Связь психологии с другими отраслями знаний кратко. Связь психологии с другими науками

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центр «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол -- общественные науки, нижний правый -- философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественным и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное мест, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественно-научное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.

Сфера психологической науки представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах с науками о природе, Обществе и человеке. Причины такого развития могут быть разными. С одной стороны, запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, таких как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. Это практические (эмпирические) причины развития науки. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания. В частности, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики. В свою очередь, применение методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию; внедрение математических методов обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Этопознавательные (гносеологические) причины разветвления психологических наук. Сегодня, по разным насчитывается не менее ста отраслей психологии.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека выступает предметом следующих отраслей психологии:

  • * генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;
  • * дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;
  • * возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека; психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология);
  • * детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;
  • * педагогическая психология исследует закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;
  • * социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

  • * психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;
  • * инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;
  • * авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;
  • * медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
  • * клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения. В рамки клинической психологии как обособленный раздел входитпатопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;
  • * юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;
  • * военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.

Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную ее разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования -- факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию -- с техническими науками, через педагогическую психологию -- с педагогикой, через социальную психологию -- с общественными и социальными науками и т.д.).

В практической психологии различают такую важную область, как психологическое консультирование по самым разным проблемам (неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.). Еще одна область практической психологии --психологическая коррекция и психотерапия, направленная на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.

Канадский ученый Ж. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог - эргономист, психолог-консультант.

Рассмотрим положение психологии в системе наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

Такое линейное разделение всех наук на гуманитарные и естественные является устаревшим. В нелинейной классификации наук , разработанной Б. М. Кедровым, психология помещена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные, общественные и философские науки (рис. 2.1). Остальные науки находятся на стыке этих основных .

Рис. 2.1.

Тонкие квадратные пунктирные скобки, стоящие справа в каждой из двух частей схемы, означают, что в данном случае речь идет об охвате всех трех основных областей предметного мира или соответственно трех основных разделов науки. Характеризуя последние, можно сказать, что каждый из них представляет собой целую группу или комплекс отдельных наук. Такие группы, или комплексы, в схеме выделены крупным жирным шрифтом.

Технические и математические науки помещены Кедровым на стыке естественных наук с социальными, с одной стороны, и с философскими - с другой. Первые изучают практическое использование человеком законов неорганической природы в общественном производстве (сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, которые используют в практических целях законы органической природы). Вся эта группа практических наук поставлена в схеме между естествознанием и социальными науками, ближе к последним.

Между естественными и философскими науками в той же схеме поставлены математические науки. Они изучают определенные формы и стороны реальных процессов и предметов, их закономерностей, отражая эти формы и стороны, связи и отношения в абстрактном виде, т.е. имеют дело непосредственно лишь с отвлеченными понятиями (величина, число, множество, функция и т.д.). Абстрактный характер предмета математики, большое значение в ней логического метода исследования, обработки и доказательства истинности знаний сближают математику с логикой как частью философии.

В качестве частной промежуточной науки, дающей связи третьего порядка, выступает математическая логика, стоящая между логикой (частью философии) и математикой, ближе к последней, поскольку она является но преимуществу математической дисциплиной.

Особое место между всеми тремя основными разделами наук занимает психология. Она изучает психическую деятельность человека с естественно-исторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социальной (отсюда ее связь, например, с педагогическими науками как отраслью общественных наук). Психологию нельзя целиком отнести ни к социальным, ни к естественным, ни к философским наукам. Она связана теснейшим образом и с теми, и с другими, и с третьими, но теснее всего - с наукой о законах мышления - философией. Поэтому она и поставлена Кедровым в схеме не в центре треугольника, а ближе к философии. Швейцарский психолог Жан Пиаже критиковал теорию Кедрова за то, что в ней психология поставлена не во главу угла всей классификации наук, а где-то в промежутке между тремя основными группами .

Современная психология, как считал Пиаже, развивается во взаимодействии со всеми другими науками. В 1966 г. на Международном психологическом конгрессе в Москве он выступил с лекцией о месте психологии в системе паук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Эти предсказания Пиаже со всей очевидностью проявляются и подтверждаются в современной психологии. Знания психологии нужны во всех сферах современного общества, в науке и практике, изучающей человека. Изучение психологии в высших учебных заведениях становиться все популярнее среди студентов разных специальностей.

Психология характеризуется тесными связями с другими науками о человеке - философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой. Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX в. научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология часто рассматривалась как часть философии. В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмет и методология психологического исследования; происхождение человеческого сознания; изучение высших форм мышления; место и роль человека в социальных отношениях; смысл жизни, совесть и ответственность; духовность, одиночество и счастье. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем является плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы решаются при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгруиповые отношения; происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно строго разграничить социально-психологические и социологические исследования. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. Так появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла историческая психология. Психологи изучают роль выдающихся личностей в истории, психологию поведения людей в разных культурах. Альфред Адлер, например, изучал роль психологических комплексов на примере Наполеона. Современные ученые изучают психологию авторитарной личности в историческом контексте, психологический портрет Гитлера, психическое здоровье Сталина.

Традиционные связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний. Для успешного обучения и воспитания детей учителя должны понимать познавательные процессы учащихся, а также их эмоциональный мир, уметь разбираться в индивидуальных особенностях темперамента, характера, способностей.

Глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. Этим занимается педагогическая психология.

Пересечение интересов и связей в современной науке и практике очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз (ПР). Становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

  • См.: Кедров Б. М. Классификация наук. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. С. 469.
  • См.: Кедров Б. Л/. Классификация наук. Ч. 2. С. 483.

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего с другими науками о человеке - философией, социологией, историей.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.

Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

В заключение надо сказать, что психология - очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз подчеркну: это - наука особого типа. Перейдем к следующему пункту нашей лекции - вопросу о соотношении научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Назовем вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как, мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: "Это то, что следует проверить по документам". Я не буду сейчас говорить о том, как понятие "личность" определяется в научной психологии, - это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф.М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов - выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четвертое различие состоит в методах, получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей - развития восприятия, мышления, личности.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И.П. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы, в конце концов, проникнем в муки сознания человека. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в "курьезных" действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.

О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Только постоянное внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство "биения жизни" в научных занятиях.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.

Связь психологии с другими науками.

1. Общее представление о методах психологии. Классификация методов исследования в психологии и области их применения.

Решение различных задач в психологии невозможно без исполь­зования определенных приемов, способов методов изучения. Каж­дая наука использует свои методы. Метод исследования всегда отра­жает ту или иную методологию, то есть общие требования к методам исследования. К методам психологического исследования предъяв­ляют определенные требования, которые необходимо соблюдать при использовании любого метода. Это основные методологичес­кие принципы: объективность, адекватность, развития.

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо) - способ деятельнос­ти, направленный на достижение определенной цели; путь осущест­вления научного исследования, вытекающий из общих теоретичес­ких представлений о сущности изучаемых объектов.

Методология - система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности, а также уче­ние об этой системе.

Методология воплощается во всех видах деятельности, в том чис­ле и научной.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

В психологии известны различные классификации методов. На­иболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананье­вым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса.

I. Методы сбора данных (эмпирические):

а) основные (наблюдения и эксперимент (лабораторный, естест­венный (констатирующий, формирующий);

б) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятель­ности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, социометрический, близнецовый).

II. Организационные методы:

а) сравнительный,

б) лонгитюдный,

в) комплексный.

III. Методы обработки результатов:

а) количественный (статистический),

б) качественный (дифференциация материала по уровням и ти­пам).

IV. Методы интерпретации результатов:

а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий и т.п.);

б) структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности) (см. Корреляционный анализ).

Основные методы

Наблюдение - метод психологии; заключается в фиксации прояв­лений поведения и получении суждений о субъективных психичес­ких явлениях.

Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение, объектом которо­го являются психические состояния самого субъекта.

Эксперимент в психологии (лат. experimentum - проба, опыт) ос­новной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяе­мых независимых переменных, влияющих на зависимую перемен­ную. Это создание оптимальных условий для изучения психических явлений. Он предполагает целенаправленное вмешательство уче­ного в исследовательскую ситуацию. Для проведения эксперимента подбираются конкретные диагностические методики и методы, со­вокупность которых называют методикой исследования.

Методика психологического исследования - совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании и определяемых соот­ветствующей им методологией.

Эксперимент лабораторный - метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях (в специально оборудованных помещени­ях) со строгим контролем всех влияющих факторов.

Эксперимент естественный - психологический эксперимент, вклю­ченный в игровую, трудовую или учебную деятельность.

Эксперимент констатирующий- предусматривает выявление су­ществующих психических особенностей или уровней развития со­ответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Эксперимент формирующий (обучающий) - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого пси­хического процесса или качества личности.

Вспомогательные методы

Тестирование- исследование с помощью тестов.

Тест (англ. test - испытание) - стандартизированное психологи­ческое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Разли­чают: тесты способностей и достижений, а также личностные тес­ты (опросники, проективные). Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памя­ти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Тесты дости­жений служат для определения достижений в различных видах де­ятельности (в учении, труде и пр.). Личностные тесты предназначе­ны для определения различных психологических качеств личности (мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных особенностей (темперамента, характера, эмоционального состояния и т.д.). При этом используются опросники или проективные тесты.

Опросники личностные- разновидность опросников, направлен­ных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в дан­ных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспе­чивается совокупностью проективных методик (проективных тес­тов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпрета­ционные (например, тематический апперцептивный тест ТАТ, в ко­тором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Валидность теста (англ. validate- подтверждать, объявлять дейс­твительным) - мера соответствия результатов исследования цели тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валид-ности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессио­нальному критерию.

Надежность- постоянство, устойчивость результатов, получае­мых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающему воздействию случайных шумовых факторов, его точ­ность. Проверяется надежность тестов повторным тестированием.

Изучение продуктов деятельности - это изучение продуктов труда человека: изобретений, книг, писем и т.п. По ним можно в извест­ной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических про­цессов. Этот метод используется для изучения психического склада личности по текстам (контент-анализ), по рисункам и пр.

Контент-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и других носителей ин­формации (видеозаписей, теле - и радиопередач, интервью и т.д.).



Метод биографический (англ. bio - жизнь, graphx - пишу) - спосо­бы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жиз­ненного пути личности на основе информации, полученной из био­графий, опросников, интервью, свидетельств очевидцев, контент-анализа дневников, писем и т.п.

Беседа - один из методов психологии, предусматривающий пря­мое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Интервьюирование- метод социальной психологии, заключаю­щийся в сборе информации, полученной в виде ответов на постав­ленные вопросы.

Анкета (фр. enquete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной информации.

Анкетирование - исследование с использованием анкет.

Моделирование - метод исследования психических закономернос­тей, который заключается в построении моделей психических яв­лений и в изучении функционирования этих моделей с использова­нием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.

Социометрия - метод психологического исследования межлич­ностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов: монозиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с разным гено­типом). Метод применяется для решения проблемы генотипичес-кой или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.

Метод семантического дифференциала - способ изучения содержа­ния и структуры сознания человека через определение им понятий с помощью серии заранее заданных полярных определений типа «сильный - слабый», «хороший - плохой» и т.п. Метод введен аме­риканским психологом Ч. Осгудом.

Метод сравнительный - изучение одной и той же функции у раз­ных групп испытуемых.

Метод лонгитюдный (от англ. longitude - долгота) - длительное научное исследование процессов формирования, развития и изме­нения каких-либо психических или поведенческих явлений. Изуче­ние психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяже­нии длительного времени (иногда в продолжение ряда лет) и пос­ледовательная фиксация ряда существенных изменений в психике испытуемого.

Метод генетический - способ изучения психических явлений, со­стоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низ­ших форм к высшим.

Метод комплексный - исследования разными средствами, разны­ми науками.

Статистика - отрасль математики, теоретической и приклад­ной, которая занимается сбором, классификацией и анализом дан­ных. Статистика включает три главных раздела: 1) описательную статистику, позволяющую описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков данные того или иного распределе­ния, вычислять статистические его характеристики; 2) индуктивную статистику, служащую для проверки того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой взята выборка; 3) измерение корреляции, которая позволя­ет узнать, насколько связаны между собой две переменные, чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, ес­ли мы знаем другую.

Корреляционный анализ (лат. correlatio - соотношение) - статисти­ческий метод оценки меры, формы и характера связи исследуемых свойств или признаков.

Корреляция - мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимосвязь.

Этапы психологического исследования:

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методики исследования. Планирование - это также составление ло­гической и хронологической схем исследования, выбор континген­та и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания все­го исследования и т.д.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изо­ляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и ин­женерно-психологическим требованиям, то есть обеспечивать оп­ределенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответство­вать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную од­нородность.

5. Исследователь (экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования рабо­ты. Она должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным.

8. Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.


2. Темперамент и деятельность. Типологии темперамента.

Рассмотрим положение психологии в системе других наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

Однако такое линейное разделение всех наук на гуманитарные и естественные кажется сейчас несколько устаревшим. В разработанной Б.М. Кедровым нелинейной классификации наук психология помещена внутри треугольника, вершины которого - естественные, общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных.

Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего, с другими науками о человеке - философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологи-ческих проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.

Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с педагогикой появилась педагогическая психология.

Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

Еще по теме Связи психологии с другими науками:

  1. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками