Ребёнок от года и старше. Смешанное вскармливание

К концу 1-го года жизни ребенок получает уже достаточно разнообразную пищу, причем не только жидкую и кашицеобразную, но и более плотную, требующую некоторого разжевывания. К этому времени переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребенка достигает значительного совершенства, вкусовые восприятия у детей становятся более дифференцированными, у них уже часто появляются свои любимые и нелюбимые блюда.

На основании учета этих моментов и должна строиться диететика ребенка преддошкольного возраста. Пища, получаемая ребенком, должна покрывать всю его калорийную потребность; она должна содержать необходимые для покрытия всех текущих надобностей детского организма количества полноценных белков, жиров и углеводов, должна быть богата витаминами и содержать необходимые для процессов роста и обмена веществ количества воды и солей. Пища детей в возрасте старше 1 года должна давать достаточное количество пищевых шлаков, необходимых для поддержания правильной моторики кишечника.

Путем дальнейшего усложнения меню ребенка, постепенного ограничения жидких и полужидких блюд с заменой их более плотными надо приучать ребенка к тщательному разжевыванию пищи.

Пища ребенка должна быть разнообразна, вкусно приготовлена и подана ребенку в приятном, возбуждающем аппетит виде. Эти моменты имеют исключительно большое значение, так как секреция слюнных и желудочных желез начинается не только при попадании пищи в рот и желудок, но и при виде и запахе пищи, при подготовке к еде и т. д. Это так называемые «психическая слюна» и «психический желудочный сок»; секреция их - закономерное физиологическое явление условно-рефлекторного порядка. придавал громадное значение этому «запальному» желудочному соку, выделяющемуся в первую, рефлекторную, фазу секреции желез желудка. Условнорефлекторная секреция пищеварительных соков оказывает исключительно большое влияние на возникновение «аппетита», желания еды у ребенка и на весь дальнейший процесс переваривания пищи. К сожалению, этот момент часто явно недооценивается детскими врачами и особенно родителями детей.

Питание детей следующих возрастных периодов, не претерпевая существенных изменений, постепенно приближается к питанию взрослых.

Потребность в основных пищевых ингредиентах. С возрастом ребенка абсолютная потребность в белках, жирах и углеводах постепенно возрастает, а относительная потребность в них несколько снижается. В возрасте от 1 года до 4 лет дети должны получать на 1 кг веса тела 3-3,5 г белков, 3,5-4 г жиров и 10-12 г углеводов, что дает за сутки в зависимости от возраста и веса ребенка 30-50 г белков, 45-50 г жиров и 160-180 г углеводов. В дошкольном возрасте (от 4 до 7 лет) ребенку необходимо на 1 кг веса 3,0-3,5 г белков, 3,0 г жиров и 15,5 г углеводов, что составляет за сутки около 65 г белков, 50--55 г жиров и приблизительно до- 275 г углеводов. В школьном возрасте суточная потребность в белках достигает 65-85 г (около 2,5-3,0 г на 1 кг веса), в жирах -55-100 г (около 2,5 г на 1 кг веса) и в углеводах - 350-450 г (10-13 г на 1 кг веса). В период полового созревания снова повышается потребность в белках и жирах.

При питании детей старше 1 года, конечно, также надо обращать внимание не только на количество, но и на качество вводимых основных пищевых ингредиентов и на правильное соотношение (корреляцию) между ними. Из приводимых норм видно, что в пищевом рационе детей раннего возраста соотношение между белками, жирами и углеводами должно приблизительно соответствовать 1:1,2:4, а в дошкольном и школьном возрастах - 1:1,1:6.

Не подлежит сомнению, что даже дети раннего возраста могут развиваться внешне нормально на меньших белковых нагрузках (1,5-2 г белка на 1 кг веса). Это, однако, нельзя считать целесообразным; ребенок должен получать не минимум, а оптимум необходимого ему пищевого белка.

Вводимые белки должны быть качественно полноценными; на практике желательно добиваться, чтобы не менее 50 % даваемых ребенку белков было животного происхождения. Избыток белка, конечно, не только бесполезен, но даже вреден (см. Обмен веществ).

Даваемые детям жиры также должны отличаться полноценностью, определяемой характером входящих в них липоидов и витаминов. К наиболее полноценным пищевым жирам относятся: масло, яичный желток, рыбий жир и ряд других.

Количество жиров в некоторых случаях можно повышать, например в старшем возрасте до 3,5-4,5 г на 1 кг веса. Однако всегда надо помнить, что избыток их легко ведет к столь небезразличному для детского организма сдвигу щелочно-кислотного равновесия в сторону истинного ацидоза. Временно жиры можно заменять изодинамическими количествами углеводов, но длительное и значительное ограничение жиров в пищевом рационе ребенка совершенно недопустимо.

Потребность детей в углеводах в возрасте старше Г года приблизительно на 50% должна покрываться за счет сахара и на 50 % за счет более сложных полисахаридов, декстринов и крахмала, вводимых с мукой, хлебом, овощами, корнеплодами и фруктами. Достаточное введение ребенку овощей и фруктов обеспечивает ему поступление необходимых солей, витаминов и некоторых экстрактивных веществ; с ними же вводится значительное количество растительной клетчатки, дающей пищевые шлаки.

Правильно составленная пища содержит вполне достаточное для ребенка количество минеральных солей, и, наоборот, при однообразном питании легко может возникнуть крайне вредное для детей солевое голодание.

Организм детей нуждается в несколько больших количествах натрия и хлора по сравнению с другими солями, а потому к пище добавляют поваренную соль для обеспечения ее вкусовых качеств, что составляет приблизительно не менее 0,05 г NaCl на 1 кг веса ребенка.

В правильно составленном суточном пищевом рационе ребенка всегда должно быть некоторое преобладание щелочных радикалов над кислотными, что и надо принимать во внимание при составлении детского меню.

Относительно высокая, хотя с каждым годом жизни постепенно снижающаяся, потребность детей в воде должна полностью покрываться вводимой пищей и дополнительным питьем.

Калорийная потребность. Абсолютная калорийная потребность детей с возрастом увеличивается, относительная - уменьшается (таблица 22).

Таблица 22. Калорийная потребность детей

Из таблицы 22 видно, что приблизительно 10% калорий, получаемых детьми всех возрастов, должно покрываться за счет белков; количество калорий, покрываемых за счет жиров, с возрастом понижается, аза счет углеводов - нарастает. При составлении детского пайка надо иметь в виду, что приблизительно 10-15% пищевых калорий не усваивается, что и надо учитывать при подсчетах, если содержание белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах выражено не нетто, а брутто.

Число кормлений . Для детей в возрасте до 1,5 лет наиболее целесообразно сохранить 5-кратное кормление, но, конечно, настаивать на этом не следует, если ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на 4 кормления в сутки. Дети старше 1,5 лет, как правило, получают пищу 4 раза в день. Горячую пищу, ребенок должен получать не менее 2 раза в сутки. Часы приема пищи ребенка видоизменяются в зависимости от индивидуальных особенностей как самого ребенка, так и режима дня.

Распределение пайка по отдельным приемам пищи должно приблизительно соответствовать следующим соотношениям:

В заключение необходимо остановиться на применении в детском питании некоторых пищевых веществ (яиц, мяса, овощей и т. д.).

Яйца являются ценным пищевым продуктом. Применение их в умеренном количестве вполне целесообразно и, безусловно, желательно; злоупотребление, безусловно, вредно. Детям до 1,5 лет следует давать только желтки - не более одного в день; дети от 1,5 до 2,5 лет могут получать и цельные яйца, по одному через день, а после 2,5 лет и ежедневно.

Детям с явлениями экссудативного и нервно-артритического диатезов цельных яиц давать не следует; назначение одних желтков в большинстве случаев оказывается возможным, если они не вызывают у детей усиления или выявления кожных явлений.

Молоко . Количество молока в суточном пищевом рационе детей в возрасте от 1 до 1,5 лет не должно превышать 600- 700 мл, от 1,5 до 2,5 лет -500-600 мл, у более старших детей - 500 мл.

Мясо также должно сравнительно широко применяться в питании детей. В возрасте от 1 до 1,5 лет дети должны получать мясо 3-4 раза в неделю в количестве 30-40 г на прием; наиболее удобной формой применения мяса в этом возрасте является мясной фарш и фрикадельки; детям, имеющим не менее 4-5 зубов и умеющим сравнительно хорошо жевать, можно назначать и котлеты. Детям в возрасте от 1,5 до 2,5 лет количество мяса может, быть увеличено до 40-50 г на прием, а число мясных дней доведено до 4-5 в неделю. В возрасте от 2,5 до 3 лет мясо можно давать уже в более разнообразном, главным образом поджаренном виде; количество его постепенно увеличивается; в возрасте до 4 лет оно не должно превышать 50-60 г, а к пубертатному периоду может достигнуть 100-150 г. Вполне целесообразно в пищевом режиме детей и этих возрастов устраивать
5-6 раз в месяц вегетарианские дни.

В пище ребенка могут быть использованы различные сорта мяса - белое, воловье, нежирная свинина, дичь и т. д. Баранину детям до 2,5-3 лет лучше не давать. С мясом надо сочетать назначение детям достаточных количеств овощей; значительное содержание в них неорганических оснований должно обеспечивать нейтрализацию кислотных продуктов белкового обмена. Детям нервно-артритической конституции количество даваемого мяса надо ограничивать.

Супы могут и должны применяться в диете детей. Это блюдо богато солями и экстрактивными веществами, полезное действие которых бесспорно; кроме того, с супами часто удается ввести детям овощи, от которых в другом виде они иногда упорно отказываются.

Детям от 1 года до 1,5 лет супы должны назначаться не чаще 3-4 раз в неделю; в возрасте от 1,5 до 4 лет - не чаще 4- 5 раз, а старшим целесообразно давать суп ежедневно 1 раз. Количество даваемого супа не должно превышать 200-250 мл на прием. Злоупотребление супами, конечно, вредно.

Хлеб и булка - крайне ценные в питательном отношении и, безусловно, необходимые в повседневном рационе детей пищевые продукты. Совершенно недопустимо употребление детьми этих продуктов в неограниченном количестве; содержание в них основных пищевых ингредиентов и калорийность должны учитываться в общем пайке ребенка. Это в равной мере относится и к различным видам печенья, сухарей, булочек и т. д. Детям от 1 года до 1,5 лет дается только белый хлеб; можно давать и корочку черного хлеба. После 1,5 лет дети получают черный и белый хлеб: до 4 лет - около 50-75 г черного и 100-150 г белого хлеба; старшим детям общее количество хлеба можно повысить до 400-500 г в день, но в большинстве случаев при правильно и разнообразно составленной диете достаточно бывает 250-350 г.

Зеленые овощи, корнеплоды, фрукты, ягоды и т. д. надо использовать при составлении рациональной диеты детей; эти пищевые вещества богаты солями и витаминами, дают значительное количество пищевых шлаков, не способствуют развитию бродильных и гнилостных процессов в кишечнике; все эти моменты имеют громадное значение для правильного функционирования детского кишечника.

Ветчину, колбасы, сыры (неострые), селедку, икру и другие умеренно острые пищевые продукты можно давать детям после 1,5 лет. Очень острые закуски и соусы, большое количество пряностей и сладостей, алкогольные напитки, крепкий чай и крепкий натуральный кофе детям давать не следует.

Хорошие конфеты, фруктовые и прочие мармелады, сливочные ирисы и тянучки, леденцы и т. д. детям давать можно. Шоколад и какао несколько возбуждают нервную систему; они противопоказаны детям раннего возраста, у детей нервно-артритической конституции часто вызывают кожные сыпи. Старшие дети в умеренном количестве могут получать и шоколад, и какао.

Вот малышу уже 1 год. Он совсем не похож на беспомощного кроху, каким был, когда родился. Каким должно быть питание ребенка 1 года. Чем нужно его кормить, а чем нет. Разберемся вместе.

Возраст от 1го до 3х лет - возраст перехода от детского питания к взрослому. В диету ребенка активно вводятся новые блюда и продукты, но они по своему ассортименту, консистенции, степени измельчения и технологии приготовления должны отличаться от блюд и продуктов питания для взрослых.

Питание ребенка 1 года Основные принципы

Молоко и молочные продукты

Молоко и молочные продукты следует давать детям на 2м году жизни трижды в сутки в виде напитков, каши и творога. Каждый день ребенку нужно давать 400-450 мл жидких молочных продуктов (пресных и кисломолочных) и 40-50 г творога.

Среди молочных напитков предпочтение отдается специальным детским смесям 3 формулы. В них в сравнении с коровьим молоком уменьшено количество белков, молочные жиры замещены растительными, в результате чего увеличивается содержание в них ПНЖК. Они обогащаются пребиотиками и пробиотиками, что улучшает работу ЖКТ и способствует нормализации стула. В них добавляются витамины и минералы, нужные ребенку по возрасту.

Если Вы даете ребенку цельное коровье молоко и кисломолочные напитки, то оптимльнная жирность для них 2,5-3,2%.

Ежедневно можно давать ребенку сыр в количестве 4-5 г, выбирать нужно неострые сорта сыра. Острые сыры, как и копченые, плавленые и плесневые сыры детишкам раннего возраста не рекомендовны. Сыр можно давать отдельно или добавлять в макроны, омлет, запеканку.

Сметаной 10-15% жирности можно заправлять блюда для ребенка 1 года и старше. Её суточное количество 5-10 г.

В молочных продуктах для детского питания не должны присутствовать ароматизаторы, красители, усилители вкуса. Среди детских фруктовых йогуртов или творожков следует выбирать продукты без сахара или с минимальным его содержанием.

Мясо рыба яйца

В питание ребенка 1 года и старше нужно ежедневно включать постное мясо в объеме 70 - 80 г в сутки в виде мясных пюре, фрикаделек, тефтелек или паровых котлеток. Можно давать: говядину, свинину, баранину, индейку, кролика, курицу. Нельзя — мясо уток и гусей, т. к. их мясо содержит более 30% жира.

Субродукты (печень, сердце, язык) содержат много жиров и экстрактивных веществ, а белков в них меньше, чем в мясе. Поэтому, субпродукты рекомендуется использовть в питании ребенка не чаще 1 р/неделю.

Включать в диету ребенка до 3х лет колбасы, сосиски, сардельки не рекомендуется.

Рыбу в питание ребенка 1 года и старше следует включать 2-3 р/ неделю в объеме 60-80 г за 1 прием, 200 г в неделю.

Рыба усваивается легче, чем мясо и кроме ценного белка содержит жирные кислоты омега 3, полезные для развития нервной системы ребенка. Ими особенно богаты семга, палтус, скумбрия, сельдь - эти сорта рыбы можно давать ребенку 1 года и старше, наравне с нежирными сортами рыбы (треска, минтай, хек), которые разрешались детишкам до 1 года.

Соленую рыбу, икру, крабы, трепанги, креветки, кальмары, омары, мидии, морские гребешки, лангусты в питание ребенка 1 года и до 3х лет не включают в связи с высокой аллергенностью.

В питание ребенка 1 года и старше включают кроме желтка, и яичный белок. Разрешается давать 2-3 куриных яйца в неделю в омлетах или варить вкрутую, а также в составе сырников, запеканок и т.д.. Деткам также можно давать перепелиные яйца. Яйца уток и гусей маленьким детишкам не дают из-за высокой опасности заражения сальмонеллезом.

Овощи Фрукты Ягоды

Фрукты и овощи должны обязательно ежедневно присутствовать в детском рационе

Редьку и редис исключают из детского питания до 3х лет за высокую кислотность и резкий вкус. Лук и до 3х лет дают исключительно после отваривания тушения или запекания в составе готовых блюд по тем же причинам.

Яркие овощи и фрукты оранжевых и красных цветов дают маленьким детям осторожно с малых количеств из-за высокого риска аллергии. Если у ребеночка есть склонность к аллергии, высокоаллергенные фрукты и овощи в его рацион лучше не включать.

Фрукты и овощи ребенок должен кушать с частотой 4-5 р/д. В каждый прием пищи (кроме молочного напитка перед сном) должны присутствовать фрукты или овощи, запеченные, приготовленные на пару), в вареном, тушенном или свежем виде, в составе супов, гарниров к мясу или рыбе, компотов, салатов, десертов, фруктовых пюре или свежие фрукты (овощи) целиком.

Овощи

  • Ребенку старше года разрешается давать свежие огурцы, помидоры, морковь, белокочанную капусту, салат, шпинат. Можно добавлять в салаты свежие укроп и петрушку.
  • В отварном, тушеном, приготовленном на пару, запеченном виде можно те же овощи, плюс картофель, цветную капусту, брокколи, брюссельскую капусту, свеклу, лук, чеснок, сладкий перец, кабачок, баклажан, тыкву, зеленый горошек.

Фрукты

  • В питание ребенка 1 года и старше можно включать свежие яблоки, груши, бананы, киви.
  • Апельсины и мандарины - можно, но очень осторожно, они часто бывают причиной аллергии.
  • Лимонный сок можно добавлять в чай или другие блюда, но не давть лимон ребенку, т. к. лимонная кислота разрушает эмаль зубов.
  • Ананасы, хурму, грейпфруты,манго, папайю и прочие экзотические фрукты лучше впервые попробовать ребенку после 3х лет.
  • и дыню можно давать деткам с 1 года в свежем виде в количестве 50-100 г/сутки в сезон их естественного созревания.

Ягоды

  • Ягоды очень вкусны и полезны. В них много витаминов и микроэлементов.
  • Но они часто бывают причиной аллергии у малышей.
  • Их трудно мыть, чистить, они бывают источником кишечных инфекций.
  • Обязательно нужно следить, чтобы ребенку в руки и, особенно, в рот не попали косточки от ягод, если ребенок подавится косточкой,это может быть смертельно опасным.

Ягоды по степени аллергенности

  • К низкоаллергенным ягодам относятся желтые и белые сорта крыжовника, смородины, сливы, черешни. Их можно давть с 1 года даже деткам склонным к аллергии. Но перед тем как дать ребенку их нужно тщательно промыть, очистить от косточек, возможно, измельчить в блендере.
  • Ягоды со средней степенью аллергенности это: черника, красная смородина, вишня, шиповник.
  • Все остальные ягоды: персики, абрикосы, малина, клубника, облепиха, черная смородина, тёмный крыжовник, земляника, ежевика, виноград относятся к группе высоколлергенных продуктов. Эти ягоды нужно давать деткам после 1 года очень осторожно, по нескольку штучек в день, не больше 40-50 г/сутки.

Сухофрукты

В них, по сравнению со свежими фруктами в разы больше минеральных веществ, железа и, особенно калия и клетчатки. Из них можно приготовить кисель, компот, добавлять их в кашу или десерт.

Каши

  • Каши должны присутствовать в детском рационе ежедневно 1 р/сутки.
  • На 1м месте по пищевой ценности гречневая и овсяная каши, им нужно отдавать предпочтение в детском питании.
  • На третьем месте по содержанию полезных веществ - кукурузная каша.
  • В рисе много крахмала и мало клетчатки, поэтому он часто применяется в щадящих диетах при патологии ЖКТ.
  • Манная каша быстро усваивается и обладает хорошими вкусовыми качествами, но содержание полезных веществ в ней небольшое. Пшеничная каша содержит больше железа и клетчатки, чем манная, поэтому для детей она более полезна.
  • Пшенную кашу рекомендуется давать деткам с 1,5 лет, а ячневую и перловую с 2х лет, т.к. белки этих круп труднее усваваиваются.

Хлеб

Его включение в питание ребенка 1 года и старше ускоряет формирование челюстно-лицевого аппарата у детей. Рекомендуется ежедневно давать ребенку 1 года и старше 30-40 г ржаного хлеба и 60 г пшеничного. Рекомендуют давать ребенку вчерашний хлеб или слегка подсушенный, такой хлеб легче усваивается.

Горох Фасоль Чечевица

Гороховый суп из зрелого гороха включают в рацион ребеночка с 2х лет. Гороховая каша с 3х лет. Блюда из чечевицы вводят в диету ребеночка с 3х лет. Бобовые включают в рацион маленьких детишек не чаще 2-3 р/неделю, хорошо разваривают.

Масло

  • Сливочное масло важный источник жирорастворимых витаминов А, Д,К, в диете ребенка 1 года и старше должно ежедневно присутствовать сливочное масло жирностью 72,5%- 82% в количестве 10 гр в сутки в составе различных блюд или н бутерброде.
  • Растительное масло является важным источником полиненасыщенных жирных кислот и витамина Е. Его ежедневная норма для ребеночка 1 года и старше 10 мл в сутки (2 чайные ложки). Лучше всего чередовать в детском питании различные сорта растительных масел: подсолнечного, оливкового, льняного, кукурузного). Комбинированный жир и маргарин в детском питании не применяют.

Сахар

Сахар добавляется в блюда детского питания (компоты, пюре), но строго ограничивается. Его общее количество в детском рационе не должно быть больше 25-30 г в сутки.

Кондитерские изделия (зефир, мармелад, пастилу, варенья, повидла или джемы), согласно рекомендациям специалистов, можно давать ребеночку 1 года и старше не чаще 2-3 раз в неделю не больше 10 г/сутки, после основного приема пищи.

Кондитерские изделия, содержащие в своем составе маргарин, разрыхлитель, краситель, ароматизатор (сдобное печенье, некоторые виды мармеладов, вафель, пряников) не должны присутствовать в питании ребенка до 3х лет.

Соль

Специи

Допустимые специи в питании детишек 1-3 лет: белый и сладкий перцы, базилик, лавровый лист, тимьян, тмин, кориандр, розмарин, майоран, корица и душистый перец.

Черный и красный перцы, горчицу и хрен в детском питании не используют.

Не используют в питании детишек до 3х лет также соусы, майонезы и уксусы. Из пищевых кислот используется исключительно лимонная для приготовления сладких блюд и салатов.

Чай кофе какао

Надеюсь вам удалось правильно организовать питание ребенка 1 года и старше . Желаю Вам здоровья!

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами


Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

К этому возрасту большинство детей уже умеет самостоятельно ходить. Первый шаг позади, а впереди новые навыки и умения, покорение новых вершин. Ребенок уже учится преодолевать новые препятствия, перелезать через ограждения, взбираться на возвышения.

У большинства детей к возрасту 1 года есть 8 зубов. У кого-то больше, у кого-то меньше. Прорезывание зубов – дело индивидуальное. Следите, что ребенок получал достаточно витамина Д. Помните, что потребность ребенка в витамине Д после года увеличивается. Сейчас потребность в витамине Д составляет 600 МЕ/сутки согласно ВОЗ.

К возрасту одного года ребенок спит днем меньше. Многие малыши переходят на однократный дневной сон, другие напротив, спят так же 2 раза в день.

В питании ребенка к одному году уже достаточно много продуктов. Многие дети часто питаются тем, что едят взрослые. Если вы еще не давали ребенку пищу кусочками, то сейчас самое время начать. Это очень важно для правильного развития челюстно-лицевого аппарата и обучения жеванию. Если затянуть с приучением малыша к тому, что пища неоднородная и ее надо жевать, то позже может сформироваться рвота на любую негомогенную пищу. Согласно ОВЗ введение соков так же рекомендовано для детей, старше 1 года. Так что если хотите, то можете ввести в питание сок.

Психология

Основная особенность психологии малыша в этот период – осознание собственного «я», отдельного от мамы, папы и другого окружения. Ребенок с его «хочу-не хочу», которое пока родители не готовы принять. Сейчас важный этап формирования у ребенка собственного мнения. В этом же возрасте могут проявляться собственнические инстинкты, особенно если ребенок не первый. Он старается максимально удержать внимание мамы всеми доступными способами. Это нормальный этап развития психики малыша и завоевание собственного места под солнцем.

В возрасте 1 года у ребенка нередки капризность и раздражительность. Иногда это просто следствие переутомления, а иногда и отстаивание своего «я» и своей независимости. Примите то, что ваш ребенок – это уже не часть вас, это отдельная личность и его надо уважать. Самый простой способ успокоить ребенка – это ваши объятья и переключение внимания на другую деятельность или игру.

Навыки и умения

♦ Вставать и самостоятельно ходить.

♦ Произносить несколько упрощенных слов, пользуется звукоподражанием.

♦ Активно играть игрушками, начинает использовать игрушечные предметы по их назначению.

♦ В игре появляется сюжетная игра.

♦ Пережевывать пищу.

♦ Строить башенку из двух кубиков.

♦ Переворачивать коробку, чтобы выкинуть из нее содержимое.

Родителям следует обратить внимание на здоровье зубов малыша. Не за горами первый визит к стоматологу. Зубы нужно чистить дважды в день детской щеткой мягкой и детской зубной пастой. Если в вашем питьевом источнике мало фтора, то можно использовать зубную пасту, содержащую фтор в количестве с рисовое зерно.

Процесс воспитания всегда должен быть постоянным и последовательным. Если вы что-то запрещаете, то это должно быть запрещено всегда. Если один из родителей что-то запрещает, то другой не может разрешить.

Старайтесь придерживаться установленного . Не забывайте гулять с малышом. Оптимально, если это будут 2 прогулки по 1-2 часа в день. Прогулки помогают защитить ребенка от простуды и укрепить его иммунитет. Даже во время болезни, при хорошем самочувствии ребенка гулять можно и нужно.

Двигательное развитие

Ребенок учится подниматься и спускаться по лестнице. Научите его это делать безопасно. То есть когда сначала вниз опускаются ноги. Впоследствии этот навык пригодится для того, чтобы спуститься безопасно с дивана, а не упасть с него.

Обратите внимание, как ребенок танцует, когда слышит веселую музыку. Еще больше ему нравится танцевать рядом с вами. Не забывайте устраивать себе такие музыкальные перерывы.

Малыш имитирует вашу ежедневную трудовую деятельность: выкладывает белье из стиральной машины, складывает его в таз, моет пол (тем, что попалось под руку). Сейчас он повторяет абсолютно всё.

Чему можно научить

Понимать, что ребенок хочет, а чего не хочет и уважать его решение. Ребенок вполне осознает, когда он хочет есть или пить, хочет банан или яблоко.

Можно научить ребенка махать «пока-пока» или «привет». Он еще не может полноценно говорить, но проявлять свои эмоции таким образом может. Дайте возможность ребенку подражать вам – ему это интересно.

Как развивается речь

Помните, что ребенок никому ничего не должен. Он не должен говорить 10 слов в 1 год, он не должен оправдывать ваши ожидания (ожидания бабушек, врачей, соседей и пр.)

Одни детки говорят и повторяют много, другие напротив – крайне мало. Обратите внимание на , то есть на то, как малыш понимает обращенную речь. Старайтесь повторять то, что видите вокруг. Названия простых предметов – важны для ребенка. Но не перегружайте ребенка новыми словами и впечатлениями.

МЕНЮ РЕБЁНКА СТАРШЕ ГОДА (ОТ 1 ГОДА ДО 6 ЛЕТ)

1. ПРИНЦИПЫ РЕЖИМА РЕБЁНКА СТАРШЕ 1 ГОДА.
Режим питания ребёнка старше года должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Таким образом, длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5 – 4 часа. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
При этом на долю завтрака приходится 25 % суточной пищевой ценности рациона питания, на долю обеда - 35-40 %, полдника – 15 %. На ужин остается 20-25% суточной пищевой ценности.

2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРОДУКТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ.
1. В рационе питания детей обязательно должны присутствовать мясо и мясные продукты (включая птицу), рыба, яйца – источник белка, жира, витаминов А, В12, железа, цинка и др., молоко и молочные продукты (источник белка, кальция, витаминовА, В2), сливочное и растительное масло (источник жира, полиненасыщенных жирных кислот, витамина Е), хлеб, хлебобулочные изделия, крупы и макаронные изделия (носители крахмала, как источника энергии, пищевых волокон, витаминов В1, В2, РР, железа,
магния, селена), овощи и фрукты (основные источники витамина С, Р, бета-каротина, калия, пищевых волокон, органических кислот), сахар и кондитерские изделия.
2. Мясо, рыба, яйца, молоко, кисломолочные напитки, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Поэтому они должны постоянно включаться в рацион питания детей старше года. Предпочтительнее нежирная говядина или телятина, курица, индейка, но иногда можно использовать нежирную свинину или баранину, значительно менее полезны разные виды колбасных изделий. Мясо и рыба могут использоваться в виде самых разнообразных блюд - котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, а также сосисок, сарделек и др. – в зависимости от индивидуальных вкусов ребёнка.
3. Среди рекомендуемых видов рыбы – треска, хек, минтай, навага, судак и др. Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы) лучше включать в рацион детей старше 3х лет лишь изредка и в небольших количествах, поскольку они по своей пищевой ценности не имеют никаких преимуществ перед свежей рыбой, но содержат много соли и оказывают раздражающее действие на незрелую слизистую желудка и кишечника детей.
4. Молоко и кисломолочные продукты являются источником не только белка, но и одним из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани, а также витамина В2 (рибофлавина). Наряду с молоком целесообразно ежедневно давать детям 150-200 мл кисломолочных напитков, способствующих нормальному пищеварению и угнетающих рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике. Детям обязательно требуются также такие молочные продукты как сыр, творог, сметана (последняя – только после тепловой кулинарной обработки).
5. В рацион питания детей старше года обязательно должны включаться свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные плодоовощные соки и продукты, обогащенные микронутриентами, в том числе витаминизированные напитки.
При отсутствии свежих овощей и фруктов используются быстрозамороженные овощи и фрукты, плодоовощные консервы. Ребенок раннего дошкольного возраста (3 г) должен получать 150-200 г картофеля и 200-300 г овощей (капуста, огурцы, помидоры, мор-
ковь, свекла, редис, зелень, и др.) в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др., 200 г фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, вишня, слива, черешня, малина, виноград и др.) и различные плодоовощные соки - особенно с «мякотью» (яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, томатный и др.). Плоды и овощи, особенно свежие, являются важнейшим источником аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамина Р), бета-каротина.
6. Для приготовления каш и крупяных гарниров следует использовать разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячневую, перловую, рисовую, кукурузную, которые являются важным источником многих пищевых веществ. В рационе питания детей должны присутствовать молочно-крупяные блюда (каши). Наряду с крупяными гарнирами в питании используются овощные, в том числе сложные овощные гарниры, картофель. Нецелесообразно давать в день более одного крупяного блюда.
7.Для питания детей рекомендуется использовать следующие пищевые жиры и жировые продукты:
− жиры животного происхождения: масло коровье сливочное: сладкосливочное несоленое, крестьянское сладкосливочное несоленое, вологодское; жир куриный топленый для продуктов детского питания; медицинский жир рыбий очищенный для внутреннего применения из тресковых видов рыб;
− жиры растительного происхождения (рафинированные и нерафинированные.
8. В качестве источника растительных жиров (полиненасыщенных жирных кислот) и, отчасти, белка в питании детей старше 3х лет могут использоваться орехи и семена, такие как миндаль, фундук, кешью, фисташки (несоленые), семена кунжута, подсолнечника (очищенные от кожуры). Орехи и семена включают в рацион питания детей в составе кондитерских изделий, салатов, а также в натуральном виде (лучше в виде смесей типа «мюсли» из орехов и семян разных культур, в т. ч. злаковых, сухофруктов и т. п.). Для производства пищевых продуктов с использованием орехов и семян допускается только
непродолжительное обжаривание с целью удаления излишней влаги (без появления золотистых и коричневых оттенков).
9. При приготовлении салатов и холодных закусок в питании детей старше 3х лет могут использоваться майонезы, не содержащие жгучих специй, уксуса и других аналогичных ингредиентов, а также растительные масла, соусы на молочной (кисломолочной) или сырной основе, на основе йогуртов.
10. При формировании рациона питания детей стпарше года необходимо включать в него достаточное количество продуктов, являющихся источниками пищевых волокон, к которым относятся плоды и овощи, разнообразные продукты их переработки, а также зерновые культуры и продукты, выработанные на их основе. Пищевые (растительные) волокна – клетчатка (целлюлоза) и пектин, хотя и не перевариваются в желудке и кишечнике и не усваиваются организмом, имеют очень большое значение в питании, так как регулируют работу кишечника. Но, главное, они способны связывать (сорбировать) на своей поверхности различные вредные вещества, как поступающие с пищей (например, тяжелые металлы), так и возникающие в организме (например, холестерин), и выводить их из кишечника. Растительными волокнами особенно богаты свекла, морковь, абрикосы, сливы, черная смородина, яблоки. Очень богаты ими сухофрукты, которые к тому же содержат много калия. Велико их содержание и в соках с мякотью (абрикосовом, персиковом, сливовом, яблочном и др.), но не в осветленных (прозрачных) соках и напитках.
11. В рацион питания детей старше 1 года должны быть включены хлеб (черный и белый), крупы, особенно гречневая и овсяная, и макаронные изделия, обеспечивающие детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, В1, В2, РР, магнием и др.
В питании здоровых детей следует также использовать хлеб из цельного зерна, хлеб, булочные и кондитерские изделия из муки грубого помола (пшеничную 1, 2 сорта, обойную, ржаную обдирную, обойную) или с добавлением отрубей зерновых. Муку грубого помола следует использовать и при приготовлении мучных кондитерских, кулинарных изделий, творожных блюд, запеканок и других видов кулинарной продукции. При приготовлении кулинарных изделий рекомендуется использовать также овсяную и ячменную муку, отруби пшеничные. Рекомендуется использовать в питании детей изделия из ржаной муки. Указанные виды продуктов, кроме пищевых волокон, являются важнейшим источником витаминов (особенно В1, В2, РР) и минеральных веществ. Хорошим источником некоторых витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон являются зерновые завтраки («мюсли»).
12. Для детей рекомендуются макаронные изделия группы А (из муки твердой пшеницы).
13. Учитывая то, что потребность детей в легкоусвояемых углеводах составляет 20-25 % от суточной потребности детей раннего возраста в углеводах, следует ограничивать избыточное потребление детьми раннего возраста сахара и продуктов, его содержащих.
Сладкие блюда и сладкие мучные кулинарные изделия используются в питании детей в качестве десерта («на сладкое»), только в один из приемов пищи в день, как правило, в полдник. При включении в рацион питания продуктов промышленного производства,
содержащих сахар, из рациона следует исключать соответствующее количество сахара.
Не рекомендуется использовать в питании детей молочные (кисломолочные) продукты и творожные изделия с содержанием сахара больше 7-10 г/100 г. Использовать искусственные заменители сахара и подслащивающие вещества (сахарин, аспартам, сорбит , ксилит и др.) в питании здоровых детей нецелесообразно, за исключением экстракта стевии (стевиозида). Детям старше 1,5 лет вместо сахара можно давать мед (с учетом индивидуальной переносимости).
14. Кондитерские изделия (шоколад обыкновенный с добавлениями; конфеты с корпусами между слоями вафель, со сбивными корпусами, с желейными корпусами, вафли, печенье типа «сэндвич», пасты молочно-шоколадные, зефир) обычно включают в состав полдников (наряду со сладкими блюдами, также не чаще 1-2 раз в неделю) детям старше 2 дет. Их дают детям на десерт, только наряду с полноценными горячими блюдами, при условии исключения других сладких блюд в этот прием пищи. Использовать в питании детей карамель, леденцовую карамель и другие кондитерские изделия с высоким содержанием сахара не рекомендуется.
15. В питании детей старше 1 года рекомендуется также использовать сухофрукты (сушеные виноград, сливу, абрикосы и др.), которые являются хорошим источником пищевых волокон, микро- и макроэлементов, и, отчасти, некоторых витаминов. Не следует использовать сульфитированные сухофрукты (консервированные сернистным ангидридом), особенно, если они не будут подвергаться тепловой обработке.

3. Пищевые продукты, которые НЕ ДОПУСКАЮТСЯ ИЛИ НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ использовать в питании детей до 5 лет:
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений запрещается использовать в питании детей:
− мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыбу, сельскохозяйственную птицу, не прошедшие ветеринарный контроль;
− непотрошеную птицу;
− мясо диких животных;
− яйца и мясо водоплавающих птиц;
− яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, меланж;
− консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржав-
чиной, деформированные, без этикеток
− крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями
или зараженные амбарными вредителями;
− овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;
− зельцы, изделия из мясной обрези, свиных баков, диафрагмы, крови, рулетов из мякоти
голов, кровяные и ливерные колбасы;
− фляжный творог, фляжную сметану;
− грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные, грибные бульоны и
пищевые концентраты на их основе;
- квас;
− окрошки и холодные супы;
− яичницу-глазунью.
В соответствии с принципами рационального (здорового) питания, в питании детей не следует использовать:
− сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;
− жареные в жире (масле) продукты, изделия (пирожки, пончики, картофель и т.п.);
− уксус (уксусную кислоту), горчицу, хрен, перец острый (красный, черный) и другие
жгучие (острые) специи (приправы);
− кофе натуральный, а также продукты, содержащих кофеин , другие стимуляторы, алкоголь;
− гидрогенизированные жиры, кондитерские жиры, кулинарные жиры, маргарин, свиное
или баранье сало, другие тугоплавкие жиры, а также пищевые продукты, содержащие
указанные виды жиров;
- биологически активные добавки к пище (БАД): с тонизирующим действием (содержащие элеутерококк, женьшень, родиолу розовую или другие аналогичные компоненты), влияющие на рост тканей организма, а также продукты, вырабатываемые с использованием перечисленных добавок;
− газированные напитки (содержащие углекислоту);
− арахис;
− острые соусы (типа кетчупа), закусочные консервы и маринованные овощи и фрукты
(консервированные с добавлением уксуса);
− пищевые концентраты на основе костных бульонов;
− пищевые концентраты на основе искусственных ароматизаторов (бульонные концен-
траты, пищевые концентраты первых и вторых блюд и т.п.).
− жареные в жире (масле) продукты, изделия (пирожки, пончики, картофель, чипсы, мя-
со, рыбу и т.п.).
Использовать тушение с обжаривание или запекание.