Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV), Sd.Kfz.161

Попытки усилить защищенность танка привели к появлению в конце 1942 г. модификации "Ausfuhrung G". Конструкторы знали, что лимит массы, которую способна выдержать ходовая часть, уже выбран, поэтому пришлось пойти на компромиссное решение - демонтировать 20-мм бортовые экраны, ставившиеся на все "четверки", начиная с модели "Е", одновременно увеличив базовую броню корпуса до 30-мм, а за счет сэкономленной массы установить в лобовой части накладные экраны толщиной 30-мм.

Еще одной мерой по повышению защищенности танка стала установка на борта корпуса и башню съемных противо-кумулятивных экранов ("schurzen") толщиной 5-мм, навеска экранов увеличивала массу машины примерно на 500 кг. Кроме того, однокамерный дульный тормоз пушки заменили более эффективным двухкамерным. Внешний облик машины претерпел также ряд других изменений: вместо кормовой дымопусковой установки по углам башни стали монтироваться строенные блоки дымовых гранатометов, были ликвидированы отверстия для пуска сигнальных ракет в люках механика-водителя и стрелка.

К концу серийного выпуска танков PzKpfw IV "Ausfuhrung G " их штатным основным оружием стало 75-мм орудие с длиной ствола 48 калибров, люк командирской башенки стал одностворчатым. Танки PzKpfw IV Ausf.G поздних выпусков внешне практически идентичны ранним машинам модификации Ausf.Н. С мая 1942 г. по июнь 1943 г. было изготовлено 1687 танков модели Ausf.G, впечатляющая цифра, если учитывать, что за пять лет, с конца 1937 г. по лето 1942 г. построили 1300 PzKpfw IV всех модификаций (Ausf.A-F2), №№ шасси - 82701-84400.

В 1944 г. был изготовлен танк PzKpfw IV Ausf.G с гидростатическим приводом ведущих колес . Конструкцию привода разработали специалисты фирмы "Цанрадфабрик "в Аугсбурге. Основной двигатель "Майбах" приводил в действие две масляных помпы, которые, в свою очередь, активизировали два гидромотора, соединенных выходными валами с ведущими колесами. Вся силовая установка размещалась в кормовой части корпуса, соответственно и ведущие колеса имели заднее, а не обычное для PzKpfw IV переднее, расположение. Управление скоростью движения танка осуществлял механик-водитель, контролируя давление масла, создаваемое помпами.

После войны экспериментальная машина попала в США и испытывалась специалистами фирмы "Виккерс" из Детройта, эта фирма в то время занималось работами в области гидростатических приводов. Испытания пришлось прервать из-за отказов материальной части и нехватки запасных частей. В настоящее время танк PzKpfw IV Ausf.G с гидростатическим приводами ведущих колес экспонируется в танковом музее армии США, Абердин, шт. Мэриленд.

Танк PzKpfw IV Ausf.H (Sd.Kfz. 161/2)

Установка длинноствольной 75-мм пушки оказалась довольно противоречивой мерой. Пушка привела к чрезмерной перегрузке передней части танка, передние рессоры находились под постоянным давлением, танк приобрел тенденцию к раскачке даже при движении по ровной поверхности. От неприятного эффекта удалось избавиться на модификации "Ausfuhrung Н", запущенной в производство в марте 1943 г.

На танках этой модели была до 80-мм усилена интегральная броня лобовой части корпуса, надстройки и башни. Танк PzKpfw IV Ausf.H весил 26 т и даже несмотря на применение новой трансмиссии SSG-77, его характеристики оказались ниже, чем у "четверок" предшествующих моделей, так скорость движения по пересеченной местности снизилась не менее, чем на 15 км, возросло удельное давление на грунт, упали разгонные характеристики машины. На экспериментальном танке PzKpfw IV Ausf.H испытывалась гидростатическая трансмиссия, однако в серийное производство танки с такой трансмиссией не пошли.

В процессе производства на танки модели Ausf.H внедрялось множество мелких доработок, в частности стали ставить полностью стальные ролики без обрезинки, менялась форма ведущих колес и ленивцев, на командирской башенке появилась турель под зенитный пулемет MG-34 ("Fligerbeschussgerat 42" - установка зенитного пулемета), были ликвидированы башенные амбразуры для стрельбы из пистолетов и отверстие в крыше башни для пуска сигнальных ракет.

Танки Ausf.H стали первыми "четверками", на которых стала применяться циммеритная антимагнитная обмазка; циммеритом должны были покрываться только вертикальные поверхности танка, однако на практике обмазка наносилась на все поверхности, до которых мог дотянуться стоящий на земле пехотинец, с другой стороны - встречались и танки, на которых циммеритом покрывался только лоб корпуса и надстройки. Циммерит наносили как на заводах, так и в полевых условиях.

Танки модификации Ausf.H стали самыми массовыми среди всех моделей PzKpfw IV, их построено 3774 экземпляра, выпуск прекратился летом 1944 г. Заводские №№ шасси - 84401-89600, часть из этих шасси послужило базой для постройки штурмовых орудий.

Танк PzKpfw IV Ausf.J (Sd.Kfz.161/2)

Последней, запущенной в серию, моделью стала модификация "Ausfuhrung J". Машины этого варианта начали поступать на вооружение в июне 1944 г. С конструктивной точки зрения PzKpfw IV Ausf.J представлял собой шаг назад.

Вместо электропривода разворота башни установили ручной, но стало возможным разместить дополнительный топливный бак емкостью 200 л. Увеличение за счет размещения дополнительного топлива запаса хода по шоссе с 220 км до 300 км (по бездорожью - со 130 км до 180 км) представлялось чрезвычайно важным решением, поскольку панцердивизии все чаще выполняли роль "пожарных команд", которые перебрасывали с одного участка Восточного фронта на другой.

Попыткой несколько снизить массу танка стал монтаж сварных проволочных противокумулятивных экранов такие экраны получили название "экраны Тома", по фамилии генерала Тома). Такие экраны ставили только на борта корпуса, а на башнях оставались прежние экраны из листовой стали. На танках позднего выпуска вместо четырех роликов ставилось три, выпускались и машины, имеющие стальные опорные катки без обрезинки.

Практически все доработки были направлены на снижение трудоемкости изготовления танков, в их числе: ликвидация на танке всех амбразур для стрельбы из пистолетов и лишних смотровых щелей (остались лишь у механика-водителя, в командирской башенки и в лобовом бронелисте башни), установка упрощенных буксировочных петель, замена глушителя систему выхлопа двумя простыми патрубками. Очередной попыткой улучшить защищенность машина стало увеличение брони крыши башни на 18-мм и кормы на 26-мм.

Выпуск танков PzKpfw IV Ausf.J прекратился в марте 1945 г., всего построено 1758 машин.

К 1944 г. стало ясно, что конструкция танка исчерпала все резервы для модернизации, революционная попытка повышения боевой эффективности PzKpfw IV за счет установки башни от танка "Пантера", вооруженной 75-мм орудием с длиной ствола 70 калибров, успехом не увенчалась - ходовая часть оказалась слишком перегружена. Прежде чем заняться установкой башни "Пантеры", конструкторы попробовали втиснуть пушку от "Пантеры" в башню танка PzKpfw IV. Установка деревянного макета орудия показала полную невозможность работы членов экипажа в башне из-за тесноты, создаваемой казенной частью пушки. Как следствие этой неудачи и родилась идея смонтировать на корпусе Pz.IV всю башню от "Пантеры".

Из-за постоянной модернизации танков в ходе заводского ремонта не представляется возможным с точностью установить, сколько всего было построено танков той или иной модификации. Очень часто встречались разнообразные гибридные варианты, к примеру на корпуса модели Ausf.D ставились башни от Ausf.G.



Не высокого мнения о боевых качествах Pz.lV придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля): "Танк T-IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали T-IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты". Более существенную роль на всех театрах военных действий Pz.lV стал играть только после приобретения "длинной руки" - 75-мм пушки KwK 40 (серия F2). На Восточном фронте Pz.lV Ausf.F2 также появились летом 1942 года и приняли участие в наступлении на Сталинград и Северный Кавказ. После прекращения в 1943 году производства Pz.lll "четверка" постепенно становится основным немецким танком на всех театрах боевых действий. Впрочем, в связи с началом выпуска "Пантеры" планировалось прекратить производство и Pz.lV, однако, благодаря жесткой позиции генерального инспектора панцерваффе генерала Г.Гудериана, этого не произошло. Дальнейшие события показали, что он был прав..

Резко возросли боевые характеристики Pz.IV после установки длинноствольного орудия. Не уступая танкам противника по всем прочим параметрам, "четверка" оказалась способной поражать советские и американские танки вне пределов досягаемости их пушек. Об английских машинах речь не идет - четыре года войны англичане топтались на месте. Вплоть до конца 1943 года боевые характеристики Т-34 оставались практически неизмененными, Pz.IV занял первое место среди средних танков. С 1942 года тактико-технические характеристики Pz.IV не менялись (за исключением толщины брони) и в течение двух лет войны оставались ни кем не превзойденными! Лишь в 1944 году, установив на "Шерман" 76-мм длинноствольную пушку, американцы догнали Pz.IV, а мы, запустив в серию Т-34-85, перегнали. Для достойного ответа у немцев уже не оставалось ни времени, ни возможностей.Сопоставляя характеристики танков ВОВ, можно сделать вывод, что немцы раньше других стали рассматривать танк как основное и наиболее эффективное противотанковое средство, а это - главная тенденция послевоенного танкостроения.

В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У "Тигра" и "Пантеры", например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и "Шермана" башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году "Кромвель" так и не дотянул до "четверки", как, впрочем, и "Комета", выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный "Центурион".

Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B-1,43. Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа.
Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом (противомагнитная окраска, от магнитных мин). Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев заключалась в попытке перехода на новый тип среднего танка - "Пантеру". В качестве последнего она не состоялась, составив компанию "Тигру" в классе тяжелых машин, но сыграла в судьбе Pz.lV роковую роль. Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании новых танков, немцы перестали заниматься серьезной модернизацией старых. Попробуем представить себе, что было бы, если бы не "Пантера"? Хорошо известен проект установки на Pz.lV башни "Пантеры", причем как стандартной, так и "тесной" (Schmall-turm). Проект вполне реальный по габаритам - диаметр башенного погона в свету у "Пантеры" 1650 мм, у Pz.lV-1600 мм. Башня вставала без расширения подбашенной коробки. Несколько хуже обстояло дело с весовыми характеристиками - из-за большого вылета ствола орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка на передние опорные катки возрастала на 1,5 т. Однако ее можно было компенсировать усилением их подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK 42 создавалась для "Пантеры", а не для Pz.IV. Для "четверки" можно было ограничиться орудием с меньшими массо-габаритными данными, с длиной ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калибров. Такое орудие если и потребовало бы замены башни, то все равно позволило бы обойтись более легкой конструкцией, чем "пантеровская". Неизбежно возраставший (кстати, и без подобного гипотетического перевооружения) вес танка требовал замены Двигателя. Для сравнения: габариты двигателя HL 120TKRM, устанавливавшегося на Pz.IV, составляли 1220х680х830 мм, а "пантеровского" HL 230Р30 - 1280х960х1090 мм. Почти одинаковыми были у этих двух танков и габариты моторных отделений в свету. У "Пантеры" оно было на 480 мм длиннее, главным образом, за счет наклона кормового листа корпуса. Следовательно, оснащение Pz.lV двигателем большей мощности не являлось неразрешимой конструкторской задачей. Результаты такого, конечно, далеко не полного, перечня возможных модернизационных мероприятий были бы весьма печальными, поскольку свели бы на нет работу по созданию Т-34-85 у нас и "Шермана" с 76-мм пушкой у американцев. В 1943-1945 годах промышленность третьего рейха изготовила около 6 тысяч "пантер" и без малого 7 тысяч Pz.IV. Если учесть, что трудоемкость изготовления "Пантеры" была почти вдвое больше, чем у Pz.lV, то можно предположить, что за это же время немецкие заводы могли бы выпустить дополнительно 10-12 тысяч модернизированных "четверок", которые доставили бы солдатам антигитлеровской коалиции гораздо больше неприятностей, чем "пантеры".

Чем меньше, тем больше — по крайней мере, иногда. Меньший калибр действительно порой может быть эффективнее крупного калибра — даже если на первый взгляд такое утверждение кажется парадоксальным.

На пороге 1942 года немецкие конструкторы бронетанковой техники находились под колоссальным давлением. За последние несколько месяцев они значительно усовершенствовали модификацию имеющихся немецких танков Т-4, доведя толщину нижней лобовой плиты до 50мм, а также оснастив машины дополнительными лобовыми плитами толщиной в 30мм.

В связи с возросшей на 10% массой танка, теперь составлявшей 22,3 тонны, потребовалось увеличить ширину гусеницы с 380 до 400мм. Для этого необходимо было внести изменения в конструкцию направляющих и ведущих колес. В автомобильной промышленности такие усовершенствования любят называть сменой модели — в случае с Т-4, обозначение модификации сменилось с «Е» на «F».

Однако этих усовершенствований было недостаточно для превращения Т-4 в полноценного соперника советского Т-34. Прежде всего, слабым местом этих машин было их вооружение. Наряду с 88-мм зенитным орудием, а также трофейными пушками из запасов Красной армии — 76-мм орудиями, которые немцы называли «рач-бум» — в осенний и летний сезоны свою эффективность доказала только 50-мм противотанковая пушка Pak 38, поскольку осуществляла выстрелы болванками с вольфрамовым сердечником.

Об имеющихся проблемах руководству вермахта было хорошо известно. Еще в конце мая 1941 года, до нападения на Советский Союз, обсуждалось срочное оснащение танка Т-4 пушкой Pak 38, которая должна была заменить короткую 75-мм танковую пушку KwK 37, носившую название «Штуммель» (рус. окурок). Калибр Pak 38 лишь на две трети был больше, чем у KwK 37.

Контекст

Т-34 сокрушил Гитлера?

The National Interest 28.02.2017

Ил-2 - русский «летающий танк»

The National Interest 07.02.2017

A7V - первый немецкий танк

Die Welt 05.02.2017
Из-за длины пушки в 1,8 м снарядам невозможно было придать достаточного ускорения, поскольку их начальная скорость составляла лишь 400-450 м/с. Начальная скорость снарядов Pak 38, несмотря на то, что калибр пушки составлял только 50 мм, достигала более 800 м/с, а позже почти 1200 м/с.

В середине ноября 1941 года должен был быть готов первый прототип танка Т-4, оснащенного пушкой Pak 38. Однако незадолго до того обнаружилось, что предусмотренную модификацию Т-4, считавшуюся временным решением на пути к созданию танка, способного противостоять танку Т-34, невозможно реализовать: Германия располагала недостаточным количеством вольфрама, чтобы начать массовое производство болванок.

14 ноября 1941 года в штаб-квартире фюрера состоялось совещание, стоившее немецким инженерам спокойного Рождества. Потому что Гитлер распорядился о том, чтобы как можно скорее полностью реорганизовать производство бронетанковой техники. Отныне предусматривалось производство лишь четырех типов машин: легких разведывательных танков, средних боевых танков на основе прежних Т-4, новых тяжелых танков, заказанных к производству в конце июня 1941 года танков Т-6 «Тигр», а также дополнительных «тяжелейших» танков.

Спустя четыре дня был отдан приказ о разработке новой 75-мм пушки, ствол которой был удлинен с 1,8 м до 3,2 м и которая должна была послужить заменой «Штуммелю». Начальная скорость снаряда увеличилась с 450 до 900 м/с — этого было достаточно для того, чтобы уничтожить любой Т-34 с расстояния 1000-1500 м, даже используя фугасные снаряды.

Вместе с тем имели место и тактические изменения. До сих пор танки Т-3 составляли основу боевой техники немецких танковых дивизий. Они должны были сражаться с вражескими танками, в то время как более тяжелые танки Т-4 изначально разрабатывались как вспомогательные машины для уничтожения мишеней, с которыми не могли справиться пушки мелкого калибра. Однако еще в сражениях против французских танков выяснилось, что серьезным противником мог стать лишь Т-4.

Каждый немецкий танковый полк номинально располагал 60 танками Т-3 и 48 танками Т-4, а также другими гусеничными машинами более легкой конструкции, часть которых производилась в Чехии. Однако фактически на всем восточном фронте 1 июля 1941 года в распоряжении 19 воевавших танковых дивизий находился лишь 551 танк Т-4. Несмотря на то, что непрерывное снабжение войск бронетехникой в количестве около 40 машин в месяц осуществлялось с заводов в Германии для трех групп армий, участвующих в боевых действиях в Советском Союзе, из-за связанных с войной перебоев в поставках к весне 1942 года количество танков выросло лишь до 552.

Тем не менее по решению Гитлера, танки Т-4, в прошлом являвшиеся вспомогательными машинами, должны были стать основными боевыми машинами танковых дивизий. Это коснулось и последующей модификации немецких боевых машин, на тот момент находившейся на стадии разработки, а именно танка Т-5, известного под названием «Пантера».


© РИА Новости, РИА Новости

Эта модель, разрабатывать которую начали еще в 1937 году, 25 ноября 1941 года была отдана в производство и успела приобрести опыт противостояния танкам Т-34. Это был первый немецкий танк, у которого передние и боковые бронеплиты устанавливались под углом. Однако было ясно, что поставка танков данной модели в более-менее достаточном количестве могла быть реализована не ранее 1943 года.

А тем временем танкам Т-4 приходилось справляться с ролью основных боевых машин. Инженерам компаний, участвовавших в разработке бронетехники, прежде всего, Krupp в городе Эссен и Steyr-Puch в городе Санкт-Фалентин (Нижняя Австрия) к новому году удалось увеличить производство и в то же время переориентировать его на выпуск модели F2, оснащенной удлиненной пушкой Kwk 40, поставляемой на фронт с марта 1942 года. Ранее, в январе 1942 года, выпуск 59 танков Т-4 за месяц впервые превысил установленную норму в 57 танков.

Теперь танки Т-4 в артиллерийском отношении примерно сравнялись с танками Т-34, однако все еще уступали мощным советским машинам в мобильности. Но на тот момент более важное значение имел другой имеющийся недостаток — количество выпущенных машин. За весь 1942 год было произведено 964 танка Т-4, а удлиненной пушкой была оснащена лишь половина из них, в то время как Т-34 произвели в количестве более 12 тысяч машин. И здесь даже новые пушки ничего не могли изменить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

(Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. В отделении управления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.

Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:

  • модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
  • модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.


Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV. История создания.

В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.

В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II.
Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.

Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзинг", "Крупп "и "MAN" работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона ("батальонфюрерсвагнен" сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.

Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью.

Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.

Нажмите на рисунок танка для увеличения

Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.

Описание танка PzKpfw IV

Бронезащита .
В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.

На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.
- Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна "держать" 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.

С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что "броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной."

В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы "Лейланд Моторс" так прокомментировал свои исследования: "Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись."

Изменение дизайна лобовой части корпуса танка

Силовая установка.
Двигатель "Майбах" предназначен для работы в умеренных климатических условиях, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.

Руководство по эксплуатации двигателя "Майбах" требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации - 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.

Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов - ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.

Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.

На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как "Ostketten", которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.

Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами - к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.

Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на "четверке" можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.

Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как "Kuhlwasserubertragung" - теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору - происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система "Kuhlwasserubertragung" требовала небольших доработок системы охлаждения танка.



Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.J.

Приведённые данные производства Pz.IV, к сожалению, нельзя считать абсолютно точными. В разных источниках данные о количестве выпущенных машин различаются, и иногда заметно. Так, например, И. П. Шмелёв в своей книге "Бронетанковая техника третьего рейха" приводит следующие цифры: Pz.IV с KwK 37 - 1125, а с KwK 40 - 7394. Достаточно посмотреть на таблицу, чтобы увидеть расхождения. В первом случае незначительное - на 8 единиц, а во втором существенное - на 169! Более того, если суммировать данные выпуска по модификациям, то получится число 8714 танков, опять-таки не совпадающее с итогом таблицы, хотя погрешность в данном случае составляет всего 18 машин.

Pz.IV в значительно больших количествах, чем другие немецкие танки, поставлялся на экспорт. Судя по немецкой статистике, к союзникам Германии, а также в Турцию и Испанию поступило в 1942–1944 годах 490 боевых машин.

Первой Pz.IV получила наиболее верная союзница гитлеровской Германии - Венгрия. В мае 1942 года туда прибыли 22 танка Ausf.F1, в сентябре - 10 F2. Наиболее крупная партия была доставлена осенью 1944 - весной 1945-го; по разным данным, от 42 до 72 машин модификации Н и J. Расхождение получилось потому, что в некоторых источниках подвергается сомнению факт поставки танков в 1945 году.

В октябре 1942-го первые 11 Pz.IV Ausf.G поступили в Румынию. В дальнейшем, в 1943–1944 годах, румыны получили ещё 131 танк этого типа. Они использовались в боевых действиях как против Красной Армии, так и против вермахта, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции.

Партия из 97 танков Ausf.G и Н в период с сентября 1943 по февраль 1944 года была отправлена в Болгарию. С сентября 1944-го они принимали активное участие в боях с немецкими войсками, являясь главной ударной силой единственной болгарской танковой бригады. В 1950 году в болгарской армии ещё числилось 11 боевых машин этого типа.

В 1943 году несколько танков Ausf.F1 и G получила Хорватия; в 1944-м 14 Ausf.J - Финляндия, где их использовали до начала 60-х годов. При этом штатные пулемёты MG 34 с танков были сняты, а вместо них установлены советские ДТ.

ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Panzer IV

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Компоновка танка - классическая, с передним расположением трансмиссии.

Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нём размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы, курсовой пулемёт (за исключением модификаций В и С), радиостанция и рабочие места двух членов экипажа - механика-водителя и стрелка-радиста.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемёт, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе.

В моторном отделении, в кормовой части танка, находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни.

КОРПУС танка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной цементацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста, которые закрывались прямоугольными крышками, откидывающимися на петлях. У модификации А крышки - двустворчатые, у остальных - одностворчатые. В каждой крышке был предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет (за исключением вариантов Н и J).

Pz.IV Ausf.F1. Хорошо видны крышки люков (механика-водителя и пулемётчика) с круглыми лючками для запуска сигнальных ракет. Приваренный к борту корпуса перед укладкой запасных катков полуцилиндр закрывает вытяжное отверстие системы охлаждения тормозов.

В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, который включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной броневой сдвижной или откидной заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины лобовой брони), и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 2 (у Ausf.A - KFF 1). Последний при отсутствии в нём надобности сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок. У модификаций В, С, D, Н и J перископический прибор отсутствовал.

По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые откидными бронекрышками.

Между кормовой частью корпуса и боевым отделением находилась перегородка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Начиная с Ausf.F1 крышки оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого борта было окно воздухопритока к радиатору, а в обратном скосе правого борта - окно воздухооттока от вентиляторов.

Компоновка танка Pz.IV:

1 - башня; 2 - командирская башенка; 3 - ящик для снаряжения; 4 - вращающийся полик боевого отделения; 5 - вентиляторы; 6 - двигатель; 7 - шкив привода вентиляторов; 8 - выхлопной коллектор; 9 - глушитель двигателя поворота башни; 10 - глушитель; 11 - направляющее колесо; 12 - тележка подвески; 13 - карданный вал; 14 - коробка передач; 15 - кулиса переключения передач; 16 - ведущее колесо.

Схема бронирования среднего танка Pz.IV.

БАШНЯ - сварная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В её передней части в маске располагались пушка, спаренный пулемёт и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для наблюдения со стёклами триплекс. Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок справа от пушки отсутствовал.

Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным механизмом с максимальной скоростью 14 град/с. Полный оборот башни осуществлялся за 26 с. Маховики ручного привода башни располагались у рабочих мест наводчика и заряжающего.

Кормовая часть башни модификации Ausf.E.

В задней части крыши башни находилась командирская башенка с пятью смотровыми щелями со стёклами триплекс. Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, - двустворчатой крышкой (позже - одностворчатой). В башенке имелось устройство циферблатно-часового типа для определения места цели. Второе такое же устройство было в распоряжении наводчика и, получив приказ, он мог быстро развернуть башню на цель.

У места механика-водителя размещался индикатор положения башни с двумя лампочками (кроме танков Ausf.J), благодаря которому он знал, в каком положении находятся башня и пушка (это особенно важно при движении по лесистой местности и населённым пунктам).

Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия. На части машин модификаций Н и J в связи с установкой экранов смотровые приборы и лючки отсутствовали.

Гитлер в окружении высших офицеров вермахта и СС осматривает один из первых танков Ausf.F2, Берлин, 4 апреля 1942 года.

ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение танков модификаций А - F1 - пушка 7,5-cm KwK 37 калибра 75 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки - 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки - 490 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В её боекомплект входили выстрелы с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450…485 м/с) снарядами.