только на причинение непосредственного ущерба жертве или жертвам, они имеют также и определённый устрашающий эффект: посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц и вызвать чувство растерянности, беспомощности и т.д.

Так по данным специалистов количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся всё более жестокими и их объектом всё чаще становятся люди. В 70-х годах 80% терактов были направлены против собственности и только 20%-против людей. В 80-х годах - соответственно 50% на 50%. В 90-х годах уже 30% и 70%. В 21 -м веке 10% и 90%. Таким образом, терроризм - это акции, сопряжённые с применением насилия или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц. Мотивы чаще имеют политический или иной характер. Исполнители, обычно, малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп и в отличие от других преступников берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум общественного внимания и оказать воздействие на власть или определённые группы населения, выходя за рамки причинения непосредственного физического ущерба Косов Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема // Сборник "Перспективы человека в глобализирующемся мире". - 2005, № 5..

Борьба с терроризмом является не только наиболее сложной и запутанной, но и долгосрочной задачей. Поэтому сегодня особенно актуальной становится проблема создания мировых, региональных и национальных систем коллективной безопасности. Возникла политическая необходимость и экономическая целесообразность формирования жизнестойкой, международной, коллективной системы, способной противостоять любой внутренней и внешней военной экспансии и терроризму. Трагические события последних лет, многочисленные теракты в разных государствах мира показали явную угрозу политической, экономической, социальной жизни развитых и развивающихся государств, с разным уровнем демократии и разных конфессиональных направлений.

Кровавые действия международного терроризма в России и США, Испании и Турции, Индонезии и Израиле, Марокко и Египте, Пакистане, Афганистане и Ираке показывают, что терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса.

Несомненно, трагические события 11 сентября 2001 г. в США обострили задачи борьбы против терроризма и выдвинули на первый план проблемы безопасности. То, что нападению была подвергнута самая экипированная с точки зрения безопасности, отлично охраняемая страна повергло в шок всё мировое сообщество, каждый человек ощутил хрупкую грань между жизнью и смертью. Мировое сообщество было вынуждено по-другому, по-новому, взглянуть на вопросы безопасности. Учитывая современные реалии, государства-члены Совета Евроатлантического партнёрства, Европы, России и Азии обнародовали заявление, в котором отразили общее мнение: теракты были направлены не только на США, но и на общечеловеческие ценности.

Страны-партнёры по созданной антитеррористической коалиции предпринимали и предпринимают необходимые меры для борьбы с терроризмом. Они прекрасно осознают, что борьба будет носить трудный и затяжной характер и потребует привлечения всех имеющихся средств и методов: политических, экономических, дипломатических и военных.

Зависит это в первую очередь от современного и адекватного понимания возможностей терроризма. Так как обладание новейшими вооружениями, технологиями и огромными финансовыми средствами повышает последствия террористической деятельности.

Существует серьёзная опасность попадания в руки различных террористических организаций оружия массового поражения, биологического, химического оружия и даже радиологических бомб. Многосторонние меры и межгосударственные соглашения пока не имеют эффективных рычагов и механизмов противодействия терроризму в полной мере. Хотя, работа в этом направлении ведётся постоянно. Вне всякого сомнения, что для борьбы с таким явлением как международный терроризм необходим коллективный разум, коллективный орган, способный оперативно и без ущерба для невиновных, разить и уничтожать террористов по всей планете Халевинская Е.Д. Мировая экономика. - М.: 2004.

Терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса. В рассмотрении международного терроризма как феномена социально-политической ситуации в контексте различных процессов на первый план выдвигаются проблемы международной безопасности.

Формирование эффективной системы международной безопасности сталкивается с проблемой отсутствия реального механизма для адекватного, юридически оправданного реагирования на террористические выпады, многовариантное объяснение самого явления, сложность и многоликость термина "терроризм" не позволяют решить эту проблему. Особенно опасен терроризм тем, что его идеология очень часто прикрывается религиозными, национально-освободительными, революционными факторами.

Для успешного противодействия международному терроризму во избежание двойных стандартов в проведении всеобщей антитеррористической борьбы неоднократно предпринимались попытки выработать и законодательно оформить документ, в котором терроризм получил бы однозначное юридическое определение без всяких интерпретаций.

Международная антитеррористическая система должна создаваться под эгидой ООН на прочной законодательной базе. Основные пути борьбы с международным терроризмом предполагают в первую очередь, информационное взаимодействие и координацию спецслужб разных стран Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. - М., 1997..

Во-вторых, и об этом неоднократно заявляли главы государств и правительств, следует внести изменения в международно-правовые антитеррористические документы.

Необходимо отказаться от практики предоставления политического убежища террористам, их спонсорам и пособникам.

Важную роль в связи с этим приобретает борьба с торговлей и изготовлением наркотиков во всём мире, как основных источников финансирования международного терроризма, особенно это, касается Афганистана.

Новые угрозы безопасности имеют более широкий понятийный смысл и включают в себя не только терроризм как таковой, но и явления коррупции, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, нанесение ущерба компьютерным системам, общую криминализацию общества.

Страны, входящие в определённые военно-политические, региональные, межгосударственные, а так же трансатлантические блоки имеют возможность эффективно укреплять свою безопасность. Это должно происходить, и происходит за счет объединения их ресурсов в экономической и военной областях. Что касается важности политического взаимодействия, то оно должно строиться на основе "прозрачности", координации, толерантности и доверия стран друг к другу.

Особое значение в этом направлении на современном этапе приобретают уже созданные международные институты - ООН, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, АТЦ повышается их роль. Меняется их стиль и методы. Создаются новые коалиционные силы для совместных действий. В связи с событиями в Афганистане была создана Антитеррористическая Коалиция. При центральном командовании Вооруженных Сил США в штате Флорида действует Единый Коалиционный Координационный Центр, в котором работают представители различных государств, в том числе и стран СНГ. В рамках проведения контртеррористической операции в Афганистане ведётся активное сотрудничество с Центрально азиатскими республиками. Так, силы коалиции имеют военные подразделения на территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Активизировалась военная и гуманитарная помощь этим республикам.

Опыт показал, что для оперативного и эффективного реагирования на вызовы международного терроризма следует найти интеграционный механизм противодействия преступной деятельности. Основной компонент силовой, но он не должен преобладать, прежде всего, следует ликвидировать финансовые и идеологические ресурсы, которыми питаются террористические организации. Отлично экипированной и разветвлённой террористической организации может противостоять только хорошо отлаженная наднациональная система, объединяющая антитеррористические силы, состоящие из информационно-аналитической, разведывательной, контрольно-финансовой, силовой структуры.

4. Киберпреступность как новая угроза международной безопасности

Национальная инфраструктура любого государства уже сегодня тесно связана с использованием современных компьютерных технологий. Ежедневная деятельность банковских и энергетических систем, управления воздушным движением, транспортная сеть, даже скорая медицинская помощь находятся в полной зависимости от надежной и безопасной работы автоматизированных электронно-вычислительных систем.

Преступность в сфере использования компьютерных технологий ("киберпреступность") - это явление международного значения, уровень которого непосредственно зависит от уровня развития и внедрения современных компьютерных технологий, сетей их общего пользования и доступа к ним. Таким образом, стремительное развитие информатизации в мире несет в себе потенциальную возможность использования компьютерных технологий из корыстных и других мотивов, что в известной мере ставит под угрозу национальную безопасность государства Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. 2004.

Основной целью киберпреступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них. В отличие от обычного преступника, что действует в реальном мире, киберпреступник не использует традиционное оружие - нож и пистолет. Его арсенал - информационное оружие, все инструменты, которые используются для проникновения у сети, взлома и модификации программного обеспечения, несанкционированного получения информации или блокировки работы компьютерных систем. К оружию киберпреступника можно прибавить: компьютерные вирусы, программные закладки, разнообразные виды атак, которые делают возможным несанкционированный доступ к компьютерной системе. В арсенале современных компьютерных преступников есть не только традиционные средства, но и самое современное информационное оружие и оборудование; эта проблема уже давно пересекла границы государств и получила международное значение.

Уже сегодня кибертеррорист может нанести больший вред, используя в преступном арсенале клавиатуру и мышь, нежели взрывное устройство, например, - бомбу. Трудности в определении понятия кибертерроризма ещё связаны с тем, что порой очень сложно отделить сам кибертерроризм от акций информационной войны и информационного оружия и информационного криминала или преступлений в сфере компьютерной информации. Дополнительные трудности могут возникнуть при попытке выявить специфику данной формы терроризма. Так, например, психологический и экономический аспекты кибертерроризма тесно переплетены, и невозможно однозначно определить, какой из них имеет большее значение. Эта неопределенность говорит о новизне явления.

Преступление, совершенное в киберпространстве - это виновное противоправное вмешательство в работу компьютеров, компьютерных программ, компьютерных сетей, несанкционированная модификация компьютерных данных, а также иные противоправные общественно опасные действия, совершенные с помощью или посредством компьютеров, компьютерных сетей и программ.

Информационный терроризм ("кибертерроризм" отличается от указанных форм воздействия на киберпространство, прежде всего своими целями, которые остаются свойственными политическому терроризму вообще.) Средства осуществления информационно-террористических действий могут варьироваться в широких пределах и включать все виды современного информационного оружия. В то же время тактика и приемы его применения существенно отличаются от тактики информационной войны и приемов информационного криминала Любецкий В.В. Мировая экономика Учебный курс. - М.: Феникс, 2006.

Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил большой общественный резонанс. Как правило, требования сопровождаются угрозой повторения акта без указания конкретного объекта.

Опасность кибертерроризма в том, что он не имеет национальных границ и террористические акции могут осуществляться из любой точки мира. Как правило, обнаружить террориста в информационном пространстве очень сложно, так как он действует через один или несколько подставных компьютеров, что затрудняет его идентификацию и определение местонахождения. терроризм политический наркотик

Кибертерроризм ориентируется на использование различных форм и методов вывода из строя информационной инфраструктуры государства или на использовании информационной инфраструктуры для создания обстановки приводящей к катастрофическим последствиям для общества и государства. Мало того, количество преступлений, совершаемых в киберпространстве, растет пропорционально числу пользователей компьютерных сетей, и, по оценкам Интерпола, темпы роста преступности, например, в глобальной сети Интернет, являются самыми быстрыми на планете, в числе которых и кибертерроризм.

Заключение

Таким образом, под международной безопасностью подразумевается такое состояние системы, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Угроза термоядерной катастрофы, сегодня приняли глобальный, т.е. общепланетарный, характер, вышли за рамки государственных границ и материков и представляют общечеловеческую задачу.

Три технических аспекта термоядерного оружия сделали термоядерную войну угрозой самому существованию цивилизации. Это - огромная разрушительная сила термоядерного взрыва, относительная дешевизна ракетно-термоядерного оружия и практическая невозможность эффективной защиты от массированного ракетно-ядерного нападения.

В сфере международных отношений терроризм представляет, прежде всего, острую угрозу для международной безопасности, поскольку он подвергает опасности стабильность и мирный характер во взаимоотношениях между отдельными государствами, а также целыми группами государств, провоцирует напряженность в отношениях между ними, нередко способствует разжиганию опасных международных конфликтов, препятствует их разрешению. Терроризм на международной сцене выступает также как инструмент вмешательства во внутренние дела государств, дезорганизует международные связи, грубо нарушает права человека, международный правопорядок. Вот почему следует проблему терроризма рассматривать на международном уровне, как прямую угрозу международной безопасности.

Современный международный терроризм, являясь самым опасным социально-политическим явлением, оказывает колоссальное влияние на политические процессы в мире.

Преступность в сфере использования компьютерных технологий ("киберпреступность") - это явление международного значения, уровень которого непосредственно зависит от уровня развития и внедрения современных компьютерных технологий, сетей их общего пользования и доступа к ним.

Основной целью киберпреступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них.

Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной инфраструктуры, совершаемую группировками или отдельными лицами. Такая атака позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять иные деструктивные воздействия.

Опасность кибертерроризма в том, что он не имеет национальных границ и террористические акции могут осуществляться из любой точки мира. Как правило, обнаружить террориста в информационном пространстве очень сложно, так как он действует через один или несколько подставных компьютеров, что затрудняет его идентификацию и определение местонахождения.

Список использованной литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. 2004

2. Безопасность и конфликты. Предотвращение вооруженных конфликтов. М., 1996.

3. Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. - М., 1997.

4. Карапетян Л.М. Государственно-национальные конфликты и политико-правовые основы их разрешения. - Социально - политический журнал, №6, 1996.

5. Косов Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема // Сборник "Перспективы человека в глобализирующемся мире". - 2005, № 5.

6. Лебедева М.М. Международные процессы. В кн.: Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.

7. Литовка О.Л., Межевич Н.М. Глобализм и регионализм - тенденции мирового развития и фактор социально-экономического развития России. СПб.: Культ-информ-пресс, 2002. С.6

8. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: 2004.

9. Любецкий В.В. Мировая экономика Учебный курс. - М.: Феникс, 2006

10. Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М.: 2003.

11. Халевинская Е.Д. Мировая экономика. - М.: 2004

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания Совета безопасности Организации Объединенных Наций, его положение на современном этапе развития. Органы ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира. Основные проблемы развития Совета Безопасности.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2013

    Определение международной безопасности, элементы ее поддержания. Исследование геоэтнических проблем Восточной Азии. Спорные районы Южно-Китайского моря. Территориальные претензии Японии. Возникновение тайваньского вопроса. Проблема уйгурского сепаратизма.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    Понятие и свойства права международной безопасности, его нормативно-законодательное обоснование, значение для плодотворного международного сотрудничества на современном этапе. Характеристика и анализ основных источников международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2010

    Роль международных структур в обеспечении безопасности в Центральной Азии. Борьба с терроризмом и сохранение региональной стабильности. Сотрудничество России и Китая в сфере безопасности в центрально-азиатских странах. Разрешение региональных конфликтов.

    реферат , добавлен 03.09.2016

    Проблема национальной безопасности в системе государственной политики. Угрозы и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации. Военные угрозы и проблема расширения НАТО на Восток. Международный терроризм как угроза национальной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Система международных отношений и основные факторы формирования международной обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Эволюция угроз региональной безопасности. Двустороннее и многостороннее сотрудничество по вопросам безопасности в АТР.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Комплекс нерешенных проблем Каспийского региона. Правовой статус Каспийского моря до и после распада СССР. Каспийский регион - традиционная зона национальных интересов России. Проблемы международной и региональной безопасности в Каспийском регионе.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Международные организации как субъекты международных отношений, их роль в создании системы безопасности в мире. Проблемы, перспективы обеспечения военно-политической безопасности в Европе. Региональные организации в обеспечении международной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2011

    Международные взаимодействия центральноазиатских стран. Анализ уровней обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии. Этапы создания системы коллективной безопасности. Интересы России и Китая в сфере поддержания стабильности в регионе.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2016

    Основы деятельности ООН - международной организации, созданной для поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Функции Генеральной Ассамблеи. Избрание Генерального секретаря. Специализированные учреждения организации, государства–члены.

Понятие «угрозы». Внешние и внутренние угрозы.

Безопасность – это состояние защищенности от угроз ключевым ценностям, в особенности тех, которые могут привести к угрозе выживания объекта.

Угроза безопасности – потенциальное нарушение безопасности; действие или событитие, которое может привести к нанесению значительного ущерба или утрате ключевой ценности.

Кен бус: безопасность = «выживание+»

Угрозы могут быть различными в зависимости от видов безопасности: военные, политические, экономические и другие (см. вопрос №3).

Доклад группы высокого уровня (ООН), категории угроз:

1) Экономические и социальные, вкл.бедность, инфекции, экология

2) Межгос. конфликт,

3) Внутригос. конфликт, вкл. геноцид, гражданские войны

4) Оружие массового уничтожения

5) Терроризм

6) Транснациональная преступность.

Академ.. дебаты: делать упор на угрозы ключевым ценностям или сосредоточиться на проблематике вооруженных конфликтов и использования воор.силы.

По источнику угрозы подразделяются на внешние и внутренние.

В международных отношения основной субъект безопасности – гос-ва.

Внешние – те, что исходят извне рассматриваемого субъекта. То есть, если речь идет о безопасности государства, это такие угрозы, которые исходят из-за рубежа: недружественная политика других стран, деятельность международных преступных группировок, итд.

Внутренние – те, что исходят изнутри субъекта. Оставаясь в рамках категории гос.безопасности: «внутренние» экстремистские группировки, экономические явления, создающие угрозу безопасности (беднось, соц.неравенство).

На современном этапе в силу того, что происходит неолиберальная глобализация (мать её…), границы размываются и грань между внутренними и внешними угрозами также может оказаться более размытой. Пример – теракт 9/11 готовился во многом на территории самих США (обучение в лётных школах, итд), и вообще деятельность лиц, связанных с иностранными преступными организациями, внутри данной страны.

Трансграничные угрозы. (потоки беженцев из соседней страны, где идёт внутренний конфликт)

Внутригосударственные конфликты создают угрозу соседям, в ряде случаев – угроза попадания ОМУ не в те руки.

Еще пример – экологические угрозы. Для природы гос. границ не существует, поэтому они могут быть и внутренними, и внешними.

Традиционные и новые угрозы, соотношение

Традиционными угрозами безопасности являются угрозы военно-политического характера. К примеру, понятие «международная безопасность» традиционно понималось как отсутствие войн между государствами. Обеспечение безопасности сводилось к тому, чтобы на нас никто не напал, а если бы и напал, то потерпел бы поражение. Средства – обеспечение баланса сил при помощи заключения союзов, укрепление армии и военного флота.


Новые угрозы – это те, которые стали актуальными в последние десятилетия. Ранее они не рассматривались в виду того, что соответствующие сферы не имели такой важности, какая присуща им сейчас (экономика), либо попросту отсутствовал реальный базис этих угроз (распространение ОМУ)

Классификация по Кулагину:

Новые угрозы:

Терроризм

Распространение ОМУ

Внутренние вооруженные конфликты

Эти угрозы все равно тесно связаны с военной безопасностью. Также Кулагин выделяет угрозы «второго ряда»:

Наркотраффик

Пиратство

Незаконная миграция

Транснациональная орг.преступность

Угрозы информационной и кибер-безопасности.

Эти угрозы отличаются от трёх других новых тем, что для борьбы с ними используются не военные, а полицейские, антинаркотические и подобные службы. Хотя в отдельных случаях они тоже очень серьезны (афганская наркота для России, стратегия кибербезопасности США)

Так же есть и невоенные угрозы: экономика, энергетика, экология, безопасность общества…

Изменившийся характер экономической структуры делает бессмысленным захват политического контроля над территорией.

Сегодня развитие мировой политики и международных отношений протекает в условиях весьма противоречивых процессов, отличающихся высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом как традиционных («старых»), так и «новых» вызовов и угроз.

Казалось бы, в связи с новыми научно-технологическими, экономическими и социальными достижениями, расширением круга пользователей глобальной сетью Интернет, распространением демократии, достижениями в области свобод и прав человека после окончания холодной войны и падения коммунизма возросли возможности трансграничного общения, обмена товарами и услугами, перемещения людей, повышения их уровня и качества жизни. В то же время утрата прежних и отсутствие новых рычагов регулирования мирового порядка серьезно деформировали традиционную связь между национальным суверенитетом и национальной безопасностью, привели к появлению новых проблем, не поддающихся урегулированию военным путем. В их числе ненадежность институтов и механизмов ООН в обеспечении глобальной безопасности; претензии США на мировое господство; доминирование в глобальном информационном пространстве западных СМИ; нищета и озлобленность населения глобального «Юга»; последствия распада многонациональных государств; деградация Вестфальской системы; политические устремления субнациональных групп и регионов; рост этнического и религиозного экстремизма; сепаратизм и политическое насилие; региональные и локальные вооруженные конфликты; сохранение целостности государств, распространение и диверсификация ОМП; киберпреступность и высокотехнологичный терроризм с использованием ОМП; международная коррупция и организованная преступность; неконтролируемые трансграничные потоки мигрантов; растущая деградация окружающей среды; планетарный дефицит продовольствия, питьевой воды, энергоресурсов и т. д. Все это повышает значение либерально-идеалистической парадигмы в исследовании мировой политики и международных отношений.

Как можно заметить, при относительном снижении значения угроз военного характера, потенциальными носителями которых остаются государства, в планетарном масштабе происходит нарастание невоенных угроз безопасности глобального характера. Все чаще источниками угроз и инструментами их нейтрализации становятся негосударственные действующие лица разнообразного толка, в том числе мультинациональные корпорации, финансовые, военно-политические, религиозные, экологические, правозащитные, преступные, террористические организации мирового масштаба, субнациональные акторы и регионы. «В такой обстановке, - указывает Павел Цыганков, - все более очевидной становится недостаточность имеющегося в международно-политической науке теоретического багажа. Возникла необходимость в новых концептуальных построениях, которые позволили бы не только рационально осмыслить меняющиеся реалии, но и выполнить роль операциональных инструментов влияния на них в целях снижения рисков и неуверенности, с которыми столкнулись международные акторы» .

Если раньше главным рычагом влияния на международную ситуацию рассматривали силу государства на основе его основной мощи (англ.: hard power), то в условиях глобализации государства и международные организации чаще стали уповать на применение мягкого влияния, или мягкой силы (англ.: soft power). Так, реагируя на трагические события 11 сентября 2001 г. , прочно связавшие безопасность США с глобальной безопасностью, американцы стали прилагать систематические усилия по расширению зон глобальной стабильности, устранению некоторых наиболее вопиющих причин политического насилия. Они также усилили поддержку политических режимов, которые, по их мнению, исходили из основополагающей ценности прав человека и конституционных механизмов.

Анализируя Стратегию национальной безопасности США 2002 г., Р. Каглер обращает внимание на то, что она нацелена не только на решение сложнейших проблем безопасности сегодняшнего дня и отражение угроз, «исходящих от террористов и тиранов», но и на оказание содействия глобальному экономическому прогрессу, борьбе с глобальной бедностью, укреплению открытого общества и демократии, обеспечению свобод человека в неблагоприятных регионах, отстаиванию стремления к уважению человеческого достоинства. По его мнению, решение этих задач имеет своим результатом «специфический американский интернационализм», нацеленный на создание равновесия сил, которое благоприятствует свободе человека и делает мир в условиях глобализации безопаснее и лучше.

В концепции миротворчества ООН в последние годы проводится комплексный подход к преодолению как военных, так и невоенных угроз. Поэтому поддержание и закрепление мира в каком-либо регионе сегодня не ограничивается только сдерживанием вооруженного насилия, принуждением к миру и созданием условий для организации переговорного процесса. На миротворцев возлагаются задачи по оказанию помощи сторонам конфликта в восстановлении экономики, обеспечении гражданского правопорядка, защите прав человека, подготовке и проведении выборов, передаче власти местным органам, организации местного самоуправления, здравоохранения, образования и т. д. Большое значение придается просветительской работе, направленной на примирение участников конфликта, формирование у них установок на ненасильственное разрешение спорных вопросов, толерантное поведение с использованием СМИ

В начале XXI в. оформился качественно новый набор приоритетных угроз международной безопасности. «Старые» угрозы , проистекавшие из прямого соперничества, в первую очередь между наиболее мощными в военном плане государствами и их союзами, начали отодвигаться на второй план. Можно утверждать, что большинство «старых» угроз сегодня находится в «дремлющем» состоянии.

К «новым» угрозам сегодня относят триаду, включающую международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также внутренние вооруженные конфликты. Близко к ним примыкает феномен «международных вооруженных вмешательств», который в определенных случаях может играть роль нейтрализатора возникающих угроз, но и сам становится угрозой - в других случаях. Эти угрозы существовали и раньше. Но в то время они были в тени «старых» угроз. Существенное повышение их приоритетности в последние годы объясняется развитием внутреннего потенциала и опасности каждой из этих угроз и их совокупности.

Международный терроризм выдвинулся во главу угла триады «новых» угроз. В последние годы наблюдается формирование нового качества терроризма. Из локального явления, известного и ранее в отдельных странах, он превратился в не признающее государственных границ глобальное транснациональное движение , как по составу участников, так и по географии проведения операций. В качестве идеологической базы он использует крайнее течение исламистского радикализма. Новое качество международного терроризма дополняется сращиванием корневых систем глобального движения и его национальных проявлений. Получила развитие и организационная структура этого движения, основывающаяся на сетевом принципе взаимодействия часто автономных и инициативных ячеек, имеющих способность к «клонированию». Получив первоначальный стимул от «Аль-Каиды» во главе с Бен Ладеном, движение международного терроризма приобрело динамику саморазвития и приспособления к местным условиям в различных уголках земного шара.

Глобальный характер угрозы международного терроризма поставил задачу международного объединения усилий по борьбе с ней. Можно констатировать, что в целом мировому сообществу удалось создать широкую антитеррористическую коалицию вокруг идеи крайней опасности, абсолютной неприемлемости международного терроризма и необходимости совместной борьбы с ним. Однако наблюдаются и процессы, ослабляющие и раскалывающие это единство.

Другой угрозой, выдвинувшейся на передний план и приобретающей новое качество, стал комплекс реального и потенциального распространения оружия массового уничтожения. В большой степени резко возросшая актуальность этой угрозы объясняется потенциальной возможностью ее смыкания с угрозой международного терроризма, который получил название ОМУ-терроризма . В связи с этим расширилось и изменилось предметное поле этой угрозы и борьбы с ней.

Если раньше источниками таких угроз были государства, то теперь они исходят главным образом от негосударственных действующих лиц. Функционировавший ранее между государствами набор поощрений и наказаний в сфере нераспространения ОМУ не способен воздействовать на негосударственных действующих лиц. У источника угрозы нет обратного адреса, по которому может быть направлено наказание . С террористами нельзя договориться об отказе от такого оружия, предоставляя им какие-либо преимущества. Они заинтересованы не просто в обладании таким оружием для целей сдерживания, а именно в применении его для достижения политических целей. Одним словом, в этой сфере перестает работать рациональная логика сдерживания распространения, действовавшая ранее в межгосударственном формате.

Резко возросла ранее незначительная угроза похищения негосударственными действующими лицами оружия массового уничтожения, следовательно, возникла принципиально новая задача физической защиты такого оружия или его компонентов. Если раньше речь шла в основном об обладании таким оружием, то сегодня она дополнилась угрозой намеренного разрушения в мирное время ядерных, химических и других объектов с последствиями, близкими к результатам применения ОМУ.

Одновременно произошел прорыв рамок традиционной системы ядерного нераспространения и обзаведение ядерным оружием новыми государствами . Это дает толчок региональным гонкам ядерных вооружений, ставит вопрос о производстве ядерного оружия теми государствами, которые прежде не имели таких планов. Вместе с тем особую обеспокоенность вызывает судьба ядерного оружия у ряда ее новых обладателей. Например, политическая нестабильность Пакистана вызывает законные вопросы о том, в чьих руках окажется ядерное оружие в случае, если власть в стране перейдет к радикальной исламистской оппозиции, близкой к международным террористам. Некоторые государства известны своим граничащим с иррациональностью поведением, в том числе и в области нераспространения, симпатиями к международному терроризму или даже сотрудничеству с ним. В последнее время появилась угроза формирования полугосударственных, полуобщественных подпольных транснациональных сетей распространения ОМУ.

Новое измерение приобретает угроза внутренних вооруженных конфликтов. Переход от холодной войны к современному состоянию международной безопасности сопровождался затуханием ряда конфликтов, которые ранее подпитывались центральным противостоянием между Вашингтоном и Москвой. Другие конфликты, освободившиеся от внешних стимулов, тем не менее сохранили свою внутреннюю локальную динамику. Начал формироваться широкий международный консенсус относительно недопустимости самого явления внутренних вооруженных конфликтов в принципе. Это объясняется рядом причин. При всей опасности других угроз внутренние вооруженные конфликты являются причинами самых крупных человеческих жертв в глобальном масштабе . В последнее время они все в большей степени сращиваются с другими ведущими угрозами, в первую очередь с международным терроризмом, а также с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной торговлей оружием, международной организованной преступностью . Зоны внутренних вооруженных конфликтов, как правило, являются самыми обездоленными в экономическом плане районами земного шара. Боевые действия в них служат главным, а в большинстве случаев единственным препятствием для оказания гуманитарной помощи. Нарушения прав гражданского населения, в частности этнические чистки, становятся массовым явлением. Почти повсеместно внутренние вооруженные конфликты прямо или косвенно втягивают в свою орбиту соседние государства, разного рода иностранных добровольцев.

НОВЫЕ УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Понятие международной безопасности.. 4

2. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн 7

2. Терроризм как угроза в системе международной безопасности 9

3. Киберпреступность как новая угроза международной безопасности.. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Наций. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась вторая мировая война а после нее «холодная война». Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов. Более того, обеспечение национальной и международной безопасности в современных условиях потребовало расширить это понятие за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов.

Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире который многолик, динамичен и долой острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем приобретающих глобальный характер, до 90х годов в научной литературе у нас и за рубежом в основном разрабатывались вопросы международной безопасности государства. Это объяснялось возрастанием взаимозависимости различных государств и народов мира, интернационализацией их экономик, появлением глобального оружия массового уничтожения. Возросла и всемирная угроза человечеству от производственной деятельности

Многие современные угрозы имеют глобальный, трансграничный масштаб и ставят под угрозу систему обеспечения безопасности, которая раньше была в первую очередь ориентирована на отдельные государства.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель работы - рассмотреть и проанализировать новые угрозы международной безопасности

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи :

Дать понятие и характеристику международной безопасности;

Рассмотреть угрозу термоядерной катастрофы и новых мировых войн;

Изучить проблему международного терроризма;

Рассмотреть киберпреступность как новую угрозу международной безопасности

Методы исследования:

Обработка, анализ научных источников;

Анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – международная безопасность

Предмет исследования – новые угрозы международной безопасности

1. Понятие международной безопасности

Неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений , являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в основе блокирования государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы.

Высшие интересы международного сообщества, а именно выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всех субъектов военно-политических отношений.

Формы систем поддержания международной безопасности могут быть самыми различными, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран-участниц, ориентацией (политической, военной, экономической и т. д.) и проч. Роль международных (региональных) систем безопасности , их влияния на решение международных проблем может быть также самой различной и зависеть от «удельного веса» стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса.

В настоящее время системой глобальной международной безопасности является ООН - всемирная организация суверенных государств, учрежденная на основе их добровольного объединения с целью поддержания мира и безопасности практически во всех аспектах. ООН относится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-правовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).

Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отнести к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит блокам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предусматривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности. К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации государств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т. д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.

Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосударственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет удельный политический, экономический и военный вес ее участников. В настоящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО, ЗЕС и, с некоторыми оговорками, ЕС.

К особой, чисто европейской форме международных систем безопасности относится СБСЕ, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое представляет собой систему консультаций, процессов обсуждений, проводящихся на различном уровне по различным аспектам международной безопасности. СБСЕ, несмотря на попытки международно-правового оформления, наличие постоянных комиссий и комитетов и т. п. органов, пока не может быть отнесено к системам жесткими контролирующими и принуждающими структурами. Однако наметилась тенденция превратить СБСЕ в более структурированный и дееспособный орган европейской безопасности, причем уже в настоящее время Совещание нельзя назвать системой «мягкой» и аморфной.

Необходимо отметить, что системы международной безопасности образованы в различных регионах мира. К ним относятся: ОАГ и ОЦАГ (в Северной, Южной и Центральной Америке, соответственно); ОАЕ (Африка); ЛАГ - лига арабских государств; СААРК (Южная Азия); АСЕАН (Юго-Восточная Азия) и др. На роль важных элементов в обеспечении по крайней мере региональной безопасности претендуют и все еще существующие в отдельных районах мира (вне Европы) военно-политические блоки (например, АНЗЮС), а также двусторонние договоры и соглашения о взаимопомощи и союзе в военной области (например, между США и Японией, США и Южной Кореей). Эти организации, договоры, несмотря на свой декларированный международно-правовой статус и претензии, с точки зрения безопасности регионов не играют роли, адекватной роли европейских систем международной безопасности, являясь системами «мягкого» типа.

Международный характер терроризма предполагает такой же международный глобальный ответ на его проявления. С учетом того, что террористические группировки обладают разветвлённой сетью и координируют свои действия, террористические акты в 90% случаев стали достигать своих целей. Эти цели рассчитаны не только на причинение непосредственного ущерба жертве или жертвам, они имеют также и определённый устрашающий эффект: посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц и вызвать чувство растерянности, беспомощности и т. д.

Так по данным специалистов количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся всё более жестокими и их объектом всё чаще становятся люди. В 70-х годах 80% терактов были направлены против собственности и только 20%-против людей. В 80-х годах – соответственно 50% на 50%. В 90-х годах уже 30% и 70%. В 21 –м веке 10% и 90%. Таким образом, терроризм – это акции, сопряжённые с применением насилия или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц. Мотивы чаще имеют политический или иной характер. Исполнители, обычно, малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп и в отличие от других преступников берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум общественного внимания и оказать воздействие на власть или определённые группы населения, выходя за рамки причинения непосредственного физического ущерба.

Борьба с терроризмом является не только наиболее сложной и запутанной, но и долгосрочной задачей. Поэтому сегодня особенно актуальной становится проблема создания мировых, региональных и национальных систем коллективной безопасности. Возникла политическая необходимость и экономическая целесообразность формирования жизнестойкой, международной, коллективной системы, способной противостоять любой внутренней и внешней военной экспансии и терроризму. Трагические события последних лет, многочисленные теракты в разных государствах мира показали явную угрозу политической, экономической, социальной жизни развитых и развивающихся государств, с разным уровнем демократии и разных конфессиональных направлений.

Кровавые действия международного терроризма в России и США, Испании и Турции, Индонезии и Израиле, Марокко и Египте, Пакистане, Афганистане и Ираке показывают, что терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса.

Несомненно, трагические события 11 сентября 2001 г. в США обострили задачи борьбы против терроризма и выдвинули на первый план проблемы безопасности. То, что нападению была подвергнута самая экипированная с точки зрения безопасности, отлично охраняемая страна повергло в шок всё мировое сообщество, каждый человек ощутил хрупкую грань между жизнью и смертью. Мировое сообщество было вынуждено по-другому, по-новому, взглянуть на вопросы безопасности. Учитывая современные реалии, государства-члены Совета Евроатлантического партнёрства, Европы, России и Азии обнародовали заявление, в котором отразили общее мнение: теракты были направлены не только на США, но и на общечеловеческие ценности.

Страны-партнёры по созданной антитеррористической коалиции предпринимали и предпринимают необходимые меры для борьбы с терроризмом. Они прекрасно осознают, что борьба будет носить трудный и затяжной характер и потребует привлечения всех имеющихся средств и методов: политических, экономических, дипломатических и военных.

Зависит это в первую очередь от современного и адекватного понимания возможностей терроризма. Так как обладание новейшими вооружениями, технологиями и огромными финансовыми средствами повышает последствия террористической деятельности.

Существует серьёзная опасность попадания в руки различных террористических организаций оружия массового поражения, биологического, химического оружия и даже радиологических бомб. Многосторонние меры и межгосударственные соглашения пока не имеют эффективных рычагов и механизмов противодействия терроризму в полной мере. Хотя, работа в этом направлении ведётся постоянно. Вне всякого сомнения, что для борьбы с таким явлением как международный терроризм необходим коллективный разум, коллективный орган, способный оперативно и без ущерба для невиновных, разить и уничтожать террористов по всей планете.

Терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса. В рассмотрении международного терроризма как феномена социально-политической ситуации в контексте различных процессов на первый план выдвигаются проблемы международной безопасности.

Формирование эффективной системы международной безопасности сталкивается с проблемой отсутствия реального механизма для адекватного, юридически оправданного реагирования на террористические выпады, многовариантное объяснение самого явления, сложность и многоликость термина «терроризм» не позволяют решить эту проблему. Особенно опасен терроризм тем, что его идеология очень часто прикрывается религиозными, национально-освободительными, революционными факторами.

Для успешного противодействия международному терроризму во избежание двойных стандартов в проведении всеобщей антитеррористической борьбы неоднократно предпринимались попытки выработать и законодательно оформить документ, в котором терроризм получил бы однозначное юридическое определение без всяких интерпретаций.

Международная антитеррористическая система должна создаваться под эгидой ООН на прочной законодательной базе. Основные пути борьбы с международным терроризмом предполагают в первую очередь, информационное взаимодействие и координацию спецслужб разных стран.

Во-вторых, и об этом неоднократно заявляли главы государств и правительств, следует внести изменения в международно-правовые антитеррористические документы.

Необходимо отказаться от практики предоставления политического убежища террористам, их спонсорам и пособникам.

Важную роль в связи с этим приобретает борьба с торговлей и изготовлением наркотиков во всём мире, как основных международного терроризма, особенно это, касается Афганистана.

Новые угрозы безопасности имеют более широкий понятийный смысл и включают в себя не только терроризм как таковой, но и явления коррупции, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, нанесение ущерба компьютерным системам, общую криминализацию общества.

Страны, входящие в определённые военно-политические, региональные, межгосударственные, а так же трансатлантические блоки имеют возможность эффективно укреплять свою безопасность. Это должно происходить, и происходит за счет объединения их ресурсов в экономической и военной областях. Что касается важности политического взаимодействия, то оно должно строится на основе «прозрачности», координации, толерантности и доверия стран друг к другу.

Особое значение в этом направлении на современном этапе приобретают уже созданные международные институты – ООН, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, АТЦ повышается их роль. Меняется их стиль и методы. Создаются новые коалиционные силы для совместных действий. В связи с событиями в Афганистане была создана Антитеррористическая Коалиция. При центральном командовании Вооруженных Сил США в штате Флорида действует Единый Коалиционный Координационный Центр, в котором работают представители различных государств, в том числе и стран СНГ. В рамках проведения контртеррористической операции в Афганистане ведётся активное сотрудничество с Центрально-азиатскими республиками. Так, силы коалиции имеют военные подразделения на территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Активизировалась военная и гуманитарная помощь этим республикам.

Опыт показал, что для оперативного и эффективного реагирования на вызовы международного терроризма следует найти интеграционный механизм противодействия преступной деятельности. Основной компонент силовой, но он не должен преобладать, прежде всего, следует ликвидировать финансовые и идеологические ресурсы, которыми питаются террористические организации. Отлично экипированной и разветвлённой террористической организации может противостоять только хорошо отлаженная наднациональная система, объединяющая антитеррористические силы, состоящие из информационно-аналитической, разведывательной, контрольно-финансовой, силовой структуры.

3. Киберпреступность как новая угроза международной безопасности

Национальная инфраструктура любого государства уже сегодня тесно связана с использованием современных компьютерных технологий. Ежедневная деятельность банковских и энергетических систем, управления воздушным движением, транспортная сеть, даже скорая медицинская помощь находятся в полной зависимости от надежной и безопасной работы автоматизированных электронно-вычислительных систем.

Преступность в сфере использования компьютерных технологий («киберпреступность») - это явление международного значения, уровень которого непосредственно зависит от уровня развития и внедрения современных компьютерных технологий, сетей их общего пользования и доступа к ним. Таким образом, стремительное развитие информатизации в мире несет в себе потенциальную возможность использования компьютерных технологий из корыстных и других мотивов, что в известной мере ставит под угрозу национальную безопасность государства.

Основной целью киберпреступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них. В отличие от обычного преступника, что действует в реальном мире, киберпреступник не использует традиционное оружие - нож и пистолет. Его арсенал - информационное оружие, все инструменты, которые используются для проникновения у сети, взлома и модификации программного обеспечения , несанкционированного получения информации или блокировки работы компьютерных систем. К оружию киберпреступника можно прибавить: компьютерные вирусы , программные закладки, разнообразные виды атак, которые делают возможным несанкционированный доступ к компьютерной системе. В арсенале современных компьютерных преступников есть не только традиционные средства, но и самое современное информационное оружие и оборудование; эта проблема уже давно пересекла границы государств и получила международное значение.

Уже сегодня кибертеррорист может нанести больший вред, используя в преступном арсенале клавиатуру и мышь, нежели взрывное устройство, например, - бомбу. Трудности в определении понятия кибертерроризма ещё связаны с тем, что порой очень сложно отделить сам кибертерроризм от акций информационной войны и информационного оружия и информационного криминала или преступлений в сфере компьютерной информации. Дополнительные трудности могут возникнуть при попытке выявить специфику данной формы терроризма. Так, например, психологический и экономический аспекты кибертерроризма тесно переплетены, и невозможно однозначно определить, какой из них имеет большее значение. Эта неопределенность говорит о новизне явления.

Преступление, совершенное в киберпространстве – это виновное противоправное вмешательство в работу компьютеров, компьютерных программ, компьютерных сетей, несанкционированная модификация компьютерных данных, а также иные противоправные общественно опасные действия, совершенные с помощью или посредством компьютеров, компьютерных сетей и программ.

Информационный терроризм («кибертерроризм» отличается от указанных форм воздействия на киберпространство прежде всего своими целями, которые остаются свойственными политическому терроризму вообще. Средства осуществления информационно-террористических действий могут варьироваться в широких пределах и включать все виды современного информационного оружия. В то же время тактика и приемы его применения существенно отличаются от тактики информационной войны и приемов информационного криминала.

Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил большой общественный резонанс. Как правило требования сопровождаются угрозой повторения акта без указания конкретного объекта.

Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной инфраструктуры, совершаемую группировками или отдельными лицами. Такая атака позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена , осуществлять иные деструктивные воздействия.

Кибертерроризм ориентируется на использование различных форм и методов вывода из строя информационной инфраструктуры государства или на использовании информационной инфраструктуры для создания обстановки приводящей к катастрофическим последствиям для общества и государства. Мало того, количество преступлений, совершаемых в киберпространстве, растет пропорционально числу пользователей компьютерных сетей, и, по оценкам Интерпола, темпы роста преступности, например, в глобальной сети Интернет, являются самыми быстрыми на планете, в числе которых и кибертерроризм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, под международной безопасностью подразумевается такое состояние системы, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Угроза термоядерной катастрофы, сегодня приняли глобальный, т. е. общепланетарный, характер, вышли за рамки государственных границ и материков и представляют общечеловеческую задачу.

Три технических аспекта термоядерного оружия сделали термоядерную войну угрозой самому существованию цивилизации. Это - огромная разрушительная сила термоядерного взрыва, относительная дешевизна ракетно-термоядерного оружия и практическая невозможность эффективной защиты от массированного ракетно-ядерного нападения.

В сфере международных отношений терроризм представляет прежде всего острую угрозу для международной безопасности, поскольку он подвергает опасности стабильность и мирный характер во взаимоотношениях между отдельными государствами, а также целыми группами государств, провоцирует напряженность в отношениях между ними, нередко способствует разжиганию опасных международных конфликтов, препятствует их разрешению. Терроризм на международной сцене выступает также как инструмент вмешательства во внутренние дела государств, дезорганизует международные связи, грубо нарушает права человека, международный право порядок. Вот почему следует проблему терроризма рассматривать на международном уровне, как прямую угрозу международной безопасности.

Современный международный терроризм, являясь самым опасным социально-политическим явлением, оказывает колоссальное влияние на политические процессы в мире.

Преступность в сфере использования компьютерных технологий («киберпреступность») - это явление международного значения, уровень которого непосредственно зависит от уровня развития и внедрения современных компьютерных технологий, сетей их общего пользования и доступа к ним.

Основной целью киберпреступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них.

Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющие информационной инфраструктуры, совершаемую группировками или отдельными лицами. Такая атака позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять иные деструктивные воздействия.

Опасность кибертерроризма в том, что он не имеет национальных границ и террористические акции могут осуществляться из любой точки мира. Как правило, обнаружить террориста в информационном пространстве очень сложно, так как он действует через один или несколько подставных компьютеров, что затрудняет его идентификацию и определение местонахождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Безопасность и конфликты. Предотвращение вооруженных конфликтов. М., 1996.

3. Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. – М., 1997.

4. Карапетян -национальные конфликты и политико-правовые основы их разрешения. - Социально - политический журнал, №6, 1996.

5. Косов терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». – 2005, № 5.

6. Лебедева процессы. В кн.: Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.

7. Литовка О. Л., Межевич и регионализм - тенденции мирового развития и фактор социально-экономического развития России. СПб.: Культ-информ-пресс, 2002. С.6

8. Ломакин экономика. – М.: 2004.

10. Спиридонов экономика. – М.: 2003.

11. Халевинская экономика. – М.: 2004

Авдокушин экономические отношения. М. 2004

Ломакин экономика. – М.: 2004.

Любецкий экономика Учебный курс. – М.: Феникс, 2006

Спиридонов экономика. – М.: 2003.

Косов терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». – 2005, № 5.

Халевинская экономика. – М.: 2004

Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. – М., 1997.

Авдокушин экономические отношения. М. 2004

Любецкий экономика Учебный курс. – М.: Феникс, 2006